СЛАЙД 1 Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «долг»? Скорее всего, деньги, вещи, то, что необходимо вернуть.
СЛАЙД 2 Существует еще один смысл этого слова. Долг-это нравственное обязательство, вытекающее из требований морали. Воинский долг, родительский, долг гражданина - говорит уже совершенно о других обстоятельствах.
СЛАЙД 3 Долг связывает человека с обществом, другими людьми, тем самым он приобретает объективные обязанности и ответственность. Слово объективные – значит, независимые от нашего личного желания.
СЛАЙД 4 Наука предлагает различать в долге две стороны-долг общественный и долг моральный. Общественным долгом называют обязанности, которые человеку необходимо выполнять. Этот вид долга проявляется во всех сферах жизни современного человека – на учебе, дома, на работе, в кругу друзей и в обществе. Моральный долг следует понимать немного по-другому. Это означает, что человек самостоятельно превращает требования морали и долга в личную задачу. Здесь не может быть указаний начальства или родителей, это – индивидуальный выбор человека.
СЛАЙД 5 Обратимся к примерам: в рассказе Николая Семеновича Лескова «Человек на часах» часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоя на посту, услышал, что в полынью попал человек и зовет на помощь. Солдат долго не решался оставить свой пост, ведь это было страшным нарушением Устава и почти преступлением. В конце концов солдат решился и вытащил тонувшего. Так бывает часто, подобный вид долга дается человеку с трудом – он испытывает множество внутренних противоречий и не знает, какой ему следует выполнить в первую очередь.
СЛАЙД 6 Вы, наверное, уже заметили, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы не выяснили, кто же контролирует исполнение долга. Или, может быть, вообще не существует контроля? Существует, и даже двойной: внешний - контроль общества (общественного мнения) и внутренний - самоконтроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поговорим.
СЛАЙД 7 ...Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой войны близ него находился один из самых страшных лагерей смерти.
СЛАЙД 8-9 Здесь фашисты уничтожили сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности, из разных стран мира. На одном из каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».
СЛАЙД 10-11 Януш Корчак - великий польский педагог. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной стал директором Дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда немцы ворвались в Польшу, фашистский топор был занесен и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи.
СЛАЙД 12-13 На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться и продолжать борьбу. Но он поступил иначе. Когда эсэсовцы, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошел учитель. Поезд увез всех в концлагерь, в камеру смерти.
СЛАЙД 14 Внутри человека каждый его шаг проверяется совестью: человек сам анализирует свои обязанности, сам требует от себя их выполнения и дает оценку своим поступкам. А значит, совесть - это личное глубокое осознание своего долга и ответственности, т. е. внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.
СЛАЙД 16 Запишите домашнее задание
Долг и совесть.
Ботяшина О.В.
Ученые считают, что моральный долг – это врожденный закон и общественный инстинкт. Атеисты: чувство долга сформировалось у людей постепенно, по мере развития человеческой истории. Верующие: чувство долга – это искра Божья, данная людям от Бога, вместе с разумом и голосом. Зима 1988 года. Землетрясение в Армении – стихия. Тысячи погибших. Специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности могут сократить число жертв. 1989 год. Землетрясение такой же силы в Сан – Франсиско. 67 человек погибли. 1986 год. Авария на Чернобольской АЭС. Причиной стало грубое нарушение правил эксплуатации и обслуживания оборудования станции.
Что такое долг.
- Долг связывает человека с другими людьми.
- Когда человек вступает в отношение с окружающими он приобретает объективные обязанности.
- На нас ложиться ответственность.
- Долг связывает нас с ними:
- Родители.
- Семья.
- Друзья.
- Одноклассники.
- Сослуживцы.
- Окружающие люди.
- Наш дом.
- Город.
- Родина.
Общественный.
Объективные обязанности, которые человек необходим в жизни выполнять. Обязанности существуют везде: На работе, на отдыхе, в учебе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, к окружающем людям, природе, самому себе.
Моральный.
Человек превращает требования морали в личную задачу.
Уметь преодолеть внутренний разлад и сомнения.
Твердо идти к поставленным целям.
Моральный долг как бы регулирует общественными домами.
Общественные обязанности регулируются правом, законами и имеют преимущественный характер.
- Исполнение долга контролирует внешний контроль и внутренний контроль человека.
- Януш Корчак (1879 – 1942) – польский педагог и детский врач. Перед войной стал директором дома сирот. Был приказ немцев об уничтожении всех детей, все они были евреями. На Януша Корчака приказ не распространялся. Януш Корчак поехал вместе с детьми в лагерь смерти.
- Самопожертвование – это моральный долг.
Самооценка человека.
Ответственность, осознание своего долга.
Внутренний моральный самоконтроль.
Глубокое и личное чувство.
Внутренние око.
Долг - это нравственная обязанность человека перед другими людьми (обществом, семьей), выполняемая под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений. Что такое долг?
