Этапы творческой деятельности при создании нового технического объекта. Реферат - Этапы творческого процесса. Исследование творческой деятельности - файл n1.doc Структурная схема творческой деятельности

Этапы творческой деятельности при создании нового технического объекта. Реферат - Этапы творческого процесса. Исследование творческой деятельности - файл n1.doc Структурная
схема творческой деятельности

В силу большой практической значимости структуры творческой деятельности эту проблему исследовали многие авторы. Наиболее приемлема следующая поэтапная дифференциация творчества.

Первый этап - осознание, постановка, формулирование проблемы, т.е. научное творчество (научное творчество - постановка и доказательство гипотезы).

Второй этап - нахождение принципа решения проблемы, нестандартной задачи, т.е. решающая гипотеза, идея изобретения, замысел художественного произведения (замысел - образ цели и путей ее достижения).

Третий этап - обоснование и развитие найденного принципа, теоретическая, конструкторская и технологическая разработка его, конкретизация и доказательство гипотезы, конструкторская разработка идеи изобретения, т.е. техническое творчество (техническое творчество - создание новых технических объектов), развитие и разработка замысла, т.е. художественное творчество (художественное творчество - воплощение художественного замысла с помощью средств изобразительных искусств). К этому этапу относится и разработка плана экспериментальной проверки гипотезы, плана практического осуществления изобретения, разработка плана реализации замысла, идеи и проблемы произведения (построение сюжета, характеристики действующих лиц, места действия и т.д.).

Четвертый этап - практическая проверка гипотезы, реализация изобретения, объективизация художественного произведения (выполнение картины, скульптуры ит.п.).

Рассмотрим каждый этап с точки зрения объема эвристической деятельности.

Первый этап основан на знании информации в области творчества и ее систематизации. Объем эвристической деятельности может колебаться в диапазоне от 0 до 100% в зависимости от проблемы. Если проблема уже кем-то сформулирована, но не решена, то требуется разобраться в ее формулировке, постановке и осознать ее как объект деятельности. В этом случае эвристическая деятельность незначительная. Если же требуется поставить, сформулировать проблему, то объем эвристической деятельности значительно возрастает.

Второй этап требует максимальной эвристической деятельности во всех ее формах и проявлениях.

Третий этап характеризуется максимальным присутствием логической формы мышления, которая связывает различные алгоритмические операции. Эвристическая деятельность может касаться дальнейшего развития найденной концепции.

На четвертом этапе объем эвристической деятельности обусловлен трудностями практической проверки гипотезы логическими средствами. Трудности устранения могут быть сопряжены с эвристическим поиском.

Основной формой научного творческого поиска выступает гипотеза. Центральным механизмом творчества является генерация гипотез и их опытная проверка. Гипотеза есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемной ситуации, и представляет собой форму творческого поиска. Все, что может быть предметом исследования-поиска, может быть и предметом гипотезы; все, что может быть предметом научного познания, иначе говоря, научной теории, может быть предметом научной гипотезы. Ученый не может сделать ни одного шага в исследовании без выдвижения гипотезы или фор­мулировки на основе существующей теории гипотетического предположения.



Функциональная характеристика гипотезы показывает, что она является экотраполяционной формой знания и, тем самым, результатом эвристической деятельности, которая позволяет выходить за рамки логического познания. Но в то же время эвристическая деятельность и здесь связана с логической, ею направляется, хотя в определенной мере и сковывается ею. Именно об этом случае говорят, что открытие совершает часто тот, кто не знает, что оно не сделано. Логически связная и систематизированная информация иногда ограничивает деятельность по ее развитию; необходимо иметь многие качества интеллекта, чтобы преодолеть скованность. Логика по существу представляет ряд указаний, как правильно говорить а для других - как придавать надлежащий смысл высказанным положениям. Во всей цепи логических операций мы вовсе не имеем дела с образованием новых истин

В практической деятельности при решении проблем например технического характера для понимания творчества достаточно таких признаков творческого процесса: результат - на уровне патентоспособных решений полученное решение обеспечивает технический прогресс, работа впервые проводится в данной области или с использованием данного способа Серьезные специалисты достаточно четко проводят границу между результатами творческой и рутинной работы



Для детализации эвристической и различных других видов деятельности рассмотрим структуру мыслительных процессов решения творческих задач

Каждый структурный элемент характеризуется структурными связями и преобладающим видом деятельности

Структурные элементы мыслительных процессов при решении творческих задач

Структурные связи и преобладающий вид деятельности

Подобное представление творческого процесса позволяет сделать следующие выводы:

Творческий процесс - многоструктурная деятельность. Эвристические элементы входят в нее как составляющие.

Структурные элементы творчества, в которых присутствует хотя бы частично эвристическая деятельность, характеризуются большим числом входящих связей. Их наличие показывает, что протекание эвристической деятельности требует большого количества вспомогательных умственных действий и регулируется на основе постоянного функционирования обратных связей.

Протекание процесса решения творческих задач возможно только при наличии всех элементов структуры. Недостаточная развитость хотя бы одного структурного элемента делает невозможным ее нормальное (рациональное) протекание, хотя возможна некоторая компенсационность в незначительном интервале. Уровень развития каждого структурного элемента не должен отличаться более чем на величину интервала колебания его изменений в обычных условиях.


Составление и реализация плана решения задачи

Главным вопросом решения задачи всегда является план, т.е. схема этапов деятельности. План решения задачи - это построение упорядоченной последовательности этапов решения на основе эвристических стратегий, операций, правдоподобных рассуждений и логики. В общем случае составление плана начинается с нахождения эвристической стратегии. Решение - это цель, к которой невозможно прийти сразу, и поэтому необходимо составить правдоподобный план как систему возможных действий для достижения цели. На основе имеющегося опыта цель способна подсказывать средства для ее достижения. При этом может выстраиваться цепочка рассуждений такого вида: нам нужно получить А, это можно сделать с помощью В, но В можно получить, если бы мы имели С, и т.д. Такую цепочку возможно представить так: А если В; В если С; С если D; D если Е.

Если последнее условие Е содержится в данных задачи, то цепочка прерывается. Число ее звеньев в общем случае будет n, а число объектов n‘+1. В простейших задачах цепочка выстраивается как очевидная последовательность логически связанных рассуждений, где любой переход определен однозначно. В нестандартных, новых задачах переходы представляют проблему выбора, для решения которой проводятся эвристические рассуждения. Построение цепочки задач на основе этих рассуждений представляет собой действия по составлению плана. Действуя от Е к D, от D к С и т.д., мы будем реализовывать план, так как Е находится в условии задачи, т.е. в нашем распоряжении. В поисках плана решения мы не должны бояться эвристических рассуждений. Но эту точку зрения мы обязаны изменить, переходя к осуществлению плана; теперь мы должны применять лишь убедительные строгие доводы. Чем тщательнее проверяем мы наши шаги, осуществляя план, тем свободнее мы можем применять эвристические рассуждения при его создании.

Составление и будущая реализация плана идут в противоположных направлениях. Если движение к цели А рассматривать как прямое направление, то при составлении плана мы продвигаемся в обратном направлении. Такую стратегию решения задач называют составлением плана в обратном направлении или продвижением от конца к началу. Исторически сложилось, что такой план называют план решения задачи как анализ. Если же мы продвигаемся в противоположном направлении от Е к А, то такую стратегию называют составлением плана в прямом направлении, или продвижением от начала к концу. Эту стратегию выражает план решения задачи как синтез. Таким образом, эвристический поиск решения проводится на основе анализа. Если же последовательность действий для достижения цели известна решающему задачу, то он сразу составляет план в прямом направлении на основе синтеза. Такой подход к решению реализуется при системе алгоритмических действий.

Рассмотрим наиболее характерные черты и методы реализации анализа и синтеза в практике их применения. Анализ (греч.- разложение, расчленение, разбор) - метод научного исследования и форма мышления, состоящая в том, что изучаемый объект мысленно или фактически расчленяется на составные элементы, каждый из которых исследуется самостоятельно, для того, чтобы исследованные в ходе анализа элементы соединить с помощью синтеза (греч.-соединение, сочетание) в целое, обогащенное новыми знаниями об исходном объекте. В ходе анализа-синтеза из–чаются как свойства, так и причинно-следственная связь, при этом анализ это переход от следствия к причине, а синтез - от причины к следствию. Неоднозначность применения анализа, а следовательно, и его эвристичность в том, что при неудачном расчленении объекта нарушаются его существенные структурные связи, что может затруднить дальнейшее его исследование. Например, изучение любого неэлементарного механизма (допустим, двигателя внутреннего сгорания) происходит в одновременной реализации анализа-синтеза. Анализируя, изучают его части и функции, выполняемые каждой из них. Синтезируя, изучают двигатель и его функционирование в целом.

В практическом понимании анализ есть изобретение, а синтез - исполнение. На основе анализа-синтеза возможна и эвристическая стратегия двух направлений, т.е. стратегия, объединяющая идеи прямого и обратного продвижения. Доля каждой из них зависит от трудности задачи, опыта решающего и других субъективных факторов. Наибольшую психологическую трудность представляет первый тип стратегии, так как требует удаления от цели (чем дальше цель, тем меньше она направляет действия). Но это наиболее естественная стратегия - продвигаться в направлении от неизвестных к данным в фазе составления плана и в прямом направлении при его реализации. Второй тип стратегии не представляет психологической трудности, так как основан на том, что решающий задачу при составлении плана использует известные ему идеи и действия. Выбор такого типа стратегии основан на том, что предъявленная задача носит для него репродуктивный характер.

