Этапы системного анализа, их основные цели, задачи. Этапы проведения системного анализа Основные этапы проведения системного анализа

Этапы системного анализа, их основные цели, задачи. Этапы проведения системного анализа Основные этапы проведения системного анализа

1. Особенности методов системного анализа. Этапы системного анализа.

2. Основные принципы системного анализа. Системный подход.

3. Методы системного анализа.

1. Особенности системного анализа. Этапы системного анализа

Отличие системного анализа от других методов исследования:

Основные отличия системного анализа от других более или менее формализованных подходов при обосновании принятых решений по исследуемой проблеме сводятся к следующему:

Рассматриваются все теоретические возможные альтернативные методы и средства достижения поставленных целей (исследовательские, конструктивные, технологические, эксплуатационные и т.д.), правильная комбинация и сочетание этих различных методов и средств;

Альтернативы решению оцениваются обязательно с позиции длительной перспективы (особенно для систем, имеющих стратегическое назначение);

Отсутствуют стандартные решения;

Четко излагаются различные взгляды при решении одной и той же проблемы;

Применяется к проблемам, для которых не полностью определены требования стоимости или времени;

Признается принципиальное значение организационных и субъективных факторов в процессе принятии решений, и в соответствии с этим разрабатываются процедуры широкого использования качественных суждений в анализе и согласовании различных точек зрения;

Особое внимание уделяется факторам риска и неопределенности, их учету и оценке при выборе наиболее оптимальных решений среди возможных вариантов.

Системный анализ дает основу для сочетания знаний и опыта специалистов многих областей при нахождении решений, трудности которых не могут быть преодолены на основе суждений любого отдельного эксперта.

Понимая недостаточность и необходимость разработки средств сохранения целостности, в последнее время часто возвращаются к определению системного анализа как формализованного здравого смысла, к пониманию системного анализа как искусства, требующего математической поддержки, к более глубокому исследованию закономерности целостности и роли человека в ее формировании и сохранении.

Таким образом, основной особенностью методик системного анализа является сочетание в них формальных методов и неформализованного (экспертного) знания.

С учетом вышесказанного, давая определение системного анализа, нужно отражать в нем, что системный анализ:

Применяется для решения таких проблем, которые не могут быть поставлены и решены отдельными методами математики;

Использует не только формальные методы, но и методы качественного анализа («формализованный здравый смысл»), т.е. методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов (лиц, принимающих решения);

Объединяет разные методы с помощью единой методики;

Дает возможность объединить знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определенной дисциплине мышления.

Основная особенность системного анализа заключается в том, что он ориентирует исследователя, проектировщика не на то, чтобы он стремился предложить сразу окончательную модель объекта или процесса принятия решений (как это имеет место при математическом моделировании или в и изобретательской деятельности), а на разработку методики, содержащей средства, позволяющие постепенно формировать модель, обосновывая ее адекватность на каждом шаге формирования с участием ЛПР: вначале при выборе элементной базы, затем - при формулировании целей и выборе критериев, далее - при выборе методов моделирования, при получении вариантов решения, из которых ЛПР выбирают лучший.

Системный анализ можно проводить на уровне логики или здравого смысла. Научным методом системный анализ является лишь тогда, когда на всех его этапах используется научный подход, в основе которого лежит количественный анализ.

В укрупненном виде системный анализ состоит из следующих этапов:

Постановка задачи;

Структуризации системы;

Построения и исследования модели.

Первый этап - это этап постановки задачи, который весьма важен для последующей работы. Принято считать, что грамотная постановка задачи обеспечивает 60-70 % успеха в получении результатов.

Второй этап системного анализа - структуризация. Прежде всего, надо локализовать границы системы и определить ее внешнюю среду. Для этого необходимо определить набор всех элементов и разделить их на два класса: исследуемую систему и ее внешнюю среду. Структуризация системы заключается в разбиении ее на подсистемы в соответствии с поставленной задачей. Завершается этап структуризации определением всех существенных связей между нею и системами, выделенными во внешней среде. Тем самым для каждой из выделенных систем (подсистем) определяют ее входы и выходы.

Следующий - третий этап системного анализа - построение и исследование математической модели. Модель - это отображение реальной системы (оригинала), позволяющее прогнозировать ее функциональные системы с внешней средой. Задача построения определения математической модели системы называется задачей идентификации. Задача идентификации может быть сформулирована следующим образом: по результатам наблюдений над входными и выходными переменными системы должна быть построена оптимальная в - некотором смысле математическая модель.

2. Основные принципы системного анализа. Системный подход

Системный анализ базируется на ряде общих принципов.

1. Принцип обобщение опытных данных, это закон явлений, найденный из наблюдений. Поэтому их истинность связана только с фактом, а не с какими-либо домыслами.

2. Принцип оптимальности. Известно, что характерной чертой современного развития является выбор наиболее подходящего варианта развития. В живой природе подобное совершается в виде естественного отбора, хотя имеет место и искусственный отбор, например в деятельности селекционеров. В развитии какого-либо объекта мы также должны иметь дело с отбором. В ходе практического освоения научных достижений важно выбирать такие творческие решения, которые являются лучшими по комплексу показателей для заданных условий.

3. Принцип системности. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредствования. Мы никогда не достигаем этого полностью, но требование всесторонности предостерегают нас от ошибок. Принцип системности предполагает подход к новому объекту как к комплексному объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов. Он предполагает исследование объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится с остальными системами в определенных отношениях. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени!

4. Принцип иерархии. Иерархические отношения имеют место во многих системах, для которых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация, т.е. способность к реализации определенного круга функций. В реальных системах иерархическая структура никогда не бывает абсолютно жесткой в силу того, что иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим, и в управлении используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

5. Принцип интеграции. Интегративные свойства объекта появляются в результате совмещения элементов до целого, а также в ходе совмещения функций во времени и в пространстве.

6. Принцип формализации основан на использование формального метода описания системы (например, математическими методами) и получение количественных и комплексных характеристик.

Таким образом, согласно принципам системного анализа возникающая перед обществом та или иная сложная проблема должна быть рассмотрена в целостном контексте - как система во взаимодействии всех ее компонентов, чаще всего как организация компонентов, имеющая общую цель.

Системный подход - является теоретической и методологической основой системного анализа. Это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, и цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта. Он ориентирует на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Системный подход основан на общей теории систем (Людвиг фон Берталанфи) и кибернетике - теории управления (Норберт Винер, У. Росс Эшби, Стаффорд Бир). Он сформировался в 40-60-е годы ХХ в. Наиболее полное и захватывающее изложение системного подхода, его истории, принципов и существующих направлений представлено в замечательной книге американского физика Ф. Капра «Паутина жизни».

Цель системного подхода - опираясь на изучение объективных закономерностей развития систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.

Суть системного подхода при исследовании научной проблемы - представление этой проблемы как системы. Кроме этого системный подход представляет любую систему как подсистему, ибо над любой системой есть надсистема, которая находится на более высоком уровне иерархии систем.

