Рождество твое христе боже нашего сияния. Рождественские святки (песни и стихи). Рождество Твое, Христе Боже наш… Главные молитвы Рождества: перевод и текст

Рождество твое христе боже нашего сияния. Рождественские святки (песни и стихи). Рождество Твое, Христе Боже наш… Главные молитвы Рождества: перевод и текст

В праздник Рождества Христова, с 6 на 7 января, в храме «Спас-на-Водах» было совершено ночное богослужение. Божественную литургию в сослужении клириков возглавил настоятель прихода протоиерей Андрей Амелин.

В эту ночь в храме было многолюдно: мурманчане собрались в честь радостного и долгожданного праздника – Рождества Христова!

Многократно духовенством, хором и всем народом пелся тропарь нынешнего великого праздника: «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе». (Перевод: «Рождение Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам были звездою научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе!» Текст русского перевода профессора Киевской духовной академии М.Н. Скабаллановича).

Совершение праздничного богослужения именно в ночное время глубоко символично: событие Рождества совершилось в глубокой тайне, как повествует об этом святое Евангелие: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк., 2; 1-18).

Согласно этого повествования, одним из центральных песнопений праздника является ангельская песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!». Также все богослужение наполнено текстами библейских ветхозаветных пророчеств, за многие века открывавших миру Божественную тайну о пришествии Мессии-Спасителя.

Наполненная особенными торжественными и благозвучными песнопениями, Рождественская служба в едином молитвенном порыве пролетела как одно мгновение.

Иерей Алексий Бычков огласил Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Многие верующие причастились Святых Христовых Таин.

По окончании богослужения духовенством прихода было совершено славление у иконы Рождества Христова в центре храма, и настоятель прихода протоиерей Андрей Амелин огласил Рождественское послание митрополита Мурманского и Мончегорского Симона.

Новости патриархии

  • Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами принял участие в церемонии передачи иконы вмч. Феодора Стратилата в Президентский полк

Рождество Твое Христе Боже наш...

