Формирование у ребенка представлений о семье. Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста Вопросы для детей

Формирование у ребенка представлений о семье. Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста Вопросы для детей

Панасенко Елена Николаевна
Должность: педагог организатор
Учебное заведение: МБО ДО Станция туристов
Населённый пункт: Россия, Кемеровская область, г. Мыски
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 20.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Особенности формирования представлений о семье у детей старшего

дошкольного возраста
Основные теоретические подходы исследования представлений дошкольников о семье отражены в трудах психологов и педагогов. Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон, К.Хорни, др.) . Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является «внутренняя рабочая модель», которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности. Ведущий социолог А.И. Антонов считает, что семью создают отношения «родители-дети», а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Необходимо отметить, что в силу возрастных психологических особенностей для дошкольника отношения «родители – дети» являются основными, более того, немыслима семья без детей, семья, в которой нет хотя бы одного ребенка. Поэтому очень важно, чтобы при ознакомлении дошкольников с семьей как с явлением общественной жизни, отношения «родители - дети» являлись центральными и системообразующими . В современных исследованиях данного вопроса происходит переориентация с изучения самосознания ребенка к исследованию его
поведения. Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями. Помимо теории привязанности, весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные D.Baumrind (1967), а также E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969). D.Baumrind предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; E.S.Schaefer и R.A.Bell разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: «принятие-отвержение», а другой - стиль поведения родителей: «автономия-контроль». Хотя данные теоретические модели были предложены более 40 лет назад, они остаются практически единственными на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского отношения . Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка порождают оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания. Проблема формирования у дошкольников представлений о семье нашла разработку в трудах психологов (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Г.Гальперин, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн и др.) и педагогов (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А.Михайлова, Б.Никитин, В.П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, А.А.Смоленцева, Т.В.Тарунтаева, Е.И.Тихеева и др.) . Анализ психологических исследований позволил выявить, что ученые изучали особенности представлений детей о семье, генезис их развития, особенности восприятия семейных отношений, психологические функции, обусловливающие формирование представлений о семье. Анализ педагогических работ позволил обнаружить, что исследования осуществлялись по следующим направлениям: формирование системы представлений о семье у старших дошкольников, роль дидактических игр и
занятий в формировании семейных представлений, педагогические условия дошкольных учреждений, обеспечивающие становление семейных представлений . Анализ исследований позволил выявить следующие заключения. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться в построении межличностных контактов. Уровень развития ребенка всецело будет зависеть от понимания педагогом функций искусства формирования представлений о семейных отношениях и мастерства использования его в образовательном процессе . Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность . Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка: никто, кроме самых близких для него в семье людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры) не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. У тревожных матерей часто вырастают тревожные д е т и. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный
отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой . Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Например, если ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку . Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями - это различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть (безусловная любовь) Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям: если хорошо учится и ведет себя примерно. Но если ребенок не удовлетворяет их запросам, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь) Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не желанный, были тяжелые проблемы и т. д.). Не обязательно родители это осознают. Бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута; ребенок ее раздражает). Анализ педагогических исследований, связанных с вопросом ознакомления детей с семейными отношениями, позволил обнаружить, что к данному феномену обращались и педагоги прошлого (Е.И.Водовозова, А.Я.Коменский, М.Монтесори, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский и др.) . В работе с детьми помимо ознакомления с отвлеченной моделью семьи, социально значимой для общества, необходимы беседы и о конкретных семьях ребят, которые отнюдь не всегда соответствуют идеальным моделям. У ребенка 5-7 лет, как правило, уже имеются стихийно сформированные в повседневной жизни представления о том, что семьи могут быть разными по составу. Например, большая семья, включающая бабушку и дедушку, маму и папу, детей – сестру и двух братьев; или маленькие семьи, состоящие из матери и дочери, мужа и жены, дедушки и внука .
У каждого ребенка в ходе его развития складывается уникальная и неповторимая картина мира, отражающая присущую ему специфику принятия окружающей действительности и являющаяся по сути одной из характеристик его интеллектуальной деятельности. Составляют картину мира ребенка его представления о различных предметах и явлениях природы, общества и т.д. Одним из таких представлений является образ семьи. «Феномен «образ семьи» применительно к детям дошкольного возраста представляет собой подсистему «образа мира», характеризующуюся уровневой структурой, категориальностью и прогностичностью», - пишет Н.И. Демидова. Освоение ребёнком социального содержания семейной жизни связано с формированием у него высокого уровня эмоциональной отзывчивости к близкому человеку, к его эмоциональному состоянию как специфическому компоненту социального окружения. Это, в свою очередь, зависит от характера детско-родительских отношений в семье, которые во многом определяют степень эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка. В рамках данной работы нас интересуют особенности формирования у дошкольников представлений о семье. Ребенок с рождения, как мы уже отмечали, осваивает опыт своей семьи, а значит у него складывается представление о семейной жизни по ее образцу. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости к родным людям, окружающим ребенка с первых дней его жизни, обеспечивает качество и глубину этого представления. Именно поэтому, как подчеркивает И.А. Хоменко «Если не работать с детьми дошкольного возраста сейчас, (формировать у них установку на родительство, семейные ценности), через 12-15 лет мы можем потерять целое поколение. Иными словами, решение демографической проблемы России находится «в головах» современных детей, которых, в свою очередь, воспитывают родители».
Одним из условий успешной целенаправленной работы формирования «образа семьи» будет сотрудничество воспитателя и родителей, поскольку основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей для детей по-прежнему остается семья», - утверждает Н. И. Демидова. Формирование у дошкольника представления о семье можно рассматривать в нескольких аспектах: - во-первых, мотивационный аспект, то есть степень значимости семьи для ребенка; - во-вторых, когнитивный аспект – это знания ребенка о семье, родственных связях, ролях; - в-третьих, эмоциональный – это переживания, связанные с событиями в семье; - в четвертых, личностный – представления о своем месте в семье, а также о настоящих и будущих семейных ролях. Эмоциональный мир ребенка, его самосознание, нравственные устои личности – все это формируется в решающей мере под влиянием семьи. Родители и уровнем своего образования, степенью своей воспитанности, и своей системой ценностей и идеалов очень сильно влияют на то, как в конечном счете ребенок будет строить свою будущую семью. Формирование представлений о семье признается в настоящее время одной из важнейших составляющих образования дошкольников и представляет собой комплексную педагогическую задачу, которая может успешно решаться только путем привлечения ресурсов семьи (общих и индивидуальных). «К ресурсам семьи можно отнести способности, склонности, образовательный потенциал, социально-коммуникативные связи, а также материальные возможности и т.д.», - отмечает И.А. Хоменко . Исследования многих известных психологов и педагогов (Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, Г.Н. Гришиной, Т.А. Репиной и др.) посвящены
выявлению условий и путей формирования интересов и привязанностей, значимых ориентаций, прежде всего, к родному дому, своему роду, семье. Ориентируясь на взгляды этих авторов, мы рассматриваем восприятие дошкольником своих родителей в качестве образца-ориентира для подражания в деятельности и как основы для формирования представлений о семье – в качестве главной особенности этого возраста. Согласно психологической характеристике дошкольников, им свойственны: подражательность, внушаемость, эмоциональность, непосредственность. А потому ребенок в этом возрасте абсолютно доступен и «открыт» для воздействий со стороны взрослых, и особенно родителей. Он очень нуждается в эмоциональной поддержке людей, которые большую часть времени находятся с ним рядом, дошкольникам присуща особенная доверчивость и чувствительность к разного рода оценкам. Именно ориентация на эмоционально привлекательных взрослых - родителей – способствует овладению ребенком необходимым содержанием представлений о семье; становится стимулом в стремлении повторять образчики поведения в семье. В работах О.В. Дыбиной и С.А. Козловой определены характеристики образца-ориентира, способствующего формированию у дошкольников представлений о семье: - действенность, которая обеспечивается соблюдением требований и стимулирует у детей желание повторять деятельность в своем поведении; - содержательная полнота, что предполагает соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, их субъектному опыту в восприятии своей семьи и реализации положительной направленности на мир семейных отношений (приобщение ребенка к культурным, нравственным и социальным традициям и устоям, сложившимся в этой конкретной семье; освоение способов познания и образцов деятельности); - личностный смысл его деятельности, за которым стоят личностные качества, значимые для ребенка: заботливость, доброта, приветливость,
преданность, ответственность, справедливость и подобное. Личностный, жизненно важный смысл и побудительная сила приобретаются ребенком только в жизненной практике. В исследовании Н.И. Демидовой определяется содержательная сторона «образа семьи» в сознании дошкольника, в которой описывается жизненное пространство ребенка в семье (денотативная категория). «Это пространство для ребенка определяется семейным укладом. Понятие семейный уклад нельзя очертить узкими границами, оно многогранно. Семейный уклад включает установленный порядок жизни в семье, внутренние законы, регламентирующие ведение хозяйства, выполнение возложенных обязанностей, потребности и ценностные ориентиры членов семьи, принятые традиции, организация досуга, сохранение родственных отношений. Семейный уклад неразрывно связан с домом, где семья проживает, поэтому в «образе семьи» у дошкольника «дом» занимает особое место» . Коннотативная, оценочная категория появляется в «образе семьи» в процессе общения ребенка с членами семьи. Действительно, оценка семьи происходит у ребенка, по мнению Н.И.Демидовой, на эмоциональном уровне. Ценностная категория в отношении «образа семьи» заключается в понятиях семьи, родственных связей и отношений. Важно, что уже в дошкольном возрасте ребенок способен понимать ценность семьи для себя и свою значимость для семьи. Учитывая все это, сформулируем принципы формирования представлений о семье у дошкольника: - принцип позитивизма реализуется в формировании привлекательного представления о семье на положительных примерах; - принцип гуманистичности предполагает выбор приемлемой модели общения и взаимодействия с ребенком, когда и родители, и дети участвуют в процессе формирования представлений о семье и им в равной степени предоставлена свобода и самостоятельность в проявлении чувств, мыслей.
применение этого принципа означает формирование семейных ценностей у ребенка и уточнение образа его будущей семьи. - принцип деятельности предполагает трансляцию родителями своего понимания семьи на деятельностной основе. В ходе совместной деятельности происходит уточнение представлений о семье у дошкольника. - принцип целостности предполагает целостное восприятие ребенком окружающего мира и такого явления в нем, как семья. Кроме того, он способствует демонстрации степени единения ребенка с миром семьи. В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты. Следует помнить, что в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи в подготовку и проведение праздников, развлечений и организацию экскурсий. Обычно в таких ситуациях все взрослые чувствуют себя ответственными за детей (а не только за своего ребёнка), их деятельность, безопасность, стараются активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приёмы своих помощников, что даёт основание судить о стиле, методах домашнего воспитания. Итак, в процессе формирования представлений о семье перед педагогами и родителями стоят следующие задачи: - совместно выверенными усилиями в рамках педагогического просвещения формировать у детей уточненные представления о семье и уже на основе этого – собственную позитивную позицию по вопросам семейных отношений; - способствовать разного рода проявлениям желания у детей действовать совместно с родителями по освоению мира семьи; - научить детей с помощью педагогов и родителей способам действий по постижению опыта семьи.
Таким образом, можно сделать вывод
,
что особенности формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста заключаются в следующем: - При ознакомлении дошкольников с семьей как с явлением общественной жизни, отношения «родители - дети» должны быть центральными и системообразующими. - Родительские стили поведения различны в разных семьях (авторитетный; авторитарный; попустительский стиль); - Положительное воздействие на личность ребенка: никто, кроме самых близких для него в семье людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры) не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. - В неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи в подготовку и проведение праздников, развлечений и организацию экскурсий. - Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не желанный, были тяжелые проблемы и т. д.). - Формирование представлений о семье признается в настоящее время одной из важнейших составляющих образования дошкольников и представляет собой комплексную педагогическую задачу.

