Ценности в жизни человека. Нравственные ценности. Что такое моральные ценности? Моральные нормы и ценности Моральные ценности современного общества

Ценности в жизни человека. Нравственные ценности. Что такое моральные ценности? Моральные нормы и ценности Моральные ценности современного общества

Ценность - понятие, отражающее, безусловно, положительную значимость какого-либо материального предмета или явления духовной жизни людей (безусловное благо). В данном понятии соединены рациональный момент (осознание чего-либо как блага для человека или общества) и иррациональный момент (переживание значения предмета или явления как важного, значимого, стремление к нему).

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл (значимость человека, значимость вещей, произведенных человеком, духовные феномены, значимые для человека и общества). Количественной характеристикой этого смысла является оценка (значимо, ценно, более ценно, менее ценно), выражающая значимость чего-либо вербально. Оценка формирует ценностное отношение к миру и себе, приводит к ценностным ориентациям личности.

Для зрелой личности обычно характерны устойчивые ценностные ориентации. Устойчивые ценностные ориентации становятся нормами. Они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. На основе человеческих потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обуславливают заинтересованность человека в чем-либо.

Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворять его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Система ценностных ориентаций, формирующаяся под воздействием ценностей определяют духовную структуру личности и непосредственно влияют на ее развитие. Философское учение о ценностях называется аксиологией . Основными духовными ценностями общества являются нравственные, религиозные и эстетические ценности.

Нравственные ценности определяют человеческое в человеке. Без освоения нравственных ценностей невозможно стать личностью, обладающей самостоятельностью, ответственностью, высокой духовностью и социально сформировавшейся. Моральные регулятивы, общественно детерминирующие поведение людей, преломляясь сквозь внутренний мир человека и обретая подлинно гуманистический статус, становятся нравственными ценностями личности.

Главными нравственными ценностями личности являются:

Добро (предельно положительная моральная ценность, абсолютное благо для самого человека других людей) - главная ценность и главный разграничитель нравственного и безнравственного;

Долг и моральный выбор (моральная ценность, присвоение которой личностью, демонстрирует степень ее нравственной зрелости, гуманности , духовности);


Смысл жизни (безусловная моральная ценность, наделяющая жизнь человека цельностью, направленностью, осмысленностью);

Совесть (моральная ценность, показывающая способность личности к нравственному самоанализу и самооценке);

Счастье (моральная ценность, раскрывающая моменты высшего удовлетворения личности своим бытием, проявляющиеся в профессиональном успехе, духовной и личной самореализации);

Дружба (моральная ценность, духовная близость личностей);

Любовь (духовное и физическое единение людей);

Честь (социальный и нравственный статус личности, достигнутый благодаря ее усилиям и заслугам);

Достоинство (безусловная нравственная ценность любого человека как представителя человеческого рода);

- патриотизм , гражданственность (признание их в качестве ценностей означает нравственную и человеческую зрелость личности);

Синтезом нравственных ценностей выступает нравственный идеал - обобщенной представление о добре определенной эпохи, персонифицированное в образе совершенной личности (рефлектируемой индивидуальным нравственным сознанием в качестве образца для подражания).

Нравственные ценности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, и их значимость повышается при полном их усвоении личностью. Необходимо отметить, что нравственные ценности и во внутреннем мире личности, и в общественном сознании, и в ходе человеческой истории тесно взаимосвязаны с эстетическими, религиозными ценностями, либо с атеистическим восприятием действительности. Их конкретно-историческая взаимосвязь образует базисную основу для мировоззрения человека и общества.

Авторами статьи исследуется проблема морально-нравственных ценностей в современном социуме. Подчеркивается, что человек становится человеком только благодаря приобщению к ценностям человеческой культуры, моральным ценностям. Авторы доказывают, что, несмотря на кризисное состояние современного социума, морально-нравственные ценности относятся к категории высших человеческих ценностей. Ключевые слова: мораль, нравственность, ценность, человек, мир, пространство современного социума, кризис.

В настоящее время кризисная ситуация, вызванная стремительно развивающейся глобализацией мирового пространства, углубляет как экономические, так и социальные противоречия в обществе. Сегодня эти противоречия свидетельствуют о цивилизационном сдвиге, нарушении гармонии существования человеческой цивилизации, возникновении противоречий во всех сферах жизни. Зададимся вопросом: почему противоречия вызывают дисбаланс в социуме как единой, упорядоченной системе? Противоречие, как таковое, утверждает тождество изначально различных объектов социального и духовного бытия человека, тем самым порождая хаос и путаницу в представлениях, понятиях, осыслении жизни.

Вполне закономерно, что эта кризисная ситуация находит свое отражение в бытии каждого человека, начиная с морально-этических противоречий между людьми и, заканчивая войнами между государствами. Такой стремительно изменяющийся мир, со смещением жизненно важных координат, вселяет в человека растерянность, «выбивает» его из обжитого, хорошо знакомого пространства бытия, и бросает в незнакомый, а потому пугающий мир «здесь бытия», где царит отсутствие определенности формы, зыбкость жизненных ориентиров. Естественно, подобный мир бросает человеку вызов, заключающийся в испытании его способности правильной моральной, нравственной ориентации в этом мире, способности принимать решения, адекватные человеческой сущности его бытия. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что человек становится человеком только благодаря приобщению к ценностям человеческой культуры.

Это объясняется тем, что человек существует не только в мире вещей и процессов. Он существует, бытийствует, прежде всего, в мире ценностей и, порождаемых этими ценностями, мире смыслов. Ценности задают цели существования человека, этими жизненными целями и обеспечивается формирование, трансляция ценностной общечеловеческой культуры. Именно аксиология как наука о ценностях, создала фундаментальные основы для развития современного человекознания. Категория «морально-нравственная ценность» выступает в качестве человекомерного ориентира, определяющего сущность ценностного подхода человека к развитию себя как неповторимой, индивидуальной личности и осмыслению социальных проблем современного ему общества. «Ценности моральные - одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностями понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья» , - читаем в Словаре по этике.

Таким образом, моральные, нравственные ценности относятся к категории высших ценностей, побуждающих человека к осуществлению правильного выбора между добром и злом, истиной и ложью, жестокостью и милосердием, враждой и миром в пользу добра, истины, человечности. Но как трудно, порой, бывает сделать этот правильный (моральный) выбор! Что стоит за таким простым и хорошо знакомым нам понятием «правильный моральный выбор»? Каждый из нас найдет свой ответ на этот вопрос. Одним из вариантов ответа может быть следующий: «Осуществить моральный выбор - это и значит выбрать мораль, преодолеть аморализм как растерянность, дезинтеграцию» . Безусловно, моральные ценности, выработанные культурой, только тогда могут быть органично восприняты человеком и присвоены им на личностно- смысловом уровне, когда они пережиты лично: интеллектуально, эмоционально, чувственно. Поэтому бытие человека в мире моральных ценностей - это процесс его духовного общения с миром и собой как частицей этого мира. По сути, вся жизнь человека - это постоянное борение, борение с собой, явлениями окружающего мира, это преодоление одних сил другими. То же относится и к ценностям: одни ценности, с течением времени, как будто бы утрачивают свою актуальность, отступают на задний план; другие же, наоборот, приобретают актуальную значимость и статус наиболее доминирующих в современном мире.

