Формы развития знания проблема гипотеза теория логика. Гипотеза исследования: учимся формулировать по образцу. Гипотеза и ее структура

Формы развития знания проблема гипотеза теория логика. Гипотеза исследования: учимся формулировать по образцу. Гипотеза и ее структура

Теоретическое знание - это совокупность высказываний об идеализированных объектах, являющихся продуктами конструк­тивной, творческой деятельности мышления.Тео­ретическое знание отражает явления и процессы со стороны их уни­версальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с по­мощью рациональной обработки данных эмпирического уровня.Основными формами развития теорет. знания являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы бывают:1) неразвитые – это задачи, к-рые характеризуются след чертами: а) это нестандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, к-рая возникла как закономерный результат познания, в) задача – решение к-рой направ-но на устранение противоречия, возникшего в познании, а также на устранение несоответствия м/у потребностями и наличием средств для их удовлетворения, г) задача, путей решения к-ой не видно.2)Задача которая хар-ся тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, назыв-ся развитой проблемой. Формулировка проблемы включает три части: (1) систему утверждений (дано); (2) вопрос или побуждение (найти); (3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке не развитой проблемы последняя часть отсутствует.Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней: 1) формирование неразвитой проблемы; 2) развитие проблемы – формирование развитой проблемы путем постепенной конкретизации путей ее решения; 3) решение (или установление неразрешимости) проблемы. Гипотеза (греч – предположение).Предположения, озволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Гипотезой называют также процесс познания, к-рый заключается в выдвижении этого предположения. Т о гипотезой называют особого рода знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях м/у явлениями и т.д., а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении). Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.



Т – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы.Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т е в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Т не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Т является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения м/у высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

В теоретическом познании подуровни: 1) частные Теоретические модели и законы , выступающие в качестве теорий, относящихся к достаточно ограниченной области явлений. 2) Развитые научные теории , включающие частные теоретические законы в качестве следствий, выводимых из фундаментальных теорий.

На каждом уровне теоретические знания организуются вокруг конструкции - Теоретической модели и формулируемого относительно нее теоретического закона. В качестве их элементов выступают абстрактные объекты, которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом. Теоретические законы непосредственно формулируются относительно абстрактных объектов теоретической модели.

Теоретические модели не являются чем-то внешним по отношению к теории. Они входят в ее состав. Их следует отличать от аналоговых моделей, которые служат средством построения теории, ее своеобразными строительными лесами, но целиком не включаются в созданную теорию. Теоретические модели являются схемами исследуемых в теории объектов и процессов, выражая их существенные связи.



В основании Развитой теории выделяют фундаментальную Теоретическую схему , построенную из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга, и относительно которой формулируются фундаментальные теоретические законы (в ньютоновской механике ее основные законы формулируются относительно системы абстрактных объектов: "материальная точка", "сила"; связи и отношения перечисленных объектов образуют теоретическую модель механического движения). Кроме фундаментальной теоретической схемы и фундаментальных законов в состав развитой теории входят Частные теоретические схемы и законы . В механике - теоретические схемы и законы колебания, вращения тел, соударения упругих тел. Когда частные теоретические схемы включены в состав теории, они подчинены фундаментальной, но по отношению друг к другу могут иметь независимый статус. Образующие их абстрактные объекты специфичны. Они могут быть сконструированы на основе абстрактных объектов фундаментальной теоретической схемы и выступать как их своеобразная модификация. Различию между фундаментальной и частными теоретическими схемами в составе развитой теории соответствует различие между ее фундаментальными законами и их следствиями. Т. о., строение развитой научной теории - сложная, иерархически организованная система теоретических схем и законов, образующих внутренний скелет теории.

Функционирование теорий предполагает их применение к объяснению и предсказанию опытных фактов. Чтобы применить к опыту фундаментальные законы развитой теории, из них нужно получить следствия, сопоставимые с результатами опыта. Вывод таких следствий характеризуется как Развертывание теории . Иерархической структуре высказываний соответствует иерархия взаимосвязанных абстрактных объектов. Связи же этих объектов образуют теоретические схемы различного уровня. И тогда развертывание теории предстает не только как оперирование высказываниями, но и как мысленные эксперименты с абстрактными объектами теоретических схем.

В развитых дисциплинах законы теории формулируются на языке математики. Признаки абстрактных объектов, образующих теоретическую модель, выражаются в форме физических величин, а отношения между этими признаками - в форме связей между величинами, входящими в уравнения. Применяемые в теории математические формализмы получают свою интерпретацию благодаря их связям с теоретическими моделями. Решая уравнения и анализируя результаты, исследователь развертывает содержание теоретической модели и таким способом получает все новые и новые знания об исследуемой реальности. Интерпретация уравнений обеспечивается их связью с теоретической моделью, в объектах которой выполняются уравнения, и связью уравнений с опытом. Последний аспект называется эмпирической интерпретацией.

Специфика сложных форм теоретического знания таких, как физическая теория, состоит в том, что операции построения частных теоретических схем на базе конструктов фундаментальной теоретической схемы не описываются в явном виде в постулатах и определениях теории. Эти операции демонстрируются на конкретных образцах, которые включаются в состав теории в качестве эталонных ситуаций, показывающих, как осуществляется вывод следствий из основных уравнений теории. Неформальный характер всех этих процедур, необходимость каждый раз обращаться к исследуемому объекту и учитывать его особенности при конструировании частных теоретических схем превращают вывод каждого очередного следствия из основных уравнений теории в особую теоретическую задачу. Развертывание теории осуществляется в форме решения таких задач. Решение некоторых из них с самого начала предлагается в качестве образцов, в соответствии с которыми должны решаться остальные задачи.

