I съезд советов ссср. Первый съезд советов ссср Образование ссср первый всесоюзный съезд советов

I съезд советов ссср. Первый съезд советов ссср Образование ссср первый всесоюзный съезд советов

30 декабря 1922 г. состоялся Первый съезд Советов СССР, принявший Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В Декларации подчеркивалось, что «само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью». Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. Пер. с англ. / Предисл. Ненарокова А. П. - М.:Прогресс, 1990.С.217.

Договор об образовании Союза ССР разграничивал компетенцию союзного государства и вошедших в его состав республик, определял систему высших общефедеративных органов. Верховным органом страны являлся съезд Советов СССР, а между съездами - Центральный исполнительный комитет СССР, который избирался из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в составе 371 члена. ЦИК СССР избирал Президиум, который возглавляли четыре председателя ЦИК (по числу союзных республик -- председатели их ЦИК). Президиум ЦИК являлся высшим органом власти Союза в период между сессиями ЦИК СССР. Исполнительным органом ЦИК Союза ССР являлся Совет Народных Комиссаров СССР.

Съезд принял тексты Декларации и Договора в основном и передал их на рассмотрение ЦИК союзных республик. Он поручил ЦИК СССР с учетом полученных от республик отзывов утвердить Декларацию и Договор, ввести их в действие и представить их на окончательное утверждение Второго съезда Советов СССР.

В ходе работы над юридическим оформлением образования Союза ССР было решено разработать и принять Конституцию СССР, хотя представители Украины и Грузии предлагали ограничиться разработкой Договора (что с правовой точки зрения придавало новому союзу характер скорее конфедерации, а не федерации). После всестороннего обсуждения на разных уровнях проекта, 6 июля 1923 г. вторая сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции и постановила:

1) утвердить Конституцию Союза ССР и немедленно ввести ее в действие;

2) внести принятый сессией текст Конституции на окончательное утверждение Второго съезда Советов СССР.

Создание Союза Советских Социалистических Республик явилось событием, повлиявшим не только на развитие отечественного государства и права, но и на весь ход мировой истории.

13 июля 1923 г. Президиум ЦИК СССР принял Обращение ко всем народам и правительствам мира, в котором сообщалось, что высшие органы государственной власти и государственного управления нового государства сформированы и приступили к своей деятельности. В обращении особо оговаривалось, что отнесенные к ведению союзных республик вопросы остаются в их исключительной компетенции.

Конституционное строительство активно продолжалось. На второй и третьей сессиях ЦИК СССР первого созыва были приняты постановления: «О Совете Труда и Обороны Союза ССР», «О Государственном банке Союза ССР», «О Центральном статистическом управлении Союза ССР», Положение о Центральном Исполнительном Комитета Союза ССР, Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик, Общее положение о народных комиссариатах Союза ССР.

Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик - первой Конституции союзного государства.

27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР первого созыва образовал Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР.

6 июля 1923 года вторая сессия ЦИК СССР решила утвердить и немедленно ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное утверждение II съезда Советов СССР.

Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав:

1. О предметах ведения верховной власти СССР

2. О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве

3. О съезде Советов СССР

4. О ЦИК СССР

5. О Президиуме ЦИК СССР

6. О СНК СССР

7. О Верховном суде СССР

8. О народных комиссариатах СССР

9. Об ОГПУ

10. О Союзных Республиках

11. О гербе, флаге и столице СССР.

Утверждение и изменение основных начал Конституции находилось в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. Суверенитет союзных республик ограничивался лишь в пределах, указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За союзной республикой было сохранено право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов и от губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных республик, автономных областей. ЦИК работал в сессионном режиме. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

Высшим исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, возглавлявшим всю систему органов государственного управления, был Совет Народных комиссаров СССР. Недавний А. Л. Органы государственного управления в СССР. - М.: Мысль, 1967.С.78.

В пределах своих полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР.

Органы власти союзных республик строились примерно так же, как и органы СССР. Конституция предусматривала создание Верховного Суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного надзора.

Летом 1923 г. сессия ЦИК утвердила и ввела в действие Конституцию.

Окончательное утверждение должно было произойти на II съезде Советов в январе 1924 г. Верховным органом власти провозглашался съезд Советов. Делегаты на него избирались на губернских или республиканских съездах.

31 января 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию. Председателем СНК в связи со смертью В. И. Ленина был назначен А. И. Рыков.

Всесоюзные Съезды Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР) 1922-1938.

Создание системы высших органов СССР неразрывно связано с созданием самого нового государства – Союза Советских Социалистических республик.

Весной и летом 1922 г. велись переговоры между РСФСР и УССР об уточнении их федеративных отношений. В мае 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) образовало комиссию под председательством М.В. Фрунзе для решения этого вопроса. В ходе ее работы выяснилась необходимость установить новые формы государственных отношений не только между РСФСР и УССР, но и между другими республиками. «Было решено, - писал М.В. Фрунзе, - предложить всем союзным республикам обсудить вопрос о взаимоотношениях советских республик во всей широте и наметить соответствующие решения». Летом 1922 г. вопрос об уточнении принципов построения федерации был поставлен президиумом ЦИК БССР и Закавказским крайкомом РКП (б) в ЦК партии.

Однако по вопросу о принципах создания единого союзного государства не было единого мнения.

