Биография. Михаил клеофас огинский Михаил клеофас огинский краткая биография

Биография. Михаил клеофас огинский Михаил клеофас огинский краткая биография

Современная Россия не особо жалует классическую музыку. Нельзя сказать, что музыкальная классика пользуются широкой популярностью у российского слушателя. Чтобы пересчитать широко известные и любимые народом классические музыкальные произведения, достаточно пальцев одной руки.

Вне всякого сомнения, в это число входит знаменитый «Полонез Огинского» (второе название - «Прощание с Родиной»), автором которого является Михаил Клеофас Огинский (фото в статье представляют репродукции портретов композитора).

Человек и полонез

Школьный курс музыки в советских, а затем и в российских школах содержит информацию о том, что знаменитый музыкальный шедевр был написан Михаилом Клеофасом Огинским в период его прощания с горячо любимой родиной. Известно, что ему пришлось покинуть Польшу после того, как печально знаменитое восстание Т. Костюшко, в котором участвовал композитор, было разгромлено. Яркую, насыщенную драматическими событиями жизнь прожил Михаил Клеофас Огинский. Интересные факты его биографии изложены в данной статье.

Жизнь как роман

Биография Михаила Клеофаса Огинского полна взлетов и падений, высокой самоотверженности, парения творческого духа и горечи поражений. Известен удивительный исторический факт: несмотря на антироссийскую направленность восстания, в котором Михаил Клеофас Огинский принимал активное участие, россияне всегда сопереживали и сочувствовали несчастью, которое вдохновило его на творчество.

Но участие в разгромленном восстании и рождение музыкального шедевра — всего лишь один эпизод из интересной жизни этого удивительного человека. Жизненный путь Михаила Клеофаса Огинского напоминает увлекательный приключенческий роман. В нем тесно переплетены музыка, политика и любовь.

Михаил Клеофас Огинский: краткая биография. Происхождение

Будущий композитор родился 25.09.1765-го недалеко от Варшавы, в поместье Гузове Мазовецкого воеводства. По происхождению князья Огинские не были поляками. Их предками историки называют западных русинов (белорусы, принявшие католицизм). Поэтому, как считают исследователи, уместнее было бы имя автора знаменитого полонеза произносить не «Михал», а «Михаил». Произношение фамилии композитора некоторые ученые также считают неправильным: ее польский вариант звучит как «Огиньский», в русском же варианте смягчение в середине слова отсутствует.

Князья Огинские были уверены в том, что начало их родословной восходит к роду самого Рюрика. У себя на родине они занимали соответствующее их высокому происхождению положение. Михаил Клеофас Огинский справедливо гордился своими предками: все они в Великом Литовском княжестве, входившем в Речь Посполитую, занимали высокие поста. Его прадед был воеводой в Витебске, а дед и отец возглавляли Трокское воеводство. Дядя будущего композитора был воеводой в Вильно и Великим гетманом Литовским.

Образование

Все в семье Михаила были уверены, что мальчику, как и его великим предшественникам, уготована успешная политическая карьера. С малых лет родители целенаправленно обучали и воспитывали сына, видя в нем будущего военачальника или государственного деятеля. В семью был приглашен бывший гувернер австрийского императора, один из лучших педагогов в Европе.

Тем, кто желал бы понять, насколько серьёзной была подготовка маленького Огинского, следует знать, что уже с семилетнего возраста его учебные занятия длились по 16 час. в день. Родители находили время и для обучения сына музыке, причем к этому относились весьма серьезно. Мальчику прививались не только азы игры на всевозможных музыкальных инструментах, но также и преподавалась теория музыки. По иронии судьбы, учителем Михаила Огинского, пламенного польского патриота, был композитор О. Козловский, который впоследствии написал музыку первого гимна, прославляющего Российскую империю: «Гром побед, раздавайся!».

Мятежный министр

В 19 лет М. Огинский становится депутатом в , затем его направляют в качестве посла от Речи Посполитой в Нидерланды и Великобританию. В двадцать восемь Огинский занимает пост министра финансов Великого Литовского княжества.

Блестящую политическую карьеру омрачали внутренние распри в стране, а также то, что некоторые территории Речи Посполитой исторически перешли к более успешным и мощным соседям — России, Австрии, Пруссии. Молодому политику пришлось сделать выбор: он примкнул к тем, кто не желал мириться с таким раскладом, и стал одним из участников антироссийского восстания Тадеуша Костюшко. Участие молодого министра в данном мятеже не было формальным: вложив собственные средства, Огинский формирует и вооружает отряд в 2000 чел., и не без успеха разворачивает партизанскую борьбу против русских.

Восстание Костюшко было подавлено войсками Российской империи, Австрии и Пруссии. Самого Костюшко пленили, а Михаил Огинский вынужден был бежать.

Михаил Клеофас Огинский: полонез

Именно в это время и было написано знаменитое музыкальное произведение. Огинским и ранее успешно совмещались политическая карьера и музыкальное творчество. К тому времени на его счету был уже значительный список музыкальных произведений, но ни одному из них не удалось повторить успех легендарного полонеза.

Катастрофа

Восстание Костюшко обернулось для Польши настоящей катастрофой. В результате очередного территориального раздела страна исчезла с карты мира, Огинский же лишился всех его поместий. Все деньги и даже драгоценности супруги были им потрачены на организацию восстания, оплату амуниции, оружия и продовольствия для мятежного войска. В итоге Огинский остался без каких бы то ни было средств к существованию.

Бегство

В это время личная жизнь Михаил Клеофаса Огинского также оказалась на грани разрушения. Его жена Михаила Изабелла не разделяла пассионарных настроений мужа, вскоре его оставила и уехала к родственникам. Огинскому пришлось в одиночку скрываться в Европе, меняя места проживания и имена. Известно, что за ним шла настоящая охота. Российскими властями таланты Огинского как военного и дипломата были оценены по достоинству, ему грозила тюрьма.

Подготовка нового мятежа

За границей Огинский встречался с польскими эмигрантами, пытался договориться о поддержке с революционным французским правительством, призывал турецкого султана вновь развязать войну с Россией. Но все его дипломатические усилия не увенчались успехом. Судьба Польши оказалась не интересной правительствам других стран, развязывать новую войну с Россией они не пожелали. Михаил Огинский был крайне измучен и разочарован.

Где он раньше был послом, удалось договориться с прусским монархом об амнистии для Огинского. Политику было разрешено проживать в Пруссии. Состоялось его воссоединение с женой, родилось двое сыновей — Тадеуш и Ксаверий. Но в 1801-м супруги окончательно расстались. Вероятно, Михаилу не удалось забыть, что жена оставила его в трудный момент. А может быть, его супруге стало понятно, что муж нисколько не изменился и может ввязаться в новую политическую авантюру и опять потратить на неё все семейные средства.

