«Цветные революции» – угроза миру. Цветная революция Цветные революции история и механизмы восстановления

«Цветные революции» – угроза миру. Цветная революция Цветные революции история и механизмы восстановления

Семченков А. С.

д.полит.н., профессор Московского государственного университета путей сообщения

[email protected]

«ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ» КАК УГРОЗА РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СПЕЦИФИКА И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Ключевые слова: цветная революция, дестабилизация, угроза, региональная безопасность, терроризм, экстремизм.

Keywords: color revolution, destabilization, threat, regional security, terrorism, extremism.

В последнее время в связи с дестабилизацией социально-политической и экономической обстановки в Югославии, Египте, Ливии и особенно Сирии «цветные революции» стали рассматриваться политическим и военным руководством ряда стран не только как угрозы национальной, но и международной безопасности. Такого подхода придерживается и военно-политическое руководство России, что отражено в текущих редакциях Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины Российской Федерации. В качестве вызова военной безопасности «цветные революции» оцениваются в Военной доктрине Республики Беларусь1. При этом, если в данных документах сформулированы общие взгляды на эту угрозу, то в выступлениях глав органов власти, обеспечивающих безопасность РФ и ее союзников по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), «цветные революции» рассматриваются более детально.

Так, по мнению С.К. Шойгу, феномен «цветных революций» становится существенным фактором дестабилизации обстановки во многих регионах мира. Под видом распространения демократии происходит навязывание народам чуждых ценностей. Социально-экономические и политические проблемы отдельных государств используются для замены национально ориентированных правительств режимами, которые контролируются из-за рубежа. Они в свою очередь обеспечивают своим покровителям беспрепятственный доступ к ресурсам этих государств.

В каждом конкретном сценарии поводы для внешнего вмешательства были разные, однако алгоритм «цветных революций» универсален: информационное воздействие - военное давление - смена политического руководства и изменение внешнеполитического и экономического вектора государства. Если сменить власть в стране «ненасильственными» методами не удаётся, то создаются условия для вооружённого противостояния и смещения неугодного правительства силой. Технологии «цветных революций» могут применяться в любом международном регионе, в проти-

востояние в котором вовлекаются приграничные страны.

Как полагает В.В. Герасимов, в современных условиях глобализации, размывания границ, развития информационно-коммуникационных технологий разрешение межгосударственных противоречий осуществляется за счет гибридных методов - комплексного применения невоенных мер с минимальной опорой на военную силу. Среди этих методов - подрыв военного и экономического потенциала страны-жертвы агрессии, информационно-психологическое давление на ее руководство и население, активная поддержка внутренней несистемной оппозиции, манипуляция про-тестным потенциалом общества, партизанские и диверсионные способы вооруженной борьбы.

Все эти методы находят свое применение в рамках «цветных революций» - организованных извне государственных переворотов, в которых осуществляется воздействие на общественное сознание государств-объектов агрессии посредством ресурсов сети Интернет и при необходимости - поддержка экстремистских и террористических организаций, вооруженное вторжение в страну-жертву под видом миротворчества и кризисного урегулирования.

Государство, потерпевшее поражение в этой борьбе, зачастую оказывается в условиях политического и экономического хаоса, гибели мирного населения, роста преступности, массовой неконтролируемой миграции. Яркий пример использования гибридных методов - это конфликт в Сирии3.

Говоря о последствиях «цветных революций», Ю.В. Жадобин считает, что дестабилизировать обстановку можно как в бедной, так и богатой стране, хотя более подвержены этому государства, в которых отсутствует твёрдая власть, обратная связь между ней с народом, процветает коррупция и подмена национальных интересов личными.

В условиях «цветных революций» не действует механизм миротворчества, нет чёткой границы между противоборствующими сторонами: вооруженными силами, с одной стороны, и повстанцами, наёмниками частных военных компаний, боевиками радикальных партий, молодёжных и международных террористических организаций, с другой.

2 Шойгу С. Глобальная безопасность и региональная стабильность / Тихонов А. «Цветные революции» - угроза миру // Красная звезда. - М., 2014. - 23 мая.

3 Герасимов В. По опыту Сирии // Военно-промышленный курьер. - М., 2016. - 9 марта. - № 9 (624).

Опасными последствиями «цветных революций» для национальной и региональной безопасности являются потеря новой властью контроля над сохранностью вооружений и военной техники, их хищение, беспрецедентный рост незаконной торговли оружием, попадание в руки террористов и экстремистов оружия массового поражения и технологий его изготовления. Возможно разрушение базирующейся на международных договорах межгосударственной системы контроля военной деятельности, появление «серых зон» - территорий государств, на которые не распространяются меры контроля над вооружениями, например, по Договору об обычных вооружённых силах в Европе. Это позволяет сделать такие территории плацдармом для неограниченного сосредоточения группировок войск и новейших вооружений, создания баз подготовки иррегулярных вооружённых формирований.

Результатом применения военной силы в «цветных революциях» служат и гуманитарные катастрофы, благоприятствующие росту числа беженцев, торговле людьми, деятельности трансграничных преступных групп и наркокартелей. Информационная борьба в «цветных революциях» влечет за собой подъем национализма и ксенофобии, поощряемую отдельными государствами легализацию неонацистских организаций, противостояние держав, сопровождающиеся ростом военного производства и расходов, численности войск, интенсивности боевой подготовки и модернизацией военной инфраструктуры1.

Таким образом, «цветные революции» стали рассматриваться как угроза международной безопасности, преимущественно на ее региональном уровне. В то же время фиксируется тенденция постепенного приобретения ею глобального масштаба. Эксперты подчеркивают неотъемлемость фактора военной силы для данной разновидности государственных переворотов, рассматриваемых на примерах, прежде всего, Ливии и Сирии. Динамика «цветной революции» включает несколько этапов.

На первом этапе субъект дестабилизации (отдельные иностранные государства, их союзы) стремится разжигать имеющиеся в государстве-жертве агрессии и зачастую скрытые межэтнические, межконфессиональные, социальные и территориальные противоречия, углубляя линии внутренних расколов.

