Реформаторская деятельность сперанского. Презентация к уроку " Реформаторская деятельность М.М.Сперанского" Реформаторская деятельность сперанского презентация

Реформаторская деятельность сперанского. Презентация к уроку

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Существует мнение, что эти реформы могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути. Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку? Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России? Почему реализовать реформы не удалось?

3 слайд

Описание слайда:

Михаил Михайлович Сперанский Что вы можете предположить о происхождении, воспитании и социальном положении этого человека? М.М. Сперанский в 1790-х гг.

4 слайд

Описание слайда:

Михаил Михайлович Сперанский Родился в 1772 г. в семье сельского священника. Учился во Владимирской духовной семинарии. В 1788 г. переведен в столичную Александро-Невскую семинарию. По окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина. В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – фактически личный секретарь императора. М.М. Сперанский в 1790-х гг. Чем необычна биография М.М. Сперанского?

5 слайд

Описание слайда:

Сословная структура населения России по проекту М.М. Сперанского Дворянство Среднее состояние Народ рабочий Крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые, наемные работники Чиновники, купцы, мещане, государственные крестьяне Неприкосновенность личности, презумпция невиновности, равенство перед законом, судебная защита, право на жилище, владение и распоряжение имуществом, заключение сделок. Гражданские права? Какие права называются гражданскими? Что принципиально менялось в России с предоставлением гражданских прав всему населению?

6 слайд

Описание слайда:

Сословная структура населения России по проекту М.М. Сперанского Дворянство Среднее состояние Народ рабочий Право участия в выборах, т.е. избирать и быть избранным в органы власти Политические права На основе имущественного ценза На основе имущественного ценза? Кому предоставлялись политические права? Какие права называются политическими?

7 слайд

Описание слайда:

Система власти и управления в Российской империи (по проекту М.М. Сперанского) Державная власть государя Государственный совет Правительствующий Сенат и министерства Государственная дума Судебный Сенат Губернское управление Окружное управление Волостное управление Губернская дума Окружная дума Волостная дума Избиратели: владельцы недвижимости Губернский суд Окружной суд Волостной суд

8 слайд

Описание слайда:

Какой принцип был положен в основу предложенного М.М. Сперанским проекта структуры государственных органов? Кем впервые был предложен этот принцип? В какой стране этот принцип был впервые реализован на практике? Какую цель преследует организация власти в соответствии с этим принципом? Когда попытка частично реализовать этот принцип впервые предпринималась в России? Как изменилось понимание данного принципа у российских реформаторов по сравнению с западными? ?

9 слайд

Описание слайда:

Полномочия органов власти по проекту М.М. Сперанского Император Право законодательной инициативы Право утверждать законы Полнота исполнительной власти «В России вся исполнительная власть должна принадлежать власти державной» «Никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения державной власти» «Предложение закона должно предоставить исключительно правительству»

10 слайд

Описание слайда:

Полномочия органов власти по проекту М.М. Сперанского Государственная Дума Принятие законов «Никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы» Михаил Михайлович Сперанский Император Александр I

11 слайд

Описание слайда:

Полномочия органов власти по проекту М.М. Сперанского Государственный Совет Назначается императором Связующее звено между монархом и государственными органами «В порядке государственных установлений Совет представляет сословие, в коем все действия части законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются»

12 слайд

Описание слайда:

Алексей Андреевич Аракчеев А.А. Аракчеев – сын бедного провинциального дворянина. Карьеру сделал в гатчинских войсках наследника – Павла Петровича. При Павле I – комендант Петербурга, главный инспектор артиллерии, граф. Девиз на гербе: «Без лести предан!» С 1799 г. – в отставке. С 1803 г. – вновь инспектор артиллерии. В 1807 г. получил право издавать высочайшие повеления, приравненные к именным указам императора. С 1808 г. – военный министр. В армии нелюбим за жестокость и патологическую трусость на поле боя.

13 слайд

Слайд 2

План урока

  1. Личность М.М. Сперанского;
  2. Проект политической реформы;
  3. Экономические планы;
  4. Отставка М.М. Сперанского.
  • Слайд 3

    Задание на урок

    Докажите,что реформы М.М. Сперанского действительно могли привести к ограничению абсолютизма в России?