Определим черты системного подхода. Системный подход - это форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

Представляется обоснованным определенным образом осуществленные системные исследования расценивать как системный анализ, а их методологию называть системным подходом.

3. Методы системного анализа

Рассмотрим основные методы, направленные на использование интуиции и опыта специалистов, а также методы формализованного представления систем, которые используются в системном анализе.

Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма»)

Методы данного типа преследуют основную цель - поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивную критику. Основная гипотеза заключается в предположении, что среди большого числа идей имеются по меньшей мере несколько хороших. При проведении обсуждений по исследуемой проблеме применяются следующие правила:

1) сформулировать проблему в основных терминах, выделив единственный центральный пункт;

2) не объявлять идею ложной и не прекращать исследование ни одной идеи;

3) поддерживать идею любого рода, даже если ее уместность кажется вам в данное время сомнительной;

4) оказывать поддержку и поощрение, чтобы освободить участников обсуждения от скованности.

При всей кажущейся простоте данные обсуждения дают неплохие результаты.

Методы экспертных оценок

Основа этих методов - различные формы экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором наиболее предпочтительного варианта. Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности базируется на том, что неизвестная характеристика исследуемого явления трактуется как случайная величина, отражением закона распределения которой является индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, полученных от группы экспертов и что обобщенное коллективное мнение является достоверным. Наиболее спорным моментом в данных методиках является установление весовых коэффициентов по высказываемым экспертами оценкам и приведение противоречивых оценок к некоторой средней величине.

Наиболее распространенными методами экспертных оценок при классификации по признаку оценки предпочтений в настоящее время являются следующие:

Метод рангов;

Метод непосредственного оценивания;

Метод сопоставлений.

Последний метод (метод сопоставлений) включает две его разновидности: парного сравнения и последовательного сопоставления.

В принципе каждый из них имеет много общего, а отличие, в основном, только в том, что оценивание (измерение) изучаемых объектов осуществляется различными способами. Причем каждый из методов обладает определенными достоинствами и недостатками.

Общность каждого из методов заключается в последовательности проведения процедур их использования. К ним следует отнести:

Организацию экспертного оценивания;

Проведение сбора мнений экспертов;

Обработку результатов мнений экспертов.

Практика показывает, что уменьшение субъективности и соответственно повышение объективности результатов использования экспертных методов существенно зависит от соблюдения правил организации, подготовки и проведения экспертных работ. Особенно это зависит, в первую очередь, от организации экспертного оценивания, назначения ответственного за организацию и проведение работ по экспертной оценке, а также от формирования экспертных комиссий.

Для общего руководства экспертными работами следует назначать руководителя экспертной комиссии. В составе комиссии организуют две группы: рабочую и экспертную.

Рабочую группу возглавляет ее руководитель (организатор). В его подчинение входят технические работники, осуществляющие технические работы по подготовке материалов к работе экспертов, отработку результатов работы экспертов и т.п.

В экспертную группу входят эксперты - специалисты по решаемым проблемам.

Формирование экспертной группы осуществляет руководитель (организатор) рабочей группы. При этом выполняется ряд последовательных мероприятий:

Постановку проблемы и определение области деятельности группы;

Составление предварительного списка экспертов - специалистов в рассматриваемой области деятельности;

Анализ качественного состава предварительного списка экспертов и уточнение списка;

Получение согласия эксперта для участия в работе;

Составление окончательного списка экспертной группы.

Метод «Делъфи»

Первоначально метод «Дельфи» был предложен как одна из процедур при проведении мозговой атаки и должен был помочь снизить влияние психологических факторов и повысить объективность оценок экспертов. Затем метод стал использоваться самостоятельно. Его основа - обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура и учет этих результатов при оценке значимости экспертов.

Таким образом, метод Дельфи, представляет собой итеративную процедуру анкетного опроса. При этом соблюдается требование отсутствия личных контактов между экспертами и обеспечения их полной информацией по всем результатам оценок каждого тура опроса с сохранением анонимности оценок аргументации и критики.

Суть метода Дельфи - инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью.

Процедура метода включает несколько последовательных этапов опроса. На первом этапе производится индивидуальный опрос экспертов, обычно в форме анкет. Эксперты дают ответы, не аргументируя их. Затем обрабатываются результаты опроса, формируется коллективное мнение группы экспертов, выявляется и обобщается аргументация в пользу различных суждений. На втором - вся информация сообщается экспертам и их просят пересмотреть оценки и объяснить причины своего несогласия с коллективным суждением. Новые оценки вновь обрабатываются и осуществляется переход к следующему этапу. Как показывает практика, после трех-четырех этапов ответы экспертов стабилизируются, и можно прекращать процедуру.

Рис. 2.1. Алгоритм организации и проведения экспертной оценки метода Дельфи

Алгоритм организации и проведения экспертной оценки метода Дельфи состоит из следующих этапов (рис. 2.1):

1. Сформировать рабочую группу для сбора и обобщения мнений экспертов.

2. Сформировать экспертную группу из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.

3. Подготовить анкету, указав в ней поставленную проблему, уточняющие вопросы. Формулировки должны быть четкими и однозначно трактуемыми, предполагать однозначные ответы.

4. Провести опрос экспертов в соответствии с методикой, предполагающей при необходимости повторение процедуры. Полученные ответы служат основой для формулирования вопросов для следующего этапа.

5. Обобщить экспертные заключения и выдать рекомендации по поставленной проблеме.

Достоинством метода Дельфи является использование обратной связи в ходе опроса, что значительно повышает объективность экспертных оценок. Однако данный метод требует значительного времени на реализацию всей многоэтапной процедуры. Для сокращение временим предлагается создание и применение компьютерной системы.

Таким образом, метод Дельфи - метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозгового штурма, проводимого группой специалистов, и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Метод «дерева целей»

Термин «дерево» предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели. Для случаев, когда древовидный порядок строго по всей структуре не выдерживается, В.И. Глушков ввел понятие «прогнозного графа». Метод «дерева целей» ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей проблем, направлений. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур.

Морфологические методы

Основная идея морфологического подхода - систематически находить все возможные варианты решения проблемы путем комбинирования выделенных элементов или их признаков. В систематизированном виде метод морфологического анализа был впервые предложен Ф. Цвикки и часто так и называется «метод Цвики». Известны три основные схемы метода:

Метод систематического покрытия поля, основанный на выделении так называемых опорных пунктов знаний в исследуемой области и использование для заполнения поля некоторых сформулированных принципов мышления;

Метод отрицания и конструирования, который заключается в формулировке некоторых предположений и замене их на противоположные с последующим анализом возникающих несоответствий;

Метод морфологического ящика, который состоит в определении всех возможных параметров, от которых может зависеть решение проблемы. Выявленные параметры формируют матрицы, содержащие все возможные сочетания параметров по одному из каждой строки с последующим выбором наилучшего сочетания.

Одна из наиболее полных классификаций, базирующаяся на формализованном представлении систем, т.е. на математической основе, включает следующие методы:

Аналитические (методы как классической математики, так и математического программирования);

Статистические (математическая статистика, теория вероятностей, теория массового обслуживания);

Теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические (рассматриваемые как разделы дискретной математики);

Графические (теория графов и пр.).

