Национальная революция в Китае (1925-1927 гг.)
Национальная революция в Китае 1925-1927 гг. - буржуазно-демократическая революция, направленная на уничтожение империалистического гнёта и господства полуфеодальных порядков в политическом и экономическом строе Китая. Обострение противоречий между империализмом и китайским народом после Первой Мировой Войны, милитаристские войны, усиление эксплуатации трудящихся, с одной стороны, влияние Великой Октябрьской социалистической революции - с другой, зародили революционные настроения среди народных масс.
В Южном Китае , где действовало правительство Сунь Ятсена, национально-революционные силы добились крупных успехов: был создан единый фронт КПК и гоминьдана, с помощью СССР образовано ядро революционной армии, росло рабочее и крестьянское движение. Всё это способствовало складыванию революционной ситуации, которая в 1925 г. после убийства на фабрике в Шанхае маленького китайского рабочего переросла в революцию.
Движущие силы : рабочий класс, крестьянство, городская мелкая буржуазия и национальная буржуазия.
Главная задача : объединение Китая, националистическая революция, разрыв неравноправных договоров, восстановление суверенитета.
История революции делится на три периода .
После расстрела антиимпериалистической демонстрации в Шанхае, массовое движение распространилось на основные центры страны. Важнейшими событиями этого периода были всеобщая стачка в Шанхае и 16-месячная Сянган-Гуанчжоуская забастовка, которые способствовали развитию антиимпериалистической борьбы народных масс и подготовке условий для Северного похода.В 1925 г. гуанчжоуское правительство реорганизовано в Национальное правительство Китайской республики.
В этот период революционные силы добились наибольших успехов. Главные силы НРА выступили на Север. Победы НРА и бурный рост массового антиимпериалистического и антимилитаристского движения привели к освобождению Южного и Центрального Китая от власти милитаристов. Национальное правительство переехало из Гуанчжоу в Ухань. Важным фактором китайской революции была моральная и материальная поддержка советского народа.
Углубление революции пугало национальную буржуазию, лидером правого крыла которой являлся Чан Кайши.
Давление империализма подтолкнуло колебавшуюся национальную буржуазию к открытому вооружённому выступлению против трудящихся масс. В 1927 г. Чан Кайши и его сторонники совершили контрреволюционный переворот в Шанхае.В некоторых провинцияхвсё ещё сохранялась власть Уханьского правительства, где были коммунисты. В этом районе трудящиеся выступали за проведение прогрессивных социально-экономическихпреобразований, улучшение своего положения. Боевые действия против северных милитаристов продолжались, однако руководство, испугавшись бурного подъёма массового рабоче-крестьянского движения и испытывая воздействие чанкайшистской реакции, изменили революции. 15 июля 1927 в Ухане произошёл контрреволюционный переворот, коммунисты ушли от власти, начались массовые аресты и репрессии против КПК, революция перешла в стадию гражданской войны.
Революция 1925-27 потерпела поражение , но Китай не вернулся к предреволюционному состоянию. Старые милитаристские клики были разбиты. Укрепились позиции крупной буржуазии, которая добивалась объединения страны под своей властью. В ходе революции трудящиеся приобрели опыт политической борьбы, в гущу народных масс проникли идеи дружбы с СССР. Пришедшая к власти партия Гоминьдана и Чан Кайши повели Китай по пути буржуазных реформ.
Китай в начале XX в.
В первом десятилетии XX в. усилился нажим империалистов на Китай. В 1904 г. Англия, стремясь установить свой протекторат над Тибетом, ввела туда войска. Английские колонизаторы навязали местным, тибетским властям кабальный договор. Правда, после протестов китайского правительства англичане вынуждены были официально признать его суверенитет над Тибетом, однако интервенция 1904 г. положила начало империалистическому контролю над этим районом.
После русско-японской войны к Японии отошел Ляодунский полуостров. В 1909 г. был создан консорциум банков Англии, Франции и Германии с целью дальнейшего финансового закабаления Китая. В 1910 г. к консорциуму присоединились США. Активизировалась деятельность американских монополий в Китае.
Быстро росли капиталовложения иностранных банков и фирм. Если в 1902 г. общая сумма иностранных инвестиций в Китае, включая займы, составляла 800 млн. ам. долл., то к 1911 г. она уже превышала 1,5 млрд. долл.
Господство иностранных империалистов препятствовало развитию национальной промышленности и национального капитализма. Без свержения гнета иностранных колонизаторов невозможно было существование и развитие Китая как самостоятельного государства.
Другой причиной, препятствовавшей прогрессивному развитию Китая, были феодальный гнет и произвол цинской династии. Развитие капитализма в сельском хозяйстве сопровождалось усилением различных форм феодальной и полуфеодальной эксплуатации крестьянства не только помещиками, но и ростовщиками, торговцами, капиталистами. В феодальной эксплуатации крестьянства непосредственно были заинтересованы и участвовали иностранные монополии. Феодальные пережитки, и особенно помещичья собственность на землю, не только обрекали на застой сельскохозяйственное производство, но и определяли крайнюю узость внутренного рынка для китайской национальной промышленности. Капиталистическому развитию страны мешали обособленность отдельных провинций, многочисленные внутренние пошлины, которыми облагались китайские товары. Гнет и произвол правительства и многочисленных чиновников сковывали предпринимательскую деятельность китайского национального капитала. Без свержения цинской династии и уничтожения феодальных порядков невозможно было расчистить дорогу для подъема экономики и капиталистического развития Китая.
Таким образом, назревшие потребности общественного развития Китая поставили в начале XX в. в порядок дня задачи буржуазной революции. Появились и общественные силы, кровно заинтересованные в уничтожении империалистического и феодального гнета.
Крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения, было обречено на хроническую нищету, голод, лишалось жалких клочков земли. В Гуандуне 78% всех крестьянских хозяйств принадлежало безземельным крестьянам - арендаторам и полуарендаторам, в Цзянси и Хунани - 71%, в Сы-чуани - 70%. Помещик присваивал себе 60-70% урожая. В стране не прекращались стихийные антифеодальные выступления. Крестьянство призвано было стать одной из важных движущих сил назревавшей в Китае революции.
В начале XX в. значительно продвинулось формирование китайского пролетариата. По данным официальной статистики, в 1913 г. в Китае насчитывалось свыше 650 тыс. промышленных рабочих (учитывались предприятия, где работало не менее 7 рабочих). Рабочие сыграли активную роль в революционных событиях, но рабочий класс был еще слаб, не имел своей политической партии, не мог поэтому стать руководителем революции и повести за собой крестьянские массы.
В конкретных исторических условиях того времени единственным руководителем назревавшей в Китае буржуазной революции могла быть национальная буржуазия.
Несмотря на все препятствия, в начале XX в. продолжалось развитие китайского национального капитализма. Вступали в строй новые ткацкие фабрики, мельницы, предприятия пищевой промышленности. В 1903-1908 гг. было зарегистрировано 127 новых китайских промышленных предприятий. К 1911 г. их число увеличилось до 177. Но иностранные капиталовложения в промышленность Китая росли быстрее. Усиливались противоречия между китайской национальной буржуазией и феодально-абсолютистской цинской династией. Интересы национальной буржуазии требовали расчистить дорогу для быстрого развития капитализма. Однако сравнительно слабая, тесно связанная с феодальным землевладением буржуазия не могла
стать решительным и последовательным руководителем революционной борьбы народных масс.
По своим объективным задачам назревшая в Китае буржуазная революция носила антифеодальный и антиимпериалистический характер. Но Китай являлся не колонией, а полуколонией - страной, формально еще сохранявшей политическую независимость. Главным звеном политической надстройки, обеспечивающей эксплуатацию китайского народа феодалами и иностранными колонизаторами, была цинская монархия. Поэтому на первый план выдвигались антифеодальные задачи - свержение цинской династии и демократическое разрешение аграрного вопроса.
Складывание революционной ситуации
Глубокие социальные противоречия, обострившиеся в Китае в начале XX в., постепенно привели к возникновению революционной ситуации.
После подавления восстания ихэтуаней продолжались локальные стихийные выступления в различных провинциях. Наиболее крупным из них было-восстание, охватившее в 1901 - 1905 гг. провинцию Гуанси.
В эти же годы активизировалась деятельность Сунь Ятсена и его сторонников. Возникают новые тайные революционные организации буржуазно-демократического направления. Цай. Юаньпэй создал в Шанхае «Общество восстановления суверенитета», которое объединяло революционные организации провинций Цзянсу и Чжэцзян. В Чанша создается организация революционеров провинции Хунань «Союз китайского возрождения», возглавленный Хуан Сином и Сун Цзяожэнем. Революционная молодежь из интеллигенции вступала в армию, вела пропаганду среди солдат. В армейских частях провинции Хубэй возникла революционная организация, легальным прикрытием которой была «Школа дополнительных знаний» в Учане.
