Анализ сказки андерсена снежная королева. «Снежная королева», анализ сказки Андерсена Литературное направление и жанр

Анализ сказки андерсена снежная королева. «Снежная королева», анализ сказки Андерсена Литературное направление и жанр

Сказка «Снежная королева» была написана в 1844 г. и опубликована в сборнике «Новые сказки» (1845). Сборник очень удачно появился 21 декабря, накануне Рождества.

В разгаре был роман Андерсена с Дженни (Йенни) Линд. Хотя трудно назвать романтические отношения романом: Линд называла Андерсена братцем. Образ холодной певицы, не отвечавшей Андерсену взаимностью и через 10 лет после знакомства вышедшей замуж за известного композитора, как считают биографы, лёг в основу образа Снежной королевы. С другой стороны, идеальная братская любовь отражена в образе Герды. Таким образом, Герда и Снежная королева – две ипостаси возлюбленной, которые не соединяются в одной личности. Это холодные поцелуи бессердечной красавицы или сердечная дружба без намёка на эротические отношения.

Мифологическая основа образа Снежной королевы

Андерсен тяжело переживал смерть отца. Мальчиком он услышал его последние слова: «Вот идёт Ледяная Дева, и она пришла ко мне». Так в скандинавских мифах обозначалась зима, холод и сама смерть – воплощённое холодное оцепенение. Так что Снежная королева – личный враг получившего детскую травму Андерсена.

Философская основа сказки

Андерсен увлекался натурфилософией Шеллинга и философом Я.Беме. Идея Беме об андрогинности человека нашла воплощение в оппозиции лета и зимы. Кай и Герда представляют собой единое целое, они неразлучны в тёплое время года. Но зимой каждый заключён в своей квартире. Это метафора докультурного андрогинного человека. Тогда зеркало тролля, ранящее сердце и изменяющее взгляд – это влияние культуры, отделяющей человека от природы. Человек не видит красоту природы, розы для Кая уродливы, человек наслаждается игрой рассудка – порождения культуры. Спасение Андерсен видит в христианских ценностях.

Литературное направление и жанр

Андерсен считается писателем-романтиком. Именно сказка – жанр, который пользовался особой любовью в эпоху романтизма. Для романтиков идеал недостижим. Мир наполнен противоположностями; добро и зло, жизнь и смерть, тепло и холод воплощены в разных героях и никогда не смешиваются. Но Андерсен в своих произведениях переплетает реальность и фантастику. Волшебное зеркало тролля разбивается, и осколки проникают в мир людей. Зло попадает в мир, вытесняет добро и смешивается с ним. Герои сказки совершенно реалистичны. Да, вороны разговаривают, а Снежная королева летает по небу, но все характеры жизненны. Так что Андерсен, очевидно, находится на переходной ступени от романтизма к реализму.

Жанр сказки «Снежная королева» часто определяют как сказочная повесть. Это самая длинная сказка Андерсена, она состоит из 7 историй, каждая из них – определённая картина мира, этап в жизни человека.

Тема и основная мысль

Тема сказки такая же, как и во всех сказках: победа добра над злом, жизни над смертью, лета над зимой. Основную мысль высказывает мудрая финка. Она объясняет оленю, что сила Герды в её «милом, невинном детском сердечке». Но Герда так сильна, что ей служат и люди, и животные, не сама по себе. В её сердце живёт Бог, именно Бог помогает человеку побороть зло и делает слабого сильнейшим. Так что основная мысль созвучна мудрости Евангелия: любовь побеждает всё.

Андерсен вслед за древними греками анализирует и взвешивает каждый вид любви. Любовь-эрос воплощена в образе Снежной королевы. Символ её – поцелуй. Снежная королева целует Кая, отчего его сердце становится льдом. Это чудесный образ: эротическая любовь сама по себе, без дружбы – дьявольская страсть. Любовь-стронге, родственная любовь, – это начало добрых дел. Нельзя относиться к родным с пренебрежением. И маленькая разбойница любит беспутную мать, так насколько же заслуживает любви бабушка, которую Кай передразнивает! Герда отправляется на поиски не друга, не жениха, а названого братца.

Любовь-филео, дружба, – основа отношений в сказке. Все сказочные герои, помогающие Герде, становятся её друзьями. Образ этой любви воплощён в принце и принцессе. Это отношения равных. Из всех женихов только будущий принц не смущался и не пресмыкался перед принцессой. Он подчеркнул, что пришёл не свататься, а только послушать умные речи принцессы.

Вершина любви – жертвенная любовь агапе. Так любил Христос человека, так может любить только Бог или человек, чьё сердце наполнено Богом. Так любила Кая Герда.

Мотив жертвенности тесно связан с образом Герды. Первая её добровольная жертва – новые красные башмачки, которые она отдаёт реке, чтобы та сказала, где Кай. Интересно, что Герда так и остаётся босоногой, несмотря на то что принц и принцесса дарят ей тёплые сапоги. Сначала их отбирает маленькая разбойница, а потом забывает отдать финка. Так что жертва должна быть постоянной.

В сказке представлены и формы извращённой любви. Эгоистичная любовь старушки, умевшей колдовать, задерживает Герду, отвлекает её от своего предназначения. Любовь разбойницы к своей дочери слепа, а такая любовь делает детей необузданными и своевольными. Обе героини лишаются объектов своей извращённой любви: Герда убегает, а маленькая разбойница отправляется путешествовать.

Христианские мотивы в сказке

В советских переводах христианские мотивы были выброшены или завуалированы. Трижды в сказке упоминается псалом, который Герда выучила ещё перед несчастьем с Каем:

Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.

Смысл этого псалма непонятен, потому что он переведён неправильно. Кажется, что псалом о радостях жизни (и розы цветут, и Рождество бывает) или о Втором пришествии, или о том, что Божий мир прекрасен. Но в оригинале псалом не так беззаботен: «Розы цветут и увядают, но вскоре мы снова увидим Рождество и младенца Христа». Это псалом о быстротечности земной жизни, о смерти, которую победил Христос, о ценности вечной жизни по сравнению с земной.