Классу плохо организованных систем соответствует в данной классификации статистические представления. Для класса самоорганизующихся систем наиболее подходящими являются модели дискретной математики и графические модели, а также их комбинации.

Прикладные классификации ориентированы на экономико-математические методы и модели и в основном определяются функциональным набором задач, решаемых системой.

Заключение. Рассмотрены отличия системного анализа от других методов исследования, особенности методов системного анализа. Описаны этапы системного анализа и основные принципы системного анализа. Рассмотрены системный подход и методы системного анализа: метод «мозговой атаки»; методы экспертных оценок; метод «Делъфи»; метод «дерева целей» и морфологические методы

Контрольные вопросы

1. Чем же отличается системный анализ от других методов исследования?

2. Особенности методов системного анализа.

3. Этапы системного анализа.

4. Основные принципы системного анализа.

5. Системный подход.

6. Методы системного анализа.

7. Метод «мозговой атаки».

8. Методы экспертных оценок.

9. Метод «Делъфи».

10. Метод «дерева целей».

11. Морфологические методы.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Название этапа Соержание этапа
1.Анализ проблемы 1. Точное формулирование проблемы 2. Выявление принципиальной разрешимости проблемы 3. Изучение истории вопроса: кто и какими средствами пытался решить проблему 4. Связь проблемы с другими проблемами
2.Определение системы 1. Специфика задачи 2. Определение позиции наблюдателя 3. Определение объекта 4. Выделение элементов (определение границ разбиения системы) 5. Определение подсистем 6. Определение среды
3.Анализ структуры системы 1. Определение уровней иерархии 2. Определение аспектов и языков 3. Определение процессов функций 4. Определение и спецификация процессов управления и каналов информации 5. Определение целей подсистем 6. Спецификация процессов, функций текущей деятель- ности (рутинных) и развития (целевых)
4.Формулирование общей цели системы 1. Определение целей, требований надсистемы 2. Определение целей и ограничений среды 3. Формулирование общей цели 4. Определение критериев эффективности 5. Декомпозиция целей и критериев по подсистемам 6. Композиция общего критерия из критериев подсистем
5.Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах 1. Формулирование целей, диктуемых надсистемой 2. Формулирование целей текущих процессов 3. Формулирование целей развития 4. Формулирование внешних целей и ограничений 5. Выявление потребностей в ресурсах
6.Выявление ресурсов и процессов, композиция целей 1. Оценка существующих технологии и мощностей 2. Оценка современного состояния ресурсов 3. Оценка реализуемых и запланированных проектов 4. Оценка возможностей взаимодействия с другими сис- темами 5. Оценка социальных факторов 6. Композиция целей
7.Прогноз и ана- лиз будущих условий 1. Анализ устойчивых тенденций развития системы 2. Прогноз развития и изменения среды 3. Предсказание появления новых факторов, оказываю- щих сильное влияние на развитие системы 4. Анализ ресурсов будущего 5. Комплексный анализ взаимодействия факторов буду- щего развития 6. Анализ возможных сдвигов целей и критериев
8.Оценка целей и средств 1. Вычисление оценок по критерию 2. Оценка взаимозависимости целей 3. Оценка относительной важности целей 4. Оценка дефицитности и стоимости ресурсов 5. Оценка влияния внешних факторов 6. Вычисление комплексных расчетных оценок
9.Отбор вариантов 1. Анализ целей на совместимость и входимость 2. Проверка целей на полноту 3. Отсечение избыточных целей 4. Планирование вариантов достижения отдельных целей 5. Оценка и сравнение вариантов 6. Совмещение комплекса взаимосвязанных вариантов
10.Диагноз существующей системы 1. Моделирование технологического и экономического процессов 2. Расчет потенциальной и фактической мощностей 3. Анализ потерь мощности 4. Выявление недостатков организации производства и управления 5. Выявление и анализ мероприятий по совершенствова- нию организации
11.Построение комплексной программы развития 1. Формулирование мероприятий, проектов и программ 2. Определение очередности целей и мероприятий по их достижению 3. Распределение сфер деятельности 4. Распределение сфер компетенции 5. Разработка комплексного плана мероприятий в рамках ограничений по ресурсам во времени 6. Распределение по ответственным организациям, руко- водителям и исполнителям
12.Проектирование системы для достижения целей 1. Назначение целей организации 2. Формулирование функций организации 3. Проектирование организационной структуры 4. Проектирование информационных механизмов 5. Проектирование режимов работы 6. Проектирование механизмов материального и мораль- ного стимулирования

Комментарии к таблице:

В самом начале работы важно установить, можно ли решить проблему.

Построение вечного двигателя – пример проблемы, решить которую в настоящее время не представляется возможным. Существование вечного двигателя противоречит закону сохранения энергии.

В конце XVIII в. французская академия наук запретила принимать к рассмотрению прожекты вечных двигателей. Но до сих пор находятся энтузиасты, пытающиеся создать вечный двигатель, – пока без особого успеха.

Проблемы делятся на структурированные (проблема поставлена корректно, известны методы ее решения) и слабо структурированные. Примером структурированной проблемы

является решение квадратного уравнения.

«Стать богатым человеком» – слабо структурированная проблема. (Не указана ни конечная цель – сколько же денег для этого нужно, ни методы достижения цели).

Решение структурированных проблем наиболее просто. Решению слабо структурированных проблем предшествует уточнение формулировки проблемы (это сильно облегчает дальнейшую работу).

Во время процедуры системного анализа может происходить изменение понимания проблемы. Например, при анализе проблемы обретения богатства следует уточнить размер требуемой суммы (как говорил Остап Бендер, «…я бы взял частями, но мне нужно сразу»).

Следует также указать, исключаются ли незаконные способы обогащения (например, торговля наркотиками). Придется решить, заниматься ли бизнесом для роста дохода или делать карьеру. Возможно, предполагаемые трудности работы предпринимателя отпугнут потенциального бизнесмена от этого пути.

Многие проблемы носят междисциплинарный характер. Например, решение глобальных экологических проблем (загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов и т. д.) связано с изменением законодательства многих стран, с техническими проблемами (разработка экологически чистого производства), с образованием (воспитание экологической ответственности).

Отсюда вывод: при системном решении проблем нельзя ограничиваться знаниями только одной науки.

Системный анализ, как и ТРИЗ, имеет дело с перспективой развития. Поэтому его важными задачами являются прогнозирование и поиск ресурсов, необходимых для достижения целей.

Вопросы и задания для самопроверки .

1. Дайте определение системы. Перечислите свойства систем.

2. Какие законы развития технических систем Вам известны?

3. Какие классификации систем Вам известны?

5. Составьте девятиэкранную схему системы «водопровод».

6. Какие подсистемы включает система «город»?

Лекция 9

Главное в методике СА - постановка задачи . В своей практической деятельности человек всегда принимает решения . Если решение задачи базируется на законах химии, физики, или когда задача может быть поставлена в терминах конкретного класса прикладных задач с хорошо разработанным математическим (формализованным) аппаратом, то проблемы принятия решений, как правило, нет.

