Что представляла собой советская система Всевобуча. Справка. Когда народ умеет защищаться. К годовщине военного всевобуча

Что представляла собой советская система Всевобуча. Справка. Когда народ умеет защищаться. К годовщине военного всевобуча

С задачей ликвидации массовой неграмотности неразрывно связано осуществление всеобщего обязательного обучения. Только всеобуч, охвативший всех детей школьного возраста, прочно закрывал источник постоянного пополнения рядов неграмотных.

В 1927 г. в СССР насчитывалось около 108 тыс. начальных школ, в которых обучалось 10 млн. детей (на 30% больше, чем в царской России). Всего по стране начальным обучением было охвачено примерно 70% детей.

Введение обязательного начального обучения приобрело особую важность в связи с развертыванием социалистической реконструкции. XV съезд В КП (б) в директивах по составлению первого пятилетнего плана выдвинул введение всеобуча как важнейшую задачу культурного фронта. Эта задача была конкретизирована в ряде последующих решений партии и правительства.

Исходя из реальных возможностей, которыми располагала страна, V съезд Советов СССР (май 1929 г.) признал безотлагательным повсеместное осуществление начального обучения. Конкретные сроки его введения (для детей от 8 до 15 лет) были установлены в апреле 1930 г. вторым всесоюзным партийным совещанием по народному образованию — с 1930/31 учебного года.

Большое внимание всеобучу уделил XVI съезд Коммунистической партии. В резолюции съезда по отчетному докладу ЦК подчеркивалось, что «проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности должно стать боевой задачей партии в ближайший период» В развитие этого решения ЦК ВКП(б), а также ЦИК и Совнарком СССР в июле — августе 1930 г. приняли важные постановления о всеобщем обязательном начальном обучении. В этих постановлениях вопросы всеобуча были теснейшим образом увязаны с развернувшимся социалистическим строительством, с задачами подготовки массовых кадров и преодоления культурно-технической отсталости рабоче-крестьянских масс.

В соответствии с указанными решениями в СССР с 1930/31 г. повсеместно вводилось обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей, а также подростков, которые не прошли начального обучения. В промышленных же городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках была поставлена задача осуществить всеобуч в объеме школы-семилетки.

Различные районы отличались одип от другого пе только объемом работ по всеобучу, но и сроками перехода к нему.

В тех местах, где имелась достаточно развитая школьная сеть, исполкомы начали вводить всеобщее обязательное четырехлетнее обучение уже с осени 1929 г. (Западная область, ЦЧО, Москва, Ленинград, Рязань, Калуга, Ярославль).

Чтобы повсеместно выполнить программу всеобуча, Советскому государству предстояло решить сложные задачи: надо было изыскать материальные средства, подобрать помещения иод школы и построить новые здания, подготовить дополнительное число преподавателей, выпустить больше учебников, решить множество других практических вопросов. В сельской местности и национальных районах СССР трудности усугублялись общей культурной отсталостью населения, острой нехваткой кадров работников просвещения.

Ассигнования на нужды народного просвещения росли с каждым годом. По темпам роста ассигнований на развитие просвещения СССР к концу 20-х годов шел впереди всех стран, хотя по расходам на душу населения еще отставал от наиболее развитых капиталистических стран. Капитальные затраты на школу в 1929/30 г. более чем в 10 раз превысили ассигнования на эти цели в 1925/26 г.

Большую роль в проведении всеобуча сыграл народный комиссар просвещения РСФСР А. С. Бубнов, который сменил на этом посту А. В. Луначарского в 1929 г. К работе в Наркомпро-се Бубнов — профессиональный революционер — был подготовлен всей своей предшествующей деятельностью. Заведующий отделом агитации и пропаганды ЦК РКП (б), а затем в течение пяти лет начальник политуправления Красной Армии, он обладал широтой партийного кругозора и способностями крупного организатора. Он был талантливым публицистом, автором военно-теоретических сочинений, трудов по истории партии, работ по проблемам народного образования.

