Способы успокоения вышедших из равновесия дошкольников. Методика обучения равновесию. Последовательность обучения в разные периоды. Упражнения и игры для развития навыков равновесия в подготовительной группе

Способы успокоения вышедших из равновесия дошкольников. Методика обучения равновесию. Последовательность обучения в разные периоды. Упражнения и игры для развития навыков равновесия в подготовительной группе

МКДОУ « ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

№14 « УЛЫБКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

НА РАВНОВЕСИЕ

(материал для инструкторов по физической культуре,

родителей и воспитателей ДОУ)

Составила:

инструктор по физической культуре

МКДОУ №14

г. Лодейное Пол е

Пояснительная записка

Умение сохранять равновесие в разных условиях или положениях тела формируется с первых движений ребенка, по мере расширения его двигательного опыта.

Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельности ребенка, в игре, бытовых процессах, разнообразных перемещениях в пространстве.

Равновесие обеспечивается сложным сочетанием в действиях различных анализаторов - мышечного, вестибулярного, зрительного, кожного, объединяемых регулирующим влиянием центральной нервной системы. Поэтому для развития способности сохранять равновесие необходимо использовать разнообразные физические упражнения, влияющие на органы и системы, обеспечивающие устойчивое положение тела ребенка как при удерживании статистических поз, так и при перемещениях в пространстве.

Хорошее развитие функции равновесия облегчает совершенствование знакомых навыков и освоение новых движений. Оно связано со всеми основными видами движений - бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем. Особенно ярко равновесие проявляется в движениях и положениях тела, связанных с быстрыми перемещениями, сменой положений, уменьшением и повышением площади опоры. Упражнения в равновесии помогают регулировать перемещение центра тяжести тела и мышечные усилия, направляемые на сохранение равновесия.


Упражнения и игры помогут выработать чувство равновесия, устойчивости, окажут помощь всему организму. Все задания, связанные с проявлением равновесия, требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий, четкого выполнения правил.

Данный материал окажет хорошую поддержку инструкторам по физической культуры, родителям и воспитателям ДОУ, поможет привить детям интерес и любовь к занятиям физической культурой и спортом.

РАВНОВЕСИЕ.

1. Остановка во время ходьбы и бега.

2. Ходьба и бег по прямой дорожке (длина 2,5 – 3 метра, ширина 25-20см).

3. 3. Ходьба по доске(ширина 20см).

4. Ходьба по извилистой дорожке.

5. Перешагивание через лежащие на земле предметы, расстояние между ними 20-25см.

6. Перешагивание через рейки лестницы, лежащей на земле.

7. Ходьба по гимнастической скамейке.

8. Ходьба по кирпичикам, положенным на расстоянии 15см один от другого.

9. Ходьба по шнуру.

10. Перешагивание через препятствия- рейки или шнуры, положенные на кубы.(высота 20-25см).

11. Ходьба по наклонной доске, один конец которой приподнят на 20-30см.

12. Ходьба по бревну по стесанной поверхностью(ширина 20см).

13. Стоя на месте, подняться на носки и постоять, сохраняя равновесие.

14. Кружение на месте в одну сторону, после остановки и отдыха кружение в другую сторону.

Примечание. Руки при движении свободно балансируют.

Методические указания.

Детей четвертого года жизни учат ходить приставным и чередующимся шагом в зависимости от предложенного задания, например по кирпичикам можно идти приставным шагом. При ходьбе по доске и скамейке можно усложнить задание, предлагая ребенку поставить руки в стороны или на пояс, но не настаивать на этом, если ребенок боится. При движении по узкой или высокой опоре дети могут свободно балансировать руками. Надо напомнить детям. что при такой ходьбе следует держаться прямо, стараться не опускать голову, смотреть вперед на игрушку, поставленную впереди. В общеразвивающих упражнениях можно предложить непродолжительное время постоять на носках, на одной ноге, сохраняя при этом и правильное положение туловища. Вначале это удается детям, обладающим хорошей координацией движений. При выполнении упражнений поощряйте детей, особое внимание уделять детям, неуверенно чувствующим себя на скамейке, предлагая им во время прогулки пройти по шнуру, по бортику песочницы, низкому бревну, идя рядом с ребенком, ободряя его.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4лет

ЧЕРЕЗ БОЛОТО.

На площадке из кирпичиков(плоских фанерок размером 15 на 20 см) выкладываются 2-3 дорожки длиной 3м. Расстояние между кирпичиками 10-15см. 2-3 детей встают у первых кирпичиков и по сигналу идут по дорожкам.

Правила : вставать только на кирпичики, не касаясь пола: доходить до конца дорожки.

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА.

Дети располагаются за веревкой, подвешанной на высоте 25см. Воспитатель-наседка зовет цыплят гулять. Они перешагивают через веревку и разбегаются по площадке. На сигнал « большая птица» убегают. Воспитатель в это время опускает веревку вниз.

Правила: перешагивать после сигнала, не толкаясь, удерживая равновесие на одной ноге; убегать после сигнала.

МИШКА ИДЕТ ПО МОСТИКУ.

