Военный флот второй мировой. История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны

Военный флот второй мировой. История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
21 Мар

Подводный флот немцев во времена Второй мировой

В этой статье вы узнаете:

Подводный флот Третьего Рейха имеет свою интересную историю.

Поражение Германии в войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок, однако после прихода Адольфа Гитлера к власти кардинально изменило ситуацию с вооружением в Германии.

Создание ВМФ

В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.

Все подводные лодки входили в подчинение Кригсмарине - ВМФ Третьего Рейха.

Карл Демиц

Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.

Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.

Строительство


На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота.
Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.

Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» - уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.

Требования

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам - это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям - устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Комплексы

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.

Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.

В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

Вооружение

Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.

Боевые действия

Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других суден, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.

Потопление Корейджес

Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.

Уничтожение Ройял Оук

Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.

Победа над Арк Ройял

Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.

С начала 1942 года немецкие подводники начали проводить военные операции в территориальных водах США. Города Соединённых Штатов даже по ночам не были темными, грузовые суда и танкеры перемещались без военного сопровождения, поэтому количество уничтоженных американских судов исчислялось запасом торпед на субмарине, так субмарина U-552.за один выход потопила семь американских кораблей.

Легендарные подводники

Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.

Оборудование

Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.

Победы

За время войны немецкие субмарины захватывались много раз, некоторые из них также впоследствии ставились на вооружения флота противника, как например, U-57,ставшая британской подлодкой «Граф», проводившая боевые операции в 1942-1944 годах. Несколько из своих субмарин немцы потеряли из-за наличия брака в устройстве самих подводных лодках. Так субмарина U-377, пошла на дно в 1944 году из-за взрыва своей же циркулирующей торпеды, подробности потопления не известны, так как весь экипаж так же погиб.

Конвой фюрера

На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.

Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин - U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.

Закат

Началом конца для германских субмарин стал 1943 год, когда начались первые неудачи подводников Дёница. Первые провалы были обусловлены усовершенствованием радара союзников, следующим ударом по субмаринам Гитлера стала нарастающая индустриальная мощь США, они успевали строить корабли быстрее, чем немцы их топили. Даже установление новейших торпед на субмарины 13 серии, не смогли перевесить чашу весов в пользу нацистов. За время войны Германия потеряла почти 80% своих подводников, в конце войны в живых было только семь тысяч.

Однако субмарины Дёница до последнего дня сражались за Германию. Сам Дёниц стал приемником Гитлера, позже арестован и осужден на десять лет.

Категории: / / от 21.03.2017
Вопросы и ответы. Часть I: Вторая мировая война. Страны-участницы. Армии, вооружения. Лисицын Фёдор Викторович

Флот во Второй Мировой войне

Флот во Второй Мировой войне

>Про английский флот как-то недомыслил, Вы правы, это сила. Однако, был же и итальянский/германский флот. Неужто не смогли бы обеспечить пути по Средиземному морю?

Германский флот как организованная сила "выложился" в 1940 в Норвегии и ВСЁ. 1 / 3 потерь корабельного состава из участвующих в операции, непрерывные ремонты уцелевших. После этого он мог только делать отдельные набеги. Не способен проводит операции. Да и базировался он в Норвегии а Гибралтар в руках Англии. Итальянский флот состоял из неплохих и новых кораблей, но вот качества командного состава у итальянцев просто атас. ОНИ проигрывали все сражения, даже в идеальной для себя обстановке. Как то раз 4 британских Легких крейсера отстрелялись от итальянской эскадры в линкор, десяток крейсеров (легких и тяжелых) и целую шоблу эсминцев… Позор, позор. Толку от итальянского флота было немного, хотя моряки были отважные, дрались до конца и делали что могли. Еще с орудиями проблема была (по британскому крейсеру Орион было дано 37 залпов накрытием (то есть прицел точный) без единого попадания - то есть снаряды ложились с рассеянием из за технических дефектов. КАК ТУТ ВОЕВАТЬ?

>Например, трёхдневный траур был объявлен после потопления лайнера "Вильгельм Густлов ".

Увы это красивая легенда пущенная шведскими журналистами. После 1943 Гитлер запретил общенациональные трауры - Германия из них просто не ВЫЛЕЗАЛА. Зато например в СССР был объявлен официальный траур по скончавшемуся союзнику - президенту Рузвельту. В апреле 1945… Среди победных салютов нашлось время выразить соболезнования и организовать венки к американскому посольству. Было. Это достойный пример траура

>К началу советско-японской войны (август 1945 г.) Тихоокеанский флот включал два крейсера, лидер, 12 эсминцев и миноносцев, 78 подводных лодок, 17 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 70 тральщиков, 52 катера-охотника за подводными лодками, 150 торпедных катеров и более 1500 самолетов

Да - только все они были заняты (крупными кораблями вообще не рисковали - в операциях приняли участие начиная с минзагов - крейсера и эсминцы стояли в "вооруженном резерве"

В результате разведгруппы высаживаться на Хоккайдо - послали на подводных лодках. Японцы вовремя капитулировали - первая партия (29 человек) уже готовилась вступить на "Землю божественных шелковиц".

>"Нехер было выпускать пассажирское-госпитальное судно посреди ночи в море, да еще и под военным флагом. Пламенный привет начальнику порта ."

Сейчас Г.Грасс нашел и подтверждение тому что на "Густлофе" стояла артиллерия - 4 спарки 30мм ("Кугели", не 37мм) зениток. Так что Маринеско был ПОЛНОСТЬЮ в своем праве топить - чему есть подтверждение.

>Слышал, разумеется. Полагаю всё же, что для атаки островов силы наши были недостаточны. И я не господин .

А мы бы их атаковали медленно. При этом от южно-курильских островов (которые мы взяли) до самого северного японского острова (где планировался первый плацдарм) 14 км по прямой. А десантно высадочных катеров транспортов мы по Ленд-лизу получили достаточно.

>Подводников собственно там было с гулькин нос, и сырые это были подводники .

936 человек из них около 150 кадровые (унтера и инструкторы). Да спасались подводники лучше всех - погибло около 400. Но для немцев и то был хлеб - подлодок без экипажей стояли ДЕСЯТКИ. Плюс три сотни зенитчиков и зенитчиц, плюс около 600 других комбатантов. Нормальненько так. Да кстати совсем недавно выяснилось что Густлофф таки успел получить артиллерийское вооружение.

Вот Штойбен хуже - там были практически только раненые. Но тут сами дураки - шли ночью на ЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ в Красном кресте госпитальном судне без огней. Сам Маринеско считал кстати что атакует крейсер "Эмден", на который лайнер и правда был похож (две трубы, длинная и невысокая надстройка, мачты "тычки" и главное посты под зенитные орудия в темноте похожие по силуэту на орудийные установки. Вот "Штойбен" да - погиб по ошибке идентификации. Густлофф утоплен законно, равно как и "Гойя" (5000 раненых и эвакуированных на пароходе с грузом взрывчатки, от торпеды Л-3 "фукнуло" ужасающе).

>Что не умаляет достижений Маринеско. Хотя Штойбена ему было торпедировать куда сложнее, и выхлопа с него было больше .

Вы наверное хотели сказать с "Хиппера" - через несколько часов он прошел через позицию С-13 (попутно потопив на полном ходу часть спасающихся с "Густлофа") - но у Маринеско не было немецкого расписания, откуда ему знать что такая зверюга пойдет после? У него не было современных книжков. Он как раз ушел и пошел после атаки по инструкции отлеживаться на запасную позицию, а потом топить "Штойбена" которого и потопил кормовыми та, а "Хиппер" был пропущен (хотя и был идеальной целью - крейсер имел повреждения и не мог дать полного хода, в эскорте один миноносец). Это мы сейчас знаем, а Маринеско то не знал.