Коммунистическая партия подняла миллионные массы на развитие школьного дела. Она привлекла к борьбе за введение всеобуча тысячи работников просвещения, служащих, учахцих-ся, энтузиастов из числа рабочих и трудящихся крестьян. Проведение всеобуча стало поистине всенародным делом.

В июле 1930 г. ЦК ВКП(б) вынес решение о мобилизации на учебу в педагогические вузы 1 тыс. коммунистов и 2 тыс. комсомольцев. Большую помощь в осуществлении всеобуча оказал комсомол. 30 июля 1930 г. бюро ЦК ВЛКСМ приняло специальное постановление о шефстве комсомола над всеобщим обязательным начальным обучением. Комсомол выступил инициатором создания денежных фондов для детей бедноты, проведения в этих целях субботников. В 1930/31 г. молодежные субботники дали школе 10 млн. рублей.

ЦК ВКП(б) в постановлении от 21 февраля 1931 г. «0 ходе всеобщего начального обучения» с удовлетворением отметил, что в начале 1931 г. четырехлетней школой было охвачено уже до 14 млн. учащихся (вместо 11,5 млн. в предыдущем году), что в школы направлено свыше 60 тыс. новых учителей, а в промышленных городах и рабочих поселках осуществлен в основном переход всеобуча на базу семилетки.

Наибольшие успехи в организации всеобуча были достигнуты в Московской, Ленинградской, Центрально-Черноземной и Западной областях, Нижегородском и Северо-Кавказском краях. Серьезные перемены происходили в национальных республиках. В Кабардинской автономной области в первом же году всеобуча начальной школой было охвачено 96,2% детей школьного возраста. Число учащихся в начальных школах Азербайджана возросло в 1930/31 г. по сравнению с дореволюционным временем более чем в 5 раз. К лету 1931 г. обязательное начальное образование было введено во многих крупных городах Украины, Белоруссии, ЗСФСР, Казахстана, Таджикистана и других республик.

Классово враждебные элементы, прежде всего кулачество н реакционное духовенство, развернули злобную агитацию против закона о всеобуче (так же как и против ликбеза), направляя основной удар против учительства (главным образом против его партийно-комсомольского ядра). На 1 января 1930 г. было отмечено 12 случаев убийств и 20 случаев ранений сельских учителей.

Народный комиссариат юстиции РСФСР в директиве всем местным органам суда и прокуратуры указал, что покушение на просвещенцев-общественников — террористический акт. Он

требовал привлечения виновных к суровой ответственности, вплоть до расстрела

Антисоветские выступления врагов не могли остановить развертывания борьбы за введение всеобщего обучения.

В конце 1932 г. проблема введения всеобуча в СССР в основном была решена. К этому времени начальной школой было охвачено 98% всех детей в возрасте от 8 до 11 лет (в 1927/28 г,-51,4%).

Борьба за всеобуч характерна не только огромным увеличением численности учащихся, но и изменением содержания преподавания, поисками наиболее эффективных средств обучения. При этом, правда, допускались и ошибки, которые партия настойчиво помогала преодолевать. Борьбу пришлось вести, в частности, против «левацких» новшеств в педагогике, приводивших к дезорганизации учебно-воспитательного процесса (отрицание ведущей роли педагога в школьном образовании, упразднение твердых программ, урока и т. п.).

В начале 30-х годов назрела необходимость коренным образом изменить содержание работы школы. Эти изменения были определены решениями ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931 г.), «О работе пионерской организации» (21 апреля 1932 г.), «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932 г.).

В школе было установлено строго определенное расписание занятий, вводились правила внутреннего распорядка, регламентировавшие учебную и общественную работу школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Наркомпрос подготовил и издал массовым тиражом стабильные учебники и учебные пособия, в том числе на языках народов СССР. ЦК партии обратил также внимание на необходимость коренной переработки школьных программ, чтобы обеспечить прочное и систематическое усвоение учащимися основ наук, приблизить обучение к производству.