Очень жаль, что у нас в стране все так перепутано..
Во время рождественского поста – прямо поперек- Новый Год со всяческим изобилием и Новогодней торжественностью..То есть -Страна ЛИКУЕТ)
Потом как-то абсолютно обезличенный Великий Праздник Рождества,..совершенно затертый. вливающийся в общее дозволенное новогоднее безделие..
И потом –классика -Старый Новый Год..
И все так давно- кем-то ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ - положено, так все и идет..
Где уж там верующим удержаться от соблазна всеобщего ликования и праздничных салютов!
И все-таки, мои дорогие, скажу я Вам, что все это реально существует..
И таинство Великого Сочельника.
И Таинство Великой Рождественской Ночи..
Ведь,действительно, Христос рождается -славите..
6 января.
.Как быстрый водоворот дней и событий нас перенес в это потрясающее Предрождествие..
Шестого я была абсолютно не в праздничном, и не в предпраздничном настроении. Поста я не соблюдала.
Из-за бесконечной занятости своими подготовительными работами к Гос. Экзаменам и, особенно, к диплому, который меня просто вымотал.
Ну, представьте. Если человек.очень увлеченно занимается каким-то делом сам, перепахивает горы литературы, находит ОГРОМНОЕ количество интересующих его конструкций, ослепнув от компьютера…Получает любопытные и неожиданные результаты..
А вот изложить, «lege artis”, то есть. по всем правилам искусства- написания дипломной работы – не получается..
Ну, вообщем, дело это- хлопотное и требует особого призвания к такого сорта работам.
Мне вообще трудно умещаться в какие-то особые рамки или принадлежать к какой-либо категории.
Вот, именно шестого, я и находилась в состоянии некой « истерзанности» и моральной угнетенности в связи с этим..
Столько сделано…,а «воз и ныне там».
А ты- с «рулонами примеров».которые,действительно, как говорит мой научный руководитель и гениальный Учитель по английской грамматике, Ксения Сергеевна Кемова, ни один в «своем уме находящийся человек», просто даже и читать не будет!
И где –то, после этих весьма многочисленных и никак не комментируемых примеров. какой-то скромно-неубедительный вывод..
До которого этот читатель, просто не дойдет. не «замылив глаз» или не ослепнув и не отупев -«А вообще о чем речь-то?
Безусловно, намучилась она со мной «зверски»..
Очень опрометчиво положившись на наличие у меня «здравого смысла»….
Ну, конец уже близок..но Какой.. и КАКОЙ ценой??
И тут, продолжая что-то корректировать и уже почти не находя общего языка со своим Учителем(что не удивительно),которая,испробовав все методы логического вразумления, перешла к резкой критике, завершив все фразой, что, видимо.у нас разное понятие о логической связи..
Надо сказать, что Ксения Сергеевна -ОЧЕНЬ близкий и дорогой мне человек, который меня и научил-то грамматике, научил думать в грамматике, понимать и залезать в самые трудно доступные и трудно -понимаемые понятия, не блефовать, а разбираться -почему так?
Дал мне все то, что вообще можно только дать.. И не только в грамматике.
Все мои гениальные педагоги -уже пришли на Кемовский фундамент.
Они совершенствовали. Оттачивали. Вели меня в бесконечное «Дальше»..
Но фундамент-то у меня -КЕМОВСКИЙ.
Я надеюсь,что вся эта «прелюдия» к совершенно другой теме, поможет Вам понять. каково было мне в начавшийся Сочельник.
Я подошла к окну и, в очередной раз поразилась тому, КАК мы живем..
За окном - настоящая рождественская Сказка!
Уже вечереет..
Я вдруг вспомнила то, далекое мое, «сибирское время»… Ту, заснеженную абсолютно белым снегом, Сибирь..
И там, в Сибири, сохранились сочельниковские и рождественские Колядки..
В Сибири, да и на Западной Украине. я слышала, этот необычайно сказочный обряд сохранился..
Там колядуют…
Я как-то заставила отложить все эти бесконечные мирские дела и решила отправиться в Храм Святителя Николая, что на Маросейке..
Так захотелось приобщиться к этому Святому Таинству Рождества Христова. приложиться к святым мощам Великого московского Старца-Алексея Мечева..
Такого доброго и сильного помощника, и ВСЕГДА доступного всем «с верою притекающим»..
Я люблю этот старинный и добрый Храм..Там истинный Христов Дух пребывает..
Поехала я туда поздно..К окончанию вечерней службы…
Но Господь слышит сердце. И я успела..
Вошла, подала записочки на праздничную литургию, заказала псалтирь, и сразу же -попадаю на молебен у святых мощей Алексия.
Отслужили молебен..Сердце затрепетало и заплакало.
Но я еще поднялась на второй этаж, чтобы приложиться к чудотворной иконе Феодоровской Божией Матери..
И к Рождественской праздничной иконе..
Ну и там -все мои покровители и заступники..Святитель Николай, святитель Спиридон, Св.Иоанн Кронштадский, блаженная Ксенюшка Петербургская, блаженная Матрона Московская.,Илия пророче..
В храме было удивительно красиво.торжественно и тихо..
Все внимали предстоящему Великому Таинству -Рождения Христа..
Бесшумно проходила исповедь..
И меня, как будто кто-то, невидимой рукою, повернул и поставил в очередь на исповедь.
Исповедующихся было немного..
Батюшка начал меня исповедывать..
И во время исповеди у меня неожиданно вырвались из сердца такие рыдания..на весь храм..
Даже батюшка меня стал успокаивать и благословил..
Я выходила из Храма с легким сердцем…
Нырнула в метро и поехала домой в комфортно-полупустом вагончике.
Усевшись, привычно достала Акафист,почитать..Тем более. такое молитвенное состояние сохранялось..
Начала я читать Акафист Матери Божией «Песчанская».
Акафист очень длинный. но, читая его уже во второй раз, я замечаю, насколько мне «сладостно» его читать..
Я ни разу вот такого чувства не испытывала..Мне хотелось тщательно, а не впопыхах, проговаривать все слова, словно бы «петь его» хотелось..
И я вспомнила вот это слово «сладость»..
Это состояние не было мне привычным.. и знакомым.
В этот раз я тоже его ощутила..и не только это.
Я неожиданно почувствовала там, в метро, сильнейший запах ладана.
Сначала я не обратила на него внимания.
Когда я продолжила читать, меня, словно волной, окутало эти ароматом.
Тут я прервалась и уставилась на соседку рядом..
Возле меня сидела пожилая милая женщина в шубке..Мне подумалось, что,видимо,она -тоже из Храма..
Вот было же «елеопомазание», как обычно бывает перед большими праздниками.
Когда запах ладана возобновился, я подумала:
-Может быть, у нее такие духи, пахнущие елеем?
-Ну, зачем тогда так сильно душиться?!..
-А может быть, она доставала платочек, надушенный?
Поезд шел.
Я, перестав думать б этом, уткнулась в Акафист, продолжая его читать полушепотом
В метро можно и вполголоса читать -все равно за гулом не слышно..
Несколько раз усиливался и ослабевал этот удивительный аромат.
Тогда я прицельно начала «принюхиваться» к этой женщине..(Представляете, как это могло выглядеть со стороны?)
Но никакого запаха не было. Она вообще оказалась одной из тех пожилых» бабулек» , к которым само слово-«духи» или «косметика»-не приставить никак..
Я же пребывала в каком-то блаженно-спокойном состоянии..Словно в колыбели..
-«Посещение» -подумалось мне..
Но на этом Чудеса моего Сочельника и этой Великой Ночи –не закончились..
Они только начинались…

