Запрет на гаджеты в школе – закон или произвол? Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику? Права и обязанности учителя в школе Правомерные действия ученика в школе

Запрет на гаджеты в школе – закон или произвол? Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику? Права и обязанности учителя в школе Правомерные действия ученика в школе

Неотъемлемой составляющей образования является воспитание - педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит подтверждение в практике работы образовательных учреждений Российской Федерации. Современная школа строит свою деятельность, опираясь на права и свободу человека и гражданина, которые закреплены в международных и правовых документах.
В Корпусе сложилась самобытная воспитательная система. В ее основе лежит комплекс педагогических идей, системообразующей деятельности, своеобразной структуры. Ядром, этой системы стал спаянный коллектив детей, родителей и педагогов, использующий в своей работе демократические формы управления. В их основе лежит изучение прав и основных свобод человека.
Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание личной свободы и ответственности, способность разрешать споры и конфликты правовыми способами - вот что в настоящее время составляет основу правовой культуры граждан.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Ученик имеет право:

  1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.
  2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям). Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, определяются Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
  3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей. Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
  4. Право быть выслушанным.
  5. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.
  6. Право на свободу мысли, совести и религии.
  7. Право на уважение человеческого достоинства.
  8. Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы.
  9. Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы.
  10. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
  11. Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком.
  12. Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами.
  13. Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы.
  14. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.
  15. Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
  16. Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
  17. Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
  18. Право принимать участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Совет школы).
  19. Право на участие в выступлениях школьной прессы, конференциях, открытых микрофонов.
  20. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
  21. Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующие образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.
Обязанности ученика:

Общие правила поведения

  1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
  2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; алкогольные напитки, сигареты, наркотические средства.
  3. В школе не разрешается жевать жевательную резинку.
  4. Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
  5. Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
  6. Нельзя без разрешения классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинской сестры) уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинс­кого работника) охраннику школы который вместе с дежурным по 1-му этажу записывает в тетрадь дежурства время выхода из школы учащегося.
  7. В случае пропуска занятий до 3 дней, учащийся должен предъявить классному воспитателю справку из поликлиники или заявление от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. Более 3 дней учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.
  8. Курение на территории школы запрещено. При неоднократном нарушении данного пункта родители учащегося привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством.
  9. Учащийся школы должен уважать достоинство обучающихся и работников школы.
  10. Физическое насилие, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному признаку являются недопустимыми формами поведения. Учащийся, нарушивший данный пункт привлекается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законом.
  11. К ученику, не соблюдающему чистоту и порядок на территории и в здании школы, применяются меры дисциплинарного характера.
  12. Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу. В случае причинения ущерба имуществу школы (поломка или порча мебели, оборудования, посуды, стен и др.) родители (законные представители) обязаны возместить его.
  13. Учащийся обязан уважать право собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
  14. К ученику, присвоившему или испортившему чужие вещи, принимаются дисциплинарные меры, вплоть до уголовного ответственности.
  15. Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному охраннику.
  16. Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.
Поведение на занятиях
  1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере и проведения контрольных работ и лабораторных работ).
  2. Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные учителем.
  3. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
  4. Учащиеся с 1-11 классы обязаны вести дневник. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
  5. Учащийся обязан иметь на занятиях необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.
  6. На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами
  7. Учащийся поднимает руку, если хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя.
  8. Ученик вправе задавать вопросы учителю во время урока, если не понял материал объяснения.
  9. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешение педагога.
Поведение учащихся в перерывах и после окончания занятий.
1. Во время перемены учащийся обязан:
. навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;
находиться в рекреациях школы.
2. Время перемены — личное время каждого учащегося. Ученик не должен нарушать правила поведения в школе:
запрещается бегать по школе, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.
Самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.
Подчинятся требованиям дежурного учителя по этажу.
3. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.
4. На перемене каждый учащийся может обратиться к своему классному воспитателю, дежурному учителю, дежурному администратору или уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса за помощью, если против него совершается противоправное действие.

