Дамиан (Воскресенский), архиепископ Круский (1937). Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский, священномученик От юности Христа возлюбил оси, святителю Дамиане, к тебе, яко скорому молитвеннику и помощнику, милостиво припадаем и усердно моли

Дамиан (Воскресенский), архиепископ Круский (1937). Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский, священномученик От юности Христа возлюбил оси, святителю Дамиане, к тебе, яко скорому молитвеннику и помощнику, милостиво припадаем и усердно моли

Фатежского уезда Курской губернии священника Григория Воскресенского родился сын, названный при крещении Димитри­ем.

Вся жизнь отца Григория протекала в церковной ограде. Видя пастырские труды родителя, Димитрий Григорьевич возгорелся желанием тоже посвятить себя служению Богу и людям и, получив благословение отца, поступил в духовное училище. Окончив в 1894 году Курскую ду­ховную семинарию, определен псаломщиком к церкви села Николаевка Путивльского уезда Курской губернии. С 1895 года служил надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища .

«… Всего только с голодного 1918 года восстановилась здесь епископская кафедра, упраздненная пред тем более ста лет тому назад. Благодарение Богу! Назначением сюда епископа Дамиана Переславль был очень счастлив.

За его приветливый взгляд, правдивую, добрую и неустрашимую душу, обходительность, доступность и ласковость, уменье служить и проповедовать слово, - и станом своим он был представительный, - его скоро здесь полюбили. Но не посчастливилось только житье ему здесь. Первый раз он был арестован и посажен во Владимирскую тюрьму на год с лишним, заподозренный будто бы в политике, по произносимым в храме проповедям. Из Владимира тогда приходили трогательные картины рассказов, как его часто по улице города в арестантских опорках сопровождали под винтовками красноармейцы. Другой раз он был сослан на два года в город Теджен в Туркестане, благодаря нажиму «живой церкви». Всего он значился епископом Переславским девять лет. Ныне в начале лета, к сожалению переславцев, он был отозван на новое место службы в город Полтаву в архиепископском сане. Проводы его были очень чувствительны: многие при прощании с ним и при речах духовенства плакали; плакал немало и он, уезжая. В числе первых, как сослуживцу по собору, мне пришлось тогда сказать ему прощальное слово, перед молебном, за последней его Литургией. Храм был полон молящимися; пришло почти и все духовенство, как никогда. И так как это мое слово понравилось тогда очень многим (десятки слушателей после ко мне подходили и благодарили меня за высказанную в нем правду) и как оно, таким образом, является как бы выразителем настроения многих, то я полностью и помещаю его здесь. Итак, начинаю его передачу:

«Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, горячо любимый наш архипастырь!

Высказывая воодушевляющие нас чувства радости и пожелание, по поводу Вашего возвышения в служебной архипастырской деятельности, да подаст Вам Господь Бог крепость душевных и телесных сил послужить еще многие годы во благо и славу Святой Церкви, - мы вместе с тем не можем не высказать и другого нашего чувства, которое управляет нами в данное время. Это чувство печали и скорби, что Вы оставляете нас, что приходится теперь Вам сказать последнее слово «прости», чтобы в мире друг с другом нам с Вами на всю жизнь разойтись… Владыко! Тяжело нам с этим мириться!

Посмотрите, дорогой отец наш, собралось нас немало и пастырей церкви, и наших пасомых! Что это побудило нас? Любовь наша к Вам!

Вспоминаются мне первые годы Вашего вступления на здешнюю Переславскую кафедру. Тогда я еще не был Вам сослуживцем здесь по собору. Но мне тогда еще Бог привел иметь частое общение с Вами, когда, помните, многие приходы и целые улицы, чуть ли не весь город, приглашали Вас для служения в храмы и когда прихожане тех храмов брали святые иконы по своим домам, помнится, - из собора, из мужских монастырей, от нас - от Николы, от князя Андрея, и от других храмов, в которых Вы служили в тот день. Вот когда еще, Владыко, зародилась к Вам любовь переславцев! Когда же Вы пожили с нами, она в нас возросла: теперь переславцы провожают Вас с большим сожалением, со слезами…

Говорят, что любовь порождает любовь. Так случилось и с нами. За все эти годы пребывания с нами многие ль скажут, спрошу я, что он был Вами унижен, обижен или наказан? Своим приветливым словом, отзывчивостью души, доступностью и близостью к нам Вы больше и больше с годами, живя среди нас, привлекали и приумножали численный состав верующей паствы - Ваших почитателей.

Усердной службой своей и почти всякий раз, простым и понятным для всех словом назидания в этом святом храме и где только приходилось служить, Вы сумели в остывавших было в эти годы сердцах многих снова возгреть и любовь, и усердие к Божию храму. Многолюдство собрания верующих в храме Божием я больше всего считаю, вот здесь, по крайней мере, в соборе, плодом Ваших трудов и пастырских наставлений.

Да, дорогой наш архипастырь и любящий отец, справедливость требует сказать Вам, что недаром протекла Ваша жизнь среди нас. Своим примером стойкости в вере, своим твердым исповеданием Единой Святой и Апостольской Церкви и, наконец, своими страданиями, которые выпали на Вашу долю, Вы многих слабых, колебавшихся духом, укрепили и своим добрым и любящим сердцем приблизили к себе сердца многих.

Во всякое время, бывало, мы шли к Вам, как к родному отцу, не боясь, легко и свободно, и каждый из нас встречал в Вас радушный прием и живое участие. Вы своей лаской и добротой не обходили даже и малых детей… Есть одна, хорошо известная всем, дорогая картина, изображающая благословение Спасителем детей, - она часто изображается и на стенах храмов. И вот эта картина мне часто, бывало, когда я служил вместе с Вами, приходила на ум, когда видел я, как со всех сторон окружали Вас в алтаре почти такие же дети. Не шли бы они к Вам с такой радостью, лаской, с такой детски открытой душой, если бы они не чувствовали и не видели в Вашем сердце согревающих душу тепла, ласки, добра. И вот так со всеми нами Вы жили все время в мире, любви и согласии. И я думаю, что не погрешу, если скажу, что Вы не могли сделать кому-либо сознательное зло: в Вашем добром сердце не могло ужиться оно, подобно тому, как не может течь из одного и того же источника чистая и мутная вода.