>Представил себе, как на пирс к лодке подъезжает "каблучок" DHL и Маринеско вручают ба-альшую (А3) грамоту с барокальными завитушками, готическим шрифтом и личной подписью Гитлера, где сообщается, что он (бинго!) стал личным врагом Рейха I класса

Примерно так все и было. В финском порту к Маринеско подъезжает группа ШВЕДСКИХ военных корреспондентов и наш политотделец и вручает шведскую газету - где подробно описан его подвиг и заявление на тему о том что он личный враг Гитлера и потопил 3600 подводников - "по сообщению из надежных источников". Историю с "Густлоффым" раскрутила ШВЕДСКАЯ пресса. Наши первые публикации про сие - переводы оттуда.

>А финские? Вроде по договору нам причиталось. Что тогда творилось с портовым хозяйством в Риге, к стыду своему не знаю, хотя тут живу .

Дело не в базах - дело в минах. Эвакуацию немцев на Балтике обеспечивали около 100 базовых и "флотских" тральщиков и почти 400!!! вспомогательных и катерных. Это на декабрь 1944. Мы могли этом противопоставить на финских базах 2 наших крупных тральца (как раз Рига), 3–5 финских и около 30–40 катеров. ВСЁ. Банально - даже для выхода одновременно бригады ПЛ тральщиков не было… Балтика к тому времени была уже так засрана, что воевать в ней без траления было нельзя. Хуже всех были англичане - английские самолеты ставили мины с воздуха "куда бог пошлет" - ночью по данным РЛС - с невязкой в КИЛОМЕТРЫ… Потому наш флот и не противодействовал немцам крупными кораблями - только ЧАСТЬЮ ПЛ и парой отрядов катеров. А морскую авиацию периодически дергали на сухопутный фронт и максимум что ОДИН раз в 1944 удалось собрать на один налет было 120 самолетов (2 / 3 - истребители). Но наши специалисты находили и пользу в немецкой эвакуации - эти войска фактически уже не успевали активно драться после эвакуации плюс немцы дожгли остатки топлива в Померании (эвакуация обошлась немцам примерно в 500 000 т. нефти, из последнего запаса в 1 500 000 на весь рейх). Еще больше сожгли угля - примерно 700 000 - обескровив железнодорожный транспорт. Это весомый плюс.

>Если бы не проблемы с топливом для кораблей, то ГА «Курляндия» могла бы бы быть полностью вывезена в Германию .

Если бы у бабушки был бы буй - она бы работала боцманом. В топливе вся завязка "комедии с эвакуацией"

>Я так понял fvl имел в виду что эвакуируемые войска были малобоеспособны т. к. все топливо съел флот Хотя солнцестояние достаточно сильным ударом получилось. Арнсваальде деблокировать удалось

Нет дело не в войсках - дело в снабжении и обеспечении войск - флот работал потому что встал транспорт - поэтому даже сильные удары - некому и нечем было толком снабжать - и они не могли иметь оперативной глубины. Флот обескровил не армию а ТЫЛЫ - а без тылов армия неэффективна. Успех немецкой армии в 1939–1942 стоял на оперативной подвижности и на обильном снабжении (немецкая танковая дивизия в нормальных условиях "жрала" 700 тонн грузов в сутки - этот норматив даже выше чем у "богатеньких американцев" (520–540 тонн). Когда все это в конце 1944 начале 1945 накрылось тазом (операции в Курляндии лишь малая часть общего кризиса немецкой транспортной системы, проведенного союзниками (и нашими и англо-американцами - удары по ближним и дальним "тылам", по линиям снабжения стояли в 1943 во главе угла. Наши даже критиковали (в ходе войны) за удары по крупным промышленным объектам союзников - типа "рубите транспорт" - не стратегические бомбардировки, а налеты на коммуникации) - все накрылось "мокрой". И то же солцестояние - стало простой тактической операцией, без какой либо глубины и продолжительности (равно как скажем и Балатон, завязший в "мешке" именно по "отрыву от тылов" всего на 18 километров - что позволило парировать удар. Там где транспорт не был парализован (Арденны) немцам удавались ЧУТЬ большие успехи (ибо даже если работать "ближний тыл", то в "глубоком тылу" все в жопе). И немцы проведя эвакуацию дорушили свои электростанции в Померании (мазут), и железную дорогу. Выигрыш в одном - проигрыш в другом - выиграли в прямых военных вопросах (эвакуировали войска лишь ЧАСТЬ из которых была боеспособной) - потеряли в возможностях снабжать эти войска в бою и поддерживать их боеспособными. Диалектика.

>Подозреваю, он {Сталин} сильно недооценивал роль флота, как и всё наше руководство .

Роль какого флота? Нашего который показал себя в финскую (сколько там раз наши линкоры из 1000 с гаком выпущенных снарядов попали в финские батареи?) или Немецкого - который провел Норвежскую десантную операцию за гранью фола, но победил вчетверо сильнейший флот Метрополии?

>Для этого большая сухопутная армия не нужна - нужна авиация и флот.

УЖЕ нужна. Уже как в 1940-м в Англии 30 дивизиями не обойтись. За зиму Британия нагуляла жирок и уже имеет около 60 дивизионных эквивалентов в метрополии и близкой к ней достигаемости (Канада). Кстати при всем при этом "Морской лев" 1941 куда более реалистичная операция чем "Морской лев" 1940… По крайней мере у Гитлера уже есть НА ЧЕМ высаживаться и ЧЕМ хотя бы подавить британскую береговую оборону и на кого ОТВЛЕЧЬ британский флот.

>Чьего угодно. В вопросе высадки немцев в Англии - английского, в вопросе снабжения Севастополя - нашего .

Самое смешное что в 1941 британский флот УЖЕ слабее чем в 1940-м. Часть сил прочно отвлечены на средиземку, соединение Н из Гибралтара уже не перегнать БЫСТРО (Охота на Бисмарка показала что надо примерно 2 суток), формируется Восточный флот. В общем свои резоны у версии про 1941-й Морской лев были, и это паршиво. А вот боеспособность немецкого ВЫШЕ чем в 1940-м - поправили поврежденные в Норвегии пароходики, серией пошли БДБ с зибелями, новые линкоры, авиация таки получила первые торпедоносцы… В общем соотношение сил в 1941 лучше для немцев чем в 1940-м.

>Что тут непонятного? Так же, как не понимали, что английский флот легко сорвёт высадку немцев, точно также не понимали, что наш флот способен снабжать Севастополь, несмотря на авиацию противника .

Это вам все понятно, вы типа умный. А тут в 1940 м сорвал британский флот высадку немцев в Норвегии - вот вам дулю. Смогли ли корабли ЧФ снабжать в 1942-м Севастополь - обратно не СМОГЛИ. Провести конвой собрав всех в кучу аля "Пьедестал" и потерять 3-х из 5 могли. Но и то с ВЕРОЯТНОСТЬЮ успеха. Не рискнули, а могли. Да можно было выиграть, а можно нет. Боялись (и обоснованно) что получится как с "крымчаками" - их проводили до Севастополя но разгрузить уже не успевали - теряли у причалов. "Грузия" та же.

>О, да. Наш флот себя показал в 41-м. Что в Таллине что в Севастополе .

Ну справедливости ради есть в 1941 м примеры и в плюс для нашего флота - Одесса, Феодосийский десант, Западная лица наконец. Наш флот он в чем то вроде итальянского в ту же войну - чем меньше корабль тем лучше и эффективнее воюем. Такой вот парадокс.

> Какие данные есть по потерям наших кораблей на рейде Севастополя 22 июня 1941 года в результате налета немецкой авиации. И правда-ли, что это был неожиданный налет? (вышел спор с одним человеком, хотелось бы услышать авторитетное мнение)

Немецкий так называемый налет на рейд Севастополя был постановкой минных заграждений с воздуха. Потери - гигантские с учетом того что в налете участвовало всего 9 немецких самолетов - буксир, плавкран (погибло 25 человек) и эсминец "Быстрый" (подорвался 1 июля - погибло 24 человека, 80 с чем то получили ранения) эсминец так и не смогли восстановить и при ремонте его добила немецкая авиация.