Важный вклад в развитие педагогики в те годы внесли крупнейшие организаторы народного просвещения А. В. Луначарский, А. С. Бубнов, а также талантливые педагоги А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, сочетавшие в себе качества умелых практиков и одаренных теоретиков. Широкой известностью среди работников просвещения пользовались педагогические труды Н. К. Крупской, с первых лет Октября отдававшей все свои силы и разносторонние знания делу строительства новой школы.

90 лет назад, 22 апреля 1918 года Декретом ВЦИК в Советской России был закреплен и организационно оформлен Всевобуч (всеобщее военное обучение граждан). В 1923 году Всевобуч перестал существовать, был возрожден в сентябре 1941 года.

22 апреля 1918 года ВЦИК принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству», в соответствии с которым создавалась система военной подготовки боевых резервов Красной Армии. В первую очередь подготовку должна была пройти молодежь допризывного возраста (15‑17 лет). Так появился Всевобуч ‑ Главное управление всеобщего военного обучения территориальных войск.

Страна была разделена на полковые и батальонные территориальные округа, состоявшие из участков (ротных, взводных и отделенных). В каждом участке выделялись кадровые военные. Они не только занимались военным обучением населения, но и являлись костяком будущих частей, которые могли быть развернуты в случае мобилизации. Руководство территориальными округами осуществляли через отделы всевобуча губернские, уездные и волостные военкоматы.

Сначала во Всевобуч вовлекались в основном рабочие, с весны 1918 года ‑ бедное крестьянство, а с лета ‑ уже и середняки. Обучаемых (в возрасте от 18 до 40 лет) распределяли на группы: проходивших ранее военную службу и не проходивших. Первых частично доучивали, а потом многие из них становились инструкторами. Ротам, как правило, присваивали названия по поселкам, откуда было большинство обучавшихся. Учили сначала одиночек, затем звеньями, отделениями, повзводно, поротно. В конце занятий проводили общее показательное учение. Занятия продолжались шесть или два часа ежедневно ‑ в зависимости от того, были обучаемые оторваны от производства или нет.

Существовало три официальных программы проведения всевобуча ‑ недельная, 7‑недельная и 14‑недельная.

Недельная 42‑часовая программа предусматривала обучение стрелковому делу (устройство винтовки, уход за ней), ведению стрельбы, строевому делу (построения, команды, порядок огневого боя), полевой службе (охранение, разведка), окопному делу (рытье ячеек и окопов, использование гранат). Если появлялась возможность удлинить обучение еще на три дня, 18 часов, обучали еще и наступлению, ночному бою и подрывному делу.

7‑недельная программа при двух часах занятий ежедневно состояла из 26 учебных часов тактики, 35 ‑ стрелкового дела, 8 ‑ окопного дела, 8 ‑ на гранату и пулемет, 8 ‑ на устав, 13 часов ‑ на практическую проверку.

В 1923 году допризывная подготовка была временно прекращена и возродилась в годы Великой Отечественной войны. С 1 октября 1941 года вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Занятия проводились по 110‑часовой программе, позволявшей получить военные знания и овладеть практическими навыками в объёме подготовки одиночного бойца. В системе Всевобуча готовились бойцы‑специалисты: истребители танков, снайперы, автоматчики, пулемётчики и др.

Всевобуч стал одним из мощных источников пополнения войск резервами. Всего за годы войны общее число граждан, охваченных всеобщим военным обучением, составило 9862 тыс. человек. Это почти в полтора раза превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки (по состоянию на начало 1944 г.).

«В 1918 году я добровольцем пошел в армию, — вспоминает К.М. Жибоедов, — поступил на курсы подготовки командного состава для рабочих полков. Обучение длилось шесть месяцев. Когда я их окончил, меня направили в Сокольнический райвоенкомат. Зачислили на должность инструктора по подготовке молодежи в системе Всевобуча, он тогда был только организован.

