Почему пал древний рим. Распад римской империи на восточную и западную. Возникновение Римской империи

Почему пал древний рим. Распад римской империи на восточную и западную. Возникновение Римской империи

В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось 12-вековое владычество Рима.

Но не только гунны положили конец Римской империи. Она пала под копытами аланской конницы. Восточный народ с длинными черепами принес в Европу новый культ войны, заложив основы для средневекового рыцарства.

«На страже» Рима

Римская империя за всю свою историю не раз сталкивалась с нашествием кочевых племен. Задолго до аланов границы античного мира сотрясались под копытами сарматов и гуннов. Но, в отличие от своих предшественников, аланы стали первым и последним негерманским народом, которым удалось основать значительные поселения в Западной Европе. Долгое время они существовали рядом с империей, периодически нанося им соседские «визиты». Многие римские полководцы рассказывали о них в своих воспоминаниях, описывая их как практически непобедимых воинов.

Согласно римским источникам, аланы жили по обе стороны Дона, то есть в Азии и Европе, поскольку, по мнению географа Клавдия Птолемея, граница проходила по этой реке. Тех, что населяли западный берег Дона, Птолемей называл скифскими аланами, а их территорию «Европейской Сарматией». Те, что жили на Востоке, именовались скифами в одних источниках (у Птолемея) и аланами в других (у Светония). В 337 году Константин Великий принял аланов в состав Римской империи на правах федератов и поселил их в Паннонии (Центральная Европа). Из угрозы они разом превратились в защитников границ империи, за право поселения и жалование. Правда, ненадолго.

Спустя почти сотню лет, недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы вступили в союз с германскими племенами вандалами. Именно эти два народа, выступая вместе, сыскали себе славу разорителей Рима после того, как в течение двух недель грабили Вечный город. Римская империя так и не смогла опомниться от этого удара. Спустя двадцать один год германский вождь Одоакр формально «оформил» падение Рима, заставив последнего из римских императоров отречься от престола. Имя вандалов, и по сей день, остается нарицательным.

Мода на «аланское»

Представьте себе граждан Рима, которые начали подражать варварам. Нелепой кажется одна мысль о том, что римлянин, одетый в шаровары на сарматский лад, отрастил бороду и рассекает на низкорослой, но быстрой лошадке, стараясь соответствовать варварскому образу жизни. Как ни странно, для Рима V века нашей эры, это не было редкостью. Вечный город буквально «накрыла» мода на все «аланское». Перенимали все: воинское и конное снаряжение, оружие; в особенности ценились аланские собаки и кони. Последние не отличались ни красотой, ни ростом, но славились своей выносливостью, которой приписывали чуть ли не сверхъестественный характер.

Пресытившаяся материальными благами, запутавшаяся в путах софистики и схоластики, римская интеллигенция искала отдушину во всем простом, естественном, примитивном и, как им казалось, близком к природе. Варварская деревня противопоставлялась шумному Риму, античному мегаполису, а самих представителей варварских племен идеализировали настолько, что, отчасти, следы этой «моды» легли в основу последующих средневековых преданий о куртуазных рыцарях. Нравственные и физические преимущества варваров были излюбленной темой романов и повестей того времени.

Таким образом, в последние века Римской империи, дикарь занял первое место на пьедестале среди кумиров, а германец-варвар стал объектом обожания круга читателей тацитовской и плиниевской «Германии». Следующим шагом, стало подражание – римляне стремились выглядеть как варвары, вести себя как варвары и, по возможности, быть варварами. Так, великий Рим, в последний период своего существования, погрузился в процесс полной варваризации.

Для алан, как в целом и для остальных федератов, был характерен прямо противоположный процесс. Варвары предпочитали пользоваться достижениями крупной цивилизации, на периферии которой они оказались. В этот период произошел полный обмен ценностями –аланы романизировались, римляне «аланизировались».

Деформированные черепа

Но далеко не все обычаи аланов приходились по душе римлянам. Так, они обошли своим вниманием моду на удлиненную голову и искусственную деформацию черепа, которая была распространена среди аланов. Справедливости ради, надо отметить, что сегодня подобная особенность у аланов и сарматов существенно облегчают работу историкам, позволяя определить места распространения последних, благодаря встречающимся в захоронениях длинным черепам. Так, удалось локализировать место обитания аланов на Луаре, в Западной Франции. По словам Сергея Савенко, директора Пятигорского краеведческого музея, до 70% черепов, относящихся к эпохе аланов, имеют удлиненную форму.