Многие многодетные матери замечают, что самое сложное — это отнюдь не бесконечная уборка, готовка и сохранение относительного порядка в доме, сколько необходимость уделять достаточное внимание каждому из детей. И если многие из них еще успевают поиграть, почитать детям перед сном и во время ужина обсудить школьные дела, то поговорить с каждым из своих чад лично, так сказать, тет-а-тет, бывает затруднительно. Но задача легко решается, если негласно установить четкое время, когда можно пообщаться с каждым из детей.

Уделять внимание каждому ребенку

Поговорить с каждым своим ребенком, даже если он уже давно не малыш, хотя бы 5-10 минут в день способна любая мать. Но если с двумя детьми такое общение происходит само собой, а вокруг единственного и вовсе вертится мир всей семьи (нередко ребенок страдает скорее от гиперопеки, нежели от невнимания родителей), то в семье, где детей много, маме следует помнить, что общение с каждым из детей необходимо включить в свой ежедневный распорядок.

Если ребенка обижают в школе, он испытывает какие-то затруднения или впервые влюбился, он захочет поговорить об этом без свидетелей, как бы при этом он не относился к своим сестрам и братьям. Очень важно, чтобы мама успевала пообщаться с детьми не только за семейным столом или во время совместных игр, но и лично с каждым. Когда ребенку не уделяется индивидуальная порция материнского внимания, то он и сам не ощущает себя личностью.

Быть частью команды, «одним из» — это, конечно, очень хорошо. Замечательно, когда ребенок это умеет, у него есть способность вливаться в коллектив, быть его частью и не противопоставлять себя другим по поводу и без. Это большой плюс, который приобретает почти любой, выросший в многодетной семье. Но не менее важно еще и осознавать себя самого как личность со своими потребностями, интересами, задачами, уметь к самому себе прислушиваться, выражать свои собственные мысли.

Когда человек хорошо понимает себя самого, он так же способен понять и другого. Когда же к себе самому он относится как к части толпы, то и в другом человеке он не видит личности. Эту способность понимать себя и другого в ребенке можно очень хорошо развить, если регулярно (а лучше ежедневно) с ним беседовать о его успехах, целях, переживаниях.

Такой разговор может занимать несколько минут, но всякий раз ребенок должен знать, что в определенное время мама будет готова его выслушать. Это может быть несколько минут перед сном, 10 минут во время обеда, когда остальные дети гуляют или в школе, 15 минут по дороге из школы домой. Время, когда другие домочадцы не будут вмешиваться в разговор, перебивать и отвлекать.

