Алые паруса история. История «Алых парусов»: советский праздник романтики испортили пьяные выпускники ПТУ. Как именно проходит торжественное мероприятие

Алые паруса история. История «Алых парусов»: советский праздник романтики испортили пьяные выпускники ПТУ. Как именно проходит торжественное мероприятие

Официальная история петербургского бренда, праздника выпускников «Алые паруса», насчитывает 12 лет в обновленном формате - после его возрождения в 2005 году. Он мог бы скоро отмечать полувековой юбилей - если бы созданную в 1968 году ночную феерию не закрыли в 1979-м на долгие четверть века.

Первые «паруса»

По официальной версии, история праздника началась в 1968 году, но в 1979-м он прекратил свое существование. В 2005 году шоу вновь возрождено и даже внесено в реестр мирового событийного туризма и рекомендовано к посещению в 20 европейских странах.

До сих продолжаются дискуссии, кто и когда придумал его и почему оно было закрыто в конце 1970-х. По одной из версий, единственный в Советском Союзе праздник для выпускников школ «Алые паруса» появился в Ленинграде в 1968 году по инициативе городского отдела народного образования. Организовать его было поручено руководству и городского дворца пионеров имени Жданова, в котором занимался едва ли каждый советский ребенок (ныне - Дворец творчества юных).

Праздник открылся 27 июня 1968 года за час до полуночи. Главной сценой стала акватория Невы между Кировским и Дворцовым мостами. Праздник начался со светового шоу под знаменитый «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра.

«Вам, юноши и девушки, молодые граждане нашего города, посвящается этот праздник! Сегодня вам вручили аттестат зрелости!.. Это незабываемый день! Так пусть же и этот вечер запомнится навсегда!» - произнес диктор.

Затем была предложена постановка в духе советских театрализованных представлений: прошли «рабочие Путиловского завода», революционные матросы, солдаты. На параде кораблей были представлены живые картины: на первом корабле - имитация завода с цехами, машинами и рабочими. На втором - серп с полеводами и механизаторами. Третьим шел корабль «Атом» с молодыми учеными. Таким образом, молодежи был предложен традиционный советский выбор: стать рабочим, крестьянином или податься в интеллигенцию. Корабли сопровождали суворовцы и нахимовцы.

Главным кораблем был катер «Ленинград», на котором был поднят флаг праздника, а затем несколько десятков молодых людей зажгли факелы, которые по цепочке передали огонь на Ростральные колонны. От стен Петропавловской крепости со Стрелки были произведены залпы навесного фейерверка. Затем в Неву вошел трехмачтовый «Секрет» под алыми парусами. На борту были герои Александра Грина.

Праздник, как свидетельствуют официальные источники, продолжался до 4-5 часов утра, представление посетило более 25 тысяч выпускников. С этого дня празднование «Алых парусов» в таком формате стало традиционным и отмечалось вплоть до 1979 года, пока глава ленинградского обкома КПСС Григорий Романов не закрыл его.

Впрочем, есть еще одна версия рождения праздника. Некоторые СМИ утверждают, что первый праздник «Алые паруса» состоялся на десятилетие раньше - в 1958 году. Первыми ведущими праздника были студентка Института культуры Лариса Куприна и курсант ЛВИМУ им. Адмирала С.О. Макарова («Макаровки») Юрий Козлов, которые, как утверждается, и придумали название праздника. Официальная часть проходила в театре им. Ленинского комсомола, затем все перемещались на набережную. Через несколько лет праздник прикрыли, а в 1968 возродили вновь.

Почему и кому не угодили «Алые паруса»

Версий несколько: по одной из них - праздник был закрыт из-за того, что подвыпившие выпускники устраивали стычки друг с другом, а милиция не справлялась. По другой версии - на последнем в 1970-х годах празднике несколько выпускников на спор решили перепрыгнуть разводящиеся пролеты моста и погибли, упав в Неву. Есть и третья версия: закрыть ленинградский бренд приказали «сверху», чтобы вторая столица не перекрывала славу первой, то есть Москвы.

Так или иначе, в 1979 году «Алые паруса» прекратили свое существование. Несколько поколений ленинградских выпускников отмечали день и ночь прощания со школой и с детством на той же Неве, но неофициально. Нанимали кораблики, гуляли по набережным, пили шампанское на Марсовом поле и пели песни на ночном Невском. Праздник был возрожден лишь 26 лет спустя, в 2005 году.

Почему паруса - шведские?

В течение четырех лет в Неву под алыми парусами входил российский фрегат «Штандарт». Однако в 2010 году его место занял шведский парусник «Три короны» (Tre Kronor). Тогдашний «культурный» вице-губернатор Петербурга Алла Манилова объясняла замену отечественного парусника на иностранный тем, что «Штандарт» не имел разрешения на перемещение во внутренних водах России и в предыдущие годы его выпускали на «Алые паруса» в порядке исключения. В 2009 году, по словам чиновников, капитан «Штандарта» якобы вновь не оформил документы и даже не стал вести с переговоры со Смольным.

«Решение найти новый парусник стало результатом затяжных и безуспешных переговоров с капитаном “Штандарта” Владимиром Мартусем», - подчеркнула Манилова.

