Презентация на тему "сезонные изменения в лесу". Сезонные изменения в широколиственных лесах Какие сезонные изменения в сосновом лесу

Презентация на тему

Cлайд 1

Cлайд 2

В календаре три зимних месяца: декабрь – хмурень, январь – просинец, февраль – снежень. Плохо в лесу зимой – холодно, голодно. С наступлением холодов цепенеют насекомые, змеи, лягушки. Это особое состояние называется анабиозом. Летучие мыши, ежи, землеройки и другие грызуны впадают в спячку. Медведь и барсук погружаются не в спячку, а в зимний сон. Медведицы и барсучихи в это время даже приносят потомство.

Cлайд 3

Кабаны и лоси переходят зимой на стойбищный образ жизни. Лоси питаются молодыми веточками сосны, берёзы, рябины, ивы, осины. Кабаны разрывают снег в поисках желудей и орехов. Глухари, тетерева, рябчики кормятся почками и веточками черники, берёзы. Лакомством для птиц являются сладкие от мороза ягоды рябины. Белкам не страшен трескучий мороз. Они живут в тёплых гнёздах и обогащают скудный рацион запасённой с осени провизией. Хуже всего приходится хищникам: слишком уж мало осталось дичи в лесу. Лиса мышкует, гоняется за зайцами, охотится на спящих в снегу лесных кур. Волчьи стаи в поисках добычи совершают огромные переходы; в это голодное глухозимье они по-настоящему опасны.

Cлайд 4

В начале марта снег особенно глубок, по ночам бывает очень холодно, недаром говорят: «Март морозом на нос садится». Но яркое солнце прогоняет ночной мороз: снег на крышах подтаивает, повисают острые сосульки, начинается капель. Считается, что первая примета настоящей весны – возвращение грачей. Появляются первые проталинки. Деревья пока ещё спят, только верба спешит встретить весну: у её лопаются почки и появляются на свет серебристые пуховки.

Cлайд 5

Зелёная весна начинается как только распускается мать – и – мачеха, самый первый, ярко – жёлтый цветок. Лес тем временем почти освободился от снега. Деревья и кустарники стоят без листьев, но уже порхают бабочки – крапивницы и лимонницы. И вот наконец украсились серёжками ольха с орешником. Распускаются душистые розовые цветки ядовитого волчьего лыка. Кое – где можно встретить первые грибы – сморчки и строчки.

Cлайд 6

В последнюю неделю апреля в природе происходит невероятный взрыв жизни – деревья и кустарники словно наперегонки спешат зазелениться. Первой распускается черёмуха. За ней торопится бузина и волчье лыко, сирень и душистый тополь, калина и рябина. В последние дни апреля зацветает вяз. Едва успев зазеленеть, берёза уже пылит жёлтыми серёжками. В середине мая зацветает черёмуха.

Cлайд 7

Весной, как только развернутся листья, появляются личинки насекомых, просыпаются бабочки, жуки и начинают питаться свежей листвой. Растения и насекомые привлекают растительноядных и насекомоядных животных. Заяц меняет белую окраску шерсти на серую. Пробуждаются от спячки млекопитающие – ежи, летучие мыши, барсуки. Из дальних странствий возвращаются птицы. Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов. Весной у разных животных появляется потомство.

Cлайд 8

За буйство цветов июнь наречён в народе разноцветом. Что за благодать царит в лесу! В воздухе стоит тонкий аромат цветущей рябины – верная примета того, что заморозки уже не страшны. В белом наряде красуются калина и малина, зацвели васильки, ромашки, фиалки. В июне у млекопитающих заканчивается линька. Летний наряд искусно маскирует зверей на пёстром летнем фоне. Почти все обитатели леса обзавелись потомством, и теперь у них хлопот полон рот.

Cлайд 9

Кончается пора цветения, начинается пора созревания. Земляника, черника, голубика разбросали везде свои разноцветные бусинки. Богатый урожай ягод на время делает вегетарианцами даже самых закоренелых хищников – куницу, лису, не говоря уж о медведе: этот мохнатый сладкоежка готов лакомиться всеми ягодами подряд. В начале июня начинают попадаться первые подберёзовики, подосиновики и белые.

Cлайд 10

Cлайд 11

Приход осени в лиственном и смешанном лесу виден сразу. Сначала меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках, а потом начинается листопад. Кто – же раскрасил листья на деревьях? Ответ прост: никто! Дело в том, что в листьях содержится не только зелёный хлорофилл. Там есть и жёлтый пигмент – каротиноид, и красно-фиолетовый – антоциан. Летом самым активным является хлорофилл. Осенью хлорофилл разрушается, появляются жёлтые и красные вещества, и начинает меняться окраска листьев. Потом они начинают опадать. Но в природе ничто не пропадает напрасно! Пройдёт совсем немного времени, опавшие листья превратятся в перегной и дадут жизнь новым зелёным побегам.

