Юный герой из села касилова. Сценарий литературно-музыкальной композиции ". После уроков дню победы советского народа в великой отечественной войне посвящается. Несущих смерть, карают только смертью

Юный герой из села касилова. Сценарий литературно-музыкальной композиции ". После уроков дню победы советского народа в великой отечественной войне посвящается. Несущих смерть, карают только смертью

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Маленькие герои большой войны. «Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями.» Р. Рождественский.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

А разве не герои – дети, выжившие в ленинградской блокаде? Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. По карточкам детям выдавали 125 грамм хлеба, изготовленного из целлюлозы, опилок, и только 5% - муки. Тысячи детей умирали от голода.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями: Ордена Ленина были удостоены: Толя Шумов, Витя Коробков; Володя Казначеев; Ордена Красного Знамени: Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук; Единственный в СССР полный кавалер ордена Славы: Коля Власов Ордена Отечественной войны 1-й степени: Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв; Ордена Красной звезды - Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович. Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 - медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы». Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Марат Казей...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат был разведчиком штаба партизанской бригады имени Рокоссовского. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Валя Котик Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеров-ского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой. 16 февраля 1944 года был смертельно ранен, и Родина в 1958 году посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

14 слайд

Описание слайда:

Зинаи́да Марты́новна Портнова Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде После вторжения гитлеровцев на территорию СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года член Обольской подпольной организации С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова.

15 слайд

Описание слайда:

Зина Портнова Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

16 слайд

Описание слайда:

Леонид Голиков Родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Псковской области Участвовал в 27 боевых операциях Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Леонид Голиков погиб.

17 слайд

Описание слайда:

Леня Голиков Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

18 слайд

Описание слайда:

Памятник партизану пионеру-герою Лене Голикову перед зданием администрации Новгородской области. Великий Новгород.

19 слайд

Описание слайда:

Аркадий Каманин Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

20 слайд

Описание слайда:

Надя Богданова Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Литературно-художественная композиция «Детство, опалённое войной…»

Слайд 2,3 (звучит музыка «Цветущий май» , дети играют)

Слайд 4 (вой сирен и бомбардировщика, дети приседают, берут винтовки)

Ученик: Слайд 6, 7

А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда.

Была земля и жёсткой и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Ученик:

В годы войны было горя много,

И никто никогда не сочтёт,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.

В эти годы порой казалось,

Что мир детства на миг опустел,

Что не вернётся радость

В город, где дома без стен.

Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушала война.

А седины ребячьих чёлок…

Разве этому есть цена?

Ученик:

Есть поговорка: «На войне детей не бывает».

Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно. В те страшные горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять-четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Ученик:

Учились при свете коптилок,

Писали меж строчек газет,

И чёрного хлеба кусочек

Был слаще заморских конфет.

Мальчишки мужали,

Мальчишки взрослели,

И только бы жизнь начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.

Слайд 8

Ученик:

О подвиге юного героя из села Касилова на Брянщине записал в своём дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина.

Ученик:

Четвёртые сутки он в погребе тесном,

Где темень и холод, где сырость и плесень.

Четвёртые сутки в одной рубашонке

Избитый, измученный русский мальчонка.

А там, на свободе, где липа цветёт,

Где пчёл и стрекоз не смолкает работа,

Упорно и молча, разведчика ждёт

В боях уцелевший отряд патриотов.

А ты с темнотою один на один,

Так что же ты делаешь,

Миша Куприн?

Четвёртые сутки… А выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в четырнадцать лет

Вот так вот со всем расставаться.

Воды бы глоточек! Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

«Идёмте! Я знаю тропинку в отряд!»-

Решает разведчик израненный.

Куда же ведёшь ты их,

Миша Куприн?

Ведёт сквозь орешник и ельник,

Родное, знакомое место. Сюда

За клюквой ходили когда-то.

Ходили за клюквой …

Ну, вот и пора!

«Прощайте! Держитесь ребята!»

С врагами мальчишка один на один.

Так, что же задумал ты

Миша Куприн?

А Миша стоял - поворот головы,

В глазах промелькнула усмешка:

«Просили в отряд провести?

Вот кусты!

Бегите! Громите! Не мешкайте!

Ликуют фашисты: мол, наша взяла,

И рвутся сквозь частый кустарник.

Но, что это? Поле. А там у села

Виднеются их же казармы.

В глазах у Миши лазоревый свет…

А было мальчишке четырнадцать лет.

Ученик:

Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои … Орлята Великой Отечественной войны!

Ученик:

В те рассветы

Осенние ветры свистели, как стрелы,

В те рассветы

Горела в обветренных реках вода.

В те рассветы

Мальчишек фашисты вели на расстрелы.

Те рассветы забыть?

Никогда! Никогда!

Ученик:

Мы никогда не забудем имена юных героев Брянщины!

Минута молчания.

Слайды 9-19 под звук метронома.

