Хорошие мифические существа. Самые интересные мифические создания. Опасные волшебные создания

Хорошие мифические существа. Самые интересные мифические создания. Опасные волшебные создания

Список чудовищ, демонов, великанов и волшебных существ древнегреческой мифологии

Циклопы – в древнегреческой мифологии великаны с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. Три первых циклопа были рождены богиней Геей (Землёй) от Урана (Неба). В глубокой древности циклопы были олицетворениями грозовых туч, из которых сверкает «глаз» молнии.

Циклоп Полифем. Картина Тишбейна, 1802

Гекатонхейры – дети Геи и Урана, сторукие великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Мифические воплощения страшных землетрясений и потопов. Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они неистовствовали, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Земле-Гее стало причинять страшные страдания пребывание этих великанов в её чреве, и она подговорила своего младшего сына, титана Крона («Время»), отомстить отцу, Урану, оскопив его. Крон сделал это серпом.

От пролившихся при оскоплении капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эринний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная).

Богиня Ночи (Нюкта) в гневе на совершённое Кроном беззаконие родила ужасных, чудовищных существ: Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), Кер (богинь насильственной смерти), Гипноса (Сон), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Форкий – злой бог бурного моря и штормов. Детьми Форкия в древнегреческой мифологии считались чудовища горгоны, грайи, сирены, Ехидна и Скилла.

Кето – злобная богиня морской пучины, сестра и жена Форкия. Оба они олицетворяли величественные и ужасные явления моря

Грайи – олицетворения Старости. Три уродливых сестры: Дейно (дрожь), Пемфедо (Тревога) и Энио (злоба, ужас). Седые с рождения, они имеют один глаз и один зуб на троих. Этот глаз однажды похитил у них герой Персей . В обмен на возвращение глаза Грайям пришлось указать Персею дорогу к Медузе Горгоне.

Скилла (Сцилла – «Лающая») – страшное чудовище с 12 лапами, шестью шеями и шестью головами, в каждой из которых – три ряда зубов. Сцилла издаёт беспрерывный пронзительный лай.

Харибда – олицетворение всепоглощающей морской пучины. Страшный водоворот, который трижды в день поглощает и извергает морскую влагу. Древние греки считали, что Сцилла и Харибда живут по разным сторонам Мессинского пролива (между Италией и Сицилией). Между Сциллой и Харибдой проплыл Одиссей во время своих странствий

Горгоны – три сестры, три крылатых змееволосых чудовища. Имена Горгон: Эвриала («далеко прыгающая»), Сфено («могучая») и Медуза («повелительница, стражница»). Из трёх сестёр смертной была только Медуза, обладавшая способностью обращать всё в камень своим ужасным взглядом. Её убил герой Персей . Сохранивший свою волшебную силу взгляд мёртвой Медузы Горгоны помог потом Персею победить морское чудовище и спасти прекрасную Андромеду .

Голова Медузы. Картина Рубенса, ок. 1617-1618

Пегас – крылатый конь, любимец муз. Зачат Медузой Горгоной от бога Посейдона . Во время убийства Медузы Персеем выпрыгнул из её тела.

Сирены – в древнегреческих мифах чудища, у которых прекрасная женская голова, а тело и ноги – птичьи (по другим рассказам – рыбьи). Чарующим пением сирены завлекали моряков на свой волшебный остров, где разрывали на куски и пожирали. Мимо этого острова благополучно прошёл лишь корабль Одиссея . Тот велел всем своим спутникам залепить уши воском, чтобы не слышать голосов сирен. Сам же он насладился их пением, крепко привязанный к мачте.

Одиссей и сирены. Картина Дж. У. Уотерхауса, 1891

Ехидна («Гадюка») – исполинская полуженщина-полузмея свирепого характера, с прекрасным лицом и пятнистым змеиным телом.

Тавмант – бог морских чудес, подводный великан. Его дочерями считались гарпии.

Гарпии – в древнегреческой мифологии – олицетворения разрушительных бурь и вихрей. Чудовища, которые имеют крылья и когтистые лапы грифа, но грудь и голову женские. Внезапно налетают и исчезают. Похищают детей и человеческие души.

Тифон («Дым, Чад») – страшное чудовище, рождённое Геей-Землёй. Олицетворение газов, которые рвутся из земных недр и вызывают извержения вулканов. Тифон вступил в борьбу с Зевсом за власть над вселенной и едва не одержал в ней победу. В древнегреческих мифах Тифон – исполин, который имел сто шипящих драконовых голов с черными языками и пылающими глазами. Зевс снёс Тифону все головы молниями и низверг его тело в бездну Тартар.

Зевс мечет молнию в Тифона

Кербер (Цербер) – страшный трёхголовый пёс, сын Тифона и Ехидны. Страж выхода из подземного царства Аида , который никого не выпускает оттуда. Геракл во время своего одиннадцатого подвига увёл Кербера из недр земли, но потом он был возвращён обратно

Орф – чудовищный двуглавый пёс, сын Тифона и Ехидны, отец Сфинкса и Немейского льва . Принадлежал великану Гериону и охранял его волшебных быков. Убит Гераклом во время похищения этих быков (десятый подвиг).

(«Душительница») – в древнегреческой мифологии (в отличие от египетской) – чудовищная дева с телом собаки, крыльями птицы и женской головой. Поселившись близ города Фив в Беотии, Сфинкс пожирала юношей, которые не могли разгадать её загадку: «кто ходит утром на четырёх ногам, днём на двух, а вечером на трёх». Загадку разгадал герой Эдип , и Сфинкс после этого бросилась в пропасть.

Сфинкс. Деталь картины Ф. К. Фабра. Конец XVIII - начало XIX вв.

Эмпуса – в древнегреческой мифологии ночное привидение, женщина с ослиными ногами, умевшая принимать самые разнообразные обличья (чаще всего коровы, красивой девушки или пса с одной медной ногой, а другой из навоза). Высасывала кровь у спящих людей, часто пожирала их мясо.

Ламия – в древнегреческих мифах дочь Посейдона, с которой вступил в связь Зевс . Разгневанная на это жена Зевса, Гера , лишила Ламию красоты, сделала её безобразным чудовищем и убила её детей. В отчаянии Ламия стала отнимать детей у других матерей. Этих детей она поедала. Свою красоту она с тех пор возвращает лишь для того, чтобы соблазнять мужчин, а затем убивать их и пить их кровь. Приходя в безумное исступление, Ламия может заснуть лишь после того, как вынет собственные глаза и положит их в чашу. В позднейших сказочных рассказах ламиями называлась особого рода существа, близкие к средневековым вампирам.

Немейский лев – сын Тифона и Ехидны. Лев громадной величины со шкурой, которую не могло пробить ни одно оружие. Задушен Гераклом во время первого подвига .

Геракл убивает Немейского льва. Копия со статуи Лисиппа

Лернейская гидра – дочь Тифона и Ехидны. Огромная змея с девятью головами, у которой вместо одной отрубленной вырастали три новые. Убита Гераклом во время второго подвига : герой, отрубив Гидре голову, прижигал отрубленное место горящей головнёй, отчего новые головы переставали расти.

Стимфалийские птицы – вскормленные богом Аресом чудовищные птицы с медными клювами, когтями и перьями, которые они могли сыпать на землю как стрелы. Поедали людей и урожай. Частично истреблены, частично прогнаны Гераклом во время его третьего подвига .

Керинейская лань – лань с золотыми рогами и медными ногами, никогда не знавшая усталости. Была послана как наказание людям богиней Артемидой в древнегреческую область Аркадию, где носилась по полям, опустошая посевы. Поймана Гераклом во время во время его четвёртого подвига . Герой целый год преследовал лань бегом и настиг её далеко на севере, у истоков Истра (Дуная).

Эриманфский кабан – огромный вепрь, который жил в Аркадии, на горе Эриманфе, и наводил ужас на всю округу. Пятый подвиг Геракла состоял в том, что он загнал этого кабана в глубокий снег. Когда кабан увяз там, Геракл связал его и отнёс к царю Эврисфею.

Геракл и эриманфский кабан. Статуя Л. Тюайона, 1904

Кони Диомеда – кобылицы фракийского царя Диомеда питались человеческим мясом и были прикованы к стойлам железными цепями, ибо никакие другие путы не могли их удержать. Во время своего восьмого подвига Геракл завладел этими чудовищными конями, но они растерзали при этом его спутника, Абдера.