Примите же, дорогой наш архипастырь и добрый отец, искреннее уверение в том, что мы все с любовью и неудержимою скорбию провожаем Вас от себя. Знайте, что Ваша жизнь, служба Ваша была плодоносна для нас! Вы не оставляете по себе темного следа между нами и укора своей памяти. При Вас никому не было тесно и с переходом Вашим не станет просторней и свободней, как это нередко бывает. Все мы, верующие, чувствуем утрату и лишение в Вас, как в своем добром, любящем отце и архипастыре.

А теперь последнее слово, Владыко: простите нас, в чем мы погрешили пред Вами и, быть может, когда оскорбили. Там, вдали, на чужой нам стороне, не забывайте нас в своих святых молитвах пред Богом…

Простите же и благословите навсегда любящую Вас переславскую верную и преданную Вам паству!»

Пополню еще свой рассказ о епископе Дамиане, что сейчас вспомнил.

Он и третий раз был арестован, значась Переславским епископом, но только уже домашним арестом, который был у него в Москве шесть месяцев. В этот раз он был выпровожен из города Александрова, куда он временно переселился пожить для удобства управления всей Владимирской епархией, которая ему была вверена. Вместо ссылки куда-нибудь далеко, ему, по просьбе его, дозволено было (в почетной ссылке) жить в Москве, без права выезда куда-либо во Владимирскую губернию. А перед тем выбытием его из Переславля в Александров вот что еще было связано, я хочу рассказать, с именем епископа Дамиана.

В одно время запьянствовали человек пять-шесть, соборные певчие. Имевшиеся деньги в карманах давно уже пропиты, хмель же в их отуманенных головах все еще бродит. «Ребята! Пойдем к архиерею просить себе денег на водку», - предлагает один. «Идем, идем, конечно!» - ему отвечают. И вот вступают в оградку собора, где в сторожке жил Дамиан. Видят, владыка сидит возле квартиры, гуляет. Честь-честью подошли гуляки под благословение и сели с ним рядом, обращаясь сначала на «Вы». На обращенную просьбу пьяных визитеров, владыка дал два рубля им на водку. Один из них тотчас же тогда и побежал покупать, а остальные свободно сидят и гуторят с архиереем разные речи во что кто горазд. Здесь они с ним уже сблизились на «ты». И говорят ему так: «Ты вот что, архиерей! Не уходи от нас в Александров. Тебе с нами не плохо, нигде не найти тебе лучшего. У нас так хорошо, а там жить будет хуже». В это время прибежал человек с водкой. «Вот ты, архиерей, пока здесь посиди, а мы вон там за храмом у стенки за твое здоровье и выпьем; потом мы тебе песни споем, а ты нас послушай!»

И вот после сего выпили и пели. Архиерей же в это время продолжал сидеть на своем месте и слушал… «

В 1927 году владыка Дамиан был возведен в сан архиепископа Полтавского, а спустя год воз­главил Курскую епархию. В 1929 году из ЦК ВКП(б) пришла дирек­тива, утверждающая, что религиозные организации остаются един­ственной легально действующей контрреволюционной силой, име­ющей влияние на массы. Начался новый виток гонений на служителей Церкви.

В июне-июле 1932 года по западным районам Центрально-Черно­земной области прокатилась волна массовых антиколхозных выс­туплений под лозунгами: «Отдайте землю и волю и крестьянскую власть», «Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без кол­хозов», «Долой колхозы, долой советскую власть — власть банди­тов, давайте царя». По данным ОГПУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. Следствие пришло к выводу, что «контрреволюционные массовые выступления» явились результатом «подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической орга­низации «Ревнители Церкви», возглавляемой архиепископом Дамианом». Вместе с владыкой было арестовано 3 епископа, 127 свя­щенников и диаконов, 106 монахов и монахинь.

Коллегия ОГПУ 26 декабря 1932 года приговорила архиепископа Дамиана (Воскресенского) к расстрелу, заменив приговор заклю­чением в Соловецкий концлагерь сроком на 10 лет. Судя по архи­вным документам, и на Соловках опальный архиепископ не сми­рился с попытками властей подчинить себе Русскую Православную Церковь. Его слова о том, что «сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде никогда не было, но в конце концов истина Божия должна восторжествовать », высказанные в кругу братьев, оказались пророческими.

В 1937 году владыка Дамиан арестован в лагере и заключен в тюрьму. Осужден УНКВД СССР по Ленинградской области: приговорен к расстрелу и казнен 3 ноября 1937 года в возрасте шестидесяти четырех лет, похоронен в Левашовской пустоши Ленинградской области .

Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года причислил к сонму новомучеников и исповедников Российских архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского).

Ярославский мартиролог «Все мы Христовы» страницы 295-297

Молитвы

Тропарь священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

От юности Христа возлюбил оси, святителю Дамиане, к тебе, яко скорому молитвеннику и помощнику, милостиво припадаем и усердно молим: защити землю Русскую и спаси души наша.

Кондак священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому

Святительскую благодатию облекся еси, Церковь святую, яко Невесту Христову, страданьями доблесне укреплял еси. Моли о нас Христа Бога, святителю Дамиане. Величаем тя, святителю отче Дамиане, и чтим святые страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Житие

Архиепископ Курский Дамиан , в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский, родился в с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии 23 октября 1873 года в семье священника. Он окончил Курские духовное училище, затем духовную семинарию в 1894 г., после чего служил псаломщиком в г. Путивле, а затем настоятелем церкви в с. Николаевке Путивльского уезда. Здесь у него родились один за другим два сына: Михаил и Андриан. Но вскоре он потерял супругу, Молитвы вернули о. Дмитрию силы, и он поступил на учебу в Санкт-Петербургскую Духовную академию, одновременно учился и в Археологическом институте.
27 ноября 1904 года, в день празднования иконы Курской Коренной Знамение, он был пострижен в монашество с именем Дамиан. В 1905 г. завершил учебу в Академии и вскоре вернулся в Курскую губернию, став смотрителем Старооскольского, а затем Обоянского духовных училищ. С 1911 года ректор Смоленской духовной семинарии, возведен в сан архимандрита.
В июле 1918 года архимандрит Дамиан был хиротонисан во епископа Переяславского. Это была первая архиерейская хиротония по благословению Патриарха Тихона. Владыка Дамиан не смог быть равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь, расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению св. мощей. Он открыто выступал в поддержку Патриарха Тихона и Матери-Церкви. Это не осталось не замеченным властями. В сентябре Владимирский ревтрибунал приговорил его к лишению свободы на все время гражданской войны за хранение контрреволюционной литературы и рукописей....
Вскоре он был арестован за сопротивление изъятию церковного имущества, а 23 февраля 1923 года был выслан на 2 года в Туркестан.
Вернувшись из ссылки, последовательно занимал Владимирскую, Полтавскую и Курскую архиерейские кафедры. Будучи Курским Преосвященным, владыка Дамиан был возведён в сан архиепископа.
В Центрально-Черноземной области владыка Дамиан организовал разветвленную сеть общественно-религиозной организации Ревнители Церкви, которая вела борьбу с насилием советской власти против Церкви. Многие священники приняли участие в деятельности этой организации, в которой насчитывалось более 250 человек.
26 декабря 1932 года архиепископ Дамиан был судим вместе с группой своих приверженцев и приговорен к расстрелу, замененному ссылкой на 10 лет в Соловки. Оттуда он уже не вернулся, а 3 ноября І937 года был расстрелян.
В 1998 г. прошла конференция, впоследствии перешедшая в Дамиановские чтения. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Православной Церкви архиепископ Курский Дамиан был причислен к лику святых.

