Основные концепции проектирования профессиональной деятельности. Методические рекомендации по изучению темы. Тема: Изучение и проектирование профессиональной деятельности

Основные концепции проектирования профессиональной деятельности. Методические рекомендации по изучению темы. Тема: Изучение и проектирование профессиональной деятельности

Большинство из нас выбирают помогающую профессию, потому что мы являемся социально активными или для нас очень важно чувство связи с другими людьми. Чаще всего при выборе этой профессии человеком движут не столько финансовые соображения, сколько идеологические.

То, как люди попадают в профессию, зачастую определяет процесс становления в профессии, его начало, то, как человек будет адаптироваться в профессии, кризисно это будет проходить, либо плавно. Однако в профессиональном становлении каждый человек проходит определенные этапы. Давайте вспомним их.

Этапы профессионального развития

Человек проявляет и формирует себя через деятельность, в том числе через профессиональную деятельность. Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или ведущее место в жизни человека, является психологической закономерностью. Кризисы, переломы - обязательные спутники всякого живого развития. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному - сглажено или резко, легко или обостренно, краткосрочно или долговременно, наконец, они могут вести к профессиональному развитию или к профессиональной деструкции.

Профессиональное становление - это динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных этапов:

1) Формирование профессиональных намерений. Развитие в период «выбора профессии», проектирования профессионального «старта» и жизненного пути определяется как стадия оптанта. Это этап осознанной подготовки к «жизни», к труду, этап планирования, проектирования профессионального жизненного пути.

Этап оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в самосознании субъекта деятельности. Формируется реалистическое представление о некоторой «референтной» профессиональной общности, в которую оптант включает себя в будущем. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения.

2) Профессиональное обучение. Этап развития в период профессионального обучения и дальнейшего становления профессионала - в разных случаях приходится на возраст 15 - 18 или 16 - 23 лет. Молодой человек психологически стал более или менее выраженным приверженцем определенной профессиональной общности. Этот период можно назвать стадией или фазой адепта. К адептам можно отнести обучающихся (учащихся) разных уровней и типов профессионального образования.

Конечно, если рассматривать многолетнюю подготовку профессионала, то необходимо различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения. В течение периода профессионального образования происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические «кризисы развития», и потребность в психологической поддержке становления профессионала.

В целом, в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными как для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в профессиональной специфической среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем.

  • 3) Этап профессиональной адаптации представлен следующими стадиями:
    • - стадия адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе. Профессионала на этой стадии можно назвать адаптантом. На этой стадии происходит привыкание, адаптация молодого специалиста в профессиональной среде. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Происходит формирование копинг-стратегий, позволяющих профессионалу справляться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования профессиональных деструкций. На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть научный руководитель или опытный коллега в коллективе.
    • - стадия интернала. Профессионала на этой стадии можно назвать уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии.
  • 4) Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде представлена следующими стадиями:
    • - стадия мастера, мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристикам. Профессионал уже может решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На этом этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.
    • - стадия авторитета, как и стадия мастерства,суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки отличия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.
    • - стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач мастером, возможно, что это специалисты других специализаций, представляют другие ведомства, или других, смежных специальностей. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности, и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.

Профессиональное развитие - это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие - и приобретения и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании профессионалом необходимости кризисов в развитии, такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные, подчас снижается эффективность профессиональной деятельности.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ как сфера профессиональной деятельности


ВИДЫ ПРОЕКТОВ

Приготовление

завтрака

помещения

к торжеству

Сборы в дальнюю дорогу

Защита научной работы


ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Цели и задачи

УЧЕБНОЕ

Зависят от сферы деятельности и направлены на изготовление проектируемого объекта

Результат проекта

Научиться выполнять проект, развить качества, требующиеся для профессионала в любой области

Проектируемый объект

Приобретаемые знания и умения, качества личности, которые развиваются в процессе работы над проектом:

  • настойчивость,
  • ответственность,
  • трудолюбие,
  • умение работать в коллективе

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ЭТАПЫ):

  • Поисковый этап:
  • определение проблемы;
  • темы будущего проекта;
  • поиск и изучение всей имеющейся информации по проблеме;
  • поиск путей решения проблемы

ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ – изделие, социальное мероприятие или услуга, которую можно усовершенствовать, предложить на рынок, с помощью которых можно было бы удовлетворить чьи-либо потребности


2. Конструкторский этап:

  • разработка нескольких вариантов эскизов;
  • их сравнение;
  • выбор лучшего варианта;
  • подготовка необходимой конструкторской документации

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ЭТАПЫ):

3. Технологический этап:

  • разработка технологии изготовления объекта;
  • составление технологической карты;
  • изготовление спроектированного объекта.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ЭТАПЫ):

4. Аналитический этап:

  • анализ результатов работы;
  • подведение итогов;
  • оформление пояснительной записки и подготовка проектной документации для презентации;
  • подготовка и проведение презентации проекта.