Если проблема несложная , а ситуационные факторы ясны и управляемы, процесс принятия решений может быть достаточно прост и скор. В этом случае после уяс­нения проблемной ситуации принимается решение, ко­торое оказывает на нее прямое воздействие и приводит систему (управляемый объект) в состояние, соответст­вующее заданному . Например , если произошла поломка станка, на котором планировалось изготовление партии деталей, и известны факторы, приведшие к его выходу из строя (например, высокий износ оборудования), то при наличии в цехе аналогичного станка в исправном состоянии проблемную ситуацию (срыв выполнения плана производства партии деталей из-за неисправности станка) можно разрешить путем замены вышедшего из строя оборудования на имеющееся в резерве.

Но чаще всего на практике, в основном в экономике , задачи настолько сложны, что для их постановки и решения не может быть определен подходящий математический аппарат, и процесс постановки и решения задачи (проблемы) требует участия специалистов разных областей знаний . В этом случае постановка задачи становится проблемой и для ее решения надо прорабатывать спец. подходы , приемы и методы.

Ниже приведены укрупненные этапы СА , они присутствуют так или иначе во всех методиках СА. Эти этапы детализируются до разной степени детализации в зависимости от практической области деятельности человека, где возникла проблема.

1 ЭТАП - «Формулирование проблемной ситуации », т.е. проблемы.

Необходимость СА возникает тогда, когда проблема не только уже существует, но и требует решения. Заказчик, клиент, т.е. инициатор СА формулирует свою проблему, но, однако, системный аналитик должен знать, что первоначальное формулирование проблемы - это очень приблизительный намек на то, какой должна быть действительная рабочая формулировка проблемы. Пример : заказчик может обозначить проблему: как улучшить работу таксомоторного парка, как возобновить работу детских дворовых клубов или он может быть более конкретен: где в Северном жилом массиве можно разместить новые погреба.



Любую исходную формулировку проблемы всегда считают лишь ее нулевым приближением. Одна из главных причин этого состоит в том, что проблемосодержащая система (это такая система, в деятельности которой появилась какая-либо проблема как отрицательное явление) не является изолированной, монолитной, она связана с др. системами, она как часть входит в некоторую надсистему. И, кроме того, по теории систем, сама проблемосодержащая система состоит, в свою очередь, из подсистем, которые, в свою очередь, в разной степени причастны к проблеме. И при желании ее решить, или, хотя бы ослабить ее остроту, надо обязательно учитывать , как это скажется натех , кого неизбежно затронут какие-либо планируемые изменения при решении проблемы. Т.о., вместо одной проблемы получается клубок взаимосвязанных проблем , и это множество проблем называется проблематикой (или проблемным месивом).

Исходным отправным пунктом для СА является расширение проблемы до проблематики. Какие трудности есть на этом этапе, на что надо обратить внимание, кто должен попасть в список тех, кого могут неизбежно затронуть какие-либо планируемые изменения при решении проблемы? На эти вопросы есть ответы в книге Ф.П. Тарасенко «Прикладной системный анализ».

2_ЭТАП - «Выявление целей».

Цель - это образ желаемого будущего . На этом этапе определяется, что нужно сделать для снятия проблемы. А на последующих этапах СА определяется уже как это надо сделать.

Цель - это антипод проблемы. Когда формулируем проблему , то в явной форме говорим, что нам не нравится , а когда говорим о целях , то только пытаемся сформулировать то,что мы хотим. Т.о., при выявлении целей мы как бы указываем направление , в котором надо уходить от существующей, не устраивающей нас проблемы. Но вся трудность на этом этапе состоит в том, что возможных направлений очень много , а выбрать надо чаще всего одно действительно правильное.

На практике очень часто выбирают за правильное направление то, которое кажется таковым. Специалисты по системным исследованиям предостерегают, что существует ряд трудностей для выявления целей (далее они пронумерованы).

Трудность 1. Опасность подмены целей средствами . В практике СА встречаются случаи, когда первоначально сформулированные цели в ходе выполнения анализа часто изменяются или отменяются совсем. Происходит это потому, что заказчик, обычно, сам не может четко их осознать, хотя делает более - менее четкие формулировки.

Пример : Появилась проблема, где лучше разместить новую аптеку. Действительная цель для решения этой проблемы: это улучшить лекарственное обеспечение населения. Однако для достижения цели оказалось необязательно строить эту новую аптеку. При детальном изучении проблемы был предложен ряд альтернативных решений и были найдены более эффективные способы улучшения лекарственного обеспечения населения.

На этом этапе установить правильную цель важнее, чем даже найти наилучшую альтернативу. Правильность установки цели не приведет к появлению новых проблем. При исследовании, выявлении целей лица, которые заинтересованы решением проблемы, обязаны предусмотреть возможность уточнения, расширения или замены целей.

Трудность 2. Общая идеология заказчика, его система ценностей на выбор целей оказывает решающее влияние. Одним из направлений СА при выявлении целей является в необходимых случаях изучение системы ценностей , прежде всего тех , кто принимает решения. Т.к. на практике часто бывает необходимым принимать во внимание и систему ценностей всех заинтересованных лиц , то на эту проблему стоит особо обращать внимание.

В научной литературе обращают внимание на разные подходы к формированию целей и определению противоположности этих подходов (технократическое мышление и гуманистическое ). Различие между этими подходами образно выражают так:

а)для технократической системы ценностей: человек - это царь природы. Бери от нее все, что хочешь и как можешь, любыми средствами,

б) для гуманистической - человек - это часть природы. Природу нужно беречь.

И российские, и зарубежные ученые приводят противопоставления в научной литературе некоторых направлений этих двух систем ценностей.

Технократическая: а) Природа враждебна или нейтральна; б) Превосходство над природой; в) Природа как источник неограниченных ресурсов; г)Окружающая среда управляема.

Гуманистическая : а) Природа дружественна; б) Полная гармония с природой; в) Природные ресурсы ограничены; г) Окружающая среда находится в хрупком равновесии.

Это далеко не полный перечень противопоставлений двух подходов к формированию целей. Такое сравнение в научной литературе приводят лишь для того, чтобы подчеркнуть опасность действий только при технократическом мышлении. Однако такую систему ценностей нельзя сбрасывать со счетов, поскольку она все - таки играет в некоторых случаях положительную роль в развитии общества (например, НТР).

Трудность 3. Множественность целей. Поскольку проблему нельзя отрывать от проблематики, то и цель никогда не будет единственной . И когда на втором этапе СА говорят о выявлении целей, то, как правило, выявляют цели так называемого самого верхнего уровня. А цели следующих уровней получают методом декомпозиции. На самом верхнем уровне могут быть несколько целей . Очень важно на этом этапе не упустить какую-нибудь существенную цель. Для этого надо обязательно учитывать цели всех сторон , заинтересованных в решении сложной проблемы. В литературе по СА рекомендуют придерживаться некоторых направлений для выявления существенных целей. Например, рекомендуется включать в рассмотрение цели, противоположные заявленным, выявлять не только желаемые, но и нежелательные по последствиям цели.