Активизировалась и либеральная буржуазно-помещичья оппозиция цинскому режиму. В эмиграции ее представляли Кан Ювэй, Лян Цичао и другие реформаторы. Внутри страны также раздавались требования введения конституционной монархии и осуществления реформ.
Господствующим классам, правительству все труднее было управлять старыми методами. Правительство Цыси, которое недавно отправило на плаху руководителей реформаторского движения, было вынуждено теперь осуществить некоторые реформы. Юань Шикай и другие представители высшей бюрократии доказывали необходимость «изменений в законодательстве». Была провозглашена «новая политика».
В рамках этого запоздалого реформаторского курса осуществлялись некоторые изменения системы просвещения, открыновые 1цколы с европейской системой обучения, значительно увеличилось число молодых китайцев, получавших высшее образование За границей. В 1905 г. только в Японии обучалось уже 8 тыс. китайских студентов. Традиционная система экзаменов, необходимых для получения должностей в государственном аппарате, была приостановлена «на неопределенное время».
Было объявлено о предстоящей реформе административного аппарата. Правительство издало эдикты, отменяющие некоторые привилегии маньчжуров, разрешило смешанные браки, формально ликвидировалось рабство, запрещалось бинтование ног китайских женщин.
Цинское правительство согласилось на организацию министерства сельского хозяйства, промышленности и торговли, открытие технических школ. Было решено опубликовать «железнодорожный устав», «торгово-промышленный устав», проводить в крупных городах поощрительные промышленные выставки, конкурсы и т. п. Учреждались торгово-промышленные палаты. Но главное внимание сторонники «новой политики» уделяли модернизации армии.
«Новая политика», не укрепила позиций цинской династии. Осенью 1906 г. был опубликован императорский указ о предстоящем переходе к конституционному правлению, а в 1908 г. обнародована правительственная программа, предусматривавшая подготовку к введению в 1916 г. конституции и созыву парламента. Для разработки конституции были созданы провинциальные совещательные комитеты и общекитайская Совещательная палата в Пекине.
В ноябре 1908 г. почти одновременно умерли император Гуансюй и Цыси. Престол перешел к трехлетнему племяннику Гуансюя - Пу И. Отец Пу И - Цзай Ли был назначен принцем-регентом. При правлении Цзай Ли возник конфликт между китайской знатью маньчжурского происхождения и крупными сановниками-китайцами. Юань Шикай был отстранен от власти.
Влияние русской революции 1905 г. на Китай
Нарастание революционного кризиса создало благоприятную почву для сильного влияния на Китай русской революции 1905- 1907 гг. Немаловажную роль сыграли также непосредственные революционные связи между двумя странами. Они устанавливались разными путями.
На КВЖД бок о бок работали русские и китайские рабочие. Возникшая в полосе отчуждения КВЖД подпольная большевистская организация вела революционную работу не только среди русских, но и среди китайских рабочих, выпускала листовки на китайском языке. Китайские и русские рабочие проводили совместные забастовки и митинги. Многие из китайских рабочих ВЖД были накануне революции 1911 г. переброшены в Центральный Китай. Опыт, приобретенный китайскими рабочими в совместной борьбе с русскими рабочими под руководством большевиков, сыграл определенную роль в последующем революционном движении китайского народа.
Непосредственные связи с демократическими силами Китая имели и те русские революционеры-большевики, которые вынуждены были бежать от преследований царизма и попали в Китай. Так, после поражения русской революции в Шанхае жил видный деятель большевистской партии Ф. А. Артем (Сергеев), которому пришлось некоторое время работать там в качестве разносчика хлеба. Он общался с радикально настроенными китайскими интеллигентами, высказывал им точку зрения большевиков на перспективы революционного движения в Китае.
Устанавливались непосредственные связи и между представителями русской и китайской революционной эмиграции, находившимися в Японии. Сунь Ятсен, например, встречался и переписывался с одним из ветеранов-народников - Н. К. Суд-зиловским (Русселем).
Первые известия о революции в России произвели огромное впечатление на передовых представителей китайской интеллигенции. У них пробудился большой интерес к России, к борьбе русского народа, к русской литературе.
Китайский писатель Лу Синь писал, что в тот период китайская молодежь «нашла русскую литературу.
И тогда она поняла, что русская литература - наш учитель и друг. Русская литература раскрыла перед нами прекрасную душу угнетенного, его страдания, его борьбу; мы загорались надеждой, читая произведения сороковых годов. Мы горевали вместе с героями произведений шестидесятников. Разве мы не знали, что Российская империя вела агрессивную политику в Китае, но из ее литературы мы поняли самое важное, что в мире существуют два класса - угнетатели и угнетенные!
Сейчас это настолько общеизвестно, что едва ли заслуживает упоминания, но тогда это явилось величайшим открытием, равным открытию огня, когда первобытные люди научились варить себе пищу, когда мрак ночи осветился ярким пламенем».
Под влиянием начавшейся в России революции у китайских революционеров усилилась тяга к объединению и сплочению.
Революционная деятельность «Объединенного союза». «Три народных принципа» Сунь Ятсена
Летом 1905 г. при активном участии Сунь Ятсена, Хуан Сина, Сун Цзяожэня произошло объединение «Союза китайского возрождения» и революционных организаций, действовавших в различных провинциях, в единый «Китайский революционный объединенный союз», или «Объединенный союз» («Тунмынхой»), который возглавил Сунь Ятсен. В ноябре 1905 г. в Японии начал выходить орган «Объединенного союза» газета «Минь бао» («Народная газета»). В ней систематически публиковались статьи и информации о русской революции.
«Объединенный союз» стал влиятельной политической организацией. К 1906 г. число его членов достигло 10 тыс. Почти во всех провинциях были созданы местные нелегальные организации союза. Росло влияние «Объединенного союза» в армии.
Социальный состав членов «Объединенного союза» был неоднородным. В нем участвовали представители национальной буржуазии, мелкой буржуазии города, отчасти крестьянства. Вместе с тем в союзе были представлены и либерально-помещичьи элементы. Программная декларация «Объединенного союза», составленная Сунь Ятсеном, предусматривала «изгнание маньчжурских варваров», «возрождение Китая», «установление республики», «уравнение прав на землю».
В тот период Сунь Ятсен выдвинул «три народных принципа». Впервые они были изложены в 1905 г. в первом номере «Минь бао», а в развернутом виде сформулированы в 1907 г.
Первый принцип - национализм - означал стремление к превращению Китая в подлинно независимое государство. Сунь Ятсен считал тогда, что главным условием достижения этой цели является свержение маньчжурской династии. Программные документы «Объединенного союза» не предусматривали открытого выступления против империалистических держав. Сунь Ятсен и его сторонники наивно верили, что западные державы окажут помощь в обновлении Китая. Правда, Сунь Ятсен начинал уже понимать, что такую помощь следует ждать не от капиталистов, а от прогрессивных сил Европы и Америки. В 1906 г. в письме к Н. К. Судзиловскому он отмечал, что американские капиталисты «не настолько глупы, чтобы совершить коммерческое самоубийство, помогая Китаю обрести собственную индустриальную мощь и стать независимым», и выражал надежду, что «бескорыстные люди во всем мире постепенно начнут понимать, что возрождение четвертой части человечества будет благодеянием для всех».
Второй принцип - народовластие - предусматривал борьбу за создание в Китае буржуазно-демократической республики.
Третий принцип - народное благосостояние - включал в себя план разрешения аграрного вопроса путем обеспечения «равных прав на землю». Сунь Ятсен считал, что это может быть осуществлено путем обложения всех помещиков налогом «согласно цене земли», т. е. изъятием государством дифференциальной ренты. На эти деньги государство сможет выкупить помещичьи земли. Если отбросить утопическую оболочку плана Сунь Ятсена, то его осуществление было бы равнозначно национализации земли.
Сунь Ятсен утверждал, что проведение «трех принципов» в жизнь позволит Китаю миновать капитализм и развиваться по социалистическому пути.
В. И. Ленин в работе «Демократия и народничество в Китае» дал глубокий анализ программы Сунь Ятсена.
«Боевой, искренний демократизм, - указывал В. И. Ленин, - пропитывает каждую строчку платформы Сунь Ят-се-на» *. Одновременно В. И. Ленин отмечает, что идеология боевого демократизма сочетается у Сунь Ятсена, «во-первых, с социалистическими мечтами, с надеждой миновать путь капитализма для Китая, предупредить капитализм, а во-вторых, с планом и проповедью радикальной аграрной реформы»**.
