Презентация педагогических идей отечественных педагогов. Великие педагоги подготовила: преподаватель педагогики шаронова е.в. гбоу со спо «саратовский областной педагогический колледж» - презентация. Народность и народная школа в понимании К.Д. Ушинского

Презентация педагогических идей отечественных педагогов. Великие педагоги подготовила: преподаватель педагогики шаронова е.в. гбоу со спо «саратовский областной педагогический колледж» - презентация. Народность и народная школа в понимании К.Д. Ушинского

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

«Великие люди России» «Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su»; Цыганова Анастасия Николаевна Воспитатель МАДОУ №6 г. Томска «Великие педагоги России»

Ушинский Константин Дмитриевич

Дата рождения:

Место рождения:

Тула, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Одесса, Российская империя

Научная сфера:

педагогика

Альма-матер:

Московский университет

Известен как:

основоположник научной педагогики

Ушинский Константин Дмитриевич (1823-1870) - великий русский педагог, один из основоположников педагогической науки и народной школы в России. Основные работы: «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Детский мир» и др. Основой педагогической системы Ушинского стали требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике утвердил идею воспитывающего обучения, разработал принципы содержания учебного материала и методы обучения применительно к особенностям умственного развития ребенка. Поддерживал и развивал основы классно-урочной системы обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте, который значительно облегчил обучение детей чтению и письму. Одним из первых разрабатывал основы педагогической антропологии.

Макаренко Антон Семёнович

Дата рождения:

Место рождения:

Белополье, Сумской уезд, Харьковская губерния

Российская Империя

(ныне Сумская область, Украина)

Дата смерти:

Место смерти:

Голицыно, Московская область, РСФСР, СССР

Гражданство:

Flag of Russia.svg Российская империя → Flag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Род деятельности:

педагог, прозаик

Годы творчества:

Направление:

педагогика, художественная литература

Язык произведений:

Орден Трудового Красного Знамени

А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.

Макаренко - гениальный педагог. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

А.С. Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей.

Сластёнин Виталий Александрович

Виталий Александрович Сластёнин

Дата рождения:

Место рождения:

Горно-Алтайск, Алтайский край, РСФСР

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, Россия

Flag of the Soviet Union.svg СССР→Flag of Russia.svg Россия

Научная сфера:

педагогика

Место работы:

Московский педагогический государственный университет

Учёная степень:

доктор педагогических наук (1977)

Учёное звание:

профессор,

академик РАО (1992)

Альма-матер:

Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина

Виталий Александрович Сластёнин (5 сентября 1930, Горно-Алтайск, Алтайский край, РСФСР - 13 июня 2010, Москва, Российская Федерация) - российский учёный в области педагогики, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской Академии образования

В 1989 г. избран членом-корреспондентом АПН СССР, а в 1992 г. - действительным членом Российской академии образования. В 1997 г. избирается членом бюро Отделения высшего образования РАО, а в 1998 г. назначается главным редактором «Известий Российской академии образования».

В 1999 г. В. А. Сластенин избирается президентом Международной академии наук педагогического образования.

Основные направления научной деятельности в области методологии, теории и практики педагогического образования

Пирогов Николай Иванович

Дата рождения:

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Село Вишня

(ныне в черте г. Винница),

Подольская губерния,

Российская империя

Romanov Flag.svg Российская империя

Научная сфера:

медицина

Место работы:

Тартуский университет

Учёное звание:

член-корреспондент СПбАН

Альма-матер:

Московский университет, Дерптский университет

Известные ученики:

П. С. Платонов

ПИРОГОВ Николай Иванович (1810-1881) - великий русский хирург, анатом и патолог, основоположник военно-полевой хирургии, организации и тактики медицинского обеспечения войск, выдающийся общественный деятель и педагог. Во все эти области науки и практики он внес значительный вклад, не утративший во многом до сих пор своего значения.