На землю кладут доски(ширина 25см, длина 2-2,5см). За ними на высоте подтянутой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца дочки. Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке - медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку. Игра повторяется.

Правила: идти по скамейке на четвереньках(на ступнях и ладонях); доходить до конца доски.

ШИРЕ ШАГАЙ.

На площадке в 2-3 ряда раскладываются обручи(пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60см). В каждом ряду 5-6 обручей. 2-3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, попрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.


Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, но не выходя за его края, не задевать за обручи.

1. Остановка во время бега, присесть или повернуться кругом и продолжать бег.

2. После бега по сигналу встать на куб или скамейку.

3. Ходьба по шнуру, положенному прямо, по кругу, зигзагообразно.

4. Ходьба по шнуру с мешочком на голове(вес 400г, размер 12 на 18)

5. Ходьба с мешочком по ладони по доске(ширина 15см) лежащей на полу.

6. Ходьба по ребристой доске.

7. Ходить по скамейке ставя ногу с носка. руки в стороны.

8. Ходить по скамейке перешагивая через положенные на ней кубики.

9. Перешагивание через кубы, лежащие на полу рейки, положенные на высоте 40см.

10.Ходьба по бревну боком(правым и левым) приставными шагами.

11. Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой от земли на 20-25см.

12. Разойтись вдвоем на доске(ширина 20-15см), пожженной наклонно.

13. Кружение в одну и другую сторону(руки на поясе, руки в стороны)

14. Стоять на одной ноге, вторая согнута и поднята коленом вперед(или в сторону), руки на поясе.

15. Ходьба по горизонтальному бревну (ширина 15см, высота25-30см).

Методические указания.

В средней группе возрастают требования к качеству выполнения упражнений. Особенность упражнений, тренирующих равновесие, в том,

что они проводятся в спокойном темпе, в них не включается соревнование на быстроту выполнения движения. Поэтому обращается внимание на хорошее уверенное выполнение статистических поз, четкое спокойное выполнение ходьбы по уменьшенной и повышенной площади опоры. Иногда сами дети стремятся пройти быстрее. Этого нельзя допускать.

https://pandia.ru/text/78/467/images/image003_5.jpg" width="468" height="312 src=">

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

ПОСАДИМ РАССАДУ И СОБЕРЕМ УРОЖАЙ.

3-4 играющих стоят перед скамейками. В руках у них корзинки или ведерки с мешочками (кубиками, колечками). Идут по скамейке, наклоняясь и раскладывая предметы на скамейке. Дойдя до конца, сходят или спрыгивают, идут обратно и отдают корзинки следующим играющим. Те по сигналу так же идут по скамейке, но уже собирают предметы. Правила: предметы брать из корзинки по одному; класть предметы примерно через два шага; положив или взяв предмет, выпрямиться.

ШАГАЙ ЧЕРЕЗ КОЧКИ!

Играющие становятся в 3-4 звена перед скамейками. На скамейках положено по три кубика (высота 20см) или набивных мяча. Дети идут по скамейкам, перешагивая через них. Для того чтобы ребята не приносили ногу стороной, посередине верхней стороны кубика наносится краской полоса(или наклеивается изоляционная лента)

Правила: переносить ногу, придерживаясь середины кубика, хорошо сгибать ногу в коленке.

БЕГОМ ПО ГОРКЕ.

Вбегать и сбегать по наклонной доске (ширина 20-15см), бревну, земляной и снежной горке, ограниченной флажками(палочками).

РАЗОЙДИСЬ - НЕ УПАДИ! Двое детей идут по скамейке навстречу друг другу(с разных сторон). Встретившись, расходятся, придерживаясь друг за друга, и продолжают движение.

ЮНЫЕ ГИМНАСТЫ .

Дети выполняют задания на гимнастической скамейке:

Пройти на носках, хорошо вытянувшись, руки за головой, смотреть прямо на конец скамейки;

Пройти по скамейке, выполнив после 2-3 шагов и перед концом скамейки повороты на 360 градусов;

Стоя на скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю стопу;

Стоять на скамейке поочередно на правой и левой ноге.

КТО ДОЛЬШЕ НЕ УРОНИТ .

Играющие стоят на полу на одной ноге, вторая нога согнута в колене. Кладут на колено мешочек с песком и стараются устоять, не теряя равновесие.

Правила : мешочки кладут по сигналу и стоят, не придерживая их рукой; тот, кто уронил мешочек, выходит из игры.

СОВУШКА.

Играющие разбегаются в пределах площадки. На сигнал «ночь» останавливаются и не двигаются. В это время вылетает сова и уводит тех, кто шевелится.

Правила: останавливаться в позе, предложенной воспитателем на одном колене; на носках; образовав пары, поставив стопы на одну линию(пятку одной ноги к носку другой).

ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ .

Дети встают по кругу, взявшись за руки. В центре двое водящих. Одному из них завязывают глаза - это жмурка. Другому дают колокольчик. Ребенок с колокольчиком бегает внутри круга и звонит. Жмурка пытается его догнать.

Правила : бегающий звонит не все время; если жмурка долго не может поймать надо сменить обоих.