1. ПОИСКОВЫЙ ЭТАП:

  • Требования к выбору темы:
  • выбирать надо знакомые, понятные и интересные темы;
  • тема должна быть направлена на удовлетворение выявленной потребности;
  • проект должен быть связан с изучаемыми разделами предмета;
  • при изготовлении проекта должны использоваться безопасные технологии

1. ПОИСКОВЫЙ ЭТАП:

2. Составление технического задания (формулировка требований к объекту):

  • нет смысла выбирать из имеющихся вариантов лучший, если нет определенных требований;
  • требования должны быть конкретными;
  • определение основных функций объекта (физические свойства)

2. КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП:

  • Создание образов (моделей) будущего объекта. Разработка БАНКА ИДЕЙ:
  • создание нескольких вариантов эскизов будущего объекта (рисунок, схема, чертеж, зарисовка)

КЛАУЗУРА – образ будущего изделия в целом, а также его деталей, выполненных в виде рисунков.


2. КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП:

2. Выбор лучшего проекта из имеющихся по различных параметрам , заданным техническим заданием, в том числе по экономическим и экологическим характеристикам.

3. Подготовка конструкторской документации.


3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП:

  • Составление технологической карты выполнения объекта проекта Образец
  • Создание объекта

Последовательность операций

Выбрать заготовки, разметить, распилить заготовку

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

линейка, карандаш, ножовка

Технологическая карта – документ, который содержит все необходимые сведения и инструкции для выполнения определенного технологического процесса или технического обслуживания объекта.


4. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП:

  • Анализ результатов проделанной работы.
  • Завершение оформления пояснительной записки и проектной документации.
  • Создание и проведение презентации.

4. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП:

Презентация работы включает:

1. Пояснительную записку (А4):

Титульный лист

Список литературы

2. Изделие, опытный образец, макет, тексты, рисунки, фото и видеоматериалы и др.)

Презентация – демонстрация возможностей и достижений в решении определенной проблемы.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

  • обоснование выбора проекта, практическая ценность;
  • полнота разработок, самостоятельность, законченность, понятность;
  • аргументированность предлагаемых подходов, решений и выводов;
  • творчество: оригинальность темы, выполнения работы и представления работы;
  • качество выполнения и соответствие стандартным требованиям по оформлению документации.

раздела программы

«Творческий проект»

Тема урока:

7 класс

Дата проведения: 9.12.2014.

Тип урока: урок комбинированный.

Цели урока:

Ход урока:

    (3-5 мин.)

а). Приветствие.

(3 мин.)

    Теоретическая часть (10 мин.)

Вопросы:

    Что такое творческий проект?

Ответы:

    исследование проекта;

    изготовление проекта;

    конкурс проектов;

    защита проекта.

    Практическая часть: ( 40 мин)

Задание 1.

Банк идей проектов

Область деятельности

Перечень возможных проектов

Школа

Дом

Досуг

Техническое творчество

Задание 2

Выбор темы проекта

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Итого:

Задание 3.

    Почему выбрана эта тема?

    Какую проблему она решает?

5. Физкультминутка: (3 мин.)

10 мин.)

(5 мин.)

Объявление итогов.

8. Подведение итогов: (5 мин.)

    Дать домашнее задание.:

Памятка «О культуре труда»

7 класс

Конструирование и моделирование

Тестовые задания

Отметьте знаком «+» все правильные ответы (один или несколько)

    К швейным изделиям плечевой группы относятся:

а). юбка-брюки;

б). сарафан;

в). платье;

г). комбинезон;

д). жилет.

Ответ: б, в, г, д

    При снятии в половинном размере записывают мерки:

а). Сш;

б). Оп;

в). Ст;

г). Сб;

д). Ди.

Ответ: а, в, г.

    Установите соответствие между названием мерки и ее условным обозначением. Напишите возле цифры из левого столбца соответствующую ей букву из правого столбца.

Условные обозначения мерок

Название мерок

а) Длина спины до талии

б) Обхват плеча

в) Высота сидения

г) Полуобхват груди

д) Полуобхват талии

е) Полуобхват бедер

ж) Ширина спины

Ответ: 1-г; 2-в; 3-е; 4-б; 5-а; 6- д; 7- ж.

    Для построения чертежа платья необходимо снять мерки:

а). Ди;

б). Вс;

в). Ст;

г). Сб;

д). Сг.

Ответ: а, в, г, д

    Снятие мерки Сг выполняется:

а). горизонтально по линии бедер с учетом выступа живота;

б). спереди - выше грудных желез;

в). спереди - горизонтально, по наиболее выступающим точкам грудных желез;

г). от линии талии до 7-го шейного позвонка.

Ответ: в

. Методическая разработка урока

раздела программы

«Творческий проект»

Тема урока: «Проектирование, как сфера профессиональной деятельности»

7 класс

Дата проведения: 9.12.2010.

Тип урока: урок комбинированный.

Цели урока:

    Образовательная: актуализировать знания учащихся по проектированию, определить потребности каждого учащегося и сформулировать задачу проекта.

    Развивающая: формировать навыки и умения работы с первоисточниками и текстом.

    Воспитательная: воспитывать толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.

Оборудование, материалы, инструменты, дидактические средства:

    для учителя: информационный стенд «Уголок проектов», плакаты, стенд ПТБ, образцы ранее выполненных проектов.

    Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, ластик, линейка.

Ход урока:

    Организационно-подготовительная часть: (3-5 мин.)

а). Приветствие.

б). Проверка посещаемости и готовности к уроку.

    Мотивация учебной деятельности (сообщение темы и цели урока)

(3 мин.)

В 5-6 классах вы работали над проектами и сегодня вы видите оформленную выставку, на которой представлены все творческие проекты, выполненные учащимися.

    Теоретическая часть (10 мин.)

Повторение пройденного материала.