Сухомлинский Василий Александрович

Род деятельности:

Дата рождения:

Место рождения:

село Васильевка,

Александрийский уезд,

Херсонская губерния, Украинская Держава, ныне Онуфриевский район, Кировоградская область, Украина

Flag of Russia.svg Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

посёлок Павлыш,

Онуфриевский район Кировоградской области,

Украинская ССР

Награды и премии:

Герой Социалистического Труда

Орден Ленина Орден Ленина Орден Красной Звезды

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Амонашвили Шалва Александрович

Дата рождения:

Место рождения:

Тбилиси, Грузинская ССР, ЗСФСР, СССР

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Flag of Russia.svg Россия

Научная сфера:

педагогика

Место работы:

Московский городской педагогический университет

Учёная степень:

доктор психологических наук

Учёное звание:

академик АПН СССР,

академик РАО,

профессор

Альма-матер:

Тбилисский государственный университет

Известен как:

педагог и психолог

Награды и премии:

Премия Правительства Российской Федерации - 1997

АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович – советский, грузинский, российский педагог и психолог, действительный член АПН СССР (1989-1991), действительный член Российской академии образования, иностранный член Академии педагогических наук Украины (с 2006 г), доктор психологических наук (1973), профессор (1980), Почетный член Софийского университета.

Родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. После окончания Тбилисского университета (1955) работал в НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР (в 1983-1991 – директор), с 1987 – генеральный директор экспериментального научно-педагогического

производственного объединения Министерства науки и образования Грузии.

Источники иллюстраций https://ru.wikipedia.org Текстовые источники http://sogp.ru/sha-amonashvili/84/ http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_470.php http://alenamalaya.narod.ru/P3.html http://pomnipro.ru/memorypage54303/biography http://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogicheskaya_sistema_a.s.makarenko http://detskiysad.ru/ped/ped139.html http://hrono.ru/biograf/bio_u/ushinski_kd.php

Слайд 3

Краткая биография

Константин Дмитриевич Ушинский(1824-1870/71), основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846-49 профессор Ярославского Демидовского лицея, в 1854-59 преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского института, в 1859-62 инспектор классов Смольного института. Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

Слайд 4

Основные научные работы К. Д. Ушинского по педагогике

Педагогическая поездка по Швейцарии (1870) Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1868-69)Книги для первоначального классного чтения: Детский мир (1861) Родное слово (1864)

Слайд 5

Обосновывая свой взгляд на воспитание, образование, К.Д. Ушинский исходит из следующего положения: «Если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать так же во всех отношениях». Цель воспитания, по Ушинскому, – воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя: гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.

Слайд 6

Народность и народная школа в понимании К.Д. Ушинского

«...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

Слайд 7

Центром первоначального обучения К. Ушинский считал родной язык. Обучение детей родному языку имеет три цели: Развитие «врожденной душевной способности, которую называют даром слова»; Введение детей в сознательное обладание родным языком; Понимание ими «логики этого языка, то есть грамматических законов в их логической системе».

Слайд 8

Взгляд на педагогику как науку и искусство

Разрабатывая основы научной педагогики, К. Д. Ушинский создает полноценную, всеобъемлющую теорию обучения – дидактику, в которой раскрывает все основные вопросы обучения с опорой на психологию ребенка, логически строго определяя их сущностные характеристики. К.Д. Ушинский рассматривает педагогику как науку и педагогическое искусство в единстве, как две стороны единого сложного процесса воспитания. Ушинский предостерегает от противопоставления практики и теории. Он писал, что «одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине».

Слайд 9

Внимание к личности ребенка в обучении и воспитании

Обучение К.Д. Ушинский рассматривает как средство воспитания и выделяет два вида учения: «...1) учение пассивное посредством преподавания; 2) учение активное посредством собственного опыта».

Слайд 10

Учитель-воспитатель – центральная фигура образовательного процесса

Большую роль Константин Дмитриевич отводит личной убежденности педагога: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретые теплотой, его личные убеждения не будут иметь никакой силы».

Слайд 11

«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

Слайд 12

Заключение

Педагогическое наследие К.Д. Ушинского – очень важный источник осмысления ведущих идей теории и истории педагогики, философии и истории образования. По праву К.Д. Ушинского сегодня можно назвать основателем направления педагогической гуманистики в научной педагогике.