Чтобы достигнуть необычной формы головы, новорожденному, у которого еще не окрепли черепные кости, плотно их бинтовали ритуальной кожаной повязкой, украшенной бусами, нитями, подвесками. Носили ее до тех пор, пока кости не укреплялись, а дальше в ней не было необходимости – сформированный череп сам держал форму. Историки полагают, что подобный обычай пошел от традиции тюркских народов строго пеленать ребенка. Головка дитя, неподвижно лежащего в крепком пеленании в плоской деревянной люльке, формировалась длиннее по размеру.

Длинная голова часто носила не столько модный, сколько ритуальный характер. В случае жрецов деформация влияла на мозг и позволяла служителям культа уходить в транс. Впоследствии, традицию перехватили представители местной аристократии, а потом это вошло в широкое употребление вместе с модой.

Первые рыцари

В этой статье уже упоминалось, что аланов мнили непобедимыми, до смерти отважными и практически неуязвимыми воинами. Римские полководцы один за другим описывали все сложности борьбы с воинственным варварским племенем.

Согласно Флавию Арриану, аланы и сарматы были конными копьеносцами мощно и быстро атакующими врага. Он подчеркивает, что фаланга пехоты, снаряженная метательными снарядами – самое эффективное средство отбить атаку алан. Главное после этого, «не купиться» на знаменитый тактический ход всех степняков: «ложное отступление», которое они нередко превращали в победу. Когда пехота, с которой они только что стояли лицом к лицу, преследовала убегающего и расстроившего свои ряды врага, то последний поворачивал коней и опрокидывал пеших воинов.

Очевидно, их манера ведения боя впоследствии оказала влияние на римский способ ведения войны. По крайней мере, рассказывая впоследствии о действиях своего войска, Арриан отмечал, что «Римская конница держит свои копья и бьет врага на тот же манер, что и аланы и сарматы». Это, равно как и соображения Арриана относительно боевых возможностей алан, подтверждает бытующее мнение, что на западе серьезно считались с военными достоинствами аланов.

Боевой дух у них был возведен в культ. Как пишут античные авторы, смерть в бою считалась не просто почетной, но радостной: «Счастливым покойником» у алан считался тот, кто погибал в бою, служа богу войны; такой покойник был достоин почитания. Те же «несчастные», которым довелось дожить до старости и умереть в своей постели, презирались как трусы и становились позорным пятном в семье.

Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С их наследием историки связывают целый комплекс как военно-технических, так и духовно-этических достижений, которые легли в основу средневекового рыцарства. Если верить исследованию Говарда Рейда, военная культура аланов сыграла немалую роль в формировании легенды о короле Артура. Он основывается на свидетельствах античных авторов, согласно которым император Марк Аврелий принял на службу 8 000 опытных всадников – аланов и сарматов. Большая часть из них была послана на Адрианов вал в Британии. Они сражались под знаменами в виде драконов, а поклонялись богу войны - обнаженному мечу, воткнутому в землю.

Идея поиска аланской основы в легенде об Артуре не нова. Так американские исследователи, Литтлтон и Малкор, проводят параллель между священным Граалем и священной чашей из нартского (осетинского) эпоса, Нартамонгой.

Королевство вандалов и аланов

Неудивительно, что отличающиеся подобной воинственностью аланы в союзе с не менее воинственным племенем вандалов, представляли собой страшную напасть. Отличаясь особой дикостью и агрессивностью, они не шли на договор с империей и не оседали в какой-то местности, предпочитая кочевой грабеж и захват все новых и новых территорий. К 422-425 годам они подошли к Восточной Испании, завладели находящимися там кораблями, и под предводительством вождя Гейзериха высадились в Северной Африке.

В то время римские колонии на Черном континенте переживали не лучшие времена: они страдали от набегов берберов и внутренних мятежей против центрального правительства, в общем, представляли лакомый кусок для объединенного варварского войска вандалов и аланов. Буквально за несколько лет они покорили огромные африканские территории, принадлежавшие Риму во главе с Карфагеном. К ним в руки перешел мощный флот, с помощью которого они неоднократно наведывались на побережья Сицилии и Южной Италии. В 442 году, Рим был вынужден признать их полную независимость, а еще через тринадцать лет - свое полное поражение.

