Михаил казиник комплексно волновой урок. Человек, который несёт в себе хаос. О кризисе современного образования

Михаил казиник комплексно волновой урок. Человек, который несёт в себе хаос. О
 кризисе современного образования

Экология жизни. Дети: Школу надо менять, потому что сейчас она порождает дичайшую необразованность. Музыкант, философ и автор «комплексно-волнового урока» Михаил Казиник рассказывает, почему школа похожа на стюардессу, зачем учителя физики должны говорить о Бахе и кто крадет у детей лучшие годы жизни.

В моей юности учителя были намного более знающими, чем нынешние. Образование было более фундаментальным. И все равно я считаю, что очень много времени пропало зря. Жалко детство, в котором много ненужной информации.

Я узнаю у людей про их оценку по истории. Отвечают: «Пятерка». Тогда я спрашиваю: «Что такое огораживания?». Вспоминает только учитель истории. Я не совсем понимаю, зачем у меня был урок про «огораживания». Зачем все это было нужно, когда никто никогда не помнит ни про какие огораживания?

Вот в самолетах каждый раз стюардесса рассказывает про технику безопасности. Конечно, никто ничего не запоминает. Нет таких историй, в которых человек все надел, поплыл и потом заявил: «Самолет упал, все погибли, а я спасся, потому что внимательно выслушал стюардессу». Мне наша школа напоминает эту стюардессу, которая всегда обязана все рассказывать.

Современная школа - это школа прошлых веков; школа, которая абсолютно неправомерна. Раньше все было понятно - никаких источников информации, кроме учителей, не было. А сейчас все учителя, с точки зрения знаний, будут посрамлены перед интернетом. Ни один, даже самый замечательный, учитель географии не знает и одной миллиардной доли того, что есть в сети.

Любой нормальный ребенок наберет ключевое слово и получит десять миллионов единиц информации, а бедный учитель географии по-прежнему задает прочитать страницу 117 и пересказать ее. Абсурд очевиден.

Школу надо менять, потому что сейчас она порождает дичайшую необразованность

Это просто ужас, и он с каждым годом все ужаснее и ужаснее, извините за тавтологию. Мы забираем у детей десять лет в самые лучшие годы их жизни. А что получаем на выходе? Поклонников Стаса Михайлова и Леди Гаги. А ведь эти дети десять лет учили поэзию Пушкина, Тютчева, учили Моцарта, пели в хоре, изучали великие творения, которые порой и взрослые не понимают.

Учили великую литературу и музыку, доказывали теоремы, изучали логическое мышление. Но после этого всего в мир выходит человек, который не может связать и пяти звуков, у которого не стыкуются правая и левая части мозга, у которого речь насыщена словами, которые ни один педагог в школе не преподавал.

Школа не соответствует требованиям социума. Единственное спасение - другая школа, школа будущего. Каждый предмет должен преподаваться вкупе с другими предметами. Нет оторванных друг от друга предметов, есть панорамная картина мира. Она и дает нам как нобелевских лауреатов, так и просто нормальных людей с нормальным мышлением.

Идеальная школа - это создание панорамного видения, воссоздание мышления во всей ассоциативной связи. В моей школе все уроки комплексно-волновые, они связаны единым понятием, явлением, вещью, предметом. Урок может длиться день, ведут его все учителя, сопричастные с этим явлением.

Плюс междисциплинарности

Почему я говорю о нескольких учителях сразу? Очень унизительно бегать из класса в класс каждый час, все время менять атмосферу и переделываться. В обычной школе каждый учитель абсолютно не соотносится с другим учителем и его предметом.

Учитель физики даже не задумывается, что у детей только что была география, и не может понять, почему не получается навести дисциплину. А потом приходит учитель, которого дети очень любят, и ему вовсе не надо наводить порядок. Это все хорошо, но невозможно школу положить на индивидуальность учителей.

Все нобелевские открытия сделаны на междисциплинарном уровне, на стыке предметов. Распространить такую систему вполне реально. Начинать нужно с отдельных точек. То, что я предлагаю, куда более естественно, чем школа, в которой бедный учитель постоянно приспосабливается к разным классам.

Учитель физики, который прошел мою методику, приходит в школу и начинает говорить про Баха. Химик включает музыку Бородина, через которую становится ясной связь между музыкой и химическими реакциями. Музыка - это питание мозга, я знаю это по нобелевским лауреатам.