Ученик:

Прошла война, прошла страда, Слайд 20

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки!

Ученик:

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну,

Вижу стены, разорванный бомбами дом,

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну,

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну,

Я не знаю войны. Да зачем мне она?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали лишь о прошедшей войне.

Песня « Не забирайте солнце у детей» (Слайды 21-29)

Все вместе : Слайд 30

Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колени перед памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты…

Да, никто не забыт, и ничто не забыто!

МБОУ «Старо- Матакская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района РТ

Маленькие герои большой войны

Астафьева Н.В.

педагог-организатор

детского коллектива

МБОУ «Старо- Матакская СОШ»

Алькеевского муниципального района

Республики Татарстан.

« Маленькие герои большой войны»

(Литературная композиция для учащихся 6-7 классов)

Цели: расширение знаний школьников об участии их ровесников в военных действиях в годы Великой Отечественной войны, воспитание чувства гордости за свою Родину и ее героическое прошлое.

Оформление: Плакат «Маленькие герои большой войны»

Портреты юных героев.

Книжная выставка «Твой бессмертный ровесник».

Эпиграфы:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…

А. Т. Твардовский «Дом у дороги».

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Р. Рождественский.

Рисуют мальчики войну,

Рисуют танки и катюши,

Висят во всю листа длину

Снаряды желтые, как груши,

Рисуют мальчики бои,

Что им, по счастью, незнакомы,

И берегут они свои

Огнем кричащие альбомы.

Июнь. Клонился к вечеру закат,

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны

А кончится она лишь в 45-ом, в мае.

Ведущий. Ребята, в 2017 г. наша страна отметила 72 -летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, но Великая Отечественная война 1941- 1945гг., навязанная германским фашизмом, стала для нашей страны небывалым по своей жестокости испытанием.

Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово! Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Но все изменила война. Она длилась 4 страшных года,1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сел. Война лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев. Унесла более 27 млн. человеческих жизней. Это убитые в бою и умершие от ран, пропавшие без вести…. Воевали не только взрослые, но и дети. 20.000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15.249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». В те годы быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них - Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова - были удостоены звания Героя Советского Союза.

Один из них Лёня Голиков. Рос он в деревне Лукино, что на берегу реки Поло, которая впадает в легендарное Ильмень – озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады… Был в его жизни бой, который Леня вел один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Лёня погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года…2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.

Жил мальчик на хуторе Мшинском,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по сёлам

С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжёлых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брёл к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка – Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной…

М. Вайцман.

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Обили была создана подпольная комсомольско – молодёжная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку, даже находясь далеко за пределами своего родного города, она боролась против врага, приближая тем самым долгожданную победу. Родина посмертно отметила подвиг Зины высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

Кто там улицей крадется,

Кто в глухую ночь не спит?

На ветру листовка вьется,

Биржа черная горит.

Это было в Краснодоне.

В грозном зареве войны

Комсомольское подполье

Поднялось за честь страны.

Не найдут враги покоя,

Не опомнятся никак.

Над управой городскою

Кто-то поднял красный флаг.

И сквозь дали вековые

Эту славу пронесет

Благодарная Россия

И великий наш народ.

Валя Котик родился и вырос в маленьком украинском селе Хмелёвка. Война застала мальчика в городе Шепетовка. В 12 лет он стал членом подпольной организации. Вместе с другими ребятами он собирал на месте боев патроны и оружие, узнавал расположение немецких войск, складов оружия и продовольствия. Вместе со своими товарищами Валя Котик брал в плен «языков», минировал железные дороги, взрывал мосты. 11 февраля 1944 года ему исполнилось 14 лет, и именно в этот день Советская Армия освободила его город Шепетовку. Можно было возвращаться домой, но мальчик решил остаться в отряде.

17 февраля партизаны ворвались в город Изяслав, преследуя отступающих фашистов. Захватили оружейный склад. Валек и ещё несколько партизан получили приказ охранять склад. Валек стоял на посту. Вдруг совсем рядом прожужжала пуля. Ноги мальчика подкосились, он прислонился к стене. На белом маскировочном халате выступила кровь.

Вал Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени, и ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Два года как война идёт

Тринадцать лет герою.

И Валя стал ходить в поход

И летом и зимою.

Уже не дома ночевал,

А спал в землянке мшистой.

У партизан он воевал.

Как папа, бил фашистов.

Заданий легких не просил,

А шел, куда опасно.

Ушанку теплую носил

Он с ленточкою красной.

Совсем как партизан – солдат…

Взглянули бы ребята!

В руках у Вали автомат,

А на боку граната.

Казей Марат Иванович. Родился 29 декабря 1929 года в деревне Станьково Дзержинского района Минской области Белоруссии. В годы ВОВ вступил в партизанский отряд. В первом же бою 9 января 1943 года Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и достовлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах. 11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Лошанского сельского совета юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его «в кольцо». 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов. Похоронен в родной деревне. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Сражались на море, как Саша Ковалев.

Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль окрыл огонь по русскому военному катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Образовалась пробоина. Вода хлынула в машинное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали. Катер ушел от врага. Саша Ковалев погиб, но спас всю команду и военный катер. За мужество и отвагу, проявленную в этом бою, юнга Александр Ковалев был награжден Орденом Красной Звезды.

Ведущий. В небе, как Аркаша Каманин.

Аркаша Каманин мечтал о небе, когда был еще совсем маленьким. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, был прославленным летчиком, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза.

Мальчику тоже очень хотелось летать, но в воздух его не пускали: Подрасти сначала». Когда началась война, Аркаша пришел работать на аэродром.

Он пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Однажды во время воздушного боя вражеский пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление самолетом, и мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу. Вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!

Миша Куприн- юный герой из села Касилова, что на Брянщине.Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы, допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Миша молчал. Тогда его посадили в одной рубашонке в сырой погреб. Так продолжалось четверо суток. И Миша нашел выход. Послушаем отрывок из « Баллады о Мише Куприне»

1-й чтец. Четвертые сутки, а выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в 14 лет

Вот так вот со всем расставаться.

Воды бы глоточек!

Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

Идемте! Я знаю тропинку в отряд,-

Решает разведчик израненный…

Писатель Александр Твардовский находился в гуще фронтовой жизни, собирал материал прямо в окопах, на передовой, так как работал военным корреспондентом.

Стихотворение «Рассказ танкиста»

Был трудный бой.

Все нынче как спросонку.

А как зовут забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами- не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен.

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит не выглянуть из башен,-

И кто его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился,-столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там в саду…

Да где же, где?... – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет.- Влезай сюда, дружище!-

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка- мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали.- Вот здесь. –И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал:- Спасибо хлопец!-

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Все нынче как спросонку.

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

«2-й ведущий. Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами, И ни на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Итак, маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу.

Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.

Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и вам, ребята, сегодня.

1-й чтец. Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,

Вечную славу поет вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие-

Память о вас никогда не умрет!

2-й чтец. Вечная слав и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за отчизну свою!

Вместе. Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Список использованной литературы:

    Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Великая Отечественная война // Детям о Великой Победе: Беседы о Второй мировой войне.- М.: Гном и Д., 2005.

2 .Рождественский Р.И. Стихотворения. Поэмы.- Школьная библиотека. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1981г-112с.

3 Морелева В.А. «Маленькие герои большой войны» Сценарий документальной поэтической композиции. Журнал « Классный руководитель» № 1,2009 г.

4.Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников: 4-5 классы.-М.: ВАКО,2008.-228с.

5.Твардовский А.Т. Поэмы: Избранная лирика.-Фрунзе; Кыргызстан,1985.

Фамилия,имя, отчество Астафьева Нина Васильевна

Телефон сотовый 8 9372870168

Место работы Старо- Матакская сош Алькеевского района РТ.

ул. Пролетарская,11

Домашний адрес : Татарстан,Алькеевский район, село Старые- Матаки, ул. Центральная, д. 18

Должность: педагог-организатор детского коллектива Старо- Матакской СОШ.

Тема мероприятия : классный час « Маленькие герои большой войны»

Паспорт 92- 08 583533

Выдан Территориальным пунктом УФМС России по Республике Татарстан в Алькеевском районе 26.11.2008г.

Номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования

№048-219 336-61.

ИНН 160600176092 серия 16 № 000852474

Е-mail -astafevanina _@mail .ru

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты,

Не замолить по праздникам вины.

Ведущий

Ах, как слова мои ничтожны,

Но память требует опять...

Сказать об этом невозможно,

Но невозможнее - молчать!

Ведущая

Тем всё сильней и явственней слышны Её раскаты, вздыбившие землю.

Ведущий

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И всё это в меня запало И лишь потом во мне очнулось.

Звучит песня «Нас утро встречает прохладой». На экране довоенные кадры выпускного вечера. На сцену выбегают ребята, одетые в одежду довоенных лет, рассаживаются на стульях.


  1. й ученик. Друзья, прошу внимания.

  1. июня 1941 года станет историей. Сегодня мы прощаемся со школой. Мы окончили 10 классов. Что нас ждёт впереди? Петрова?

  1. я ученица. Через пять лет я буду агрономом.

  1. й ученик. Матвеев?

  2. й ученик. Буду учиться в военном училище.

  1. я ученица. А я хочу воспитывать детей! Поступлю в учительский институт.

  1. й ученик. А ты, Андреева?


  1. я ученица. А я собираюсь замуж.

  1. й ученик. Ну, ты даёшь! Ребята, а давайте встретимся через пять лет и узнаем, чьи мечты сбылись!

