Возрастные особенности онтогенеза. Презентация "Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)" Возрастные особенности крови

Возрастные особенности онтогенеза. Презентация

Cлайд 1

Cлайд 2

«Приход наш и уход загадочны – их цели Все мудрецы Земли осмыслить не сумели. Где круга этого начало, где конец? Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?» Омар Хайям

Cлайд 3

Что такое онтогенез? Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцеклеткой и образования зиготы до конца жизни. На какие периоды делится онтогенез? Онтогенез делится на два больших периода: 1- эмбриональный – период от образования зиготы до рождения; 2 - постэмбриональный – от рождения до конца жизни.

Cлайд 4

Краткая историческая справка Основателем современной эмбриологии по праву считается Академик Российской Академии Карл Максимович Бэр (1792 -1876). В 1828 г. он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором положил начало учению о зародышевых листках и сформулировал закон зародышевого сходства. Как называется наука, изучающая онтогенез? Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организма, занимается эмбриология (от греч. «embryonic» - зародыш).

Cлайд 5

Карл Бэр доказал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными. Благодаря работам Александра Онуфриевича Ковалевского (1840 - 1901) и Ильи Ильича Мечникова (1845 - 1916), а также других ученых второй половины ХIХ в. установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.

Cлайд 6

В начале ХХ в. Фриц Мюллер (1821 - 1897) и Эрнст Геккель (1834 - 1919) сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие каждой особи (онтогенез) есть краткое и быстрое повторение исторического развития (филогенез) вида.» Алексей Николаевич Северцов (1866 - 1936) уточнил формулировку: «Повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей.»

Cлайд 7

В эмбриональный период развития организм проходит следующие стадии: зигота – клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения; бластула – многоклеточный однослойный зародыш; гаструла – двухслойный, затем трехслойный зародыш; нейрула - зародыш с комплексом осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.

Cлайд 8

Период нашей жизни, который мы с легкостью отбрасываем, называя день своего рождения… Оплодотворение и образование зиготы происходит в маточной трубе. В матку попадает бластула, состоящая из 30 – 32 клеток, и внедряется в ее слизистую оболочку. Процесс образования гаструлы идет одновременно с образованием зародышевых оболочек: амниона и хориона. К концу 3-ей недели завершается образование нейрулы.

Cлайд 9

Пятинедельный зародыш имеет зачатки всех органов. Он уютно лежит в амниотической сумке, заполненной жидкостью. Через пуповину он связан с плацентой- лепешкообразным органом на стенке матки. Через плаценту зародыш получает от организма матери кислород и питательные вещества, а отдает углекислый газ и продукты распада.

Cлайд 10

Второй месяц (6недель): зародыш имеет все внутренние органы. У него бьется сердце, работают клетки мозга. Вес зародыша – 30 г. Третий месяц (10 недель): плод полностью сформировался. Он умеет сосать палец, чувствует боль.

Cлайд 11

Пятый месяц (19недель). Ребенок активно двигается и реагирует на звуки. Седьмой месяц (28 недель). Ребенок готовится к самостоятельной жизни. Он засыпает и просыпается вместе с мамой, слушает ее голос.

Cлайд 12

ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Период начинается с рождения человека, заканчивается его смертью. Различают следующие стадии развития: -новорожденный возраст; -грудной возраст – до 12 месяцев; -дошкольный возраст – до 7 лет; -подростковый возраст – от 10 до 18 лет; -зрелость – от 18 до 45 лет; -менопауза – возраст 48 – 54 лет; -старость – самый последний период жизни человека.

Cлайд 13

РЕБЕНОК ДО 12 МЕСЯЦЕВ Кости черепа несросшиеся – соединены родничками, позвоночник без изгибов. Постепенно ребенок овладевает движениями. Появляются молочные зубы.

Cлайд 14

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ Усиленно развивается костно-мышечная система. Развиваются вторичные половые признаки: растут волосы на лобке и в подмышках, у мальчиков растут половые органы, у девочек начинается менструация.

Тема:

Цель урока: расширить знания учащихся о процессе

оплодотворения, закономерностях и этапах

зародышевого развития, способах послезародышевого

развития.