Заехав домой, приготовившись к причастию, я уже в одиннадцать вечера пошла в свой ближайший Храм, маленький Храм в часть Архангела Михаила..Уже «зазвонили» к Рождественской..
Я шла по улице,..и тихо падал снег.
Он опускался на землю крупными. пышными снежинками..
Я шла по дороге, усыпанной искрящимися алмазами, таинственно сверкающими при мягком свете уличных фонарей..
Вот такой еще бывает дорога к Храму, ..в Рождество.
На улицах было очень тихо..Только разноцветные окошки –огоньки многоэтажек и переливчатые новогодние гирлянды говорили о том, что там -дома- не спят..
Я подошла к Храму, когда служба уже началась..
Церквушечка наша маленькая и не рассчитана на большое количество прихожан..
Перекрестившись, я попыталась открыть входную дверь..Но она не открывалась полностью, из-за большого количества народа.
Большого -для этого маленького Храма.
Через стекло входной двери мне улыбалось лицо такой приветливой и доброй, полной женщины..Ей так хотелось меня впустить..Меня это согрело.
Она рукой меня приглашала. Но,я ей ответила жестом -пусть все останется так, как есть..
И начало. самое начало службы, у меня проходило - в дверях Храма.
Но как-то очень быстро и оказалась внутри, прямо перед алтарем.
Храм был украшен елочками, на которых, как когда-то давно на Руси, а может быть, и в моем далеком детстве, висели конфеты, гирлянды из маленьких настоящих сушек, самодельные елочные игрушки..
Я ничего подобного давно не ощущала. Я была у себя ДОМА..И прихожане -мои домашние..И батюшки – отец Александр и отец Николай- такие родные и дорогие.
В храме было удивительно тепло и уютно..
Закончилось первое вечернее Богослужение.
Потом было помазание елеем с таким необыкновенно нежным и свеже -цветочным ароматом..
Я не знаю таких цветов, с таким ароматом.
Сначала подумалось- ландыш..Но нет..Это не запах ландыша..
И батюшка Николай сказал, очень по-доброму и хорошо как-то, по –пастырски:
-Закончилась вечерняя служба, дорогие братья и сестры!
-Кто устал - могут причаститься завтра.
-А у кого силы есть-начинаем Рождественскую Литургию.

В этот момент в меня Господь, как будто, вложил новые силы..
Какая-то удивительная Радость- «до слез» захлестнула меня.
Я вдруг ощутила необыкновенную торжественность и СВЯТОСТЬ того, что будет происходить здесь.
Здесь- «Христос рождается -славите!»
И я действительно СЛАВИЛА РОЖДЕНИЕ ХРИСТА!!!
Я не могу передать словами то, что происходило во время службы.
Каждый раз,бывая на богослужении, я ощущала близость ко мне святых, я чувствовала.что меня слышат..
Но,при этом, всегда ощущала себя,стоящей на земле..
Покаянной, плачущей, но.. на Земле..
На этот раз со мной происходило НЕЧТО..
Когда запели Херувимскую..
Я просто закрыла лицо руками от того, просто невероятного, увиденного и прочувствованного мною..
Я чисто физически ощутила, как весь этот столп наших молитв начал медленно и торжественно подниматься с Херувимами вверх..к Божьему Престолу..
Я НИКОГДА не видела ТАКОГО…Перед величием ТОГО, что происходило на этой службе, можно было только пасть ниц..
Я вдруг абсолютно четко и ясно поняла, ЧТО происходит на этой службе..
Сердечными очами увидела..
Служба шла- самая красивая ее часть-Литургия Верных -когда претворяется Благодатью Духа Святого хлеб и вино- в плоть и кровь Христа.
Шла на одном дыхании..
Мы все были в одном Духе, объятые этой сильной, пылающей храмовой молитвой Рождественской Службы..
Это было одно ТЕЛО и ОДНИ УСТА..
И ОДИН звучащий ангельский голос Клироса..
Я причастилась.
Начались благодарственные молитвы..
А мне хотелось оставаться в храме..
Служба кончилась..
Я с удивлением почувствовала, что совершенно не устала. В теле была какая-то необычайная внутренняя легкость..
Я снова обратила внимание на простое убранство Храма..
Стояли замечательные рождественские елочки..такие трогательные и настоящие..
Подойдя к батюшке Александру.я, неожиданно для себя, начала его благодарить за такую службу..
Получив благословение, я снова отошла, чтобы дослушать благодарственные молитвы..
Наконец, мы стали подходить ко Кресту..
Но в это мгновение раздались какие-то ангельские, чистые рождественские песнопения.. на украинском языке..
Как же чудно они пели..Какое же это было ЗВУЧАНИЕ…
И я так ясно и сердцем поняла. что Русь-то КИЕВСКАЯ,
Мы все не выходили из храма.
Служба уже закончилась.
А мы, как завороженные, не могли двинуться с места..
И у меня в голове так ясно зазвучали слова великого А.Блока:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

По моему лицу текли слезы, я не могла их остановить..

Лица у всех были светлыми и торжественными..
Такое вразумление получить от Господа и Пречистой Его Матери..
А мы стояли и слушали..И лились рождественские песнопения на ласковом украинском языке, наполняя Храм и наши сердца чем-то Очень для нас ВАЖНЫМ..
Наконец. Песнопения стихли..
Мы начали расходиться..