  2. я ученица. Да ну вас! Уже светает, пошли на улицу!
Собираются уходить. Звучит запись Левитана «Говорит Москва...». Все слушают. Немая сцена. Выходят девушки, поют вполголоса.

Ах, война, что ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли Повзрослели они до поры.

(Надевают пилотки, уходят.)

По дороге едва помаячили И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики,

Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

На сцену выходят мать и солдат.

Мать. Сынок!

Солдат. Мама!

Мать (читает стихи на фоне музыки)

Мой милый сын, в наш дом пришла беда,

И поле жизни стало полем боя.

Будь стойким и отважным, как всегда,

Страна твоя и я всегда с тобою.

Рази врага как доблестный джигит:

Несущих смерть, карают только смертью.

Кто бить идёт - пусть будет сам убит,

Кто плеть несёт - пусть сам падёт под плетью.

Не забывай моих последних слов -

Твоя страна прекрасней всех на свете.

За каждый холм, за каждый дом и ров,

Считай, что ты один в ответе...

На экране кадры войны, звуки канонады.

Ведущая

Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся.

Он звал, и хрипел, и карабкался в гору,

Он первым взлетал на неё, обернувшись,

И вздрогнул, увидев спасённый им город...


  • И. Р. Амирова, учитель музыки, заместитель директора, МАОУ «Лицей № 1»; J 1. С. Герасимова, учитель английского языка, МАОУ «Лицей № 1», г. Стерлитамак, Башкортостан.


■■ммшнвшняннншмннвааанншнншннмнанннмшннмшнннншмннннннамшммамамммвнш

2 (14) февраль 2013 г. Р1



38

ПОСЛЕ УРОКОВ


Ведущий

Им 18. Синий плёс над ними,

Ни старости у них, ни седины.

Чтоб из огня вернулись мы живыми,

Они сердца сожгли в огне войны.

Звучит музыка «Журавли» (один куплет со словами). Выходят солдаты со свечами - по очереди, выстраиваются в два ряда, в шахматном порядке.


  1. й ученик (в форме солдата)
Я погиб восемнадцати лет -

Затерялся в кровавых потёмках,

Я и мой комсомольский билет,

Изрешеченный, в бурых подтёках.


  1. й ученик {в военной форме)
Я у бит подо Ржевом,

В безымянном болоте...


  1. я ученица {в военной форме)
Моей могилой

Тот же стал окоп...


  1. й ученик (в военной форме)
Я тоже мёртв. Меня никто не знает,

Но тысячи ещё на пол пути,

И слава мёртвых окрыляет,

Тех, кто вперёд решил идти.


  1. я ученица (в военной форме)
О жизнь моя!

Мне жить хотелось очень И мстить хотелось до конца врагу,

Но не подняться и не встать, короче,

Вторую жизнь прожить я не могу!

Выходит женщина в чёрном с цветами. Обращается к одному из солдат.

Припомни, тогда в огне

Ты не встретился с сыном моим?

Мой сын погиб на войне...

Все качают головой, задувают свечу.

Солдат опускает голову, мать кладёт цветы к его ногам. Далее все солдаты опускают головы - мать кладёт цветы к их ногам. Кадры - могилы павших воинов.


  1. я ученица {в военной форме)
Кричат и вьются коршуны над взгорьем,

Над ельником, над зеленью ветвей,

Кричат и вьются, предвещая горе Задумавшейся матери моей.

Кричат и вьются коршуны, крылами Шумят, - и кажется, им нет конца. -

И жёлтыми, несытыми глазами Высматривают павшего бойца...

С Перестраиваются в памятник.)

Вам панихиду по врагу справлять.

Была я в Сталинграде! Победила!

Жива я! Дождётся моя мать!


На экране: знамя над Рейхстагом.

Ведущая

Земля горела, и сердца от гнева Горели тоже, отступала тень.

Зарёй победы, предвещая день.

Ещё стояла тьма немая,

В тумане плакала трава.

Девятый день большого мая Уже вступил в свои права!

Сцена радости, ликования. Ученица танцует в кругу танец Победы, остальные аплодируют. Все на сцене. На экране: обелиски, цветущие курганы.


  1. я ученица
День Победы над войною,

День Победы над бедою.

Что пережито - не забыто.

Что пережито, тем живём И помним, помним всех убитых,

Цветов с курганов мы не рвём!

Выходят по очереди.

Мать

Мой и твой.


  1. я ученица Я не хочу,
Чтоб голос Ленинграда Коснулся их блокадною рукой.

  1. й ученик Я не хочу,
Чтоб доты обнажались Как рисовая опухоль земли.

  1. я ученица Я не хочу,
Чтоб вновь они ожили И чью-то жизнь с собою унесли.

На экране: мирное время, фото с детьми, лицейские ребята, смотр строя.


  1. я ученица
Что может быть прекрасней в мире,

Чем без тревоги в мире жить,

Растить семью в своей квартире И грамоте детей учить.