Желательно, чтобы и отец тоже находил время для каждого из детей. Эти несколько минут индивидуального внимания складываются в фундамент глубоких и доверительных отношений с родителями, открытого и доброжелательного отношения к людям вообще. Дети в многодетных семьях нередко пытаются перекричать друг друга, перебить. Если приглядеться, то становиться ясно, что происходит это в основном в борьбе за родительское внимание.

Если мама успевает каждому из них за день сказать, какой он хороший, умный и замечательный, спросить, как прошел день, где-то помочь, а где-то просто выслушать, то и отношения между ними намного лучше, вместо соперничества и ревности взаимовыручка, дружба и искренний интерес друг к другу.

Четкий распорядок дня

Соблюдается неукоснительно всеми членами семьи. Если в семье с одним-двумя детьми пренебрежение распорядком не приводит к особенным последствиям, то в больших семьях любое отклонение от обычного графика приводит к настоящему коллапсу в делах. Если долго не спит один из детей, то наутро вся семья будет чувствовать себя не очень хорошо. Когда дети утром встают в разное время, то мама едва может найти время для собственного сна. Удобнее, чтобы все завтракали и ужинали в одно и то же время за столом, чтобы маме не приходилось круглосуточно мыть посуду за каждым и накрывать на стол. Также должно быть время для прогулки, для купания, для общения. Иначе мама просто не успеет переделать всё.

Когда всё организованно, мама успевает отдохнуть в промежутках, когда детвора спит или мирно играет. А когда один просит есть, другой помочь с уроками, а третий просто канючит, чтобы обратить на себя внимания, то вся эта круговерть начинает сводить с ума. В такой каше вариться тяжело как маме, так и детям. Разумеется, когда дети вырастают, они начинают жить в собственном ритме, навязывать им какой-то график бесполезно и несправедливо, но малышей и школьников вполне возможно и целесообразно приучать в одно и то же время ложиться спать, есть, вставать утром и т.д.

Сформировать для всех четкие «правила жизни»

В многодетной семье правила жизни, гарантирующие относительный порядок и чистоту в доме, безопасности, душевного покоя и физического комфорта должны быть куда строже, чем в небольшой семье.»Мы не носим пищу по комнатам и едим только за столом», «не прыгаем ногами по дивану», «собираем игрушки перед сном», «не деремся, а выясняем всё в конструктивном диалоге или идем «в высший суд» — к родителям, разбираем спор «по косточкам», «кто разбудил малыша — тот его и укачивает» — таких правил может быть много, они могут быть самыми разнообразными, но непременно должны касаться всей семьи. И выполняться всеми, не только детьми, но и родителями и неукоснительно их соблюдать.

Если всем запрещено, то и папа, и мама не должны эти правила нарушать, только тогда они будут признаваться и выполняться детьми безоговорочно. Если детям нельзя ругаться и обзываться, то и родители, выясняя отношения, должны придерживаться этих придуманных правил. Или выяснять отношения так, чтобы дети это не видели.

Не выбирать «любимчиков»

Разумеется, это редко делается родителями сознательно. Но бывает так, что матери (или отцы) заведомо одного ребенка выгораживают, а к другому настроены излишне критично. Даже не вникнув в суть конфликта между детьми, такая мать уже «знает», кто прав, кто виноват. Именно такие ситуации из детства порождают холод у «козлов отпущения» (иногда даже ненависть к «любимчикам») в отношениях между братьями и сестрами.

Психолог Дмитрий Карпачев о основных способах решения конфликтов в многодетных семьях в видео:

Помощь всех детей в домашних обязанностях

Конечно, по мере взросления обязанности по дому и по уходу за младшими справедливо должны возрастать, это нормально, когда дети помогают родителям, но при этом у всех должно оставаться время на детство, свои собственные игры и интересы. Распространенная ситуация, когда помогает в основном самый старший ребенок в семье (в лучшем случае еще и второй по старшинству), а остальные дети ведут себя как вечные малыши. Хотя старший ребенок в возрасте своего самого маленького братишки уже помогал маме по полной программе. Но на контрасте со старшими маленькие кажутся еще меньше, а к старшим требования только возрастают. Это может провоцировать конфликты.

Именно эта внутренняя обида, чувство несправедливости побуждает старшего ребенка всячески задевать младших или относиться к ним с пренебрежением.

Справедливо, когда обязанности по силам есть у каждого ребенка в семье, исключая разве что грудничка. Даже двухлетний малыш может, например, собирать игрушки по всему дому и доносить их до своего места. Конечно, приучать малыша придется с момента, когда он только сделал первые шаги, помогать он начнет не сразу, но зато к трем-четырем годам ребенок начнет, не задумываясь, складывать игрушки в ящик, освобождая домочадцев хотя бы от этой нудной и непрекращающейся работы. Дети постарше уже могут по очереди мыть посуду, гулять с собакой, пылесосить и т.д.

Чем больше прав — тем больше обязанностей. И наоборот. Труд непременно должен как-то поощряться, цениться. Как любая женщина справедливо желает, чтобы муж и дети были благодарны ей за ее заботу о них, так тем более любой ребенок нуждается в том, что мать и отец не скупились на похвалу, поощрения (иногда и в материальном выражении — «красивое колечко для ручек, которые моют посуду»).

Материальные поощрения не должны быть постоянными (за каждый шаг), скорее время от времени. Суть в том, чтобы дети понимали, что родители ценят и отмечают их усилия, а не считают их обязанными помогать. Чувство благодарности и похвала — куда более верное средство, чтобы дети помогали родителям, нежели попытки вызвать у них чувство вины, долга, а также критика и осуждение.

Как несправедливо было бы взваливать половину всей рутинной домашней работы на старшего ребенка в семье, так изначально тупиковый путь, когда женщина всё делает сама, не привлекая детей вовсе. Хороший руководитель отнюдь не делает всё сам, он делегирует полномочия на своих «подчиненных». Ведь сделать качественно за ограниченный промежуток времени можно только такое же ограниченное число дел.

Когда мама не прибегает к помощи детей, она может успеть перемыть всю посуду, убрать за всеми, пропылесосить, накормить, погулять и еще массу всего, но в таком случае, ни о каком общении с детьми (да и с мужем тоже) уже и речи быть не может. Она просто валиться с ног от усталости. К тому же беспорядок в доме, вся рутинная и нудная работа вызывает в таком случае куда больше раздражения (как и домочадцы, которые повинны в этой вечной домашней каторге), если выполнять ее в одиночку.

Когда порядок осуществляется совместными усилиями, то и ценится чистота гораздо больше

.

Ребенок не будет после прогулки разгуливать по дому в грязной обуви, если сам лично не так давно помогал мыть полы, выращенный собственноручно цветок он не забудет полить, а если старшим детям привелось самим укачивать малыша, то маме не придется по сто раз повторять им, чтобы они не шумели, когда тот спит.

У каждого ребенка должен свой уголок

Это вроде бы понятно и не вызывает вопросов, но в условиях многодетной семьи нередко этим правилом пренебрегают за неимением лишнего свободного пространства в квартире. Конечно, идеально, когда у каждого ребенка есть своя собственная комната, где можно отдохнуть от шума, мечтать, грустить и делать уроки в спокойной обстановке, но в реалиях современной городской жизни так бывает далеко не всегда. Особенно когда детей больше трех.

