Виды занятий с детьми с дцп. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка с ДЦП (начальная школа) Методы и приемы

Виды занятий с детьми с дцп. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка с ДЦП (начальная школа) Методы и приемы

Коррекционные занятия с детьми с ДЦП Дети, которым ставится диагноз детский церебральный паралич имеют множество ограничений и двигательные расстройства. Но если правильно работать и заниматься с ребенком, то можно добиться хороших успехов, научить его сидеть, ходить и жить более менее полноценной жизнью. Необходимо как можно раньше начинать работу с ребенком, которому поставили такой диагноз. В первые 3 года жизни у ребенка очень активно формируются все двигательные навыки, в первый год он учится сидеть, ползать и ходить. Упражнения для детей с ДЦП направлены на улучшение и развитие различных нервных импульсов, которые были повреждены по какой-либо причине и теперь не дают возможность гармонично развиваться и двигаться ребенку. Чаще всего причинами постановки диагноза ДЦП являются тяжелые роды, гипоксия(кислородное голодание), травмы при родах, неправильный образ жизни матери во время беременности. Чтобы коррекционная программа имела максимальное количество плюсов и давала хорошие результаты необходимо придерживаться следующих принципов: Проводить занятия ежедневно иногда и по несколько раз в день. Регулярность крайне важна; Индивидуальный подход к ребенку. Важно учитывать все возможности и тяжесть заболевания; Возраст ребенка и его психологическое и моральное состояние; Постепенное увлечение физических нагрузок, которое зависит от возможностей ребенка и его состояния. Проведение коррекционных занятий с детьми с ДЦП на ранних сроках постановки диагноза важно тем, что ребенок в раннем детстве способен лучше восстанавливать поврежденные участки и компенсировать нарушенные функции. Очень важно делать регулярный массаж тела ребенка, чтобы восстанавливать и увеличивать тонус мышц. В современном мире есть различные центры помощи для детей больных ДЦП. Там работают специалисты, которые помогают таким детям и составляют индивидуальное лечение. Оно включает в себя применение медикаментозных препаратов, иногда проведение различных операций и частые умеренные физические нагрузки. Также в таких центрах имеются тренажеры, которые особенно помогают восстанавливать все поврежденные нейронные связи и разрабатывают мышцы. Дома также можно проводить самостоятельно с ребенком различные упражнения по разработанной программе. Существует специальная гимнастика с мячами, валиками и другими приспособлениями. Правильно составленная коррекционная программа для детей с ДЦП включает упражнения как дома так и в центрах реабилитации. Дома родители самостоятельно делают с детьми следующие упражнения: Сгибают и разгибают руки, ноги, поглаживают и массажируют их пока они не расслабятся и не нагреются. Можно использовать специальные солевые грелки или мешочки с теплым песком, класть их на сгибательные и разгибательные суставы; Раскачивать ребенка положив его на мяч, можно проводить это упражнение на спине, животе и боках; В более старшем возрасте обучать ребенка самообслуживанию. Можно использовать рисование карандашами, красками, фломастерами для того, чтобы ребенок учился контролировать руки и пальцы; Можно использовать стул для проведения различных упражнений на развитие координации. Для этого надо посадить ребенка на него, на пол положить мяч или игрушку и просить ребенка нагибаться и поднимать предмет, затем держа его в руках поднимать высоко над головой; Если ребенок умеет ходить, то делать с ним упражнения ходя по лестнице в 5-8 ступенек, помогать ему подниматься и спускаться. Очень полезным будет найти индивидуального инструктора или врача, который несколько раз в неделю сможет приходить и контролировать физическое состояние ребенка. Подскажет как лучше делать упражнения и будет постепенно увеличивать нагрузку.

Игры и упражнения для детей страдающих ДЦП

ДЦП - детский церебральный паралич относится к разряду сложных заболеваний. Представляет собой комплекс двигательных нарушений, возникающих из-за патологий проводящих путей в головном мозге.

Именно по этим причинам у маленьких пациентов с таким диагнозом замедлено развитие речи, имеются проблемы со слухом, зрением и моторикой.

Заключение о том, страдает малыш подобным заболеванием или нет, врачи делают по достижении детьми однолетнего возраста, исследуя сопутствующие, наследственные заболевания,пристально наблюдая за тем, как пациенты ведут себя в повседневной жизни.

