Анализ поэмы «Черный человек» (С. Есенин). Происхождение образа Чёрного Человека на примере одноимённой поэмы С. Есенина Смысл поэмы черный человек

Анализ поэмы «Черный человек» (С. Есенин). Происхождение образа Чёрного Человека на примере одноимённой поэмы С. Есенина Смысл поэмы черный человек

Произведение Сергея Есенина «Черный человек» очень часто исследователи и литературоведы называют одной из самых загадочных поэм ХХ столетия в русской литературе. Уже с первых строк она интригует, завораживает, погружает в мир таинственных видений, духовных поисков, призраков прошлого, сомнений, которые терзают душу автора… Это путь во внутренний мир Есенина, в мир его жизненных исканий и стремлений познать всю трагическую сущность бытия. Поэма читается на одном дыхании, держит в напряжении до самого конца и после прочтения оставляет больше вопросов, нежели ответов.

Может показаться, что эта поэма, этот исступленный крик души, эта мощная сила мысли, родилась в одну ночь, в один вечер, когда все то, что поэт хотел нам высказать, вдруг внезапно вырвалось из его души и, подобно ураганному вихрю, мгновенно увлекло за собой.

Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но на самом деле работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» - это не просто поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу. Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина в 1922-1923 годах, где он, искренне любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение. В своих записях Есенин также упомянул, что влияние на создание данного произведения оказала пушкинская «маленькая трагедия» «Моцарт и Сальери».


Есенин предчувствовал свою скорую гибель, тревожные сомнения не покидали го последнее время до самой смерти. Как и Моцарту, ему, Есенину, накануне гибели тоже виделся некий зловещий черный человек. В ноябре 1925 года поэт перерабатывает поэму до конца, оставляет ее такой, какую мы сейчас ее видим. Чем же мучает лирического героя скверный Черный человек?

Поэма открывается обращением, которое поэт повторит в предсмертном стихотворении: «Друг мой, друг мой, - начинает исповедоваться лирический герой, - я очень и очень болен...». Мы понимаем, что речь идет о душевном страдании. Выразительна метафора: голова сравнивается с птицей, стремящейся улететь, «Ей на шее ноги маячить больше невмочь». Что же происходит? В пору терзающей бессонницы к герою приходит и садится на постель мистический Черный человек:

Черный человек,

Черный, черный,

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

Несколько раз, как в бреду, Есенин повторяет цветообозначение «черный», ещё больше сгущая краски, отражая весь трагизм ситуации. Из приведенного отрывка видится призрачный Черный человек, читающий «мерзкую книгу» жизни, как бы ругая лирического героя за содеянные грехи, называя его «прохвостом и забулдыгой». В Библии, в Откровении Иоанна Богослова, говорится о том, что, читая Книгу жизни, Бог судит каждого человека согласно его делам. Письмена в руках есенинского Черного человека демонстрируют, что и дьявол пристально следит за судьбами людей.

Надо отметить, что Черный человек, как явление дьявольской, зловещей силы, вычитывает из книги только самые отрицательные и мрачные моменты, пытаясь все высмеять и вывернуть наизнанку.

Мы видим рассказ Черного человека о жизни самого Есенина, написанный с глубокой самоиронией, даже самоотвращением. В лице Черного человека автор горько высмеивает сам себя за то, что не смог воплотить «много прекрасных мыслей и планов», за свою простоту души, за открытость, честность, или даже, детскую наивность, за изящество… Не обошел стороной Черный человек и уклад в обществе, ту систему, против которой Есенин выступил совершенно один, пытаясь нести в своем творчестве свет, радость и любовь:

Этот человек

Проживал в стране

Самых отвратительных

Громил и шарлатанов.

И чуть ниже следуют строки, ставшие знаменитым афоризмом, которые как нельзя лучше отражают всю инструкцию выживания в существующем «порядке»:

В грозы, в бури,

В житейскую стынь,

При тяжелых утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым -

Самое высшее в мире искусство".

Герой пытается прогнать Черного человека:

« …Что мне до жизни

Скандального поэта.

Пожалуйста, другим

Читай и рассказывай".