Из них готовя нашу смену,

Которая Отчизну-мать В труде прославит непременно,

А надо - будет защищать.

Все участники выходят и поют заключительную песню «На всю оставшуюся жизнь».


ШМИИИИИМЯМИМИИИИИЯИЯЖИЯИММИШМИИДИИИИЯИаМИММИИММИМИаИИИИИ

ВСЁ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ!


39


шнвннннвшмпмннишшняннямтмм

ПОСЛЕ УРОКОВ


МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ


Н. В. Астафьева


Давайте, люди, никогда 06 этом не забудем...

А Т. Твардовский «Дом у дороги»


Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями.

Р. Рождественский


Цели: расширить знания школьников об участии их ровесников в Великой Отечественной войне; воспитывать чувства гордости за свою Родину и её героическое прошлое.

Оформление: плакат «Маленькие герои большой войны», портреты юных героев, книжная выставка «Твой бессмертный ровесник».


1-й чтец


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Рисуют мальчики войну, Рисуют танки и катюши,

Висят во всю листа длину Снаряды жёлтые, как груши, Рисуют мальчики бои,

Что им, по счастью, незнакомы, И берегут они свои Огнём кричащие альбомы.


  1. й чтец


Июнь. Клонился к вечеру закат,

И тёплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Ведущий. Ребята, вы родились и живёте в мирное время и не знаете, что такое война. Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, но Великая Отечественная война 1941-1945 гг., навязанная германским фашизмом , стала для нашей страны небывалым по своей жестокости испытанием.

Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово!

Лето 1941 года. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Но всё изменила война. Она длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сёл, лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев, унесла более 27 млн. человеческих жизней. Воевали не только взрослые, но и дети. 20.000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15.249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они старались ни в чём не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом. Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и Зина Портнова были удостоены звания Героя Советского Союза.



* Н. В. Астафьева, педагог-организатор детского коллектива МБОУ «Старо-Матакская СОШ», Алькеевский р-н, Республика Татарстан.



2 (14) февраль 2013 г.


ВСЁ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ!


1-й ученик. Лёня Голиков жил в деревне Лукино, что на берегу реки Поло. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле были очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в недолгой жизни Голикова! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Лёня погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года... 2 апреля 1944 года пионеру-партизану Лёне Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.


  1. й чтец
Жил мальчик на хуторе Мшинском,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по сёлам С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжёлых И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брёл к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос...

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка - Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной...

М. Вайцман


  1. й ученик. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы (это неподалёку от станции Оболъ Витебской области).
В Обили была создана подпольная комсомольско-молодёжная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку, всеми силами она боролась против врага, приближая тем самым долгожданную победу. Родина посмертно отметила подвиг Зины званием Героя Советского Союза.

  1. й чтец
Кто там улицей крадётся,

Кто в глухую ночь не спит?

На ветру листовка вьётся,

Биржа чёрная горит.

Это было в Краснодоне.

«Маленькие герои большой войны».

Сценарий документально-поэтической композиции

Оформление:

Портреты юных героев.

Книжная выставка «Твой бессмертный ровесник».

Эпиграф: Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Р. Рождественский.

Песня «Священная война»

Чтец (1): Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно - не мертвым!

Это надо – живым!

Р. Рождественский.

Ведущий (1): Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов.

Ведущий (2): Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.

Ведущий (1): Для нас война – история… Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний вечер.

1-й ведущий: Девятого мая наш народ отмечает великий праздник – День Победы над фашистской Германией. Великая Отечественная война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей родины. Она длилась 4 страшных года, 1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сел. Война лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев. Унесла более 20 миллионов человеческих жизней. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.

Воевали не только взрослые, но и дети. 20000 ребят получили медали «За оборону Ленинграда»

2-й ведущий: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, прыгали, разбивали носы и коленки. Их знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришел час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Мальчишки и девчонки. На хрупкие их плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

1-й рассказчик: О Боре Кулешине.

Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент» - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает. Что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль.

Море. Бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами – одну за другой, не зная усталости. Не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2-х героических лет провел Боря на море, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

2-й рассказчик : О Саше Ковалеве

Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль открыл огонь по русскому военному катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Образовалась пробоина. Вода хлынула в машинное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали. Катер ушел от врага. Саша Ковалев погиб, но спас всю команду и военный катер.

1-й ведущий: В небе, как Аркаша Каманин .

3-й рассказчик: Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был совсем еще маленьким. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, был прославленным летчиком, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. Всегда был рядом и друг отца, знаменитый летчик Михаил Васильевич Водопьянов.

Мальчику тоже очень хотелось летать, но в воздух его не пускали, говорили: «Подрасти сначала». Когда началась война, Аркаша пришел работать на аэродром.

Он пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, случалось, пусть на несколько минут всего, доверяли ему вести самолет. Однажды во время воздушного боя вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление самолетом, и мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу. Вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!