Типы научной рациональности

Любое творчество начинается с постановки проблемы, задачи, подлежащей разрешению. Индустриальная цивилизация - цивилизация рациональная, где ключевую роль играет наука, стимулирующая развитие новых идей и новых технологий.

Осознание многообразия форм существования научной рациональности, сопровождавшее философское осмысление научных революций XX века, в современной философии науки основывается на понятиях идеалов и типов рациональности.

Понятие "рациональное" многогранно. Рациональность научная, философская, религиозная - не альтернативы, а скорее грани единого и многоликого человеческого разума. Выявляя специфику этих особенностей рациональности, следует обратить внимание на приоритеты, акценты, ценности, которые определяют тот или иной тип рациональности. В нашей стране проведены серьезные исследования по проблеме исторических типов научной рациональности (М.К. Мамардашвили, B.C. Швырев, Э.Ю. Соловьев, В.А. Лекторский, П.П. Гайденко, А.П. Огурцов, B.C. Степин).

Чаще всего выделяют два типа научной рациональности - классическую и неклассическую. Сегодня выделяют и третий её тип, который Степин определяет как постнекласстескую научную рациональность.

Исследуя типы научной рациональности и давая им определение, академик Степин обращает внимание на следующие критерии:

  • характер идеалов и норм познания в данный период времени, фиксирующих способ познавательного отношения субъекта к миру;
  • тип системной организации осваиваемых объектов и малых систем, больших саморазвивающихся систем и саморазвивающихся человекоразмерных систем;
  • способ философско-методологической рефлексии, характеризующей тип рациональности.

Можно сказать что, характеристика исторических типов научной рациональности, данная Степиным, наиболее интересна, так как все три типа одновременно, хотя и не в равной степени, присутствуют сегодня в реальной науке.

Рассматривая теоретическое познание как его высшую форму, следует определить его структурные компоненты. К числу наиболее значимых компонентов теоретического познания относятся проблема, гипотеза, теория и закон , выступающие одновременно как формы построения и развития знания на теоретическом уровне.

Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иными словами, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. При этом проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента - ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из фактов и обобщений, умение верно поставить проблему - важнейшая предпосылка ее успешного решения.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (представленной в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

Научные проблемы следует отличать от псевдопроблем, например проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими проблемными ситуациями существуют и практические проблемы.

Гипотеза - форма теоретического знания, которая содержит предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве. Иными словами, гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В процессе доказательства выдвинутых гипотез:

  • одни из них приобретают статус истинной теории;
  • другие уточняются и конкретизируются;
  • третьи отбрасываются как заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.

Соответственно гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется (верифицируется) соответствующими опытными фактами (в особенности экспериментом), получая характер истины.

Например, выдвинутая М. Планком квантовая гипотеза после проверки стала научной теорией, а гипотезы о существовании «теплорода», «флогистона», «эфира» и др., не найдя подтверждения, были отвергнуты, перешли в разряд заблуждений.

В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: как форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью, и как метод развития научного знания.

Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям , которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от области научного познания. Такими непременными условиями являются следующие.

Г ипотеза должна:

  • соответствовать установленным в науке законам. Например, ни одна гипотеза не может быть плодотворной, если она противоречит закону сохранения и превращения энергии;
  • быть согласована с достоверными фактами, на базе которых и для объяснения которых она выдвинута. Вместе с тем, если какой- либо факт не объясняется предложенной гипотезой, ее не следует сразу отбрасывать, а необходимо более внимательно изучить сам факт, а также искать новые - более достоверные факты;
  • быть формально-логически непротиворечивой. Вместе с тем противоречия, являющиеся отражением объективных противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе (такой, например, была гипотеза Л. де Бройля о наличии у микрообъектов противоположных - корпускулярных и волновых - свойств, которая затем стала теорией);
  • быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности;
  • быть приложима к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она была выдвинута;
  • допускать возможность ее подтверждения или опровержения: прямо - путем непосредственного наблюдения тех явлений, существование которых предполагается гипотезой (например, предположение Леверье о существовании планеты Нептун); либо косвенно - путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытной проверки (т.е. сопоставления следствий с фактами). Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность.

Развитие научной гипотезы, как уже отмечалось выше, может происходить в трех основных направлениях: либо как конкретизация гипотезы в ее собственных рамках, либо как самоотрицание гипотезы, либо превращение гипотезы как системы вероятного знания в достоверную систему знания, т.е. В научную теорию.

Применение гипотезы как метода развития научно-

теоретического знания предполагает прохождение следующих пяти основных этапов.

  • 1. Предпринимается попытка объяснения изучаемых явлений на основе известных фактов и уже имеющихся в науке доказанных законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается следующий шаг.
  • 2. Выдвигается предположение о причинах и закономерностях изучаемого явления. На этом этапе познания выдвинутая идея представляет собой вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным. При этом, как правило, выдвигается несколько предположений для объяснения одного и того же явления.
  • 3. Осуществляется оценка основательности и эффективности выдвинутых предположений и отбор из их множества наиболее вероятного и обоснованного.
  • 4. Выдвинутое предположение развертывается в целостную систему знания, затем из него дедуктивно выводятся следствия с целью их последующей эмпирической проверки.
  • 5. Проводится экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий, в результате которой гипотеза либо становится научной теорией, или опровергается. Вместе с тем следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не является абсолютной гарантией ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует о ее ложности в целом. Таким образом, решающей проверкой истинности гипотетического знания является в конечном счете практика во всех своих формах, но определенную (вспомогательную) роль в доказательстве или опровержении гипотезы играет и логический критерий истины.

Проверенная и доказанная гипотеза становится научной теорией.

Формы теоретизации научного знания располагаются по основным ступеням мысленного проникновения в сущность тех или иных событий, явлений, процессов.