Примечательно, что даже в минуты терзания души Черным человеком, поэт умеет замечать и то, что происходит за окном. Это и «ветер, что свистит над пустым и безлюдным полем», это «всадники – деревья», это «плач ночной зловещей птицы». При чтении поэмы невольно вспоминаются строки Пушкина из стихотворения «Бесы», рисующие нам похожую напряженную обстановку: неспокойную природу, вьюгу, мороз, мрачные и смазанные очертания. Тонкие пейзажные зарисовки передают и психологическое стояние лирического героя: одиночество – плач птицы (кстати, по народным приметам и поверьям это всегда было недобрым знаком); беспокойство – вьюга; тревога, волнение – «копытливый стук деревянных всадников». Даже в горячо любимой русской природе поэт не может найти себе утешения, она как бы является отражением его душевных мук.


Образ ночного перекрестка напоминает о христианской символике креста, соединяющего все направления пространства и времени, и содержит языческое представление о перекрестке как месте нечистых заговоров и чар. Слово «окно» этимологически связано в русском языке со словом «око». Это глаз избы, через который в нее льется свет. Ночное окно напоминает зеркало, где каждый видит свое отражение. Так в поэме появляется намек на то, кто на самом деле этот Черный человек. Теперь издевка ночного гостя приобретает более конкретный оттенок: речь идет о поэте, появившемся на свет «может, в Рязани» (там родился Есенин), о светловолосом крестьянском мальчике «с голубыми глазами».

Композиция произведения похожа на круги в замкнутом кольце. Лирический герой, душа которого сдавлена кольцом отчаяния, бродит внутри него по кругам пытки Черного человека. Что это за круги? Дважды он упоминает о «какой-то женщине сорока с лишним лет», дважды повторяется строфа, начинающаяся со слов «друг мой, друг мой….я очень и очень болен…», дважды «бормочет» Черный человек «слушай, слушай…», таким образом, герой мечется, не в силах найти выход не только из кругов внутренних противоречий, но и из внешнего кольца действительности он также не в силах вырваться.

Окончательный ответ на то, кто же такой черный человек, открывается читателю лишь в конце поэмы, когда, «взбешенный и разъяренный» герой швыряет свою трость в мучившего его дьявола и остается лишь наедине с самим собой и разбитым зеркалом. Разбитое зеркало – это не только символ несчастья, скорой смерти. Это достаточно многогранный образ, отражающий и собственное лицо, и внутренние противоречия, это магический предмет, уводящий человека в другой мир, в зазеркалье, а ведь там, где есть колдовство, там же встречается и чертовщина.

Крестьянский поэт, желтоволосый с голубыми глазами, воспевающий красоту рязанских полей — такого Есенина все мы знаем. Однако рязанский сельский паренек писал не только про белую березу и страну березового ситца. Есенин — это еще и про надрыв, отчаяние, хаос, маяту, боль, вечное опьянение, распад личности. Поэма «Черный человек» — попытка глубокого мрачного самоанализа, подводящая итог жизни поэта, воплощающая в себе всю накопившуюся боль.

1926 год, журнал «Новый мир», первая публикация «Черного человека». А теперь развернемся в 1923 год. В это время 28-летний поэт бывает в Америке и встречается с Айседорой Дункан, с которой в этом же году расстается, и, что нам сейчас особенно важно, именно в 1923 создает первоначальный вариант «Черного человека» — еще более трагический, монументальный и страшный. Софья, следующая после Айседоры женщина Есенина, отмечает, что слушать поэму было невозможно — разрывалось сердце. Вариант 25-го года сокращен и менее драматичен — по словам современников.

Чтобы понимать замысел «Черного человека» таким, каким его задумал Есенин, важно знать контекст. Черный человек — не бред воспаленного алкоголем сознания, это не в одночасье написанная поэма, ведь идея пришла к поэту еще во время заграничных гастролей, где его одолевала страшная тоска по родине, где казалось, он никому больше не нужен.

Жанр, направление, размер

Жанр: лироэпическая поэма, не лишенная, однако, и драматизма, ведь налицо трагический внутренний конфликт, разрывающий лирического героя на части. В ней есть и роли, и реплики, и даже ремарки автора. Произведение можно сыграть на сцене. Поэтому можно сделать вывод, что оно сочетает в себе все три рода литературы: эпос (перед нами история с линейной композицией, героями и характерными чертами того времени, когда это происходит), лирика (это произведение в стихах), драма (ее черты описаны выше).