23 октября 1873 года у настоятеля Михайловского храма с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии священника Григория Воскресенского родился сын, названный при крещении Димитрием.

Вся жизнь отца Григория протекала в церковной ограде. Видя пастырскую заботу родителя, Димитрий возгорелся желанием тоже посвятить себя служению Богу и людям и, получив благословение отца, поступил в духовное училище. Окончив в 1894 году Курскую духовную семинарию, он некоторое время служил псаломщиком Спасо-Преображснского собора в Путивле, а затем надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища.

6 января 1897 года епископом Иувеналием (Половцевым) Димитрий был рукоположен в сан иерея и назначен к церкви села Николаевки Путивльского уезда. Спустя четыре года после смерти
жены Димитрий Воскресенский поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и одновременно в археологический институт.

В день празднования иконы Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной 27 ноября 1904 года ректором академии епископом Сергием (Страгородским)Димитрий был пострижен в монашество с именем Дамиан в присутствии Преосвященного Антония (Волынского), подарившего ему «Псалтирь следован-ную со своей дарственной надписью.

В годы Русско-японской войны отец Дамиан состоял благочинным академического духовенства и при этом исполнял обязанности священника суворовской церкви Академии Генерального штаба.

По окончании в 1905 году Санкт-Петербургской духовной академии Воскресенский назначается преподавателем Смоленской духовной семинарии. Спустя два года - смотрителем Старооскольского духовного училища, а еще через год - Обоянекого духовного училища.

28 июля 1911 года отец Дамиан был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии, где его и застал октябрьский переворот.

В июле 1918 года он был хиротонисан во епископа Переяславльского, викария Владимирской епархии. Преосвященный Дамиан участвовал в открытии мощей святителей Иоасафа, Ермогена и Питирима.

Владыка Дамиан не мог оставаться равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям па Церковь Христову, к расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению святых мощей. Его активное и открытое выступление в поддержку Патриарха Тихона, защита Русской Православной Церкви не остались незамеченными большевистскими властями. Уже в сентябре 1920 года Владимирский ревтрибунал приговорил владыку Дамиана к лишению свободы сроком на все время гражданской войны за хранение рукописей "контрреволюционного" характера. Хотя специальным предписанием ВЦИК епископ был освобожден из тюрьмы, но ярлык "контрреволюционер" прочно приклеился к нему, и ОГПУ требовался только повод для но-
вого ареста.

И он не заставил себя ждать. Голод стал бедствием для миллионов людей. Патриарх Тйхон обратился с воззванием ко всем православным оказать помощь умирающему населению и благословил церковно-приходские советы и общины «жертвовать на нужды голодающих драгоценные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления. Но в феврале 1922 года ВЦИК узаконил изъятие всех церковных ценностей, в том числе и священных сосудов. Подобное решение духовенство рассматривало не иначе как святотатство и всячески препятствовало этому. Епископ Дамиан, будучи настоятелем Свято-Данилова монастыря,
воспротивился изъятию имущества, как якобы «принадлежащего государству", за что и был арестован Владимирским губотделом ГПУ.

В обвинительном заключении было отмечено, что "...Воскресенский, будучи не согласным с происходящими в церковной жизни событиями и не соглашаясь с проблемами реформ, отвечающими современному советскому строю, вел тайную агитацию среди народных масс, натравливая последних на лиц обновленческого церковного направления... Является человеком социально опасным, а потому в интересах советской власти, означенного Воскресенского... необходимо из пределов Владимирской губернии изолировать, применить в нему административную высылку сроком на три года!. 23 февраля 1923
года епископ Дамиан был выслан в Тур-
кестан на два года.

После ссылки владыка вернулся в Переяславль-Залесский. В 1927 году он был возведен в сан архиепископа Полтавского, а спустя год возглавил Курскую епархию. В 1929 году из ЦК ВКП(б) пришла директива, утверждающая, что религиозные организации остаются единственной легально действующей контрреволюционной силой,имеющей влияние на массы. Начался новый виток гонений на служителей Церкви.

В июне-июле 1932 года по западным районам Центрально черноземной области прокатилась волна массовых антиколхозных выступлений под лозунгами: "Отдайте землю и волю и крестьян-
скую власть", "Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов","Долой колхозы, долой советскую власть
- власть бандитов, давайте царя". По данным ОПТУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. Следствие пришло к выводу;
что "контрреволюционные массовые выступления" явились результатом "подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической организации "Ревнители Церкви",

Возглавляемой архиепископом Дамианом". Вместе с владыкой были арестованы 3 епископа, 127 священников и диаконов, 106 монахов и монахинь.

На следствии архиепископ Дамиан говорил: "...своей задачей во время управления Курской епархией ставил объединение в первую очередь вокруг священнослужителей, подчиненных мне, и
вокруг отдельных верующих мирян,групп граждан, которые являлись бы глубоко верующими и способными защищать интересы Церкви; представляли бы из себя ячейки ревнителей Церкви для борьбы со всякими посягательствами на Церковь и для проповеди православия.

Поэтому я в своих индивидуальных беседах с некоторыми священнослужителями и верующими неоднократно подчеркивал, что в ячейках "Ревнителей Церкви" должны лежать следующие обязанности. Во-первых, привлечь в их состав действительно глубоко верующих православных, во-вторых, не допускать никаких нападок на Церковь, в-третьих, прославлять имя Божие молит-
вою и примером доброй жизни и, в-четвертых, быть наиболее усердным посетителем храмов и вербовать других к то-
му же".