Применение любой из рассмотренных стратегий одинаково может закончиться как удачным планом, так и неудачей. Продвигаясь от конца к началу, мы можем прийти к вспомогательным целям (задачам), которые не в состоянии решить. Продвигаясь от начала к концу, мы можем находить из данных все новые и новые элементы, которые могут оказаться бесполезными, так как не позволяют получить из них неизвестное. В общем случае ни одной из рассмотренных стратегий нельзя отдать предпочтение. Жесткого и однозначного правила здесь быть не может. Это обусловлено прежде всего тем, что не следует связывать себя при составлении плана. Хорошо составленный план должен обладать определенной гибкостью, приспособляемостью к непредвиденным затруднениям. В некоторых случаях необходимо исследовать основания для того, чтобы сделать выбор какой-либо стратегии, хотя иногда трудно его аргументировать. В “классической” ситуации считается предпочтительнее действовать по первому типу стратегии.

Часто трудно сформулировать окончательный план, в котором нет разрывов. Мы не находим некоторые идеи, чтобы ликвидировать разрыв, однако приступаем к реализации плана в надежде, что появится какая-нибудь новая идея и с ее помощью разрыв ликвидируется. Таким образом, приступить к реализации плана можно и без полной его готовности, т.е. дорабатывать его в процессе реализации, тем самым выполняя действия и по составлению плана, и по его реализации одновременно, что может способствовать появлению новых идей. Если же мы убеждены, что предусмотренные шаги обдуманы и обеспечат достижение цели, то план можно назвать программой действий и методом решения задачи. Составление плана - это ликвидация разрыва между неизвестными и данными, причем сближение может происходить в простейших случаях в один-два шага, в одно-два действия. В общем случае для сближения требуются несколько шагов. Даже ошибочный план служит для достижения цели. При его составлении обучаемый должен “разбудить”, мобилизовать и организовать свой потенциальный опыт. Напряженно работая пусть и с ошибочным планом, решающий задачу может найти подходящую идею, которая в противном случае оказалась бы скрытой. Так плохой план часто оказывается полезным, поскольку может привести к лучшему плану.

Страница 35 из 42

Этапы и механизмы творческой деятельности.

Многие представители творческих профессий - ученые, изоб­ретатели, писатели - отмечают, что важные, критические этапы в их деятельности носят интуитивный характер. Решение пробле­мы приходитвнезапно, а не в результате логических рассуждений. Творчество в своей основе представлено механизмами сверхсозна­ния (Симонов П.В., 1975). Если сознание вооружено речью, математическими формулами и образами художественных произведе­ний, то язык сверхсознания - это чувства, эмоции. Творческий процесс приводит не только к расширению сферы знания, но и к преодолению ранее существовавших, принятых норм.

Выделяют три основных этапа творческого процесса:

Замысел, рождение догадки;

Генерацию различных гипотез, включая самые фан­тастические, для объяснения данного явления;

Критический анализ и отбор наиболее правдоподобных объяснений, которые протекают на уровне сознания.

Озарение, открытие, нахождение пути решения проблемы воз­никают в виде переживания, чувствования, что выбранное направ­ление - то самое, которое заслуживает внимания. И здесь решаю­щая роль принадлежит чувству, интуиции - языку сверхсознания. Многие изобретатели отмечают, что догадка возникает в виде рас­плывчатого образа, который только еще должен быть выражен словами. Однако внезапность появления догадки, озарения - ка­жущаяся, так как она является следствием интенсивной мысли­тельной работы человека, поглощенного увлекающей его пробле­мой или художественным произведением.

Творчество - создание нового из старых элементов во внутреннем мире. Создание нового продукта вызывает положительную эмоциональную реакцию. Это положительное эмоциональное состояние служит наградой творческому процессу и стимулирует человека действовать в том же направлении.

Выявление нового аспекта в когнитивных процессах обусловле­но работой детекторов новизны, которые способны улавливать новое не только во внешнем, но и во внутреннем мире - новые мыс­ли, новые образы. Ориентировочная реакция возникает при этом не на изменение внешнего сигнала, а на преобразование внутреннего образа. При этом она сопровождается положительным эмоциональ­ным переживанием и сама является эмоциональным подкреплениeм. Детекторы новизны обладают высокой чувствительностью, они сразу же фиксируют факт появления новой мысли еще до того, как она будет оценена. Осознание появления новой мысли сопровож­дается творческим волнением, которое стимулирует умственную работу. И только после появления эмоциональной реакции мысль начинает критически оцениваться. Таким образом, неосознанное сопоставление разного рода информации, содержащейся в памя­ти, порождает новую мысль. Ее последующая оценка осуществля­ется путем сравнения этой мысли с другими, ранее уже осознан­ными. Следовательно, продукция нового осуществляется главным образом в подсознании, а его оценка - на уровне сознания.

Творчество связано с развитием потребности в познании, в по­лучении новой информации, которая достигается в процессе ори­ентировочно-исследовательской деятельности. Последнюю можно рассматривать как цепь ориентировочных рефлексов. Каждый из ориентировочных рефлексов обеспечивает получение определен­ной порции информации.

Творческое мышление - это ориентировочно-исследовательская деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступаю­щей актуальной информацией.

Ориентировочный рефлекс как выражение потребности в новой информации конкурирует с оборонительным рефлексом, который является выражением агрессии или страха, тревоги.

Таким образом, стимуляцию ориентировочно-исследовательской активности можно рассматривать как основу развития твор­ческого потенциала человека.

(Документ)

  • Контрольная работа - Методы стимуляции творческого мышления (Лабораторная работа)
  • Социальная программа Развитие творческого потенциала молодежи (Документ)
  • Презентация - Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе (Реферат)
  • Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Документ)
  • Диплом - Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе (Дипломная работа)
  • Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности (Документ)
  • Пономарёв Я.А. Психология творчества (Документ)
  • Пономарев Я.А. Психология творчества (Документ)
  • Федотова М.Г. Теория и практика массовой информации (УП) (Документ)
  • n1.doc

    План

    Вступление

    2. Этапы творческого процесса

    2.1. Подготовка

    2.2. Инкубация

    2.3. Озарение

    2.4. Проверка

    Заключение

    Вступление

    Творчество - безусловно одно из наиболее ярких проявлений деятельности человеческого разума. Не будет ошибкой утверждать, что именно творчество (а не просто труд) создало человека. Тупая, однообразная работа, которую выполняют изо дня в день тягловые животные мало влияет на совершенствование их "менталитета". Меж тем, когда на заре веков обезьяна впервые взяла в руки палку, для того, чтобы сбить с дерева спелый плод, это было для нее решением грандиозной творческой задачи, настоящим прыжком над собой.

    И в наши дни творческий труд является одним из важнейших условий роста человеческой личности, условием ее осмысленной и полноценной жизни. Однако, как и любое психологическое явление, творчество не является чем-то однородным, раз и навсегда данным. Творческая деятельность неизбежно сопровождается взлетами и падениями, победами и поражениями, мучительными исканиями и ослепительными откровениями. Более того, именно творческий склад личности часто и обусловливает подобную контрастность состояний. Посредственность неизменна или, во всяком случае, стремится к покою. (Имеется в виду покой бездеятельности, леность и т.п.) Творец никогда не стоит на месте. Затишье в его душе - это затишье перед бурей. И если он действительно замолкает, то часто ему приходится платить за это слишком большую цену. Но и говорить без умолку он тоже не может. Для того, чтобы взлететь к небесам, нужно заглянуть в бездну. Не случайно наиболее убедительны те произведения, авторы которых прошли через горнило страданий.

    Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

    В настоящей работе мы остановимся на исследовании творческой деятельности отечественных и зарубежных авторов, рассмотрим фазы творческого процесса, а также проанализируем факторы, влияющие на проявление креативных способностей.

    1. Теоретические аспекты исследования творческой деятельности

    Существует множество подходов к выделению этапов (стадий, фаз) творческого процесса. Среди отечественных ученых еще Б. А. Лезин (1907) попытался выделить эти этапы. Он писал о наличии трех стадий: труда, бессознательной работы и вдохновения. По мнению Лезина, некоторые выдающиеся мыслители придают слишком большое значение интуиции, что несправедливо. Из признаний писателей и художников видно, с каким объемом материала приходится иметь дело. А это требует существенных затрат времени и сил. Труд (накопление информации) необходим для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Бессознательная работа сводится к отбору типичного, «но как эта работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок», - писал Б. А. Лезин. Вдохновение - это «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание уже готового вывода.