Мне показалось, что на улице тепло..
Тихо шел снег..
А в самом сердце моем пелось:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда — звездам, как Богу, служившие — звездою научены были поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток с высоты.

Разъяснение основных песнопений Рождества Христова

Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором поется торжественная песнь пророка Исаии:

С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!
(Ис. 8, 9—10. 12—14. 17—18; 9, 2. 6).

Частое повторение в этой песни: с нами Бог! свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Бога-Еммануила.

Тропарь, глас 4-й

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда — звездам, как Богу, служившие — звездою научены были поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Перевод: Ныне Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному; Ангелы с пастырями славословят, мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец юный, предвечный Бог.

Стихира

Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии .

Прокимен

Из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается
(Пс. 109, 3—4).

Денницы — зари.

Стихира

Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы: днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается: силы небесныя радуются, и земля с человеки веселится: волсви Владыце дары приносят: пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Прокимен на литургии

Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний
(Пс. 65, 4).

Торжество этого праздника усугубляется для Русской Православной Церкви воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов (французов) и с ними двадцати языков (народов) в 1812 году. После литургии совершается благодарственное молебствие.

Рождество Твое, Христе Боже наш…

Главные молитвы Рождества: перевод и текст

В православном богослужении во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения - стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры - из Всенощной службы под память святителя Николая (19 декабря):

«Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?»

Русский перевод:

«Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей;

в данном случае Агница - это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»

В ходе Всенощного бдения уже самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира :

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Русский перевод:

Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»

В рождественские дни в храме исполняется особый кондак , гимн - «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Русский перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Главный гимн Рождества в Православной Церкви - это тропарь Праздника , который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя - вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.

Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными - в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся . Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к утреней службе в Рождественский сочельник (6 января), Рождественскому всенощному бдению и Божественной литургии (6 - 7 января)

НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (Рождественский сочельник)

СТИХИРЫ (поются клиросом)

На 9-м часе

Стихира, глас 6: Днесь раждается от Девы рукою всю содержай тварь, пеленами, якоже земен, повивается, Иже существом неприкосновенен Бог. В яслех возлежит утвердивый Небеса словом в началех, от сосцев млеком питается, Иже в пустыни манну одождивый людем, волхвы призывает Жених церковный, дары сих приемлет Сын Девы. Покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе: покажи нам и Божественная Твоя Богоявления.

На Великой вечерне

Стихиры, глас 2: Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное oружие плещи дает, и Херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от негоже произгнан бых преслушания ради; неизменный бо образ Oтечь, образ присносущия Eго, зрак раба приемлет, от Неискусобрачныя Матере прошед, не преложение претерпев, eже бо бе пребысть, Бог Сый истинен, и eже не бе прият, Человек быв человеколюбия ради. Тому возопиим: рождейся от Девы Боже, помилуй нас.

Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, просветишася всячeская: пастырeм бо свиряющим и волхвом покланяющимся, Ангелом воспевающим, Ирод мятяшеся, яко Бог во плоти явися, Спас душ наших.

Царство Твое, Христе Боже, Царство всех веков, и Владычество Твое во всяком роде и роде, воплотивыйся от Духа Святаго и от Приснодевы Марии вочеловечивыйся, свет нам возсия, Христе Боже, Твое пришествие; Свет от Света, Oтчее сияние, всю тварь просветил eси, всякое дыхание хвалит Тя. Образ славы Oтчия, Сый, и прежде Сый, и возсиявый от Девы, Боже, помилуй нас.

Что Тебе принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели - пение; небеса - звезду; волсви - дары; пастырие - чудо; земля - вертеп; пустыня - ясли; мы же - Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас.

Слава, и ныне: Августу eдиноначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися, под eдинем царством мирским гради быша, и во Eдино Владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся, вернии, Именем Божества, Тебе, вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.

Тропарь праздника, глас 4:

Кондак праздника, глас 3:

На Великой вечерне

ПАРЕМИИ

Бытия чтение, гл.1:1-13 В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: "Да будет свет". И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и разделил Бог между светом и тьмою. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: "Да будет твердь посреди воды, и да будет отделять она воду от воды". И стало так. И сотворил Бог твердь, и разделил Бог между водою, (которая была) под твердью, и водою, (которая была) над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: "Да соберется вода, (которая) под небом, в одно собрание, и да явится суша". И стало так. И собралась вода, (которая) под небом, в собрания свои, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а скопления вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: "Да произрастит земля зелень - траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем по роду его на земле". И стало так. И произвела земля зелень - траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем, по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