2-й ведущий: В партизанском отряде, как Зина Портнова и Саша Колесников.

4-й рассказчик: Зину Портнову война застала в деревне Зуя, в Витебской области. Ребята создали организацию «Юные мстители». Они помогали партизанам, вели разведку вражеских расположений в тылу. Стоял декабрь 1943 г. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Немцы схватили Зину, пытали, мучили – но она молчала. Не выдала ни места расположения партизанского отряда, ни его численности, боеспособности.

Во время одного из допросов, улучив момент, когда немец отвернулся к окну, Зина схватила его пистолет и в упор застрелила фашиста. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась сбежать, но фашисты настигли ее и зверски замучили.

Родина посмертно отметила ее подвиг высшей наградой. Ей присвоено звание Героя Советского Союза.

5-й рассказчик: Саша Колесников учился в 3-м классе московской школы. Осенью 1943 г. Он сбежал из дома на фронт. Там он сказал, что у него все погибли, и его приняли воспитанником в танковый корпус.

Необходимо было взорвать мост через реку, по которому к немцам шло боевое пополнение, боевая техника. Мост очень усиленно охранялся, к нему никак не могли даже подойти. Но Саша забрался в ящик под вагон и, проезжая по мосту, поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Немцы выловили из реки, пытали, но ничего не добились и распяли на деревянном кресте. Ему забили гвозди прямо в руки и ноги, молотком били по пальцам. Но партизаны все – таки отбили его у немцев. Саша долго лежал в госпитале. После войны он жил в Москве. Родина отметила его подвиг высшей наградой. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

1-й ведущий : Миша Куприн – юный герой из села Касилова, что на Брянщине. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы, допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Миша молчал. Тогда его посадили в одной рубашонке в сырой погреб. Так продолжалось четверо суток. И Миша нашел выход. Послушаем отрывок из «Баллады о Мише Куприне».

1-й чтец: Четвертые сутки, а выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в 14 лет

Вот так вот со всем расставаться.

Воды бы глоточек!

Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

Идемте! Я знаю тропинку в отряд.-

Решает разведчик израненный.

С врагами мальчишка один на один.

Куда ты ведешь их, Миша Куприн?

Ведет сквозь орешник и ельник.

Знакомое место, сюда

За клюквой ходили когда-то.

Ходили за клюквой... ну вот и пора!

Прощайте! Держитесь, ребята!

3-й чтец: С врагами мальчишка один на один.

Ну что ты задумал, Миша Куприн?

А Мишка стоял – поворот головы.

В глазах промелькнула усмешка:

Просили в отряд провести!

Вот кусты! Бегите! Громите! Не мешкайте!

4-й чтец: Ликуют фашисты: мол наша взяла

И рвутся сквозь частый кустарник.

Но что это? Поле, а там у села

Виднеются их же казармы.

В глазах у мальчишки лазоревый свет…

А было мальчишке 14 лет.

2-й ведущий: Но партизаны отомстили за Мишу Куприна.

Звучит песня «Шумел сурово брянский лес»

Чтец: Шумел сурово брянский лес,

Спускались темные туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли тропою партизаны.

Тропою тайной меж берез

Спешили дебрями густыми.

И каждый за плечами нес

Винтовку с пулями литыми.

В лесах врагам спасенья нет,

Летят российские гранаты,

И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!»

Шумел сурово брянский лес,

Спускались темные туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны!

2-й ведущий : И на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

1-й ведущий : Писатель Валентин Катаев, будучи военным корреспондентом, встретил на войне, на передовой линии фронта, мальчика, судьбу которого он описал в книге «Сын полка». У простого деревенского мальчика Вани Солнцева война отняла все: родных и близких, дом и само детство. Разведчики нашли Ваню ночью в лесу, спящим на земле. Взяли его с собой, накормили, напоили, обогрели у себя в блиндаже и по распоряжению капитана Енакиева отправили в тыл. Но Ваня хочет воевать, быть полезным Родине. И он добивается своего. Посмотрим сценку из повести В. Катаева «Сын полка»

Входит капитан Енакиев, за ним бежит Ваня Солнцев.

Ваня Солнцев : Дяденька! Разрешите обратиться?

Капитан Енакиев : Ну что ж обратитесь.

Ваня : Дяденька, вы начальник?

Капитан : Да. Командир. А что?

Ваня : А вы над кем командир?

Капитан : Над батареей свой командир, над солдатами своими командир, над пушками своими

Ваня : А над офицерами вы тоже командир?

Капитан : Над своими офицерами я тоже командир.

Ваня : А над капитанами тоже командир?

Капитан: Над капитанами я не командир. А что?

Ваня: Если над капитанами не командир, то и толковать нечего. Мне надо, дяденька, такого командира, чтобы он мог капитанам приказывать.

Капитан : Кому же именно?