    П. К. Энгельмейер (1910) делил процесс работы изобретателя на три акта: желания, знания и умения. Первый акт (происхождение замысла) начинается с интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением ее самим изобретателем; пока это лишь гипотеза (в науке), вероятный принцип изобретения, или замысел (в художественном творчестве). Второй акт (знания и рассуждения, выработка схемы или плана) - изобретатель производит опыты в мыслях и на деле; изобретение вырабатывается как логическое представление, готовое для понимания. Третий акт - умения, конструктивное выполнение изобретения не требует творческой работы. Оно может быть поручено всякому опытному специалисту. «В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, а в третьем - осуществляется», - пишет П. К. Энгельмейер.

    А. М. Блох (1920) тоже говорил о трех этапах:

    1) возникновение идеи (гипотезы, замысла);

    3) проверка и развитие идеи.

    Ф. Ю. Левинсон-Лессинг (1923) традиционно выделил три этапа с несколько иным содержанием:

    1) накопление фактов путем наблюдения и экспериментов;

    2) возникновение идеи в фантазии;

    3) проверка и развитие идеи.

    П. М. Якобсон (1934) творческий процесс изобретателя подразделил на семь стадий:

    1) период интеллектуальной готовности;

    2) усмотрение проблемы;

    3) зарождение идеи - формулировка задачи;

    4) поиск решения;

    5) получение принципа изобретения;

    6) превращение принципа в схему;

    7) техническое оформление и развертывание изобретения.

    Похожие стадии выделяли в эти же годы и зарубежные авторы, но с существенными дополнениями относительно подсознательных процессов (Рибо, 1901; Пуанкаре, 1909; Уоллес (1926) и др.).

    Грэхем Уоллес (1926) выделил 4 стадии творческого процесса.
    Подробней на них мы остановимся в следущем разделе.

    Г. Уоллес первым показал роль инкубации, процесса, отмеченного в биографиях великих ученых и творцов. Важность этого процесса экспериментально подтвердил Сильвейра (1971). Он предлагал испытуемым решить одну задачу и смотрел, как перерыв в ходе работы влиял на эффективность ее решения. Оказалось, что среди работавших без перерыва решили задачу только 55% участников эксперимента, среди тех, кто взял перерыв на 30 минут, удалось решить задачу 64% участников, а среди прервавшихся на 4 часа - 85% участников.

    Высказывается предположение, что инкубационный период, связанный с перерывом, позволяет участникам эксперимента не «зацикливаться» на неэффективном решении, забыть неверную стратегию решения и информацию, ведущую человека по неправильному пути.

    Тардиф и Стернберг (1988) считают, что креативный процесс включает в себя следующие моменты:
    1) изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов;
    2) постоянное переформулирование проблемы;
    3) применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе;
    4) использование невербальной модели мышления;
    5) наличие внутреннего напряжения, которое возникает из-за конфликта между старым и новым, различных путей решения задачи и имеющейся неопределенностью.

    Важный вопрос - наличие сознательных и бессознательных компонентов в процессе креативности. Многие считают, что умение выражать приходящие из бессознательного идеи - ключ к креативному процессу.

    А. Л. Галин (1986), опираясь на описание процесса научного творчества, данное Г. Селье, дает психологическую характеристику восьми этапов.

    Первый этап - мотивационный: желание узнать новое. Это либо проявление интереса к чему-нибудь, либо недопонимание чего-либо.

    Второй этап - ознакомление с заинтриговавшим явлением, сбор о нем информации. Осуществляется либо путем изучения литературы, либо привлечением знаний из своего собственного опыта, либо путем непосредственного обследования объекта.

    Ученый может увлечься чрезмерно тщательным, скрупулезным или длительным ознакомлением с явлением без попытки его осмыслить, что приводит к эмпиризму.С другой стороны, возможно «проскакивание» этого этапа и стремление все сразу понять на основе одних лишь общих рассуждений, что мало продуктивно.

    Третий этап - обдумывание добытой информации, попытка понять выделенное явление на основе уже имеющихся знаний. Если задача не слишком сложна, то, сопоставив известное с неизвестным, понять явление можно уже на этой стадии творчества. Если явление до конца не понято, ученый может строить гипотезу, пытаясь угадать конечный результат и «перескочить» через ряд следующих этапов. В этом случае он сразу переходит на седьмой этап, приступая к проверке выдвинутой гипотезы.

    Четвертый этап - вынашивание идеи. Этот этап связан со включением в решение задачи бессознательных процессов. Сопоставляя некоторые факты, нанизывая их на основной стержень уже имеющихся знаний по решаемой задаче, ученый постепенно, шаг за шагом продвигается в своем понимании.

    На этом этапе ученый, не доверяя интуиции либо не подозревая о ее существовании, может попытаться разобраться в явлении лишь на основе сознательных усилий. Ему может казаться, что если сделать еще некоторое количество попыток или если ознакомиться с еще одним разделом знаний, то искомое решение будет достигнуто. Это приводит к излишнему рационализму, что тормозит процесс интуитивного мышления.

    Пятый этап - появление ощущения близости решения. Оно выражается в некотором напряжении, беспокойстве, дискомфорте. Это состояние аналогично тому, когда человек пытается вспомнить хорошо известное ему слово или имя, которое «вертится на языке», но не вспоминается.Г. Селье писал, что чувство близости решения знакомо только подлинным творцам.
    Ощущая приближение целостного представления о явлении, но не умея его выразить, человек может впасть в иррационализм, говорить о том, что истину можно «почувствовать», «приблизиться к ней», но понять и выразить ее нельзя. Если ученый останавливается на этом этапе, творчество прекращается.

    Шестой этап - рождение идеи. Идея может возникнуть внезапно, в минуты рассеянного внимания (Г. Гельмгольц). Напряжение снимается, на смену ему могут приходить сильно или слабо выраженные положительные эмоциональные реакции.

    Седьмой этап - изложение идеи. Полученную идею необходимо рассмотреть, проверить, уточнить, установить связь с другими уже имеющимися представлениями. Образно говоря, скелет идеи, возникший на предыдущем этапе, должен «обрасти мясом», получить более солидное подкрепление фактами. Завершается этот этап написанием статьи, отчета, т. е. созданием продукта творчества с уточненными формулировками и логикой доказательств.

    Восьмой этап - жизнь идеи. Изложенная, опубликованная, представленная в виде доклада, внедренная в практику идея начинает «жить», завоевывая себе «место под солнцем» наряду с другими идеями, порой вступая с ними в борьбу. Часто новая идея не принимается научным сообществом. Недаром кто-то из ученых справедливо заметил, что новая идея начинается в виде абсурда, а заканчивается как предрассудок.

    Изложенные этапы творческого процесса не фиксированы жестко, они могут сдвигаться (если задача решена на третьем этапе, то сразу идут седьмой и восьмой этапы), ученый может возвратиться к началу, чтобы более подробно ознакомиться с явлением, если он ощущает недостаток информации.

    2.Этапы творческого процесса

    Используя данные самонаблюдения известных ученых (напр., Г. Гельмгольца и А. Пуанкаре), амер. психолог Грэхэм Уоллес (1926) разработал схему 4 этапов творческого процесса, которая является современной классификацией периодов творческого процесса.

    1 этап: Подготовка


    • Сбор и сортировка соответствующей информации

    • Тщательный анализ проблемы

    • Исследование возможных решений
    Первая фаза творчества не начинается с фактов. Она начинается с осознания проблемы. Факты и ситуации, из которых вытекает проблема, как правило, доступны многим. Но оценить их и сформулировать на основе их анализа проблемы могут лишь немногие подготовленные умы. Умение чувствовать, находить и ставить проблемы – одна из основных черт творческого мышления. И все же объективные источники творческих проблем поддаются анализу. Часто их источником являются праздное любопытство и развлечение. Например, микроскоп изобрели не биологи или медики, а точильщики стекол. Творческие проблемы связаны со всякого рода техническими изобретениями. Творческие проблемы формулируют и при осознании противоречия между наличными знаниями и действительностью.

    Так люди долго заблуждались относительно устройства мироздания, полагая, что в его центре находится Земля. Система Птоломея, довольно неплохо (хотя и сложно) описывавшая движение планет, поддерживала такие представления. и лишь осознание Н. Коперником их ложности позволило ему создать геоцентрическую картину мира.

    Наконец, творческие проблемы могут возникать из стремления найти новый и весьма интересный метод обобщения имеющейся информации. Так, Эйнштейн не делал экспериментов, не собирал новой информации. Единственно, чему он способствовал, - это новому подходу к информации, доступной всем и каждому.

    Творческая проблема отличается от простого вопроса, затруднения (так переводится с греческого термин «проблема») тем, что для ее решения нет заранее заданного метода. Его находят в процессе поиска решения. Любой поиск предполагает наличие многих вариантов, путей, состояний. Цель поиска заключается в отборе лучшего из многих сравнимых по результату вариантов. Сознательный поиск возможных путей решения проблемы является продолжением подготовительной фазы творчества. Если удается точно определить, что собой представляет наилучший вариант, то становится возможным самый простой способ поиска – сознательный перебор вариантов. И хотя об этом методе сказано немало осуждающих слов, тем не менее им широко пользуются и ученые, и изобретатели, и детективы. Так, Пауль Эрлих (1834-1915), крупнейший немецкий ученый и нобелевский лауреат скрупулезно изучил свойства 605 препаратов, содержащих мышьяк, прежде чем нашел знаменитый «препарат 606». Но и после этого он не прекращал поиска, синтезировал и изучил еще 308 соединений ради того, чтобы ввести в медицинскую практику «препарат 904».

