2 педагогическая наука определение. Педагогика - что такое? Понятие "педагогика". Профессиональная педагогика. Отношение к самостоятельности подчиненных

2 педагогическая наука определение. Педагогика - что такое? Понятие

Наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто - неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии . Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского . К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Другие определения

Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении

Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).

Педагогика - единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский , А. В. Хуторской).

Педагогика - одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание : как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность - существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики - неформальное образование .

Методология педагогики - система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Объект и предмет педагогики

Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека , в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.

3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.

4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

Структура педагогики

Педагогика содержит разделы:

  • общие основы педагогики,
  • дидактика (теория обучения),
  • теория воспитания,
  • дошкольная педагогика,
  • школоведение,
  • педагогика высшей школы,
  • история педагогики,
  • профессиональная педагогика,
  • религиозная педагогика,
  • сравнительная педагогика,
  • военная педагогика,
  • специальная педагогика (олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика и т. д.).

Публикации

  • Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань, 2000. - 600 с.
  • Болдырев Н. И. , Гончаров Н. К. , Есипов Б. П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М., 1968.
  • Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. - Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
  • Гавров С.Н. ,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО . - 2008. - № 5. - С. 21-29.
  • Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. - М.: «Совершенство», 1997. - 208 с.
  • Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.
  • Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. - СПб., «Просвещение», 2007.- 287 с.
  • Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. - М., 1969.
  • Корчак Я. Педагогическое наследие. - М. : Педагогика, 1990. - 272 с. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-7155-0025-7 . (Сборник включает в себя работы "Как любить ребёнка" (первый раздел её напечатан с сокращениями) и "Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых".)
  • Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // «Педагогика». - 1997. - № 4.
  • Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003. - 256 с.
  • Новиков А. М. Основания педагогики. - М. : «ЭГВЕС», 2010. - 208 с.
  • Ерёмин В.А. Отчаянная педагогика. М.: Владос, 2008 г. (разм. на страницах Пед. музея А.С.Макаренко с разр. автора), предыдущее изд. книги в изд. АПК и ППРО, М., 2006 г. [неавторитетный источник? ]
  • Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 638 с.
  • Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: «Просвещение», 1983. - 608 с.
  • В. А. Сластёнин , И. Ф. Исаев , А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений . - М.: «Школа-Пресс», 1997. - 512 с.
  • Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А. В. Хуторского. - М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. - 84 с.
  • Подласый И. П. Педагогика. - М.: «Просвещение», 1996.
  • Постников М. М. Школа с уклоном в будущее. Литературная газета, 25 марта 1987 г.
  • Прокопьев И. И. Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. - 114 с.
  • Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.
  • Морозов В. И. - Педагогика - «Просвещение»
  • Педагогика О. Газмана и В. Матвеева. Газета «Первое сентября», № 52/2000
  • Юркевич П. Д. Сокральная педагогика сердца . - Луганск: ЛГПУ, 2000. - С. 70.
  • Юркевич П. Д. О христианстве и воспитании . - Луганск: ЛГПУ, 2005. - С. 100.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Онищенко Э. В. «Круглый стол» «Современная педагогика: иллюзии и реалии» // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 181-185.
  • Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда . Критический взгляд на современную педагогику.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Педагогика" в других словарях:

    - (греч.). Наука или учение о воспитании и обучении юношества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕДАГОГИКА греч. Наука о воспитании и обучении юношества. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    педагогика - – наука о воспитании детей. <...> Педагогика, в сущности говоря, охватывает несколько совершенно отдельных областей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития ребенка, она включается в цикл биологических, т.е.… … Словарь Л.С. Выготского

9.1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ПЕДАГОГИКА. ЕЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

9.2. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ. ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ

9.3. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

6.4. МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

9.5. РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

9.1. Современная педагогика занимает особое место в системе наук о человеке. Она изуча­ет и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных усло­виях социально-экономического и научно-технического развития обще­ства, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.

Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально активной личности, под­готовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом обще­ственно-экономической обстановки в стране.

Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его приумножения, гуманистическое вос­питание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.

Понятийно-терминологический аппарат педа­гогики включает более тысячи понятий, среди которых основными явля­ются "воспитание", "обучение", "развитие", "образование", "педагоги­ческий процесс" и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Воспитание -целенаправленный организованный процесс, обеспе­чивающий всестороннее развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Как явление общественной жизни оно воз­никло в процессе труда.

Понятие "воспитание" употребляется в нескольких значениях:

    в широком социальном-как социальное явление;

    в широком педагогическом-как целенаправленный педагогичес­кий процесс;

    в узком педагогическом - как специально организованный про­цесс по воспитанию личностных качеств человека.

Воспитание-явление социальное. Оно появилось с момента зарож­дения человеческого общества, возникнув из потребности поддержания и сохранения человеческого рода. Во всех социально-экономических фор­мациях воспитание выполняло сходные функции и имело некоторые сход­ные признаки:

    забота о здоровье и физическом развитии подрастающего поколе­ния;

    передача накопленного опыта: производственного, духовного в виде знаний, умений, навыков, опыта взаимоотношений;

    формирование определенного мировоззрения;

    психологическая и практическая подготовка к самообразованию.

Сказанное не относится к цели воспитания, его принципам, содер­жанию, формам и методам, которые исторически менялись и зависели от общественно-экономической и политической структуры общества.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на само­усовершенствование в интеллектуальном, нравственно-волевом, эстети­ческом и физическом направлениях.

Перевоспитание -деятельность педагога, направленная на устра­нение тех или иных недостатков у воспитуемых.

Образование - процесс и результат овладения обучающимся систе­мой научных знаний, умений, навыков, формирования на их основе миро­воззрения, нравственных, духовных, эстетических и других качеств лич­ности, развитие ее творческого потенциала, гуманных межличностных и общественных отношений.