>Но конкретно 22 июня получается было потоплено всего 2 судна - буксир и плавкран. Вряд ли это составляло половину судов, находившихся в тот момент в порту Севастополя. Спасибо за разъяснения .

Конкретно на 22–23 - да. Плюс были еще жертвы на берегу - из сброшенных мин 3 упали на город (погибло 3 человека) у немецких мин была уникальная для второй мировой конструкция - при падении на сушу они срабатывали как 1-тонные авиабомбы - а при падении в воду ставились как донные мины.

Результативность для 9 машин (из которых с минами было вроде 7) просто потрясающая. Мы действительно не были готовы к борьбе с донными минами, это при том что в Гражданскую в 1919-м на северной Двине уже имели опыт их применения и борьбы с ними. Все Остехбюро млин, невинно репрессированные.

>Насколько соответствует действительности мнение, что американцы выиграли Мидуэй во многом по везению - последними силами наткнулись на авианосцы перед запуском японских ударных групп ?

Это практически официальная точка зрения.

Случайно скоординированная атака независимых групп пикировщиков - тому подтверждение.

Но с другой стороны - американцы просто дожали японцев… Сделав меньше ошибок чем они.

>Японцы проиграли битву сами, не сделав правильных выводов из кораллового моря. Японцы держали авианосцы вместе, а потому случайный прорыв пикировщиков решил дело. А истребители были внизу, потому что истребляли американские пикировщики

Мидуэй выглядел бы еще интереснее не наделай американцы ошибок.

Совместная атака базовой и авианосной авиации всех трех групп - продавила бы японскую оборону куда бы как интереснее. четыре девятки Зеро воздушного патруля все одно бы ТАКУЮ армаду бы не сдержали. Тут бы глядишь бы даже торпедоносцы оказались бы не просто жертвами, и пилоты пикировщиков береговой базы достигли бы успехов.

>А мне было бы любопытно что было бы, используй американцы B-17 сугубо как разведчик. Зеро против него не очень хорош, зенитки у японцев тоже не ахти

Была бы возможна координация всех атак. Но не догадались еще - точнее наоборот на опыте Мидуэя - как раз догадались - после него несколько Б-17 с Эспириту Санту во время гвадалканалской компании успешно летали на дальнее обнаружение.

Но вместо этого как разведчик использовали штатные Каталины - что не позволяло "висеть" над японским соединением. Да и торпедоносные возможности каталин продолбали (одна ночная атака в ночь перед сражением, с одной попавшей в транспорт торпедой)

>1. Как вы считаете - там больше сработал элемент случайности и везения, или закономерно победила та сторона, что "совершила меньше ошибок"?

Раньше считал про везение - теперь все больше и больше убеждаюсь про "меньше ошибок". Американцы ВСЕ сделали что было в их силах стратегически - узнали планы противника, сконцентрировали свои силы, усилили как могли и чем могли авиагруппу на атолле, очень грамотно заняли позицию для авианосных групп - с наименее по японскому мнению угрожаемого направления, заранее подготовили силы (отряд Пая с экскортником "Лонг Айленд" для разведки) на случай если что то пойдет вообще не так и японцы вместо или после успеха у Мидуэя ломануться дальше и т. п.

В общем сделав все что могли заранее - они могли себе позволить поошибаться уже в ходе операции.

>Если бы амеры проиграли Мидуэй (с потерей 3-х "Йорктаунов"), то насколько бы это повлияло на масштаб их действий на Европейском ТВД? В смысле, сорвало бы это операцию "Torch" и и всё, что последовало за ней - Сицилия, Италия и т. д .?

Фиг его знает - на Торч скорее всего бы ничего не повлияло - ибо в него уже слишком сильно "вложились". А вот все остальное - было бы интересно. Пара боеспособных легких авианосцев на Атлантике (Рейнджер и Уосп) скорее всего ПОТОМ были бы переброшены в пандан к отремонтированной Саратоге на Тихий. Заменив потери. Но для успеха высадки в Сицилии хватило бы британцев и эскортников. Но активных действий на Гвадалканале бы не было бы - ждали бы вступления в строй "Инди" и "Эссексов". То есть на Тихом бы океане проиграли бы несколько месяцев времени в бездействии.

>Бронирование линкоров не комбинированное (хотя не знаю, что вы в это вкладываете) и далеко не всегда разнесённое .

Пояс после первой мировой - почти всегда (исключения немцы), но и у тех развитые скосы и 80 мм гласис на Шарнхорсте (приведенная броня за 700 мм вылетает по ватерлинии, причем Шарнхорст защищен лучше Бисмарка, американцы (кроме серии Саут дакота - лучшего американского линкора по защите) и японцы, ну эти бедные как церковные мыши просто) - причем у тех же итальянцев на "Литторио"- ТРИ контура брони (4 последовательных слоя брони - 70мм + 270 + 40 + 30… Флаг вам в руки ломать такие разнесенные на расстояние от 0,7 до 2 метров пояса.

>о том что минные поля такая могучая защита от японского флота.

Вполне эффективная. Благо море позволяло. Хотя по большому счету наши даже переборщили - все 1941-45 на сорванных минах наших подрывались и наши и японские суда.

В определенных участках войны на Тихом океане минные заграждения вполне сыграли свою роль. Где глубины позволяли. А неотправление быстроходного минзага "Террор" на Уэйк в 1941 м до сих пор считается одно из блестящих но нереализованных возможностей американского флота.

>Но это не волшебная палочка, они не смогли бы спасти советский флот в условиях тотального превосходства японского .

А его и не собирались спасать - задача ТОФ - поставить мины и погибнуть - точнее отойти в крепостной район Владивостока под минные поля и обширные артбатареи и там сидеть в осаде.

Авиация в районе у нас сильнее Японской (Лагг-3 круче Хаябусы, японцы испытали в 1942-м, Ишаки погранвойск и то в 1945 м утопили самую крупную посудину (три дня горела).

Флот будет прогрызать эти острова с 305-203мм батареями как считали долго, японская армия слабее нашей. Стратегический тупик. Японы это понимали. Одно дело просто мины - а другое минно-артиллерийская позиция и овер 70 подлодок.

>и что тут ужасного для японской империи? запереть, осадить и разрушить. ну скажите чем это плохо?

Сколько уйдет топлива. При этом осадить с суши - не разбив полностью ОКДВА у Хабаровска - не получается. Это вам не изолированные Порт-Арур (держался 11 месяцев, из них 8 в плотном обложении) и Циндао (3–4 месяца блокады и обложения). И главное даже победив дорогой ценой - что получает Япония - нищее приморье?

А что теряет СССР - отступаем до Читы и ждем когда японская логистика хрукнет?

>с учетом звиздеца на западном фронте СССР бы пошел на мир как и РИ до него.

А если бы не пошел? "Плутократические" США тут казались куда более мягким противников.

> с того же самого фига как и вписываться за СССР .

государства вот уже 5000 лет играют в эту игру. Как-только кто-то начинает захватывать новые и новые территории, все бросаются ему мешать, чтобы не допустить его безграничного усиления. Японцы просто ошиблись. Переоценив свои силы (Создать непробиваемый для США периметр) и недооценив силы США (японцы считали что США после второй волны депрессии в 1937-м на грани краха (недаром вторую волну операции в Китае они начали в 1937, когда США утерлись даже когда японские пикировщики потопили американскую канонерку).

Николай Павлович перед Крымской то же ошибся. Кардинально. Бывает.

Иногда делаются просто ОШИБКИ. Весь план "Хисаги но кадзе" (шутка) - вот эта самая ошибка.

>Россию много кто побеждал, у США история более настораживающая.

США просто на отшибе. Завоевание в 19-м веке стоило бы дороже чем все бонусы от него. Собственно поэтому Британия в 1780-е и не додавила колонистов, и в 1815 не стали (благо для Англии там круто ситуевина стала набираться - Южная Америка "освободилась" с британской помощью и в нее можно было ВЛЕЗТЬ, Что и начали делать.

Если бы США граничили по суше с Европой - все было бы иначе. Единственное что достигают с помощью минной оборонительной позиции - выигрывают время. Чем больше и лучше позиция - тем лучше время.

