Жанр: древнерусская летопись
Главные герои "Подвига отрока-киевлянина" и их характеристика
- Отрок-киевлянин. Молодой юноша, храбрый, находчивый, патриот.
- Претич. Воевода. Хитрый и изворотливый.
- Князь печенегов. Трусливый, расчетливый.
- Святослав. Князь киевский. Жаждет славы.
- Осада Киева
- Бедственное положение
- Смелый отрок
- Через лагерь
- Решение Претича
- Русские ладьи
- Испуг печенегов
- Слова Претича
- Письмо к Святославу.
- Возвращение Святослава
- Когда был Святослав на Дунае, осадили Киев печенеги и настал в городе голод.
- Вызвался отрок переплыть Днепр и к русскому войску добраться.
- Пробежал он через лагерь печенегов и в реку бросился.
- Решил Претич к Киеву плыть, а печенеги увидели ладьи и испугались.
- Схитрил Претич, сказав, что следом Святослав идет, и князь печенегов мира запросил.
- Написали Святославу письмо с упреками, вернулся князь и прогнал печенегов.
Не чужую землю воевать надо, а родную защищать.
Чему учит "Подвиг отрока-киевлянина"
Повесть учит любить Родину, быть патриотом, не жалеть за свою землю собственной жизни. Учит воевать не числом, а умением, применять воинскую хитрость. Учит смелости и отваге.
Отзыв на "Подвиг отрока-киевлянина"
Мне очень нравится это древнерусская летопись. Настоящими героями показали себя безвестный отрок, сумевший переплыть Днепр, и воевода Претич, с малыми силами сумевший обмануть печенегов.
Пословицы к "Подвигу отрока-киевлянина"
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
За родной край и жизнь отдай.
Не числом дерутся, а умением.
Хитростью силу побеждают.
Читать краткое содержание, краткий пересказ "Подвига отрока-киевлянина"
Случилось это в лето 6476 года. Пришли на Русь печенеги, а Святослав был на Дунае. Затворилась Ольга с детьми в Киеве, и обложили Киев печенеги.
И нельзя было выйти из города и даже воды набрать. А напротив, на другом берегу реки стояло русское войско, но не знали в нем, что творится в Киеве.
И кликнули в городе клич, искали храбреца, который отважился бы отправиться к войску и рассказать им о бедственном положении осажденных.
Вызвался некий отрок. Взял в руки уздечку и бросился через стан печенегов. Он умел говорить по-печенежски, и на бегу спрашивал врагов, не видел ли кто коня. Печенеги его за своего принимали, а отрок добежал до Днепра, сбросил одежду и пустился вплавь.
Поняли тут печенеги, что обманул их отрок, стали из луков стрелять, но поздно было. Приняли отрока в ладью русскую, доставили на тот берег.
Рассказал отрок, что если к горожанам на помощь рать не придет, сдастся Киев.
И сказал воевода Претич, что выйдут они завтра на ладьях к Киеву и увезут Ольгу с детьми.
Рано утром отправились ладьи к Киеву и затрубили в рога. Испугались печенеги, решили, что то сам Святослав идет, и бросились прочь от города. А Ольга вышла из стен киевских навстречу ладьям.
Увидел это печенежский князь и крикнул Претичу, спросил, кто идет. А воевода ответил, что воин он княжеский, и следом сам Святослав идет с неисчислимыми полками.
Услышал это князь печенежский и предложил Претичу мир. Обменялись они оружием и отступили печенеги от города.
А киевляне письмо Святославу написали с упреками. О том, что ищет тот славы в чужой земле, а свою покинул. И если не вернется он, то заберут печенеги всех в полон, и не будет у Святослава ни жены, ни детей, ни Родины.
Узнал про то Святослав, вернулся в Киев, обнял родных своих, и прогнал печенегов. И наступил мир.
