Фонвизин интересные факты из жизни презентация. Презентация по литературе на тему "Д.И.Фонвизин. Комедия "Недоросль" (8 класс). Последние годы жизни

Фонвизин интересные факты из жизни презентация. Презентация по литературе на тему

Слайд 2

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве. Отец его, помещик, служил в Москве чиновником и отличался прямотой, честностью и неподкупностью.
В 1755 году, как только открылась гимназия при Московском университете, отец отдает Дениса и его брата Павла туда учиться.

Слайд 3

Учился Д. Фонвизин отлично, и в начале 1757 года был представлен попечителю университета Шувалову, жившему в Петербурге. Петербург произвел на мальчика сильное впечатление. Он познакомился с Ломоносовым, видными театральными деятелями и актерами того времени. Особенно поразил Д.И.Фонвизина театр. «Ничто, писал он, - в Петербурге так меня не восхищало, как театр, который я увидел первый раз отроду… Действия, произведённого во мне театром, почти описать невозможно…»

Слайд 4

В 1760 году, окончив гимназию, Фонвизин поступает в Московский университет. В студенческие годы он пишет ряд сатирических произведений: посланий, басен, эпиграмм. По выходе из университета Фонвизин поступает на службу в Коллегию иностранных дел и продолжает интересоваться литературой и театром.

Слайд 5

Перовое литературное творчество

В 1766 году (по другим данным – в 1769 году) Фонвизин написал первую комедию «Бригадир». Он читал эту комедию в писательских кругах и в домах вельмож, приковав к себе и «Бригадиру» всеобщее внимание.

Одна из основных тем комедии – тема низкопоклонства дворянства перед Западом, в частности перед всем французским.

Слайд 6

В самую мрачную пору екатерининского правления, когда шел безудержный грабеж страны, когда сотни тысяч государственных крестьян превращались в крепостных и угнетение крестьянства приняло зверские формы, Фонвизин выступил на борьбу со всем этим злом: он написал свою замечательную комедию «Недоросль». Комедия имела исключительный успех у публики.

Один из современников вспоминает: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Особенное восхищение у зрителей вызвал Стародум, идеи которого были близки передовой части общественности, обратившей внимание на политическое содержание комедии.

Слайд 7

В 1782 году Фонвизин выходит в отставку. Освободившись от службы, он всецело отдается литературной работе. В журнале «Собеседник любителей российского слова» Фонвизин напечатал свои вопросы. Екатерина, принимавшая участие в журнале» ответила на эти «Вопросы». По этим ответам видно, как Екатерина была раздражена смелостью и вольностью автора «Вопросов»…

Слайд 8

Последние годы жизни

В 1788 году Фонвизин предпринимает попытку начать издание журнала, который должен был называться «Друг честных людей, или Стародум», но разрешение на издание журнала не получил.

Фонвизин начал писать воспоминания «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», но не закончил их: смерть прервала работу. Умер Фонвизин 1 декабря 1792 года.

Слайд 9

«Недоросль»

  • Слайд 10

    Главные темы комедии «Недоросль»

    1. Тема крепостного права: Фонвизин говорит о губительном воздействии крепостного права на помещиков и на дворовых.
    2. Тема Отечества и честного служения ему. (Эта тема звучит в речах Стародума и Милона).
    3. Тема воспитания (осмеяние невежества дворян и их детей).
    4. Тема нравов придворной и столичной знати (резкое и гневное обличение развращенности придворного дворянства).

    Слайд 11

    Построение и художественный стиль комедии

    1. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев.
    2. С большой тщательностью и широтой описал Фонвизин не только главных действующих лиц, но и второстепенных.
    3. Фонвизин умело раскрывает душевную жизнь героев, их отношение к людям, их действия. Этой же цели служат в комедии и ремарки, т.е. авторские указания актерам.
    4. В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т.е. стремление к возможно более правдивому изображению жизни.
    5. Язык комедии ярок и меток, некоторые выражения перешли из нее в жизнь на правах «крылатых выражений»: «Не хочу учиться – хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды» и др.