Cлайд 12

Осенью на растениях образуются плоды и семена. Природа придумала разные хитрости чтобы распространить их по земле. Созревшие семена осеннего клёна – крылатки разносятся ветром. Дуб с жёлудями расстаётся неохотно. Он роняет плоды в то время, когда все остальные деревья уже сбросили листву. Во влажном, прелом слое опавшей листвы, да ещё прикрытые толстым слоем снега, жёлуди надёжно защищены и от высыхания, и от мороза. Дрозды глотают ягоды рябины целиком Семена у них в желудке не перевариваются и выбрасываются вместе с помётом. Так эти птицы распространяют семена многих кустарников и деревьев. Cлайд 14 Список использованной литературы В.Морозов «Рассказы о русском лесе». В.П.Герасимов «Животный мир нашей Родины». О.Молчан, Л.Щёкотова «Лес»

Слайд 2

В календаре три зимних месяца: декабрь – хмурень, январь – просинец, февраль – снежень. Плохо в лесу зимой – холодно, голодно. С наступлением холодов цепенеют насекомые, змеи, лягушки. Это особое состояние называется анабиозом. Летучие мыши, ежи, землеройки и другие грызуны впадают в спячку. Медведь и барсук погружаются не в спячку, а в зимний сон. Медведицы и барсучихи в это время даже приносят потомство. Зима

Слайд 3

Кабаны и лоси переходят зимой на стойбищный образ жизни. Лоси питаются молодыми веточками сосны, берёзы, рябины, ивы, осины. Кабаны разрывают снег в поисках желудей и орехов. Глухари, тетерева, рябчики кормятся почками и веточками черники, берёзы. Лакомством для птиц являются сладкие от мороза ягоды рябины. Белкам не страшен трескучий мороз. Они живут в тёплых гнёздах и обогащают скудный рацион запасённой с осени провизией. Хуже всего приходится хищникам: слишком уж мало осталось дичи в лесу. Лиса мышкует, гоняется за зайцами, охотится на спящих в снегу лесных кур. Волчьи стаи в поисках добычи совершают огромные переходы; в это голодное глухозимье они по-настоящему опасны. Зима

Слайд 4

В начале марта снег особенно глубок, по ночам бывает очень холодно, недаром говорят: «Март морозом на нос садится». Но яркое солнце прогоняет ночной мороз: снег на крышах подтаивает, повисают острые сосульки, начинается капель. Считается, что первая примета настоящей весны – возвращение грачей. Появляются первые проталинки. Деревья пока ещё спят, только верба спешит встретить весну: у её лопаются почки и появляются на свет серебристые пуховки. Весна

Слайд 5

Зелёная весна начинается как только распускается мать – и – мачеха, самый первый, ярко – жёлтый цветок. Лес тем временем почти освободился от снега. Деревья и кустарники стоят без листьев, но уже порхают бабочки – крапивницы и лимонницы. И вот наконец украсились серёжками ольха с орешником. Распускаются душистые розовые цветки ядовитого волчьего лыка. Кое – где можно встретить первые грибы – сморчки и строчки. Весна

Слайд 6

В последнюю неделю апреля в природе происходит невероятный взрыв жизни – деревья и кустарники словно наперегонки спешат зазелениться. Первой распускается черёмуха. За ней торопится бузина и волчье лыко, сирень и душистый тополь, калина и рябина. В последние дни апреля зацветает вяз. Едва успев зазеленеть, берёза уже пылит жёлтыми серёжками. В середине мая зацветает черёмуха. Весна

Слайд 7

Весной, как только развернутся листья, появляются личинки насекомых, просыпаются бабочки, жуки и начинают питаться свежей листвой. Растения и насекомые привлекают растительноядных и насекомоядных животных. Заяц меняет белую окраску шерсти на серую. Пробуждаются от спячки млекопитающие – ежи, летучие мыши, барсуки. Из дальних странствий возвращаются птицы. Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов. Весной у разных животных появляется потомство. Весна

Слайд 8

За буйство цветов июнь наречён в народе разноцветом. Что за благодать царит в лесу! В воздухе стоит тонкий аромат цветущей рябины – верная примета того, что заморозки уже не страшны. В белом наряде красуются калина и малина, зацвели васильки, ромашки, фиалки. В июне у млекопитающих заканчивается линька. Летний наряд искусно маскирует зверей на пёстром летнем фоне. Почти все обитатели леса обзавелись потомством, и теперь у них хлопот полон рот. Лето

Слайд 9

Кончается пора цветения, начинается пора созревания. Земляника, черника, голубика разбросали везде свои разноцветные бусинки. Богатый урожай ягод на время делает вегетарианцами даже самых закоренелых хищников – куницу, лису, не говоря уж о медведе: этот мохнатый сладкоежка готов лакомиться всеми ягодами подряд. В начале июня начинают попадаться первые подберёзовики, подосиновики и белые. Лето