Немцы например в 1944-45 фактически только минами парализовали ЛЮБЫЕ действия Балтфлота кораблями крупнее канонерки западнее Нарвского залива.

Вот пример выигрыша времени. Минами.

Россия в 1915-м выиграла в первом Моонзундском - три дня - хватило на срыв немецкой операции - топлива на развитие успеха немцы уже не имели.

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

14.9. Нострадамус во Второй мировой войне Эллик Хоув в книге «The Black Game - British Subversive Operations against the Germans during the Second World War» (в Германии вышла в 1983 г. в Мюнхене под заголовком «Черная пропаганда: свидетельство очевидца о тайных операциях британской секретной службы во Второй

Из книги Осторожно, история! Мифы и легенды нашей страны автора Дымарский Виталий Наумович

Роль союзников во Второй мировой войне 9 мая в России отмечается День Победы - возможно, единственный действительно общенародный государственный праздник.Наши бывшие союзники по антигитлеровской коалиции празднуют его на день раньше - 8 мая. И, к сожалению, этим

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Япония во второй мировой войне Осенью 1939 г., когда началась война и западноевропейские страны одна за другой стали терпеть поражения и становиться объектом оккупации со стороны гитлеровской Германии, Япония решила, что ее час пробил. Туго закрутив все гайки внутри страны

автора

Япония и СССР во Второй мировой войне Разгром японских войск в районе озера Хасан в 1938 г. и в Монголии в 1939 г. нанес серьезный удар по пропагандистскому мифу о «непобедимости императорской армии», об «исключительности японского воинства». Американский историк

Из книги Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России [Полная версия с приложениями и иллюстрациями] автора Сенявская Елена Спартаковна

Финны во Второй мировой войне Советско-финское военное противостояние является весьма благодатным материалом для изучения формирования образа врага. Причин тому несколько. Прежде всего, любые явления лучше всего познаются в сравнении. Возможности для сравнения в

Из книги Вопросы и ответы. Часть I: Вторая мировая война. Страны-участницы. Армии, вооружения. автора Лисицын Фёдор Викторович

Авиация во Второй мировой войне ***> Мне доводилось слышать мнение, что именно французская авиация проявила себя весьма хорошо…Угу, примерно на уровне советской авиации которая "проявила" себя летом 1941 как ПРИНЯТО считать "плохо". Потери немцев в 1000 машин сбитыми и

Из книги 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг» автора Пономаренко Роман Олегович

Германия во Второй мировой войне Барятинский М. Средний танк Panzer IV // Бронеколлекция, №6, 1999. - 32 с.Бернаж Ж. Немецкие танковые войска. Битва за Нормандию 5 июня - 20 июля 1944 года. - М.: ACT, 2006. - 136 с.Боляновський А. Українські військові формування в роки Другої Світової Війни

Из книги Вторая мировая. 1939–1945. История великой войны автора Шефов Николай Александрович

Перелом во Второй мировой войне К концу осени 1942 года немецкий натиск выдохся. В то же время благодаря подтягиванию советских резервов и быстрому росту военной продукции на востоке СССР происходит выравнивание численности войск и техники на фронте. На основных же

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

23. УКРАИНА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ Европа шла ко второй мировой войне, и казалось, что украинцам в целом нечего терять в ходе тех радикальных сдвигов, которые она несла с собой. Будучи постоянным объектом эксцессов сталинизма и неуклонно усиливающихся репрессий поляков,

Из книги Сражения выигранные и проигранные. Новый взгляд на крупные военные кампании Второй мировой войны автора Болдуин Хэнсон

Из книги 100 предсказаний Нострадамуса автора Агекян Ирина Николаевна

О ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ В глубине Западной ЕвропыУ бедных людей родится маленький,Своими речами соблазнит великое множество.Влияние растет в Королевстве Востока.(ц. 3, к.

Из книги Почему евреи не любят Сталина автора Рабинович Яков Иосифович

Участие евреев во Второй мировой войне Краткий очерк Вторая мировая война (1939–1945) охватила Европу, Азию, Африку, Океанию - гигантские пространства в 22 млн квадратных километров.В ее орбиту оказались втянутыми 1 млрд 700 млн человек, или более трех четвертей населения

Из книги США автора Бурова Ирина Игоревна

США во Второй мировой войне Наблюдая за событиями в Европе, США не обольщались относительно возможности сохранения в ней длительного мира, но при этом Америка, вернувшись к старой политике изоляционизма, не желала вмешиваться в развитие европейских дел. Еще в августе 1935

Из книги Россия и Южная Африка: три века связей автора Филатова Ирина Ивановна

Во Второй мировой войне

Из книги Битва за Сирию. От Вавилона до ИГИЛ автора Широкорад Александр Борисович

Из книги Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне автора Ольштынский Леннор Иванович

2.3. 1943 год Обещанный второй фронт вновь отложен Курская битва - коренной перелом во Второй мировой войне Высадка союзников в Сицилии, антифашистская борьба в Италии Наступательные операции советских войск и союзников зимой - весной 1943 годаКонтрнаступление под

Текущая страница: 1 (всего у книги 33 страниц)

Итальянский флот во Второй Мировой войне

Итальянский флот накануне войны

Подготовка

Во время международного кризиса, который разразился с началом Эфиопской кампании весной 1935 года, итальянский флот впервые со времен Первой Мировой войны был отмобилизован. После завершения операции в Эфиопии многие вспомогательные службы флота были сокращены, но в конце 1936 года флот оставался мобилизованным. Гражданская война в Испании, различные международные кризисы и наконец оккупация Албании – все это вынуждало держать флот в состоянии боевой готовности.

Подобные события, конечно, отрицательно повлияли на подготовку к будущему мировому конфликту. Постоянная готовность кораблей приводила к износу механизмов и усталости экипажа, мешала перспективному планированию. Более того, итальянское правительство уведомило вооруженные силы, что начало войны предполагается не ранее 1942 года. Это было подтверждено во время подписания договора «Оси» между Италией и Германией. Флот составлял свои планы, исходя из этой даты.

10 июня 1940 года, когда военные действия должны были вот-вот начаться, многие составляющие того, что называется «готовностью к войне» еще не были завершены. Например, первоначальными планами предусматривалось построить 4 новых мощных линкора и закончить полную модернизацию 4 старых к 1942 году. Такое ядро флота заставило бы уважать себя любого противника. В июне 1940 года в строю находились только «Кавур» и «Чезаре». «Литторио», «Витторио Венето», «Дуилио» и «Дориа» еще завершали оснащение на верфях. Чтобы закончить достройку линкора «Рома» требовалось еще 2 года, для достройки «Имперо» – по крайней мере 3 (В действительности «Рома» был достроен весной 1943 года, работы на «Имперо» так и не были завершены). Преждевременное начало военных действий застало в постройке 12 легких крейсеров, множество эсминцев, эскортных кораблей, подводных лодок и малых судов. Начало войны задержало их достройку и оснащение.

Кроме этого, добавочные 2 года позволили бы устранить недостатки в техническом оснащении и обучении экипажей. Это особенно касается ночных действий, торпедной стрельбы, радара и асдика. Сильнее всего ударило по боеспособности итальянских кораблей отсутствие радара. Вражеские корабли и самолеты безнаказанно атаковали итальянские корабли ночью, когда те были практически слепы. Поэтому враг выработал новые тактические приемы, к которым итальянский флот оказался совершенно не готов.

Технические принципы действия радара и асдика были известны итальянскому флоту с 1936 года. Но война прервала научные работы над этими системами вооружения. Чтобы довести их до практического применения, требовались дорогостоящие промышленные разработки, особенно для радара. Сомнительно, чтобы итальянский флот и промышленность сумели достичь значительных результатом, даже имея те самые 2 года. Тем не менее, противник потерял бы преимущество неожиданности их использования. К концу войны удалось построить только несколько самолетных радаров, и то, скорее, экспериментальных установок.

