Информация о реализованных социальных коммуникациях. Социальная коммуникация. Модели социальной коммуникации

Информация о реализованных социальных коммуникациях. Социальная коммуникация. Модели социальной коммуникации

§ 1. Модели социальной коммуникации: от информирования – к диалогу

Понятие «коммуникация» (от лат. communicatio – сообщение, передача) используется в разных науках. Общее в его трактовке связано с представлением о коммуникации как о «передаче информации от одной системы к другой посредством специальных носителей, сигналов».

Как известно, коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, культурами посредством различных знаковых систем (языков). Различают коммуникацию межличностную, массовую (средства массовой коммуникации, или СМК), научную, техническую и т. д., поэтому термин «коммуникация», кроме общего, универсального, имеет дополнительные и уточняющие значения, в зависимости от того, какой смысл вкладывается в него в рамках того или иного научного подхода.

В центре внимания семиосоциопсихологической парадигмы оказывается социальная коммуникация, которая рассматривается как «универсальный социокультурный механизм, ориентированный на взаимодействие социальных субъектов, на воспроизводство и динамику социокультурных норм и образцов такого взаимодействия».

Для различных видов искусства, массовой коммуникации, а также для ряда иных форм и способов (жанров), связанных с социальным взаимодействием общающихся субъектов, правомочен универсальный термин – социальная коммуникация. Множественное число этого же термина – социальные коммуникации – используется при необходимости дифференцировать коммуникационные потоки.

Внимание науки и общества к процессам социальной коммуникации не случайно: от качества информационной среды, в которую «погружен» фактически каждый человек, зависит в значительной степени и качество нашей жизни.

Существуют различные концепции и модели коммуникации, большинство из которых практически отождествляют социальную коммуникацию с массовой коммуникацией (употребляются также термины СМИ, СМК, mass-media) и связаны с представлением о ней как о массовой передаче информации посредством использования технических средств, с помощью различного рода профессиональных приемов для влияния и воздействия на аудиторию. При этом цель ожидаемого воздействия – решение политических или экономических задач, а также распространение просветительских идей, связанных, например, с желанием донести до каждого человека морально-нравственные нормы и ценности.

Представление о коммуникации, положительно влияющей на людей и в массовых масштабах совершенствующей их ум, нравственность, активно разрабатывалось в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.). Особую надежду просветители связывали с появляющимися в этот период печатными изданиями, прежде всего газетами, а также с небывалыми доселе возможностями, открывающимися с началом книгопечатания. Казалось, еще немного – и высокая духовность станет обязательным качеством каждого человека, и на Земле наступит долгожданный золотой век…

Разочарование в идеях Просвещения, а точнее, в результатах предпринятых усилий и действий, не изменивших массовое сознание людей, снова и снова обращало исследователей к поиску оптимальной модели коммуникации. Человечество, ввергнутое в пучины двух мировых войн, жаждало ответа: как это могло случиться и как избежать подобного впредь? К середине XX в. у многих ученых и у большинства граждан разных стран сложилось стойкое мнение о том, что для судеб цивилизации губительным оказалось влияние пропаганды, которую использовали для воздействия на умы, настроения и поступки миллионов людей.

Модель линейная (Г. Д. Лассуэлл). Одна из наиболее известных в мире моделей коммуникации была сформулирована в 1948 г. американским социологом Г. Д. Лассуэллом. Основной функцией средств массовой коммуникации Лассуэлл считал поддержание равновесия в обществе, т. е. «равноценное просвещение эксперта, лидера и гражданина», которое в идеале помогает прийти к пониманию и соглашению по проблемам, касающимся мира в целом.

Поскольку в истории человечества «понимание и соглашение» достигались далеко не всегда, внимание исследователя было обращено к процессу движения идей внутри общественного сознания, а эффектом, к которому следовало стремиться, было заявлено донесение информации без искажений. Г. Д. Лассуэлл, в отличие от своих предшественников, выдвинул тезис о том, что процесс коммуникации состоит из нескольких звеньев, или циклов, одной общей структуры, на каждом из которых возможно искажение информации. Предложенная им модель коммуникации известна как линейная и выглядит так: «КТО – сообщает ЧТО – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ?»

Обратим внимание на то, что, поскольку в данной модели конечной целью был заявлен эффект, а его достижение связывалось с донесением информации (помогающей прийти к пониманию и согласию) без искажений, допущение влияния и воздействия в благих, с точки зрения коммуникатора, целях не снималось с повестки дня.

Вслед за Г. Д. Лассуэллом ученые многих стран обратились к изучению механизмов распространения в обществе идей, объяснению причин успехов или провалов пропаганды при попытках влиять на сознание людей. Научные исследования отслеживали те промежуточные этапы коммуникативного акта, на которых возможны помехи для достижения желаемого эффекта (при использовании радио, например, изучались такие составляющие, как тембр звука, темп речи, пол дикторов, композиция сообщения и т. д.).

Декларация успешной, просвещающей коммуникации, в сочетании с предложенными механизмами противодействия искажениям информации, была шагом вперед в теории коммуникации; тем не менее, как показала жизнь, предложенная модель не повлияла на практику использования информационного пространства для воздействия и манипуляций сознанием людей. Не принесла она и ожидаемого социального согласия.

В отечественной науке советского периода формула Г. Д. Лассуэлла была широко известна, но принималась с оговорками, хотя, по сути, партийная журналистика также была не чем иным, как пропагандой, имеющей целью воздействие на сознание и поведение людей. Значительным продвижением вперед в социальной науке советского периода оказалось обращение внимания исследователей к воспринимающей стороне – аудитории, однако основной акцент изучения все же был односторонним и сводился к изучению методов и способов влияния на нее.