Для Герды этот псалом был утешением. Она ещё в детстве выбрала вечную жизнь. А Кай отступил от этой христианской основы, он любил математику, мудрёные забавы от лукавого. В следующий раз Герд запела псалом во дворце Снежной королевы, отчего Кай избавился от злых чар. Сказка заканчивается тем, что повзрослевшие Кай и Герда поняли смысл псалма. Впрочем, автор не раскрывает этот смысл читателю.

Среди других христианских мотивов – молитва «Отче наш», с помощью которой Герда побеждает войско Снежной королевы и усмиряет ветры. Побеждает она не сама, но легионы ангелов сражаются за неё.

В конце сказки бабушка читает Евангелие: «Если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное». Собственно, вся сказка – это притча о том, как быть душой детьми.

В Герде даже взрослой остаётся детская непосредственность и человеческая слабость, например, подросшая маленькая разбойница покровительственно треплет её по щеке. Но дело, конечно, не в этом. В сказке детские сердце и душа противопоставлены холодному лукавому разуму. Последнее предложение сказки – скрытая цитата из Библии: «Наступит лето Господне благоприятное». Речь идёт о юбилейном годе, когда всех рабов-иудеев отпускали на свободу. Победа Кая и Герды – это символ победы рабской природы человека над грехом и смертью. Это истинная идея детской сказки.

Сюжет и композиция

Первая история сказки играет роль экспозиции. Это миф о рождении зла. Вторая история – притча о том, как зло вошло в сердце человека. Следующие 5 историй – этапы борьбы со злом, испытания, которые приводят к воссоединению человека с природой, традициями, Богом и самим собой, это восстановление его целостности. Третья история – испытание забвением в доме старушки, умевшей колдовать, четвёртая – испытание богатством в замке принца и принцессы, пятая – прямая опасность для жизни в замке разбойников, шестая – битва с войском Снежной королевы (метафора сражения христианина с бесами). Седьмая история содержит кульминацию – сражение со злом в себе, и это зло побеждается Божьей любовью. В последней истории содержится и развязка. Как и положено в сказке, добро побеждает зло.

Сюжет «Снежной королевы» напоминает сюжет народной волшебной сказки, отражающей древний обряд инициации – посвящения ребёнка во взрослую жизнь. Андерсен показывает два типа взросления. Взросление Герды происходит через обращение к традициям, общение и социализацию. Кай отрицает ценности предыдущих поколений, но такой путь не позволяет стать полноценным членом общества. Кай так же одинок, как и Снежная королева. Он не может стать взрослым без посторонней помощи. Только любовь близких может помочь такому подростку.

Любимая взрослыми и детьми всего мира история – на самом деле, гораздо больше, чем просто сказка. Как и другие сказки Андерсена, "Снежная королева" - многослойное, многоуровневое произведение. Она вмещает в себе и народную сказку, и предание, и поверье. Автор сказки "Снежная королева" соединил в ней жанры притчи и басни, романа и драмы, лирики, повести и бытового рассказа.Благодаря такой многослойности содержания, сказка "Снежная королева" Г. Х. Андерсена подарит много счастливых минут читателю любого возраста и каждый найдет в ней то, что его утешит, обрадует, научит.Герои сказки "Снежная королева".Кай и Герда – друзья, любящие друг друга как брат и сестра. Однажды Кай посылает вызов самой Снежной королеве. В результате в глаз и сердце мальчика попадают осколки "дьявольского зеркала" троллей и Кай меняется. Он становится злым, проказничает, придирается к словам, обижает соседей, Герду и даже бабушку.Одна из проказ Кая окончилась тем, что он привязал свои санки к саням Снежной королевы. Она поцеловала мальчика ледяным поцелуем и увезла в свой дворец, заставив забыть обо всем, что связывало мальчика с миром людей, с самой жизнью.Снежная королева, владычица над зимой и смертью, Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма - классический персонаж скандинавского фольклора. Царство Снежной королевы – холодное безжизненное пространство, вечные льды и снега – исследователи называют воплощением самой смерти, загробного мира, как видел его Андерсен. Кая, попавшего в царство Снежной королевы, родные считают погибшим.Снежная королева восседает на троне, стоящем на озере, называемом "зеркалом разума". Она воплощает холодный абсолютный разум и холодную абсолютную красоту, лишенные любых проявлений чувства. Во дворце Снежной королевы Кай, сердце которого превратилось в кусок льда, складывает слова из льдинок, мечтая сложить слово "вечность" - тогда Снежная королева подарит ему "весь свет и пару новых коньков". Желая постичь вечность, герой не понимает, что мир нельзя постичь без чувств, одним холодным, пусть и абсолютным, разумом.Образу Снежной королевы Андерсен противопоставляет образ Герды - воплощение тепла, любви, верности и материнских чувств. Герда прежде всего видит вокруг себя добро и благородство. Во имя своей любви маленькая храбрая девочка отправляется в неизвестность на поиски друга. Именно с образом Герды связаны христианские мотивы в сказке (ангелы, молитвы, псалмы).Странствует Герда не один год, и находит Кая она уже совсем взрослой (мотив взросления через преодоление жизненных препятствий). На пути девочка переживает множество приключений, встречаясь с различными волшебными героями.Вначале Герда попадает в сад колдуньи. Колдунья – своеобразный аналог Бабы Яги-дарительницы в русских сказках. Казалось бы, она помогает Герде, но, в то же время, околдовывает ее. Под воздействием колдовства она забывает Кая. И только увидев розы, Герда все вспоминает и спешит из волшебного сада без теплой одежды в зимнюю стужу.Розы в сказке – символ любви Герды к Каю, символ возрождения, Рождества ("Розы цветут… Красота, красота! //Скоро узрим мы младенца Христа"). Розы – своеобразные помощники-хранители героини.Далее Герда встречает доброго ворона (волшебный помощник), который помогает ей попасть во дворец, где, возможно, теперь живет ее названый брат. Но во дворце Герду ждет разочарование – женихом принцессы оказывается не ее Кай.Сказка волшебная