Проблема (греческое «преграда», «трудность», «задача»)- исходная форма теоретического познания. Она представляет собой словесное, вообще знаковое выражение некоего затруднения в процессе познания, описание «белого пятна» в используемой научным сообществом информации. Чаще всего проблему определяют как «знание о незнании». Следует подчеркнуть, что проблему в научном смысле этого термина составляет не индивидуальный и даже не коллективный пробел в знаниях, а всеобщая для учёных и тем самым для человечества преграда в изучении, понимании достаточно фундаментального, массовидного феномена. Решение настоящей проблемы поначалу никому не известно.

К данной категории близки понятия вопроса, задачи. Вопрос, как правило, элементарнее проблемы, которая обычно состоит из серии взаимосвязанных вопросов. А задача представляет собой проблему, уже подготовленную к решению; когда знание и незнание по каким-то вопросам соотнесены между собой и заданы правила преодоления незнания. В задаче, корректно поставленной, сформулирована проблемная ситуация, в которой оказалось то или иное направление исследований.

Умение видеть, а тем более правильно формулировать новые проблемы - важная для учёного способность. По тому, какие проблемы избирает отдельный исследователь, руководитель научного коллектива, видна мера их таланта. Большинство учёных старается избегать слишком широких, глобальных проблем, которые непосильны большинству рядовых работников науки. За столь масштабные задачи чаще всего берутся признанные лидеры научных школ, гениальные ветераны естествознания или обществоведения. Или самонадеянные дилетанты, безуспешно штурмующие вечные «проблемы» типа создания вечного двигателя или панацеи, физической природы шаровой молнии или «тунгусского метеорита», массу похожих псевдопроблем. С другой стороны, учёному небезопасно всю жизнь решать только мелкие, проходные задачи, что остаются уделом посредственностей, аутсайдеров среди сообщества учёных.

Гипотеза (греческое «основание», «предположение») представляет собой ещё не доказанное теоретическое знание. Оно касается возможности существования тех или иных явлений, их причин, либо природы, тенденций развития. Надо подчеркнуть, что отнюдь не любая догадка, не всякое предположение представляет собой гипотезу в научном смысле слова. К ней предъявляется целый ряд методологических требований:

· соответствовать уже имеющимся теориям (или оговаривать разногласия с той или иной из них);

· объяснять по возможности все относящиеся к ней факты;

· предсказывать новые факты, будущие события, возможные эффекты;

· допускать прямую или косвенную проверку, желательно экспериментальную.

Основным способом превращения научной гипотезы в теорию служит гипотетико-дедуктивный метод. Он предполагает выдвижение следствий, вытекающих из сформулированной гипотезы (предсказание новых, до тех пор неизвестных фактов), а затем их экспериментальную проверку (получение таких фактов на практике). Например, когда Д.И. Менделеев на основании измерения атомных весов, валентности 65 известных на тот момент химических элементов предложил их периодическую зависимость, эта гипотеза была вскоре подтверждена благодаря открытию новых, предсказанных менделеевской таблицей элементов, а затем искусственным созданием несуществующих в природе веществ, материалов.

Конечно, далеко не все гипотезы успешно преодолевают научную и практическую проверку. Многие из них отбраковываются как несостоятельные, недостаточные. Происходит конкуренция гипотез по тому или иному вопросу. Так называемые рабочие гипотезы заранее обрекаются учёными на замену более состоятельными версиями, но - в будущем. Пока нет достаточного количества данных, рабочая гипотеза помогает их накоплению, стимулирует процесс исследования. Самые удачные гипотезы после всесторонней проверки становятся теориями. По самым сложным проблемам науки, тем вопросам, которые касаются далекого прошлого или будущего, гипотезы надолго, если не навсегда обречены оставаться гипотезами (как, например, о появлении жизни на Земле или происхождении нашей Вселенной).

Теория (греческое «рассмотрение», «исследование») - высшая форма выражения научного знания. Она отличается тем, что вбирает в себя и согласует между собой все остальные знания по какому-то кругу явлений - и факты, и законы, и принципы. Любая научная дисциплина складывается из суммы нескольких, многих теорий. Их число растёт по мере развития науки. Новые теории, как правило, дополняют прежние; нередко новая теория ограничивает действие старой, превращает её выводы в частный случай более широких выводов. В редких случаях старая теория отбрасывается полностью, переходит в архив науки.

Следует иметь в виду многозначность слова «теория». В силу важности теоретического знания для познания и практики у него имеются несколько дополнительных, расширительных значений в языке. Во-первых, теорией нередко называется любое знание (идеи, информация вообще) в отличие от практики (реальных событий, поступков). Во-вторых, теорией считается доказанное, обоснованное знание в противоположность гипотезе как некоему предположению, допущению. Повторю, что теория - это вполне доказанная гипотеза. В-третьих, теория как знание описательное, констатирующее некую реальность противопоставляется методу как знанию предписывающему, заставляющего субъекта совершать правильные действия. Наконец, в-четвертых, теория представляет собой высшую форму систематизации научного знания, вбирающую в себя и располагающую все остальные, вышеперечисленные его формы - факты, принципы, законы и прочие. Именно это последнее значение термина «теория» мы обсуждаем сейчас.

Структура научной теории включает в себя:

· эмпирический базис (совокупность фактов, опытно-экспериментальных данных, которые эта теория объясняет);

· концептуальное ядро (отдельные элементы объяснения этих фактов - принципы, аксиомы, постулаты, идеи, с помощью которых формулируется идеализированный объект теории);

· логика развития (правила выводы следствий из положений теории, порядок умозаключений в связи с ней);

· выводы (общие законы, которые открыла и доказала данная теория).