Сам капитан Владимир Мартусь обижен и считает, что замена его корабля иностранным - результат чиновничьей лени и внутренних разборок.

«Естественно, сам я отношусь к участию иностранного судна d русском празднике очень плохо. Но могу заверить, что со своей стороны я предпринимал все усилия, чтобы именно “Штандарт” участвовал в “Алых парусах”. Сейчас же бороться с бюрократией силы иссякли. Я вижу в этом коммерцию и работу на картинку – ну, что ж делать, может быть, сейчас у нашего города такая судьба», - рассказал Мартусь в интервью РИА «Новости» в 2013 году.

По его словам, он уже 4 года не может вернуться в Россию из-за проблем с законодательством. Дело в том, что для деревянных и парусных кораблей в России нет базы по техническому надзору и контролю, а потому корабль может остаться вечно на приколе.

«Со стороны чиновников только апатия. Нет исторических судов - ну, нет и нет. Видимо, это их устраивает. Чтобы поставить ситуацию с головы на ноги, нужно чуть ли не в кодекс торгового мореплавания изменения вносить. То есть это серьезная работа на уровне Госдумы, на которую лично у меня нет ресурсов. У шведского же корабля все хорошо, на него действуют шведские законы. Если “Штандарт” перевести под флаг другого государства, то мы тоже могли бы заходить в Петербург по шведским или голландским правилам, но петровский фрегат под шведским флагом… Такую картинку мне представить сложно и больно. Тем более когда я знаю, что все проблемы от того, что чиновникам лень немного поработать», - сообщил Владимир Мартусь.

Заметим, что за все годы существования праздника роль гриновского «Секрета» выполняли несколько судов. Сначала была шхуна «Ленинград» (немецкая трофейная шхуна «Дер Зеетойфель»). В 2008 году по Неве плыл учебный трехмачтовый корабль «Мир», построенный на верфи Гданьска в 1987 году. Затем были «Штандарт» и последние годы - шведские «Три короны».

Гимн Ассоли и Грэя

Увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта» уже стала гимном и музыкальным символом праздника. В 2010 и 2011 годах в основу музыкальной партитуры легли произведения выдающегося композитора Эдуарда Артемьева, который лично участвовал в подготовке музыкального материала, а в 2012-м - классиков Сергея Прокофьева, Исаака Дунаевского, а также популярного российского артиста и композитора Дмитрия Маликова, который исполнил сюиту в сопровождении Балтийского симфонического оркестра под управлением Константина Орбеляна.

За что ругают

За тонны мусора, которые не успевают убрать даже значительно усиленные бригады дворников. За пьяную молодежь, причем, по оценке полицейских, напиваются все подряд - и сами выпускники, и гости.

Немало доставалось городскому правительству за недостаток урн и туалетов, за неработающее метро, профанацию проверок и «металлодетекторов», через которые молодежь спокойно проносила на Дворцовую и горячительные напитки и петарды.

Ситуацию удалось исправить не сразу - меньше всего негативных отзывов о бардаке на празднике поступило в 2011 году. Последние два года в эту ночь без закрытия работает и метро, что, безусловно, очень помогает гостям праздника.

«Алые паруса-2016»

Руководитель оргкомитета праздника, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов рассказал, что в 2016 году вход на Дворцовую набережную и Дворцовую площадь будет открыт только для 80 тысяч выпускников школ (из которых около 700 - окончившие кадетские школы, а также выпускники из 19 регионов и 3 зарубежных стран).

Около 30 специализированных судов будут обеспечивать безопасность акватории между Троицким и Дворцовым мостами и так называемые «буферные» зоны, не допуская опасных маневров в районе размещения пиротехники.

Во избежание подделок пригласительные билеты, помимо других степеней защиты, снабжены специальной перфорацией. Их бесплатное распространение начнется только накануне самого события. Впрочем, уже появилась , что на «черном рынке» можно купить билет на Дворцовую площадь за 1 - 3 тысячи рублей.

В организации мероприятия принимает участие 5 тысяч человек, из которых 2 тысячи - стражи порядка. Около 30 специализированных судов будут обеспечивать безопасность акватории между Троицким и Дворцовым мостами и так называемые «буферные» зоны, не допуская опасных маневров в районе размещения пиротехники. В центре города установят почти полторы тысячи туалетов, а 135 специальных уборочных машин обеспечат быстрое наведение чистоты после праздника. Досмотр обещают как в самом серьезном аэропорту. Запрещено проносить с собой еду и напитки.

Гостей будут развлекать музыкальные группы, вошедшие в топ-20 предпочтений петербургской молодежи. Среди них - «Звери», «Ночные Снайперы», «Сплин», Iowa, Мот и Бьянка. В 12-й раз подряд ведущим станет петербуржец Иван Ургант. Его напарница - ведущая Пятого канала Даша Александрова.

Дирижер Сергей Жилин будет управлять сводным петербургским симфоническим оркестром из Москвы в режиме телемоста благодаря большому экрану, установленному на Стрелке Васильевского острова. В пиротехническом мюзикле примут участие Диана Арбенина, Мария Максакова, Иван Ожогин, отец и сын Пресняковы.