Желание воздействовать на аудиторию, причем чаще в благих, с точки зрения коммуникатора, целях, не редкость и в современном информационном пространстве. Как показывают проведенные социально-диагностические исследования, такая форма коммуникации вызывает раздражение тех групп аудитории, которые не приемлют подобного способа общения, а также тех, кто придерживается мнения, противоположного тому, которое декларируется. Результатом оказывается и неумение больших групп людей адекватно понимать коммуникатора, а значит, и друг друга, иными словами, – неумение приходить к подлинному взаимопониманию и конструктивному взаимодействию.

Модель интеракционистская (Т. Ньюкомб). Вслед за моделью Г. Д. Лассуэлла в 1953 г. появилась интеракционистская модель, предложенная Т. Ньюкомбом, также ставшая широко известной. Аудитория рассматривается здесь не как объект воздействия, а как равноправный субъект коммуникации. Поскольку респондент (тот, кто воспринимает) и коммуникатор связаны взаимными ожиданиями и установками, общим интересом к предмету общения, результатом коммуникации оказывается сближение или, наоборот, отдаление их точек зрения. Именно в таком свете рассматривает Т. Ньюкомб эффекты коммуникации.

Однако и в модели Т. Ньюкомба успешная коммуникация не исключала возможности воздействия, причем для этой (конечно, благой) цели также допускалось использование манипулятивных приемов. Так, для того чтобы продвинуться в направлении желаемого эффекта, как успешный способ общения с аудиторией предлагался поиск некоей усредненной позиции, точки согласия. Но, как показывает практика социального управления, усреднение позиций сторон (консенсус) по поводу той или иной социально значимой проблемы далеко не всегда ведет к реальному разрешению этой проблемы. Поэтому заявленная равноправность участников (субъект-субъектность) в рамках модели Т. Ньюкомба оставалась в значительной степени декларативной.

Разговор о моделях коммуникации, возможно, покажется кому-то абстрактным, тем не менее они отражают и определяют особенности и стиль социального общения, характерного для того или иного пространственно-временного континуума. А поскольку речь идет о модели Т. Ньюкомба, приведем пример ее практической реализации в современном информационном поле. Именно по такому сценарию строятся в настоящее время отношения между современными телеканалами, рекламодателями и телезрителями. Однако усредненная вещательная политика, ориентированная на самые многочисленные группы телезрителей (их выявляют посредством получения всем известных количественных рейтингов), вызывает недовольство огромного числа людей, в том числе тех, на кого предлагают ориентироваться аналитики телевидения.

Между тем в мире вновь и вновь звучат неутешительные выводы: до желаемого социального согласия всё так же далеко; возникла мощная «индустрия сознания», человек не в состоянии противостоять «массовой культуре», которая ведет к обезличиванию и бездуховности больших групп людей, подчинению их вкусов и интересов интересам политики и бизнеса; экспансия печати, радио, телевидения, компьютерных развлечений, а теперь и Интернета более чем очевидна, и способа противодействовать ей практически нет.

Исследователи социальных процессов стали ощущать односторонность и ограниченность принятых ранее моделей коммуникации, поскольку в них отсутствуют, например, механизмы учета социального контекста, особенностей «пространства-времени», в котором происходит общение. Появились дополнения и уточнения существующих моделей. Так, в 1978 г. отечественный ученый П. С. Гуревич предложил продолжить формулу Г. Д. Лассуэлла следующим образом: «Кто получил сообщение – как изменилось его представление – какое отношение сложилось к инициатору коммуникации – как обеспечивалась обратная связь – какой эффект воздействия на самого пропагандиста».

Модель диалогическая (Т. М. Дридзе). В работах исследователей коммуникации все чаще стали появляться термины «диалог», «диалогическая коммуникация», однако ответ на вопрос, как их определить, оставался открытым.

Традиционно диалог связывают с вопросно-ответной формой мышления и общения, со способом усвоения информации, с авторским приемом, художественным творчеством. Исследователи-искусствоведы одними из главных критериев художественности и диалогичности называют искренность в самовыражении автора, партнерское отношение к аудитории.

Расширительное представление о диалоге дает диалогическая модель социальной коммуникации, разработанная в рамках семиосоциопсихологической парадигмы, где ключевое значение имеет «эффект диалога как смыслового контакта, основанного на способности и стремлении субъектов к адекватному истолкованию коммуникативных намерений партнеров по общению».

Диалог связывается здесь в первую очередь с взаимопониманием между общающимися сторонами, а эффективность общения – со степенью достижения искомого взаимопонимания, причем процедура измерения степени диалогичности впервые операционализирована (имеется в виду оригинальный исследовательский метод– метод мотивационно-целевого, или интенционального анализа процессов общения).

В противоположность другим формам и способам коммуникации, диалогическая модель исключает любые формы воздействия или влияния, поскольку ориентирована на взаимопонимание. При этом речь идет не о согласии с позицией автора – только о понимании этой позиции.

Процессы общения рассматриваются здесь как «…мотивированная и целеобусловленная текстовая деятельность, осуществляемая людьми в контексте проблемных жизненных ситуаций, лежащих у истоков любых социально значимых процессов». С этим принципиально важным положением связано представление о коммуникативной интенции, которая, по определению Т. М. Дридзе, является «равнодействующей мотива и цели (точнее – искомого результата) деятельности, общения и взаимодействия людей с окружающим их миром». Именно по степени понимания коммуникантом авторской интенции и составляется представление о том, состоялось или нет взаимопонимание, и, далее, вывод об успешности (диалогичности) коммуникации.