Функции научной теории схожи с теми, что реализовывала предшествовавшая ей гипотеза, только в превосходной степени. А именно:

· возможно более полно охватывать определенную область действительности;

· давать её явлениям исчерпывающее для сегодняшней науки объяснение;

· допускать независимую проверку своих выводов в эксперименте или вообще на практике;

· предсказывать появление новых событий в данной области.

Опорным элементом любой научной теории являются входящие в нее законы. Понятие закона здесь берётся отнюдь не в юридическом смысле, а в смысле определённой характеристики объективной действительности и, соответственно, наших знаний о ней. Законом природы (или общества, человеческого бытия) называется определённый тип взаимосвязи между явлениями и процессами внешнего мира. А именно, закономерной можно считать связь:

· общую (ей подчиняется определённое множество явлений);

· устойчивую (закон при определённых условиях действует обязательно и стандартно);

· объективную (закон действует независимо от людей, их воли и мыслей). Зафиксированные в числовой и иной знаковой форме связи такого рода становятся законами науки.

По характеру своего действия изучаемые наукой законы делятся на динамические и статистические. Первые обнаруживают себя как связи одно-однозначные, которым подчиняются все объекты и явления в соответствующей области (допустим, законы движения и тяготения, открытые И. Ньютоном). Второй тип законов прокладывает себе путь вопреки массе отклонений, как некая тенденция, которой подчиняются далеко не все, а какая-то часть явлений определенного рода (такие закономерности обнаружились в микромире; подобным образом действуют законы общественного развития, экономики и тому подобных).

1. Проблема и её роль в познании.

2. Гипотеза и её виды.

3. Теория как система научных знаний.

Проблема и её роль в познании

Научное исследование представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. С проблемы собственно и начинается научный поиск. Область проблем и область уже завершённого знания тесно связаны. Она основывается на знании, которое есть, с одной стороны, а с другой – говорит о недостаточности этого знания для объяснения новых явлений действительности. Проблема – это форма развития знания, форма перехода от старого знания к новому. Она возникает, когда открыто новое явление, не поддающееся объяснению на основе старого знания. В проблеме выражается вопрос, требование получить новое знание.

Поскольку проблема основывается на знании, то нельзя говорить, что проблема – это незнание. Кроме того, отсутствие знания ещё не составляет проблемы. Проблема есть единство незнания и знания, неизвестного и известного, а это значит, что она и истинна, и неистинна. Она истинна, так как в ней есть определённое знание, и неистинна, так как в ней есть неизвестное. А это неизвестное – не истинно и не ложно, в нём ещё ничего не утверждается и не отрицается. Иногда вместо истинности проблемы говорят о её правильности. Действительно, проблема может быть поставлена либо правильно, либо неправильно. Правильно проблема поставлена тогда, когда опирается на истинное, исходное суждение. Наряду с неправильными имеют место и мнимые проблемы (проблема создания вечного двигателя).

Умение правильно ставить проблемы – ценное качество исследователя. Чтобы им овладеть, надо в совершенстве познать соответствующую конкретную науку, быть знакомым с её историей, с законами, которым она подчиняется в своём развитии. На постановку проблем влияют объективные факторы: степень зрелости исследуемого объекта; уровень и состояние знания в той или иной отрасли науки; наличие специальной техники и методики исследования и субъективные: интерес учёного к проблеме; оригинальность его замысла; эстетическое и нравственное удовлетворение.

Гипотеза и её виды

Решение научной проблемы начинается с формулирования гипотезы, с предположения о том, что стремятся найти в поиске. Истина никогда не рождается в готовом и законченном виде. Достоверному познанию предметов и явлений объективного мира всегда предшествует длительная работа по осмыслению многочисленного фактического материала. Эта мыслительная деятельность всегда сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений относительно действительных причин наблюдаемых явлений. Существенная роль в этом процессе возникновения новых знаний принадлежит гипотезе, которая представляет собой научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности определенных явлений.

Научно обоснованные предположения выдвигаются в тех случаях, когда причину изучаемого явления трудно и невозможно обнаружить с достоверностью. Для вероятного объяснения причин этих явлении и создается гипотеза. Гипотеза является формой развития знания. Без неё невозможен переход от незнания к знанию в любой области науки и практической деятельности. Любая гипотеза имеет исходные данные и конечный результат рассуждения – предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический переход к предположению. Завершающий этап познания – проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

В зависимости от степени общности различают гипотезы общие и частные.

Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерностях естественных и общественных явлений. Будучи доказанными, они становятся научными теориями.

Частная гипотеза – это обоснованные предположения о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.

Наряду с общими и частными в науке используется термин «рабочая гипотеза». Рабочая гипотеза – это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Оно непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением позволяющим сгруппировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

Построение, проверка и способы доказательства гипотез . Исходным пунктом любого направленного исследования, как уже было сказано, является проблема. Поиск путей решения проблемы приводит исследователя к выдвижению той или иной идеи - первоначального предположения. С момента зарождения первоначального предположения и начинается процесс формирования гипотезы. Это предположение зачастую рождается в форме догадки, однако это не значит, что оно возникает из ничего. Оно есть результат, во-первых, анализа отдельных фактов и отношений между ними, а, во-вторых – результат синтеза фактов.

Важным условием построения плодотворной гипотезы является соблюдение принципа объективности исследования, т.е. отсутствие предвзятости и всесторонность исследования.

Гипотеза в науке считается состоятельной, если удовлетворяет следующим требованиям:

1) гипотеза должна быть непротиворечивой, т.е. предположение не должно противоречить исходному эмпирическому базису;

2) гипотеза должна быть принципиально проверяемой;

3) гипотеза должна быть приложима ко всему классу исследуемых объектов;

4) гипотеза должна быть эмпирически и теоретически обоснованной;

5) гипотеза должна быть простой, т.е. такой, которая не требует ввода все новых и новых гипотез или допущений при увеличении числа наблюдений и повышений их точности.