ДРУЖНЫЕ ПАРЫ.

Дети распределяются парами, берутся за руки. По сигналу кружатся в одну сторону (5с). По другому сигналу останавливаются и после короткой передышки кружатся в другую сторону.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ(6-7ЛЕТ)

1.Ходьба по доске, скамейке (ширина15с-10см, высота 35-40см).

2.Ходьба по скамейке, по середине перешагнуть палку, веревку.

3.Ходьба по скамейке, посередине пролезть в обруч, под натянутой над скамейкой веревкой (высота 50см).

4.Ходьба по скамейке приседая на одной ноге, а другую, пронося прямой вперед сбоку скамейки.

5.Ходьба по скамейке, на каждый шаг высоко поднимать прямую ногу вперед и делать под ней хлопок.

6.Ходьба по скамейке, на середине перепрыгнуть через веревку (высота 20см), идти дальше.

7. Ходьба по горизонтальному и наклонному бревну (ширина стесанной поверхности 15-10см, высота 40см) прямо и боком, с разными положениями рук (в стороны, на пояс, вверх, за голову)

8. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки.

9.Ходьба по шнуру по – медвежьи (ступни на шнуре, ладони справа и слева от шнура).

10.Ходьба по линии спиной вперед.

11.Ходьба по большому обручу приставными шагами (диаметр 1м).

12.Ходить, перешагивая палки, положенные на стулья.

13. Бросать и ловить мяч парами, стоя на скамейке.

14.Сидя на скамейке поперек с опорой рук сзади, приподнимать и опускать прямые ноги; сидя, поворачиваться на 360 градусов направо и налево.

15. Стоять на одной ноге, закрыв глаза.

16. После бега, прыжков, кружения сделать «ласточку».

17. Прыгать на одной ноге вперед, удерживая на колене другой(согнутой) ноги мешочек с песком.

18. Встать и сесть без помощи рук, удерживая на голове мешочек с песком.

19. Балансирование на большом набивном мяче, ножной качалке.

Методические указания.

В подготовительной группе продолжать усложнять задания, учитывая возросшие возможности детей. Площадь опоры в упражнениях становится более узкой и высокой. При этом не всегда следует добиваться прочной устойчивости доски или гимнастической скамейки. Дети 6-7 лет должны уметь пройти по слегка качающемуся пособию, восстанавливая балансированием временную потерю равновесия. Они способны удерживать равновесие на большом набивном мяче, ножной качалке, круглом камне. При ходьбе по узкой и высокой опоре, когда теряется равновесие, надо спокойно опустить одну ногу на землю или соскочить, предварительно подготовившись к соскоку и выбрав удачное место приземления. Дети должны научиться способам самостраховки. Игры – аттракционы, используемые в этой группе, часто требуют хорошо развитого чувства равновесия, тренируют детей в этой способности, вызывают у них интерес, желание соревноваться.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

КТО ДОЛЬШЕ НА ОДНОЙ НОГЕ.

Детям предлагается различные варианты заданий:

Стоять на полу закрыв глаза;

Стоять на скамейке вдоль или поперек;

Менять положение поднятой ноги: вынести вперед, в сторону согнутую или прямую, положить на колено мешочек с песком, взяться за щиколотку.

«СОВУШКА», «СТОП», « ПАУК И МУХА».

Использовать эти игры, указанные ранее, добиваясь от детей сохранения неподвижной позы в течение 3-5с после ходьбы и бега.

ЖМУРКИ.

Назначить считалкой водящего. Ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Все дети разбегаются, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При видя какой-либо опасности (дерево, пенек и др) играющие должны предупредить жмурку словом « огонь».

Правила: не выходить за обозначенную границу; убегая от жмурки, можно приседать; чтобы жмурка не вышел за пределы площадки, его предупреждают словом « огонь».

БОЙ ПЕТУХОВ.

Двое детей встают в очерченный круг (диаметр 1-1,5м) лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Пытаются столкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.

Правила : не опускать ногу на пол; кто встал на обе ноги или вышел за круг, считается проигравшим.

БЕГ В МЕШКЕ. 2-3 детей влезают в мешки. Придерживая их руками, должны пройти или пробежать от одной линии до другой(примерно 5-6м).

НОЖНАЯ КАЧАЛКА.

Для игры нужны половинки широкого отрезка бревна. Дети встают на стесанную часть и, балансируя, удерживаются в вертикальном положении на качалках.

Правила: выигрывает тот, кто дольше удержался на качалке; наступивший на землю выбывает из соревнования.

ДОНЕСИ МЕШОЧЕК.

3-4 детей встают на доски или скамейки, кладут на спину мешочек с песком. Ползут на четвереньках (ладонях и коленях, ступнях и ладонях) до конца скамеек. Выигрывает пришедший первым.

Правила: при ходьбе не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины, также не роняя.

НЕ УРОНИ ШАРИК.

3-4 детям даются ложки и небольшие шарики. На расстоянии 6-8 м обозначается линия или ставится небольшая коробка. Дети несут шарики в ложках до этой линии, по дороге проходя по доске или скамейке.