В ходе представления зрители увидят 20 лазерных картин и 50 уникальных пиротехнических взрывов.

Кульминацией праздника станет появление брига под алыми парусами в пролете Троицкого моста. Для показа шоу с наиболее выгодных ракурсов камеры Пятого канала будут установлены на крыше Эрмитажа, на балюстраде Исаакиевского собора, смотровой площадке петербургской телебашни, мачтах и палубе парусника «Tre Kronor».

Метро в Северной столице будет работать всю ночь.

Фото Дениса Тарасова.

Повесть для настоящих романтиков «Алые паруса» первоначально носила название «Феерия». Наброски к литературному произведению стал делать еще в 1916 году, работая над «Бегущей по волнам». Книга была опубликована в 1923 году с посвящением супруге писателя. В центре повествования – история юной девушки Ассоль, жизнь которой наполнена мечтами и фантазиями. Живя в реальном мире, героиня грезит сказкой, которой однажды суждено сбыться.

Юная Ассоль – лиричный и поэтичный образ. Это утонченная девушка, стойкая и сильная духом, как и главные героини российских драматических произведений. Работая над любым произведением, автор вкладывает в описываемых персонажей частицу себя. Образ Ассоль соткан из черт, свойственных Грину. Гриневский (настоящая фамилия писателя) мечтал стать моряком и отправиться в дальнее плавание. Романтизм в его душе столкнулся с суровыми буднями, поэтому вместо того, чтобы попасть на корабль, Александр стал работником каботажного судна.


Сталкиваясь с грубостью профессиональных моряков, Грин обрел скептицизм, что связывает его с моряком Лонгреном – отцом Ассоль. Талантливый писатель не был красавцем, морская карьера не сложилась, и судьба не благоволила. «Алые паруса» сочетают в себе символизм жизненных перипетий Александра Грина, его надежды и мечты вкупе с тяготами реальности.

История создания

Характеристика Ассоль перекликается с мировоззрением и идеалами автора. Ему, как и прелестной девушке, сложно было существовать в мире, где нет места сказке. Гриневский описывает главную героиню повести ровно настолько, чтобы дать читателю представление о ней. Надежда является главной чертой, символизирующей ее душевный уклад. Характер описан расплывчато, и читателям свойственно самостоятельно облагораживать девушку посредством воображения.


Героиня живет в прибрежном городе Каперна. В детстве Ассоль не была душой компании, сверстники не принимали ее из-за дурной репутации отца. Пережив это, она научилась быть самодостаточной и не обращать внимания на обиды. Придумав собственный мир, где мечты исполнимы, Ассоль ждет указания судьбы, чтобы радоваться жизни и любить кого-то, кроме отца и окружающей природы.

Характеристика внешности героини стала второстепенным нюансом повести, но описание присутствует в повествовании. Героиня убирает густые темные русые волосы косынкой и носит простое платье в розовый цветочек. У девушки приятная кроткая улыбкой и грустный взор. Тонкая хрупкая фигура не мешает Ассоль трудиться.


Скромная мечтательница рано осталась без матери. Она живет с отцом, бывшим моряком, и они продают деревянные игрушки, чтобы прокормиться. Несмотря на безумную любовь родителя, Ассоль одинока. Однажды она узнает о предсказании, гласившем, что к ней прибудет принц на прекрасном корабле и заберет девушку с собой. Слов незнакомца было достаточно доверчивой Ассоль, чтобы поверить в легенду. Ее вера основывалась не на легкомыслии, а на желании изменить жизнь. Стойко выдерживая насмешки окружающих, фантазерка была верна своей мечте, и она реализовалась.

Сюжет

Главной линией в произведении становится история Ассоль. Она живет в маленькой деревушке с нелюдимым и замкнутым в себе отцом. Односельчане не любят их семью из-за несчастного случая, к которому причастен Лонгрен. В шторм он был свидетелем гибели трактирщика Меннерса, но не стал спасать земляка, памятуя о том, что в схожей ситуации его жене никто не пришел на помощь.


Ассоль - иллюстрация к книге "Алые паруса"

На самом деле супруга бывшего моряка погибла из-за его черствости и скупости, что и стало причиной ненависти к семье со стороны недоброжелателей. Однажды девочка пошла в город продавать поделки, среди которых был кораблик с алыми парусами. Ассоль пускала его по ручью, и игрушка потерялась. Кораблик нашел сказочник Эгль. Он предсказал девочке, что, когда она вырастет, с родной земли Ассоль заберет принц, приплывший на корабле с алыми парусами.


Артур Грэй из богатой семьи испытывал тягу к приключениям и управлению морскими суднами. Однажды, отправившись в плавание на корабле, он ушел на лодке, чтобы порыбачить. Заночевав на берегу, утром Грэй увидел спящую Ассоль. Поразившись ее красоте, он оставил на руке девушки свое кольцо. В близлежащем трактире Артур узнал историю девушки, приукрашенную местными легендами. Не слушая сплетен, уверившись в благородстве мечтаний Ассоль, Грей купил алый шелк в лавке и приказал пошить паруса. На следующий день к пристани Каперны подошел корабль, который Ассоль видела в своих грезах. Грей увез ее в далекую страну, как и предвещало предсказание сказочника.