Крутой поворот

В 1802-м новым русским императором Александром I была объявлена амнистия для всех участников восстания Костюшко. Огинскому не только было даровано право возвратиться домой, он получил обратно все свои владения.

Подобная милость стала возможной благодаря влиянию на молодого российского императора поляка Адама Чарторыйского, входившего в окружение монарха. Князю Огинскому теперь можно было поселиться в своём Залесском имении, где им была построена усадьба и заложен парк.

Новый брак

В 37 - летнем возрасте Михаил Огинский опять женится. Избранницей князя становится вдова его умершего друга, графа Нагурского, 25-летняя итальянка Мария Нери. Биографы князя Огинского сообщают, что темперамент его супруги был поистине безудержным: нельзя было счесть числа её любовников. В этом браке родилось четверо детей — три девочки и один мальчик, но лишь относительно одной из дочерей Огинского, Амелии, у современников не было сомнений в подлинности отцовства князя. Столь дурная репутация супруги князя, тем не менее, не помешала их браку просуществовать целых 13 лет.

Возвращение в большую политику

В 1810-м дворянством Гродненской и Михаил Огинский был направлен к российскому царю Александру I в качестве советника по делам края. Кандидатура бывшего мятежника была поддержана Михаилом Кутузовым. Так Михаил Огинский возвратился в большую политику, став российским сенатором и войдя в число доверенных лиц царя. Князь надеялся, представив Александру I проект создания Великого Литовского княжества в составе Российской империи, добиться для своей родины хотя бы автономии. Но царем проект был отвергнут.

Последние годы

В 1817-м Огинский понял, что устал от политики. Он освободился от полномочий сенатора и вернулся на родину. Какое-то время князь проживал в своем поместье, затем в Варшаве и Вильно. Это не была опала - в России его никогда не попрекали прошлым.

В 1823-м Огинский, здоровье которого значительно пошатнулось, переехал во Флоренцию. Здесь князь провёл свои последние годы. Политик и композитор умер во Флоренции 15.10.1833-го. После его смерти появились слухи о том, что Огинский якобы был убит, заколот кинжалом в отместку за похождения бурной молодости. Но историками эти слухи подтверждены не были. Похоронен Михаил Огинский в церкви в Пантеоне выдающихся личностей. Рядом с ним покоится прах Галилео Галилея, Никколо Макиавелли, Микеланджело Буонарроти и Дж. Россини.

А написанный им музыкальный шедевр - полонез «Прощание с родиной» - продолжает завораживать сердца слушателей.

Признание

Для россиян полонез Огинского является одной из наиболее популярных мелодий. Михаила Клеофаса Огинского видных деятелей науки, искусства и политики можно обобщить фразой из письма русского писателя Ф. В. Булгарина: «Кто же не знает полонеза Огинского?». В одном из писем великого Репина имеются такие строки о композиторе: «Имя его известно всей России». Что особенно важно, по мнению историков и музыковедов: полонез, написанный мятежником Огинским, явился музыкой, примирившей победителей и побеждённых.

Мемуары

Известно, что свои мемуары Огинский писал на французском. Перевод биографии Михаила Клеофаса Огинского на белорусский язык был выполнен бывшей учительницей Раевской школы-сада (Молодечненщина) Ольгой Романович в 2011-м. Впервые мемуары дипломата и композитора Михаила Огинского на белорусском в этом же году опубликовал журнале Arche. В воспоминаниях охвачен период 1788-1794 годов до самого отъезда князя за границу после того, как восстание Т. Костюшко было подавлено.

Как свидетельствует гл. редактор журнала А. Пашкевич, мемуары выдающегося культурного и общественно-политического деятеля М. К. Огинского, известного далеко за пределами Белоруссии, написаны хорошим литературным стилем, без сухости, наоборот, отличаются наличием множества подробностей тогдашней жизни. Воспоминания их великого земляка будут интересны не только ученым-историкам, но и широкому кругу читателей, считает белорусский издатель.

Михал Клеофас Огинский – уникальная фигура европейской истории и культуры

История так распорядилась, что целых три европейских страны, – Беларусь, Польша и Литва, – считают Михала Клеофаса Огинского своим важнейшим деятелем культуры и национальным гением. Огинский родился на территории современной Польши, большую часть жизни прожил в Залесье, – своем родовом имении близ Молодечно, подолгу жил также в Вильнюсе, Париже и Лондоне, а умер и похоронен во Флоренции. Дипломат, политический деятель Речи Посполитой, один из лидеров восстания Костюшко, почётный член Виленского университета, сенатор Российской империи остался в истории, прежде всего, как композитор, автор гениального Полонеза ля-минор «Прощание с Родиной», популярность которого со временем только возрастает.

Многие биографические справочники называют Огинского композитором-любителем, но в действительности он получил блестящее и фундаментальное музыкальное образование, – просто, благодаря знатности и богатству семьи оно было домашним. С семи лет Михал играл на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, и с этого ж возраста он начал сочинять полонезы, романсы, песни и оперы.

Полонезы Огинского звучали на петербургских балах, а нотные сборники его произведений издавались в Вене, Берлине и Лейпцине и пользовались огромный популярностью во всей Европе.

Эпоха Михала Клеофаса Огинского – это эпоха разделов Речи Посполитой соседними государствами, вспыхнувшей затем национально-освободительной борьбы, правления российского императора Александра І и его войны с Наполеоном. Одновременно это и эпоха французской буржуазной революции, крупнейших изменений во внутренней жизни западноевропейских стран и перекройки карты Европы. Наконец, это эпоха патриотов, романтиков и авантюристов.

Семья Огинских принадлежала к высшим аристократическим кругам Европы. Его папа Анджей Огинский (1740-1787) был сенатором и послом Речи Посполитой в Петербурге, Вене и Берлине, а родился в имении Тадулино под Витебском. Именно Витебщина со второй половины XVII века была одним из центров проживания представителей рода Огинских, с которыми в то время по своему благосостоянию и влиянию на политическую жизнь Речи Посполитой мог сравниться только род Радзивиллов.
Родился Михал Клеофас 25 сентября 1765 года в имении Гузов под Варшавой, но сам подтверждал белорусское, или как тогда говорили, литвинское происхождение своего рода. Он был единственным сыном королевского сенатора и воеводы Трокского, в тот момент – старосты Ошмянского Анджея Огинского и его жены Паулы из Шембеков.

Князья Огинские вели свою родословную от потомков киевских князей Рюриковичей, и пользовались их гербом – изображением Георгия Победоносца на коне. Второй составляющей частью герба Огинских был шляхетский герб «Брама», полученный от Великого князя литовского за военные заслуги рода. Гнездом рода князей Огинских было Трокское воеводство, потому что именно там, недалеко от современного города Кайшядорис, было расположено имение Огинты, давшее имя всему роду.