Герион – великан с расположенного на западном краю земли острова Эрифия. Имел три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног. Совершая свой десятый подвиг , Геракл достиг Эрифии на золотом челне солнечного бога Гелиоса и вступил в битву с Герионом, который метал в него сразу по три копья. Геракл убил великана и принадлежавшего ему двуглавого пса Орфа, после чего угнал волшебных коров Гериона в Грецию.

Перифет – в древнегреческой мифологии хромой великан, сын бога Гефеста . Обитал в горах близ городов Эпидавра и Трезены и убивал всех проходящих путников железной палицей. Убит героем Тесеем , который с тех пор везде носил с собой палицу Перифета, как Геракл шкуру Немейского льва.

Синид – свирепый разбойник-великан, убивавший встреченный людей, привязывая их к двум согнутым соснам, которые затем отпускал. Сосны, распрямляясь, разрывали несчастных. Убит героем Тесеем.

Скирон – разбойник-великан, который жил на краю одной из скал греческого перешейка Истм. Заставлял прохожих мыть себе ноги. Как только путник склонялся, чтобы сделать это, Скирон толчком ноги сбрасывал его со скалы в море. Тела погибших пожирала исполинская черепаха. Скирон был убит Тесеем.

Керкион – чудовищный великан, вызвавший Тесея на борцовский поединок. Тесей задушил его руками на весу, как некогда Геракл Антея.

Прокруст («Вытягиватель») – (другое имя – Дамаст) свирепый злодей, укладывавший попавший к нему в руки людей на своё ложе. Если ложе было коротко, Прокруст обрубал несчастному ноги, а если длинно – вытягивал его до нужного размера. Убит Тесеем. Выражение «прокрустово ложе» стало нарицательным.

Минотавр – сын, рождённый женой критского царя Миноса , Пасифаей, от неестественной страсти к быку. Минотавр был чудовищем с телом человека и бычьей головой. Минос держал его в Лабиринте, который был построен великим мастером Дедалом в столице Крита, Кноссе. Минотавр был людоедом и питался приговорёнными к смерти преступниками, а также юношами и девушками, которые присылались на Крит из Афин в виде дани. Убит Тесеем : тот добровольно поехал к Миносу в числе обречённых «данников», убил Миноса в Лабиринте, а потом благополучно вышел из этого запутанного сооружения при помощи влюблённой в него сестры Минотавра, Ариадны, и её нити.

Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе

Лестригоны – в древнегреческих мифах племя великанов-людоедов, обитавшее на одном из островов, мимо которого проплывал Одиссей . Захваченных мореплавателей лестригоны нанизывали на колья, как рыб, и уносили на съедение, а корабли их разбивали, метая со скал громадные камни.

Кирка (у римлян Цирцея) – дочь солнечного бога Гелиоса, сестра злобного царя Колхиды Эета , у которого украли золотое руно аргонавты . Злая колдунья, жившая на острове Эе. Приветливо завлекая в свой дом путешественников, угощала их вкусными яствами с примесью волшебного зелья. Это зелье превращало людей в зверей (чаще всего – в свиней). Побывавший у Кирки Одиссей спасся от её колдовства при помощи цветка «моли», полученного от бога Гермеса . Одиссей вступил в любовную связь с Киркой, и она имела от него трёх сыновей.

Кирка протягивает Одиссею чашу с колдовским зельем. Картина Дж. У. Уотерхауса

Химера («Молодая коза») – в древнегреческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и змеиным хвостом. Убита героем Беллерофонтом .

Стикс (от общеиндоевропейского корня «стужа», «ужас») – олицетворение первобытного ужаса и мрака и богиня одноименной реки в подземном царстве Аида. Обитает на крайнем западе, в обители ночи. Живёт в роскошном дворце, чьи серебряные колонны упираются в небо.

Харон – у древних греков перевозчик душ умерших через реку Стикс. Мрачный старец в лохмотьях, с лихорадочно смотрящими глазами. Имя иногда переводится как «обладающий острым взглядом».

Пифон (от слова «гноить») – страшный дракон, владевший в глубокой древности Дельфийским святилищем . Пифон, как и Тифон, являлся сыном Геи. Пифон обвивал окрестности Дельф семью или девятью кольцами своего длинного тела. Бог Аполлон вступил в схватку с ним и убил Пифона, выпустив 100 (по другим древнегреческим мифам – 1000) стрел. После этого Дельфийское святилище стало храмом Аполлона. По имени Пифона названа его прорицательница – Пифия.

Гиганты – сыновья Геи-Земли. 150 ужасных чудовищ с хвостами дракона вместо ног и человеческими телами. Гиганты были покрыты густыми волосами и имели длинные бороды. Гея родила их то ли из капель крови отрезанного полового органа Урана, то ли из семени Тартара, то ли сама по себе, разгневавшись на то, что

Почти каждый из нас слышал о тех или иных магических и мифических существах, населяющих наш мир. Однако таких созданий, о существовании которых мы мало знаем или не помним, гораздо больше. В мифологии и фольклоре упомянуты многие магические сущности, одни описаны более детально, другие менее.

Гомункулус, по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное маленькому человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Для создания такого человечка требовалось использование мандрагоры. Корень должен был быть сорван на рассвете, затем его надо было вымыть и "напитывать" молоком и медом. В некоторых предписаниях говорилось что вместо молока надо использовать кровь. После чего этот корень полностью разовьется в миниатюрного человека, который сможет охранять и защищать его владельца.


Домовой — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Домового стараются подкармливать, оставляют ему на кухне на полу отдельное блюдечко с угощением и водой (или молоком) Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не только не причиняет им зла, но и охраняет домашнее благополучие. В противном же случае (что бывает чаще) он начинает пакостить, ломает и прячет вещи,покушается на лампочки в ванной, создает непонятный шум. Может "душить" по ночам хозяина садясь на грудь хозяина и парализуя его. Домовой может менять облик и преследовать своего хозяина при переезде.


Бабай в славянском фольклоре -ночной дух, существо упоминаемое родителями, для запугивания непослушных детей. У Бабая нет конкретного описания, но чаще всего его представляли в виде хромого старика с мешком за плечами, в который он забирает непослушных детей. Обычно родители вспоминали Бабая, когда их ребенок не хотел засыпать.


Нефилимы (наблюдатели - "сыны Божие") описаны в книге Еноха. Они являются падшими ангелами. Нифилимы были физическими существами, они обучали людей запретным искусствам и взяв в жены жен человеческих рождали новое поколение людей. В Торе и нескольких неканонических еврейских и ранних христианских письмах, нефилим - nephilim означает "которые заставляют других пасть". Нефилимы были гигансткого роста, сила их была огромна как и аппетит. Они стали проедать все человеческие ресурсы, а когда те кончались, могли напасть и на людей. Нефилимы стали воевать и угнетать людей, что явилось огромными разрушениями на земле.


Абаасы - в фольклоре якутских народов, огромное каменное чудовище с железными зубами. Живет в лесной чащобе подальше от людей глаз или под землей. Рождается оно из камня черного цвета, похожего на ребенка. Чем старше он становится тем камень больше похож на ребенка. Сначала каменный ребенок ест все тоже, что едят люди, но когда вырастает он начинает есть самих людей. Иногда упоминаются как антропоморфные одноглазые, однорукие, одноногие чудовища ростом с дерево. Абаасы питаются душами людей и животных, искушают людей, насылают несчастия и болезни, могут лишить рассудка. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву Абаасы животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой они угрожают.


Абраксас - Абрасакс имя космологического существа в представлениях гностиков. В раннюю эпоху христианства, в 1—II веках, возникало много еретических сект, пытавшихся сочетать новую религию с язычеством и иудаизмом. По учению одной из них, все сущее зарождается в некоем высшем Царстве света, из которого исходят 365 разрядов духов. Во главе духов стоит Абраксас. Его имя и изображение часто встречаются на геммах и амулетах: существо с человеческим туловищем и петушиной головой, вместо ног — две змеи. В руках Абраксас держит меч и щит.


Бааван ши -в шотландском фольклоре злобные, кровожадные фейри. Если к человеку подлетел ворон и вдруг превратился в златовласую красавицу в длинном зеленом платье - значит, перед ним бааван ши. Длинные платья они носят недаром, скрывая под ними оленьи копыта, которые у бааван ши вместо ступней. Эти фейри завлекают к себе в жилища мужчин и выпивают их кровь.