  • Александр Гриневский, грезящий морем, сделал символом надежды и воплощения мечты не веру девушки в приезд принца, а корабль. Аллюзия к несбывшимся надеждам автора, алые паруса стали знаком того, что, если мечты не сбылись, это не значит, что они были невозможны. Ассоль не ждала Грея. Она ждала корабль, в который вложила веру, накопленную годами одиночества и непонимания.

  • Возможно, скрытый символизм произведения сделал его любимой книгой коммунистов, свято верящих в мечту и уверенных в ее достижении. Романтическая подоплека в восприятии читателей и подаче автора уходит на второй план.
  • Примечательно, что даже волшебное имя Ассоль появилось случайно. По слухам, Грин покупал в магазине томатный сок и в вопросе: «А соль?» – услышал сочетание звуков, вдохновившее писателя на создание имени для главной героини произведения.

  • По мотивам повести не раз ставили мюзиклы и спектакли. Она была экранизирована режиссером Александром Птушко в 1961 году. Актриса стала создательницей главного женского образа. Молодой воплотил в кадре Артура Грея.
  • Картинки по книге «Алые паруса» до сих пор вдохновляют деятелей искусства на создание графических изображений, мозаик, скульптур и других объектов в различных техниках исполнения. Главным персонажем, воплощаемым художниками, становится девушка Ассоль, а предметом – корабль с алыми парусами.

Цитаты

Произведение Александра Грина полно морали, содержащейся в монологах и репликах главных героев. Примечательные цитаты из повести «Алые паруса» стали крылатыми фразами.

«Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить».

Эти слова не теряют актуальности в наши дни. Они характеризуют не детей, а взрослых, начинающих жить так, как это присуще их возрасту, и забывающих о своих мечтах.

«Чудеса делаются своими руками».

Реплика намекает на то, что не стоит жить в ожидании, в то время как решительные действия быстрее приведут к желаемому результату. Возможно, этими словами руководствовался Грин, нанимаясь работать на судно и мечтая управлять кораблем.

«Мы любим сказки, но не верим в них».

Ассоль была мечтательницей, и ее фантазии воплотились в реальность. Это произошло благодаря неизменной вере и стойкости духа. Подчас вера позволяет обстоятельствам сложиться нужным образом.

«Море и любовь не любят педантов»

Так писал романтик Грин, сравнивая две своенравные стихии. В столкновении с ними не важны мелочи, которые ценят педанты. Фантазеры и люди, чувствующие способность творить свою судьбу согласно мечтам, получают то, что ищут.

Разделы: Литература

Класс: 6

Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на через все его произведения побед но проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты: И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище. (В.Кетлинская)

:Когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии: (А.Грин)

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Познакомить обучающихся с биографией А. Грина, помочь понять замысел писателя; уловить, в чём своеобразие гриновского творения, поверить в мечту, способствовать осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса; показать душевную чистоту главных героев. Найти черты романтизма в феерии.
  • Развивать устную и письменную речь обучающихся, логическое и образное мышление.
  • Воспитывать чувства любви, уважения к личности А. Грина, его произведениям, осмысленному отношению к жизни; учить видеть прекрасное в жизни, пытаться делать чудеса своими руками.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Портрет Александра Грина.
  • Выставка рисунков учащихся.
  • Биография А. Грина в картинках (презентация к уроку)
  • Рисунок корабля с алыми парусами, рядом размещены возможные ассоциации к сочетанию "алые паруса".

Оформлены стенды с материалами к уроку:

  • Кроссворд по феерии "Алые паруса";
  • Литературные игры:
  • "История далёкая и близкая",
  • "Продолжи фразу",
  • "Выбери одно",
  • "Внимательный ли ты читатель.
  • Музыка с шумом моря, звуками скрипки.

ТИП УРОКА: урок-размышление.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

(СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА)

(Вступительное слово учителя произносится на фоне музыки).

Жил на свете гордый и одинокий человек. Он любил море, мечту и людей. Море лежало перед ним, как дорога в огромный таинственный и прекрасный мир, полный приключений, подвигов и чудес.

По камушкам морским он радости учился,
Весь застлан синевой, - уж ты ему прости,
Что в жизни из него моряк не получился.
Умевшему летать к чемушеньки грести:
(Б. Чичибабин)

Имя его - Александр Грин: Александр Степанович Гриневский, чей портрет перед вами. И сегодня на уроке мы будем говорить об этом человеке и его феерии "Алые паруса". Попробуем затронуть круг вопросов, связанных с формированием личности человека. Ответим на вопрос: "Нужно ли делать чудеса своими руками".

(несколько секунд ещё звучит музыка, затем медленно стихает)

Итак, тема сегодняшнего урока "Делать чудеса своими руками".