Образование представляет собой результат завершенного обучения (целенаправленного процесса двусторонней деятельности педагога и уча­щихся по передаче и усвоению знаний).

Самообразование - целенаправленный процесс самостоятельного овладения целостной системой знаний, умений и навыков, взглядов, убеждения прогрессивным опытом в определенной сфере деятельно­сти под воздействием личных и общественных интересов.

Развитие - целостный, чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, проявляющийся в качественных изменениях в личности чело­века, которые происходят в течение всей жизни, но наиболее интенсив­но -в детском и юношеском возрасте.

Развитие личности, его источники и факторы ученые трактуют по-разному в зависимости от своих философских взглядов. В связи с этим выделяют концепции биологизаторскую и социологизаторскую. Пред­ставители первой концепции (Д. Дьюи, Ф. Аквинский, 3. Фрейд, Ф. Мюл­лер и др.) рассматривают развитие личности на основе идеалистичес­ких, метафизических представлений. Они считают, что личность форми­руется по заранее созданной программе (наследственности) и развитие происходит само по себе, а воспитание и среда играют вспомогательную роль.

Представители социологизаторской концепции (Э. Роттердамский, Дж. Локк, Дж. Уотсон и др.) отбрасывают значимость наследственности как фактора развития личности и считают, что человек развивается в ре­зультате социальных отношений, социальной среды.

Передовые педагоги прошлого Я. Коменский, А. Дистервег, К. Ушинский и другие считали, что человек формируется в результате комплекса воздействий - наследственности, среды и воспитания - и указы­вали на значимость последнего.

Современная наука о становлении и развитии личности строится на понятии многофакторности развития. Эти факторы могут быть внешни­ми и внутренними, объективными и субъективными. Именно они и явля­ются движущими силами развития личности. Возникающие противоре­чия (внутренние и внешние, общие, присущие каждому человеку, и ин­дивидуальные, характерные для отдельно взятой личности) способствуют развитию личности, стимулируют личную активность, создают мотивы и условия деятельности, побуждают к самосовершенствованию, само­развитию.

Современная психология и педагогика рассматривают развитие лич­ности под воздействием трех факторов: наследственности (генетическо­го кода), среды и воспитания.

Под наследственностью понимают воспроизведение у потомков биологического сходства с их родителями. Наследственная программа развития человека включает постоянную и меняющуюся части. Наслед­ственность у человека проявляется в виде задатков (строения органов, нервной системы, рецепторного аппарата и физических признаков: кон­ституции тела, цвета волос, глаз и т. д.). Психические свойства личнос­ти, черты характера, склонности не наследуются.

Среда - это природное окружение и социальные условия жизни. К ним относятся общественный строй, экономический и культурный уклад жизни и другие определяемые этими условиями обстоятельства: система народного образования, типы учебно-воспитательных учрежде­ний, принципы (нормы, правила) жизни, бытовые традиции, средства общения и др.

Человек может активно и результативно управлять процессом воспи­тания, используя его для совершенствования личности.

Названные факторы активно воздействуют на личность в комплексе.

9.2. По характеру системы педагогических знаний выделяют три периода развития педагогики как науки.

I период - педагогические знания донаучного периода, система­тизированные на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений . В современных условиях систе­му этих знаний относят к народной педагогике, основой которой являют­ся семейное и общественное воспитание, народное творчество, народ­ная мудрость, нашедшая отражение в афоризмах, крылатых словах, за­поведях, сказках, пословицах и поговорках, традициях и обычаях народа.

II период - возникновение теоретических педагогических кон­цепций для построения целостной системы светского образования. Этот период характеризуется прежде всего педагогическими идеями и поло­жениями, содержащимися в философских системах древности. Мысли о воспитании человека, формировании его личности находим в фило­софских трудах Конфуция (Древний Китай), Сократа, Платона, Аристо­теля, Демокрита (Древняя Греция), Квинтилиана (Древний Рим), чей труд "О воспитании оратора" долгие годы служил основным пособием по пе­дагогике, по которому учили во всех риторических школах.

В период средневековья педагогические идеи развивались в рамках богословия-теологии (Фомы Аквинского).

В эпоху Возрождения педагогические мысли о воспитании нашли отображение в работах философов раннего социализма-утопизма Ф. Раб­ле, М. де Монтеня, Т. Мора, Т. Кампанеллы, де Фельтре, Э. Роттердам­ского.

Педагогика как наука была выделена из философии в начале XVIII в. английским философом Ф. Бэконом, который в труде "О достоинстве и приумножении наук", перечисляя существующие науки, назвал педаго­гику как отдельную от философии науку.

Но самостоятельное развитие педагогики как науки связано с име­нем чешского ученого Я. Коменского, автора "Великой дидактики". В своих трактатах он изложил взгляды на роль образования, подходы к определению содержания, принципов, форм и методов обучения.

В период развития капитализма педагогические концепции разра­батывали ученые разных стран: во Франции-Д. Дидро, К. Гельвеции, Ж. Ж. Руссо, автор известного произведения "Эмиль, или о воспитании", в Швейцарии-И. Песталоцци, автор произведений " Лингард и Гертру­да", "Книга для матерей" идр., в Германии-А. Дистервег, автор выдаю­щегося труда "Руководство для немецких учителей". Основная идея про­светителей конца XVIII-начала XIX в. состояла в том, чтобы выделить главное в воспитании-создание наиболее благоприятных условий для развития природных задатков ребенка.

Особый вклад в развитие педагогики как науки внес К. Ушинский. Его труды "О народности в общественном воспитании", "Человек как предмет воспитания" раскрывают классические педагогические идеи. Главные из них-познание закономерностей воспитания, процесс фор­мирования человека в человеке, гуманизм и демократизация системы обучения и воспитания, психолого-педагогические основы урока и др. По созданным им учебникам для начальной школы "Детский мир" и "Род­ное слово" обучались многие поколения.