Баку - "Пожиратель снов" в японской мифологии добрый дух, поедающее плохие сны. Его можно вызвать, если написать его имя на бумажке и положить ее под подушку. В одно время изображения Баку висели в японских домах, а его имя было написано на подушках. Верили, что если Баку заставить съесть дурной сон, то он имел силу превратить сон в удачный.
Есть рассказы, где Баку выглядит не очень добрым. Съедая все сны и мечты, он лишал спящих благоприятных воздействий, а то и вовсе лишал их сна.


Кикимора — персонаж славяно-угорской мифологии, а также, один из видов домового, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.Кикиморы, как правило, поселяются в помещениях, если в доме погиб ребенок.Кикиморы могут появится в виде покинутого на пути убегающего ребенка.Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. Пойманную кикимору можно было превратить в человека.


Василиск - чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое. По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком "чистые" животные.


Баггейн - в фольклоре жителей острова Мэн злокозненный оборотень. Людей он ненавидит и всячески изводит. Баггейн способен вырастать до исполинских размеров и принимать какое угодно обличье. Он может притвориться человеком, но если присмотреться повнимательнее, можно заметить заостренные кверху уши и лошадиные копыта, которые все равно выдадут баггейна.


Алконост (алконст) — в русском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин. Образ Алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе, превращённой богами в зимородка. Самое раннее изображение Алконоста встречается в книжной миниатюре XII века. Алконст безопасное и редкое существо живущие ближе к морю.По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными


Водяной - хозяин вод в славянской мифологии. Водяные пасут на дне рек и озер своих коров - сомов, карпов, лещей и прочую рыбу. Командует русалками, ундинами, утопленниками, водными жителями. Чаще он добрый но иногда затаскивает на дно какого нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей.


Абнауаю-- в абхазской мифологии («лесной человек»). Гигантское свирепое существо, отличающееся необычайной физической силой и яростью. Все тело Абнауаю покрыто длинной шерстью, похожей на щетину, у него огромные когти; глаза и нос - как у людей. Обитает в дремучих лесах (существовало поверье, что в каждом лесном ущелье живёт один Абнауаю). Встреча с Абнауаю опасна, у взрослого Абнауаю на груди у него топорообразный стальной выступ: прижимая к груди жертву, он рассекает её пополам. Абнауаю заранее знает имя охотника или пастуха, с которым он встретится.


Цербер (Дух преисподней) — в греческой мифологии огромный пёс Подземного царства, охраняющий вход в загробную жизнь.Чтобы души умерших могли войти в подземное царство, они должны принести Церберу дары — мёд и ячменное печенье. Задача Цербера — не допускать в царство мёртвых живых людей, желающих вызволить оттуда своих возлюбленных. Одним из немногочисленных живых людей, которым удалось проникнуть в подземное царство и выйти из него невредимым, был Орфей, игравший прекрасную музыку на лире. Одним из подвигов Геракла, которые ему приказали совершить боги, было вывести Цербера в город Тиринф.


Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота в разных мифологиях. Грифоны, грифы, в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва; они. - «собаки Зевса» - стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов (Aeschyl. Prom. 803 след.). Среди сказочных обитателей севера - исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и Грифонов (Herodot. IV 13).
Свои грифоны есть и в славянской мифологии. В частности известно, что они охраняют сокровища Рипейских гор.


Гаки. в японской мифологии - вечно голодные демоны В них перерождаются те, кто при жизни на Земле обжирался или выбрасывал вполне съедобную еду. Голод гаки неутолим, но они не могут от него умереть. Они едят все что угодно, даже своих детей, но не могут насытиться. Иногда попадают в Мир Людей, и тогда становятся людедами.


Вуивр, Вуивра. Франция. Король, или королева змей; во лбу - сверкающий камень, ярко-красный рубин; облик огненного змея; хранитель подземных сокровищ; можно увидеть летящим по небу летними ночами; обиталища - заброшенные замки, крепостях, донжоны и др.; его изображения - в скульптурных композициях романских памятников; когда купается, камень оставляет на берегу, и кто исхитрится завладеть рубином, станет сказочно богатым - получит часть подземных сокровищ, которые охраняет змей.


Убор - болгарский вампир, питающийся навозом и падалью, потому что он слишком большой трус, нападать на людей. Имеет скверный характер, что не мудрено при таком питании.


Аями, в тунгусо-маньчжурской мифологии (у нанайцев) духи—предки шаманов. У каждого шамана свой Аями, он наставлял, указывал, какой костюм надо иметь шаману (шаманке), как лечить. Аями являлся шаману во сне в виде женщины (шаманке — в виде мужчины), а также волка, тигра и других животных, вселялся в шаманов во время молений. Аями могли иметь и духи — хозяева разных животных, они-то и посылали Аями красть души людей и причинять им болезни.


Дубовики - в кельтской мифологии злые волшебные существа, живущие в кронах и стволах дубов.
Каждому человеку, проходящему мимо их жилища, они предлагают вкусные кушанья и подарки.
Ни в коем случае не следует брать у них еду, а тем более пробовать её на вкус, поскольку пища, приготовленная дубовиками, очень ядовита. По ночам дубовики нередко отправляются на поиски добычи.
Следует знать, что проходить мимо недавно срубленного дуба особенно опасно: дубовики, обитавшие в нём, рассержены и могут натворить немало бед.


Чёрт (в старом правописании «чорт») — злой, игривый и похотливый дух в славянской мифологии. В книжной традиции, согласно Большой советской энциклопедии, слово чёрт является синонимом для понятия бес. Черт социален и чаще всего выходит на охоту с группами чертей. Черта привлекают пьющие люди. Когда черт находит такого человека, он старается сделать все, чтоб человек пил еще больше доводя его до состояния полного безумия. Сам процесс их материализации, известный в народе как «напиться до чертиков», красочно и детально описан в одном из рассказов Владимира Набокова. «Длительным, упорным, одиноким пьянством, - сообщал знаменитый прозаик, - я довел себя до пошлейших видений, а именно: я начал видеть чертей». Если человек бросает пить, черт начинает чахнуть не получая ожидаемой подпитки.


Вампал, в мифологии ингушей и чеченцев огромное лохматое чудовище, обладающее сверхъестественной силой: иногда у Вампала — несколько голов. Вампалы бывают как мужского, так и женского пола. В сказках Вампал — положительный персонаж, отличающийся благородством и помогающий героям в их битвах.


Гианы - в итальянском фольклоре в основном женские духи. Высокие и красивые, они обитали в лесах, занимались рукоделием. Еще они могли предсказывать будущее и знали, где спрятаны клады. Не смотря на свою красоту, гианы, среди которых большинство составляли женщины, с трудом находили себе пару. Мужчин-гианов было крайне мало; карлики в мужья не годились, а великаны были настоящими грубиянами. Поэтому гианам оставалось лишь заниматься работой и петь грустные песни.


Ырка в славянской мифологии - злой ночной дух с глазами на темном лице, светящимися как у кошки, особенно опасен в ночь на Ивана Купалу и только в поле, потому что лешие не пускают его в лес. Им становится самоубийца. Нападает на одиноких путников, выпивает у них кровь. Укрут, его помощник, приносит ему шалунов в мешке, у которых Ырка выпивал жизнь. Очень боится костра, к огню не подходит. Чтобы спастись от него, нельзя оглядываться, даже если окликают знакомым голосом, не отвечать ничего, сказать трижды "чур меня" или прочесть молитву "Отче наш".


Див - Демонический персонаж восточнославянской мифологии. Упоминается в средневековых поучениях против язычников. Отголоски последнего значения есть в эпизодах "Слова о полку Игореве", где выражение "връжеся див на землю" воспринимается как предвестие несчастья. Див отвращал людей от опасных дел, появляясь в виде невидали. Увидав его и удивившись, люди забывали о том неправедном деле, которое хотели совершить. У поляков его называли есизник («Есть и зник», есть и пропал), то есть бог-видение.


Аюстал, в абхазской мифологии чёрт; приносит вред людям, животным. Согласно поверьям, если Аюстал вселяется в человека, тот заболевает, а иногда и умирает в муках. Когда человек мучается сильно перед смертью говорят, что Аюстал завладел им, но часто человек хитростью одерживает над Аюсталом победу.


Сульде «жизненная сила», в мифологии монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила. Сульде правителя является духом — хранителем народа; его материальное воплощение — знамя правителя, которое само по себе становится объектом культа, оберегается подданными правителя. Во время войн для поднятия ратного духа армии Сульде-знамёнам приносились человеческие жертвы. Особо почитались Сульди-знамена Чингисхана и некоторых других ханов. Персонаж шаманского пантеона монголов Сульде-тенгри, покровитель людей, по-видимому, связан генетически с Сульде Чингисхана.