Поведение учащихся в столовой
1. Во время приема пищи учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно:
Учащийся уважительно относится к работникам столовой.
Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.
В столовой не допускается громко разговаривать, бегать, играть.
Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.
2. Не разрешается выносить из столовой напитки, бутерброды, и другие продукты питания, приобретенные в буфете.
3. Учащийся имеет право принести в столовую принесенный из дома завтрак.
4. Дежурные от классов заблаговременно (за 10 мин. до конца урока) накрывают стол для приема пищи всему классу (экспресс-завтраки, обеды)
5. Дежурный класс следит за чистотой и порядком в столовой, помогает накрывать столы для начальных классов.
6. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.

Обязанности дежурного по классу
1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.
2. Помогают педагогу подготовить класс для урока, производят посильную уборку классного помещения.
3. Во время перемены проветривают класс, помогают учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздают тетради по просьбе учителя.
4. После окончания уроков готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы, моют пол, выносят мусор).
5. Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).

Обязанности дежурного класса по школе.
Дежурный класс приходит в школу на утреннюю линейку в 7 часов 45 минут. Сдают дежурство дежурному администратору после уроков.
1. Дежурные по школе:
- следят за чистотой и порядком в школе;
- выполняют поручения дежурного учителя и администратора;
- сообщают о нарушителях дисциплины дежурному учителю и администратору;
2. Дежурные по столовой:
- следят за чистотой и порядком в столовой;
- помогают накрывать столы для начальных классов;
- не допускают выхода из столовой с бутербродами и напитками. Для принятия мер к нарушителям порядка обращаются за помощью к дежурному воспитателю
или дежурному администратору;
- после перемен убирают оставшуюся на столах посуду, подметают пол в столовой и на территории школы.
3. Дежурный у входа:
- выполняет поручения охранника и дежурного администратора. Приглашает для беседы учителей и учащихся на 1-й этаж, если к ним обращаются родители.

  1. Учащиеся приходят в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Запрещается приходить в школу в топиках, мини-юбках, в одежде с декальтированным верхом, шортах.
  2. Нельзя применять излишнюю косметику и носить украшения в школе.
  3. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.
  4. Спортивная одежда предназначена только для уроков физической культуры.
  5. Находится в школе в верхней одежде, без особых на то причин, не разрешается.
  6. На торжественные школьные мероприятия учащиеся приходят в парадной форме (мальчики - костюм, галстук; девочки белый верх, темный низ)
  7. На праздничные дискотеки, вечера учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ

Учитель, воспитатель имеет право:

  1. На защиту профессиональной чести, человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей учащегося или ученика.
  2. На свободу совести.
  3. Высказывать (устно или письменно) в корректной форме без нарушения правового пространства учителя или воспитателя критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования.
  4. Обращаться к администрации по интересующим его вопросам. Быть услышанным и получить ответ.
  5. Обращаться индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
  6. Знакомиться с Уставом школы, нормативными и законодательными актами связанными с образовательным процессом.
  7. Знать о своих должностных обязанностях.
  8. Повышать квалификацию, самостоятельно определять формы и методы своей образовательной деятельности в рамках образовательной концепции школы. Использовать современные и традиционные методики обучения.
  9. Требовать у администрации школы создания условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями иными материалами.
  10. На материальное стимулирование в форме доплат, надбавок, премий.
  11. Участвовать в организации и управлении школы, выдвигать свою кандидатуру на любую должность.
  12. На творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.
  13. Быть информирован заранее о замене уроков. Учитель имеет право отказаться от замены уроков, изложив причину отказа.
  14. Отказаться от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.
  15. На отгулы за работу в выходные дни. Количество отгулов определяется директором школы совместно с профсоюзным комитетом, согласно Правила внутреннего трудового распорядка.
  16. Воспитатель группы продленного дня, работающий в соответствии с установленным графиком, имеет право поставить в известность администрацию о нарушении родителями договора, если родители не приходят за ребенком в положенное время.
  17. Учитель не имеет права не допускать учащегося на урок.
  18. Учитель физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной формы (ученик, забывший форму и освобожденные от занятий, находятся в спортивном зале)
  19. В деликатной форме высказывать претензии и замечания к ученику.
  20. Требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня).
  21. Требовать от родителей посещения родительских собраний, согласно конституционных обязанностей родителя.
  22. В случае необходимости, совместно с родительским комитетом и социальным педагогом, посещать ученика на дому с целью выявления условий проживания и обучения ребенка,
  23. На защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя.
  24. Требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям учебного учреждения.
  25. Приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни.
Учитель, воспитатель обязан:
  1. Уважать человеческое достоинство всех участников образовательного процесса.
  2. Быть нравственным примером для своих учеников.
  3. Содержать в порядке своё рабочее место, следить за сохранностью школьного имущества, своевременно сообщать о поломках дежурному администратору или завхозу.
  4. Уважать право ребёнка на собственное мнение и убеждение.
  5. Поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое и психическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося.
  6. Не опаздывать на урок.
  7. Во время урока не отвлекаться.
  8. Еженедельно следить за ведением дневника. Один раз в две недели выставлять оценки в дневники учащихся.
  9. Оценивать не личность и поведение ребёнка, а его ответ.
  10. Учитель не имеет права ставить оценку в журнал за поведение учащегося на уроке или перемене.
  11. Не задавать домашнее задание на каникулярное время, кроме чтения художественной литературы.
  12. Не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.
  13. Не имеет право сравнивать ученика с другим учеником.
  14. Не отпускать ребёнка из школы во время занятий без записки от родителей или медицинской справки.
  15. После окончания уроков сопровождать учащихся на 1-й этаж.
  16. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся на своём уроке и внеклассных мероприятиях.
  17. Нести наказание за нанесение ущерба здоровью ребенка, если это произошло по вине учителя.
  18. Предупреждать возможность травматизма учащихся на переменах.
  19. Осуществлять дежурство по школе в соответствии с графиком дежурства.
  20. Сдать в школьную библиотеку методическую и художественную литературу, уходя в очередной отпуск или увольняясь с данного места работы.
  21. Своевременно предупреждать родителей о родительских собраниях.
  22. Находится со своими учениками во время школьных мероприятий, слетах, туристических походах.
  23. Составлять график дежурства по классу и помогать дежурным.
  24. Организовывать и контролировать дежурство класса по школе.
  25. Проводить классные часы 1 раз в неделю.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители (или законные представители) имеют право:

  1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений.
  2. На прием детей в образовательное учреждение (школа №_____) в соответствии с Уставом школы.
  3. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. На полную информацию об учебном процессе.
  4. На участие в управлении образовательном учреждением, в котором обучаются их дети (Совет школы, Попечительский совет).
  5. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.
  6. На перевод ребенка, получившего образование в семье, для продолжения образования в образовательное учреждение при положительной аттестации.
  7. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с учителями или администрацией школы и обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
  8. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
  9. Оказывать добровольную материальную помощь образовательному учреждению в форме, предусмотренной Уставом; знакомится с материалами об использовании выделенных средств.
  10. Родители, проживающие отдельно от ребенка, имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку.
  11. Требовать соблюдения прав ребенка.
  12. На дополнительную встречу с учителем (после уроков), если родитель считает, что на то есть основания.
  13. Высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, и при встрече с директором школы.
  14. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с директором школы.
  15. В случае конфликта между родителем и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися на перевод ребенка с согласия администрации в другой класс.
Обязанности родителей
  1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию.
  2. Воспитывать детей, исключая пренебрежительное; грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.
  3. Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.
  4. Выполнять Устав образовательного учреждения.
  5. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.
  6. Нести ответственность за ликвидацию задолженности у ребенка во время учебного процесса.
  7. Регулярно посещать родительские собрания, приходить в школу по вызову классного руководителя, учителя или администрации.
  8. Не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей.
  9. Обеспечить в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка.
  10. Обеспечить ребенка необходимыми канцелярскими и школьными принадлежности, спортивной формой, дополнительными учебными пособия.
  11. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.
  12. По возможности выделять из бюджета семьи материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или школы.
  13. Родители обязаны следить за внешним видом ребенка.
  14. Участвовать в жизни класса и школы.

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей. Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.

Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Учитель применяет физическое или психическое насилие к ученику

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса . Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст. 56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д. В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру. В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н. Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

Вред, опасный для жизни человека;
потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
прерывание беременности;
психическое расстройство;
заболевание наркоманией либо токсикоманией;
неизгладимое обезображивание лица;
значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
полная утрата профессиональной трудоспособности;

К средней тяжести вреда здоровью относят:

Длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:

Кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);
незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).

Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет - в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.

Может ли учитель выгнать с урока или не пускает на урок?

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской - если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» , ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Учитель отнял у ученика записку и прочел в присутствии всего класса

Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст. 12 Всеобщей декларации прав человека , согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, к содержанию записок учащихся.