Направление сложно определить точно. По новаторству и времени создания это модернистское произведение, сочетающее в себе черты мистического реализма, романтизма и экзистенциализма. В реальности и обыденности нашего героя сомнений нет, но его видение выходит за пределы действительности. В диалоге много резких и грубых подробностей из жизни поэта. Все это указывает на мистический реализм. Романтизм ощущается в пейзаже, который транслирует чувства героя. Основными темами, как и принято в рамках направления, являются одиночество, смерть, внутренние противоречия личности. На экзистенциальные корни поэмы указывает озарение в момент пограничного состояния (герой пьян, сознание покидает его, и только тогда высвобождается его истинная сущность, испытывающая экзистенциальную тошноту от всей его жизни).

Размер стихотворения: дольник

Композиция

Поэме присуща театральная композиция, где сразу две сюжетные линии представлены в виде диалогов. Начинается поэма в виде разговора с воображаемым (а может быть и нет) другом. Друг молчит. Вторая линия — с Черным человеком — также имеет форму диалога. Поэтому так любят читать поэму со сцены. Достаточно надеть на руку черную перчатку, и лирический герой превращается в черного человека (кстати, в хронике Есенина есть стихотворение, озаглавленное «Человек в черной перчатке»). В этом и состоят особенности композиции.

Поэма имеет 3 смысловые части.

  1. Завязка, первая часть — знакомство с психологическим состоянием героя и его черным человеком.
  2. Первая часть закольцовывается во вторую — кульминацию, начинающуюся с того же «Друг мой, друг мой». Во второй части наступление Черного человека приобретает необратимый характер. Решено — с ним надо покончить – трость летит в переносицу.
  3. И наконец — развязка. Лирический герой один стоит в комнате.

Смысл названия

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третий
Сидит. (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Мифологический черный человек — это целый архетипический образ, имеющие свои особенные черты. Например, он всегда двойственен. С одной стороны, он несет в себе зло и деструктив, но с другой стороны, именно он подталкивает человека к глубокому самоанализу и проверке на прочность.

Одно из первых упоминаний черного человека в коннотации некой человеческой тени в русской литературе, встречается у Пушкина в произведении «Моцарт и Сальери». Черный человек незваным гостем является к Моцарту и заказывает “Реквием”. На протяжении всего времени Моцарта не покидает мысль, что он пишет свою предсмертную мессу. У Пушкина черный человек — это не Франц фон Вальсек, одетый в черное — это предзнаменование судьбы, пророчество, предупреждение.

Черный человек в литературе — символ личностной трагедии, внутреннего кризиса, угнетающей обстановки в мире. «Черный человек», вынесенный Есениным в название, лишь подчеркивает всю глубину переживаний поэта.

Образы и символы

В поэме два одинаково важных действующих лица: образ черного человека и образ лирического героя. Один лирический, который не может быть второстепенным хотя бы в силу жанра, второй — черный, которого мы можем либо отождествлять с лирическим, либо рассматривать, как духа или видение.

Есенин=лирический герой=черный человек?

Консервативные литературоведы за такое высказывание нас по головке не погладят. Нельзя отождествлять лирического героя с автором. Однако, стоит посмотреть, как много в поэме автобиографических черт. И упоминания об Айседоре Дункан («женщину, 40 с лишним лет»), и автопортрет «желтоволосого, с голубыми глазами» из Рязани. Стоит вспомнить, какую боль вызывало прочтение этой поэмы Есениным у его друзей, потому что они знали — беда с ним. Поэтому обрушим на себя гнев литературоведов и приравняем лирического героя к автору.

Мысль о том, что Есенин страдал раздвоением личности, что позволит нам считать лирического героя и черного человека одним целым, чуть более спорная. Тут возможны несколько раскладов. Первое, черный человек действительно альтер эго поэта, его второе я, и этот разрыв надвое так разрушает поэта. Второй вариант: черный человек — иллюзия воспаленного сознания, вызванная постоянной бессонницей («Так ненужно и глупо страдал бессонницей”) и алкоголем («Осыпает мозги алкоголь»).