Первоначально высказывались три точки зрения:

1) создание союза в форме конфедерации, при которой все республики обладали бы национальными рынками, валютой, таможенными системами, армиями и т.п.;

2) включение других советских республик в состав РСФСР на правах автономии;

3) создание федерации равноправных республик.

Неприемлемость первого предложения выявилась быстро, тогда как второе, исходившее от Сталина, активно навязывалось республикам. Подготовленный И.В. Сталиным проект «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», предполагавший вхождение республик в состав РСФСР на началах автономии, не предусматривал гласного его обсуждения, а был рассчитан на реализацию в директивном порядке. Широкое распространение этой идеи объяснялось тем, что органы РСФСР (съезды Советов, ВЦИК, СНК, наркоматы)\ в 1921- 1922 гг. уже фактически приобрели значение общефедеральных. За «автономизацию» республик выступали и отдельные представители автономных республик РСФСР. В сентябре-октябре 1922 г. план «автономизации» обсуждался на пленумах ЦК компартий советских республик. Безоговорочно этот план поддержали ЦК Компартий Азербайджана и Армении; пленум ЦК Компартии Грузии призвал его преждевременным; ЦК Компартии Белоруссия выдвинул идею сохранения договорных отношений между БССР и РСФСР. И хотя мнение Украины еще не было известно, 23-24 сентября 1922 г. комиссия ЦК РКП (б) одобрила тезисы Сталина.

В.И. Ленин не участвовал в обсуждении, но, ознакомившись с материалами 26 сентября 1922 г., направил членам Политбюро письмо. Отвергнув идею «автономизации», Ленин выдвинул и обосновал идею образования союза республик - Союза ССР. Именно советская социалистическая федерация представлялась ему наиболее приемлемой формой государственно-политического устройства многонациональной страны. Функционирование советской федерации он мыслил как длительный этап разрешения всех противоречий в области национальной жизни, включая сферу государственных отношений, «Такой союз, - писал Ленин, - нельзя осуществить сразу; до него надо доработаться с величайшей терпеливостью и осторожностью». Формально согласившись с ленинским предложением, Сталин не отказался от своей позиции и выдвинул тезис о примате классового над национальным. Об этом он говорил в докладе на XII съезде партии (апрель 1923 г.), когда Союз ССР уже был создан, но еще не была утверждена Конституция СССР. Новый проект комиссии ЦК РКП (б) был окончательно утвержден на Пленуме ЦК 6 октября 1922 г. Он получил полное одобрение партийных и советских органов, трудящихся масс республик. ЦИК УССР (16 октября 1922 г.), I Закавказский съезд Советов (13 декабря), IV Всебелорусский съезд Советов (18 декабря), X Всероссийский съезд Советов (26 декабря) одобрили и поддержали идею создания Союза ССР. Октябрьский Пленум ЦК РКП (б) образовал комиссию для выработки «Основных пунктов» будущей Конституции СССР. Комиссия приняла предложение М.И. Калинина создать в качестве верховного органа власти Всесоюзный съезд Советов (первоначальный проект ограничивался общесоюзным ЦИК).

Предложение Л.Б. Каменева и Т.В. Сапронова о том, чтобы создаваемое государство именовалось РСФСР, было отвергнуто. Выработка проекта Основ Конституции и текста Союзного договора была поручена подкомиссии, которая приняла документы, подготовленные Г.В. Чичериным и Д.И. Курским. Было предложено на I съезде Советов СССР принять Декларацию и Договор об образовании СССР лишь в основном, затем ратифицировать их в ЦИК республик и только после этого на II съезде Советов СССР окончательно утвердить эти документы.

I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 - от УССР, 91 - от ЗСФСР, 33 - от БССР. Съезд утвердил два основных документа: Декларацию об образовании СССР и Союзный договор об образовании СССР. В первом из них говорилось, что Союз ССР - это добровольное объединение равноправных народов, доступ в которое открыт всем социалистическим советским республикам, «как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем». За каждой республикой сохранялось право выхода из Союза. Союзный договор состоял из 26 пунктов, в которых определялись основы объединения - компетенция Союза ССР, структура органов власти и управления, устанавливалось единое гражданство и т.п. I съезд Советов СССР избрал ЦИК СССР. В тот же день, 30 декабря, на первой сессии ЦИК СССР был избран его Президиум и четыре председателя ЦИК СССР (по числу объединившихся республик). Президиуму было поручено подготовить к следующей сессии ЦИК - к апрелю 1923 г. - проекты положений о наркоматах СССР, о СНК и СТО СССР, о ЦИК СССР и его членах, проекты государственного флага и герба СССР.

Таким образом, I съезд Советов СССР стал завершающим этапом объединительного движения народов советских республик. Создание СССР явилось выдающимся событием, показавшим возможность и целесообразность такого союза народов на началах добровольности и равноправия. Представляется, что главной целью образования СССР было даже не решение национального вопроса как такового. Скорее это была форма организации связей между национальными государствами. Но если идея объединения и создания федерации равноправных республик не вызывала возражений, то вопрос о том, как осуществить на практике конструирование органов власти и управления федерации, некоторое время был не совсем ясным. Поэтому вскоре после съезда Советов ЦИК СССР образовал Конституционную комиссию ЦИК под председательством М.И. Калинина. Одновременно Пленумом ЦК РКП (б) была создана конституционная комиссия под председательством Сталина. 27 апреля 1923 г. (после XII съезда партии) Президиум ЦИК решил создать новую Конституционную комиссию в составе 25 чел. из представителей всех союзных ЦИК. Расширенная комиссия работала с 8 по 16 июня 1923 г. Были обсуждены проекты Конституции СССР, разработанные ВЦИК, ЦИК УССР и ЦИК БССР. В ходе работы над единым проектом Конституции развернулась острая полемика вокруг его отдельных положений и статей. В некоторых из представленных в Конституционную комиссию проектов содержались идеи конфедерации, в других - «автономизации».