Сикомэ в японской мифологии воинственная раса существ, отдаленно похожих на европейских гоблинов. Кровожадные садисты, чуть выше людей и намного их сильнее, с развитой мускулатурой. Острые зубы и горящие глаза. Не занимаются ничем другим, кроме войн. Часто устраивают засады в горах.


Бука - пугало. Маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них - хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (свое логово). Боится света, от которого может погибнуть и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят.


Берегини в славянской мифологии духи в обличии женщин с хвостами, живущие по берегам рек. Упоминаются в древнерусских историко-литературных памятниках. Они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.


Анзуд - в шумеро-аккадской мифологии божественная птица, орел с львиной головой. Анзуд - посредник между богами и людьми, одновременно воплощая доброе и злое начала. Когда бог Энлиль снял во время умывания свои инсигнии, Анзуд украл таблички судеб и улетел с ними в горы. Анзуд хотел стать могущественнее всех богов, но своим поступком нарушил ход вещей и божественных законов. В догонку за птицей пустился бог войны Нинурта. Он выстрелил в Анзуда из лука, но таблички Энлиля исцелили рану. Нинурте удалось поразить птицу только со второй попытки или даже с третьей попытки (в различных версиях мифа по разному) .


Баг - в английской мифологиии духи. Согласно легендам, баг - «детское» страшилище, даже в наше время англичанки пугают им своих детей.
Обычно эти существа имеют вид косматых чудищ со спутанной клочковатой шерстью. Многие английские дети верят, что баги могут проникнуть в комнаты, воспользовавшись открытыми печными трубами. Однако, несмотря на довольно устрашающую внешность, эти существа совершенно не агрессивны и практически безвредны, поскольку у них нет ни острых зубов, ни длинных когтей. Напугать они могут только одним способом - скорчив страшную уродливую рожу, растопырив лапы и подняв шерсть на загривке.


Альрауны - в фольклоре европейских народов крохотные существа, обитающее в корнях мандрагоры, очертания которых напоминают собой человеческие фигурки. Альрауны дружелюбны к людям, однако не прочь подшутить, порой -весьма жестоко. Это оборотни, способные перекидываться в кошек, червей и даже в маленьких детей. Позже альрауны поменяли образ жизни: им настолько понравились тепло и уют в людских домах, что они стали переселяться туда. Перед тем как перебраться на новое место, альрауны, как правило, испытывают людей: рассыпают по полу всякий мусор, кидают в молоко комья земли или куски коровьего кизяка. Если люди не выметают мусора и выпивают молоко, альраун понимает - здесь вполне можно обосноваться. Прогнать его практически невозможно. Даже если дом сгорел, и люди куда-либо переезжают, альраун следует за ними. К Альрауну нужно было относиться с большой заботой из-за его волшебных свойств. Надо было обертывать или одевать его в белые одежды с золотым поясом, купать каждую пятницу, и держать в коробке, иначе Альраун, начинал вопить для внимания. Альрауны использовались в волшебных ритуалах. Предполагалось так что что они приносят большую удачу, на подобии талисмана - четырехлистника. Но владение ими несло риск судебного преследования в колдовства, и в 1630 три женщины были казнены в Гамбурге по этому обвинению. Из-за большого спроса на Альраунов они часто вырезались из корней брионии, так как подлинные мандрагоры было трудно найти. Они были экспортированы из Германии в различные страны, в том числе и в Англию, времен господства Генри VIII.


Власти - в христианских мифологических представлениях ангельские существа. Власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них входят еще господства и силы. Как сказано у Псевдо-Дионисия, "наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его... в совершенно истинном употреблении своей владыческой силы".


Гаргулья - плод средневековой мифологии. Слово «гаргулья» происходит от старофранцузского gargouille - глотка, и своим звучанием имитирует булькающий звук, возникающий при полоскании горла. Гаргульи восседающие на фасадах католических соборов представлялись двойственно. С одной стороны они были как древние сфинксы охранными статуями, способными в момент опасности оживать и защищать храм или особняк, с другой стороны, когда их размещали на храмах этим показывалось, что из этого святого места бежит вся нечисть, так как она не может вынести храмовой чистоты.


Гримы - по средневековым европейским поверьям обитали на всей территории Европы. Чаще всего их можно увидеть на старых кладбищах, расположенных вблизи церквей. Поэтому страшных существ ещё называют церковными гримами.
Эти монстры могут принимать разнообразные обличья, но чаще всего они превращаются в огромных собак с угольно-черной шерстью и светящимися в темноте глазами. Увидеть страшилищ можно только в дождливую или пасмурную погоду, обычно они появляются на кладбище ближе к вечеру, а также днём во время похорон. Они часто воют под окнами заболевших людей, предвещая их скорую кончину. Нередко какой-нибудь грим, не боящийся высоты, забирается ночью на церковную колокольню и начинает звонить во все колокола, что в народе считается очень нехорошей приметой.

Мир не такой уж и простой, каким он кажется на первый взгляд. Ученые уже много раз твердили о том, что где-то существуют параллельные миры, из которых приходят различные мифические существа, ранее не ведомые человеку. Получается, что сказки, легенды и мифы не являются выдумкой, их, скорее всего, можно назвать былинами.

Существует некий бестиарий – средневековый сборник, в которых представлено подробное описание различных вымышленных мифических существ. Ниже в статье будет представлено описание мифических существ – список с картинками и названиями.

Единороги

Если говорить о «добрых» мифических существах, то нельзя не упомянуть такого, как единорог . Но какие они, единороги? Чаще всего на фото и картинках в виде единорога изображаются красивые белые лошади, во лбу которых есть один острый рог. Единороги всегда считались символом целомудрия и борьбы за справедливость. Эзотерики также утверждают, что они должны быть с синими глазами, красной головой и белым туловищем. Раньше единороги изображались с телом быка или козла, и только недавно их тело приобрело вид лошади.

Если верить мифам, то эти существа обладают невероятным запасом энергии. Приручить их весьма непросто, но они могут покорно лечь на землю, если к ним подойдет девственница. Для того, чтобы оседлать единорога, необходимо обзавестись золотой уздечкой.

Что касается быта такого мифического существа , то он тоже является весьма сложным. Единороги едят исключительно цветы, а в качестве питья употребляют только утреннюю росу. Купаются они только в чистых лесных водоемах, в которых после этого вода приобретает целебные свойства. Главная сила единорогов сосредоточена в их роге, которому тоже приписывают целебные силы. Эзотерики утверждают, что человек, который встретил единорога, станет безумно счастливым.

Пегас

Пегас – еще одно мифическое существо , которое схоже с лошадью. Во многих энциклопедиях пишут, что этот крылатый конь является сыном медузы Гаргоны и Посейдона – Бога морей, жившего в Древней Греции. Основной функцией Пегаса было нахождение на Олимпе, где он передавал своему отцу молнии и громы. Когда Пегас спустился на землю, он своим копытом выбил Гиппокрену. Гиппокреной называется источник муз, который выполнял функцию вдохновения всех творческих личностей на полезные действия.

Валькирии

Отдельного внимания стоят мифические существа женского пола, среди которых обязательно стоит упомянуть валькирий. Валькириями называются некие девы-воительницы, которые также выполняют роль спутниц и исполнительниц воли Одина – верховного Бога в германо-скандинавской мифологии. Валькириями можно назвать символы почетной смерти в боях. Когда во время боевых действий умирал воин, к нему прилетали валькирии на крылатых лошадях и забирали погибшего в небесный замок Валгаллу, в котором начинают прислуживать ему за столом. У этих существ есть еще одна отличительная способность – они могут предсказывать будущее.

Названия других мифических существ женского пола:

  • Норны – прядущие женщины, которые могут определять рождение, жизнь и смерть человека;
  • Парки – три сестры и дочери ночи, которые тоже имеют способность предопределить жизнь любого человека. Первую дочь зовут Клота. Она прядет нить жизни. Вторая дочь – Лахесис, является хранительницей жизни. Атропос – третья дочь, которая обрезает жизненную нить;
  • Эриннии – богини мести. Как правило, на фото и картинках они изображаются всегда с факелами в руках. Такие существа подталкивают человека совершать мстительные действия за какие-либо обиды;
  • Дриады – женщины, которые охраняют деревья. Все свою жизнь они проводят в деревьях, а также умирают вместе с ними. У дриад есть свои подопечные, которые им помогают сажать и выращивать деревья;
  • Грации – мифические существа, которые являются олицетворением юной прелести и красоты. Основная цель граций – возбуждение любви в юных девичьих сердцах. Кроме этого, грации всегда приносили радость тем, кто попадался им на пути.