  • Гаметогенез
  • Овогенез
  • Сперматогенез
  • Половое размножение
  • Вегетативное размножение
  • Партеногенез
  • Стробиляция или фрагментация.

Изучение нового материала.

Онтогенез – индивидуальное развитие живого организма с момента зарождения до смерти.


Онтогенез делится на 2 периода:

  • Эмбриогенез – развитие эмбриона с момента образования зиготы до рождения
  • Постэмбриогенез – развитие после рождения и до смерти, т. е после эмбриональной стадии.

Развитие организма с момента оплодотворения

до рождения или выхода из зародышевых

оболочек.

Этапы:

  • Дробление зиготы.

2.Образование бластулы.

3.Гаструляция.


Эмбриогенез

клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения

комочек бластомеров на начальных стадиях дробления

бластула

многоклеточный однослойный зародыш

гаструла

двухслойный, затем трехслойный зародыш

- зародыш с комплексом осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.

гистогенез

органогенез



дроблением

бластомерами

В процессе дробления количество клеток

быстро растет, они становятся мельче и

мельче и образуют сферу, внутри

которой возникает полость – бластоцель .

С этого момента зародыш называется

Бластулой (однослойный зародыш) .

Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом

содержится в их ядрах?


этап

гаструляция

эктодермой

эктодермой.

эктодерма

энтодерма

первичный рот

вторичная полость

тела

У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?



мезодерма

нейрулой

гистогенез

органогенез

Что изображено под цифрами 2 и 3 ?


Нейрула .


Органогенез

Зародышевые листки

  • Эктодерма – наружный
  • Мезодерма – средний
  • Энтодерма - внутренний

Схема развития зародышевых листков


Зародышевые листки

Стадии закладки

Эктодерма

Образование тканей и органов

Бластула

Энтодерма

Мезодерма


производные кожи :

железы (сальные, потовые, молочные), волосы, ногти, рога и копыта у животных.

нервная система и

органы чувств

эктодерма

покровы у животных

эпидермис кожи

эмаль зубов


энтодерма

все железы, кроме кожных

поджелудочная

дыхательная система

органы пищеварения


кровеносная система

мускулатура

мезодерма

выделительная система

половая система


Характеристика зародышевых листков

Зародышевые листки

Стадии закладки

Эктодерма

Образование тканей и органов

Бластула

Энтодерма

Ткани нервной системы, наружные покровы, потовые и сальные железы, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов чувств

Мезодерма

Эпителиальные ткани, железы желудочно-кишечного тракта, печень и поджелудочная железа

Соединительная ткань, скелетная мускулатура, органы выделения, кровеносные сосуды, гладкая мускулатура кишечника, дыхательный и моче-половых путей, сердце, жвс


Развитие организма с момента рождения или

выхода из зародышевых оболочек до смерти.

может быть

прямое

непрямое


Прямое постэмбриональное развитие:

Из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но с уже заложенными всеми основными органами, свойственными взрослому животному.

Назовите примеры животных с прямым постэмбриональным развитием.

млекопитающие

птицы

рептилии


Непрямое постэмбриональное развитие:

Из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными личиночными органами, во взрослом состоянии отсутствующими. Со временем органы личинки заменяются органами, свойственными взрослым особям. Личинка превращается во взрослое животное.

Как называется развитие с превращением?

Для каких животных оно характерно?

амфибии

рыбы

насекомые

ракообразные

моллюски

черви


Наиболее ярко развитие с метаморфозом

представлено у насекомых.

Развитие с полным превращением:

яйцо

личинка

куколка

имаго

Назовите

какие стадии

в своем

развитии

проходит

бабочка?

Для каких насекомых характерен такой тип развития?


Развитие с неполным превращением:

Глядя на рисунок определите, какие стадии развития проходят

насекомые с неполным превращением? Какая стадия отсутствует?

яйцо

личинка

имаго

Для каких насекомых характерно развитие с неполным превращением?




