Cочинение «Правда Сатина в пьесе «На дне. Лука и Сатин: кто из них прав? В какой пьесе сатин

Cочинение «Правда Сатина в пьесе «На дне. Лука и Сатин: кто из них прав? В какой пьесе сатин

В 1902 году в свет вышла знаменитая пьеса М. Горького « ». Сколько же в ней реальной жизненной правды! Горький одним из первых смог так ярко и без прикрытия описать всю грязь и всю серость тогдашней жизни, жизни тех людей, которые жили в бедноте и в нищете.

В своей пьесе Горький показывает нам, читателям, истинную сущность человека того времени, без всяких масок, украшений, без культурных и моральных оболочек.

Одним из самых ярких образов данной пьесы был Сатин – достаточно образованный человек, который в своей «прошлой» жизни работал и зарабатывал честным трудом. Теперь же, он обитает в грязной ночлежке, с остальными персонажами пьесы.

Все жители ночлежки имеют свои пороки, свои слабости. Без них не остался и Сатин. Его образ отличается от других героев. Он превозносит себя над остальными, утверждает, что ему надоели обычные человеческие слова и фразы, он слышал их уже тысячи раз.

Что же привело такого хваленого Сатина в самую пропасть, на дно жизни? Он совершил убийство, отсидел в тюрьме и после этого не смог выбраться наверх, вернуться к нормальной жизни. Он стал существовать, бездушно и безнравственно. Он абсолютно равнодушен к людям, он зарабатывает на жизнь карточным шулерством, обманывая и обирая людей. И ему это удобно. Ему не хочется напрягаться, заниматься чем-то достойным и серьезным. И совесть его не беспокоит. Он наплевал на свою честь. В своих словах он говорит о том, что честь и сила нужна тем, кто владеет властью. А таким низменным людям она не к чему. Но, в то же время, он проповедует теорию свободного человека. Он обобщает всех людей и восторгается человеческими возможностями. Он призирает всякую жалость по отношению к людям, он отрицает ее. Его уста говорят: «Надо уважать человека!». И в словах этого персонажа мы видим мысли самого автора.

Я считаю, что такие идеи в данной пьесе сможет донести только Сатин. Нет больше таких персонажей, кому под силу были бы такие жизненные наставления. Горький, используя такой образ, пытается высказать свое понимание жизни, важность свободы человека.

Сатин схож со многими героями других произведений М. Горького. Он ставит свободу превыше всего, превыше морали и культурности, вследствие чего и скатывается на самое дно жизни, в грязь, серость и убогость. И что самое интересное, он пытается удержать и других жителей ночлежки на дне, он мешает им вырваться наверх.

Образ Сатина очень интересный. В его фразах и словах огромная доля истины и правды, но эта правда противоречит образу жизни самого героя.

Меню статьи:

Пьеса Горького «На дне» стала прорывом в мире литературы того времени. Обличенное «дно» общества потрясло многих, даже тех, кто осознавал, что не все так хорошо в социуме и люди, которые полностью деградировали, есть. Однако впервые в литературе Горький показал этих людей не как безликий сброд, а как личностей, которые стали такими под влиянием определенных событий в их жизни, они не смогли противостоять жизненным неурядицам и оказались за бортом жизни. Все их попытки изменить свою жизнь к лучшему были обречены на провал еще с самого начала. Для них благополучная жизнь стала утопией. Один из таких персонажей «дна» является Сатин.

Жизненный путь Сатина

Сатин не всегда принадлежал к отбросам общества.
Когда-то в свое время (по молодости), от был «приличным человеком и работал телеграфистом:
Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе.

В молодости Сатин был веселым и компанейским человеком, он люби петь и плясать и делал это мастерски:
Я, брат, молодой - занятен был! Вспомнить хорошо!.. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно!
Сатин не был одинок в этом мире – у него была родная сестра. Именно события, связанные с ее личностью, стали роковыми в жизни молодого человека.
Однажды он заступился за честь своей сестры. В стычке он случайно убил своего противника.