В годы войны итальянский флот дорого заплатил за эти и другие мелкие недостатки, которые часто мешали использовать благоприятную ситуацию. Тем не менее, итальянский флот хорошо подготовился к войне и полностью оправдал вложенные в него средства.

Подготовительные меры флота включали в себя накопление всевозможных припасов, и когда началась война, резервы многих видов снабжения позволяли удовлетворить любые требования. Например, кораблестроительные верфи работали без задержек всю войну и даже после перемирия почти исключительно на довоенных запасах. Возрастающие требования Ливийского фронта вынуждали флот переоборудовать некоторые порты – вдобавок не по одному разу – и решать подчас неожиданные задачи, прибегая только к собственным резервам. Иногда флот выполнял просьбы и других видов вооруженных сил.

Поставки топлива были совершенно недостаточными, и мы увидим позднее, какой острой стала эта проблема. В июне 1940 года флот имел только 1800000 тонн нефти, собранных буквально по капле. В то время предполагалось, что ежемесячный расход во время войны составит 200000 тонн. Это означало, что флотских запасов хватит только на 9 месяцев войны. Муссолини однако считал, что этого более чем достаточно для «трехмесячной войны». По его мнению, военные действия не могли затянуться дольше. Исходя из такого предположения, он даже заставил флот передать часть запасов – всего 300000 тонн – ВВС и гражданской промышленности уже после начала войны. Поэтому во время войны флот был вынужден ограничивать передвижения кораблей, чтобы сократить расход нефти. В первом квартале 1943 года его пришлось урезать до смехотворной цифры 24000 тонн в месяц. По сравнению с первоначальной оценкой – 200000 тонн как необходимого минимума, легко понять, какое влияние это имело на проведение операций.

Все эти недостатки уравновешивал великолепный дух офицеров и матросов. В течение всех 39 месяцев ожесточенных боев до подписания Италией перемирия личный состав итальянского флота не раз показывал образцы массового и индивидуального героизма. Следуя своим традициям, флот сопротивлялся насаждению фашистских политических взглядов. Трудно было заставить себя ненавидеть Британию, чей флот всегда считался естественным союзником.

Но, когда жребий был брошен, флот, движимый чувством долга, начал битву, напрягая все свои силы. Ему противостояли могущественные противники, однако он выдержал испытание огнем с честью и отвагой.

Оппозиция флота развязыванию войны и его первоначальные планы

В начале 1940 года подозрения, что Италия вступит в войну, уже витали в воздухе. Однако Муссолини еще не говорил конкретно начальникам штабов трех видов вооруженных сил, что намерен вмешаться в конфликт. В первые месяцы этого рокового года правительство, чтобы поддержать экспорт, вынудило флот продать Швеции 2 эсминца и 2 миноносца. Этот факт был совершенно естественно понят флотом как признак нежелания правительства вступать в войну, по крайней мере в ближайшем будущем. Но через несколько дней после визита фон Риббентропа к Муссолини в марте 1940 года, за которым немедленно последовал визит Самнера Уэллеса, начало проясняться действительное отношение правительства к войне. До штабов это решение было доведено 6 апреля 1940 года.

В этот день маршал Бадольо – начальник Генерального Штаба – созвал совещание трех начальников штабов видов вооруженных сил и сообщил им о «твердом решении Дуче вмешаться в то время и в том месте, которые он выберет». Бадольо сказал, что война на суше будет вестись в оборонительном ключе, и в наступательном – на море и в воздухе. Два дня спустя, 11 апреля, начальник Штаба ВМФ адмирал Каваньяри письменно высказал свое отношение к этому заявлению. Среди всего прочего он отмечал трудность таких мероприятий ввиду превосходства противника в силах и неблагоприятной стратегической ситуации. Это делало невозможной наступательную морскую войну. Кроме того, британский флот мог быстро восполнит!» любые потери. Каваньяри заявил, что для итальянского флота это невозможно, и вскоре он окажется в критическом положении. Адмирал предупредил, что невозможно будет добиться первоначальной внезапности, и что невозможны операции против вражеского судоходства в Средиземном море, так как оно уже прекращено.

Адмирал Каваньяри также писал: «Так как не существует возможности решения стратегических задач или нанесения поражения вражеским морским силам, вступление в войну по нашей инициативе не оправдано. Мы сможем вести только оборонительные операции». Действительно, история не знает примеров, чтобы страна, развязавшая войну, немедленно переходила к обороне.

Показав невыгодность ситуации, в которой окажется флот из-за неадекватной воздушной поддержки морских операций, адмирал Каваньяри завершил свой меморандум такими пророческими словами: «Какой бы характер не приняло развитие войны на Средиземном море, в конечном счете наши потери на море будут тяжелыми. Когда начнутся мирные переговоры, Италия вполне может обнаружить себя не только без территориальных приобретений, но также без флота и, возможно, без авиации». Эти слова были не только пророческими, они выражали точку зрения итальянского флота. Все предсказания, сделанные адмиралом Каваньяри в его письме, полностью оправдались, за исключением одного. К концу войны Италия осталась без армии и авиации, уничтоженных могущественными противниками, но все еще обладала довольно сильным флотом.

Муссолини, опасаясь, что мир вернется в Европу раньше, чем Италия скажет свое слово, не обратил внимания на эти предостережения. Более того, он просто отмел их, опираясь ни свою уверенность, что военные действия будут очень короткими – не более трех месяцев. Однако итальянский флот готовился к войне на основе оперативных планов, не раз высказывавшихся ранее. Их можно кратко изложить так: держать морские силы сосредоточенными для получения максимальной оборонительной и наступательной мощи; как следствие – не участвовать в защите торгового судоходства за исключением особых редких случаев; оставить идею снабжения Ливии из-за исходной стратегической ситуации. Имея Францию своим врагом, считалось невозможным проводить суда через Средиземное море.

Муссолини не возражал против этих концепций. Он предполагал, что конфликт не затянется, и потому каботажное судоходство можно сократить, а Ливия продержится шесть месяцев на тех запасах, которые там собраны. Оказалось, что все предположения Муссолини неверны. Итальянский флот обнаружил, что вынужден заниматься тем, что делать совершенно не собирался. Ровно через 3 дня после начала войны в Рим из Ливии пришло требование срочно доставить остро необходимое снабжение. И эти требования, которые возрастали с угрожающей скоростью, пришлось выполнять, разумеется, флоту.

16 июня 1940 года подводная лодка «Зоеа» начала погрузку боеприпасов для доставки в Тобрук. Из-за близости базы к линии фронта и ее удаления от других итальянских баз командование не хотело посылать туда транспорты, даже в сопровождении эскорта. Подводная лодка вышла в море 19 июня. Это был первый из бесчисленных походом в Африку.

Эти операции, проводимые под давлением обстоятельств, стали основным занятием итальянского флота, хотя и не самым любимым. Они привели к серьезному распылению сил. 20 июня флотилия эсминцев во главе с «Артильере» вышла из Аугусты в Бенгази, чтобы перевезти противотанковые орудия и артиллеристов. Через 5 дней первый охраняемый конвой вышел из Неаполя в Триполи, перевозя различные грузы и 1727 солдат. В тот же день подводная лодка «Брагадин» вышла в море с грузом материалов для аэропорта Триполи. Эти несколько примеров ясно показывают, насколько было обеспечено «самоснабжение» Ливии. Начальник Генерального Штаба маршал Бадольо, требуя от адмирала Каваньяри отправки в Ливию первых 3 или 4 конвоев, каждый раз твердо заверял, что «это происходит в последний раз».

Уверенность, что война закончится через 3 месяца, вскоре развеялась. Муссолини был введен в заблуждение заявлениями гитлеровской пропаганды о высадке в Англии. В действительности же в конце августа 1940 года итальянскому Верховному Командованию, на основе информации, полученной из Берлина, пришлось отдать приказ готовиться к затяжной войне, которая продлится несколько лет.