    Если оптимальный вариант поиска поддается математическому выражению, то к поиску обычно подключают компьютер. Сегодня компьютеры – незаменимые помощники творческого мышления особенно в тех случаях, когда объем вычислительной работы или перебор вариантов поиска превышает человеческие возможности.

    Одним из самых эффективных способов поиска вариантов решения проблемы, считает Гельмгольц, является рассмотрение ее со всех сторон так, чтобы можно было сознательно учесть и рассмотреть все возможные усложнения и варианты.

    «Итак, творить – это значит выбирать, это значит различать». Но творческий процесс тем и отличается, что в поиск и оценку вариантов решения проблемы властно вторгается интуиция. Творческий ум как бы автоматически, подчиняясь подсознательному чувству, отбрасывает не нужные комбинации. «Бесплодные комбинации, - пишет Пуанкаре, - даже не приходят на ум изобретателю. В пределах его сознания появляются комбинации только действительно полезные и народу с этим несколько других, которые он отбрасывает впоследствии, но которые носят до некоторой степени характер полезных комбинаций».
    2 этап: Инкубация


    • Умственная работа – анализ, синтез, представление и оценка – продолжается в вашем подсознании

    • Части проблемы выделяются и возникают новые комбинации
    В творческом процессе сознательный поиск очень редко завершается решением проблемы. Как правило, наступает такой момент, когда все доступные методы испробованы, а результата нет. С осознания этого момента начинается вторая фаза творческого процесса - фаза инкубации или созревания, «Общеизвестно, - читаем мы у Дьюи, - что после долгой работы над интеллектуальной темой ум перестает функционировать с готовностью. Он явно идет по проторенной дороге… перестают появляться новые мысли. Ум, как говорит пословица, «сыт по горло». Это условие является предупреждением для обращения сознательного внимания рефлексии на что-либо другое. После того, как ум перестал быть занятым проблемой, осознание ослабило свое напряжение, начинается период инкубации».

    Временное отвлечение от проблемы воспринимается как отдых исследователя. «Но с большей уверенностью можно предположить, - пишет Пуанкаре, - что этот отдых был наполнен бессознательной работой», итогом которой часто является подсознательно сделанный эвристический выбор.

    Иногда подсказка возникает неожиданно, совершенно из другой сферы жизни, из неожиданного наблюдения. Предания и легенды из жизни ученых и изобретателей пестрят необычными подсказками, приводившими к преодолению барьера: это и ньютоново яблоко, и ванна Архимеда, и прыгающая крышка кипящего чайника, за которой наблюдал Джеймс Уатт.

    Конечно, подсказка решения задачи воспринимается при определенных условиях. Мысль ученого или изобретателя должна быть настроена на поиск ответа. Все возможные варианты решения должны быть проанализированы, неверные варианты отброшены. Подсказка оказывается полезным людям, имеющим ассоциативное мышление.

    Примером таких обстоятельств может послужить сон. Как известно. Во сне мозг человека начинает порой активнее действовать, чем при бодрствовании. Порой во сне люди находят ответы на мучавшие их вопросы наяву. Дмитрий Менделеев во сне нашел «ключ» к периодической системе элементов. Наяву он не мог догадаться, как правильно расположить эти элементы. Во сне же ему приснился образец этой таблицы, и, проснувшись, он по памяти записал ее, а затем пришел к выводу о периодическом законе. Химик Фридрих Кекуле догадался о циклическом строении молекулы бензола, когда ему приснилась змея, кусающая собственный хвост.

    «Материал, - пишет Дьюи, - перегруппировывается сам, факты и принципы распределяются по своим местам, беспорядок превращается в упорядоченность и часто до такой степени, что проблема по существу решается».
    3 этап: Озарение


    • Постепенно или внезапно, но у вас в сознании появляется новая идея – чаще тогда, когда вы расслаблены и не думаете о проблеме
    Третья фаза творческого процесса фаза инсайта, внезапного озарения, эмоционально яркого осознания нужного решения, «Эврика» полностью относится на счет интуиции и часто противопоставляется логическому мышлению. Русский математик В. Стеклов отмечал, что творческий процесс происходит бессознательно. Формальная логика здесь никакого участия не принимает, истина добывается не ценой умозаключений, а именно чувством, которое мы называем интуицией. Она (истина) входит в сознание без всякого доказательства. Найденное бессознательной работой творческое мышление решение проблемы вдруг осознается настолько очевидным, что приходится лишь удивляться, как оно раньше не приходило в голову.

    Задавая вопрос: - «В чем тайна творчества?», - академик А.Б.Мигдал отвечал: «Есть удивительная область человеческой психики - подсознание. Здесь хранится накопленный опыт, опыт не только одного человека, но многих поколений, здесь рождается интуиция. Это «нижний этаж» обычного человеческого сознания; на «верхнем этаже» рождаются слова, понятия, на нижнем - образы. И бывает, что образ подсказывает решение». И далее: - «Наука не может двигаться без внезапных скачков мысли, озарения, интуиции, но неожиданные идеи, выдерживающие проверку, возникают только на основе профессионализма. Внезапное озарение приносит успех, но не забывайте, что озарение рождается упорным трудом».

    Очень часто внезапное озарение приходит, когда человек пытается отложить решение проблемы и отдохнуть, чаще всего во время прогулки. Известный конструктор железных мостов Брандт много времени искал решения задачи, стоявшей перед ним – перебросить мост через достаточно широко и глубокую пропасть. О возведении опор на дне или по краям пропасти не могло быть и речи. Однажды, измученный тщетными поисками решения и непрестанно думая о своей задачи, Брандт вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них попала на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально снял паутинку, и тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через широкую и глубокую пропасть для него, то посредством подобных тонких нитей, неизмеримо более прочных (скажем, стальных), не мог бы человек перебросить мост через пропасть. В этом случае основное содержание подсказки в точности выражало принцип решения задачи. Напряженная работа мысли подвела изобретателя к кульминационной точке размышления. Ассоциативное мышление помогло Брандту увидеть связи между паутиной и висячими мостами.
    4 этап: Проверка


    • Основательная проверка новой идеи, понимания, интуиции, догадки или решения
    Критическая оценка интуитивной догадки проверка ее правильности или верификация составляет содержание четвертой фазы творческого процесса. Проверка необходима, потому что интуиция подводит значительно чаще, чем это принято рассказывать. Ошибочные интуитивные выводы обычно в автобиографические записки не попадают. В процессе проверки интуитивно полученные результаты упорядочивают, им придают стройную логическую форму. Интуиция уступает место логике.

    Для проверки найденного решения часто стремятся построить цепочку рассуждений, чтобы проследить логический путь от догадки до отправной точки зрения. Иногда бывает полезным поступать наоборот: за отправную точку зрения взять проблему, а затем попытаться построить цепочку рассуждений, обосновывающих найденную догадку. Если тот или другой путь оказывается логичным, то это дает довольно веские основания считать найденное решение правильным. Иногда логическая проверка состоит в том, что строится новая теория, которая включает в себя как предельный случай прежнюю теорию, но объясняет факты, которые не могла объяснить эта прежняя теория. Так, теория относительности объяснила некоторые незначительные отклонения в движении Меркурия по своей орбите, что не могла сделать теория Ньютона.

    Существуют другие более эффективные, хотя и более трудоемкие методы проверки. В области технического творчества самый простой способ состоит в построении образца. Ведь техническое устройство или работает или не работает. В этом случае легко установить и степень эффективности найденного решения. Другой способ состоит в воссоздании явлений, над которым билась творческая мысль, в искусственных условиях, в опыте, эксперименте. Часто, чтобы проверить догадку, из нее логическим путем выводят следствия о новых возможных фактах, а затем ищут подтверждение этих выводов в опыте, эксперименте.
    3. Как развить творческие способности

    Если творчество зависит от культуры и образования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более "творчески" решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше, - но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить таких как Де Квинси, Ван Гог, Логфелло, Эйнштейн, Павлов, Пикассо, Дикинсон или Фрейд.

    Обучение может приводить к улучшению показателей при стандартном измерении творчества, но неизвестно, помогает ли такой опыт продуцировать тип деятельности, свойственный тем людям, которых обычно считают "творческими".
    Гайес (1978) полагал, что творчество можно расширить следующими средствами:

    Развитие базы знаний.
    Сильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший запас информации, из которой вырабатывается ее талант. Все вышеперечисленные творческие люди потратили многие годы, собирая информацию и совершенствуя свои базовые навыки. Изучая творческих художников и ученых, Энни Ро (1946, 1953) обнаружила, что среди группы людей, которых она изучала, единственной общей чертой было желание работать необычно усердно. Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту, наполненному информацией.

    Создание правильной атмосферы для творчества.
    Какое-то время назад в моду вошел прием "мозгового штурма". Суть его в том, что группа людей генерирует как можно больше идей, не высказывая критики в адрес других членов. Этот прием не только позволяет генерировать большое количество идей или решений проблемы, его также можно использовать на индивидуальной основе с целью облегчить развитие творческой идеи. Зачастую генерировать необычные решения нам мешают другие люди или наша собственная ограниченность.