В зависимости от того, достигается или нет желаемый «смысловой контакт», когда совмещаются «смысловые фокусы (коммуникативные доминанты) порождаемого и интерпретируемого текста», наряду с понятием «коммуникация» (диалог) используются понятия «псевдокоммуникация», т. е. «попытка диалога, не увенчавшаяся адекватными интерпретациями коммуникативных интенций», и «квазикоммуникация» – «ритуальное „действо“, подменяющее общение и не предполагающее диалога по исходному условию».

И в первом и во втором вариантах общения отправитель и получатель информации остаются на разных полюсах информационного канала. Такие случаи носят название «коммуникативных сбоев», или «ножниц восприятия». При этом возникает неожиданный или нежелательный для коммуникатора результат общения.

Представление о социальной коммуникации как о диалоге позволило предложить следующий принцип дифференциации С М И и С М К (в настоящее время в работах, посвященных коммуникации, употребляются оба термина). Основной признак средств массовой коммуникации (СМК) – ориентация на взаимопонимание с аудиторией. Для средств же массовой информации (СМИ) задача установления диалогических отношений с аудиторией является необязательной, а в ряде случаев и нежелательной– главной задачей оказывается информирование, воздействие, влияние.

В настоящей работе, чтобы обозначить желаемые ориентиры, преимущественно употребляется термин СМК, хотя следует признать, что в современном информационном пространстве направленность на диалог как взаимопонимание скорее желательное, нежели широко распространенное явление.

Если модель коммуникации, предложенная Г. Д. Лассуэллом, имеет линейный характер и графически может быть представлена также линейно (коммуникативный акт структурируется по отдельным характеристикам: Кто – Что говорит – По какому каналу – Кому – С каким эффектом), а модель Т. Ньюкомба графически имеет форму треугольника (отправитель– приемник– согласие между ними), то диалогическую модель можно представить как отпечаток, «след»: с одной стороны, продуцируемая автором интенциональность, овеществленная в тексте, с другой – особенности преломления этой интенциональности и, соответственно, основных логических и экспрессивных «узлов» исходного текста в сознании воспринимающего человека.

Идея взаимопонимания как первейшего условия эффективного общения не нова – ее варианты можно обнаружить в трудах разных ученых, искусствоведов. Так, известный социальный психолог Э. Гоффман отмечал, что при межличностном общении «…мы неизменно сталкиваемся с необходимостью организовать свое поведение таким образом, чтобы оно в понятной форме соответствовало восприятию происходящего нашим партнером по взаимодействию. Что еще важно, наши действия должны быть адресованы другому рассудку, т. е. способности другого просчитать наши слова и действия как свидетельство наших слов, мыслей, намерений. Это ограничивает наши слова и действия, но это же позволяет соотнести в нашем восприятии весь мир, благодаря чему другой сможет уловить наши намеки, иносказания».

Подобный результат общения нередко назывался как оптимальный и исследователями массовой коммуникации. Так, исследователь телевидения В. В. Бойко заявил о «признаке коммуникабельности» информационного телевещания как об «особом социально-психологическом компоненте общения, при наличии которого циркулирующая информация актуализируется, т. е. приобретает конкретный, нужный и адекватный для отправителя и получателя смысл».

Представление о диалоге как о коммуникации с взаимопониманием перекликается с трудами многих известных литературоведов, теоретиков искусства, например, М. М. Бахтина: «Только диалогическая, соучастная установка принимает чужое слово всерьез и способна подойти к нему, как к смысловой позиции, как к другой точке зрения. Только при внутренней диалогической установке мое слово находится в теснейшей связи с чужим словом, но в то же время не сливается с ним, не поглощает его и не растворяет в себе его значимости, т. е. сохраняет полностью его самостоятельность как слова». Стремление к смысловому контакту с аудиторией предполагает открытость коммуникатора по отношению к воспринимающей стороне, но в настоящее время в сфере социальной коммуникации, в частности, в теории и практике массовой коммуникации, открытость мотивов и целей коммуникатора декларируется и реализуется далеко не всегда. Ориентированность на взаимопонимание в диалогической модели коммуникации полностью исключает любые формы воздействия и, следовательно, узаконивает, делает массовым принципиально новый тип взаимоотношений в социальной и межличностной сфере – тот, который сегодня мало распространен. Это стиль общения, основанный на искренности, открытости, стремлении максимально полно, без искажений, донести свои мысли и чувства, с одной стороны, и, с другой – так же максимально полно, без искажений понять другого. Именно такой стиль отличает общение талантливого автора (писателя, журналиста, режиссера, актера, художника, композитора и т. д.) со своей аудиторией, успешного политика или общественного деятеля – с населением, педагога – с любящими и уважающими его учениками. Именно диалогический стиль общения – основной «цемент» прочной семьи и многолетней дружбы.

Общение с взаимопониманием, или диалог, достигается, во-первых, при стремлении и умении коммуникатора быть понятным и понятым и, во-вторых, при стремлении и умении воспринимающей стороны адекватно (так, как это есть на самом деле) понять коммуникатора. Наши исследования неоднократно фиксировали нежелательные коммуникативные сбои, когда взаимопонимание не достигалось, причем по вине или одной, или другой стороны, участвующей в общении, а также одновременно обеих. Поэтому, бесспорно, общение с взаимопониманием – это своеобразный интеллектуальный труд, это специфическая деятельность, требующая определенных навыков, знаний, умений и стремлений.