После того как гипотеза выдвинута наступает второй этап – этап её проверки. Превращение гипотезы в достоверное знание можно получить в следующих случаях:

1) когда описываемая гипотезой причина исследуемого явления, становится доступной прямому наблюдению;

2) если положения, составляющие её основное содержание, могут быть выведены в качестве следствий из достоверных посылок;

3) методом исключения (строятся все возможные гипотезы, а затем поочередно проверяется каждая и показывается, что все они, кроме одной, являются ложными);

4) выведением следствий из гипотезы и их последующим подтверждением;

5) внутренней перестройкой теории, в рамках которой она выдвинута.

Выдвижение и проверка гипотез являются закономерностью развития любой науки. При переходе от гипотезы к теории в одном случае превращение гипотезы в достоверное знание обогащает уже имеющуюся теорию новым достоверным законом, положением или расширяет её предметную область, а в другом – подтверждение гипотезы означает появление новой достоверной теории в достаточно широко разработанном виде. Формирующиеся и постоянно развивающиеся теории служат основой для выдвижения новых гипотез и, следовательно, создания новых теорий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Проблема, гипотеза, теория

1. ПРОБЛЕМА

Важную роль в гуманитарных науках играют учение логики не только о понятии, суждении, умозаключении и аргументации, но и о таких формах развития знания, как проблема, гипотеза и теория. Однако представители гуманитарных наук часто не имеют достаточного представления об этих формах развития знания и говорят о проблемах и т.д. в тех случаях, когда таковых нет. Недостаточное знакомство с формами развития знания затрудняет ведение научно-исследовательской, практической и преподавательской работы.

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы двух видов: неразвитые и развитые.

Неразвитая проблема -- это задача, которая характеризуется следующими чертами.

Во-первых, это нестандартная задача, т.е. задача, для решения которой нет алгоритма (алгоритм неизвестен или даже невозможен). Чаще всего это трудная задача.

Во-вторых, это задача, которая возникла на базе определенного знания (теории, концепции и т.д.), т.е. задача, которая возникла как закономерный результат процесса познания.

В-третьих, это задача, решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании (противоречия между отдельными положениями теории или концепции, положениями концепции и фактами, положениями теории и более фундаментальными теориями, между кажущейся завершенностью теории и наличием фактов, которые теория не может объяснить), а также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их удовлетворения.

В-четвертых, это задача, путей решения которой не видно.

Чтобы подчеркнуть незавершенный характер неразвитых проблем, их иногда называют предпроблемами.

Задача, которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а также содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой, или собственно проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указаний на пути их решения.

Таким образом, развитая проблема -- это «знание о некотором незнании», дополненное более или менее конкретным указанием путей устранения этого незнания.

Формулировка проблемы включает в себя, как правило, три части: систему утверждений (описание исходного знания -- того, что дано); вопрос или побуждение (как установить то-то и то-то, найти то-то и то-то); систему указаний на возможные пути решения. В формулировке неразвитой проблемы последняя часть отсутствует.

Проблемой называется не только знание указанных видов, но и процесс познания, который заключается в формировании неразвитой проблемы, превращении последней в развитую, а затем развитой проблемы первой степени в развитую проблему второй степени и т.д. вплоть до решения проблемы.

Проблема как процесс развития знания состоит из ступеней:

· формирования неразвитой проблемы (предпроблемы);

· развития проблемы -- формирования развитой проблемы первой степени, затем второй и т.д. путем постепенной конкретизации путей ее разрешения;

· разрешения (или установления неразрешимости) проблемы.

2. ГИПОТЕЗА

Почти всегда, когда человек начинает какое-либо исследование, он выдвигает предположение о его результатах, т.е. как бы видит желаемый результат в начале исследования. Такое предварительное решение вопроса в большинстве случаев идет на пользу делу, поскольку позволяет разработать план исследования. Если бы в своей работе ученые не пользовались предположениями, то они превратились бы лишь в собирателей фактов, в регистраторов событий.

Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами.

Слово «гипотеза» греческого происхождения. Оно означает «предположение».

В научной литературе не любое предположение называют гипотезой. Гипотеза -- это предположение особого рода. Гипотезой называют также процесс познания, который заключается в выдвижении этого предположения. Таким образом, в научной литературе слово «гипотеза» употребляется в двух смыслах. Гипотезой называют особого рода знание, а также особый процесс развития знания.

Гипотеза в первом смысле слова -- это обоснованное (не полностью) предположение о причинах явления, о ненаблюдаемых связях между явлениями и т.д.

Гипотеза во втором смысле слова -- это сложный процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном) и доказательстве или опровержении.

В этом процессе выделяют две ступени: развитие предположения; доказательство или опровержение предположения.

Развитие предположения . Здесь можно выделить два этапа.

Первый этап -- выдвижение предположения,

Предположения выдвигаются на основе аналогии, неполной индукции, методов Бэкона--Милля и т.д. Например, по аналогии с Солнечной системой была создана планетарная модель атома. Выдвинутое таким образом предположение, чаще всего еще не гипотеза. Это скорее догадка, чем гипотеза, поскольку оно, как правило, не является хотя бы частично обоснованным.

В гуманитарных науках гипотезами неправомерно называют догадки, не являющиеся в какой-либо мере обоснованными.

Второй этап -- объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (фактов, которые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т.д.), -- тех фактов, которые были известны до выдвижения предположения, но еще не принимались в учет, а также тех фактов, которые были открыты после выдвижения предположения.