Однако, благодаря этому извечному противостоянию, продолжается жизнь на Земле, эволюционирует, развивается человек. Посредством плетения этого «кружева» «человеческого, слишком человеческого»: мыслей, чувств, эмоций, утверждаемых ценностных начал, - творится пространство бытия человека. По моему глубокому убеждению, человек - это рожденный смысл. В процессе бытия он открывает себя миру как собственно имманентный смысл, отличающийся самоценностью. Этот имманентный смысл вступает во взаимоотношения с окружающими механизмами социальной интеграции и дезинтеграции. Так создается разумный, обладающий самосознанием, человеческий мир. Взаимодействие людей друг с другом, обмен чувствами, информацией, опытом - это встречи в осмысленном мире, поскольку мир людей - это мир смыслов и способов их трансляции. Смысловое понимание и принятие моральных, нравственных ценностей доступно человеку этическому, то есть, человеку, вобравшему в себя все наследие общечеловеческой морали. Моральные ценности образуют в сознании человека своеобразную иерархическую лестницу, «пирамиду» ценностей, они являются умозрительными ценностями (ценностями убеждения) и практическими, воплощенными в конкретное действие, поступок (ценностями поведения). Разнообразие этих ценностей создает чувственную, эмоциональную полноту жизни человека, ощущение наполненности его существования, делает возможным участие человека в создании и развитии жизненно важных ценностей.

Но желание человека творить добро, утверждать нормы человеческой морали без соответствующих практических действий, поступков, - остается лишь желанием, беспочвенной интенцией. Воля человека превращается из побуждения в действие, только будучи направленной на постижение и созидание ценности, осуществление которой требует от человека большого нравственного усилия, заключающегося, во-первых, в воспитанности внутренней нравственной культуры (готовности воспринять моральную ценность) и, во-вторых, в способности самостоятельного овладения моральными, нравственными ценностями (способности осмыслить уже существующие ценности и продуцировать новые). В этом проявляется созидательная сущность человека как homo faber - человека-творца мира личностного, сугубо индивидуального, и мира внешнего, составляющего его антропное пространство. Несмотря на то, что моральная ценность, как таковая, не является реальным образованием, она, тем не менее, объективна и материальна в силу способности определять содержание поведения человека.

Экзистенциальные ситуации человека в мире, в их повторяемости и, вместе с тем, неповторимости, представляют собой часть его этического бытия. Выбор линии поведения (моральный выбор), в той или иной жизненной ситуации, подчинен свободной воле человека и эту волю к исполнению своего нравственного долга, к выбору добра, в ситуации противоборства между добром и злом, - человеку необходимо в себе вырастить как один из определяющих антропных признаков. «Каждое существо на земле и каждое тело человеческое имеет некоторую цель, которой оно и служит. При этом можно иметь в виду чисто субъективную цель, зовущую человека к удовлетворению его личных потребностей и ведущую его к личному успеху в жизни. Но можно иметь в виду и объективную цель, последнюю и главную цель жизни, по отношению к которой все субъективные цели окажутся лишь подчиненным средством. Это есть великая и главная цель человека, осмысливающая всякую жизнь и всякое дело, цель, на самом деле прекрасная и священная, - не та, ради которой каждый отдельный человек гнется и кряхтит, старается и богатеет, унижается и трепещет от страха, но та, ради которой действительно стоит жить на свете, ибо за нее стоит бороться и умереть» . Такое отношение человека к жизни является результатом особого субъектно-социального ценностного акта, в котором центральное положение занимает рефлексирующий человек как субъект оценки, реализующий этот ценностный акт. В настоящее время человеческий мир переживает кризис во всех жизненно важных сферах. Кризисный социум демонстрирует всю мощь своей разрушительной силы: падение уровня социальности людей привело к нарастанию чувства их отчужденности и агрессии. «Произошло отчуждение привычного, или традиционного, мира.

Это страшно: Вселенная, в которой мы находимся и которой мы являемся, уже не кажется нам такой, какой она по сути и должна быть: прочной. Она становится бесформенной, ненадежной, проблематичной, шаткой. Находиться в ней значит не стоять на ногах, а падать, теряться, задыхаться». Следствием подобных кризисных процессов является «съеживание» социального пространства, которым утрачиваются его важнейшие человекомерные характеристики: размеренность и нарративность (поступательность) развития. Современное нам социальное пространство приобретает черты случайности, в результате чего наступает эсхатологическое разочарование человека в жизни, обществе, самом себе. Возникает ситуация абсурдности существования как такового. «…Ничто не является тем, чем должно быть, ничто не является самим собой, но в то же время оказывается своей противоположностью, всем, чем угодно, - и виновато здесь не повреждение нашего ума, а повреждение мира, который, превратившись в бред и обман, ввергает нас в безумие!

Мир помешался, сошел с ума, и мы в него погружены» . В результате, человек утрачивает чувство самости, сопровождающееся кризисом самоидентичности, его поглощает состояние апатии, скуки, собственной бесполезности и потерянности. То есть, человек «отгораживается» от мира и живет в своем ограниченном социальном пространстве. Общество, как результат организованной совместной деятельности, исчезает, уступая место враждебно настроенным по отношению друг к другу людям. «Когда инструментальные возможности агрессии превосходят культурные ограничители (устанавливаемые моральными нормами и ценностями - В. М.) и начинается экстенсивный рост, общественное сознание и массовые настроения приобретают соответствующие свойства. С ростом потребностей усиливается ощущение всемогущества и вседозволенности» . Это ощущение всемогущества и вседозволенности «расшатывают» ту ось человекомерного мира, основу которого составляют ценности морального, нравственного характера.

Наиболее болезненной точкой морально-нравственного кризиса современного социума является отказ современного человека от тысячелетиями сложившейся системы моральных ценностей. А это уже представляет угрозу отрицания существующего контекста культуры, что, само по себе, разрушительно и опасно: в отрыве от ценностного культурного контекста не может созидаться богатый, полноценный текст культуры человеческого мира. Таким образом, исследование проблемы бытия человеческой морали, нравственности, механизмов их детерминации не исключает раскрытия сущности человека не только как созидателя ценностей, но и как их разрушителя. Особенно наглядно мы можем это наблюдать в ситуации сегодняшнего дня. Когда раздаются сетования на то, что морально- нравственные ценности разрушены, следовало бы обратить взгляд на себя и озадачиться вопросом: кем разрушены эти ценности? Вопрос этот - риторический: морально-этические ценности разрушаются каждым из нас, когда мы забываем о золотом правиле нравственности по отношению друг к другу. Кризисность современного социума характеризуется усилением рационального начала человеческой жизнедеятельности, что оборачивается оскудением духовной жизни человека. Рациональное начало привело к укоренению в нашей жизни такого безнравственного явления как потребительство. Сегодня мы живем в мире одноразовых предметов, одноразовых отношений, которые ни к чему не обязывают: использовал - и выбросил: из дома, из памяти, из мыслей. Конечно, говорить в такой ситуации о нравственных ценностях любви, дружбы, долга, как минимум, неуместно.

Смею выразить надежду, что ситуация морального кризиса современного нам социума - это всего лишь ситуация, подверженная изменениям, а не некие окончательно утвердившиеся, социальные изменения. В качестве аргумента вышеизложенного, приведу следующий: человека невозможно окончательно зафиксировать в силу его самореференции и сопутствующей ей рефлексивности. Даже когда рациональное начало человека, как существа мыслящего, одерживает верх, человеческое бытие упрямо продолжает определять себя как человеческое, исходя из интенции, эмоции, переживания. Равноправие, любовь, дружба, симпатия, являясь спутниками человека, наполняют нашу жизнь человечностью. Базовые ценности мира людей: вера, надежда, любовь, патриотизм, свобода, лидерство представляют собой феномены конституциирования самости человека, противостоят тотальной унификации, навязываемой современностью.

Обратившись к истории проблемы морально-нравственных ценностей, мы можем констатировать, что критический взгляд на мораль и нравственность современной им действительности, был свойственен многим просвещенным людям разных эпох. К примеру, выдающийся древнегреческий поэт, философ Гесиод, живший еще в VIII веке до нашей эры, в поэме «Работы и дни» пишет:

«Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди…
Дети - с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
……………………………………………………………..
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет» .

