От старцева к ионычу. Cочинение «Деградация Дмитрия Старцева «Ионыч От старцева к ионычу

От старцева к ионычу. Cочинение «Деградация Дмитрия Старцева «Ионыч От старцева к ионычу

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»

Конспект урока литературы в 10 классе

Беседа за круглым столом:

«Путь Старцева к Ионычу» (По рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Подготовила:

преподаватель литературы и русского языка

Нечипоренко Любовь Николаевна

Цели:

повторить изученный материал по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»;

формировать у обучающихся общие учебные компетенции;

воспитывать чувство меры, ответственности, уважение к жизни;

Оборудование:

интерактивная доска

Ход урока

Группа обучающихся сидит за большим круглым столом, учащиеся ведут непринужденную беседу друг с другом о сюжете рассказа Чехова «Ионыч», координирует работу обучающихся преподаватель.

Преподаватель:

(На интерактивной доске портрет Чехова и обложка рассказа «Ионыч»)

История, рассказанная Чеховым в «Ионыче» (1898), строится вокруг двух признаний в любви — как, собственно, строился сюжет и в пушкинском «Евгении Онегине», если вы помните об этом, с той лишь разницей, что герои поменялись местами. Вначале он признается ей в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви — и с тем же отрицательным результатом. Все остальные события нужны как фон, как материал для объяснения того, почему не состоялась взаимная любовь, не получилось счастье двух людей.

Обучающийся - 1:

и история, и способ ее описания стары, как мир (вспомним, к примеру, народную сказку о журавле и цапле, также поочередно и неудачно объяснявшихся в любви). Но каждый писатель, мне кажется, обращаясь к испытанным художественным конструкциям, дает свое объяснение вечной истории человеческих взаимоотношений, выражая через них свое видение и понимание мира.

Обучающийся - 2:

кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев, каким мы его видим в начале рассказа, превратился в Ионыча? Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни? И как удается Чехову всего в несколько страничек текста вместить целые человеческие судьбы и жизненные уклады?

Обучающийся - 3:

как будто на поверхности лежит первое объяснение того, почему герой деградирует. Причину можно увидеть в неблагоприятном, враждебном окружении Старцева, в обывательской среде города С., с одной стороны, и в отсутствие борьбы героя с этой средой, протеста против нее — с другой. «Среда заела» — расхожее объяснение подобных ситуаций в литературной критике.

Обучающийся - 4:

итак, в превращении Старцева в Ионыча виновата среда? Нет, это было бы, по меньшей мере, односторонним объяснением. (Дмитрий Старцев влюбляется в девушку из чуждой ему среды, им движут материальные чувства.) Как человек со стороны входит он в «самый талантливый» дом города С. - к Туркиным. У него нет никакого изначального неприятия этой среды — наоборот, в первый раз в доме Туркиных все кажется ему приятным или, по крайней мере, занятным. Пусть не сразу, но к какому-то моменту он также почувствовал раздражение против тех людей, среди которых ему приходится жить и с кем приходится общаться. С ними не о чем говорить, их интересы ограничены едой и пустыми развлечениями. Что-либо действительно новое им чуждо, идеи, которыми живет остальное человечество, недоступны их пониманию (например, как это можно отменить паспорта и смертную казнь?).

Обучающийся - 5.

что ж. Старцев поначалу тоже пробовал протестовать, убеждать, проповедовать («...в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя...»). Отклика в обществе монологи Старцева не встретили. Но в отличие от фамусовского общества (Грибоедов «Горе от ума»), которое агрессивно по отношению к вольнодумцу, обыватели города С. просто продолжают жить, как жили, к инакомыслящему же Старцеву в целом они остались вполне равнодушны, пропуская его протест и пропаганду мимо ушей. Правда, наградили его довольно нелепым прозвищем — «поляк надутый», но это все-таки не объявление человека сумасшедшим. Более того, когда он стал жить по законам этой среды и окончательно превратился в Ионыча, сами же от него натерпелись.

Преподаватель:

Ребята, давайте вспомним, каким приехал в город С. Дмитрий Ионович Старцев?

(На доске план, по которому обучающиеся отвечают на этот вопрос)

Внешность Дмитрия Старцева

Отношение к работе;

Интересы;

Взаимоотношения с окружающими;

Характер;

А каким стал Старцев через год?

Что изменилось в его внешности, в характере, изменились ли интересы героя?

Обучающийся - 6:

среда поглотила и подчинила своим законам Дмитрия - молодого доктора. Хочется осудить этого человека, ведь он был весьма положительным человеком по приезде в городок. Чехов вводит в рассказ испытание героя самой обыкновенной вещью — неспешным, но неостановимым ходом времени: «Как-то зимой... весной, в праздник,— это было Вознесение... прошло больше года... стал бывать у Туркиных часто, очень часто... дня три у него дело валилось из рук... успокоился и зажил по-прежнему... опыт научил его мало-помалу... незаметно, мало-помалу... прошло четыре года... прошло три дня, прошла неделя... и больше уж он никогда не бывал у Туркиных... прошло еще несколько лет...» Впрочем, что значит — вводит? Разве погруженность в поток времени не является самым естественным и неотъемлемым от любого человека обстоятельством? Время проверяет любые убеждения, испытывает любые чувства; оно успокаивает, утешает, но и затягивает — «незаметно, мало-помалу» переделывая человека. Чехов и пишет не об исключительном или незаурядном, а о том, что касается каждого обыкновенного («среднего») человека.