Представители отдельных автономных республик (в частности, Татарской) вообще предлагали ликвидировать РСФСР, с тем чтобы автономные республики вошли в СССР непосредственно, как субъекты федерации.

Сводный проект Конституции СССР был подготовлен комиссией к середине июня 1923 г. Затем он был одобрен на Пленуме ЦК РКП(б), рассмотрен и одобрен высшими органами государственной власти союзных республик. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР единогласно одобрил проект Конституции СССР и решил вынести его для окончательного утверждения на II съезд Советов СССР. 6 июля 1923 г. первая общесоюзная Конституция вступила в силу. В июле Президиум ЦИК СССР известил народы и правительства мира о том, что высшие органы власти и управления СССР оформились и начали действовать. 31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов - Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Декларация, принятая еще I съездом Советов СССР, вошла в Конституцию без изменений. Договор вместо 26 теперь содержал 72 статьи. Конституция определила структуру союзных органов власти, их компетенцию. Специальный раздел был посвящен гарантиям суверенных прав союзных республик. Сочетание союзного суверенитета и суверенитета республик гарантировалось разграничением сферы компетенции между союзными и республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции СССР 1924 г. и до принятия Конституции СССР 1936 г. произошли большие изменения в национально-государственном строительстве. Эти изменения шли по нескольким направлениям:

1) изменение состава СССР в результате образования новых союзных республик;

2) изменение государственно-правовой формы некоторых республик, автономных областей;

3) усиление роли центра, союзных органов власти и управления в результате расширения и укрепления административно-командной системы управления.

Крупным событием стало национально-государственное размежевание в Средней Азии. До 1924 г. на территории Средней Азии и Казахстана существовали три государственных образования - Туркестанская АССР, входившая в состав РСФСР, Бухарская и Хорезмская НСР. Их границы не совпадали с этническими границами расселения народов. В январе 1924 г. на XII съезде Советов Туркестанской АССР был поставлен вопрос о национально-государственном размежевании. 12 июня 1924 г. Политбюро ЦК РКП (б) приняло постановление «О национальном размежевании республик Средней Азии (Туркестана, Бухары, Хорезма)», которое затем было обсуждено в этих республиках. 14 октября 1924 г. ВЦИК принял решение о выделении Туркестанской АССР из состава РСФСР, предоставив ее народам право создать собственные национальные образования.

В результате размежевания были образованы Узбекская и Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, Кара-Калпакская автономная область в составе Казахской АССР, Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР. 27 октября 1924 г. ЦИК СССР утвердил решение о создании среднеазиатских национальных республик и областей. 2 января 1925 г. территория Памира была включена в состав Таджикской АССР в качестве Горно-Бадахшанской автономной области.

Для управления вновь созданными республиками и областями в организационный период были образованы временные ревкомы. Они провели необходимую подготовку к проведению выборов в местные Советы и на первые национальные съезды Советов. Наряду с определением границ вновь образованных республик и областей было проведено и экономическое размежевание - распределение между республиками и областями всех ценностей (фабрик, заводов, посевных площадей, скота и т.п.), исходя из численности их населения и размера территории.

III съезд Советов Союза ССР13 мая 1925 г. единогласно принял в состав Союза ССР Туркменскую ССР и Узбекскую ССР В 1929 г. Таджикская республика из автономной была преобразована союзную. Принимая во внимание, что эта республика по национальному, экономическому и географическому признакам являлась совершенно обособленной от Узбекской ССР, ЦИК СССР 5 декабря 1929 г. утвердил преобразование Таджикской АССР в Таджикскую ССР. На VI съезде Советов СССР (1931) она была принята в состав СССР. Таким образом, к началу 30-х годов в составе СССР насчитывалось уже семь союзных республик. В то же время уточнялись границы союзных республик: их стремились привести в более полное соответствие с границами фактического расселения народов. Так, к Белоруссии, например, отошла часть территории РСФСР - отдельные районы Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, где преобладало белорусское население, к Таджикистану - часть территории Узбекской ССР и т.п.

В середине 20-х годов было проведено размежевание Горской республики. В феврале 1924 г. по докладу А.И. Микояна «О конструкции власти в Горской республике» Оргбюро ЦК партии приняло решение о создании Северо-Осетинской и Ингушской автономных областей и Сунженского (казачьего) округа. Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Ингушская, Чеченская и другие автономные области Северного Кавказа и Дагестанская АССР в 1925 г. вошли в состав Северо-Кавказского края. В 1934 г. в результате слияния двух областей была создана Чечено-Ингушская автономная область. В мае 1923 г. было оформлено создание Бурят-Монгольской АССР в составе РСФСР. В июле 1923 г. Карельская трудовая коммуна была преобразована в Карельскую АССР. В апреле 1925 г. Чувашская автономная область была преобразована в Чувашскую АССР.

В марте 1924 г.