В такой ситуации многим родителям начинает казаться, что даже свой собственный уголок для ребенка — это уже блажь и роскошь, но это не так. Если поставить 6 (7, 8 или 10…) письменных столов в квартире просто не реально (да и не рационально так использовать пространство, где нужно еще играть, дышать и передвигаться), то создать какой-то отгороженный уголок, где ребенок хранит свои вещи, думает и уединяется, чтобы отдохнуть, просто необходимо для каждого, если существует такая возможность.

Неприкосновенное место для папы

А лучше чтобы это было неприкосновенное » папино место», куда нельзя заходить вовсе, пока папа занят или отсутствует. Можно время от времени просто запрещать детям заходить в комнату в определенные часы. Например, когда отец пришел с работы или в субботу утром. Любая женщина знает, когда муж особенно хочет побыть один. Далеко не все мужчины ежедневно после работы мечтают ужинать в кругу своей шумной семьи.

Порой женщина поступит мудро, если покормит детей заранее, а муж будет ужинать отдельно в тишине, а потом, отдохнув, выйдет к детям.

Особенно это важно, когда работа мужчины и так связана с суетой, шумом, гамом и постоянным общением. Или случились какие-то неприятности на работе. У каждого человека бывает время, когда ему нужно побыть одному, привести в порядок мысли или просто отдохнуть от шума, галдежа и суеты.

Женщины более гибкие и приспособляемые, им легче формулировать своим чадам то, что они хотят от них, а мужчинам обычно сложнее что-то запрещать детям. В итоге они раздражаются на детей, но «достается» в основном женам.

Не увлекаться сравнением детей

Они все разные, все личности с сильными и слабыми сторонами. Сравнивать любого ребенка можно только с ним же самим в разные периоды его жизни. Сравнение детей друг с другом отнюдь не способствует любви между ними. Напротив, сравнения и критика — это рассадник зависти, обид и распрей между ними в будущем. Дети все должны быть любимыми и неповторимыми.

Иногда мама, замечая сильные качества одного из детей, при этом не обращает внимания на то, что и отсутствие этого качества у другого компенсируется с лихвой каким-то достоинством или даже талантом. Например, спокойный ребенок может радовать родителей. Его всем ставят в пример. А его шумный и неугомонный братишка может быть более энергичным, активным и смышленым, но в условиях городской квартиры нет другого более приемлемого выхода для его бушующей энергии, как носиться по квартире, раскидывать игрушки и шуметь.

  • В большинстве случаев старшие дети общаются так со своими младшими сестренками и братишками неосознанно, вымещая на них свои какие-то негативные эмоции, полученные в школе или в саду, но родителям в таких случаях надо резко пресекать такое общение. Необходимо объяснять детям, что причинение другому (тем более тому, кто слабее) боли недопустимо, также как и недопустим пренебрежительный тон, оскорбительные шутки.

Не позволять старшим отбирать у малышей игрушки, толкаться, доводить маленьких детей всякими обидными для них «обзывалками».

Иногда то, что для подросших детей просто смешная шутка, для малышей — настоящее издевательство, приводящее к стрессу, неврозам. Ребенок после такого общения со своим старшим братом или сестрой долго не может уснуть, переживает, испытывает чувство обиды. При этом старший ребенок иногда вовсе не желает так уж ранить или задеть малыша, просто в силу возраста не способен еще учесть особенности его психологии и по инерции общается с малышом так же, как и со своими ровесниками, которые бы посмеялись или дали хороший отпор. Агрессивное поведение должно строго пресекаться родителями.

С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива- семьи. В процессе общения с родителями- первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается. Приобретает жизненный опыт. Усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что предусмотрительно, дети постигают на опыте семейной жизни. Трудно переоценить роль семьи в формировании личности ребенка.

Рождение ребенка- это не только большая радость, но и большая ответственность. И родители не всегда в должной мере это осознают. Обеспечив ребенка материально, нельзя забывать и о духовной стороне его жизни. Например, патриотизм, чувство любви и уважения к Родине, семье, воспитывается всем укладом жизни. Но здесь трудно обойтись без целенаправленного, специального воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива- семьи. В процессе общения с родителями- первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается. Приобретает жизненный опыт. Усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что предусмотрительно, дети постигают на опыте семейной жизни. Трудно переоценить роль семьи в формировании личности ребенка.

Рождение ребенка- это не только большая радость, но и большая ответственность. И родители не всегда в должной мере это осознают. Обеспечив ребенка материально, нельзя забывать и о духовной стороне его жизни. Например, патриотизм, чувство любви и уважения к Родине, семье, воспитывается всем укладом жизни. Но здесь трудно обойтись без целенаправленного, специального воздействия.

Такие педагоги как Н.К. Крупская, А.В. Суровцева, Е.И. Тихеева, А.П. Шохина и другие, считали, что в отрыве от семьи невозможно воспитать подрастающее поколение. Издавалась педагогическая литература, где анализировались типичные ошибки в воспитании и давались советы (А.С. Макаренко, Е.А. Флерина, Н.К. Крупская, Е.А. Аркин и другие) поднимались проблемы актуальные и в наши дни.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья. В Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Должно быть взаимодействие ДОУ и семьи, а не одностороннее воздействие на родителей.

Требования детского сада и семьи должны быть едиными, т.к. воспитатели непосредственно продолжают дело, начатое семьей.

Семья, по признанию ученых - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.

Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.

Семья, по семейному законодательству - это малая социально-психологическая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья, являясь для ребенка первым наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенных в детстве определит его качество будущего семьянина.

В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа» (И.В. Бестужев-Лада)

Представление о природе, человеке, обществе, в том числе семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах определяют значимость того образца семьи, который первоначально формируется у ребенка.

Между тем обследования дошкольников, направленное на выявление стихийно складывающегося образа семьи, проведенное в диссертационных исследованиях Л.В. Грабаровской, Е.С. Бабуновой, Т.М. Бариновой и других,

свидетельствуют о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.

Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей (Л.В. Загик, Г.А. Маркова, В.А. Петровский), что объективно может способствовать формированию у детей образа семьи.

I Глава . Теоретические основы проблемы формирования интереса к своей семье у детей дошкольного возраста.

1.1. Проблема формирования интереса к своей семье у детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов .

В работах российских социологов семья характеризуется тремя основными семейных отношений: родство, супружество и родительство, зарубежные социологи рассматривают её как социальный институт.

В первобытном обществе семьи как таковой не было, существовал круг лиц, между которыми разрешались половые отношения – это так называемый полигамный, групповой или парный брак. Конечно, такие отношения семьей назвать трудно. Семья, такая как существует в нашем понимании, образовалась лишь после разложения родового общества. Происходит смена: единобрачие заменяет полигамию, т.е. многобрачие.

«Брак (от рус. «брать») – семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям».

Со временем всё меняется. Общественные изменения не могли не затронуть семью. Выполняя одну из важных функций – воспитательную, семья играет особую роль в жизни общества. Семья, её особенности, связь с существующими общественными отношениями, роль в жизни общества отдельной личности занимало умы многих мыслителей далеких времен. Рассуждения о семье, её природе, сущности, назначении составляли часть философских теорий Аристотеля, Платона, Канта, Фихте, Гегеля, Руссо, и многих других. История непосредственно влияет на становление и развитие системы воспитания в любом государстве, а, следовательно, и на семью в целом.