Трудность 4. Опасность смешения целей. Т.к. существует множественность целей, то и существует опасность неверного их ранжирования , т.е., как говорят в системном анализе, существует опасность смешения целей . Это происходит потому, что очень часто при решении сложной проблемы различия между целями не всегда очевидны и существует опасность одни цели принять за другие . Очень часто происходит смешение целей из-за того, что специалисты, участвующие в решении проблемы,навязывают свое мнение, свое видение мира, не считаясь с мнением заинтересованных сторон. И тогда они главные, существенные цели подменяют своими (например, строительство 12-ти этажки на Советской).

Трудность 5. Изменение целей со временем (их динамичность). Теоретики СА утверждают, что и к целям относятся принципы диалектического историзма . Выше отмечалось, что в ходе СА обычно происходит изменение целей во времени. Это естественно и происходит в силу того, что по истечении некоторого времени лучше понимаются действительные цели, изменяются объективные и субъективные установки, которые влияют на выбор целей. Сроки "старения целей" различны и зависят от множества различных причин . Цели более высоких уровней более долговечны , а цели низших уровней менее долговечны. При проведении СА системный аналитик обязан учитывать эту динамичность целей.

3-й ЭТАП – «Этап формирования критериев »

Рано или поздно во всей целенаправленной деятельности наступает такой момент, когда дальнейшие действия могут быть различными. Реализовать каждый раз можно только одно действие, и в этом случае очень важно сделать правильный выбор . Оценить результат этого действия, т.е. достигнута цель или нет, можно с помощью так называемых критериев .

Существует много определений критериев.

Критерий - это средство для вынесения суждения, это стандарт для сравнения, это правило для оценки, это мера степени близости к цели. Критерии являются количественными моделями качественных целей . Поэтому эти критерии лишь приближенно отображают цели . В СА процесс принятия решений как разрешить проблему - представлен как действие над множеством альтернатив . В результате этого действия получают подмножества выбранных альтернатив .

В литературе по СА указывают на существование нескольких языков описания выбора альтернатив. Самым потребляемым до настоящего времени является критериальный язык, т.е. предполагается, что каждую отдельно взятую альтернативу решаемой проблемы можно оценить конкретным числом - значением критерия . Реальные практические задачи - всегда многокритериальны , т.к. одну цель очень редко удается выразить одним критерием. Хотя на практике стремятся к тому, чтобы можно было использовать только один критерий. Но, как правило, его бывает недостаточно.

При решении сложных проблем, как правило, все таки стараются использовать несколько критериев, которые описывают одну цель по - разному и дополняют друг друга.

Пример : проблема - грязный город. Цель - сделать его чище. При анализе этой цели были предложены несколько критериев, но потом были отвергнуты, т.к. они ничего не говорили о качестве уборки города:

1. Расходы по уборке мусора в расчете на одну квартиру.

2. Число тонн мусора на один рабочий человеко-час.

3.Общий вес вывозимого мусора.

Были признаны другие критерии: снижение числа пожаров из-за возгорания мусора, уменьшение числа укусов крысами, уменьшение количества обоснованных жалоб жителей города из-за накопления мусора).

Для выбора наилучшего управляющего решения в экономических системах необходим набор критериев эффективности . Каждый критерий м.б. количественным или качественным. Критерии м.б. единичными или составными . В набор критериев для выбора управляющего решениячаще всего включают: прибыль, время, выполнимость, производительность труда, затраты, использование имеющегося оборудования и производственных фондов, экологическую и технологическую безопасность, качество продукции.

Каждый критерий характеризуется набором показателей и их значениями . Например, критерий «время» имеет несколько показателей: «время разработки», «время реализации», «время согласования» и т.п. Значения показателей: в месяцах, днях, часах… Показатели могут дробиться на более мелкие: например, «время согласования» на «время согласования с заказчиками» и на «время согласования с пожарными службами».

Показатели критериев могут иметь max, min, промежуточные численные или качественные значения.

Очень часто указывают не конкретное значение параметра, а лишь направление : max прибыль, min время, min финансовые затраты. Но это не всегда верно и правильно, т.к. max прибыль может привести к криминалу, min время - к низкому качеству продукции. В набор могут входить 1, 2 и несколько критериев. Разумность их количества, как правило, определяется на базе опыта ЛПР . Если критериев достаточно много , их надо сгруппировать вокруг основного критерия путем формирования набора коэффициентов приоритета.

4 ЭТАП – «Генерирование альтернатив»

Генерирование альтернатив это генерирование идей о возможных способах достижения целей . Формирование множества альтернатив - это наиболее трудный , но и наиболее творческий этап СА. На данном этапе все усилия и системного аналитика, и специалистов, принимающих участие в решении проблем, направлены на поиск самой лучшей альтернативы из множества возможных альтернатив.

Если в этом множестве альтернатив не будет действительно наилучшей (т.е. ее не включили), то тогда никакие методы выбора альтернатив ее не отыщут . В литературе по СА излагается коллективный опыт и теоретиков, и методистов по решению творческих задач, а именно: как самому генерировать новые альтернативы или как создавать условия, чтобы другие участники СА лучше генерировали различные идеи.

Генерирование идей - это неформальная деятельность человека. Чтобы ее как-то структурировать выявляют и формируют присущие ей, так называемые, эвристики . Эвристики - это эмпирические правила, которые во многих случаях приводят к успешному достижению целей. Применительно к процессу генерирования альтернатив в СА очень часто описываются следующие эвристики:

1)способы увеличения числа альтернатив;

2)создание благоприятных условий для генерирования альтернатив;

3)способы сокращения числа альтернатив;

4) организационные формы генерирования альтернатив.

Дадим интерпретацию этим эвристикам.

1. Способы увеличения числа альтернатив . Важно сознательно сгенерировать как можно большее число альтернатив, для этого осуществляют поиск альтернатив в журнальной, патентной литературе, привлекают несколько экспертов с разнообразной квалификацией, опытом, увеличивают число альтернатив за счет их комбинирования, включают противоположные и, так называемые, нулевые альтернативы, т.е. предлагается ничего не делать с возникшей проблемой, и рассматривать последствия развития события без какого-либо вмешательства.

Для генерирования множества альтернатив берут интервью у заинтересованных лиц, делают анкетные опросы, включают в рассмотрение даже те альтернативы, которые на первый взгляд кажутся даже абсурдными. Очень часто генерируют альтернативы, рассчитанные на разные интервалы времени (краткосрочные, долгосрочные, экстренные альтернативы).

2. Создание благоприятных условий для генерирования альтернатив. На этапе генерирования альтернатив желательно всегда помнить, что существуют факторы , которые тормозят творческую деятельность человека, а также существуют факторы, которые способствуют творчеству, при этом, как правило, выделяют внешние и внутренние факторы. Внутренние еще называют психологическими , к ним относятся: интеллектуальные преграды (давлеющие стереотипы и инерционность мышления); эмоциональные преграды (излишняя критика других людей, боязнь критики со стороны заказчика, начальства); неправильное восприятие действительности , т.е. мы можем воспринимать то, чего нет и не воспринимать то, что есть. К внешним факторам относят: различные посторонние отвлекающие шумы, климат, погодные условия, отсутствие комфорта и т.д.