Страшно становится от того, насколько актуально-пророчески звучат сегодня, в ХХI веке эти строки, написанные в VIII веке до нашей эры! Мы не можем не признать, что каждый из нас, современных людей, продолжая с большим или меньшим успехом выполнять свои функции на работе или дома, утрачивает антропные, человеческие основания собственной экзистенции, превращаясь в человека-функцию. Происходит это потому, что нами разрушается фундаментальная основа человеческого бытия - мораль, нравственность.

В результате этого, ценности человеческой морали теряют для нас свою привлекательность, а вместе с ней и обязательность, я бы даже сказала, обязанность следовать им. Развлекательная культура, которая в настоящее время представляет собой особый пласт современной культуры, уничтожает моральные ценности, подталкивая человека к тотальному забвению своего человечного естества, пропагандирует в качестве главного жизненного принципа наслаждение. Безусловно, наслаждаться жизнью - это прекрасно, но когда в угоду наслаждению безоглядно разрушаются, выработанные поколениями, ценности морали, нравственности, - это «наслаждение» утрачивает свои положительные характеристики, становясь не чем иным, как гедонистическим забытьем. Как уже отмечалось выше, проблема моральных ценностей является злободневной не только для нас, людей живущих в ХХІ веке, она была современной и актуальной в течение всех культурно-исторических эпох человечества, являлась предметом исследования многих ученых. К примеру, данная проблема получила глубокое развитие в работах основоположника немецкой классической философии Иммануила Канта.

Известно, что он рассматривал сущность человека как совокупность двух начал: природного (мир жестокости и зла) и духовного (мир культуры, морали). Философ подчеркивает, что силой, интенционально возвышающей человека над обыденностью, созидающей его культурное существо, является нравственность. Нравственные поступки, по мысли Канта, способен осуществлять только разумный, свободный человек, с одинаковым уважением относящийся к себе и другим людям: «Долг перед самим собой, равно как и перед другими, - воздействовать друг на друга своими нравственными качествами … не обособляться … от других; хотя и делать себя неподвижным центром своих принципов (выделено В. М.), но рассматривать этот начертанный круг лишь как часть всеобъемлющего круга образа мыслей гражданина мира не для того, чтобы пеклись о жизненных благах как о цели, а лишь для того, чтобы культивировали средства, косвенно ведущие к ним: приятность в обществе, терпимость, взаимную любовь и уважение (приветливость и благопристойность …), и таким образом приобщали грации к добродетели; осуществление этого само есть долг добродетели» .

То есть, согласно Канту, поступок человека является моральным только в том случае, когда он продиктован долгом, осознанным следованием категорическому императиву. И. Кантом утверждается идея автономности морали, нравственный закон, согласно его учению, не выводим из каких-либо иных законов: началом нравственных законов является сам человек. По утверждению философа, мораль - свободна, она создается не наукой о морали, а основывается на нравственном чувстве человека. И. Кант считает, что нравственные регуляторы являются независимыми от внешних оснований, даже от таких фундаментальных как религия : человек как существо, наделенное разумом, имеет собственную волю и способен поступать тем или иным образом. Вместе с тем, его взгляд на человека достаточно пессимистичен. Кант не разделяет мнения Ж.Ж. Руссо о доброте человека, в частности, в работе «Об изначально злом в человеческой природе» он пишет: «То, что мир во зле лежит, - это жалоба, которая так же стара, как история, даже как еще более старая поэзия, более того, как самая старая среди всех видов форм творчества - религия жрецов» и далее: «Суждение человек зол,… выражает только то, что человек сознает моральный закон и тем не менее принимает в свою максиму (случайное) отступление от него» . Тем не менее, философ анализирует задатки личности человека, размышляя о первоначальных задатках доброго в человеческой природе: «Задатки личности - это способность воспринимать уважение к моральному закону как сам по себе достаточный мотив произвола» . Очевидной является оценка И. Кантом человека как свободной личности, созидающей человеческую мораль.

В контексте исследуемой нами проблемы, особо обращает на себя внимание следующая мысль философа: «… я объявил мораль наукой, которая учит, как мы должны стать достойными счастья (выделено В. М.), а не как мы должны стать счастливыми» . Быть достойным счастья, согласно И. Канту, означает иметь такие качества, которые обеспечивают гармонию природного окружения и целей личности, в том числе, и ее моральных устремлений. Желание стать счастливым - вполне естественное желание каждого человека, но как важно сегодня не забывать кантовского: «мы должны стать достойными счастья»! Это счастье необходимо выстрадать, заслужить собственным нравственным отношением к себе и окружающим людям. Вопросы нравственных ценностей исследовал Иоганн Готфрид Гердер, рассматривавший всю человеческую как «культивирование человечности» . Согласно утверждению философа, «цель земного существования заключается в гуманности… Все нужно воспитывать: разумная способность должна стать разумом, тонкие чувства - искусством, влечение - благородной свободой, побудительные силы - человеколюбием». Воспитание гуманности, являющейся одной из основоположных нравственных ценностей, И. Г. Гердер сравнивает с божественным явлением в жизни, считая, что «все человеческие учреждения должны следовать цели гуманизации» . Весь ход человеческой истории, развитие культуры, духовный прогресс он рассматривает с позиции этой высшей нравственной ценности человечества - ценности гуманизма, высказывая убеждение в том, что в гуманизме состоит высший смысл и содержание наук, образования и искусств, составляющих мир бытия человека.

Гуманистические идеи нравственности, вслед за И. Кантом и И. Гердером, продолжает в своих работах Г.В.Ф. Гегель. В его сочинениях человек должен в течении жизни овладеть божественной идеей. Образование человека, означающее приобщение его к культурным ценностям, служит, по мысли Гегеля, «окультуриванию» человека. Под влиянием мира культурных ценностей, он должен обрести свою социальную и культурную природу . Моральное мировоззрение, с точки зрения философа, представляет собой «постулированную гармонию долга и действительности» , оно состоит « в соотношении морального в-себе-и для-себя-бытия с природным в- себе- и для-себя-бытием. В основе этого соотношения лежит как полное равнодушие и собственная самостоятельность природы и моральных целей и деятельности друг по отношению к другу, так, с другой стороны, и сознание единственной существенности долга и сознание полной несамостоятельности и несущественности природы». Долг, о котором пишет Гегель, диктуется человеческим разумом, благодаря которому все в мире имеет свое бытие. Замечание философа о «полной несамостоятельности и несущественности природы», подводит нас к выводу о начале мира как начале человеческом, деятельном, целенаправленном. Абсолютная идея, порождением которой является человек, устремляет его мышление и действия к совершенствованию в поисках истины. Заслуживает внимания то, что в учении об объективном духе Г. В. Ф. Гегель акцентирует внимание на развитии духа, получающем свое дальнейшее выражение в коллективной деятельности, в практике человеческого рода, а не в деятельности индивидуального «Я». Этим подчеркивается значимость социального начала человека, внутренним миром которого, по определению философа, является мораль. Моральная воля человека проявляется в его действиях и никакое доброе намерение не может служить оправданием плохого поступка. Представляет интерес разграничение Гегелем морали и нравственности.

Мораль, согласно Гегелю, характеризует личную позицию индивида, в то время, как в нравственности проявляется форма общности людей: возникновение семьи, гражданского общества, государства. Исходя из утверждения философа о том, что «…нравственность есть дух в его непосредственной истине» , мы можем сделать вывод о том, какое место в философии Гегеля занимают моральное и нравственное начала в человеческом мире. «…Совершение поступков есть не что иное, как претворение в действительность внутренней моральной цели, не что иное, как порождение некоторой действительности, определяемой целью, или создание гармонии между моральной целью и самой действительностью» . Таким образом, действительность, представленная Гегелем особым духовно- смысловым образом, воспринимается как аксиологическая сущность. Исследуя кризис морально-нравственных ценностей в современном социуме, мы не можем упустить следующий существенный момент. Мир человека, его деятельности по развитию себя и социума представляет собой целостную систему взаимосвязей и взаимозависимостей.