Уже в древней Руси народ создавал свою педагогику, используя различные воспитательные средства. При матриархате обучение осуществлялось под руководством старейшин, а учитывая индивидуальные особености определялся срок обучения.

Позже, в VI веке, старейшин заменили ближайшие родственники, а если таковых не было, то обязанности по воспитанию и обучению брали на себя соседи. С VIII века дети стали воспитываться в семье, исключением были дети князей и феодалов их посылали «на сторону» для воспитания и обучения.

С.Д. Бабишин и Б.А. Рыбаков подчёркивают самобытность, национальный характер воспитания на Руси до принятия христианства, отрицают мнение о копировании и заимствовании византийской системы образования. Развитию образования на Руси способствовали просвещенные князья.

Основой семейного воспитания были послушания, уважение родителей, богобоязнь, трудолюбие и гражданственность. Основоположник отечественной теории семейного воспитания П.Ф. Лесгафт, писал – «Ребенок, есть результат семейного воспитания». Ведь по-другому просто и не может быть. Семья – это первая среда, формирующая личность ребенка.

Дошкольное детство – период наибольшей восприимчивости ребенка воздействием, в том числе и воспитательном. «В этом возрасте создается основа, на которой строиться все последующие воспитание и обучение».

Оценка роли семьи в нашей стране не всегда была одинаковой. Было время, когда некоторые считали, что семья перестает быть необходимостью. Но время показало, что семья нужна не только обществу, но и человеку. Многочисленные исследования советских и зарубежных педагогов и психологов (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев,) убедительно демонстрируют, что, несмотря на громадные перемены в структуре семейной общности, ее количественном составе, функциях, изменении внутри семейной роли буквально всех ее членов, она остается ни с чем не сравнимым организмом, удовлетворяющим целый комплекс человеческих потребностей. Причем между семьей и ребенком существует тесная связь, осуществляемая с помощью множества разнообразных звеньев.

К наиболее существенным звеньям относится то, что принято называть интересом.

«Интерес» (от лат. interest - имеет значение, важно) - отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Целенаправленное формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения.

Рассмотрим возможности формирования интереса ребенка к семье. Менялись времена, менялись методы, приемы, средства какими люди решали эту задачу. Если в древности это были загадки, потешки, колыбельные, сказки, пестушки, былины, то настоящее время их многообразие возросло во много раз больше, т.к. возросли и возможности человека в их использовании.

Современные педагоги и психологи, работают над методами и приемами, которые помогли бы сблизить детей с родителями, вызвать интерес ребенка к своей семье, к жизни ее членов.

Некоторые педагоги и психологи (И.А. Бережная, И.В. Курова) разработали для реализации этой цели вопросы по проведению бесед с детьми. Так же были разработаны тематические рекомендации для родителей, которые нацелены на то, чтобы ребенок лучше узнал историю своей семьи, ее традиции.

Формируя у ребенка интерес к своей семье, мы параллельно побуждаем его к познанию нового, неизвестного, ведь к семье относятся не только те, кто в данный момент проживает с ребенком, но и более далекие родственники, предки.

В Педагогической энциклопедии дается такое понятие: «интерес- активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным

эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью» .

Следовательно, для формирования у дошкольника интереса к своей семье, необходимо установить прочный контакт между взрослым и ребенком, уважительное отношение друг к другу.

По образному выражению А.Г. Харчева, семья для дошкольника «социальный микрокосм», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни.

О.Л. Зверева и А.М. Ганичева считают дошкольный возраст сензитивным периодом для формирования интереса к своей семье.

О том, что семья играет особую, незаменимую роль в формировании личности ребенка, говорят исследования, посвященные проблеме осознания детьми своего опыта в семье. Так, в семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он усваивает навыки социального поведения.

1.2.Особенности формирования интереса к семье у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Семья – первый коллектив в жизни ребенка, оказывает на него непрерывно формирующее воздействие. Родители самые близкие для ребенка люди, большое значение имеет их любовь и авторитет. Но ребенок воспитывается не только в семье, а также и в специальной педагогической среде, где с ним работают подготовленные педагоги и воспитание носит научно-обоснованный характер.

Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов. Многие авторы (Р.И. Жуковская, А.А. Анцыфирова, В.М. Иванова) исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формировании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях.

В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.

В настоящее время остро стоит проблема занятости родителей, что в свою очередь негативно отражается на их детях. Очень часто родителям не хватает времени на своего ребенка, а если свободное время и появляется, не все могут использовать его с пользой. Отсюда следует, что задачей педагога является формировать интерес к своей семье у детей дошкольного возраста, а также вовлекать родителей в эту работу.

Для формирования интереса ребенка к семье необходимо четко определить задачи, условия, методы, приемы, формы проведения этой работы.

В дошкольном возрасте, по программе «Детство» В.И. Логиновой, углубляются представлений детей о семье, родственных отношениях. Дети приучаются активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким.

  1. Дети дошкольного возраста должны: иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.
  2. Понимать, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу.
  3. Знать некоторые культурные традиции своей семьи, любимые занятия членов семьи («Моя мама любит печь пироги, брат любит строить модели кораблей» и др.)
  4. Выражать интерес к эмоциям и чувствам людей, уметь узнавать разные эмоциональные состояния людей по мимике жестам.
  5. Осознавать связь между настроением взрослых и поведением детей, их поступками по отношению к старшим (мальчик помогает маме – это ее радует; девочка отказалась выполнить просьбу бабушки – бабушка огорчена). 7
  1. Дети этого возраста должны проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших (мама отдыхает – нельзя шуметь, бабушке тяжело нести сумку – надо помочь, у бабушки болят ноги – надо идти медленнее).
  2. Выражать в семье внимание к больному: подать лекарство, грелку, принести воды, развлечь.
  3. Рассказывать взрослым о семье. Использовать в обращении к близким ласковые обороты речи: «бабуля», «мамочка» и др.

Таким образом, в ходе совместной работы ДОУ и родителей дети подводятся к первоначальному, пока еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения. У детей складываются первые ожидания в отношении своей будущей семьи. Например, они говорят: «Когда у меня родятся свои дети, я никогда не буду их ставить в угол», «Я, когда вырасту, своей жене всегда буду дарить цветы». «Запускается» элементарная рефлексирующая позиция на основе понимания «хорошая – плохая» семья.

В образовательных программах задачи формирования интереса к своей семье отражены достаточно ярко и подробно. Следовательно, можно сделать вывод, что при систематической работе с детьми дошкольного возраста, при создании необходимых педагогических условий в детском саду, у детей формируется интерес к своей семье.

II Глава. Педагогический опыт

Дом, домашнее тепло – это одно из условий счастливого детства. А счастливое детство способствует формированию доброго и здорового человека.

В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения,ещё только формирующихся представлений и понятий,высокой эмоциональности ребёнок принимает и понимает социальный мир по – своему. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. В тесном взаимодействии « ребёнок – взрослый – семья»происходит социализация личности ребёнка.