Мифические птицы

Говоря о мифических существах, необходимо обязательно упомянуть птиц , так как они тоже занимали ведущие места в различных сказаниях и легендах.

Грифоны и ему подобные

Продолжают список мифических существ чудовища , являющиеся результатом скрещивания двух или нескольких могущественных животных.

  • Грифоны – крылатые существа, у которых есть голова орла и туловище льва. Грифоны охраняли золото и сокровища Рипейских гор. Их крик является весьма опасным для всего живого. От звука, которые издают грифоны, погибает все в округе, даже человек;
  • Гиппогрифы являются результатом скрещивания грифа и лошади. У гиппогрифов имелись также крылья;
  • Мантикора – существо с человеческим лицом. У мантикоры есть три ряда зубов, тело льва и хвост скорпиона. Глаза у нее наливаются кровью. Перемещаются мантикоры молниеносно. В пищу употребляют только человеческие тела;
  • Сфинкс имеет женскую голову, грудь и львиное туловище. Его основной задачей было охранять Фивы. Каждому, кто проходил мимо сфинкса, он загадывал загадку. Если человек не мог ее отгадать, то сфинкс его убивал.

Драконы

В список мифических существ попадают и чудовища , которые внешне очень напоминают драконов.

Русские мифические существа

Теперь стоит рассмотреть мифические существа, жившие в России .

  • Злыдни — проживали в болотах и приставали к людям. Имели способность вселиться в старого человека, у которого нет детей. Злыдни являлись олицетворением мрака, нищеты и бедности. В доме эти существа поселялись за печью, запрыгивали человеку на спину и ездили на нем;
  • Хухлик – ряженый водяной черт. Этот нечистый дух живет в водоемах и любит шутить над людьми и устраивать им разные пакости. Наиболее активным хухлик является во время Святок.

Колыбель человеческой цивилизации.

Рассмотрев такой список мифических существ, следует отметить, что все они являются выдуманными. И это будет считаться именно так до тех пор, пока не будут предоставлены какие-то факты, свидетельствующие об их действительном существовании.

Кентавры

Кентавры, в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции. Кентавры смертны, бессмертен был только Хирон. Хирон, в отличие от всех кентавров, был искушен в музыке, медицине, охоте и военном искусстве, а также славился своей добротой. Он дружил с Аполлоном и воспитал ряд греческих героев, в числе которых были Ахилл, Геракл, Тесей и Ясон, обучал врачеванию самого Асклепия. Хирон был нечаянно ранен Гераклом стрелой, отравленной ядом лернейской гидры. Страдая от неизлечимой рапы, кентавр жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея. Зевс поселил Хирона на небе в виде созвездия Кентавра.

Лапифы

Лапифы, в греческой мифологии фессалийское племя, обитавшее в горах и лесах Оссы и Пелиона. Дети Лапифа — Лапифы стали родоначальниками семей этого племени. В преданиях о Лапифах тесно переплетаются исторические мотивы и мифология. Вероятно, существовало племя Лапифов — одно из древнейших постпеласгических племён Фессалии, изгнанных, по преданию, дорийцами.

Волколак

Волколак. Человек-оборотень, с помощью колдовства превращающийся или превращаемый на определенный срок в волка. Принято считать, что имя волколак образовано сложением слов волк и южнославянского длака «шерсть, шкура». Волколак происходит из Двоедушников. Представления о Волколаке наиболее полно сохранились в украинской, белорусской и польской традициях, где с Волколаком связаны сюжеты многих быличек: колдун превращает участников свадьбы в волков; человека превращает в Волколака отвергнутая им девушка; злая теща (жена) превращает нелюбимого зятя (мужа) в Волколака; колдун превращается в Волколака, чтобы причинять зло людям; муж — Волкодлак в урочный час превращается в волка и нападает на свою жену, которая позже опознает его, увидев у него в зубах клочок своего платья.

Гарпии

Гарпии — в древнегреческой мифологии - дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, архаические доолимпийские божества, персонификации различных аспектов бури. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде крылатых диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида. В мифах представлены злобными похитительницами детей и человеческих душ, внезапно налетающими и так же внезапно исчезающими, как ветер.

Сирены

Сирены - в греческой мифологии морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены — полуптицы-полуженщины (в некоторых источниках полурыбы-полуженщины), унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы - божественный голос. Завлекали моряков в морские пучины своим очаровательным пением.

Бегемот(реже бегамот)

Библейский бегемот — за четыре века до христианской эры слово «бегемот» означало либо огромного слона или гиппопотама., либо немыслимую пугающую помесь этих двух животных; ныне бегемот точно определен десятью знаменитыми стихами в Книге Иова (40:10 – 19), которые описывают его и внушают представления о его громадности. Все прочее — это домыслы или филология.

Вергиены

Так, в нигерийском штате Борно вергиен называют bultungin, что переводится в «превращаюсь гиену». Традиционно считается, что пара деревень этого региона была сплошь заселена исключительно вергиенами. В Эфиопии считают, что каждый потомственный кузнец на самом деле является мастером в силу того, что может превращаться в гиену (теоретически, это связано со следующей ассоциативной цепочкой: гиены – солнце – огонь – кузнечное дело; а кузнецы у всех народов были чародеями). Их называют боуда и подозревают в полуночном осквернении могил, причем интересуют их зачастую именно украшения, которые кладут вместе с умершим в могилу. Один белый охотник рассказывал, что однажды ему приходилось охотится на гиену, у которой были золотые серьги!

Птицы грома: повелительницы грозы

Найти громовую птицу можно практически повсюду, и, встретив ее, туркмен назовет ее Буркут-баба, чеченец — Зехоп, а нивх — Тыынт. Да и выглядят - каждая по-своему. В Африке и Китае, к примеру, эти птицы больше на петухов похожи. Как и у якутов, кстати. У хантов - на глухаря, крик которого и есть гром, а молния - это его открытый в крике красный рот. Нганасаны и восточные самоеды считают, что гром - это железная птица вроде утки, а лесные ненцы - белый гусь по имени дянтам кахэ. Племя аче из Бразилии считает, что гром - это голубь (видимо, не знают они легенду о том, что голубь — птица мира…).

Фенрир, Лунный Пёс

Фенрир, сын Локи и Ангрбоды, чудовищный волк, рожденный на погибель богам и всему живому, согласно легендам, до сих пор ожидает наступления Рагнарёка, Битвы Богов, чтобы разорвать оковы, которыми был связан, сразиться с Асами за власть над миром и проглотить Солнце, погрузив мир в вечную тьму…

Черный пес

Одним из самых мрачных персонажей из мира психических феноменов является черный пес — существо, традиционно «населяющее» сельскую Англию и Уэльс. Черного пса видят по всей Британии, и везде у него есть свои имена: в Норфолке — Блэк Шак (Черный Черт), в Ирландии — Поока, в Сомерсете — Гёрт дог (Цепной пес) и т. д.
Но как бы этот феномен не называли, отличительные черты Черного пса везде совпадают. Некто, беззаботно и одиноко шагающий по своим делам ночью, вдруг обнаруживает, что большой черный пес с полыхающими огнем глазами преграждает ему путь или неторопливо движется по дороге прямо на него.
Эту собаку-призрак часто называют предвестником смерти. А еще в некоторых местах его появления чувствовался сильный запах серы. Естественно, что все перечисленные отличительные признаки Черного пса сближают его с дьяволом.

Бесы

Бесы -Враждебные человеку злые духи. Следы верований в бесов уходят корнями в глубокую древность. В то время их представляли себе существами, покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, окутанными тяжелым смрадом или дымом. По представлениям, бесы могли легко менять свой облик, превращаясь в любых «нечистых» животных или прикидываться человеком. Само слово бес является общеприменимым ко всей нечистой силе. По мере распространения христианства языческие представления о враждебном духе соединились с представлениями о христианских демонах. По преданиям, бесами стали ангелы, выступившие против Господа Бога. В наказание они были низвергнуты с небес на землю, утратили ангельские черты и превратились в многочисленных бесов. Так же рассказывается о том, что бесы являются слугами Дьявола. Языческое происхождение бесов обусловило их власть над стихиями: способность закручивать вихри, поднимать метели, насылать дождь, бурю. Вместе с тем бесы сохранили некоторые свойства ангелов: сверхчеловеческое могущество, умение летать, читать человеческие мысли и внушать человеку свои желания. Основная функция бесов связана с причинением разнообразного, чаще всего мелкого, вреда людям.