.Анализ сказки В.А. Жуковского "Спящая царевна"

Главные герои:Царевна – главная героиня,Двенадцатая чародейка, старуха – хромоногая, старая, злая колдунья, заколдовавшая царевну,Царский сын – царевич, поцелуем разбудивший царевну ото сна.Второстепенные герои:Царь Матвей и царица – родители царевны,Одиннадцать чародеек – гостьи, званные царём Матвеем на пир, одарившие царевну,Старик – путник, рассказавший царевичу о царском дворе, царице и колдовских чарах.Рак – предвещал царице дочь,Третьестепенные герои, составляющие фон сказки Свита,Царская стража,Хорунжий,Повар,Звери, насекомые (собаки, лошади, мухи и т.д.)Язык художественного произведения:В.А. Жуковский написал сказку в стихотворной, поэтической форме, использует такие средства, как «Жил-был», числа, часто используемые в сказках, заканчивается сказка словами «Свадьба, пир, и я там был и вино на свадьбе пил; по усам вино бежало, в рот же капли не попало». Вся сказка написана в духе русской народной сказки.Сюжет.У царя Матвея и царицы не было детей. Горько переживали они из-за этого. Раз пошла царица к ручейку и горько заплакала. Вдруг выполз рак и сказал, что царевна скоро родит дочь. Так и случилось.Родилась дочь красавицей, царь на радостях созвал пир и пригласил на него одиннадцать чародеек, а про двенадцатую и позабыл. После празднества каждая чародейка произнесла пожелания царевне, желая ей богатства, счастливой жизни, хорошего мужа. Но тут пришла двенадцатая старая, злая колдунья. Разозлилась она, что её не пригласили на пир и произнесла пророческие слова:

«На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!».Старая колдунья ушла, а оставшаяся добрая чародейка, чтобы спасти царевну, сказала, что царевна не умрёт от укола веретена, а только заснёт на 300 лет. А как проснётся, будет счастлива и жить без забот.Так и случилось. Царь, испугавшись проклятия злой колдуньи, запретил садить лён, запретил прясть, веретена совсем уничтожил. И все успокоились. Прошло 15 лет, царь с царицей уехали, а юная царевна решила обойти дворец. И набрела она случайно в покои, сидит там старуха и прядёт на веретене. Только девушка шагнула в комнату, старуха протянула ей веретено, царевна укололась и уснула. Тут и отец с матерью вернулись… все погрузились в глубокий, волшебный сон… Много смельчаков пытались пробраться в царский двор, спасти царевну. Но ни у кого это не удавалось. Все, кто не приблизился бы к дворцу, пропадали бесследно. Наконец, вокруг дворца сложились страшные легенды, уже никто не решался подходить к нему близко.Прошло 300 лет. Молодой царский сын, охотясь, увидел густой бор. Очень ему стало интересно, и спросил он старика о нём. Всё поведал ему старик. И решил царевич отправиться спасать царевну ото сна. Явился во дворец, видит, все спят колдовским сном. Зашёл во дворец, и там тихо, все спят. Увидел молодую, прекрасную царевну и замер – она была настолько великолепна, молода, красива, что ему хотя бы поцеловать её захотелось. Только он коснулся её губами, как она ожила. Ожил весь царский двор, жизнь закипела по-старому, словно не было этих трёхсот лет колдовского сна. Все были веселы, счастливы, царевна вышла замуж за храброго царевича и всё было хорошо.Композиция.События развиваются последовательно, одно за другим, но автор не описывает каждый период жизни героев, опуская некоторые события и даже целые годы: «Жил с царицею своей /Он в согласье много лет»; «Дни проходят; дочь растёт; / Расцвела, как майский цвет; /Вот уж ей пятнадцать лет»; «Время ж всё текло, текло; /Вот и триста лет прошло».

Сказка В.Катаев "Цветик-семицветик"

Это добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика-семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.

Мы все помним из детства про бедную босоногую девочку, которая победила могущественную и богатую снежную красавицу.
В чем психологический смысл этих сказочных героев? Какие архетипы скрыты в образах, созданных великим сказочником Андерсеном?

Это статья посвящена психологическому анализу героев сказки, и тому как эти архетипы могут проявляться в реальной жизни.

Снежная королева красивая, могущественная и холодная – архетип нарциссических ценностей.

Эта та часть нашей психики, которая отвечает за “фасад” личности. Она очень не любит неудач и стремится всегда “быть на высоте”. Всегда красивой, всегда успешной. Однако такое возможно, только, если человек полностью лишен чувств, а то есть заморожен. В основе формирования нарциссической личности лежит не осознаваемый подавленный стыд. Его крайне неприятно переживать, а поэтому такие люди всеми сила стараются скрыть от окружающих, да и от самих себя теневые аспекты своей личности.

В жизни проявление этого архетипа можно увидеть в людях, которые всеми силами стремятся показать свою успешность для окружающих. Их главный посыл: “посмотрите, как у меня все хорошо”. Их страницы в социальных сетей будут создавать видимость хороших отношений, красивых детей и радостного времяпрепровождения. На лицах выражение “манекен из магазина”. При этом реальность чаще всего сильно отличаться от того, что выставляется напоказ. Однако им кажется, что если им удается обмануть окружающих тем, что они показывают, то и их жизнь не напрасна.

Женщины часто пытаются заморозить свой возраст с помощью пластической хирургии или современной косметологии. Однако живости лицам это не добавляет, а только помогает тиражировать однотипные фото.

Несут многие черты архетипа снежной королевы по причине своей эмоциональной недоразвитости, так как в этом случае также фигурирует чувственная "замороженность".

Такой человек потерял связь со своими чувствами, а поэтому живет в мире нарциссических иллюзий в скучном ледяном, но зато дворце.