Слайд 2: Что такое объективные обязанности?
Объективные обязанности – обязанности, независимые от нашего личного желания. Что такое объективные обязанности?
Слайд 3: Какие стороны предлагает наука различать в долге?
Общественный долг - это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Моральный долг – это выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Какие стороны предлагает наука различать в долге?
Слайд 4: Моральный долг
Когда человек превращает требования морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни. Моральный долг – это моральная обязанность. Моральный долг
Слайд 5: Кто контролирует и оценивает исполнение долга?
внешний - контроль общества (общественное мнение) и внутренний - самоконтроль человека, т. е. совесть. Кто контролирует и оценивает исполнение долга?
Слайд 6: Что такое совесть?
Совесть - это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. Что такое совесть?
Слайд 7: Проверочный тест
Слайд 8
Многие философы утверждают, что человек постоянно находится в разногласии с самим собой. В нем - как бы два независимых существа (две природы); внутреннее и внешнее, из которых внутреннее недовольно тем, что делает внешнее, а внешнее не делает того, что хочет внутреннее. Эта особенность по-разному проявляется в людях, но она присутствует в каждом человеке.
Слайд 9
Почему в одних ситуациях человек может быть добрым, великодушным, милосердным, а в других - способен на неблаговидные поступки? Одни руководствуются в жизни идеалами, стремятся поступать по совести, отвергая расчетливость и цинизм. Другие же, достигая свою цель, «идут по головам ». Почему мы поступаем так или иначе? Чем руководствуемся в своем выборе?
10
Слайд 10: Моральный выбор это ответственность
11
Слайд 11: План урока
Моральный выбор. Свобода - это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков. План урока
12
Слайд 12: Проблемные вопросы
Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя? Проблемные вопросы
13
Слайд 13: 1. Моральный выбор
«Можно сказать о людях, что они в целом неблагодарны, непостоянны, лицемерны, трусливы, желают избегать опасностей и жаждут наживы, до тех пор, пока ты приносишь им пользу, выгоду, они целиком твои... Дружба приобретается через куплю-продажу, приобретается без гарантий и через мгновение ока она уже не готова служить тебе ». Итальянский мыслитель Н. Макиавелли 1. Моральный выбор
14
Слайд 14: 1. Моральный выбор
Это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям. 1. Моральный выбор
15
Слайд 15: 1. Моральный выбор
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, какой бывает проблема морального выбора в жизни человека. Андрий предал свою семью и своих товарищей-казаков, перешел на сторону врага из-за любви к польской панночке. 1. Моральный выбор
16
Слайд 16: 1. Моральный выбор
Противоположный путь - путь самопожертвования избрал Данко - герой произведения М. Горького «Старуха Изергиль ». Ценой своей жизни он спас людей. 1. Моральный выбор
17
Слайд 17: 1. Моральный выбор
Могли ли герои этих произведений поступить иначе? Почему человек в одном случае выбирает путь предательства, а в другом - поступает честно, морально? 1. Моральный выбор
18
Слайд 18: 1. Моральный выбор
Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже - как умею. Ник кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. (Ю.Д. Левитанский) 1. Моральный выбор
19
Слайд 19: 2. Свобода - это ответственность
Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела из клетки в окно, за которым весело летали птицы. Птичка задумывалась о том, как им живется на воле. Ее сердце начинало учащенно биться, она садилась на перекладину и почти ощущала трепет возможного полета. Иногда другая птица присаживалась на карниз у окна и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо! И в эти моменты маленькая пленница чувствовала себя совсем несчастной. Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка почувствовала волнение, когда заметила, что окно открыто. Она пыталась решить, что сделать. И она все еще думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки. Птичка, какими бы ни были ее мотивы, предпочла безопасность свободе. 2. Свобода - это ответственность
20
Слайд 20: 2. Свобода - это ответственность
Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Что влияет на выбор? Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить осознанный выбор? 2. Свобода - это ответственность
21
Слайд 21: 2. Свобода - это ответственность
Познакомьтесь еще с одной притчей на с. 73 учебника. Какие выводы вы можете сделать после прочтения этой притчи? Вывод. Человек должен осмысливать свои поступки и предвидеть их последствия. 2. Свобода - это ответственность
22
Слайд 22: 2. Свобода - это ответственность
Ответственность - способность действовать сознательно, субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. 2. Свобода - это ответственность
23
Слайд 23: 2. Свобода - это ответственность
Работая с п. 2 § 9 учебника, проследите взаимосвязь понятий « свобода » и « ответственность ». Приведите примеры. 2. Свобода - это ответственность
24
Слайд 24: 3. Моральные знания и практическое поведение личности
Народная мудрость гласит: «Суди о человеке не по словам, а по его поступкам». Предположим, человек, твердо уверенный в истинности таких моральных норм, как «человек человеку друг», «сам пропадай, но товарища выручай», попадает в кораблекрушение. На корабле только одна спасательная шлюпка и воспользоваться ей может только половина пассажиров корабля. Что победит в этой ситуации? Чувство самосохранения или моральные знания о том, что спасать надо в первую очередь тех, кто сам о себе позаботиться не может? 3. Моральные знания и практическое поведение личности