Вопросы:

    Что такое творческий проект?

    Какова основная цель любого проекта?

    Из каких частей состоит творческий проект?

    Что содержит техническая документация проекта?

    От чего зависит качество выполнения проекта?

    Перечислите основные этапы проекта.

Ответы:

1. Творческий проект - это учебно-познавательная, исследовательская, творческая, самостоятельно выполненная работа учащегося, связанная с решением какой-либо проблемы.

2. Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды.

3. Творческий проект по технологии состоит из двух частей: 1-я часть - это теоретическая документация на изготовление проекта, 2-я - сам проект, то есть реально изготовленное изделие.

4. Техническая документация проекта содержит чертежи изделия, эскизы, техническую карту на изготовление проекта, описание технологии конструирования и изготовления проекта, расчет себестоимости проекта и его оценки.

5. Качество выполнения проекта зависит от полученных знаний, а также от умений и навыков, приобретенных на уроках технологии.

6. Основные этапы работы над проектом:

    выбор и обоснование темы проекта;

    исследование проекта;

    поиск альтернативных вариантов проекта;

    планирование технологического процесса проекта;

    изготовление проекта;

    конкурс проектов;

    защита проекта.

    Практическая часть: ( 40 мин)

Задание 1.

Проектирование как вид творчества предполагает восхождение, движение от старого к новому, от известного к неизвестному, от дефицита и некачественного товара к новому, более совершенному.

Оглянитесь вокруг, посмотрите, что вас не устраивает, например, в оформлении класса, квартиры или школы. Подумайте о возможности изготовления каких-либо необходимых изделий для отдыха или игр на улице, которые можно изготовить своими руками, и запишите их в банк идей.

Банк идей проектов

Область деятельности

Перечень возможных проектов

Школа

Дом

Досуг

Техническое творчество

Декоративно-прикладное искусство

Посмотрите внимательно на таблицу «Банк идей проектов», подумайте и определите наиболее интересные для себя 1-3 темы проектов изделий, которые вы сможете спроектировать самостоятельно и изготовить. Запишите выбранные темы:

Тема 1.................................................................................................................................

Тема 2.................................................................................................................................

Тема 3.................................................................................................................................

Задание 2

Используя таблицу, где представлены основные требования и выбор темы проекта и учитывая свои возможности, проанализируйте эти данные и отметьте по каждой теме свои результаты «да» - 1 балл, «нет» - 0 баллов)

Определитесь с темой проекта.

Выбор темы проекта

Учет основных требований и выбор объекта

Тема 1

Тема 2

Тема 3

1. Объект должен быть вам хорошо знаком, понятен и интересен.

2. Объект должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом.

3. Создание полезной и красивой вещи.

4. Необходимо понимание, что объект по силам, должны учитываться возможности школьного кабинета «Технология» и наличие определенных умений и навыков в данной области деятельности.

5. Готовность приобрести за свой счет необходимый материал для изготовления проекта.

6. Количество времени, необходимое для изготовления проекта.

Итого:

Если возникнут определенные трудности с выбором темы, то обратитесь к учителю за помощью. Если вы определились с темой проекта самостоятельно, то запишите ее.

Задание 3.

Когда тема ясна, необходимо обосновать свой выбор, ответив на вопросы:

    Почему выбрана эта тема?

    Какую проблему она решает?

    Для кого предназначен ваш проект?

    Какова основная цель данного проекта?

Сформулируйте свое обоснование и запишите его, выполнив аккуратно технический рисунок или эскиз проекта.

Тема проекта:..........................................................................................................

Обоснование проекта:.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Цель проекта:..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... …......................................

Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной практической работы.

Целевые обходы рабочих мест учащихся с целью контроля:

    Аккуратность выполнения задания;

    Умение работать (отстаивать свое решение, аргументировать его).

    Контроль правильности выполнения приемов работы4

    Контроль соблюдения правил безопасной работы;

    Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

    Контроль объема и качества выполненной работы.

5. Физкультминутка: (3 мин.)

    Исходное положение - стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. На «раз» - поднять руки вверх, сделать левой ногой шаг назад, прогнуться; на «два» - вернуться в исходное положение, на «три» - поднять руки вверх, сделать правой ногой шаг назад, прогнуться; на «четыре» - вернуться в исходное положение.

Упражнение выполнять 5-6 раз.

    Исходное положение - стоя, ноги вместе, руки на поясе. Выполнить повороты туловища вправо и влево. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

6. Заключительный инструктаж. (10 мин.)

Подведение итогов выполнения учебных задач урока

7. Самостоятельная работа учащихся у доски: (5 мин.)

Сообщение о достижении цели урока.

Объявление итогов.

8. Подведение итогов: (5 мин.)

    Отметить работу учащихся на уроке (выделить наиболее активных) и объявить оценки.

    Дать домашнее задание.:

Выполнение эскизов. Подбор материалов для выполнения творческого проекта.

Стр 172-187 , Технология: учебник для учащихся 7 клапсса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред. В.Д. Симоненко - М.:Вентана-Граф, 2010

    Заключительное слово учителя:

Красив человек труда. Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем - счастьем творчества.

На уроках технологии вы учитесь трудится, приобретаете новые различные технологические приемы, пробуете себя в творческих проектах, то есть соприкоснулись с технологией творчества.

Будьте уверены, что все полученные знания и умения вам пригодятся в дальнейшей жизни.