Предлагаем ознакомиться с который написал советский писатель Максим Горький.

За этот поступок Сатин был осужден и посажен в тюрьму на четыре года. После выхода из тюрьмы молодой человек уже не смог реализовать себя в жизни и начал спускаться на дно:
Из-за родной сестры… И… все это было давно… Сестра - умерла… уже девять лет… прошло… Славная, брат, была человечинка сестра у меня!..

За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении
Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы - нет ходу.
В тюрьме Сатин научился играть в карты и жульничать:
В тюрьме я и в карты играть научился …

Характеристика личности Сатина

Сатин определенно выделяется среди «дна» общества. У него есть своя философия. Во многих моментах, связанных с видением жизни и ее обустройства, у Сатина происходят стычки с другим персонажем «дна» – Актером. Именно в таких небольших дискуссиях и проясняется его жизненная позиция и философия.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с которая рассказывает о тяжелой судьбе детей, живших в дореволюционное время.

Сатину нравится выговаривать разные слова иностранного происхождения. Он даже не старается запомнить их значение. При этом он не выдает их как умные изречения, а скорее как пародию по отношению к человеку их оглашающему, при этом Сатин намеренно коверкает их произношение:
Организм… органон…
Сикамбр…
Макробиотика… ха!
Сатин. А то еще есть - транс-сцедентальный…
Бубнов. Это что?
Сатин. Не знаю… забыл…
Так… Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…
Люблю непонятные, редкие слова…
В свое время Сатин был образованным человеком, ему нравилось читать книги:
я много читал книг…
Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком…

Сатин считает, что работа для человека не должна быть в тягость. Она должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовольствие:
Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна - я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!
Сатин часто играет в карты и постоянно жульничает во время игры – этому он научился в тюрьме:

Что мы - жулики, тебе известно.
Татарин. Надо играть честно!
Сатин. Это зачем же?
Татарин. Как зачем?
Сатин. А так… Зачем?
Татарин. Ты не знаешь?
Сатин. Не знаю. А ты - знаешь?

Часто карточные игры Сатина заканчиваются дракой:
Сатин. Кто это бил меня вчера?
Бубнов. А тебе не все равно?..
Сатин. Положим - так… А за что били?
Бубнов. В карты играл?
Сатин. Играл…
Бубнов. За это и били…

Пребывание в тюрьме сделало Сатина грубым, он понял, что порой отстаивание личных интересов и справедливости наказуемо:
Не обижай человека - вот закон!
Сатин. Это называется «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»…
Ну да… пришло время и дало «Уложение о наказаниях»… Крепкий закон… не скоро износишь!

Сатин не любит рассказывать о своей жизни:
Я не люблю, когда меня расспрашивают

Сатин не признает самоубийства, он думает, что лучше плыть по течению жизни, чем умереть:
Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто - обременяй землю!

Со временем Сатин перестал стыдиться своего низкого положения в обществе, он подметил, что многие люди так живут, и их совсем не смущает их нищета:
Брось! Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется… Подумай - ты не станешь работать, я - не стану… еще сотни… тысячи, все! - понимаешь? все бросают работать! Никто ничего не хочет делать - что тогда будет?


Сатин никогда не жалеет людей, не потому, что ему никого не жалко, а потому, что не видит смысла в жалости:
Какая польза тебе, если я тебя пожалею? Сатин считает, что многое в жизни зависит от самого человека.
Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

Сатин не боится говорить об окружающих правду, даже если она самая неприглядная:
Вы - все - скоты!
Вы - тупы, как кирпичи
Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь… и - врешь!
Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю…
Сатин умеет красиво изъясняться:
Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но - еще кое-что знаю!

Алкоголь помогает Сатину забыть о неприглядной действительности:
Когда я пьян… мне все нравится
Сатин считает, что еда – не самая главная цель в жизни человека:
Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.