    Слайд 12

    Значение комедии «Ревизор»

    1. Комедия имела большое общественное значение, потому что в ней были подняты очень важные вопросы. В комедии звучал смелый голос передового писателя, который гневно обличал язвы и недостатки жизни того времени, призывал к борьбе с ними.
    2. Комедия рисовала подлинные картины жизни: показывала живых людей, хороших и дурных, призывая подражать первым и бороться с последними.
    3. Она просвещала сознание, воспитывала гражданские чувства, звала к действию.
    4. Велико значение комедии и в истории развития русской драмы. Недаром Пушкин назвал «Недоросль» «народной комедией».
    5. Комедия Фонвизина интересна и в наши дни, не сходит со сценических подмостков.

    Посмотреть все слайды



























    1 из 26

    Презентация на тему: Фонвизин Денис Иванович

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    ФонвизинДенис Иванович (1745-1792)Переводчик, сатирик и драматург.Происходил из дворянского рода. Предки по отцовской линии были обрусевшими немцами, которые честно служили России.Фонвизин рос в большой, дружной семье. Получив образование, служил в Коллегии иностранных дел, считал неограниченную монархию пагубной, мечтал о преобразованиях.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Автор негодует на порок И клеймит его без пощады. П.А.Вяземский. Первой комедией о русских нравах стал «Бригадир». На вопрос, почему в обществе появляются люди, подобные героям «Бригадира», Фонвизин ответил в комедии «Недоросль», где главной стала проблема воспитания.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    № слайда 5

    Описание слайда:

    ЗАДАЧИ АВТОРА1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.3.Выяснить причины, уродующие личность.4.Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших - «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет (для получения образования).5.Обострить основной конфликт времени - конфликт между невежеством и просвещением.6.Вынести на обсуждение тему воспитания.7.Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Первые постановки Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием истории - пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и русского театра.Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И.А.Дмитревский, Правдина - К.И. Гамбуров, Цифиркина - А.М.Крутицкий, Скотинина - С.Е.Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    № слайда 9

    Описание слайда:

    № слайда 10

    Описание слайда:

    № слайда 11

    Описание слайда:

    № слайда 12

    Описание слайда:

    № слайда 13

    Описание слайда:

    № слайда 14

    Описание слайда:

    № слайда 15

    Описание слайда:

    № слайда 16

    Описание слайда:

    Пьеса «Недоросль» является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене последующих веков. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев 18 столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы-крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века - госпожа Простакова, управляющая всем и всеми - в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого не стесняясь она может поколотить, и воспитание сына Митрофана - на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нем: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

    № слайда 17

    Описание слайда:

    Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике - осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие имена (Простаковы, Скотинины, Митрофан - «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья - «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться - хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.Недоросль - молодой дворянин, не достигший совершеннолетия.

    № слайда 18

    Описание слайда:

    № слайда 19

    Описание слайда:

    ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА Возраст героини: хочется назвать ее старой, но Митрофану 16-й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини происходит, вероятно, из-за того, что все ее боятся и никто не любит. Выросла в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования. Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях. Беспощадна к тем, кто в ее власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для нее в жизни - личная выгода. С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им. Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое. Смысл ее жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.

    № слайда 20

    Описание слайда:

    МИТРОФАНУШКАИзбалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим его людям.Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить - не знает любви даже к своим близким.Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться.

    № слайда 21

    Описание слайда:

    ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Невежда без души - зверь. Великий государь есть государь премудрый. Начинаются чины - перестает искренность. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает. Для прихоти одного человека всей Сибири мало. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится. Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения. Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - все болван. Последуй природе, никогда не будешь беден.

    № слайда 22

    Описание слайда:

    Значение комедии Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями - от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы - непреходяще:«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь). «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В.Г. Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль»). Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“, получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано»

    № слайда 23

    Описание слайда:

    № слайда 24

    Описание слайда:

    НЕСООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных персонажей - основное отступление от традиций классицизма. Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права. Каждый персонаж - не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ. Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось. Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает. Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).