В моей школе любой учитель начинает с неожиданного, непривычного. Это принцип отстранения. Как только учитель приходит на урок и говорит: «Великий русский писатель Достоевский», внимание у детей ослабляется - лучше почитать какой-нибудь детектив. Мысль о том, что Достоевский - великий, должна родиться в конце урока у самих детей.

Чувство юмора - необходимое качество педагога

Еще одно условие - чувство юмора. Да, не у всех оно есть, и в будущем людям без него лучше идти в бухгалтеры, нежели в учителя. Пусть педагоги заводят картотеки веселых историй и рассказывают их детям - устраивают перезагрузку.

Неужели нормальный учитель не может выяснить знания ребенка без дурацких экзаменов, без глупых билетов? А если ребенок забыл точную высоту Джомолунгмы - это что, ему тройку нужно ставить? Да ерунда! А он скажет: «Иван Иваныч, вот там внизу целая религия родилась. Там Тибет, там такое творится! Можно я вам расскажу?».

Обучение - это не тюрьма и не армия. Это светлое место академии Платона , где люди, улыбаясь, познают всякие вещи. Ребенок не компьютер и не большая советская академия. Главное - чтобы ребенок был счастливым. В современной школе он не будет счастлив никогда.

Главный двигатель к знаниям

Нормальному индустриальному обществу нужен лишь один процент математиков. Остальные будут уметь считать только деньги. Зачем же всех детей мучить математическими деталями, которые они забудут навсегда на следующий день? Стране нужны 3% фермеров, 1,5% химиков, еще 4–5% рабочих. Математики, физики, химики, производственники - 10% населения. Остальные будут людьми свободных профессий, как это уже произошло в Швеции.

Вся система должна измениться. Куча знаний во всех предметах никому не нужна. Зачем вам изучать географию Дании - вы же найдете все в интернете, как туда соберетесь. Другое дело - если познавать ее через Андерсена. Мой урок объединяет его сказки с географией, историей Дании, красотой Копенгагена, историей любви Русалочки. Вот это и есть школа.

Главный двигатель к знаниям - это любовь. Все остальное не играет роли. То, что человек любит, он знает. Нельзя вбить в голову никакую математику и геометрию. Современной школе не хватает искусства, культуры и риторики. Нужно просто посмотреть семь свободных искусств, которые изучали античные дети, это было неплохо поставлено.

В общем-то, смысл и цель всего движения цивилизации - создание артефактов культуры и искусства. Кто правил во времена Баха? Какой по счету был король во времена Шекспира? Эпоха Шекспира, эпоха Пушкина, эпоха Мольера, эпоха греческого театра… А кто был в это время цезарем - это надо смотреть в справочниках. От всего развития человечества остается только культура и искусство. Остальное - ерунда. Ничего другого не остается, как бы мы не старались. Даже научное открытие только мостик для следующих.

Это Вам будет интересно:

Искусство и культура нужны для того, чтобы люди не убивали друг друга. Школа должна быть радостным воспоминанием детства, самой светлой частью жизни человека. Все равно с каждым годом мы приближаемся к смерти. В этом плане жизнь - достаточно пессимистичная штука, печальная. Забирать у детей еще и детство, чтобы сообщать им кучу информации, которую они никогда не запомнят и которой никогда не воспользуются - это совсем преступно. Выпустить надо не математика или физика, а человека. опубликовано

В стране назрела необходимость пересмотра всей системы школьного образования. Нынешняя гуманитарная школа находится в состоянии цивилизационного тупика.

Школа, формирующая клиповое сознание, уже невозможна, в ней нет главного - комплексного подхода. В ней нет понимания, что изучать историю Англии отдельно от Шекспира и Мильтона, Норвегии - отдельно от Ибсена и Грига - бессмысленно. Ибо подлинная история Англии - Шекспир, а подлинная история Италии - эпоха Возрождения.

Школа клипового мышления должна уйти в небытие... как кусок географии страны, оторванный от её истории, литературы, музыки, живописи, философии... Нужна Школа нового типа - Школа будущего, где география - это место, история - это время, а искусство и мысль - наполнение.

Именно такую Школу, Школу, где все гуманитарные предметы будут связаны единой цепью, мы и хотим создать. В настоящее время автором разработана принципиально иная методика и новый тип комплексно-волнового урока, для внедрения которых необходимо обучение и воспитание учителей.