Ваня: Капитану Енакиеву.

Капитан : Кому, кому?

Ваня : Енакиеву. Он, дяденька, над разведчиками командир. Он у них самый старший. Что он прикажет, то они и делают. Ух, и сердитый же их капитан. Прямо беда.

Капитан: А ты видел когда-нибудь этого сердитого капитана?

Ваня : То – то беда, что не видел

Капитан : А он тебя видел?

Ваня : И он меня не видел. Он только приказал меня в тыл отправить и коменданту сдать.

Капитан : Постой – постой, звать то тебя как?

Ваня : Меня – то? Ваня.

Капитан : Просто Ваня?

Ваня: Ваня Солнцев.

Капитан: Пастушок?

Ваня: Верно. Меня разведчики пастушком прозвали. А вы почем знаете?

Капитан : Я, брат, все знаю, что у капитана Енакиева в батарее делается. А скажи-ка мне, друг любезный, почему ты здесь, а не в тылу?

Ваня: А я сбежал от Биденко.

Капитан : От Биденко сбежал? Что-то мне не верится, чтобы ты да от Биденко сбежал! По-моему, ты голубь, что-то сочиняешь.

Ваня: Никак нет. Истинная, правда.

Капитан : Рассказывай.

Ваня : Первый раз я сбежал, он меня выследил и поймал. Но я хитрый. Когда он опять меня в грузовик посадил и к своей ноге привязал морским узлом, я ночью притворился, что сплю. А когда Биденко заснул, я сумел развязать морской узел и привязал веревку к женщине-хирургу и сбежал.

Капитан (смеется): А от Енакиева ты что хочешь?

Ваня : Я хочу быт сыном полка у разведчиков. Я и разведчиком могу быть.

Капитан: Ну что ж, поехали, брат.

Ваня: Куда?

Капитан : К разведчикам.

Ведущий: Так Ваня Солнцев стал сыном полка.

Ведущий: 30 августа 1941 года писатель А. П. Гайдар по радио обратился к юным патриотам.

Гайдар: Ребята. Славные тимуровцы! Окружите еще большим вниманием семьи бойцов, ушедших на фронт. У вас у всех ловкие руки, зоркие глаза, быстрые ноги и умные головы. Работайте неустанно, помогая старшим, выполняйте их поручения безоговорочно и точно. Поднимайте на смех и окружайте презрением белоручек, лодырей, хулиганов.

Мчитесь стрелой, ползите змеей, летите птицей, предупреждая старших о появлении врагов-диверсантов, неприятельских разведчиков и парашютистов. Родина о вас заботилась, она учила вас, воспитывала, ласкала и даже баловала. Пришел час и вам доказать как вы ее любите и бережете!

Ведущий: А. П. Гайдар написал книгу «Тимур и его команда». В игре, которую ведут герои книг Ф. Гайдара, они заняты полезными делами. В них накапливаются крупицы мужества, доброты, силы самоотверженности. Дети участвую в игре, которая дает им возможность служить и помогать Родине, способствуют формированию в них настоящих человеческих качеств.

Когда они тайно успевают ежедневно наполнять бочку с водой в одном доме, сложить дрова во дворе другого дома – это уже реальная помощь взрослым.

Когда Тимур пишет ультиматум атаману Мишке Квакину – это игра, но направленная против хулиганства, это уже дело жизненно важное.

Посмотрим сценку из повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда».

Входят ребята и рассаживаются. Тимур встает во главе стола.

Гейка: Вы знаете, ребята, вот этот болтун (показывает на Колю Колокольчикова) хочет убежать на фронт.

Тимур : Нельзя. Это затея совсем пустая.

Коля: Как нельзя? А почему раньше мальчишки бегали на фронт, а?

Тимур : То раньше, а теперь крепко-накрепко всем начальникам и командирам приказано гнать оттуда нашего брата по шее.

Колька : Как по шее? Это своих-то?

Тимур : Да, своих-то. Там взрослые без нас разберутся. А мы нужны в тылу, у нас работы много. К делу.

Гейка : В саду дома №34 по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню. Они сломали две большие ветки и потоптали клумбу.

Тимур: Это дом красноармейца Крюкова. Кто это мог сделать?

Гейка: Это работал Мишка Квакин и его помощник Фигура.

Тимур : Опять Квакин. Гейка, у тебя разговор с ним был?

Гейка : Был.

Тимур : Ну и что же?

Гейка : Дал ему два раза по шее.

Тимур: А он?

Гейка : Ну и он сунул мне два раза тоже.

Тимур: Эк у тебя все – «дал» да «сунул». А толку что-то нет. Ладно, Квакиным мы займемся особо. Давайте дальше.

Женя: В доме №25 у старухи молочницы взяли в кавалерию сына.

Тимур : Да, там на воротах наш знак уже поставлен. Кстати, кто ставил? Колокольчиков? Ты?

Коля: Я.