Индивидуальное развитие организма изучает эмбриология

(от греч. « embryonic » - зародыш)

Краткая историческая справка

Академик Российской Академии

Карл Максимович Бэр

(1792 -1876)

основатель современной эмбриологии


Все многоклеточные организмы развиваются из оплодотворенной яйцеклетки. Развитие зародышей у животных, относящихся к одному типу, во многом сходно. Эти факты подтверждают справедливость

сформулированного К.Бэром закона зародышевого сходства:

«Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа».

Карл Бэр


Между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием существует глубокая связь, которая нашла свое отражение в биогенетическом законе , сформулированном двумя немецкими

учеными Ф.Мюллером и Э.Геккелем в XIX веке:

онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится.

Фриц Мюллер

Эрнст Геккель


Влияние факторов среды на зародыш

С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов среды

Факторы среды обитания

Биотические

Абиотические

Влажность, температура, давление, радиация, химические вещества.

Вирусы, бактерии, грибы, животные, растения




  • Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки;
  • Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;
  • Не употреблять алкогольные напитки;
  • Не курить;
  • Не принимать наркотические средства;
  • Полноценно питаться;
  • Заниматься спортом


Процессы развития

Количественный процесс:
Рост – количественный процесс увеличение числа клеток или
размеров клеток
Качественные процессы:
Дифференцирование тканей и
органов
Формообразование

Взаимосвязь этих процессов

Ускоренный рост замедляет
формообразование,
дифференцирования и развития
вторичных половых признаков
Усиленные процессы полового
развития тормозят рост тела и
нарастание мышечной массы

Развитие

Запрограммировано генетической
информацией
Регулируется внутренними факторами
(гормонами и БАВ)
Определяется:
образом жизни (характер питания, уровень
физических и интеллектуальных нагрузок и
т.д.)
воспитанием
состоянием эмоциональной сферы
уровнем здоровья
влиянием внешней среды

«Возрастные периоды» – периоды, характеризующиеся функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими особенностями

Периодизация основана на комплексе
признаков:
Размеры тела и органов, масса и
окостенение скелета (костный возраст)
Прорезывание зубов (зубной возраст)
Развитие желез внутренней секреции и
степень полового созревания

Онтогенез

Пренатальный период (до
рождения):
Эмбриональный (до 8-й недели)
Фетальный – плодный (от 8 недель до
рождения)
Постнатальный период (после
рождения)

Постнатальный период онтогенеза:

Период новорожденности (неонатальный)
Ранний неонатальный (0-7 дней)
Поздний неонатальный (8-28 дней)
Постнеонатальный (29 дней-12 месяцев)
Раннее детство -1-3 года
Первое детство – 4-7 лет
Второе детство (М - 8-12 лет, Д - 8-11 лет)
Подростковый возраст (М – 13-16 лет, Д – 12-15 лет)
Юношеский возраст (М – 17-21 год, Ж – 16-20 лет)
Зрелый возраст - 1-й период (М – 22-35 лет, Ж – 21-35 лет)
Зрелый возраст - 2-й период (М – 36-60 лет, Ж – 36-55 лет)
Пожилой возраст - (М – 61-74 года, Ж – 56-74 года)
Старческий возраст -(75-90 лет)
Долгожители – 90 лет и старше

Грудной возраст

К году:
длина тела увеличивается в 1,5 раза
масса тела – в 3 раза
в 6 мес – первые зубы
Психомоторные навыки:
Держит голову – с 1 мес
Сидит - с 6 мес
Ползает - с 8-10 мес
Ходит – с 12 мес

Грудной возраст

Теряется пассивный иммунитет
Появляется способность к выработке
условных рефлексов на комплекс
раздражителей, в т.ч. – на слово
Начало речи (к году 10-12 слов)
Формируется потребность в общении
Появляются зачатки интеллектуальной
деятельности, мышления
Тенденция к целенаправленной
деятельности

Раннее детство -1-3 года

К 2-м годам заканчивается прорезывание
молочных зубов
После 2-х лет абсолютные и относительные
величины приростов размеров тела
уменьшаются
Мышечная масса интенсивно увеличивается
Закладывается основной фонд движений
Развивается предметное действие, игровая
деятельность
Пассивная речь переходит в активную
Развивается наглядно-действенное мышление
Начинает формироваться личность