Только при взаимопонимании конструктивно решаются проблемные и конфликтные ситуации, наблюдается позитивная динамика в усвоении и совершенствовании социокультурных норм и образцов социального взаимодействия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Миф о вечном возвращении автора Элиаде Мирча

1.4. Сакральные модели ритуала Каждый обряд следует божественному образцу, архетипу. Этот факт хорошо известен, поэтому мы вполне можем ограничиться всего несколькими примерами. "Мы не должны сделать то, что изначально делали боги" (Чатапатха Брахмана, VII, 2,1, 4). "Так делали

Из книги Социальные коммуникации автора Адамьянц Тамара Завеновна

Раздел II. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ: МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

§ 11. Критерии социальной эффективности средств массовой коммуникации (СМК) Представление об оптимальной модели массовой коммуникации тесно связано с понятием эффективности функционирования печати, радио, телевидения, а также СМК в Интернете. Необходимость определения

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

§ 12. Текст-имидж (образ) как вид социальной коммуникации Сложившееся в сознании личности представление о другом человеке (а также о предмете, организации, товаре, явлении и т. д.) и есть образ, или имидж. Объект, служащий «отправной точкой» для возникновения такого

Из книги Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху. 1903-1930 гг. автора Креспель Жан-Поль

Лекция 9. Модели культуры 1. Классическая и современная модели культурыВ развитии европейской культурологии можно выделить важный период утверждения западной культуры (с эпохи Возрождения до середины XIX в.). Этому периоду свойственны чувство исторического оптимизма,

Из книги Военные навыки индейцев Великих Равнин автора Секой Фрэнк

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Из книги Беседы автора Агеев Александр Иванович

Двойственность идеологической модели Разнообразие социокультурных групп в обществе для большевизма, как, впрочем, и для других партий, пытающихся «овладеть массой», имеет двойной смысл. С одной стороны, система ценностей социокультурной группы, включенная в модель, -

Из книги Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней автора Смирнов Игорь Павлович

Из книги Язык русской эмигрантской прессы (1919-1939) автора Зеленин Александр

Из книги Культура и мир автора Коллектив авторов

И.Ю. Юргенс - Нужно учиться диалогу «Экономические стратегии», № 01-2009, стр. 12–14 В беседе председателя совета директоров банка «Ренессанс Капитал», председателя правления Института современного развития Игоря Юрьевича Юргенса с главным редактором «ЭС» Александром

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

2. Сталинистская литература в системе социальной коммуникации 2.1.1. СР вторил процессам, протекавшим в социальной практике тоталитаризма, в том смысле, что литературные тексты сталинского периода стремились нейтрализовать контраст между религиозным дискурсом и

Из книги автора

3. Компрессивные модели словообразования Наряду с номинативной функцией словообразования, заключающейся в производстве новых лексических единиц, важное место в словообразовательном синтезе занимают также конструктивная функция (т. е. «сжатие» словосочетания, фразы

Из книги автора

Л. Б. Брусиловская. Культура «оттепели» в России и Запад: от конфликта к диалогу У «оттепели» как культурной эпохи, во многом предвосхитившей «перестройку» и постсоветский период истории России, были движущие механизмы, исподволь осуществлявшие «перелом» от сталинской

Из книги автора

Три модели знания В современной философии заметен весьма продуктивный процесс рефлексии над идеалом науки. Этот эталон уже не рассматривается как единственный, поскольку рождаются типологически различные представления о специфике научного знания. Так, В. М. Розин

Во введении без развернутой аргументации было предложено исходное определение социальной коммуникации. Теперь остановимся на двух немаловажных для ее понимания моментах: во-первых, родовом понятии "коммуникация" и типах коммуникации; во-вторых, на разновидностях социальной коммуникации.

Эволюцию понятия "коммуникация" в русском языке легко проследить по справочной литературе. В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля слово "коммуникация" писалось с одним "м" и толковалось как "пути, дороги, средства связи мест". Именно в этом смысле Н. В. Гоголь писал: "Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга". До революции иных значений за термином "коммуникация" не числилось (с начала XX века его стали писать с двумя буквами "м"). Советский энциклопедический словарь (М., 1979) указывает два значения:

  1. пути сообщения транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства;
  2. общение, передача информации в процессе деятельности, включая сигнальные способы связи у животных. Исчерпывается ли сказанным понятие о коммуникации?

Начнем с элементарной схемы коммуникации, которая имеет то достоинство, что принимается всеми известными дефинициями и концепциями.

Коммуникация предполагает наличие по крайней мере трех участников: передающий субьект (коммуникант) - передаваемый объект - принимающий субъект (реципиент). Таким образом, коммуникация - это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:

  1. В качестве участников коммуникации выступают два субьекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). В роли субъекта коммуникации можно мыслить Бога, к которому обращаются с молитвой. Из понятия коммуникации исключаются неодушевленные предметы: так, взаимодействие солнца с землей не есть коммуникационный процесс.
  2. Обязательно наличие передаваемого объектa, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, футбольный мяч и т.д.) или не иметь ее, например, гипноз. Коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему симпатию, антипатию, доверие, любовь. Вырожденная форма коммуникации общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления и т.п.).

3. Коммуникации свойственна целесообразность, или функциональность, поэтому бред не коммуникационный акт. Целесообразность может проявляться в трех формах:
3.1. Перемещение материального объекта в геометрическом пространстве из пункта А в пункт В - в этом заключается цель транспортной или энергетической коммуникации;
3.2. Цель взаимодействующих субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой. Носителями смыслов являются знаки, языки, символы, имеющие внешнюю, чувственно воспринимаемую форму, и внутреннее, постигаемое умозрительное содержание;
3.3. Элементарная схема коммуникации пригодна для генетической связи "родители - дети". Как известно, эта связь осуществляется посредством генетической информации (передаваемый объект), представляющей собой особым образом закодированную программу воспроизводства (биосинтеза, репликации) определенного организма. Специфика ситуации состоит в том, что дети, т.е. реципиент, отсутствуют до появления генетической информации и синтезируются на ее основе. Зигота, т.е. оплодотворенная клетка, знаменующая образование зародыша, еще может рассматриваться как объединение частей родительского тела в виде половых клеток - гамет, но ребенок является не частью своих родителей, а их подобием. В данном случае цель коммуникации заключается в передаче этого подобия от поколения к поколению, допустим, передача "лошадопдобности" от лошади жеребенку.