Вглядываясь в лицо человека на портрете, невольно обращаешь внимание на печальные глаза, плотно сжатые губы, морщинки и бесконечную грусть, которая словно окутала весь его облик. Александр Грин на портретах и фотографиях практически никогда не улыбается: почему?! Может быть истоки этого кроются в его жизни, в его биографии: Попытаемся же понять и разобраться в этом.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА ПО ТЕМЕ "СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ А. ГРИНА"

(Выступление продолжается 3-4 минуты и сопровождается презентацией см. диск "Уроки литературы 6-10 классы. Мультимедийное приложение к урокам")

Как вы думаете, почему А. Грин в жизни редко улыбался? (Александр Грин прожил трудную жизнь, но не утратил веру в человека, и как верно звучат слова В. Кетлинской, которые взяты эпиграфом к уроку. (чтение эпиграфа)).

Литературное наследие Александра Степановича Грина очень богато и разнообразно. Он сочинял рассказы, новеллы, романы, стихи, фельетоны и даже басни.

Как вы думаете, сколько всего произведений написал Грин?

(С 1906 года, за последние 25лет, Грин создал свыше 400 произведений, но наследие его до сих пор полностью не собрано. К сожалению, Александр Степанович никогда не отличался бережливостью к своим черновикам, наброскам, незаконченным произведениям. Поэтому часть его рукописей, вероятно, затерялась навсегда.)

Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
В. Саянов

Как вы думаете, о какой стране говорится в стихотворении В. Саянова?

(Грин создал свою загадочную страну с морями, материками, бухтами, архипелагами, проливами, с замечательными городами с мужественными и сильными людьми, умеющими любить, мечтать и смело вступающими в борьбу со злом. Критик К. Зелинский назвал эту страну Гринландией).

Кроме известных романтических произведений перу А.Грина принадлежит цикл антивоенных рассказов, есть в его писательском багаже и романы с историческими героями.

В литературоведении остаётся почти не раскрытой тема "Поэзия Грина". Мало кто знаком с его стихами, потому что они мало печатались (за исключением 2-3 стихотворений). Только в 1991 году 27 стихотворений вошли в третий том собрания сочинений А. Грина.

Особенно поэтично звучат стихи, посвященные любви, в них любовь возвращает человека к жизни, помогает поверить в себя:

Придёшь ты - и счастье повеет
В жилище моём.
Уйдёшь - и незримо тускнеет лазурь за окном.
Без мысли, улыбки и силы я жить не хочу:
Но образ твой близкий и милый, подобен лучу.
Но глаз твоих нежных сиянием я крепок в борьбе.
И радости кроткой желание, и мысль, и улыбки тебе.

Все произведения А. Грина так или иначе связаны с мечтами об "ослепительном случае" и радости, но больше всего - его феерия "Алые паруса".

РАБОТА НАД АНАЛИЗОМ ФЕЕРИИ "АЛЫЕ ПАРУСА" А. ГРИНА.

История создания книги "Алые паруса"

Писатель "вынашивал" это произведение несколько лет. Замысел в

Возник в 1916 году. Было это в Петрограде. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка, который от лучей солнца показался писателю алым. Это поразило Грина. "Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал ЧТО. Тогда я прикинул; не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я видел цель его бытия", - писал А.Грин.

Грин начал писать в Петрограде в 1920 году, когда после сыпного тифа бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь "нового ночлега" у случайных, полузнакомых людей. "Алые паруса" - это поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная любовью к жизни, верой в то, что человек способен совершать чудеса. Алые паруса стали для Грина символом красоты, символом претворённой мечты.

Беседа с учащимися:

Какие ассоциации возникли у вас с сочетанием "алые паруса"? На доске "плавают" ассоциации, которые возникли у вас до прочтения книги. Они очень разные.

(учитель зачитывает ассоциации, возникшие у детей до чтения феерии). Что вы можете сказать сейчас?

Вы знакомы с содержанием феерии "Алые паруса". Какие впечатления произвело на вас это произведение? Что запомнилось? Какие строки вы выписали, чем они примечательны?

(ответы уч-ся, проверка домашнего задания.)

Слово "ФЕЕРИЯ", а в некоторых изданиях "роман-феерия" следует сразу же за названием произведения. А как вы думаете, какое значение имеет слово "феерия"?

(Уч-ся говорят, строя свои высказывания на данных толковых словарей, словаря иностранных слов. (Проверка дом. задания)).

Итак, феерия - сказочное, волшебное действие. "Алые паруса" автор "подносит и посвящает своей любимой женщине, жене - Нине Николаевне Грин".

Язык этого произведения звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и попытаемся открыть для себя этот мир. Волшебно, сказочно звучат слова: "Не знаю, сколько лет пройдёт: (до слов) чтобы поздравить её с приездом". (отрывок из текста читает учитель).

Убедились, насколько волшебно звучат слова?!

Однако эта феерия не волшебная сказка о неведомом мире, где таинственный принц принёс Золушке хрустальный башмачок. Это произведение о реальном мире, в котором есть не только добро.

Вспомните, как жила Ассоль, какие люди её окружали? Опишите деревушку, в которой прошло детство героини. (Мрачные люди живут в этом селении, много злых, но есть и добрые (угольщик, Лонгрен). В городе не поют песен, не рассказывают сказок, не любят людей. "Там не рассказывают сказок, не поют песен. А если рассказывают и поют, то эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ночи, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом:" "Там в работе, как в драке".

Лучше, чем Грин, о жителях Каперны сказать невозможно.