В. И. Ленин объясняет эту особенность мировоззрения Сунь Ятсена объективными условиями, в которых развивалось китайское освободительное движение. Установление республики в Китае было невозможно без громадного духовного и революционного подъема масс. А это предполагало и порождало самое искреннее сочувствие Сунь Ятсена и других китайских демократов к положению трудящихся. Между тем в Европе и Америке, где передовые китайцы заимствовали свои освободительные идеи, на очереди дня стояло освобождение от гнета буржуазии, т. е. социализм. На этой почве возник субъективный социализм китайских демократов, их стремление уничтожить угнетение и эксплуатацию масс. Но объективные условия Китая выдвигали лишь один определенный вид этого угнетения и эксплуатации - феодализм.
«И вот оказывается, что из субъективно-социалистических дум и программ китайского демократа на деле получается программа „изменения всех правовых основ" одной только „недвижимой собственности", программа уничтожения одной только феодальной эксплуатации.
В этом суть народничества Сунь Ятсена, его прогрессивной, боевой, революционной программы буржуазно-демократических аграрных преобразований и его якобы социалистической теории».
Осуществление аграрной программы Сунь Ятсена, т. е. проведение национализации земли, теоретически возможное и при капитализме, создало бы наиболее благоприятные условия для быстрого развития капитализма в Китае.
Сунь Ятсену и его сторонникам пришлось вести идейную борьбу против ожививших свою деятельность либералов-конституционалистов. Кан Ювэй и Лян Цичао призывали своих сторонников объединиться во имя борьбы за конституцию. В различных провинциях возникали общества и организации конституционалистов. Борьба завершилась победой революционно-демократического крыла. Однако либералы отнюдь не сошли с политической арены. Хотя влияние Кан Ювэя и его соратников
периода реформаторского движения ослабло, даже внутри «Объединенного союза» было немало деятелей, боявшихся революционной активности масс. Они и стали главной опорой тех, кто стремился к компромиссу с силами реакции.
Революционные выступления 1906-1908 гг.
После начала русской революции наблюдался подъем революционного движения в ряде провинций Китая. В 1906 г. в Центральном и Южном Китае развернулись многочисленные восстания и волнения крестьян, вызванные голодом, наступившим в результате стихийных бедствий и поборов со стороны помещиков и чиновников. В декабре 1906 г. вспыхнуло крупное восстание в районе Пинсян - Люян - Лилин (пров. Цзянси). Первыми поднялись горняки Пинсяна. Их поддержали крестьяне Люяна и Лилина и солдаты местных гарнизонов. Вскоре число вооруженных повстанцев достигло 30 тыс. Часть повстанцев выступала под лозунгами «Объединенного союза». Но в этом восстании еще преобладали черты, свойственные стихийным крестьянским выступлениям.
В 1907-1908 гг. продолжались восстания крестьян, волнения среди солдат. Несколько выступлений было организовано местными отделениями «Объединенного союза». Его авторитет и влияние значительно возросли.
Отличительной чертой революционной борьбы этого периода было сочетание стихийных восстаний старого типа с выступлениями, руководимыми буржуазно-демократическими революционными организациями. «В Китае, - отмечал В. И. Ленин в 1908 г., - революционное движение против средневековья тоже дало себя с особенной силой знать в последние месяцы. Правда, ничего определенного нельзя еще сказать относительно данного именно движения, - так мало о нем сведений и так обильны вести о мятежах в различных местностях Китая, - но сильный рост „нового духа" и „европейских веяний" в Китае, особенно после русско-японской войны, не подлежит сомнению, а следовательно, неизбежен и переход старых китайских бунтов в сознательное демократическое движение» *.
Китай накануне революции
В 1907-1908 гг. либеральная буржуазно-помещичья оппозиция провела первую петиционную кампанию. Направляемые в Пекин петиции содержали пожелания скорейшего открытия парламента. В октябре 1909 г. в 22 провинциях были образованы совещательные собрания при губернаторах и наместниках. Такая уступка уже никого не могла удовлетворить. Весной и осенью 1910 г. либералы провели новые петиционные кампании. Правительство созвало Верховную совещательную палату, состоявшую наполовину из представителей совещательных собраний провинций и наполовину из лиц, назначенных регентом. Палата также поддержала требование скорейшего открытия парламента. Вскоре правительство объявило, что конституция будет введена не в 1916-м, а в 1913 г.
Эти меры, однако, уже не могли приостановить нарастание революционного движения. Повсеместно выдвигались требования немедленного созыва парламента. Все более широкие слои вовлекались в революционное движение. Начиная с 1910 г. оно вступает в полосу нового подъема. Революционные выступления становятся все более опасными для правительства.
8 январе 1910 г. «Объединенный союз» организовал восстание солдат гуанчжоуского гарнизона. Но из-за недостаточной подготовки выступила лишь часть войск, которая потерпела поражение. Руководители восстания погибли в бою.
Новое восстание в Гуанчжоу было назначено на апрель 1911 г. Центр до подготовке восстания возглавил Хуан Син. 27 апреля отряды революционных войск атаковали резиденцию генерал-губернатора. После упорных уличных боев они были разбиты правительственными войсками. Несколько сот революционеров погибло в бою или было казнено. Патриотам удалось подобрать на улицах Гуанчжоу останки 72 героев восстания и похоронить их в братской могиле на холме Хуанхуаган. Эта могила стала одной из святынь китайского народа.
Одновременно с революционными выступлениями, подготовь ленными «Объединенным союзом», в разных частях страны продолжались крупные стихийные антифеодальные выступления народных масс. В 1910 г. было зарегистрировано 80 голодных бунтов. Наиболее крупным из них был апрельский «рисовый бунт» в центре провинции Хунань - г. Чанша.
События 1910 и первой половины 1911 г. показывали, что развитие революционной ситуации приближается к рубежу, за которым начинается революция. Политика цинского правительства только обостряла обстановку.
9 мая 1911 г. оно издало указ о национализации железных дорог и железнодорожного строительства. Вслед за тем было подписано соглашение с банковским консорциумом Англии, Франции, Германии и США о кабальном займе для продолжения строительства железных дорог. Таким образом, объявленная правительством национализация означала, что железнодорожное строительство окончательно переходило под контроль иностранного капитала. Китайские пайщики железнодорожных акционерных обществ в провинциях Хунань, Сычуань, Гуандун и Хубэй не только отстранялись от дальнейшего участия в строительстве, но и теряли значительную долю своего"капитала, ибо стоимость акций возмещалась лишь частично.
Эти меры вызвали сильное возбуждение среди купечества и части помещиков, владевших акциями. Широкие массы также были возмущены антинациональной политикой цинского правительства. Начались волнения, принявшие особенно большой размах в Сычуани. В сентябре 1911 г. там вспыхнуло восстание, во время которого был убит генерал-губернатор. Правительству удалось подавить восстание, но это была уже его последняя победа. Недовольство и волнения, особенно сильные в Центральном Китае, продолжали нарастать. Начиналась революция.
Учанское восстание. Начало революции
После подавления Гуанчжоуского восстания 1911 г. центром революционной деятельности «Объединенного союза» стал район Уханя (трехградье: Учан, Ханьян, Ханькоу). Ухань был центром металлургической, текстильной и чайной промышленности, здесь было сосредоточено большое число банков и торговых фирм. В Ухане было много учебных заведений, имелся: большой воинский гарнизон. Местные революционные организации вели агитацию в войсках, среди учащейся молодежи, мелкой буржуазии, рабочих. Они были связаны с тайными крестьянскими обществами.
Известия о восстании в Сычуани активизировали деятельность революционных организаций Учана. 9 октября произошел взрыв боеприпасов на конспиративной квартире революционеров. В руки полиции попали списки членов организации. Начались аресты. Утром 10 октября были публично казнены арестованные революционеры. Оставшиеся на свободе решили немедленно выступить.
Вечером 10 октября восстали солдаты революционно настроенных частей гарнизона. На их сторону перешел весь гарнизон. Выступили рабочие и студенты.
10 октября 1911 г. стало днем начала революции, которая вошла в историю освободительной борьбы китайского народа под названием Синьхайской революции
После перехода Учана в руки восставших встал вопрос о создании революционной власти. Умеренные элементы из руководства местных организаций «Объединенного союза» стремились к соглашению с либералами-реформаторами, которые заявили о присоединении к революции. Вопрос об организации-власти решался на собрании представителей войск, купцов, чиновников и членов совещательного комитета провинции Хубэй-На нем преобладали либеральные элементы. Главой гражданской администрации стал председатель провинциального сове-
щательного комитета, а военным губернатором и командующим войсками был утвержден полковник Ли Юаньхун, еще вчера служивший маньчжурскому правительству. Позднее главой революционного правительства в Учане стал видный деятель «Объединенного союза» Хуан Син.