Моими основными обязанностями в военкомате были занятия с допризывниками Сокольнического района, Октябрьской и Северной железных дорог. Занятия проходили на нашем стадионе. Наши руководители организовали при стадионе подготовку инструкторов Всевобуча и подготовку допризывников. Молодежь учили строевой подготовке, потом — лыжи, стрельба, ну и еще ряд видов спорта, сопутствующих военной и физической подготовке. Очень хорошо были организованы группы инструкторов. Мы устраивали показательные выступления и соревнования. Выезжали на Украину бригадой. Нам выделяли отдельный вагон. Мы собирали спортсменов по всем видам спорта, а зимой выезжали в Слободское (не помню, какой район), это на севере. Туда посылали лыжные бригады, то же самое проводилось и с воинскими частями.

Окончили эти курсы 500 человек. Причем за каждого клуб получил, по-моему, по 20 рублей. Кстати, в 1912 году какой-то меценат выделил для строительства нашего стадиона 10 000 золотых рублей. И в результате получилось, что в 1920 году, когда первым курсантам присвоили звания инструкторов, ОЛЛС за 500 человек заработало тоже 10 000 рублей, которыми мы «расплатились» с меценатом (смеется). Он дал 10 000 золотых, а мы вернули 10 000 бумажек».

ПРИКАЗ ГЛАВНОГО НАЧАЛЬНИКА ВСЕОБЩЕГО ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

1. В целях:

  • практического исследования различных видов спорта, гимнастики и подвижных игр в качестве средств физической подготовки воина;
  • опытной проверки, организационных мероприятий, программ и методов Всевобуча в деле физической подготовки Красной Армии, допризывной молодежи и старших групп военнообязанного населения;
  • содействия разрешению прочих задач Всевобуча в деле физического образования и воспитания трудящихся при Главном управлении Всевобуча.

ПРИКАЗЫВАЮ:

Учредить «Опытно-показательную военно-спортивную площадку».

2. Для разработки Положения о площадке, плана ближайшей ее деятельности и принятия иных мер — учредить комиссию в составе:

тт. Кальпуса (председатель), Фрумина и Румянцева.

3. Начальнику Окружного отдела Всевобуча МВО:

  • передать в непосредственное ведение Главного управления площадку и лыжную станцию (Общество любителей лыжного спорта — «ОЛЛС») в Сокольниках;
  • прикомандировать в распоряжение комиссии старшего и двух младших инструкторов допризывной подготовки.

4. Комиссии закончить работу в недельный срок.

ГЛАВНЫЙ НАЧАЛЬНИК ВСЕОБЩЕГО ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
МЕХОНОШИН

27 апреля вышел приказ Реввоенсовета СССР, в котором, в частности, говорилось: «В Москве при Центральном управлении военной подготовки трудящихся создана Центральная спортивная организация Красной Армии — «Опытно-показательная площадка Всевобуча (ОППВ)». Все спортсмены ОЛЛС стали членами ОППВ. Начальником ОППВ был назначен бывший председатель ОЛЛС Дмитрий Маркович Ребрик. Клуб обрел нового учредителя, что соответствовало требованиям по реорганизации физкультурной работы в стране.

Впрочем, еще до этого приказа база ОЛЛС уже не один год служила пунктом допризывной подготовки Всевобуча в Сокольническом районе. Более того, начальником этого пункта был все тот же Д.М. Ребрик. Многие спортсмены, и в том числе футболисты, в годы гражданской войны работали инструкторами по военно-спортивной подготовке и продолжали выступать за свои команды.

Так команда ОЛЛС, в которой выступали Константин Жибоедов, Павел Савостьянов, Михаил Исаев, Сергей Чесноков, Петр Лебедев, Константин Тюльпанов, вратарь сборной Москвы Франц Шимкунас, братья Михаил и Владимир Ратовы и их товарищи, стала командой ОППВ. Они даже сохранили вплоть до 1939 года форму — темно-синие майки и белые трусы.