Коллегия ОГПУ 26 декабря 1932 года приговорила архиепископа Дамиана (Воскресенского) к расстрелу, заменив приговор заключением в Соловецкий концлагерь сроком на 10 лет. Судя
по архивным документам, и на Соловках опальный архиепископ не смирился с попытками властей подчинить себе Русскую Православную Церковь. Его слова о том, что "сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде никогда не было, но в конце концов Истина Божия должна восторжествовать", высказанные в кругу братьев по несчастью, оказались пророческими.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил к сонму святых новомучеников Российских архиепископа Дамиана (Воскресенского).

Воскресенский Дмитрий Григорьевич, родился 23 октября 1873 года в селе Брусовое Фатежского уезда Курской губернии в семье священника. Родственник протоиерея Михаила Салохина.
Окончил Курское духовное училище и в 1894 году — Курскую духовную семинарию.
В 1894-1895 годах служил псаломщиком церкви села Николаевка Путивльского уезда Курской губернии.
В 1895-1897 годах работал надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища.
6 января 1897 года рукоположен во иерея епископом Курским и Белгородским Ювеналием (Половцевым) и определен к клиру Спасо-Преображенского собора города Путивля.
В 1901 году, после смерти жены, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1905 году со степенью кандидата богословия. Одновременно закончил Санкт-Петербургский Археологический институт.
27 ноября 1904 года пострижен в монашество с именем Дамиан архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским).
В 1904-1905 годах состоял благочинным академического духовенства и одновременно исполнял обязанности священника храма святого благоверного Александра Невского (Суворовской) при Академии Генерального штаба (вместо священника Георгия Шавельского, бывшего на русско-японской войне).
В 1905-1907 годах — преподаватель гомилетики Смоленской духовной семинарии, в 1907-1908 годах — смотритель Старооскольского духовного училища. С 1908 по 1911 год — на той же должности в Обоянском духовном училище.
28 июля 1911 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии.
12 мая 1918 года хиротонисан во епископа Переславского, викария Владимирской епархии. Пребывал в Переславль-Залесском Даниловом Троицком мужском монастыре, исполняя там обязанности настоятеля.
24 сентября 1920 года Владимирским губернским ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 4 июля 1921 года предписанием ВЦИК бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы.
13 января 1922 года был досрочно освобожден по амнистии. Вернулся в Переславль-Залесский Данилов монастырь, где выразил протест в связи с изъятием церковных ценностей из монастыря.

В июне того же года еп. Дамиан вслед за Владимирским митрополитом Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По словам епископа Дамиана, он «шел за Сергием в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему» , соглашаясь с ограничениями, поставленными митрополитом Сергием условием своего признания ВЦУ. Обращенные к нему распоряжения ВЦУ по церковно-административным вопросам епископ Дамиан игнорировал, не скрывал своего мнения, что с программой «Живой церкви» православное сознание мириться не может. В церквах Переславля-Залесского и Александрова продолжалось поминовение во время богослужений имени патриарха Тихона, что вызывало доносы местных священников-обновленцев.

5 декабря 1922 года епископ Дамиан был арестован Владимирским отделом ГПУ. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона» . Виновным себя не признал.
23 февраля 1923 года Комиссией НКВД по административным высылкам приговорен к 2 годам ссылки, которую отбывал в поселке Теджен (ныне город в Туркмении). После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский.
12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
В ноябре 1925 года назначен временно управляющим Владимирской епархией.

22 декабря 1925 года участвовал в собрании архиереев в Московском Донском монастыре во главе со Свердловским архиепископом Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митр. Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей патриаршего местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола. 23 января 1926 года он посетил в Нижнем Новгороде митрополита Сергия, который ознакомил его с завещательным распоряжением местоблюстителя Крутицкого митрополита Петра (Полянского) о передаче своих полномочий в случае ареста митрополиту Сергию. В связи с этим епископ Дамиан призвал членов ВВЦС признать митрополита Сергия канонически законным временно исполняющим обязанности местоблюстителя, чтобы предотвратить раскол среди иерархов Церкви. Однако руководители ВВЦС не отказались от своих претензий на высшую церковную власть, в связи с чем 29 января митрополит Сергий запретил в служении архиереев, вошедших в состав ВВЦС, в том числе и епископа Дамиана. Убедившись в раскольнических действиях архиепископа Григория, 2 февраля епископ Дамиан покинул ВВЦС, призвав других последовать его примеру. Принеся покаяние, он был вновь принят в лоно РПЦ. В дальнейшем Дамиан прямо называл «григорианцев», как и обновленцев, раскольничьим движением, поддерживаемым властями для разрушения единства Церкви.

В 1926-1927 годах временно управлял Владимирской епархией.
В 1927 году возведен в сан архиепископа.
С мая 1927 года — архиепископ Полтавский и Переяславский и временно управляющий Днепропетровской епархией.

25 апреля 1928 года перемещен на Курскую кафедру. По словам архиепископа Дамиана, причиной этого перемещения стали его разногласия с другими украинскими архиереями на состоявшемся в Киеве собрании епископов по вопросу о поминовении имени патриаршего местоблюстителя митрополита Петра и возникавших в связи с этим вопросах об автономии Украинской Церкви .

В 1929 году призывался на летнюю сессию Священного Синода.

С 1930 году в связи с проведением коллективизации в епархии усилились репрессии против духовенства. В сельских благочиниях органами ОГПУ систематически арестовывались все благочинные, назначаемые архиепископом Дамианом. В связи с этим он отказался от новых назначений и предложил сельскому духовенству обращаться непосредственно к архиерею. Ежедневно владыка принимал у себя в среднем около 10 священнослужителей и мирян, разбирал их жалобы о притеснениях со стороны властей. Оказывал материальную помощь ссыльному духовенству.

9 февраля 1930 года был на короткое время арестован по делу «Плетневской контрреволюционной монархической организации церковников».