Слайд 13

Список литературы

http://ru.wikipedia.org Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. I том. К.Д.Ушинский lib.nspu.ru/umkК.Д. Ушинский – ОСНОВОПОЛОЖНИК НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Посмотреть все слайды

Ян Амос Коменский (1592 – 1670).Чешский педагог,
гуманист, основоположник дидактики (теории обучения).
Говорил о всеобщем обучении на родном языке.
Предложил организовать единую школу. Его труд
«Великая дидактика».

Определил и разработал возрастную периодизацию
Создал классно-урочную систему, где урок – основная форма
обучения (длительность урока, организация)
Его принципы легли в основу классического воспитания и обучения:
природосообразность ребенка (психологическое познание), принцип
научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и
указанные в литературе), доступности (знания адаптированные
ребенку), систематичности и последовательности (от простого к
сложному), сезонности (подбор материала в зависимости от
сезона).
Выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности
обучения
Посветил целую главу семейному воспитанию «О материнской
школе», где мать – основной воспитатель
Выделял физическое воспитание как приоритетное направление
(здоровье)

Мария Монтессори (1870 – 1952).
Итальянский врач – педагог. Ее идеи: - система самовоспитания,
самообучения детей; - отрицала руководящую роль взрослого в
воспитании и развитии детей.

Разработала создание условий для развития детей на основе их
психологических возрастных особенностей. Впервые ввела
антропометрические измерения (вес, рост ребенка). Разработала
систему сенсорного развития – развития органов чувств. Занятия
длились 4 – 5 часов. Учреждение для детей называлось «Дом ребенка».
Разработала принципы воспитания и развития:
-ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это
сам
-развитие всех органов чувств
-ручной труд (вырезание ножницами)
-пение, игры на воздухе.

Фридрих Фребель (1782 – 1852).
Немецкий педагог. Первый создал
учреждение для дошкольников «Детский
сад»

Считал, что главное для развития человека:
1. Инстинкты (деятельность, познание, художественный и религиозный инстинкт)
2. Цель воспитания – развитие у ребенка природных способностей (инстинктов)
3. Идеи воспитания включают игру, развитие внешних органов чувств
(геометрические фигуры), Дары Фребеля для разработанной им системы сенсорного
развития (игрушка – мяч, шар и куб, деление кубиков на части по величине,
разделение частей на направления плоскостные, линейные и угловые, разделенный
кубик на 27 кирпичиков вдоль и поперек для развития навыков строительства).
Предлагал занятия лепкой, рисованием, плетением, вышиванием, выкладывание
орнамента из гороха и бусинок, разработал подвижные игры на воздухе и занятия по
физкультуре.

Иоганн Генрих Песталоцци
(1746 – 1827).

Разработал принцип природосообразности («Глаз хочет
смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать»).
Природа ребенка требует и стремится к развитию.
Разработал теорию элементарного образования (знакомство с
окружающим миром, развитие речи, обучение счету, письму и
чтению в дошкольном возрасте).
Объединил обучение и труд, т.к. это развивает мысль и дух
ребенка.

Константин Дмитриевич Ушинский
(1823– 1870).
Идея народности в воспитании.
Народность – система, выработанная
исторической жизнью народа. Пособие
«Родное слова» предназначено для
учителей, которые преподают на родном
языке для воспитания у детей чувства
патриотизма, любви к родной земле.

Разработал педагогическую
систему:
-воспитание ребенка должна
начинаться в семье
-воспитание продолжается в ДОУ
-обязательное школьное
образование

Антон Семенович
Макаренко
(1888 – 1939).