В имении Гузов прошли детство и юность Михала Клеофаса. На седьмом году жизни родители наняли для его воспитания гувернёра Жана Роле (Jean Rolay), который до этого воспитывал наследника австрийского трона, эрцгерцога Леопольда. Игре на фортепиано Михала Клеофаса обучал известный впоследствии российский композитор, директор императорских театров Юзеф Козловский, автор российского гимна «Гром победы, раздавайся!». Дружбу со своим первым учителем музыки Огинский сохранял на протяжении всей жизни. Юзеф Козловский несколько раз посещал Залесье и посвятил его хозяину комическую оперу «Жнецы, или Дожинки в Залесье Огинских» на либретто Юзефа Лубенского.

С благословения отца Михал Клеофас готовился к карьере политика. В 1786 году он сделал первые шаги в этом направлении: был избран депутатом сейма от Трокского воеводства и решением сейма назначен членом Финансовой Комиссии ВКЛ в роли её финансового уполномоченного в Гродно.

В 1787 году после смерти отца Михал Клеофас вернулся в Варшаву и принял участие в работе исторического Четырёхлетнего сейма (1788-1791), завершившегося принятием Конституции 3 Мая 1791 г. В это время Огинский в своей политической ориентации окончательно определился как сторонник Станислава Августа Понятовского. В августе 1789 года король присвоил ему почётное звание мечника литовского и наградил наивысшим государственным орденом Белого Орла. Огинскому в это время было всего 24 года! Годом ранее он стал также кавалером ордена Св. Станислава.

Блестящее начало карьеры Михал Клеофас вскоре подкрепил женитьбой. 17 мая 1789 года он вступил в брак с Изабеллой Лясоцкой (1764-1852), единственной дочерью Цехановского воеводы Антония Лясоцкого. Брачное торжество состоялось в имении Лясоцких, Бжезинах.

Вскоре после этого сейм назначил Огинского чрезвычайным послом и полномочным министром Речи Посполитой в Голландии, где находились зарубежные дипломатические представительства.

Первые композиторские пробы относятся именно к этому периоду. Свой первый полонез Огинский написал в 1791 году в Варшаве. Он был коротким, но современники находили в нём простоту, хороший вкус и предсказывали автору большое будущее в жанре полонезов. Это вдохновило юного автора на новые композиторские опыты.

Имущественное положение Огинского требовало его присутствия в ВКЛ. Земли Огинских под Минском и Мстиславлем после Первого раздела Речи Посполитой оказались под властью России и на них был наложен секвестр. Кроме этого, Михала Клеофаса ожидала финансовая сделка с Михалом Казимиром Огинским (1730-1800), Великим литовским гетманом и дальним родственником, который в это время находился в эмиграции в Париже из-за своих антироссийских политических взглядов.

Михал Казимир предложил Михалу Клеофасу вступить во владение его уцелевшими от конфискации имениями на территории ВКЛ (с обязательством выплатить 8-миллионные долги гетмана), усмотрев в молодом и влиятельном родственнике заслон от наседающих кредиторов.

В 1792 году в Санкт-Петербурге, во время хлопот, связанных с этим делом, Огинский получил закулисное предложение от «серых кардиналов» Екатерины ІІ – Платона Зубова и Шимона Коссаковского: уговорить дядю, Михала Казимира, отречься от гетманской должности в пользу екатерининского ставленника Коссаковского, в обмен на согласие императрицы вернуть ему утраченные земли. Находясь в безвыходном положении, Михал Клеофас согласился и был за своё согласие вознаграждён должностью Великого литовского подскарбия.

Возвратившись в Варшаву, он первоначально намеревался отказаться от этой должности, но под влиянием российского посла в Польше Сиверса согласился и был официально назначен на эту должность 7 мая 1793 года. Таким образом, Михал Клеофас Огинский вошёл в историю как последний министр финансов ВКЛ.

Летом и осенью 1793 года в Гродно сейм Речи Посполитой, который должен был официально утвердить Второй раздел страны. Сейм проходил под прицелом российских пушек и политическим давлением России. М.К. Огинский принимал в нём участие и вынужден был в числе других поставить свою подпись под этим историческим документом.

Политические решения сейма вызвали чувство большого сожаления в душе Михала Клеофаса, и он решил эмигрировать из страны. Возвращаясь из Гродно вместе с королём через своё имение Соколов-Подляский, он доверился ему в этом намерении. Король не смог отговорить Огинского, но в начале 1794 года всё же упросил его вернуться и приступить к обязанностям великого литовского подскарбия. Никто не знал, что до начала национально-освободительного восстания под руководством Тадеуша Костюшко оставался один месяц.

В ночь с 22 на 23 апреля 1794 г. в Вильно вспыхнуло кровопролитное восстание под руководством Якуба Ясинского. Был создан Временный Совет восстания. Огинский вошёл туда в качестве депутата Комиссии порядка. Он добровольно отказался от должности Великого литовского подскарбия и своего княжеского звания, предпочитая революционное обращение «гражданин».

Первый партизанский поход Огинского начался 12 июня 1794 года. Целью его было распространить восстание на территорию Минской губернии, где находились обширные имения Огинских, и пополнить отряд крепостными крестьянами, предварительно отпустив их на волю.

Поход не увенчался успехом, так как отряд потерял много людей в стычке с российскими частями под командованием Н. Зубова и Л. Бенигсена. Вскоре руководитель восстания Т.Вавжецкий направил Огинского в Варшаву к Тадеушу Костюшко с рапортом о событиях в Литве.

29 июня Огинский прибыл в лагерь Костюшко и вместе с отказом поддержать виленских повстанцев живой силой получил от него совет «учинить партизанскую диверсию» в Динабурге (сегодняшний Даугавпилс).

В свой второй поход Огинский отправился 1 августа 1794 года через территорию Браславщины. Повстанцы были плохо вооружены и не обучены. Но даже в таком виде отряд имел психологическое преимущество над врагом. Однако в середине августа до повстанцев дошла весть о захвате российскими войсками Вильно. Это делало дальнейшую борьбу бессмысленной, и Огинский с группой бойцов прорвался к Варшаве, которая в это время оборонялась от войск Суворова.

Десятого октября в плен был взят Тадеуш Костюшко. 4 ноября российская армия начала штурм восточного предместья Варшавы, во время которого погибли многие боевые соратники Огинского. Во время этого боя Михал Клеофас находился вместе с боевым отрядом на юге от Варшавы. Узнав о взятии столицы, уцелевшие повстанцы начали искать пути выхода за границу.