III период - становление и развитие современной педагогики как научной системы, методологической основой которой стал диалек­тический подход к теории развития личности, общества, человечества, целостный всесторонний подход к формированию личности, представ­ленный трудами таких известных современных педагогов и психологов,

как А. Макаренко, В. Сухомлинский, С. Шацкий, А. Пинкевич, М. Пис-трак, С. Чавдаров, Г. Костюк и многие другие. Их концепции отразили новые подходы к воспитанию всесторонне развитой личности в кол­лективе средствами коллективного труда и т. п.

Большой вклад в развитие современной педагогики внесли учителя-новаторы (Н. Гузик, Е. Ильин, М. Щетинин, В. Шаталов). Они выдвину­ли идею новых взаимоотношений с обучаемыми в процессе обучения и воспитания, разработали теорию сотрудничества педагога и учащегося, апробировали на практике идеи обучения без принуждения, обучения с опережением, большими блоками, новые формы работы, формирования интеллектуального фона класса на основе дифференциации и индиви­дуализации обучения исходя из того, что каждый обучающийся -лич­ность, индивидуальность со своими возможностями и задатками.

9.3. Современная педагогика прошла долгий путь развития и превра­тилась в разветвленную систему научных знаний с четко выраженными отраслями, которых насчитывается около двадцати,они опраются на структуру и принципы общей педагогики. Услов­но их подразделяют на общепедагогические и функциональные.

К общепедагогическим наукам относятся дошкольная педагогика; педагогика школы; социальная педагогика; превентивная педагогика; специальная педагогика (дефектология), которая изучает обучение и воспитание детей с определенными физическими недостатками: сурдо­педагогика - обучение и воспитание глухонемых; тифлопедагогика - обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей; олигофрено­педагогика - обучение и воспитание умственно отсталых детей. От­дельно стоит сравнительная педагогика - наука о сравнении систем педагогического образования в разных странах с отечественной систе­мой образования. История педагогики - наука об исторически обус­ловленных педагогических системах прошлого, о вкладе выдающихся корифеев педагогической мысли в сокровищницу мирового педагоги­ческого опыта.

Функциональными педагогическими н ауками являются педагогика высшей школы, в том числе техникумов и колледжей; педагогика про­фессионально-технического образования; военная педагогика; педаго­гика инженерная, медицинская, культурно-образовательная; педагоги­ка повышения квалификации и переквалификации специалистов, руко­водящих и рабочих кадров.

В последние годы получила развитие педагогика народоведения, в которой отражена система фундаментальных знаний о конкретном на­роде, особенностях его жизни и трудовой деятельности, национальном характере, мировоззрении, историко-культурном опыте, в том числе вос­питании, способе жизни, воспитании в семье. Педагогика народоведе­ния включает в себя этнографию, народную педагогику, изучение народ­ных нравственных и национальных традиций, обычаев, обрядов и т. п.

Как известно, объектом воспитания является растущий и развива­ющийся человек. Поэтому для педагогики исключительно большое зна­чение имеют ее связи с другими науками, изучающими человека в раз­ных аспектах: философией, социологией, этикой, эстетикой, экономикой, психологией, физиологией, генетикой, гигиеной, математикой и др.

Так, философские идеи помогают определить методологическую основу педагогики, исходные позиции в теоретических исследованиях. Социология, этика, эстетика, рассматривая воспитание как фактор обще­ственного развития, нравственного и эстетического прогресса, служат методологической основой для педагогических исследований.

Идеи психологии, физиологии, гигиены, генетики и других наук слу­жат основой для разработки конкретных педагогических проблем. На­пример, психологические идеи широко используются при разработке за­кономерностей развития личности, организации познавательной деятель­ности учащихся в учебном процессе. Физиология помогает раскрыть научные основы тех процессов, которые происходят в человеке под влия­нием внешних условий и способствуют формированию умений и навыков.

9.4. Педагогика как наука использует различные методы исследования, обогащает и совершенствует их. Метод научно-педагогического иссле­дования -это путь изучения и овладения сложными психолого-педаго­гическими процессами формирования личности, установления объектив­ной закономерности обучения и воспитания. Выделяют две группы ме­тодов: экспериментально-эмпирические и теоретические.

К первой группе относят методы наблюдения (в том числе косвен­ного), накопления научных материалов и научных фактов; метод выделения, обобщения и распространения передового педагогического опыта; метод констатирующего, проверяющего (уточняющего) и преобразую­щего эксперимента; метод естественных и лабораторных экспериментов, проводящихся на основе педагогической или дидактической гипотезы; метод тестов (проверяющих или диагностических заданий стандартной формы, стандартизованных и по вопросам, и по форме); метод анкетиро­вания - именного, анонимного, открытого и закрытого; интервьюиро­вание - обычное и формализованное; изучение учебной документации и письменных работ будущих специалистов.

Ко второй группе относят методы анализа, синтеза, сопоставления, моделирования, структурно-логические (в том числе алгоритмические), граф-схемы (графическое моделирование); физическое, в частности элек­тронное, моделирование деятельности педагога, экзаменатора, совмест­ной деятельности обучающего и обучаемого; создание технических уст­ройств, с помощью которых возможно проигрывание дидактических ситуаций, осуществление соответствующего тренажа; использование ма­тематического моделирования, математических и социометрических ме­тодов исследования.

Организуя исследование, следует оптимально объединять комплекс методов, чтобы, с одной стороны, получить всесторонние знания о раз­витии личности, коллектива, а с другой - методы должны обеспечить одновременное изучение особенностей деятельности, общения и степе­ни информированности личности.

9.5. На современном этапе развития общества темпы обновления педа­гогических технологий значительно опережают знания активно рабо­тающих людей. В связи с этим сегодня любому специалисту, и особенно работающему с людьми, необходимо постоянно повышать и совершен­ствовать свои знания и тем самым поддерживать на должном уровне способность выполнять свои функции.