На втором этапе эти противоречия из латентных проблем превращаются в открытые, и возникает противостояние оппозиции и экстремистов, якобы выражающих интересы дискриминируемого большинства, и власти, представляющей привилегированное меньшинство.

На третьем этапе в случае активного сопротивления правящего класса передать власть оппозиции и экстремистам противостояние переходит в фазу гражданской войны. Иностранная великая держава или коалиция держав начинает оказывать дипломатическое и иного рода давление на правительство нестабильной страны с тем, чтобы оно отказалось задействовать имеющиеся у него силы для восстановления законности и правопорядка. По мере развертывания оппозицией и экстремистскими организациями военных действий против правительственных войск иностранные государства как третья сила в конфликте начинают оказывать экономическую и военную помощь первым. Их бесперебойно снабжают боеприпасами, вооружением и военной техникой, материальными средствами для дальнейшего ведения военных действий.

На четвертом этапе коалиция иностранных держав может провести военную операцию с целью разгрома правительственных войск и прихода к власти оппозиции и экстремистских сил. Содержание военной операции, проводимой коалицией, составляют масштабные действия вооруженных формирований оппозиции и экстремистов, частных военных компаний, авиационные и ракетные удары, боевые действия военно-морских сил и сил специальных операций. Военные действия ведутся в воздушной, наземной, морской и информационной сферах борьбы. Широко используются космические средства и беспилотная авиация. Действия формирований оппозиции и экстремистов и вооруженных сил коалиции четко организованы, согласованы и увязаны между собой по целям, задачам, времени и объектам. Границы фронта и тыла оказываются размытыми, боевые действия ведутся на всей территории страны преимущественно в городах. Террор в отношении их населения принимает массовый характер, сама война становится криминализованной. В целом, подобные военные операции сочетают как классические действия, так и иррегулярные формы вооруженной борьбы2.

Обобщая сценарии «цветных революций», в их динамике следует выделить следующие ключевые моменты: 1) создание сети-субъекта угроз политической стабильности, включающей как несистемные оппозиционные организации, так и экстремистские формирования; 2) инициирование повода для протеста - обвинение власти в проведении несправедливой и нечестной политики; 3) агитация населения структурами сети по различным каналам коммуникаций, включая сеть Интернет; 4) создание широкого по своему составу протестного социально-политического движения; 5) проведение акций протеста участниками движения; 6) осуществление провокаций против власти, использование эффекта «жертвы» для привлечения дополнительных сторонников; 7) подготовка и проведение митингов в центре столицы и крупных городов с призывом к неконституционной смене власти; 8) в случае невосприимчивости правящей элиты к требованиям протестующих - проведение диверсионно-террористических действий, вооруженных столкновений с правоохранительными органами и войсками, переходящих в асимметричный внутригосударственный конфликт; 9) если в асимметричном внутригосударственном конфликте правительство близко к победе над террористическими и экстремистскими силами, то поддерживающие их иностранные государства осуществляют вооруженное вторжение на территорию нестабильной страны. Внутригосударственное столкновение перерастет в военный конфликт или войну того или иного уровня.

1 См.: Жадобин Ю. Сущность «цветных революций» / Тихонов А. Откуда исходят угрозы миру // Красная звезда. - М., 2014. -

2 Зарудницкий В. Военные аспекты «цветных революций» / Тихонов А. Откуда исходят угрозы миру // Красная звезда. - М., 2014. - 27 мая.

В настоящее время в рамках ОДКБ реализуется ряд направлений обеспечения региональной безопасности, смежных с противодействием «цветным революциям». Это противодействие терроризму, урегулирование внутригосударственных конфликтов и недопущение беспорядков (например, в Кыргызстане), обеспечение безопасности в ки-берпространстве, борьба с производством и распространением на территории стран-участниц наркотиков. Однако пока не приходится утверждать, что государства-участники ОДКБ полностью готовы к предупреждению и отражению угроз «цветных революций». По-прежнему вызывает озабоченность распространение в зоне коллективной ответственности ОДКБ, в первую очередь, в Центральной Азии, активности экстремистских и террористических организаций, рост торговли наркотическими веществами, особенно с учетом нестабильной обстановки в Афганистане, некоторые провинции которого могут оказаться под контролем боевиков запрещенного в России «Исламского государства».

Помимо этого в сфере экономической безопасности стоит учитывать сохраняющиеся кризисные явления в экономиках стран ОДКБ, зависимость доходной части бюджетов некоторых из них от экспорта энергоресурсов. Последнее обстоятельство влечет риски недофинансирования ряда государственных программ в случае дальнейшего падения цены на нефть и вытеснения стран ОДКБ с зарубежных нефтегазовых рынков1. Росту потенциала социального взрыва в этих странах могут способствовать проводимые органами исполнительной власти несвоевременные и неадекватные изменения в пенсионном обеспечении, работе и доступности учреждений здравоохранения, сфере науки, дошкольного, среднего и высшего образования.

При оценке ситуации в миграционной сфере и области межэтнических отношений многие эксперты справедливо указывают на негативные тенденции, связанные с ростом численности трудовых мигрантов среди населения России, прежде всего, в городах. Сообщества мигрантов из среднеазиатских республик стали благоприятной средой для пропаганды исламистских идей и формирования опорных пунктов террористических сетей на территории России (в этой связи вспомним операции Федеральной миграционной службы и МВД РФ на Апраксином дворе в Санкт-Петербурге и на Даниловской набережной в Москве в начале 2013 г., нейтрализацию правоохранительными органами банды ГТА в 2014 г. и др.). Не меньшую опасность представляют и создаваемые трудовыми мигрантами в России замкнутые этнические анклавы, члены которых зачастую вступают в конфликты с местным населением2.

В сфере государственной и общественной безопасности обстоятельством, ясно свидетельствующим о появлении угроз «цветных революций», стало широкое распространение сетей экстремистских, прежде всего, исламистских организаций за пределами среднеазиатских республик. На территории России были выявлены разветвленные структуры по вербовке и мобилизации исламистов. Появились случаи УГР-террора в форме убийств и покушений на жизнь видных религиозных деятелей традиционного ислама (шафиитского и ханафитского мазхабов)3. Тревогу вызывает и вполне реальная опасность объединения несистемной оппозиции и экстремистов националистического толка.

