Вопрос 48. Профориентационное консультирование
1. Понятие профориентационного консультирования
2. Принципы работы профконсультанта
3. Схема профориентационной консультации
4. Диагностика в профориентационном консультировании
1. Профориентационное консультирование - это специальная деятельность консультанта, направленная на оказание помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда.
Профконсультирование помогает решить следующие проблемы индивидуальной занятости:
Выбор профессии;
Определение профиля профессионального обучения;
Трудоустройство;
Смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации.
Профессиональное консультирование может быть:
индивидуальным, когда работа по профориентации осуществляется с одним клиентом, имеющим запрос по поводу своей индивидуальной занятости, и в данном случае используются соответствующие методы и техники работы:
Беседы с профконсультантом;
Диагностические процедуры;
Информационные методы;
Специальные упражнения и домашние задания и т. п.;
групповым, когда профориентационная работа проводится с группой, имеющей соответствующий запрос, чаще всего в режиме группового профориентационного тренинга, и этом случае, помимо методов индивидуальной профориентационной работы, профконсультантом могут использоваться деловые и имитационные игры и групповая дискуссия. Профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов. В связи с этим выделяются следующие сферы применения профориентационного консультирования:
Профориентация в школе;
Профориентация в службе занятости.
2. Так как профориентационное консультирование предполагает известное вмешательство консультанта в личностную сферу клиента и в некоторой степени в его жизнь, на консультанта, занимающегося данным видом деятельности, ложится серьезная ответственность.
Выдвигаются следующие профессиональные и этические принципы и нормы работы, регламентирующие и определяющие деятельность консультанта:
Принцип ответственности. Это означает, что профконсультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций;
Принцип компетентности, предполагающий наличие у профконсультанта необходимой специальной теоретической и практической подготовки, а также использование им приемов и методов, соответствующих его квалификации и личным возможностям.
В связи с этим профконсультант обязан:
Постоянно повышать свою квалификацию; « знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности;
Выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования;
Принцип добровольности, предполагающий личное желание клиента участвовать в профконсультации и гарантирующий ему право отказа от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин;
Принцип конфиденциальности, означающий, что вся информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам. Также суждения и оценки профконсулътанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решений;
Принцип активности, предполагающий, что клиент самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости, а задача профконсулътанта - оказание информационной и психологической помощи в ответ на запрос клиента, а также создание условий и поощрение активности и самостоятельности консультируемого в принятии им решения;
Принцип позитивности, означающий, что профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях и ресурсах клиента, а не на его недостатках и слабых местах и поддерживает и стимулирует поисковую активность клиента;
Принцип лояльности, предполагающий, что профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении и интересы клиента, даже если они не соответствуют интересам службы занятости, являются приоритетными.
3. Консультанту , занимающемуся профориентационной деятельностью, необходимо структурировать процесс консультирования. Для этого в работе следует использовать четкую схему, позволяющую организовывать адекватное взаимодействие с клиентом на всех этапах работы и успешно решать соответствующие каждому этапу задачи.
Существует следующая схема поэтапного решения задач профориентационной консультации:
подготовительный этап, где главная задача консультанта - составление общего представления о проблеме клиента.
Для решения этой задачи консультант предпринимает следующие действия:
Анализирует имеющиеся у него данные о проблеме клиента;
Подбирает справочно-информационный материал, соответствующий запросу клиента; « подбирает необходимые диагностические методики;
Продумывает общую стратегию работы;
первый этап, в процессе которого решается задача формулирования профконсультационной проблемы, то есть консультанту необходимо увидеть проблему глазами клиента.