Идея такой Школы нашла горячий отклик во многих странах в форме конкретных масштабных мероприятий по внедрению Школы нового типа в систему образования. Для реализации этого проекта нужны только люди, готовые его воспринять. У педагогов Школы будущего не обязательно должно быть нынешнее педагогическое образование, ибо оно может сыграть консервативную роль. Но эти педагоги должны обладать определенной глубиной мышления и восприятия.

В России тоже есть люди готовые и способные воплотить концепцию Школы нового типа. Был проведен эксперимент в г. Выкса Нижегородской области, который не только показал великолепную работоспособность методики комплексно-волнового урока, но и вызвал интерес со стороны Института художественного образования Российской академии образования. Сегодня мы готовы сделать следующий шаг - начать внедрение методики Школы будущего в российских общеобразовательных школах.

Проект внедрения уже разработан. Мы приглашаем всех, кто хочет внести свой вклад в создание новой системы образования, принять участие в его реализации.

Международная Школа Михаила Казиника сегодня

В настоящее время Школа ведёт свою деятельность по трём основным направлениям:

1. Семинары для педагогов общеобразовательных школ, обучение учителей методике комплексно-волнового урока и внедрение идей Школы Будущего в общеобразовательные школы в масштабах страны. Сегодня Школа Будущего работает в качестве эксперимента в г. Выкса Нижегородской области, формируется в Липецке и Челябинске, и одобрена на уровне министерств образования в Болгарии и в Литве.

2. Конференции и семинары для среднего и крупного российского бизнеса, воспитание бизнесменов-меценатов и благотворителей. Для духовного возрождения России нужны современные Третьяковы и Морозовы.

3. Выездные творческие школы и мастер-классы, в как одной из форм дополнительного образования. Возраст, род занятий и образование значения не имеют. Если Вы верите в свои творческие возможности, если Вы не считаете, что Ваше обучение закончилось с последним экзаменом, если Вы хотите глубже изучить культуру разных стран и богатейшее наследие нашей страны, по-настоящему погрузиться в искусство, испытать новые озарения и потрясения от встреч с творениями гениев прошлого и настоящего - наши школы для Вас.

Мы встречаемся, чтобы объединить единомышленников, испытать радость от общения друг с другом и сделать для себя новые открытия в мире музыки и искусства.

Комплексно-волновые уроки в школе 7 ключей.

Город Челябинск.

Всё получается!!!


  • Cегодня дожди всех мастей пролились в 3 «а» классе

  • Комплексно-волновой урок «Под знаком Солнца»

  • "Волшебные звуки"

  • "Мы рисуем МУЗЫКУ"

  • Мастера символизма

  • Международный день музыки

  • Комплексно-волновой урок 2-а класса

Михаил Казиник разработал оригинальную методику комплексно-волнового урока, которая призвана восполнить недостатки ныне существующих отечественных методик, которые существуют вне связи с сокровищами мировой культуры и вне пространственно-временных контекстуальных связей.

Методика родилась по необходимости - сегодня в эпоху интернета, когда объем информации вокруг нас удваивается каждые 2-3 года, школа уже не может существовать на уровне 50-х гг прошлого века.

Старая школа была создана давать знания и готовить будущих работников для индустриального производства. Сегодня это уже не нужно. Знания легко найти в интернете, процент занятых в собственно производстве постоянно снижается благодаря техническому развитию. В ближайшем будущем появится преобладающее количество людей свободных профессий. Именно они будут определять духовный потенциал страны, степень её творческой значимости, атмосферу жизни.

Поэтому сегодня главная цель учителя - не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнавать, исследовать. Предназначение учителя в том, чтобы используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире.

Это непросто. Учителям придется преодолеть ряд стереотипов, неверие в себя. Кто-то когда-то решил, что момент передачи знаний должен быть серьезным и трудным, что перед экзаменом положено нервничать и бояться плохой оценки. О какой самореализации ребенка может идти речь? А что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым? Если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес?

Михаил Казиник провел такой эксперимент в г. Выкса Нижегородской области и назвал его методикой комплексно-волнового урока или Школой будущего.

Методика построена на развитии ассоциативного восприятия - способности, которая отличает, например, нобелевских лауреатов. В Школе будущего гуманитарные предметы объединяются в единую цепь вокруг одного «якоря» и преподносятся в творческой манере. Таким «якорем» может стать, например, яблоко: это и биология (яблоко как плод), и химия (процессы, протекающие в яблоке) и физика (Ньютон и его законы) и литература (И.Бунин и его «Антоновские яблоки»), история (появление культуры яблони в России, время Киевской Руси) и многое другое.