Говоря о мерах противодействия «цветным революциям», следует отметить, что в этой сфере государствами-участниками ОДКБ уже выработан определенный подход. Он представляет собой симметричный ответ государства на действия радикальных оппозиционных (а также террористических и экстремистских) структур в форме их силового, организационного или информационного подавления. Данный подход разрабатывался еще в СССР, апробирован в Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане и предполагает реализацию комплекса оперативных, оперативно-поисковых, оперативно-технических и следственных мероприятий с привлечением разведывательных, контрразведывательных и полицейских сил.

К данным мероприятиям относятся: агентурная работа в структурах радикальной оппозиции (а также террористов и экстремистов), контроль над деятельностью их лидеров, членов и иностранных эмиссаров, получение сведений о целях и программах этих структур; контроль над студенческими и молодежными организациями, ликвидация нелегальных молодежных объединений; сбор данных о незаконной торговле оружием, ликвидация складов оружия, баз боевиков; контроль над обстановкой в регионах страны, сбор сведений о распространяемых среди населения слухах; создание под контролем спецслужб псевдооппозиционных и нелегальных организаций; контроль над религиозными сектами, масс-медиа; проведение систематических оперативных и оперативно-технических мероприятий в отношении сторонников экстремистских организаций, проверка подозрительных лиц; профилактика и борьба с терроризмом, охрана объектов критической инфраструктуры государства; централизованное руководство всеми силами и средствами, используемыми для пресечения акций политической дестабилизации4.

На основе данного подхода осуществляется и сотрудничество органов безопасности, полиции, вооруженных сил, служб ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем перечисленные выше действия осуществляются преимущественно внутри стран ОДКБ и их целесообразно дополнить мерами коллективного характера.

Во-первых, сохраняет свое значение развитие потенциала ОДКБ по урегулированию незавершенных этнопо-литических, межконфессиональных и межклановых конфликтов как предпосылок дестабилизации обстановки в странах-участницах организации. Вполне подходящим здесь может быть опыт России (его организационная, дипломатическая и силовая составляющие) по урегулированию внутригосударственного конфликта в Сирии, в которой работает центр по примирению враждующих сторон и реализуются гуманитарные операции.

2 Ивановский А. Миграция как военная угроза // Военно-промышленный курьер. - М., 2013. - № 16 (484); Эль Мюрид. Если завтра война. «Арабская весна» и Россия. - М.: Книжный мир, 2013. - С. 64 - 121; Медведев С. Миграция: новые угрозы // Красная звезда. - М., 2013. - 30 мая; Родин И., Самарина А. Новая пятая колонна // Независимая газета. - М., 2013. - 31 мая.

3 Сулейманов Р.Р. Ислам и политика // Красная звезда. - М., 2012. - № 189, 194, 199.

4 Глазунов О.Н. Государственный переворот. Стратегия и технологии. - М.: ОЛМА-ПРЕСС образование, 2006. - С. 233, 236-239; Почепцов Г.Г. Гражданское самбо: как противостоять «цветным революциям». - М.: Европа, 2005. - С. 46-47, 59-60.

Во-вторых, для ограничения деструктивной политической активности некоммерческих организаций целесообразно предпринять определенные меры в правовой сфере. Так, государствами-участниками ОДКБ вслед за Россией могут быть приняты законы о регулировании деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, с возможностью приостановления и прекращения их деятельности.

В целях противодействия финансированию деструктивной деятельности некоммерческих организаций, активности террористических и экстремистских структур представляется востребованным сотрудничество государств-участников ОДКБ в области финансового мониторинга, борьбы с отмыванием доходов от торговли наркотиками, теневыми механизмами перечисления зарубежных пожертвований, введения санкций против государств-спонсоров.

Мерой обеспечения региональной информационной безопасности, направленной на недопущение дестабилизации социально-политической обстановки в странах ОДКБ, может стать создание сопряженных между собой систем выявления деструктивной активности несистемной оппозиции, террористических и экстремистских формирований, некоммерческих организаций в социальных сетях и Интернет-пространстве в целом. В этом плане в странах-участницах организации продуктивным стало бы внедрение под эгидой Консультационного координационного центра по вопросам реагирования на компьютерные инциденты ОДКБ систем мониторинга, анализа и продвижения информации в социальных сетях, создание государственных систем обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы. В информационной сфере также востребовано проведение кампаний по признанию мировым сообществом нелегитимной практики применения военной силы без санкции ООН.

В-третьих, в сфере противодействия терроризму и экстремизму целесообразно дальнейшее развитие Коллективных сил быстрого развертывания, Коллективных сил оперативного реагирования и Коллективных авиационных сил ОДКБ, готовых к борьбе с диверсионными и террористическими формированиями, в частности, джихадистскими сетями.

Для повышения уровня защищенности объектов критической инфраструктуры (особенно энергетики, промышленности, связи и транспорта) от террористических угроз полезным представляется сотрудничество правоохранительных органов и ведомств по защите населения от природных и техногенных угроз государств-участников в рамках механизма коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Наряду с этим также следует развивать сотрудничество участников ОДКБ по борьбе с терроризмом с Шанхайской организацией сотрудничества и партнерство по этим вопросам с отдельными государствами в Евразии. Результативной мерой может быть и проведение совместных антитеррористических операций на территории заинтересованных государств за пределами зоны ответственности ОДКБ. Это позволило бы ликвидировать военную, производственную, транспортную инфраструктуру и ряд формирований террористических организаций, снизив, тем самым, угрозу дестабилизации политической обстановки в странах ОДКБ.