Учитель поставил двойку за отсутствие на уроке

Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения. Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше. Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).

Информация с сайта учителя Анохиной В.М.

Какие права должна предоставлять ученикам школа?

Все взаимоотношения учащегося и школы строятся на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» и Устава школы. В соответствии с этими нормативными актами, Конституцией Российской Федерации, другими законами, - нормами международного права каждый учащийся обладает правами на: - уважение своего человеческого достоинства; - получение бесплатного среднего образования; - участие в управлении школой; - выражение своего мнения; - получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; - свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; - выбор вместе с родителями формы получения образования; - перевод в другое образовательное учреждение.

Каковы права и обязанности классного руководителя по отношению к учащимся класса?

Классный руководитель - не опекун, не нянька, не затейник. Он - представитель школы в ее взаимоотношениях с твоими родителями. Классный руководитель сообщает им обо всех событиях, происходящих в школе и классе. Именно классный руководитель информирует родителей о твоих успехах в учебе, пропущенных уроках, поведении, взаимоотношениях с товарищами и еще о многом другом, что связано с твоей жизнью в школе. Классный руководитель организует учебную деятельность класса, отвечает за заполнение классного журнала, он имеет право проводить классные и родительские собрания, приглашать на беседу родителей, вести записи в твоем дневнике и даже приходить к тебе домой для бесед с тобой и твоими родителями.

Может ли учитель вмешиваться в личную жизнь ученика?

Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?

Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен. Однако существуют законы, например, Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребенка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.

Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому не только учитель, но и другие люди, например, одноклассники, не имеют права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание. Но, чтобы записка попала в руки тому, кому она адресована, вероятно, не следует злоупотреблять терпением учителя и пытаться передавать ее на уроке или бросать через весь класс. Ведь это - прямое нарушение дисциплины.

Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса?

Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учебой и поведением в школе.

Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом в театр?

Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что учащиеся гражданских (не военных) образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество отведенных на эти предметы часов учебного времени.

Может ли классный руководитель обязать ученика быть ответственным за что-либо в классе, например, ношение классного журнала, против его воли?

То, что выходит за рамки образовательной программы школы, в том числе и привлечение учащихся к труду, без согласия учеников и их родителей не разрешается. Отвечать за дежурство, носить классный журнал, организовывать внеучебные мероприятия учащиеся могут только при их согласии и при согласии их родителей.

Обязан ли учащийся заниматься уборкой территории школы?

В Уставе школы в разделе Обязанности учащихся есть пункт об обязательности участия в самообслуживающем труде, к которому относятся и разовые «генеральные» уборки школы и её территории.

Если ученик испортил добрые отношения с учителем, могут ли его отчислить из класса (школы)?

Испорченные с учителем отношения - это не повод для отчисления ученика из класса и, тем более, школы. Перевод учащегося из одного класса параллели в другой производится только с согласия родителей или по их просьбе. Не следует забывать также и о твоем праве на выражение собственного мнения. Напомню тебе, что мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязательно должно быть учтено при решении вопроса, затрагивающего его интересы. А исключить из школы можно только за совершение противоправных действий, грубых и неоднократных нарушений Устава школы и только того, кому уже исполнилось четырнадцать лет.

Имеет ли право ученик на перевод из класса в класс?

Да. Такой перевод осуществляется по письменному заявлению родителей ученика.

Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу?

Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося.

Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги?

Право организовывать платные дополнительные образовательные услуги школе предоставлено Законом Российской Федерации «Об образовании». Это могут быть различные кружки, спортивные секции, студии, курсы, занятия в которых не предусмотрены школьной программой. Ты имеешь право воспользоваться этими услугами. Именно право, а не обязанность. Все, чему ты обязан научиться в школе в соответствии со школьной программой, преподается бесплатно. Организация платных образовательных услуг должна быть надлежащим образом оформлена. Наша школа может оказывать платные образовательные услуги, так как имеет на это разрешение (лицензию). С родителями подписывается договор на оказание этих услуг. Само собой разумеется, что в любое время такой договор по желанию родителей может быть расторгнут.

Обязаны ли родители оплачивать платные уроки, если ученик не посещал их из-за болезни?