Учанское восстание послужило сигналом к быстрому развертыванию революции по всей стране. В течение нескольких дней была ликвидирована власть цннского правительства в примыкающих к Учану городах Ханькоу и Ханьяне. Затем на сторону революции перешли другие города и провинции. В октябре революция победила в провинциях Хунань, Цзянси, Шэньси, Шаньси, Юньнань, в ноябре - в Аньхое, Цзянсу, Гуандуне, Чжэцзяне и др. В начале ноября в руки восставших солдат и рабочих перешел Шанхай. 15 провинций отказались подчиняться цинскому правительству.
В большинстве этих провинций происходили вооруженные столкновения между революционными отрядами и правительственными войсками. Наибольшие размеры гражданская война приобрела в Центральном Китае, куда были направлены главные силы правительственных войск.
Войска, восставшие в Учане, Шанхае и других городах, стали ядром революционной армии. Она формировалась из добровольцев - крестьян, рабочих, студентов, мелкой буржуазии городов. Корреспондент одной из русских газет писал в октябре 1911 г.: «Центральный Китай объят мужицкой революцией. В-города стекаются сельчане, землепашцы, вооруженные мотыгами, свозят припасы революционерам, присоединяются к отрядам, дают лошадей и арбы для передвижения. Арсеналы мелких городов опустошены, оружие роздано населению. В занятых революционерами городах устраиваются патриотические шествия со знаменами, на которых имеются надписи: „Освобожденный Китай".
В революционных событиях активно участвовали рабочие. Вскоре после начала революции 15 тыс. рабочих-строителей Сы-чуань-Ханькоуской железной дороги присоединились к револю-ционерам. Их возглавили передовые рабочие, получившие первую выучку классовой борьбы в большевистских организациях КВЖД. Рабочие активно участвовали в свержении старой власти в Ханькоу и Шанхае.
Видную роль в революционных событиях сыграли студенты и учащаяся молодежь. Первый в Китае, Учанский студенческий союз был организован по типу делегатских собраний и старостатов революционного студенчества России. Молодые патриоты вступали добровольцами в революционную армию.
Хотя успехи революции были достигнуты в результате самоотверженной борьбы народных масс, в новых органах власти преобладающее положение захватили либералы. В некоторых
провинциях власть перешла к совещательным комитетам. Либералы стремились ограничить размах революции, прийти к соглашению с феодалами и пекинским правительством.
Политическое положение на Севере. Попытки цинской династии подавить революцию
Первые успехи революции предвещали конец господства цинской династии. Один из находившихся в Пекине иностранных корреспондентов писал: «Правительство в Пекине было уже мертво, и империя лежала в развалинах. Восстание смело в четыре недели все: правительство, кабинет и министров, исчезнувших из виду. Императорская армия, которая должна была взять Учан, оказалась парализованной. Столица была охвачена паникой...»
В этой трудной обстановке Цины решили призвать к власти Юань Шикая. Юань Шикай, предавший в 1898 г. реформаторов, бывший одним из палачей антиимпериалистического восстания ихэтуаней, до 1908 г. играл видную роль в правительственном аппарате. Он пользовался большим влиянием в Бзйянской (Северной) армии, командный состав которой в значительной степени состоял из его приверженцев. Участие Юань Шикая в реформах правительства Цыси в первые годы XX столетия давало основания надеяться на сближение Юань Шикая с либеральными элементами южных провинций, в которых победила революция.
В середине октября регент назначил Юань Шикая генерал-губернатором центральных провинций и возложил на него подавление восстания. Но хитрый политикан выжидал. Только убедившись, что его поддержат империалистические державы, а с либералами Юга, возможно, удастся договориться, он согласился возглавить борьбу с революцией. При этом Юань Шикай добился предоставления ему неограниченных полномочий. Он был теперь назначен премьер-министром и командующим войсками цинского правительства.
27 ноября войска Юань Шикая заняли Ханьян, но их дальнейшее наступление было приостановлено. На фронте сложилось известное равновесие сил. С самого начала Юань Шикай стремился установить контакт с руководителями революционного Юга с целью вызвать раскол в руководстве революционной армии. В начале декабря были прекращены военные действия в районе Учана и Ханькоу. Начались переговоры, во время которых было достигнуто соглашение о прекращении военных действий в других провинциях. При обсуждении политических вопросов представители Юань Шикая соглашались на установление конституционной монархии, но представители революционной армии требовали отречения Цинов и провозглашения республики.
Переговоры затягивались. У либеральных элементов южных провинций усиливалось стремление к соглашению с Юань Шикаем. На одном из собраний было принято решение избрать Юань Шикая президентом, если он признает республику. Одновременно усиливались позиции Юань Шикая в Пекине. В начале декабря по его требованию ушел в отставку регент Цзай Ли. Юань Шикай почти полностью освободился от контроля цинской династии.
Провозглашение республики. Избрание Сунь Ятсена временным президентом
В революционном лагере ощущалась острая необходимость в создании центрального правительства, которое объединило бы под своей властью все провинции, перешедшие на сторону революции. В конце ноября было создано единое командование всеми революционными войсками. Главнокомандующим стал Хуан Син, его заместителем - Ли Юаньхун.
13 декабря представители революционных провинций съехались в Нанкин для выборов временного президента Китайской республики. В связи с продолжавшимися переговорами с Юань Шикаем было решено отсрочить выборы президента, а его обязанности пока возложить на главнокомандующего. При этом Хуан Син был смещен и заменен Ли Юаньхуном, кандидатура которого больше устраивала правые либеральные элементы.
Сунь Ятсен, которого первые известия о революции застали в Америке, вернулся на родину (в Шанхай) только 25 декабря. Он был восторженно встречен народными массами. Даже делегаты нанкинской конференции, большинство которых примыкало к либералам, учитывая популярность вождя китайской демократии, выдвинули Сунь Ятсена на пост временного президента. 29 декабря нанкинская конференция, ставшая теперь Национальным собранием, провозгласила Китай республикой и избрала Сунь Ятсена ее временным президентом. Одновременно Национальное собрание обратилось к Сунь Ятсену с просьбой специальной телеграммой заверить Юань Шикая в том, что, как только переговоры между Севером и Югом будут успешно закончены, он, Сунь Ятсен, уйдет в отставку.
1 января 1912 г. Сунь Ятсен торжественно прибыл в Нанкин и приступил к исполнению обязанностей президента.
Провозглашение Китая республикой и избрание Сунь Ятсена президентом были крупной победой революции. «Напрашивается само собой, - писал В. И. Ленин, - сравнение временного президента республики в диком, мертвом, азиатском Китае и разных президентов республик в Европе, в Америке, в странах передовой культуры. Тамошние президенты республик - сплошь дельцы, агенты или куклы в руках буржуазии, насквозь прогнившей, с ног до головы, запачканной грязью и кровью...
Здешний, азиатский временный президент республики - революционный демократ, полный благородства и героизма...»*.
В. И. Ленин указывал, что «китайская свобода завоевана союзом крестьянской демократии и либеральной буржуазии» **.
По мере развертывания событий усиливалось стремление либералов ограничить революцию. «Объединенный союз», став легальной организацией, значительно расширил свой состав. Число его членов увеличилось с 10 тыс. до 300 тыс. Этот рост шел главным образом за счет буржуазно-помещичьих элементов. В организации не было единого руководящего центра. Из ее программы было устранено требование «равных прав на землю». Возникли новые политические организации правого, либерального направления.
Правые республиканцы боялись народа. Новые органы власти, возникшие в южных и центральных провинциях, стали посылать карательные экспедиции против крестьян. В Шанхае местное правительство разоружило рабочих, захвативших во время восстания винтовки из арсенала. Либералы стремились сговориться с феодалами и иностранными империалистами. Они сближаются с Юань Шикаем. В свою очередь, последний выражал готовность порвать с Цинами. Теперь он становится кумиром либералов, их лидером.
Давление либеральных элементов сказывалось на деятельности созданного Сунь Ятсеном нанкинского правительства, в котором они составляли большинство. Из всех министров только военный министр Хуан Син был видным участником революционного движения. Не удивительно, что нанкинское правительство ничего не сделало для того, чтобы углубить революцию, разрешить аграрный вопрос, удовлетворить другие экономические и политические требования народных масс.