Чисел чтение, глава 24:2-3, 5-9, 17-18 Был Дух Божий на Валааме, и, начав притчу свою, он сказал: "Как прекрасны жилища твои, Иаков, шатры твои, Израиль: как долины тенистые, как сады при реках, как шатры, которые водрузил Господь, (и) как кедры у вод. Произойдет Человек от семени его, и овладеет племенами многими, и возвысится [более Гога] Царство Его и возрастет [Царство Его]. Бог привел его из Египта; как у единорога слава его: пожрет племена врагов своих, и тучность их истощит, и стрелами своими поразит врага. Возлег и упокоился Он как лев и как львенок: кто поднимет Его? Благословляющие тебя благословенны, и проклинающие тебя прокляты! Взойдет звезда от Иакова и восстанет Человек от Израиля, и сокрушит вождей Моава и опустошит всех сынов Сифовых. И будет Эдом наследием, и будет наследием Исав, враг его, а Израиль проявил силу!"

Пророчества Михеина чтение, гл. 4:6-7; 5:2-4 В те дни, говорит Господь, соберу сокрушенную, и отвергнутую приму, и тех, кого Я отринул. И превращу сокрушенную в остаток и отвергнутую - в народ крепкий, и будет царствовать Господь над ними на горе Сионе отныне и до века. Так говорит Господь: и ты, Вифлеем, дом Ефрафы, невелик, чтобы быть среди тысяч Иудиных: но из тебя произойдет Мне (Вождь -) Тот, Кому должно быть Князем в Израиле, и происхождение Его из начала, от дней вечных. Потому Он отдаст их до того времени, когда Рождающая родит; и тогда остальные из братьев Его обратятся к сынам Израиля. И станет, и посмотрит, и будет пасти стадо Свое в силе Господь; и в славе имени Господа Бога своего они пребудут, потому что Он ныне возвеличится до краев земли.

Пророчества Исайина чтение, глава 11:1-10 Так говорит Господь: Выйдет отрасль от корня Иессеева, и цвет от корня (его) взойдет; и почиет на нём Дух Божий: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия; исполнит Его Дух страха Божия: не по внешности Он будет судить и не по молве обличать, но будет судить смиренного правым судом, и обличит c прямотою славных земли, и поразит землю словом уст Своих, и Духом уст [Своих] истребит нечестивого. И будут правдой препоясаны чресла Его, и истиной обвиты ребра (Его). И волк будет пастись вместе с ягненком, и барс отдыхать вместе с козленком; и теленок, и бык, и лев вместе будут пастись, и малое дитя поведет их. И бык и медведь вместе будут пастись, и вместе детеныши их будут; и лев и вол будут вместе есть солому. И Дитя юное на нору аспидов и на гнездо порождений аспидов руку наложит; и не будут причинять зла, и не смогут погубить никого на горе святой Моей, ибо вся (земля) наполнится ведением Господа, как вода многая покрывает моря. И будет в тот день Корень Иессеев и Восстающий, чтобы начальствовать над язычниками: на Него язычники будут надеяться, и будет покой Его - честь!

Пророчества Иеремиина чтение, гл. 3:36-38; 4:1-4 Это - Бог наш, не сравнится с Ним никто иной. Изобрел Он всякий путь познания и дал его Иакову, отроку Своему, и Израилю, возлюбленному Им. После (же) того Он на земле явился и обитал среди людей. Это - книга повелений Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся её, (войдут) в жизнь, а оставляющие её умрут. Обращайся, Иаков, и возьмись за неё, пойди к сиянию при свете её. Не отдай другому славы твоей, и полезного для тебя - народу чужому. Блаженны мы, Израиль, что угодное Богу известно нам.

Пророчества Даниилова чтение, глава 2:31-36, Сказал Даниил Навуходоносору: Ты, царь, смотрел: и вот, одно изваяние; велико то изваяние, и вид его превосходен. Стояло оно пред лицом твоим, и видение его - страшно. Изваяние, у которого голова - из золота чистого, руки, и грудь, и мышцы его - серебряные, чрево и бедра - медные, голени - железные, ноги - частью железные, а частью глиняные. Ты смотрел, доколе не отсечен был камень от горы без содействия рук, и ударил изваяние в ноги железные и глиняные, и разбил их прах до конца. Тогда сразу обратились в прах глина, железо, медь, серебро, золото, и сделались как пыль с летнего гумна, и подняло их силою ветра, и не нашлось места для них; а камень, ударивший изваяние, превратился в гору великую и наполнил всю землю. Это сон; и толкование его скажем пред царем: воздвигнет Бог небесный Царство, которое вовек не разрушится, и Царство Его другому народу не будет оставлено; и обратит оно в прах и развеет все царства, а само будет стоять вовеки - таким образом, как ты увидел, что от горы отсечен был камень без помощи рук и измельчил глину, железо, медь, серебро, золото. Бог Великий дал знать царю, что должно совершиться после сего. И истинен этот сон, и верно толкование его!

Пророчества Исайина чтение, глава 9:6-7 Младенец родился нам, Сын - и дан нам, Чье владычество было на плече Его, и называется имя Его: Великого Совета Ангел, чудный Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века, ибо привлеку Я мир на начальников: мир и здравие Ему! (И) велико владычество Его, и миру Его нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы исправить его и поддержать его в суде и правде отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это!