Велика роль педагогики как науки, решающей многие проблемы не­прерывного образования, и в период последипломного образования. Данный предмет помогает реализовать системный подход в управле­нии деятельностью как управленческого аппарата, так и работников. Это позволит совершенствовать умения и тем, и другим, классифици­ровать и группировать различные части трудовых процессов, исполь­зовать рациональные методики, оптимальные технологии планирова­ния, выполнения работы, а также осуществлять контроль за ее каче­ством.

Педагогика помогает повышать подготовку педагогических кадров региона, раскрывая формы, методы, новые технологии переориентиро­вания специалистов на современное видение учебно-воспитательного процесса, а также способствует созданию новых экспериментальных школ, лицеев, колледжей. Как предмет она является неотъемлемой час­тью процесса обучения в институтах по повышению квалификации или переподготовке кадров. Педагогика рассматривает подготовку и пере­подготовку специалистов как единое целое, раскрывает закономерно­сти, принципы, цели, знакомит слушателей с формами и приемами со­трудничества педагогов с обучающимися, раскрывает возможности для усовершенствования деятельности педагогов и постепенного достиже­ния более высокого уровня работы и совершенствования ее стиля. Рас­сматривая вопросы демократизации, гуманизации, гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, педагогика способствует выработке новых подходов к системе непрерывного образования.

Вся история становления и развития обучения человека как самостоятельной области его деятельности указывает на то, что обучение должно быть непрерывным и адаптивным. Поскольку персонал предприятий составляют взрослые люди, то обучение должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука - андрагогика (от гр. aner, andros - взрослый мужчина, зрелый муж + ago - веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.

В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Как известно, часть людей реализуется в молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует такому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности.

Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни.

Как науку андрагогику отделяют от педагогики, так как педагогика - обучение и воспитание ребенка (от гр. paidos - ребенок), при этом многие результаты на самом деле оказываются важными только для школы.

Впервые термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким историком эпохи Просвещения А. Каппом. Однако против подхода непрерывного обучения было много противников, так как не все признавали и необходимость, и возможность этого. Так, немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Г.И. Фридрих выразил свое несогласие с «узаконенным вечным несовершеннолетием» человека.

В XIX в. Э.Л. Трондайк показал, что кривая способности к учебе спадает очень медленно в период от 22 до 45 лет, и для низшего интеллекта она спадает не быстрее, чем для высшего.

В 1970 г. М.Ш. Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики:

      взрослому человеку, который обучается, - обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;

      он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;

      взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;

      взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;

      процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;

      процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов обучения. Андрагогика вместо лекционных преимущественно предусматривает практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление проектами.

Как отрицательное явление следует отметить, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим первостепенную важность приобретают методология, методы, способы обучения, например использование мнемонических приемов запоминания.

Кроме того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный для него как индивидуума опыт социального поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные ментальные модели входят в противоречие с общими (корпоративными) целями, навыками и требованиями, что обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не только «привитие» нового, но и «удаление» старого, изжившего себя.

Образование как особую область человеческой деятельности изучает педагогика. Что такое педагогика, как она возникла и какое определение ей можно дать?

Этимология

У этого термина очень интересное происхождение. В Древней Греции сопровождение рабом детей своего господина в школу носило определенное название - педагогика. Что такое значение обусловило? Просто на греков слово «дитя» звучало как «пайдос», а глагол «вести» произносился как «аго». Вот и получалось, что «раба-детоводителя» называли «пайдогогосом».

С течением времени изменилось значение слова «педагогика». Что такое педагогика сегодня? В обыденном понимании это все то же сопровождение ребенка, ученика, только масштабы такой напутственной деятельности другие. Педагог - это тот, кто сопровождает ребенка по жизни.

Из истории педагогики. Западная школа

О том, как нужно учить, говорили еще знаменитые философы. К примеру, живший в XVIII веке, полагал, что социализация индивида в процессе обучения - главный инструмент, помогающий создать воспитанную личность, способную жить в цивилизованном обществе и приносить человечеству пользу.

Такие размышления могут считаться передовыми для своего времени, ведь вплоть до XIX века образование было теснейшим образом связано с религией. Грамотными людьми тогда являлись в основном духовники, служители церквей и монастырей, которые и занимались педагогической деятельностью наравне с богословской.

Большие перемены западная школа педагогики претерпела в начале XX века. Образование постепенно начало отходить от догматических канонов религиозности и стало обязательным атрибутом человека самостоятельного и состоятельного. В середине прошлого века по Западной Европе и Америке прокатились реформы системы образования. Результатом их стало построение новой системы, более гуманной и ориентированной одновременно и на интересы каждого конкретного ученика, и на потребности всего человеческого общества.

Педагогика на Руси

Образование в Киевской Руси также оставалось связанным с религией. Более того, основной целью обучения грамоте тогда была подготовка новых священнослужителей, людей, способных проповедовать и нести слово божье в массы.

Однако учили грамоте и детей. В средние века это были в основном отпрыски богатых и влиятельных родителей. Но медленно, постепенно образование шло в массы.

Профессиональная подготовка учителей началась в XVIII веке. Открывались учительские семинарии и институты, и этим признавалась важность образования в жизни российского общества и педагогики как науки.

Только во времена СССР, в 30-е годы прошлого века, образование стало обязательным. Маленькие дети начиная с 7 лет должны были пройти все ступени школьного обучения, чтобы в результате стать грамотными и интеллектуальными личностями.

Но давайте же завершим наш краткий исторический экскурс и перейдем к теории педагогики.

Наука педагогика

Что такое педагогика как наука? На сегодняшний день определений ее предлагается великое множество. Однако самым коротким и емким может считаться следующее: педагогика - это наука о воспитании.