Огинскому удалось оформить документы на имя шляхтича Михаловского и пробраться в Вену, где в то время жила его жена. Оттуда супруги отправились в Венецию, и здесь они получили письмо полководца А. Суворова, в котором тот от имени Екатерины ІІ предлагал Михалу Клеофасу вернуться на родину, так как российские власти были заинтересованы в сотрудничестве с ним, как с видным государственным деятелем. К письму был приложен российский паспорт и сообщение, что до получения согласия Огинского ни польские, ни литовские его имения конфискованы не будут.

Михал Клеофас без колебаний отклонил предложение Екатерины ІІ. Этим отказом он добровольно приговорил себя к семи годам жизни на чужбине, в течение которых принимал участие в эмигрантском движении за возрождение Речи Посполитой.

В августе 1795 года Огинский был назначен посланником от польских эмигрантских организаций в Константинополь для тайных переговоров с правящими турецкими кругами с тем, чтобы склонить Турцию к войне с Россией.

В Константинополе Огинский встретился с представителем правительства Турции князем Маруцци, который посоветовал подождать подходящего момента. Ожидание составило шесть месяцев. В это время Михал Клеофас наблюдал и описывал жизнь местного населения, нашел для себя фортепиано для занятий музыкой и начал изучать турецкий язык. Отсюда он написал письмо генералу Бонапарту в Италию, пытаясь привлечь его внимание к польскому вопросу.

Попутно Огинскому стало известно, что за ним следят российские дипломаты и его корреспонденция тайно передаётся российскому послу в Турции, князю Кочубею. Тем временем произошла смена турецкого правительственного кабинета. Стало ясно, что миссия Огинского закончилась неудачей, поскольку новое правительство было настроено на сотрудничество с Российской империей.

Михал Клеофас уехал из Константинополя 4 ноября 1796 г. под именем французского купца Мартена. В дороге он узнал о смерти Екатерины ІІ и освобождении новым российским императором, Павлом І, Тадеуша Костюшко и других повстанцев из тюремного заключения.

Прибыв в Париж в феврале 1797 года, Огинский представил руководителям польских эмигрантских группировок отчёт о своей миссии в Турции. Как пишет он сам в мемуарах, две эмигрантские коалиции имели между собой серьезные разногласия по политическим вопросам и примирить их Огинскому не удалось.

В тот момент Огинский был единственным представителем польской эмиграции, которого готовы были принимать в Директории. Благодаря этому обстоятельству он несколько раз встретился с французским премьер-министром Делакруа. В этих беседах возник план вооружённого марша польских эмигрантских легионов из Италии в Галицию для освобождения утраченной Родины при материальной поддержке Франции. Однако этим планам не суждено было осуществиться. Убедившись, что никаких результатов не будет, Огинский на некоторое время уезжает в Бельгию, где отдыхает несколько недель, посещая оперу, балет и лекции по химии и французской литературе.

Вернувшись в Париж, Огинский 2 декабря 1797 года познакомился с генералом Бонапартом, с которым до этого общался по переписке. Бонапарт в беседе высоко отозвался о мужестве польских солдат, благосклонно прослушал «Марш для Легионов» в исполнении Огинского, но ничего не пообещал. Впереди у него был двухлетний захватнический поход в Египет, осуществление государственного переворота и установление единоличной власти во Франции. Министр иностранных дел Франции Талейран открыто посоветовал Огинскому вернуться на родину, пообещав свою поддержку.

Родовое имение жены в Бжезинах находилось в это время под прусской оккупацией. Для получения разрешения посетить имение тестя Огинский должен был испросить согласия прусских королевских властей. Как частное лицо Михал Клеофас был приветливо принят в Берлине королём. Разрешение поселиться в Бжезинах выхлопотала его жена Изабелла при поддержке принца Вильгельма Оранского.

Первого июля 1798 года Михал Клеофас приехал в Бжезины и увидел жену после трёх лет разлуки. В конце этого года на свет появился первый сын Огинских Тадеуш Антоний (1798-1844), а в 1801 – второй сын, Франтишек Ксаверий (1801-1848). Перед семьёй остро встали материальные проблемы, решить которые Огинскому было возможно только вернув хотя бы часть конфискованных собственных земель на территории, отошедшей под всласть российской короны.

Третьего марта 1799 года Огинский обратился к российскому императору Павлу І с просьбой о разрешении вернуться в Литву, – и получил отказ. Повторная просьба была удовлетворена лишь в 1801 году императором Александром І.

В конце 1801 года Михал Клеофас Огинский получил необходимые документы и выехал в Санкт-Петербург. Жена, Изабелла Огинская осталась в Польше, не желая подвергать малолетних детей испытаниям житейской неопределённостью. В 1802 году она получила уведомление о расторжении брака с Михалом Клеофасом. Причиной развода стала, скорее всего, его неожиданная страстная влюблённость в итальянскую красавицу Марию Нери, вдову жмудского магната и костюшковского повстанца Каэтана Нагурского.

Александру І нужны были авторитетные деятельные люди из недавно присоединённых западных губерний, чтобы использовать их для нейтрализации там недовольства. Огинскому были возвращены имения, хоть и обременённые большими долгами, которые император пообещал выплатить из государственной казны. В 1804 году царским указом Михалу Клеофасу были возвращены также земли Михала Казимира Огинского, – родовое поместье Залесье, расположенное недалеко от Молодечно.

Князь Михал Клеофас Огинский прожил в Залесье с различными интервалами 20 лет. Здесь он написал большую часть своих фортепианных произведений, а также подготовил к изданию 4-томные «Мемуары о Польше и поляках», изданные впоследствии в Париже его секретарём Леонардом Ходько. В это время Михал Клеофас стал широко известен не только как композитор, произведения которого пользовались большой популярностью, но и как общественный деятель, председатель Первого отделения Виленского благотворительного общества, президент Виленского топографического общества, Почётный член учёного совета Виленского университета.

В 1807 году, после заключения Тильзитского мира, Александр І поручил Огинскому частные переговоры с Наполеоном, касающиеся созданного им на захваченной польской территории Герцогства Варшавского. Подобные переговоры Огинский провёл также в 1809 году. В 1810 году Огинский получил от Александра Первого титул тайного советника и стал сенатором Российской империи.

В апреле 1811 года М.К. Огинский получил от Александра Первого поручение подготовить проект автономии пограничных западных губерний: Виленской, Гродненской, Витебской, Минской, Могилёвской, Киевской, Подольской и Волынской, а также Белостокского и Тернопольского округов. Вскоре Михал Клеофас подал на рассмотрение монарха свой «Мемориал» – памятную записку, в которой подчёркивал неоспоримые выгоды для Российского государства от предоставления автономии Великому княжеству Литовскому. Император пообещал: «Одно их двух: либо я в результате войны создам Королевство Польское, либо, если войны не будет, приведу в исполнение ваш великий план относительно Литвы».