Политбюро ЦК КП(б)У обсудило доклад Г.И. Котовского о создании Молдавской республики, а в июле было принято постановление о создании Молдавской АССР со столицей в г. Балта. Кара-Киргизская автономная область в мае 1925 г. была переименована в Киргизскую автономную область, а 18 ноября 1926 г. преобразована в Киргизскую АССР. В январе 1930 г. Мордовский округ, созданный в 1928 г. в составе Средне-Волжского края, был преобразован в Мордовскую автономную область, а в 1934 г. Мордовия получила статус автономной республики.

В марте 1932 г. Кара-Калпакская автономная область была преобразована в Кара-Калпакскую АССР. В декабре 1934 г. была преобразована в автономную республику Удмуртская (Вотская) автономная область. Такие же изменения государственно-правовой формы национальных объединений происходили и в Закавказских республиках, где получили статус автономий Нахичеваиский край (1924) и Нагорный Карабах (1923) в составе Азербайджанской ССР, Абхазия (1930) в составе Грузинской ССР.

Особое место среди национальных образований занимали национальные округа. Они возникали главным образом в местах расселения народностей Севера и Дальнего Востока. Так, в конце 20-х - начале 30-х годов возникли 10 национальных округов: Ненецкий, Таймырский, Эвенкийский, Корякский, Чукотский, Ямало-Ненецкий, Агинский бурятский, Усть-Ордынский бурятский, Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский.

Укрепление советского многонационального государства предполагало ликвидацию фактического неравенства народов. Достигалось это прежде всего путем прямой материальной помощи республикам. В Среднеазиатские и Закавказские республики переводились из РСФСР фабрики и заводы со всем оборудованием и частью квалифицированных кадров, направлялись оборудование, техника, инвентарь, семена. Большие ассигнования выделялись на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию республик Средней Азии. ЦИК и СНК в 1929 г. приняли решение, по которому высокие темпы развития экономики национальных республик обеспечивались главным образом за счет РСФСР: в бюджет РСФСР отчислялось 64,3 % промыслового налога (остальная его часть поступала в общесоюзный бюджет), тогда как в бюджеты других республик отчислялись все 100 % налога; от сумм однократного обложения в бюджет РСФСР отчислялось 54 %,БССР - 75, УССР - 100, ЗСФСР - 75%.

После объединения республик в единое союзное государство были созданы общесоюзные органы власти - всесоюзные съезды Советов и ЦИК СССР. В союзных и автономных республиках высшими органами власти по-прежнему оставались республиканские съезды Советов и ЦИК. Подобное положение сохранялось до 1936 г., когда с принятием принятия Конституции СССР вся система Советов была перестроена. Верховным органом власти СССР являлся Съезд Советов СССР. В Конституции СССР 1924 г. компетенция съездов не оговаривалась. Верховный орган власти Союза ССР мог принять к рассмотрению любой вопрос, относившийся к ведению общефедерального управления; к исключительному ведению съездов относились изменение Конституции СССР и выборы ЦИК СССР. Съезды Советов также обсуждали работу правительства СССР, отчеты руководителей ведущих хозяйственных наркоматов. Состав съездов формировался в результате многоступенчатых выборов [от городских Советов избиралось из расчета по одному делегату от каждых 25 тыс. избирателей, от губернских (позднее - областных, краевых и окружных) съездов Советов - по одному делегату от 125 тыс. жителей] путем открытого голосования. В тех республиках, где не было губерний, делегаты избирались непосредственно на съездах Советов союзных республик.

Съезды Советов СССР являлись верховными органами всех трудящихся независимо о национальности, пола, грамотности, оседлости и религиозных верований. По своей сути избирательное право было всеобщим в том смысле, что были отменены свойственные многим избирательным системам цензы (имущественный, оседлости и т.п.), но оно было всеобщим только для трудящихся. Лишались избирательных прав семь категорий населения: лица, прибегавшие к наемному труду или жившие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, с предприятий); частные торговцы; монахи и служители культа; бывшие служащие полиции, жандармерии, охранных отделений; члены бывшего царствовавшего дома; душевнобольные и состоящие под опекой; лишенные избирательных прав по суду (до 1958 г.). Все эти ограничения мыслились как временные. Не было пассивного и активного избирательного права: все, кто мог избирать, могли быть избраны. Последний принцип сохранялся до 1946 г.

До 1936 г. избирательное право предоставлялось некоторым лицам, не состоявшим в гражданстве СССР: иностранцам, принадлежавшим к рабочему классу или не пользовавшемуся чужим трудом крестьянству.

Число делегатов, избиравшихся на съезды, постоянно возрастало: число делегатов с решающим голосом на Всесоюзных съездах Советов (с I по VIII) выросло с1673 до 2106.

Съезды Советов СССР созывались раз в год, а с 1927 г. - один раз в два года. Помимо очередных съездов по инициативе ЦИК СССР или по требованию не менее двух союзных республик мог быть созван чрезвычайный съезд Советов СССР. Всего момента образования СССР (1922) было созвано семь очередных и один чрезвычайный съезд Советов СССР (на нем была утверждена Конституция СССР 1936 г.).

В Президиум съезда избиралось до 100 чел., заседания вели поочередно председатели ЦИК союзных республик. Съезд образовывал вспомогательные органы - Совет старейшин, мандатную комиссию, редакционные комиссии.