Говорил о продуманных целях воспитания. Выделил недочеты педагогической системы
образования в советское время:
-нет систематичности
-нет взаимосвязей между воспитанием и обучением
-между педагогами нет взаимодоговоренности по поводу материала по предметам,
поэтому знания детей носят разрозненный характер
-цели воспитания и обучения конкретных учреждений не удовлетворяют потребности
общества в целом
-педагоги не проявляют гибкости мышления, используют авторитарный стиль
общения с детьми
-нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей
-не развивается чувство коллективизма у детей, т.к. не дают детям ответственных
поручений и возможности к самодисциплинированности и взаимоответственности за
коллектив и себя.
Работал в колонии для несовершеннолетних детей, организовывал коллективные
формы воспитания, развивал самостоятельность, ответственность за порученное
дело перед сверстниками. Составлял руководство и рекомендации для воспитания
детей в коллективе. Пропагандировал самоуправление детским учреждением.

Педагогические идеи А.С.Макаренко

Самая трудная вещь - требование к себе

А.С. Макаренко


Антон Семенович Макаренко (1888-1939)

Один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов.

Спектр научных интересов Макаренко направлен на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.


А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика , трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку ».

Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания.


Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия , то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности.

При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом , а не объектом педагогического воздействия.


Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников , жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.


основы педагогики А.С. Макаренко

1. Воспитание детей в коллективе

Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:

  • общая цель;
  • общая деятельность;
  • дисциплина;
  • органы самоуправления;
  • связь данного коллектива с обществом

По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении.


2. Дисциплина и режим

Дисциплина – это не средство и не метод воспитания . Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь учащихся.

Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.

Режим средство (метод) воспитания . Он должен быть обязателен для всех, точно по времени.

Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания.


3. Трудовое воспитание

Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде . В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны.


Проблема семейного воспитания

Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете , о трудовом воспитании в семье , о дисциплине , о половом воспитании .

Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники .


коллективизм в понятии А. С. Макаренко

« В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом» (А. С. Макаренко).

Эта сторона личности включает в себя следующие признаки:

1. Умение работать в коллективе;

2. развитую способность к коллективному творчеству;

3. товарищескую солидарность и взаимопомощь;

4. активное участие в коллективной деятельности;

5. заботу о своем коллективе и его перспективах;

6. осознание себя хозяином коллектива;

7. ответственность за своих товарищей и за весь коллектив;

8. умение приказать и подчиниться товарищу;

9. желание и потребность подчинить свои интересы коллективу;

10. принятие коллективных перспектив и традиций как своих собственных.


Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность через коллектив. Антон Семенович впервые научно разработал методику воспитания в коллективе, рассмотрел такие вопросы, как:

Строение коллектива;

Взаимоотношения в коллективе;

Педагогическое требование, дисциплина, поощрения и наказание;

Нравственное и трудовое воспитание;

Стиль работы;

Самоуправление, традиции;

Индивидуальный подход к детям.

Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения , за создание нормального психологического климата, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.


Одной из черт демократического воспитательного процесса

А. С. Макаренко считал самоуправление .

Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый человек включался и систему реальной ответственности» : и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.

Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими воспитанниками : добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности.

Воспитатель - это, прежде всего член коллектива , а потом уже наставник, старший товарищ.


Опираясь на взгляды выдающихся советских педагогов, Макаренко взял идею труда и практически ее реализовал.

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носит воспитательной пользы, оказывается нейтральным» (А. С. Макаренко).

- участие в производительном труде сразу меняло социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;

Антон Семенович считал, что труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания .


В формировании подрастающего поколения также надо учитывать влияния семьи , поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом .

Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой - все это влияет на детей, формирует их личность.


Педагогическая цель в понимании Макаренко

Макаренко считал, что ведущим компонентом в воспитании выступает педагогическая цель . Цель как непреложный закон обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты . Цель предопределяет требования к воспитаннику, и к воспитателю, и к другим субъектам педагогического процесса, ко всем условиям воспитания .

Поэтому цель воспитательного процесса, указывает Макаренко, должна всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем как обязательная, и к ней «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии». Воспитательная работа должна быть, прежде всего целесообразной .

Таким образом, педагог , рассуждает Макаренко, должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата.


Педагогический коллектив как необходимое условие воспитания и обучения

Огромное значение Макаренко придавал формированию педагогического коллектива.

Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. «Единство педагогического коллектива , - считал он, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее».