Если говорить об отношениях, то такие личности могут иметь семью и детей, но при этом понятия не иметь о близких сердечных отношениях. В лучшем случае взаимное это использование, а чаще всего манипуляции и принуждение. Однако это вовсе не означает открытое проявление агрессии. Ведь у королевы нет чувств, а поэтому она добивается своего хладнокровными хитрыми манипуляциями или шантажом, но так, чтобы никто не узнал, что она может как-то некрасиво поступать. Ведь все должно быть идеально...

Давайте вспомним то, как Королева забрала себе Кая. Он ведь сам сел к ней в сани. Она ведь ни к чему его не принуждала по крайне мере через внешние действия.

Почему, именно, на Кая подействовало снежное колдовство?

Вернемся к началу сказки. А начинается она с того, как злые тролли разбили волшебное зеркало, и миллионы осколков рассыпались на Землю. Один из таких осколков попал Каю с сердце, а другой в глаз. Добрый и открытый Кай сильно изменился после этого происшествия. Он стал раздражительным по отношению к Герде, насмешливым и излишне горделивым.

Эта ситуация символизирует детскую нарциссическую травму.

Ведь осколок попал Каю сердце, и ему стало больно, однако через некоторое время боль прошла, но осколок остался внутри, а поведение Кая изменилось. Это метафора формирования классической нарциссической защиты от переживания боли через обесценивание, унижение или критику другого. Осколок внутри, но он не чувствует боли, так как подавляет ее и защищается описанными выше механизмами. Очень важно то, что Кай не мог самостоятельно вынуть этот осколок, что символизирует беспомощность детской психики перед некоторыми сложными ситуациями, в которые мог попасть ребенок.

В результате такой человек, вырастая, испытывает сложности при создании близких отношений, и часто создает , исполняя зависимую или контр зависимую позицию.

Именно, такой человек наиболее подвержен различным влияниям и воздействиям, так как его чувственный центр личности заблокирован, а значит им легко управлять. Он может быть строптив и упрям, из-за активно работающего обесценивания, но это только еще больше мешает ему увидеть свою зависимую ситуацию в жизни.

Таким положением дел с большим удовольствием пользуются расчётливые ”снежные королевы”, которые не верят в то, что отношения могут быть живыми и естественными, а поэтому стремятся сделать их так, как они умеют, а то есть через подчинения своей воле.

Внутри снежной королевы пусто, есть одна красивая и блестящая ледяная оболочка. Она боится одиночества, а человеческие отношения построить не может. Просто нечем. А поэтому она действует против воли других, в полном безразличии к чувствам и боли другого человека.

Ей захотелось забрать Кая к себе во дворец, так она сделала, несмотря на, те чувства, которые испытывали друг к другу дети.

Кай попадает в ледяной дворец, он совсем забывает про Герду и те, чувства, которые, когда-то к ней испытывал. Ему нравится играть в льдинки, и он не замечает того, что на самом деле с ним происходит:

“Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого - поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его было все равно, что кусок льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Есть ведь такая игра-складывание фигур из деревянных дощечек, - которая называется китайской головоломкой. Вот и Кай тоже складывал разные затейливые фигуры, только из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их - занятием первостепенной важности.”

Однако замороженное сердце довольно скоро начинает давать сбои. И в реальной жизни такие Каи со временем попадают в депрессию, алкогольную, сексуальную или другую зависимость.

И единственным спасением может оказаться только настоящая теплая любовь

Герда это символ истинной любви и преданности. Это ресурс той живости, которая остается в нас несмотря ни на что. Эта вера в добро, в себя и людей. Да она слаба и беззащитна перед магической силой Снежной королевы, однако, окружающие люди помогают ей пройти все испытания и сложности в поисках брата.

Интересен еще и то факт, что Кай и Герда не были родными братом и сестрой. Однако в сказке Герда разыскивает своего названного братца.

Это является символом сердечной любви, принятия и дружбы.

Ведь на сексуальном влечении полсвета босиком пройти невозможно.:)

А от королевы Кай получает холодные поцелуи, что возможно, является символом сексуальных отношений без любви.

Снежная королева вроде бы старше намного Кая и Герды, однако, ее размер и возраст находится в контрасте с детской наивностью и открытостью. Это лишь разные подходы в мировосприятии наших различных частей психики. Изначально в сказке Снежная королева большая и могущественная, а затем она тает и исчезает, что говорит о духовном развитии и преобразовании героев.

Герда проходит через ряд испытаний, в результате которых она взрослеет и становится сильнее. Она находит много сочувствующих друзей, которые становятся для нее опорой.

Это символизирует здоровое развитие и взросление психики, когда мы учимся переживать горе и потери через поддержку, а не обесценивания значимости происходящего, когда мы начинаем бороться за свое счастье и берем ответственность на себя за то, что происходит у нас в жизни.

Герда верила в настоящую любовь между ней и Каем, и это давало ей силы продолжать путь и бороться за свое счастье, даже, казалось бы, с заведомо более сильным и могущественным врагом.

Снежная королева большая и сильная, однако, внутри ее пустота. Герда маленькая и слабая, но внутри нее живет настоящая любовь!

Что окажется сильнее?

Герде удается проникнуть в замок и найти Кая. Однако самая главная битва оказывается впереди. И совсем не с королевой...

Как оказалось, все ее усилия были бесполезными! Кай ее просто не помнит и не узнает!

Она так долга искала его, так скучала! Она пришла босиком на край света!

Слезы отчаяния вырываются у нее прямо из сердца, и она начинает рыдать! Ведь, несмотря на все преодоленные испытания, она проиграла эту битву со снежной красавицей.

И тут произошло то, что называют обыкновенным чудом...

Ее слезы орошают Кая, осколки выпадают из его глаз и сердца, он оживает и вспоминает Герду.

Только живая энергия настоящего чувства смогла пробудить Кая от холодного сна

“Герда! Милая Герда!.. Где же это ты была так долго? Где был я сам?

И он оглянулся вокруг. - Как здесь холодно, пустынно!”

“Герда поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зарделись, как розы; поцеловала его в глаза, и они заблестели; поцеловала его руки и ноги, и он опять стал бодрым и здоровым.”