Вновь арестован 26 июля 1932 года в связи с волной антиколхозных выступлений в Центральночернозёмной области РСФСР. Находился в областной тюрьме в Воронеже. Вместе с Орловским епископом Николаем (Могилёвским), большой группой священнослужителей, монахов и мирян проходил по делу так называемой Контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви», был объявлен ее «руководителем». На следствии не скрывал своих убеждений, обоснованно указывал, что «преследование духовенства является органической частью деятельности Соввласти» . 26 декабря 1932 года Коллегией ОГПУ СССР приговорен к расстрелу, замененному 10 годами заключения. В том же году отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Осенью 1937 года НКВД принял директиву об уничтожении узников, остававшихся на Соловецких островах. Архиепископ Дамиан был доставлен в поселок Медвежья Гора вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап). Приговорен к расстрелу Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской области. Расстрелян 3 ноября 1937 года в лесном урочище Сандормох, ныне город Медвежьегорск, Карелия. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Память 21 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборах Курских и Полтавских святых.
Молитвословия:
Тропарь, глас 4:
От юности Христа возлюбил оси, святителю Дамиане, к тебе, яко скорому молитвеннику и помощнику, милостиво припадаем и усердно молим: защити землю Российскую и спаси души наша.
Кондак, глас 3:
Святительскую благодатию облекся еси, Церковь святую, яко Невесту Христову, страданьями доблесне укреплял еси. Моли о нас Христа Бога, святителю Дамиане. Величаем тя, святителю отче Дамиане, и чтим святые страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Молитва:

Святый новомучениче, святителю Христов Дамиане! Дивный пастырю и доблестный воине Христов! Ты всею душею от юности заповеди Божий возлюбил еси. Тем же Господь яви тя преемника Апостолом Своим. И во дни гонения лютого на веру Православную, яко истинный пастырь, явился еси, крестный путь с паствою своею прошєд и тако венец мученический восприял еси, обретший благодать, молитеся за ны. И ныне, о ходатаю наш пред престолом Царя Славы, испроси у Него веру отеческую утвердити, Церковь Святую от ересей и расколов оградити, верных укрепити, заблудших обратити, болящия исцелити, многострадальное Отечество наше умирити и от врагов сохранити ненаветно. И молитвами твоими избавимся от всякия беды и напасти, и тако на земли благочєстно поживше, жизни вечныя на Небеси сподобимся, идеже вкупе со всеми Святыми прославим в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Священномученик Дамиан (Воскресенский Дмитрий Григорьевич), архиепископ Курский

Владыка Дамиан (Дмитрий Григорьевич Воскресенский, 23.10.1873 г.р.), родился в семье настоятеля Михайловской церкви Григория в селе Брусовое Фатежского уезда Курской губернии. Окончил духовное училище, а в 1894 году Курскую Духовную семинарию. Служил псаломщиком в Путивле, надзирателем и учителем черчения Старооскольского духовного училища. Курским епископом Иувеналием рукоположен во иерея 06.01.1897. Учится в Санкт-Петербургской Духовной Академии и одновременно в археологическом институте. 27.11.1904 пострижен в монашество епископом Сергием (Страгородским) , в то время ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии.

В годы Русско-японской войны отец Дамиан исполнял обязанности священника церкви Академии Генерального Штаба вместо убывшего на передовую протопресвитера Императорских Армий и Флота Георгия Шавельского. Участвовал в открытии мощей святых Иоасафа, Ермогена и Питирима. В июле 1918 года хиротонисан во епископа Переяславльского, викария Владимирской епархии.

В 1920 году трибунал г.Владимира приговорил Владыку Дамиана к "лишению свободы сроком на все время гражданской войны". В "обвинительном заключении" отмечалось, что "Воскресенский, будучи несогласным с происходящими в церковной жизни событиями и не соглашаясь с проблемами реформ, отвечающими современному советскому строю, вел тайную агитацию среди народных масс, натравливая последних на лиц обновленческого направления... является человеком социально опасным, а потому, в интересах советской власти означенного Воскресенского... необходимо изолировать". Сослан в Туркестан. В 1927 году Владыка возведен в сан архиепископа Полтавского, а в 1928 году принял управление Курской епархией.

26 декабря 1933 года коллегия ОГПУ приговорила архиепископа Дамиана к расстрелу, заменив его заключением в Соловецкий концлагерь сроком на 10 лет. В Соловках его расстреляли в 1937 году. Место, где был похоронен, неизвестно. Могила утрачена.

В архивных материалах нет сведений о личной жизни священника Дмитрия Воскресенского и его семьи. В его анкетном листе 10.02.1922 во Владимирской тюрьме, в пункте "семейное положение" есть запись: "...вдов, два сына: Михаил - 21 год, Адриан - 24, на иждивении находится сестра 65 лет". Там же есть описание внешности Владыки: "Рост - выше среднего, крепкого телосложения, широкий лоб, нос большой, глаза голубые, волосы и борода - темно-русые, лицо крупное, чистое, походка степенная".

Церковно-монархическая организация "Ревнители церкви"

Летом 1932 года в Центрально-Черноземной области произошли массовые антиколхозные выступления. Доведенные до отчаяния крестьяне требовали: "Отдайте землю и волю, и крестьянскую власть", "Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов", "Долой колхозы, долой Советскую власть - власть бандитов, давайте царя". В них участвовало около 60 тысяч человек.
ОГПУ пришло к выводу, что "контрреволюционные массовые выступления" явились результатом "подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической организации "Ревнители церкви", возглавляемой архиепископом Дамианом". Вместе с владыкой было арестовано три епископа, 127 священников, 106 монахов и монахинь.
На следствии архиепископ Дамиан говорил:
"...своей задачей во время управления Курской епархией ставил объединение в первую очередь вокруг священнослужите- лей, подчиненных мне, и вокруг отдельных верующих мирян, групп граждан, которые являлись бы глубоко верующими и способными защищать интересы Церкви; представляли бы из себя ячейки ревнителей церкви для борьбы с всякими посягательствами на церковь и для проповеди право- славия. Поэтому я в своих индиви- дуальных беседах с некоторыми священнослужителями и верующи- ми неоднократно подчеркивал, что в ячейках "Ревнителей церкви" должны лежать следующие обязанности. Во-первых, привлечь в их состав действительно глубоко верующих православных, во-вторых, не допускать никаких нападок на церковь, в-третьих, прославлять имя Божие молитвою и примером доброй жизни и, в-четвертых, быть наиболее усердным посетителем храмов и вербовать других к тому же"

"Церковно-монархическая организация "Ревнители Церкви" была не единственной, действовавшей в подполье в начале 30-х годов XX века на Курской земле... Люди свидетельствовали: "Мы не можем терпеть это унижение Церкви". Они не смирились с уничтожением храмов, с погромами монастырей, с осквернением святынь. Их показания вовсе не были "выбиты" из них карательными органами атеистического государства. Они искренне давали эти показания, с радостью шли на верную смерть. Не так ли поступали мученики за Христа в Древнем Риме? Поведать эту радость исповедничества вряд ли возможно в каком-нибудь следственном протоколе, да и не нужно было богоборцам так облагораживать своих врагов, Следователи просто фиксировали их показания и не задумывались, наверное, о влиянии на потомков сохраненных ими слов новомучеников.