Свой первый матч под новым названием ОППВ армейцы провели в четвертьфинале весеннего чемпионата Москвы 17 июня 1923 года (турнир проходил по олимпийской системе) против «Рускабеля». На поле вышли: вратарь — Ф. Шимкунас, защитники — М. Исаев и М. Григорьев, полузащитники — И. Смирнов, В. Ратов и Б. Бердяев, нападающие — Б. Дубинин, П. Савостьянов, М. Ратов, К. Тюльпанов, К. Жибоедов. Результат матча — 3:1 в пользу «Рускабеля». На счету Константина Жибоедова — «гол престижа».

А 26 июня состоялся еще один знаменательный матч. На своем родном стадионе наши футболисты в товарищеском матче впервые встретились с новорожденной командой московского «Динамо». Первая встреча будущих сильнейших команд страны закончилась вничью — 2:2.

В осеннем чемпионате футболисты ОППВ дальше подгруппы не прошли. Впрочем, тому были весьма уважительные причины: сборная команда РСФСР, а с нею лучшие игроки ОППВ Владимир Ратов и Константин Жибоедов, отправилась в длительное скандинавское турне.

Что же представляли собой армейцы двадцатых годов?

Вот еще одно свидетельство, усомниться в объективности которого, повода нет, ибо это свидетельство соперника. Андрей Старостин играл против многих из армейцев в 20-30-е годы, повидал немало футбольных звезд разных поколений, и ему есть кого и с кем сравнивать.

«Такие спортсмены, какими были Павел Савостьянов и его сверстники, бесспорно, оставляют свой след в истории развития родного спортивного коллектива.

Савось был невысок ростом и кряжист. Он обладал неистощимой энергией и напористостью. Столкнуться с ним на поле, все равно, что с чугунной тумбой. Что-то не могу его вспомнить просто, как это часто бывает в игре, упавшим. А если случалось и не устоит на коньках (он и в хоккей играл за сборные команды), прорываясь с мячом, то и хоккейные ворота увезет за собой вместе с бортиками.

Совсем иного склада был другой левый инсайд — Константин Тюльпанов. Темноволосый, с тонкими чертами лица, суховатый, он представлял собой тип футболиста, играющего за счет быстроты действий, технической оснащенности и острого мышления. Эти качества позволили ему занять прочное место в сложившейся в то время интересной и результативной тройке нападения, возглавляемой центральным нападающим Борисом Ковалевым.

В футболе есть такой технический термин — плассированный удар. Он определяет полет мяча в воздухе. В отличие от крученых, резаных, подсечек, так называемых «сухих листьев», когда мяч летит в воздухе, вращаясь вокруг своей оси, изменяя направление полета по дугообразной кривой вверх и в сторону, в объясняемом случае мяч летит не вращаясь, по прямой. Это точный, сильный и красивый удар. Я не помню футболиста, у которого был бы так отточен и выверен удар, как у Бориса Ковалева.

Плотно и пропорционально скроенный, среднего роста, Борис не был полным, но очертания его фигуры вспоминаются в каких-то округлых линиях: круглой формы голова, округленные, довольно широкие плечи и такие же ноги. Кажется, взгляни на них в поперечном разрезе, подумаешь — выведены циркулем.

Мне приходилось играть против Бориса, и я помню его карие глаза и короткую темную челку на запотевшем лбу, когда он, приближаясь к действительной линии огня, оценивал ситуацию в развертывающейся атаке. Чуть промедли вступить в борьбу — последует кинжальный плассированный удар, чаще всего в нижний угол. Мяч полетит на бреющем полете. Все из этой тройки были кандидатами в сборную команду Москвы.

Колоритной фигурой в команде был популярный вратарь Франц Шимкунас. Энергия в нем била через край. Чтобы погасить ее, он, сжав кулаки, ходил от штанги к штанге решительной походкой: разъяренный тигр в клетке. Он жаждал схваток, а мяч был на другой стороне поля! Казалось, он готов броситься в чужие ворота и там их защищать от ударов своих нападающих. Ему хотелось постоянно «быть в деле», беспрерывно отбивать мячи, в этом сказывалась его горячая душа спортсмена. Он тоже входил в состав сборной команды Москвы, конкурируя со знаменитыми Николаем Евграфовичем Соколовым и Борисом Баклашевым.