Революция и империалистические державы
Иностранные колонизаторы были напуганы начавшейся в Китае революцией. Сразу же после начала Учанского восстания на совещании консулов в Ханькоу обсуждался вопрос о применении вооруженной силы против восставших. Представитель Англии высказался за немедленный ввод иностранных военных кораблей. Но большинство сочло нужным выждать дальнейшего развития событий. Империалистические державы вскоре убедились, что режим цинской монархии быстро разваливается. Выяснилось также, что республиканцы не собираются посягать на неравноправные договоры. Кроме того, сказались острые противоречия между различными державами. Все это заставило их воздержаться от открытой интервенции и заявить о нейтралитете в начавшейся гражданской войне. Но нейтралитет империалистов был фальшивым. На деле они открыто поддерживали Юань Шикая. В ноябре в китайских водах находилось более 50 иностранных военных кораблей с личным составом в 19 тыс. человек. В портах высаживались десанты. Империалисты снабжали войска Юань Шикая оружием. Они оказывали всяческое давление на республиканские власти, требуя от них соглашения с Юань Шикаем.
Отречение маньчжурской династии. Переход власти к Юань Шикаю
После образования нанкинского республиканского правительства стал неизбежным окончательный крах цинской монархии. Стремясь парализовать дальнейшее развитие революции, Юань Шикай выражал теперь готовность ликвидировать богдыхан-скую власть. Характеризуя положение в Китае, В. И. Ленин отмечал, что там «есть уже либеральная буржуазия, деятели которой, подобно Юань Шикаю, более всего способны к измене: вчера они боялись богдыхана, раболепствовали перед ним; потом, - когда увидали силу, когда почувствовали победу революционной демократии, - они изменили богдыхану, а завтра будут предавать демократов ради сделки с каким-нибудь старым или новым „конституционным" богдыханом» *.
12 февраля 1912 г. от имени малолетнего императора Пу И было объявлено об отречении династии. Юань Шикаю предлагалось сформировать новое республиканское правительство. На другой день Сунь Ятсен подал Национальному собранию прошение об отставке. 15 февраля Национальное собрание избрало Юань Шикая временным президентом Китайской республики.
Уход Сунь Ятсена был предрешен сложившимся в тот период соотношением классовых сил. Указывая, что китайская свобода завоевана союзом крестьянской демократии и либеральной буржуазии, В. И. Ленин высказывал сомнение в том, «сумеют ли крестьяне, не руководимые партией пролетариата, удержать свою демократическую позицию против либералов, которые только ждут удобного момента, чтобы перекинуться направо...»**.
После отречения богдыхана положение Сунь Ятсена стало двойственным и трудным. Либералы от него отвернулись. Сунь Ятсен воплощал союз революционной буржуазии с народом, а либералы рвали этот союз, изменяли народу. Для них Сунь Ятсен стал лишним. Иностранные державы грозили начать открытую интервенцию в случае возобновления военных действий между Севером и Югом. Уход Сунь Ятсена, передача им власти Юань Шикаю отражали непоследовательность китайских буржуазных революционеров, их классовую ограниченность.
10 марта 1912 г. Национальное собрание приняло временную конституцию Китайской республики, провозгласившую равные права всех граждан, свободу слова, печати, организаций, вероисповедания и т. п. По предложению Сунь Ятсена был принят пункт о создании ответственного перед парламентом кабинета министров. Однако, став на путь ограничения революции, передав власть Юань Шикаю, Национальное собрание не имело реальных сил для проведения этой конституции в жизнь.
Установление диктатуры помещиков, компрадоров и милитаристов
Национальное собрание постановило, что местопребыванием правительства будет Нанкин, где Юань Шикай находился бы под известным контролем со стороны собрания и революционной армии. Но он под разными предлогами отказывался переехать в Нанкин. Законодательное собрание, которое было создано путем слияния нанкинского Национального собрания и пекинской Совещательной палаты, открыло свои заседания в конце апреля уже в Пекине. Здесь сильнее были феодальные элементы. Район Пекина контролировали войска северных милитаристов. Первое время Юань Шикай был еще вынужден внешне соблюдать видимость верности конституции, но он вел дело к установлению военной диктатуры.
Провозглашение республики не улучшило положения широких масс. Весной и летом 1912 г. происходили крупные крестьянские выступления и волнения в Гуандуне, Хубэе, Хунани, Хэнани, Цзянси. Восстания часто начинались с отказа крестьян вносить арендную плату. Продолжались волнения в городах. Неудачные попытки новых революционных выступлений были сделаны частью солдат и офицеров гарнизонов Хунани и Хубэя.
Массы продолжали борьбу, но они не имели руководства. Рабочий класс был еще слаб, не имел своей партии. Организации «Объединенного союза» считали, что революция уже закончена. Они не только не поддержали народные выступления, но в большинстве случаев принимали активное участие в их подавлении. Сунь Ятсен на время отошел от активного участия в политической борьбе. Заняв пост генерального директора железных дорог, он перенес свое внимание на экономические вопросы, железнодорожное строительство и т. п. В этот период особенно отчетливо выявилась неспособность буржуазии стать подлинным руководителем антиимпериалистической и антифеодальной борьбы народных масс.
Подавляя народные выступления, Юань Щнкай при этом устранял из армии и государственного аппарата честных республиканцев, сторонников Сунь Ятсена. К июню 1912 г. было демобилизовано две трети солдат южных революционных войск. Одновременно укреплялись армии северных милитаристов.
Юань Шикай, который накануне прихода к власти был кумиром либералов, стал теперь выразителем интересов помещиков и компрадоров.
Освободительное движение угнетенных народов
Среди причин, вызвавших революцию, немалое значение имели и противоречия между эксплуататорскими классами Китая и угнетенными национальностями империи. Революция охватила и ее национальные окраины.
Чисто феодальный характер общественных и политических отношений наложил свой отпечаток на содержание и формы освободительной движения народов Монголии, Тибета и Синьцзяна. Его возглавили духовные и светские феодалы. Это обстоятельство, а также в еще большей степени великодержавно-националистические взгляды многих китайских революционеров привели к тому, что между китайскими революционными организациями и освободительным движением народов национальных окраин империи не было прямой связи.
Наибольший размах имело освободительное движение монгольского народа, провозгласившего во время революции государственную независимость.
Чрезвычайно сложным было положение в Тибете. Стремясь укрепить свой контроль, цинское правительство незадолго до революции направило туда военную экспедицию, которая жестоко расправилась с тибетцами. Духовный и светский правитель Тибета (далай-лама) бежал из Лхасы в контролируемый англичанами Сикким. Когда в Лхасе стало известно о революционных событиях в Центральном Китае, часть китайского гарнизона перешла на сторону республиканцев и вернулась из Тибета на родину. К концу 1911 г. фактический контроль над Тибетом перешел к местному правительству. После отречения Цинов далай-лама вернулся в Лхасу и возглавил борьбу против китайских войск. Стремление Юань Шикая полностью подчинить Тибет дало английским империалистам повод для вмешательства в тибетские дела. Туда вступили английские войска. Вскоре, поддавшись английскому нажиму, Юань Шикай приостановил военное наступление на Тибет и признал администрацию далай-ламы, который попадал во все большую зависимость от Англии.
В Синьцзяне революционные события вылились в гражданскую войну между сторонниками «Объединенного союза», захватившими власть в Илийском крае, и войсками наместника провинции. В формировавшиеся республиканцами воинские части добровольцами вступали уйгуры, монголы, казахи, дунгане, киргизы. Однако победа революции не изменила положения угнетенных народов Синьцзяна.
Создание партии гоминьдан. «Вторая революция»
Политический курс Юань Шикая, и в особенности его стремление установить военную диктатуру, привел к тому, что даже часть либералов стала относиться к нему с недоверием. В оппозиции к Юань Шикаю находились теперь многие члены и руководители «Объединенного союза». В августе 1912 г. на основе слияния «Объединенного союза» с другими организациями либерального толка возникла партия гоминьдан («Национальная партия»). Председателем правления партии был избран Сунь Ятсен.
Гоминьдан отличался от «Объединенного союза» периода подготовки революции. Программа гоминьдана была значительным шагом назад. Полностью было снято требование «равных прав на землю». В программе подчеркивалось, что революция закончилась и основной целью партии является сохранение республиканского строя и укрепление местного самоуправления. Таким образом, «Объединенный союз» окончательно переродился в либеральную буржуазно-помещичью партию.
На состоявшихся первых выборах в китайский парламент партия гоминьдан получила большинство мест. Но Юань Шикай не считался с парламентом, он стал снимать с постов членов гоминьдана. 20 марта 1913 г. по тайному приказу Юань Шикая был убит один из лидеров гоминьдана, Сун Цзяожэнь, выдвинутый на пост премьер-министра.
Юань Шикая активно поддержали империалистические державы. Банковский консорциум европейских держав предоставил ему крупный заем, соглашение о котором было подписано вопреки парламенту. «Новый китайский заем заключен против китайской демократии: „Европа" за Юань Ши-кая, готовящего военную диктатуру» *, - писал В. И. Ленин.