Правила: можно идти или бежать, но не раняя шарика если уронил, подняться, вернуться к месту падения и оттуда снова двигаться; шарик нельзя придерживать рукой.

НАКОРМИ КРОЛИКА .

На фанере или картоне рисуют большого кролика.. Рот у него открыт(выпилен круг диаметром 10- 20см) Подвешивают кролика на стенку или дерево. Ребенку надевают большой бумажный колпак и дают морковку, сшитую из материи. Отводят на 4-5 шагов от кролика, предлагают покружиться 2-3 раза, после чего надо подойти и накормить кролика, попадая морковкой в рот.

ПЕТРУШКА.

Из положения сидя на корточках высоко подпрыгнуть, расставив широко руки и ноги в стороны, затем приземлиться, снова присаживаясь на корточки.

БОЛЬНАЯ ПТИЦА.

4-5 детей встают у линии, друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Стоят на одной ноге, вторую сгибают в колене и крепко берутся за щиколотку. Прыгают вперед « кто дальше».

Правила: прыгать на одной ноге, вторую держать рукой не отпуская; опустившиеся на обе ноги считается проигравшим и выходит из игры.

ПРИСЯДКА.

Сесть на носок одной ноги, другую вытянуть вперед. Сделав маленький подскок, поменять ноги местами. Руки вытянуть вперед или скрестить на груди.

Правила: вначале прыгать в произвольном темпе, затем ритмично под счет.

ЧЕРЕЗ ХОЛОДНЫЙ РУЧЕЙ.

Дети идут по скамейке, руки на поясе. Приседают на каждый шаг на одной ноге, другую ногу опускают вниз, касаясь земли носком ноги.

СМЕЛЫЕ ГИМНАСТЫ.

Дети выполняют задания на достаточно широкой и устойчивой скамейке(высота 30см) при ходьбе по скамейке перепрыгнуть через веревку, повешанную на высоте 15-20см; стоя на скамейке(вдоль и поперек), выполнить 2-3 подскока вверх с мягким приземлением; пропрыгать по скамейке легкими подскоками на двух ногах.

Методические указания для взрослых: родителей педагогов.

ПОЗА РАВНОВЕСИЯ.

Укрепляет позвоночник, вырабатывает чувство равновесия, волевые качества, способствует сосредоточенности. Она благотворно сказывается

на работе почек и органов пищеварения. Когда время пребывания в позе увеличивается, это свидетельствует об укреплении спины.

Сядьте, вытянув ноги вперед. Спину держите прямо, руки опустите ладонями на пол около таза, пальцы обращены к стопам.

Сделайте спокойный вдох и выдох, сосредоточьтесь. Отклоните туловище слегка назад и одновременно поднимите ноги, не сгибая в коленях. Пальцы ног тяните на себя, выгибая стопу. Отнимите кисти рук от пола и захватите ими бедра или голени. Точкой опоры являются ягодицы. Ноги должны быть под углом 60-65 к полу. Стопы подняты выше головы.

Удерживайте равновесие. Дыхание спокойное, произвольное. Через 5-10сек согните ноги и медленно опустите на пол. Отдохните, лежа на спине.

поза равновесия

поза кривого дерева

ПОЗА КРИВОГО ДЕРЕВА .

Встаньте прямо. Согните левую ногу. Правой рукой захватит его голеностопный сустав поднятой ноги и прижмите его подошву к внутренней поверхности правого бедра так, чтобы пятка оказалась близко к паху, носок был обращен вниз, а колено развернуто в сторону. Соедините ладони и поместите их перед грудью пальцами вверх, предплечья держите параллельно полу. Можно поднять руки вверх, не разъединяя ладоней. Старайтесь не потерять равновесие. Ногу, на которой стоите, в колене не сгибайте, спину держите прямо, смотрите перед собой. Дыхание спокойное, произвольное. Через 10-15сек опустите руки. Левой рукой захватите голеностопный сустав, плавно отведите ногу от бедра и опустите ее на пол. 2-3 секунды отдохните и повторите позу, встав на левую ногу. Поза укрепляет мышцы ног, развивает вестибулярный аппарат, способствует успокоению нервной системы

поза дерева-2 поза дерева (вариант1)

ПОЗА ДЕРЕВА .

Улучшает кровообращение, способствует растяжке позвоночника, рук, ног, росту тела в длину. Это самое первое упражнение в любом комплексе, который начинается с положения стоя. Оно готовит организм к нагрузке и способствует правильной осанке, вырабатывает привычку стоять прямо и устойчиво.

Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх. Ладони поверните друг к другу. Спина прямая, живот подтянут. Вверх, подбородок немного приподнят. Голова, шея, позвоночник находятся на одной прямой линии. Тянитесь всем телом вверх.

Ноги, как корни дерева, врастают в землю, стопы вместе и прижаты к полу. Постарайтесь растопырить пальцы и почувствовать, как вся стопа наливается теплом.

Руки тянутся вверх. Вы как крепкое, сильное дерево, которому не страшна никакая буря. Ваше тело стройное, красивое, сильное.

Через 10-15 сек, развернув ладони в стороны, плавно опустите руки. Сделайте 2-3 спокойных вдоха и повторите упражнение, развернув ладони наружу.