Окружающие осуждают Сатина и считают его разбойником, общество даже не пытается разобраться в причинах его деградации и дать ему шанс на полноценную жизнь:
Я - арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне - «Мерзавец! Шарлатан!


Сатин высокого мнения о старике, который жил вместе с ними. Он всегда скептически воспринимал позицию старика и его поощрение в активным действиям по изменению жизни представителей «дна», но после его смерти, смог осознать всю значимость его персоны:
Старик? Он - умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету

Сатин высоко ценит свободу. Он раньше был свободным человеком и осознает все прелести такой жизни:
Хорошо это… чувствовать себя человеком!

Сатин считает, что человек должен за все платить в этой жизни. Ничто не дается человеку бесплатно именно это, по мнению Сатина и делает человека свободным:
он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!

Сатин считает, что в мире существует много разновидностей лжи, и каждая из них имеет право на существование и нужна для людей слабых духом. Только сильный духом человек, хозяин своей жизни не нуждается во лжи:
Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я - знаю! я - читал! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я - знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие - прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь?

Образ Сатина необычен и уникален

Подведем итог: образ Сатина необычен и уникален. Он ярко выделяется из всеобщей толпы «дна». Сатин не всегда был на обочине дороги. В молодости он был вполне успешным и перспективным человеком, но по случайному стечению обстоятельств его жизнь пошла под откос.

Сатин умеет анализировать и делать выводы их ситуации, но уже не верит в то, что его жизнь изменится к лучшему, так как общество не дает ему ни малейшего шанса обрести былую свободу и считает его мерзавцем.

"На дне"

"философию утешительства" Луки. Однако Лука не только утешал, но и внушал надежду, а порой и призывал ночлежников менять свою жизнь, и в философии Луки и Сатина много общего.

"Ложь - религия рабов и хозяев. Правда- бог свободного человека". Константин Сатин-один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. По его собственным словам, в юности он играл на сцене, хорошо плясал и был веселым человеком; но, убив человека, обманувшего его сестру, попал в тюрьму и совершенно изменился. Сатин - карточный шулер и пьяница, в речи которого иногда проявляются остатки прежней "интеллигентности", хотя и в гротескной форме. Актеру Сатин говорит, что Лука "наврал" насчет бесплатной лечебницы. Клещу, мужу Анны, который продал все инструменты, чтобы похоронить жену, Сатин советует "ничего не делать" и "просто обременять землю": "Подумай-ты не станешь работать, я - не стану... еще сотни... тысячи... все! - понимаешь? Все бросают работать!" Сатин в шутку советует Пеплу убить Костылева и жениться на Василисе. Когда убийство действительно совершается, Сатин успокаивает Пепла, вызываясь быть свидетелем защиты. Несмотря на ироническое отношение к Луке, после его исчезновения Сатин говорит, что тот не был шарлатаном: "Человек- вот правда! Он это понимал Он врал... но-это из жалости к вам". Хотя Сатин заявляет, что "ложь - религия рабов и хозяев", но, по его словам, Лука подействовал на него, "как кислота на старую и грязную монету". Сатин произносит абстрактно-"революционный" монолог о человеке как высшей ценности: "Все - в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью... Человек - выше сытости!" Сатину принадлежит последняя реплика в пьесе; на слова Бубнова о том, что Актер повесился, он отвечает: "Испортил песню... дурак!"

