Способы изображения земной поверхности на картах. Виды изображения земной поверхности. Глобус - модель Земли

Способы изображения земной поверхности на картах. Виды изображения земной поверхности. Глобус - модель Земли

С древнейших времен у людей была потребность в передаче графических сведений о поверхности земли, ее очертаниях, составе населения и прочем. Причем люди научились передавать эти сведения задолго до появления карт и других графических систем. Чаще всего для этого использовались кости, наскальная живопись и тому подобное. Современные виды изображения земной поверхности включают в себя:

  • Карты и планы.
  • Атласы.
  • Аэрокосмическая и топографическая съемка.

Глобус (от латинского Globe - шар) представляет собой копию Землив меньших размерах. Впервые было доказано, то земной шар имеет форму круга, в Древней Греции. С тех пор считается, что для корректного отображения земной поверхности нужно использовать глобус, как элемент, полностью повторяющий структуру.

Главное преимущество глобуса - он предоставляет данные без искажений (искажений, прежде всего, лишена земная кора). Работая с ним мы получаем точное расположение и очертание морей, континентов, океанов, островов и других объектов. К недостаткам этого вида отображения поверхности следует отнести ограниченность по размерам. Глобусы, в большинстве своем, небольшого размера, поэтому детально исследовать местность по нему не выйдет.

Карты и планы

План - чертеж, на котором подробно изображен определенный элемент. Как правило, это делается з асчет использования условных обозначений. За счет того, что изучается только ограниченное пространство нет необходимости в работе учитывать шарообразную форму земли.

Карта - способ изображения поверхности Земли в уменьшенном формате с использованием условных знаков и обозначений. Карты различаются по охвату территории, масштабу и содержанию. В отличие от плана исследуют обект более детально.

Чем они отличаются

План и карта отличаются исключительно по охвату территории. Планы всегда ограничены небольшими объектами (план дома, улицы, города, деревни, леса, реки и так далее), в то время как карты бывают разными по охвату, отображая графически как локальные объекты, так и земной шар в целом. В то же время на картах из-за большого пространства наносимых на поверхность неизбежно возникают погрешности.

Атласы

Атлас - сборник карт. Если сегодня атласы являются чем-то обыденным (они есть у каждого школьника и с ними можно работать лего), то еще в средневековье атласы представляли собой настоящие энциклопедии, доступ к которым был далеко не у всех.

Принято считать, что первые атласы появились в древнем Риме. Так это или нет неизвестно, но впервые понятие «атлас» было введено в 16 веке в Нидерландах Герардом Меркатором.Современные географические атласы различаются:

  • атласы по охвату территории (атлас мира, атлас стран(страны), атлас города и так далее.
  • атласы по назначению (учебные, дорожные, краеведческие и так далее.
  • атласы по назначению (настольные, книжные, карманные и другие).

Отличия глобуса от карты

Рассмотрим чем глобус отличается карты. Это два основных вида изображения земной поверхности и важно правильно определять различия между ними.

Главное отличие между глобусом и картой - точность. Глобус благодаря тому, что повторяет форму строения земли, лишен искажений. У карт они есть. С другой стороны глобусы это уменьшенная Земля в миллионы раз, поэтому детально работать с ними не удобно. Глобусы небольшие по размеру, а с очень крупными работать нельзя. У карт этих недостатков нет. Благодаря различным масштабам появляется возможность досконально исследовать любые объекты.


Глобус и карта - отличия

И глобусы и карты при этом имеют абсолютно идентичные типы:

  • Политический. Отображает политическое устройство мира - страны.
  • Физический. Отображает общую структуры планеты.
  • Рельефный. Модификация физического вида карты и глобуса, где все объекты представлены в виде выпуклой поверхности. Напоминает 3D модель.
  • Астрономический. Позволяют изучать небо.
  • Контурный. Сегодня распространены контурные карты, но и контурные глобусы также существуют.

Мы рассмотрели основные виды изображения земной поверхности. В дальнейших материалах более детально остановимся на вопросах картографии.

Аэрокосмическая съемка

Этот вид отображения земной поверхности считается более точным в сравнении с картами и планами, поскольку делается сверху с помощью спутника или другого специального оборудования. Благодаря съемкам из космоса и с воздуха появляется возможность детального изучения любых объектов, доступность которых раньше была под вопросом. Результаты таких съемок немного отличаются от того, что мы привыкли видеть на картах (глобусе) и для работы с такими снимками часто используют дешифрирование.

Сегодня многие из нас пользуются гугл картами или яндекс картами. Это и есть предоставление аэрокосмической съемки.

Земная поверхность на плоскости изображается в виде планов и карт.

План – уменьшенное подобное изображение ограниченных участков земной поверхности рассматриваемых как плоскость.

Карта – уменьшенное подобное изображение значительной части земной поверхности полученная с учетом кривизны земли.

Для проектирования различного рода сооружений линейного типа составляют специальные чертежи, отображающие относительные высоты точек земной поверхности называемые – профилем.