Бука

Бука — маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них — хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (свое логово). Боится света, от которого может погибнуть и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят.

Вурдалак

Вурдалак- (Врыколак, Вурколак и Вукод лак) (Россия, Богемия, Сербия, Албания, Черногория) — умерший вампир, оборотень в славянской мифологии, человек- оборотень обладающий сверхъестественной способностью превращаться в диких животных, нередко промышляющий высасыванием крови из своих жертв как вампир.

Вампиры

Вампиры относится к классу нежити. Кровь является для них источником силы. Они ненавидят солнечный свет. Святая вода жжет их плоть словно кислота; домашние животные приходят в ужас от одного их присутствия. Они необычайно сильны и быстры. Умеют оборачиваться летучими мышами. Зеркало не отражает их ликов. Их сердца не бьются, но они не мертвы. Их губы ярко-алого цвета, но лица безжизненно бледны… Далеко не все вампиры встают из гробов и превращаются в летучих мышей, чтобы перелетать с места на место. (Вероятно, форма летучей мыши - изобретение только Брема Стокера — автора известного всем «Дракулы». До него, согласно фольклору, вампиры обращались в каких угодно животных, но только не в летучих мышей!)

Медуза

Медуза — На данной русской лубочной картинке XVIII века, озаглавленной «Медуза», изображено чудище с женской головой в короне и рыбьим туловищем, оканчивающимся змеиным хвостом. Подпись под изображением гласит:
«Рыба медуза в окияне-море живет близ эфиопской пучины».
Кстати, у этой, с позволения сказать, «рыбы» - четыре лапы с зубастыми пастями на конце.
Не надо путать ее с горгоной Медузой.

Онокентавр

Онокентавра не следует путать с греческим кентавром. Тот - человекоконь. Этот же - получеловек-полуосел. Он сочетает «в себе две природы: возвышенную и низменную», олицетворяя собою двоедушного человека, помышляющего о добре, но не имеющего сил отступиться от грехов.

Ремора

Ремора — в греческой и римской мифологии гигантская рыба. Странные иногда бывают в море случаи. Шёл однажды флот римского императора Калигулы, и вдруг – как ни тужились гребцы, как ни били по воде вёслами, галера владыки никак не могла двинуться с места. Когда поняли, кто виновник, были просто поражены малыми его размерами. Это была рыбка без каких-либо признаков чудовищной силы. Правда, отличалась она от всех других рыбок овальным рожком или присоской. Это ею она присасывалась к борту корабля и тот — ни с места! Потому-то и назвали эту рыбку реморой – что значит «препятствие».

Верлиоки

Верлиока — сказочное чудовище у славян, обитающее в глухом лесу, разрушитель и истребитель всего живого. Встречается в русском, украинском и белорусском фольклоре. Описание Верлиоки достаточно традиционно для сказки, говорится, что он «ростом высокий, об Одном глазе, в плечах пол-аршина, на голове щетина, на клюку опирается, сам страшно ухмыляется». Это описание совпадает с изображениями некоторых персонажей детских страшилок. В образе Вердиоки отчетливо видны черты волшебника-великана. Он разрушает все вокруг себя, убивает каждого встречного. После гибели Верлиоки действие злого волшебства прекращается, и воскресают все, кого он убил.

Див — Демонический персонаж восточнославянской мифологии. Упоминается в средневековых поучениях против язычников. Русский див воспринимается как человекообразное или птицеобразное существо. Исследователи не пришли к единому мнению о происхождении слова «див». С одной стороны, его связывают со словом «диво» — с другой -с прилагательным «дивий» — дикий. Кроме того, с корнем «див» связано индоевропейское обозначение Бога. Отголоски последнего значения есть в эпизодах «Слова о полку Игореве», где выражение «връжеся див на землю» воспринимается как предвестие несчастья. Возможно, в названии «див» есть и функциональная близость с иранским дэвом, отрицательным персонажем, встречающимся в фольклоре и мифологии.

Дэвы

Дэвы — в иранской мифологии злые духи. Им противостоят добрые духи — ахуры. Дэвов бесчисленное множество, они служат верховному духу зла Ангро-Майнью. Знаменитые богатыри (например, Рустам) борются с ними и побеждают их. Представления о дэвах, злых духах, звероподобных великанах, обитающих под землей и владеющих несметными сокровищами, сохранились в мифах народов Средней Азии, Казахстана, Кавказа и Западной Сибири.

Гномы

Гномы — В европейской средневековой мифологии, у разных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей которых так же называют гмурами и гомозулями. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы. В общем-то — это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека — пугают его громким криком.

Гримтурсы

Гримтурсы — сканд.мифология (Хримтурсы)- ведут свой род от великана Имира.Первонасельники мира, предшественники не только людей, но и богов.Первый гримтурс или как их еще называют Инеистый великан появился на свет из брызг мирового океана. Инеистые великаны наделены великой мудростью. Бельторн дает богу Одину магические руны: впоследствии Один советуется с головой великана Мимира и черпает мудрость из медового источника, которым владеет великан. От Гримтурсов — инеистых великанов ведут свой род йотуны и тролли. Так же в европейском фольклоре гримтурсы это — ледяные гиганты живущие в горах. Очень опасаются расколоться при падении с горы так как им это грозит смертью. Дальние родственники варклапов.

Драконы

Дракон- чудовище которое существует пожалуй во всех известных мифологических системах. Воровать и захватывать золото это его основное занятие. Далее он сваливает награбленное в самый дальний угол своей пещеры и спит на этой кучи. Любит есть людей, а особенным лакомством является для него девственницы. Воюет с гномами из-за их сокровищ и не всегда выходит победителем так как гномам удается скрыться в подземельях и унести свои сокровища. Для европейцев дракон - традиционно носитель злого, порою сатанинского начала. Вот и в русской иконописной традиции Святой Георгий, поражающий змия (олицетворение победы христианства над силами дьявола), чаще всего пронзает копьем именно дракона - с крыльями и лапами.

Тролли

Тролль — В германо-скандинавской мифологии великаны. Обитают внутри гор или поблизости, где они хранят свои сокровища. Они уродливые, обладают огромной силой, но глупы. Как правило вредят людям, похищают их скот, оказываются людоедами. На солнечном свете они умирают, превратившись в камень. По другим легендам тролли были маленькими, чуть больше гномов с противными морщинистыми телами и жили они в норах в лесу илипещерах в горах.

Гамадриады

Гамадриады, греч. — нимфы деревьев, которые в отличие от дриад рождаются и умирают вместе с ними. Когда Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры, из него полилась кровь, а ветви стали очень бледными. Это была кровь гамадриады, которая предрекла жестокому Эрисихтону возмездие. Богиня Деметра наказала осквернителя своего священного дуба, наделив Эрисихтона неутолимым голодом. Так же известен миф об отце некоего Парэбия, который совершил тягостное преступление, срубив дуб, который его молила пощадить Гамадриада. За то, что дуб-жилище Гамадриады был срублен, нимфа покарала и преступника, и его потомство. Чтобы искупить вину, следовало воздвигнуть нимфе алтарь и принести ей жертвы.

Земляная кошка

Земляная кошка- подземная кошка, охраняющая клады в славянской мифологии.

Лихо

Лихо -в преданиях и легендах восточных славян это существо символизирует злую судьбу. Внешность Лиха устрашающая – чаще всего это худощавая, кривая, одноокая женщина огромного роста или же одноглазый великан. Живёт в большой избе, что стоит в густом и тёмном лесу. Часто также поселяется на старой заброшенной мельнице. Вместо кровати у него большая груда человеческих костей: по некоторым сведениям, это создание не брезгует людоедством и способно сожрать любое живое существо, подвернувшееся ему под руку. Иногда Лихо изображается совершенно слепым, но этот вариант встречается в сказках редко. Обладает небольшим волшебством. Ближайшими родственниками Лиха в русских преданиях называют Горе-Злосчастье, а также Долю и Недолю.

Серафимы

Серафимы — В иудаистической и христианской мифологии ангелы, особо приближенные к Богу.

Престолы

Престолы — В христианской традиции один из девяти ангельских чинов. Это третий чин первой триады, куда он входит наряду с серафимами и херувимами.