Пророчества Исайина чтение, главы 7:10-16; 8:1-4, 8-10 Продолжил Господь беседу с Ахазом, говоря: "Испроси себе знамения у Господа Бога твоего в глубине или в высоте". И сказал Ахаз: "Не буду просить и не буду искушать Господа!" И сказал Исаия: Послушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас доставлять затруднение людям? И как вы Господу причиняете затруднение? Потому Господь Сам даст вам знамение: вот, Дева зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил. Масло и мед Он будет вкушать; прежде чем сможет Он познать или предпочесть худое, изберет доброе: ибо прежде, чем познает этот Младенец доброе или злое, Он не подчинится пороку, чтобы избрать доброе". И сказал Господь ко мне: "Возьми себе свиток новый, большой, и напиши на нём человеческим пером, что скоро совершится захват добычи - ибо он настал. И свидетелями Мне сделай верных людей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина". И приступил я к Пророчице, и понесла Она во чреве и родила Сына. И сказал мне Господь: "Нареки Ему имя: "Скоро отними, быстро разграбь", ибо прежде чем научится Младенец звать отца или мать, захватит Он силу Дамаска и добычи Самарии пред лицом царя Ассирийского". С нами Бог - познайте, народы, и покоряйтесь, услышьте до предела земли. Могучие, покоряйтесь: ведь если вновь усилитесь, вновь и побеждены будете. И какой бы совет вы ни замыслили, разрушит Господь, и какое бы слово ни сказали, не останется в силе у вас, ибо с нами Бог!

АПОСТОЛЬСКИЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Послание к Евреям, глава 1

Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, в эти последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и сотворил века. Он, будучи сиянием славы и образом сущности Его, и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел по правую сторону [престола] Величества на высоте, сделавшись настолько превосходнейшим Ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: "Ты - Сын Мой, Я сегодня родил Тебя"? И еще: "Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном"? А еще, когда Он вводит Первородного во вселенную, Он говорит: "И да поклонятся Ему все Ангелы Божии". И об Ангелах говорит: "Творящий Ангелов Своих духами и служителей Своих огнем пылающим", - а о Сыне: "Престол Твой, Боже, во век века, жезл правоты - жезл Царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более сотоварищей Твоих." И: "В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих - небеса; они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся. Но Ты - тот же, и годы Твои не кончатся.

Евангелие от Луки, глава 2

В те дни вышел указ от кесаря Августа о переписи всей вселенной. Эта перепись была первой в правление Квириния Сирией. И шли все записываться, каждый в свой город. Пошел же и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею в город Давидов, который зовется Вифлеем, потому что был он из дома и рода Давидова, записаться с Мариам, обрученною ему женою, которая была беременна. Было же: пока они находились там, исполнились дни, когда Она должна была родить. И родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. И были в стране той пастухи, находившиеся в поле и несшие ночную стражу при стаде своем. И вот, Ангел Господень предстал им, и слава Господня осияла их, и устрашились они страхом великим. И сказал им Ангел: "Не бойтесь! Ибо вот, я благовествую вам радость великую, которая будет всему народу: что родился вам сегодня в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знамение: вы найдете Дитя спеленатое лежащее в яслях". И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалившее Бога и возглашавшее: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей - благоволение!" И было: когда отошли от них на небо Ангелы, и те люди, пастухи, сказали друг другу: "Дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что это за событие случилось, о чем возвестил нам Господь". И они, поспешив, пришли, и нашли Мариам, и Иосифа, и Дитя, лежащее в яслях. Увидев же, поведали о слове, сказанном им об Этом Младенце. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они услышали и увидели так, как было сказано.

ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

На всенощном бдении:

Тропарь праздника, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащии, / звездою учахуся / Тебе кланятися Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока: / Господи, слава Тебе.

Кондак праздника, глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит: / ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Отроча младо Превечный Бог.

Благословлю Господа (Псалом 33)

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святи Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага.

Величание:

Величаем Тя, / живодавче Христе, / нас ради ныне плотию рождшагося / от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ИРМОСЫ

1. Христос раждается, славите:/ Христос с небес, срящите:/ Христос на земли, возноситеся. / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.

3. Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим:/ вознесый рог наш, / свят еси, Господи.

4. Жезл из корене Иессеова / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы хвальный / приосененныя чащи / пришел еси, воплощься / от Неискусомужныя, Невещественный и Боже. / Слава силе Твоей, Господи.

5. Бог сый мира, Отец щедрот, / великаго совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам. / Тем богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.

6. Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият:/ в Деву же всельшееся Слово, / и плоть приемшее, пройде сохраншее нетленну: / егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну.

7. Отроцы благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но посреде пламене стояще пояху: / отцев Боже, / благословен еси.