Профиль местности – представляет собой уменьшенное изображение вертикального разреза земной поверхности по данному направлению. Обычно профили местности применяются для проектирования и строительства инженерных сооружений линейного вида (автомобильных и железных дорог), при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых, в сельском хозяйстве при осушении и орошении земель.

Для большей наглядности и восприятия информации принято строить профили с различными значениями горизонтального и вертикального масштабов. Обычно вертикальный масштаб в 5-10 раз крупнее горизонтального. Исходным материалом для построения профилей могут служить топографические планы и карты или непосредственно результаты геодезических изысканий, выполненных инструментально на местности.

Инженерная геодезия предусматривает составление специальных разбивочных и исполнительных чертежей.

Разбивочный чертеж служит для переноса строительного объекта на местность, на которой показано положение основных точек объекта определяемых аналитическими данными. Исполнительный чертеж аналитически отображает фактическое положение элементов объекта в период строительства или при его возведении.

Тема 5: Масштабы

Масштаб – отношение длины линии на плане к соответствующему отрезку на местности.

ü Числовой – это правильная дробь, в числителе которой единица, а знаменатель показывает во сколько раз уменьшена местность при изображении ее на плане.

ü Именованный – показывает, сколько метров местности соответствует одному сантиметру данного чертежа.

ü Линейный – графическое изображение числового масштаба представляющий собой шкалу с делениями соответствующую числовому масштабу.

ü Поперечный – Он представляет собой график в виде металлической линейки длиной 10 или 12 см , Отрезок линейки АВ, равный 2 см и разбитый на 10 равных частей, называется основанием поперечного масштаба. Графическая точность определения длин отрезков, на плане с помощью поперечного масштаба составляет 1/100 его основания. Измерение длин линий на плане по поперечному масштабу выполняется с помощью измерителя (циркуля).

Точность масштаба – это расстояние на местности соответствующая 0,1 мм данного чертежа.

0,1мм – 0,1м

Тема 6: Условные знаки топографических планов и карт

На топографических планах и картах объекты местности отображаются едиными условными знаками, которые подразделяются на масштабные, внемасштабные, линейные, пояснительные, специальные.

1. Масштабные знаки – показывают местоположение объекта и его фактические размеры. Границы таких объектов могут отображаться тонки сплошными линиями или точечным пунктиром.

2 – этажность

К – кирпич

Н – нежилое

2. Внемасштабные знаки – показывают местоположение объекта, но не отображают его размеры.

Столбы - колодцы - отдельно стоящие деревья

3. Линейные – отображают местоположение и протяженность линейных объектов.

В К
В К
В К
В К

4. Пояснительные – показывают название Ии характеристики объектов в буквенных и цифровых обозначениях.

5. Специальные – используются для отображения объектов на специальных картах различных ведомств.

Тема 7: Рельеф и его изображение на планах или картах

Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности.

Рельеф отображается на картах мелкого масштаба интенсивностью цвета, на крупномасштабных планах горизонталями, бергштрихами, абсолютными отметками.

Горизонтали – это замкнутая кривая линия на плане, все точки которой на местности имеют одинаковые отметки.

Кратчайшее расстояние между соседними горизонталями на плане называется – заложением.

Вертикальное расстояние между соседними горизонталями на местности называется – высота сечение рельефа.

Бергштрихи – это короткие черточки на горизонталях, указывающие направление склона.



Основные формы рельефа:

Гора – куполообразная (коническая) возвышенность.

Котловина – чашеобразное понижение.

Хребет – возвышенность вытянутая в одном направлении.

Лощина (лог) – вытянутое понижение.

Седловина – понижение между двумя возвышенностями на хребте.

Уступ (терраса) – горизонтальная площадка на склоне горы или хребта.


Тема 8: Ориентирование

Ориентирование – определение заданного направления относительно начального. Принято ориентироваться от северного направления меридиана.

В геодезии выделяют три меридиана, проходящие через данную точку.

1. Истинный – соединяет северный и южный полюса.

2. Магнитный – совпадает с направлением магнитной стрелки компаса.

3. Осевой – совпадает с осевым меридианом данной зоны на карте.

Тема урока:

Способы изображения земной поверхности

5 класс


Цель:

Сформировать понятия о различных способах изображения земной поверхности.


  • Обучающие
  • - Познакомить учащихся с видами изображения земной поверхности
  • - обеспечить усвоение понятий «географическая карта», «план местности», «глобус», «атлас»;
  • - создать условия для выявления основных различии между планами местности и географическими картами

  • Развивающие
  • - совершенствовать умение работать с географическими картами и планами местности;
  • - продолжить формирование картографической грамотности;

  • Воспитательные
  • - воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля,
  • - воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре

Предметные

  • усвоение понятий «географическая карта», «план местности», «глобус», «атлас»;
  • - умение работать с картой (развитие картографической грамотности);
  • - умение выявлять черты сходства и различия между разными видами изображений Земли;
  • - использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации

Метапредметные

  • - познавательные
  • умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты;
  • -развитие интеллектуальных способностей
  • - регулятивные
  • вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, ставить цели;
  • выполнять учебные действия в соответствие с заданием;
  • - коммуникативные
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • умение работать индивидуально и в паре