“Герда сразу узнала и лошадь - она была когда-то впряжена в золотую карету - и девушку. Это была маленькая разбойница.

Она тоже узнала Герду. Вот была радость!

Ишь ты, бродяга! - сказала она Каю. - Хотелось бы мне знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света?”

А случается в реальной жизни обыкновенное чудо?

Были в Вашей жизни люди, ради которых стоило идти на край света? Ведь на такое можно решиться только, если чувства и отношения были очень ценными!

Умеете ли ценить настоящие чувства или предпочитаете заморозить себя в видимости или самообмане того, что все в порядке?

Думаю, что все зависит от Вашей веры в настоящую любовь!

А если Вы в нее не верите, то рискуете замерзнуть в замке у ледяной красавицы!:)

А если Вы уже туда попали и хотите выбраться, то выбирайте правильные глаза!

Горделивая пустота в светлых глазах
Блещет ярким холодным светом
Молчаливая глубина в темных глазах
Манит теплым знакомым сюжетом

Растворится ли холод в тепле?
Иль убьет все живое во тьме,
Чтобы только блистать самому
Среди мрачного ада фальшивых людей?

Лишь фасад прикрывает зло
Лишь расчет управляет судьбой
Лишь обман окружает весь дом

Как найти дорогу любви
Среди страшной власти холодной лжи?

Не позвать ли Солнышко ясное?
Не зажечь ли сердце прекрасное?
А оно ведь может сгореть!
Не беда!
Ведь не в силах оно больше терпеть!

5 класс, литература

Дата проведения: 7.05.18.

Урок № 88

Тема урока: Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева»: реальность и фантастика. Характеристика героев сказки «Снежная королева».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: совершенствовать знания учащихся о писателе-сказочнике; обучать делать анализ текста, уметь выделять главное в произведении, развивать внимание; - раскрыть идеи, положенные автором в основу сказки; развивать образное, логическое мышление; совершенствовать речь учащихся, коммуникативные умения и навыки; развивать понятия о прекрасном в мыслях, чувствах, переживаниях; формировать уважительное отношение учеников друг к другу; уметь работать сообща, отвечая за общий результат работы.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, структурировать материал.

Регулятивные УУД: организовать своё рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные УУД: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, соблюдает правила речевого поведения.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь .

Ход урока:

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих .

    Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

В сказках всегда есть фантастика, но у Андерсена сказочное неотделимо от жизни. Тут фактически нет фантастических перевоплощений при участии какого-либо волшебного предмета или по воли волшебства. В сказках Андерсена много юмора, и поэтому фантастичное становится простым и доступным.

В конце урока мы должны будем знать:

    Главные биографические факты Х.К.Андерсена.

    Сколько сказок написал Андерсен, и как они называются.

    О чем сказка «Снежная королева» и кто её главные герои.

    Реальное и фантастическое в этой сказке.

Запишем число и тему урока.

    Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие на родину Ханса Кристиана Андерсена.

Родился будущий писатель в городе Оденсе.

Отец был сапожником, а мать - прачкой. Про своем скромном происхождении родители Ганса были незаурядными людьми. Отец научил сына мечтать и любить природу. Он страдал оттого, что не может дать мальчику образование.

Андерсен рос в бедности. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах: в них росли тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского молотка, лихой дробью барабанщиков, песнями матросов.

Чтобы хоть как-то упрочить материальное положение семьи, отец завербовался в наполеоновскую армию. Спустя короткое время он вернулся больной, почти нищий и вскоре умер, оставив жену и сына без средств.

Пока Христиан был мал, он не решался рассказывать взрослым те невероятные истории, которые приходили ему в голову. У него в доме был только один благодарный слушатель – старый кот Карл. Однако он обладал крупным недостатком: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик прощал ему это.

Андерсена манил к себе Копенгаген, столица Дании. Он покинул свой тихий городок и с 13 талерами в кармане ушел из родного дома. Ему было 14 лет. Копенгаген встретил подростка неприветливо: без денег, без родных, без жилья, Андерсен испытал те муки и невзгоды, о которых впоследствии поведал в своих воспоминаниях и сказках.

С трудом ему удалось поступить в гимназию. «За книгами я забывал всю окружающую действительность и тратил на чтение книг деньги, которые следовало бы истратить на обед», - вспоминал он. Учение давалось нелегко, но Андерсен мужественно боролся с голодом, нищетой и холодом. Особенно трудно приходилось мальчику в долгие северные зимы, которым, казалось, не было конца. Спустя много лет он вспомнит суровую северную зиму и опишет ее в «Снежной королеве».

В 23 года Андерсен поступил в университет. Окончив его, он целиком посвятил себя творчеству. Писателю пришлось много трудиться, чтобы завоевать привязанность и любовь читателей. А читатель у него был особенный - ребенок.

Х.К.Андерсен был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку. Он был народным певцом. Датский сказочник подарил нам 170 прекрасных сказок, которые завоевали весь мир. Датчане в признательность своему великому земляку героев его сказок запечатлели в камне.

Сообщение учащихся о литературной премии X. К. Андерсена

Среди многих современных международных премий в области литературы одно из почетных мест занимает премия- медаль им. X. К. Андерсена, которая присуждается с 1956 года детским писателям 1 раз в 2 года. Золотая медаль

им. X. К. Андерсена была вручена Астрид Линдгрен, Туве Янсон, Джанни Родари и другим.

Весь мир знает Андерсена, его удивительные сказки. В знак признательности люди увековечили память о великом датском Сказочнике.

Метод «Ассоциативный куст»

Давайте подведём итог: что мы узнали об Андерсене и какие ассоциации вызывает это имя. Построим ассоциативный куст.

Андерсен- сказочник – народный певец – певец бедняков – преданный патриот.

А теперь начнем работу над одной из самых интересных сказок – «Снежная королева».

Сказка так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга.

В данной истории образы Герды и Снежной королевы противопоставлены друг другу. Девочка олицетворяет собой пробуждение жизни, счастье и радость. А Снежная королева и ее Ледяной Дворец указывают на потусторонний мир, попав в который человек обрекает себя на гибель. Друзья, которых встречает на своем пути Герда, помогают ей и указывают девочке правильный путь.