Дмитрий Быков, настаивая на биполярности личности, говорит о постепенном распаде ее, что проявляется даже грамматически: «Ей на шее ноги маячить больше невмочь». Что такое шея ноги? Непонятно. Чёрный человек как вторая личность Есенина, его чёрная, разрушающая часть, злобно нашёптывающая на ухо, что все его искусство ничего не значит, а единственное, что осталось в поэте — похоть и «дохлая лирика».

Темы и проблемы

Проблематика произведения весьма богата, здесь каждый найдет для себя злободневный вопрос.

Экзистенциальное одиночество. Лирический герой заперт внутри собственного сознания. Он страдает не от нехватки общества, а от ненужности этому обществу, от пропасти, что лежит между ними. Никто не в силах его понять, и он все же отчаянно пытается найти понимание в друге, до которого тщится достучаться. А, может, и не тщится, ведь на призыв почему-то приходит именно черный человек. В этом и заключается трагизм поэмы.

Двойничество . Измученное сознание поэта порождает чёрного человека. Это смело можно подтвердить последними строчками: «Я один…». Но весь трагизм в том, что теперь внутри одного тела заперто два человека. И один, как бы странно это не звучало, пытается помочь другому. Черный бросает лирическому герою вызов. Ошибочно дихотомически делить двух героев на добро/зло, делая при этом чёрного человека дьяволом. В чем он виноват? Почему он отрицательный герой? Он вскрывает пороки своего собеседника, выводит наружу всю его грязь. Он скорее помощник, от которого можно либо принимать, либо не принимать помощь. Работать над этим или нет. Может, это и есть тот самый единственно возможный друг, который отозвался на призыв.

Тема душевной болезни. Лирический герой действительно болен, и это не фигура речи. Он не может спать, не может существовать – чёрный человек перечеркивает все то светлое, что осталось в жизни поэта. Он оскверняет любовь, творчество, искусство, то, во что автор ещё верит. Тут очень ярко выражена психологическая симптоматика.

Постоянное притворство, игра на публику . Лирический герой скрывает свои истинные чувства. Его привыкли видеть веселым, поющим кабацкие песни, крестьянским поэтом. Разве что с дудочкой его не представляют. А на самом деле внутри него – много больше.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство.

Пограничное состояние . Герой находится на грани – скоро то, что кроется под его черепной коробкой, сведёт его с ума. И именно в этот момент на него нисходит озарение, он вдруг видит себя со стороны, и увиденное его разочаровывает.

Разочарование . Пожалуй, самая очевидная тема. Герой разочаровывается во всем. Искусство — «дохлая, томная лирика». Родина — сборище «громил и шарлатанов». О любви теперь едко – «и какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой». Даже его состояние самоанализа обесценивается — «ненужно и глупо страдал бессонницей».

Основная идея

Основную идею из огромного количества синонимов «разочарование, надрыв, одиночества, пограничное состояние, страх жизни и страх смерти» вычленить достаточно сложно. Это все верно. Смысл поэмы чисто технически – преподнести внутренний слом через диалог с «чёрным человеком». Главная мысль всего повествования — бесконечный трагизм, спрятанный вглубь «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает.

Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности, обесценивая ее. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой. Состояние Есенина было усугублено буквально всем: кризисом среднего возраста, когда радость юности прошла, а уверенности зрелости еще нет, окружающей обстановкой (неудовлетворенностью революцией, конфликтом с властями), общим мировым трендом разочарования и саморазрушения.

Средства выразительности

Тропы в поэме «Черный человек» тоже радуют многообразием.