Сохраняется необходимость усиления таможенного контроля, ограничения импорта рабочей силы из третьих стран, ликвидации этнических анклавов в населенных пунктах, прежде всего в городах стран ОДКБ. В сфере обеспечения пограничной безопасности приоритетной задачей является скорейшее завершение мероприятий по обустройству внешних границ государств ОДКБ, а также восстановление войсковой охраны и защиты границы некоторых стран-партнеров России, прежде всего, Таджикистана (таджико-афганского участка), повышение пограничного и миграционного контроля для предотвращения проникновения и возвращения на территорию стран-участниц экстремистов -участников исламистских вооруженных и банд-формирований, террористических групп.

В-четвертых, для снижения ущерба национальным экономикам стран-участниц ОДКБ от возможной международной изоляции, санкций и торговых ограничений важным шагом послужит дальнейшая интеграция этих государств в рамках ЕАЭС, реализация комплекса мер по деофшоризации бизнеса, создание национальных платежных систем. Помимо этих мер с государствами-спонсорами «цветных революций» целесообразно установить торгово-экономические, научно-технические и прочие связи и отношения на основе принципов асимметричной взаимозависимости.

Поскольку возможность вооруженной агрессии государств-спонсоров «цветной революции» не исключена полностью, востребованным становится дальнейшее укрепление создаваемой ныне объединенной системы противовоздушной обороны, совместной системы радиационной, химической и биологической защиты ОДКБ от террористических атак, а в случае роста военных угроз - формирование коалиционных группировок войск в регионах коллективной безопасности (по образцу белорусско-российской группировки).

Существует такой упрощенный взгляд на майдан, как на продукт госдепа. Вот придумали в госдепе и ЦРУ майдан и осуществили.

Но без капиталистов, рвущихся к власти, без националистов, без боевиков, без так называемой «пятой колонны» осуществить майдан было бы невозможно.

Потому что ЦРУ и госдеп – это внешние силы, а прочное цельное государство внешним силам просто так не пробить.

Однако я все-таки думаю, что России майдан не грозит.

Нужна трещинка, чтобы вбивать в нее клин, раскалывать, заливать вовнутрь яд псевдодемократии, псевдосвобод, финансировать различные общественные организации, которые потом выведут на майдан тысячи активистов, а в решающий момент – сотни боевиков.

Трещинки есть в любом государстве.

В истории любой страны есть какие-то внутренние конфликты, споры, передряги, всегда есть какая-то часть общества, которая видит свое государство иначе, чем оно есть сейчас. Всегда кто-то из элиты неудовлетворен своим положением, хочет большего, всей полноты власти.

И вот здесь проявляется способность власти работать с противоречиями внутри страны и ликвидировать угрозы.

Если правительство знает о проблемах и грамотно работает с ними, то расколоть государство извне очень сложно.

Госдеп, ЦРУ и другие внешние силы могут сколько угодно лить яд в трещины, но здоровое государство на каждый вид яда выработает противоядие и перекроет каналы вливаний. Любой клин, вбиваемый извне, будет откушен и переработан на опилки, а опилки будут розданы населению, чтобы сыпать их в лотки домашним животным.

Чтобы вырабатывать противоядия, перекрывать каналы вливаний и ломать внешние клинья, у государства есть спецслужбы, общественные организации и патриотические институты. Вернее, должны быть.

Этим как раз и отличается здоровое государство от больного. Здоровое государство способно эффективно противостоять внешнему влиянию, по крайней мере культурному и идеологическому. С финансовым влиянием сложнее, поскольку экономические возможности США несопоставимы с возможностями большинства стран. Но одних только денег для раскола крепкого государства недостаточно.

Государство – это организм.

Борьба за власть, за сохранение или раскол государства, конечно, имеет отличия от обычных инфекций. Это в первую очередь борьба людей. Кто более мотивирован, кто сильнее, тот и победит. Если защитники действующей власти хорошо организованы и мотивированы, то они ликвидируют любую внешнюю угрозу, если нет – тогда увы.

Действующая власть в здоровом государстве имеет большое преимущество, потому что работает на своей территории, обладая огромным ресурсом спецслужб, местных органов и ресурсом общества, у которого пользуется поддержкой. Если пользуется.

Тут и кроется ответ на вопрос, как стал возможен майдан на Украине и как вообще случаются цветные революции в разных странах.

Действующая власть на Украине за 23 года независимости потеряла доверие и утратила свой ресурс. Не только общественный, но и административный. Оказалась разъедена коррупцией до того, что президенту перестали подчиняться структуры государственной и муниципальной власти.

Где проходил майдан? В центре Киева. Возможно ли было провести его без участия муниципальных властей? Конечно, нет.

Когда мэром Киева стал Кличко, в течение двух месяцев городские службы благополучно убрали палатки, а милиция помогла обеспечить это мероприятие. Вот вам живой пример действия муниципальной власти.

Как собирали на майдан? Через телеканалы. Привозили на автобусах. Платили деньги. Поили чаем со стимуляторами.

Где были спецслужбы? Где был наркоконтроль? Где была милиция?

Когда к власти после майдана пришли Яценюк и Порошенко, очень быстро оказались заблокированы российские телеканалы, никакой антимайдан в Киеве стал невозможен. А почему при Януковиче был возможен майдан?

Можно ли было заблокировать доставку активистов автобусами из других городов? Конечно, можно.

Можно ли было взять пробы чая и поднять шум, что на майдане спаивают народ, переключить внимание общества на вопрос, какими методами достигается «патриотическая атмосфера майдана»? Конечно, можно.

Можно ли было установить посты и заблокировать подвоз покрышек и горючих смесей? Конечно, можно.

Можно ли было вычислить организаторов и арестовать их? Тоже можно.

Почему жнее ничего этого не было сделано?

Потому что организаторы майдана получили контроль над местной властью, милицией и даже спецслужбами.

А как они получили такой контроль? Купили!

Государство, глубоко пораженное коррупцией, оказывается беззащитно перед частным капиталом. В таком государстве становится возможен массовый подкуп чиновников в самых разных ведомствах.

Когда в государстве действует повсеместный подкуп чиновников, становится невозможно выдать поручение на ограничение доставки активистов на майдан, невозможно перекрыть подвоз покрышек, невозможно приостановить вещание телеканала, даже если через него распространяются призывы к государственному перевороту.