Как правило, большинство родителей не воспринимают страшный диагноз как приговор, а, напротив, оказывают всяческую поддержку своему чаду в борьбе с недугом.

Детям с диагнозомДЦПнепросто научиться сидеть, тяжело стоять и также сложно освоить процесс ходьбы, поскольку они не имеют чётких представлений, как нужно двигаться правильно.

Учитывая данные особенности, специалисты разработали целый ряд упражнений, направленных на развитие двигательных навыков, которые можно выполнять и в домашних условиях. Однако лучше, если занятия будут проходить под контролем медицинских работников.

Для того, чтобы организовать такие игры и упражнения совсем не потребуется никаких специальных приспособлений. Вы можете проводить их сами или наблюдать за занятиями, проводимыми специалистами.

Доказано, что дети старшего возраста лучше запоминают игры, которые проводятся в группах по несколько человек, однако в отдельных случаях требуются индивидуальные занятия.

Вовлекать ребёнка страдающего ДЦП в специализированные игры лучше на самом раннем этапе. Специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание. Для того, чтобы подобрать правильный комплекс достаточно консультации у врача.

Комплекс упражнений для разминки

Перед тем, как начать занятие, нужно помассировать ручки детей или побудить их выполнить упражнения, которые представляют собой своеобразную разминку перед основным комплексом:

Малыши кругообразными движениями охватывают правую и левую кисти;

Необходимо провести от ногтя до основания каждого пальца сначала на правой руке, затем повторить эту процедуру на левой;

Под предводительством взрослого дети ведут рукой от основания кисти до кончиков пальцев на каждой руке поочерёдно.

После этого можно проводить игры,которые сделают пальцы больного ДЦП ребёнка более подвижными:

Попросите малышей сжать пальцы в кулак, за исключением среднего и указательного, вытянуть руку вперёд, а затем повернуть кисть вправо и влево;

Указательный и средний пальцы дети вытягивают вверх (напомним, что остальные пальцы остаются сжатыми в кулака), а затем сгибают и разгибают их поочерёдно;

Особенность следующего упражнения заключается в том, чтобы коснуться большого пальца всеми остальными поочерёдно;

Указательным пальцем малыши рисуют круг, причём делают это правой рукой, а затем левой. Впоследствии это упражнение можно выполнять двумя руками сразу.

Игры и упражнения для детей, страдающих ДЦП.

Игра "Зайка серый умывается " (3-7 лет).

Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:

"Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.

Вот он вымыл ротик, ушки.

Ах, какой же он послушный!

Не забудет он о лапках -

Их протрет чистейшей тряпкой.

И давай потом скакать -

"Нужно в гости ведь бежать!"

Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем. Игра может быть окончена после того, как в роли этого животного побывает хотя бы 5-6 детишек.

Игра "Прокати мяч с горки" (2-5 лет).

Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом, один участник должен бросать его сверху, а другой – ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.

Игры по развитию вестибулярного аппарата.

"Пройди, не задев ворота" (5-14 лет).

Чтобы приступить к игре, нужно сделать из стульев ворота (четыре штуки), проход в которых будет равняться 50-ти см. Через них детишкам нужно пройти так, чтобы ничего не задеть и не сбить. Сначала участники действуют с открытыми глазами, а потом пробуют осуществить то же самое без задействования органов зрения.

Победителем объявляется тот, кто смог пройти препятствия без помех. Эти подвижные игры учат осторожности и хорошей концентрации.

"Повернись - не ошибись" (7-14 лет).

Дети становятся в ряд в шаге друг от друга и поворачиваются лицом к руководителю. Потом они закрывают глазки и делают то, что говорит инструктор. А он отдает команды повернуться налево или направо, покружиться на месте, сделать шаг назад или вперед. Те участники этой подвижной игры, которые выполнили все упражнения правильно, считаются победителями.

Упражнения для укрепления мышц (миалгия)

"Запрещенное движение" (6-14 лет).

Дети принимают положение стоя или сидя, кладут руки на колени. По команде инструктора они начинают повторять за ним различные упражнения, направленные на разминку рук, туловища и ног. При этом, выполняются все движения, кроме одного «запрещенного» - оно оговаривается заранее. Или вместо него участники делают какое-то другое упражнение (тоже определяется еще до начала игры). К примеру, вместо поднятия рук вверх, можно хлопать в ладоши. Примечательно, что такого рода малоподвижные игры развивают внимательность и быстроту реакции.