Методика не только успешно прошла испытание на экспериментальной площадке, но и вызвала большой интерес со стороны Института художественного образования Российской академии образования.

Сегодня мы готовимся к следующему этапу - внедрить комплексно-волновой урок в ежедневную практику обычных школ.

Мысль о необходимости пересмотра всей системы школьного образования автора созвучна вышеизложенным взглядам Кена Робинсона: «Нынешняя гуманитарная школа находится в состоянии цивилизационного тупика», « Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно нелепым, старомодным, неэффективным 34 .»

Автор с культурологических позиций отмечает главную проблему школы и пытается найти выход из тупика: «В ней (школе) нет главного - комплексного подхода. В ней нет понимания, что изучать историю Англии отдельно от Шекспира и Мильтона, Норвегии - отдельно от Ибсена и Грига - бессмысленно. Ибо подлинная история Англии - Шекспир, а подлинная история Италии - эпоха Возрождения.

Школа клипового мышления должна уйти в небытие... как кусок географии страны, оторванный от её истории, литературы, музыки, живописи, философии... Нужна Школа нового типа - Школа будущего, где география - это место, история - это время, а искусство и мысль - наполнение. Именно такую Школу, Школу, где все гуманитарные предметы будут связаны единой цепью, мы и хотим создать 35 ».

В настоящее время автором разработана принципиально иная методика и новый тип комплексно-волнового урока. Проведен эксперимент в г. Выкса Нижегородской области, который показал работоспособность методики комплексно-волнового урока, вызвал интерес со стороны Института художественного образования Российской академии образования. Следующий шаг – начать внедрение методики Школы будущего в российских общеобразовательных школах. Проект внедрения уже разработан совместно с Благотворительным фондом сохранения и развития культурных ценностей «Дельфис».

Михаил Казиник считает, что предназначение учителя в том, чтобы используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире: «Кто-то когда-то решил, что момент передачи знаний должен быть серьезным и трудным, что перед экзаменом положено нервничать и бояться плохой оценки. О какой самореализации ребенка может идти речь? А что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым? Если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес 36 ?»

Методика построена на развитии ассоциативного восприятия – способности, которая отличает, например, нобелевских лауреатов. В Школе будущего гуманитарные предметы объединяются в единую цепь вокруг одного «якоря» и преподносятся в творческой манере. Таким «якорем» может стать, например, яблоко: это и биология (яблоко как плод), и химия (процессы, протекающие в яблоке) и физика (Ньютон и его законы) и литература (И.Бунин и его «Антоновские яблоки»), история (появление культуры яблони в России, время Киевской Руси) и многое другое.

1. «Всякое произведение искусства - это не столько информация, сколько волна, источник духовных вибраций и излучений, своего рода передатчик. Человек воспринимающий – приёмник. Таким образом, невосприятие произведения искусства есть показатель неисправности (или настроенности не на ту волну) приёмника. В этом случае задача учителя – настроить или починить приёмник.

2. Сегодняшний ученик приходит на урок искусства не столько как расстроенный приёмник, но ещё и приёмник, настроенный на совершенно иную волну (о причинах читайте выше). То есть, у ученика существует предварительная установка. Снятие предварительной установки – первый шаг к восприятию.

3. Одно из условий успеха – чувство любви, которое возникает у ученика к учителю. Любовь – это энергия. Всякий нормальный учитель, готовясь к уроку с этим знанием, может достичь цели.

4. Отмена веры в абсолютную само собой разумеющуюся правоту учителя и учебника ведут к тому, что учителю нельзя начинать урок с объявления композитора, художника, скульптора, поэта как «ВЕЛИКОГО». Урок, начинающийся с «ВЕЛИКОГО ЧАЙКОВСКОГО» или «ВЕЛИКОГО ПУШКИНА» обречён на неуспех, ибо сегодняшний ученик приходит в класс с предварительными сформированными абсолютно иными установками.

5. Принципом урока должна стать не прямая, а реверсивная (обратная, парадоксальная) информация. Это значит, что определение ВЕЛИКИЙ должно появиться не в начале, а в конце урока, когда это слово окажется полностью оправданным всем ходом рассуждений учителя.