Почему Лонгрен и его дочь кажутся жителям Каперны чужими, ненормальными?

(Жители Каперны на способны их понять, а всё непонятное рождает недоверие, страх, презрение.)

Каким образом Грин наказывает Лонгрена за его поступок?

(За то, что Лонгрен не помог Меннерсу во время бури, а "стоял неподвижно, строго и тихо, как судья, выказав глубокое презрение к Меннерсу - больше, чем ненависть, было в его молчании, и это все чувствовали". Пытаясь понять и оправдать Лонгрена, Грин всё же наказывает его одиночеством, которое скрашивается присутствием дочери - доброго ангела.Но за поступок отца расплачивается и дочь.)

Как складываются отношения Ассоль со сверстниками?

(Дети с ней не играли, гнали, швыряли грязью, дразнили, били).

"- Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут", - говорит Лонгрен, успокаивая Ассоль, которую обидели дети. Итак, надо уметь любит.

А что такое любовь? Что значит уметь любить? Как вы думаете? (Любовь - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Склонность, пристрастие к чему-либо. Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага, героический, благородный.)

А умеет ли любить Ассоль?

(Да. Она жалеет людей, любит всё живое на земле.)

Вспомните, как Ассоль чувствует себя в лесу. Найдите, зачитайте строки, подтверждающие правоту ваших мыслей.

Чувствует себя как дома.

Здоровается с деревьями, как с людьми.

Называет людей "БРАТЦЫ".

Заглядывает в "лица" цветам.

Как вы думаете, счастлива ли Ассоль?

(Ответить однозначно трудно. Счастье - понятие многогранное, но важно, что Грин проводит очень верную и глубокую мысль: жизнь перед каждым ставит много вопросов, сталкивает с предательством, злобой, завистью. Счастлив тот, кто на зло не отвечает злом и творит добро. Грин сам испытал много горя, унижения, но не очерствел душой, писал о светлом и прекрасном. Такова и его героиня).

Что помогло остаться Ассоль доброй и мечтательной натурой? Зачитайте (см. гл. 1. Предсказание Эгля, Лонгрена).

Рядом и одновременно далеко с этой милой девушкой живёт ещё один герой феерии. Кто он? Расскажите об этом герое.

(Грэй родился с живой душой, жил в своём мире, в этом мире над всем возвышалась мечта. Он жадно читал книги, мечтал стать капитаном.)

Почему мечта Грэя осуществилась?

(Грэй очень хотел этого).

Грэй испытал на себе все тяготы корабельной жизни, изменился внешне "потерял слабость", стал широк в плечах, крепок мускулами, "в думающих глазах отразился блеск", речь стало "краткой и точной. Но Грэй не потерял самого главного - своей странной летящей души".

Как вы думаете, случайно ли произошла встреча Ассоль и Артура Грея?

(Думаю, нет. Сама судьба свела героев. Тревожное чувство теснило грудь Грэя, "его как бы позвал кто-то". Ассоль неожиданно услышала "нечто, подобное отдалённому зову", и это позвало её на берег.

Расскажите, как произошла первая встреча героев.

Что общего можно найти в героях, их жизни?

(1. Одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.

2. Они понимают, любят всё живое, близки к природе.

3. Добры и трудолюбивы.

4. Они верят в мечту.)

Почему Грэю захотелось воплотить в жизнь предсказание Эгля? (Ему нравится Ассоль, он чувствует душевное родство с этой девушкой. Ещё Грэй понял "нехитрую истину". Она заключалась в том, что нужно делать чудеса своими руками. "Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - ЧУДА, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя". Именно часть данной цитаты взята эпиграфом к нашему уроку.)

Как вы понимаете, слова А.Грина?

И вот уже наяву видит Ассоль АЛЫЕ ПАРУСА. Какие чувства испытывает девушка? Найдите подтверждение правоты своих слов в тексте, зачитайте.

(Потрясение.)

Заслуживает ли Ассоль то счастье, ту любовь, которые дарит ей Грин в лице капитана Грэя?

(ДА, так как Ассоль всегда верила и никогда не пыталась предать свою мечту).

Рядом с героями феерии Грина на протяжении почти половины текста мы постоянно слышим звуки музыки.

Какую роль играет музыка в "Алых парусах" Грина?

(Музыка играет важную роль, способствует раскрытию внутреннего мира героя, через музыку мы видим душевную красоту, тончайшие струны души словно обнажаются перед читателями.

Использование музыки в феерии является ещё одним штрихом, доказывающим, что "Алые паруса" - это романтическое произведение.)

О каких музыкальных инструментах упоминает Грин?

(Скрипка, виолончель. Циммер говорит: "Виолончель - это моя Кармен". А Грэй добавляет: "Скипка: Ассоль".

Вы знаете, что на скрипке обычно играют люди с тонким музыкальным слухом. Таким тонким слухом, тонкой душой должен обладать и человек, полюбивший Ассоль. Таким человеком и был Артур Грэй.)

К какому выводу приводит нас Грин своим произведением "Алые паруса"?