"Передал - садись" (7-14 лет).

Игроков разделяют на две команды, в каждой из которых должно быть по 5-6 детей. Они становятся в шеренги лицом друг к другу. Группы выбирают капитанов, которые отходят на расстояние пяти шагов от своих команд. Их место очерчивается мелом, а в руки предводителям групп выдаются мячи. Капитаны обеих команд бросают их первым представителям своих шеренг и те, когда поймают мячи, кидают их обратно, а сами уходят и садятся на лавку. Так происходит до тех пор, пока какая-то группа не выиграет (в таком случае все члены одной команды должны оказаться на лавочке скорее, чем их соперники).

Все эти подвижные игры не только помогают бороться с выше указанными заболеваниями, но и дают возможность детям сдружиться, повышают настроение. Особенно хорошо влияют на ребят развлечения, которые пробуждают дух соревнования. Подвижные игры лучше всего проводить на открытом воздухе – это станет отличным и здоровым времяпрепровождением для больных или ослабленных детей.

Кинезиологические игры при поражении суставов (полиартриты)

"Чья лошадка быстрее?" (4-9 лет).

Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.

"Кулак и ладонь" (6-14 лет).

В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него. Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.

Подвижные игры при поражении суставов.

"Вернись на место" (7-14 лет).

Все дети садятся на скамью (можно присесть на стулья). Инструктор очерчивает на полу или на асфальте круг. Первый участник этой подвижной игры встает в него, и с повязкой на глазах делает четыре шажка. Потом он поворачивается налево, опять делает четыре шажка и разворачивает корпус направо дважды. Проходит еще четыре шажка, разворачивает направо, идет еще четыре шажка, и таким образом он должен оказаться в круге, из которого выходил. Если он будет за его чертой, тогда можно повторить упражнение. Выигрывают те дети, которые не преступят ее.

"Снежинки" (3-12 лет).

Для начала этой игры половину детей определяют в группу снежинок, а другую половину относят к разряду ветров. Сам инструктор получает гордое звание "мороз". Когда он произносит фразу "дует-дует сильный ветер", то ребята, которые исполняют его роль, бегут к снежинкам, уже успевшим разбежаться по площадке. Детки, пребывающие в образе ледяных пушинок, становятся на носочки и поднимают ручки высоко вверх. Они расслабляют пальчики и начинают ходить на носочках, а потом и медленно бегать, кружиться. Тем временем, подвижная игра продолжается, инструктор-мороз охватывает себя руками и говорит: "Вот мороз пришел".

А детишки приседают от таких слов, и обнимая свои коленки ручками, подтверждают "Ах, как холодно!", и опускают в знак согласия головы себе на грудь. После этого мороз опять заводит разговор: "А вот и ветерок легкий подул", и снежинки в ответ медленно произносят "фу-у-у-у". Потом они встают, опять поднимают ручки, становятся на носочки и аккуратно начинают бегать, имитируя плавные движения снежинок. Вот так данная подвижная игра и заканчивается, но после окончания она начинается снова. При этом снежинки превращаются в ветер, а он, в свою очередь, берет на себя их роль.

Все игры и упражнения проводятся под наблюдением родителей или медицинских работников. В случае, если ребёнку трудно стоять, бегать нужно его поддержать, помочь сделать движение.

Не оставляйте малыша в беде, нужно помочь ему встать на ноги, необходимо сделать его счастливым и здоровым.

Контрольная работа по основам педагогики и психологии

Тема: Коррекционная работа при детском церебральном параличе.

1. Медицинская коррекция.

2. Психологическая коррекция познавательных процессов.

3. Принципы психокоррекции ребенка.

4. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений.

5. Коррекция нарушений речи.

6. Специальные коррекционные учреждения.

7. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольном учреждении.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

1. Медицинская коррекция.

Лечебная физическая культура – составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией

Средства лечебной физической культуры – физические упражнения, массаж, закаливание, пассивная гимнастика (мануальная терапия), трудовые процессы, организация всего двигательного режима больных с ДЦП– стали неотъемлемыми компонентами лечебного процесса, восстановительного лечения во всех лечебно-профилактических учреждениях и реабилитационных центрах.