6. Главным условием восприятия творения искусства (музыки, поэзии, картины художника) станет не обилие информации о нём, а создание волны, или, лучше сказать, точной волновой настройки, связывающей вибрацию музыкального, поэтического или изобразительного творения с вибрацией души ученика.

7. Принцип реверсии исключает также негативные оценки, которые некоторые учителя любят давать тем или иным (пусть самым примитивным, пусть самым недостойным) явлениям массовой культуры. В преподавании всегда важно сражаться не против, а ЗА. Только когда ученики проникнутся любовью к музыке, искусству, преподанной учителем, можно вместе с ЛЮБИМЫМИ и ВЕРЯЩИМИ УЧИТЕЛЮ учениками проанализировать и пошутить над всем этим 37 ».

«В школе главное – интерес. Поэтому «побочным эффектом» является 100%-ное запоминание материала и изменение отношения к учебному процессу вообще» - таково мнение автора.

Два сходных мировоззренческих подхода к проблемам образования :

Кен Робинсон, США

Михаил Казиник, Россия

О кризисе современного образования

Та система образования, которую сейчас настойчиво пытаются реформировать во всех индустриальных странах, была внедрена в жизнь в конце 18-19 веке, когда ручной труд составлял 80%, а умственный – 20%, чтобы удовлетворять потребности эпохи индустриализма…Эпоха прошла!

Сегодня наступил самый большой кризис образования за последние столетия. Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно нелепым, старомодным, неэффективным.

Взгляд на современного учителя

В школе могут быть квалифицированные учителя, там может быть новейшее оборудование и учебники, но если учитель не понимает того, что все дети разные и каждому нужен отдельный подход, толку от его квалификации и новых учебников не будет никакого.

Потеря веры в абсолютное знание учителя и в правоту учебника. Кто такой (с точки зрения интернета) школьный учитель? Это – странное существо, которое знает обо всём примерно в миллион раз меньше чем интернет.

Цель учителя (должно стать) – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнать.

Какой не должна и должна быть школа

Мы все рождаемся с огромными естественными талантами, но наши образовательные учреждения склонны душить многие из них. Такая растрата талантов происходит из-за нескольких факторов: узкое сосредоточение на нескольких академических предметах, вытеснение из школ творческих и гуманитарных предметов, сухое преподавание математики и науки, одержимость стандартизированными тестами.

Школа клипового мышления должна уйти в небытие... как кусок географии страны, оторванный от её истории, литературы, музыки, живописи, философии... Нужна Школа нового типа - Школа будущего, где география - это место, история - это время, а искусство и мысль - наполнение. Именно такую Школу, Школу, где все гуманитарные предметы будут связаны единой цепью, мы и хотим создать. В настоящее время разработана принципиально иная методика и новый тип комплексно-волнового урока.

О проблеме креативности и творческом мышлении

Креативность – не роскошь, а средство выживания. Очень непросто найти людей, которые могли бы принимать хорошие решения в неустойчивые времена, кто мог бы адаптироваться к новым возможностям и творчески отвечать на них.

Творческий человек, поставив вопрос, вызывает этим миллионы новых вопросов. Появляющаяся многозначность изменяет картину вещей и явлений. Творческая личность не довольствуется положением вещей и пробует добраться до сути явлений. При этом проявляется многогранность восприятия, вплоть до парадоксов.

Выводы:

Эпоха индустриализма прошла;Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно нелепым, старомодным, неэффективным;

Мы все рождаемся с огромными естественными талантами. Обществу нужны люди с творческим смелым мышлением. Таких людей может воспитать новая школа, где задача учителя - вызвать у ученика жгучую потребность узнать.

Ниже мы процитируем отношение соотечественников – специалистов в области педагогики – лучших учителей страны по версии журнала «Русский репортёр», профессоров российских ВУЗов, чтобы увидеть точки соприкосновения в суждениях.

Идеи выдающихся мастеров

Михаил Казиник

Михаил Казиник - искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени.

По мнению Казиника, сегодня главная цель учителя – не столько информировать, сколько вызвать у ученика жгучую потребность узнавать, исследовать. Предназначение учителя в том, чтобы, используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире.

«Что будет, если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес?

Что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым?»

Казиник скорее учит не тому, как воспитать гения, а тому, как его не загубить. Музыкант уверен, что гениями не становится, а рождаются. Дух детской гениальности для Михаила Казиника проявляется в целостном восприятии мира (которое и нужно сохранить), когда дорога в детский сад – это не просто пять минут по асфальту, а целое путешествие, где можно вдруг увидеть ворону, лужу или рябину, которая стояла здесь уже «сто лет», но «открылась» ребёнку только сегодня.