(Творить чудеса нужно своими руками. Мечта может победить обыденность мира).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Пусть Каперна, Грэй, Ассоль, корабль с алыми парусами - всё это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди - романтики, умеющие так любить и мечтать, всё это может осуществиться. Грин уверял, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Ассоль снились чудесные сны. Пофантазируйте немного и опишите один из таких чудесных снов. Придумайте, что могла видеть девушка во сне. Напишите сочинение-миниатюру объёмом до 1страницы.

Можно ли назвать феерию "Алые паруса" современным произведением?

"Алые паруса" Грина можно с уверенностью отнести к "современной классике", потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания.

"Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

Ребята нужно верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.

Звучит музыка (солировать должна скрипка).

Нужно так преданно верить в силу любви, в обаяние романтической мечты , так уйти в сказку, чтобы столь неопровержимо, психологически и поэтически изящно поведать о реально сбывшемся в обыкновенной рыбацкой деревне сказочном чуде.

Прелестная и причудливая девочка Ассоль, с детства неудержимо поверившая прекрасной басне проходящего сказочника о корабле с алыми парусами, который однажды придет за ней, действительно переживает такой незабвенный день.

Эта история говорит о том, как любовь верит в чудо и как человек, любя, посвящает это чудо другому .

Прелестны те строки, в которых описывается, как Ассоль стоит на берегу, глядя на вставший в виду алопарусный «Секрет», -

"одна среди пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю".

А когда от корабля отделилась лодка, на которой стоял Грэй, то «тысячи последних смешных страхов одолели Ассоль… она вбежала по пояс в теплое колыхание волн, крича: «Я здесь, я здесь! Это я!»

Это не сказка. Это не волшебная история о Золушке и принце.

В «Алых парусах» для этого слишком много реального, почти житейского: стоит только напомнить все те страницы, где рассказывается о том, как Грэй вдохновенно организует свое «чудо» - покупку алого шелка в городской лавке и так далее.


Это в подлинном смысле слова «феерия» - феерия любви и радости, сбывающаяся
для всех, кто так любит. В стране А. Грина человек просто осуществляет все то
хорошее, что в реальной действительности часто держится в душе под замком или распыляется в тысячах малозаметных житейских действий и поступков.

Рассказ А. Грина говорит о том, как «невыразимо чудесно» любить и владеть сказочным секретом счастья, как хороши «улыбка, веселье, прощанье и - вовремя сказанное чуткое слово».

В 1923 году в петроградском журнале «Печать и революция» об «Алых парусах» так написал Сергей Бобров:

"Повесть «Алые паруса» - большой связный рассказ, почти сказка, почти фантазия , но она ласкает вас своей неприкрашенной добротой, существенностью, той толерантностью к описываемому, которая не заключает в себе никакого предательства.

А критик Николай Ашукин писал об «Алых парусах» в выходившем в Петрограде журнале «Россия»:

«Книги Грина, странные и фантастичные, всегда увлекательны по фабуле, близкой к вымыслам путешествий и приключений Стивенсона или Хаггарда. Он оживляет старую романтику «бутылки рома», «морского волка», «матросов в приморской таверне», «железного пирата», - все те романтические цветы, которые за школьной партой волновали когда-то каждого.

Грин возвращает нас к романтике нашей юности, заставляя воспринимать творческую фантастику так, как должно: бескорыстно увлекаясь, следить за действием механизма, движущего героев и события его повестей и рассказов, верить в условность места и времени действия.


Сам Грин так рассказывал об истории создания "Алых парусов":

"Эта история, видимо, осязательно началась с того дня, когда, благодаря солнечному эффекту,
я увидел морской парус красным, почти алым. Конечно, незримая подготовительная работа сделала именно такое явление отправным пунктом создания, но о ней можно говорить только как о предчувствии: я, например, слышу шаги за дверью и проникаюсь уверенностью, что неизвестный идет ко мне; я не знаю, кто он, как выглядит, что скажет и сделает, однако по отношению к этому еще не состоявшемуся посещению во мне работают неуловимые силы.
Я ощущаю их, как теплоту или холод, но не властен понять. Наконец входит некто, в данном случае безразлично кто бы он ни был, и я перехожу к ясности сознания, действующего по определенному направлению. Таким предчувствовавшимся, но не вошедшим лицом был, примерно, солнечный эффект с парусами.

Надо оговориться, что любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее - сектантское значение.

Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот - в многочисленных оттенках своих - всегда весел и точен.

К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования. Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада. Поэтому, приняв солнечный эффект в его зрительном, а не условном характере, я постарался уяснить, что приковало мое внимание к этому явлению с силой хаотических размышлений.

Приближение, возвещение радости - вот первое, что я представил себе. Необычная форма возвещения указывала тем самым на необычные обстоятельства, в которых должно было свершиться нечто решительное. Это решительное вытекало, разумеется, из некоего длительного несчастья или ожидания, разрешаемого кораблем с красными парусами.

Кроме того, нарочитость красных парусов, их, по-видимому, заранее кем-то обдуманная окраска приближала меня к мысли о желании изменить естественный ход действительности согласно мечте или замыслу, пока еще неизвестному» .

После выхода этой повести, Александра Степановича любезно встречали в редакциях и издательствах. Часто, очень часто получал предложения написать что-либо в духе сегодняшнего дня и всегда категорически отказывался.