Аланская кровь

Аланы за все время своего существования успели побывать на многих территориях и во многих странах оставить свой след. Их миграция растянулась от Предкавказья, через большую часть Европы, и в Африку. Неудивительно, что сегодня множество народов, живущих на этих территориях, претендуют на то, чтобы считаться потомками этого знаменитого племени.

Пожалуй, наиболее вероятные потомки алан – современные осетины, которые считают себя приемниками великой Алании. Сегодня среди осетин даже есть движения, выступающие за возвращение Осетии ее якобы исторического названия. Справедливости ради стоит отметить, что у осетин есть на основания претендовать на статус потомков аланов: общность территории, общность языка, который считается прямым потомком аланского, общность народного эпоса (Нартовского эпоса), где ядром якобы служит древний аланский цикл. Основные противники данной позиции – ингуши, которые также выступают за свое право называться потомками великих аланов. По другой версии, аланы в античных источниках были собирательным названием для всех охотничьих и кочевых народов, находившихся к северу от Кавказа и Каспийского моря.

Согласно наиболее распространенному мнению, лишь часть аланов стали предками осетин, в то время как другие части слились или растворились в других этнических группах. Среди последних - берберы, франки и даже кельты. Так, по одной из версий, кельтское имя Алан происходит от патронима «аланы», которые обосновались в начале V века в Луаре, где смешались с бретонцами.

"Христианство виновато в гибели Римской империи" - Эта обвинение появилось не сегодня. Сначала им античные язычники пытались снять с себя вину, потом оно было развито и углублено исследователями эпохи Просвещения (Гиббон, Вольтер) и с радостью наконец подхвачено современными сетевыми антихристианами, которые вульгаризировав и упростив оное, активно продвигают его среди незнакомых с историей людей:

- "Злоба и ярость возникли и стали царствовать тогда, когда христиане развалили свою страну, как некогда уничтожили Римскую Империю. Отбросив нас всех назад на пару веков. Уничтожая остатки науки, культуры, технологий. " (с) arvi
- "Не внешние враги развалили великую Римскую империю. Её развалили изнутри христиане и иудеи. Такой поворот событий был известен волхвам древних ариев."
(с) Константин Липских
- "Что погубило Римскую империю? Что разъело, как червоточиной, великую державу, с мощнейшей армией и великолепным правом?
Римскую империю погубило христианство. Оно и превратило сильных людей, потихоньку, без напрягов, веровавших в своих богов, в мечущихся, напряжённых от религиозных догматов рохлей, неспособных сохранить то, чего сотворили их предки."
(с) Aзвepюxa
________________________________________ ________________________

Однако точка зрения большинства современных независимых исследователей далека от этой примитивной оценки, ведь даже Гиббон признавал наличие самого разных причин этой катастрофы.
Большинство историков согласны с тем, что кризис Римской империи начался в первых веках нашей эры и связан был этот кризис с такими сферами как экономика, социальная напряженность, упадок нравов и др.
Падение нравов разделило римлян на патрициев, прожигающих свои жизни в развратных оргиях и плебеев, чьим лозунгом был «хлеба и зрелищ». В армии преимущественно стали служить варвары-наемники. Развратные императоры подорвали сам престиж власти. В итоге за неполное столетие (со 192 по 284 г.) на римском престоле сменилось 32 императора (эпоха «солдатских императоров»), причем большая часть из них погибла насильственной смертью.
Наряду с политическим кризисом империю ослабляли экономические и демографические проблемы

«Рим ничего не производил, он только потреблял. Но если в I-II вв. римские чиновники умели организовать эксплуатацию провинций и вознаградить их ограбляемое население установлением твердого порядка при некоторой законности (далеко не всегда соблюдаемой), то в III-IV вв. об этом уже не было и речи. Солдатские императоры превратили страну в арену гражданских войн за власть. А так как легионеров надо было вознаграждать, то шли повальные конфискации владений богатых латифундистов и выжимание денег из бедных парцеллярных земледельцев. Последние, в свою очередь, насиловали землю своих участков (парцелл), стараясь прокормиться сегодня, ибо думать о завтрашних экзекуциях было страшно и бессмысленно. Численность населения неуклонно падала, а оставшиеся в живых теряли волю к сопротивлению. Не живые силы этноса, а общественная структура и государственная традиция держали в эту эпоху грандиозное здание Римской империи. Долго это не могло продолжаться.»
(Л. Гумилев «Этногенез и биосфера земли»)