25
Слайд 25: 3. Моральные знания и практическое поведение личности
Работая с п. 3 § 9 учебника Что может гарантировать выполнение моральных норм? 3. Моральные знания и практическое поведение личности
26
Слайд 26: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Работая с п. 4 § 9 учебника, ответьте на вопросы. Как надо оценивать человека - по словам или по его поступкам? Почему? Как вы поняли смысл высказывания Ж.-П. Сартра? Что для вас сложнее - суд собственной совести или порицание окружающих? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
27
Слайд 27: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Попробуем провести анализ различных ситуаций. Алгоритм анализа Определить проблему выбора. Определить варианты решения проблемы (свобода выбора и моральная ответственность). Выбрать и представить единственно возможный для вас вариант. Обосновать свое решение. 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
28
Слайд 28: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Ситуация 1. В выходной день вы с друзьями собираетесь на концерт любимой группы. Вы долго ждали этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне вы узнаете, что у родителей изменился график работы, и некому остаться с больной бабушкой. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
29
Слайд 29: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Ситуация 2. Вы гуляете вечером с друзьями. Их мнением вы очень дорожите. Один из друзей предложил с целью позабавиться разукрасить краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
30
Слайд 30: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Ситуация 3. На уроке во время объяснения учителя один из одноклассников, чтобы сорвать урок, взорвал петарду. Учитель попросил виновного признаться в содеянном проступке. Вы знаете, кто это сделал. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
31
Слайд 31: 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
Ситуация 4. Команда вашего класса выступает на туристическом слете. Во время соревнований один из участников команды повредил ногу и не сможет продолжить дальнейшее участие в турнире. Физорг класса выбрал вас в качестве замены. Но вы знаете, что впереди препятствие «Бревно над пропастью», а вы очень боитесь высоты. Как вы поступите? 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
32
Последний слайд презентации: Что такое долг?: Домашнее задание
§ 9. Объясните смысл высказываний: « Свобода - это в первую очередь не привилегии, а обязанность ». Французский писатель и философ А. Камю «Мораль начинается там, где кончаются разговоры ». А. Швейцер «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». Ф. Искандер, российский писатель Домашнее задание
Долг и совесть
Тепкина Е.В.
МБОУ СШ № 10, г.Архангельск
- Что такое долг и совесть?
С.И.Ожегов:
«Долг – обязанность; взятое взаймы».
«Долг - все должное, что должно исполнить, обязанность».
«Самое главное украшение – чистая совесть».
«Совесть – когтистый зверь, скребущий в сердце».
А.С.Пушкин
Вода все отмывает,
а грызет.
Совесть без зубов,
кроме нечистой совести.
От человека утаишь,
у кого совесть нечиста.
Вечно живёт в страхе тот,
а от совести нет.
способность отличать хорошие поступки от плохих, и испытывать за плохой поступок чувство вины перед самим собой.
Портрет совестливого человека
- Он все делает по совести, стыдится поступать…
- Это – человек…
- Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает…
- Он не совершает поступков…
- Он не пройдет мимо …
- Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то …, и они вызывают у него… .
- Совесть побуждает человека следовать….
- Что такое долг и совесть?
- Определить отличие между совестью и стыдом.
- Что помогает человеку поступать хорошо и правильно?
Домашнее задание
1). Подобрать пословицы о долге и совести;
2). Сообщение «Муки совести в судьбе известных литературных героев»;
3). Нарисовать рисунок на тему «Долг и совесть».
ДОЛГ И СОВЕСТЬ
Категории долг и совесть. КАТЕГОРИИ ЭТИКИ – ЭТО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОРАЛИ. КАТЕГОРИИ ЭТИКИ – НЕ ТОЛЬКО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ. ТО, ЧТО ОБРАЗУЕТ ФОРМАЛЬНЫЙ АППАРАТ ТЕОРИИ, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЕТ В СТИХИЙНО ФОРМИРУЮЩЕМСЯ СОЗНАНИИ ОБЩЕСТВА. К ПРИМЕРУ, КАТЕГОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРОЙ ПОЛУЧИЛО ИСТОЛКОВАНИЕ ЕЩЕ У АРИСТОТЕЛЯ, СУЩЕСТВУЕТ В СОЗНАНИИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИИ ЛЮБОГО ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ.
ПРИ ВСЕМ РАЗНООБРАЗИИ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ, НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРАКТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ КАТЕГОРИИ: – добро и зло; – благо; – справедливость; – долг; – совесть; – ответственность; – достоинство и честь. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр. Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства. Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу, а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.
Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности другими людьми,выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко обществом, перед апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п. Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен. Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.