8. Чуда преествественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо яже прият палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в нюже вниде, утробу. / Тем воспевающе воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.

9. Таинство странное вижду и преславное: / Небо - вертеп, / Престол херувимский - Деву, / ясли - вместилище, / в нихже возлеже Невместимый - Христос Бог, / Егоже воспевающе / величаем.

На Литургии:

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия. (трижды)

АПОСТОЛЬСКИЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Послание ап. Павла к Галатам, гл.4:4-7 Когда пришла полнота времени, Бог полсал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бого послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!». Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник через Иисуса Христа.

Евангелие от Матфея, гл.2: 1-12 Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя, вот, волхвы от восточных стран прибыли в Иерусалим и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Услышав же это, царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: "Где родится Христос?" Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничуть не меньший среди правителей Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который будет пасти народ Мой, Израиля". Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, точно выведал от них время появления звезды. И послав их в Вифлеем, сказал: "Пойдите, точно разведайте о Младенце, а когда найдете, возвестите мне, чтобы и я пришел поклониться Ему". Они же, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, пока не пришла и не стала над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и пав ниц, поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем удалились в страну свою.

СТИХИРЫ на всенощном бдении

(поются клиросом)

Стихиры на литии: Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени седящим, рождейся от Девы; вертеп и ясли прияша Того; пастырие чудо проповедуют; волсви от восток в Вифлеем дары приносят. Мы же хвалу недостойными устнами ангельски Тому принесем: слава в Вышних Богу, и на земли мир, прииде бо Чаяние языков, пришед, спасе нас от работы вражия.

Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу. Днесь Бог на землю прииде, и человек на Небеса взыде. Днесь видимь eсть плотию, eстеством невидимый, человека ради. Сего ради и мы, славословяще, возопиим Eму: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, дарова бо пришествие Твое, Спасе наш, слава Тебе.

Слава в Вышних Богу, в Вифлееме слышу от Безплотных днесь, на земли мир благоволившему быти. Ныне Дева Небес ширши: возсия бо свет омрачeнным и смирeнныя возвыси, ангельски поющия: слава в Вышних Богу.

По образу и по подобию, истлевша преступлением видев, Иисус, приклонив Небеса, сниде и вселися во утробу девственную неизменно, да в ней истлевшаго Адама обновит, зовуща: слава явлению Твоему, Избавителю мой и Боже.

Слава: Волсви, персидстии царие, познавше яве на земли рождшагося Царя Небеснаго, от светлыя звезды водими, достигоша в Вифлеем, дары носяще избранныя, злато, и ливан, и смирну, и, падше, поклонишася: видеша бо в вертепе Младенца лежаща безлетнаго.

И ныне: Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа, яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки.

Стихиры на стиховне : Велие и преславное чудо совершися днесь: Дева раждает, и утроба не истлевает, Слово воплощается и Oтца не отлучается, Ангели с пастырьми славят, и мы с ними вопием: слава в Вышних Богу, и на земли мир.

Днесь раждает Дева Творца всех, Eдем приносит вертеп, и звезда показует Христа солнца сущим во тьме; с дары волсви поклонишася, верою просвещаеми, и пастырие видеша чудо, Ангелом воспевающим и глаголющим: слава в Вышних Богу.

Господу Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем, от восток пришедше, волсви поклонишася Богу вочеловечшуся и, сокровища своя усердно отверзше, дары честныя приношаху: искушено злато, яко Царю веков; и ливан, яко Богу всех; яко тридневному же мертвецу, смирну Безсмертному. Вси языцы, приидите, поклонимся рождшемуся спасти души наша.

Слава: Веселися, Иерусалиме, торжествуйте, вси, любящии Сиона: днесь временный разрешися соуз осуждения Адамова. Рай нам отверзеся. Змий упразднися, юже бо прельсти первее, ныне узре Содетелеву бывшу Матерь. О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Яже исходатаивши смерть всей плоти, греховный сосуд спасения начало бысть миру всему Богородицы ради. Младенец бо раждается из Нея, Всесовершенный Бог, и Рождеством девство печатствует, пленицы греховныя разрешаяй пеленами, и младенства ради Eвины врачует яже в печалех болезни; да ликовствует убо вся тварь и да играет, обновити бо ю прииде Христос и спасти души наша.

И ныне: В вертеп вселился eси, Христе Боже, ясли Тя восприяша, пастырие же и волсви поклонишася. Тогда убо пророческая исполнися проповедь, и Ангельския силы дивляхуся, вопиюще и глаголюще: слава схождению Твоему, Eдине Человеколюбче.

Стихиры на хвалитех: Веселитеся, праведнии, Небеса, радуйтеся, взыграйте, горы, Христу рождшуся; Дева седит, Херувимов подобящися, носящи в недрех Бога Слова воплощенна; пастырие рожденному дивятся; волсви Владыце дары приносят, Ангели, воспевающе, глаголют: Непостижиме Господи, слава Тебе.