Согласно Закону «О защите прав потребителей» оплата производится только за выполненную услугу (в том числе и дополнительную образовательную, оказываемую школой).

Имеет ли право школа проводить экзамены в невыпускных классах?

Право устанавливать порядок проведения промежуточной аттестации учащихся (например, вводить экзамены) принадлежит школе по её Уставу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или теми, кто пропускал уроки по болезни?

Заниматься дополнительно с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни, - право, а не обязанность учителя. Эта работа учителю не оплачивается.

Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку?

Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период пребывания их в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей.

Может ли ученик посещать уроки другого учителя по предмету?

Теоретически может. Но вот как сделать это практически, не пропуская уроков по расписанию в своем классе, посещение которых обязательно? Кроме того, необходимо получить согласие на это у самого учителя и директора школы.

Имеет ли ученик право сдать экзамен экстерном за текущий год? Может ли он при этом сам выбрать экзаменатора?

Да. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе и ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам с последующей сдачей экзаменов в образовательном учреждении. Порядок проведения промежуточных экзаменов определяется Уставом школы. Для проведения итоговой аттестации руководитель образовательного учреждения издает приказ о создании экзаменационной комиссии, в состав которой входят председатель, учитель по данному предмету, ассистент.

Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках?

Любая оценка - показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за отсутствие на уроке учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу.

Существует ли оценка по поведению?

Официальной оценки по поведению в настоящее время нет.

Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе?

Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого, как ты догадался, следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или теми, кто пропускал уроки по болезни?
Заниматься дополнительно с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни, – право, а не обязанность учителя. Эта работа учителю не оплачивается.

Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках, опоздал и плохо себя вёл на уроке?
Нет. Любая оценка – показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за эти проступки учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу.

Существует ли оценка по поведению?
Официальной оценки по поведению в настоящее время нет. Однако классный руководитель вправе еженедельно выставлять в дневник оценку за поведение и ведение дневника. Данная мера необходима для информирования родителей.

Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе?
Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.

Какие последствия могут ожидать ученика, если он пропустил много уроков по болезни?
Если ученик пропустил много уроков по болезни, но прекрасно усвоил программу и сдал экзамены (итоговую контрольную работу, зачёт), то ничего неприятного ему не угрожает. Если состояние здоровья ученика не позволяло ему учиться и осваивать образовательную программу, он может быть оставлен на повторный год обучения по болезни.

Имеет ли право учитель не отпускать в туалет с урока?
Учитель не имеет права отпустить ребёнка в туалет без личного сопровождения, так как, в случае травмы ребёнка (например, поскользнулся на лестнице), ответственность будет нести сам учитель. Но, учитель не имеет права оставить без присмотра класс во время урока (по тем же причинам).Из выше написанного следует, что у учителя нет другого выхода, кроме как не разрешить выходить в туалет во время уроков. Однако если у ребёнка имеются определенные медицинские показания (энурез, пиелонефрит и др. официально подтвержденные заболевания мочеполовой системы), учитель обязан выпустить его в туалет.

Имеет ли право учитель не впустить меня в класс, если я опоздал?
Не имеет. В соответствии с законом «Об образовании» и Уставом школы. Однако учитель имеет право потребовать у вас дневник, чтобы написать соответствующее замечание.

Имеет ли право учитель выгнать меня с урока?
Не имеет. В соответствии с законом «Об образовании» и Уставом школы. Исключением являются случаи, когда ученик своими действиями грубо нарушает технику безопасности на уроке (в кабинете информатики, на уроке физического воспитания) или своими действиями угрожает жизни и здоровью других детей, ставит под угрозу сохранность материальных ценностей.

Когда я имею право покидать пределы территории школы?
По медицинским направлениям, по письменным просьбам родителей (или по звонку), в чрезвычайных ситуациях. Во всех остальных случаях школа несёт ответственность за безопасность ребёнка, поэтому самовольный выход за пределы школы в учебное время не допускается.


Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен. Однако существуют законы, например Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.).Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребёнка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.

Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса?
Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учёбой и поведением в школе.

Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом, например, в театр?
Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений и мероприятий. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что учащиеся гражданских (не военных) образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество отведенных на эти предметы часов учебного времени.

Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу?
Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося.

Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги?
Право организовывать платные дополнительные образовательные услуги школе предоставлено Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 45). Это могут быть различные кружки, спортивные секции, студии, курсы, занятия, посещения которых не предусмотрено школьной программой. Ты имеешь право воспользоваться этими услугами. Именно право, а не обязанность. Всё, чему ты обязан научиться в школе в соответствии со школьной программой, преподаётся бесплатно.

Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку?
Обязан. Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке. Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период их пребывания в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей.

Имеет ли право школа не допустить до занятий учащегося без справки от врача о выздоровлении?
Если сотрудникам школы известно, что учащийся находится на больничном с инфекционным/вирусным заболеванием, которое может негативно повлиять на других учащихся школы, они могут потребовать медицинскую справку, в которой стоит пометка о выздоровлении ребёнка. Без этой справки ребёнка до уроков могут не допустить, предварительно уведомив об этом родителей.

Может ли учитель отбирать вещи и осуществлять личный досмотр учеников?
Ни личные досмотры учеников в школе, ни изъятие личных вещей ученика кем-либо из сотрудников школы не допускаются. Это считается нарушением конституционного права на личную неприкосновенность и права собственности. Исключением из этого правила может быть только ситуация, когда то, что лежит в кармане ученика, представляет опасность для его жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья окружающих. Чрезвычайность ситуации даёт право учителю отобрать, например, взрывоопасный предмет, ядовитую жидкость, наркотические средства, сигареты и пр. Но, в любом случае, в действиях учителя не должно быть ничего такого, что унижало бы человеческое достоинство ученика.

Может ли учитель отобрать у меня мобильный телефон/игровую консоль/плеер на уроке?
Телефон у тебя забрать не имеют права, если ты не нарушаешь школьную дисциплину и не мешаешь вести урок, например, используешь как калькулятор. Если же ты мешаешь преподавателю вести урок, своими действиями нарушаешь дисциплину, отвлекаешься от учебного процесса, то сначала должно последовать устное замечание, а затем изъятие телефона/плеера/игровой консоли до конца урока и запись в дневник, так как учитель имеет право требовать устранения любых нарушений, препятствующих ему проводить занятие (ст. 55 Закона РФ «Об образовании»). Учитель обязан вернуть тебе телефон после уроков либо передать его твоим родителям. Мобильный телефон является частной собственностью твоих родителей, а не твоим имуществом.

Имеют ли право ученики коллективно просить администрацию школы о замене учителя?
Ученики как участники образовательного процесса имеют право обращаться к директору школы лично и от имени класса с любыми вопросами.

К кому можно обратиться, если ученик не согласен с оценками, выставляемыми учителем?
Право оценивать знания учащегося принадлежит учителю, преподающему предмет. Если ученик не согласен с его оценкой, родители ученика должны обратиться с письменным заявлением к директору школы. В школе будет создана комиссия учителей данной школы, которая проверит и оценит знания учащегося. Оценки за тестовые работы и работы проверяемые с помощью автоматизированных систем не оспариваются.

Для кого в школе звонок: для учеников или учителей?
Звонок в школе предназначен для уведомления учащихся и сотрудников школы о том, что наступило время очередного урока или перемены. Не стоит придавать этому сигналу слишком большого значения. Организовать учебный процесс возможно было бы и без звонка, так как существует расписание уроков и перемен. Но вполне понятно, что при большом количестве участников образовательного процесса в школе удобно пользоваться подобным сигналом. По собственному усмотрению удлинять или сокращать продолжительность уроков и перемен учителя не имеют права. Это совсем не значит, что у учителя нет шансов закончить после звонка произносимую фразу. Так же и ученик должен иметь несколько секунд в начале урока для того, чтобы, услышав звонок, успеть занять своё место.

Обязан ли учащийся заниматься уборкой территории школы?
Освоение образовательной программы включает в себя самообслуживающий труд, к которому относятся разовые «генеральные» уборки школы и её территории, ежедневные дежурства.

Может ли учитель читать отобранные у детей записки?
Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому учитель не имеет права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание.

Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?
Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен. Однако существуют законы, например Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). В данной ситуации обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребенка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.

ЗНАЙ СВОИ ПРАВА

СДАВАТЬ ЛИ ДЕНЬГИ?

Каждый имеет право на образование - эти слова из Конституции известны всем. И в Конституции, и в Законе «Об образовании» говорится о том, что школьное образование является бесплатным. Это значит, что если ребёнок учится не в частной, а в обычной школе, тоимеет полное право не сдавать никаких денег.