Первое детство – 4-7 лет

С 6 лет появляются первые коренные зубы
Первое физиологическое вытяжение
Увеличение длины конечностей, углубление
рельефа лица
Совершенствование тонких координированных
движений
Развитие всех видов внутреннего торможения
Доминирующее словесное мышление с
внутренней речью
Наглядно-действенное мышление
Формируются потребности и волевые качества
Ведущий вид деятельности – игра, развивающая
произвольную память и внимание, речь и
мышление

Второе детство

Выявляются половые различия в форме
и массе тела
Начинается усиленный рост в длину
Повышается секреция половых гормонов
и начинают развиваться вторичные
половые признаки:
У девочек: формирование молочных желез,
развитие матки и влагалища, оволосение
лобка, оволосение подмышечных впадин
У мальчиков: рост яичек, мошонки и пениса

Второе детство

Абстрактное мышление
Динамические стереотипы легко
переделываются
Быстро вырабатываются условные Полная
замена молочных зубов на постоянные
Быстро развиваются сложные координационные
движения (письмо)
Выраженное влияние коры над подкорковыми
образованиями – сдержанность эмоций,
осмысленность и контролируемость поведения
Возрастает умственная работоспособность,
снижается утомляемость
Формируется рефлексы, устойчивые к внешнему
торможению

«Пубертатный скачок» – увеличение всех
размеров тела
Завершение формирования вторичных
половых признаков:
У девушек: завершение формирования
молочных желез, оволосение лобка и
подмышечных впадин, появление менархе
У юношей: мутация голоса, оволосение лобка
и подмышечных впадин, появление первых
поллюций

Подростковый (пубертатный) возраст

Ростовой скачок с некоторой свойственной
дисгармоничностью, возникновением и развитием черт,
характерных для пола
Процессы возбуждения преобладают над процессами
торможения
Много лишних движений
Снижен контроль коры над эмоциональными реакциями,
памятью, восприятием, вниманием
Неустойчивость эмоционального состояния
Снижена умственная работоспособность
Возникает психическая неуравновешенность
Формируется абстрактно-логический тип мышления и
способность оперировать гипотезами

Юношеский возраст:

Заканчивается процесс роста
Размерные признаки достигают дефинитивной
величины
Резко возрастает физическая и умственная
работоспособность
Возрастает роль коры в регуляции психической
деятельности и контроль над эмоциями
Восстанавливается возможность внутреннего
торможения
Происходит дифференцировка между функциями
правого и левого полушарий
Отрабатываются механизмы стратегии работы
мозга, в т.ч. наиболее экономного пути

Периоды:

Критические
Скачкообразные
моменты развития
организма,
отдельных органов
и тканей
Переключение
организма на
новый уровень
онтогенеза
Создание
морфофункциональной основы
существования в
новых условиях
жизнедеятельности
Контролируются
генетически
Сенситивные
Особо чувствительные периоды,
возникают в период критических
Меньший генетический контроль
Приспосабливают функции
организма к новым условиям
Оптимизация перестроечных
процессов в органах и системах
Согласование деятельности
функциональных систем
Обеспечение адаптации к
нагрузкам на новом уровне
существования организма
Большее влияние внешней среды
(в т.ч. педагогическое и
тренерское)

Акселерация -

это «эпохальное» увеличение роста
детей и раннее половое созревание
(сопровождается увеличением
продолжительности жизни и
репродуктивного периода)
Обусловлена:
изменением генотипа вследствие
миграции населения и образования
смешанных браков
уровнем социальных условий

Ретардация – задержка, остановка в развитии

Инволюция – старение, обратное
развитие (вилочковая железа –
после полового созревания,
молочные железы – в пожилом
возрасте)

Особенности энергообмена у детей

Повышенная отдача тепла
Высокая интенсивность энергетических
процессов
Несовершенство работы всех систем организма
С возрастом общий обмен в расчете на кг массы
снижается, в абсолютных значениях увеличивается
У плода и новорожденного – анаэробный способ
использования глюкозы – глюконеогенез,
позднее – повышение роли аэробных процессов
Максимальное потребление кислорода – к 17
годам