    Описание слайда:

    Проблема воспитания и образования молодого поколения в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль» Первоначально задумав пьесу о воспитании дворянского сословия, Д.И.Фонвизин поднимается до обличения самодержавия и крепостничества. Автор недоволен системой образования и воспитания «недорослей» в эпоху Екатерины. Он пришел к выводу, что само зло заключено в крепостнической системе, возлагал надежды на «просвещенную» монархию. «Недоросль» служит важной цели – исправлению пороков общества и воспитанию добродетели.Автор не оставляет надежды на изменение общества к лучшему. К лучшему и призывает нас его бессмертная комедия.

    Д.И ФонвизинДата рождения:
    Место рождения:
    Дата смерти:
    Место смерти:
    3 (14) апреля 1745
    Москва, Российская империя
    1 (12) декабря 1792 (47 лет)
    Санкт-Петербург, Российская
    империя
    Род деятельности:
    знаменитый писатель
    екатерининской эпохи, создатель
    русской бытовой комедии
    Направление:
    классицизм

    Биография

    Д.И. Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в
    Москве, в богатой дворянской семье. Происходил
    из рыцарского рода, вышедшего из Ливонии
    при Иване Грозном, давшего России несколько
    поколений служилых дворян. Фамилия Фон Визен
    писалась в XVIII веке в два слова или через дефис, с
    половины XIX века окончательно установлено
    правописание в одно слово. Первоначальное
    образование получил под руководством своего отца,
    Ивана Андреевича. В 1755-1760 годах Фонвизин
    учился в только что открытой гимназии при
    Московском университете; в 1760 году был
    "произведен в студенты" философского факультета,
    но пробыл в университете всего 2 года.

    Биография

    В студенческие годы, под влиянием некоторых
    профессоров, начинаются и литературные занятия
    Д.И. Фонвизина К этому времени относятся не
    дошедшие до нас оригинальные произведения
    Фонвизина, в которых выразилось его стремление к
    сатире. К годам учения относится и зарождение в
    Фонвизине любви к театру, в 1756-1759 годах он
    играл в любительском университетском театре,
    созданном по инициативе М.М. Хераскова, и в
    публичном
    театре.

    Биография

    В 1762 году учение Фонвизина в университете
    прекращается. Он определяется сержантом гвардии,
    хотя эта служба его совсем не интересует и он от нее
    уклоняется, насколько возможно. В это время в
    Москву приезжает Императорский двор, и вицеканцлер определяет Фонвизина в коллегию
    иностранных дел переводчиком в чине капитанпоручика. Фонвизин переезжает в Петербург и в
    следующем году назначен при кабинет-министре
    Елагине. В это же время появляется первый опыт
    Фонвизина в области драмы: в 1764 году была
    представлена его первая комедия "Корион", а в 1768
    году был написан "Бригадир", который произвел
    сильнейшее
    впечатление
    на
    тогдашнюю
    публику;Фонвизина сравнивали с Мольером, а
    комедия
    его
    не
    сходила
    со
    сцены.

    Биография

    В 1783 году Фонвизин вышел в отставку с чином
    статского советника и с пенсией в 300 рублей.
    Литературная деятельность Фонвизина за этот
    период его жизни не могла быть особенно велика, так
    как для нее не хватало времени; тем не менее именно
    в эти годы появились важнейшие произведения
    Фонвизина, в том числе комедия "Недоросль",
    представленная в первый раз в 1782 году. (первая
    постановка состоялась 24 сентября 1782 года, а
    премьера в Москве - 14 мая 1783 года на сцене театра
    Медокса).

    Недоросль

    "Недоросль" - кульминационный пункт в развитии творчества
    Фонвизина - "произведение ума сильного, острого, человека
    даровитого" (Белинский). В своей комедии писатель отозвался
    на все те вопросы, которые волновали наиболее передовых
    людей того времени - государственный и общественный
    строй, гражданские обязанности члена общества, крепостное
    право, семья, брак, воспитание детей. Смелость,
    "свободоязычие" этих вопросов вызвали против Фонвизина
    неудовольствие Екатерины II. После публикации в 1783 году
    ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина
    опубликовать что-либо в печати пресекались самой
    Императрицей.