Богородице Дево, рождшая Спаса, упразднила eси первую клятву Eвину, яко Мати была eси благоволения Oтча, носящи в недрех Божие Слово воплощенное. Не терпит тайна испытания. Верою eдиною Сию вси славим, зовуще с Тобою и глаголюще: Неизреченне Господи, слава Тебе.

Приидите, воспоим Матерь Спасову, по Рождестве паки явльшуюся Деву: радуйся, граде одушевленный Царя и Бога, в немже Христос пожив, спасение содела. С Гавриилом воспоем, с пастырьми прославим, зовуще: Богородице, моли из Тебе Воплощеннаго спастися нам.

Отец благоизволи, Слово плоть бысть, и Дева роди Бога вочеловечшася; звезда возвещает, волсви покланяются, пастырие чудятся, и тварь радуется.

Слава: Егда время eже на землю пришествия Твоего первое написание вселенней бысть, тогда восхотел eси человеков написати имена, верующих Рождеству Твоему. Сего ради таковое повеление от кесаря возгласися, вечнаго бо Твоего Царствия безначальное Рождеством Твоим обновися. Тем Тебе приносим и мы паче именнаго даннословия православнаго богатства Богословия, яко Богу и Спасу душ наших.

И ныне: Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы; днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается; силы Небесныя радуются, и земля с человеки веселится; волсви Владыце дары приносят, пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Фото сайта Патриархия.ru

5 сильных молитв на Рождество Христово

4.2 (83.24%) 74 голос.

Молитва в Рождество Христово на здоровье

«В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, советы и помышления моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, незлобиве, Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желаний моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего, славлю во веки. Аминь.»

Молитва на Рождество о замужестве

«С превеликой радостью обращаюсь к тебе, Матерь Божья.
Ты та, кто наполнила любовью плод чрева своего.
Я, раба Божья (свое имя) молю тебя сейчас о помощи.
Прошу, одари меня любовью взаимной и искренней.
Пошли мне мужа любящего и заботливого,
чтобы я могла растить детей в счастье и радости.
Да святится имя твое. Аминь».

Молитва в Рождество на деньги и богатство

«Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим, утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной.

Темже молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва в Рождество на счастье и благополучие

«Пребезначальное Начало, Боже Святый и Вечный, и всея твари Содетелю! Киими словесы возблагодарим и киими песньми возвеличим Твое нас ради человек неизреченное снизхождение, волею Божества Своего не отступльше, и недр Отчих не разлучаяся, Бог сый, яко человек, в вертепе безсловеснем ныне положился еси, Христе Боже наш! Кто исповесть неизглаголаннаго сего таинства величие и преславнаго сбытия таинство: Сын Божий — Сын Девы является, да свободит мир от клятвы законныя, и сыны греха и беззакония — чадами Божиими, наследниками вечных благ соделает, — Себе же, яко жертву непорочную и всесвятую, в залог спасения падшаго человека да принесет. Иисусе Сладчайший, Владыко Всемилостивый! Твоим Пребожественным снизхождением юдоль земная в храм Божественныя Славы Твоея освятися, и вси живущии на ней небесным веселием исполнишася. Сподоби убо и нас в день преславнаго Рождества Твоего чистым сердцем и отверстою душею исповедати Тя истиннаго Агнца Божия, услаждающаго и укрепляющаго нас надеждою грядущих благ в немеркнующем Свете Трисиятельнаго Божества, Имже вся живет и движется, Имже обновление нашего первообразнаго бытия да усовершится. Ей, Господи, всякаго благодеяния богатый Дателю, и Подателю Благий, за еже тако возлюбил еси мир, яко вся скорби и болезни наша на Себе понести изволил еси, не остави нас, дондеже суета земная скорбьми и напастьми не изсушила души наша, и не погибе путь спасения под ногама нашима, да не посмеются о нас врази наши, но даруй нам в свете Твоего Божественнаго Откровения познати путь мира, добра и истины, и воззови ненасытною жаждою по Тебе, Спасителе нашем, во еже творити волю Твою преблагую во страсе Твоем, и в похвалу неизреченному снизхождению Твоему, яко кадило благовонное, приносити Тебе житие нескверное и любовь нелицемерную, да в делех наших и во уповании веры нашея непрестанно совершается воля Твоя святая, и во веки не умолкнет под небесем слава Твоя, слава, — яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Яко о Тебе, ныне плотию от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии Рождшемся, вся колена небесная и земная, радости исполняющеся, велегласно исповедуют: с нами Бог, Емуже честь и поклонение подобает — Отцу и Сыну и Святому Духу, во веки веков. Аминь.»


Самое обсуждаемое
Способы выражения подлежащего Способы выражения подлежащего
«Фразеологическая разминка» «Фразеологическая разминка»
1 крылатое выражение. Крылатые выражения. Примеры из произведений. Бабушка надвое сказала 1 крылатое выражение. Крылатые выражения. Примеры из произведений. Бабушка надвое сказала


top