Возрастные особенности крови

С возрастом объем циркулирующей крови
относительно массы тела и число эритроцитов
уменьшается
Гемоглобин к году уменьшается до 116 г.л, до 14 лет
– на 10-20 г меньше. Чем у взрослого
Число лейкоцитов у новорожденного 30 тыс., затем
уменьшается. В 14-17 лет – как у взрослых
В лейкоцитарной формуле: первый «перекрест»
(число нейтрофилов равно числу лимфоцитов) на 5-6
день, второй – в 5-6 лет, к 17 годам – как у взрослых
После года содержание факторов свертывания и
антикоагулянтов – как у взрослых, до года – ниже
Содержание белков крови до 3-х лет - ниже, а затем
- как у взрослых

Возрастные особенности системы кровообращения

У новорожденных - предсердия имеют больший объем, чем
желудочки
Левый и правый желудочки равны
Темпы роста магистральных сосудов меньше, чем сердца
Кровеносные сосуды новорожденных тонкостенны – слабо
выражены мышечный и эластический слои
ЧСС при рождении 140 уд в мин, с возрастом снижается, что
обусловлено холинэргическим влиянием
АД с возрастом увеличивается, уровень зависит от
эмоционального, психического и физического состояния
Развитие иннервационного аппарата сердца завершается к 7
годам
В подростковом возрасте – нарушается регуляция сосудистого
тонуса – юношеская дистония (гипертония, гипотония)
Условные и сосудистые рефлексы начинают хорошо
проявляться в 7-8 лет

Возрастные особенности системы дыхания

У новорожденных – малая растяжимость
тканей легких и высокая податливость стенок
грудной клетки
Дыхание частое и поверхностное, поэтому
вентиляция легких – хуже, чем у взрослых
Дыхательный центр у ребенка отличается
низкой возбудимостью, лабильностью и
быстрой истощаемостью

Особенности пищеварения у детей

У новорожденных – все функции пищеварительного тракта
приспособлены к переработке молока
Сравнительно низкая ферментативная активность
Низкая кислотность
Пепсин хорошо расщепляет казеин, плохо – альбумины и
глобулины
Переваривающая способность желудочного сока определяется
химозином, который активен даже в щелочной среде
Низкая активность панкреатического сока обусловлена низкой
выработкой энтерокиназы
В кишечнике преобладает пристеночное переваривание
Преобладает гуморальная регуляция
Часто дискоординация моторной функции ЖКТ, поэтому легко
возникают, срыгивание, рвота, понос

Особенности деятельности нервной системы у детей

У новорожденных –
доминирующими являются пищевые и терморегуляторные
центры
с момента рождения хорошо проявляются врожденные реакции
на тактильные, проприоцептивные, обонятельные. вкусовые и
вестибулярные раздражения, слабо выражены - на зрительные и
слуховые
широкая афферентная и эфферентная генерализация рефлексов
эфферентная генерализация проявляется вовлечением в реакцию
большого числа эффекторов (еще не созрели вставочные
тормозные нейроны)
В 1-ю неделю жизни вырабатываются условные (естественные)
рефлексы в ответ на интероцептивные раздражители (раздражения
вестибулярного аппарата, кожи и проприорецепторов)
К концу 2-й недели вырабатываются условные (искусственные)
рефлексы в ответ на дистантные раздражители раздражители (запах,
звук, свет и цвет)
К 5-ти месяцам все анализаторы достигают уровня зрелости,
достаточного для выработки сложных условных рефлексов
Чем больше возраст ребенка, тем быстрее вырабатываются
условные рефлексы при меньших количествах сочетаний