Государство, глубоко пораженное коррупцией, можно сравнить с автомобилем на льду, управление которым становится практически нереальным. Малейший толчок извне – и автомобиль сперва идет юзом, а затем летит в кювет.

Чем выше уровень коррупции в государстве, чем выше уровень морального разложения элиты и чиновников, тем проще и дешевле можно организовать переворот.

Финансовые возможности США велики, но не безграничны.

Нужно понимать, что США не могут бросать на организацию переворотов суммы, сопоставимые с ВВП стран, в которых организуются эти перевороты. Во-первых, стран много и если на каждую бросать сотни миллиардов, то даже экономика США не выдержит таких затрат. А во-вторых, тратить на переворот суммы, сопоставимые с ВВП «переворачиваемых стран», просто невыгодно, это может не окупиться никогда.

США могут позволить себе затраты в несколько миллиардов, в некоторых случаях – несколько десятков миллиардов на каждый переворот. Но не более того.

И если государство эффективно использует свой ресурс и коррупция не превышает критический уровень, то никакого переворота у госдепа и ЦРУ не выйдет.

Это как в физике – если на объект действуют две силы, то двигаться он будет в направлении большей из сил. Если ресурс государства больше, чем США выделяют на переворот в нем, а также если этот ресурс используется эффективно – переворот невозможен.

А еще есть «внефинансовый» фактор – идеи.

Всегда существует часть общества, готовая сражаться за идею, для нее деньги – только средство реализации своих идей. На Украине такой частью общества являются бандеровцы. Но готовых идти на баррикады среди них не так много. Большинство не идут дальше бравирования в соцсетях и быстро разбегаются от малейшей угрозы своим нежным и горячо любимым попкам.

Поэтому для защиты от угроз, исходящих от немногочисленной идейной части оппозиции, опять же нужны спецслужбы, не слишком пораженные коррупцией.

Теперь подведем промежуточный итог. Для организации цветной революции внешними силами и рвущимся к власти капиталом нужно следующее:

1. Высокий уровень коррупции в стране.
2. Утрата доверия к действующей власти со стороны общества.
3. Потеря управляемости государственным аппаратом.
4. Выход муниципальных служб в столице из подчинения властей.
5. Слабость или отсутствие государственной идеи.

Более 300 официальных экспертов и представителей военных ведомств и международных организаций из более чем сорока стран мира принимают участие в III Московской конференции по международной безопасности, которая сегодня открылась в российской столице.

Основные темы дискуссии, организованной Минобороны РФ, были известны заранее. Это распространение "цветных революций", последствия так называемой арабской весны на Ближнем Востоке и в Северной Африке, перспективы сохранения стабильности в Афганистане после вывода оттуда войск международных сил безопасности. Разумеется, шел разговор и о ситуации на Украине.

Открыл конференцию министр обороны Сергей Шойгу. Он зачитал послание президента России участникам московского форума. Там сказано, что процесс становления новой полицентричной системы международных отношений идет непросто, сопровождается усилением глобальной нестабильности. Пока не удалось существенно продвинуться вперед в деле формирования единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евроатлантике. Владимир Путин отметил, что сохраняется напряженная обстановка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, серьезные риски связаны с ситуацией в Афганистане. "Очевидно, что современные вызовы и угрозы требуют отказа от архаичной логики геополитических игр с нулевым результатом. От попыток навязывания другим народам собственных рецептов и ценностных ориентиров, в том числе путем цветных революций", - подчеркнул президент РФ.

Свое выступление Сергей Шойгу начал с Украины. По его словам, эта страна практически скатилась к гражданской войне. Более того, в Европе искусственно создан очаг напряженности. Его появление негативно повлияло и на глобальную безопасность. Министр обороны обратил внимание на схожесть этих процессов с тем, что сейчас происходит в Венесуэле, где законному руководству страны противостоит так называемая демократизированная оппозиция, подпитываемая из-за рубежа.

Анализ показывает, что итоги "цветных" революций зачастую существенно отличаются от замысла их инициаторов. Результатами вмешательства становится долговременная дестабилизация, - заявил Шойгу.
По его мнению, под видом распространения демократии происходит навязывание народам чужих ценностей. Социально-экономические проблемы отдельных государств используются для замены национально ориентированных правительств режимами, которые контролируются из-за рубежа. Они, в свою очередь, обеспечивают своим покровителям беспрепятственный доступ к ресурсам этих государств. "Цветные" революции все больше обретают формы вооруженной борьбы, разрабатываются по правилам военного искусства.

Шойгу напомнил, что в этом году завершается вывод из Афганистана международных сил содействия безопасности, и ответственность за стабильность в стране полностью ложится на национальную армию и национальные структуры безопасности. Министр не скрывал, что в этой связи Россию беспокоит возможность возрастания террористической угрозы из Афганистана. "Региональная нестабильность может быть выгодна отдельным государствам: ее очень удобно использовать для обоснования масштабного переформатирования действующей системы безопасности, - сказал Шойгу. - Очевидный пример - развертывание систем ПРО США в Европе и на Дальнем Востоке, поводом для которого послужили ракетно-ядерные программы Ирана и КНДР, якобы угрожающие безопасности США и НАТО".

Говоря об усилиях России по обеспечению безопасности в нестабильных регионах, министр обороны упомянул о помощи афганским властям. Вместе с союзниками по ОДКБ наша страна проводит работу, направленную на повышение потенциала вооруженных сил стран региона. Это и обучение кадров, и оснащение национальных армий, и совершенствование систем управления военными организациями стран региона. Шойгу напомнил, что
в последнее время была увеличена численность авиационной составляющей на авиабазе в Канте, переведена на дивизионный состав 201-я российская военная база в Таджикистане.

Задача проста: нейтрализовать угрозы военной безопасности для стран ОДКБ в случае нестабильного развития ситуации в Афганистане и повышения террористической угрозы, - сказал министр.

Тему "цветных революций" на конференции продолжил глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров. По его словам, операции по смене режимов в суверенных государствах, инициированные извне, наносят очевидный ущерб международной стабильности. А попытки навязывать другим народам собственные рецепты внутренних преобразований, не учитывающие их традиции и национальные особенности, оказывают деструктивное воздействие на международные отношения, оборачиваются умножением "горячих точек" на карте мира.