Обучающийся - 7:

Старцев умеет испытывать презрение, знает, чем стоит возмущаться (людская тупость, бездарность, пошлость и т.д.). И Котик, много читающая, знает, какими словами следует обличать «эту пустую, бесполезную жизнь», которая стала для нее Невыносимой. Своих героев Чехов наделяет не только отрицающим задором, но и положительной жизненной программой («Нужно трудиться, без труда жить нельзя»,— утверждает Старцев, а Котик убеждена: «Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели... Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы...»). Герою может казаться, что он живет и действует в соответствии с правильно выбранной целью. Ведь Старцев не просто монологи перед обывателями произносит — он, действительно, трудится, и больных он принимает все больше, и в деревенской больнице, и в городе. Но... опять «незаметно, мало-помалу» время совершило губительную подмену". К концу рассказа Ионыч трудится все больше уже не ради больных или каких-то там высоких целей. То, что прежде было вторичным («бумажки, добытые практикой», деньги), становится главным наполнением жизни, ее единственной целью.

Преподаватель:

(Вопросы на интерактивной доске)

Может ли человек жить без денег?

Для чего деньги нужны людям?

Может ли человек стать рабом денег?

А что это означает - быть рабом денег?

Давайте вспомним сцену в рассказе, где Ионыч сидит за огромным столом и считает добытые практикой деньги, объясните, какие чувства испытываем мы к этому человеку во время этой процедуры?

Обучающийся - 8:

Старцев превратился в человека, который, кроме денег, ничего в жизни не желал. У него нет любимой женщины, у него нет друзей, он сам живет скучно и одиноко.

Разве деньги сделали Старцева счастливым?

Перед лицом времени — незримого, но главного вершителя судеб в чеховском мире — непрочными и ничтожными кажутся любые словесно сформулированные убеждения, прекраснодушные программы. В молодости презирать можно сколько угодно — глядь, «незаметно, мало-помалу» вчерашний живой человек, открытый всем впечатлениям бытия, превратился в Ионыча.

С темой времени в рассказе сопряжен мотив превращения. Оно происходит как постепенный переход от живого, еще не устоявшегося и неоформленного к заведенному, раз навсегда оформившемуся.. Причем невозможно указать на какой-то поворотный момент, с которого это превращение начинается и когда деградацию еще можно было бы предотвратить.

Обучающийся - 9:

действительно, Дмитрий Старцев был молод, у него были не вполне определенные, но хорошие намерения и устремления, он беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы отмахать девять верст пешком (а потом девять верст обратно), в его душе постоянно звучит музыка. Как всякий молодой человек, он ждет любви и счастья.

Но живой человек попадает в среду механических заводных кукол. Поначалу он об этом не догадывается. Остроты Ивана Петровича, роман Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы в первый раз кажутся ему достаточно оригинальными и непосредственными, хотя наблюдательность и подсказывает ему, что остроты эти выработаны «долгими упражнениями в остроумии», что в романе говорится «о том, чего никогда не бывает в жизни», что в игре юной пианистки заметно упрямое однообразие и что идиотская реплика Павы выглядит как обязательный десерт к обычной программе.

Время откроет для него механическую заведенность того, что в первый раз показалось живым и естественным.

Обучающийся - 10:

идет время, проходит жизнь — а тут все совершается по раз навсегда введенной программе. Автор рассказа прибегает к приему повторения. Туркины в 1-й главе показывают гостям «свои таланты весело, с сердечной простотой» — ив 5-й главе Вера Иосифовна читает гостям свои романы «по-прежнему охотно, с сердечной простотой». Не меняет программы поведения (при всех заменах в репертуаре его шуток) Иван Петрович. Еще более нелеп в повторении своей реплики выросший Пава. И таланты, и сердечная простота — совсем не худшие свойства, которые могут обнаруживать люди. Но их бесконечная повторяемость в конце концов вызывают в наблюдателе тоску и раздражение. (Не забудем, что Туркины в городе С., действительно, самые талантливые и интересные.)

Обучающийся - 11:

остальные же жители города С., не обладающие их талантами, живут тоже no-заведенному, по программе, о которой и сказать нечего, кроме: «День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов...».

Обучающийся - 12:

и вот к концу рассказа сам Старцев превратился в нечто окостеневшее, окаменевшее («не человек, а языческий бог»), двигающееся и действующее по некоторой навсегда установившейся программе. В последней главе описывается то, что Ионыч (теперь все его называют только так) делает изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, все, что в молодости волновало. Счастья нет, но есть суррогаты, заменители счастья: покупка недвижимости, угождение и боязливое почтение окружающих. Туркины сохранились в своей пошлости — Старцев деградировал. Не удержавшись даже на уровне Туркиных, он в своем превращении скатился еще ниже, на уровень обывателя «тупого и злого», о презрении к которому он говорил прежде. И это — итог его существования. «Вот и все, что можно сказать про него».

(На интерактивной доске фотография Ионыча)

Обучающийся - 13:

может быть, так повлияла неудача в любви, став поворотным моментом в жизни Старцева? Действительно, за всю жизнь «любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». Легкомысленная девичья шутка — назначить свидание на кладбище — дала ему возможность первый и единственный раз в жизни увидеть «мир, не похожий ни на что другое,— мир, где так хорош и мягок лунный свет», прикоснуться к тайне, «обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную». Волшебная ночь на старом кладбище — единственное в рассказе, что не несет на себе печати привычности, повторяемости. Она одна осталась в жизни героя ошеломляющей и неповторимой.

Обучающийся - 13:

на следующий день было объяснение в любви и отказ. Суть любовного признания Старцева состояла в том, что у него нет слов, способных передать то чувство, которое он испытывает, а любовь его безгранична. Что ж, молодой человек был не особенно красноречив и находчив в объяснении. Но можно ли на этом основании, как это иногда делается, считать, что все дело в неспособности Старцева к подлинному чувству, что по-настоящему он не любил, не боролся за свою любовь, а потому и не мог увлечь Котика?