«Крушение западных провинций Империи в V веке стало результатом их продолжительного упадка. В этом далеко зашедшем процессе вторжения варваров стали лишь катализатором. Некоторые историки, такие как Гиббон, подчеркивали декадентскую роскошь правящего класса. Другие делали упор на социально-экономические факторы – монетарная и ценовая инфляция, налоговое бремя, бюрократия, упадок сельского хозяйства, в результате чего сложилось то, что Фердинанд Лот называл «кастовым режимом». Окостенение социальной стратификации происходило на фоне «полного изменения психологии людей». И наконец, «географическая протяженность Империи сверх меры»: Империя не могла бесконечно выдерживать военное напряжение.» (Норманн Дэвис «История Европы»)

"Под защитой этого укрепления город занимался эксплуатацией и потреблением, сам ничего не производя: после эллинистической эпохи не появилось никаких технических новшеств, хозяйство поддерживалось за счет грабежа и победоносных войн, которые обеспечивали приток рабской рабочей силы и драгоценных металлов, черпаемых из накопленных на Востоке сокровищ. Он великолепно преуспел в искусстве самосохранения: война - всегда оборонительная, несмотря на видимость завоеваний; право строилось на прецедентах, предотвращая нововведения; дух государственности обеспечивал стабильность институтов; архитектура - по преимуществу искусство жилища.
Этот шедевр консерватизма, каким была римская цивилизация, со второй половины II в. под воздействием сил разрушения и обновления подвергся эрозии.
Мощный кризис III века пошатнул постройку. Единство римского мира стало разваливаться; его сердце, Рим и Италия, было парализовано и не снабжало кровью части тела империи, которые пытались начать самостоятельную жизнь: провинции сначала эмансипировались, а затем перешли в наступление. Испанцы, галлы, выходцы с Востока все более заполняли Сенат. Родом из Испании - императоры Траян и Адриан, из Галлии - Антонин; при династии Северов императоры - африканцы, а императрицы - сирийки."

А что же христиане? Христиане, помня слова Христа «Богу – богово, а кесарю - кесарево» были наиболее примерными гражданами империи, не подчиняясь только религиозному насилию. Падение нравов коснулось и христиан (его обличал Сальвиан), но в гораздо меньшей степени чем язычников.

"В IV в. наиболее боеспособные и дисциплинированные римские войска состояли из членов христианских общин. Их был вынужден использовать даже Юлиан Отступник. Однако они категорически отказывались сражаться против своих единоверцев, например багаудов - повстанцев в Галлии в конце III в. Такая принципиальность бывает иной раз неудобна, но именно она делала легионеров, воспитанных в строгих правилах христианских общин, более надежными, чем деморализованные граждане Римского мира, не верившие в Юпитера и Марса и давно потерявшие представление о верности и совести." (Л. Гумилев «Этногенез и биосфера земли»)

"Что касается ваших утверждений, что христиане - люди самые низкие и подлые вследствие их жадности, склонности к роскоши и бесчестности, то мы не будем отрицать, что среди нас есть и такие. Но для защиты нашего имени достаточно было бы и того, чтобы не все мы были таковы, чтобы не большинство нас было таково. На всяком теле, будь оно сколь угодно беспорочно и чисто, непременно появится родимое пятно, вырастет бородавка, высьшят веснушки. Самая ясная погода не очищает небо настолько, чтобы на нем не осталось ни клочка облака.