Херувимы

Херувимы — В иудаистической и христианской мифологии ангелы-стражи. Херувим охраняет древо жизни после изгнания из рая Адама и Евы.
Пророк Иезекииль описывает херувимов, явившихся ему в видении храма, так:«… сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, с другой стороны к пальме — лицо львиное…»(Иез 41, 18-19)

Мифологический жанр (от греч. слова mythos - предание) — жанр искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды и предания есть у всех народов мира, они составляют важный источник художественного творчества.

Мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне,
В 17-ом — начале 19-го века значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала (Н. Пуссен, П. Рубенс), сближают с жизнью (Д. Веласкес, Рембрандт, Н.Пуссен, П. Батони), создают праздничное зрелище (Ф. Буше, Дж. Б. Тьеполо).

В 19 веке мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства. Наряду с темами античной мифологии в 19-ом и 20-ом веках в изобразительном искусстве и скульптуре стали популярны темы германских, кельтских, индийских и славянских мифов.
На рубеже 20-го века символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (Г. Моро, М. Дени, В. Васнецов, М. Врубель). Он получил современное переосмысление в графике П. Пикассо. См. подробнее Исторический жанр.

Мифические существа, чудовища и сказочные животные
Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в мифологических образах исполинских или мерзких чудовищ.

Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных, например голову льва или хвост змеи. Составленное из разнородных частей тело лишь подчеркивало чудовищность этих отвратительных существ. Многие из них считались обитателями морских пучин, олицетворяя враждебную мощь водной стихии.

В античной мифологии чудовища представлены редким богатством форм, цветов и размеров, чаще они безобразны, иногда — волшебно-прекрасны; нередко это полулюди-полузвери, а порой совершенно фантастические создания.

Амазонки

Амазонки, в греческой мифологии племя женщин-воительниц, ведущих свой род от бога войны Ареса и наяды Гармонии. Обитали они в Малой Азии или в предгорьях Кавказа. Считается, что их имя происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения боевым луком.

Древние греки верили, что эти свирепые красавицы в определенное время года вступали в брак с мужчинами из других племен. Рожденных мальчиков они отдавали отцам или убивали, а девочек воспитывали в воинственном духе. Во время Троянской войны амазонки сражались на стороне троянцев, поэтому храбрец Ахилл, грек, победив в схватке их царицу Пенфисилею, рьяно опровергал слухи о любовной связи с ней.

Статные воительницы привлекали не одного Ахилла. В битвах с амазонками участвовали Геракл и Тесей, который похитил царицу амазонок Антиопу, женился на ней и с ее помощью отразил вторжение дев-воительниц в Аттику.

Один из двенадцати знаменитых подвигов Геракла состоял в похищении волшебного пояса царицы амазонок, красавицы Ипполиты, что потребовало от героя немалого самообладания.

Волхвы и Маги

Волхвы(волшебники, маги, чародеи, колдуны) – особый класс людей («мудрецов»), пользовавшийся большим влиянием в древности. Мудрость и сила волхвов заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его маги или мудрецы могли представлять собою разные степени «мудрости» – от простого невежественного знахарства до действительно научного знания.

Кедригерн и другие маги
Дин Моррисси
В истории волхвов упомянаеться о истории пророчества, о евангельском указании на то, что во время рождения Христа в Иерусалим «пришли с востока волхвы и спрашивали, где родившийся царь Иудейский» (Матфей, II, 1 и 2). Что это были за люди, из какой страны и какой религии – на это евангелист не дает никаких указаний.
Но дальнейшее заявление этих волхвов, что они пришли в Иерусалим, потому что видели на Востоке звезду родившегося царя иудейского, которому и прибыли поклониться, показывает, что они принадлежали к разряду тех восточных волхвов, которые занимались астрономическими наблюдениями.
По возвращении в свою страну они предались созерцательной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то апостол Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда говорит, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где их черепа, как святыня, хранятся и доселе. В честь их на Западе установлен был праздник, известный под названием праздника трех царей (6 января) и они сделались вообще покровителями путешественников.

Гарпии

Гарпии, в греческой мифологии дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, число которых колеблется от двух до пяти. Обычно они изображаются виде отвратительных полуптиц-полуженщин.

Гарпии
Брюс Пеннингтон

В мифах говорится о гарпиях как о злобных похитительницах детей и человеческих душ. От гарпии Подарги и бога западного ветра Зефира родились божественные быстроногие кони Ахилла. По преданию, гарпии некогда обитали в пещерах Крита, а позднее — в царстве мертвых.

Гномы в мифологии народов Западной Европы маленькие человечки, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они были с ребенка или с палец, но обладали сверхъестественной силой; у них длинные бороды, а иногда козлиные ноги или гусиные лапы.

Жили гномы гораздо дольше, чем люди. В недрах земли человечки хранили свои сокровища — драгоценные каменья и металлы. Гномы — искусные кузнецы и могли выковать волшебные кольца, мечи и т. п. Они часто выступали как доброжелательные советчики людей, хотя черные гномы иногда похищали красивых девушек.

Гоблины

В мифологии Западной Европы гоблинами называют озорных уродливых существ, живущих под землей, в пещерах, не переносящих солнечного света, ведущих активную ночную жизнь. Происхождение слова гоблин по-видимому связано с духом Gobelinus, который обитал в землях Эвре и упоминания о котором встречаются в рукописях XIII века.

Приспособившись к жизни под землей, представители этого народа стали весьма выносливыми существами. Они могли обходиться без пищи целую неделю и при этом не теряли сил. Они также сумели значительно развить свои знания и умения, стали хитрыми и изобретательными и научились создавать такие вещи, которые ни один смертный не имел возможности сделать.

Считается, что гоблины обожают причинять людям мелкие пакости - насылать ночные кошмары, нервировать шумом, разбивать посуду с молоком, давить куриные яйца, выдувать сажу из печи в чистый дом, напускать на людей мух, комаров и ос, задувать свечи и портить молоко.

Горгоны

Горгоны, в греческой мифологии чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини-земли Геи и моря Понта. Их три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза; последняя, в отличие от старших, существо смертное.

Сестры обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуей, со змеями вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень все живое.

Персей, освободитель красавицы Андромеды, обезглавил спящую Медузу, глядя на ее отражение в блестящем медном щите, подаренном ему Афиной. Из крови Медузы появился крылатый конь Пегас, плод ее связи с владыкой моря Посейдоном, который ударом копыта по горе Геликон выбил источник, дарующий вдохновение поэтам.

Горгоны (В. Богурэ)

Демоны и Бесы

Демон, в греческой религии и мифологии воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека.

В православном христианстве «демонов» обычно обличают «бесами».
Бесы, в древнеславянской мифологии — злые духи. Слово «Бесы» — общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi-dho-s — «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах. В христианских представлениях бесы — слуги и шпионы дьявола, они — воины его нечистого войска, противостоят Св. Троице и небесному воинству во главе с архистратигом Михаилом. Они — враги человеческого рода

В мифологии восточных славян — белорусов, русских, украинцев — общее название всех низших демонологических существ и духов, таких, как злыдни, черти, бесы и т. д. — нечистая сила, нечисть.

По народным верованиям, нечисть создана Богом или Сатаной, а по поверьям — она появляется из некрещенных детей или детей, рожденных от сношения с нечистой силой, а также самоубийц. Считалось, что дьявол и черт могут вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева. Нечисть вездесуща, однако ее излюбленными местами являлись пустоши, чащобы, болота; перекрестки, мосты, ямы, водовороты, омуты; "нечистые" деревья — верба, орех, груша; подполья и чердаки, место под печью, бани; названы представители нечисти соответственно: леший, полевик, водяной, болотник, домовой, овинник, банник, подпольник и т. д.

ДЕМОНЫ АДА

Страх перед нечистью заставлял людей не ходить в лес и поле в Русальную неделю, не выходить из дому в полночь, не оставлять открытой посуду с водой и едой, закрывать колыбель, завешивать зеркало и т. п. Однако человек иногда вступал в союз с нечистой силой, например гадал, сняв крест, лечил с помощью заговоров, насылал порчу. Этим занимались ведьмы, колдуны, знахари и т. п .

Суета сует — Всё суета

Драконы

Первые упоминания о драконах относятся к древнейшей шумерской культуре. В старинных преданиях встречаются описания дракона, как удивительного существа, не похожего ни на одно животное и в то же время имеющего сходство со многими из них.