    Поиск аналогий.
    Как показали некоторые исследования, люди не распознают ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой они уже знают. Пытаясь сформулировать творческое решение задачи, важно вспомнить аналогичные задачи, с которыми вы возможно уже встречались.

    Заключение

    Действительно, процесс творчества сам по себе - неуловимо таинственный и увлекательный. Как бы ни пытались исследователи понять и запечатлеть его документально, результаты очень скромны. В данной работе мы рассмотрели взгляды как отечественных, так и зарубежных психологов на творческий процесс, подробно остановились на 4-этапной модели творческого процесса Уоллеса и попытались выяснить, можно ли развить творческие способности.

    Творчество - одна из наиболее содержательных форм активности личности, которую можно рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. Творчество как непрерывный познавательный процесс возникает и материализуется в результате многосторонней практики, при этом имеется в виду не только созидание предметного мира, но и непосредственно самосозидание, саморазвитие и самоутверждение личности в обществе.

    Творческий процесс функционирует как единая целостная система, и в качестве основных ее характеристик выделяют: доминирование бессознательных компонентов психики, спонтанность, непредсказуемость результата, автономность, эффективность, символизм проявлений, релятивизацию противоположностей, а также широкий временной диапазон - от спрессованности в мгновение до развернутости и дифференцированности различных этапов.

    Основные качества исследователя - память, наблюдательность, воображение, сообразительность. Этим, конечно, не исчерпываются необходимые способности. Глубокие и всесторонние профессиональные знания, любовь и всепоглощающий интерес к своему делу подразумеваются как непременные качества творческой личности.

    Список использованной литературы

    1. Ильин Е.П Психология творчества,креативности, одаренности – М.: Издательство "Наука", 2001. – 433 с.

    2. Логика – исскуство мышления. Тимирязев А.К.– К. 2000 г.

    3. Ю.Наумчик В.Н. Творческая личность. Минск, 1998.

    4. Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г

    5. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 128 с.

    6. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б., О психологии изобретательского творчества//Вопросы психологии, №6, 1956. – С.37-49

    7.А.Н.Петров, В.Н.Петрова //Теория творчества http://tvorchestvo.biz/theory.html

    В настоящее время предпринимается много попыток исследования стадий творческого процесса. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процесса творчества.

    1. Подготовка (зарождение идеи).

    2. Созревание, концентрация, «стягивание» знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

    3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

    4. Проверка.

    П.М. Якобсон процесс творческой работы изобретателя подразделяет на 7 стадий: 1)период интеллектуальной готовности, 2) усмотрение проблемы, 3) зарождение идеи – формулировка задачи, 4) поиск решения, 5) получение принципа изобретения, 6) превращение принципа в схему, 7) техническое оформление и развертывание изобретения. Эти же этапы можно наблюдать и в творческой деятельности писателя, но в более упрощенном виде: психологическое состояние готовности, разработка замысла, поиск формы запечатления задуманного произведения, реализация замысла и доработка произведения.

    Теперь остановимся подробнее на каждом из этих этапов. Психологическое состояние готовности к работе может выражаться в очень разнообразных формах. Это может быть переживание неудовлетворенности и недовольства собой, переживание неизжитой активности – наличие внутренних сил, которые требуют соответствующего приложения, но не нашли еще объекта для применения. Художник с жадностью вбирает в себя впечатления, ловит то, что может натолкнуть его на замысел.

    Л.Н. Толстой пишет после прогулки по парку: «… не забыть прогулку с Лелей по парку. Парк. Собаки. Коза. Осенние пруды и темно-бронзовые деревья!».

    Состояние «готовности» к творческой деятельности может превратиться в активный поиск того, что могло бы натолкнуть на соответствующий замысел. Толчком могут оказаться воздействие самого различного характера, которые при наличии творческой готовности художника приводит к появлению замысла.

    Лермонтов М.Ю., например, отвечает на поразившую его до глубины души смерть Пушкина своим взволнованным посвящением на смерть поэта.

    Процесс, который приводит к рождению замысла, психологически переживается как большое внутреннее событие. Затем начинается осмысление замысла. Писатель преодолевает первые трудности, и его начинает охватывать долгожданное заслуженное вдохновение, которое позволяет с большей быстротой намечать эпизоды событий, смену обстоятельств в жизни героев, изменение их судеб.

    Замысел, получивший у художника свое первичное оформление, становится тем стержнем, на основе которого происходит дальнейшее развитие будущего произведения. Разработка замысла представляет собой в психологическом отношении новый этап работы. Этот период работы характеризуется многообразием поисков художником путей развития темы и сюжета. Способ разработки замысла зависит от масштабности произведения. Замысел может быть зафиксирован в немногих словах и фразах плана произведения.

    Известны выразительные планы пушкинских поэм, где десятком слов обозначена вся последовательность частей большой поэмы. В творческий процесс, захватывающий глубоко ум и сердце художника, ведущий к мобилизации всех его душевных сил. Невольно включается и опыт его жизненных впечатлений. Именно этим и объясняется, почему писатели фиксируют в своих записных книжках, дневниках, заметках отдельные обороты речи, отмечают детали быта и одежды, особенности манер и облика и другое.

    Известно, что многим писателям на начальном этапе работы важно иметь прообраз, прототип. Другим такая модель не нужна. Она сковывает их воображение. По этому поводу Л.Н.Толстой писал: «У меня есть лица, списанные и не списанные с живых людей. Первые уступают последним, хотя списывание с натуры и дает им эту несравненную яркость красок в изображении».

    Таким образом, разработка замысла – один из самых сложных этапов создания произведения.

    Следующий этап связан с подбором формы, в которой писатель сможет выразить свое новое создание. Поиск формы произведения заключается не в том, что оно будет новеллой, повестью или романом. Здесь речь идет о совокупности всех тех средств выражения, благодаря которым данный сюжет будет представлен лучшим образом. Но писатель со своей неуемностью фантазии одновременно является и критиком. Говоря о стиле произведения, А.Н. Толстой писал: «Работать над стилем - значит… беспощадно выбрасывать все лишнее… Отсеивайте весь мусор, сдирайте тусклость с кристаллического ядра – не бойтесь, что фраза холоднее, - она сверкает».

    Таким образом, мы видим, что размышления художника, связанные с формой произведения, представляют собой существенный элемент в психологии его творческой деятельности. С точки зрения психологии деятельности, реализация замысла – это самый длительный этап работы. Он захватывает период времени, который может выражаться в неделях, месяцах, а иногда и годах. Все зависит от масштаба задуманного произведения. Характерной особенностью творческого процесса является одновременно его целостность и многоплановость. Целостность определяется задачей писателя и способом организации его душевных сил. При работе над большим произведением могут возникать длительные перерывы, и писатель может заниматься творческой деятельностью другого характера, но продолжается невидимая работа ума.

    Многоплановость деятельности выражается в том, что в ход процесса создания произведения включаются отобранные, подвергнутые обработке значимые впечатления различного типа, нужные для конкретизации детали. От зарисовок, проб, эскизов, черновых вариантов, от записи отдельных сцен и эпизодов художник переходит к работе над своим произведением, в последовательности его частей и компонентов. В период реальной работы над произведением художник решает многочисленные вопросы, которые превращают произведение в единое целое. В период, когда работа близка к концу или произведение уже закончено, оно становится особенно близким художнику. Его волнуют отдельно сцены, образы людей, запечатленные в нем, нравственные и социальные идеи, положенные в основу произведения.

    Когда произведение окончено, оно не сразу начинает жить самостоятельной жизнью, очень часто оно нуждается в заключительном этапе деятельности художника, связанном с доработкой произведения. В этот период меняется характер деятельности художника, происходит частичная доработка – сокращения, замены, поиск новых выразительных деталей. После этого возникает внутреннее удовлетворение или неудовлетворенность созданным произведением. Но все же у художников, которые не могут внутренне оторваться от созданного уже произведения, наступает психологически такой момент, когда оно становится для них прошлым. И тогда начинает формироваться в нем готовность к новым замыслам.

    Итак, творческая активность художника находит новое русло. И вновь возникает творческий процесс. История повторяется сначала.

    Заключение.

    Таким образом, мы пришли к следующим выводам, роль воображения в творческом процессе велика, т.к. оно выступает необходимым элементом творческой деятельности, что до сих пор не существует единой концепции творчества, поэтому эта проблема остается нерешенной; способность к творчеству зависит от индивидуальных особенностей личности, творческая деятельность писателя – это сложный многоплановый процесс, состоящий из отдельных этапов. Научный анализ психологии художественного творчества открывает новую страницу в изучении и самой психологии человека, расширяя представление о духовном богатстве человеческой личности; Выявляет отдельные творческие потенции, заложенные в человеческой натуре.

    Можно предположить, что дальнейшее изучение психологии творчества художников обогатит нашу культуру новыми материалами.

    Список литературы.

    1. Коршунов А.М. Теория отражения и творчества. – М., 1971. – 254 с.

    2. Лук А.Н. Психология творчества. – 1978. – 125 с.