Как же еще определяют это понятие? Педагогика - это наука о передаче опыта от старшего поколения к молодому, а также об активном усвоении учениками сообщаемых им знаний. Как видите, в этой дефиниции появляется деятельности: она совершается учителем и воспринимается его учениками.

Педагогика - это также наука об а также самообучении, самовоспитании и самообразовании. Это определение указывает на процессы, которые сопровождают эту дисциплину как деятельность. В данном случае акцент также делается на то, что понятие «педагогика» предполагает участие в процессе двух сторон: того, кто учит, и того, кто учится.

Что же изучает эта наука? Давайте поговорим о ее характерных атрибутах.

Предмет и объект педагогики

У любой науки есть свой объект и предмет. И педагогика, конечно же, не исключение. Так, формирование личности учащегося и его развитие, которые происходят во время обучения. Объект педагогики - это процесс воспитания учащихся. Оно при этом определяется как передача жизненного опыта от старшего поколения к младшему.

Существует ошибочное суждение о том, что объект педагогики - это ученик, раз на него направлена обучающая деятельность воспитателя. Это не так. В процессе овладения знаниями сам индивид не меняется, перемены происходят на уровне тонкой материи - личности человека. И поэтому деятельность психолога часто оказывается связанной с педагогикой, а каждый хороший учитель по сути в душе немного психолог.

Функции педагогики как науки

Как и любая наука, педагогика имеет свои функции. Условно разделить их можно на теоретические и практические.

К теоретическим функциям педагогики относятся:

  • изучение накопленных за века существования человечества знаний о педагогике, а также освоение последних передовых наработок в области образования;
  • диагностика существующих педагогических ситуаций и явлений, установление причин их возникновения и развития;
  • составление четкого плана действий, направленных на преобразование существующей педагогической ситуации и ее улучшение.

Практические функции:

  • разработка методических пособий, планов, руководств, предназначенных для педагогов;
  • внедрение в воспитательную практику свежих наработок;
  • оценка и анализ полученных результатов педагогической деятельности.

Что такое педагогическая деятельность?

Работа учителя, наставника в воспитании личности ребенка - основная. Педагогика, конечно же, учитывает при этом семейную ситуацию и заручается поддержкой родителей ребенка. Однако основная обучающая и выполняется все же педагогом. Что же такое педагогическая деятельность и какое определение ей можно дать?

Педагогическая деятельность - это практика передачи ученикам социального опыта, накопленного человечеством, а также формирование благоприятных для развития личности ребенка условий. Она необязательно совершается только школьным учителем или преподавателем университета. Действительно, профессиональная педагогика предусматривает наличие у учителя профильного образования. Однако, если мы вспомним родителя, поучающего своих детей, мы поймем, что его действия тоже можно отнести к педагогической деятельности. Ведь он передает младшему поколению свой опыт и тем самым меняет личности детей.

То, что отличает направленную педагогическую деятельность от любой другой, - наличие у нее четко поставленной цели. И цель эта - воспитание.

В каких направлениях педагогической деятельности работает учитель?

Педагогическая деятельность не абстрактное понятие. Она подразделяется на несколько отдельных видов, каждый из которых имеет свое практическое содержание и назначение. Так, каждый преподаватель анализирует учебный процесс и изучает теоретические основы своей профессии. Кроме того, учитель в ходе познает особенности личности своих учеников. Такая деятельность называется познавательной, или гностической.

Преподаватель занимается проектированием. Он разрабатывает новые методики и программы обучения, готовится к урокам, по форме отличающимся от стандартных. Учитель анализирует задачи, которые ставит перед ним система образования, и на их основании находит адекватные решения. Преподаватель осуществляет организаторскую деятельность. Это значит, что под его руководством ученики выполняют определенные педагогические задачи. Коммуникативная деятельность, также осуществляемая преподавателем, заключается в его умении строить диалог как с самими учащимися, так и с их родителями, а также с администрацией и коллегами.

Существует отдельное направление деятельности учителя - коррекционная педагогика. Что же это такое? Коррекционная педагогика представляет собой развивающие и обучающие занятия с детьми с особенностями психофизического развития, которые проводятся по специальным программам. Такую деятельность обычно осуществляют учителя, прошедшие соответствующую образовательную подготовку.

Учитель: какой он?

Воспитание личности человека - тяжелая и ответственная работа. Педагогика тем не менее в наше время все чаще обесценивается. Однако мотивированные на достижение успеха профессионалы все еще встречаются, работают на своем месте и действительно сеют «разумное, доброе, вечное».

Каким же должен быть успешный учитель? Какие качества душевной организации его отличают? На самом деле учителя во многом определяются спецификой его работы. Но при этом как характеризующаяся четко направленной деятельностью профессия педагога предъявляет к будущему учителю не менее четкие требования. Так, педагог должен быть готов к преподаванию. Готовность эта отражается в его теоретических знаниях и практических навыках и умениях, а также имеет физическую и психологическую составляющие. Педагог должен быть готов к стрессам, уметь им противостоять. Кроме того, учителю нужно крепкое здоровье и немалая выносливость для того, чтобы работать с большим количеством учеников.

Учитель должен и сам постоянно учиться, стараться повышать уровень своего интеллектуального развития и преподавательского мастерства. В работе ему следует использовать инновационные формы организации учебного процесса. При этом обязательным условием успешной педагогической деятельности является любовь к детям и готовность передавать им не только свои знания, но и частичку собственной души.

Где получить профессию учителя?

Педагогических вузов сейчас достаточно много, практически в каждом более-менее крупном городе есть свой. К тому же во многих университетах имеются кафедры или факультеты педагогики. К примеру, есть факультет педагогики в МГУ, одном из старейших вузов России. А в престижном университете Республики Беларусь - БГУ - работает кафедра педагогики.