Обучающийся - 14:

это, конечно, не объяснение Ромео Джульетте, но разве все влюбленные бывают красноречивы, как шекспировские герои? Не чаше ли происходит обыкновенное признание обыкновенного человека, на которое со стороны, наверное, забавно смотреть? На Дмитрии в этот момент фрак с чужого плеча, и речи его не особенно складны.

Обучающийся -1:

Старцев искренно увлечен и взволнован. И, кто знает, откликнись на его предложение Котик, и их жизнь сложилась бы иначе. (Представим себе: Старцев сумел увлечь и убедить Котика, и они пошли бы по жизни рука об руку, служили бы народу, устраивали бы в деревне школы, больницы, библиотеки и т.д.— прямо-таки сюжет для романа Веры Иосифовны!)

Обучающийся - 2:

но в том-то и дело, показывает Чехов, что признание Старцева было обречено на неудачу, каким бы красноречивым он ни был и какие бы усилия ни предпринял, чтобы убедить ее в своей любви.

Обучающийся - 3:

почему же Котик не могла понять Старцева? Как и все в городе С., как все в доме Туркиных, она живет и действует по некоторой как бы заранее определенной программе (кукольное начало заметно и в ней) — программе, составленной из прочитанных книг, питаемой похвалами ее фортепьянным талантам и возрастным, а также наследственным (от Веры Иосифовны) незнанием жизни. Котик отвергает Старцева потому, что жизнь в этом городе кажется ей пустой и бесполезной, что сама она хочет стремиться к высшей, блестящей цели, а вовсе не стать женой обыкновенного, невыдающегося человека, да еще с таким смешным именем. Пока жизнь, ход времени не покажут ей ошибочность этой программы, любые слова тут будут бессильны.

Обучающийся - 4:

это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены, они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами жизненного поведения, своими правдами — ив тот момент, когда кому-то необходимее всего встретить отклик, понимание со стороны другого человека,— тот, другой, в этот момент поглощен своим интересом, своей программой.

Обучающийся - 5:

Обучающийся - 6:

В «Ионыче» чувство влюбленности, которое испытывает один человек, не встречает взаимности из-за того, что предмет его любви поглощен своей, единственно интересной для нее в тот момент программой жизни. Потом его не будут понимать обыватели, сейчас не понимает любимый человек.

Обучающийся - 7:

пожив какое-то время, отпив несколько глотков «из чаши бытия». Котик как будто поняла, что жила не по той программе («Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница»). Главной своей ошибкой в прошлом она считает то, что тогда не понимала Старцева. Но намного ли правильнее понимает она его теперь?

Обучающийся - 8:

«Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! <...> Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...»,— говорит она, и мы видим: да это же фразы прямо из романов Веры Иосифовны, надуманных сочинений, не имеющих ничего общего с действительной жизнью. Словно она опять видит не живого человека, а манекенного героя из романа, сочиненного мамой. Страдание, осознание упущенного счастья делают из Котика Екатерину Ивановну, живого, страдающего человека (теперь у нее «грустные, благодарные, испытующие глаза»). При первом объяснении она категорична, он неуверен; при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, повторяемость остается.

Обучающийся - 9:

и вновь герои поглощены каждый своим, говорят на разных языках. Она влюблена, идеализирует его, ищет ответа на свое чувство. Его же превращение почти завершилось, он уже безнадежно поглощен обывательской жизнью, думает лишь об удовольствии от «бумажек». Разгоревшись было на короткое время, «огонек в душе погас». От непонимания, одиночества человек, отчуждаясь от окружающих, уходит в свою скорлупу.

Обучающийся - 10:

итак, кто же виноват в жизненной неудаче Старцева. в его деградации?

Мы видим, что нетрудно в этом обвинить его самого или окружающее его общество — но это не будет полным и правильным ответом. Окружение, среда определяют лишь то, в каких формах станет протекать жизнь Ионыча, какие ценности он примет, какими суррогатами счастья утешится. Но иные силы и обстоятельства дали толчок падению, привели к перерождению. Они кажутся роковыми, непреодолимыми, а судьба самого человека трагической. В чеховском мире судьбу человека определяют силы, сопротивление которым заведомо превышает его возможности.

Обучающийся - 11:

как сопротивляться времени, которое творит дело превращения «незаметно, мало-помалу»? К несчастьям людей ведет вечная их разобщенность, самопоглощенность, невозможность взаимопонимания в самые ответственные, решающие моменты бытия. И как человеку угадать то мгновение, которое решает всю его дальнейшую судьбу? И лишь тогда, когда уже поздно что-либо изменить, оказывается, что человеку за всю его жизнь отпущена лишь одна светлая, незабываемая ночь.

Обучающийся - 12:

такую трезвость, даже жестокость в изображении Чеховым трагизма человеческого существования многие считали чрезмерной. Критики писали, что Чехов таким образом «убивал человеческие надежды». Действительно, «Ионыч» может показаться насмешкой над многими светлыми упованиями:

Обучающийся - 13:

нужно трудиться! Без труда жить нельзя!

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели!

Помогать страдальцам, служить пароду — какое счастье!

Как часто писатели и до и после Чехова делали такие и им подобные идеи центральными в своих произведениях, провозглашали их устами своих героев. Чехов показывает, как жизнь, ход времени обесценивают и обессмысливают любые прекраснодушные представления. Все это общие (хотя и бесспорные) места, произнести и написать которые ровно ничего не стоит. Ими может наполнять свои романы графоманка Вера Иосифовна, пишущая «о том, чего никогда не бывает в жизни». Старцев же никогда не" стал бы героем романа Веры Иосифовны: с ним произошло то, что бывает в жизни.