  • Повторы. Они в тексте даны для усиления заданной атмосферы. Поэма сразу начинается с повтора «друг мой, друг мой» – подчеркивает грусть обращающегося. «Чёрный человек, чёрный». Анафора на чёрный создаёт нагнетающее и устрашающее настроение. Затем в тексте мы снова встречаем трёхкратный повтор «чёрный человек». Нагнетает тоску и страх, это уж точно. Суммарно в тексте 14 раз звучит «чёрный».
  • Сравнения . «Как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь». Более элегантно расписываться в собственном алкоголизме мало кто мог. «Гнусавит надо мной, как над усопшим монах» — с одной стороны, просто художественное сравнение, с другой – пасхалка, что герой уже мертв.
  • Метафоричные олицетворения . Каждый нерв в поэте напряжен, органы не чувствуют его, работают как-то сами по себе – «голова моя машет ушами, как крыльями птица». Пейзаж создается тоже сложными метафорами: «И деревья, как всадники, съехались в нашем саду». «Метели заводят веселые прялки» — очень милая с первого взгляда строчка, если бы перед ней не было метафоры «снег до дьявола чист». Вот ещё примеры олицетворений, их в тексте много – «месяц умер, синеет рассвет».
  • Эпитеты . Их так много, что можно играть в игру «кто больше найдёт». Они тоже для атмосферы нагнетания. Даже если эти слова в привычной жизни имеют положительную коннотацию, в этом стихотворении являются вспомогательными инструментами для создания устрашающей действительности. Мерзкая книга, веселые прялки, неловкие души, зловещая птица и т.д.
  • Парцелляция и инверсия. Эти приёмы удачно передают ритм диалога – быстрый, скачкообразный, пугающий, например: «Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты».
  • Градация . В диалоге можно проследить такую градацию: гнусавит, бормочет, говорит, хрипит. В такой последовательности это делает чёрный человек по мере развития сюжета. Каждая новая его реплика содержит нарастающую по смыслу ремарку.

Образ, которым является Черный человек в одноименном стихотворении Есенина, во многом напоминает нечто наподобие совести. Только как подобает хулигану и алкоголику и Есенина черная совесть, которая приходит для того чтобы зачитать грехи перед отходом в иной мир.

На самом деле стихотворение более чем символичное и пророческое, оно написано в год гибели поэта, который на тот период ощущал крайний упадок собственных эмоций, разочарование во многом, не смотря на новую супругу – Софью Толстую, которая отличалась привязанностью к Сергею Александровичу.

В этом стихотворении Есенин как будто не ассоциирует себя с собственной личностью, он различает внешний образ «прохвоста и забулдыги», который нагоняет «тоску и страх» с собственной внутренней идентичностью. В каком-то смысле разбитое зеркало в завершение этого стихотворения указывает на отказ героем принять внешний образ как нечто соответствующее подлинному положению дел.

Отдельные факты, которые приводит черный человек, образ которого также описывается как монах над усопшим, в связи с чем снова наблюдаются пророческие коннотации этого стихотворения, не интересуют лирического героя. Есенину не интересно слушать о себе самом, ему не хочется снова знать историю о молодом поэте и авантюристе самой высшей пробы. Слова черного человека наводят ужас, герой чувствует себя в чем-то виноватым, вероятно, в этом проявляется какая-то внутренняя вина Есенина за обретенную известность и различные блага, подобно тому как любой более-менее состоявшийся и искренний человек регулярно себя спрашивает достоин ли он всего этого и здесь поэт просто предлагает подобный вопрос доведенный до предела.

Действие стихотворения разворачивается в пространстве комнаты лирического героя, он не может уснуть и терзается ночью душевными муками. Воспоминания переносят в различные эпизоды из собственной биографии, фигура черного человека вносит дополнительное смятение. Злобное альтер-эго стремится распространить тоску и печаль в тоске поэта, но во многом он сам занимается ироничным разоблачением собственной личности и профессии, подшучивает над некоторыми особенностями поэтов, которые могут читать «дохлую томную лирику» без особенной для этого надобности.

Безусловно, стихотворение по большей части похоже на самоисповедь. Есенин сумел зафиксировать в нем ощущения свойственные душе в период тотального упадка.

Вариант 2

Исповедь представляет собой наиболее сокровенное действо, самое тайное и способное при этом возносить душу к вершинам. Для поэта исповедь является действом практически непрерывным, причем и личным и публичным. Поэт исповедуется перед собой и публикой по причине потребности всегда оставаться чистым и старательно отмывать собственную душу ради возможности говорить нечто действительно стоящее, быть чем-то действительно стоящим.

В стихотворении Черный человек мы видим именно такую исповедь Есенина. Ночь, он толи стоит, толи лежит перед зеркалом, возможно в небольшом алкогольном бреду или приступе начинающегося тяжелого похмелья. В зеркале видится черный человек, который приходит к поэту, этот человек – он сам, его совесть или некий фатальный гость.
Есенин сам слушает собственную исповедь, вспоминает некоторые детали биографии. Сорокалетняя женщина – воспоминание о романе с актрисой Миклашевской, немного игривый перебор откуда был поэт «может в Калуге, а может в Рязани» - указание на деревенское детство.