Исходя из сказанного, можно дать следующее толкование: Коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов, реализуемое B трех различных формах:

  1. перемещение (транспортировка) материальных объектов, в том числе - энергии, болезнетворных вирусов, мигрирующего населения, транспортных средств, грузов и т.п.;
  2. обмен осмысленными сообщениями;
  3. генетическое наследование биологических образов. Соответственно вырисовываются три типа коммуникации: пространственная (транспортная); смысловая (семантическая); генетическая. Например, путешествия, торговля, почта, электро- и радиосвязь - явления пространственной коммуникации; рукопожатие, танец, жертвоприношение, политическая демонстрация, передача культурного наследия, диалог культур, перевод с языка на язык - проявления смысловой коммуникации; метисизация, смешение рас и этносов, генетическое наследование - относятся к генетической коммуникации. Конечно, нас интересует смысловая коммуникация, но она связана с другими типами коммуникации, и поэтому нельзя последние упускать из виду.

В зависимости от реципиента различаются два рода смысловой коммуникации: коммуникация внутренняя (точнее - внутриличностная), когда коммуникант и реципиент совпадают, и коммуникация внешняя, когда адресатом является другой человек, группа людей или общество в целом (массовая аудитория). Внешнюю смысловую коммуникацию будем называть социальной коммуникацией.

В связи с разработкой общей типологии коммуникации уместно привести слова крупнейшего этнографа и антрополога XX века К. Леви-Стросса, который писал:

"В любом обществе коммуникация осуществляется по крайней мере на трех уровнях: коммуникация женщин; коммуникация имущества и услуг; коммуникация сообщений... Исследования каждой из этих грех систем под-чинены одному и тому же методу; они отличаются друг от друга только стратегическим уровнем, который соответствует им внутри некоего единого мира коммуникаций... Культура состоит... из правил, применимых во всякого рода коммуникационных играх, которые происходят как в природе, так и в культуре".

Три коммуникационных уровня (системы), о которых говорит К. Леви-Стросс, в качестве генетической, пространственной и смысловой коммуникации.

Обратим внимание также на взаимосвязь социальная - внутриличностная коммуникация. Интеллектуальное развитие ребенка, как показали исследования психологов, начинается с эгоцентрической речи вслух, которая затем преобразуется в беззвучную внутреннюю речь. Но непременным условием появления эгоцентрической речи, как и дальнейшего преобразования ее во внутреннюю речь, является нахождение ребенка в социально-коммуникационной среде. Говорят, что внутриличностная (внутренняя) коммуникация ecть интериоризованная социальная коммуникация. Благодаря этой интериоризации взрослый человек становится полноправным участником естественного диалога, т.e. выступает в роли коммуниканта и реципиента внешних сообщений. При этом внутренняя речь выполняет две функции:

  • во-первых, функцию "полуфабриката" внешних высказываний, смысл которых окончательно "совершается в слове" (Л. С. Выготский);
  • во-вторых, функцию особого коммуникационного канала, обращенного к "самости" личности, ее ""внутреннему голосу".

Именно этот скрытый диалог с самим собой служит причиной душевных расстройств (фобии, депрессии, мании), которыми занимается психиатрия.

Из сказанного следует, что отличительные особенности социальной коммуникации заключаются в том, что объектом взаимодействия между коммуникантом и реципиентом является осмысленное сообщение, а совершается это взаимодействие не в психическом пространстве (как в случае внутриличностной коммуникации), а в социальной среде, т.e. в социальном времени и пространстве. Сообщение, как правило, имеет чувственно воспринимаемую форму (звук, изображение), но может и не иметь ее гипноз, психическое заражение, парапсихология и т.п., поэтому воздержимся от указания, каким образом выражен смысл сообщения. Получаем: Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это наиболее общее философское определение социальной коммуникации, имеющее методологическое значение в дальнейших рассуждениях.

В зависимости от участников социальной коммуникации будем различать следующие виды:

  • микросоциальную (межличностную) коммуникацию, где участники непосредственно контактируют друг с другом на психологическом уровне;
  • мидисоциальную (групповую) коммуникацию, где в роли коммуникантов и реципиентов выступают не индивидуальные личности, а социальные группы внутри данного общества (социума), например, коммуникация "учителя учащиеся";
  • микросоциальную коммуникацию, где в качестве коммуникационных субъектов действуют: или общество в целом, не расчлененное на группы (массовая коммуникация), или государственные образования (международная коммуникация), или исторически сложившиеся цивилизации (мeжцивилизациoннaя коммуникация).