В контексте сосуществования с другими людьми, сосуществования в мире моральных ценностей, подвергаются изменениям такие фундаментальные характеристики человеческого бытия как время и пространство. В ситуации, когда человек ориентируется на моральные ценности, эти изменения содержат положительные моменты: человек начинает ощущать ценность времени своего земного существования, его мысль и чувство получает возможность сосредоточения на нравственной рефлексии, переосмыслении жизненных перипетий, осуществлении правильного морального выбора. В ситуации отрицания моральных ценностей, человек сосредотачивается на настоящем, как мгновении процессуального становления в ожидании неотвратимого приближения пугающего и, не сулящего ничего хорошего, будущего. Время, в этом случае, уже не является гарантом самости человека, оно фокусируется на «здесь и сейчас бытии», на быстро сменяющих друг друга, неустойчивых, подверженных изменениям, проявлениях существования человека в обществе других людей. Оно перестает быть не только временем, в традиционном для нас понимании, но и культурной оболочкой, в которой разворачивается бытие человека: нарративность, поступательность, а вместе с ними целостность, исчезают, уступая место фрагментарности, раздробленности, клиповости сознания человека в целом, и морального, нравственного его сознания, в частности. Следствием этого является возникновение иных морально-этических парадигм, нередко регрессивных, то есть таких, которые способствуют не морально-нравственному прогрессу, а ввергают человека в пропасть аморальности и безнравственности.

Прошлое и будущее для современного человека практически утрачивают свой онтологический статус, он перестает осознавать себя как субъект социума, субъект со-бытия. Изменения происходят и в такой важнейшей характеристике человеческого бытия как пространство. Человек, принимающий моральные ценности как ценности собственные, личные, - преобразует пространство своего бытия в пространство реализации намеченных им социальных программ, целей и интересов. Своей практической деятельностью по преобразованию окружающего мира, человек расширяет и обогащает это пространство, которое, благодаря культурным процессам и взаимодействию людей как субъектов нравственности, выступает и условием формирования, и условием развития человека. В ситуации «морального тупика», отрицания и попирания нравственных ценностей, - человек пытается (и создает!) новую пространственную реальность вне границ привычных параметров бытия - виртуальную реальность, представляющую собой не что иное, как коллективную галлюцинацию миллионов людей.

В этом иллюзорном пространстве можно занять то место, которого ты достоин, отгородившись от всего, что причиняет страдание: несбывшихся надежд, разрушенных планов, собственной беспомощности. Это новое, созданное человеком пространство, своего рода мираж, является лишь информационным ландшафтом в памяти компьютера и, как бы человек не пытался придать ему топологическую определенность, - пространство захлопывается одновременно с выключением компьютера. Уйдя от мира реальных жизненных ценностей, человек оказывается дезориентированным в реальном пространстве бытия, поскольку, захваченный виртуальным пространством как объект, теряет свою субъектно- неповторимую человеческую сущность. Не следует забывать и о том, что человек конца ХХ - начала ХХI века - homo ludens - человек играющий. Ему присуща определенная карнавальная игривость, тяга к визуальной зрелищности, но в этом стремлении прожить жизнь в ярких впечатлениях, он теряет то истинное, настоящее, что и делает его человеком - свой человеческий моральный облик. «Ничего настоящего, подлинного. Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание.

Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». В ситуации кризиса нравственности современного человека мы забываем о том, что морально-этические ценности составляют то основание общечеловеческой культуры, на котором строится человеческий мир. Но «…культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму». Это «духовное содержание» и «совершенная форма», о которой пишет Иван Александрович

Ильин, их гармония - обеспечивается следованием ценностным установкам человеческой морали и нравственности. Моральное «Я» человека реализует себя как конечное, личностное «Я» в бесконечном процессе самосозидания. Человек, для которого моральные ценности не утратили значимости, в продолжение всей жизни трудится над тем, чтобы преобразовать «Я» потенциальное в «Я» актуальное, стремится с-быться, о-существиться, тем самым реализуя свою человеческую программу. Человек, усилием осмысления, удивления, вопрошания, несогласия, - творит, созидает нравственное пространство своего бытия. В этом - предначертание и предназначение человека, прежде всего, как homo sapiens - человека разумного и, что не менее важно, как homo faber - человека-творца.

В максимально широком мировоззренческом ракурсе эволюция морально-нравственных ценностей лишь тогда имеет положительное значение для социума, когда осуществляется не под диктатом его внутренней структуры, а в соответствии с человеческими, личностными приоритетами членов этого социума, и только при условии выполнения ими своей креативной функции по построению и усовершенствованию социального пространства. «Общество есть цель, которой мы отдаем лучшие силы нашего существа, и поэтому оно не может не сознавать, что, отрываясь от него, мы в то же время утрачиваем смысл нашей деятельности . Одной из главных характеристик кризиса морально-нравственных ценностей современного социума является то, что в нем не упраздняются представления о морально должном, а уничтожаются возможности для его реализации. В социологическом этюде «Самоубийство» Э. Дюркгейм весьма убедительно и наглядно доказал, что главной причиной самоубийства человека являются не материальные лишения и не несчастья, свалившиеся на человека. Главная причина решения человека покончить с собой - потеря жизненных ориентиров, утрата смысла жизни . Таким образом, преодоление кризиса в окружающем социуме - это преодоление кризиса в себе через волевое усилие принятия, приобщения к тем моральным устоям, которые позволили человечеству сохранить себя в сложных исторических реалиях и эволюционировать. Итак, морально-нравственное пространство социума создается людьми: их интеллектом, рефлексией, практической деятельностью. Человеческая иерархия людей обусловлена степенью их моральности, нравственности, способности беречь и приумножать эти ценности. Безусловно, исследовать ценностные морально-этические явления весьма сложно, потому что они плохо сочетаются с такими гносеологическими категориями как, например, «истина» и «ложь», с трудом поддающиеся верификации, являющиеся трудными в доказательстве.

Не меньшую трудность научного исследования морально- нравственных ценностей составляет то, что большинство из них - ниоткуда невыводимы. В исследовании проблемы моральных, нравственных ценностей, необходимо исходить из принципов связи, а не причинности (что мы нередко наблюдаем сегодня). Такой подход избавит нас от бесконечного блуждания в мире ценностных ориентиров в поисках инвариантного решения тех или иных морально-этических задач. Эта проблема исследования принципов связи является перспективным полем дальнейших научных исследований многих гуманитарных наук. Современному обществу необходимо, в противостоянии моральному кризису, интегрироваться на основе вечных нравственных ценностей человечества. В этом - и основание, и вершина, высшая точка веры в победу нравственных ценностей, потенциально могущая вызвать к жизни нравственный катарсис человека современного мира. В современном социуме морально-нравственные ценности должны иметь характер аксиом как бесспорных, не требующих доказательств истин, а не теорем как утверждений, справедливость которых необходимо постоянно доказывать.

Литература 1. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

2. Козлова О. Н. Социокультурное развитие в режиме с обострением /О. Н. Козлова // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 157 - 166. - 584 с.

3. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России / Иван Александрович Ильин // Наши задачи. Статьи 1948 - 1954 гг.: в 2 т. Т. 2. - М.: Айрис-пресс, 2008. - С. 176 - 180. - 512 с.

4. Ортега-и-Гассет Х. Идея начала у Лейбница и эволюция дедуктивной теории / Хосе Ортега-и-Гассет //Что такое философия. - М.: Наука, 1991. - С. 290 - 336. - 408 с.

5. Назаретян А. П. Homo prae-сrisimos - синдром Предкризисного человека /А. П. Назаретян // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С.228 - 239- 584 с.

6. Гесиод Работы и дни / Гесиод; [ пер. с древнегреч. А. И. Зайцев]. - // Хрестоматия по литературе Древней Греции: Эпоха культурного переворота / Сост. М. Позднев. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - С. 85 - 98. - 928 с.