Данный этап имеет следующие характеристики:
Должен начинаться со знакомства, создания атмосферы безопасности и формирования доверия клиента к консультанту;
Консультанту необходимо оценить исходную ситуацию консультирования по следующим критериям:
В чем заключается проблема клиента;
Каково отношение клиента к консультации и профконсультанту;
Каково общее психоэмоциональное и физическое состояние клиента;
Каков внутренний мотив обращения к консультанту;
Каковы условия для проведения консультирования с данным клиентом: организационные, временные составляющие, информационная и методическая оснащенность;
Насколько данная ситуация и проблематика клиента соответствуют профессиональной квалификации и компетентности консультанта, какова готовность консультанта к консультированию;
второй этап предполагает решение задачи выдвижения и проверки профконсулътационных гипотез, которая осуществляется следующими способами:
Выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста;
Уточнение либо изменение предварительной гипотезы;
Определение пути совместного решения проблемы;
Разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения;
третий этап предполагает равную степень активности консультанта и клиента и совместное определение ими конкретной цели и характера данной консультации, которая может быть:
Информационно-справочной;
Диагностико-корректирующей;
Формирующей;
четвертый этап, предполагающий совместную работу консультанта и клиента по достижению цели, определенной ими на предыдущем этапе. На данном этапе в зависимости от поставленной цели консультант может применять и использовать:
Психодиагностические методики;
Наблюдение за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценкой;
Постановку профориентационных задач;
Совместное обсуждение различных ситуаций;
Профориентационные игры и упражнения;
пятый этап предполагает совместное подведение итогов консультации, которые могут быть окончательными или промежуточными. Эта задача решается с помощью постановки консультантом специальных вопросов клиенту:
Каковы результаты данной консультации для клиента, что она ему дала;
Достигнуты ли поставленные вначале цели;
Какие выводы сделал клиент и к какому решению пришел;
В случае многоразовой консультации консультант и клиент определяют пути дальнейшей работы и намечают цели;
В случае если данная консультация является единственной, то составляется более совершенный вариант профессионального плана;
завершающий этап предполагает подведение консультантом итогов проведенной консультации, для этого он может запротоколировать следующие сведения:
Анкетные данные клиента;
Общие выводы по предварительным данным;
Первоначальное понимание клиентом своей проблемы;
Гипотезу профконсультанта;
Совместно конкретизированную цель и шаги, предпринятые для ее достижения;
Итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом;
Примечания.
4. В профессиональном, профориентационном консультировании , в отличие, например, от личностного консультирования, психодиагностические процедуры применяются гораздо чаще. Это обусловлено спецификой профориентационного консультирования, предполагающего изучение и работу с такими характеристиками личности, как познавательные способности, некоторые качества личности, которые могут быть измерены, например темперамент, а также изучение склонностей и способностей личности и соответствие их выбираемой профессии.
Применение психодиагностических процедур в профориентаиионном консультировании имеет следующие цели:
Выявление актуальных способностей и качеств личности клиента;
Выявление потребностей клиента, его мотивационных и ценностных установок",
Определение склонностей и интересов клиента;
Выявление задатков и потенциала личности, который при определенном воздействии может быть развит;
Выявление областей коррекции, то есть тех качеств и характеристик клиента, которые необходимо скорректировать;
Сравнение выявленных способностей и качеств личности с теми требованиями, которые выдвигаются выбранной профессией;
Осуществление поиска подходящей профессии на основе выявленных склонностей, черт, интересов, мотивов и потребностей клиента.
Психодиагностика в профориентаиионном консультировании осуществляется по следующим направлениям:
Познавательные способности личности, куда входит изучение и диагностика памяти, внимания, восприятия, интеллекта, мышления, воображения и т. п.;
Личностные особенности, куда входят:
Эмоционально-волевая сфера;
Мотивационно-потребностная и ценностная сфера;
Самооценка и уровень притязаний;
Темперамент, черты характера;
Интересы и склонности, позволяющие выявить интерес к той или иной области профессиональной деятельности и подобрать соответствующие профессии, в которых клиент может реализовать свои интересы и склонности, например выявленная склонность клиента к работе с бумагами, а также хорошая грамотность могут позволить ему реализовать себя в архивно-библиотечном деле и т. п.
Психодиагностические методики в профориентаиионном консультировании делятся:
на общие, то есть взятые из других областей психологии. К ним относятся методики и процедуры, целью которых является изучение личностных и познавательных особенностей клиента. В этом случае консультант может использовать множество методов диагностики, например тесты, направленные на изучение самооценки, темперамента, интеллекта (интеллектуальные тесты Айзенка), мышления и других познавательных и личностных способностей, различные проективные методики, изучающие общие свойства и черты личности;
специальные, куда входят методики, разработанные специально для профориентационной работы. С помощью таких методик обычно изучаются интересы и склонности клиента, а также его направленность на определенную профессиональную сферу деятельности (ДДО, Карта интересов и др.);
компьютерные, которые могут быть как общими, предназначенными не только для профконсультирования, так и специальными, разработанными именно для целей профконсультации;
игровые, которые ориентированы на диагностику в группе и к которым относятся различные имитационные и деловые игры, позволяющие определить:
Ролевые позиции участников;
Способности к той или иной профессиональной деятельности на основе ролевых позиций и демонстрируемого поведения;
Области коррекции поведения участников, которые могут помешать реализации себя в той или иной профессиональной деятельности.