В содержании прослеживаются нотки тягости и печали. Стихотворение написано в 1925 году, когда Есенин, согласно распространенной версии повесился, хотя, вероятно, был повешен чекистами. Поэтому образ черного человека тут становится образом предчувствия чего-то недоброго, какого-то судьи, который является и спрашивает за различные прегрешения, зачитывает грехи из книги жизни.

Есенин относится к этим нотациям немного надменно и презрительно.

Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай

Он со светлым цинизмом смотрит на рассказы от черной совести, хотя не гнушается также и самоиронией, высокой степенью рефлексии. Эти нотки наблюдаются в описании поэтов как истекающих половой истомой, в понимании как на него могут смотреть как на жулика бесстыдно обокравшего кого-то и подобным образом.

В итоге поэт разбивает морок, снимает наведенную иллюзию, разбивая зеркало в котором мерещится черный человек. Он возвращается в нормальный мир, но этот мир стал другим, ведь «ночь наковеркала». Он завершает ночную исповедь, подобно тому как монах завершает ночное бдение.

Анализ стихотворения Черный человек по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мандельштама Раковина

    Ранний период творчества Осипа Мандельштама имеет свои тонкости и свою форму написания. Особое место в нем занимает стихотворение Раковина, написанное в 1911 году и является частью известного сборника Камень.

  • Анализ стихотворения Вижу сон. Дорога чёрная Есенина

    Стихотворение Вижу сон. Дорога чёрная было написано в 1925 году и принадлежит к позднему творчеству Есенина. Оно предстает в вариационной форме парадоксального любовного переживания

  • Анализ стихотворения Заблудившийся трамвай Гумилева

    Стихотворение в целом невероятно ироничное, глубокое и пророческое. Автор со здоровым цинизмом описывает и страну, которая утратит культурные богатства копившиеся веками и похожа теперь на оксюморон

  • Анализ стихотворения Русь Блока

    Образ России неоднократно воспевался в творчестве русских поэтов и писателей, не стал исключением и Александр Александрович Блок. В своем стихотворении Русь, Блок создал образ своей родины, который приходит ему в дремоте

  • Анализ стихотворения Я люблю тебя Бальмонта

    Произведение относится к любовной лирике поэта, являющегося одним из ярких представителей поэзии «серебряного века».

В январском номере журнала «Новый мир» в 1926 году появилась ошеломляющая

публикация: «С. Есенин. «Черный человек». Текст поэмы производил особенно сильное впечатление на фоне недавней трагической кончины молодого поэта (как известно, 28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер»). Современники сочли это произведение своеобразной покаянной исповедью «скандального поэта». И действительно, такого беспощадного и мучительного самообличения, как в этом произведении, не знала русская лира. Приведем здесь его краткое содержание.

«Черный человек»: Есенин наедине с собой

Поэма открывается обращением, которое поэт повторит в предсмертном стихотворении: «Друг мой, друг мой, - начинает исповедоваться лирический герой, - я очень и очень болен...». Мы понимаем, что речь идет о душевном страдании. Выразительна метафора: голова сравнивается с птицей, стремящейся улететь, «Ей на шее ноги/ маячить больше невмочь». Что же происходит? В пору терзающей бессонницы к герою приходит и садится на постель мистический Черный человек. Есенин (анализ источников создания поэмы это подтверждает) апеллирует в некоторой степени к произведению Пушкина «Моцарт и Сальери». накануне гибели тоже виделся некий зловещий черный человек. Однако у Есенина эта фигура осмысливается совсем по-другому. Черный человек - это Альтер-эго поэта, другое его «Я». Чем же мучает лирического героя скверный Черный человек?