Нам делают и другой упрек: говорят, что мы совершенно бесполезны для общественной деятельности. Как это возможно? Мы живем с вами, имеем ту же пищу, ту же одежду, то же хозяйство, те же нужды, мы вовсе не похожи на браминов и индейских гимнософистов (мудрецов): мы не удаляемся в леса и не бежим из общества людей. Мы помним, что мы всем обязаны благости Бога, Творца вселенной; мы ничего не отвергаем из того, что он сделал из нас; но мы боимся преувеличения и злоупотребления. Мы с вами на ваших площадях, рынках, в ваших банях, лавках, гостиницах, торжищах, и во всех местах, необходимых в отношениях жизни. Мы с вами плаваем, сражаемся, обрабатываем землю, торгуем, промышляем для вашего же употребления. Я не понимаю, каким образом мы можем быть бесполезными для вас, если мы живем вместе с вами и тратим деньги с пользой для вас."
(Тертуллиан «К язычникам»)

Христиане оплакивали падение Рима не меньше чем язычники
"...многие христиане, для кого Римская империя являлась предначертанной Провидением колыбелью христианства, выражали то же отвращение к завоевателям.
Святой Амвросий видел в варварах бесчеловечных врагов и призывал христиан защищать с оружием в руках «отечество от варварского нашествия». Епископ Синезий Киренейский называл всех завоевателей скифами, которые были символом варварства, и приводил строки
«Мой голос дрожит, и от рыданий перехватывает горло, пока я диктую эти слова, - стенает святой Иероним в Палестине. - Он завоеван, этот город, который покорил весь мир»."

(Ле Гофф Жак.ЦИВИЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА)

Так что обвинения современных антихристиан в виновности христиан несколько преувеличены.

Крупнейшее государство времен античности по праву называют колыбелью современной европейской цивилизации. Древний Рим оставил миру великое наследие в сфере науки, политики, искусства, права, философии и архитектуры. За все время существования Римской империи было построено более 1700 городов. Именно здесь появились первые бетонные дороги с мостами и туннелями, водяные и колесные мельницы, а также акведуки – аналог современного водопровода.

Высоко развитое государство сумело значительно расширить границы своей территории, завоевав множество народов и утвердив над ними власть. Но, несмотря на это, Римская империя прекратила свое существование. Историки и исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, почему она распалась. Эта статья кратко расскажет об основных причинах заката великой цивилизации.

Античное государство просуществовало пять веков. Столица будущей великой империи – Рим была основана в 753 году до нашей эры. Благодаря последовательной и мудрой политике правителей государство быстро набирало мощь, расширяя границы своей территории и могущество за счет завоевания соседних народов.

Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период с 27 года до нашей эры (начало правления первого императора Октавиана Августа) до разделения ее на Восточную и Западную части и падения последней в 476 году.

Ухудшение контроля над территорией

Второй век нашей эры был периодом расцвета государства. На то время его территория занимала весь бассейн Средиземного моря, на несколько сотен километров простираясь вглубь побережья, а также часть западной Европы, включая земли современной Великобритании.

Гигантский размер империи был обусловлен постоянной необходимостью новых завоеваний, так как она существовала за счет ресурсов покоренных государств. Эффективно управлять огромной территорией было очень сложно – вести о нападениях или других угрозах от удаленных провинций до столицы доходили за 38-40 дней.

В таких условиях быстро реагировать и принимать меры не представлялось возможным, поэтому по всей протяженности границ стояли легионы. Они направлялись и в проблемные провинции для усмирения народных волнений.

Во время экономического и политического кризиса, охватившего государство в третьем веке, некоторые наместники провинций стремились отделиться, захватив власть на месте и провозгласив собственную империю.

К началу четвертого века тенденция разделения на Западную и Восточную части еще больше усилилась. Чтобы избежать мятежей и сохранить власть на всей территории государства, Феодосий I, последний император, правивший единой Римской империей, разделил ее перед своей смертью в 395 году на две части.

Во время кризиса третьего века в обеих частях империи была введена жесткая налоговая политика. Товары из провинций вывозились по заниженной цене. Это стало причиной усиления сепаратистских настроений на Востоке и ухудшения экономической ситуации на Западе.

Большие земледельческие хозяйства дробились на несколько частей и сдавались в аренду. Мелкие объединялись в коммуны и просили защиты у наместников или богатых помещиков. Это стало предпосылкой формирования феодализма и причиной разорения мелких крестьян. Повысились цены на транспортировку грузов, что негативно сказалось на объемах торговли.

Снижение платежеспособности населения привело к упадку ремесел и усилило тенденцию натурализации хозяйства. После нескольких неурожайных лет и эпидемий болезней ситуация ухудшилась.