7. Кант И. Метафизика нравов в двух частях / Иммануил Кант; [ пер. с нем.] // СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ. [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана] - М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 2. - С. 109 - 439. - 478 с.

8. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе Предисловие к изданию 1793 года / Иммануил Кант; [ пер. с нем.] // СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ. [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана] - М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 2. - С. 7 - 16. - 478 с.

9. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе Иммануил Кант; [ пер. с нем.] / СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ. [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана] - М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 2. - С. 5 - 59. - 478 с.

10. Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» 1793 / Иммануил Кант; Т. 4. Ч. 2 [ пер. с нем. .] / СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ. [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана] - М.: Мысль, 1965. Т.4. Ч. 2. - С. 59 - 107. - 478 с.

11. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. / Иоганн Готфрид Гердер; [пер. с немецк.]. - М.: Наука, 1977. - 703с.

12. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Георг Вильгельм Фридрих Гегель; [пер. с немецк.] // Энциклопедия философских наук. - Т.1. - М.: Мысль, 1975. - 452с.

13. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа Наука об опыте сознания / Георг Вильгельм Фридрих Гегель; [пер. с немецк.] // Феноменология духа. Философия истории. - М.: Эксмо, 2007. - С. 7 - 477. - 880 с. - (Антология мысли).

14. Мандельштам О. О природе слова / Осип Мандельштам // Сочинения в 2- х томах. - М.: Художественная литература, 1990. - Т.2. - С.172 - 187.

15. Ильин И. А. Основы христианской культуры. / Иван Александрович Ильин // Одинокий художник Статьи Речи Лекции. - М.:Искусство, 1993. - С. 291 - 337. - 348 с.

16. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Эмиль Дюркгейм; [ пер. з фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова ]. - М.: Мысль, 1994. - 399 с.

Москалюк В. М. Чертков Д. Д.

Некоторые люди разделяют понятия морали и нравственности, но чащи они употребляются как синонимы. Как правило, моралью считается совокупность ценностей, а также соответствующих им форм сознания, поступков, отношений. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Определение

Мораль можно рассматривать как внутренний регулятор поведения человека. Предполагается, что личность самостоятельно осознает свой нравственный долг. При этом она ориентируется на обобщенные принципы морали. И на чувство ответственности личности за пренебрежение ими не могут повлиять ни массовые привычки, ни авторитетные примеры. В этом случае на первый план выступает совесть. Моральные ценности человека позволяют ему формулировать свои нравственные обязательства перед близкими, обществом, самим собой, брать на себя ответственность за свое видение добра, зла, смысла жизни, чувства долга, справедливости.

То есть мораль является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Это система норм и принципов, которые определяют характер взаимоотношений между людьми в соответствии с тем, какие понятия о добре и зле, о справедливом и недостойном, приняты в этом обществе. Основная функция морали - регулятивная. Моральные нормы и ценности направляют и корректируют деятельность человека со стороны учета мнения общества. Вспомогательная же функция данного понятия заключается в участии в формировании человеческой личности, самосознания. Мораль способствует появлению и закреплению взглядов человека на смысл жизни, ответственности перед обществом, необходимости уважения к личности и достоинству других людей. Оценку поведению, поступкам дает нравственное сознание с точки зрения соответствия морали. Оценка может быть выражена в одобрении, порицании, симпатии.

Моральные ценности общества особенны тем, что они регулируют сознание и поведение людей во всех сферах жизни: в быту, в семье, в производственной деятельности, в межличностных отношениях. Мы сталкиваемся с ними каждый день. Моральные принципы охватывают всех людей, закрепляют основу культуры, отношений, создаваемых в процессе развития общества.

Для чего людям необходимы моральные принципы

Моральные ценности создают подходящие условия для того, чтобы построить цивилизованное общество. В этом социуме общее благо становится выше личной выгоды, полученной за счет других людей. Можно использовать моральные ценности в качестве ориентира или кодекса поведения. Они помогут оценить последствия поступков до того, как человек решит их совершить. Так, моральные принципы рекомендуют нам думать, прежде чем сказать, считаться с правами и жизнями других людей и т.д. К сожалению, далеко не каждый человек считает нужным соблюдать этот кодекс. Различия в моральных ценностях двух людей могут быть столь кардинальными, что общение может привести к конфликту.

Категории добра и зла

Наиболее общими понятиями морального сознания, разграничивающими нравственное и безнравственное, считаются категории добра и зла. Традиционно принято связывать добро с благом, которое считается полезным людям. Однако любое благо будет относительным, поскольку оно не может нести исключительно положительную функцию. К тому же блага имеют неравную ценность в разные периоды жизни человека.

Как происходит выбор моральных ценностей

Моральные ценности наиболее тесным образом связаны с тем, что беспокоит нас сильнее всего. Зависят они, в первую очередь, от воспитания и личного ощущения того, что для нас является важным. Для того чтобы соответствовать образцу нравственности, человеку необходимо соблюдать определенные условия. То есть придерживаться норм морали. Когда нормы воспринимаются человеком как необходимые и наиболее соответствующие его ценностным установкам, они становятся долгом, обязанностью. В этом случае человек соблюдает морально-нравственные ценности добровольно, из своего уважения к идеалу.

Составляющие моральных принципов

Моральные ценности и нормы выражены в моральных принципах. К ним относят трудолюбие, коллективизм, патриотизм, гуманизм, добросовестное выполнение общественного долга. Коллективизм обязует человека уметь соотносить свои личные интересы и интересы общества, учить уважительно относиться к товарищам, выстраивать с ними отношения на основе взаимопомощи и дружелюбия. Принцип патриотизма выражен в уважении и любви к своей родине, гордости за вклад народа в мировую культуру и его достижения. Принцип трудолюбия выражается в признании нравственной ценности труда как области для самореализации человека, уважении каждого значимого для общества вида труда.

Иерархия ценностей

Моральные ценности могут классифицироваться по степени их значимости для общества в целом, для разных групп людей, для отдельного человека: общечеловеческие, групповые и индивидуальные, соответственно. По способу их связи друг с другом ценности делятся на альтернативные (взаимоисключающие) и комплементарные (дополняющие друг друга). По месту расположения в иерархии отдельного внимания заслуживают высшие моральные ценности. Поговорим о них подробнее.

Высшие ценности

Основная идея современного мышления заключается в том, что большую значимость приобретает приоритет общечеловеческих ценностей перед групповыми, в первую очередь, классовыми. Наличие высших ценностей напрямую связано с выходом за рамки личной жизни индивидуума. Они являются составной частью духовных, материальных и социально-политических ценностей. Имеют, как правило, общенародное значение. Они определяют общественный порядок, представления о свободе, справедливости, праве и т.д. При изменении внешних условий ценности могут переходить из одного вида в другой. С течением времени появляются новые ценности, а какие-то из старых утрачивают былую значимость.

Жизнь, основанная на моральных ценностях

Для того, чтобы сделать себя немного лучше, психологи советуют каждый день стараться следовать принципам нравственности. Так, следует становиться чуть более внимательным, заботливым, ответственным. Полезно будет завести дневник, куда можно записывать хорошие дела, которые раньше человек по каким-то причинам не совершал, а теперь начал. Дневник будет отражать каждодневные изменения в лучшую сторону и работу человека над собой.

Основные правила, придерживаться которых рекомендуют психологи:

  • Стараться быть надежным и честным, воздерживаться от обмана, предательства, воровства. Честность подразумевает искренность как перед собой, так и перед окружающими.
  • Быть смелым. Делать то, что необходимо, даже если это чревато личными неприятностями или возможностью быть отвергнутым или непонятым.
  • Контролировать себя. Управлять своими словами, мыслями, эмоциями и поступками. Особенно находясь в состоянии стресса.
  • Быть принципиальным. Уметь отстаивать свои убеждения, подтверждать слова поступками, выполнять обещания.