Слайд 10

Дары леса

Слайд 11

Приход осени в лиственном и смешанном лесу виден сразу. Сначала меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках, а потом начинается листопад. Кто – же раскрасил листья на деревьях? Ответ прост: никто! Дело в том, что в листьях содержится не только зелёный хлорофилл. Там есть и жёлтый пигмент – каротиноид, и красно-фиолетовый – антоциан. Летом самым активным является хлорофилл. Осенью хлорофилл разрушается, появляются жёлтые и красные вещества, и начинает меняться окраска листьев. Потом они начинают опадать. Но в природе ничто не пропадает напрасно! Пройдёт совсем немного времени, опавшие листья превратятся в перегной и дадут жизнь новым зелёным побегам. Осень

Слайд 12

Осенью на растениях образуются плоды и семена. Природа придумала разные хитрости чтобы распространить их по земле. Созревшие семена осеннего клёна – крылатки разносятся ветром. Дуб с жёлудями расстаётся неохотно. Он роняет плоды в то время, когда все остальные деревья уже сбросили листву. Во влажном, прелом слое опавшей листвы, да ещё прикрытые толстым слоем снега, жёлуди надёжно защищены и от высыхания, и от мороза. Дрозды глотают ягоды рябины целиком Семена у них в желудке не перевариваются и выбрасываются вместе с помётом. Так эти птицы распространяют семена многих кустарников и деревьев. Осень

Слайд 13

Звери и птицы готовятся к зиме. Они неутомимо запасают пищу в своих кладовых. Звери накапливают жир. В другое время года животные так не толстеют. Особенно много жира накапливают на зиму залегающие в спячку барсуки, медведи и ежи. Провиант припасают белки, бурундуки, мышевидные грызуны. Белка собирает жёлуди и орехи, сушит на ветках грибы. Заготавливают семена птицы: сойки, синици. Бобры на зиму сооружают подводные склады из не толстых деревьев и ветвей, которые «законсервированы» под водой. Осень

Слайд 14

Список использованной литературы

В.Морозов «Рассказы о русском лесе». В.П.Герасимов «Животный мир нашей Родины». О.Молчан, Л.Щёкотова «Лес»

Посмотреть все слайды

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира по теме «Сезонные изменения в лесу. Весна ». Урок комбинированный. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является третьим в изучении темы «Сезонные изменения в лесу».

Обучающей задачей урока было познакомить учащихся с приметами весны, ее особенностями, с жизнью животных и растений весной в лесу.

Развивающей задачей - способствовать развитию внимания, памяти, умения применять логические операции – сравнение и обобщение.

Воспитывающей задачей - воспитывать культуру диалога, любовь к природе, бережное отношение к ней, умение проводить рефлексию своей работы на уроке.

Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация –приемы критического мышления: составление синквейнов, определение темы и задач урока самими учениками. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии - логически взаимосвязаны между собой. Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями), а также исследовательский метод изучения нового материала (работа в группах). Прочному усвоению материала урока способствовали задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. На уроке применялись ТСО, развивались коммуникативные навыки, использовались технологии: ИКТ, рефлексивная, РО, личностно-ориентированная, игровая. Царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик».

Адекватно целям урока была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.

Тема урока связана с региональным компонентом:знакомство с растением нашего края.

На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё отношение, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частой сменой деятельности.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников.

Урок целей достиг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 «а» классе по теме «Сезонные изменения в лесу. Весна»

разработан учителем начальных классов

Андросовой Т. Н.

2013-2014 уч.г.

Тема: Сезонные изменения в лесу. Весна.

Цель:познакомить учащихся с приметами весны, ее особенностями, с жизнью животных и растений весной в лесу.

Задачи:

  • закрепить знания учащихся о зимующих, кочующих и перелетных птицах;
  • совершенствовать знания о правилах поведения в лесу;
  • развивать и пополнять знания об изменениях в жизни растений, насекомых, птиц и животных леса;
  • познакомить с опасными для человека растениями, насекомыми леса;
  • развивать память, внимание, творчество, логическое мышление;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Формирование УУД:

Личностные: проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта.

Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов, проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

Регулятивные: следование инструкции при выполнении задания

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Оборудование: учебник для 3 класса «Окружающий мир» Дмитриевой Н.Я, Казакова А.Н., мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для групповой работы, карточки с изображением птиц.

  1. Ход урока
  1. I. Эмоциональный настрой на урок с визуальным и звуковым рядом.
  • Прозвенел звонок. Начинается урок. Поприветствуйте гостей. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.
  1. Определение темы и целей урока.

Послушайте музыку, внимательно посмотрите на меня. Ребята, вы догадались кто я? Почему вы так решили?

Верно. На прошлых уроках мы говорили с вами о сезонных изменениях в лесу осенью и зимой. А о чем мы сегодня будем говорить, что должны узнать?