Съезды Советов СССР осуществляли функции верховного органа власти, однако круг вопросов, обсуждаемых на съездах, в условиях зарождения и развития административно-командной системы управления неуклонно сужался. Важнейшие решения по кардинальным вопросам экономики, политики, культуры (коллективизация, индустриализация и т.п.) принимались зачастую не на съездах Советов СССР или сессиях ЦИК СССР, а партийными органами. Поэтому обсуждавшиеся на всесоюзных съездах доклады правительства или наркомов были информационными, отчетными, а не постановочными. С 1929 г. нарушались и сроки созыва съездов Советов СССР, сами съезды все больше принимали парадный, торжественный, а не деловой характер.

Так как съезды Советов собирались периодически, необходим был постоянно действующий высший орган власти. Такими органами являлись Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и его Президиум. Идея создания союзного ЦИК принадлежала В.И. Ленину. Он подчеркивал необходимость установления такого порядка, при котором в этом высшем общесоюзном органе власти будут председательствовать по очереди руководители ЦИК союзных республик.

Образованный на I съезде Советов СССР ЦИК СССР включал 171 члена и 136 кандидатов. Представительство союзных республик в нем было пропорционально численности их населения. При этом РСФСР и УССР добровольно отдали часть своих мест в пользу менее населенных республик. Среди членов ЦИК СССР рабочие составляли 46,2 %, крестьяне - 13,6,служащие и интеллигенция - 40,2 %. Численный состав ЦИК СССР изменялся: на III съезде Советов в ЦИК СССР было избрано 582 чел., на VII съезде Советов - 757 чел.

По своей структуре ЦИК СССР сначала был однопалатным, а с июля 1923 г. - двухпалатным. Обе палаты были равноправны. Голосование, как правило, проводилось раздельно. Прения по докладам также велись раздельно. Предложения обсуждать доклады на общем собрании обеих палат первое время не всегда встречали поддержку, но с конца 20-х годов с согласия обеих палат все чаще стали практиковаться совместные заседания.

Функции, полномочия и структура ЦИК СССР определялись Конституцией СССР 1924г. и Положением, принятым в 1923 г. ЦИК СССР обладал широкими полномочиями в экономической области (выработка единого народнохозяйственного плана и государственного бюджета СССР, установление общесоюзных налогов и доходов, единой денежной системы), в области национально-государственного строительства, в решении спорных вопросов между союзными республиками. Он обладал правом отмены постановлений съездов Советов и ЦИК союзных республик, нарушающих Конституцию СССР, устанавливал принципы землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства. В области внешнеполитической деятельности ЦИК СССР был уполномочен заключать внешние займы, ратифицировать договоры (с 1925 г.). Обязательному рассмотрению в ЦИК СССР подлежали все декреты, устанавливавшие общие нормы политической и экономической жизни. Все вопросы решались открытым голосованием и простым большинством голосов, допускалось и поименное голосование по требованию членов ЦИК.

Члены ЦИК СССР были наделены законодательной инициативой, имели право запроса, могли присутствовать на заседаниях любого органа власти и управления на территории СССР. Исключить члена ЦИК из его состава мог только съезд Советов и лишь в особых случаях - сам ЦИК, обязаны уведомить об этом съезд.

ЦИК СССР работал сессионно: очередные сессии проводились 3 раза в год. По Договору об образовании СССР сессии ЦИК СССР намечалось проводить в столицах союзных республик, но в Конституцию СССР это положение не вошло. Состоялось всего две выездные сессии: в 1925 г. - в Тбилиси, в 1927г. - в Ленинграде. Продолжительные перерывы между сессиями привели к расширению законодательной и контролирующей деятельности Президиума ЦИК. С начала 30-х годов на сессиях ЦИК СССР была введена новая процедура: делегатам предлагалось утвердить «списком» постановления, принятые Президиумом ЦИК между сессиями ЦИК СССР. На сессии в январе 1934 г. этот список состоял из 34 постановлений, в январе 1936 г. он уже насчитывал 66 постановлений. Утверждение «списком» лишало делегатов возможности обсуждения закона, внесения в него изменений.

Для подготовки всех материалов и сессий ЦИК обе палаты избирали свои Президиумы, которые образовывали общий Президиум ЦИК СССР. Первое заседание Президиума ЦИК состоялось 10 января 1923 г. Он включал 19 чел.: 11 - от РСФСР, 4 - от УССР, 3 - от ЗСФСР, 1 - от БССР. На первой сессии ЦИК второго созыва был избран новый Президиум в составе 21 члена. Кроме 7 человек, избранных на совместном заседании обеих палат, в него вошли в полном составе Президиумы обеих палат. Президиум являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти между сессиями ЦИК СССР. Он имел право издавать законодательные акты, вносить изменения в Конституцию (за исключением ее основ). Он объединял работу СНК СССР и ЦИК союзных республик, мог приостанавливать действие постановлений СНК СССР, съездов Советов союзных республик и республиканских ЦИК. Президиум мог издавать постановления, распоряжения; он информировал палаты ЦИК о наиболее важных постановлениях, изданных в период между сессиями. В начале 30-х годов нормотворческая деятельность Президиума расширилась, в ряде случаев он решал вопросы, относившиеся не только к компетенции ЦИК, но и съездов Советов. К исключительной компетенции Президиума относились вопросы общей и частной амнистии, о приеме в гражданство и лишении его.