Методика комплексно-волнового урока

Методика комплексно-волнового урока, которую предлагает Михаил Казиник построена на развитии ассоциативного восприятия – способности, которая отличает, например, нобелевских лауреатов. В Школе будущего гуманитарные предметы объединяются в единую цепь вокруг одного «якоря» и преподносятся в творческой манере. Таким «якорем» может стать, например, яблоко: это и биология (яблоко как плод), и химия (процессы, протекающие в яблоке) и физика (Ньютон и его законы) и литература (И.Бунин и его «Антоновские яблоки»), история (появление культуры яблони в России, время Киевской Руси) и многое другое.

Здесь главное – интерес. Поэтому «побочным эффектом» является 100%-ное запоминание материала и изменение отношения к учебному процессу вообще.

Комплексно-волновые занятия в школе «7 ключей» города Челябинск

Методика комплексно-волнового урока или «Школа будущего» была использована в школе «7 ключей» г.Челябинск.

На комплексно-волновом уроке «Дождь» ученики 3 «а» класса изучали это явление природы со всех сторон: его разновидности и особенности, дождь, изображенный музыкантами, поэтами и художниками, пытались найти в дожде плохие и хорошие стороны. Ребята и сами попытались изобразить дождь – в рисунках, описать дождь в эссе, сказках, рассказах и даже стихах. Дождь изучали даже на уроках физкультуры! «Спорт в одной капле» – так звучала тема уроков физкультуры в бассейне.

«Под знаком солнца» - тема комплексно-волнового урока для второклашек, на котором ребята решали астрономические задачи, делали научные открытия и изобретения. Они учились вычислять продолжительность светового дня и «приручать» солнечных зайчиков. Ребята освоили солярные (солнечные) символы и теперь точно знают, как изобразить солнце, не рисуя его. С солнышком в музыке ребята познакомились, исполняя заклички под аккомпанемент народных инструментов, и даже смастерили свое солнышко, которое освещает теперь всю школу!

Успех команды «дети + учителя» в школе «7 ключей» был достигнут также и на комплексно-волновом уроке «Бесконечность» . Три группы 8-летних ученых 4 часа подряд искали бесконечность вокруг себя: в музыке Моцарта и Баха, в английском алфавите, в суффиксах, в полосках бумаги, лазерных указках и даже шнурках. Настоящая бесконечность была обнаружена во Вселенной, ее и нарисовали все вместе (групповая работа).

За доказательствами бесконечности движения ребята обратились к физике. Преподаватель физики, как настоящий волшебник, сначала продемонстрировал ребятам вечные двигатели, но, тут же разоблачил их. Но это не беда – ведь именно такое домашнее задание получили наши второклассники. Изобретение вечного двигателя и создание своего собственного личного созвездия – идеи для проектов. Домашнее задание получили и родители, им необходимо будет сегодня подумать о том, как, используя предметы быта, показать ребенку, что такое бесконечность.

Используемые материалы были взяты с сайта Михаила Казиника и сайта школы «7 ключей»

«Возможности познания остаются крайне ограниченными, если оно не поднимается выше уровня единичности и непосредственности бытия предмета, если за отдельными явлениями оно не стремится отыскать системы явлений: за отдельными людьми - общества и законов развития общественно-исторических формаций; за отдельными представителями растительного и животного мира - биологических видов и законов их эволюции; за отдельными физическими телами и химическими соединениями - материальной системы Земли в единстве ее различных уровней и т. д.». Философ В. П. Кузьмин.

Для развития творческого мышления школьников в своем авторском курсе «Слово и Дело» я использую НФТМ-ТРИЗ. Это педагогическая система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и других приемов развития творческого мышления. Сама ТРИЗ довольно популярна в современном мире и многие крупные компании применяют ТРИЗ в своей деятельности. ТРИЗ - одна из самых сильных, на сегодняшний день, систем создания новых идей и изобретений.

Структура креативного моноурока НФТМ-ТРИЗ состоит из 6 блоков:

1. Мотивация (встреча с чудом);

3. Психологическая разгрузка

4. Головоломка (интеллектуальная разминка)

6. Резюме (итог)

Разработка урока:

Приветствие

Блок 1. Мотивация.