Обучающийся - 1:

«Ионыч» — рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему следует быть. Рассказ о соотношении иллюзий и подлинной (страшной в своей обыденности) жизни, о реальных, не иллюзорных трудностях бытия.

Что же, действительно Чехов так безнадежно смотрит на судьбу человека в мире и не оставляет никакой надежды?

Обучающийся - 2:

да, Дмитрий Старцев неизбежно превращается в Ионыча, и в его судьбе Чехов изображает то, что может произойти с каждым. Но если Чехов показывает неизбежность деградации изначально хорошего, нормального человека с незаметным ходом времени, неминуемость отказа от мечтаний и представлений молодости, значит, действительно, он убивает надежды и призывает оставить их у порога жизни? И констатирует вместе с героем: «Как, в сущности, нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это!»? Но так понять смысл рассказа можно лишь при невнимательном чтении или не дочитав его до конца.

Обучающийся - 3:

в последней главе все, что произошло с Ионычем, названо своими именами, резко и прямо: жадность одолела; горло заплыло жиром; он одинок, живется ему скучно; радостей в жизни нет и больше не будет. Вот и все, что можно сказать про него.

Обучающийся - 4:

сколько презрения заключено в этих словах, как очевидно, что писатель, на протяжении всего рассказа внимательно прослеживавший превращение героя, дававший возможность понять его, здесь отказывается оправдать его, не прощает деградации, ведущей к такому завершению.

Обучающийся - 5:

смысл рассказанной нам истории, таким образом, может быть понят на соединении двух начал. Мать-природа действительно нехорошо шутит над человеком, который часто бывает обманут жизнью, временем, и иногда трудно понять, в чем при этом он сам виноват. Но настолько отвратительно то, во что может превратиться человек, которому дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью, что вывод может быть только один: бороться с превращением в Ионыча должен каждый, даже если надежды на успех в этой борьбе почти нет.

Обучающийся - 6:

Гоголь в лирическом отступлении главы о Плюшкине («Мертвые души»), (а превращение Ионыча чем-то напоминает те изменения, которые произошли с этим гоголевским героем) обращается к молодым читателям с призывом всеми силами сохранять в себе то лучшее, что дано каждому в молодости. Чехов не делает таких специальных лирических отступлений в своем рассказе. Сопротивляться деградации в почти безнадежной ситуации он призывает самим текстом произведения.

Преподаватель:

мы заканчиваем нашу беседу за Круглым столом.

Давайте еще раз пролистаем страницы рассказа Чехова «Ионыч», пробежимся глазами по дороге жизни Дмитрия Старцева и попробуем дать ответ - что же погубило Дмитрия Старцева?

Итог урока:

Домашнее задание: написать эссе «Деньги в жизни человека»

Сочинение скачано с сайта Sochinenie1.ru ПУТЬ ОТ СТАРЦЕВА К ИОНЫЧУ (По рассказу А.П. Чехова «Ионыч») Рассказ «Ионыч» - это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. События происходят в городе С., где фактически не случается ничего замечательного. Существование горожан однообразно, скучно, обыденно. Такова российская провинциальная действительность конца XIX века. Как в таких обстоятельствах не потерять в себе человека, интеллигента? При знакомстве с Дмитрием Ионычем Старцевым можно предположить, что жизнь его - обычное поступательное развитие героя от молодости к зрелости. Но по сути - это движение героя вспять, постепенное его опустошение, превращение в равнодушное, эгоистическое существо. Четыре небольшие главы обращены к минувшему: описываются первые шаги Старцева в городе С., его чувство к Катерине Ивановне Туркиной - Котику, начало стяжательской деятельности. Рассказ ведется в прошедшем времени. Временные отрезки разные: «Прошло больше года», «Прошло четыре года», «Прошло еще несколько лет». Каждый из этих периодов представляет и различные способы передвижения Старцева; «шел пешком, не спеша»; «у него была уже своя пара лошадей»; «уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками». Последняя, пятая глава посвящена настоящему. Теперь, «когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками, кажется, что едет не человек, а языческий бог». На протяжении этих глав «самая талантливая семья» Туркиных изменяется лишь внешне. Вера Иосифовна, к концу повествования «сильно постаревшая, с белыми волосами». Лакей Павел (Пава), которого не устает демонстрировать гостям хозяин, из четырнадцатилетнего мальчика превратился в усатого мужчину. Котик сначала потеряла «прежнюю свежесть и выражение детской наивности», а затем «заметно постарела». Но в течение долгих лет они все жили, не меняясь внутренне. Почти символ этой общей неподвижности - неизменно бравый глава семьи Иван Петрович, произносящий одни и те же плоские шутки. Уже в первой сцене знакомства с Туркиными их бездарность очевидна, но Старцеву приятно смотреть на их развлечения. Он не замечает примитивности занятий Туркиных, повторяя: «Прекрасно! Занятно» . Внутреннее состояние свежего человека явно в противоречии с неестественной, позерской «интеллигентностью» провинциальной семьи. Во второй главе, спустя год с небольшим, Старцев еще сильнее увлекается Котиком. Девушка нравится ему «своей свежестью, наивностью», хотя продолжает бездарно играть на рояле. Именно в это время герой переживает единственный в его жизни подъем чувств: восторгается природой, любит людей, наделяет лучшими качествами Катерину Ивановну. «Она казалась ему очень умной и развитой не по годам». Слово «казалось» многое проясняет в отношениях главных героев. Мы видим ограниченность Котика, скуку, царящую в ее доме, и понимаем, что Старцев заблуждается, выдумывает образ девушки. Однако влюбленность в Котика отличает Старцева от скучных, ординарных людей. Взлет чувств молодого человека достигает своего предела. Мучительно долго тянется для Старцева время. С провинциальным миром, где все не знают, чем себя занять, такое «летящее» состояние несовместимо. Но вот сделано предложение и получен отказ Туркиной. Еще дня три Старцев «не ел, не пил». А потом лишь иногда вспоминал о Котике с ленивым: «Сколько хлопот, однако!» Правда, через четыре года, когда Катерина Ивановна сама призналась ему в любви, у Старцева в душе затеплился «огонек», но тут же погас. И он твердо решил: «А хорошо, что я тогда не женился». Эти слова подчеркивают неглубокость чувств героя. После отказа Котика время для доктора идет совсем незаметно. Пролетают годы. Старцев неохотно ходит пешком, страдает одышкой и не выделяется среди горожан. Он дает самую резкую и справедливую оценку Туркиным: «... если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков должен быть город?». Теперь Старцев сознательно противопоставляет себя обществу, стремится отгородиться от любых его влияний и жить одним «развлечением» - считать деньги. Мещанские потребности сближают его с обывателями. Быстрое перерождение героя подготовлено более чем скромным духовным «багажом» его личности. Было время, когда он мог отличить хорошую музыку от плохой, знал поэзию, имел благородные идеалы. Но, видимо, они были непрочны, неглубоки, он легко расстался с ними. На примере литературного героя, который на склоне лет полностью деградировал (его жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мысли, без любви), Чехов убеждает читателя: человек достоин так называться лишь в том случае, если в полной мере ощущает и реализует свое человеческое «я». Автор призывает нас вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости и любви, хранить в себе Человека.