Главное же, не забывайте о культуре труда.

Памятка «О культуре труда»

Старательно учись, будь активным и внимательным на уроке.

Держи свои книги и тетради в порядке, в определенном месте.

Садись за выполнение уроков всегда в одно и то же время.

Сначала займись тем, что для тебя труднее.

Делай в работе перерыв через каждые 40-45 минут.

Береги книгу, не загибай уголки ее страниц, пользуйся закладками.

Не вырывай страницы из книг, не делай в ней записи и рисунки.

В читальном зале веди себя тихо, не мешай другим своими разговорами.

Разумно планируй и используй время, будь точным и исполнительным, учись правильно организовывать свой труд.

Уважай труд, добивайся того, чтобы результаты его были обильны.

Сочетай физический труд с умственным занятием.

Выполняй требования учителей и родителей.

Большинство из нас выбирают по­могающую профессию, потому что мы являемся социально активными или для нас очень важно чувство связи с другими людьми. Чаще всего при выборе этой профессии человеком движут не столько фи­нансовые соображения, сколько идеологические.

Сейчас предлагаю Вам нарисовать свой «жизненный путь»: разверните лист горизонтально (альбомный лист), на нем нарисуйте горизонтальную линию. Это ваш жизненный путь, путь вашей жизни. В середине ее отметьте точкой настоящее время, слева от нее важные события в прошлом, подписывая даты событий, справа – возможные события в будущем.

- Какие факты из жизни – профессиональные или личные – преобладают?

- Что, по Вашему мнению, играет большую роль в жизни?

Не всегда жизнь это профессия, а профессия это – жизнь. Поэтому давайте выделим из Вашего общего «Жизненного пути» «Профессиональный жизненный путь». Рисуем вторую горизонтальную линию, в центре отмечаем настоящий момент, то положение, которое вы занимаете сейчас, и также слева до настоящего момента отметьте важные с профессиональной точки зрения события и подпишите даты этих событий и их названия.

Посмотрите на эти линии, на жизненный и профессиональный пути.

- Каких событий больше – личных или профессиональных?

- Взаимосвязаны ли события личного и профессионального характера между собой?

- Какие это были события?

Давайте вспомним, как начиналась Ваша профессиональная жизнь как спасателя. Ведь профессиональный путь начинается не с первого рабочего дня, а с того момента, когда мы задумались о новой для нас профессии. Что определило Ваш профессиональный выбор? Профессия спасателя стала продолжением Ваших спортивных увлечений (подводное плавание, скалолазание), Ваш выбор определил пример друга, или внутреннее желание помочь людям, или, может быть, престижность профессии, или по другим причинам?

То, как люди попадают в профессию, зачастую определяет процесс становления в профессии, его начало, то, как человек будет адаптироваться в профессии, кризисно это будет проходить, либо плавно. Однако в профессиональном становлении каждый человек проходит определенные этапы. Давайте вспомним их.

Этапы профессионального развития

Человек проявляет и формирует себя через деятельность, в том числе через профессиональную деятельность. Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или ведущее место в жизни человека, является психологической закономерностью. Кризисы, переломы – обязательные спутники всякого живого развития. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному – сглажено или резко, легко или обостренно, краткосрочно или долговременно, наконец, они могут вести к профессиональному развитию или к профессиональной деструкции.

Профессиональное становление – это динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных этапов:

1) Формирование профессиональных намерений. Развитие в период "выбора профессии", проектирования про­фессионального "старта" и жизненного пути определяется как стадия оптанта. Это этап осознанной под­готовки к "жизни", к труду, этап планирования, проектирования профессионального жизненного пути.

Этап оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в самосознании субъекта дея­тельности. Формируется реалистическое представле­ние о некоторой "референтной" профессиональной общности, в которую оптант включает себя в будущем. Формируются профес­сиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения.

2) Профессиональное обучение. Этап развития в период профессионального обучения и дальнейшего становления профессионала - в разных случаях приходится на возраст 15 - 18 или 16 - 23 лет. Молодой человек психологически стал более или менее выраженным приверженцем определенной профессиональной общности. Этот период можно назвать стадией или фазой адепта. К адептам можно отнести обучающихся (учащихся) разных уровней и типов профессионального образования.

Конечно, если рассматривать многолетнюю подготовку профессионала, то необходимо различать тех, кто находится на пер­вом, на втором и т.д. годах обучения. В течение периода профессионального образования проис­ходят очень существенные изменения самосознания, направлен­ности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические "кризисы развития", и потребность в психологической поддержке станов­ления профессионала.

В целом, в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профес­сиональную общность и культивируемых в ней, овладение специ­альными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными как для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Развива­ются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в профессиональной специфической среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-професси­ональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избран­ным путем.

3) Этап профессиональной адаптации представлен следующими стадиями:

    стадия адаптации, "привыкания" молодого специалиста к работе. Профессионала на этой стадии можно назвать адаптантом. На этой стадии происходит привыкание, адап­тация молодого специалиста в профессиональной среде. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Происходит формирование копинг-стратегий, позволяющих профессионалу справляться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования профессиональных деструкций. На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть научный руководитель или опытный коллега в коллективе.

    стадия интернала. Профессионала на этой стадии можно назвать уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии.

    Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде представлена следующими стадиями:

    стадия мастера, мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристикам. Профессионал уже может решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На этом этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.