    Биография

    В 1785 году Фонвизина разбил паралич, в 1786-м ему
    пришлось ехать лечиться в Вену и Карлсбад. Последние годы
    жизни вообще прошли для него в тяжелой обстановке:
    расстроилось окончательно здоровье, а вместе с тем
    пошатнулось и его материальное благосостояние, вследствие
    разных тяжб с арендаторами. Литературная деятельность
    Фонвизина почти совсем прекращается. Умер Д.И. Фонвизин в
    Санкт-Петербурге 1 (12) декабря 1792 года. Похоронен на
    Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре. Его
    могила в чугунной ограде находится на Фонвизинской дорожке
    в дальнем конце кладбища.

    Русская литература XVIII века прошла большой путь в своём развитии: от классицизма до сентиментализма, от идеала просвещённого монарха до личных переживаний человека (естественно, дворянина).

    Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов ­ всё это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди петровских времён чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. Ушла в прошлое боярская Россия, с Петром I пришло в государство подражание европейским обычаям, а вместе с ними, и европейским идеалам. Хлынул в страну поток привлекаемых государём иностранных специалистов. Русский классицизм появился и начал своё развитие под воздействием эпохи Просвещения.

    Поскольку в стране процветал культ науки, разума, просвещения, то и в литературе главным героем является просвещённый монарх или идеальный гражданин, который разделяет идеи Петра. Идеалы классицизма ­ стройный порядок и гармония, воплощённые в определённой иерархии. Воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались поэтами­классицистами. Они славили превосходство государственного над личным, разума ­ над чувствами, порядка ­ над хаосом, цивилизации ­ над природой. Иерархичность проявилась и в самой литературе. Классицизм резко разделил её жанры. Гражданская тема облекалась в форму торжественной оды, а описание частной жизни доставалось более "низким" жанрам.

    Естественно, что каждый жанр имел свой "набор" стилистических средств. Такое разделение на жанры имело большое прогрессивное значение, поскольку позволяло литературе отражать разнообразные явления жизни. Оды писались книжной лексикой с использованием старославянизмов, элегии ­ с определённым числом церковнославянской лексики и разговорной, басни и комедии – просторечиями (согласно теории "трёх штилей" М.В.Ломоносова). Не меньшее значение для развития русского литературного языка имела и реформа отечественного стихосложения, которая позволила приблизить русский стих к русской разговорной речи.

    Екатерина II Е.И. Пугачёв Но шло время. Менялись правители. Всё дальше и дальше уходили петровские времена, и к середине XVIII века многим стало ясно, что образ идеального просвещённого правителя далёк от реальной жизни. При Екатерине II русский абсолютизм достиг невиданного могущества. Дворянство получило неслыханные привилегии, Россия стала одной из первых мировых держав. Но крестьянская война 1773­1775 годов, возглавляемая Е.И.Пугачевым, показала те непримиримые противоречия, которые существовали между правящим сословием и бесправным народом. Основной принцип просветительской идеологии об абсолютизме, как единственной разумной власти, потерпел крах.

    (1745-1792) Переводчик, сатирик и драматург. Происходил из дворянского рода. Предки по отцовской линии были обрусевшими немцами, которые честно служили России. Фонвизин рос в большой, дружной семье. Получив образование, служил в Коллегии иностранных дел, считал неограниченную монархию пагубной, мечтал о преобразованиях. То был писатель знаменитый, Известный русский весельчак, Насмешник, лаврами повитый, Денис, невежде бич и страх. А.С.Пушкин

    Фамилия Фон­Визен (нем. von Wiesen) или, с русифицированным окончанием Фон­Визин, писалась в XVIII веке в два слова или через дефис; это же правописание сохранялось до середины XIX века. Написание «Фон­Визин» использовал автор первой крупной биографии Фонвизина. Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIXвека Н. С. Тихонравовым. Хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русским». Денис Фонвизин происходил из рыцарского рода, представитель которого попал в русский плен во время Ливонской войны (1558-1583) и крестился в православие. Являлся сыном Ивана Андреевича Фонвизина, образ которого позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в произведении «Недоросль».

    Родился Денис Иванович Фонвизин 3 (14) апреля 1745 года в Москве. В 1755-1760 годах учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года - на философском факультете университета. В 1760 году в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с Ломоносовым, с основателем русского театра Сумароковым и впервые увидел театральное представление.