Класс: 10

Задачи урока:

  • в ходе урока показать старшеклассникам непримиримое отношение Чехова ко всем проявлениям пошлости, фальши, бездуховности, показать мастерство писателя в раскрытии трагизма повседневно-будничного существования человека;
  • развивать навыки идейно-художественного анализа прозаического произведения, совершенствовать навыки устной монологической речи, развивать творческие способности учащихся, расширять их кругозор; развивать мышление и воображение;
  • способствовать их нравственному и эстетическому воспитанию.

Структура и содержание урока

Эпиграф к уроку: “Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно”

Из записных книжек А.П.Чехова

Новелла – небольшая повесть, рассказ.

Пошлость – низость в нравственном отношении, безвкусица, грубость.

Фальшь – отсутствие естественности, неискренность, лицемерие.

1. Мотивация учебной деятельности.

– Изучая творчество А.П.Чехова, мы познакомились уже с его “маленькой трилогией” о футлярной жизни человека (“Крыжовник”, “О любви”, “Человек в футляре”). По своему идейному содержанию новелла “Ионыч” примыкает к этим рассказам, изображающим духовное оскудение личности, порабощение её повседневной суетой.

Задача нашего урока – проанализировать идейно-художественное содержание новеллы и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в “просто Ионыча”, какими художественными средствами это изображает писатель, выяснить его отношение к духовному застою.

2. Экспресс-викторина по содержанию новеллы (фронтальная работа)

    Фамилия семьи, самой образованной и талантливой в С.?

    Какие таланты были у членов этой семьи?

    Каким приветствием встречал всегда гостей хозяин семьи?

    О чем мечтала Екатерина Ивановна?

    Как звали её родители?

    Сколько лошадей было у Старцева, когда Котик назначила ему свидание на кладбище?

    Какое прозвище дали Старцеву в городе и за что?

    Какое развлечение было у доктора Старцева, “в которое он втянулся мало-помалу”?

    О чем подумал герой при встрече с Екатериной Ивановной через 4 года?

    кончите фразу: “Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками…, то кажется, что едет не человек, а…”?

(Итоги экспресс-викторины, оценки)

3. Идейно-художественный анализ новеллы. Работа учащихся в группах.

Вступительное слово учителя:

– Новелла состоит из пяти 5 глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни героя по имени Дмитрий Ионыч Старцев (в первых главах) и “просто Ионыч” (в последней). Почему и как это происходит – вам и предстоит выяснить.

События излагаются в хронологической последовательности, их разделяют незначительные сроки, но за эти маленькие промежутки времени (год, больше года, четыре года, несколько лет) происходят большие перемены в облике героя. Он проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы.

Давайте составим эту символическую лестницу и выясним, куда она привела нашего героя.

Задание группам (их создаётся 5 – по числу глав произведения):

– Дайте название главам, выделите в них главную мысль и подберите к каждой главе эпиграф из текста главы новеллы. Покажите, какими средствами автор изображает главного героя и его путь. В качестве вывода каждая группа рисует соответствующую ступеньку воображаемой лестницы, наверху которой пишут название главы, а под ступенькой материальное положение героя.

Система индивидуальных заданий

предварительное домашнее задание :

1)найти полный текст романса, который напевал Дмитрий Ионыч. Объяснить, почему писатель именно этот романс вложил в уста героя произведения;

2)подготовить сообщение о “Притче о талантах” (Мф., гл.25, ст.14-30);

3)выучить наизусть (повторить) стихотворение Н.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться!”

– на уроке:

– написать сочинение-миниатюру на тему: “Берегите в себе человека!”

“Современный Ионыч: каков он?”

4. Сообщения учащихся по группам

.

(Так как я уже не один раз проводила этот урок, то помещаю примерные ответы учеников.)