    стадия авторитета, как и стадия мастерства, суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки от­личия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.

    стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач мастером, возможно, что это специалисты других специализаций, представляют другие ведомства, или других, смежных специальностей. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности, и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.

Профессиональное развитие – это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие - и приобретения и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании профессионалом необходимости кризисов в развитии, такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные, подчас снижается эффективность профессиональной деятельности.

- Соотнесите эти этапы с Вашим профессиональным путем.

- На Вашем пути есть такие этапы?

- Отражены ли они на Вашем рисунке?

- Если нет, соотносятся ли события, отмеченные Вами, с этими этапами прямо или косвенно?

Это делается для того, чтобы спасатели задумались над смыслами тех событий, которые с ними происходили, может быть, события которые они считали негативными или др. на самом деле оказались одним из этапов становления.

- С какими изменениями связан каждый этап Вашего профессионального становления?

- Что Вы приобрели, и что Вы потеряли на каждом из них?

На Вашем «Профессиональном жизненном пути» найдите глазами тот этап профессионального становления, на котором Вы находитесь сейчас. Подпишите этот этап соответствующим названием (мастер, авторитет, наставник).

- Какие события соответствуют этому этапу?

- Что Вы потеряли с переходом на этот новый профессиональный этап (меньше стало свободного времени)?

- В результате Вы приобрели больше, чем получили, или меньше?

Рекомендации по ведению: Если спасатели видят, что у них приобретений больше, чем потерь на этом этапе, значит все хорошо, можно переходить к следующему профессиональному этапу. Если вышло так, что потери преобладают над приобретениями, надо обратить внимание спасателя на то, почему так произошло, обратиться к личному опыту, выяснить, что происходило там в это время. Прояснить насколько личная ситуация влияла на профессиональную жизнь. Если в этот период в личной жизни происходили серьезные значимые события (неважно плохие или хорошие), тогда обратить внимание спасателей на то, что они могли «оттянуть на себя большую часть внимания», и тогда профессиональное становление отошло на второй план. Здесь важно расставить приоритеты, что тогда было для человека наиболее важным: личное или профессиональное, и в итоге прийти к тому, что приобретений у лично него больше, чем потерь.

Хорошо, движемся назад по профессиональному пути к следующему этапу. Подпишите его, что это был за этап (профессиональная адаптация).

- С чем он был связан лично для Вас (может быть с каким-то событием)?

- С какими потерями связан этот этап?

- Что Вы приобрели на этом этапе?

Запишите их под этим этапом.

Рекомендации по ведению: Также прорабатываются последующие этапы профессионального становления, вплоть до этапа профессиональной подготовки. Итак, пройдя столь долгий профессиональный путь, полный потерь и приобретений, кризисов и различных метаморфоз, несомненно, сейчас Ваши представления о профессии и о ценностях в профессии (важных для профессии) отличаются от тех представлений и ценностей, которые были у Вас, когда вы пришли в профессию. Давайте вспомним, какими они были?

Спасатели на листе бумаги в столбик пишут 5-10 ценностей, которые были важны для них в начале профессиональной деятельности. Теперь проранжируйте их. Первый ранг получает самая важная ценность, соответственно, последняя – наименее важная для Вас. Давайте попробуем проследить, как менялись ценности от начала Вашего пути до настоящего момента.

- Как менялись Ваши ценности от этапа к этапу?

- Что изменилось на этапе профессионального обучения, на этапе адаптации?

- Что изменилось в Ваших профессиональных ценностях в настоящем: может, изменились сами ценности, может, ценности остались те же, но изменились приоритеты – другие ценности сейчас на первых местах?

- Запишите Ваши ценности на настоящий момент и проранжируйте их.

Спасатели записывают их ценности в соседнем столбике и ранжируют их так же, как в предыдущий раз. Теперь давайте сравним эти две колонки.

- Что изменилось?

- Поменялись ли сами ценности?

- Что повлияло на эти изменения?

Но на этом этапе Ваша профессиональная жизнь не заканчивается, впереди еще много времени и многое может произойти, несмотря на то, что Вы находитесь сейчас в том месте Вашего профессионального пути, где, казалось бы, учиться Вам уже не чему. Ваше нынешнее обучение – это последняя ступень обучения профессии «спасатель». Вы и Ваши коллеги являетесь лучшими в своем деле, и у каждого из Вас есть свой индивидуальный стиль. Этот индивидуальный стиль проявляется в том, что Вы эффективно справляетесь со сложными, иногда новыми задачами, связанными с жизнью человека. Сталкиваясь с новой задачей в работе, что Вы делаете для того, чтобы быстро и эффективно ее решить?

Рекомендации по ведению: При возникновении затруднений приводим пример: Вы какое-то долгое время работаете на ЧС одного вида, например на обрушениях зданий и конструкций. В одну из смен происходит вызов и, как часто бывает из-за нехватки информации, то, что придется Вам вести водолазные работы, становится понятным только на месте. Водолазов нет, и Вы понимаете, что эту работу придется делать Вам. Это новый для Вас вид деятельности. Понятно, что когда-то Вас этому учили, но в последнее время Вы этим не занимались. Что Вы будете делать в этой ситуации? Звонить знакомому водолазу? Посоветуетесь с коллегами, которые находятся рядом с Вами? Или нырнете в воду?

- Находились ли Вы когда-нибудь в похожей ситуации?