Задание 1. На доске написаны слова: организм, куча мусора, город, галька, урожай, симфонический оркестр. Требуется разбить на две группы по любому признаку общности объектов (кроме деления на группу природные и искусственные объекты). Обоснуйте классификацию.

Дети приходят к выводу о целостности одних объектов и «суммативности» других.

Задание 2. Послушайте отрывки из стихотворения Ф. И. Тютчева. Какую идею могли бы проиллюстрировать эти строки:

Звучит, как древле, пред тобою

Светило дня в строю планет

И предначертанной стезею,

Гремя, свершает свой полет!

И быстро, с быстротой чудесной

Кругом вратится шар земной,

Меняя тихий Свет небесный

С глубокой Ночи темнотой.

Морская хлябь гремит валами

И роет каменный свой брег,

И бездну вод с ее скалами

Земли уносит быстрый бег!

И беспрерывно бури воют

И землю с края в край метут,

И зыбь гнетут, и воздух роют,

И цепь таинственную вьют.

Выслушав догадки детей сформулировать: Различные целостные объекты вступают во взаимодействие друг с другом или Целостные объекты находятся в процессе постоянного взаимодействия друг с другом.

Задание 3. Видео отрывок сказки Г. Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» «В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд. Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался всё чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует. Они всё росли да росли и всё больше и больше думали, сидя в стручке, - что-нибудь да надо же было делать!

Век, что ли, сидеть нам тут? - говорили они. - Как бы нам не зачерстветь от такого сидения!.. А сдаётся нам, есть что-то и за нашим стручком! Уж такое у нас предчувствие!..». Что еще мы можем сказать о целостных объектах? Выслушав догадки детей сформулировать: Существуют целостные объекты внутри целостных объектов.

Как же такие целостные объекты называют одним словом? Их называют системы. Далее формулируем цель урока: изучить новую тему «Система».

Блок 2. Содержательная часть.

Задание 1. Давайте сначала сформулируем что такое система. Система - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность. Приведите примеры систем. На основании ответов формулируются идеи: Системы есть везде. Системы могут быть естественными и искусственными. Существуют системы внутри систем.

Задание 2. Работа в малых группах (4 группы). Разработать план-схему зоопарка, классной комнаты, научно-исследовательского центра изучения животного мира, комнаты психологической разгрузки. Далее (2 группы) решить проблему: Может ли зоопарк выполнять функцию научно-исследовательского центра изучения животного мира? Может ли классная комната выполнять функцию комнаты психологической разгрузки и снятия стресса? На основании ответов формулируется идея: Невозможно изменить функцию системы без изменения самой системы.

Задание 3. Фронтально. Представьте себе, что вы оказались в открытом море в лодке, в которой ничего не было, кроме 2 метров веревки. Помощь к вам может придти только через 10 дней. Что вы будете делать, для того, чтобы выжить? Выслушать идеи детей и записать их на доске. Прочитать все предложенные варианты решения проблемы и попросить детей найти в них что-то общее, принадлежащее всем вариантам: Что общего во всех ваших решениях? За счет чего можно решить проблему? Выслушать детей и, обобщая их ответы, подчеркнуть, что возможность использования каких-то вещей в непривычной функции может оказаться ключом к решению многих проблем.

Задание 4. Работа в малых группах (4 группы). Каждой группе предоставить схему какой-то одной системы и задание, связанное с ней:

1 группа: Какие еще функции могла бы выполнять городская транспортная система и каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

2 группа. Какие еще функции мог бы решать супермаркет? Каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

3 группа. Какие еще функции мог бы решать искусственный водоем, расположенный в черте города? Каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

4 группа. Какие еще функции могла бы выполнять система отопления? Каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

Блок 3. Психологическая разгрузка. Сконструируйте модель, для того чтобы можно было проиллюстрировать устройство какой-то системы (например, земная поверхность - географическая карта). Работа детей может быть как индивидуальной, так и групповой (по выбору учителя или детей). После завершения конструирования организовать выставку работ, предоставив детям побыть в роли экскурсоводов.

Блок 4. Головоломка (интеллектуальная разминка). Перед вами тексты: паровая машина, динамика популяций, кристаллы блещут симметрией, что такое Священное писание, Солнечная система. Они описывают системы: паровая машина, популяция, кристалл, Священное писание, Солнечная система. Один известный ученый разделил системы вот так:

Как вы думаете, по какому принципу он разделил эти системы? Выслушать предположения детей и познакомить их с существующим названием - статические и динамические системы. Какие из ваших моделей представляют собой статические, а какие - динамические модели систем?