Кроме того, в России и на всей территории постсоветского пространства в последние десятилетия открылось огромное количество коммерческих высших учебных заведений. Образование во многих из них получать престижно, а поступить в некоторые бывает гораздо сложнее, чем в государственные университеты. Таким является и ведущий коммерческий вуз педагогической направленности в Москве, речь о котором пойдет ниже.

Институт психологии и педагогики

Это учебное заведение выросло из научно-практического цента «Коррекция». В 1990 году учреждение получило название "Институт психологии и педагогики".

На сегодняшний день существует шесть а формы обучения остаются традиционными: дневная, заочная и вечерняя. Кроме того, преподаватели университета готовят абитуриентов к поступлению в институт на воскресных курсах и занятиях по интенсивной образовательной программе.

Обучаются студенты этого института 5-6 лет, срок обучения зависит от выбранной ими формы получения образования и факультета.

Заключительное слово

Существует особая, благородная и высокая миссия человека. Она заключается в профессиональной деятельности, и деятельность эта - педагогическая. Педагогика - это не просто наука или отрасль профессиональной теории и практики. Это еще и призвание, которому нужно соответствовать. Именно поэтому люди, которых можно назвать учителями, профессионалами с большой буквы, достойны уважения.

Введение

Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика -- это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, рископедагогика, педагогика отождествления и т.д.

Что собой представляет эта наука и что она изучает?

Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность в сфере науки -- научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Педагогическая действительность -- это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука -- это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.

Педагогика как наука

Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости" .

Свое название педагогика получила от греческих слов "пайдос" - дитя и "аго" - вести. В дословном переводе "пайдагогос" означает "детоводитель". Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие . Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения.

Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики следующее это наука о воспитании человека. Понятие "воспитание" здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества .

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования - ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история - как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология - в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека .

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука, и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 - ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов - Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. - содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания . Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда - ребёнок, гогос - вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться - педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др .

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др .

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем .

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970) [ 10, c. 34].

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Христос , были одновременно и великими мыслителями, создателями развернутых философских и религиозных учений, проповедуя которые они проявили себя в качестве талантливых теоретиков и практиков педагогической деятельности. Возникновение педагогики как самостоятельной науки относят к Новому времени, к XVII в. и связывают с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского. Именно ему в «Великой дидактике» и других педагогических трудах удалось выявить специфику образовательной деятельности как особой сферы социальной активности людей, проанализировать ее на основе категорий образования, обучения, воспитания и сформировать на этой категориальной основе стройную систему педагогических знаний, заслуживающих наименования науки.

С тех пор, постоянно осмысливая практический опыт образовательной работы и на этой основе расширяя и обогащая свое содержание, педагогическая наука стала дифференцироваться. Из ее состава начали выделяться отдельные специализированные отрасли или ветви педагогического знания.

Сегодня педагогика представляет собой весьма сложный комплекс педагогических дисциплин, каждая их которых имеет свой собственный объект и предмет исследования.

В этой системе выделяются две основные части педагогической науки, различающиеся своими методами анализа образовательной деятельности.

История педагогики в хронологической последовательности рассматривает развитие практики и теории образовательной деятельности с древнейших времен и до наших дней. Основной дидактической единицей изучения здесь являются жизнь и творчество выдающихся мастеров педагогического дела, их идейное наследие.

Теория педагогики или общая педагогика в логической последовательности рассматривает содержание понятий образования, обучения, воспитания, образовательных технологий, в том числе компьютерных, а также системы управления образовательным процессом в целях обеспечения их высокого качества. Основной дидактической единицей здесь являются указанные выше ключевые понятия, составляющие основу категориального аппарата педагогической науки.

Объектом своего исследования различаются такие отрасли педагогической науки, как детская педагогика и андрогогика , т.е. педагогика взрослых. Специальной областью науки об образовании является дефектология , исследующая методы обучения людей, имеющих те или иные отклонения в умственном и физическом развитии.

Ряд острых проблем экономики и управления процессом предоставления образовательных услуг, улучшения их качества, соответствия установленным международным стандартам исследует недавно возникшая отрасль педагогики - наука управления образовательными системами, или образовательный менеджмент . Важнейшими проблемами образовательного менеджмента является разработка требований для аттестации, аккредитации учебных заведений, а также показателей для определения их рейтинга.

Обширной областью науки об образовании являются так называемые частные методики, разрабатывающие содержание и специфические организационно-методические проблемы изучения отдельных учебных дисциплин (язык, математика, физика, химия и др.) на основе категорий, формулируемых общей теорией педагогики.

Таким образом, современная педагогика представляет собой многоплановую науку, охватывающую различные виды образовательной деятельности по обучению и воспитанию детей, молодежи и взрослых. Овладение как общей теорией, так и конкретными прикладными отраслями педагогической науки является необходимым условием эффективной образовательной деятельности.

Педагогика и другие науки

Педагогика так или иначе связана с множеством других наук. Прежде всего эти связи осуществляются через частные методики преподавания отдельных наук. Через них педагогика присутствует в каждой конкретной науке, поскольку немыслимо развитие ни одной из них без передачи результатов ее исследований другим людям.

Причем создание такой составляющей нередко оказывается делом весьма сложным. Как заметил выдающийся французский просветитель К. Гельвеций , трудно бывает прийти к какой-либо мысли, открытию, но еще труднее объяснить их другим. История науки знает, что, например, выдающийся немецкий философ И . Кант стал широко известен лишь после того, как некоторые ею последователи сумели популяризировать его труды, изложив их глубокое содержание доступным неспециалисту языком. Ту же мысль об огромной сложности объяснения научных открытий в шутливом тоне выразил А. Эйнштейн , отвечая на вопрос молодой корреспондентки о том, в чем состоит разница между временем и вечностью. «Дитя мое, ответил он, если бы у меня было время , чтобы объяснить эту разницу, то прошла бы вечность , прежде чем вы это поняли».