Обострение классового неравенства

Основу экономики Римской империи составлял рабский труд, так как для римлянина, даже самого бедного, обрабатывать землю или выпасать скот считалось недостойным занятием. Часть невольников принадлежала государству и была задействована при строительстве дорог, мостов и прочих сооружений. Остальных покупали для работы в сельском хозяйстве и занятия ремеслами.

Со временем численность рабов увеличилась, и они уже представляли значительную часть населения Римской империи. Бесправие и грубая эксплуатация становились причинами вспышек неповиновения и бунтов против господ. Рабский труд был малоэффективным, негативные стороны его использования продолжали усиливаться.

Обострение классовой борьбы подрывало экономическую и военную мощь, а также стало одной из причин, почему пал Рим.

Спустя время Флавий стал жертвой политических интриг. Валентиниан III казнил полководца, поверив в то, что тот готовил против него заговор. В 455 году император сам был свергнут Петронием Максимом.

Распри внутри государства ослабили его и открыли дорогу для новых вторжений вандалов. Разграбление Рима достигло невиданных масштабов – с Капитолия была снята крыша. Позднее вандалы захватили Сардинию и Сицилию. В 457 году бургунды основали свое королевство на территории современных Швейцарии и Франции.

Западная империя, перед тем, как рухнуть, смогла просуществовать еще 20 лет. За это время на троне сменилось девять императоров, а территория их владений неумолимо сокращалась. Верховная власть практически утратила свой авторитет, а казна была опустошена.

Интересно!

Это послужило поводом для многочисленных восстаний и стало еще одной причиной того, почему распалась Римская империя.

Кризис в армии

Римская империя всегда находилась под натиском чужеземных захватчиков. Необходимость защищать свои границы от постоянных нападений врагов требовала хорошей военной подготовки и материального оснащения. Однако в армии Западного Рима число профессиональных солдат неумолимо снижалось. На это повлияло несколько причин:

  • Плохое содержание и деморализация. Деньги, выделенные на выплату жалованья солдатам часто забирали себе военачальники, поэтому они вынужденно промышляли мародерством;
  • Отсутствие лидеров и патриотического воспитания;
  • Коррупция в рядах высших военных чиновников;
  • Неблагоприятная демографическая ситуация;
  • Нежелание городских жителей идти в армию из-за низкой платы;
  • Землевладельцы не хотели отдавать своих рабов на воинскую службу, чтобы не лишиться дешевой рабочей силы.

Это привело к тому, что армия империи пополнялась за счет рекрутов. В их число входили в основном крестьяне, плохо обученные военному делу, а также варвары. Истинных римлян, готовых погибать за родину, в армии осталось крайне мало. Они считали недостойным отдавать свою жизнь за иноземцев во власти.

Христианство того времени имело несколько разнообразных течений, что вызывало разногласия даже между верующими одной религии. Это становилось причиной вспышек конфликтов и разъединения нации, которая уже не могла противостоять внешним врагам.

Социальный и демографический кризис

Казна империи пополнялась за счет экспроприации богатств захваченных земель и торговли рабами, но из-за участившихся нападений вражеских племен и связанных с этим расходов на оборону, а также отсутствия новых завоеваний, она опустошалась.

Ослабление экономики привело к снижению доходов населения, росту инфляции и разорению среднего класса. Неурожайные годы, ставшие причиной голода, а также эпидемии инфекционных болезней привели к сокращению численности трудоспособного населения.

Осознавая необходимость повышения рождаемости, государство издает указ о поддержке семей с детьми, в том числе варваров, однако принятые меры не дают результата.

Одновременно с этим растет социальная напряженность – увеличивается разрыв между богатыми и бедными, авторитет правящей элиты, среди которой немало иноземцев, падает. В институтах власти империи процветает коррупция и политические интриги.

Совокупность этих факторов стала причиной социальной апатии и ослабления патриотизма.

Падение империи

Западная часть долгие годы пребывала в состоянии упадка. За двадцать лет до краха на троне сменилось девять императоров, но ни один из них не смог обеспечить государству процветание. За это время его размеры сократились до территории современной Италии.

Восточная часть, столицей которой был город Константинополь, просуществовала еще около тысячи лет. За это время она пережила немало кризисов и потеряла значительную часть территории. Византийская империя распалась в 1453 году, когда была захвачена турками-османами во главе с султаном Мехмедом II. Константинополь переименовали в Стамбул.

Видео в тему


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top