    3. Мелик-Пашаев А.А. Пушкин и психология художественного творчества. Вопросы психологии. – 1999. - № 5. – С. 14.

    4. Пономарев П.А. Психология творчества. – М., 1976. – 303 с.

    5. Шапарь В.Б. Психология для всех и каждого. – Ростов-на-Дону, 2002. - 448 с.

    6. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М., 1978. – 49 с.

    Селихова М., Горячева Ю.

    Реферат

    Сны и сновидения

    План.

    1. Сон и сновидения:

    а) физиология сна;

    б) история научного изучения проблемы сновидений;

    в) источники сновидений;

    г) забывание сновидений;

    д) теории сновидений;

    е) моральное чувство в сновидениях;

    ж) основные особенности сновидений;

    з) отношение между сновидениями и душевными заболеваниями.

    2. Галлюцинации и псевдогаллюцинации.

    3. Грезы и мечты

    Заключение.

    Современная жизнь – время хронического недосыпания. Давно известно, что сон совершенно необходим для поддержания жизни. Для человека жизнь без сна может продолжаться значительно меньше, чем без воды и пищи – не более 12 суток. Лишение сна вызывает отчетливое изменение в поведении. Лучшим доказательством необходимости сна является то, что «вечно занятое и постоянно спешащее население современных городов не смогло освободиться от этой «привычки» (Рожанский, 1954).

    Цель работы – изучить основные положения исследований сна, сновидений, галлюцинаций, грез и мечтаний. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) изучить источники по проблеме; 2) сопоставить различные точки зрения на рассматриваемые вопросы; 3) рассмотреть основные формы сновидений и механизмы их протекания; 4) рассмотреть такие виды видений, как галлюцинации, грезы, мечты.

    З.Фрейд в своей монографии «Толкование сновидений» рассматривает историю научного изучения проблемы сновидений и сопоставляет точки зрения различных авторов на сновидения на основе предположений, которые легли в основу психологического толкования сновидений. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. в своей книге «Фантазия и реальность» рассматривают основы характеристики сновидений, галлюцинаций, грез и мечтаний.

    Л.С. Коршунова в книге «Видение и его роль в познании» описывает видение и его основные формы, в частности, мечты. Л.С. Выготский приводит концепцию психологов старой школы, в частности, - Вундта, о сновидениях и творческих видениях.

    Б.В. Зейгарник рассматривает проблемы галлюцинаций и псевдогаллюцинаций в книге «Патопсихология». История научного изучения проблемы сновидений довольно сложна для изложения. Существует большое количество теорий сновидений. Первое сочинение, в котором сновидение рассматривалось как объект психологии, принадлежит Аристотелю «О сновидениях и толковании их». Аристотель заявляет, что сновидения дьявольского, а не божественного происхождения, это, однако, раскрывает его глубокий смысл. Ему знакомы различные виды сновидений, он знает, например, что сновидения превращают мелкие раздражения, наступающие во время сна, в крупные (кажется, будто идешь через огонь и горишь, когда на самом деле – лишь незначительное согревание той или другой части тела) и выводит отсюда заключение, что сновидение может обнаружить перед врачом первые, незаметные признаки начинающихся изменений в теле.

    Древние до Аристотеля считали сновидения не просто продуктом грезящей души, а внушением со стороны Божества. У многих первобытных народов считалось, что во время сна душа покидает тело и отправляется путешествовать, при этом она может посетить загробное царство и встретиться с душами умерших. Будить спящего человека запрещалось, т.к. если его душа не успеет вовремя вернуться, человек умрет.

    У других племен считалось, что во время сна души других людей и предметов приходят посещать спящего. В Древнем мире сны использовались для лечения (инкубация сновидений, распространенная в Месопотамии, Египте, Греции и Риме). В специальные храмы приходили паломники, чтобы после определенных ритуалов заночевать там и увидеть сон, который подсказал бы путь к исцелению от болезни или решению проблемы. Возможно, подобные посещения имели психотерапевтический эффект (вера людей), жрецы храма были не только опытными психологами, но и целителями. Еще в ΧII веке католики искали исцеления в церквях, построенных на развалинах обожествленного врача Эскулапа. Традицию «храмов сна» сейчас пытаются возродить в Великобритании.

    Физиолог Будрах считал, что «…жизнь дня с ее треволнениями и переживаниями, радостями и горестями никогда не воспроизводится в сновидениях, последнее стремится скорее вырвать нас из этой жизни. Даже когда вся наша душа преисполнена одной мыслью, когда острая боль разрывает наше сердце или когда какая-либо идея поглощает целиком весь наш разум, - даже тогда сновидение оживляет нечто совершенно своеобразное, или же берет для своих комбинаций только отдельные элементы действительности, или же, наконец, входит в тон нашего настроения и символизирует действительность».

    Противоположное мнение высказывали Вейгандт и Мори. «Очень часто, по-видимому, в огромном большинстве сновидений можно наблюдать, что они возвращают нас в повседневную жизнь, а вовсе не вырывают из нее» (Вейгандт). «Нам снится то, что мы видели, о чем говорили, чего желали и что делали». Следовательно, материал, образующий сновидения, происходит от реальных переживаний и во сне вспоминается, воспроизводится. Но сновидение имеет еще в своем распоряжении воспоминания, недоступные бодрствованию, т.е. детские годы.

    Делаж же считал, что впечатления, интенсивно владеющие бодрствующим мышлением, лишь в том случае воспроизводятся в сновидении, когда мышление дня до некоторой степени успело отодвинуть их на задний план.

    Рассмотрим 4 группы источников сновидений, которыми пользуются и для их классификации:

    1. Внешние (объективные) чувственные раздражения.

    2. Внутренние (субъективные) чувственные раздражения.

    3. Внутренние (органические) физиологические раздражения.

    4. Чисто психические источники раздражения.

    Внешние (объективные) чувственные раздражения. Раздражения, действующие на органы чувств во время сна, проявляются в сновидениях не в своем действительном виде, а заменяются каким-либо другим представлением, находящимся с ним в каком-либо отношении. Например, раскаты грома переносят нас на поле сражения; скрип двери вызывает столь различные сновидения, и почему именно такие, а не другие, этот вопрос был разработан Штрюмпелем и Вундтом. Они полагают, что душа по отношению к таким раздражениям находится в условиях образования иллюзий. Чувственное впечатление познается и правильно истолковывается нами, т.е. включается в группу воспоминаний, и которое относится на основании всех предшествующих переживаний, если впечатление сильно, ярко и достаточно для этого времени. Если же этих условий нет налицо, то мы искажаем в нашем представлении объект, от которого проистекает впечатление, и на основании его строим иллюзию.

    Внутренние (субъективные) чувственные раздражения. Субъективные чувственные раздражения не зависят от внешних случайностей. Они пригодны для толкования сновидений, когда в них есть необходимость. Но они, в отличие от объективных, недоступны наблюдению и опыту в их значении возбудителей сновидений. Главный аргумент в их сновызывающих функциях – гипнотические галлюцинации, называемые Мюллером И. «фантастическим зрительным явлением» Это чрезвычайно яркие, изменчивые образы, представляющиеся в период засыпания перед взглядом многих людей и на некоторое время продолжающихся после пробуждения. Для их возникновения необходима известная душевная пассивность, ослабление внимания. Они тождественны сновидениям. Аналогично этим образам могут гипнотически появляться затем в сновидениях.

    Трембелль Лэдд считал, что изменчивый характер внутренних зрительных возбудителей в точности соответствует веренице образов, проходящих через наши сновидения.

    Внутренние (органические) физические раздражения. Уже Аристотель считает, что в сновидениях человек предупреждается о начинающейся болезни, которую совершенно не замечает в бодрствующем состоянии (благодаря усилению впечатлений со стороны сновидений) и представители медицины всегда считали возможным, что сновидение может предупредить о болезнях органов. Возбудителем сновидений у целого ряда лиц является развитие расстройств внутренних органов. Частые кошмары наблюдаются у лиц, страдающих сердечной и легочной болезнями.

    Психиатр Краусс полагал, что возникновение сновидений, наряду с психозом и бредовыми идеями, обусловлено органическими ощущениями, которые делятся на 2 части: 1) на общие чувства; 2) специфические ощущения, присущие главным системам вегетативных органов, в которых различают 5 групп:

    Краусс описывает причину образования сновидений путем физического раздражения: ощущения, согласно закону ассоциации, вызывает родственные ему представления и вместе с ним соединяется в одно органическое целое, на которое однако, сознательно реагирует иначе, нежели чем в нормальном состоянии. Оно обращает внимание не на само ощущение, а только на сопутствующее представление, что служит одновременно и причиной того, почему такое положение вещей до сих пор не было подмечено. Краусс называет этот процесс «транссубстанцией» ощущений в сновидения.

    Мурме Вольд.

    1. Положение членов тела в сновидении соответствует приблизительно его положению в действительности, т.е. субъекту снится статическое состояние членов, соответственное реальному.

    2. Если субъект видит во сне движение какого-либо члена своего тела, то движение это почти всегда таково, что одно из положений соответствует действительности.

    3. Положение членов собственного тела в сновидениях не может быть приписываемо другому лицу.

    4. Может сниться, что данное движение встречает препятствие.