    Слайд 4

    Личность М.М. Сперанского

    После Тильзита Александр I решил восстановить утраченный авторитет, продолжив реформы.
    В этот период при нем возвысился М.М. Сперанский. Он родился в 1772 г. в семье священника. Окончив Духовную академия, стал секретарем у Б. Куракина.
    Его деловые качества заметили в «Негласном комитете» и в 1806 г. он стал Статс-секретарем императора.

    М.М.Сперанский

    Слайд 5

    Проект политической реформы

    Получив задание составить проект реформ, Сперанский подготовил его в к. 1809 г. «Введение к уложению государственных законов предусматривало:

    • разделение властей,
    • создание Гос.Думы,
    • передача исполнительной власти министерствам,
    • создание Гос.Совета-сове- щательного органа,
    • передача судебных функ-ций Сенату,
    • многоступенчатые выборы,
    • установление 3-х основных сословий:
      • Дворянство,
      • «Среднее состояние» - купцы, мещане, гос.крестьяне.
      • «Народ рабочий» - крепостные,рабочие,слуги.
    • политические права для 1-го и 2-го сословий,
    • гражданские права для 3-го сословия,
    • избирательное право для имущих сословий.

    Цель реформы-ограничение абсолютизма.

    Ю. Хмелецкий. Романовы.Александр I.

    Слайд 6

    В 1810 г. был создан Гос.Совет,который должен был рассматривать все законопроекты и рассматривать отчеты министерств. Сперанский был назначен госсекретерем.
    В 1811 г. вводится единый регламент деятельности министерств.
    В 1811 г. был подготовлен проект Уложения Сената, он делился на Правительствующий (местное самоуправление), и Судебный. Но этот проект не был принят.

    М.М. Сперанский в 1812 г.

    Слайд 7

    Экономические планы

    Участие России в континентальной блокаде резко ухудшило экономическое положение. Расходы превысили доходы в 2 раза.Выпуск ассигнаций вызвал инфляцию.
    План оздоровления экономики Сперанского предусматривал: прекращение выпуска ассигнаций,

    Г. Мясоедов. Косцы.

    Слайд 8

    • резкое сокращение государственных расходов,
    • объявление ассигнаций гос.долгом и постепенный их выкуп у населения,
    • введение налога на помещичьи имения,
    • проведение внутренних займов у населения,
    • введение дополнительных налогов на крестьян,
    • введение нового таможенного тарифа,

    Но и этот план не был осуществлен, а вина за экономические трудности пала на Сперанского.

    А. Венецианов. На пашне. Весна

    Слайд 9

    Отставка М.М.Сперанского.

    Деятельность Госсекретаря подверглась рез-кой критике дворянства. Её возглавил Н.М. Карамзин - идеолог консервативного течения.
    Александр воспринимал эту критику на свой счет, и после обвинения Сперанского в симпатиях к французским порядкам, вынужден был в 1812 г. отправить его в отстав-ку,сначала в Н.Новгород,затем в Пермь.

    Н.М.Карамзин

    Посмотреть все слайды

    Реформаторская деятельность М.М. Сперанского


    • Проект политической реформы
    • Причины отставки М.М. Сперанского

    ХАРАКТЕРИСТИКА М.М. СПЕРАНСКОГО

    Современники и историки о М.М. Сперанском

    • Вольтер в православно-богословской оболочке» (В.О. Ключевский)
    • Гений блага» (А.С. Пушкин)
    • В 1888 г. В.О. Ключевский говорил о Сперанском: «Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий». Теперь, когда вся история русского престола уже позади, можно сказать, отдавая должное именам A.M. Горчакова и Д.А. Милютина, С.Ю.Витте и П.А. Столыпина, что третий такой сильный ум не появился.

    (Н.А.Троицкий)

    • Солнце российской бюрократии (М.Корф)

    ХАРАКТЕРИСТИКА М.М. СПЕРАНСКОГО

    Сын священника, ставший вторым человеком в государстве.

    Один из образованнейших людей России

    Официально занимал должность государственного секретаря.

    Наполеон, по достоинству оценив ум М.М. Сперанского, в шутку предложил Александру 1 обменять российского чиновника на одно из своих королевств.


    ПРОЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ

    Используя текст учебника (с.20-22), выделите цель и основные идеи политической реформы М.М. Сперанского

    Цель поэтапное введение конституционной монархии и отмены крепостного права

    Основные идеи

    • Разделение властей : законодательная власть – Государственная дума, исполнительная – министерства, судебная – Сенат. Как и прежде, окончательно утверждал или отклонял любой законопроект император
    • Создание Госсовета – совещательная власть
    • Общество на 3 сословия : дворянство, «среднее сословие» (купцы, мещане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные, рабочие, прислуга)
    • Политические права у 1 и 2 сословий , третье сословие могло получить права по мере роста собственности

    Реализовано только одно – создан Госсовет


    ПРИЧИНЫ ОТСТАВКИ М.М. СПЕРАНСКОГО

    - В марте 1812 г. М.М. Сперанский сослан в Нижний Новгород

    Причины отставки:

    • Недовольство реформами среди дворян (почему?). Среди противников – историк Н.М.Карамзин, консерватор по взглядам
    • Перед войной 1812 г. необходимо сплотить общество
    • 1816 - возвращен на государственную службу в должности пензенского губернатора
    • 1819 - генерал-губернатор Сибири и инициатор реформ управления Сибирью
    • 1821 - возвращен в Петербург, назначен членом Госсовета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов. Позже член Верховного уголовного суда над декабристами.
    • с 1826 – занимается кодификацией законов
    • в 1835-1837 – преподаватель юридических наук будущего императора Александра II

    • что необычного можно выделить в биографии М.М. Сперанского
    • назовите должность которую он занимал с 1810 по 1812 гг.

    Выберите взгляды М.М.Сперанского:

    • Любое изменение в государстве есть зло
    • Крепостное право отменить немедленно
    • Все население страны разделить на 3 сословия
    • Идея разделения властей
    • Политические права только у дворян
    • Учреждение Госсовета
    • на какие сословия предлагал разделить общество М.М.Сперанский?
    • в чем суть его идеи разделения властей?
    • в чем значение его реформ, что было реализовано?

    Дайте определение:

    • либерал
    • консерватор
    • госсовет

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    3 по плану

    Слайд 2

    1. Начало деятельности М.М. Сперанского. 2. Проект политической реформы: замыслы и результаты. 3. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. План урока:

    Слайд 3

    Начало деятельности М.М. Сперанского

    Слайд 4

    Проект политической реформы: замыслы и результаты

    Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии

    Слайд 5

    « Введение к уложению государственных законов» (1809 г.) Управление государством осуществляется на основе разделения властей Законодательная (Государственная Дума) Судебная (Сенат) Исполнительная (министерства) Госсовет должен был стать совещательным органом и рассматривать законы до их поступления в Думу

    Слайд 6

    Устанавливались 3 основных сословия российского общества: дворянство « народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие) « среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне)

    Слайд 7

    Выборы в Государственную думу были четырёхступенчатыми: Волостные думы Окружные думы Губернские думы Государственная дума (руководитель- канцлер) назначаемый королём)

    Слайд 8

    1) когда был обнародован манифест о создании Государственного совета? 2) Какова его главная задача? 3) функции Государственного совета.

    Слайд 9

    Главная задача – наведение порядка в подготовке и принятии законов. Функции: - оценивание содержания законов и необходимость его принятия; - « разъяснение» смысла - рассмотрение отчётов министерств - внесение предложений по распределению государственных доходов и расходов

    Слайд 10

    1811 г.– проект « Уложения Правительствующего сената»

    Правительствующий (ведал вопросами местного самоуправления) Судебный (высшая судебная инстанция, Контролирующая все судебные учреждения)


  • Самое обсуждаемое
    «Фразеологическая разминка» «Фразеологическая разминка»
    1 крылатое выражение. Крылатые выражения. Примеры из произведений. Бабушка надвое сказала 1 крылатое выражение. Крылатые выражения. Примеры из произведений. Бабушка надвое сказала
    Что значит крылатые. Крылатые выражения. Примеры из произведений. Срывание всех и всяческих масок Что значит крылатые. Крылатые выражения. Примеры из произведений. Срывание всех и всяческих масок


    top