К началу 1812 года Огинский подготовил проект будущей Конституции ВКЛ, в которой предусматривались создание двухпалатного сейма и постепенная ликвидация крепостного права в течение десяти лет. Однако осуществлению планов помешала война с Наполеоном.

После окончания войны российский монарх, получивший имя Александр Победитель, в ноябре 1815 года встретился в Вильно с представителями литовской шляхты. После неё Огинский окончательно понял бесперспективность своей заветной мечты о воссоздании ВКЛ и принял решение уйти из политики. Он стал больше проводить времени в Залесье, которое за время его пребывания стало культурным центром белорусско-литовских территорий. Огинский продолжает сочинять музыку, часто встречается с профессорами и студентами Виленского университета и принимает участие в заседаниях масонских лож.

Современные историки не сомневаются в том, что Михал Клеофас Огинский являлся вольным каменщиком, хотя письменных документов, неоспоримо подтверждающих этот факт, в настоящий момент не найдено. Однако вполне достаточно имеющегося документального подтверждения, что масоном являлся ближайший товарищ, друг детства Огинского, писатель Ян Ходько-Борейко, родом из Залесья, который стал Магистром первой минской ложи «Северный факел». Его племянник, Леонард Борейко, который в период с 1819 по 1826 годы был личным секретарем и доверенным лицом Огинского, также являлся вольным каменщиком, активно принимавшим участие в работах масонских лож Англии и Франции.

Кроме этого, нет сомнения в том, что дипломат, который вел секретные переговоры между российским императором, масоном Александром Первым и императором Франции, масоном Наполеоном Бонапартом, также должен быть масоном. По всей видимости, Огинский был инициирован в масонство на территории Франции, во время своего пребывания в Париже, которое совпало с периодом бурного развития масонского движения среди французских дипломатов и аристократов.

Резкое охлаждение Александра Первого к вольным каменщикам и запрет на работу масонских лож на территории Российской империи с 1 октября 1821 года, как полагают историки, послужили причиной решения Огинского покинуть страну. В 1822 году он направил царю просьбу о долгосрочном отпуске, мотивируя её необходимостью длительного лечения. Ещё одной причиной отъезда послужило охлаждение семейных отношений. Император дал разрешение на отъезд. Решение уехать оказалось весьма своевременным, – в 1823 году по «делу филаретов» было арестовано множество близких друзей Огинского, в том числе Ян Ходько-Борейко.

Летом 1822 года семья Огинских выехала из Залесья, – сначала в Париж, а затем – во Флоренцию, где Михал Клеофас провёл в одиночестве последние 10 лет своей жизни. Пятнадцатого октября 1833 года он умер в доме Мариони на улице Торнабуони.

Дочь Михала Клеофаса Эмма вместе с мужем И. Бжостовским первоначально похоронила своего отца на монастырском кладбище при храме Санта Мария Новелла. Позднее прах Огинского был перенесён в крупнейший флорентийский храм-усыпальницу Санта Кроче, где покоятся около 300 выдающихся деятелей политики, науки и культуры, в том числе Леонардо да Винчи, Галилео Галилей и Николо Макиавелли.

Надпись на памятнике из белого каррарского мрамора гласит:

«Здесь похоронен Михал Огинский, из Литовской земли,
происходящий из старой аристократии,

сенатор империи,

досточтимый советник при всероссийском императоре, короле польском и т.д.

Он был талантлив, образован,

мастер в музыке,

французском, немецком, итальянском языках,

оратор, писатель, необычайной эрудиции,

после вынужденного скитания по европейским странам,

а также много сделав для Флоренции,

умер в возрасте около 68 лет,

похоронен в октябре года Господня 1833.

Вечная ему память»

Сегодня память о выдающемся композиторе, политическом, общественном и культурном деятеле, представителе древнего княжеского рода Михале Клеофасе Огинском возвращается в Беларусь.

Представитель ретовской ветви литовско-польского княжеского рода Огинских (Рюриковичи) герба «Брама», единственный сын воеводы трокского Анджея Игнацы Огинского (1740-1787) и Паулины Шембек (ум. 1797), внук воеводы трокского Тадеуша Франтишека Огинского.

Детство

Михаил Клеофас вырос в высокообразованной дворянской семье. Его дядя, великий гетман литовский Михаил Казимир Огинский, был не только государственным деятелем и военным, но и большим любителем искусства, в частности - музыки и поэзии, и потому играл на нескольких инструментах, сам сочинял оперы, полонезы, мазурки, песни. Михаил Казимир усовершенствовал конструкцию арфы и даже стал автором статьи об арфе в Энциклопедии Дидро. Молодой Михаил Клеофас часто приезжал в резиденцию дяди в Слониме, там был театр с оперной, балетной и драматической труппами, оркестр, ставились польские, итальянские, французские и немецкие оперы. Его дядю характеризуют как истинного деятеля эпохи Просвещения, который, в частности, организовал детскую школу.

Михаилу Клеофасу игру на фортепиано преподавал Осип Козловский, придворный музыкант семейства Огинских, затем Джованни Джорновики учил его игре на скрипке, позднее он совершенствовался в Италии у Дж. Б. Виотти и П. М. Ф. Байо.

Политический деятель

Политической деятельностью занялся в 1789 году.

С 1790 года посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 года - в Великобритании, в 1793-1794 - казначей Великого княжества Литовского. В 1794 году участвовал в восстании за восстановление независимости Речи Посполитой во главе сформированного им батальона егерей. После поражения восстания эмигрировал в Константинополь, где стал активным деятелем эмиграции, затем переехал в Париж. В Париже контактировал с Талейраном и французской директорией с целью восстановления независимости Речи Посполитой.

После ослабления надежд на восстановление независимости и объявленной амнистии в 1802 году вернулся в Россию и поселился в имении Залесье, где построил усадьбу и заложил парк (сейчас это территория Сморгонского района Белоруссии). В 1807 году встречается с Наполеоном в Италии.

В 1810 году Огинский переезжает в Санкт-Петербург и становится сенатором Российской империи, активно занимается политикой. В 1810-1812 годах - доверенное лицо императора Александра I. Предлагает последнему проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, известный под названием план Огинского, который, однако, был отвергнут.

В 1817 году Огинский переезжает в Вильну. В 1823 году пошатнувшееся здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.

Композитор

Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он написал многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной» (польск. Pożegnanie Ojczyzny), более известный как полонез Огинского. Ряд исследователей также приписывали Огинскому музыку польского гимна Jeszcze Polska nie zginęła. Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.