    5. Член тела в данном положении может в сновидении принять форму животного или чудовища, причем, между тем и другим – аналогия.

    6. Положение членов тела может возбудить в сновидении образы, имеющие какое-либо к нему отношение. При движении пальцев могут сниться цифры.

    Известно, что ощущение полета во сне, несомненно, обусловлено очень свободным и легким дыханием. Ощущение падения с высоты достоверно зависит от расслабления мускулатуры ног. Оно возникает при неловком положении ног, причем кровообращение в одной из них нарушено вследствие давления на большой сосуд. Чтобы восстановить равновесие, сердце вынуждено усилить работу, и с этим связано чувство страха, делающееся исходной точкой сновидения. Когда положение становится невыносимым, спящий делает резкое движение, нога скользит и получается ощущение падения, в котором и заключается сон.

    Чисто психические источники раздражения. Некоторые авторы (Вундт, Тисье, Вейгандт) заявляют, что в большинстве сновидений действуют соматические раздражения и неизвестные, или же известные в качестве дневных интересов, психические возбудители.

    Людям снится то, что они делали днем и что их интересует в бодрствующем состоянии. Это перенесение из бодрствования в сон интересов не только представляет собой психическую связь, соединяющую сновидения и жизнь, но приводит нас к источнику сновидений, который может объяснить происхождение всех сновидений.

    Всем известно, что сновидения к утру «исчезают», хотя некоторые из них в памяти остаются чрезвычайно долгое время. Причинами забывания сновидений, по мнению Штрюмпеля, являются: 1) Сновидение забывается потому, что оно чересчур слабо; 2) Большинство сновидений представляет собой однократные переживания; 3) Сновидение лишено внутренней связи; 4) Сновидения исчезают под впечатлением наступающего дня; 5) Большинство людей мало интересуются тем, что им снится.

    Две причины, дополненные Бенини: а) изменение чувства связи между сном и бодрствованием неблагоприятно для взаимной репродукции; б) иное расположение представлений в сновидениях является непереводимым для бодрствующего сознания.

    Особенности запоминания сновидений: сновидения, которые утром субъект считает забытыми, могут быть восстановлены в последствии в течение дня благодаря восприятию, случайно соприкасающемуся со все же забытым содержанием сновидения (Радшитох, Тисье).

    Штрюмпель: «Чрезвычайно часто бодрствующее сознание наяву включает многое в воспоминании о сновидении: субъект воображает, что ему снилось то или иное, вовсе не имевшее места в сновидении».

    Рассмотрим группу теорий сновидений на основании воззрения относительно степени участия характера и психической деятельности человека в сновидении.

    1. Теории, признающие, что в сновидении продолжается полностью вся психическая деятельность бодрствования (Дельфеб). Здесь душа не спит, ее механизм остается в неприкосновенности, но, будучи помещена в условия, отклоняющиеся от состояния бодрствования, душа при нормальном функционировании дает другие результаты, чем в бодрствующем состоянии.

    2. Теории, признающие понижение психической деятельности в сновидении – ослабление ассоциации и оскудение перерабатываемого материала. Сон простирается далеко за пределами души, он состоит не только в отделении души от внешнего мира, но и проникает, наоборот, в ее механизм и на время приводит его в негодность.

    3. Теории, признающие, что в сновидении проявляется лишь часть душевной деятельности, парализованная сном, пользуются наибольшей популярностью среди врачей и вообще в научном мире.

    Физиологические теории. Бинц «Это состояние (оцепенения) уже утру подходит к концу. Утоляющее вещество, скопляющееся в белом веществе мозга, становится все более значительным. Тут и там пробуждаются отдаленные группы клеток, между тем как вокруг еще все находится в состоянии оцепенения. Перед нашим тусклым сознанием выступает в этот момент изолированная работа отдельных групп, ей недостает еще контроля других частей мозга, главной сферой которого являются ассоциации. Поэтому-то образы, которые большей частью соответствуют материальным впечатлениям ближайшего прошлого, следуют друг за другом в хаотическом беспорядке. Число освобождающихся нервных клеток становится все больше, и абсурдность сновидений постепенно понижается.

    Мори понимал сновидения как неполное частичное бодрствование. Возражения против этой теории встречаются уже в 1830 г. у Бурдаха. «Если признавать, что сновидение представляет собой частичное бодрствование, то этим, во-первых, не объясняется ни бодрствование, ни сон; во-вторых же, говорится только, что некоторые силы души проявляют во сне свою деятельность, а другие в это время находятся в состоянии покоя. Но это неравенство наблюдается вообще в течение всей жизни».

    1866 г. Роберт считал: возбудителями сновидений никогда не становятся мысли, продуманные до конца, а всегда лишь те, которые, так сказать, копошатся в голове и незаметно или бегло проходят мимо рассудка. Сновидение представляется Роберту «Физиологическим процессом, выделения которого доводится до сознания благодаря душевной реакции… Человек, у которого была отнята способность грезить, дожжен был сойти с ума, т.к. в его мозгу скопилось бы множество непродуманных мыслей и беглых впечатлений, под бременем которых могло бы угаснуть то, что должно бы внедриться в практику в виде готового целого… Сновидение служит перегруженному мозгу своего рода предохранительным вентилем. Сновидения обладают спасительной «разгружающей силой». Источник сновидений лежит в самой душе, в ее перегружении».

    4. Теории, приписывающие грезящей душе способность и склонность к особой психической деятельности, на которую она в бодрствующем состоянии либо совсем не способна, либо способна в очень незначительной степени.

    Шернер (1861) считал, что физические раздражения дают душе материал, который она использует в своих фантастических целях. Фантазия в сновидениях обладает излюбленным символом для организации во всем его целом. Символ этот – дом. Например, в сновидении, вызванном головной болью, потолок комнаты (который представляется покрытым пауками), может символизировать собой голову. Различные другие предметы употребляются для изображения частей тела, посылающих раздражения (легкие – раскаленная печь с бушующим ярким пламенем, сердце – пустые коробки и ящики).

    Психологи старой школы, в частности Вундт, считали, что каждый элемент сновидений – это впечатление, которое было пережито сознанием в состоянии бодрствования, и фантастические комбинации элементов сновидения – это их своеобразные сочетания. А совершенно своеобразные сочетания элементов возникает потому, что наше сознание не воспринимает органами чувств внешние раздражения, все они доходят до него в искаженном виде, но оно воспринимает ряд внутриорганических раздражений.

    Психоаналитические теории сновидений. Для Фрейда сновидения – это осуществление запретных, подавленных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному (детскому) состоянию. В сновидении находят отражения наши собственные влечения и желания. В нем вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности. Фрейд различал сновидения желания, страшные сновидения и сновидения наказания. Фрейд различал скрытые мысли сновидения и его явное содержание. Скрытые мысли сновидения недоступны сознанию видевшего сон, они бессознательны. Перевод скрытого в явное – работа сновидения. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смешения, превращения мыслей в зрительные образы вторичной обработки. Благодаря этим механизмам сновидение может искажаться, выглядеть странным, абсурдным и непонятным. Такому искажению способствует цензура сновидений, которая отвечает, по мнению Фрейда, за различные проблемы и пропуски в сновидениях, модификацию и перегруппировку его материала.

    А. Адлер считал, что сновидение вовсе не стремится вернуться в прошлое, как полагал Фрейд. Оно устремлено вперед и нацелено на решение некой задачи. Сновидение не является царской дорогой к бессознательному, поскольку не противоположно бодрствующему сознанию. Между сознательным и бессознательным нет никакой противоположности. Для К. Юнга сновидения – это трансцендентальное, т.е. выходящее за пределы человека послание. Оно наделено функцией связи между сознательными и бессознательными процессами. Кроме того, сновидение включает в себя предвосхищающие функции. Оно нацелено на будущее. По убеждению Юнга, сексуальность в сновидениях является лишь средством выражения, но не смыслом и целью его.

    В понимании Э. Фромма сновидение обладает двойственными функциями. При отсутствии контакта с реальностью в сновидении проявляется как самое плохое, так и самое хорошее, что имеется в человеке. В нем человек может быть неразумнее, мудрее и нравственнее, чем когда бодрствует. Для Фрейда сновидение иррационально по своей природе. Согласно Юнгу сновидение является откровением высшего разума. С точки зрения Фромма, в сновидении проявляется и то, и другое.

    Активационно-синтетическая модель сновидений, предложенная Р. Маком Карлей и Дж. А. Гобсоном (1977), противоречит теории Фрейда. Сновидения не имеют никакого смысла и значения, а являются хаотическими несвязанными образами, вызываемыми остаточными последствиями дневной работы мозга. Следовательно, можно сделать вывод о том, что существует огромное количество теорий сновидений. Но в этих теориях нельзя заметить прогресса, т.к. каждый новый автор начинает изучение вопроса сызнова.

    Моральные чувства в сновидениях. Радештох: «Необходимо принять во внимание, что ход ассоциаций в сновидениях и соединение представлений происходит без участия рассудка, эстетического вкуса и моральной оценки; в лучшем случае, оценка слаба и налицо полное этическое безразличие».