С начала 20-х годов существующие законы начали толковаться так, чтобы ими можно было прикрыть беззакония. Например, статью 107 УК («спекуляция») начали применять к крестьянам, отказывающимся сдавать хлеб по госцене, тогда как закон точно определял, что спекуляция - это скупка и перепродажа с целью наживы.

Пик «чрезвычайного законодательства» приходится на 1930-1932 гг. Это, прежде всего, партийные решения, связанные с проведением коллективизации и ликвидацией кулачества. Это постановления ЦИК и СНК СССР о едином сельскохозяйственном налоге (23 июня г.) и налоговом обложении кулаков (23 декабря 1930 г.), об ответственности за порчу сельскохозяйственной техники (13 февраля г.), на основании которых в республиканских УК предусматривалось наказание в виде штрафов или принудительных работ сроком от 6 месяцев до 3 лет. В постановлении от 21 января 1931 г. за преступления, дезорганизующие работу транспорта (нарушение правил движения, недоброкачественный ремонт подвижного состава и т.п.), предлагалось применять наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет, а за действия, носящие явно злостный характер, - высшую меру с конфискацией имущества; ЦИК союзных республик предлагалось дополнить статьей 17 свои Уголовные кодексы.

В 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли ряд постановлений, ужесточавших меру наказания: за хищение почтовых отправлений, за незаконный убой и умышленное нанесение увечий лошадям, за хищение государственного, колхозного и кооперативного имущества (покушавшиеся на него «должны рассматриваться как враги народа», а мера наказания - 10 лет с конфискацией имущества или расстрел); об отмене п. «Е» ст. 47 КЗОТ (за неявку на работу без уважительных причин надлежало увольнять с лишением карточек); 1 декабря 1934 г. по постановлению ЦИК СССР были внесены изменения в статьи УК союзных республик о совершении террористических актов: срок следствия по таким делам не должен был превышать 10 дней, дела слушались без участия сторон, кассационное обжалование и подача ходатайств о помиловании не допускались, приговор о высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Главной особенностью этого чрезвычайного законодательства была не только их беспредельная жестокость, но и необыкновенно растяжимость: их можно было применять за любой проступок и осудить по ним на любой срок.

Вместе с тем Президиум ЦИК СССР помимо законодательной деятельности обладал и другими рычагам воздействия. Например, когда в ноябре 1929г. Пленум ЦК ВКП(б) потребовал усилить роль местных Советов в проведении коллективизации, Президиум ЦИК провел совещание (январь 1930 г.) представителей Советов. Было признано, что Советы должны встать во главе колхозного движения, а сельский Совет, не перестроивший своей работы, подлежал немедленному переизбранию. 31 января 1930 г. было разослано циркулярное письмо во все ЦИК союзных республик, в котором «рекомендовалось» провести досрочные перевыборы в сельские и районные Советы, если их состав был засорен «чуждыми элементами» и плохо руководил коллективизацией.

Централизация управления, стягивание все большего количества функций по управлению всеми сторонами государственной жизни в общефедеральные органы власти и сращивание партийного и государственного аппаратов привели к тому, что ЦИК СССР и его Президиум постепенно обрастали огромным количеством учреждений.

В непосредственном подчинении ЦИК СССР и его Президиуму находились:
Всесоюзный комитет нового алфавита;

Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями;

Комитет по земельному устройству трудящихся цыган;

Комитет по земельному устройству трудящихся евреев,

Комиссия по улучшению труда и быта женщин,

Всесоюзный Совет по коммунальному хозяйству,

Комиссия по делам религиозных культов,

Институты (красной профессуры, востоковедения, литературы им. Горького, живых восточных языков и др.), музеи и т.п.

Всего в непосредственном ведении ЦИК СССР находилось более 100 учреждений, на его бюджете числилось несколько газет и журналов, 34 коммунистические сельскохозяйственные школы, несколько десятков научных и учебных заведений. Высший орган власти из законодательного органа постепенно превратился в некий «всеобщий наркомат», управляющий огромным хозяйством.

На протяжении всего периода объем полномочий и прав Союза ССР и республик не был стабильным, он менялся в сторону расширения прав Союза преимущественно по вопросам руководства промышленностью и финансами. Росло число союзных и союзно-республиканских наркоматов, с 1930 г. все кредитование сосредоточивалось в союзных органах, в частности в Госбанке СССР. В 30-е годы были сделаны решительные шаги к централизации судебной системы, расширилась сфера общесоюзной юрисдикции. Все это лишь отчасти можно объяснить необходимостью концентрации сил и средств для восстановления и реконструкции народного хозяйства.

С конца 20-х годов наметилась тенденция к расширению прав союзных органов (особенно СНК СССР), ужесточению централизации управления и сужению компетенции республик. Прежде всего это касалось промышленности и финансов. Например, первоначальный список предприятий общесоюзного значения, утвержденный 12 ноября 1923 г., все время увеличивался за счет предприятий, изымаемых из республиканского ведения. В 1929 г. ЦИК и СНК СССР издали постановление, по которому при наличии согласия соответствующего органа союзной республики предприятия передавались в ведение Союза ССР по решению СНК СССР, а при отсутствии такового - по решению Президиума ЦИК. На основании этого постановления многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов. Значительно расширилась компетенция союзных органов в 1932 г. в связи с ликвидацией ВСНХ.