Андерсен был человеком очень религиозным, и поэтому в его историях много христианских мотивов. К сожалению, в нашей стране известен только сокращенный вариант «Снежной королевы». Так, Герда читает «Отче наш», когда ей становится холодно. В этот момент из густого тумана, в который на морозе превращается дыхание девочки, начинают появляться маленькие светлые ангелочки. А во время снежной бури героиня произведения именно силой молитвы усмиряет непогоду, грозящую смертью всему живому.

Особое значение в сказке имеет слово «вечность», которое Кай должен был сложить из кусков льда для Королевы. Когда сердце героя было заморожено, ему никак не удавалось это сделать, но как только слезы Герды пробудили мальчика, то льдинки сами сложились в слово. Тем самым, свою власть Снежная королева над героем потеряла, он сам себе «сделался господином». Получается, что только любовь и самопожертвование могут приблизить человека к вечности, вернуть его на истинный путь.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня наша задача- вслушаться в авторский голос, понять, чему сказка учит нас, о чем нам хотел поведать автор. Первый шаг мы уже сделали- подробно проанализировали характеры героев. Но этого мало. Теперь нужно проследить, в чем особенности сюжета и композиции текста. Знаете ли вы, что такое сюжет и композиция? Обратимся к литературоведческому словарю.

Словарная работа.

Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Сюжет- система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры героев, отношение писателя к изображаемым событиям. События протекают во времени, отличаются завершенностью. Отсюда элементы сюжета:

экспозиция- изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки до начала действия;

завязка- начальный момент развития событий, изображенных в произведении;

развитие действия- изображение событий после завязки и до кульминации;

кульминация- высшее напряжение действия в художественном произведении;

развязка- заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

УЧИТЕЛЬ. Начнем с композиции. Давайте попробуем перечислить все сцены в той последовательности, в какой они изложены. Как автор позаботился о нас?

Он разделил сказку на части и озаглавил каждую из них.

Анализ композиции. Наша задача – перечислить все главы, которые автор назвал сказками , записать авторское название, а рядом – свое, передающее содержание и толкование главы.

«Сказка первая, в которой говорится о зеркале и его осколках». Она начинается с истории о злом тролле и его дьявольском зеркале, позволяющем видеть людей, да и весь мир «такими, какие они на самом деле», и мы понимаем, что в мире растворено много зла. Эта часть как будто никак не связана с последующими, так как в дальнейшем действуют только осколки дьявольского зеркала.

«Сказка вторая. Мальчик и девочка». Вот истинное начало сказки о дружбе Кая и Герды и о том, как заледенело сердце Кая. Кай исчезает – с испытания начинается проверка дружбы детей.

«Сказка третья. Цветник женщины, умевшей колдовать». Колдунья искушает Герду красотой, покоем, счастливыми снами. Но Герда побеждает искушение, дружба сильнее – и девочка отправляется на поиски Кая.

«Сказка четвертая. Принц и принцесса». Герда встречает принца и принцессу, на ее пути снова искушение: рядом добрые, богатые люди, спокойная обстановка, «верный кусок хлеба», как говорит Ворон, но она верна дружбе и продолжает искать Кая.

«Сказка пятая. Маленькая разбойница». Герда встречает своенравную девочку, страдает, испытывает страх, но сила ее любви побеждает капризные желания маленькой разбойницы, и Герда продолжает поиски Кая.

«Сказка шестая. Лапландка и финка». Новые испытания: Герда встречает новых друзей и мудрых помощников, мучается от холода и жары, страха и отчаяния, но С

«Сказка седьмая. Что было в чертогах Снежной Королевы и что случилось потом». Вот и счастливый конец, но мало найти друга, нужно пробудить его от равнодушия, оживить его сердце- и только тогда возвращаться домой.

Учитель. Можем ли мы, опираясь на наши выводы, попытаться ответить на вопрос.

Почему в сказке так много отступлений от основного сюжета – рассказа о поисках Кая?

Автор хочет показать, как трудно достичь цели, как много препятствий возникает на пути любого человека, каким последовательным и отважным, мудрым и умеющим находить общий язык с разными людьми нужно быть, чтобы добиться успеха.

Автор считает: чтобы достичь счастья, человек должен стать его достоин. Он обязан быть преданным, целеустремленным, пройти через все испытания, побороть все искушения, перенести много страдания – потому что только тогда можно победить.

Учитель. На доске перечислены семь сказок, а рядом перепутанные сюжетные элементы. Наведите порядок. Расставьте их по местам.

Анализ сюжета.

На доске Правильный ответ

Сказка первая – развязка Сказка первая – экспозиция

Сказка вторая – кульминация Сказка вторая- завязка

Сказка третья- экспозиция Сказка третья – развитие действия

Сказка четвертая –развитие действия Сказка четвертая- развитие действия

Сказка пятая – развитие действия Сказка пятая –развитие действия

Сказка шестая- развитие действия Сказка шестая –развитие действия

Сказка седьмая –завязка Сказка седьмая –кульминация, развязка

Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться) .

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Подсказывают ли нам прямые авторские характеристики главную мысль сказки?

Автор не скрывает своего отношения к героям, к их характерам. Он как бы подчеркивает, что все они, кроме, может быть, тролля и Снежной королевы – обыкновенные люди с обычными человеческими слабостями и недостатками. Они боятся, переживают, испытывают и добрые чувства, и не очень добрые, обманывают, приспосабливаются. Автор мечтает о том, чтобы все люди стали добрее, лучше, чтобы они не предавали друг друга, верили в Бога, искали поддержку друг в друге. Главное в жизни – любовь и тепло, в этом нуждаются и об этом мечтают все нормальные люди.

- Как вы понимаете концовку сказки?

(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.

Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.