    В резком противоречии – высказывание Шопенгауэра, который говорит, что каждый действует в сновидении в полном согласии со своим характером. Гильденбрандт. «Чем чище жизнь, тем чище сновидения, чем позорнее первая, тем позорнее вторая». Сновидение дает возможность заглянуть в глубины и сокровенные уголки нашего существа, которое в бодрствующем состоянии остаются для нас закрытыми.

    Главная особенность сновидений – явления, переводящие в состояние сна. Бодрствующее состояние – мышление совершается посредством понятий, сновидение же мыслит образами. Сновидение мыслит преимущественно зрительными образами, хотя и оперирует слуховыми восприятиями и восприятиями других органов чувств. Из этих образов сновидение создает ситуацию. В сновидении субъект, как ему кажется, не мыслит, а переживает. Критическое сомнение, что пережито не было ничего, а лишь продумано в своеобразной форме сновидения, появляется лишь по пробуждении.

    Бурдах: «К существенным признакам сновидений относятся: а) то, что субъективная деятельность нашей души представляется объектом: субъект так воспринимает продукты фантазии, точно они – чувственные ощущения; б) сон является уничтожением самостоятельности. Поэтому сон требует известной пассивности… Сновидение обусловливается понижением власти субъекта «над сами собою».

    Дельфеб: «Мы верим в реальность содержания сновидений, потому что во сне не имеем других впечатлений, которые служили бы для сравнения, и потому, что мы совершенно отделены от внешнего мира. Законы ассоциации, по которым соединяются представления, относятся и к сновидению. Наиболее крупное психическое действие человека, сохраняющееся в сновидении, - память».

    Шабанэ: «Сновидение способно продолжить интеллектуальную работу дня и довести ее до конечного результата; оно может разрешать сомнения и проблемы и для поэтов и композиторов – источник вдохновения. Пример: Менделеев, химик Кекуле. Формула молекулы бензола. Тартани. Соната «Трель Дьявола». Завершение Державиным оды «Бог».

    Отношения между сновидениями и душевными заболеваниями. Гонбаум считает, что 1-я вспышка безумия проявляется зачастую в страшных кошмарных сновидениях, что главенствующая мысль находится в связи с этим сновидением. Томайэр обращает внимание на сновидения о страхе, которые должны считаться эквивалентными эпилептическим припадкам. Особенно часто в случаях выздоровления от душевных болезней наблюдается, что при совершенно здоровом состоянии днем сновидения носят характер психоза. Относительно изменений, которые претерпевает сновидение при душевной болезни, до сих пор известно мало достоверного. В отличие от него, внутреннее сродство между сновидением и душевным расстройством проявляется в полном совпадении обоих явлений, снискало себе уже давно внимание ученых. Краусс: «Безумие есть сновидение в бодрствующем состоянии». Вундт: «И действительно, в сновидениях мы можем пережить почти все явления, наблюдаемые нами в домах для умалишенных».

    Признаки, на основании которых проводится это сходство (Спита, Мори): 1) исчезновение самосознания, вследствие этого неосознание состояния как такового, т.е. невозможность удивления, отсутствие морального сознания; 2) изменение восприимчивости органов чувств – понижение в сновидении и чрезвычайное повышение при душевном расстройстве; 3) соединение представлений между собой исключительно по законам ассоциации и репродукции, т.е. автоматическое образование ряда, отсюда непропорциональность отношений между представлениями (преувеличения, фантазмы); 4) изменения личности, а иногда – свойств характера (извращения). Грезингер считал, что осуществление желаний – это элемент, общий для сновидений и психоза.

    Медицинская теория сновидений выдвигает положение, что сновидения и душевные расстройства совпадают.

    С физиологической точки зрения, сон – совокупность двух чередующихся фаз, которые получили название «медленного» и «быстрого» сна (парадоксальный). В фазе «медленного» сна изменяются вегетативные и моторные показатели: снижается тонус мускулатуры, замедляется дыхание, сердечный ритм. Во время «быстрого» сна резко падает активность мышц шеи, появляются физические явления в виде быстрого движения глаз, подергивания мышц лица, конечностей, нарушения регулярности ритма дыхания, подъем артериального давления. При пробуждении от «медленного» сна человек часто не примечает сновидения, т.к. сновидения в данной фазе напоминают мысли, рассуждения. В период «медленного» сна может возникнуть снохождение (сомнамбулизм), сноговорение, ночные кошмары у детей, о которых после пробуждения они не помнят. После «быстрого» сна человек в 75 – 90 % случаев сообщает о сновидениях с элементами нереальности, фантастичности. Две фазы сна образуют цикл длительностью 60 – 90 минут, повторяющиеся в естественном ночном сне 4 -5 раз. У нормального человека на «быстрый» сон приходится ≈ 20 % всего периода. Длительность фаз «быстрого» сна к утру увеличивается, а «медленного» уменьшается.

    При общем лишении сна сначала восстанавливается «медленный», а затем «быстрый» сон. Сон способствует восстановлению функции соматических тканей и нервных клеток, психологической стабилизации, защиты личности от нерешенных конфликтов, отбору и сохранению в памяти значимой информации. Следовательно, сон – это периодическое функциональное состояние человека и животных со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах, характеризующиеся значительным обездвижением и отключением от сенсорных воздействий внешнего мира. У человека во сне – угнетение осознаваемой психической активности. Сновидения – субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительные модальности, регулярно возникающие во время сна в фазе «быстрого» сна.

    Рассмотрим галлюцинации и псевдогаллюцинации в рамках патопсихологии. Галлюцинации – один из наиболее часто встречающихся симптомов расстройства восприятия при душевных заболеваниях. Галлюцинациями в психиатрии называют ложное восприятие. Больные видят образы, предметы, которых нет, слышат разговоры, слова, которые никем не произносятся, чувствуют запахи, которых в действительности нет. Галлюцинации могут быть разной модальности. Психиатры считают, что галлюцинации возникают без наличия раздражений. При иллюзорном восприятии имеется раздражитель, но у больного возникает его искаженное восприятие. В зависимости от наличия или отсутствия раздражителя обманы чувств относятся к категории иллюзий или галлюцинаций.

    Творчество в современном понимании, это создание нового, оригинального, не создаваемого ранее, значимого для самого человека и для развития общества. Взрослый художник решает эти задачи соответственно профилю, отражает мир и человеческие отношения, так как он их лично воспринимает и понимает.

    Детское изобразительное творчество не имеет существенного значения для общества, но сильно влияет на развитие определенных личностных качеств: самостоятельности, внимания, творческого отношения к окружающему миру; от их развития зависит будущее ребенка, его жизнь в обществе. Развитие детского творчества – актуальная проблема педагогики.

    Ребенок создает продукт творчества значимый для него, как средства познания себя и окружающего мира.

    Для взрослых значимость детского творчества в том, что мы изучаем способности ребенка и его развитие. Современная проблема развития детского творчества заключается в социальных проблемах общества, в заботе государства о создании целой системы учреждений, начиная с раннего возраста и заканчивая школой, разработкой специальных методик по развитию детского творчества, оптимально воздействующих на механизмы развития творчества. Критерии творчества (Ветлугиной).

    3 группы художественного творчества:

    1.Показатели отношения к деятельности, интересы и способности.

    Главное - развернутое воображение, специальные художественные способности, мотивы деятельности.

    2.Показатели творчества и способов творческих действий.

    Главное - самостоятельное видоизменение способа действия, поиск нового, быстрота реакции.

    3.Показатели качества детской продукции.

    Главное - нахождение адекватных средств, для создания выразительного образа, индивидуальный почерк, изобразительная грамотность.

    Большинство показателей проявляются в деятельности детей, и требует внимания, методического развития, создания условий для творческого роста ребенка.

    1 условие - широкий подход к решению проблемы «творчество - стиль жизни»

    2 условие - создание интересной полной информации жизни в ДОО и семье: обогащение впечатлениями, развитие эмоционального опыта и воображения.

    3 условие - изучение изобразительного искусства как источника изобразительного опыта, формирование способности откликаться эмоционально на классическое изображение.

    4 условие - активное присвоение опыта (мотивы, способы изображения), наличие гибких вариативных навыков, обогащенных развитием изобразительных умений.

    5 условие - формирование мотивов подводящих к творческой деятельности.

    6 условие - комплекс и система методов в цепочке - восприятие проблемной ситуации, выделение задачи, отсутствие готовых средств ее решения, поиск.

    7 условие - учет индивидуальных способностей ребенка.

    Этапы творческого акта.

    1. Замысливание.

    2. Поиск способов и средств реализации замысла.

    3. Собственно изобразительная деятельность.

    4. Контроль и оценка результата.

    Своеобразие творчества каждого человека. Психологическая готовность к творчеству (накопление опыта, приобретение умений, навыков, развитие воображения, зрительной памяти). Индивидуальный подход в развитии творчества каждого ребенка.


    Самое обсуждаемое
    Аниме про другие миры и героев попавших в них Аниме про другие миры и героев попавших в них
    Аниме где гг попадает в параллельный мир Аниме где гг попадает в параллельный мир
    Список аниме, где гг попадает в другой мир с крутой силой и гаремом Список аниме, где гг попадает в другой мир с крутой силой и гаремом


    top