  1. Работа по теме урока.
  • Я Весна-красна, бужу землю ото сна, наполняю соком почки, на полях ращу цветочки, прогоняю с речек лед, светлым делаю восход. Всюду – в поле и в лесу – людям радость я несу. Кто друг весне, спеши ко мне! Только с одним уговором: вам надо отгадать загадки. Готовы?

– Отгадайте загадки и определите тему урока.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

(Солнце.)

Из-под снега расцветают,

Раньше всех весну встречают.

(Подснежники.)

Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели и пахнет весной.

(Сосулька.)

– Почему загадка о солнце – первая? (Потому что солнце стало подниматься на небе выше и на смену зиме идет весна. «Весна» – тема нашего урока.)

Чтобы заслужить мое одобрение, надо прочитать обо мне стихотворение. А ну-ка, кто тут самый смелый? Иди скорее к березке белой! (чтение детьми стихотворений о весне)

– Послушайте стихотворения русских поэтов о весне и определите приметы весны (учащиеся читают стихи).

  • Почему А. С. Пушкин назвал весну «утром года»? (Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.)

Какие вы молодцы. Такие красивые и добрые слова обо мне сказали. В благодарность я предлагаю вам «заглянуть» в лес и понаблюдать за изменениями в лесу весной (просмотр видео)

Расскажите какие признаки весны вы увидели? (ответы детей)

-«С марта весна открывается», – говорят в народе. Однако отсчет вешних дней ведется по-разному. Календарная весна начинается в первый день марта. Фенологическая – с первых проталин и подснежников. Метеорологическая – с перехода средней суточной температуры воздуха через ноль градусов в сторону тепла. Астрономическая же весна не зависит от капризов природы и наступает всегда в один и тот же день – 21 марта, в день весеннего равноденствия. Ребята, а какая же весна уже наступила? (ответы детей)

Работа в группах

Как вы считаете, вы все изменения в природе перечислили?
На столах у вас лежат конверты, в них карточки с названиями изменений в природе. Прочитайте, все ли слова вам понятны? (дети высказываются.)
Ваша задача: работая сообща, разделить слова в две группы: изменения в природе весной и зимой.
(Карточки: Таяние снега, капель, оттаивание почвы, оттепель, иней, изморозь, вьюга, позёмка, ручейки, ледоход, половодье). Работаем 1-2 мин.
- Давайте сравним вашу работу (слайд на экране)
Зима Весна
Иней оттепель
Изморозь ручейки
Вьюга таяние снега
Позёмка капель
Оттаивание почвы
половодье

Ледоход

– С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение. Что такое сокодвижение? (Многие деревья и кустарники запасают с осени в стволе и почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуя сок, он разносится по дереву – в растении началось сокодвижение.)

– Оживают весной деревья. Загустели кроны – это набухли на ветвях почки. Ветви у берез стали бронзовыми. Такой цвет называют мартовским загаром.

– Кто дает в природе команду зацветать? (Солнце.) Как это происходит? (Весной талая вода проникает в почву и растворяет минеральные вещества, корни всасывают их и по стволу подают в ветви к почкам, листьям, цветам.)

– Какие вы знаете цветы, которые, не дожидаясь схода снега, начинают цвести? Как их называют? (Гусиный лук, первоцвет, галантус. Эти цветы расцветают, не дожидаясь схода снега.)

– Что вы знаете об этих растениях? (Сообщение ученика о подснежнике, о ядовитом цветке, произрастающем на Северном Кавказе)

– Кого манит аромат распустившихся цветов?

Говорят, весенние цветы – праздник для насекомых. Какие насекомых можно увидеть в это время года в лесу? (Шмели, мухи, пчелы, бабочки.)

Какую работу выполняют насекомые? А все ли насекомые безопасны для человека? (беседа о клеще и мерах профилактики КГЛ)

Физминутка
Капли звонко капали, (прыжки на месте)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)
Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся).
С нас течёт уже вода, (наклон вниз)
Мы растаем навсегда. (выпрямляемся)

А раз появились насекомые, то скоро должны прилететь....У птиц началось движение.

Работа в группах

  • Вы уже знаете перелетных, кочующих и зимующих птиц. Распределите птиц по группам. (. Группам даны рисунки птиц. Дети прикрепляют на доску рисунки.1-ая группа определяет зимующих птиц, 2-ая - кочующих, 3-ая -перелетных). обсуждение выполнения задания группами.
  • Зимние гости – снегири, свиристели – потихоньку улетают на север. А с юга уже летят грачи, скворцы, жаворонки. Подумайте, в каком порядке птицы возвращаются на родину весной. Вспомните о сроках отлета птиц.

Первыми трогаются в путь те, что осенью улетели от нас последними. Последними – те, что первыми улетели от нас осенью. Позже других прилетают самые яркие и пёстрые птицы: им надо дождаться свежей листвы и травы. Они слишком заметны на голой земле и деревьях, и сейчас ещё им не спрятаться у нас от врагов – хищных зверей и птиц.