Введение

Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность

Понятие эстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека

Религия и ее роль в современном мире

Заключение

Список использованной литературы

Введение

С момента формирования общества начали свое существование нравственные ценности. Они определяли жизнедеятельность человека, его положение и отношения в общине.

Свобода для человека не вовсе времена принадлежала ему, были периоды, когда веками человек оставался подневольным. Да и в наше время человек зависит от законов, устоев общества и традиций. Он должен нести ответственность за свои действия, ведь если он не будет отдавать себе отчет в содеянном это приведет к последствиям, о которых он будет жалеть.

Как было бы прекрасно, если добро и красота шли рука об руку, но в наши дни это не всегда так.

Религия все также как в древние времена имеет огромное значение в современном мире. Она объединяет миллионы людей, дает им надежду в трудную минуту, формирует нравственные нормы поведения людей. Но есть и негативный аспект: на фоне религиозных разногласий возникают конфликты между людьми разных вероисповеданий.

1. Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность


К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования.

Ценности, обеспечивающие жизнь человека - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения в обществе.

Правила нравственности содержались в мифологических и религиозных системах любого общества. И нравственные ценности были неразрывно связаны с религиозными системами.

В античности появляются самостоятельные этические учения, за рамками религиозно-мифологических систем, важнейшими из них являются этический рационализм, гедонизм и стоицизм. Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания о том, что есть добро, а что зло, для того чтобы он поступал нравственно. Неморальное поведение трактуется как незнание

Гедонистическая этика представляет стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни. В античной философии она представлена учением Эпикура. В обыденном языке мы используем название «циники» для тех, кто пренебрегает моральными ценностями. «Циниками», или киниками, в античной философии называли философскую школу, представители которой подвергали сомнению нравственные правила поведения. Стоицизм - учение, последователи которого проповедовали презрение к богатству и славе, учили равнодушию к судьбе и стойкости. Христианство предложило систему моральных ценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становится любовь к Богу и "приготовление души к вечной жизни. В эпоху Возрождения формируется гуманизм как философская и этическая система, представляющая человека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности.

В XVIII в. идею о том, что главной категорией нравственности является долг, развивал Эммануил Кант. Он сформулировал «категорический императив» - моральный закон, которому должны подчиняться все люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего законодательства».

Нравственные ценности играют огромную роль в жизни человека. Например, пообещав кому-то что-либо нельзя не выполнить обещание т.к. в глазах этого человека ты становишься ненадежным человеком, на которого нельзя положиться, а это противоречит нравственным ценностям.

Родные, друзья, близкие и те кто нас окружают - это общество. И поэтому нужно дорожить их любовью, доверием, и дружбой, а не соблюдая хотя бы основных нравственных правил поведения мы просто не сможем существовать.

Важнейшим условием моральности индивида является его свобода, возможность нравственного самоопределения. Без этого о моральности, как особом механизме регуляции человеческих отношений, не может быть и речи. Если мы ничего не выбираем по своей собственной воле - мы не свободны. Однако в полный рост тема свободы как выбора становится в христианстве, которое связывает со свободным решением человека его движение по пути добра или зла. Христианство исходит из того, что воля человека свободна, то есть она сама делает выбор, не являясь простым следствием неких детерминирующих ее причин. Человек может либо принять протянутую ему руку Христа, либо уклониться от божественной помощи и поддержки, избрав другой путь.

Если отвергнуть механистическое понимание социокультурных законов, при котором человеческая жизнь представляет собой жесткую цепь накрепко связанных друг с другом звеньев, то обнаружится, что законы общества и повседневной жизни - это законы-тенденции. Они являются статистическими, то есть действуют только на большом массиве событий и ситуаций. На уровне и бытия, и быта господствуют вероятностные отношения, которые в рамках тенденции дают возможность выбирать. Почти каждая житейская ситуация имеет целый ряд альтернатив, и человек волен предпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку. Свобода воли из возможности выбора может и должна перейти в действительность выбора - воплотиться в поступке, в позиции, в манере поведения.

Человеческая воля имеет возможность свободно выбирать ту или иную позицию, но это зависит от некоторых условий:

Условие 1. Для реализации свободного выбора должны отсутствовать внешнее принуждение и запрет. Если человек в прямом смысле слова скован цепями, находится под прямой угрозой смерти, принципиально ограничен в своих возможностях и не может действовать по своему усмотрению - он не выбирает и не свободен, по крайней мере в практическом отношении.

Условие 2. Для того чтобы свободный выбор состоялся, нужны сознательность и рефлексия, способность увидеть наличные варианты и остановиться на одном из них. На мой взгляд, осознанность - необходимый момент свободного выбора, его неустранимый атрибут. Если человек выбирает спонтанно, по принципу «не могу иначе», то в 99% случаях выбор его будет ошибочным и не принесет ему ничего хорошего.

Бывает, что человек, не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он желает отказаться от решения. Устраниться. «Залечь на дно». Оставить проблему другим. Однако это значит, что даже отсутствие выбора есть выбор. Ничего не сделать - тоже поступок.

Не оказать помощь - промолчать, закрыть глаза - это тоже свободное решение. В не меньшей степени данное положение относится в выбору между равноправными ценностями. Если ты не выбрал - значит, кто-то выбрал за тебя, и люди чаще всего знают, кто сможет решить вопрос «за них» и каким именно образом. Поэтому уклонение от выбора - не более чем самообман.

Ответственность - оборотная сторона свободы, ее « alter ego » - второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянное им.

Вести себя ответственно - значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласно логике событий, понимая и осознавая, как отзовутся твои действия на тебе и на других. Это значит предвидеть (чувствовать, схватывать) последствия каждого своего шага и стремиться предотвратить возможный негативный ход событий. Ответственное поведение в этом смысле - это поведение разумное и в хорошем смысле слова расчетливое - поведение того, кому не все равно, что будет с ним и с другими. Ответственность означает также способность правильно понять нужды как других людей, так и свои собственные. Мы ответственно ведем себя по отношению к другим, когда уважаем в них личностей, стремимся помочь при просьбе о помощи, поддержать в случае необходимости, когда утверждаем их бытие и способствуем их развитию. Равнодушие, как и попытка «ломать другого через колено», - это всегда безответственное отношение к нему. То же касается отношения к самому себе. Быть ответственным за себя означает и заботу о своем сохранении и развитии, и разумное умение руководить собственным поведением, не давая воли иррациональным страстям.

Первым важнейшим условием ответственности является сама свобода совершаемого действия. Если человек был связан, находился в беспамятстве или был заключен в тюрьму, о свободном выборе говорить не приходится, и мы не можем считать индивида морально ответственным за то, что происходило с ним и вокруг него. У него не было выбора. Он не мог поступать сообразно своей воле.

Вторым важнейшим условием полноты моральной ответственности человека является преднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, что хотели сделать, что сознательно выбрали, к чему стремились. А если мы принесли другим зло случайно, по ошибке, непреднамеренно? Как тогда? Надо сказать, что непреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее не снимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил своего лучшего друга - он также испытывает муки совести и страдает от чувства вины. И если суд оправдает такого случайного убийцу или накажет его лишь за халатность в обращении с оружием - то есть за легкомыслие, то нравственная ответственность будет гораздо выше. Возможно, это и парадоксально, но люди, невольно ставшие причиной чужих бед, часто вовсе «без вины виноватые», переживают весь груз ответственности за случившееся, даже если извне их никто строго не осуждает. Наверное, это происходит потому, что нам трудно утешиться ролью «игрушки судьбы» и «орудия рока». Всегда возникает вопрос: «Почему именно я, а не другой?» Мы не желаем быть простым средством даже в руках Провидения, напряженно ищем скрытый собственный импульс, способный объяснить нашу драматическую роль в чужой жизненной истории, и эта «личностная интерпретация» случившегося заставляет нас чувствовать ответственность.