Коснувшись проблемы Афганистана, Лавров высказался за то, чтобы при планировании новой миссии НАТО, которой предстоит получить одобрение Совбеза ООН, была учтена вся совокупность факторов нестабильности в этой стране, а особое внимание было уделено афганскому наркотрафику.

Что касается судьбы соглашения о сотрудничестве между Афганистаном и США в сфере безопасности, рассчитываем, что новый президент Афганистана примет решение по данному вопросу, исходя из интересов афганского народа и общерегиональной стабильности. Содействие Афганистану продолжится и по линии ШОС, где в качестве членов или наблюдателей представлены все соседи Афганистана. Будут также задействованы потенциал и практический опыт ОДКБ, - сказал глава МИД.

Отдельно он остановился на поиске компромисса в сирийском урегулировании. Россия выступает за возобновление женевского переговорного процесса, продолжение межсирийского диалога в соответствии с согласованной повесткой дня, первым пунктом которой значится прекращение насилия и борьба с терроризмом. "При обсуждении вопросов переходного периода речь должна идти о поиске компромиссов на основе взаимного согласия, а не об ультимативных требованиях смены режима", - сказал Лавров.
По его словам, попытки использовать гуманитарный кризис или иные аспекты сирийского конфликта для обоснования внешнего силового вмешательства контрпродуктивны. Вместо этого необходимо обеспечить по-настоящему представительный характер делегаций оппозиционных групп на переговорах с правительством.

Министр иностранных дел РФ уверен, что кризис на Украине должен заставить Европу задуматься о построении единого мира от Лиссабона до Владивостока.

Европейский континент, который породил в минувшем столетии две глобальные военные катастрофы, вместо того, чтобы демонстрировать всему миру пример мирного развития и широкого сотрудничества, вновь перетягивает на себя главное внимание международного сообщества. Такое положение дел не может не беспокоить, тем более что оно является не проявлением случайного стечения обстоятельств, а, скорее, закономерным результатом развития событий в Европе за последние четверть века, - сказал Лавров. - Имею в виду, прежде всего, то, что наши западные партнеры предпочли реализации поистине исторического шанса построения большой Европы без разделительных линий привычную логику передвижения на восток подконтрольного им геополитического пространства. По сути, это означало продолжение в более мягкой упаковке линии на сдерживание России".

По его словам, этот курс осуществлялся, несмотря на настойчивые призывы российской стороны взяться, наконец, за практическую работу в соответствии с согласованными на высшем уровне принципами по созданию в Евроатлантике общего пространства мира, безопасности и стабильности. Глава МИД считает, что, вместо продвижения задачи гармонизации интеграционных процессов в Европе и Евразии, были предприняты попытки поставить государства на постсоветском пространстве перед жестоким выбором между Западом и Востоком. "В хрупкой внутриполитической ситуации на Украине такого давления оказалось достаточно, чтобы спровоцировать масштабный кризис государственности в этой стране, - заявил Лавров. - Для того чтобы помочь украинскому народу преодолеть этот кризис, необходимо решительно отказаться от пресловутых игр с нулевым результатом, от поощрения ксенофобских, неонацистских настроений, от стремления руководствоваться опасным комплексом превосходства".

Руководитель внешнеполитического ведомства России высказал сожаление о том, что схемы, основанные на отстаивании собственной исключительности, использовании двойных стандартов, стремлении извлекать односторонние геополитические выгоды из кризисных ситуаций, широко применяются не только в Европе, но и в других регионах. Это, по мнению Лаврова, подрывает эффективность усилий по урегулированию конфликтов. Он обратил внимание на использование разных подходов - одним силам в отдельных случаях оказывается поддержка, а в других - вооруженное сопротивление, как это было, например, в Ливии и Мали. "В результате у сторон внутригосударственных конфликтов возникает искушение инспирировать вооруженное вмешательство извне для достижения своих целей, которые зачастую не имеют ничего общего с борьбой за демократию, права человека или надлежащее управление", - сказал глава МИД России.

Досье "РГ"

Первая Московская конференция по международной безопасности состоялась в 2012 году, она была посвящена противоракетной обороне в Европе. На второй конференции в 2013 году обсуждались вопросы обеспечения общеевропейской безопасности.

Последние 20 с лишним лет мы наблюдаем, как в мире вспыхивают революция за революцией. Где-то сражаются за независимость, где-то свергают тирана, где-то меняют политический строй, где-то встают под знамёна священной религиозной войны. Казалось бы, причины и цели везде различны. Но что настораживает: невзирая на расу, вероисповедание, регион проживания, политические взгляды повстанцев, их выступления против действующего режима похожи словно братья-близнецы. И многие эксперты не без основания полагают, что всё это - тщательно спланированные акции, причём разыгранные по одному сценарию, а режиссёрами обычно называют США и страны блока НАТО. Это мнение настолько закрепилось в обществе, что даже из уст далёких от политики людей все чаще можно услышать термин «цветная революция». Мы предлагаем разобраться в том, есть ли в охватившей планету мятежной истерии элементы мирового заговора, и рассмотреть это на фактах. Например, взять несколько произошедших в разное время и в разных точках планеты переворотов и понять, что между ними общего.