Приключения Герды – это плод фантазии автора. В поступках Герды мы видим «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца» (С. Я. Маршак). Девочка отправляется искать названого братца Кая. Она преодолевает все трудности: находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идёт без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец. Потом она сумела смягчить сердце Маленькой разбойницы, добраться до Лапландии, с помощью молитвы побороть стражей ледяного дворца и согреть сердце Кая, растопить его лёд.)

Образ Герды является противопоставлением характеру Снежной Королевы. Чтобы найти Кая и вызволить его из ледяного замка, девочка отправляется в долгий и нелегкий путь. Во имя своей любви храбрая маленькая девочка отправляется в неизвестность. Препятствия, встречающиеся на этом пути, не сделали Герду злой и не заставили повернуть обратно в сторону дома, бросить друга в плену у Снежной Королевы. Приветливой, доброй и милой она оставалась на протяжении всей сказки. Храбрость, настойчивость и терпение помогают ей не унывать, а смиренно преодолевать все неудачи. Благодаря такому характеру ей удалось отыскать Кая. А любовь к нему смогла растопить его ледяное сердце и справиться с чарами злой королевы.

Снежная Королева , Ведьма-Метель, Ледяная Дева – классический персонаж фольклора Скандинавии. Безжизненное и холодное пространство, снега и вечные льды – это и есть Царство Снежной Королевы. Высокая, красивая правительница на троне, находящемся на озере, которое называют «Зеркалом разума», она является воплощением холодного разума и красоты, лишена проявления чувств.

С пролога сказки Андерсен начинает писать о том, что некоторым людям осколки льда попадают в сердце, которое замораживается, становится холодным и бесчувственным. А в конце сказки описывает, как горячие слезы Герды падают на грудь к Каю и осколок льда в сердце его тает. Холод в сказке – это олицетворение зла, всего плохого на земле, а тепло – это любовь. Поэтому в глазах у Снежной королевы Андерсен видит отсутствие тепла, наличие холода и бесчувственности.

5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Что мы узнали на уроке?

Чему учит сказка Г.Х.Андерсена "Снежная королева"?

Что, по- вашему, было главным в дружбе Кая и Герды?

Почему же Герда победила Снежную королеву?

Запишите в тетрадях вывод полученной на уроке информации. (Например: «Красота живого сердца победила красоту льда!»

«Сердце девочки было очень горячим, в нем не было места для холода.»

«В сердце Герды жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить человека"

Что в сказке является символом безграничной любви? (Розы)

Продолжите ряды слов.

Снежная королева – снег (лед, зима, зеркало, как отражение пороков, равнодушие, рассудочность, порядок, математический расчет, бездуховность, смерть)

Герда- цветы ( лето, тепло, сердце, красота, счастье, любовь, семья, жизнь).

Выставление оценок.

Домашнее задание: Подготовить в группах (по списку по 4 человека) подробный пересказ эпизодов сказки по плану.

1-я группа - встреча Герды со старушкой;

2-я группа - встреча с вороном;

3-я группа- встреча с принцем и принцессой;

4-я группа - встреча с разбойниками.

Сказка «Снежная королева» - это необыкновенная история о мальчике Кае и девочке Герде. Их разлучил осколок разбитого зеркала. Основная тема сказки Андерсена "Снежная королева" - борьба добра со злом.

Предыстория

Итак, начнем пересказывать краткое содержание "Снежной королевы". Однажды злой тролль создал зеркало, посмотрев в которое все добро уменьшалось и исчезало, а зло же, наоборот, увеличивалось. Но, к несчастью, ученики тролля в споре разбили зеркало, а все его осколки разлетелись по миру. И если хоть один малюсенький кусочек попадал в человеческое сердце, то оно замерзало и становилось куском льда. А если же он попадал в глаз, то человек переставал видеть хорошее, и в любом поступке ощущал только злой умысел.

Кай и Герда

Краткое содержание "Снежной королевы" следует продолжить информацией о том, что в одном небольшом городке жили друзья: мальчик и девочка, Кай и Герда. Они были друг для друга братом и сестрой, но только до того момента, как в глаз и сердце мальчика попали осколки. После несчастного случая мальчик озлобился, стал грубить и потерял братские чувства к Герде. Кроме этого, он перестал видеть добро. Стал думать, что его никто не любит и все желают ему зла.

И вот в один не очень хороший день Кай пошёл кататься на санках. Он прицепился за проезжающие около него сани. Но они принадлежали Снежной королеве. Она поцеловала мальчика, тем самым сделав его сердце ещё холоднее. Королева взяла его в свой ледяной дворец.

Путешествие Герды

Герда очень горевала по мальчику всю оставшуюся зиму и ждала его возвращения, и, не дождавшись, отправилась на поиски брата, как только наступила весна.

Первой на пути Герде повстречалась женщина-колдунья. Она наложила на девочку заклятье, лишившее её памяти. Но, увидев розы, Герда все вспомнила и сбежала от неё.

После этого на её пути повстречался ворон, поведавший ей, что к принцессе его королевства посватался принц, очень похожий на Кая. Но это оказался не он. Принцесса с принцем оказались очень добрыми людьми, они подарили ей одежду и карету из золота.

Путь девочки лежал через страшный и тёмный лес, где на нее напала шайка разбойников. Среди них была маленькая девочка. Она оказалась доброй и дала Герде оленя. На нем героиня отправилась дальше и вскоре, повстречав голубей, узнала, где находится её названый брат.

На пути ей встречались ещё две добрые женщины - лапландка и финка. Каждая помогла девочке в поисках Кая.

Владения Снежной королевы

И вот, добравшись до владений Снежной королевы, она собрала остатки сил и пошла через сильнейший буран и королевское войско. Герда молилась всю дорогу, и на помощь ей пришли ангелы. Они помогли ей дойти да ледяного замка.

Там был Кай, но королевы не было. Мальчик был словно статуя, весь замерзший и холодный. Он даже не обратил внимания на Герду и продолжил играть в головоломку. Тогда девочка, не справившись с эмоциями, горько заплакала. Слезы разморозили сердце Кая. Он тоже начал плакать, а осколок выпал вместе со слезой.