К несчастью для итальянского флота, предпосылки, на которых основывалось его оперативное планирование, оказались в корне неверными. Тем не менее, флот упорно сражался долгие 39 месяцев в тяжелейших – а иногда безнадежных – условиях и нанес тяжелые потери могучему противнику. Несмотря на кровопролитные испытания, итальянские моряки, от адмирала до последнего матроса, всегда хранили верность долгу, дух самопожертвования и неизменную отвагу. Их преданность была просто замечательной, так как была следствием не слепого повиновения, а проявлением осознанной воли, что подтверждалось на каждой стадии борьбы.

В начале войны ядро итальянского флота состояло из 2 старых, но модернизированных линкоров и 19 крейсеров. Англичане и французы имели 11 линкоров, 3 авианосца и 23 крейсера, дислоцированных в Средиземном море. И без того огромное превосходство союзников становилось просто подавляющим, если учесть их силы вне Средиземноморского театра, которые могли быть использованы в качестве подкреплений и для восполнения потерь. Грубо говоря, Италия имела военный флот суммарным водоизмещением около 690000 тонн, а противник – в четыре раза больше.

Важно рассмотреть дислокацию флотов воюющих сторон. Англо-французские силы базировались в Тулоне, Гибралтаре, Бизерте и Александрии. В это время на Мальте кораблей не было. Итальянские корабли в основном делились между Неаполем и Таранто, несколько крейсеров базировались на сициллийские порты. Эти силы могли объединяться, используя Мессинский пролив, хотя и подвергались опасности атак, проходя его. В северной части Тирренского моря базировались лишь несколько подводных лодок и соединений торпедных катеров для береговой обороны.

Адриатика была внутренним морем, стратегическое прикрытие которого осуществлялось из Таранто. Тобрук представлял собой выдвинутый аванпост вблизи от вражеских линий, поэтому гам базировались только легкие патрульные корабли. Додеканезские острова и их главная база на Леросе фактически оказались блокированными, так как греческие воды нельзя было считать нейтральными. Здесь могли базироваться только патрульные и диверсионные соединения. База Массауа в Красном море, где находилась группа устаревших эсминцев, подводных лодок и торпедных катеров, была полностью изолирована с самого начала войны и имела ограниченное значение.

Поэтому можно сказать, что дислокация итальянского флота соответствовала географическому фактору. Главные силы находились в центре Средиземного моря, а остальные – в ряде периферийных пунктов. Ситуация в начале войны не предвещала немедленных столкновений, если только оба противостоящих флота не займут явно агрессивных позиций. Итальянский флот этого сделать не мог и, как было показано ранее, даже не намеревался. Однако, как заявлял противник, его флот будет вести наступательную войну, особенно соединение, которым командовал адмирал сэр Эндрю Браун Каннингхэм.

Решающий фактор воздушной поддержки

Еще одним серьезным вопросом для итальянского флота стило: насколько он может полагаться на сотрудничество с авиацией? Она должна была решать три задачи: проводить разведку; прикрывать свои корабли; наносить удары по вражеским. Четыре крупнейших флота мира после Первой Мировой войны изучали эту проблему и пришли к заключению, что им совершенно необходимо иметь авианосцы и свои собственные специализированные авиационные части.

Итальянский флот также создал свою авиацию в ходе Первой Мировой войны, и она хорошо поработала тогда. После войны флот занимался решением сложных проблем взаимодействия кораблей и самолетов, которые, как предполагалось, неизбежно возникнут в будущем. Но после создания в 1923 году итальянских ВВС флоту приказали прекратить все работы в области авиации из-за радикального расхождения во мнениях между ним и ВВС. Муссолини и ВВС одолели сторонников создания морской авиации. Для Дуче и его сторонников из ВВС Итальянский полуостров представлялся огромным авианосцем в центре Средиземного моря. Они придерживались мнения, что самолеты ВВС, действуя с береговых баз, превосходно справятся с любыми задачами морской войны. Поэтому каждое предложение флота построить авианосец и создать свои собственные специализированные воздушные подразделения встречалось в штыки. Однако следует отметить, что начальник штаба ВМФ в 1938 году дал Муссолини убедить себя в необязательности постройки авианосцев. Но в 1941 году Муссолини сам осознал свою ошибку и отдал приказ переоборудовать два больших лайнера в авианосцы.

Единственным компромиссом, достигнутым в этом споре, был вопрос авиаразведки. В результате была создана так называемая «авиация ДЛЯ флота». В действительности «компромисс» мало что давал флоту. Он получил оперативный контроль над разведывательными самолетами и ему разрешили посылать своих наблюдателей на них. Несмотря на всю неуклюжесть подобной схемы, ее все-таки можно было принять, если бы удалось достичь взаимопонимания между ВМФ и ВВС. Однако летчики сильно преувеличивали свои возможности, и потому флоту так и не удалось добиться серьезного внимания к проблемам взаимодействия кораблей и самолетов. ВВС основывали свои доктрины на постулате «независимая воздушная война по своим собственным законам». Эти законы флот никогда так и не сумел, понять.

По этим причинам в начале войны, когда итальянская авиация была более многочисленна, чем вражеская, эффективного сотрудничества флота и авиации добиться не удалось. Однако такое сотрудничество было абсолютно обязательно для нормального проведения морских операций. Итальянская авиация сражалась с огромной энергией, совершенно не обращая внимания на действия флота. В результате такое отсутствие координации ограничивало успехи операций на море как флотских, так и авиационных.

У противника же британский флот с самого начала контролировал свои собственные авиационные подразделения. Хотя их было не слишком много, они были хорошо обучены совместным действиям с кораблями, и комбинированные операции проходили при самом тесном взаимодействии участников. При таких условиях, вполне понятно, почему итальянский флот не смог провести множество операций, которые просто напрашивались.

Результат таких ограничений можно видеть и в истории создания и использования самолетов-торпедоносцев. Идея такого самолета во флоте возникла на самой заре авиации – в 1913 году. Первые попытки реализовать ее были предприняты в 1918 году, а к 1922 году удалось добиться некоторых успехов. На новое оружие возлагались большие надежды. Практически с самого своего рождения как независимого вида вооруженных сил ВВС категорически отвергали эту идею. ВВС сумели помешать флоту проводить собственные эксперименты. В 1938 году были получены сведения, что британский флот интенсивно работает над созданием самолета-торпедоносца, и итальянский флот вновь попытался преодолеть сопротивление ВВС. Он хотел возродить подразделения самолетов-торпедоносцев. Напрасно. К началу войны не было даже намека на решение этой проблемы.

Следует упомянуть, что итальянский флот создал авиаторпеду, превосходящую по своим характеристикам английскую. Ее можно было сбрасывать с высоты 100 метров на скорости 300 км/час – по сравнению с 20 метрами и 250 км/час для английской авиаторпеды. Флот создал некоторый запас этих торпед, которые использовались торпедными катерами. Когда ВВС в разгар войны решили-таки принять на вооружение самолеты-торпедоносцы, они столкнулись с проблемой создания оружия для них, уже решенной флотом. Поэтому флот передал ВВС большое количество торпед и персонал для их обслуживания.

В ходе войны ВВС предпринимали титанические усилия для улучшения общей ситуации, в том числе своих взаимоотношений с флотом. Однако создание доктрины комбинированных операций и получение практического опыта для успешного ведения такого рода военных действий требовало многих лет работы. Конечно, в ходе войны, перемалывавшей людей и технику, возможностей наверстать упущенное не осталось. Поэтому в плане воздушной поддержки итальянский флот в течение всей войны серьезно уступал своим противникам.

Супермарина

Перед началом хронологического описания событий войны обязательно следует аппарат высшего оперативного командования флота, который отвечал за проведение операций на морс. Этот штаб известен как Супермарина.

Современное состояние средств связи и военного искусства делают совершенно необходимым сосредоточение в одной структуре, находящейся на берегу в хорошо защищенном штабе, функций сбора и координации информации о морских операциях. Это требование особенно существенно при действиях в такой относительно узкой акватории, как Средиземное море. Только такая командная организация может надлежащим образом координировать диспозицию всех имеющихся военных средств. Поэтому итальянская Супермарина имела штаб в министерстве Военно-морского флота до тех пор, пока Рим не был объявлен открытым городом. Позднее ее штаб перебазировался в огромный подземный центр радиосвязи в Сайта Розе на Виз Кассиа.