    Выполняя заказ одного из продавцов книг, Фонвизин в 1761 г. переложил на русский язык басни Людвига Гольберга, писавшего на немецком. Всего им было переведено более 200 басен. Окончив университет, Д.И. Фонвизин становится переводчиком в иностранной коллегии, а с 1763 г. его переводят на службу к статскому советнику дворцовой канцелярии И.П. Елагину. Этому назначению способствовало занятие литературой: его перевод вольтеровской трагедии не остался незамеченным. Работая при Елагине, Фонвизин не оставлял переводческой деятельности. Сблизившись с литературным кружком Козловского, он создал дебютную самостоятельную работу ­ «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке»; в 1764 г. появилась его первая пьеса­комедия «Корион». На протяжении 1766­1769 гг. была написана и в 1786 г. опубликована комедия «Бригадир». Она положила начало жанру комедии нравов, т.к. в подавляющем большинстве русские авторы создавали комедии характеров.

    В Ливийской стороне правдивый слух промчался, И зол, и бестолков, и силой вышней власти Он только насыщал свои тирански страсти. Что Лев, звериный царь, в большом лесу скончался. Трон кроткого царя, достойна алтарей, Стекалися туда скоты со всех сторон Был сплочен из костей растерзанных зверей! Свидетелями быть огромных похорон. В его правление любимцы и вельможи Лисица­Кознодей, при мрачном сем обряде, Сдирали без чинов с зверей невинных кожи; С смиренной харею, в монашеском наряде, И словом, так была юстиция строга, Взмостясь на кафедру, с восторгом вопиет: Что кто кого смога, так тот того в рога. «О рок! лютейший рок! кого лишился свет! Благоразумный Слон из леса в степь сокрылся, Домостроитель Бобр от пошлин разорился, Кончиной кроткого владыки пораженный, И Пифик слабоум, списатель зверских лиц, Восплачь и возрыдай, зверей собор почтенным! Служивший у двора честнее всех Лисиц, Се царь, премудрейший из всех лесных царей, Который, посвятя работе дни и ночи, Достойный вечных слез, достойный алтарей, Искусной кистию прельщая зверски очи, Своим рабам отец, своим врагам ужасен, Портретов написал с царя зверей лесных Пред нами распростерт, бесчувствен и безгласен! Пятнадцать в целый рост и двадцать поясных; Чей ум постигнуть мог число его доброт? Да сверх того еще, по новому манеру, Альфреско росписал монаршую пещеру, - Пучину благости, величия, щедрот? За то, что в жизнь свою трудился сколько мог, В его правление невинность не страдала С тоски и с голоду третьего дни издох. И правда на суде бесстрашно председала; Вот мудрого царя правление похвально! Он скотолюбие в душе своей питал, Возможно ль ложь сплетать столь явно и нахально! » В нем трона своего подпору почитал; Собака молвила: «Чему дивишься ты, Был в области своей порядка насадитель, Что знатному скоту льстят подлые скоты? Художеств и наук был друг и покровитель». Когда же то тебя так сильно изумляет, Что низка тварь корысть всему предпочитает «О лесть подлейшая! - шепнул Собаке Крот. - И к счастию бредет презренными путьми, - Я знал Льва коротко: он был пресущий скот, Так, видно, никогда ты не жил меж людьми».

    Первой комедией о русских нравах стала пьеса «Бригадир». На вопрос, почему в обществе появляются люди, подобные героям «Бригадира», Фонвизин ответил в комедии «Недоросль», где главной стала проблема воспитания. «Автор негодует на порок И клеймит его без пощады». П.А.Вяземский.

    Комедия «Недоросль» написана в 1781 году. Впервые представлена в театре 24 сентября 1782 года. Первое издание «Недоросля» вышло в 1783 году.

    1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне. 2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несёт ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли. 3.Выяснить причины, уродующие личность. 4.Осмеять невежество дворян и их детей: дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших - «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет (для получения образования). 5.Обострить основной конфликт времени - конфликт между невежеством и просвещением. 6.Вынести на обсуждение тему воспитания. 7.Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.

    Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием истории - пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и русского театра. Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену. Через несколько месяцев Фонвизину всё­таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр), где роль Стародума исполнял сам И.А.Дмитревский. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при её первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса. Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

    Г‑жа Простакова. Вот в чём дело, батюшка. За молитвы родителей наших, – нам, грешным, где б и умолить, – даровал нам господь Митрофанушку. Мы всё делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

    ‑ Г жа Простакова. воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка

    известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене последующих веков. Это первая в истории русской драматургии социально­политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Пьеса «Недоросль» является самым Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев 18 столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы­крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи – сам недоросль Митрофанушка и его мать (барыня­ крепостница XVIII века - госпожа Простакова, управляющая всем и всеми). В её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого не стесняясь она может поколотить, и воспитание сына Митрофана - на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

    Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике: осуждение традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие имена (Простаковы, Скотинины, Митрофан - «проявление матери» по­ гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья - «мудрость» по­гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из­за мастерски поставленной общественно­политической проблематики, но и из­за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные передают авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться - хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными. Недоросль - молодой дворянин, не достигший совершеннолетия.

    Возраст героини: хочется назвать её старой, но Митрофану 16­й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини происходит, вероятно, из­за того, что все её боятся и никто не любит. Выросла в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования. Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во­первых, «мы не хуже других», а во­вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях. сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что­то человеческое. Смысл ее жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана. Беспощадна к тем, кто в ее власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для нее в жизни - личная выгода. С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им. Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только

    Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться.

    Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко, воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.  Просвещение возвышает одну добродетельную душу.  Невежда без души - зверь.  Великий государь есть государь премудрый.  Начинаются чины - перестает искренность.  Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.  Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.  Для прихоти одного человека всей Сибири мало.  Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.  Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.  Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - всё болван.  Последуй природе, никогда не будешь беден.

    Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями - от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы - непреходяще: «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь). «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В.Г. Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль»). Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что­либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“, получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано»

    Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных персонажей - основное отступление от традиций классицизма. Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. Есть персонажи, которых нельзя чётко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права. Каждый персонаж - не схема, не олицетворение какого­либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ. Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжёлые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось. Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого­то язвительно обличает. Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).


     Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.  Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.

    Похоронен Д.И. Фонвизин в Санкт­ Петербурге на Лазаревском кладбище Александро­Невской Лавры (Некрополь 18 века) Надгробие Д. И. Фонвизина Д. И. Фонвизин на Памятнике «1000­летие России» в Великом Новгороде