Так, предположение о планетарном строении атома из догадки превратилось в гипотезу лишь после того, как на его основе удалось объяснить ряд известных фактов, в частности периодическую систему химических элементов Менделеева. До того времени эта система являлась эмпирическим законом химии. Менделеев расположил химические элементы в определенном порядке на основе их атомных весов и закономерностей в изменении химических и физических свойств. Создание планетарной модели атома позволило придать физический смысл расположению элементов в таблице. Оказалось, что порядковый номер элемента в таблице равен числу положительных зарядов его ядра.

Кроме прохождения этих двух этапов в своем развитии предположение, чтобы быть гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям.

Первое требование -- предположение не должно быть логически противоречивым (самопротиворечивым) и не должно противоречить фундаментальным положениям науки.

Противоречивыми могут оказаться гипотезы, выдвинутые даже крупными мыслителями. Так, К. Маркс пишет об Адаме Смите по поводу его гипотезы, объясняющей природу стоимости и ценообразования, что у него можно найти «не только два, но и целых три, а говоря совсем точно -- даже четыре резко противоположных взгляда на стоимость, которые мирно располагаются у него рядом или переплетаются друг с другом».

По поводу требования «предположение не должно противоречить фундаментальным положениям науки» следует заметить, что оно не является абсолютным. Если гипотеза противоречит каким-то из таких положений, в некоторых случаях полезно подвергнуть сомнению сами эти положения, особенно если речь идет об исследованиях в социальной сфере.

Положения естествознания тоже не являются незыблемыми. Так, в прошлом веке Французская академия наук приняла решение не рассматривать исследования о камнях, падающих с неба, так как падать им неоткуда.

Если же фундаментальные положения науки, которым противоречит выдвигаемое предположение, не поддаются опровержению, под сомнение берется предположение.

Второе требование -- предположение должно быть принципиально проверяемым. Различают два рода проверяемости -- практическую и принципиальную. Предположение является практически проверяемым, если оно может быть проверено в данное время или в относительно недалекий период времени. Предположение является принципиально проверяемым, когда оно может быть проверено (если и не в ближайшее время, то когда-нибудь).

В качестве гипотез не признаются догадки, которые в принципе нельзя проверить (обосновать или опровергнуть).

Требование принципиальной проверяемости было использовано в 80-х годах Академией наук США. В ряде школ США начали преподавать креацинистское учение -- религиозное учение, согласно которому мир создан богом из ничего. Это решение было признано неконституционным, так как оно противоречит первой поправке конституции, запрещающей «установление» той или иной религии. Чтобы обойти поправку, сторонники креационизма заявили, что это не религия, а наука, и в декабре 1986 г. обратились в Верховный суд США. Суд попросил разъяснений в Академии наук. В письме в Верховный суд Академия наук указала, что акт сотворения «требует прямого вмешательства сверхъестественного разума и, таким образом, не может быть непосредственно проверен научными методами». В письмо было также сказано: «Если нельзя придумать эксперимент, который мог бы опровергнуть предположение, такое предположение не является научным».

Третье требование -- предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено (не относящимся к предметной области гипотезы).

Четвертое требование -- предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений. Это требование позволяет из двух или более гипотез, объясняющих один и тот же круг явлений, выбрать наиболее простую. Оно называется принципом простоты. Этот принцип сформулировал английский философ Уильям Оккам, живший 600 лет назад в Англии и Германии. Поэтому данное требование (в разных формулировках) называется бритвой Оккама.

Под простотой здесь понимается отсутствие фактов, которые гипотеза должна объяснять, но не объясняет. В таком случае придется делать оговорки, что предположение объясняет все факты, кроме таких-то и таких-то, и для объяснения последних фактов выдвигать вспомогательные гипотезы (для данного случая).

Четвертое требование тоже не имеет абсолютного характера. Оно является лишь эвристическим.

После выдвижения предположения (первый этап), объяснения на его основе всех имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (второй этап), а также после проверки выполнения всех перечисленных требований (если они выполнены) предположение обычно считают обоснованным (не полностью), т.е. гипотезой. Гипотеза -- это не достоверное, а лишь вероятное знание.

Опровержение и доказательство гипотез . Простые гипотезы о существовании явлений и предметов опровергаются или доказываются путем обнаружения этих явлений и предметов или установлением их отсутствия.

Наиболее распространенным способом опровержения сложных гипотез, особенно гипотез; объясняющих ненаблюдаемые связи между явлениями, является опровержение посредством приведения к абсурду, дополненное проверкой следствий опытным или практическим путем. При этом способе опровержения из гипотезы выводятся следствия, которые сопоставляются с действительностью. Если какие-то из этих следствий оказываются ложными, то ложной считается гипотеза или ее часть, если гипотеза -- сложное утверждение.

Гипотезы могут также опровергаться путем доказательства утверждения, являющегося отрицанием гипотезы.

Одним из способов доказательства гипотез является разделительное логическое доказательство. Оно заключается в опровержении всех возможных предположений, кроме одного.

Гипотеза может доказываться путем ее выведения логическим путем из более общих положений.

Рассмотренные способы доказательства гипотез имеют ограниченное применение в социальной сфере.

Первый применим лишь к простым гипотезам. Второй работает только в тех случаях, когда можно перечислить все возможные предположения. Третий не применим к наиболее общим и наиболее фундаментальным гипотезам о социальных явлениях.

Как же доказываются сложные гипотезы о социальных явлениях, в частности такие, которые после доказательства получают статус теорий?

Такие гипотезы, как правило, нельзя доказать полностью. После доказательства они представляют собой относительную истину, но содержат и истину абсолютную, поскольку их основные положения с течением времени не отбрасываются, а может быть, лишь уточняются.