По мере потягивания руки максимально разворачиваете ладонями наружу. По истечении 10-15 секунд опустите руки. Отдохните, сделав несколько вдохов и выдохов.

ПОЗА БЕГУНА

Способствует развитию вестибулярного аппарата, вырабатывает чувство равновесия, тренирует мышцы ног и позвоночника .

Стоя, согните левую ногу, левой рукой захватите голеностопный сустав или носок и поднимите как можно выше.

При этом туловище наклоните вперед, хорошо прогибаясь в пояснице. Правую руку вытяните вперед. ладонью вниз.

Старайтесь, чтобы между бедром и голенью поднятой ноги был прямой угол. Удерживайте равновесие 5-6 секунд. Затем плавно вернитесь в исходное положение. Через несколько секунд повторите упражнение, сменив ногу. Дыхание спокойное.

1. Общая характеристика упражнений в равновесии.

а) для развития равновесия исп. упражнения динамического / х, б, прыжки/ и статического характера / ласточка, приседание на носках/;

б) упражнения и задания усложняются от группы к группе;

в) вначале они выполняются на полу, потом на пособиях;

г) чем меньше опоры, тем больше h предмета, поэтому ширина уменьшается, а высота увеличивается.

Ранний возраст: 2 г. жизни – ходят обычным шагом по дорожке, между двумя параллельными линиями, шнурами.

По доске / горизонтальной и наклонной /, гимнастической скамейке с помощью воспитателя.

Во время выполнения следует туловище держать прямо, голову не опускать, смотреть вперед / 1 м. – кладут игрушки/, доходить до конца дорожки, скамейки.

Учат входить и сходить со скамейки;

Обеспечивать помощь, страховку, поощрить, дать оценку.

2. Методика обучения упражнениям в равновесии.

а) размещение воспитателя и пособий во время показа упражнения:

б) размещение детей при выполнении упражнения / способ организации по подгруппам/.

в) методы и приемы обучения:

1 этап /разучивание/ - показ, показ и объяснение, показ.

2 этап /углубленное разучивание/ - показ и объяснение.

мл.гр.: ходьба приставным,

обычным шагом,

приставляя пятку одной

ноги к носку другой,

стоя на гимнастической скамейке

поднять руки вверх.

Ср. гр.: ходьба по шнуру с мешочком на голове;

по скамейке / ногу ставить с носка/, перешагивая через предметы;

стоя на носках, руки вверх, стоять на одной ноге разойтись при встрече, не сходя на пол.

ст.гр.: спиной вперед, приставным шагом в сторону, прокатывают перед собой мяч;

ходят по узкой рейке гимнастической скамейке

Бег на носках для вбегания и сбегания с наклонной доски.

подготовительная группа: г/с: набивным мешочком на спине, приседая на одной ноге, поднимать ногу с хлопком под ней;

узкая рейка г/с – приставным шагом в сторону;

исп. бег и прыжки / на 2-х ногах на месте, с продвижением вперед, перепрыгивают предмет

Планирование основных движений на физкультурном занятии на год

Движения – основа здорового состояния организма человека, без них не возможна его творческая деятельность. Ограничение движений влияет на все жизненные процессы, растущего организма, расстраиваются кровообращения и дыхания, нарушается приспособленность к физическим и психическим нагрузкам, к изменению координации движений.

Своевременное и разностороннее развитие является одним из основных показателей нервно – психического развития.

«Программой...» определены задачи и содержание работы по развитию движений. Они направлены на своевременное формирование двигательных умений и навыков, физических качеств, воспитание положительных, нравственно – волевых черт личности. Для реализации задач необходимы практические умения и знания. Воспитатель должен творчески превратить свои знания в жизнь.

Дети дошкольного возраста с удовольствием занимаются физическими упражнениями, если занятия с ними проводятся систематически, вызывают интерес и положительные эмоции. Известно, что положительные эмоции оказывают благоприятное влияние на формирование двигательных навыков. Указания воспитателя, сделанные бодрым, весёлым голосом, его доброжелательность вызывают веру в свои силы, желание выполнять упражнение как можно лучше.

Успешное обучение детей дошкольного возраста движениям, во многом зависит от соблюдения основных дидактических принципов. Эти принципы должны быть положены в основу планирования работы по развитию движений.

Планирование – распределение работы по развитию движений на физкультурном занятия на год.

Как правило, план составляется на 2 недели. Но в этом случаи перспектива работы по развитию движений ограничивается, на более длительный срок осуществляется слабо.

1.Все ли виды физических упражнений в достаточной мере включены в физкультурное занятие?

2. Через какой промежуток времени повторяется одно и то же движение?

3.Насколько разнообразны движения в течении занятия, недели, месяца?

4. Какова моторная плотность занятия?

5. Какая работа по развитию движений проводится в повседневной жизни?

Все эти вопросы следует ставить перед учащимися в процессе работы над темой «Планирование».