Возрастные особенности деятельности нервной системы у детей

Важный фактор развития – выработка стереотипа (режим питания,
сна и бодрствования)
С возрастом рефлекторные реакции становятся более локальными,
а некоторые исчезают
К концу 1-го года в число условных сигналов включается СЛОВО –
начало развития 2-й сигнальной системы
Для полноценного развития анализа и синтеза необходима игровая
деятельность с участием и двигательного анализатора:
осматривание, ощупывание, называние и т.д.
Ходьба и развитие функции руки способствуют широкому
использованию всех анализаторов и бурному развитию аналитикосинтетической функции
Развитие тонкой моторики необходимо для развития речевой
функции
Корковый отдел зрительного анализатора созревает к 4-7 годам
Миелинизация нервных волокон завершается к 3-5 годам
Мозг обильно кровоснабжается и проницаемость
гематоэнцефалического барьера высока, поэтому легко возникают
токсические формы инфекционных заболеваний

Старение – разрушительный процесс, которому противостоит витаукт – механизм защиты организма от разрушения, возникший в процессе эволюц

Старение – разрушительный процесс,
которому противостоит витаукт –
механизм защиты организма от
разрушения, возникший в процессе
эволюции
Естественное старение
Преждевременное старение (прогерия)
Замедленное (ретардированное)
Для старения характерны:
Гетерохронность – различие во времени
наступление старения различных органов и систем
Гетеротропность – разная скорость старения в
различных отделах одного и того же органа

Теории старения

Генетическая теория – существуют ювенильные гены,
ответственные за программу раннего онтогенеза, и гены
старения, нарушающие механизм репарации ДНК
Метаболическая теория – изнашивание тканей под влиянием
внешних факторов и снижения интенсивности и скорости
метаболических процессов
Конформационная теория – изменение структуры мембран,
ее свойств, транспорта веществ и функции клеток, а также
усиление межмолекулярных связей и снижение
функциональных возможностей макромолекул (коллагена и
эластина)
Клеточная теория – замещение «благородных» тканей
соединительной, возникновение иммунодефицитного
состояния и активация продукции антител
Адаптационно-регуляторная теория – интеграция
микроповреждений, возникающих при каждом отдельном акте
адаптации в системах немедленного ответа и в системах
обеспечения
Надорганизменная теория – старение под влиянием
неблагоприятных факторов внешней среды

Витаукт – механизмы противостарения

Генетически запрограммированные механизмы –
система антиоксидантов, система репарации ДНК,
антигипоксическая система
Фенотипические механизмы – появление
многоядерных клеток, компенсаторное увеличение
размеров и активности внутриклеточных органелл,
гипертрофия и гиперфункция некоторых клеток в
условиях гибели части их, повышение
чувствительности к медиаторам в условиях
ослабления нервного контроля
Механизм пассивной защиты – снижение
адаптивных реакций на внешние воздействия

Факторы, снижающие скорость старения организма

Здоровый образ жизни, включающий
адекватную возрасту двигательную и
интеллектуальную активность
Рациональное питание
Избегание вредных привычек
Умение снимать стресс
Социальная активность
Гигиенический уход за телом
Применение оксигенотерапии, тканевой
терапии, адаптогенов, антиоксидантов, БАВ,
витаминов, микроэлементов и гормонов

Слайд 2

Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология (от греч. еmbryon – зародыш).

Слайд 3

Краткие исторические сведения

  • К.М.Бэр
  • А.О.Ковалевский
  • И.И.Мечников
  • Ф.Мюллер
  • Э.Геккель
  • А.Н. Северцов
  • Слайд 4

    Карл Эрнест фон Бэр (1792 – 1876)

    • Основателем современной эмбриологии считается академик Российской Академии К.М.Бэр.
    • В 1828 году он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными.
  • Слайд 5

    Александр Онуфриевич Ковалевский (1840 – 1901)

    • Русскому ученному принадлежит заслуга создания эволюционной эмбриологии.
    • Он обнаружил эктодерму, энтодерму и мезодерму у всех групп хордовых.
  • Слайд 6

    Илья Ильич Мечников (1845 – 1916)

    • Замечательный русский ученый, который вместе с А.О.Ковалевским изучал эволюционную эмбриологию.
    • Благодаря работам И.И.Мечникова и А.О.Ковалевского, установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
  • Слайд 7

    Фриц Мюллер(1822 – 1897)

    Немецкий ученный, вместе со своим соотечественником Э.Геккелем создали биогенетический закон, согласно которому онтогенез, есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида.