Личностные

  • - понимание значимости знаний о способах изображения земной поверхности для практической жизни людей;
  • - осознание необходимости
  • понимать и читать карту
  • стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

Универсальные учебные действия

  • - личностные : осознать необходимость изучения окружающего мира.
  • - регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
  • - познавательные: объяснять роль различных источников географической информации, выявлять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов, анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы; составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.
  • - коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Основные понятия, изучаемые на уроке

  • аэрофотоснимок
  • глобус
  • план и карта
  • атласы
  • Картография

Оборудование:

  • Глобус, физическая карта мира, аэрофотоснимки поверхности Земли и космические изображения

Я пришел на урок вот такой

Ничего я не хочу

Я хочу все узнать

А мне все равно что там такое


  • Какую форму имеет Земля?
  • Чему равна длина экватора Земли?
  • Какие два основных вида движения совершает Земля?
  • Что такое полюс?
  • Что такое экватор?

6. Что такое сутки?

7. Почему в сутках 24 часа?

8. Что такое год?



  • Что является моделью земного шара?

Глобус

  • Глобус - модель земного шара.
  • Глобус очень удобен для того, чтобы

представить себе форму

и облик поверхности

нашей планеты.



Что можно определить с помощью глобуса?

  • Размеры материков, океанов
  • Определить расстояние

между пунктами.


Почему глобусом не всегда удобно пользоваться?

  • Из-за его объемности
  • Нельзя показать некрупные и мелкие объекты
  • Трудно использовать в дороге, путешествии

  • Небольшие участки земной поверхности изображают в виде плана местности

Географическая карта

- Чертеж большого участка земной поверхности, выполненный по специальным правилам .

На физической карте мира изображается весь земной шар. Карта - плоский чертеж земной поверхности.









Аэрофотоснимки и космические фотографии земной поверхности широко используются при

составлении подробных карт и

для изучения различных участков

территории планеты.



  • Что такое глобус?
  • Что такое географическая карта?

  • Чем отличается глобус от географической карты?
  • Почему на географической карте отражено больше разной информации. Чем на глобусе?

А ушел с урока вот такой…

Здорово!

Ничего не понял…..

Я все понял…..


  • П. 19 (пересказ)

Дата: 26.10.2015

Часто, особенно при решении различных задач, приходится иметь дело с изображениями земной поверхности. Эти изображения весьма разнообразны. Наиболее распространенными среди них - рисунки, планы, карты, глобусы, аэрофотоснимки и космические снимки.

На рисунке земная поверхность изображается в ее реальном, но уменьшенном виде под любым углом зрения.

Аэрофотоснимки и космические снимки, как правило, являются уменьшенными изображениями реального вида земной поверхности сверху.

Планы, карты и глобусы являются уменьшенными картографическими изображениями земной поверхности, поскольку для ее отображения на них используется система условных обозначений .

План местности - это уменьшенное, выполненное с помощью условных знаков изображение небольшого участка земной поверхности. В отличие от снимков, на планах и картах мелкие и несущественные детали не изображены.

Карта - это уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности, выполненное с помощью условных знаков и построенное в определенной картографической проекции.

Географическая карта дает возможность изобразить значительные участки территории и даже всю поверхность Земли. Однако при этом возникает необходимость учитывать, что Земля имеет шарообразную форму. Поэтому при изображении шаровидной земной поверхности на карте, которая является плоскостью, некоторые участки приходится изображать несколько искаженными (чуть сжатыми или растянутыми).

Глобус является моделью, т.е. уменьшенной в десятки миллионов раз копией Земли , поэтому он в общих чертах сохраняет ее форму.

На глобусе все материки, океаны, моря показаны в полном соответствии с их положением на земном шаре, а масштаб остается одинаковым на всей поверхности глобуса. Глобус лучше, чем другие картографические изображения, передает форму нашей планеты.

Основные отличия географической карты от плана местности

  1. На плане изображают небольшие участки земной поверхности: школьная участок, землепользования сельскохозяйственного предприятия, населенный пункт и т.д.
  2. На план наносят все объекты и детали местности в заданном масштабе. Карты через мельче масштаб менее подробными изображениями земной поверхности. На них отображаются наиболее важные объекты и свойства.
  3. При создании плана кривизну земной поверхности за малой величины не учитывают, и земная поверхность считается плоскостью. Все предметы показывают такими, какие они есть на самом деле, без искажений, сохраняется их форма и очертания, только размер уменьшают в соответствии с масштабом. При создании карт обязательно учитывают кривизну (шарообразности) Земли, поэтому на картах неизбежно присутствуют искажения.
  4. На планах отсутствует градусная сетка , а на картах она непременно есть (меридианы и параллели).

На планах направлением на север принято считать верхний край листа , на юг - нижней, на запад - левый, на восток - правый. Северное направление показывают дополнительно стрелкой с обозначением север - юг. На картах направление север - юг определяют меридианы, запад - восток - параллели. Они могут быть не только прямыми линиями, но и дугами различной кривизны, в зависимости от проекции карт.


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top