Главные герои сказки "Снежная королева". Герда

В сказке множество героев, но все они второстепенные. Главных же всего три: Герда, Кай, королева. Но все же единственным по-настоящему главным героем сказки "Снежная королева" является только один - маленькая Герда.

Да, она очень мала, но также и самоотверженна, и смела. В сказке вся её сила сосредоточена в добром сердце, которое привлекает к девочке отзывчивых людей, без которых она бы не добралась до ледяного замка. Именно доброта помогает Герде победить королеву и разморозить названого брата.

Герда готова на все ради ближних и уверена в принятых решениях. Она не сомневается ни на секунду и помогает всем, кому это необходимо, не рассчитывая на помощь. В сказке у девочки проявляются только самые лучшие черты характера, и она является воплощением справедливости и добра.

Образ Кая

Кай же - очень неоднозначный герой. С одной стороны, он добр и чуток, но с другой, легкомысленен и упрям. Ещё до попадания осколков в глаз и сердце. После происшествия Кай полностью оказывается под влиянием Снежной королевы и выполняет её приказы, не говоря ни слова против. Но после того, как его освобождает Герда, всё опять хорошо.

Да, с одной стороны, Кай - положительный персонаж, но его бездействие и пассивность не дают читателю полюбить его.

Образ Снежной королевы

Снежная королева - воплощение зимы, холода. Её дом - это бескрайнее ледяное пространство. Так же как и лёд, она очень красива внешне, а также умна. Но её сердце не знает чувств. Именно поэтому она является прообразом зла в сказке Андерсена.

История создания

Пришло время рассказать историю создания сказки Андерсена "Снежная королева". Она впервые была издана в 1844 г. Сказка является самой длинной в библиографии автора, к тому же Андерсен утверждал, что она связана с историей его жизни.

Андерсен говорил, что «Снежная королева», краткое содержание которой содержится в статье, появилась у него в голове ещё тогда, когда он был маленький и играл со своей подругой-соседкой белоголовой Лисбетой. Для него она была практически сестрой. Девочка всегда была рядом с Хансом, поддерживала во всех играх и слушала его первые сказки. Многие исследователи утверждают, что она стала прообразом Герды.

Но не только у Герды был прообраз. Певица Йенни Линд стала живым воплощением королевы. Автор был влюблён в неё, но девушка не разделила его чувств, и Андерсен сделал её холодное сердце воплощением красоты и бездушности Снежной королевы.

Кроме того, Андерсен был увлечён скандинавскими мифами, и там смерть назвали ледяной девой. Перед смертью его отец сказал, что дева пришла за ним. Возможно, Снежная королева имеет тот же прообраз, что и скандинавская зима и смерть. У неё также отсутствуют чувства, а поцелуй смерти способен заморозить навсегда.

Образ девушки изо льда привлекал сказочника, и в его наследии имеется ещё одна сказка о Снежной королеве, которая увела возлюбленного у его невесты.

Андерсен писал сказку в очень непростое время, когда противоборствовала религия и наука. Поэтому бытует мнение, что противоборство Герды и королевы описывает происходившие события.

В СССР сказка была переделана, так как цензура не допускала упоминание о Христе и чтение Евангелия на ночь.

"Снежная королева": анализ произведения

Андерсен в своих сказках создаёт оппозицию - противостояние добра и зла, лета и зимы, внешнего и внутреннего, смерти и жизни.

Так, Снежная королева стала классическим персонажем фольклора. Тёмной и холодной владычицей зимы и смерти. Ей противопоставлена тёплая и добрая Герда, воплощение жизни и лета.

Кай и Герда по натурфилософии Шеллинга - андрогины, то есть протиопоставление смерти и жизни, лета и зимы. Дети вместе летом, но зимой терпят разлуку.

В первой половине сказки говорится о создании волшебного зеркала, способного искажать добро, превращая его в зло. Человек, травмированный его осколком, выступает в роли противника культуры. С одной стороны - это миф, который поражает культуру и разрывает связь человека и природы. Так Кай становится бездушным и отвергает любовь к лету и красоте природы. Зато он начинает всем сердцем любить творения разума.

Осколок, который оказался в глазу мальчика, даёт ему мыслить разумно, цинично, проявлять интерес к геометрическому строению снежинок.

В сказке, как известно, не может быть плохого конца, поэтому Андерсен противопоставил христианские ценности миру технологий. Именно поэтому дети в сказке поют псалмы розе. Хоть роза и вянет, но память о ней остаётся. Так воспоминание является посредником между миром живых и мёртвых. Именно так Герда, попав в сад колдуньи, забывает Кая, а затем вновь к ней возвращается память, и она сбегает. Именно розы помогают ей в этом.

Очень символична сцена в замке с ложными принцем и принцессой. В этот тёмный момент Герде помогают вороны, символизирующие силы ночи и мудрости. Восхождение по лестнице дань платоновскому мифу о пещере, в котором несуществующие тени создают представление о ложной реальности. Герде требуется много сил для того, чтобы различить, где ложь, а где правда.

Чем дальше продвигается сказка "Снежная королева", краткое содержание которой вам уже известно, тем чаще встречается крестьянская символика. Герда с помощью молитвы справляется с бурей и попадает во владения королевы. Атмосфера замка создана автором самостоятельно. В нем подчёркиваются все комплексы и неудачи бедного писателя. По утверждениям биографов, род Андресенов имел некоторые психические отклонения.

Так силы королевы могут символизировать действия, которые способны свести с ума. Замок неподвижен и холоден, кристальный.

Так травма Кая приводит к его серьёзности и интеллектуальному развитию, а отношение к близким резко меняется. Вскоре он вовсе остаётся один в ледяных чертогах. Эти признаки характеризуют шизофрению.

Кай медитирует надо льдом, показывая этим своё одиночество. Приход Герды к Каю предполагает его спасение из мира мёртвых, из мира безумия. Он возвращается в мир любви и добра, вечного лета. Пара вновь воссоединяется, а человек обретает целостность благодаря сложному пути и преодолению себя.


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top