Кризисные явления в социально – экономической, политической, культурной и др. сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс закономерно коснулся и такого важного структурного общества, как институт семьи. Всё больше представителей молодого поколения отдают предпочтение альтернативным формам брачно-семейных отношений. М.Осорина отмечает: « то, что раньше было священным, полным мировоззренческого смысла, символически значимым для членов семьи,сейчас потеряло свою смысловую высоту,опустилось до уровня бытовых явлений. Из семейного быта исчезают понятия « родной дом», священные места. Они подменяются лжеценностями – дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей и родителей фамилии,имени и отчества своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание работы по социально – личностному развитию детей. Семья для малыша – это мир, вкотором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь,общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.

В своей работе наметила следующие задачи:

Дать знания о составе семьи, о родственных отношениях, о связи с др. членами семьи. Показать значимость семьи для человека.

Учить видеть эмоциональное состояние близких людей.

Формировать представления о необходимости каждому человеку иметь своё имя, фамилию, свой адрес. 9

Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Определила три группы источников, которые помогут решить поставленные задачи:

1 источник – это сам взрослый (воспитатель – родитель), который грамотно и достоверно передает детям информацию.

2 источник – это художественная литература, изобразительная деятельность(через занятия, совместную деятельность)

3 источник – которым педагог управлять не может(«случайная» информация, которую дети могут получить из общения со взрослыми члена-ми семьи, из собственных наблюдений, телепередач и т.д.)

Поставленные задачи, формы работы нашли своё отражение в перспективном планировании по блоку « Я и моя семья», а затем с учетом ФГТ и в планировании по блоку « Семья и люди» раздела «Социализация» (Приложение 1)

Основная работа велась на НОД по социализации, в вечернее время и частично на прогулке. Процесс формирования представлений о семье,её родословной, семейных традициях можно осуществлять через такие виды деятельности:

1 . игровая деятельность:

С/ р. игры « Семья», «День рождения», « Магазин», « Больница», очень эффективными оказываются сюжетные линии такие, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», «Семейный совет», «Праздники в семье», «Поэтическая гостиная», «Вместе с братом», «После работы», «Ждем маму» и другие.

Инсценировки « Три мамы», « Сказка для мамочки»

Игры – драматизации по сказкам: « Курочка Ряба», « Репка», « Красная шапочка» и др.

Дид /игры « Кому что нужно для работы»

Строительные игры « Мебель для дома»

2. социализация

Тематические занятия « Что значат наши имена», « Моя семья», « Я»,

« Добрые дела», « Мамы всякие нужны, мамы разные важны» и т.д.

Знакомство с профессиями родителей

Экскурсии

Создание альбома «Моя семья»

3 речевое развитие

Составление творческих рассказов на тему « Семья», «Как я помогаю дома»

Создание картотеки пальчиковых игр по теме (Приложение 2)

Чтение художественной литературы на тему «Семья» (Приложение 3)

Создание картотеки стихотворений о семье (Приложение 4)

4 продуктивная деятельность

Рисование на тему «Семья», портретов

Изготовление подарков для мам, пап, открыток для членов семьи и т.д.

При прохождении таких тем, как « Кто я такой», «Я», «Семья» не только давала детям знания, но и вызывала у них оценочное отношение к различным поступкам при обыгрывании ситуаций. Например, когда была предложена ситуация « Девочка потеряла игрушку» Виолетта А, Настя П. пожалели девочку, предложили ей свои игрушки: куклу и дудку.

Рассматривали и другие ситуации « поссорились из – за», « как мы помогаем друг другу», при помощи вопросов вызывала детей на беседу – диалог: « Как бы ты поступил?», « Предложил бы помощь?». Дети в беседе проявляли отзывчивость, доброжелательность, сострадание. Такое отношение они проявляли и в обыденной жизни по отношению к сверстникам и своим родителям и старшим.

Предлагала детям нарисовать портреты самого себя и своих родителей, дом, в котором они живут. Собрали альбом с фотографиями детей и их родных, рассматривая его рассказывали о своей семье, делились впечатлениями.

На занятиях « Семья», « Я и мои родители» дети довольно быстро усвоили социальную роль в семье. 11

На вопрос « Кто ты в семье?» многие дети отвечают правильно и разнообразно. Чтобы проверить умеют ли дети правильно называть себя по отношению к другим членам семьи, часто провожу игру « Кто я?»

Я – мама, а ты кто?

Я – бабушка, а ты кто?

Кому ты внук?

Кому ты брат?

Наглядно убедиться в родственных связях позволила созданная мной схема – модель «Семья», которая помогает при составлении связного рассказа о своей семье.

Для формирования интереса к семье, семейным отношениям предложила детям для игры кукол, сшитых руками родителей. Задавала вопросы: « Какая это семья?, Какая бабушка?, мама?, Какой дедушка?, папа? Кто из них дедушка, бабушка? Как догадался? Кто в семье старший?, младший?

Детям эти куклы очень нравятся ионии с удовольствием с ними играют. В младшей и средней группах использовала в своей работе технологию моделирования. Предлагала круги разных размеров, с помощью вопросов и обсуждений малыши показывали и называли членов семьи. Можно использовать и пирамидку. Эта игра вызывает радостные эмоции у детей, они называют членов семьи и нанизывают кольца на стержень пирамидки. В подготовительной группе семью можно изобразить с помощью гирлянды. Дети пишут на полосках бумаги имена членов своей семьи.каждую полоску скрепляют в колечко и соединяют в гирлянду- получается родословная. У каждого своя, неповторимая.

В сюжетно –ролевые игры включала обыгрывание ситуаций или предлагала проблемную ситуацию « Учимся заботиться»: мама заболела, папа вернулся с работы усталый, младший брат капризничает, у сестры день рождения. Очень нравится детям игра « Превращения», где надев платок, шляпу,боро-ду, очки, парик, дети превращались в кого – либо из членов семьи: « Я – бабушка Надя, иду за внучкой Анечкой в детский сад» - говорит Катя Б. « Я – мама Света, готовлю вкусный обед для своей доченьки Полине» - говорит, размешивая в кастрюле суп ложкой, Полина Т. Вводя детей в игровую ситуацию, чтобы вызвать диалог, я предлагала поучаствовать детям в теле- передачах «Моя семья», «Пока все дома».

Образ счастливой семьи можно сформировать с помощью художественной литературы и бесед с использованием опыта детей. (Приложение 3)

Проведение мониторинга по блоку « Семья и люди» позволяет выявить знания и умения детей.

Мониторинг младшего и среднего возраста включает в себя следующие критерии:

а) знает своё имя, фамилию, пол, возраст.

б) задает вопросы при освоении нового действия, а также вопросы об окружающей действительности: Для чего это?, Почему?, Как?, Где?

2. Ребёнок и взрослые.

а) понимает различия взрослых людей по половому признаку (папа,мама, бабушка, дедушка)

б) показывает и называет основные части тела, лица человека

в) связывает эмоциональные состояния с определёнными действиями и словами взрослого

г) выделяет на картинках факты доброго отношения взрослых к детям и наоборот.

Мониторинг проводила используя методы: наблюдение, беседа, интервьюривание.