"Старик? Он - умница! Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем за его здоровье!" Он не позволяет сказать о Луке ни единого дурного слова: "Молчать! Вы все - скоты! Дубье... молчать о старике!.. Старик - не шарлатан... Я понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... " Однако он не только восхищается Лукой, но фактически одновременно спорит с ним. Все же удивительно, что именно Сатин, пьяница и карто чный шулер, произносит в этой пьесе знаменитые слова: "Человек - это звучит гордо... " В первых постановках роль Сатина играл замечательный русский артист и театральный деятель Константин Сергееви ч Станиславский. В своих воспоминаниях он рассказал о том, как Горький работал над этим образом, как создавался образ Сатина: "Он говорил о своей скитальческой жизни, своих встречах, о прообразах действующих лиц и о моей роли Сатина - в частности. Оказывается, что босяк, с которого он писал эту роль, пострадал из-за самоотверженной любви к сестре. Она была замужем за почтовым чиновником. Последний растратил казенные деньги. Ему грозила Сибирь. Сатин достал деньги и тем спас мужа сестры, а тот нагло предал его, уверив, что Сатин не чист на руку. Случайно подслушав клевету, в порыве бешенства Сатин ударил предателя бутылкой по голове, убил его и был присужден к ссылке. Сестра умерла. Потом каторжанин вернулся из ссылки и занимался тем, что ходил по городу с протянутой рукой и на французском языке просил милостыню у дам, которые ему охотно подавали за его живописный романтический вид".

"искусственностью", "выдумкой". Об этом же говорил ему и Лев Толстой: "Вы - романтик, сочинитель... Вы прикрашиваете все: и людей, и природу, особенно людей!" Но к пьесе "На дне" это вряд ли относится. Ведь монолог Сатина - это слова пьяненького, опустившегося человека, в котором лишь на миг пробуждается осознание собственной человеческой гордости. Поэтому конец пьесы, реалистической и правдивой, - отчаяние бывшего человека, ставшего жертвой своей судьбы. В этом сказалось горьковское чувство времени, писательское представление о трагической эпохе, в которую он жил.

"Современника" ключевая для пьесы фигура Сатина была обрисована заново. Театр и здесь пытался возвратить "философию" на реальную почву конкретной человеческой жизни. Евгений Евстигнеев играл Сатина с редким изяществом, не боясь резких "снижающих" красок и вместе с тем чувствуя какую-то душевную чистоту спившегося телеграфиста. Слова о "гордом человеке" рождались в ночлежке, и это была совсем не прокламация, которую Горький предлагал бросить в накаленный зрительный зал в начале века. Современный актер как бы следовал совету Станиславского, первого исполнителя роли, упорно искавшего равновесия между реальной фигурой ночлежника и философской публицистикой, которую он должен был бросить в публику. Евстигнеев говорил "пьяно и постепенно вдохновляясь ", в его голосе звучали "еще не порванные совсем, но долго молчавшие струны, лучшие в его душе". После фразы "человек-это звучит гордо" актер держал паузу, в которую по законам театрального восприятия зритель вкладывал огромный обобщающий смысл. Зал видел загубленную жизнь этого рыдающего Сократа-Сатина, сидящего на нарах, судьбу ушедшего Луки (именно о нем неотступно думал Сатин), успевали увидеть в течение этой долгой паузы массу других загубленных жизней, которые хотели и должны были "звучать гордо". Монолог Сатина буквально засветился участием к реальному, живому человеку.

"Творчество Горького входит в общий процесс демократизации жизни. Если мы представим себе то огромное расстояние, какое должно было пройти, например, драматическое искусство, для того чтобы от своих прежних, когда-то единственно законных и возможных героев, от царей и властелинов, спуститься на дно житейского моря и взять объектом своего изображения рабски униженных людей, стоящих на самой границе животного прозябания и, словно колосья в поле, измятых и побитых внешними ударами судьбы; если мы вообразим себе те преграды, какие должна была упорно разбивать возраставшая жизнь, для того чтобы драматургия получила возможность отвлечь свое внимание от сильных к слабым, от пресыщенных к голодным и обнять любовной картиной задворки общества, пустырь, огороженный от неба и воздуха, бесстыдные отрепья, едва прикрывающие замученное человеческое тело,-то мы должны будем признать в этом расширении сферы художественного воспроизведения глубоко знаменательный социальный факт, великое завоевание справедливости".