– Птиц иногда называют «лесными Айболитами». Почему? (ответы детей). Отгадайте одну из этих птиц.

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись… (дятел).

– Расскажите, что вы знаете о дятле. Почему его называют «доктором наших лесов»? (сообщение учащегося о дятле)

– Каких птиц-докторов вы знаете? Чем они помогают лесу?

Воробей – уничтожает вредных насекомых, спасает травянистые растения и деревья от вредителей.

Ворон – лесной санитар, собирает падаль, очищает лес.

Дрозд – лечит деревья. Засовывает свой клюв глубоко в землю и вытаскивает из лесной подстилки опасных вредителей, которые губят корни деревьев.

Пищуха – клюв длинный, тонкий, как щипчики, и слегка загнутый вниз. Может легко забраться в любую щель и достать насекомых-вредителей.

Мы с вами в свою очередь тоже помогали птицам зимой. Расскажите как и зачем? (слайд в презентации с фотографиями детей, которые развешивали кормушки в школьном саду)

Работа по учебнику

- Рассмотрите рисунки с:137. Что вы можете рассказать о гнездах птиц?

Гнездо – это птичий клад. Он надежно спрятан в траве или листьях. Яички в нем – как горстка сияющих драгоценностей. В гнезде певчего дрозда похожи на изумруды. Но что изумруды – они мертвы! А в яичках будущие птенцы. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, ненайденный принесет он радость.

  • Каким птицам человек помогает устраивать гнезда? (Но большинству птиц наша помощь не нужна. Они сами творят чудеса.)
  • Давай и весной поможем птицам. Вместе с родителями сделайте скворечник для птиц. Мы повесим их в школьном саду.

– Весенние песни, весенние заботы. Птицы прилетели, гнездо обжили, что же дальше? (Выводят птенцов.) Что вы об этом знаете?

Птичий рабочий день длится 16–19 часов. Надо кормить птенцов. Зато птенцы растут не по дням, а по часам. Но птенцы – не дармоеды. Чем больше они едят, тем больше от них пользы. Какой? (Птенцы очищают от вредных насекомых леса, сады, поля.)

Физминутка

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише...

Деревцо - все выше,выше.

Животные весной

Весной изменяется и жизнь животных. Расскажите об этом. (ответы детей с опорой на фотографии в презентации)

Весной у животных появляется потомство. У лосихи рождается один лосенок, у волчицы, лисы бывает по 5-6 детенышей, в гнезде коршуна-2-3 птенца, у серой куропатки-по20 птенцов. Почему, как выдумаете, у животных рождается разное количество детенышей? (обсуждение проблемного вопроса детьми)

Сегодня мне хочется поподробнее познакомить вас с одним из животных леса- лосем. В народе его называют «сохатый». Как вы думаете, почему? (рассказ учителя о происхождении данного названия). Кроме меня об этом животном вам приготовил доклад ваш одноклассник (сообщение ученика о лосе)

Работа в группе "Экологическая культура"

Отправляясь в лес каждому необходимо знать правила поведения в лесу. А вы ребята, их знаете? Давайте это проверим.

Каждая команда получает лист, на котором описывается конкретная ситуация, поведение в природе, которую необходимо обсудить. Команда по порядку рассуждает, каждая по поводу своей ситуации.

Ситуация 1. "Гнездо"

  • Ты заметил в кустах гнездо. Что сделаешь?

Ситуация 2 "Букет первоцветов"

  • Девочка нарвала букет подснежников. Ваши действия.

Ситуация 3 "Шум в лесу".

  • Ты любишь слушать музыку. И взял с собой приёмник. Идёшь, по лесу и музыка гремит рядом с тобой. Хорошо ли?

Работа в группе.

Я вижу вы очень хорошо знаете правила поведения в лесу. А можете ли вы составить обо мне Весне небольшой стих- синквейн? Попробуйте вместе составить его. (составление в группах синквейна о весне, затем представление)

IV. Итог урока.

Какие изменения произошли в лесу весной?

Почему весна – самое благоприятное время года?

Есть ли связь с приходом весны в неживой и живой природе?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какую информацию вы сочли интересной и полезной для себя?

V.Рефлексия.

На доске рисунок солнышка, тучки.

Ребята, вам понравилось сегодня на уроке? Кому на уроке было интересно, легко, добавьте к солнышку еще лучиков. Если вам было не интересно, не все было понятно-прикрепите капельки к тучке.