В младшей группе результаты мониторинга таковы:

Уровень

Количество детей

Низкий

14,2

Средний

62,0

Высокий

23,8

В средней группе мои дети достигли вот таких результатов

Уровни

Количество детей

Низкий

Средний

57,2

Высокий

42,8

Мониторинг детей старшего дошкольного возраста включает в себя такие критерии:

1 .Отношение ребёнка к самому себе

а) Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей.

Б) Знает родословную семьи.

в)Знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального функционирования.

г)Имеет представления о школе, жизни школьника.

2 . Ребёнок и взрослые

а)Имеет знания об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек.

Б)Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина - любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).

в)Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых.

Г)Имеет представления о культурных традициях своей семьи.

Д) Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе.

Е)Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека.

В старшей группе результаты таковы:

Уровни

Количество детей

Низкий

Средний

23,8

Высокий

76,2

Из данных таблиц видно, что представления детей о своей семье, её членах стали более углубленными и точными, заметно вырос интерес к своей семье. Большое значение в этом сыграло создание педагогических условий, поэтапность, системность в работе, изучение семейных традиций и сюжетно – ролевые игры.

Следующим направлением моей деятельности была работа с родителями.

Она включала такие виды работ как:

  1. домашние задания детям на совместное выполнение его с родителями;
  2. вечер досуга « Отдыхаем всей семьей»;
  3. папки – передвижки;
  4. родительское собрание (Приложение 4)

Для родителей была приготовлена папка – передвижка «Что означают наши имена», цель которой – познакомить родителей со значением имен их детей; предоставить их вниманию информацию о происхождении имен на Руси; вызвать интерес к своей семье, ее предкам. Данная папка вызвала интерес родителей, это можно было заметить по тому, что родители не проходили мимо, а останавливались и читали предложенную им информацию. Папка была изготовлена из картона, что хорошо, потому что, такая основа не позволяет ей быстро прийти в негодное состояние. Также при ее выполнении учитывался внешний вид, он аккуратен и красочен – это также способствовало привлечению внимания родителей.

Следующей была папка – передвижка «Фамилия – флаг семьи». Ее цель – предложить вниманию родителей информацию о том, как можно разгадать происхождение своей фамилии; вызвать интерес к истории своей семьи, ее предкам. Эта папка также была выполнена аккуратно, красочно и что немало важно написана в доступной для родителей форме. В папке рассказывается о том, как можно узнать о происхождение своей фамилии, откуда появились фамилии, с чем это было связано. Возможно, что данная информация заинтересует кого – то из родителей настолько, что им захочется заняться этой проблемой более глубоко. Что в свою очередь не оставит равнодушными и детей.

Оформление родительского уголка «Традиции семьи». Его цель – предоставить вниманию родителей информацию о том, какую пользу могут

принести для воспитания у детей интереса к своей семье семейные традиции. В данном пособии даны практические рекомендации родителям, рассказывается о различных интересных традициях.

В папке – передвижке «Твоя родословная» родителям дается информация о том, с чего надо начать изучение родословной своей семьи; о том, где искать информацию о своих предках; рассказали о том, какие виды родословия бывают. Данная папка непосредственно касается проблемы формирования у детей интереса к своей семье, через родословную. В ней очень понятно и доступно излагается информация. Папка выполнена на картоне, она аккуратна и красочна. Родителям было предложено изучить свою родословную и вместе с детьми сделать « Древо семьи».

Дети вместе с родителями выпускали газету « Самая, самая семья».

Вместе с родителями я стремилась донести до детей значимость семьи для человека. Семья – это забота, внимание, доброта, любовь, тепло, помощь, понимание.

Немало в жизни предстоит

Пройти путей, дорог,

Но в сердце бережно храню

Заветный огонёк

Он согревает душу мне

И знаю, верю я –

Не одинок я на земле,

Со мной моя семья!

Список литературы

  1. Арсаланова Е., Безнадежных Л. Искусство переживать// Обруч. – 2001. - №5.
  2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.- 264 с.
  3. Аюева И. Патриотическое воспитание// Ребенок в детском саду. – 2001. - №5.
  4. Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 1988.
  5. Гирич Л. Формы работы детского сада с семьей// Дошкольное воспитание. – 1999. – №10.
  6. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова и др., под. ред. Т. И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 1996.
  7. Князева О.Л. Методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. Я – Ты – Мы.
  8. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/ С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками/ Л.И. Катаева. – М.: Линка-Пресс, 2000.
  9. Пастюк О. История моей семьи// Ребенок в детском саду, 2001. - №5.

10.Семейный кодекс РФ принят Госдумой 8 декабря 1995 г.//Полный сборник кодексов РФ/ сост. Покровский А.А. – СПб.: 2002.

11.Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада// Дошкольное воспитание, 1999. - №10. –

Сергеева Елизавета Владимировна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Теремок», г. Абакан

АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О СВОЕЙ СЕМЬЕ

Аннотация: в работе представлены результаты опытно-экспериментальной работы, диагностические методики и критерии их оценки. Ключевые слова: семья, родственные отношения, проявление отзывчивости, сформированность представлений детей о семье.

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, в образовательной практике, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова, Э.К. Суслова, Н.Н. Поддьяков и др. подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье. Эти задачи входят в сферу нравственного воспитания.

Задача ознакомления ребенка с семьей входит в сферу социально-нравственного воспитания ребенка, рассматриваясь как значимое поле педагогической деятельности для формирования у ребенка патриотических чувств, чувства любви и привязанности к близким .

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана «Детский сад «Теремок» в период с октября 2013 года по май 2015 года. В ней принимали участие дети двух подготовительных к школе групп, в состав каждой из которых входило по двадцать пять дошкольников. Таким образом, выборка исследования составила пятьдесят детей (25 детей – экспериментальная группа и 25 детей контрольная группа). Кроме старших дошкольников в опытно-экспериментальной работе принимали участие четыре воспитателя соответствующих групп и родители детей. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью работы являлось формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родословной.

Констатирующий этап исследования предполагал выявление уровня социально-нравственного воспитания детей в экспериментальной и контрольной группах и представлений детей о семье, а также ознакомление с педагогическими условиями организации образовательной работы в группах по ознакомлению дошкольников с семьей. Для этого был использован комплекс диагностических процедур:

Диагностическая методика «Проявление отзывчивости у детей в семье»;

Беседа с детьми о семье и решение ситуаций (Е. Ривина);

Диагностическая методика «Проявление отзывчивости у детей в семье»

Цель – выявление характера поведения (отзывчивости) ребенка в ситуациях взаимодействия с членами семьи.

Ребенку предлагалось закончить следующие предложения:

    Если мама говорит, что очень устала и хочет отдохнуть и ложится отдыхать в той комнате, где ты играешь, то ты…

    Папа принес тебе апельсин, и отдает его тебе в присутствии других членов семьи и говорит: «Апельсин только один, всем не хватит»; твои действия? Как ты поступишь в данной ситуации?

    Ты играешь в любимую игру, и один из членов семьи просит тебя помочь сделать уборку. Что ты ответишь? Как поступишь? И т.п.

Анализ результатов беседы проводится по схеме:

    Как ребёнок относится к родственникам (равнодушно, с пониманием, и т.д.) отдает ли кому – то предпочтение и почему.

    Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе другого члена семьи); как он это делает (охотно, помощь действенная: неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.).

    Проявляет ли чувство долга по отношению к членам семьи, в чем оно выражается и в каких ситуациях.