Блок 5. Содержательная часть. Существуют какие-то общие принципы организации систем. Мы рассмотри с вами два таких принципа - «симметрия» и «пропорция». Они могут быть такими принципами.

Задание 1. Симметрия. На доске повесить несколько картинок с изображением различных примеров живых и неживых систем, имеющих симметрию, ярко выраженную в наружном строении (форме). На каждом примере должна быть проведена ось симметрии. Тексты: Что такое симметрия? Виды симметрии. Посмотрите на картинки и на ваши модели систем и ответьте на вопрос: Может ли симметрия быть общим принципом организации систем? Выслушав ответы детей записать сделанное заключение: Симметрия не может быть общим принципом организации систем, законы симметрии в живых и неживых системах различны (или имеют свои особенности).

Задание 2. Пропорция. Насыпьте в стакан с водой соли столько, чтобы образовался нерастворимый остаток, а затем спросить детей: почему соль не растворилась? Выслушать догадки детей. Причина случившегося - нарушение определенных соотношений. Действительно, качество вещи, ее свойства определяются не только составом ее частей, но и их количественным соотношением. Нарушьте соотношение песка, цемента, извести и воды - и в строительный раствор потеряет вяжущую способность, станет бесполезен; измените соотношение компонентов в приготовляемой пище - и самое изысканное по составу блюдо станет отравой. Эти факты позволили одному ученому сформулировать такую гипотезу: Пропорция - один из принципов организации систем. Как вы понимаете эту гипотезу ученого?

Давайте сначала вспомним, что в математике называется пропорцией. Выслушать детей и предложить им обратиться к словарю, для того чтобы выяснить более широкое значение этого слова (не только математическое).

Подвести итог и ввести понятие «золотого сечения» или «божественной пропорции»: Итак, пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания. Вы, наверное, встречались с понятием «золотое сечение» или «божественная пропорция». Этот термин ввел Леонардо да Винчи. Слово «сечение» в этом случае означает «деление на части». Так называли математики древности и средневековья деление отрезка, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей. Части «золотого сечения» составляют приблизительно 62% и 38% всего отрезка. Золотое сечение чаще всего применяется в произведениях искусства, архитектуре, однако есть данные о его присутствии и в природных системах.

Что необходимо сделать, чтобы доказать или опровергнуть гипотезу, выдвинутую ученым?

Выслушать детей, подвести итог и предложить им выполнить задания.

Задание 3. Текст «Парфенон», иллюстрация «Парфенон». Проверьте предположение о пропорции на примере поиска «золотого» сечения в различных архитектурных сооружениях.

Задание 4. Текст «Человек - существо симметричное и пропорциональное», иллюстрация «Аполлон Бельведерский». Проверьте предположение о пропорции на примере поиска «золотого сечения» в скульптурных изображениях античности.

Задание 5. Текст «Математика растений», иллюстрация «Растение». Проверьте предположение о пропорции на примере поиска «золотого сечения» у растений.

Подведение итогов. Попросите детей оценить полученные факты, как подтверждающие или опровергающие гипотезу ученого. Сформулируйте заключение: пропорции лежат в основе организации естественных и искусственных систем. Сравнить сделанный вывод с формулировкой исходной гипотезы. Сделать заключение о частичной доказанности исходной гипотезы (не было данных о социальных системах, этот вопрос требует специального рассмотрения, прежде чем можно будет сделать какое-то заключение.

Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. - М.: Паритет-МВ, 2006.

Утёмов В. В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 3. С. 51-57.

Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 2841-2845. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm . (Дата обращения 18.12.2017 г.)

Шумакова Н. Б. Междисциплинарное обучение одарённых детей в средней школе / методическое пособие по программе «Одарённый ребёнок». Часть 6 (6 год обучения, тема «Система»). - М.: УЦ «Перспектива», 2015.


Самое обсуждаемое
Аниме про другие миры и героев попавших в них Аниме про другие миры и героев попавших в них
Аниме где гг попадает в параллельный мир Аниме где гг попадает в параллельный мир
Список аниме, где гг попадает в другой мир с крутой силой и гаремом Список аниме, где гг попадает в другой мир с крутой силой и гаремом


top