Разделы: Начальная школа

Цель: создание комплекса условий (содержательных, методических и организационных) для обобщения и систематизирования знаний детей о жизни леса и его обитателях зимой в процессе смены видов учебной деятельности;

  • обобщить и систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях зимой;
  • учить объяснять причины и последствия зимних изменений в природе;
  • развивать познавательную активность, наблюдательность, работать над развитием мыслительных операций учащихся: анализом, синтезом, классификацией, делать выводы;
  • формировать навыки работы с различными источниками информации;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Учебник. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса. – Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература”, 2004.

Оборудование.

  1. Мультимедийный проектор, компьютер.
  2. Слайд шоу “Лесная зона. Зима”.
  3. Кроссворд “Кто оставил след?”.
  4. Запись литературных произведений: “Как родилась зима”, Г.Скребицкий “Заглянула Зима в лес…”.
  5. Толковый словарь Ожегова.
  6. Гербарий хвойных растений зимнего леса.

I. Организационный момент. (Слайд №1)

Сегодня я приглашаю вас на прогулку по зимнему лесу. Закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в зимнем лесу. Какие картины вы увидели? Какие звуки природы услышали?

Белая дорога... Кружит белый пух:
То летят снежинки роем белых мух.
Белая дорога, белые дома...
Это наступила русская зима.
Быстро мчатся санки с ледяной горы.
И хохочет ветер в уши детворы. Н. Берендгоф

II. Определение темы.

Наша природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Только тем, кто умеет наблюдать, природа открывает свои тайны.

Увижу ли, как лес сквозит
Или осоку с озерцами –
Не созерцанье, – сосердцанье
Меня к природе пригвоздит…

Андрей Вознесенский

Вы понимаете, что значит “созерцать” природу? А “со-серд-ать”? Что-нибудь в мире природы вызывало у вас такие же сильные чувства? Какое впечатление “пригвоздило” вас когда-либо?

III. Изучение нового материала.

1. Беседа “Изменения в природе зимой”. (Слайд №3)

Когда начинается зима? Почему говорят, что зима начинается каждый год по-разному? (Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрыта снегом; а 1 декабря – это начало зимы по календарю.)

ПЕРВАЯ СНЕЖИНКА

Зима начинается с первой снежинки.
И пусть ей растаять, потом суждено...
Зато ее, первую, встретят улыбкой
Любые глаза и любое окно.
Смотри, она кружится перышка легче.
Сама перед ней расступается мгла!
Без первой снежинки, без первой снежинки
На землю зима бы придти не могла!

Как вы думаете, в этом году зима наступила? Докажите.

Послушайте сказку “Как родилась зима”. (прослушивание сказки на магнитном носителе).

Жил-был Зелёный Лес. И не просто Зеленый Лес, а Поющий Зелёный Лес. Берёзы пели нежные песни Берёз. Дубы – стародавние песни Дубов. Ивы – задумчивые песни Ив. И все вокруг пело. Пела Речка. Пел Лесной Родничок. Но звонче всех пели, конечно, птицы.

Так жил этот Поющий Лес. И всех радовали его песни: и Оленя, и Лисицу, и Белку, и даже Зайца, которому Медведь на ухо наступил. И всем было весело в этом лесу. Но однажды неведомо откуда налетел злой холодный Песнеед. Испугался Зеленый Лес. Затрепетал, побледнел, пожелтел. А страшный Песнеед стал доедать все песни подряд.

Угрюмым стал Лес. Он уже не пел, а печально шумел. Жёлтый Лес, Осенний Лес. А потом и шуметь перестал. Листья его потускнели и опали.

И всё умолкло. И Речка умолкла. И Лесной родничок. А птицы стали собираться в тревожные стаи.

И всем стало грустно в лесу: и Оленю, и Лисице, и Белке, и даже Зайцу, которому Медведь на ухо наступил.

В лесу становилось всё тише, тише. И вот у каждого осталась одна последняя песня:

У птиц – предрассветная песня заветная, У речки – самая незаметная, У родничка – словно горстка монеток. Последние песни блестят между веток: Вот песня Осинки, вот песня Березки, Вот песенка Эха – одни отголоски.

Случилось так, что забрёл в этот лес Старичок-Снеговичок. Удивился он, почему не слышно пения, которым славился этот Лес. И сказали ему звери:

Страшный Холодный Песнеед разгуливает по лесу и поедает все песни.
Помоги нам, – сказали звери. – Спаси последние песни Леса.

Взмахнул рукавами Старичок-Снеговичок и вытряхнул из своих рукавов тысячи тысяч снежинок. Они падали, падали и легким пушистьм одеялом покрывали последние песни. Речка покрылась льдом. Родничок тоже. И там подо льдом была спрятана его песенка, словно горстка серебряных монеток. Снежным пухом закутал Старичок-Снеговичок и песенку Березки. А птицы унесли свои песни в тёплые края до новых добрых времён.

Ни одной песни не мог отыскать злой Песнеед в Белом Лесу. Засвистел он и умчался неведомо куда.

Тихо, спокойно стало в Лесу. Так родилась белоснежная Зима.