Положительный эффект, который наблюдается при использовании средств лечебной физкультуры у больных с ДЦП, является результатом оптимальной тренировки всего организма. Принципы и механизмы развития тренированности совершенно одинаковы как в норме, так и при патологии. Для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная работа. Задачи ЛФК в период остаточных явлений:

Снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц;

Улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА;

Улучшение координации движений и равновесия;

Стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы;

Расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков;

Обучение вместе с воспитателями и родителями самообслуживания, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка.

Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений:

Упражнения на расслабление, ритмичное пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения;

Пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра;

Упражнения с предметами под музыку, переключение на новые условия деятельности, развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием; упражнения для головы в и.п. сидя, стоя;

Принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом;

Упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки, (вначале на мини-батуте), метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения;

Игровые упражнения «как я одеваюсь», «как я причесываюсь» и т.д.

В период остаточных явлений расширяется комплекс средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилитации включены массаж, прикладные виды физических упражнений, трудотерапия, гидрокинезотера-пия, физиотерапия (теплолечение, электрофорез, УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходьба в лангетах, ортопедических ботинках, космическом костюме «Адели»). Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает.

2. Психологическая коррекция познавательных процессов.

Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести, специфику нарушения психических функций и возраст больного с ДЦП.

Основные задачи психологической коррекции сенсорноперцептивных процессов:

· Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.

· Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия.

· Развитие скорости восприятия объектов.

С этой целью используются разнообразные занятия с детьми по обучению их адекватному восприятию формы и величины предметов. Занятия проводятся поэтапно, с возрастающей сложностью заданий.

Сам процесс коррекции должен проходить параллельно с обучением детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений (Лурия, 1948; Венгер, 1969).

Важным направлением психокоррекции является развитие нагляднодейственного и нагляднообразного мышления. В связи с этим психологическая коррекция должна решать следующие задачи:

1. Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.

2. Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).

3. Формирование нагляднообразного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. На занятиях должно соблюдаться единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.

Направления и задачи психологической коррекции детей с ДЦП в сочетании с задержкой психического развития

Наименование и содержание блока
Психокоррекционные задачи и приемы
Формы ДЦП
Мотивационный. Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия Формирование познавательных мотивов:
- создание проблемных учебных ситуаций;
- стимулирование активности ребенка на занятии;
- анализ типа семейного воспитания (при доминантном типе снижается познавательная активность у ребенка).
Приемы:
- создание игровых учебных ситуаций;
- дидактические и развивающие игры
Задержанное развитие у детей с двигательными нарушениями, обусловленное социальнопедагогическойзапущенностью
Операционно-регуляторный. Неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию Обучение ребенка планированию деятельности во времени.
Предварительная организация ориентировки в задании.
Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности.
Все формы ДЦП в сочетании с ЗПР церебральноорганического генезиса
Блок контроля. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы Обучение контролю по результатам деятельности.
Обучение контролю по способу деятельности.
Обучение контролю по ходу выполнения деятельности.
Приемы:
- дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;
- обучение конструированию и рисованию по моделям
Задержанное развитие у детей с ДЦП

Очень важна при психокоррекции детей с церебральным параличом работа с родителям.

3. Принципы психокоррекции ребенка.

Принципы как основополагающие идеи психологической коррекции базируются на следующих фундаментальных положениях психологии:

Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослыми (Лисина, Ломов и др.).

Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности (в дошкольном детстве - игра, в младшем школьном детстве - учебная деятельность) (Д.Б. Эльконин и др.).

Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (Л.С. Выготский, М. Монтессори).

Важным принципом психологической коррекции аномального развития является принцип комплексности психологической коррекции, которую можно рассматривать как единый комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка.

Второй принцип психологической коррекции - это принцип единства диагностики и коррекции. Прежде чем решать, нужна ли психологическая коррекция ребенку, необходимо выявить особенности его психического развития, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка. Л.С. Выготский подчеркивал, что «...в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития».


Самое обсуждаемое
Аниме про другие миры и героев попавших в них Аниме про другие миры и героев попавших в них
Аниме где гг попадает в параллельный мир Аниме где гг попадает в параллельный мир
Список аниме, где гг попадает в другой мир с крутой силой и гаремом Список аниме, где гг попадает в другой мир с крутой силой и гаремом


top