В эмиграции композитор продолжил свою творческую деятельность. С именем Наполеона связана единственная опера Огинского «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799).

Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы (полонезы и мазурки), а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Семья

Был дважды женат. В 1789 году первым браком женился на Изабелле Лясоцкой (1764-1852), с которой развелся в 1803 году, вторично женившись на Марии де Нери (1778-1851). Дети:
  • Тадеуш Антоний (1798-1844)
  • Франтишек Ксаверий (1801-1873)
  • Амелия (1803-1858), жена с 1826 года Кароля Теофила Залуского (1794-1845), внебрачного сына О. А. Игельстрома
  • Иреней Клеофас (1808-1863/1870), гофмейстер
  • Эма (1810-1871), 1-й муж с 1827 года Ипполит Бжостовский, 2-й муж Высоцкий
  • Ида (1813-1864)

Память

В 1994 году была выпущена почтовая марка Белоруссии, посвященная Огинскому.
В белорусском городе Молодечно установлен памятник Михаилу Огинскому.
Музыкальное училище в Молодечно носит имя Огинского.
В 2011 году имя Огинского получила улица в белорусском городе Гродно.
Его имя носит улица в Ждановичах - ближайшем пригороде Минска.
С 2008 года в польском городе Ивонич-Здруй проводится ежегодный фестиваль классической музыки им. Огинского (Festiwal im. Księcia Michała Kleofasa Ogińskiego).
В 2011 году Национальный банк Республики Беларусь выпустил золотую монету «Михаил Клеофас Огинский».
12 декабря 2013 в белорусском городе Молодечно состоялась премьера оперы «Михал Клеофас Огинский. Неизвестный портрет», посвященной жизни композитора.
25 сентября 2014 года состоялось торжественное открытие усадьбы-музея Огинского в деревне Залесье (Сморгонский район).
250-летие со дня рождения Огинского внесено ЮНЕСКО в список знаменательных дат 2015 года.
В 2015 году Банк Литвы выпустил серебряную монету «Mykolas Kleopas Oginskis», в честь его 250-летия. В 1991 году, после провозглашения независимости и образования государства - Республики Беларусь было предложено объявить полонез «Прощание с Родиной» («Полонез Огинского») национальным белорусским гимном. К мелодии полонеза был написан стихотворный текст. Однако это предложение в Парламенте РБ было заблокировано коммунистами.

Польский, белорусский и российский политический деятель, известный композитор, граф.


Политической деятельностью занялся в 1789 году. С 1790 года посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 - в Англии, в 1793-1794 -казначей ВКЛ. В 1794 году участвовал в белорусско-польском восстании во главе сформированного им батальона егерей. После поражения восстания эмигрировал в Константинополь, где становится активным деятелем белорусско-польской эмиграции, затем переехал в Париж. В Париже контактировал с Талейраном и французской директорией с целью восстановления независимости Речи Посполитой. После ослабления надежд на восстановление независимости и объявленной амнистии в 1802 вернулся в Россию и поселился в деревне Залесье на территории современного Сморгонского района (Беларусь). В 1807 году встречается с Наполеоном в Италии. В 1810 году Огинский переезжает в Петербург и становится сенатором Российский империи, активно занимается политикой. В 1810-1812 годах - доверенное лицо императора Александра I, Предлагает последнему проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, который, однако, был отвергнут.

В 1817 году Огинский переезжает в Вильнюс. В 1823 году пошатнувшееся здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.

Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной» (i) (полонез Огинского) (польск. Pozegnanie Ojczyzny). Ряд исследователей также приписывает Огинскому музыку польского гимна (Jeszcze Polska nie zginęła). Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.

В эмиграции композитор продолжает свою творческую деятельность. С именем Наполеона связана единственная опера Огинского «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799).

Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы -полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Михал-Клеофас Огинский: «Я - не профессионал в музыке…»

Михал-Клеофас Огинский (1765-1833) по роду своих занятий был дипломатом и политическим деятелем, но с ранней юности увлекался музыкой, прекрасно играл на многих музыкальных инструментах, особенно хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни, оперы. Полонезы Огинского - известного дипломата и популярного композитора - в начале XIX века звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались большой популярностью за границей. Родился Михал-Клеофас в имении Гузове под Варшавой, но сам подтверждал белорусское, или как тогда говорили, литвинское происхождение своего рода. Семья Михала-Клеофаса принадлежала к высшим аристократическим кругам. Его отец Анджей Огинский (1740-1787) был сенатором и послом Речи Посполитой в Петербурге, Вене и Берлине, а родился в имении Тадулино под Витебском. И это было не случайно, потому что Витебщина со второй половины XVII и на протяжение всего XVIII века была одним из центров проживания представителей рода Огинских, которые в то время по своему благосостоянию и влиянию на политическую жизнь Речи Посполитой могли сравниться только с князьями Радзивиллами.

Когда Михалу-Клеофасу было 7 лет, его отца назначили чрезвычайным послом Речи Посполитой в Вене, и семья переехала туда. Однако уже через год мать вместе с мальчиком вернулась в Гузов и с этого времени началось его систематическое обучение. Вместе с французом-гувернером он изучал иностранные языки, гуманитарные и точные науки. Для занятий музыкой к Михалу-Клеофасу был приглашен тогда еще молодой 16-летний уроженец Беларуси, а в будущем крупнейший композитор Осип Козловский, который обучал мальчика игре на клавире и скрипке, а также теории, истории музыки и композиции. Вместе с Козловским Михал-Клеофас посещал в Слониме резиденцию своего более старшего по возрасту родственника известного мецената, композитора, скрипача, арфиста и кларнетиста Михала-Казимира Огинского. Эти визиты оказали на юношу большое впечатление и укрепили склонность к музыке.

Получив прекрасное домашнее образование и продолжив его в Варшаве изучением математики, каллиграфии, романских языков и творчества античных писателей, уже в возрасте 19 лет Михал-Клеофас Огинский сделал блестящую политическую карьеру - стал депутатом сейма. Позднее он был назначен государственным казначеем - великим подскарбием Великого Княжества Литовского (ВКЛ). В возрасте 23 лет он удостаивается ордена Белого Орла. Когда внутренняя и внешняя политика Речи Посполитой особенно осложняются, Михал-Клеофас становится дипломатом и в 1790 году по поручению короля в качестве чрезвычайного посланника выехал в Голландию, а затем со специальным дипломатическим заданием - в Лондон. Интересно, что приехав в Лондон и открыв утренние газеты, Михал-Клеофас прочитал следующее: «Граф М. К. Огинский, направленный королем Польской республики с особо важной миссией в Лондон, по пути из Кале в Дувр попал с семьей в кораблекрушение. Спастись никому не удалось». Это была первая легенда подобного рода об Огинском, потом он еще не один раз прочитает в газетах о своей смерти. Наиболее распространенной версией его гибели станет та, что композитор застрелился из-за несчастной любви на балу в то время, когда оркестр исполнял его знаменитый полонез «Прощание с Родиной». В Париже даже выйдет альбом полонезов Огинского, на обложке которого будет нарисован композитор с приставленным к виску пистолетом и беззаботной парой танцоров рядом. «Ничего так не удивляло и не потешало меня, - писал позднее Михал-Клеофас, - как этот экземпляр». В Германии же его полонез был издан под сенсационным названием «Полонез смерти».