Доказательством таких гипотез является практическая деятельность людей. На практике подтверждаются следствия, вытекающие из гипотез. Факты, описываемые следствиями, могут быть неизвестными в то время, когда следствия выводятся. Затем факты могут быть обнаружены. Это повышает степень правдоподобия гипотез. Таким образом, вероятность гипотезы повышается, если она обладает предсказательной силой. Сложная гипотеза, кроме того, позволяет объяснять природу явлений, которые она описывает. Если, зная природу явлений, можно воспроизвести их на практике, то гипотеза становится более правдоподобной. Подтверждение отдельных следствий гипотезы и выявление отдельных случаев ее практического использования еще не делают гипотезу достоверным знанием. При большом числе подтверждений следствий и многократном практическом использовании гипотезы, а также при установлении определенных связей между следствиями происходит переход количественных изменений в качественные и гипотеза становится доказанной в диалектическом смысле, т.е. в том смысле, что она содержит моменты абсолютной и относительной истины. Такая гипотеза может с течением времени уточняться, однако основные ее положения остаются верными в существенных чертах, т.е. она становится теорией.

В процессе следственной и судебной деятельности часто выдвигается ряд гипотез, по-разному объясняющих одни и те же факты. Эти гипотезы называются следственными или судебно-следственными версиями. Версия -- один из вариантов утверждения об одном и том же.

В судебно-следственной практике версиями иногда называют любые предположения о том или ином обстоятельстве уголовного дела. Такое употребление термина «версия» является неправильным.

Чтобы выяснить, в каких случаях различные предположения об одних и тех же фактах уголовного дела являются версиями, нужно рассмотреть версию как процесс развития знания.

Процесс выдвижения и доказательства судебно-следственных версий имеет определенную специфику. Эта специфика прежде всего обусловлена тем, что судебно-следственная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса.

На первом этапе развития версии ее специфика по сравнению с гипотезами в других областях познания заключается в том, что выдвигаются всевозможные предположения, объясняющие то или иное явление. Иначе говоря, на этом этапе должно выполняться требование полноты предположений. Если, например, исследуются причины убийства, то следует предположить, что оно было совершено с целью ограбления, из-за мести и т.д. и т.п., если, конечно, не известны факты, исключающие какие-то из этих возможностей.

На втором этапе должны быть объяснены все имеющиеся факты на основе по крайней мере одного из выдвинутых предположений.

О соблюдении требований, предъявляемых к гипотезам, можно сделать следующие замечания.

Первое требование должно выполняться.

Второе требование применительно к следственной версии формулируется так: среди предположений не должно быть принципиально непроверяемых.

Третье требование должно выполняться.

Четвертое требование -- простоты предположений -- здесь не работает, поскольку ни одно из предложений не отбрасывается, по крайней мере не выпускается из поля зрения.

После объяснения всех имеющихся фактов на основе хотя бы одного из предположений и выполнения указанных требований с учетом отмеченной их специфики все предположения считаются версиями. Таким образом, версии - это различные предположения о наличии состава преступления в деянии, о виновных по делу, о мотивах преступления и т.д., по крайней мере одно из которых является обоснованным в описанном выше смысле.

С логической точки зрения способы опровержения версий не отличаются от способов опровержения гипотез в других областях знания.

Доказательство версий имеет следующие особенности:

Косвенные логические доказательства требуют подкрепления прямыми доказательствами;

Доказательство считается завершенным лишь при вступлении в силу обвинительного приговора; до этого момента в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого ведется уголовное производство, считается невиновным;

Решение суда или прокурора по делу считается обоснованным, пока не будет установлено обратное в порядке, предусмотренном законом (презумпция истинности решения по делу).

Виды гипотез

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно поделить на общие, частные и единичные.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение в законах и закономерностях природных и общественных явлений, также закономерностях психической деятельности человека. Они выдвигаются для объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Примеры общих гипотез: гипотеза Демокрита об анатомическом строении вещества, гипотеза А.И. Опарина о возникновении жизни на Земле. Общая теория после доказательства становится научной теорией.

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о происхождении и закономерностях части объектов, выделенных из всего класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или мышления. Примеры частных гипотез: гипотезы о происхождении вирусов, о причинах возникновения злокачественных опухолей, в том числе гипотеза об инкогенных РНК, содержащих вирусы и др.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий и явлений. Например, при рытье котлована для фундамента здания в Италии был обнаружен гроб с телом 2-летней девочки, забальзамированный труп которой сохранился полностью, хотя, по определению ученых, девочка была захоронена около 1800 лет назад. Сразу возникло несколько единичных гипотез: о времени захоронения, о принадлежности девочки к знатным людям, о причинах, способствующих сохранности ее тела и др. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая индивидуальные дозы нужного для него лекарства.

В ходе доказательств общей, частной или единичной гипотезы исследователь или любой другой человек строит рабочие гипотезы, т.е. предположения, которые выдвигаются чаще всего в начале исследования и не ставят еще задачу выяснения причин или закономерностей исследуемого явления. И.П. Павлов часто менял свои рабочие гипотезы.

Научно обоснованные предположения (гипотезы) надо отличать от плодов беспочвенной фантазии в науке. И.П. Павлов в письме, обращенном к научной молодежи, предостерегал от выдвижения пустых гипотез. Он писал: «Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы не тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь - он неизбежно лопнет и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.

Существуют ложные гипотезы, например, до Коперника была гипотеза о неподвижности Земли. Коперник писал о математиках того времени: «Действительно, если бы принятые ими гипотезы не были ложными, то вне всякого сомнения, полученные из них следствия оправдались бы».

Пример ложной гипотезы можно найти в книге Стефана Цвейга «Подвиг Магеллана». В 1519-1521 гг., обогнув Южную Америку, Магеллан открыл между ней и архипелагом Огненная Земля пролив, названный Магеллановым, и вышел из Атлантического океана в Тихий. Его экспедиция совершила первое кругосветное путешествие.