    • Шиляева Елена Геннадьевна ,
    • учитель русского языка и литературы
    • МБОУ многопрофильный лицей
    • г. Кирово-Чепецка Кировской области
    • Волшебный край! Там в стары годы,
    • Сатиры смелый властелин,
    • Блистал Фонвизин, друг Свободы…
    • А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
    Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве. Происходил из рыцарского рода, вышедшего из Ливонии при Иване Грозном и давшего России несколько поколений служилых дворян. Его отец, Иван Андреевич Фонвизин, был чиновником ревизион-коллегии. Мать, Екатерина Васильевна Фонвизина (Дмитриева-Мамонова), происходила из старинного рода. В семье было трое детей. Старший, Денис Иванович, – драматург; Павел Иванович – пятый директор Московского университета (1784 – 1796); Феодосия Ивановна – жена премьер-майора В. А. Аргамакова.
    • Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве. Происходил из рыцарского рода, вышедшего из Ливонии при Иване Грозном и давшего России несколько поколений служилых дворян. Его отец, Иван Андреевич Фонвизин, был чиновником ревизион-коллегии. Мать, Екатерина Васильевна Фонвизина (Дмитриева-Мамонова), происходила из старинного рода. В семье было трое детей. Старший, Денис Иванович, – драматург; Павел Иванович – пятый директор Московского университета (1784 – 1796); Феодосия Ивановна – жена премьер-майора В. А. Аргамакова.
    • Происхождение
    Иван Андреевич «был человек большого здравого рассудка, но не имел случая, по тогдашнему образу воспитания, просветить себя учением. По крайней мере читал он все русские книги, из коих любил отменно Древнюю и Римскую историю, Мнения Цицероновы и прочие хорошие переводы нравоучительных книг… моя мать имела разум тонкий и душевными очами видела далеко. Сердце её было сострадательно и никакой злобы в себе не вмещало: жена была добродетельная, мать чадолюбивая, хозяйка благоразумная и госпожа великодушная».
    • Иван Андреевич «был человек большого здравого рассудка, но не имел случая, по тогдашнему образу воспитания, просветить себя учением. По крайней мере читал он все русские книги, из коих любил отменно Древнюю и Римскую историю, Мнения Цицероновы и прочие хорошие переводы нравоучительных книг… моя мать имела разум тонкий и душевными очами видела далеко. Сердце её было сострадательно и никакой злобы в себе не вмещало: жена была добродетельная, мать чадолюбивая, хозяйка благоразумная и госпожа великодушная».
    • «Чистосердечное признание»
    • Д. И. Фонвизин о родителях
    В 1755 – 1760 годах
    • В 1755 – 1760 годах
    • Д. И. Фонвизин учился в гимназии при Московском университете, и в 1760 году вместе с братом в числе лучших гимназистов был привезён в Петербург, где встретился с самим Ломоносовым, о чём вспоминал всю жизнь.
    • Встреча с М. В. Ломоносовым
    • Знакомство с театром
    • В Петербурге Д. И. Фонвизин впервые увидел театральное представление (пьеса датского писателя Людвига Гольберга «Генрих и Пернилл») и познакомился с А. П. Сумароковым – основателем русского театра.
    • Д. И. Фонвизин о театре
    • «Действия, произведённого во мне театром, почти описать невозможно: комедию, виденную мною, довольно глупую, считал я произведением глубокого разума, а актёров – великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы моё благополучие. Я с ума было сошёл от радости, узнав, что сии комедианты вхожи в дом дядюшки моего, у которого я жил».
    • «Чистосердечное признание»
    • Начало службы
    • Осенью 1762 года, во время пребывания двора в Москве, Д. И. Фонвизин подал прошение об увольнении из университета и об определении на государственную службу. Выдержав экзамен, он поступил переводчиком в Коллегию иностранных дел.
    • Женитьба
    • В 1774 году избранницей Д. И. Фонвизина стала вдова Екатерина Ивановна Хлопова (1747 – 1796) – единственная дочь купца Ивана Фёдоровича Роговикова.
    • Первое произведение
    • В 1768 – 1769 годах Д. И. Фонвизин пишет первое литературное произведение – комедию «Бригадир», принёсшую ему успех.
    • «Издёвкой править нрав»
    • В 1782 году драматург создаёт комедию «Недоросль», которая, как классицистическое произведение, должна была «издёвкой править нрав», то есть воспитывать представителей дворянского сословия.
    • Крылатые выражения
    • «Главная цель всех знаний человеческих – благонравие… наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло».
    • «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На всё прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы».
    • «Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».
    • «Начинаются чины – перестаёт искренность».
    • «В большом свете водятся премелкие души».
    • «Не хочу учиться, хочу жениться».
    • «Вот злонравия достойные плоды!»
    • Оценка Н. В. Гоголя
    • «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет в ней ничего карикатурного: всё взято живьём с природы…»
    • Отставка
    • В 1782 году Д. И. Фонвизин подал официальное прошение об отставке, но продолжал свою литературную деятельность и написал «Всеобщую придворную грамматику» – блестящий образец политической сатиры.
    • Финал
    • Умер драматург 1 (12) декабря 1792 года, похоронен в Александро-Невской Лавре в Петербурге. Вдова Д. И. Фонвизина скончалась в 1796 году. Детей у них не было.
    • Память
    • В 1862 году в Великом Новгороде был возведён памятник «1000-летие России», на котором есть фигура и Д. И. Фонвизина.
    • Информационные ресурсы
    • Биография Дениса Фонвизина. Режим доступа: http://biografix.ru/biografii/pisateli/172-biografiya-denisa-fonvizina.html.
    • Денис Иванович Фонвизин. Режим доступа: http://www.epwr.ru/quotauthor/408/.
    • Фонвизин, Денис Иванович: Материал из Википедии – свободной энциклопедии. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
    • Фонвизин Д. И. – биография. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/aphorism/2503/%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BD.
    • Яндекс. Картинки. Режим доступа: http://yandex.ru/images/.

  • Самое обсуждаемое
    Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
    2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
    Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


    top