Образ Дракона появляется почти во всех мифах о сотворении мира. Священные тексты древних народов отождествляют его с первозданной силой земли, изначальным Хаосом, который вступает в борьбу с Творцом.

Символ дракона — это эмблема воинов на парфянских и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса, хранитель, изображенный на носах кораблей древних викингов. У римлян дракон был значком когорты, отсюда современное dragon, драгун.

Символ дракона — символ высшей власти у кельтов, символ китайского императора: его лицо именовалось Лицом Дракона, а трон — Троном Дракона.

В средневековой алхимии — первоматерия (или иначе мировая субстанция) обозначалась древнейшим алхимическим символом — змеей-драконом, кусающим себя за хвост и называющимся уроборос ("пожиратель хвоста"). Изображение уробороса сопровождали подписью "Все в Едином или Единое во всем". А Творение называли круговым (circulare) или колесом (rota). В Средневековье, при изображении дракона "заимствовали" разные части тела у различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий.

Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов — сражение с драконом

Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь самообладания.

Кентавры

Кентавры, в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Они рождены от Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции. Кентавры смертны, бессмертен был только Хирон

Хирон , в отличие от всех кентавров, был искушен в музыке, медицине, охоте и военном искусстве, а также славился своей добротой. Он дружил с Аполлоном и воспитал ряд греческих героев, в числе которых были Ахилл, Геракл, Тесей и Ясон, обучал врачеванию самого Асклепия. Хирон был нечаянно ранен Гераклом стрелой, отравленной ядом лернейской гидры. Страдая от неизлечимой рапы, кентавр жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея. Зевс поселил Хирона на небе в виде созвездия Кентавра.

Самая популярная из легенд, где фигурируют кентавры, — легенда о "кентавромахии" - битве кентавров с пригласившими их на свадьбу лапифами. Для гостей вино было в новинку. На пиру захмелевший кентавр Эвритион оскорбил царя лапифов Пирифоя, пытаясь похитить его невесту Гипподамию. "Кентавромахию" Фидий или его ученик изобразил в Парфеноне, Овидий воспел в книге XII "Метаморфоз", она вдохновила Рубенса, Пьеро ди Козимо, Себастьяно Риччи, Якобо Бассано, Шарля Лебрена и других художников.

Живописец Джордано, Лука изобразил сюжет известной истории битвы лапифов с кентаврами, которые решили похитить дочь царя лапифо

РЕНИ ГВИДО Деянира, похищаемая

Нимфы и Русалки

Нимфы, в греческой мифологии божества природы, ее живительных и плодоносных сил в образе прекрасных девушек. Самые древние, мелиады, родились из капель крови оскопленного Урана. Различают нимф водных (океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и т. д.

Нереида
Дж. У. Уотерхаус 1901

Нимфы, обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти, врачевательницы и пророчицы, от браков с богами рождали героев и прорицателей, например Axилла, Эака, Тиресия. Красавицы, которые обычно обитали вдали от Олимпа, по велению Зевса призывались в чертоги отца богов и людей.

GHEYN Jacob de II - Neptune And Amphitrite

Из мифов, связанных с нимфами и нереидами, наиболее известен миф о Посейдоне и Амфитрите. Однажды Посейдон увидел у берега острова Наксос как водят хоровод сестры-нереиды, дочери морского вещего старца Нерея. Пленился Посейдон красотой одной из сестер - прекрасной Амфитритой, и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог найти Посейдон прекрасную Амфитриту, дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин. За эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.

Herbert James Draper. Морские мелодии, 1904





Сатиры

Сатир в изгнании Брюс Пеннингтон

Сатиры, в греческой мифологии духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса, в культе которого они играли решающую роль. Эти падкие на вино создания бородаты, покрыты шерстью, длинноволосы, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами; однако торс и голова у них человеческие.

Хитрые, задиристые и похотливые, сатиры резвились в лесах, гонялись за нимфами и менадами, устраивали злые каверзы людям. Известен миф о сатире Марсии, который, подобрав флейту, брошенную богиней Афиной, вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона. Соперничество между ними кончилось тем, что бог не только победил Марсия, но и живьем содрал с несчастного кожу.

Тролли

Етуны, турсы, в скандинавской мифологии великаны, в позднейшей скандинавской традиции — тролли. С одной стороны — это древние исполины, первонаселенцы мира, по времени предшествующие богам и людям.

С другой стороны, ётуны — это жители холодной каменистой страны на северной и восточной окраинах земли (Ётунхейм, Утгард), представители стихийных демонических природных сил

Тролли, в германо-скандинавской мифологии злобные великаны, которые обитали в недрах гор, где они хранили свои несметные сокровища. Считалось, что эти необычайно уродливые существа обладали огромной силой, однако были весьма глупы. Тролли, как правило, старались навредить человеку, похищали его скот, уничтожали лес, вытаптывали поля, разрушали дороги и мосты, занимались людоедством. Более поздняя традиция уподобляет троллей различным демоническим существам, в том числе и гномам.


Феи

Феи, по поверьям кельтских и романских народов - фантастические существа женского пола, волшебницы. Феи, в европейской мифологии - женщины, обладающие волшебными знаниями и могуществом. Феи, обычно, добрые волшебницы, но есть и "темные" феи.

Существует множество легенд, сказок и великих произведений искусства, в которых феи творят добрые дела, становятся покровительницами принцев и принцесс, а иногда и сами выступают в роли жен королей или героев.

Согласно валлийских легенд феи существовали в облике обычных людей, временами прекрасных, но иногда и ужасных. По своему желанию, творя волшебство, они могли принять вид благородного животного, цветка, света или могли стать невидимыми для людей.

Происхождение слова фея остается неизвестным, но в мифологиях европейских стран оно весьма схоже. Слову фея в Испании и Италии соответствуют "fada" и "fata". Очевидно, они являются производными от латинского слова "fatum", то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Во Франции слово "fee" происходит от старофранцузского "feer", которое видимо появилось на основе латинского "fatare", означавшее "очаровывать, околдовывать". Это слово говорит о способности фей изменять обычный мир людей. От этого же слова происходит английское слово "faerie" - "волшебное царство", которое включает в себя искусство колдовства и весь мир фей.

Эльфы

Эльфы, в мифологии германских и скандинавских народов духи, представления о которых восходят к низшим природным духам. Подобно альвам, эльфы иногда делятся на светлых и темных. Светлые эльфы в средневековой демонологии — добрые духи воздуха, атмосферы, красивые маленькие человечки (ростом с дюйм) в шапочках из цветков, обитатели деревьев, которые, в таком случае, нельзя рубить.

Они любили водить хороводы при лунном свете; музыка этих сказочных существ зачаровывала слушателей. Миром светлых эльфов был Апьвхейм. Светлые эльфы занимались прядением и ткачеством, их нитки — летающая паутина; они имели своих королей, вели войны и т. п. Темные эльфы — гномы, подземные кузнецы, хранящие в недрах гор сокровища. В средневековой демонологии эльфами иногда называли низших духов природных стихий: саламандр (духов огня), сильфов (духов воздуха), ундин (духов воды), гномов (духов земли)

Дошедшие до наших дней мифы полны драматичных историй о богах и героях, сражавшихся с драконами, гигантскими змеями и злобными демонами

В славянской мифологии известно множество мифов о животных и птицах, а также существах, наделенных причудливой внешностью — полуптицы-полуженщины, человекокони — и необычайными свойствами. Прежде всего это волк-оборотень, волкодлак. Славяне верили, что колдуны могут заклятием обратить в зверя любого человека. Это и напоминающий кентавра резвый получеловек-полуконь Полкан; чудесные полуптицы-полудевы Сирин и Алконост, Гамаюн и Стратим.

Интересно поверье, бытующее у южных славян, будто на заре времен все животные были людьми, но тех из них, кто совершил преступление, обратили в зверей. Взамен дара речи они получили дар предвидения и понимания того, что чувствует человек.










ПО ТЕМЕ




Самое обсуждаемое
Выступление руководителя перед коллективом как инструмент развития корпоративной культуры Выступление руководителя перед коллективом как инструмент развития корпоративной культуры
Экосистема инноваций Экосистема инноваций Экосистема инноваций Экосистема инноваций
Конкурс инновационных работ «Ельцин – Новая Россия – Мир «Борис Ельцин и новая Россия» Конкурс инновационных работ «Ельцин – Новая Россия – Мир «Борис Ельцин и новая Россия»


top