- Как Вы обычно справляетесь с новыми задачами?

Сейчас посмотрите на Ваш «профессиональный путь» и отметьте на нем следующий этап Вашего развития.

- Каким Вы его видите?

- Что Вы, возможно, потеряете и приобретете на новом этапе?

- Изменятся ли как-то Ваши ценности?

Упражнение «Через много-много лет». Данное упражнение помогает сформировать положительный образ старости.

Давайте пофантазируем и представим себя через много-много лет в старости. Представьте, что Вы довольны своей жизнью. Возьмите чистый лист бумаги и опишите свою жизнь:

- Чем Вы занимаетесь? Работаете ли? За что отвечаете? Может быть, у Вас появились новые увлечения, хобби?

- Как Вы выглядите в старости? Какую носите одежду? Может, Вы измените прическу, отпустите бороду или отрастите усы?

- Где Вы живете? Какой у Вас дом? Кто живет вместе с Вами? Может у Вас есть домашнее животное?

- Подумайте, какая музыка Вам будет приятна? Как будут проходить праздники?

- Представьте, как изменится Ваш день? Поздно или рано Вы будете ложиться спать или просыпаться? Как часто будете ходить на прогулки?

- Довольны ли Вы описанным образом?

- Что нравится Вам в этом образе больше всего?

А теперь представьте, что «Вы в будущем» можете передать маленькую записку «себе в настоящий момент». Возьмите маленький листочек (7 7 см.) бумаги и запишите это пожелание. Главное условие - это должно быть всего лишь одно предложение. Сохраните его, возможно, оно Вам пригодится!

1

Современные достижения в области теории и практики дизайна в образовательной деятельности выступают как профессиональный инструментарий, который проявляется в раздробленности знаний и методических средств. Творческое проектирование – это способ разумной организации учебной проектной деятельности, помогающий сохранить цельность профессионального сознания, так как предоставляет методические ориентиры и осознанную свободу творческих проявлений. Основная задача творческого проектирования состоит в том, чтобы раскрыть сущность процесса профессиональной деятельности дизайнера и выявить основные его этапы. Предлагаемая схема творческого проектирования представляет собой универсальную структуру, гибкую и динамичную одновременно. Компоненты структуры являются устойчивыми и наиболее повторяемыми комбинациями операций творческого процесса. Содержание, последовательность и время реализации компонент варьируется в зависимости от вида дизайнерской деятельности и специфики ситуации.

профессиональное развитие

визуализация

творческое проектирование

1. Вербицкая Н. О. Компетенции: педагогические проблемы восприятия // Профессиональное образование. Столица. – 2012. – № 5. – С. 19-22.

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с.

3. Каган М. С. Эстетика как философская наука. – Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 544 с.

4. Мелодинский Д. А. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: Учебн. пособие. – М.: Архитектура – С, 2004. – 312 с.

5. Психология художественного творчества: Хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. – Мн.: Хервест, 1999. – 752 с.

6. Степанов А. В. Архитектура и психология: Учебное пособие для ВУЗов / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. – М.: Стройиздат, 1993. – 290 с.

7. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А. В. Иконников, М. С. Каган, В. Р. Пилипенко и др.: под общей редакцией А. В. Иконникова, ВНИИТЭ. – М.: Стройиздат, 1990. – 335 с.

Конец ХХ века преподнес нам немало новшеств во многих сферах жизни, в том числе создал условия для рождения нового визуального языка, что в свою очередь усилило проектное, прогностическое начало и предвидение в дизайнерском освоении действительности . Первоочередной задачей современного специалиста по предметным формам является решение не только актуальных проблем, но и прогнозирование будущих материальных и духовных запросов человека. Для осуществления этой задачи каждый дизайнер должен внимательно вслушиваться в окружающий мир, отзываясь на различные проявления образов и чутко воспринимая сообщения. Но получить новую информацию чрезвычайно сложно, так как в потоке внешних раздражителей специалист обычно воспринимает то, что укладывается в рамки имеющихся знаний и представлений. Возникает закономерный вопрос о том, какие знания, умения и навыки необходимо сформировать у будущего профессионала для того, чтобы он смог справиться с проектированием пространственно-предметной среды будущего? Ведь столкновение с каждой последующей задачей потребует от проектировщика определенной перестройки своего профессионального опыта. Ранее используемые методы работы станут неприемлемыми в силу конструирования новых приемов, соответствующих индивидуальному пониманию очередной проектной ситуации.

Сегодня наиболее острым является «вопрос о качественной перестройке проектной деятельности» и совершенствовании дизайнерского образования. Проблема всякого высшего образования, а дизайнерского в особенности, это - прежде всего проблема «преодоления односторонности ее профессионального развития, готовящего будущего специалиста скорее к какой-то определенной, социально заданной функции, а не к живой развивающейся деятельности, задающей жизнь самой психике, меняющей ее в ходе развития, обогащающей новым содержанием и новыми возможностями» .

Если понимать профессиональное развитие как способность менять в себе то, что должно измениться, как ответ на вызов определенной ситуации с сохранением некоторого ядра профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональных компетенций), тогда «на выходе» у нас есть шанс получить компетентного специалиста, способного «мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности» .

Какой же должна быть профессиональная компетенция, чтобы вкупе с личностной была сформирована основная дизайнерская способность - готовность к постоянным изменениям в жизни, к совершенствованию своих знаний и получению удовольствия от решения возникающих интеллектуальных задач.