Образование Союза ССР изменило правовое положение республик. Во всех союзных республиках были приняты новые конституции, которые, исходя в целом из принципов Конституции СССР, в то же время являлись ее дополнением. В некоторых конституциях (РСФСР, ЗСФСР, ТССР) отсутствовали главы о суверенных правах республик и праве выхода из состава СССР. В конституциях Абхазской, Грузинской, Армянской, Азербайджанской ССР имелись статьи о праве выхода из СССР. По-разному трактовался вопрос о государственном языке. В Грузии государственным объявлялся грузинский язык, в Абхазии - два языка (абхазский и русский), в Конституции Белорусской СССР говорилось, что все законодательные акты публикуются на белорусском, русском, еврейском и польском языках.

Нарушался демократический порядок обсуждения и принятия важнейших решений. C конца 20-х годов законопроекты все реже посылались на обсуждение в республики, а в 1929 г. вообще было отменено право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР: теперь республики должны были предварительно вносить их на рассмотрение в СНК СССР. Это ограничение законодательной инициативы республик не только не было исторической необходимостью, но являлось прямым следствием ужесточения централизации управления, ущемления прав союзных республик. Республики неоднократно ходатайствовали об отмене тех или иных постановлений ЦИК или СНК СССР. Между V и VI съездами Советов с подобными просьбами РСФСР обращалась 26 раз, УССР - 26, Узбекская ССР - 5, ЗСФСР - 4 раза.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Съезда народных депутатов СССР о пакте Молотова-Риббентропа от 24.09.1989 г.

СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ОЦЕНКЕ СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОГО ДОГОВОРА О НЕНАПАДЕНИИ

ОТ 1939 ГОДА

1. Съезд народных депутатов СССР принимает к сведению выводы Комиссии по политической и правовой оценке .

2. Съезд народных депутатов СССР соглашается с мнением Комиссии, что договор с Германией о ненападении заключался в критической международной ситуации, в условиях нарастания опасности агрессии фашизма в Европе и японского милитаризма в Азии и имел одной из целей - отвести от СССР угрозу надвигавшейся войны. В конечном счете, эта цель не была достигнута, а просчёты, связанные с наличием обязательств Германии перед СССР, усугубили последствия вероломной нацистской агрессии. В это время страна стояла перед трудным выбором.

Обязательства по договору вступали в силу немедленно после его подписания, хотя сам договор подлежал утверждению Верховным Советом СССР. Постановление о ратификации было принято в Москве 31 августа, а обмен ратификационными грамотами состоялся 24 сентября 1939 года.

3. Съезд считает, что содержание этого договора не расходилось с нормами международного права и договорной практикой государств, принятыми для подобного рода урегулирований. Однако как при заключении договора, так и в процессе его ратификации скрывался тот факт, что одновременно с договором был подписан «секретный дополнительный протокол», которым размежевывались «сферы интересов» договаривавшихся сторон от Балтийского до Черного моря, от Финляндии до Бессарабии.

Подлинники протокола не обнаружены ни в советских, ни в зарубежных архивах. Однако графологическая, фототехническая и лексическая экспертизы копий, карт и других документов, соответствие последующих событий содержанию протокола подтверждают факт его подписания и существования.

4. Съезд народных депутатов СССР настоящим подтверждает, что договор о ненападении от 23 августа 1939 года, а также заключенный 28 сентября того же года договор о дружбе и границе между СССР и Германией, равно как и другие советско-германские договоренности, - в соответствии с нормами международного права - утратили силу в момент нападения Германии на СССР, то есть 22 июня 1941 года.

5. Съезд констатирует, что протокол от 23 августа 1939 года и другие секретные протоколы, подписанные с Германией в 1939-1941 годах, как по методу их составления, так и по содержанию являлись отходом от ленинских принципов советской внешней политики. Предпринятые в них разграничение «сфер интересов» СССР и Германии и другие действия находились с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом и независимостью ряда третьих стран.

Съезд отмечает, что в тот период отношения СССР с Латвией, Литвой и Эстонией регулировались системой договоров. Согласно мирным договорам 1920 года и договорам о ненападении, заключенным в 1926—1933 годах, их участники обязывались взаимно уважать при всех обстоятельствах суверенитет и территориальную целостность и неприкосновенность друг друга. Сходные обязательства Советский Союз имел перед Польшей и Финляндией.

6. Съезд констатирует, что переговоры с Германией по секретным протоколам велись Сталиным и Молотовым втайне от советского народа, ЦК ВКП(б) и всей партии, Верховного Совета и Правительства СССР, эти протоколы были изъяты из процедур ратификации. Таким образом, решение об их подписании было по существу и по форме актом личной власти и никак не отражало волю советского народа, который не несёт ответственности за этот сговор.

7. Съезд народных депутатов СССР осуждает факт подписания «секретного дополнительного протокола» от 23 августа 1939 года и других секретных договоренностей с Германией. Съезд признает секретные протоколы юридически несостоятельными и недействительными с момента их подписания.

Протоколы не создавали новой правовой базы для взаимоотношений Советского Союза с третьими странами, но были использованы Сталиным и его окружением для предъявления ультиматумов и силового давления на другие государства в нарушение взятых перед ними правовых обязательств.

8. Съезд народных депутатов СССР исходит из того, что осознание сложного и противоречивого прошлого есть часть процесса перестройки, призванной обеспечить каждому народу Советского Союза возможности свободного и равноправного развития в условиях целостного, взаимозависимого мира и расширяющегося взаимопонимания.