7 февраля 2014

В пьесе «На дне» Горький хотел описать реальную жизнь людей, спустившихся на самую нижнюю ступень общества. Для этого писатель посещал приюты, ночлежки, общался с потерянными личностями. Все его персонажи списаны с реальных людей, которых Горький встречал во время путешествий по России. В Москве на то время существовал Хитров рынок, являвшийся скопищем нищих, воров, проституток и убийц. Он и стал прототипом ночлежки. В пьесе под одной крышей встречаются люди с разными характерами и взглядами на жизнь: доверчивый Актер, мечтательная Настя, смертельно больная Анна, работящий Клещ, сострадательный Лука, скептически настроенный Сатин. Горький «На дне» написал, чтобы показать жизнь низов, их безнадежность.

Ошибки прошлого и никакого будущего

Раньше Сатин был очень веселым и общительным парнем, играл на сцене, любил танцевать, смешить людей. У умного и начитанного человека могло сложиться прекрасное будущее, но судьба распорядилась по-другому. Защищая сестру, Сатин убил человека, за что сел в тюрьму, перечеркнувшую всю его жизнь, ведь с судимостью он никому не нужен. Герой не считает себя живым, он просто существует в ночлежке Костылева. Спился, пристрастился к картам, потерял интерес к жизни - вот так и оказался на дне Сатин.

Характеристика Константина показывает, насколько он апатичен и пассивен в жизни. Главный его девиз - «Ничего не делай». Этот герой не просто был сброшен к низам, он сам сюда пришел, своими руками погубил жизнь. Спрятаться ото всех, скрыться в подвале, играть в карты, пропивать деньги намного удобнее и проще, нежели пытаться пробить себе дорогу в мир нормальных людей, но Константин сам пожелал остаться на дне. Характеристика Сатина показывает, что это персонаж с особой философией «свободного человека», для него правда важнее всего.

Противостояние горькой правды и сладкой лжи

Константин Сатин является антагонистом Луки, странника, жалеющего всех обитателей ночлежки и выдумывающего для каждого свою правду. Новый житель вселяет в других веру в лучшее будущее, хотя сам и не верит в то, что жизнь можно как-то изменить. Лука обещает Актеру дать адрес бесплатной больницы для алкоголиков, успокаивает умирающую Анну, поддерживает иллюзии Насти. Он жалеет людей, оказавшихся по какой-то причине на дне. Сатин, характеристика которого выдает в нем здравомыслящего человека, называет все "миражом". Кажется, он один понимает безысходность такой жизни и не верит сладким речам странника.

Правда делает человека свободным

Из речей героя и его поступков можно сделать вывод, что совершенно случайно оказался на дне Сатин. Характеристика показывает, какой он добрый в душе, ведь он любил свою сестру, первым побежал защищать Наташу. Герой не приемлет лжи, считая, что она унижает достоинство человека, делает его рабом. Константин говорит правильные речи, но так сложно быть сильным, смелым и независимым, ведь намного проще встретить Луку и поддаться соблазну придумать себе иллюзорный мир. Человеческие слабости и то, к чему они могут привести, рассмотрены в пьесе Горького «На дне». Сатин (характеристика говорит о нем как об умном, но скептически смотрящем на мир человеке) не строит для себя иллюзорный мир, он и рад бы поверить Луке, но надежды на лучшее будущее у него нет.


Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Свою пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1902 году. В этом произведении перед читателем предстает как бы «обнаженный» человек. Он лишен всех внешних наслоений (культурных, классовых, профессиональных), приобретаемых в человеческом обществе. Исследованием поведения «голого» человека, поставленного перед необходимостью жить и действовать в крайне тяжелых для него обстоятельствах, и является пьеса «На дне».
Само «дно» - это место, как бы находящееся вне мира людей. Ночлежка напоминает ад: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Ночлежка находится ниже уровня земли. Герои пьесы - будто бы уже умершие люди. Это подчеркивается вначале произведения репликой Сатина: «Дважды убить нельзя».