Будучи применены к любой науке, педагогические принципы и нормы, как правило, в значительной мере способствуют росту ее социального престижа, ускоряют темпы се развития. Но стимулируя развитие других наук, педагогика и сама в значительной степени зависит от них, особенно от наук, смежных с ней.

Эта связь обусловлена тем, то духовная сторона человека, на развитие которой преимущественно направлена наука об образовании, тесно взаимодействует с физической, телесной его стороной. Человек — существо двуединое, представляющее собой органическую целостность идеального и материального бытия. Причем эти два начала в человеке существуют всегда вместе и не могут существовать порознь. Поэтому, исследуя проблемы умственного и нравственного воспитания, педагогика, учитывая это единство, обязана взаимодействовать с рядом естественных наук, изучающих телесную составляющую человеческого бытия. Это прежде всего анатомия и физиология человека, санитария и гигиена. В противном случае педагогическая деятельность может принести не ожидаемую пользу, а непредвиденный вред, причем немалый. Так может случиться, если преподавание не будет учитывать, например, возрастных физиологических особенностей обучаемых или санитарно-гигиенические требования к организации процесса обучения.

Конечно, физиология и анатомия интересуют педагогику не столько сами по себе, сколько в качестве наук, изучающих материальную первооснову идеальной, психической жизни. Поэтому наиболее тесно и всесторонне к педагогике примыкает психологическая наука. Эти две дисциплины неслучайно рассматриваются как единый комплекс психолого-педагогических наук, как это делается и в настоящем издании. Но близость вместе с тем не исключает существенных различий между этими двумя науками. Если психология, как говорилось в первой части данного пособия, изучает внутренний, духовный мир человека, его интеллектуальные, эмоциональные и нравственные возможности, то педагогика исследует методы совершенствования этих качеств в процессе образовательной деятельности.

Но сами образовательные отношения, представляя собой одну из разновидностей социальных связей, существуют не в вакууме, не изолированно от общества, а в определенной социальной среде постоянно предъявляющей к образовательной деятельности тс или иные требования. Совокупность этих требований формулируется экономическими, политическими, другими общественными науками, которые, конечно, таким образом активно влияют на цели, содержание и методы обучения, на всю проблематику педагогической науки. Так, педагогика не может не учитывать выводы социологии , исследующей характер социальной структуры общества, особенности образующих его социальных общностей, групп и слоев, поскольку сама образовательная деятельность протекает в учебных группах, школьных и вузовских коллективах, т.е. в социальных группах особого рода, учет специфики которых на основе социологических методов является обязательным условием эффективности воспитания и обучения.

Как и для любой другой науки, базовое значение для педагогики имеет та философская система , на которую она опирается. Философия, как известно, является совокупностью наиболее общих знаний о человеке, его способностях, о его взаимоотношениях с другими людьми и природой, а также — в своей религиозной форме — о связях человека с Богом. Как гуманитарная наука педагогика, как и все другие научные дисциплины, использует эту философскую проблематику в качестве теоретической базы для осмысления своих основных категорий, особенно таких, как цели образования, исследовательские методы педагогической науки.

Именно под влиянием изменения философских установок могут пересматриваться вместе со всей совокупностью культурных ценностей и цели образовательной деятельности, а вместе с ними все содержание и методы обучения и воспитания, как это имело место в истории России дважды в течение одного столетия: сначала в 1917 г., а затем в 1991 г., когда вслед за резкой сменой философских парадигм с религиозно-идеалистической на атеистичес- ко-материалистическую и обратно, происходила и соответствующая переориентация всей педагогической парадигмы.

Новые возможности перед педагогической теорией и практикой открывают достижения современной информатики. Это наука об общих свойствах, строении и закономерностях информации, методах ее поиска, передачи, хранения, обработки и использования в различных сферах деятельности человека, в том числе и в сфере образования. Информатика неразрывно связана с применением компьютеров и включает в себя теорию кодирования различных данных, сведений, информации, разработку методов и языков программирования. Компьютерные технологии значительно увеличивают информационную базу учебно-воспитательного процесса, расширяют арсенал применяемых дидактических средств, создают дополнительные условия для совершенствования управления образовательным процессом в целом, улучшения его качества. Однако, ориентируя всех участников образовательной деятельности на активное использование новых технических достижений, современная педагогика исходит из того, что эти технические нововведения никогда не смогут заменить собой живое человеческое общение, которое всегда было и останется незаменимой основой воспитательной работы. Как печатный станок и книга в свое время не смогли заменить личность педагога, так и сегодня компьютер и дискета не смогут сделать это, оставаясь лишь вспомогательным средством для преподавателя, неизменно являющегося центральной фигурой всей педагогической деятельности.

Таким образом, современная педагогическая наука связана многими нитями с целым рядом других наук, что в значительной степени углубляет и обогащает ее содержание, делает образовательную практику более эффективной. Конечно, на этом основании нельзя требовать от преподавателя, чтобы он имел глубокие познания в каждой из указанных наук. В этой связи К. Д. Ушинский подчеркивал: если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждой.

Социальный статус педагогической теории и практики

Как педагогическая практика, так и педагогическая наука имеют для любого , государства, для отдельного человека первостепенное значение.

Подчеркивая эту высокую роль обучения, образования для отдельного человека, древнегреческий философ Аристотель говорил, что для человека необразованного любой встречный — судья и хозяин, а образованный человек — хозяин и судья себе и другим.

Вместе с тем и общества, государства, цивилизации, не создающие культуры, не сберегающие и не передающие ее в непрерывной образовательной цепи, обречены на угасание и гибель. Именно образование выполняет роль того основного стержня, на котором держится «связь времен», связь поколений, взаимодействие старого и нового, жизнь и развитие культуры.