Бархатный развод

Один из первых бескровных политических переворотов современности, названный «бархатной революцией», произошёл в Чехословакии в 1989 году. Страна, входившая в состав Варшавского договора, внезапно свернула с коммунистического пути развития. Главным поводом для - бархатной революции стала внутренняя политика главы государства Густава Гусака - длившийся с 1971 по 1989 год застой (так называемая политика «нормализации»). Подстегнуло эти события и ослабление позиций лидера мирового коммунизма - СССР: падение Берлинской стены и произошедший в Советском Союзе кризис. Переворот в Чехословакии начался со студенческой демонстрации, посвящённой годовщине гибели в годы немецкой оккупации студента Яна Оплетала. Но когда в рядах демонстрантов зазвучали политические лозунги, митинг разогнала полиция. На этом могло всё и закончиться, если бы не слух о том, что при разгоне демонстрации полицейские жестоко убили одного из студентов. Позже выяснилось, что убийство было провокацией, устроенной чехословацкой спецслужбой, а «убитым» по приказу высшего руководства стал один из офицеров госбезопасности. Но для граждан страны подобная новость сыграла роль детонатора. Люди снова вышли с протестами на улицу, причём на этот раз к студентам присоединились интеллигенция и работники многих предприятий. В результате руководство Чехословакии было вынуждено подать в отставку. Новое правительство сменило ориентиры - с коммунизма на демократию, с плановой экономики на рыночную. Четыре года спустя вследствие «бархатного развода» Чехословакия раскололась на Чехию и Словакию. Первая вступила в НАТО в 1999 году, вторая - в 2004-м.

Под знамёнами триколора

Через два года после «бархатной революции настала очередь и самого флагмана мирового коммунистического движения. В декабре 1991 года распалась одна из самых могущественных держав XX столетия - СССР. Предшествовал этому наступивший в 1989 году серьёзный экономический кризис, к которому привели реформы Михаила Горбачёва. Некоторые эксперты также считают, что экономику Советского Союза сильно пошатнуло инициированное США снижение мировых цен на нефть. В стране возникла нехватка продовольствия, правительству пришлось ввести нормированное снабжение по талонам. Из-за этого в республиках СССР вспыхнули бунты, многие из которых имели националистический характер. Между тем, благодаря падению железного занавеса, взоры советских граждан стали все больше обращаться в сторону стран Западной Европы и за океан - на Америку. В моду вошли импортные товары: одежда, техника, автомобили. Люди с восхищением слушали чужую музыку, читали книги, смотрели фильмы, рассказывающие о прелестях иной жизни. Молодёжь с каждым годом всё радикальнее заявляла: «Перемен требуют наши сердца!». И перемены эти произошли - в августе 1991 года случился путч, сопровождавшийся массовыми демонстрациями. Результатом стало падение коммунистического строя и смена власти. Нашёлся и новый лидер - Борис Ельцин, оправдавший ожидания сограждан, мечтавших о появлении на родине западной и американской культур. Ещё бы, ведь новый президент отлично ладил с бывшими советскими недругами. Он ещё до развала СССР в 1989 году, посещал США по их приглашению. Став главой новой России. Ельцин выступил с инициативами по разоружению, объявив в 1992 году, что ракеты бывшего СССР больше не будут нацелены на американские города. В 1993-м Борис Николаевич «с пониманием» отнёсся к вступлению Польши в НАТО. Президент США Билл Клинтон отмечал умение Ельцина идти - на определённые компромиссы».

Восстание роз

В 2003 году в Грузии произошёл политический переворот, получивший название «революция роз» (люди, вышедшие на улицы, держали в руках не оружие, а букеты роз). Его причинами стали тяжёлая экономическая ситуация в стране, коррупция, а также конфликты с Абхазией и Осетией. Поводом к бунту послужили парламентские выборы, на которых победил действующий лидер страны Эдуард Шеварднадзе. Но международные наблюдатели и оппозиция во главе с Михаилом Саакашвили признали выборы сфальсифицированными. В поддержку оппозиции выступили члены молодёжной организации «Кмара», к которым вскоре присоединились другие граждане Грузии. Чтобы не допустить кровопролития, Шеварднадзе предпочёл сдать полномочия, и к власти пришёл Саакашвили. Победитель сразу же взял курс на вступление Грузии в НАТО. По словам нового президента, «это не только участие в самом сильном военно-политическом альянсе, но ещё и осуществление мечты Грузии». Кстати, Михаил Саакашвили ещё в 1994 году получил степень магистра права в Колумбийском университете, куда был направлен как стипендиат Госдепартамента США. Правда, из-за конфликта в Южной Осетии «мечте Грузии» так и не удалось сбыться.

Оранжевый майдан

В 2004 году на президентских выборах в Украине оппозиция сочла сфальсифицированной победу Виктора Януковича. Как и в Грузии, сей факт единогласно подтвердили иностранные наблюдатели из Европы и США. Это привело к массовым митингам в поддержку противника Януковича Виктора Ющенко, и люди вышли на киевский Майдан - площадь Независимости. Наиболее активным участником выступлений стала молодёжь, в частности организация «Пора!». Главным поводом для «оранжевой революции» (оранжевый - цвет флагов оппозиции) послужил охвативший Украину серьёзный политико-экономический кризис. После перевыборов победа оказалась за Виктором Ющенко, который повёл внешнюю политику в пользу Евросоюза и США. Ющенко готовил вступление Украины в НАТО и поддерживал правительство США в вопросах размещения ПРО (систем противоракетной обороны) в Восточной Европе.

По одному сценарию

Итак, что же общего между всеми этими переворотами? Специалисты отмечают, что практически все подобные революции случились в странах, не входящих в состав НАТО и Евросоюза. Более того, наоборот, внешняя политика этих стран сильно противоречила интересам Запада. Смене правительств там, как правило, предшествовал экономический, политический или социальный кризис, причём не исключается, что созданный искусственно. В течение нескольких лет до восстания у населения вырабатывалась лояльность к европейским государствам и США, демократия которых противопоставлялась проблемам действующего режима: коррупции, цензуре, застою, национальным противоречиям и тому подобному. Нередко происходила своего рода «прикормка» политически активных граждан европейскими и американскими грантами, что делало этих граждан преданными сторонниками «благодетелей». Незадолго до переворота создавались организации из радикально настроенной молодёжи, которые становились своего рода - полевыми отрядами будущей революции». Когда же в стране начинались столкновения оппозиции с действующим режимом, у первых оказывалось множество «натерпевшихся» приверженцев, которые тысячами высыпали на митинги, требуя смены власти. Если переворот удавался, у руля государства вставал лидер, который начинал вести явно проамериканскую и проевропейскую политику. Подобный сценарий, так или иначе, прослеживается в государственном перевороте в Киргизии (2005 год), в ливанской «революции кедров» (2005 год), в попытках цветной революции в Беларуси (2006 год) и Армении (2008 год), в волнениях в Тунисе (2010 год) и смене власти в Египте (2011 год). И это далеко не полный список. Быть может, и наша страна вот-вот его дополнит?
Кстати, главный принцип цветных революций заключается в том, что выходя на митинги и поддерживая оппозицию, люди истинно верят в осознанность своего выбора. Когда-то Фёдор Михайлович Достоевский сказал, что революция - это прежде всего революция в душе каждого человека, который её делает. Но вопрос лишь в том, кто проникает в души людей и чью волю они исполняют, считая её своей.