Ответственному поведению противостоит безответственное - это поступки «на авось», действия, которые совершаются кое-как, без учета последствий для себя и для других. Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием или с избыточной самоуверенностью, а часто - и с тем и с другим. Когда человек безответственно совершает свободный выбор, он ставит себя и других в положение высокой степени неопределенности, ибо последствия необдуманного, случайного, слепого выбора оказываются непредсказуемы. Вероятно, они могут быть пагубны для всех, кто втянут в конкретную ситуацию. При безответственном поведении индивид не испытывает чувства тревоги, напряжения, свойственного ответственности, не концентрирует своего внимания на том деле, за которое взялся. Он полагает, что «нелегкая вывезет», и часто ошибается.

И вот здесь вступает в силу второе понимание ответственности, речь идет о той ответственности, которую «несут». «Нести ответственность» - значит принять на себя все последствия совершаемых поступков, в полном смысле слова расплатиться за них. В свою очередь, безответственность означает в этом контексте попытку свалить последствия своих деяний на других, заставить их расплачиваться за собственную трусость, неразумность или безудержное удальство. Жан-Поль Сартр, полагавший человека существом абсолютно свободным в выборе, усматривал одну-единственную моральную норму, которой должны с необходимостью подчиняться люди, - это ответственность за всякий свободный выбор. Ты можешь изобретать собственную мораль - самую странную и причудливую, можешь быть сверх меры добр или безудержно жесток - это дело твоего выбора. Однако при этом ты должен принять на себя и только на себя все последствия своего поведения. Если ты говоришь, что тебя заставили, принудили, соблазнили или заморочили, - ты лжешь, потому что последнее решение принимает всегда сам человек. Боль, презрение, изгнание, разорение свободно выбирающий индивид должен так же принять, как любовь, богатство или славу, потому что всякий результат - результат его свободного выбора, и ни одна душа в мире не несет ответственности за твои собственные поступки.

2. Понятие эстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека

Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. И соответственно многим, мягко говоря, не нравится безобразное и низменное. Однако наивно-интуитивное понимание мира красоты недостаточно для уверенного ориентирования в нем. Здесь, как обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность в хорошей философии. Интересно, что вплоть до середины XVIII в. философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считали самостоятельными разделами философии, например, логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое "эстетикос" означает "относящееся к чувству". Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках которой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное. Основатель эстетики Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного, а искусство - как воплощение красоты. Категория прекрасного конкретизирует категорию красоты, ибо она более конкретна, включает в явном виде элементы сопоставления: нечто не просто красиво, а очень красиво, прекрасно и максимально далеко отстоит от безобразного, антипода прекрасного. Подчеркивая своеобразие эстетического восприятия, Кант характеризовал его как "целесообразность без цели". Эстетическое суждение не заинтересовано в чем-то другом, оно обладает самостоятельной ценностью. В жизни человека эстетическое начало имеет свою особую нишу.

Где и как существует эстетическое? Самый простой ответ на этот вопрос таков: эстетическое, а сюда входит и красота, - это свойство предмета. Такой ответ с позиций понимания знакового, символического характера эстетического является довольно наивным. Будучи включенным в процесс символизации, эстетическое объединяет, связывает субъект с объектом, духовное с телесным. Ошибаются как "природники", считающие эстетические свойства принадлежащими объектам, так и те, кто сводит эстетическое к восприятиям индивида. Тайна эстетического состоит в удивительной согласованности "лица" предмета с внутренней эмоционально-образной жизнью человека. В своем эстетическом отношении к природе, к другим и к себе человек постоянно проверяет все на человечность, ищет пропорции, которые бы органично связывали его с внешним окружением.

Ценностный характер эстетического особенно ярко проявляется в соотношении в нем прекрасного с безобразным, причем они далеко не равнозначны. Человек стремится не к безобразному и низменному, а к прекрасному и возвышенному. Лишите мир эстетически положительного, и вы потеряете значительно больше, чем половину чувственного восприятия.

В стремлении преумножить и развить мир прежде всего прекрасного, красивого человек обращается к искусству. Искусство, как уже отмечалось, есть воплощение красоты, что, разумеется, предполагает сотворение последней.

Выражать красоту могут звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль, чувство. Видов искусства, как известно, много: архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, хореография, кино, цирк, прикладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красоты является нечто, например в случае музыки - звуки, которые извлекаются музыкантами посредством музыкальных инструментов. Искусство есть умение выразить себя по признакам красоты. Красивыми являются и чувства, если они ведут к положительно ценностным переживаниям. Примеров тому не счесть, от любви Ромео и Джульетты до мужества воина, защищающего родину.

Для конструктора, инженера, техника весьма существенно видеть сходство и различие между, с одной стороны, произведением искусства и, с другой стороны, техническим артефактом, т.е. техническим изделием или устройством. Греческое "технэ" означает искусство, мастерство. Как художник, так и техник являются искусными мастерами, хотя цели их работы и творчества не совпадают. Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназначение технического артефакта состоит в его полезности для человека. Нельзя исключить того, что в некоторых случаях техническое изделие является и произведением искусства, но это имеет место далеко не всегда. Вместе с тем всякий технических артефакт не выпадает из мира эстетического. Более того, как выяснилось, полезность технического изделия не противостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, но желательное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна, художественного конструирования предметов, в том числе техники. Слово "дизайн" английского происхождения и весьма удачно отражает суть технической эстетики. Оно состоит из корневой основы "зайн" (знак, символ) и префикса "ди" (отделение). Дизайнер осуществляет разнообразную символическую деятельность. Он переводит свой духовный мир в технические знаки, актуальные для пользователей техникой. Для дизайнера техника - это не просто железки, а символ красоты, прекрасного. По словам Л.Н.Толстого "Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий". И я, пожалуй, соглашусь с этим мнением, так как добро представляет собой духовное состояние человека при котором он не обращает внимание на какие-то внешние факторы влияющие на него, а руководствуется веянием души и сердца. Это может проявляться и в его работе, и в общении с людьми, поступках и мыслях.

Красота же в основном проявляется какими-то внешними факторами. Возьмем, например девушек, которые озабочены лишь своим внешним видом, они часами проводят время в салонах красоты, заняты различными процедурами, но за этой маской «куклы» - пусто. Нет ничего интересного, общение с ними не доставит никаких впечатлений и не вызовет никаких эмоций. Вы скажете, что человек должен быть прекрасен и душой и телом, и я с этим согласен, но в этом случае прекрасным становятся внешние данные, а внутренний мир отсутствует. Это противостояние добра и красоты, по моему мнению, будет всегда.

3. Религия и ее роль в современном мире


Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Формирование искусственного (теоретического, художественного или другого) «мира», в отличие от мира реального, жизненного, предметного,- черта всех форм его духовного освоения людьми. Говорят: «мир научной теории», «мир сказки», «мир музыки». Специфика религии - в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов. Общественно значимые представления, чувства, действия сочетаются в религии, как и в мировоззрении вообще, с индивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслам, с их личным творчеством. То и другое - обязательные «полюса», условия жизни религиозного сознания.

Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они - продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день имеют большое число приверженцев в разных странах. Религия - социально организованная (и организующая) вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самым воплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям.

Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнего времени его оценка в нашей литературе крайне упрощалась и огрублялась; оно истолковывалось просто как система «невежественных» представлений о мире и человеке. Между тем религия - определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. Идейное содержание и общественные роли религиозных учений неоднозначны, подвержены историческим переменам, переосмыслению. Какова же их самая общая суть?

Исследования показывают, что в фантастических религиозных представлениях об одушевленных силах, непомерно превосходящих силы человеческие, «естественные», отражено постоянное вторжение в жизнь людей «чуждых» им природных и общественных процессов, несущих в себе черты случайности, катастрофичности. Таинственные силы природы и истории (рока, судьбы) осмысливались как «высшие силы». Религия развивалась на почве сознания зависимости людей от таких неподконтрольных сил, как иллюзорное восполнение слабости общества перед ними. В представлениях о «высших силах» причудливо сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам. От кошмара злых духов верующие искали спасения в обращении к божественным силам.

Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога - высшего существа, достойного поклонения. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. По аналогии с отношениями «отец - сын» и другими бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель человека. Бог мыслится и как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людей культурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желание умилостивить богов, призвать их в помощники сочетается с бескорыстным их почитанием, стремлением следовать высокому образцу. С усилением этого момента связано развитие в рамках религиозного сознания - на высших его ступенях - этических представлений, идеалов, норм. Религиозно-этическое отношение к божеству нередка придает вере светлый, радостный характер, способствуя формированию высоких общечеловеческих ценностей.

Религия - сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей. Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем. Опыт наших дней дает примеры непримиримой вражды и между разными группами людей одной веры. Но это, повторяем, не дает оснований однозначно оценивать социально-политическую роль религиозных взглядов вообще.

Религия - явление многоплановое и многозначное. Она порождена специфическими закономерностями развития общества. Общественные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу. Сегодня, при всей уязвимости идей сверхъестественного мирового начала в свете достижений науки, при всей фантастичности форм, в которых выражается религиозное мировоззрение, влияние религиозных идей на общественное сознание разных стран и регионов все еще очень велико.

Это в значительной мере связано с тем, что «человеческий мир» религий по-своему отражает огромный реальный жизненный опыт человечества, храпит систему эмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм жизни, нравственных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного. Возведя на пьедестал духовно-ценностную сторону жизни людей, религиозное сознание способствовало развитию духовности человека, этого и в самом деле «сверхприродного» в известном смысле аспекта человеческого бытия. Он социален и потому не улавливается посредством природных, «естественных» объяснений. Кроме того, он связан с идеальной стороной культуры, с человеческой субъективностью и потому не схватывается как нечто вещественное, осязаемое, слабее поддается рационально-теоретическому толкованию, регулированию.

Можно сделать вывод, что религия была и остается важнейшим фактором формирования морально устойчивого и гуманного общества. Ведь религия дает человеку понять, что такое хорошо и что такое плохо; почтение к предкам и уважение к родителям.


Заключение

Ценности, обеспечивающие жизнь человека - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения в обществе. Этими правилами и должен руководствоваться человек в своей жизни.

Важнейшим условием моральности индивида является его свобода. . Если мы ничего не выбираем по своей собственной воле - мы не свободны. Однако в полный рост свободными мы не будем, так как мы зависим от нравственных общественных устоев и законодательства. Ну конечно ответственность за свои поступки должна быть заложена в человеке с детства, без нее не будет личности как таковой.

Эстетическое - метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим характеристикам жизни и искусства.

Добро лежит внутри человека. Добро должно совершенствовать мир, делать его лучше, ведь чем больше добра мы делаем тем больше оно к нам возвращается. Но если добро и красота объединятся наша жизнь заблистает всеми красками жизни.

Ну и в заключении скажу о религии. Она держит наши умы, поступки в определенных нравственных рамках, учит уважать родителей и почтенно относиться в старшим. В наши дни это не всегда так, но все-таки в своем большинстве мы стараемся держаться этим нравственным рамкам.


Список использованной литературы

1. Лавриненко В.Н., Ратникова В.Т. «Философия». - М.: Юнити-Дана, 2004. 356-360стр.

2. Спирин А.Г. «Философия». - М.: Гардарики, 2004. 279-283 стр.

3. Рычков А.К. «Философия». - М.: Владос, 2004. 173-175 стр.

4. Гучилов Н.Ф. «Философия». - СПб.: Питер, 2004. 298-301 стр.

5. Кохановский В.П. «Философия». - Ростов на Дону: Феникс, 2005. 340-342 стр.

6. Губин В.Д. «Философия». - М.: Проспект, 2007. 184-187 стр.

7. Алексеев П.В., А.В.Панин «Философии». - Проспект, 2008. 365-367 стр.

8. Разин А.В. «Философия». - М.: Гардарики, 2006. 304-307 стр.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Важной составляющей каждой личности являются нравственные ценности. Именно они определяют, каким будет общество, безопасно ли и приятно будет в нем жить. Проблемы в обществе начинаются тогда, когда нравственные ценности исчезают в сознании людей с первого места и замещаются материальными ценностями.

Здоровым можно назвать лишь то общество, которое уделяет достаточное нравственным ценностям человека и прививает их подрастающему поколению.

Иногда можно встретить людей, которые считают моральные и нравственные ценности – пережитком прошлого. Существует даже мнение, что ради достижения цели все средства хороши. Однако в жизни людей с такими взглядами наступает момент инсайта, прозрения, когда становится ясно, что именно нравственные ценности могут принести душе умиротворение и счастье. Богачи и политики, звезды сцены и влиятельные люди однажды приходят к пониманию того, что власть и деньги не могут заменить мира в душе, родственных душ и здоровья.

Высшие нравственные ценности

Нравственные ценности являются исторически и социально обусловленными. Каждая эпоха и имела свои ценности. Древние греки называли нравственные ценности «этическими добродетелями». В число добродетелей входили такие:

  • благоразумие;
  • доброжелательность;
  • справедливость;
  • мужество.

Иудаизм, христианство и ислам говорят о таких высших нравственных ценностях, как вера в Бога, послушание и почитание.

Наиболее распространенными нравственными ценностями являются такие:

  • честность;
  • верность;
  • альтруизм;
  • трудолюбие;
  • уважение к старшим.

Хотя в жизни людей эти качества не всегда проявляются, но они всегда высоко ценятся, а людей, которые ими обладают, уважают. Ценности в их безупречном и совершенном выражении называют этическими идеалами. К примеру, этическим идеалом христианства является Иисус Христос.

Нравственные ценности поддерживаются нравственными регулятивами - правилами поведения, которые исходят из нравственных ценностей и отличаются в зависимости от культуры общества и царящих в ней ценностей.

Каждая более-менее стабильная культура обладает определенной системой общепризнанных нравственных регулятивов, или норм морали. Эти правила считаются обязательными в данном обществе. В христианском обществе такими нормами являются 10 заповедей, описанные в Ветхом Завете.

Духовно нравственные ценности человека тесно пересекаются с поиском смысла жизни, когда человек пытается найти более важный смысл своего существования, нежели просто прожить эту жизнь и вырастить потомство. Нравственные ценности направляют человека в этом направлении, подсказывая, что жизнь дана для того, чтобы люди помогали друг другу, что помогает совершенствовать характер.

Формирование нравственных ценностей

Нравственные ценности формируются у человека почти с его рождения. Малыш впитывает нормы морали той семьи, в которой он живет, а со временем учится воплощать их в жизнь. Иногда ребенок сталкивается с внутренним конфликтом, вызванным различиями в ценностях в обществе и в своей семье. В это время ребенок учится делать выбор в пользу каких-то конкретных ценностей. К примеру, малыша с детства учили не лгать. Но, пойдя в школу, он сталкивается с ситуацией, когда одноклассники вынуждают его сказать неправду. Этот момент нравственного выбора всегда тяжел. Однако важно при этом оставаться честным перед самим собой. Если же человек поступает вопреки своим представлениям о нравственности, то его ожидают терзания совести.

Конечно, взрослый ребенок может переоценить ценности, которые воспитывали в нем его родители и выбрать другие. Однако нередко именно те ценности, которые прививались в детстве, остаются в человеке на всю жизнь.


Самое обсуждаемое
«Фразеологическая разминка» «Фразеологическая разминка»
1 крылатое выражение. Крылатые выражения. Примеры из произведений. Бабушка надвое сказала 1 крылатое выражение. Крылатые выражения. Примеры из произведений. Бабушка надвое сказала
Что значит крылатые. Крылатые выражения. Примеры из произведений. Срывание всех и всяческих масок Что значит крылатые. Крылатые выражения. Примеры из произведений. Срывание всех и всяческих масок


top