Есенин: анализ внутреннего мира поэта накануне самоубийства

В третьей строфе поэмы возникает образ книги, в которой до мельчайших подробностей излагается вся человеческая жизнь. В Библии, в говорится о том, что, читая Книгу жизни, Бог судит каждого человека, согласно его делам. Письмена в руках есенинского Черного человека демонстрируют, что и дьявол пристально следит за судьбами людей. В его записях, правда, не развернутая история личности, а лишь ее краткое содержание. Черный человек (Есенин подчеркивает это) выбрал все самое неприглядное и злое. Он рассказывает о «прохвосте и забулдыге», об авантюристе «самой высокой марки», об «изящном поэте» с «ухватистой силою». Он утверждает, что счастье - это только «ловкость ума и рук», пускай и приносят «много мук... изломанные/И лживые жесты». Здесь стоит упомянуть о новомодной теории, сложившейся в декадентских кругах начала 20 века, об особой миссии языка жестов, приверженцем которой был Есенин, и «царицей» которых являлась великая танцовщица Брак с нею был недолгим и не принес поэту благословения. «Казаться улыбчивым и простым» в то время, когда тоска, ему приходилось не только по воле господствовавшей тогда моды. Только так поэт мог скрыть и от самого себя мрак грядущей безнадежности, связанной не только с внутренними противоречиями личности, но и с ужасами большевизма в России.

Что таится на дне души?

В девятой строфе поэмы мы видим, как лирический герой отказывается говорить с незваным гостем, он все еще хочет откреститься от страшного рассказа, который ведет Черный человек. Есенин анализ житейских передряг «какого-то» морального «жулика и вора» еще не принимает как исследование собственной жизни, сопротивляется этому. Однако уже и сам понимает, что тщетно. Поэт упрекает черного гостя в том, что он смеет вторгаться в глубины и доставать что-то с самого дна, ведь он «не на службе …водолазовой». Эта строка полемически обращена к произведению Альфреда Мюссе, который в «Декабрьской ночи» использует образ водолаза, блуждающего по «пропасти забвения». Грамматическая же конструкция («водолазовая служба») апеллирует к морфологическим изыскам Маяковского, который по-футуристически смело ломал устоявшиеся формы в языке.

Один у окошка

Образ ночного перекрестка в двенадцатой строфе напоминает о христианской символике креста, соединяющего все направления пространства и времени, и содержит языческое представление о перекрестке как месте нечистых заговоров и чар. Оба эти символа с детства впитал впечатлительный крестьянский юноша Сергей Есенин. Стихи «Черный человек» объединяют две противоположные традиции, отчего страх и мука лирического героя обретают глобальный метафизический оттенок. Он «один у окошка»... Слово «окно» этимологически связано в русском языке со словом «око». Это глаз избы, через который в нее льется свет. Ночное окно напоминает зеркало, где каждый видит свое отражение. Так в поэме появляется намек на то, кто на самом деле этот Черный человек. Теперь издевка ночного гостя приобретает более конкретный оттенок: речь идет о поэте, появившемся на свет «может, в Рязани» (там родился Есенин), о светловолосом крестьянском мальчике «с голубыми глазами»...

Убийство двойника

Не в силах сдержать ярость и гнев, лирический герой пытается уничтожить проклятого двойника, бросает в него трость. Этот жест - бросить в привидевшегося черта что-нибудь - не раз встречается в литературных произведениях русских и зарубежных авторов. После этого исчезает Черный человек. Есенин (анализ аллегорического убийства двойника в мировой литературе доказывает это) пытается как бы уберечь себя от преследования своего другого «Я». Но всегда такой финал ассоциируется и с самоубийством.

Поэт, стоящий в одиночестве перед предстает в последней строфе произведения. Символика зеркала, как проводника в другие миры, уводящие человека из действительности в обманный демонический мир, усиливает мрачный и многозначительный финал поэмы.

Реквием по надежде

Трудно, почти невозможно так бичевать себя на глазах у огромной публики, как это делает Есенин. Его невероятная искренность, с которой он открывает миру свою боль, делают исповедь отражением душевного надлома всех современников Есенина. Не случайно знавший поэта писатель Вениамин Левин отозвался о Черном человеке как о судебном следователе «по делам всего нашего поколения», питавшего много «прекраснейших мыслей и планов». Левин заметил, что в этом смысле добровольная ноша Есенина чем-то сродни жертве Христа, который на себя «взял немощи» и понес на себе все человеческие «болезни».


Самое обсуждаемое
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра "Какое время года?
Где пуп земли. Зачем человеку пупок. Смотреть что такое Где пуп земли. Зачем человеку пупок. Смотреть что такое "Пуп земли" в других словарях
Главные герои произведения маугли Главные герои произведения маугли


top