"Я дочь священника, наш храм взорвали, я пришла в эту организацию, потому что по-другому жить не могу", – вот так обосновывала свое участие в подпольном церковно-монархическом движении, которое объединяло тысячи Православных, одна из них. Многие прекрасно понимали, что сопротивление безполезно, но не могли по-иному обозначить свою жизненную позицию в условиях кровавого столкновения веры и неверия. Протоколы их допросов – это исповеди, люди были спокойны перед лицом смерти, и это спокойствие поразительно". (Ильина З. Курский гос. университет. Место и время публикации не известно. )

Знаменитая проповедь св. Дамиана "Трезвость и Милосердие"

"Место, в котором мы собрались сегодня на молитву, в течение многих лет имело особое назначение. Здесь был казенный винный склад. И в жаркую летнюю пору, и в зимнюю стужу, и в осеннюю распутицу тянулись отсюда длинные обозы по всем направлениям - Рославльскому и Витебскому шоссе, старому Московскому и Киевскому большакам, Краснинской дороге, и развозили эти обозы казенную водку , а с ней алкогольное отравление в народ. Сотни таких складов на необъятных просторах России поддерживали и питали непробудное пьянство в народе. В этой отраве гибли все лучшие духовные и материальные силы великого народа-богоносца. В деревнях от пьяных озорников и хулиганов не стало житья, фабричный люд в конец разорился от водки, колоссально росла преступность, гибли добрые семейные нравы, разрушалось и духовное, и материальное богатство русского народа.

Но вот грянул гром, разразилась грозная великая война. Еще до войны раздалось с высоты престола могучее слово царское о трезвости, а по объявлении войны тем же царским словом запрещена продажа казенного вина и картина Руси сразу меняется. Мирно и стройно прошла мобилизация. Доблестное трезвое русское воинство одерживало победу за победой, целый ряд побед. Религиозность населения и его отзывчивость на добрые дела неизмеримо повысились. Искреннее патриотическое воодушевление растет на наших глазах. В стране подъем милости и благотворения. Быстро и ярко восходит незакатное солнце в образе трезвой России, в образе святой Руси подвига ратного и подвига христианского, подвига веры, самоотвержения, любви, милосердия, всеочищающего покаяния и плодотворного труда.

В жаркую летнюю пору, и в зимнюю стужу, и в осеннюю распутицу тянулись отсюда длинные обозы... и развозили эти обозы казенную водку , а с ней алкогольное отравление в народ. В этой отраве гибли все лучшие духовные и материальные силы великого народа-богоносца...
Из проповеди св. Дамиана "Трезвость и милосердие"

И вот, на светлом фоне обновляющейся трезвой России трезвый разум и христианское сердце пришли к счастливому, мудрому решению, место, откуда шла алкогольная отрава по губернии, превратить в дом милосердия, в госпиталь для раненых воинов. Эта новая в нашем Смоленске обитель милосердия, как та евангельская Вифезда, в которой лежало во дни Спасителя множество больных, слепых, хромых, жаждавших движения воды, приняла уже под свои гостеприимные кровы сотни наших доблестных воинов, проливших кровь за святое, правое дело, за царя и отчизну. Здесь они при тщательном уходе находят тот приют, ту добрую атмосферу любви и ласки, в которой скорее восстанавливаются силы больного и раненого.

Для прибывших из далекого Симбирска, с широких просторов могучей Волги братьев и сестер наших мне хочется продолжить сравнение их лазарета с евангельской Вифездой. Там, в евангельском доме милосердия, больные получали исцеление не потому, что воды Вифезды были целительны сами по себе, вроде наших сернистых, щелочных или грязевых источников на курортах, исцеляла их небесная Божия сила: Ангел Господень, вестник небесной помощи, по временам сходил в эту купель, где пастушеское племя евреев обмывало своих овечек, возмущал воду, и кто первый входил по возмущении воды, тот получал исцеление. В ваш лазарет не сходит видимым образом Ангел Божий, но тихое веяние благодати Божией чувствуется и здесь, как полет Ангела с его бесшумными крыльями. На место Ангела приходит сюда Церковь со своими благодатными средствами, являются сюда ее служители, возгревающие и поддерживающие могучий пламень веры, любви и молитвы, той молитвы, что проникает небеса и восходит, как фимиам кадильный, как приятное благоухание, к Божьему престолу. Воодушевленные этими святыми христианскими настроениями, вооруженные всеми силами медицинского знания вы, симбирские братья и сестры, являетесь поистине вестниками любви Христовой, ангелами милосердия в этой новой Вифезде.

Ведь внутренняя основа вашей работы является глубоко христианской и покоится на Христовых заветах. Нужны истинно ангельские кротость и терпение при вашем деле; вам мало быть исполнительными и самоотверженными, жертвовать личным покоем, удобствами необходимо сохранить без ослабления всю снисходительную любовь к раненому, всю нежную сердечную отзывчивость. Здесь, как и на передовых позициях, надо забыть об усталости страдания, боли не ждут. А сколько нужно ласки, какой нужен богатый запас любви, чтобы не дать места ни одной нотке раздражительности, нетерпения или равнодушия. Ничего подобного не должно быть ни в вашем слове, ни в действии, ни в жесте, ни во взгляде. Вам нужно облегчать не только телесные страдания дорогих нам раненых воинов необходимо, забывая об усталости, вливать в их душу отраду, успокоение и бодрость, озарять их светом чистой радости. Золотое сердце русской женщины, всегда чуткой к людскому страданию, ее нежные, мягкие руки, ее вековой порыв к жертве находят для себя здесь наилучшее применение.

Великий подвиг любви Христовой творите вы, симбирцы, в нашем древнем Смоленске; с Волги вы принесли свою любовь, свою готовность облегчить страдания раненых на берега исторического Днепра. Но в вашей великой любви кроется и великая награда. Я не говорю уже о той награде, что ожидает вас от Спасителя. "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф 25, 40), скажет вам Сын Человеческий. Я говорю о награде в самом вашем священном деле, говорю о неизмеримой радости. Разумею ту благодатную радость, которую получает каждый, когда, ухаживая за больным, у его постели уже видит, как его больной поправляется, крепнет день ото дня, прибавляется в весе и на его глазах, благодаря ласковому отношению, приветливости, совершенно исцеляется, становится здоровым. Эта радость хорошо известна вам, господа врачи и сестры милосердия. Нет ничего выше этой радости, ибо здесь бывает сохранена жизнь, уменьшены скорби, заглушена боль, внесены отрада и упование туда, откуда, казалось, уже веяло отчаянием и холодом могилы.