Роль центрального полузащитника в команде блестяще выполнял Владимир Ратов. Он отличался тем, что при небольшом росте мог с успехом спорить за высоко летящий мяч с самим Федором Селиным, которого, как известно, называли «королем воздуха».

Большой популярностью у широких кругов любителей футбола пользовался левый крайний нападающий Константин Жибоедов. У «Жибо» была необычная футбольная осанка. Во время дриблинга он походил на бегущего селезня. Продвигаясь с мячом, он вытягивал шею, приподняв голову и отводя руки назад — в стороны, а ноги поспешали за подавшимся вперед туловищем. Природный левый крайний, хитрый и острый в атаке, Жибо был хорошо вооружен технически и выступал за основные составы сборных команд Москвы и России.

Будучи поколением младше ветеранов — Ратова и Жибоедова, в составе ОЛЛС выступали два известных крайних хавбека Евгений Никишин и Константин Пахомов.

Первого вся Москва знала под именем «Джек». Он был гибкий, как лоза. Играл размашисто, бегал по полю, не снижая и не прибавляя скорости, но и не опаздывая в нужный момент к месту действия. У него было какое-то удивительное чутье в этом отношении. Когда сборная Москвы, впервые встречавшаяся с чехословацкими профессионалами, вела тяжелую оборону, удерживая преимущество в один гол, Джек своим размеренным аллюром добежал до линии наших ворот как раз в ту секунду, когда гол казался неизбежным. Он успел лбом отбить мяч с линии ворот и, изнемогая от усталости, но, не снижая темпа, двинулся с мячом для организации контрнаступления.

Совсем другим темпераментом обладал Пахомов. Это был игрок спорадических порывов, резкий в борьбе за мяч, атлетического склада, но отнюдь не злоупотреблявший правилами игры. Своей прической он обогнал Беста и его последователей на полвека. В двадцатых годах он был единственным спортсменом, носившим волосы, ниспадающие до плеч. Но не длина волос определяла его спортивные достоинства. Он любил футбол по-настоящему и всегда играл изо всех сил. Вот эти качества и выдвинули его кандидатом в сборную команду Москвы.

Однако мне не перечислить всех мастеров футбола времен ОЛЛС, их было много. Защитники Исаев и Шмидт, нападающие Дубинин и Назаретов и другие. Их старшие и младшие одноклубники могут по праву быть названы основоположниками футбольных традиций этого замечательного спортивного коллектива».

С 1924 года в связи с ликвидацией Всевобуча армейский спортивный центр стал именоваться «Опытно-показательная площадка Военведа» (аббревиатура «ОППВ» не изменилась).

Летом произошла смена руководства клуба. Начальником был назначен Бронислав Антонович Верниковский. Он проработал на этом посту почти 15 лет.

1925 год запомнился форменным разгромом, который армейцы учинили «Спартаку» (в то время при Бауманском райкоме комсомола существовало одноименное спортивное общество). Вот как описывает перипетии того матча газета «Красный спорт»: ОППВ I —Спартак I — 10:1.