Отношения педагогов и воспитанников по Макаренко

В теоретическом наследии и опыте А. С. Макаренко проблема формирования отношений педагогов и воспитанников – одна из центральных.

«Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы». Педагог для того и вступает в личные отношения с учащимися, чтобы выполнить задачу направления развития отношений учащихся ко всей окружающей действительности. Он может и обязан сознательно использовать свои отношения с учащимися в качестве средства сознательного регулирования процесса формирования всей совокупности отношений своих воспитанников к окружающей действительности.

Отношения педагогов и учащихся – это взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, направляемое педагогами в соответствии с целями воспитания, выдвигаемыми обществом и обусловленными социально и психологически всей системой господствующих в обществе материальных и идеологических отношений.

В трудах А. С. Макаренко были раскрыты сущность и основы методики формирования гуманных, товарищеских отношений учителя и учащихся . Принципиально новым в его подходе к данной проблеме было то, что он сумел преодолеть чисто декларативный характер провозглашения роли коллектива.


Педагогический опыт по Макаренко

При анализе особенностей учащихся Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления .

Его главнейшими компонентами выступают личность учащегося и личность педагога , ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства , условия ; им соответствуют результаты . Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания.

Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, - наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.


Особенности педагогических приёмов по Макаренко

Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём , который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант , дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

Развитие педагогического мастерства учителя идёт по логике : от подражательного переноса приёмов в свой опыт до творческого его преломления, к вариативности и созданию новых собственных средств прикосновения к личности воспитанника.


некоторые из приемов, которые применял Макаренко:

а) Метод - «атака в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам

б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив

в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом»

г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике

д) «Метод переключения страстей»


Свобода творчества учителя во взглядах Макаренко

Особое внимание в своей педагогической практике и попытках её теоретического обобщения Макаренко уделял роли учителя в образовательном процессе , считая, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику.

Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим.


Список литературы

1. Гордин Л.Ю Диалектика общечеловеческих и социалистических ценностей в наследии А.С.Макаренко // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

2. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. Книга для учителя. – М.: Просвещение.

3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1987. – Т.1. – С.149-570.

4. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Пед. соч.: В 8 т. / Сост. М.Д.Виноградова, А.А.Фролов. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4.

5. Моргун В.Ф. А.С.Макаренко и проблема «многомерности» личности (вопросы психологии) // А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

6. Опалихин В.М. Освоение идей и опыта А.С. Макаренко в школах Челябинской области // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

7. Питюков В.Ю. Педагогическая операция как единица воспитательного процесса и проявление технологического подхода в воспитании // А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда: Описание слайда:

Новаторская методика М.П. Щетинина построена на создании комплексного образовательного пространства, который включает в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности; атмосферу свободного познания и воплощения полученных знаний. Руководимый им «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» является идейным продолжением «школы-мастерской» А.С. Макаренко. В центре всего педагогического процесса – духовно-нравственное развитие. Задача школы нового типа – воспитание гармоничной самостоятельной личности, обладающей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией. Новаторская методика М.П. Щетинина построена на создании комплексного образовательного пространства, который включает в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности; атмосферу свободного познания и воплощения полученных знаний. Руководимый им «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» является идейным продолжением «школы-мастерской» А.С. Макаренко. В центре всего педагогического процесса – духовно-нравственное развитие. Задача школы нового типа – воспитание гармоничной самостоятельной личности, обладающей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией.

Слайд 30

Описание слайда:

Слайд 31

Описание слайда:

Индивидуальный подход к ученику позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу разновозрастных групп, где каждый обучается в своем индивидуальном темпе, без принуждения и отметок. Поощряется самостоятельное проведение учениками научных исследований, раскрывающих междисциплинарные связи и формирующих целостное восприятие мира. Индивидуальный подход к ученику позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу разновозрастных групп, где каждый обучается в своем индивидуальном темпе, без принуждения и отметок. Поощряется самостоятельное проведение учениками научных исследований, раскрывающих междисциплинарные связи и формирующих целостное восприятие мира.

Слайд 33

Описание слайда:


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top