(Сначала слушаем сообщение по индивидуальному заданию “Полный текст романса, который напевает в начале истории герой новеллы”)

Стихи А.Дельвига “Элегия” были написаны в 1821 или 1822 г. На музыку они положены Яковлевым. Полный текст романса следующий:

Когда, душа, просилась ты
Погибнуть иль любить,
Когда желанья и мечты
К тебе теснились жить,
Когда еще я не пил слёз из чаши бытия , –
Зачем тогда в венке из роз,
К теням не отбыл я!

Зачем вы начертались так
На памяти моей,
Единый молодости знак,
Вы, песни прошлых дней!
Я горько долы и леса
И милый взгляд забыл –
Зачем же ваши голоса
Мне слух мой сохранил!

Не возвратите счастья мне,
Хоть дышит в вас оно!
С ним в промелькнувшей старине
Простился я давно
Не нарушайте ж, я молю,
Вы сна души моей

И слова страшного: люблю
Не повторяйте ей!

Ключевыми словами для понимания образа Старцева, по-видимому, следует считать слова:

“Не нарушайте ж, я молю, вы сна души моей…”. Именно “сон души” осуждает Чехов в своем герое и показывает, как этот сон одолевает Старцева – Ионыча по мере улучшения его материального положения. Не то плохо, что Старцев стал состоятельным, даже богатым человеком, а то, что он не видел смысла в своей жизни…

(Затем каждая группа делает сообщение по своему заданию)

Первую главу новеллы можно озаглавить “Весна жизни” . Молодой доктор Д.И.Старцев, полный энергии и высоких стремлений, приезжает в Дялиж, в земскую больницу. Перед ним заманчивое будущее: “…помогать страдальцам, служить народу…” Возможно, как и каждого молодого человека, его ожидает впереди любовь… Доктор безотчетливо счастлив, полон надежд, желаний, хотя он беден, вынужден ходить пешком к больным по многу километров. Эпиграфом можно взять слова: “Какое это счастье быть земским врачом!” Эти слова выражают мироощущение нашего героя.

Герой напевает романс “Когда еще я не пил слёз из чаши бытия…” Чехов использует прием умолчания или недосказанности.

Читателей того времени, у которых романс был на слуху, настораживали следующие слова романса, которые были “за кадром”…

Длинный и скучный роман Веры Иосифовны будит какие-то смутные, но “хорошие мысли”. Шумная и однообразная игра Котика не нравится, но увлекает сама Котик. Старцеву очень хорошо, и даже пошлые, приевшиеся остроты хозяина дома ему нравятся, потому что слышит Старцев их впервые. Герой чувствует себя счастливым и желает счастья, любви, добра всем и себе. У него всё впереди – это поистине весна жизни человека.

(Ребята рисуют на доске ступеньку лестницы, на которой пишут название главы “Весна жизни”, а под ступенькой материальное положение героя.)

“Любовь” – так можно озаглавить следующую главу, потому что в ней рассказывается о том, как завязываются отношения у Дмитрия Ионыча с Котиком. А эпиграф: “…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…”

Прямо Чехов не изображает роман героя с Екатериной Ивановной, а использует излюбленный прием – художественную деталь. Это любимая скамейка в саду.

“Прошло больше года… в трудах и одиночестве…” Старцев трудится и все это время не мог побывать у Туркиных, но одиночество заставило его принять приглашение Веры Иосифовны. Старцев стал часто бывать в доме “самого талантливого семейства” города С., но уже не ради мигрени хозяйки, а ради Котика. Перед читателем предстает и среда, в которую попал герой: фальшивая, неискренняя, однообразная, пошлая. Кратко, пунктирно, Чехов намечает путь Старцева, надеясь на сотворчество читателей, использует подтекст. Свидание на кладбище – самая поэтическая страница в новелле и самый поэтический момент в жизни Старцева, после которого “…и точно опустился занавес…”. Здесь Старцев “сгорел”. После этого фраза: “Я устал… Ох, не надо бы полнеть!”). Доктор располнел, и к тому же у него уже появилась пара лошадей – красноречивые детали, свидетельствующие об улучшении его материального положения.

Старцев поднялся на ступеньку материального благополучия, но опустился в духовном развитии, потускнел его духовный облик. И снова чеховская деталь: пейзаж. Если в I главе – весна, то во II – осень. Поэтому ступени жизненной лестницы Старцева ведут не вверх, а вниз.

Постепенно в ходе рассуждений учащихся рисуется воображаемая жизненная лестница доктора Старцева, которая ведет не вверх, а вниз. Полное объяснение этому ученики дают в конце урока.

III группа

Третью главу можно озаглавить “Крах” , а эпиграфом могут быть слова: “И жаль было своего чувства, этой своей любви…”

Всего сутки отделяют события III главы от II . Но эта новая глава в новелле – новый и переломный момент в жизни Старцева: начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье, а от этого и охлаждение к своему делу, первые признаки духовной лени. Чехов немногословен, но читателям уже ясно, что недалеко то время, когда серая повседневность потушит огонь души, усыпит его совесть, опустошит душу. Старцев хочет сделать предложение, но какие-то ничтожные причины мешают ему. “А любит ли Старцев? Хочет ли на самом деле объяснения?” – сомневаемся мы. И вот он объясняется. И где же? Верный своему ироническому таланту, Чехов показывает объяснение Старцева в клубе, где в шуме и суете трудно быть услышанным. А поэтому Старцев кажется смешным. Чехов иронизирует над героем. Он его уже не любит! Читатели видят, что герой ни на что не способен в отличие от Екатерины Ивановны, которая действительно совершает поступок, уезжая из дома с желанием посвятить себя искусству. К тому же Старцев недолго и переживает, так спокойней. Отсюда и ленивый, почти старческий вздох “Сколько хлопот, однако!”