Существуют следующие правила и принципы применения психодиагностических процедур в профориентационном консультировании:
Принцип добровольности, означающий, что со стороны профконсулътанта не должно быть никаких принуждений клиента на прохождение той или иной диагностической процедуры;
Принцип компетентности и профессиональности, означающий, что:
Все методики и тесты, которые использует консультант, должны быть валидными, опробованными и четко отражать изучаемые феномены;
Профконсультант должен быть компетентен в применении диагностических методик, в том числе компьютерных;
Принцип системности, предполагающий, что результаты психодиагностики должны рассматриваться в системе общих знаний о клиенте, а психологическое заключение не должно быть основано только на результатах психодиагностики, без учета информации, полученной с помощью других способов изучения личности и проблем клиента.
Работа составляет важную часть нашей жизни, которая требует, как минимум, большого количества затрат временных и эмоциональных ресурсов человека. В ней мы самореализуемся и проявляем свой потенциал. Найти свою профессию - это задача, которая возникает перед каждым человеком. Неправильный выбор может негативно отразиться на качестве дальнейшей жизни. Далеко не всем людям удаётся распознать свой профессиональный путь сразу: именно поэтому я рекомендуется обращаться ко мне, как к специалисту по психологическому тестированию и работе с детьми. Психолог по профориентации подберет тесты и методики, проведет интерпретацию результатов, поможет наметить и скорректировать дальнейший путь Вашего профессионального развития.
Тестирование на профориентацию направлено на то, чтобы помочь вам и вашему ребенку подобрать ту профессию, которая наиболее оптимально будет соответствовать вашим интересам, способностям, личностным характеристикам и перспективам рынка труда.
Данная услуга, консультация психолога и профориентация, рекомендуется, как школьникам с 8 по 11 классы, так и взрослым людям. Именно в подростковом возрасте учащиеся средних школ и их родители задумываются о том, в какой ВУЗ поступать, какую профессию выбрать. Если у учащегося уже намечен вектор своего профессионального развития, то консультация психолога и профориентация поможет вам лучше понять, насколько выбранные профессии будут ему подходить: комфортно ли ему будет выполнять свои обязанности, достаточно ли способностей для того, чтобы учиться по выбранной специальности.
Существует достаточно большое количество психологических программ по профориентации. Эти программы учитывают особенности характера человека, его знания, склад мышления. Тестирование на профориентацию для школьников и взрослых никогда не состоит из одной программы, так как в этом случае результат получается недостоверным. В выборе программ обязательно участвует психолог. После обработки тестирования выдаются результаты, где есть и перечень профессий, которые подходят именно вам. Обязательно после психологического тестирования по профориентации проводится психологическая консультация психолога, так как психолог видит "узкие места" программы, учитывает неоднозначность срединных значений. Так же пройти тестирование на профориентацию можно начиная с 12-13 лет, так как часто в этом возрасте стоит вопрос о выборе профильного класса. Позже тестирование можно повторять с регулярностью 1 раз в год, последнее необходимо провести за год до предполагаемого поступления в ВУЗ.
Психологическое тестирование на профориентацию и выбор профессии
Для более точных и достоверных результатов заключений, всегда нужно проводить только комплексное психологическое тестирование на профориентацию и рассматривать основные блоки:
- способности (уровень знания и потенциальные психологические возможности)
- интересы и мотивацию ребёнка или взрослого (его хобби, увлечения, таланты, собственные представления о том, что должна включать в себя будущая его профессия)
- структура личности (особенности темперамента и характера)
Существует ряд проблем в профессиональном самоопределении, которые шире, чем конкретный запрос профконсультации. Если такие трудности обнаружены у ребёнка или взрослого то желательно и необходимо посетить дополнительные консультации психолога, которые дадут рекомендации родителям и помогут ребёнку разобраться в его психологических проблемах. К таким проблемам относятся, например:
- трудности, связанные с выбором профессии: противоречивость выборов или же неадекватные представления о профессии
- высокие ожидания при слабой успеваемости
- трудности, которые связаны с особенностями личности подростка: неврозы, сложности адаптации в незнакомой социальной среде и т.п.;
Важно помнить, что психологическая поддержка и профориентация имеет смысл тогда, когда есть личная заинтересованность и мотивация находящегося в этом процессе. Если подросток, взрослый ещё сам не готов задумываться о планах своего обучения и развития, то проведение профориентации не будет настолько продуктивным, насколько оно может быть при личной заинтересованности самого ребёнка, а не только его родителей. Поэтому вам нужно уже сегодня позвонить мне и записаться на психологическую консультацию по выбору будущей профессии.
По итогам теста и беседы с психологом-консультантом будут намечены рекомендуемые профили и список профессий. Вместе мы с вами более детально ознакомимся с выбранными профессиями (где работают такие специалисты, уровень оплаты труда, в каких ВУЗах можно получить такую специальность и т.д.) и проведем анализ информации: выпишем основные плюсы профессии для вашего ребенка, посмотрим недостатки и попытаемся понять, насколько эта профессия соответствует собственным ожиданиям.