Чтобы более четко проанализировать развитие движений у детей за прошедший отрезок времени и наметить дальнейшею работу в соответствии с требованиями программы и всесторонним учётом сделанного, обеспечить повторение, преемственность, последовательность, постепенность в обучении детей двигательным умениям и навыкам, целесообразно составлять перспективный план (на год).

Порядок распределения программного материала по основным движениям, предлагаемый «Программой…» и обеспечивает эту работу.

Важно научиться вам, будущим воспитателям, распределять этот материал программы по конкретным занятиям, неделям, месяцам, делать это осмысленно, самостоятельно, творчески, учитывая материальные условия детского сада.

Для решения этих задач учащиеся прежде всего должны знать «Программу…» (р.физ. культура).

Как мы уже учили, программа построена от простого к сложному – от группы к группе усложняются задачи и содержание, но сохраняется повторность. Например, в средней группе, воспитатель обязан учить детей прыгать с места из правильного исходного положения, энергично отталкивается, сочетая отталкивание с взмахом рук. В старшей группе задачи усложняются: приступив к разучиванию прыжков, в высоту и в длину с разбега, учить детей умению сгруппироваться во время прыжка (полёта).

Особое внимание следует обратить на постепенность усложнения каждого основного движения.

Например, в старшей группе программа по обучению детей бросанию, ловли, метанию включает бросание мяча вверх, о землю и ловля его одной рукой не меньше 4-6 раз подряд; перебрасывание из одной руки в другую, отбивание мяча о землю не менее 10 раз; отбивание мяча о землю, передвигаясь вперёд 5-6 м., перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, в разных построениях снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от пола, метание в горизонтальном направлении с постепенным увеличением расстояния; метание в вертикальном направлении, на дальность.

Все требования программы обязательно должны быть отражены в перспективном плане.

Программное содержание по обучению ходьбе и бегу надо планировать в первую часть занятия.

В основную часть занятия включаются прыжки, метание, лазанье и упражнения в равновесии.

При планировании следует учитывать следующие положения:

1. Планировать основные движения следует, прежде всего, для основной части занятия.

2. Использовать данную в программе последовательность, но начинать с упражнения в равновесии, требует меньшей физической нагрузки. Для четкости планирования каждое основное движение намечать на определённую неделю месяца.

Например, упражнение в равновесии – 1-я неделя, прыжки – 2-я неделя, метание – 3-я неделя, лазанье – 4-я неделя.

3. На второе занятие недели планировать те же о. д., что и на 1 занятии Повторение способствует прочному и глубокому усвоению знаний, умений и навыков, а также приведение их в систему.

4.Использовать данную в программе постепенность усложнения каждого основного движения. Учитывать возрастные особенности и возможности детей, определяя посильные для них задания.

5.Некоторые упражнения из программы планировать на первую часть занятия или в комплексе ОРУ.

Например, в ОРУ во второй младшей группе пролезание в обруч вверх и вниз, в средней группе бросание мяча об пол и ловлю, в старшей группе – подскоки на месте, меняя положение ног, отдельно упражнения с мячом.

6.Некоторые упражнения, прежде чем планировать на занятии предложить детям посмотреть, опробовать в повседневной жизни.

К таким сложным упражнениям можно отнести в младшей группе – «ласточку», кружение, прыжки на одном месте, упражнение с мячом, лазание по лесенке – стремянки.

В средней группе – переход по гимнастической стенки с пролёта на пролёт вправо влево приставным шагом.

В старшей группе – прыжки через вращающуюся или качающуюся длинную скакалку.

7. Планировать 2 основные движения со второй младшей группы.

8. 2 или 3 основные движения планировать те, которым обучали на предыдущем занятии.

9.Предпоследнее задание надо дополнить или перепланировать его содержание в соответствии с необходимостью. Иногда, может быть, нужно дополнять повторение некоторых движений по разным причинам.

10. Последнее занятие квартала итоговое, проверочное. Оно даёт включить все основные движения. Некоторые можно планировать в 1-ой части занятия, другие в последней части, а самые сложные в основной части.

Таким образом, каждое основное движение планируется ежемесячно по 4 раза обязательно.

Важно, чтобы упражнение, составление, содержание занятий, удачно сочетались по нагрузке, по длительности, по эмоциональному воздействию на детей. Следует помнить, что если одно основное движение требует страховки, то в других её быть не должно.

Наталья Замятина
Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазания, ползания и прыжков у детей

Упражнения и игры для развития навыков равновесия в младшей группе.

Принеси игрушку .

Цель

Инвентарь : погремушки, игрушки, пирамидки, канаты длинные, ориентиры.

Ход игры : на расстоянии 6-7 м от детей цветные кубики, пирамидки, погремушки, небольшие мячи. От каждого ребенка до игрушки обозначены дорожки шириной 30 см. По предложению воспитателя дети идут к игрушкам, берут их, поднимают вверх и снова кладут на места.

Правила

По тропинке .

Цель : развитие ходьбы и равновесия.

Инвентарь : Шнуры

Ход игры : На земле на расстоянии 25-30 см друг от друга проводят две параллельные линии (или кладут два шнура) длиной 2,5-3 м. Дети медленно идут по тропинке туда и обратно.