Наиболее сильное влияние на творчество оказывает общеидейное настроение, культурный уровень тех, кто будет генерировать альтернативы и многое другое.

3. Способы сокращения числа альтернатив . Даже для несложных проблем можно получить очень много альтернатив, если к этому специально стремиться.

Но подробное изучение каждой из них приведет к очень большим затратам времени и средств , и в таких случаях теоретики СА рекомендуют проводить так называемое «грубое» отсеивание: количественно альтернативы не сравнивают, а проверяют эти альтернативы на присутствие в них некоторых качеств , которые желательны для любой приемлемой альтернативы. Как, правило, это такие качества: надежность, устойчивость при воздействии отрицательных факторов, адекватность. Надо всегда помнить, что предварительный грубый отсев не надо делать слишком жестко и для детального анализа по возможности оставлять некоторое множество альтернатив.

4. Организационные формы генерации альтернатив. Они подразумеваютреализацию методов группы МАИС - методы мозгового штурма, сценариев, Дельфи, «дерева целей», экспертных оценок, морфологические методы и другие из группы МАИС.

На практике применяются различные сочетания этих методов. Т.о. составление перечня возможных вариантов решения проблемы является самым напряженным и творческим этапом СА. Чтобы облегчить и ускорить генерирование альтернатив в настоящее время разработано много способов, и тот человек, который проводит СА (или группа специалистов - системных аналитиков), должен владеть всеми этими способами в совершенстве .

Суть этих методов, их достоинства и недостатки, области применения изложены в лекции «Методы моделирования систем.МАИС».

Обсудим кратко каждый из этих этапов.

1 . Выбор проблемы

Данный этап предусматривает выбор правильного метода исследования для решения актуальной экологической проблемы. Как показывает опыт, на практике часто не учитываются существенные практические аспекты экологии, с одной стороны; а с другой – ряд представлений об экологических процессах настолько широко распространен, что их можно использовать без дополнительных обоснований. Поэтому, с одной стороны, можно взяться за решение проблемы, не поддающейся системному анализу, а с другой – выбрать проблему, которую можно более экономно решить, не используя всю мощь методов системного анализа. Такая двойственность первого этапа делает его критическим для успеха (или неудачи) всего исследования.

2 . Постановка задачи и ограничение степени ее сложности

Как только существование проблемы осознано, требуется упростить задачу настолько, чтобы она имела по возможности аналитическое решение, сохраняя в то же время все те элементы, которые допускают содержательную практическую интерпретацию. Это тоже критический этап, характерный для любого системного исследования, на котором успех или неудача во многом зависят от тонкого равновесия между упрощением и усложнением – равновесия, при котором сохранены все существенные связи с исходной проблемой и при этом можно получить решение, поддающееся качественному анализу и имеющее наглядную интерпретацию.

3 . Установление иерархии целей и задач

После постановки задачи и ограничения степени ее сложности (как правило, разумного упрощения) можно приступать к установлению целей и задач исследования. Обычно цели и задачи выстраивают в некоторую цепочку (образуют иерархию) по степени их возможности; при этом производят подразделение (декомпозицию) основных задач на ряд более простых (второстепенных). Однако здесь следует иметь в виду, что задачи, важные с точки зрения получения научной информации, в ряде случаев довольно слабо влияют на вид решений, принимаемых относительно воздействия на экосистему и управления ею. Поэтому установление приоритетности тех или иных задач в иерархической цепочке – одна из центральных проблем системного анализа. Особенно это проявляется в ситуации, когда исследователь заведомо ограничен определенными формами управления и концентрирует максимум усилий на задачах, непосредственно связанных с самими экологическими процессами.

4 . Выбор путей решения задач

На данном этапе можно выбрать несколько путей решения проблемы. В общем случае естественно искать наиболее общее аналитическое решение, поскольку это позволит максимально использовать результаты исследования аналогичных задач и соответствующий математический аппарат. При этом выбор семейства, в рамках которого проводится поиск аналитического решения, во многом зависит от специалиста по системному анализу. Как правило, аналитик разрабатывает несколько альтернативных решений и выбирает из них то, которое лучше подходит для исследуемой задачи.

5 . Моделирование

После того как проанализированы подходящие альтернативы, приступают к важному этапу моделирования сложных динамических взаимосвязей между различными аспектами проблемы. Здесь следует отметить, что моделируемым процессам, а также механизмам обратной связи присуща внутренняя неопределенность, что значительно усложняет понимание как самой системы, так и возможностей ее управляемости.

6 . Оценка возможных стратегий

Как только моделирование доведено до стадии, на которой модель можно (по крайней мере, предварительно) использовать, начинается этап оценки потенциальных стратегий, полученных из модели. В ходе оценки исследуется чувствительность результатов к допущениям, сделанным при построении модели. Если окажется, что основные допущения некорректны, возможно, придется вернуться к этапу моделирования и скорректировать модель.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан

Ташкентский Университет Информационных технологий

Самостоятельная работа

Этапы системного анализа, их основные цели, задачи

"Основы системного анализа"

Выполнила:

Хомутова А.В., 293-10 Акр

Принял: Кувнаков А.Э.

Ташкент 2013 г.

Системный анализ -- научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.

Основные задачи системного анализа могут быть представлены в виде трехуровневого дерева функций.

Рис. -- Основные задачи системного анализа

На этапе декомпозиции, обеспечивающем общее представление системы, осуществляются:

1. Определение и декомпозиция общей цели исследования и основной функции системы как ограничение траектории в пространстве состояний системы или в области допустимых ситуаций. Наиболее часто декомпозиция проводится путем построения дерева целей и дерева функций.

2. Выделение системы из среды (разделение на систему/"несистему") по критерию участия каждого рассматриваемого элемента в процессе, приводящем к результату на основе рассмотрения системы как составной части надсистемы.

3. Описание воздействующих факторов.

4. Описание тенденций развития, неопределенностей разного рода.

5. Описание системы как "черного ящика".

6. Функциональная (по функциям), компонентная (по виду элементов) и структурная (по виду отношений между элементами) декомпозиции системы.

Часто применяемые стратегии декомпозиции:

Функциональная декомпозиция. Декомпозиция базируется на анализе функций системы. При этом ставится вопрос что делает система, независимо от того, как она работает. Основанием разбиения на функциональные подсистемы служит общность функций, выполняемых группами элементов.

Декомпозиция по жизненному циклу. Признак выделения подсистем -- изменение закона функционирования подсистем на разных этапах цикла существования системы "от рождения до гибели". Рекомендуется применять эту стратегию, когда целью системы является оптимизация процессов и когда можно определить последовательные стадии преобразования входов в выходы.