«Удачные выступления «Спартака» в предыдущих играх и примерно равные силы придавали встрече с ОППВ большой интерес, так как на ОППВ возлагались последние надежды на «развенчание нового фаворита». Игра начинается интенсивным натиском ОППВ, приводящим на седьмой минуте к результату: после красиво проведенной комбинации центр нападения ОППВ вбивает первый мяч, шумно приветствуемый многочисленной публикой. В продолжение следующих 20 минут игра идет безрезультатно. В игре «Спартака» чувствуется какая-то растерянность и отсутствие обычной стремительности. На 25-й минуте за грубость защитника судья Поспехов назначает 11-метровый удар в ворота ОППВ, но «Спартак» не умеет им воспользоваться. На 27-й минуте комбинация левого крыла ОППВ дает возможность Турову забить в ворота «Спартака» второй мяч, после которого ОППВ целиком забирает инициативу в свои руки, не допуская нападения за среднюю линию. В свою очередь нападение ОППВ играет очень уверенно. И, начиная с 35 минуты, т.е. за 10 минут до перерыва, проводит в ворота «Спартака» пять (!!!) мячей, оканчивая первую половину с рекордным счетом 7:0. Вторая половина игры опять-таки проходит под знаком явного преимущества ОППВ. На восьмой минуте Савостьянов вбивает «Спартаку» восьмой мяч, но вслед за этим ошибка защиты ОППВ дает возможность нападению «Спартака» забить первый и единственный мяч. В остающееся до конца игры время ОППВ проводит еще два мяча, заканчивая игру со счетом 10:1. Вторые команды сыграли 9:0, а третьи сделали ничью 4:4».

Новый турнирный успех пришел к армейцам в 1926 году: среди 14 первых клубных команд армейцы Москвы — сильнейшие. Клуб ОППВ занял третье место, пропустив вперед Рабочий Клуб имени Астахова (РКимА) и «Динамо».

В 1927 году главная армейская футбольная команда СССР провела свой первый международный матч. 17 июля в Москве футболисты ОППВ принимали сборную команду рабочих клубов Австрии. Честь Красной Армии защищали В. Матвеев, М. Исаев, П. Халкиопов, Б. Пахомов, В. Ратов, Е. Никишин, Б. Дубинин, П. Савостьянов, Б. Ковалев, К. Тюльпанов, К. Жибоедов.

В этом году футболистам ЦСКА предстоят ответственные игры в Лиге чемпионов. А первый международный матч, состоявшийся на стадионе ОППВ в далеком 1927 году, армейцы выиграли со счетом 2:1 у сборной рабочих клубов Австрии.

«Красный спорт» большую часть номера посвятил этому событию (орфография и пунктуация сохранены):

«17 июля рабочая команда из Австрии после ряда блестящих игр на Украине выступила в Москве против ОППВ. Победы Австрии над Киевом, Краматорской и особенно над Харьковом заставили предполагать об очень интересной игре австрийцев. Матч 17 июля не оправдал этих предположений. Нам пришлось видеть среднюю по силе команду (эта не сильная команда в следующем матче 21 июля впервые в истории обыграла сборную РСФСР, что привело просто в бешенство спортивно-партийных функционеров самого высокого ранга), игравшую не сильней Саксонии, недавно гостившей у нас. Дождь, прошедший перед игрой, в значительной мере испортил игру, отняв у нее значительную долю возможной быстроты.

Игра начинается в медленном темпе, и первые минуты идут на середине поля. Австрийцы играют уверенней, недурно комбинируют по земле, но увлекаются поперечным комбинированием, в ущерб быстроте. У игроков ОППВ много срезок, мяч то и дело выходит в аут. К 10 минутам игроки привыкают к мокрому тяжелому мячу и скользкому грунту, и темп ускоряется. Команды нападают попеременно, но преимущество чувствуется на стороне ОППВ: в то время как гости теряются перед воротами, москвичи неоднократно доставляют возможность играть вратарю австрийцев. Вратарь показывает одностороннюю игру — он прекрасно берет воздушные мячи и плохо справляется с ударами по земле. Почти до самого конца первой половины московское нападение не может этого учесть и бьет верхом. Ряд выгодных моментов упускается из-за медлительности Ковалева и Тюльпанова. За 7 минут до перерыва вратарь «мажет» направленный прямо в него удар прорвавшимся Тюльпановым.