Принимайте меня таким, каков я есть. Иным я быть не могу. Есть много талантливых людей, с радостью пишущих о современности, у них и ищите того, что просите у меня.

Видя, что Грин действительно тверд в занятой им позиции, к нему стали относиться все холоднее и холоднее, и к 1930-му году возможность для Александра Степановича печататься была сведена почти к нулю - один новый роман в год и никаких переизданий.

Его отказывались печатать, обвиняли в отрыве от действительности, а он отвечал на это рассказом о том, как нужен людям мечтатель-чудак, чье доброе сердце равно болит за тех, кто в опасном плавании, и за тех, кому предстоит испытать горечь утраты.
Этот рассказ «Комендант порта» был написан в 1929 году, писатель так и не увидел его напечатанным.

«Творчество Грина чуждо нашей современности» - начинается одна из рецензий. Что тут еще писать? Однако рецензент закончил поплевыванием в сторону Гриновской мечты: «По своим настроениям и темам книга («Бегущая по волнам») и непонятна и чужда рабочему читателю.

Созданный воображением Грина мир иных людей и иных отношений не нужен советскому читателю своей отвлеченностью. Рабочему читателю книгу не рекомендуем.

В конце концов его просто стали включать в список «Книг, не рекомендуемых для массовых библиотек».

Александр Степанович говорил: «Мне во сто крат легче написать роман, чем протаскивать его через Дантов ад издательств».

Чванливая, зазнавшаяся группа литературных тузов того времени не понимала и не ценила Грина.

Он для них был писателем маленьких журналов, писателем авантюрного легкого жанра,
ушедшим из действительности. Они проглядели за именуемым ими «легким жанром», прекрасные стиль, языки замыслы его - чистоту, благородство, силу и нежность человеческой души, мечты.


К. Паустовский:

"Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству.

Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны
ему за это.

Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить ".

Сегодня, 23 июня, в Санкт-Петербурге состоится традиционный праздник выпускников «Алые паруса».

Торжественные мероприятия начнутся в 20 часов вечера и завершатся только в 4 часа утра. Впрочем, самые зрелищные моменты «Алых парусов» - праздничный салют и, собственно, проход по Неве самого корабля с ярко-красными парусами случатся уже вскоре после полуночи. Причем организаторы обещают, что это будет не просто фейерверк, а настоящее пиротехническое шоу на воде, которое продлится около 20 минут – с 00.40 до 1.00 ночи 24 июня.

Специально для выпускников будет организован и праздничный концерт, причем артисты будут, как всегда выступать сразу на нескольких сценах: основная будет установлена на Дворцовой площади, а дополнительная – на стрелке Васильевского острова. В этот раз здесь выступят около 50 популярных исполнителей, среди которых Quest Pistols Show, Каста, ST, Alekseev, Виктория Дайнеко, Алсу, Мари Краймбрери, Мальбэк & Сюзанна и другие. При этом хэдлайнером мероприятия станет Баста, который выступит на главной площади Санкт-Петербурга.

Источник фото: Федеральное агентство новостей - Андрей Ивашин

По традиции, вход на праздник открыт только для самих выпускников, которые могут попасть на него по специальным пригласительным. Впрочем, обычные петербуржцы также смогут посмотреть на салют и проход корабля с алыми парусами. Правда, в этом году, вход на Дворцовую площадь и стрелку Васильевского острова для простых людей будет закрыт – там будут гулять выпускники. Зато увидеть торжество можно будет с Литейного моста, Петропавловской набережной, Адмиралтейской набережной, набережной Кутузова и Университетской набережной.

Стоит отметить, что в этом году «Алые паруса» отмечают большой юбилей – исполняется 50 лет с далекого уже 1968 года, когда это мероприятие было проведено в Северной столице впервые. Однако стоит отметить, что с 1979 долгие годы праздник выпускников не проводили. Тогда его решили отменить, опасаясь больших скоплений молодежи.

Только в 2005 году было решено вновь вернуть эту красивую традицию. И теперь каждый год, в начале 20-х чисел июня, для выпускников петербургских, а также других российских школ, проводят праздничное шоу.

К слову, роль «Алых парусов» в разные годы выполняли различные корабли. Например, в 1968 по Неве прошла целая эскадра катеров, а в 1970 году в празднике приняла участие трофейная немецкая шхуна «Ленинград». В 2005 году, когда праздник возобновили, главным символом торжества стал первый корабль Балтийского флота «Фрегат», восстановленный в 1994 году. Затем суда менялись еще несколько раз, однако с 2010 года под Алыми парусами по Неве неизменно ходит шведский бриг «Tre Kronor» («Три Короны»). Этот корабль является точной копией брига 1857 года и был построен на деньги волонтеров со всего света, поэтому его также называют Парусником мира.


Самое обсуждаемое
Аниме про другие миры и героев попавших в них Аниме про другие миры и героев попавших в них
Аниме где гг попадает в параллельный мир Аниме где гг попадает в параллельный мир
Список аниме, где гг попадает в другой мир с крутой силой и гаремом Список аниме, где гг попадает в другой мир с крутой силой и гаремом


top