Старцев вступил в новую фазу своей жизни.

“Последняя вспышка” можно назвать четвертую главу, а эпиграфом к ней будут слова: “И огонек в душе погас…”

Прошло четыре года. У Старцева большая практика в городе, тройка лошадей с бубенчиками и одышка. Сам “пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком…”

Он одинок, ни с кем не сходится близко. У него появляется одно развлечение (кроме игры в карты), в которое он втянулся мало-помалу…

Старцев потерял вкус к жизни, одна работа еще держит его “на плаву”, “что-то мешало ему чувствовать, как прежде…”

“Последней вспышкой” жизни можно считать посещение Старцевым семьи Туркиных, в которой ничего не изменилось. Какой застой лучше: у Туркиных или у Старцева? Ни то, ни другое. Старцеву неприятно вспоминать о своей любви и вообще производить какую бы то ни было душевную работу. На живое движение чувств Екатерины Ивановны он беспокойно подумал: “А хорошо, что я тогда не женился”. Огонек в его душе окончательно погас. Что дальше? “Сон души”.

“Финал” – название пятой главы, эпиграфом к которой могут служить слова: “Куда это Ионыч едет?”

Что произошло со Старцевым? Почему он стал таким безразличным, тяжелым и раздражительным? Об этом пятая глава.

В четвертой главе писатель судит общество города С. устами Старцева, а в пятой произносит приговор самому Старцеву. Неприязнь автора к своему герою переходит в горечь и боль за человека, которого Старцев погубил в самом себе. Здесь Чехов использует прием, которым пользовался Гоголь в “Мертвых душах”: отнесение людей в неодушевленный ряд через сопоставление с неживым предметом. А.П.Чехов сравнивает Старцева с истуканом, “языческим богом”. Из молодого, подающего надежды доктора, который был счастлив тем, что мог служить страдальцам, который желал счастья, любви и добра всем и себе самому, Дмитрий Ионыч Старцев превращается в “просто Ионыча”, в заплывшего жиром мизантропа, в “языческого бога”. Прием градации, используемый Чеховым, особенно подчеркивает трагизм повседневно-будничного существования, приводящий к духовному оскудению личности, к духовной деградации.

– Посмотрите на лестницу, которая у вас получилась. Какую закономерность она отражает?

Чем выше становится материальное благополучие Старцева, тем ниже опускается он по лестнице жизни.

5. Индивидуальное задание “Притча о талантах”.

Ученик, прочитавший дома притчу о талантах, делает вывод о том, что Ионыч – это “раб ленивый и лукавый”, который безответственно распорядился теми дарами, которые имел. Поэтому у него “отнято и то, что имел”, т.е. он переживает то, что мы называем духовной смертью. Жизнь прожита впустую: “…ни школы, ни колодца, ни чего-нибудь вроде…”

Старцев позволил повседневной суете взять верх над своей духовной жизнью, позволил растоптать мечту, любовь, высокие идеалы.

6. Индивидуальное задание

Стихотворение Н.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться!” ученик читает наизусть.

Вывод о том, с чем не может примириться А.П.Чехов.

7. Проверка творческих работ, сочинений-миниатюр по индивидуальному заданию.

8. Итоги урока.

9. Домашнее задание:

1) написать сочинение по новелле “Ионыч”:

“Вверх по лестнице, ведущей вниз” или “Новелла “Ионыч” – роман о неслучившейся жизни” (тема на выбор уч-ся);

2) составить тезисы к теме: “От доктора Старцева – к Ионычу”.

Аитова Разалия Сайфулловна
Учитель русского языка и литературы
ГУ «Средняя школа-комплекс национального возрождения №17»
Северо-Казахстанская область, г.Петропавловск
ул.Егемен Казахстан, д.29
тел. 33-24-12
[email protected]

Урок по литературе
10 класс
Путь от Старцева к Ионыч
(по рассказу А.П.Чехова)