Вносить ли деньги в фонд школы или класса, на новые компьютеры или ремонт крыши, на охрану или учебные пособия - это может решить только ваша семья. Школа не имеет права приказывать сдавать деньги. Она может только об этом просить. А вы решаете - пойти навстречу просьбе школы или нет.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучает ваш класс и сколько на эти предметы уделяется времени. Все дополнительные занятия, такие как кружки или факультативы, могут быть только добровольными. Если в учебном плане нет «геометрии в задачах» как обязательного предмета, то дети могут на этот спецкурс не ходить.

Что касается использования знаний, полученных на спецкурсе, при сдаче экзамена по основному предмету, например, геометрии - это только пойдётна пользу. Любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания. Но при этом на уроке геометрии вам должны дать все необходимые знания для того, чтобы ребятасмогли успешно сдать экзамен по этому предмету.

ТРУД ПОД ЗАПРЕТОМ?

Статья 37 Конституции России гласит: «Принудительный труд запрещён». То же самое записано и в статье 50 Закона «Об образовании»: «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Это означает, что школа не имела права приказывать девушкам 9-11 классов брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах. Обратите внимание на жёсткую формулировку закона «Об образовании». Школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Если следовать букве закона, то даже если бы сами ученики стояли с тряпками в руках и умоляли бы разрешить им спасать школу, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Как же поступать школе в этих условиях? Если школе действительно требуется экстренная помощь, то, конечно же, она обратится к ученикам. Но это должна быть именно просьба, а не приказ. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

При этом школа должна учитывать, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, родители могут быть с этим не согласны. В этом случае у родителей будут все основания жаловаться на школу или даже подать в суд. Поэтому школе полезно заранее, не дожидаясь потопа, выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

А КАК С ДИСЦИПЛИНОЙ?

Казалось бы, всем ясно, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Но почему-то такие случаи происходят снова и снова.

У учителя нет права произвольно решать: пускать или не пускать ученика на урок. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель - тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, милицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Извините, это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Ученик опоздал. Накажите его за опоздание. Как наказать? Почитайте уставшколы, и увидите, какие меры наказания разрешены в вашем учебном заведении. Но на урок ребёнка обязаны пустить. Нет такого наказания - отстранение от урока, и быть не может.

Как поступать ученику, если его по той или иной причине не пустили на урок или выгнали с урока? Напишите жалобу директору школы. Если после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования.

Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» даёт ученикам право ходатайствовать перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования по фактам нарушения прав ребёнка.

Комментарии посетителей

Аноним (гость)

я учусьв школе, в 11 классе. и у нас бывают дополнительные на подготовку к ЕНТ. но школа нам говорит что за это нужно плотить 3600 тенге.Но у кого не спрошу во всех школах такие дополнительные бесплатно. а у нас почему то платно. имеют ли права школа брать деньги на такие дополнительные?

Аноним (гость)

Это касается не только двоек. У нас в школе свои порядки, хотя не уверена что это все по закону. Например каждый класс по три дня должен дежурить по школе. Дежурство наше заключается в том, что мы все перемены и после уроков несколько часов драим школу: оттираем черточки абсолютно все от линолиума, отмываем стены, лестницы, кабинеты, коридоры, столовую, подоконники и т.д. На это уходит пара часов, иногда меньше, если мы плохо ототрем школу, директор не примет и оставит ещё или добавит дополнительный день дежурства по школе. Это самые тяжелые дни в школе, но у нас нет выхода. Про нашу школу давно все забыли и администрация распоясалась. Я считаю это незаконно, это все делается естественно без нашего согласия, но нас никто не слушает. Если подать жалобу выше то учителя нас загнобят в школе. Вот так мы и живем. У нас не любят слабых учеников, учителя на них отрываются, а сильных учеников любят и завышают специально оценки. Это нечестно я считаю, хотя я ничего ведь не могу сделать


Самое обсуждаемое
Жена Хрущева Никиты: биография, история и интересные факты Хрущёв с женой Жена Хрущева Никиты: биография, история и интересные факты Хрущёв с женой
Разложение в ряд тейлора Разложение в ряд тейлора
История Первые олимпийские виды спорта в древней греции История Первые олимпийские виды спорта в древней греции


top