Кто оказался коварным непрошенным гостем? (Песнеед.)

Какого гостя ждал весь лес? За что вы любите зиму?

2. Работа по учебнику с.85

Послушайте, как описал зиму Г. Скребицкий. Что нового для вас он подметил в зимнем лесу? Зачитайте наиболее понравившиеся отрывки из текста. (Выборочное чтение)

Картина 1. Зимний лес. (Стоят лесные богатыри чинно, спокойно, в тяжелых снеговых шубах, белоснежных шапках.) Подтвердите словами из текста.

Картина 2. Следы на снегу

Подумайте, какие еще картины вам хотелось бы добавить в рассказ? (О птицах, зверях, зимних забавах.)

А как хорош пушистый снег, летящий с высоты!
Он повисает на ветвях, как белые цветы.
Звенят сосульки в тишине – осколки хрусталя.
Уснули реки подо льдом, под снегом спят поля.
Рисует по утрам мороз узоры на окне,
Друзья, хорошая зима у нас в родной стране.

Г. Скребицкий

Посмотри, как все бело, сколько снегу намело!
А следов-то на снегу! Разгадать я их смогу!

3. Разгадывание кроссворда “Кто оставил след?”.

Ученики доказывают правильность своих ответов.

Ответы: по горизонтали – 2. Белка. 3. Лось. 4. Куница.

По вертикали – 1. Барсук. 2. Бобёр. 5. Заяц.

Зимой в лесу холодно и голодно, снег сплошным покровом окутал землю. Многие животные впали в спячку или спрятались по норам. Часть из них, особенно в суровые январские морозы, впадает в дремотное состояние, другие выходят из нор лишь за пищей. Зимой животным страшен не столько холод, сколько бескормица.

Бывают и малоснежные зимы. Как вы думаете, хорошо ли это для лесных обитателей? (Если снега мало, это хорошо лосю, косуле, птицам. Плохо тем, кто спит в норах, берлогах.)

Почему животные впадают в зимнюю спячку? Назовите таких животных.

У биологов есть научный термин – гибернация, что обозначает это слово? Работа с толковым словарём.

Животные ложатся спать. Каждый год с наступлением зимы многие животные исчезают: одни переселяются туда, где потеплее, другие впадают в спячку. Зимняя спячка животных называется “гибернация”. Во время гибернации звери “довольствуются малым”: перестают есть, сокращают сердечный ритм, интервалы между вдохами и выдохами удлиняются, и дыхание становится едва заметным. Но спячка спячке рознь. В случае с медведем долгая спячка не имеет ничего общего с настоящим сном, а больше походит на зимнюю лень. Даже сурок время от времени шевелится.

Картина 3. Калейдоскоп животных. (Слайд №5)

Какой удивительный и неповторимый мир животных! А какие интересные названия у них! Дома вы подготовили этимологическую справку о названиях хорошо знакомых жителей русского леса.

Начнем с хозяина леса – медведя. Почему его так назвали? (Различают два корня в слове “медведь”: -мед и -ед; его так назвали потому, что он очень любит есть мед.)

Волк – корень в словах волоку, волочить, то есть тащить. Волк -хищное животное, он уволакивает домашний скот.

Заяц – это слово буквально означает “прыгун”. Пришло из польского языка.

Белка – слово древнерусское. Название животному дано по цвету и первоначально относилось лишь к белой породе белок.

Бобр – строитель лесных плотин (назван по цвету своей красивой и ценной шубы, бобр – буквально значит “бурый”, “коричневый”).

4. Работа по учебнику.

Откройте учебник на с. 83. Отгадайте загадки и скажите, что еще вы знаете об этих животных.

На какие группы можно разделить этих животных? (По способу зимовки:

1) ищут корм, всю зиму активны – лисы, волки, лоси, кабаны;

2) спят – медведи, барсуки, ежи. Многим животным помогает перенести это тяжелое для них время года зимняя спячка. В полусонном состоянии находятся барсук и белка. Только в сравнительно теплые дни белка выходит из гнезда и отправляется к своим запасам, к вечеру она снова возвращается я свой домик (гайно). Барсук же охотится ночью. Этот неповоротливый и неуклюжий зверь, ростом с небольшую собаку, благодаря запасам жира в зимнее время обычно спит, но в теплые зимы частично бодрствует. Барсуки - звери полезные, теперь очень редкие, нуждаются в строгой охране.

В глубокий сон впадают бурундуки и ежи. Температура их тела понижается иногда до 2-4°. Ежи, например, при этом теряют полностью чувствительность и не просыпаются даже в пасти лисицы!