В своей работе с вами я использую не только уникальный набор психологических тестов для выбора будущей профессии, но и использую специализированный психологический тренинг, где ребенок может уверенно принять роль той или иной профессии, должности или специальности. Это позволит принять более взвешенное решение при дальнейшей профориентации в выборе будущей профессии.
Принимая решение пройти профориентацию, вместе с вами мы исследуем следующие факторы:
- Особенности личности ребенка
- Социальную внешнюю среду
- Предрасположенность ребенка к тому или иному виду деятельности
Исследуем взаимодействие ребенка с существующими профессиями, которые можно разделить на следующие разновидности:
- Профессии, в которых большое значение имеют физические данные - спортсмены, артисты и телеведущие.
- Профессии, где очень важно уметь искусно делать, что-либо - рисовать, петь или играть на пианино.
- Специальности интеллектуальной направленности - юрист, медик, математик и т.д.
Конечно же, выбор профессии часто обусловлен наличием учебного заведения или возможностью оплачивать обучение, а также модой на некоторые специальности. Таким образом, можно сказать, что это сложный процесс, который должен учитывать массу нюансов. Задача эта непростая, но просто необходимая. Звоните мне и записывайтесь на консультацию по профориентации уже сегодня. И я помогу вам сделать правильный выбор.
Консультация психолога и профориентация состоит из трех частей:
Первая часть - психологическое знакомство с испытуемым плюс небольшое тестирование:
Вторая часть - проведение психологического тренинга с выбором существующих профессий:
Третья часть - после обработки тестов - беседа по их результатам и заключение.
Во всех случаях я выдаю заключительный материал в письменной форме и дальнейшие психологические рекомендации.
Вы так же можете смело скачать так называемый быстрый тест для профориентации подростков и взрослых и провести тестирование себя и своего ребенка самостоятельно:
Или же воспользоваться качественными и профессиональными услугами специалиста по психологическому тестированию, работе с детьми и записаться ко мне на прием в Москве.
Профориентация подростков и взрослых - цены на услуги:
Стоимость психологической консультации, профессионального тестирования и профориентация подростков и взрослых в Москве на Цветном бульваре составляет всего 6.000 рублей за три занятия, длительностью 50 минут. Это всего лишь по 2,000 рублей за одно занятие с хорошим частным клиническим психологом и психоаналитиком длительностью в 50 минут. Ведь это здорово, что можно пройти психологическое тестирование на профориентацию для подростков и взрослых по такой минимальной цене! Помните, что услуги психолога и профориентация подростков и взрослых - это лишь инвестиция в себя, в своего ребенка и свой душевный потенциал.
Адрес центра консультации психолога и профориентации:
г. Москва, метро "Цветной бульвар", ул. Цветной бульвар, дом 19, стр. 4, каб. 209
На услугу профориентации в центре SELF проводится акция . Получите консультации со скидкой 1000 руб.
Выбор карьеры – это вопрос, который может встать перед нами и в 17, и в 30, и в 40 лет. Сделав выбор однажды, даже успешные люди время от времени думают о правильности своего пути. Ведь возможности мира безграничны, и периодически возникает мысль – а может быть, мой талант лежит совсем в другой сфере?
Консультация психолога поможет Вам понять, какая профессия больше всего соответствует Вашему характеру, темпераменту и другим личностным особенностям. Вы сможете осознать свои сильные и слабые стороны, глубоко узнать себя. Это поможет Вам не только в профессиональной ориентации, но и в самоопределении в целом.
Как происходит работа с психологом?
Для выявления личностных особенностей и склонностей проводятся тесты. В соответствии с ними даются рекомендации по профессии. Но основную роль играет живое общение с психологом. В ходе него могут моделироваться различные ситуации, типичные для той или иной профессиональной деятельности. Так раскрываются разные стороны личности, которые иначе могут остаться незамеченными.
В поиске профессионального пути бывают сложные ситуации. Например, человек оказывается на перекрестке и не знает, по какой из дорог идти дальше. Иногда два направления привлекают настолько, что хочется разорваться. Или, наоборот, вообще ничто не вызывает интереса, хочется все бросить и ничего не делать.
В таких случаях может проводится психологическая диагностика , выявляющая потенциал человека и особенности его характера. Понимание своего «Я» позволяет делать осознанный выбор во всех сферах жизни – и профессиональной, и личной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.
Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1 . Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. Д
Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
Ошибка - тоже опыт
Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.
Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то п ереиграть или начать заново.