И Независимого экспертно-аналитического центра «Эпоха» в своих докладах раскрыли принципы использования технологий цветных революций или «облачного противника» (термин предложен ведущим экспертом ЦВПИ МГИМО Хамзатовым М. М.)

Как отметил директор ИМИ МГИМО Александр Арсеньевич Орлов в своем докладе «Роль международных универсальных организаций в обеспечении глобальной безопасности», в процессе формирования нового мироустройства, сопряженного с конфликтами, существенной нестабильность, игнорируются основополагающие принципы международных отношений, допускается произвольная трактовка положений устава ООН и других организаций. По словам Орлова, сегодня единственным гарантом соблюдения международного права остается одна лишь Россия.

В отличие от стран НАТО, за последние два десятилетия неоднократно допускавших грубое нарушение норм международного права и действующих в нарушение положений устава ООН, именно Россия в своей миротворческой практике соблюдает нормы международного права и основополагающие принципы международных отношений. Более того, как отметил руководитель независимого экспертно-аналитического центра «ЭПОХА» Игорь Михайлович Попов в своем докладе «Война – это мир: невоенные аспекты обеспечения безопасности государства», Североатлантический альянс уже сегодня рассматривает Россию в качестве партнёра «в кавычках». В одном из своих последних заявлений генеральный секретарь НАТО определил Россию как одну из угроз современного миропорядка.

По мнению Попова, геополитическое противоборство никто не отменял в современном мире, и для Западной цивилизации Россия всегда будет оставаться геополитическим соперником. По мнению эксперта необходимо четко видеть перед собой перспективы отношений с Западом, который и сегодня вынашивает планы продолжения начатого в ходе развала Советского Союза. И сценарии подобного деструктивного воздействия у наших «партнёров» так же имеются. В первую очередь, по мнению Попова, никто не отменял вариант военного вторжения. Во-вторых - эффективным остается сценарий, по которому был разрушен Советский Союз. И наконец, наиболее вероятный вариант - применение тех же технологий, которые были использованы в ходе инициирования цветной революции на Украине в 2004 году и сегодня. Данный вариант, по мнению Игоря Михайловича, является для Запада наиболее перспективным, так как в современном мире других эффективных вариантов практически не осталось.

Сегодня, когда характер войны кардинально меняется, война переходит из формата одного лишь вооруженного противодействия, в формат все большего информационного давления и бесконтактной борьбы. Понимание войны, по словам Попова, изменилось и сегодня социальные технологии, являясь основой цветных революций, представляются наиболее эффективными средствами жесткого воздействия в мировой политике.

Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО (У) МИД России Муса Магомедович Хамзатов определяет основную технологию, применяемую в ходе цветных революций против традиционных Вооруженных Сил термином «облачный противник». В своем докладе «Облачный противник»: новая угроза международной безопасности» эксперт называет главной причиной появления подобных технологий - появление ядерного оружия, которое привело к кризису в военном искусстве и в принципах ведения вооруженного противодействия в мировом пространстве.

Появление технологии облачного противника и цветных революций позволило нашим Западным «партнёрам» выйти за рамками ограничений, накладываемых принципом ядерного сдерживания.

В рамках организации цветных революций, по мнению Хамзатова, наличие подобного облачного противника, направленного против Вооруженных Сил объекта воздействия, является основополагающей технологией. Данный противник инертен, у него нет четко определенной численности, состава, отсутствует четко определимый тыл. У «облачного противника» - все это проявлено не явно. Даже в роли министра иностранных дел подобного противника может выступать любой министр сопредельного государства. По мнению Хамзатова, именно это мы наблюдали на Украине, когда с активистами Майдана напрямую работали европейские политики в ранге министров. Исходя из этого, и финансирование облачного противника в рамках применения технологий цветных революций так же является трудно определимым, бессистемным, не имеющим определенного центра, но вместе с тем более чем эффективным. В результате, по мнению Хамзатова, мы видим результат в виде значительного ущерба политической, экономической и социальной составляющей государства, а противник, с которым по логике должны бороться Вооруженные Силы, по сути, отсутствует.

Основным элементом технологии облачного противника является деструктивное воздействие через социальные технологии, позволяющие создать необходимое условия для внедрения остальных элементов: вооруженных отрядов, радикальных группировок, отрядов иностранных наемников.

Данная технология, технология облачного противника в рамках организации цветных революций, по словам Хамзатова, позволяет исключить Вооруженные Силы, армию объекта воздействия, напрямую разрушая политическую, социальную и экономическую основу общества. А дальше все оказывается просто - государство, охваченное хаосом, объявляется международным сообществом как несостоявшееся («failed state»), а его политические элиты - виновными в социально-экономическом кризисе и утрате способности контролировать развитие ситуации.

Цель применения технологий цветных революций - избегая серьезных финансовых затрат и открытого вооруженного противодействия, забрать страну в экономическое рабство, подчинить себе политические элиты и политическую систему государства.


Самое обсуждаемое
Директория во Франции: бегство от диктатуры к диктатуре Директория во Франции: бегство от диктатуры к диктатуре
Как выучить португальский язык самостоятельно Изучение бразильского языка Как выучить португальский язык самостоятельно Изучение бразильского языка
Наркомания в России и борьба с ней: идеология, тюрьма и «очищение» городов от наркоманов Основные способы борьбы с наркоманией Наркомания в России и борьба с ней: идеология, тюрьма и «очищение» городов от наркоманов Основные способы борьбы с наркоманией


top