Цель урока: проследить процесс духовной деградации человека в рассказе
А. П. Чехова «Ионыч».
Учитель
Когда перед читателем разворачивается жизненная драма, естественно, возникает вопрос: в чем причины?
Мы видим, что Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном и личном плане: утрачивает идеалы, любовь и даже человеческий облик.
- Но как, отчего происходят утраты?
И было ли, наконец, что утрачивать?
Итак, каков духовный мир, каковы взгляды и общественные идеалы
молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева?
(Старцева в городе считают интеллигентным человеком. Комплимент,
впрочем, сомнительный, учитывая, что с точки зрения местных жителей
«самая образованная и талантливая» - семья Туркиных.)
Работа по первой главе
Учитель
Мы видим, что Старцев способен отличить настоящую музыку от фальшивой. Он любит петь - и поет прекрасные, совсем не пошлые романсы: «Элегию» на текст А. Дельвига, муз. М. Яковлева, «Ночь» на текст А. С. Пушкина, муз. А. Рубинштейна.
Ему хочется говорить с Котиком о литературе и искусстве, ему «бесконечно нравится», что она любит читать. Правда, в то, насколько серьезное это чтение, он не вникает. «Дьячковский сын» прошел, наверно, нелегкий путь к высшему образованию, и его тяга к искусству кажется нам более симпатичной.
-Как Дмитрий Старцев относится к своей врачебной практике в начале
рассказа?
(Дмитрий Старцев, как можно догадаться, хороший врач и на первых порах честно выполняет нелегкие обязанности земского врача: проводит год «в
трудах и одиночестве», не имея свободного часа. По словам Екатерины
Ивановны, он любил говорить о своей больнице.)
-Что почувствовал Дмитрий Старцев, впервые попав в дом Туркиных?
-Как молодой Дмитрий Старцев относится к обывателям города? (Вот вы спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей...
Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего? Старцев пытался высказывать в этом обществе кое - какие свои взгляды «Например, о том, что человечество, слава богу, идет вперед и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни, «что нужно трудиться, что без труда жить нельзя».)
Учитель
Итак, перед нами по меньшей мере неплохой человек, с передовыми, хотя и несколько расплывчатыми взглядами.
- Но почему Д. Старцев очень быстро деградирует?
(Окончив курс в университете, по- видимому, в 24-25 лет, Старцев через год пережил любовную драму, ещё через 4 года встретился с Екатериной Ивановной в последний раз, и огонек в его душе погас окончательно, а ещё через несколько лет, примерно к 35-36 годам, превратился уже из Д.Старцева в Ионыча - ожирел, потерял совесть и стал похож не на человека, а на языческого бога.)
-Отчего же так быстро все это свершилось?
(Среда, в которой жил Старцев, окружала каждого мыслящего человека в России. Не все они превращались в Ионычей. Не было ли в самом Дм. Ионыче чего-то, благоприятствовавшего духовному перерождению?)
Дмитрий Старцев с отвращением слушает тупые и злые речи обывателей. « И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, а когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и все, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал, и за то, что он всегда сурово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе «поляк надутый», хотя он никогда поляком не был. Конечно, вступать с гневными речами в кругу тупых и злобных мещан было бессмысленно. Но вся беда в том, что Старцев терпел, свыкался, смирялся.
Многозначительная деталь: « От таких развлечений, как театры и концерты, он уклонялся, зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением». И еще одна деталь: «Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это - по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой». Видимо, его добрые мысли и чувства были довольно поверхностны.
Вывод
Все начинается с простительных, казалось бы, недостатков в характере и поведении человека: неглубоко любит, соединяя увлечение с меркантильными соображениями недостаточно чуток к людям, раздражителен, непоследователен в своих убеждениях, не способен их отстаивать, - а кончается идейным и нравственным отступничеством, полной духовной деградацией.

Дискуссионная карта
Да Нет
«.. .сказал Екатерине Можно ли назвать любовь «Что скажут?»
Ивановне шепотом, сильно Д. Старцева к Екатерине Ива- «Сколько
волнуясь: новне искренней? хлопот»
- Ради бога, умоляю вас, «Дадут приданое...»
не мучайте меня, пройдемте «Остановись, пока
в сад» не поздно, пара
« У Старцева во время ли она тебе?»
объяснения беспокойно би- «Хорошо, что не
лось сердце». женился».
«Я не слышал вас так долго. Сердечное страдание,
Я страстно хочу, я жажду которое утихает
вашего голоса. Говорите». через три дня.

Учитель.
В сущности, перед нами человек с недостаточно чуткой душой, способный на кладбище воображать страстные объятия, а перед объяснением с любимой думать о том, сколько за неё дадут денег. В этой страсти, томившей Старцева, среди могил, нет ничего предосудительного. Но она здесь так же неуместна, как его шаги, которые раздавались «так резко и некстати».
Тема любви Ионыча все время развивается по принципу дисгармонического «двухголосья»: соловьи в саду и запах жареного лука, прекрасные лунные видения ночью на кладбище и «Ох, не надо бы полнеть!». Предстоящее объяснение и « А приданого они дадут, должно быть, немало», светлый огонек и «холодный тяжелый кусочек». Рассуждает, высказывает опасения, и все они - вариации известного беликовского мотива: «Как бы чего не вышло».
А в итоге победил «холодный тяжелый кусочек».
Нравственная слабость, трусость загубили любовь ещё в самом начале, а стремительное опошление довершило губительный процесс - оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.
- Написать эссе на следующие темы:
1.Ионыч в наши дни.
2.Почему Д. Старцев превратился в Ионыча?
3.Что общего между героем рассказа «Крыжовник» и Ионычем?
Чтение творческих работ
Учитель
Богатым быть хорошо. Каждый из нас стремится в жизни к материальному достатку. Но богатый человек должен быть богатым и духовно. Богатство должно быть заработано трудом, а не путем обмана, воровства. Думать не только о личных накоплениях.
Екатерина Ивановна говорит Д. Старцеву: « Какое счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу». Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас. Деньги затмили
совесть, теперь он спешно принимает больных, безусловно, не заботясь о их здоровье.
А в наши дни разве таких Ионычей мало?
А разве мало людей, которые утрачивают человеколюбие. И в этом основа
нравственного падения.
Желтые и зеленые бумажки, а не облегчение человеческих страданий, становятся целью жизни Ионыча, как и его ожирение, собственные дома, его тонкий и резкий голос, его тупая речь (Это вы про что? А? Кого?) - все это внешние проявления омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания. Теперь он, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность, тяжелый характер, уже не пугает обывателей. И его перестали называть «поляк надутый», а зовут по-родственному - «Ионыч».
Домашнее задание
1.Подготовить доклад « Особенности театра А. П. Чехова».
2.Прочитать пьесу «Чайка». На основе анализа драмы составьте план (по актам) развития действия в драме.
Итоги урока


Самое обсуждаемое
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография
Дантон биография. Биография. Осуждение и казнь Дантон биография. Биография. Осуждение и казнь
Что нужно было чарли чаплину для фильма Что нужно было чарли чаплину для фильма


top