Декомпозиция по физическому процессу. Признак выделения подсистем -- шаги выполнения алгоритма функционирования подсистемы, стадии смены состояний. Хотя эта стратегия полезна при описании существующих процессов, результатом ее часто может стать слишком последовательное описание системы, которое не будет в полной мере учитывать ограничения, диктуемые функциями друг другу. При этом может оказаться скрытой последовательность управления. Применять эту стратегию следует, только если целью модели является описание физического процесса как такового.

ЭТАПЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Постановка задачи. На этом этапе определяется следующее:

1) существует ли проблема;

2) точно формулируется проблема;

3) проводится анализ логической структуры проблемы;

4) развитие проблемы в прошлом, состояние сегодня и в будущем;

5) внешние связи проблемы;

6) принципиальная ее разрешимость.

Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепенное значение, поскольку приложение огромных усилий к решению несуществующих проблем отнюдь не исключение, а весьма типичный случай. Надуманные проблемы маскируют актуальные проблемы. Правильное и точное формулирование проблемы является первым и необходимым этапом системного исследования и, как известно, может быть равносильно половине решения проблемы.

Любая проблема, как правило, возникает по двум причинам:

острая конфликтная ситуация, возникшая в результате противоречий между участниками организации, качеством и технологией, оплатой труда и компетентностью работника и т.д. Это " проблемы функционирования " . Они являются следствием неудовлетворительного управления. Необходим отлаженный механизм их разрешения, упреждения.

развитие системы вызывает " проблемы роста " . Они связаны с социально-экономическими, политическими и др. изменениями в инфраструктуре системы.

Методы (данного этапа): метод сценариев, диагностический, деревьев целей, экономического анализа.

Если проблемы своевременно не решать, то со временем они превращаются в препятствие. Поэтому правильное и точное формулирование проблемы является первым и обязательным шагом любого системного исследования.

Формулировка целей и критериев.

Определение целей, требований надсистемы;

Определение целей и ограничений среды;

Формулирование общей цели;

Определение критерия;

Композиция общего критерия из критериев подсистем.

Кроме того, достижимость целей напрямую связана с непротиворечивостью интересов всех участников системы и внешней среды, что поднимает вопрос о необходимости формирования блока совместных целей и совместных ценностей организации, в основе которой лежат цели надсистемы.

Методы: экспертных оценок ( " Дельфи " ), SWOT -анализ, деревьев целей, экономического анализа, морфологический, кибернетические модели, нормативные операционные модели (оптимизационные, имитационные).

Декомпозиция цели, определение потребностей в ресурсах.

На этом этапе происходит :

формулирование целей верхнего ранга, текущих процессов, эффективности, целей развития;

декомпозиция целей и критериев по подсистемам;

оценка обеспеченности ресурсами и их стоимость;

определение взаимозависимостей целей по выделенным подсистемам;

определение критериев важности по каждой подцели.

Методы: деревьев целей, сетевые, метод моделирования (описательные модели).

Оценка состояния внешней среды.

Основные факторы, обусловливающие кризисные ситуации на предприятии, зарождаются, как правило, во внешней среде, откуда организация черпает необходимые ресурсы.

Данный этап тесно связан с последующим выявлением альтернативных средств, что требует наиболее объективного подхода к оценке существующего и прогнозируемого состояния факторов внешней среды.

Анализ факторов внешней среды обеспечивает выявление всех неуправляемых факторов, оказывающих существенное влияние на выбор альтернатив решения проблемы.

Методы: сценариев, экспертных оценок, сетевые методы, SWOT -анализ, морфологический анализ.

V . Выявление альтернатив достижения цели. Это процесс поиска и выбора наилучших путей достижения целей. Эффективность СА, как правило, прямо пропорциональна количеству возможных альтернатив. Их сопоставление дает возможность более рационального отбора предпочтительной и (или) их комбинирования по различным фрагментам. Выбор предпочтительной альтернативы осуществляется на основе возможностей организации (кадры, техника, материалы, финансы и пр.).

Для экономических систем выбор предпочтительной альтернативы осуществляется по следующим параметрам:

Соответствие ее состоянию и требованиям окружающей среды , то есть устанавливается насколько она соответствует требованиям всех внешних субъектов организации.

Соответствие альтернативы потенциалу и возможностям организации , то есть имеет ли организация в наличии ресурсы для реализации альтернативы и каковы возможности обеспеченности ими исполнения будущей деятельности.

Приемлемость риска, заложенного в альтернативе. Управление любой деятельностью всегда осуществляется в " поле " допустимого риска " . Но иногда стремление к прорыву по какому-либо направлению требует выйти за границу допустимого риска, но это часто чревато. Оценки оправданности риска осуществляются путем определения степени реалистичности предпосылок, заложенных в альтернативе, величины потерь в случае провала и ответа на вопрос, оправдывает ли выигрыш в случае риска затраты на реализацию альтернативы.

Методы: экспертных оценок, " мозгового штурма " , матричные, экономического анализа.

VI . Оценка целей и средств. Эта работа осуществляется путем разработки моделей и проигрывания на них отдельных альтернатив.

То есть модель дает возможность установить с достаточной точностью, что произойдет с каждым возможным входом на любом этапе прохождения его через систему (имитационная модель), или описать каждую ответную реакцию системы. Общая модель такого класса - " черный ящик " , когда на вход модели подаются соответствующие параметры, а на выходе измеряются результаты, сопоставляя которые можно сделать соответствующие оценки предлагаемых альтернатив.

На этом этапе производится: 1) вычисление оценок по критерию; 2) оценка взаимозависимостей между целями; 3) оценка относительной важности целей (устанавливаются коэффициенты относительной важности); 4) оценка дефицитности и стоимости ресурсов; 5) оценка влияния внешних факторов; 6) вычисление комплексных расчетных коэффициентов относительной важности по каждому направлению (ветки дерева целей).

Влияние внешних факторов. Оценка уровня соответствия результатов предполагаемых действий поставленным целям еще не может быть основой выбора наилучшей альтернативы, так как не всегда удается установить характер поведения внешней среды, поэтому при оценке той или иной альтернативы необходимо рассмотреть три варианта поведения внешней среды.

Оптимистический - когда элементы внешней среды будут действовать в заранее предлагаемом направлении (все будет работать на пользу выбранного варианта);

Пессимистический - когда элементы внешней среды будут действовать в противоположном альтернативе направлении (все будет работать против выбранного варианта).

Вероятностный - когда поведение внешней среды определяется наличием информации, экспертными оценками, а иногда и интуицией разработчиков альтернатив.

Методы: экспертных оценок (поскольку СА, как правило, имеет дело с неструктуризованными или слабо структуризованными проблемами, то получение оценок специалистов и их обработка представляются необходимым этапом СА большинства проблем ); морфологический, экономического анализа; кибернетические, имитационные, оптимизационные модели.

VII . Выявление возможных последствий реализации выбранной альтернативы.

Это этап выработки прогноза, для чего строится модель прогноза состояния системы и параметров окружающей среды.