Правила : идти по сигналу; не заходить за края дорожек, сохраняя прямолинейное направление.

Удержи равновесие .

Цель : развитие ходьбы, бега и равновесия.

Ход игры : Спокойная ходьба за воспитателем или бег врассыпную по площадке. По сигналу воспитателя дети встают на край песочницы и удерживают равновесие. Затем снова ходьба в чередовании с бегом

Правила : Стаять на краю песочницы и удерживать равновесие.

Через ручеек

Цель : Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Ход игры : все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.

Правила : Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Маленькие змейки

Цель : развитие ходьбы и равновесия.

Инвентарь : Веревочки

Ход игры : В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.

Правила : идти по сигналу; не заходить за края дорожек, сохраняя прямолинейное направление.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия в средней группе.

За высоким, за низким.

Цель : развитие бега и равновесия

Ход игры : Дети идут или бегут в колонне друг за другом. На сигнал «за низким» быстро поворачиваются и бегут в противоположную сторону.

Правила : поворачиваться быстро, не наталкиваться на: впереди идущего; каждому уметь быть ведущим.

Бабочки, лягушки .

Цель : развитие ходьбы и равновесия.

Инвентарь : Бубен

Ход игры : Дети идут в колонне друг за другом. По сигналу «бабочка» останавливаются и поднимают руки в стороны. С ударами бубна или под счет воспитателя продолжают ходьбу. По сигналу «лягушка» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.

Правила : останавливаться быстро, не наталкиваясь на впереди идущего; приседая, не терять равновесие.

Козлики на мосту .

Цель :развитие ходьбы и равновесия.

Ход игры :Двое детей идут с разных сторон по доске (ширина 20 см). Встретившись на середине, поворачива­ются на 180° и возвращаются каждый в свою сторону.

Правила : расходясь, не терять равновесие, не оступаться.

Донеси - не урони .

Цель :развитие ходьбы и равновесия

Инвентарь : мешочек и шнур

Ход игры :На землю кладут шнур, длиной 2-3 м. Ребенок подходит к шнуру, кладет на голову -мешочек с веском и проходит по шнуру, стараясь не уронить мешочек.

Правила : мешочек нельзя придерживать руками; если он упал, надо поднять и продолжать движение.

Трудный переход .

Цель :развитие ходьбы и равновесия

Инвентарь : пенечки

Ход игры :Детям предлагается пройти по пенечкам (снежным бугоркам, врытым в землю на разной высоте от 20 до 30 см, расстояние между ними 10 см.

Правила : Пройти ровно и не упасть.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия в старшей группе.

Бегом по горке .

Цель :развитие бега и равновесия

Инвентарь : доска

Ход игры :Вбегать и сбегать по наклонной доске (ши­рина 20-15 см, бревну,

земляной и снежной горке, ограничен­ной флажками (палочками).

Правила : Пробежать ровно и не упасть

Разойдись- неупади!

Цель : развитие ходьбы и равновесия

Инвентарь : скамья

Ход игры :Двое детей идут по скамейке навстре­чу друг другу (с разных сторон). Встретившись, расходятся, придерживаясь друг за друга, и продолжают движение.

Правила : Пройти ровно и не упасть.

Кто дольше не уронит.

Цель : равновесие

Инвентарь : мешочек с песком

Ход игры :Играющие стоят на полу на одной ноге, вторая нога согнута в колене. Кладут на колено мешочек с песком и стараются устоять, не теряя равновесие.

Правила : мешочки кладут по сигналу и стоят не придержи­вая их рукой; тот, кто уронил мешочек, выходит из игры

Совушка .

Цель : Терпение и равновесие

Ход игры :Играющие разбегаются в пределах площадки. На сигнал «ночь» останавливаются и не двигаются. В это время вылетает сова и уводит тех, кто шевелится.

Правила : останавливаться в позе, предложенной воспитате­лем: стоять на одном колене; на носках; образовав пары; по­ставив стопы на одну линию (пятку одной ноги к носку другой).

Жмурки с колокольчиком. .

Цель : Терпение и равновесие

Инвентарь : повязка и колокольчик

Ход игры :Дети встают по кругу, взявшись за руки. В центре двое водящих. Одному из них завязывают глаза - это жмурка, другому дают колокольчик. Ребенок с ко­локольчиком бегает внутри круга и звонит. Жмурка пытается его догнать

Правила : бегающий звонит не все время; если жмурка долго не может поймать надо сменить обоих.

Упражнения и игры для развития навыков равновесия в подготовительной группе.

Жмурки.

Цель : терпение и равновесие

Инвентарь : шнуры и повязка

Ход игры :Воспитатель назначает считалкой водящего - жмурку. Он встает на середину площадки, ограниченной шнурами. Ему завязывают, глаза и предлагают несколько раз повернуться. Все дети разбегаются, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности (дерево, пенек и др.) играющие должны предупредить жмурку словом «огонь».

Правила : не выходить за обозначенную границу; убегая отжмурки, можно приседать; чтобы жмурка не вышел за пределы площадки, его предупреждают словом «огонь».

Бой петухов .