В большой и сложной организации подобного рода сами военно-морские группы составляют лишь небольшую часть, хотя на примере итальянцев видно, что это самые важные фигуры на шахматной доске морской войны. Подобная система приводит к тому, что адмирал, ранее командовавший флотом на каждом его шаге, раздваивается. Одна его часть становится стратегом, который изучает и планирует предварительные фазы боя и руководит развертыванием сил из постоянного центрального штаба на берегу. А вторая часть является тактиком, который командует флотом непосредственно в бою.

В случае Супермарины эта система, как всякое творение рук человеческих, имела ряд недостатков. Самым главным, по-видимому, было стремление централизовать управление сильнее, чем это действительно требовалось.

Вторым серьезным недостатком было то, что командиры на берегу, так же, как командиры соединений в море, постоянно чувствовал: за спиной незримое присутствие Супермарины, иногда предпочитая ожидать приказов или даже требовать инструкций, хотя они вполне могли, а подчас просто были должны действовать самостоятельно. Однако, как автор мог сам заметить, Супермарина чаще ошибалась воздерживаясь от вмешательства, чем в случаях, когда она брала руководство на себя. Пытаясь не связывать свободу действий высшего командующего в море во время фазы развертывания сил и самого боя. Супермарина часто не передавала директивы, которые требовалось передать, по се же собственным оценкам, или те, которые были продиктованы более полным видением ситуации. Ретроспективное изучение этих боев показывает, что соответствующая директива могла привести к более успешным результатам.

Другим дефектом итальянских командных структур была иерархическая организация Супермарины. На вершине стоял начальник Штаба ВМФ, он же заместитель военно-морского министра, в силу этого сильна загруженный делами министерства. В результате на практике оперативное руководство Супермариной оказывалось в руках заместителя начальника штаба, который часто был единственным человеком, знакомым со всеми деталями текущего положения, но чья активность и инициатива были ограничены. Его положение усложнялось тем, что только его начальник лично обсуждал все оперативные проблемы с Муссолини, являвшимся верховным главнокомандующим вооруженными силами и с итальянским Верховным Командованием. Как упоминалось выше, начальник Штаба ВМФ не всегда хорошо знал нюансы положения, чтобы убедить Верховное Командование принять точку зрения флота. Положение дел становилось еще более плачевным, поскольку само итальянское Верховное Командование, слабо понимало стратегические и технические проблемы морской войны, которая велась на Средиземном море.

Начальник германского Абвера адмирал Канарис, умный и хорошо информированный наблюдатель, сказал маршалу Роммелю: «Итальянский флот, в основном, высокого качества, что позволит ему противостоять лучшим флотам мира. Однако его Верховному Командованию не хватает решительности. Но, скорее всего, это результат того, что ему приходится действовать под руководством итальянского Верховного Командования, которое контролируется армией».

Работа различных отделов складывалась в функционирование Супермарины в целом. Самым важным из них был так называемый Оперативный Центр. Через него проходили все донесения, он отдавал все специальные и экстраординарные приказы. С помощью картотеки больших настенных карт Оперативный Центр отслеживал местонахождение всех кораблей, своих и вражеских, в море и в портах. Оперативный Центр был той точкой, откуда осуществлялось руководство флотом в целом и всеми итальянскими кораблями, начиная от линкоров и кончая последним буксиром. Этот нервный центр итальянского флота непрерывно функционировал с 1 июня 1940 года, когда начала действовать Супермарина, и до 12 сентября 1943 года, когда начальник Морского Генерального Штаба, прибыв после подписания перемирия в Бриндизи, принял там командование флотом.

В целом Супермарина была высокоэффективной организацией, а ее Оперативный Центр вполне удовлетворительно справлялся со своими обязанностями в ходе всей войны. Остальным отделам Супермарины в общем не хватало воображения, чтобы отыскать то остроумные решение среди тысяч вариантов, которое будет ключом к успеху. Эта слабость не была недостатком отдельных офицеров Супермарины. Скорее, она была следствием их перегруженности канцелярской работой, что не оставляло им времени для выработки и четкой формулировки «оперативных идей». Это было особенно верно для офицеров, занимавших высшие посты.

Работа Супермарины была тесно связана и зависела от функционирования систем связи, чья роль столь велика во всех областях современной войны. Итальянский флот с самого начала уделял максимальное внимание всем видам связи. Ведь первые опыты Маркони по радиосвязи на море были проделаны итальянским флотом. В начале войны флот имел свою собственную разветвленную и высокоэффективную сеть связи, в которую входили телефон, радио и телеграф. Сложная «нервная система» имела свой центр в штабе Супермарины. Кроме нее, существовала своя отдельная секретная телефонная сеть, связывавшая все флотские штабы па полуострове и в Сицилии. Из Супермарины можно было связаться с флагманскими кораблями, когда они находились в Специи, Неаполе или Таранто. Этим способом можно было передавать наиболее секретные и срочные сообщения прямо по телефону из Оперативного Центра без постороннего вмешательства. Когда вспоминаешь миллионы телефонных, радио– и телеграфных сообщений, переданных за годы войны по сетям связи флота, легко оценить эффективность их работы. До 8 сентябри 1943 года один только римский центр зарегистрировал более 3000000 сообщений.

Эта система связи использовала различные шифры, секретность которых была особенно важна. Ее следовало сохранять любой ценой. В целом эта служба действовала очень неплохо, особенно когда представляешь огромный объем проделанных работ и большое количество использованных шифров. Итальянский флот также создал высокоэффективную службу радиоперехвата и дешифровки. Этот отдел работал в условиях строгой секретности, и даже сегодня о нем нельзя рассказывать. Криптографическая служба, возглавляемая маленькой группой талантливых офицеров, проделала огромную и исключительно полезную работу в ходе войны. Например, немедленная расшифровка британских разведывательных донесений имела огромное значение и помогала флоту до некоторой степени компенсировать недостатки собственной разведки, так как позволяла Супермарине использовать работу вражеской разведывательной службы.

Интересные факты в честь Дня ВМФ РФ

Отправить

Каждое последнее воскресенье июля отмечается День Военно-Морского Флота РФ. В этот день свой профессиональный праздник отмечают все те, кто стоит на страже морских рубежей России, все те, кто связывает годы жизни и службы с обеспечением боеготовности кораблей и частей ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, ветераны Великой Отечественной войны. В честь этого праздника мы, совместно с компанией Wargaming, собрали немного интересной информации о флоте времен Второй Мировой Войны.

ВМФ СССР и трофеи Второй Мировой войны

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием не только для советского флота, но и для судостроительной промышленности СССР. Флот нес потери, которые восполнялись с большим трудом, так как важнейшие центры кораблестроения были либо потеряны, либо в значительной мере разрушены.

По окончании войны, как держава-победительница, Советский Союз принял участие в разделе ВМС стран Оси. По репарациям СССР достались десятки вполне боеспособных кораблей. Так, списки ВМФ пополнили бывший итальянский линкор, два крейсера им больше полутора десятков эсминцев и миноносцев. Кроме этого был захвачен ряд тяжело поврежденных или разоруженных кораблей, в ом числе два немецки тяжелых крейсера и несколько японских эсминцев и миноносцев. И хотя все эти корабли не могли считаться полноценным пополнением ударной мощи флота. советским морякам и инженерам они дали бесценную возможность познакомиться со многими достижениями иностранной судостроительной промышленности.

Раздел и уничтожение кораблей Кригсмарине

За годы Второй мировой войны флот Германии понёс огромные потери, и тем не менее на момент капитуляции он всё ещё представлял собой внушительную силу — свыше 600 боевых кораблей и около 1500 вспомогательных судов.