Проблема компетенций является в системе образования одной из наиболее обсуждаемых. Вместе с тем, рассматривая вопрос о профессиональных компетенциях дизайнеров и процессе их формирования, мы опираемся на точку зрения Вербицкой Н. О. , разделяющей понятия учебно-профессиональная и профессиональная компетенции. Мы полагаем, что именно процесс дизайнерской деятельности является деятельностной основой, «сращивающей» учебные и профессиональные компетенции дизайнеров. Это делает возможным для дизайнеров, обучающихся, делать творческие работы не только не уступающие, но в отдельных случаях и превосходящие по качеству профессиональные.

Рассмотрим сам процесс дизайнерской деятельности - проектирование. Все виды проектирования: техническое, гуманитарное, художественное и т.д., имеют множество различий, соблюдая при этом единые методологические принципы организации, а именно - «двухслойную организацию»: слой видения и понимания; слой организации и действия. Преобразование во всех видах проектирования начинается с момента необходимости решения какой-либо задачи сначала в мышлении проектировщика, а затем в его действиях. Процесс построения плана и технологии выполнения пунктов этого плана вторичен по отношению к процессу построения концепции. В случае осознанной творческой активности дизайнера отправной точкой процесса проектирования является момент нахождения им противоречия в окружающей действительности. «Увидеть» его он сможет только в том случае, если он готов к этому действию, ведь он исходит не столько из того, что видит, сколько из того, что знает. Собственно говоря, он даже видит, что знает .

Визуальная культура современного человека состоит в способности охвата целостности мира, создании представления о нём, оценке различных образов. В них, как и в отвлечённых понятиях-мыслях, содержится огромное духовное содержание, отражающее дух времени. «Картина» мира отдельного человека представляет собой многочисленную информацию, имеющую системный вид, включающую субъективную карту пространства и времени, схемы отношений между объектами, набор правил, управляющих тем миром, в котором живет данный человек. «Только создав себе мир в виде целостной его «картины», человек может в нем функционировать» . Предметный мир существенно дополняет «картину» мира человека. Пространственные структуры, архитектурные объемы и детали - проясняют, усиливают и даже определяют эмоционально-психологический настрой средового пространства. Пластичная форма посуды, бытовых приборов и одежды придают этому состоянию различные оттенки. Все вместе они образуют широкую гамму воздействий на внутренний мир человека, обогащая его «картину» мира, делая ее сложнее и многоцветнее. Находясь в средовой структуре, насыщенной оригинальными предметными формами, человек получает возможность мысленно достраивать и совершенствовать собственный взгляд на мир. Чем сложнее он становится, тем интереснее становятся человеческие отношения с реальностью. А роль и ответственность проектировщиков предметного мира возрастает с каждым днем, так как именно от их профессионализма зависит сохранение «в особых формах художественной культуры тех связей с материальной средой, которые складывались в прошлом» и развитие способности у каждого человека воспринимать усложняющуюся жизнь.

Визуальная культура проявляет значимость целостной «картины» мира, а для будущего дизайнера - это необходимая потребность для осуществления деятельности по творческому проектированию. Именно эстетическая необходимость воспринимать и чувствовать гармонию (дисгармонию) пространственно-предметной среды формирует профессиональную готовность дизайнера к преобразованию действительности. Проектируя образ будущего, материальная база которого закладывается уже сегодня, дизайнеры проявляют себя и как регуляторы отношений между людьми и природой. Ведь именно дизайнер придает форму среде, в которой мы все живем, и орудиям, которыми мы пользуемся. Для того чтобы соотнести окружающую человека среду и его личностную целостность, будущему специалисту необходимо профессиональное умение структурного видения реальной действительности.

Как выглядит структура «картины» мира в осознанном представлении дизайнера?

Во-первых, гармонично выстроенная среда обитания человека, его орудий, и собственно сам человек. Природа - та, что существует независимо от деятельности человека, и «зеленая архитектура» - результат его воображения и преображения реальности. Окружающая застройка, в которой протекает наша повседневная жизнь, образующая архитектурно организованное пространство города, площади, улиц и дорог. «Архитектура средств передвижения, циркулирующих в данном пространстве» и архитектура малых форм. Индустрия потребительских товаров и быстро реагирующие на изменения такие области промышленности, как персональные компьютеры, телевидение, аппаратура с высокой точностью воспроизведения, кинокамеры и другие электронные устройства. Стационарная обстановка производственных, общественных и жилых помещений с необходимой бытовой утварью и производственным инвентарем. Наконец, сам человек и составляющие его образа: одежда, прическа, украшения.

Все вышеперечисленные элементы системы тесно взаимосвязаны друг с другом и «рассматриваются не сами по себе, а как значимое соединительное звено между человеком и средой обитания» . Ведь восприятие базируется на способности человека соотносить те или иные впечатления /зрительные, тактильные, психологические/ от визуальной среды с «восприятивным опытом» всей его жизни, с предпочтениями и практикой личных контактов с действительностью. В трудах Кагана М. С., Щедровицкого Л. П., Дубровского В. Я., раскрывающих методологию и теорию деятельности, мы находим, что проектирование предстаёт как деятельность, в процессе которой конструируются образы новой действительности на основе прежнего опыта и былых впечатлениях.