Однако все это еще будет впереди, а пока постепенно главные интересы Михала-Клеофаса концентрируются на музыке и истории. Вернувшись из дипломатических путешествий, он создает свой первый полонез. Позднее он об этом писал: «Осенью 1792 года я создал, точнее сказать, сымпровизировал этот полонез в Варшаве, когда впервые испытал чувство, вызванное любовью, которое продолжалось недолго. Чувство было тихое, спокойное и счастливое (…) Мой второй полонез привлек больше внимания. Знатоки предсказывали, что я произведу реформу, развивая модуляцию в полонезах, которые в нашей стране популярны лишь как светские танцы, что в полонезах можно сохранить национальный характер, воплощая в них певучесть, выразительность, вкус и чувство».

В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огинский - горячий его сторонник. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого он заявил: «Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь». На свои средства он сформировал большой вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб Огинских он заменил щитом с девизом: «Свобода. Стойкость. Независимость». В одном из писем жене - Изабелле Огинской - он просил ее быть бережливой, поскольку деньги нужны для восстания, для содержания отряда. Письмо он адресовал не «княгине», а «гражданке». Себя называл гражданином и солдатом революции.

Михал-Клеофас был начальником повстанцев Вилкомирского, Свенцянского и Браславского уездов. С тысячей кавалеристов и полутора тысячами пехотинцев он напал на Динабургскую крепость. Однако нападение не удалось.

В это время востребованными оказываются не только ум и храбрость Огинского, но и его искусство. «Для своего отряда я написал марш на свои слова. Этот марш с того времени исполняли и многие другие поляки. Я писал также военные патриотические песни, имевшие успех среди товарищей по оружию, возбуждавшие героизм, энергию и энтузиазм», - писал позднее Михал-Клеофас.

Самоотверженные и трагические дни восстания завершились в ноябре 1794 года. Генерал Костюшко был тяжело ранен, почти всё Великое Княжество Литовское включено в состав Российской империи, только небольшая часть земель за Неманом досталась Прусскому королевству. Тайная полиция Габсбургов начала пристально следить за Огинским, взявшим другую фамилию. Вместе с женой он был вынужден эмигрировать в Италию. Некоторое время он прятался в Риме. Прибыв в Неаполь, в первый же вечер он пошел в оперный театр Сан Карло - куда же еще?! Там из-за своей близорукости он не заметил в толпе зрителей русского посла, с которым был знаком. Посол узнал князя, и, зная, что ему придется сообщить о местоположении Огинского русской императрице, через третьих лиц предупредил его о грозящей опасности. Огинский уехал в Константинополь, потом на его пути - Париж, Гамбург, Венеция и Варшава. Он по-прежнему думал о возрождении своей Родины, о восстановлении ВКЛ и рассчитывал на помощь в этом Наполеона Бонапарта, в честь которого даже написал оперу «Зелис и Валькур, или Бонапарт в Каире».

Возвращение на Родину оказалось возможным только после амнистии, последовавшей в 1802 году. Михалу-Клеофасу была даже возвращена большая часть поместий. В 1810 году дворянство Виленской и Гродненской губерний решило направить к царю представителя для совещания по экономическим и административным делам края. Этим представителем был избран Михал-Клеофас Огинский. Эту кандидатуру поддержал и генерал-губернатор Михаил Илларионович Кутузов. По его мнению, князь Огинский был достоин императорской милости, несмотря на то, что по образу своих мыслей раньше и являлся врагом России. Император Александр I в июне 1810 года принял Огинского и позже назначил его своим тайным советником и сенатором. Михал-Клеофас вошел в высшие круги русской знати. В Петербурге его, известного политического деятеля, дипломата и популярного композитора, желали видеть в аристократических салонах. Здесь же он встретил и своего бывшего учителя музыки Осипа Козловского, который теперь был руководителем музыкальной жизни не только царского двора, но и всей столицы. (Осип Козловский сочинил музыку праздничного полонеза с хором «Гром победы, раздавайся» на торжество, данное князем Потемкиным в честь Екатерины II в Таврическом дворце. Это произведение вскоре стало гимном Российской империи).

Сразу после возращения из эмиграции Михал-Клеофас поселился в имении Залесье недалеко от Сморгони, расположенном на половине пути из Минска в Вильно. Здесь он жил на протяжение 20 лет и превратил свое имение в настоящий культурный центр, жизнь которого была насыщена музыкальными событиями. В Залесье Михал-Клеофас построил новый дворец в классическом стиле по проекту профессора архитектуры Виленского университета Михаила Шульца и разбил парк с оранжереей. Современники называли Залесье «Северными Афинами». Из Петербурга сюда приезжал Осип Козловский, а также многочисленные музыканты и исполнители. Здесь бывали и поэты, писатели, а также ученые Виленского университета, почетным членом ученого совета которого был избран Огинский. (Следует отметить, что на его средства пополнялись исторические и естественнонаучные коллекции, он подарил университету телескоп и два микроскопа).

Все переживания, надежды, сомнения прожитых лет Огинский поверял друзьям и музыке. Сегодня известно около 60 его фортепианных и вокальных произведений, в том числе 26 полонезов, 4 марша, 3 мазурки, галоп и менуэт. Однако у Михала-Клеофаса было также много неопубликованных или изданных небольшими тиражами произведений, которые еще не найдены. По словам белорусского музыковеда и историка музыки Ольги Дадиомовой, на формирование музыкальных вкусов Михала-Клеофаса Огинского, «несомненно, повлияли впечатления, полученные в разных странах, однако его творчество наиболее близко славянскому музыкальному искусству. Эта общность проявилась и в образном содержании, и в музыкальном языке его произведений, и в жанровой их направленности».

О процессе создания своих произведений, для которого были характерны черты спонтанности и импровизации, сам Огинский писал: «Мне никогда не приходила в голову мысль создать совершенную и научную композицию и посвятить ей много времени. Эмоциональный порыв, чувство любви или дружбы, волнение, а иногда и боль или глубокая печаль диктовали мне характер звуков и модуляций, которые рисовали все эти эмоциональные переживания и правдиво очерчивали состояние моей души. Мне редко приходилось вносить изменения в мою первую импровизацию».