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: "Кто это пришел?" А тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)". Печенежский князь снова спросил: "А ты не князь ли уж?" Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?" Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа-гимназия, детский-сад 25» г. Симферополь
ЛЯШЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img1.jpg)
Цели деятельности учителя:
- дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи
- ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»
- развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному
- обучать составлению цитатного плана.
- Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
- Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
- Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
- Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
- Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
- Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.
Планируемые результаты изучения темы:
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img3.jpg)
необходимость в распространении книг
Князь киевский Владимир Святославович
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img4.jpg)
Рукописные книги
Писали на пергаменте.
Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.
Книги стоили очень дорого.
Хранились в монастырях
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img5.jpg)
Начало письменности
у восточных славян связано
с Крещением Руси в 998
году во время княжения в
Киеве Владимира Святославича,
внука княгини Ольги.
На Русь письменность пришла из Болгарии,
где братья Кирилл (ок. 827-869) и
Мефодий (ок. 815-885)
создали славянскую азбуку и впервые
перевели богослужебные книги с греческого
на церковнославянский язык. Вместе с письменностью на Русь
пришли различные жанры
византийской христианской литературы:
житие, поучение, слово .
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img6.jpg)
Древняя письменная литература делится на
светскую и церковную.
Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img7.jpg)
- Язык отличался от нашего языка (древнерусский язык)
- Художественные образы находились под влиянием церкви. В основном – подвиги святых
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img8.jpg)
- Летописи
- Хождение Поучение Послание
- Хождение Поучение Послание
- Поучение Послание
- Послание
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img9.jpg)
Летопись
- В XI веке на Руси возникает летописание . Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен. Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей , т. е. записей по годам . Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») - отсюда и название летопись .
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img10.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img11.jpg)
«Повесть временных лет» -
первый памятник литературы, дошедший до наших дней.
Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших.
В это произведение включены легенды,
предания.
В них нашли отражение такие темы,
как национально-
патриотическая,
борьбы княжеств
за объединение
и другие.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img12.jpg)
Мотивы «Повести…»:
Сведения о происхождении славян
Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях
Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.
Повествование о принятии Христианства на Руси.
Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img13.jpg)
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Святослав (?-972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами:
«В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира.
В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас,
а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img14.jpg)
Понятия и термины
- Отрок (устар.) - мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9-15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
- Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси. Ладья – средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом
- Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов
- Воевода – предводитель дружины
- Дружина – отряд воинов на службе у князя
- «Я муж его»… я служу князю
- «в сторожах» – с передовым отрядом
- Отчина – земля отцов, родина
- Сокрушался – сильно печалился
- Княжичи – дети князя
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img15.jpg)
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
- Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
- Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
- В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
- Что помогло отроку справиться с заданием
- воеводы?
- Какие черты характера вы увидели в отроке?
- Какая тема пронизывает это произведение?
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img16.jpg)
Андрей Иванович Иванов
Сюжетом картины послужил один из героических эпизодов древней летописи. В 968 году, когда войско князя Святослава было в далеком походе, кочевники-печенеги осадили Киев.
Герой картины – безвестный юный киевлянин. Зная язык печенегов, он прошел с уздечкой в руках через вражеский лагерь. Когда враги окликали его, юноша отвечал, что ищет убежавшего коня. Переплыв Днепр, он разыскал русскую дружину и привел её на помощь осажденному городу. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сочувствие к безоружному герою.
- Иванов А.И. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810.
- Холст, масло. 204 x 177,5. Государственный Русский музей
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img17.jpg)
Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная»
- Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
- Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси»?
- Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img18.jpg)
РЕФЛЕКСИЯ
- 1.На уроке я работал активно / пассивно
- 2.Материал урока мне был полезен / бесполезен
- 3.Урок был интересен/скучен
- 4.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2018/09/23/s_5ba7c54cc1eec/img19.jpg)
Домашнее задание
1.Составить цитатный план в тетради, подготовить пересказ повествования.
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: "Кто это пришел?" А тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)". Печенежский князь снова спросил: "А ты не князь ли уж?" Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?" Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.