Да укрепит же Господь молитвами Богородицы силы ваши в нелегком служении вашем, да хранит вас Господь в полном здоровьи и благополучии; труды ваши да осенит Он Своею благодатию, да увенчает их успехом. С миром и радостию, со страхом Божиим и верою идите на ваш святой подвиг. С молитвенными благожеланиями вам соединим сегодня горячие молитвы к Небесному Врачу, да подаст Он, Всесильный, скорое и полное выздоровление находящимся здесь раненым воинам, кои приняли и легкие раны, и тяжкие увечья на ратном поле."

Архимандрит Дамиан (Воскресенский).
Проповедь, сказанная Святым 19 октября 1914 г. в помещении Симбирского госпиталя Красного Креста при открытии сего госпиталя.

Акафист священномученику Дамиану, архиепископу Курскому

Духа Святаго носителю избранный, исповедниче Церкви Православный, адаманте твердейший, похвальная вопием ти, святый священномучениче Дамиане с сонмом новомучеников — Ревнителей Церкви, кровию своею всю Россию освятивших, приносим похвалы своя. И, взирая на благие страдания твоя, зовем ти: Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Ангелы и Боголюбивые людие Христу приносят благодарение, от рода священническаго для пастырскаго служения тя избравшего, святителю Богомудре Дамиане. Во дни гонений лютых, яко страж верный и пастырь добрый, паству Курскую не оставил, но душу свою за спасение ея положил. О сем похвальная вопием ти:

Радуйся, рода иерейскаго Богоугодной молитвы рождение; радуйся, земли Курения благоуханное цветение. Радуйся, Духа Святаго сосуде избранный. Радуйся, воплощение доброты и богомудрия; Радуйся, Святой Руси Божие предначертание. Радуйся, веры нерушимое основание. Радуйся, пламенный ревнителю апостольских преданий. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Провидев щедролюбивый Господь, яко верным чада Православный Церкви многими соблазнами обуреваемы быти, Ангела — Провозвестника Евангельския истины, глашатая неустрашима в земле нашей воздвиже тя Господь, пастыря добра, яко душу свою за овцы полагающа. Мы же, благодаряще Бога, пастыря верна и стража прилежна даровавшего нам, зовем Ему: Аллилуйя.

От юности твоея, Богомудре Дамиане, орлу уподобился еси, к высоте небесней возлете, да постигнеши Богословскую премудрость в свете истиннаго благочестия просветившеея. Мы же, наставляеми тобою, поклонимся Богу, во Троице Святей славимому, вопия ти похвалы сия: Радуйся, паству Христову паче благ мира сего возлюбивый; Радуйся, делателю винограда Христова избранный. Радуйся, твоими молитвами гнев Божий утоляется. Радуйся, святителем Владимирские земли поставленный. Радуйся, нашего упования не посрамляющий; Радуйся, разума Апостольския Церкви хранителю. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Сила Вышняго яве показа тя, священнопроповедниче Дамиане, в трудах крестоношення суща, егда всеоружием Божией благодати козни тьмочисленных враг Православный веры разрушал еси, Богу поя: Аллилуйя.

Имея веру несомненную и помысл чист, вся красная мира сего презрел еси, Дамиане Богоблаженне. И в чине святительстем Господеви послужил еси. Тем же благостию украшенный, аки звезда путеводная светиши всем, вопиющим ти: Радуйся, Единаго Христа всем сердцем возлюбивый; Радуйся, дарованный талант приумноживый. Радуйся, яко угождал еси Богу всяческим служением; Радуйся, правды и истины всегда искавый; Радуйся, истину дерзновенно вещавый. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Бурю страстей внутрь имея, помышлениями суетными обуреваеми, не возможем, Дамиане всемудре, величия мученичества твоего проповедати, обаче твоими молитвами ко Господу в правоверии и благочестии укрепляемы, воспеваем Ему: Аллилуйя.

Слышавше и видевша людие православныя равноангельское стояние твое, на страже апостольской чистоты веры и единства Церкви Христовой, достоблаженне Дамиане, веру непорочно соблюдше и Имя Христово прославивше. Мы же, видя величие подвига твоего, зовем к тебе прилежно: Радуйся, Христа возлюбивый, с ним же за мир сораспеншийся; Радуйся, теплотою Божественной любви души наша согревающий; Радуйся, стада Христова пастырь верный; Радуйся, молитвенник за народ наш неутомимый. Радуйся, обуреваемых тихое пристанище; Радуйся, заблудших благостный наставник. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Боготечную звезду яви тя Господь, досточудне отче наш Дамиане; зане паству твою добре осиял еси светом Евангельской истины, правы стези указуя к Царствию Христову и научая присно взывати к Богу: Аллилуйя.

Видевше гонители здочестивые, яка твердо упование твое на Господа и любовь к Нему, злобою дышащие людие страдания измышляху; ссылкой изнурения веру твою попрати и тя посмеянием диаволу явити. Ты же вся козни бесовские попрал еси. О сем мы приносим тебе похвалы таковыя: Радуйся, у кормила правления епархией твердо стоялый; Радуйся, свет Христов верным возсиявый. Радуйся, яка тобою ревности по Бозе исполняемся. Радуйся, нужды духовно окрадуемых предваряли; Радуйся, народу православному похваление. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Проповедник благочестия явился еси, делателю непостыдный и право правящий слово Истины, священномучениче Дамиане, яко добрый воин Христов ограждая паству свою в годину искушений и соблазнов и подвизаясь взывати истинному Богу: Аллилуйя.

Возсиял еси во граде Полтаве» яко звезда лучезарная, блистанием твоим озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия, ныне плодами сеяния насыщавши вся, мы же с любовию взываем к ти сице: Радуйся, на престол святительский промыслом Божиим восшедый; Радуйся, крестный путь с паствой своей прошедый; Радуйся, яко овец заблудших и обреченных на заклание не оставил еси. Радуйся, даже едину овцу заблудшую отыскавый. Радуйся, для народа русского сокровище драгоценное - Церковь сохранивый; Радуйся, от распрей церковных много скорбевый. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Желая невозбранно пастырем добрым быти, Богоносне отче Дамиане, на пользу чад своих, да вси взыщут истиннаго Бога. Мы же, уповая на преславное ходатайство твое, со дерзновением воспеваем; Аллилуйя.