Как показывают новейшие социологические исследования, потребность в качественном образовании по своей значимости сегодня опережает все другие человеческие потребности и права, включая даже такие, как право на труд, здравоохранение, владение собственностью и др. Без преувеличения можно сказать, что от уровня развития науки об образовании, постановки дела воспитания зависят во многом не только судьба отдельного человека, но и судьбы народов и государств, развитие науки и культуры в целом. Эта высокая социальная роль педагогической науки и практики обусловлена их активным воздействием на развитие любой науки, сферы культуры, поскольку существование и развитие каждой из них во многом зависит от возможностей передачи их достижений последующим поколениям людей. Без такой трансляции, которая и обеспечивается образованием, любая область науки и культуры, неизбежно лишаясь перспективы развития, преемственности, тем самым обрекается на угасание. Эта всеобщность, универсализм, общеприменимость педагогического знания иногда выражается определением педагогики как «прикладной философии», поскольку та и другая науки имманентно присутствуют во всех ветвях «древа познания».

Конечно, это универсализм разного рода. Философский универсализм обеспечивает единство понимания и исследования универсума, бытия, действительности в целом. Педагогический универсализм обеспечивает единые методы для передачи последующим поколениям людей накопленных духовных ценностей, их сохранение и непрерывное развитие.

Как бы высоко ни оценивалась роль для человека и государства этого вида социальной деятельности, вряд ли это можно будет назвать преувеличением.

Именно поэтому государство, его законодательные и исполнительные органы стремятся активно воздействовать на систему образования как через соответствующие отрасли права, законы об образовании, так и через специализированные государственные институты, министерства и ведомства.

Не остаются в стороне от образовательной деятельности и различные религиозные и другие общественные организации, часто создающие свои собственные образовательные системы.

Это участие государства и других структур может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие образовательных систем и педагогической науки. Поэтому в педагогической деятельности утвердилось понятие академических свобод, с помощью которых образовательные и научные учреждения отстаивают свое право противостоять чрезмерному вмешательству государства, церкви в развитие образовательных отношений, что конечно, возможно только в условиях демократических политических режимов.

Но, разумеется, отрицательное влияние на развитие образования оказывает и такая противоположная крайность, как самоустранение государства от участия в образовательной деятельности, его уход из системы воспитания, сокращение или даже прекращение его финансирования из государственных средств. Подобная линия, как показывает исторический опыт, чревата большими негативными и даже катастрофическими последствиями, она ведет к разрушению единого образовательного пространства, к упадку и гибели государства и народа.

Конечно, в любых условиях решающую роль в образовательном процессе играет личность самого воспитателя, педагога. Причем успех его деятельности зависит и от степени овладения основами педагогической науки, и от его собственной позиции, его способностей и талантов. Поэтому, определяя социально-профсс- сиональный статус работников системы образования, правомерно сравнивать их с деятелями искусства, писателями, художниками, артистами, успех которых зависит не только от уровня их профессионализма, но в значительной, если не в решающей степени, от врожденных способностей и таланта.

Рассмотренные выше категории, объект, предмет и методы выражают то всеобщее, общечеловеческое, что так или иначе присутствует в педагогике всех времен и народов. Вместе с тем национальные, региональные, цивилизационные системы образования, выражают тс особенные формы педагогической мысли, которые складывались в ходе человеческой истории в разные эпохи, в разных регионах и у разных народов. В педагогической науке, как и в других сферах деятельности, общечеловеческое имеет кон- кретно-историческое выражение. Об этих конкретно-историче- ских формах педагогической деятельности, и связанных с ними духовных педагогических ценностях речь пойдет в следующей главе.

Словарь

Социализация — усвоение человеком духовных ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе. Социализация происходит как в результате стихийного воздействия на человека всех факторов общественного бытия, так и под влиянием специально создаваемых социальных условий.

Образование — процесс освоения в специально созданных учреждениях или в результате самосовершенствования системы знаний, умений и навыков, творческого опыта, эмоционально-ценностных ориентаций на основе совокупности образовательных программ, а также итог, результат этого процесса.

Обучение — двуединый процесс преподавания и учения, имеющий своей задачей планомерную и систематическую передачу и усвоение знаний в тссной связи с формированием умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитание — вид образовательной деятельности, опирающийся на процесс обучения и имеющий своей задачей превращение накопленных знаний в умения и навыки в целях развития необходимых качеств человека.

Самосовершенствование — осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообучение и самовоспитание, на укрепление своих положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Педагогика — буквально дстоводство или детовождснис; наука об образовании, обучении и воспитании.

История педагогики — одна из базовых педагогических дисциплин, изучающая в хронологической последовательности процесс развития образовательной деятельности и педагогической мысли в тесной связи с современными педагогическими проблемами.

Теория педагогики — базовая педагогическая дисциплина, изучающая в логической взаимосвязи общие проблемы образовательной деятельности, обучения и воспитания, а также вопросы управления образованием в целях обеспечения его высокого качества. Основными компонентами теории педагогики является дидактика, или теория обучения и теория воспитания , как наука, специально исследующая проблемы формирования зрелой, всесторонне развитой личности.

Частно-методические педагогические дисциплины (частные дидактики) — комплекс педагогических наук исследующий проблемы обучения и воспитания, возникающие в процессе образовательной деятельности по конкретным учебным предметам.


Самое обсуждаемое
Основные проблемы молодёжи в России Подмена жизненных ценностей как проблема современной молодежи Основные проблемы молодёжи в России Подмена жизненных ценностей как проблема современной молодежи
Психосоциальная теория личности Э Психосоциальная теория личности Э
Удальцов обвинил навального в намеренном провоцировании арестов Удальцов обвинил навального в намеренном провоцировании арестов


top