Против политики Юань Шикая решительно выступил Сунь Ятсен. Он демонстративно отказался от поста генерального директора железных дорог и потребовал отставки Юань Шикая. Вслед за тем Сунь Ятсен обратился к народу с призывом начать «вторую революцию». Его поддержали генералы, командовавшие войсками на Юге. Они подняли восстание. 11 мая 1913 г. начались военные действия.
Но политическая обстановка 1913 г. отличалась от обстановки 1911 г. Народные массы были обескровлены и дезорганизованы. Лишь в провинциях Хэнань и Шэньси развернулось крупное крестьянское восстание, возглавленное Бай Ланом. Военные действия между восставшими армиями Юга и войсками Юань Шикая окончились поражением южан. Сунь Ятсен и другие руководители восстания вынуждены были в августе 1913 г. эмигрировать за границу. Депутаты Парламента - го згиньдановцы были лишены своих мандатов, а деятельность партии запрещена. Юань Шикай бросил крупные силы против повстанческой армии Бай Лана. Боевые действия продолжались до августа 1914 г., когда повстанцы были разгромлены.
В обстановке террора Юань Шикай был избран постоянным президентом. В начале 1914 г. он распустил парламент. Несколькими месяцами спустя была опубликована новая конституция, предоставившая президенту диктаторские права и подготавливавшая восстановление монархии.
Итоги и историческое значение революции 1911-1913 гг.
По своим задачам революция 1911-1913 гг. была буржуазной революцией, носившей антифеодальный характер и объективно направленной против империализма (силы феодальной реакции были внутренней опорой колонизаторов и поэтому открыто поддерживались иностранными империалистами).
Важнейшим итогом революции было свержение маньчжурской династии и установление республики. Однако основные задачи революции оказались неразрешенными. Сохранились феодальный гнет и засилье иностранных колонизаторов. Хотя установление республики было важным прогрессивным событием в истории китайского народа, в политической надстройке полуколониального и полуфеодального Китая не произошло принципиальных изменений. Изменилась лишь форма. У власти остались те же социальные силы, которые господствовали при цинской монархии. Таким образом, по сути дела, революция 1911-1913 гг. окончилась поражением.
Поражение революции объяснялось неблагоприятными международной обстановкой и соотношением классовых сил внутри страны. Против революции объединились международный империализм и китайская реакция. А общественные силы, двигавшие вперед революцию, оказались недостаточно мощными для того, чтобы сокрушить противостоящий им объединенный фронт врагов революции.
Главной движущей силой революции были народные массы, я прежде всего крестьянство Центрального, Южного и Восточного Китая. Но в условиях, когда революцией руководила национальная буржуазия, революционная энергия и революционные возможности народных масс не могли полностью развернуться. Даже представители революционного крыла национальной буржуазии не имели последовательной антиимпериалистической и антифеодальной программы, не мобилизовали народные массы. Что касается либералов, то они сыграли предательскую роль, расчистив дорогу для диктатуры Юань Шикая. Крестьянская демократия, лишенная пролетарского руководства, «е сумела сохранить свою самостоятельную позицию против либералов.
Несмотря на поражение, китайская революция 1911 -1913 гг. имела огромное, всемирно-историческое значение, она свидетельствовала о политическом пробуждении китайского народа.
В. И. Ленин и русские большевики активно поддерживали освободительную борьбу китайского народа. Они видели в китайской революции союзника международного рабочего движения, союзника пролетариата России и других стран в борьбе за социализм.- В принятой по инициативе В. И. Ленина VI (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП специальной резолюции «О китайской революции» говорилось, что конференция «констатирует мировое значение революционной борьбы китайского народа, несущей освобождение Азии и подрывающей господство европейской буржуазии, приветствует революционеров-республиканцев Китая, свидетельствует о глубоком воодушевлении и полной симпатии, с которой пролетариат России следит за успехами революционного народа в Китае, и клеймит поведение русского либерализма, поддерживающего политику захватов царизма» *.
В 1966 году ведущими политиками того периода был запущен кровавый и сложный процесс, который историки позже назвали «культурной революцией». Эта ситуация в стране возникла из-за противостояния двух политических партий и их председателей. Проблемы политического курса и внешних связей Китая сильно обострились на фоне борьбы двух лидеров: Мао Цзэдуна и Лю Шаоци.
Гонения и репрессии. Этап первый
Болезнь лидера коммунистической партии Мао Цзэдуна ослабила его позиции на мировой и внутренней аренах страны. Оппозиционные партии, считавшие коммунизм неверным режимом, начали бурно критиковать власть в различных литературных произведениях, пьесах и статьях. Мао не хотел допускать подобного положения вещей. И оправившись от своего недуга, развернул большую компанию по борьбе с недовольными оппозиционерами. В итоге принятые им меры привели к следующим последствиям:
- Май и апрель 1966 года. Начались гонения на традиционалистов. Банды хунвэйбинов нещадно расправлялись с «врагами режима», вместо того, чтобы просто выявлять их, следя за общественной и культурной жизнью Китая. В этих объединениях «красногвардейцев» состояли школьники и молодежь. Также туда входили молодые специалисты и преподаватели. Они разжигали массовые междоусобицы, издевались над людьми. Имели право потребовать у любого проходящего гражданина Китая цитатник Мао. Количество жертв этих банд исчислялось миллионами людей. Многих намеренно доводили до самоубийства;
- Май (1969) – сентябрь (1971). По всей стране после указа Мао создавались «Школы кадров». В них чиновники обучались своим профессиям, впитывали идеологию коммунизма и занимались физическим трудом. Всех несогласных ссылали в далекие деревни. Общее число ссыльных студентов и интеллигенции составило 10 миллионов.
Помимо этих внутриполитических ходов, страну захлестнула волна каннибализма, которая поддерживалась правящим аппаратом «сверху». Чженг И в своей работе приводит более 100 реальных случаев отвратительного каннибализма. Так называемые «банкеты плоти» проводились лидерами — коммунистами. На них они призывали убивать межклассовых врагов и недругов страны, а затем съедать их сырые или приготовленные почки, печень, сердца и иные части. В этой книге собраны многочисленные интервью с угнетенными подобными бесчинствами и их родными.
Конфликт между СССР и КНР обострял ситуацию не только между странами, но и влиял на внутренние процессы Китая. Мао Цзэдун стремился абсолютизировать свою власть любыми способами. Помимо репрессий, в ходе которых врагом могли признать любого: от крестьянина до научного сотрудника, Мао обратил свой пристальный взгляд на культуру Китая.
После антипартийной публикации коммунисты (XI пленум ЦК КПК) постановили, что в стране началась «Великая пролетарская культурная революция». Деятельность науки и культурная жизнь общества были, как будто поставлены на паузу. Антикварные и книжные магазины Китая закрылись, получили распространение особые танцы, символизировавшие абсолютную верность председателю Мао.
Многие дома в городах и деревнях подверглись обыскам. Проверялось наличие запрещенных книг и ценностей. Все найденное изымалось. С женщин срывалась красивая одежда, им также обрезали окрашенные волосы. Ценности, похищенные у народа, не только не доходили до государственной казны, но и исчезали без следа, присваивались, переплавлялись.
Банды «красных» начали враждовать между собой, разделившись на выходцев из интеллигентных семей и бедняков. Мао уже слабо контролировал действия взращенной им армии, но по-прежнему держал под контролем остальные процессы.
Стычки между бандами хунвэйбинов особенно ожесточенно проходили в деревнях и на окраинах городов. В некоторых из них применяли артиллерийские установки.
В апреле 1969 года очередной съезд партии окончательно провозгласил главенство маоистской идеологии. Осудили политиков-оппозиционеров Лю Шаоци и Дэн Сяопина.
Школы идейных кадров и насаждение идеи. Этап второй
Помимо вышеприведенных «Школ кадров» в Китае второй этап революции ознаменовался внутрипартийными разногласиями. В марте 1970 года Цзэдун принял единоличное решение о пересмотре конституции страны. Суть его претензий сводилась к тому, что пост председателя должен быть упразднен. Но Линь Бяо и Чэнь Бода были против такой инициативы. За что и поплатились в дальнейшем своими жизнями. Эти партийные деятели решили устроить переворот. Но восстание было подавлено Мао Цзэдуном в сентябре 1971 года.
В марте 1973 было решено восстановить в должности генерального секретаря Дэн Сяопина. В стране активно насаждались личные идеи Мао. Теперь и армия Китая подверглась чисткам и репрессиям.
Также было восстановлено некоторое количество профсоюзов, женских и молодежных движений. Прошла волна реабилитаций партийных работников.