Сегодня нет во вселенной явления, предмета, сооружения, устройства, которое не может рассматриваться как генератор эмоционально-художественного содержания и само по себе, и как исходная точка формирования оригинальных эстетических переживаний. Поэтому дизайнерское искусство встало перед новой стороной собственной технологии, перенося центр тяжести в работе дизайнера с поиска элементов новых форм на поиск способов их синтеза. Исходя из этого, считаем целесообразным ориентировать процесс теоретического обучения творческому проектированию на следующие методы:

Абстрагирования /отвлечение от всего несущественного/;

Обобщения /фиксацию необходимых связей структуры объекта восприятия/.

Раскрывая сущность вышеперечисленных понятий студентам, мы создаем каркас будущих профессиональных знаний, так как именно «в категориях заключена сама логика профессионального сознания проектировщика, которая определяет динамику проектного процесса, связь понятий с действиями» . Кроме того, что категории с самого начала обучения раскрывают алгоритм и механизм процесса творческого проектирования, «они создают образы для мысли» . А далее, «мысль созидает адекватную себе форму» .

Заметим, что образ как оперативная единица наглядно-образного мышления отличается от других образов, отражающих реальные свойства предметов. «Его создание не есть акт простого созерцания находящегося перед глазами объекта или его изображения, а результат особой интеллектуальной деятельности, требующей специальных навыков и умений, наличия выработанных установок внимания, определённой культуры видения» . Студенты, впервые приступающие к творческому проектированию, не могут справиться с ним, так как запас образов памяти недостаточен для свободного воображения и получения новых образов. Следовательно, на данном этапе основной задачей становится создание личного «парка образов» у каждого студента.

Далее задача специалиста в том, чтобы его индивидуальное видение решения противоречия получило адекватное выражение в ситуации деятельностной, то есть нашло свое практическое воплощение в способе решения проектной проблемы. Благодаря заданной последовательности учебных заданий деятельностью студента становится не только поиск условий и средств, но и собственных способов решения задачи. Творческий процесс не прекращается, так как авторский метод будущий дизайнер совершенствует в профессиональном направлении: от построения частных задач в пределах заданной системы он переходит к программированию всего процесса в целом. Вовлечение в процесс творческого проектирования все большего числа компонентов деятельности переводит его в новый ранг творческой проектной деятельности. В структуре творческой проектной деятельности мы выделяем следующие элементы (компоненты):

КОМПОНЕНТА ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ - ПОИСКОВАЯ КОМПОНЕНТА - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА - КОМПОНЕНТА ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ - ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ КОМПОНЕНТА - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПОНЕНТА.

Схема творческого проектирования как процесса

Представленные компоненты процесса творческого проектирования мы описываем следующим образом:

Компонента визуальной культуры - отправная точка процесса творческого проектирования:

Поиск идей, выбор основной идеи;

Построение на ее основе концепции будущего дизайн-продукта.

Следующая - поисковая компонента - представляет собой этап выработки алгоритма всего процесса творческого проектирования, начиная с исследования исходной ситуации с намерением:

Описать предполагаемый будущий дизайн-продукт и его свойства;

Составить план процесса творческого проектирования и предполагаемых входящих задач.

Изобразительная компонента - визуализация, сопровождающая весь процесс творческого проектирования (основные этапы):

Визуализация как вспомогательный элемент процесса анализа;

Визуализация как вспомогательный элемент процесса создания образа;

Визуализация как вспомогательный элемент процесса презентации;

Визуально-изобразительные средства как катализатор процесса творческого проектирования.

Компонента проектного моделирования представляет собой процесс формирования:

Инструментальной состоятельности дизайн-продукта;

Социально-культурной осмысленности дизайн-продукта;

Объемно-пространственного решения дизайн-продукта.

Презентационная компонента - это организация процесса демонстрации с помощью аудиовизуальных и коммуникационных средств:

Инструментальных, социально-культурных и объемно-пространственных свойств дизайн-продукта.

Исследовательская компонента - заключительный этап анализа и переосмысления:

Концепции дизайн-продукта;

Характеристик и свойств дизайн-продукта;

Процесса творческого проектирования дизайн-продукта.

Связи функционирования обеспечивают реальную жизнедеятельность компонентов творческого проектирования как системы. Таким образом, у будущего дизайнера в процессе творческого проектирования сохраняется связь всех этапов с исходной ситуацией. Постановка же дополнительных (входящих) задач не только стимулирует творческий поиск, но и конкретизирует стратегию всего проектного процесса. Элементы /компоненты визуальной культуры, поисковые и изобразительные, проектного моделирования, презентационные и исследовательские/, объединяемые связью функционирования, совместно осуществляют функцию профессионализации знаний, умений и навыков.

Рецензенты:

Вербицкая Наталья Олеговна, доктор педагогических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта Уральского лесотехнического университета, г. Екатеринбург.

Пономарев Александр Владимирович, доктор педагогических наук, лауреат премии Российской Федерации в области образования, заведующий кафедрой «Организация работы с молодежью» Уральского федерального университета, г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Байрачная Ж.Э. ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8738 (дата обращения: 21.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Самое обсуждаемое
Жена Хрущева Никиты: биография, история и интересные факты Хрущёв с женой Жена Хрущева Никиты: биография, история и интересные факты Хрущёв с женой
Разложение в ряд тейлора Разложение в ряд тейлора
История Первые олимпийские виды спорта в древней греции История Первые олимпийские виды спорта в древней греции


top