При всей своей музыкальной одаренности Михал-Клеофас не считал себя профессионалом в музыке и подчеркивал любительский характер своего творчества. Так, в своих «Письмах о музыке» он писал: «Все, что я имею, это хорошее ухо, глубокое чувство гармонии и вкус, которые я воспитал в себе, слушая и часто занимаясь хорошей музыкой. Если мне удалось несколько раз сочинить какие-то мелочи, отмеченные похвалами любителей музыки и знаменитыми артистами, если они пару раз взволновали чувствительное сердце… - я не могу это приписать ни выдающимся способностям, которых я никогда не имел, ни глубокому знанию музыки».

Жизнь Михала-Клеофаса оборвалась во Флоренции, где он жил последние 10 лет. Умер он 15 октября 1833 года в доме № 1014 на улице Легнаоли в окружении своей семьи - второй жены-итальянки и четверых детей. Но, по мнению его современников, так тихо не мог уйти из жизни человек, уже при жизни ставший легендой. И тогда возникла еще одна легенда о смерти Огинского. Согласно ей, жизнь князя оборвалась трагически. Когда близкие подошли к композитору, который долго стоял у перил террасы особняка, то увидели, что в его груди торчит кинжал…

Михала-Клеофаса похоронили на монастырском кладбище около храма Санта Мария Новелла. Спустя некоторое время останки композитора были перенесены в костел Санта Кроче, в пантеон, где покоятся Микеланджело, Макиавелли, Галилей.

Жизненный путь польского композитора М. Огиньского похож на увлекательную повесть, изобилующую внезапными поворотами судьбы, теснейшим образом связанной с трагической судьбой его родины. Имя композитора было окружено ореолом романтики, еще при жизни о нем возникало множество легенд (так, он не раз "узнавал" о собственной смерти). Музыка Огиньского, чутко отразившая настроения времени, многократно усиливала интерес к личности ее автора. Композитор обладал и литературным талантом, он - автор "Мемуаров о Польше и поляках", статей о музыке, стихов.

Огиньский рос в высокообразованной дворянской, семье. Его дядя Михал Казимеж Огиньский - великий гетман Литвы - был музыкантом и поэтом, играл на нескольких инструментах, сочинял оперы, полонезы, мазурки, песни. Он усовершенствовал арфу и написал статью об этом инструменте для "Энциклопедии" Дидро. В его резиденции Слоним (ныне территория Белоруссии), куда часто приезжал молодой Огиньский, был театр с оперной, балетной и драматической труппами, оркестр, ставились польские, итальянские, французские и немецкие оперы. Истинный деятель эпохи Просвещения, Михал Казимеж организовал школу для местных ребят. Такая обстановка создала благоприятную почву для развития разносторонних способностей Огиньского. Его первым музыкальным учителем был тогда еще молодой О. Козловский (служивший у Огиньских придворным музыкантом), впоследствии выдающийся композитор, внесший значительный вклад в польскую и русскую музыкальную культуру (автор знаменитого полонеза "Гром победы, раздавайся"). Игре на скрипке Огиньский обучался у И. Ярновича, а затем совершенствовался в Италии у Дж. Виотти и П. Байо.

В 1789 г. начинается политическая деятельность Огиньского, он - польский посол в Нидерландах (1790), Англии (1791); возвратившись в Варшаву, занимает пост казначея Литвы (1793-94). Казалось, ничто не омрачает блестяще начатую карьеру. Но в 1794 г. вспыхивает восстание Т. Костюшко за восстановление национальной независимости страны (польско-литовское королевство Речь Посполитая было разделено между Пруссией, Австрией и Российской империей). Будучи страстным патриотом, Огиньский примыкает к восставшим и активно участвует в борьбе, а все свое имущество отдает "в дар родине". Марши и боевые песни, созданные композитором в эти годы, получили большое распространение и были популярны среди повстанцев. Огиньскому приписывается песня "Еще Польша не погибла" (ее автор точно не установлен), которая впоследствии стала национальным гимном.

Поражение восстания вызвало необходимость покинуть родину. В Константинополе (1796) Огиньский становится активным деятелем в среде эмигрировавших польских патриотов. Теперь взоры поляков с надеждой устремлены к Наполеону, который многими воспринимался тогда как "генерал революции" (Л. Бетховен намеревался посвятить ему "Героическую симфонию"). С прославлением Наполеона связано возникновение единственной оперы Огиньского "Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире" (1799). Годы, проведенные в путешествиях по Европе (Италия, Франция), постепенно ослабляли надежду на возрождение независимой Польши. Амнистия Александра I (в том числе возврат имений) позволила композитору приехать в Россию и поселиться в Петербурге (1802). Но и в новых условиях (с 1802 г. Огиньский был сенатором Российской империи) его деятельность была направлена на улучшение положения родины.

Активно участвуя в политической жизни, Огиньский не мог много времени уделять сочинению музыки. Кроме оперы, боевых песен и нескольких романсов основную часть его небольшого наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы - полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы. Особенно прославился Огиньский своими полонезами (более 20). Он перрый стал трактовать этот жанр не как чисто танцевальный, а скорее как лирическую поэму, самостоятельную в своем выразительном значении фортепианную пьесу. Решительный боевой настрой соседствует у Огиньского с образами грусти, меланхолии, отразившими носящиеся в воздухе того времени сентименталистские, предромантические настроения. Четкий, упругий ритм полонеза соединяется с плавными вокальными интонациями романса-элегии. Некоторые полонезы имеют программные названия: "Прощание, Раздел Польши". Огромной популярностью и по сей день пользуется полонез "Прощание с родиной" (1831), сразу, с первых же нот создающий атмосферу доверительного лирического высказывания. Поэтизируя польский танец, Огиньский открывает путь великому Ф. Шопену. Его произведения издавались и исполнялись по всей Европе - в Париже и Петербурге, Лейпциге и Милане, и, конечно, в Варшаве (с 1803 г. выдающийся польский композитор Ю. Эльснер регулярно включал их в свой ежемесячник - сборники произведений отечественных композиторов).

Пошатнувшееся здоровье заставило Огиньского покинуть Петербург и последние 10 лет жизни, провести в Италии, во Флоренции. Так завершилась богатая разнообразнейшими событиями жизнь композитора, стоявшего у истоков польского романтизма.


Самое обсуждаемое
Разработка урока Разработка урока "История создания и жанр романа М
Развитие Души и её парапсихических способностей (теория и практика) Развитие Души и её парапсихических способностей (теория и практика)
Античные философы о роли женщины в греческом обществе Особенности женской философии Античные философы о роли женщины в греческом обществе Особенности женской философии


top