Все выходящее за рамки первого этапа революции многие исследователи называют ее следствием. Но все же стоит выделить и третий этап этого процесса, чтобы составить полную картину происходящего в 60-е и 70-е в Китае.
Смерть Мао и «группа четырех». Этап третий
В октябре 1976 года скончался лидер коммунистического режима Мао Цзэдун. После его смерти к власти пришла «группа четырех». Цзян Цин (жена Мао), Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань, Ван Хунвэнь были особо приближенными соратниками Мао Цзэдуна. И после его кончины предприняли попытки управления страной в прежнем режиме.
Вскоре все участники этой «банды» были арестованы по приказу нового правительства. Их объявили опасными контрреволюционерами, переложили на них ответственность за репрессии и ошибки в экономике.
Культурная революция формально окончилась в 1976 году. Но ее кровавые и разрушительные отголоски витали над Китаем долгие годы. Инициатива ареста «банды четырех» исходила от маршала Цзяньина. Так была поставлена точка в реальной летописи расправы над китайским народом.
Страшные итоги «культурной революции»
26 октября 1979 года газета «Жэньминь жибао» сделала попытку обнародовать примерное число жертв кровавой революции в Китае. Более 100 миллионов потерпевших жертв значится и во многих других источниках.
Кроме простых граждан, от репрессий пострадали члены самой компартии. Было репрессировано или убито больше 5 миллионов человек. На их место Мао набрал новых сторонников, число которых к закату его правления достигло 28 миллионов.
«Хунвэйбины» смогли ликвидировать большую часть культурного наследия КНР. Пострадали реликвии и других народов. Тысячи древних и значимых памятников, бессчетное множество картин, других предметов искусства и книг – вот те потери, которые понесла культура Китая в ходе этой революции. Также были разгромлены и храмы в Тибете, стерты с лица земли многие монастыри. Была разрушена часть Китайской стены.
Миллионы обученных специалистов сгинули в деревнях и горных поселках. Маоизм привел лишь к массовым расправам, репрессиям и войнам классов.
Общее разрушительное влияние на страну отразилось во многих ее областях упадком экономики, бездействием полиции, внутриполитическими проблемами и озлобленностью народа.
«Культурная революция» нанесла большой урон и театральному развитию в стране. На протяжении нескольких лет на подмостках театров ставились только те пьесы, которые написала жена Мао, а другие из-за цензуры были под запретом.
Современники считают, что урон от «кровавой революции» нанесен не только самому Китаю, но и культурному мировому наследию. Так как утраченные культурные ценности и предметы искусства имели мировое значение.
Личные мотивы Мао Цзэдуна
Начиная данную революцию, Мао поставил цель по созданию «нового человека». Этот человек, по его мнению, должен был быть бескорыстным элементом в свободном от господства социуме. Чтобы прийти к цели, Цзэдун призывал искоренить четыре аспекта:
- Старые идеи;
- Прежнюю культуру;
- Старинные обычаи;
- И устоявшиеся привычки.
На их место Мао выдвинул собственные идеи, которые были сполна отражены в его цитатнике. Также политик желал уничтожить любую оппозицию. Поэтому второй целью революции можно назвать борьбу за власть. Причем власть единоличную, и не терпящую здоровой конкуренции.
Постоянная классовая борьба и равенство вдохновляли Мао больше, чем обогащение и различия. Эти постулаты относятся и к охлаждениям в отношениях между СССР и КНР после окончания правления Сталина. Ведь новый лидер Хрущев раскритиковал действия прошлого вождя, чем сильно разозлил поддерживающего его идеологию Мао.
Удалось ли Мао искоренить старое? Возможно, у него это получилось сделать лишь на определенный срок. В своих попытках насаждать новые идеи силой лидер потерпел поражение.
Позитивные веяния этих процессов
Были ли среди междоусобиц, убийств и репрессий хоть какие-то положительные моменты? Действительно были, но их количество на фоне общего хаоса многим может показаться просто смехотворным. Например, была введена недоразвитая система здравоохранения. Да и реформа образования для крестьян и пролетариев сыграла позитивную роль.
Почему «культурная революция» не удалась?
Согласно анализу исторических фактов подобные изменения внутри страны были обречены на провал из-за содержащихся в них противоречий. Мао пытался перевернуть все с ног на голову, и при этом сохранить тотальный контроль.
Жестокая борьба внутри самой партии вынудила Цзэдуна прибегнуть к помощи военных. Так его идеи были похоронены под обломками бюрократии и строгой иерархии. И ему пришлось сосредоточиться только на тотальном контроле народе.
«Культурная революция» и Китай сегодня
На сегодняшний день в Китае официально оценивают действия Мао, как правые на 70% и провальные на 30%. Идеи Мао не прижились в современном мире. Сегодня в Китае существует одна партия, которая заботится о стабильности в стране.
Смутное для Китая время «культурной революции» давно окончено. Но ее события вызывают больше вопросов, чем ответов. Ясно одно, что данный процесс имел ужасные последствия для всех сфер жизни людей. А хунвэйбины до сих пор считаются потерянным поколением.
Мао Цзэдун против конфуцианства
Мао был хитрым и дальновидным политиком. Он желал создать в КНР культ собственной личности. Но ему мешала сама идеология Китая. Культ поклонения предков тогда был главенствующим направлениям, благодаря которому сохранялись традиции и обычаи. А конфуцианство содержало в себе такие постулаты, которые противоречили идеям Мао.
Поэтому опальный друг Цзэдуна Линь Бяо, ранее бывший министром обороны, обвинялся в том, что он приверженец учения Конфуция. А во время щепетильного обыска в его доме были обнаружены газетные вырезки с изречениями Великого Китайского Учителя.
Как Мао боролся с конфуцианством? Для его искоренения он применил следующие шаги:
- Наладил выпуск брошюр с критикой основных тезисов учения;
- Привлек к высмеиванию Линь Бяо и конфуцианства все газеты и журналы в стране;
- Организовал во всех главных учебных заведениях курсы острой критики конфуцианства и освоения марксизма для рабочих и крестьян;
- Завербовал выдающегося деятеля Фэн Юланя, заставив его отказаться от прежних неоконфуцианских взглядов публично. Этот шаг для общества имел эффект «разорвавшейся бомбы»;
- Обвинил видных политиков того времени в буржуазном происхождении.
Для критики конфуцианства привлекались школьники, студенты, учителя, преподаватели и рабочие. Мао считал, что образование – это пустая трата времени для большинства, что все проблемы легко решаются насилием. Он был убежден, что физический труд возвышает человека, а духовная и интеллектуальная деятельность опускают его на самый низкий уровень. В последствие Мао некоторое время лояльно относился к интеллигенции и буржуазии, но делал это лишь для собственной выгоды и удержания контроля. Однозначную оценку событиям пятидесятилетней давности затрудняются дать не только сами китайцы, но и историки других стран. Так как слишком много противоречивых процессов происходило в то время.
В начале ХХ века Китай пережил глубокое потрясение, навсегда изменившее облик государства и его общественное устройство. Победа Синьхайской революции означала крушение абсолютной монархии. Несмотря на то, что спустя всего несколько лет, завоевания революционеров были частично отвергнуты сначала пришедшим к власти Юань Шикаем, а затем — коммунистической партией, события 1911-12 годов были началом новой эпохи в китайской истории.
Причины революции
Начало Синьхайской революции было спровоцировано целым комплексом причин. В стране назрел системный кризис, требовалась ломка старых, отживших форм общественных отношений. К числу причин революции учёные относят:
- Недовольство коренных китайцев тем фактом, что ими правят иноземцы — маньчжурская династия Цин;
- Ослабление вертикали власти после смерти императрицы Цы Си, конфликт цинского двора и местной бюрократии в провинциях;
- Разрушение самоизоляции Китая и его превращение в полуколонию. Китай всегда был очень консервативной страной, бережно оберегавшей свои традиционалистские конфуцианские устои. Но вместе с европейцами в Поднебесную стали проникать новые философские и политические идеи. Многие молодые китайцы стали уезжать учиться в западные страны и возвращались оттуда людьми с абсолютно новыми для Китая ценностями и взглядами;
- Влияние русской революции 1905 года;
- Очередной циклический кризис. Развитие Китая на протяжении тысяч лет шло по кругу: новая династия приносила стране порядок, спокойствие и богатство, но через несколько веков императоры уже не могли справляться с народным недовольством или напором внешнего врага. Государство погружалось в хаос, но через несколько лет снова возвращалось к старым порядкам, восстановленным очередной династией. Синьхайская революция, на первый взгляд, выглядела ещё одним таким закономерным кризисом. Но в начале ХХ века ситуация усложнялась многими новыми факторами.