Ясно, что виды социальной коммуникации имеют разные цели и задачи, используют разные коммуникационные средства, различны но специфике и требуют особою рассмотрения. Вместе с тем во всех случаях их главным содержанием является обмен смыслами (духовными ценностями), что и позволяет рассматривать их как разновидности социальной коммуникации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование понятия и основных компонентов социальной коммуникации. Определение ее видов: устной, документной, электронной и главных функций: эмотивной, конативной, поэтической, метаязыковой. Характеристика моделей и типологии социальной коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Глобализация системы массовой коммуникации. Информационные технологии и технические средства: концентрация и конгломерация. Исследование функций массовой коммуникации в социальном аспекте. Социальные институты, сообщества и группы массовой коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Рассмотрение понятия и классификации барьеров системы массовой коммуникации; описание их основных функций. Характеристика технических, психических и социальных препятствий, вызванных различными факторами на примере глобальной компьютерной сети Интернет.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Коммуникация как компонент социального взаимодействия. Становление понятия "коммуникация" в социально-гуманитарном знании. Виды и функции социальной коммуникации. Изменение характера и роли коммуникации в современном обществе: социокультурный контекст.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.

    курс лекций , добавлен 10.10.2010

    Биография Хабермаса. Социальная коммуникация. Практика, этика и мораль в теории коммуникационного действия. Типы коммуникационного действия. Речевые акты. Концепт речевого действия. Язык - основа коммуникации. Теория аргументации и понятие дискурса.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2009

    Место коммуникации среди социальных процессов. Воздействие массовой коммуникации на групповое и индивидуальное сознание. Проблемы коммуникатора, аудитории, содержания и восприятия массовой информации, функционирования средств массовой коммуникации.

    Понятие «коммуникация» (от лат. communicatio – сообщение, передача) имеет множество определений и используется в разных науках. Впервые термин «коммуникация» появился в научном обороте в конце XIX - начале XX вв. Изначально процесс коммуникации рассматривался исключительно как процесс человеческого общения.

    Например, Владимир Даль давал такое определение «коммуникации» в своём словаре: «коммуникация» – это сообщение, пути, дороги, средства связи мест» . В словаре С. И. Ожегова определение звучит так: «коммуникация» – путь сообщения, линия связи . В энциклопедическом словаре можно встретить следующее определение: Коммуникация – (лат. communicatio от communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем) . Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.

    Еще совсем недавно в сфере коммуникации перед человечеством как первоочередные стояли задачи массового овладения грамотой и накопления, усвоения имеющихся знаний и сведений. Современные же процессы информатизации и глобализации выдвигают на передний план новые социально значимые задачи, о которых на протяжении веков ученые и мыслители могли только мечтать.

    С появлением современных электронных систем связи, с развитием кибернетики и математической теории коммуникации понятие «коммуникация» получило широкое распространение в различных отраслях науки: лингвистике, психологии, информатике, семиотике, социологии и др. Уже в начале 1960-х годов только в зарубежной научной литературе насчитывалось около ста определений коммуникации. В качестве примеров приведём, следующие определения данного термина: «Коммуникация» – информационная связь субъекта с объектом – человеком, животным, машиной (М. Каган) ; «Коммуникация» – акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Бэрри) ; «Коммуникация» (в биологии) – это передача сигналов между организмами или частями одного организма. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов (Д. Льюис) ; «Коммуникация» – это «механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений, включающие в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени» (Ч. Кули) ; Коммуникация – социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри) .

    Для социальной коммуникации больше подходят определения Ч. Кули и К. Черри, так как приоритет отдан формам социального взаимодействия людей по поводу передачи, хранения и использования информации, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.

    Из вышеприведённых определений ясно, что коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, культурами посредством различных знаковых систем (языков). Различают несколько видов коммуникаций, поэтому термин «коммуникация», кроме общего, универсального, имеет дополнительные и уточняющие значения, в зависимости от того, какой смысл, вкладывается в него в рамках того или иного научного подхода.

    Ознакомившись с несколькими интерпретациями определения «социальная коммуникация», мы выбрали, наиболее ёмкое и простое определение. «Социальная коммуникация – это всё многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни» . К ним мы относим, прежде всего, общение, межличностные отношения и взаимодействия, под социальной коммуникацией подразумевается необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т. д.

    Объектом социальной коммуникации выступает сама коммуникация, представленная ее разновидностями; предметом – специфика взаимодействия, определяемая социальными факторами; субъектом – индивиды, группы индивидов, системы управления и организации в целом.

    В качестве участников коммуникации выступают два субъекта (отдельный человек, группа людей), обязательно должно быть наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, подарок и т. д.) или не иметь её. Например, коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента (внушая ему доверие, симпатию, любовь, неприязнь и т. д.)

    Коммуникации свойственна целесообразность, она может выражаться в трёх формах:

      Перемещение материального объекта в геометрическом пространстве, из одного пункта в другой. Так происходит транспортная или энергетическая коммуникация.

      Взаимодействие субъектов в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой. (Носителями смыслов являются знаки, символы, тексты, имеющие внешнюю, чувственно воспринимаемую форму, и внутреннее, постигаемое умозрительно содержание).

      Элементарная схема коммуникации (коммуникант – сообщение –реципиент) пригодна для генетической связи (дети – родители, передаваемым объектом в этом случае будет генетическая информация). Цель коммуникации заключается в передаче биологического образца от поколения к поколению .

    Отличительными признаками социальной коммуникации является то, что объектом взаимодействия между коммуникантом (участник коммуникационного акта, отправляющий информацию) и реципиентом (участник коммуникационного акта, принимающий информацию) является осмысленное сообщение. А также то, что совершается это взаимодействие не в психическом пространстве, а в социальной среде. Надо сказать, что сообщение как правило, имеет чувственно воспринимаемую форму, но может и не иметь её .