Тимур : Так почему же у тебя верхний левый луч у звезды кривой? Как пиявка? Взялся сделать – делай хорошо. Люди придут смеяться будут. Так. Воды в бочки натаскать. Дров напилить. Дальше.

Сима Симаков : В доме№54 по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду и вижу – старуха Нюрку колотит, а Нюрка не виновата. Коза обгрызла мочалу и провалилась, как будто ее волки съели.

Тимур : Чей дом?

Сима : Красноармейца Павла Гурьева. Девочка Нюра – его дочь.

Тимур: Козу разыскать. Пойдет команда в составе 4-х человек, во главе с тобой, Сима. Задания всем ясны? Квакиным я займусь сам. За дело.

1-й ведущий :Тысячи и тысячи ребят взяли пример с Тимура и его товарищей и благородными делами помогалистаршим в суровой борьбе с фашистами. Тимуровские команды возникали повсюду. В августе 1941 г. В городе пласте Челябинской области под руководством 70-ти летней «бабы Шуры» начала действовать военно-трудовая команда, члены которой, подобно героям А. Гайдара, имели свой штаб,флаг, журнал донесений и даже свою присягу. За полтора года челябинские тимуровцу помогли тысячам семей, собрали 124 тонны металлолома, сдали в фонд обороны 100000 рублей.

2-й ведущий : За годы войны на средства, собранные тимуровцами Горьковской области, было построено 7 танков и 1 самолет. 35 тысяч тимуровцев Горьковской области шефствовали над госпиталями, детскими домами и семьями фронтовиков, передали в госпитали и детские дома более 50 000 книг, устроили свыше 3-х тысяч концертов для раненых.

Звучит «Песня о пионерах – героях »

Ведущий (1): Мальчишки и девчонки… на их хрупкие плечи, легла тяжесть невзгод бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом.

Ведущий (2): Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Звучит «Песня о пионерах – героях». Как вариант Чтец (2) может прочитать ее как стихотворение.

Шумела гроза над землею,

Мужали мальчишки в бою…

Знает народ пионеры – герои

Навечно остались в строю!

Припев:

Шли они сквозь бурю,

Шли они сквозь ветер,

И ветер песню, песню их сберег:

«У нас один, один лишь путь – к победе!

Марат Казей.

Марат Казей – юный партизан партизанского отряда имени 25 летия Великого Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени К. К. Рокоссовского на временно оккупированной территории Белорусской ССР. В мае Марат в составе группы разведчиков отправился на новое задание. Там партизаны попали в засаду фашистов. Фашисты стали заходить с 2-х сторон, они хотели взять Марата живым. Он выхватил гранату и подождал, когда гитлеровцы подошли поближе. Поднявшись во весь рост, с гранатой в руке, он шагнул им навстречу.

За участие в боевых действиях юный партизан Марат Казей награжден медалью «За боевые заслуги», медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны I степени. Марату посмертно присвоено звание «Героя Советского Союза» (А. Печерская).

Ведущий (2 ):Навстречу им в свое бессмертье

Он сделал несколько шагов…

И грохнул взрыв, и грозным смерчем

Смело озлобленных врагов.

В. Алексеев.

Леня Голиков

Ведущий (1): Леня Голиков – юный партизан – разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей.

Ведущий (2): Голиков собрал сведения о численности и вооружения врагов. Используя собранные данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли много советский людей от отправления в Германию. Леонид уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 10 автомашин с боеприпасами.

В 16 лет Лене Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза. Леня Голиков погиб в неравном бою 24 января 1943 года.

Чтец (3): … Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбива барабанную дробь…

Ребята-герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь…

А нынче в разведку идут следопыты,

Туда, где когда-то ровесник и шли…

Не будут, не будут, не будут забыты

Ребята – герои родимой земли!

И кажется, снова в борьбе и в походе

Сегодня в рядах своих верных друзей

Голиков Леня, Дубинин Володя, Котик, Матвеева, Зверев, Казей.

Валя Котик.

Ведущий (1): Имя Вали Котика стало символом верности долгу, целеустремленности, беззаветной отваги. Юный партизан погиб через несколько дней после своего 14-летия.

За отвагу и находчивость, проявленные при выполнении заданий в тылу врага, Валя Котик был награжден медалью «Партизану отечественной войны». За участие в боевых операциях юный партизан посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. 27 июня 1958 года Валентину Котику присвоено звание «Героя Советского Союза».

Лариса Михеенко.

Ведущий (2): За операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела.

Лара Михеенко, 14-летняя партизанка, была расстреляна 4 ноября 1943 года.

1-й ведущий : Итак, маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу.

Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.

Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и нам, ребята, сегодня.

1-й чтец :Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,

Вечную славу поет вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие –

Память о вас никогда не умрет!

2-й чтец : Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за отчизну свою!

Вместе: Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Звучит песня «День Победы» .


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top