После перерыва начинают нападать австрийцы, но уже через 5 минут инициатива переходит в руки москвичей. На 14 минуте Тюльпанов в метрах 30 с левого края неожиданно для всех бьет в ворота. Вратарь, не следивший за игрой, спохватывается поздно, и мяч проходит в ворота. ОППВ продолжает нападать, ряд тяжелых моментов у ворот Австрии, но Савостьянов, на которого строится игра нападения перед воротами, не может в этот день сделать ни одного точного удара. В половине хавтайма уходит один из австрийцев, повредив себе лицо в борьбе за воздушный мяч. Игра нападения Австрии не клеится, передача делается неточной, теряется быстрота, отдельные игроки начинают играть излишне самостоятельно. Ясно видно, что гости проиграли, вопрос только в счете мячей. На 25 минуте Исаев задерживает мяч руками в штрафной площади и австрийцы «размачивают сухую» с 11-метрового удара. Снова нападение переходит в руки москвичей, сохраняющих превосходство до конца игры, несмотря на то, что за 10 минут до конца игры они остаются в составе 10 человек (судья удалил Пахомова с поля за разговоры)».

90 лет назад, 22 апреля 1918 года Декретом ВЦИК в Советской России был закреплен и организационно оформлен Всевобуч (всеобщее военное обучение граждан). В 1923 году Всевобуч перестал существовать, был возрожден в сентябре 1941 года.

22 апреля 1918 года ВЦИК принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству», в соответствии с которым создавалась система военной подготовки боевых резервов Красной Армии. В первую очередь подготовку должна была пройти молодежь допризывного возраста (15‑17 лет). Так появился Всевобуч ‑ Главное управление всеобщего военного обучения территориальных войск.

Страна была разделена на полковые и батальонные территориальные округа, состоявшие из участков (ротных, взводных и отделенных). В каждом участке выделялись кадровые военные. Они не только занимались военным обучением населения, но и являлись костяком будущих частей, которые могли быть развернуты в случае мобилизации. Руководство территориальными округами осуществляли через отделы всевобуча губернские, уездные и волостные военкоматы.

Сначала во Всевобуч вовлекались в основном рабочие, с весны 1918 года ‑ бедное крестьянство, а с лета ‑ уже и середняки. Обучаемых (в возрасте от 18 до 40 лет) распределяли на группы: проходивших ранее военную службу и не проходивших. Первых частично доучивали, а потом многие из них становились инструкторами. Ротам, как правило, присваивали названия по поселкам, откуда было большинство обучавшихся. Учили сначала одиночек, затем звеньями, отделениями, повзводно, поротно. В конце занятий проводили общее показательное учение. Занятия продолжались шесть или два часа ежедневно ‑ в зависимости от того, были обучаемые оторваны от производства или нет.

Существовало три официальных программы проведения всевобуча ‑ недельная, 7‑недельная и 14‑недельная.

Недельная 42‑часовая программа предусматривала обучение стрелковому делу (устройство винтовки, уход за ней), ведению стрельбы, строевому делу (построения, команды, порядок огневого боя), полевой службе (охранение, разведка), окопному делу (рытье ячеек и окопов, использование гранат). Если появлялась возможность удлинить обучение еще на три дня, 18 часов, обучали еще и наступлению, ночному бою и подрывному делу.

7‑недельная программа при двух часах занятий ежедневно состояла из 26 учебных часов тактики, 35 ‑ стрелкового дела, 8 ‑ окопного дела, 8 ‑ на гранату и пулемет, 8 ‑ на устав, 13 часов ‑ на практическую проверку.

В 1923 году допризывная подготовка была временно прекращена и возродилась в годы Великой Отечественной войны. С 1 октября 1941 года вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Занятия проводились по 110‑часовой программе, позволявшей получить военные знания и овладеть практическими навыками в объёме подготовки одиночного бойца. В системе Всевобуча готовились бойцы‑специалисты: истребители танков, снайперы, автоматчики, пулемётчики и др.

Всевобуч стал одним из мощных источников пополнения войск резервами. Всего за годы войны общее число граждан, охваченных всеобщим военным обучением, составило 9862 тыс. человек. Это почти в полтора раза превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки (по состоянию на начало 1944 г.).


Самое обсуждаемое
Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами
В чем разница между drive и ride? В чем разница между drive и ride?
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра "Какое время года?


top