    Замечает ли эмоциональное состояние родственников, в каких ситуациях, как на это реагирует.

    Проявляет ли заботу по отношения к членам семьи и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.

    Как реагирует на успех и неудачи родственников (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно – завидует успеху другого, радуется его неудаче).

Критериями оценки ответов детей служили общепринятые нормы и нравственные ценности. Если ребенок в решении ситуаций проявлял эмпатию, сочувствие к членам своей семьи, демонстрировал в высказываниях желание помочь, бережное отношение к близким, проявления заботы, то ответы таких детей мы относили к высокому уровню сформированности нравственного поведения (отзывчивости) ребенка в ситуациях взаимодействия с членами семьи.

Если в целом поведение ребенка отвечало культуре взаимодействия, но в большей части ситуаций ребенок демонстрировал удовлетворение только своих потребностей в игре, сладостях, увлечениях; если и помогал, то только тем членам семьи, которые наиболее значимы. Ответы таких детей мы относили к среднему уровню сформированности поведения (отзывчивости) ребенка в ситуациях взаимодействия с членами семьи. И если ребенок проявлял только эгоистические проявления в поведении, не принимал ситуации, затруднялся в их решении и оценке, то ответы таких детей мы относили к низкому уровню сформированности поведения (отзывчивости) ребенка в ситуациях взаимодействия с членами семьи. Количественные данные представлены в таблице 1.

Таблица №1. – Анализ уровня сформированности поведения детей в ситуациях взаимодействия с членами семьи (констатирующий этап)

уровень

группы

высокий

средний

низкий

экспериментальная

36%

40%

24%

контрольная

20%

44%

36%

Анализ ответов детей показал, что дети, которые были отнесены к высокому уровню сформированности поведения демонстрировали проявления эмпатии. Так, например, Максим ответил: «Когда я играю в любимую игру, а мама просит меня ей помочь сделать уборку, я убираю игру и помогаю маме, а потом я снова могу заняться игрой, а иногда и мама тоже со мной играет, мне это очень нравится», Арина сказала,: «Что если мама хочет отдохнуть, когда она устала, а я играю, то я могу поиграть во что-то другое, чтобы не мешать маме».

Для определения уровня сформированности представлений детей о семье и родословной нами была проведена беседа с детьми и предложены ситуации для обсуждения (автор Е.К. Ривина).

Детям были заданы следующие вопросы:

Как тебя зовут? Назови свои имя и фамилию.

Назови имя, фамилию и отчество папы.

Назови имя, фамилию и отчество мамы.

Как зовут твою бабушку?

Как зовут твоего дедушку?

Какие у тебя есть домашние обязанности?

Ситуации для обсуждения:

1. Кто-то из твоих близких, родных устал, болеет, расстроен. Как ты будешь себя вести? Что ты можешь сделать для своих родных?

2. Ты любишь своих родных, уважаешь старших (папу, маму, бабушку, дедушку). В каких поступках проявляется твоя любовь по отношению к твоим родным и забота о них?

Затем детям были предложены следующие задания:рассмотреть рисунок с изображением членов семьи: брат, сестра, мама, папа, дедушка, бабушка. Показать на рисунке членов семьи и назвать слова, обозначающие родство (родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка). Объяснить родственные отношения (кто кому кем приходится).

В ходе рассматривания рисунка детям были заданы следующие вопросы:

Кто изображен на рисунке? (Люди, родные, семья.)

Кем дети приходятся маме и папе? (Сыном, дочерью или дочкой.)

Как можно назвать маму и папу одним словом? (Родители.)

Кем приходятся друг другу мальчик и девочка, изображенные на рисунке? (Они брат и сестра.)

Кто они для бабушки и дедушки? (Внук, внучка.)

Кем приходятся друг другу мама и папа? (Они муж и жена.)

Кем приходятся друг другу бабушка и дедушка? (Муж и жена.)

Оценка ответов детей происходила в соответствии с критериями, предложенными в таблице 2.

Таблица №2. - Критерии оценки ответов детей

Критерии

Баллы

Уверенно называет свои имя и фамилию, называет имена и отчества своих родителей

Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек

Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.

Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка.

Понимает родственные отношения: родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянник, племянница.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, уважительное отношение к окружающим людям. Старается радовать старших своими хорошими поступками.

Проявляет волевые качества.

Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности.

Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей.

Имеет элементарные представления о том, что такое семья.

Имеет элементарные представления о том, что такое родословная.

Количественными критериями оценки ответов детей явились показатели, представленные в таблице 3.

Таблица №3. - Уровни оценки представлений детей о семье

Уровни

Баллы

Ниже среднего

4-8

Средний

10-16

Высокий

18-22

Качественная характеристика уровней представлений детей о семье

Ниже среднего

Называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает и называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянник, племянница. Может проявлять эмоциональную отзывчивость, уважительное отношение к окружающим людям; имеет представления о том, что взрослым нужно помогать. Понимает некоторые родственные отношения.

Средний

Уверенно называет свои имя и фамилию; знает имена и отчества родителей, бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать, уважительное отношение к окружающим людям. Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.

Высокий

Уверенно называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его мамы или папы. Понимает, что прадедушка и прабабушка - это родители дедушки и бабушки. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. Имеет представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Проявляет свою заботу о родных и близких, помогает им, выполняет свои домашние обязанности. Старается радовать старших своими хорошими поступками. Старается проявлять волевые качества. Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Имеет элементарные представления о том, что родословная - это история семьи, рассказ о своей семье .

Анализ ответов детей экспериментальной и контрольной групп показал, что в экспериментальной группе 11 детей (44%) имеют уровень сформированности представлений о семье ниже среднего, средний уровень выявлен у 14 человек (56%), высокий уровень не выявлен ни у одного ребенка данной группы. В контрольной группе получены следующие результаты: 16 детей (64%) имеют уровень сформированности представлений о семье ниже среднего, средний уровень выявлен у 9 человек (36%), высокий уровень не выявлен ни у одного ребенка данной группы. Данные представлены в таблице 4.

Таблица №4. – Анализ уровня представлений детей о семье (констатирующий этап)

уровень

группы

высокий

средний

ниже среднего

экспериментальная

56%

44%

контрольная

36%

64%

Анализ ответов детей показал, что все дети знают свои имя и фамилию, знают как зовут бабушек и дедушек. Наибольшие затруднения вызывали такие вопросы как фамилия имя отчество мамы и папы. Сложности вызывают такие вопросы как: объяснение родственных отношений (кто кому кем приходится), кем приходятся друг другу бабушка и дедушка? (муж и жена).

Беседа с воспитателями группы показала, что в целом в соответствии с программой воспитатели проводят работу по ознакомлению детей с семьей. Но вместе с тем следует отметить, что работа проводится как косвенная при подготовке к таким праздникам как 8 марта, День матери, 23 февраля и другие.

В реальной практике данный вопрос не решается целостно, а эпизодически, у детей как правило разрозненные представления о семье и её родословной.

Список литературы

    С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками/ Л.И. Катаева. – Москва: Линка-Пресс, 2000. – 224 с.

    Ривина, Е.К. Знакомим дошкольника с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет./ Е.К. Ривина – Москва: Мозаика – Синтез, 2008. – 128с.


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top