После завершения военных действий союзники решили разделить оставшиеся боеспособные корабли Кригсмарине между тремя основными державами-победительницами: СССР, Великобританией и США. Для всех трёх главной целью было, конечно, не пополнение своих ВМС, а возможность изучить немецкие технологии в области вооружения и кораблестроения. А большую часть некогда сеявшего ужас на морских просторах немецкого подводного флота должны были и вовсе уничтожить: затоплению подлежало 165 субмарин. В конечном итоге между союзниками было разделено 452боевых корабля, в том числе 2 крейсера, 25 эсминцев и миноносцев, и 30 подводных лодок.

Британский флот в начале и в конце Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны владения Британской империи раскинулись по всему миру. Метрополия, расположенная на отнюдь не изобилующем ресурсами острове, должна была содержать большой флот для защиты своих коммуникаций с колониями, поэтому особенностью состава британских ВМС были многочисленные крейсеры с большой дальностью плавания.

Вторая мировая и шесть лет войны на море заметно изменили Королевский флот. Лишь ценой колоссального напряжения промышленности Великобритании удалось удержать на довоенном уровне численный состав крейсеров, а былая гордость «Владычицы морей» — линкоры — увы, затерялись среди остальных классов кораблей. Количество эсминцев — «рабочих лошадок» войны — выросло в полтора раза, несмотря на огромные их потери. Подводные лодки также доказали свою эффективность и заняли значимое место в составе флота.

Но на первый план выступило новое оружие войны на море — авианосцы. Британское правительство в полной мере осознало их роль: за 1939-1945 годы количество авианесущих кораблей увеличилось в восемь раз, едва не превысив число крейсеров.

ВМС США в начале и конце Второй мировой войны

К моменту вступления во Вторую мировую войну США уже опередили Великобританию по числу линкоров, которые всё ещё считались воплощением могущества любой мировой державы. При этом прагматичные американцы понимали и ценность подводных лодок — оружия относительно дешёвого и эффективного.

За неполные четыре года войны флот США вырос в несколько раз, вплотную приблизившись к тому, чтобы по числу линкоров опередить все остальные страны, вместе взятые. Однако бронированные гиганты к тому времени уже уступили первенство на международной арене: масштабы военных действий на океанских просторах потребовали «универсальных бойцов», и абсолютное число крейсеров и эсминцев резко увеличилось. Впрочем, при сравнении относительного «веса» среди основных классов кораблей и эсминцы, и крейсера лишь сохранили свои позиции. Самой же грозной силой на море стали авианосцы, занявшие главенствующее место в составе ВМС. К 1945 году США не имели себе равных по их количеству во всём мире.

Не забудьте поздравить знакомых моряков и всех причастных!

ФРАНЦУЗСКИЙ ФЛОТ В 1939 ГОДУ

Когда в сентябре 1939 г. началась война, в состав французского флота входили семь линейных кораблей, в том числе два старых линкора "Париж" и "Курбэ", три старых, но модернизированных в 1935-36 гг. линкора - "Бретань", "Прованс" и "Лоррэн", два новых линкора "Страсбур" и "Дюнкерк".

Имелось два авианесущих корабля: авианосец "Беарн" и авиатранспорт "Коммандан Тест".

Крейсеров насчитывалось 19, из них 7 крейсеров 1 класса - "Дюкен", "Турвилль", "Сюффрен", "Кольбер", "Фош", "Дюплекс" и "Альжери"; 12 крейсеров 2 класса - "Дюге-Труэн", "Ла Moтт-Пике", "Примоге", "Ла Тур д"Овернь" (бывш. "Плуто"), "Жанна д"Арк", "Эмиль Бертэн", "Ла Галиссоньер", "Жан де Вьен", "Глуар", "Марсейез", "Монкальм", "Жорж Лейг".

Внушительны были и торпедные флотилии. Они насчитывали: 32 лидера - по шесть кораблей типов "Жагуар", "Гепар", "Эгль", "Вокелен", "Фантаск" и два типа "Могадор"; 26 эскадренных миноносцев - 12 типа "Бурраск" и 14 типа "Адруа", 12 миноносцев типа "Мельпомен".

В число 77 подводных лодок входили крейсерская лодка "Сюркуф", 38 подводных лодок 1 класса, 32 лодки 2 класса и 6 подводных минных заградителей.

Суммарное водоизмещение 175 вышеперечисленных кораблей составляло 554.422 тонн. Кроме пяти старых линкоров все остальные корабли вступили в строй после 1925 г., т. е. флот был относительно молодым.

В постройке находились четыре линкора: "Ришелье", "Жан Бар", "Клемансо" и "Гасконь". Первые два должны были вступить в строй в 1940 г. Строились также два авианосца - "Жоффр" и "Пэнлеве" - но они достроены не были.

В постройке находились 3 крейсера 2 класса ("Де Грасс", "Шато-рено", "Гишен"), 4 лидера типа "Могадор", 12 эсминцев типа "Арди", 14 миноносцев типа "Фьер", 5 подводных лодок 1 класса, 16 подводных лодок 2 класса, а также 4 подводных минных заградителя. Всего в разных стадиях постройки было 64 корабля суммарным водоизмещением 271.495 тонн.

К этому списку следует добавить авизо, канонерки, тральщики, морские охотники, торпедные катера, суда снабжения. Последние призывались (реквизировались) при мобилизации .

Морская авиация слишком слабая, но растущая, состояла из 45 штурмовиков, 32 бомбардировщиков, 27 истребителей, 39 разведчиков, 46 торпедоносцев, 164 корректировщиков и др. Всего же было 159 летательных аппаратов корабельного базирования и 194 - берегового .

Ветераны французского флота вспоминают, что его личный состав был сплочен, дисциплинирован, обладал высокими моральными качествами и полностью предан нации.

Главнокомандующим ВМФ являлся адмирал Дарлан. С 1939 г. он был начальником Главного морского штаба . До него этот пост семь лет занимал адмирал Дюран-Вьель. Оба они были высококвалифицированными специалистами и стремились к обновлению флота после 1919 г. Дарлан имел ранг полного адмирала (пять звездочек на рукаве) - наивысший во французском флоте. Это был очень опытный, деятельный и решительный человек. Однако он не слишком вдавался в вопросы стратегии, плохо знал американский флот и недооценивал русский. Но он изменил свои взгляды в апреле 1940 г., и мы далее увидим как. На флоте он пользовался очень высоким авторитетом.

В сентябре 1939 г. структура флота выглядела следующим образом. Главнокомандующему адмиралу Дарлану подчинялись командующие военно-морскими силами на театрах военных действий, командующие силами открытого моря и префекты морских районов. Этих районов насчитывалось пять: Шербур, Брест, Лорьян, Тулон, Бизерта. Вице-адмирал Мишелье, начальник управления портов, заслужил свой авторитет, руководя интендантством, санитарной службой, кораблестроением и морской артиллерией.

Государственным министром флота являлся г-н Кампенши. Оперативными вопросами он не занимался, но участвовал в руководстве боевыми действиями в качестве члена "военного кабинета", куда входили: президент Республики , премьер-министр, министр национальной обороны (Даладье), министры флота, авиации (Ла Шамбр), колоний (Мандель), маршал Петэн, начальник национального штаба обороны (генерал Гамелен), три главкома - сухопутных сил (ген. Жорж), ВВС (ген. Вюйемен) и ВМФ (Дарлан), начальник штаба колониальных владений (ген. Бюрер). Начальником аппарата морского министра был вице-адмирал Гутон.

В аппарате Дарлана состояли контр-адмирал Ле Люк, капитан 1 ранга Офан и капитан 1 ранга Негадель. Военная миссия в Лондоне возглавлялась вице-адмиралом Одендалем; военно-морским атташе был капитан 1 ранга Ривуар.


Самое обсуждаемое
Аниме про другие миры и героев попавших в них Аниме про другие миры и героев попавших в них
Аниме где гг попадает в параллельный мир Аниме где гг попадает в параллельный мир
Список аниме, где гг попадает в другой мир с крутой силой и гаремом Список аниме, где гг попадает в другой мир с крутой силой и гаремом


top