3) используют запасы пищи, приготовленной на зим у. Чтобы легче пережить голодное время, многие наши звери и птицы запасаются на зиму “провизией”. Бурундук, например, делает большие склады семян и различных клубней растений. Поэтому нора у бурундуков состоит из двух отделений: гнезда, где он спит, и кладовки - для еды. Зверек очень чистоплотен: в ответвлениях от гнезда устраивает он себе “туалетные комнаты”. Белка складывает в свои гнезда шишки сосны или ели, развешивает грибы на ветвях деревьев. В грибные годы у одной белки бывает от нескольких десятков до сотен засушенных грибов! Небольшие запасы под корой и в щелях деревьев оставляют на зиму и некоторые птицы: синицы-гаички, поползни. Совы в дуплах заготавливают мышей-полевок. Таблица способов зимовки зверей.

Каких еще животных вы можете добавить в каждую группу? Что вы о них знаете?

IV. Работа в парах. Вы должны при ответе на вопрос поставить только цифры от 1 до 5: I – заяц; 2 – медведь; 3 – лиса; 4 – волк; 5 – белка.

  1. У кого зимой появляются детеныши? (2.)
  2. Этот зверь питается только ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами. (5.)
  3. Кто к зиме собирается в стаи? (4.)
  4. У какого зверя враги филины, вороны, лисы, волки, сороки? (I.)
  5. Про какого зверя так говорят: “Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный”? (3.)
  6. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы? (4.)
  7. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (3.)
  8. Хвост служит ей рулем, а иногда и парашютом. (5.)
  9. Быстро бежит в гору, а с горы – кубарем. (1.)

Подумайте, кто это мог пожаловаться: “Меню однообразное: хлебные крошки. Да и те часто снегом засыпаны. Вспотеешь, пока докопаешься. То ветер еду сдует, а то и совсем положить забудут. Сегодня густо – завтра пусто”.

Спаси птиц

Посинели от холода птицы, потому и зовут их – синицы.

Ты их желтым пшеном накорми, чтоб совсем не замерзли они. Г. Новицкая

Ещё о двух интересных птицах нам расскажут ребята.

Лес, русский лес: сосны, ели, осины, березы.
Лес, русский лес: здесь Снегурочка бродит с Морозом.
Лес, русский лес: здесь в чащобах лесных столько тайн и чудес!
Лес! Лес! Лес!

V. Обобщение изученного. Работа на доске: составление схемы.

VI. Итог.

О чём вы расскажете дома после урока? Что особенно заинтересовало вас?

Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

Сезоны — это времена года, отличающиеся погодой и температурой. Они меняются в зависимости от годового цикла. Растения и животные прекрасно приспосабливаются к этим сезонным изменениям.

Времена года на Земле

В тропиках никогда не бывает очень холодно или очень жарко, там только два сезона: один — влажный и дождливый, другой — сухой. У экватора (на средней воображаемой линии) жарко и влажно в течение всего года.

В умеренных зонах (за пределами линий тропиков) бывает весна, лето, осень и зима. Обычно чем ближе к Северному или Южному полюсу, тем прохладнее лето и холоднее зима.

Сезонные изменения у растений

Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Морковь, лук и картофель — такого типа растения, накапливающие питательные вещества, которые используют люди.

Такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.

Вечнозеленые деревья всегда покрыты листвой, которая никогда не опадает. Чтобы узнать больше о вечнозеленых и сбрасывающих листья деревьях.

У некоторых вечнозеленых деревьев, таких, как сосна и ель, листья длинные и тонкие, называемые иголками. Многие из вечнозеленых деревьев растут далеко на севере, где лето короткое и прохладное, а зима суровая. Сохраняя свою листву, они могут начать расти, как только придет весна.

В пустынях обычно очень сухо, иногда там вообще ие бывает дождя, а иногда случаются очень короткие сезоны дождей. Семена прорастают и дают новые всходы только в дождливый период. Растения цветут и очень быстро дают семена. В них накапливаются питательные вещества

Сезонные изменения у животных

Некоторые животные, такие, как рептилии , чтобы выжить в холодный или сухой сезон, уменьшают свою активность и засыпают. Когда становится теплее, они возвращаются к активному образу жизни. Другие животные ведут себя иначе, у них есть свои способы выживания в суровые периоды.

Некоторые животные, такие, как соня, спят всю зиму. Это явление называется спячкой. Все лето они едят, накапливая жир, чтобы зимой можно было спать, не принимая пищи.

Большинство млекопитающих и птиц выводят детенышей весной, когда везде много пищи, так что они успевают подрасти и окрепнуть к зиме.

Многие животные и птицы каждый год предпринимают длинные путешествия, называемые миграциями, в места, где больше пищи. Например, ласточки вьют гнезда в Европе весной, а осенью улетают в Африку. Весной, когда в Африке становится очень сухо, они возвращаются.

Карибу (называемые северными оленями в Европе и Азии) тоже мигрируют, проводя лето за Полярным кругом. Огромные стада поедают траву и другие мелкие растения там, где тает лед. Осенью они переходят к югу, в район вечнозеленых лесов, и поедают такие растения, как мох и лишайник, находящиеся под снегом.


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top