    Слайд 8

    Эрнст Генрих Геккель(1834 – 1919)

    Немецкий ученный вместе со своим соотечественником Ф.Мюллером создали биогенетический закон, согласно которому онтогенез, есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида.

    Слайд 9

    Алексей Николаевич Северцов(1866 – 1936)

    • Академик, крупнейший эволюционный морфолог,
    • В первой половине XX века занимался вопросами соотношения онтогенеза и филогенеза.
  • Слайд 10

    Что же такое онтогенез?

    Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Эмбриональный период развития

    В данном периоде выделяют три основных этапа:

    1. дробление;

    2. гаструляция;

    3. первичный органогенез;

    Слайд 13

    I. Дробление

    Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки.

    Слайд 14

    • Возникшее при оплодотворении ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма.
    • Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами (от греч. blastos – зародыш, meros – часть).
    • При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления.
  • Слайд 15

    • Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы.
    • При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы.
  • Слайд 16

    Для дробления характерны и другие черты:

    • Все клетки в бластуле имеют диплоидный набор хромосом;
    • Чрезвычайно короткий митотический цикл бластомеров по сравнению с клетками взрослого организма. Во время очень короткой интерфазы происходит только удвоение ДНК.
    • Цитоплазма зиготы при делении не перемещается;
    • Эти и ряд других различий создают основу для дифференцировки клеток, вследствие которой из разных клеток бластулы образуются те или иные органы и ткани.
  • Слайд 17

    II. Гаструляция

    Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называется гаструляцией.

    Гаструла (от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков:

    • эктодермы (от греч. ectos – находящийся снаружи);
    • энтодермы (от греч. entos – находящийся внутри);
  • Слайд 18

    У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. mesos – находящийся посередине).

    • 1 – эктодерма;
    • 2 – энтодерма;
    • 3 – мезодерма;
    • 4 – нервная пластинка;
    • 5 – хорда;

    Сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс. На этой стадии начинается использование генетической информации клеток зародыша, появляются первые признаки дифференцировки.

  • Слайд 19

    • Дифференцировка – это процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.
    • Морфологическая точка зрения: образуется несколько сотен типов клеток специального строения;
    • Биохимическая точка зрения: в синтезе определенных белков, свойственных только данному типу клеток;
  • Посмотреть все слайды

    Клетка это…

    Какие виды клеток вы знаете?

    Какие виды клеток вы знаете?

    Какими способами могут делиться клетки?

    Митоз это…

    Мейоз это…

    Зигота это….


    ОНТОГЕНЕЗ-

    Индивидуальное развитие организма

    («онтос»-существо, «генезис»-развитие)


    Онтогенез

    • Эмбриональное развитие

    Период развития от

    образования зиготы

    до выхода зародыша из яйца

    или рождения

    Период развития

    с момента рождения

    до смерти


    Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организма, занимается эмбриология (от греч. «embryonic» - зародыш).


    Шмальгаузен

    Ученные - эмбриологи

    • Бэр – основатель эмбриологии в 1828 г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных положил начало научной эмбриологии
    • Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон «В онтогенезе
    • повторяется филогенез».
    • А. Н. Северцов произвел дальнейшую разработку вопросов эволюционной эмбриологии
    • И.И. Шмальгаузен занимался вопросами сравнительной эмбриологии позвоночных
    • Ч. Дарвин разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов

    Северцев


    • Стадия дробления
    • Стадия гаструляции
    • Стадия органогенеза


    Бластула- однослойная стадия.


    Гаструла- двухслойная стадия.


    Эктодерма

    Энтодерма

    Нервная трубка.

    Мезодерма

    Мышцы. Почки. Сердце.

    Половая система.


    Онтогенез. . . есть краткое и быстрое повторение филогенеза данного вида. Биогенетический закон (Мюллер, Геккель)





    Постэмбриональное развитие – это

    развитие, которое начинается с момента выхода из яйцевых оболочек (личинки или организма),

    а у млекопитающих – с момента рождения.