Реализация любой альтернативы может привести к результатам, связанным и несвязанным с достижением поставленной цели. Результат реализации альтернативы - это многомерное явление, то есть он состоит из многих качественно различных параметров, которые через различные внутренние и внешние связи взаимно определяют состояния друг друга. А поэтому прогнозирование последствий - это должно быть как можно более объективное определение этих взаимозависимостей между параметрами реализуемой альтернативы.

Наиболее распространенным методом прогноза является экстраполирование изменения параметров системы (изменение параметров в будущем исходя из известных тенденций этих изменений в прошедшем периоде ).

То есть, при выявлении возможных последствий реализации выбранной альтернативы необходимо провести анализ устойчивых тенденций развития системы; прогноз развития и изменения окружающей среды; предсказать появление новых факторов, оказывающих влияние на развитие системы; анализ обеспеченности ресурсами в будущем; анализ возможных изменений целей и критериев.

Методы: сценариев, экспертных оценок ( " Дельфи " ), сетевые, экономического анализа, статистический, моделирования.

VIII . Структуризация проектируемой системы. Исходной базой этой стадии являются цели и задачи, сгруппированные по функциональным подсистемам (блокам, модулям), так как для каждой подсистемы необходимо определить ведущее подразделение (действующий функциональный отдел). Определение основных функциональных подсистем основывается на достижении конечных целей в области производственных, научно-технических, экономических и социальных целей, входящих в общее дерево целей альтернативы.

Методы: деревьев целей, матричные, сетевые методы, кибернетические модели.

IX . Диагноз существующей системы.

Проблемы управления, требующие применения СА, возникают в реально функционирующих производственных системах. Поэтому, когда уже выполнены предыдущие этапы и осуществляется практическая реализация выбранной альтернативы, всегда у руководства будет возникать вопрос: " Каково состояние выполнения программы? " . Для ответа на него возникает необходимость в диагностическом анализе работы органов управления, направленном на выявление их возможностей, устранение недостатков, диспропорций ( " узких мест " ), а также на лучшее ориентирование системы на достижение поставленных целей.

На этом этапе смотрят состояние выполнения программы. Выявление актуальных проблем развития системы и ближайших целей - это предмет диагностического обследования и анализа состояния органов управления реализующих альтернативу.

Производится: моделирование экономического и технологического процессов; расчет потенциальной и фактической мощностей; анализ потерь мощностей; выявление недостатков организации производства и управления.

Порядок диагноза: обнаружить отклонение от заданной программы или неудовлетворительное состояние процесса исполнения; определить причину появления этих факторов; принять решение об изменениях программы, состава органов управления; реализовать намеченные изменения.

Первый шаг диагноза - типичный и своевременный учет отклонений, его цель - установить величину отклонений. После этого проводится диагностика отклонений - определяются причины и разрабатываются меры по устранению.

Методы: диагностические, матричные, экономического анализа, кибернетические модели.

X . Построение программы реализации выбранной альтернативы.

Этап формирования программы включает следующие работы:

1. Формирование мероприятий, проектов.

2. Определение очередности выполнения мероприятий.

3. Распределение сфер деятельности.

4. Распределение сфер компетенции.

5. Разработка плана мероприятий в рамках ограниченных ресурсов и времени. анализ декомпозиия синтез экономический

6. Распределение мероприятий по подразделениям и исполнителям.

Методы: матричные, сетевые, экономического анализа, описательные модели, нормативные операционные модели.

XI . Реализация программы и контроль исполнения. Организация исполнения альтернативы представляет собой определенную систему, которая включает уяснение и детализацию альтернативы; подбор и расстановку исполнителей, их инструктаж и обучение; обеспечение нормальной работы исполнителей; контроль за исполнителями и учет результатов их работы, корректировку программы, регулирование и координацию работы в целом.

Контроль является самой продолжительной стадией управления, так как осуществляется с этапа постановки задачи и кончается завершением реализации программ и подведения итогов. При правильной организации системы контроля исполнения субъект реализует следующие цели:

получает сведения о ходе выполнения заданий, чтобы своевременно обеспечить выполнение упреждающих корректирующих действий;

убеждается в эффективности распоряжения с тем, чтобы произвести корректировку при выявлении отклонений;

побуждает работников к эффективному выполнению задания.

Примечание. Неформальные методы : метод сценариев, метод экспертных оценок ( " Дельфи " ), диагностические методы; графические методы : метод деревьев целей, матричные методы, сетевые методы; количественные методы : методы экономического анализа, морфологические методы, статистические методы; методы моделирования: кибернетические модели, описательные модели, нормативные операционные модели (оптимизационные, имитационные, игровые).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методология анализа сложных объектов, изучения и познания процессов. Основные принципы системного подхода к анализу проблем и основные понятия о системах. Декомпозиция, анализ подпроблем и их решение, выявление альтернатив и выбор оптимальных решений.

    контрольная работа , добавлен 04.08.2010

    Характеристика простых и сложных систем, их основные признаки. Общие принципы и этапы экономико-математического моделирования. Назначение рабочего этапа системного анализа - выявление ресурсов и процессов, композиция целей, формулирование проблемы.

    контрольная работа , добавлен 11.10.2012

    Использование системного анализа для подготовки и обоснования управленческих решений по многофакторным проблемам. Возникновение синергетики как науки о законах построения организации, возникновения упорядоченности, развитии и самоусложнении системы.

    реферат , добавлен 21.01.2015

    Области применения системного анализа, его место, роль, цели и функции в современной науке. Понятие и содержание методик системного анализа, его неформальные методы. Особенности эвристических и экспертных методов исследования и особенности их применения.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2013

    Использование инструментария системного анализа для решения проблем на пути достижения цели - завести аквариум с пираньями. Описание предметной области. Построение дерева целей. Эффективные мероприятия в деревьях мероприятий, сетевой график их реализации.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2013

    Теория системного анализа техносферы. Общая последовательность формализации и моделирования опасных процессов в техносфере. Особенность формализации и моделирования процесса возникновения происшествий в техносфере вообще и в человекомашинных системах.

    реферат , добавлен 06.03.2011

    Основные задачи оценки экономических явлений и процессов. Проведение детерминированного факторного анализа и приемы математического моделирования факторной системы. Суть метода последовательного элиминирования факторов. Оперативный контроль затрат.

    шпаргалка , добавлен 08.12.2010

    Общие принципы системного анализа. Основные этапы построения эконометрических моделей и использования их для прогнозирования. Экстраполяция трендов и ее использование в анализе. Правила составления информации подсистем. Модель "спрос-предложение".

    реферат , добавлен 24.01.2011

    Моделирование. Детерминизм. Задачи детерминированного факторного анализа. Способы измерения влияния факторов в детерминированном анализе. Расчёт детерминированных экономико-математических моделей и методов факторного анализа на примере РУП "ГЗЛиН".

    курсовая работа , добавлен 12.05.2008

    Определение, цели и задачи эконометрики. Этапы построения модели. Типы данных при моделировании экономических процессов. Примеры, формы и моделей. Эндогенные и экзогенные переменные. Построение спецификации неоклассической производственной функции.


Самое обсуждаемое
Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами
В чем разница между drive и ride? В чем разница между drive и ride?
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра "Какое время года?


top