В горьковском «аду» Сатин играет очень важную роль. Неслучайно уже и то, что его имя созвучно имени «Сатана». Первые звуки, которые издает на сцене этот персонаж, - рычание. Сатин говорит о себе, что в прошлом был образованным человеком, работал телеграфистом. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д.
Этот герой отличается от остальных обитателей «дна». О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…».
Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!» Мы узнаем, что Сатин сидел в тюрьме за убийство, он убил обидчика своей родной сестры. А потом горячо любимая сестра умерла.

По собственной воле опустившись на самое дно жизни, Сатин прожигает свои способности и возможности. Этот герой способствует окончательной гибели некоторых персонажей. Сатин полушутливо подговаривает Ваську Пепла убить Костылева, а затем во многом провоцирует это убийство. Он сам бил Костылева, призывал, накаляя страсти: «Бей его… Лупи их!..».
Сатин равнодушен к людям, он проповедует презрение к нравственным ценностям. Усиленная работа – единственная возможность для ночлежников честным путем добыть себе пропитание. Сатин отвергает работу. Он - карточный шулер, на это и живет. Свое разлагающее влияние на сожителей Сатин прикрывает высокими фразами: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек – выше! Человек – выше сытости!..».
О своем моральном облике этот персонаж говорит следующее: «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… честь-совесть богатым нужна, да!». Видимо, не зря Горький сделал своего героя шулером. Своими фразами Сатин помогает ночлежникам оправдать собственную аморальность.

Сам Сатин – человек сильный, имеющий хоть какое-то образование. Он мог бы если и не выбраться со дна, то хотя бы зарабатывать себе на жизнь честным трудом. Он пренебрегает этой возможностью, сознательно выбирая преступную деятельность. Сатин проповедует философию «свободного человека», доводя ее до крайности. В его случае это уже человек, свободный от всего. Поэтому этот герой утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека.

Очень интересно, что именно этому персонажу достается роль проповедника. Именно он произносит известнейший монолог о Человеке: «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»; «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»; «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…»; «Ложь – религия рабов и хозяев…»; «Правда – бог свободного человека!»; «человек – вот правда!». Монологи Сатина отделяются от его образа. Необычно то, что правду воспевает не кто иной, как шулер, человек, живущий ложью. На это сам герой отвечает: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?».

Сатин во многом выражает авторскую позицию. Сам Горький писал о том, что, кроме данного персонажа, в пьесе сказать все это просто некому. Важно заметить, что образ Сатина схож с рядом героев ранних произведений Горького. Эти герои презрительно отворачивались от человеческого общества с его серостью, грязью, мелкой суетой. Превыше всего они ставили собственную свободу, в том числе, и свободу от морали. Сатин похож на них, но он не только сам добровольно опускается на дно жизни, но и мешает другим персонажам сбросить с себя оковы нищеты и морального разложения. Он растлевает ночлежников, препятствует их попыткам уйти со «дна». Сатин действительно во многих моментах похож на Сатану. Так, через образ этого персонажа Горький как бы сводит счеты со своими прежними героями.

Безусловно, образ Сатина чрезвычайно важен. Монологи Сатина несут в себе зерно истины, но все они противоречат образу жизни этого героя. Важность этого персонажа подчеркивается еще и тем, что именно ему принадлежит последняя страшная фраза - реакция на смерть Актера: «Испортил песню… дурак!».



Самое обсуждаемое
История Первые олимпийские виды спорта в древней греции История Первые олимпийские виды спорта в древней греции
Мировой океан Характеристика минеральных ресурсов мирового океана Мировой океан Характеристика минеральных ресурсов мирового океана
Директория во Франции: бегство от диктатуры к диктатуре Директория во Франции: бегство от диктатуры к диктатуре


top