    • Прямое (без метаморфоза).
    • Непрямое (с метаморфозом).

    Прямое развитие (без метаморфоза)


    Прямое развитие – это

    развитие, при котором рождающийся организм сходен со взрослым.


    Пресмыкающиеся

    Яйцекладущие млекопитающие



    Непрямое развитие (с метаморфозом)


    Непрямое развитие – это

    развитие, при котором имеется стадия личинки.

    Личинка отличается от взрослого организма по многим внешним и внутренним признакам.

    Требуется глубокая перестройка внешнего внутреннего строения (метаморфоз).


    Личинка майского жука

    Майский жук


    Гусеница бабочки капустной белянки

    Капустная белянка


    Личинки рыб


    Головастики лягушки


    Развитие с метаморфозом

    Развитие лягушки

    Развитие рыбы

    Онтогенез

    • Эмбриональное развитие

    Период развития от

    образования зиготы

    до выхода зародыша из яйца

    или рождения

    Период развития

    с момента рождения

    до смерти


    Стадия Бластула. Стадия Гаструла. Стадия Нейрула. Стадия органогенеза

    Эктодерма

    Энтодерма

    Нервная трубка.

    Мезодерма

    Кишечник. Печень. Поджелудочная железа.

    Органы чувств (зрение, слух, обоняние)

    Мышцы. Почки. Сердце.

    Половая система.









    Кто основатель эмбриологии .

    Шмальгаузен

    Северцев


    Кто сформулировал биогенетический закон.

    Шмальгаузен

    Северцев


    Кто разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов?

    Шмальгаузен

    Северцев



    Эктодерма

    Энтодерма

    Мезодерма

    • Нервная трубка.
    • Печень.
    • Кожа.
    • Почки.
    • Сердце.
    • Органы чувств (зрение, слух, обоняние)
    • Кости.
    • Кишечник.
    • Сосуды.
    • Поджелудочная железа.
    • Хрящи.
    • Мышцы.
    • Половая система.
    • Лёгкие.

    Эктодерма

    Энтодерма

    Нервная трубка.

    Мезодерма

    Кишечник. Печень. Поджелудочная железа.

    Органы чувств (зрение, слух, обоняние)

    Мышцы. Почки. Сердце.

    Половая система.


    • Постойте правильно цепочку развития.

    Развитие пресмыкающегося


    Развитие пресмыкающегося


    Развитие птицы


    Развитие птицы





















    1 . Оплодотворенная яйцеклетка. 2. Система в организме, образованная из эктодермы. 3. Основатель современной эмбриологии, доказавший, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными. 4. Стадия зародыша, в результате которой образуется комплекс осевых органов. 5. Новый организм, который развивается из оплодотворенной яйцеклетки. 6. Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы. 7. Немецкий исследователь, один из основателей экспериментальной эмбриологии. 8. Индивидуальное развитие особи. 9. Первичная полость тела. 10. Совокупность клеточных элементов, расположенных между наружными и внутренними зародышевыми листками в первичной полости. 11. Краткое повторение исторического развития вида, к которому относится данная особь. 12. Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша. 13. Период, длящийся от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек. 14. Один из осевых органов зародыша, образующийся после завершения гаструляции. 15. Период, длящийся от выхода яйцевых оболочек или рождения до смерти организма. 16. Двухслойный зародышевый мешок, наружный слой клеток которого называется эктодермой. 17. Период накапливания клеточного материала для дальнейшего развития. 18. Набор хромосом в стадии дробления. 19. Однослойный многоклеточный зародыш.



    Самое обсуждаемое
    Тренировочные упражнения по русскому языку Русский все правила и упражнения по Тренировочные упражнения по русскому языку Русский все правила и упражнения по
    Самый мощный линкор всех времен и народов Боевой корабль линкор Самый мощный линкор всех времен и народов Боевой корабль линкор
    Древнеегипетский бог сет Бог пустыни и песчаных бурь Древнеегипетский бог сет Бог пустыни и песчаных бурь


    top