Цель : равновесие

Ход игры : Двое детей встают в очерченный круг метр 1-1,5 м) лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Пытаются столкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.

Правила : не опускать ногу на пол; тот, кто встал на обе ноги или вышел за круг, считается проигравшим.

Донеси мешочек .

Цель : равновесие

Инвентарь :мешочек и скамья

Ход игры : 3-4 детей встают на доски или скамейку кладут на спину мешочек с песком. Ползут на четвереньках (ладонях и коленях, ступнях и ладонях) до конца скамеек. Выигрывает пришедший первым.

Правила :при ходьбе не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины, также не роняя.

Присядка .

Цель :выдержка и равновесие

Ход игры :Сесть на носок одной ноги, другую вытянуть впе­ред. Сделав маленький подскок, поменять ноги местами. Руки вытянуть вперед или скрестить на груди.

Правила :вначале прыгать в произвольном темпе, затем рит­мично под счет.

Пройди по лестнице .

Цель : равновесие

Инвентарь : стулья и палки

Ход игры :На стулья кладутся палки на расстоя­нии 50 см одна от другой. Дети проходят друг за другом, пере­шагивая через палки.

Правила :при перешагивании не держаться за стулья; недо­держиваться, не наталкиваться друг на друга, соблюдать ин­тервалы.

Космынина Елена Анатольевна – инструктор по физкультуре,

МБДОУ Детский сад №72, г. Бийск, Алтайский край, Россия

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

(В. А. Сухомлинский)

На современном этапе развития общества государственная политика направлена на поддержку развития детства, индивидуализацию развития личности, индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием .

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. По утверждению В. В. Гориневского ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, приводит к задержке умственного развития .

Важность развития координации в дошкольном возрасте обусловлена, тем, что она является основой для овладения ребенком двигательными действиями и включения их в разнообразную деятельность.

Способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении сложных движений требует поддержания определенной устойчивости. Без соответствующего уровня ее развития проблематично овладеть рациональной техникой сложных двигательных действий.

Координационные способности, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.



Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается, и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела.

Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время .

Физические упражнения - основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного характера.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие .

Для совершенствования статического и динамического равновесия используются различные методические приемы.

а) для статического равновесия:

ü удлинение времени сохранения позы;

ü исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;

ü уменьшение площади опоры;

ü увеличение высоты опорной поверхности;

ü введение неустойчивой опоры;

ü введение сопутствующих движений;

ü создание противодействия (парные движения);

б) для динамического равновесия:

ü упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);

ü упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры).

Для развития равновесия в дошкольном учреждении используются упражнения динамического характера , которые представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке и спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке), а также статического характера это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др., (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.)

Упражнения для развития равновесия усложняются от одной возрастной группы к другой. Вначале даются упражнения на полу, а в дальнейшем на пособиях. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота их увеличивается от 10 до 40 см.

Развитие статического и динамического компонента координации обеспечивает как целесообразность координирования движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; так и возможность перестраивать координацию движении (при необходимости изменять параметры действия в соответствии с требованиями меняющихся условий).

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Литература

1. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учебник / А.В. Кенеман, Д.В., ХухлаеваМ.: Просвещение, 1985. – 271с.

2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев – М.:ПросвещениеФизкультура и спорт, 1999. – 320с.

3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс]: http://pilyandishmousoch.ru/p116aa1.html

4. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

5. Паженская М.А., Теория и практика физической культуры [Текст], 1937, №1; Валентин Владиславович Гориневский, М., 1957.

Материал оформлен в таблице:

Методика обучения сохранению равновесия

Разделы таблицы

1. Возраст
Младший дошкольный возраст
Средний дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст

2. Возрастные особенности выполнения движения детьми

Здесь, например, в методике обучения сохранению равновесия младших дошкольников:Из-за низкого расположения центра тяжести тела и небольшого двигательного опыта детям трудно дается сохранение равновесия как в статических позах, так и в динамических упражнениях.

3. Задачи обучения

В этой графе обозначены задачи обучения, в продолжение темы для старшего возраста: Познакомить детей со способами страховки. Формировать умение быстро действовать в тех случаях, когда теряется равновесие

Здесь, например для среднего дошкольного возраста: Возрастают требования к качеству выполнения упражнений. Обращается внимание на уверенное выполнение статических поз. Освоенная детьми ходьба по скамейке проводится с различными заданиями: пройти с мешочком на голове, на ладони, перешагивая через кубики; двоим детям по двум скамейкам, взявшись за руки, двоим детям разойтись на скамейке, идя по ней с двух сторон навстречу друг-другу

Материал удобно использовать при планировании занятий.

Выглядит так:



Далее следует таблица:

Примерные упражнения в равновесии

В ней перечислены виды упражнений в равновесии для детей разного возрасти.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЁ


Самое обсуждаемое
Разработка урока Разработка урока "История создания и жанр романа М
Развитие Души и её парапсихических способностей (теория и практика) Развитие Души и её парапсихических способностей (теория и практика)
Античные философы о роли женщины в греческом обществе Особенности женской философии Античные философы о роли женщины в греческом обществе Особенности женской философии


top