    Понятие социальной коммуникации является межнаучным. В его разработке участвуют несколько наук (психология, логика, лингвистика, социология, философия и т. д.). Внимание психологов, социологов, философов и других представителей гуманитарных наук к различным аспектам социальных коммуникаций связано с постижением многообразия жизненных сфер человека. Эти тенденции проявляются, прежде всего, в стремлении изучить особенности социального поведения в различных ситуациях, будь то интимно-личностные, межличностные или межгрупповые отношения, сопровождающие течение всей жизни человека и удовлетворяющие его различные социогенные потребности.

    Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Коммуникация – это опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов. Смыслы, движущиеся от коммуниканта к реципиенту, представляют собой знания, умения, стимулы, эмоции. Социальное пространство – интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Социальное время – интуитивно ощущаемое людьми течение социальной жизни, зависящее от интенсивности социальных изменений.

    Социальная коммуникация обычно имеет материальную, чувственно воспринимаемую форму и духовное, постигаемое умом содержание.

    Важнейшей составляющей социального взаимо­действия является социальная коммуникация. Хотя в каких-то ситуациях возможно взаимодействие без коммуникации, в подав­ляющем большинстве случаев социальные контакты включают коммуникацию.

    Коммуникация - это взаимный обмен информацией, предпо­лагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой обмен происходит не обязательно в словесной форме (вербальной), но и в невербальной. Невербальная комму­никация значительно древнее вербальной. Она включает в се­бя жесты и мимику, танец, музыку, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру. В самом деле, оставшиеся от прошед­ших веков инженерные сооружения, храмы, дворцы, скульптуры, картины передают без слов информацию о жизни, чувствах, взаи­моотношениях давно умерших людей.

    Суть процесса коммуникации, как следует из определения, со­стоит в передаче другому участнику сообщения, содержащего ин­формацию. Сам акт раскрытия содержания своего сознания в ходе коммуникации в социологии называют сигналом.

    Но сигнал - это не всегда сообщение или информация. Напри­мер, если на улице к нам обратится прохожий на иностранном язы­ке, которого мы не знаем, то мы примем такой сигнал, но не получим реального сообщения. Конечно, в таком случае не состоится ни ком­муникации, ни получения информации. Если говорится что-то та­кое, что нам уже известно, мы получаем сообщение, но оно не явля­ется для нас информацией. Сообщение будет информацией только в том случае, если оно содержит нечто для нас неизвестное.

    Передача информации в ходе коммуникативного процесса тре­бует определенных носителей - символов и знаков, так как комму-


    никация по своей природе - символический процесс. В качестве символов и знаков выступают объекты, раскрывающие смысл, кото­рый они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что данным смыслом их наделило общество. Такой смысл - это значение знака. Поэтому можно сказать, что коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений.

    Знаками являются слова, жесты, позы, мимика, иногда - экс­прессивное поведение (смех, улыбки, слезы, вздохи и т.д.).

    Язык - важнейшая знаковая система, институционализиро­ванная обществом и имеющая поэтому исторический характер. Индивид рождается и формируется в конкретном социальном контексте, где уже задана конкретная структура языка. Поэтому язык любого общества опосредованно отражает структуру самого общества и как бы задает специфику социальной коммуникации.

    Важной характеристикой любого коммуникативного процес­са является намерение участников повлиять друг на друга. Влия­ние может осуществляться за счет использования таких механиз­мов психологического воздействия, как:


    О убеждение - процесс целенаправленного коммуникативного воз­действия, характеризующийся логическим обоснованием сооб­щения (или нескольких сообщений) с целью добиться согласия собеседника (или аудитории) с высказываемой точкой зрения ;

    О внушение - способ коммуникативного воздействия, рассчитан­ного на некритическое восприятие информации; такой характер восприятия не требует ни развернутого логического анализа, ни оценки, ни глубоких размышлений, а реализуется за счет воздей­ствия на чувства, эмоции, которые в свою очередь влияют на ин­теллектуальные и волевые характеристики индивида, не подозре­вающего о том, что он подвергается внешнему воздействию.

    Внушение используется для того, чтобы создать у собеседника состояние, побуждающее его к определенным действиям. Резуль­тативность этого процесса напрямую зависит от индивидуальных особенностей индивида, уровня его образования, культуры, пси­хического состояния и степени подверженности влияниям. Кро­ме того, сила воздействия во многом зависит от наглядности, до­ступности, образности и лаконичности информации. Эффектив­ность коммуникативных средств во многом определяется тем, насколько содержание внушаемого сообщения в общем и целом соответствует интересам и потребностям аудитории.

    12.1. Типы социальной коммуникации

    Существует несколько типов социальной комму­никации: межличностная, публичная, массовая; особым типом со­циальной коммуникации является невербальная коммуникация ритуальных действий.

    Человеческая коммуникация может осуществляться между единицами различной величины и сложности.

    Индивид должен овладеть искусством межличностной комму­никации, научиться коммуникации с самим собой - интралично- стной коммуникации и саморефлексии. Он должен быть способен не только думать и чувствовать, но также думать и чувствовать о собственных мыслях и чувствах.

    Группы можно определить как ряд индивидов, между которы­ми существует взаимная коммуникация. Если структура группо­вой коммуникации формализована и четко иерархически вы­строена, то такую группу называют формальной организацией.

    На уровне общества коммуникация осуществляется в рамках принятых законов общения, более или менее формализованных правил, конвенций, нравов и привычек, а также в рамках нацио­нального языка и традиций.

    Государства вступают в коммуникацию со своими гражданами обычно формализованным образом: с помощью объявлений, актов парламента, указов правительства и т.д. В пределах своих террито­риальных границ государства обладают также монополией на гру­бую форму коммуникации - организованное физическое насилие.

    Таким образом, коммуникация может рассматриваться как фактор, определяющий уровень и тип организации социальных групп.

    Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо нали­чие общего языка, на котором могли бы общаться субъекты ком­муникации, наличие каналов, по которым коммуникация может реализоваться, правил ее осуществления.

    Коммуникация как процесс представляет собой разновид­ность социального действия, направленного на общение людей друг с другом и обмен информацией. Коммуникативное действие отличается от других типов социальных действий тем, что оно ориентировано на действующие в обществе нормы коммуника­ции. В социологии существуют два подхода к коммуникативному действию:

    рационально-технологический, рассматривающий коммуника­цию как простую совокупность средств и методов передачи ин­формации, которыми располагает общество; феноменолого-понимающий, представленный концепциями А. Шюца и Ю. Хабермаса и фокусирующий внимание на взаим­ном понимании субъектов коммуникации как цели и основе всего процесса.

    новационные - сообщающие новые сведения; ориентационные - помогающие ориентироваться в жизни, цен­ностях и информации;

    стимуляционные - актуализирующие мотивации.

    В 1920-х гг. изучение социальной коммуникации выделилось в отдельную дисциплину.

    Символический интеракционизм проявил наибольший инте­рес к проблемам социальной коммуникации. В частности, Дж. Мид пытался объяснить механизм интеракции, выявляя спе­цифику человеческой коммуникации в сравнении с коммуника­цией в животном мире.

    Анализируя язык жестов, он выяснил, что жест одного из участников коммуникации понятен другому участнику, если он понимает его как начало конкретного действия. Например, когда собака оскаливает зубы, другая собака понимает это как сигнал к нападению и в свою очередь оскаливается или убегает. Таким образом, начальный жест - это знак, символизирующий целиком все действие, которое может за ним последовать.

    Условием такого опережающего понимания является способность второго партнера к такой же реакции. Именно благодаря ей у него воз­можны конкретные ожидания в отношении поведения другого. Дей­ствие ориентируется на эти поведенческие ожидания, а способность обоих партнеров к сходным реакциям определяет возможность взаи­мопонимания и взаимодействия.

    Эти поведенческие ожидания Мид называет ролевыми ожиданиями. Прикидка на себя роли другого позволяет предвидеть его поведение в той или иной ситуации. Такое предвидение как внутренний акт созна­ния предполагает, что сознание само расщепляется на Я и Другого. Это означает способность поставить себя на место другого и, наобо­рот, взглянуть глазами другого на самого себя. «Вступая в коммуника­цию с другими людьми, я от каждого из них получаю какое-то пред­ставление о себе самом, каким видит меня каждый из них. Из таких представлений у меня складывается единый образ себя самого».

    Таким образом, основа социальной коммуникации - в спо­собности, ставя себя на место другого, предвидеть его ролевое по­ведение и соответствующим образом ориентировать свое. Комму­никативные навыки развиваются из врожденных биопсихических задатков в игре. Ребенок, играя с воображаемыми партнерами, од­новременно разыгрывает несколько ролей, попеременно ставя се­бя на место то одного из них, то другого, то самого себя. Следую­щей стадией является групповая игра с реальными партнерами, в которой оттачиваются навыки предвидения поведения других.

    Ч. Кули рассматривает социальную коммуникацию как инст­румент социализации индивида. Согласно Кули, социализация и становление активной личности происходят в первичных груп­пах, в которых индивиды связаны непосредственными отноше­ниями. Человек приобретает свое Я в коммуникации с другими людьми. В процессе коммуникации осуществляются обмен пред­ставлениями друг о друге, познание себя и своих возможностей. Социальное в человеке - это его непреодолимое стремление к об­щению с другими и продукт этого общения. В коммуникации пе­ресекается индивидуальное и социальное, она представляет собой средоточие интеракции. Это объясняется тем, что в ходе комму­никации вырабатываются и шлифуются представления людей друг о друге и об обществе, в котором они живут. Такие представ­ления составляют «социальное сознание» индивида, связываю­щее его с обществом.

    Можно сказать, что в символическом интеракционизме ком­муникация выступает как бы матрицей социальной жизни. Другие подходы к феномену социальной коммуникации более конкрет­ны и направлены на изучение ее исторической динамики.

    В 1960 г. канадский ученый М. Мак-Лухан выдвинул тезис, со­гласно которому современное общество находится на пути от «культуры печатного слова» к «визуальной культуре». Это означа­ет, что среди молодежи предпочтительными каналами коммуни­кации все более становятся телевидение, звукозапись, а в даль­нейшем - компьютер и Интернет. В конце XX в. центр исследова­тельского интереса к коммуникации сместился в сторону индустрии массовой коммуникации, ее воздействия на аудито­рию, влияния информационных технологий, динамики вербаль­ной, невербальной и экстрасенсорной коммуникации, особенно­стей индивидуального восприятия различных видов коммуника­ции и т.д.


    Под массовой коммуникацией понимается совокупность совре­менных технических средств, позволяющих социальному акто­ру обращаться к максимально многочисленной аудитории. Если представить все виды коммуникации в виде пирамиды, то массо­вая коммуникация является ее вершиной, где перекрещиваются и интегрируются интересы и ожидания всех индивидов - членов различных социальных структур .


Самое обсуждаемое
«Фразеологическая разминка» «Фразеологическая разминка»
1 крылатое выражение. Крылатые выражения. Примеры из произведений. Бабушка надвое сказала 1 крылатое выражение. Крылатые выражения. Примеры из произведений. Бабушка надвое сказала
Что значит крылатые. Крылатые выражения. Примеры из произведений. Срывание всех и всяческих масок Что значит крылатые. Крылатые выражения. Примеры из произведений. Срывание всех и всяческих масок


top