Перваго и дивнаго святителя по патриаршему благословению Церкви Российския вемы тя, святителю Дамиане, понеже во исповедании не устрашился еси человеческих прельщений и святоотеческия заветы соблюл еси. Сего ради и крепость духовную подаде ти Глава Церкви - Христос; мы же, недостойнии, приносим ти сицевая; Радуйся, самоотвержение всецело показавши; Радуйся, спасение многих взыскавый. Радуйся, промысла Божия о людех провозвестниче; Радуйся, дивное нравов очищение. Радуйся, послушание патриаршему Местоблюстителю явивый; Радуйся, сокровищ Православной веры усердный хранителю. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Странное и преславнеє чудо есть маловерным и малодушным зрети тя, святителю Дамиане, како во дни гонений на Курскую кафедру пришел еси, Православную веру утвердил еси, мудростию словес своих научил еси стадо твое Богоугодно воспевати: Аллилуйя.

Весь исполнь любве Христовы, паству свою не оставил еси, молитвы Всевышнему о нас возсылая; мы же, чтуще светлую память твою, благодарственное пение приносим ти: Радуйся, обилием любви твоея мир удививый; Радуйся, славу предоброго и преблагаго пастыря снискавый; Радуйся, апостольских преданий ревнителю; Радуйся, вокруг себя верных собравши; Радуйся, верность Царю святому Николаю сохранивый; Радуйся, архиереев соседних епархий объединивый; Радуйся, яке Божественнаго священства правило был еси; Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Вси людие паствы курския, видевше тя, архипастыря своего, обличившего опустошителей храмов Божиих, яко пророк Илия лжепророков Иезавелиных, ты же любовию к людям исполнен сый, слезныя молитвы Богу вознося, взывал Ему: Аллилуйя.

Ветии многовещанныя не возмогут по достоянию изрещи пречуднаго прославления памяти твоея, священномучениче Дамиане; мы же, к покаянию тобою подвигаемии, благосердию твоему подражати хотяще, песньми похвальными тя ублажаем сице: Радуйся, добрый наставниче и мудрый правителю; Радуйся, колеблющихся в вере твердый оградителю. Радуйся, яко тобою Святое Православие ревностно охраняется; Радуйся, во мраце нечестия правую веру утверждали; Радуйся, славу Царю Небесному мужественно снискавши; Радуйся, гнев Божий на милость к нам, грешным, преложивый, Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Спасти хотя Церковь Русскую, преславне отче наш Дамиане, ревнителей веры отеческой совокупил еси, богоборческим козням противился еси. Мы же, почитающе всечестныя страдания твоя, вопием прославльшему тя Богу; Аллилуйя.

Матерь Божия, Стена необоримая, Небеси и земли, Владычице пречистая, град Курск ограждающая, строителя тайн Божии и стража верна Церкви Сына своего и Бога нашего избрав тя, отче Дамиане; ныне же ты у престола Царя Славы на Небесех со всеми святыми и Ангелами Небесными, молишься о нас. Мы же, радостию исполненнии, вопием ти: Радуйся, Покровом Пречистыя Богородицы осеняемый. Радуйся, Эдема Небесного сопричастниче. Радуйся, Ангелам собеседниче, святым соучастниче. Радуйся, в невечернии дни Райских блаженств наслаждаешися. Радуйся, изможденных горестями житейскими укрепляющий. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Пение умиленное приносим ти, священномучениче Христов, сияеши бо ныне на небеси, яко верен Святитель правдою одеялся ecи и в рай сладости вкушаеши; о пес нос ловящих Тя Христа прилежно моли, вопиющих Ему: Аллилуйя.

Светозарного светильника, елея молитвы чистыя преисполнена, и пламенем веры светло сияюща, воздвиже тя Господь, священномучениче Дамиане, Богохранимей земле Курския. Мы же, видем тя в Троическом Свете пребывающего и Отечеству нашему мира и благоденствия просящего, с упованием веры, зовем ти: Радуйся, на земле преподобного Феодосия родившийся, Радуйся, святителя Иоасафа славный преемниче, Радуйся, Иоанна Затворника достойный продолжателю, Радуйся, преподобного Серафима во образ себе избравший, Радуйся, преподобного Исаакия в пример вменивший, Радуйся, святому Онуфрию путь уготовлявший. Радуйся, Собора Курских святых преславное украшение. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

Благодати Святаго Духа испроси народам православным, преблагий пастырю стада Христова Дамиане пречудный. Ты же, молитвенниче всеусердный, ублажи Пречистую Матерь и всех Святых, во еже спастися нам. Силою благодати укрепит и нас, немощных, да твоими молитвами всякия козни победим, вопием Всеблагому Богу нашему: Аллилуйя.

Поюще много страда льны я подвиги твоя, святителю Христов Дамиане, и ублажаем мученическую кончину твою, ибо тобою в Троице славимый Бог наш славно прославися. Сего ради приносим ти похваления сицевыя: Радуйся, труд крестоношения Богоугодно подъявый; Радуйся, сосуде Духа Святаго исполненный; Радуйся, вечное приемый от Бога благословение; Радуйся, за веру и благочестие заточения и смерть приявый; Радуйся, славы Божией велий ревнителю; Радуйся, паствы твоея присное радование. Радуйся, святителю Христов Дамиане, Курскаго края священное украшение.

О, преславный исповедниче Христов Дамиане! Прийми от нас, любящих тя чад твоих, приносимое тебе малое моление наше и теплым ходатайством твоим ко Господу огради Церковь Православную и Боголюбивый народ наш, от междоусобиц братских, расколов и еретических смятений, да в покаянии сокрушенном избавимся праведнаго гнева Божия, бед и грядущия вечныя муки и сподобимся с гобою, яко чада со отцем, во веки воспевати Богу; Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)


Самое обсуждаемое
Процесс над анатолием оноприенко Оноприенко маньяк документальный Процесс над анатолием оноприенко Оноприенко маньяк документальный
Старт в науке Какие силы заставляют подниматься воду к листьям Старт в науке Какие силы заставляют подниматься воду к листьям
Сенсорные раздражители. Сенсорные рецепторы. Клеточная и сенсорная рецепция Сенсорные раздражители. Сенсорные рецепторы. Клеточная и сенсорная рецепция


top