Председатель Верховного Совета СССР

29 декабря 1922 года собралась конференция полномочных делегаций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Она обсудила проекты Декларации и Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР), а также порядок работы I союзного съезда Советов.

Было решено, что на этом съезде Декларация и Договор будут утверждены в основном, а затем их рассмотрят и окончательно утвердят Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик и II съезд Советов СССР.

30 декабря 1922 года в Москве, в Большом театре, открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 от УССР, 33 от БССР и 91 от ЗСФСР.

В 12 часов 45 минут старейший из делегатов, член ВЦИК П. Г. Смидович объявил об открытии съезда. Он сказал, что «единодушная воля трудящихся Украины, Азербайджана, Грузии, Армении и Белоруссии слить обособленные советские республики в единое целое, в мощное государство, союз социалистических советских республик, выражена на съездах Советов - Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации.

Эта воля с неописуемым энтузиазмом поддержана представителями трудящихся РСФСР на заседании X Всероссийского съезда Советов...»

Тексты Декларации и Договора об образовании СССР огласил И. В. Сталин. Декларация отмечала, что только в стране Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов.

В Декларации излагались причины, настоятельно требующие создания СССР, и провозглашались равноправие и добровольность объединения. «Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании «Союза Советских Социалистических Республик», служит надежной порукой в том, что союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам».

Договор об образовании СССР определял в основном компетенцию и функции верховных государственных органов Союза, порядок выборов на всесоюзные съезды Советов, вводил флаг, герб и государственную печать Союза. Столицей СССР была избрана Москва. Договор предусматривал за каждой республикой право свободного выхода из Союза.

Все выступавшие на съезде делегаты горячо приветствовали образование Советского Союза. Съезд единодушно утвердил Декларацию и Договор и избрал первый состав Центрального Исполнительного Комитета СССР. Председателями ЦИК СССР были избраны председатели центральных исполнительных комитетов четырех союзных республик: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков, Н. Н. Нариманов.

30 декабря 1922 г. состоялся Съезд полномочных представителей РСФСР. Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (I съезд Советов СССР). В его работе приняли участие 2215 делегатов, в том числе от РСФСР - 1727. УССР - 364, ЗСФСР - 91 и БССР - 33. Почетным председателем съезда был избран Ленин. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Он огласил Декларацию и Договор об образовании Союза ССР.

Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) в составе 371 человека - представителей от всех объединившихся республик. Его возглавили 4 председателя - МИ. Калинин (РСФСР), Г.И. Петровский (УССР), Н.Н. Нариманов (ЗСФСР), А.Г. Червяков (БССР).

Первое правительство и Конституция СССР.

Завершающим этапом оформления СССР была выработка Конституции. В январе 1923 г. были образованы конституционные комиссии в союзных рес­публиках, а в апреле 1923 г. - создана объединенная (расширенная) Консти­туционная комиссия из представителей ЦИК всех союзных республик под председательством М.И. Калинина.

В конце июня - начале июля -1923 г. проект Конституции был рассмот­рен и одобрен специальными ЦИК республик, 6 июля - утвержден 11 сес­сией ЦИК СССР.

В январе 1924 г. съезды Советов союзных республик ратифицировали Консти­туцию СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР окончательно утвердил ее.

Конституция СССР провозглашала добровольность объединения рес­публик, их равноправность, свободу выхода из СССР, а также право других государств на вхождение в СССР.

Высшим органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а между съездами - ЦИК, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей (первый избирался съездом из представителей рес­публик пропорционально их населению; во второй входили по пять представи­телей от каждой союзной республики и автономной области). Высшим испол­нительным органом провозглашался Совет Народных Комиссаров СССР. Он ведал иностранными делами, обороной страны, внешней торговлей, путями со­общения, финансами и т.д. В ведении союзных республик оставались внутрен­ние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение, здраво­охранение. (Впоследствии постановление ВЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. «О порядке управления промышленными предприятиями, имеющими общесоюз­ное значение и находящимися в ведении Высших Советов Народного Хозяйст­ва» и «Положение о ВСНХ СССР» ограничили права союзных республик в об­ласти управления промышленностью в пользу Союза как целого).

Сессия ЦИК СССР избрала первое союзное правительство - Совет На­родных Комиссаров СССР во главе с Лениным. В правительство также во­шли: заместители председателя СНК Л.Б. Каменев, М.Д. Орахелашвили, А.И. Рыков, А.Д. Цурюпа, В.Я. Чубарь. Наркомы:

Иностранных дел - Г.В. Чичерин;

По военным и морским вопросам - Л.Д. Троцкий;

Внешней торговли - Л.Б. Красин;

Путей сообщения - Ф.Э. Дзержинский;

Почт и телеграфов - И.Н.Смирнов;

РКИ - В.В. Куйбышев;

Труда - В.В. Шмидт;

Продовольствия - Н.П. Брюханов;

Финансов - Г.Я. Сокольников.


Самое обсуждаемое
Жена Хрущева Никиты: биография, история и интересные факты Хрущёв с женой Жена Хрущева Никиты: биография, история и интересные факты Хрущёв с женой
Разложение в ряд тейлора Разложение в ряд тейлора
История Первые олимпийские виды спорта в древней греции История Первые олимпийские виды спорта в древней греции


top