События, предшествовавшие революции
С 1901 года в разных уголках Китая вспыхивали крестьянские бунты и восстания рабочих, но они пока были слишком слабы и неорганизованны, чтобы представлять настоящую угрозу для Цин. Однако внутри государства появилась новая куда более грозная оппозиция:
- либеральная и националистическая интеллигенция, поддерживавшая связи с русскими революционерами и впитавшая многие западные идеи. Они желали дарования гражданских свобод всему населению, свержения монархии и изгнания маньчжуров;
- богатые землевладельцы, желавшие, чтобы в стране установилась конституционная монархия. Такой строй позволил бы им создать парламент, представлявший их интересы на высшем уровне.
Ослабевшие Цины, которые не могли в полной мере опираться ни на чиновников, ни на армию, ни на крупных помещиков, были готовы пойти на ряд уступок. Но их умеренные либеральные преобразования устраивали только высший слой землевладельцев. Монархия не решалась пойти на слишком большие уступки и наделить политическими правами и земельными наделами бедняков.
Ход событий
Неудовлетворённые этими полумерами рабочие, крестьяне и мелкое купечество были готовы перейти к масштабному выступлению. В какой-то момент к их недовольствам присоединилась и крупная буржуазия, возмущённая тем, что иностранные предприниматели получают больше льгот и прав в Китае, чем местное купечество. Главным идеологом оппозиционеров был Сунь Ятсен — общественный деятель, обучавшийся в миссионерской школе на Гавайях и успевший пожить в Японии и Великобритании. Он желал предложить своим соотечественникам новый политический строй, в котором китайский традиционализм сочетался бы с европейским либерализмом. Сунь Ятсен видел корень китайских проблем в маньчжурской династии, узурпировавшей власть 250 лет назад. Сунь Ятсен желал поднять общекитайское восстание. Сторонники революционера вели агитацию в деревне и армии. Первая попытка народного бунта была предпринята весной 1911, однако, она завершилась неудачей.
Второе выступление началось 10 октября 1911 года (год «синьхай», согласно китайскому календарю). Первыми взбунтовались солдаты учанского гарнизона в провинции Хубэй. Вскоре восстание перекинулось на всю провинцию. Солдаты сместили реакционную администрацию, многие из них заняли важные посты в местном правительственном аппарате. Они объявили Китай республикой и провозгласили начало войны с маньчжурами. В соседних провинциях стали формироваться вооружённые крестьянские отряды. К ноябрю революция охватила весь юг страны
Императорский двор попытался обратиться за помощью в подавлении восстания к западным державам. Однако те не решились вмешиваться. Осенью 1911 года Сунь Ятсена не было в Китае, однако, он активно работал против маньчжуров в эмиграции, настраивая соседние державы против Цинской династии. В конце года Сунь Ятсен вернулся на родину, где был объявлен президентом китайской республики. Столицей молодой республики стал Нанкин.
Для того чтобы противостоять революции, император и его окружение передали все бразды правления генералу Юань Шикаю, назначенному премьер-министром. К нему примкнули богатые помещики и умеренная оппозиция севера. Эти люди сначала поддерживали революцию, но стали отходить от Сунь Ятсена по мере нарастания радикальных настроений среди восставших. Юань Шикай же преследовал собственные цели. Он надеялся стать полноправным правителем Китая, а в качестве орудия воздействия на императорский двор использовать республиканцев. Поскольку обе стороны не желали гражданской войны, Юань Шикай предложил республиканцам пойти на взаимные уступки и прекратить вражду. Предложение было поддержано. 12 февраля 1912 года был опубликован указ об отречении малолетнего императора Пуи от престола. Издание этого документа, ликвидирующего монархию в Китае, считают завершающим моментом Синьхайской революции.
Итоги
Через два дня после окончания революции для того чтобы объединить консервативный север и мятежный юг, Сунь Ятсен передал президентские полномочия Юань Шикаю. Лидер революции решил уступить свой пост генералу, чтобы окончательно не отпугнуть от революции крупных землевладельцев. Юань Шикай, обещавший повстанцам сохранить революционные завоевания, немедленно стал разрушать республиканские институты. Он перенёс столицу обратно в Пекин и с помощью армии подавил последние очаги восстания. Юань Шикая активно поддерживали либералы и помещики. Сунь Ятсен попытался противостоять новому президенту и создал партию Гоминьдан, которая должна была представлять интересы беднейших слоёв населения в парламенте.
Однако Гоминьдан был плохо организован и не представлял для Юань Шикая большой угрозы. В 1913 году президент лишил гоминьдановцев депутатских мест, а затем и вовсе распустил парламент. Теперь ничто не мешало Юань Шикаю демонтировать республиканский строй и объявить себя императором. Но неудачи во внешней политике и внутренний кризис негативно сказались на популярности бывшего цинского генерала. В 1916 году Юань Шикай был отстранён от власти. Дальнейшие попытки восстановить республику в Китае были прерваны вступлением страны в Первую Мировую войну.
До появления в XIX веке парового торгового и пассажирского флота Китай не имел широких контактов с Западом. История Китайской империи, насчитывавшая по меньшей мере два тысячелетия, ничем не нарушалась практически вплоть до начала XX века. И хотя правительственные круги предпринимали некоторые шаги по модернизации общества, большая часть Китая до самого кануна революции 1949 года вела традиционный образ жизни, утвердившийся с незапамятных времен.
Несмотря на то, что Китай был слишком велик для его колонизации какой-либо западной державой, бурно развивавшаяся в XIX веке торговля с европейскими государствами нарушила традиционную экономику. Вследствие невыгодных условий торговли, навязанных Китаю, имперское правительство оказалось на грани банкротства. Будучи неспособным выплачивать долги европейским кредиторам, правительство увеличило налоги с крестьянства. Вследствие этого в среде крестьян участились выступления и бунты. Во многих частях огромной страны, особенно там, где центральное правительство всегда занимало слабые позиции, местные чиновники и бандитские шайки получили практически бесконтрольную власть.
Несмотря на глубокую убежденность китайцев в превосходстве своей цивилизации над всеми остальными, они неоднократно становились объектом унижения, которым их подвергали и европейцы, и японцы. Китай лишился многих зон влияния в центральной и южной Азии и потерпел поражение в военных столкновениях с британскими, французскими и японскими войсками.
В 1911 году крупномасштабное восстание вынудило императора отречься от престола. Хотя события 1911-1912 годов иногда называют “революцией”, они не дали стране правительство, способное объединить страну, и не привели к эффективным реформам. Несмотря на провозглашение единой Китайской Республики, местные военные лидеры образовывали собственные царства, а некоторые провинции заявили о своей независимости. В течение многих лет в стране шла гражданская война, во время которой население страдало ничуть не меньше тех, кто принимал непосредственное участие в военных действиях.
Затем последовал период относительной стабильности, поскольку одному из военных лидеров -- Чан Кай-ши -- удалось захватить контроль над большей частью страны. Утвердив свои позиции. Чан Кай-ши начал повсеместно выслеживать и уничтожать членов коммунистической партии. В результате карательных акций коммунисты, ранее обосновавшиеся в городах, переместились в удаленные сельские районы. Мао Цзе-дун, ставший во главе уцелевших остатков коммунистического движения, попытался приспособить к китайской ситуации идеи Маркса. Ведущей революционной силой Мао считал крестьянство. Возглавленное им движение имело сильную националистическую окраску, своей целью оно ставило реорганизацию китайского общества в противовес западному и японскому влиянию.
В годы Второй мировой войны коммунисты становятся основной силой, противостоявшей японскому вторжению, используя преимущественно тактику партизанской войны. Японская оккупация отбросила страну назад к состоянию практически полного распада. После войны возобновились бои между коммунистами и сторонниками Чан Кай-ши, закончившиеся в 1949 году победой Маоистской Красной Армии. Остаткам сторонников Чан Кай-ши удалось при поддержке американцев отступить на остров Формоза, ныне Тайвань.
В момент прихода к власти в 1949 году нового правительства Китай нельзя было считать единым в политическом отношении. Если бы коммунисты потерпели поражение в деле восстановления национального единства, “Китая” в современном смысле скорее всего не существовало бы. Страна, возможно, распалась бы на несколько независимых государств, как это обычно и происходило с империями прошлого. Например, на месте бывшей Оттоманской империи сегодня существует ряд стран Северной Африки и Ближнего Востока. Коммунистическое правительство смогло обеспечить себе широкую поддержку, умело сочетая обращения к национальным чувствам и широкие преобразования сельского хозяйства. Уже через три года после революции 45% сельскохозяйственных угодий было изъято из-под контроля прежних владельцев и распределено среди 300 миллионов крестьян.