Обстоятельства этой истории таковы, что Магеллан верил в существование пролива благодаря географической карте, оказавшейся ошибочной, ибо на ней пролив был отмечен на сороковом градусе южной широты, а на самом деле он находился на пятьдесят втором.

Какова же роль ложной гипотезы? Об этом Стефан Цвейг пишет так: «Заблуждение, в которое он честно уверовал, - вот что, в конечном счете, и составляло тайну Магеллана.

Но не надо презирать заблуждений! Из безрассуднейшего заблуждения, если гений коснется его, если случай будет руководить им, может произрасти величайшая истина. Сотнями, тысячами насчитываются во всех областях знаний великие открытия, возникшие из ложных гипотез. Никогда Колумб не отважился бы выйти в океан, не будь на свете карты Тосканелли, до абсурда неверно определивший контур земного шара и обманчиво твердивший ему, что он в кратчайший срок достигнет восточного побережья Индии. Никогда Магеллан не сумел бы уговорить монарха предоставить ему флотилию, если бы не верил с таким безрассудным упорством ошибочной карте. ... Только всем сердцем отдавшись преходящему заблуждению, он открыл непреходящую истину». Магеллан выдвигает новую гипотезу: если этот пролив вообще существует, то он должен быть расположен южнее. И плавание продолжается на юг. «Все труднее, все медленнее становится плавание. Магеллан неуклонно держит курс вдоль берегов. Он обследует каждую, даже самую малую бухту и везде производит замеры глубин. Правда, таинственной карте, заманившей его в плавание и затем в пути его предавшей, он давно уже перестал верить... Когда 24 февраля флотилия снова приближается к какому-то необъятному широкому заливу... Магеллан опять посылает вперед небольшие суда... дабы установить, не здесь ли откроется проход к Молуккским островам. И опять - ничего! Опять только закрытая бухта. Так же тщетно обследуют они и два других залива...»

Я подробно привела эти места из книги С. Цвейга «Подвиг Магеллана» потому, что с их помощью можно решить целый ряд проблем, а именно: во-первых, проиллюстрировать, что собой представляет ложная гипотеза; во-вторых, показать суть логической ошибки, называемой «основное заблуждение», т.е. ложность оснований (ошибочность карты); в-третьих, привести примеры на опровержение гипотез; в-четвертых, проиллюстрировать построение Магелланом новых гипотез, т.е. гипотез о возможности существования пролива южнее сороковой широты, и последующее опровержение новых ложных гипотез.

В ходе доказательств общих, частных или единичных гипотез люди строят рабочие гипотезы. В судебном расследовании выдвигаемые гипотезы называются версиями.

Версия в судебном исследовании - одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных обстоятельств преступления либо событие преступления в целом.

Поскольку перед судом ставится задача установить событие преступления и лиц виновных в его соверши, обобщающая версия выдвигается по поводу главного предмета доказывания. Она объясняет всю совокупность существенных обстоятельств события, отвечая на вопросы: какое преступление совершено; кто его совершил; где, когда, при каких обстоятельствах и каким способом оно совершено; каковы цели, мотивы преступления, вина преступника и т.д.

Неизвестной реальной причиной, по поводу которой создается версия, выступает здесь не общее положение, принцип развития или объективная закономерность, а конкретная совокупность фактических обстоятельств, из которых складывается единичное преступное событие. Освещая все подлежащие выяснению в суде вопросы, такая версия носит черты общей версии, объясняющей все преступление в целом.

Проверка общей версии происходит не иначе, как путем последовательного выяснения частных сторон, отдельных фактов и обстоятельств преступления. Будучи неизвестным или малоизвестным, каждое из обстоятельств может быть предметом самостоятельного исследования, по поводу каждого из них также создаются версии, объясняющие особенности и происхождение этих обстоятельств.

Такого рода предположения выполняют роль частных версий, ибо они освещают лишь отдельные, частные обстоятельства преступления.

Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей теории в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных обстоятельств дела.

Теория как форма и система знания

Теория -- наряду с понятиями и суждениями -- представляет собой одну из форм отражения (воспроизведения) действительности в мышлении. Однако, в отличие от понятия и суждения, теория не является, вообще говоря, отдельной мыслью -- если не иметь в виду вырожденные случаи теории, в качестве каковых рассматривают иногда отдельные суждения, выражающие, например, законы науки.

Теория представляет собой некоторую систему знания, относящуюся к некоторой области действительности или к некоторым аспектам той или иной области действительности. Предметом астрономии, например, является, очевидно, особая область реальной действительности -- небесные тела, тогда как география и геология изучают определенные аспекты такой области реальной действительности, как планета Земля. Логика, психология, физиология высшей нервной деятельности изучают разные аспекты мышления человека; социология, экономическая теория, история -- различные аспекты общественной жизни.

Предметом теории могут быть и особые классы явлений: теория теплоты, электричества, магнетизма и т.д., а также некоторые аспекты действительности вообще: теория пространства и времени, философия. К особому классу теорий относятся теории методологического характера, изучающие методы и приемы познания. К их числу относятся, например, многие разделы математики (теория математического анализа, вариационного исчисления, теория дифференциальных уравнений) и значительная часть содержания логики.

Как система знания -- в отличие от простой совокупности знаний, каковой является, например, обыденное знание -- теория включает в себя определенный круг понятий и высказываний, логически связанных между собой так, что одни понятия, или термины вообще, определяются через другие. Одни суждения связаны по смыслу с другими, определенным образом субординированны или даже выводятся из других.

Весьма существенными характеристиками теорий являются также указания на основные задачи, функции теории. Таковыми являются систематизация и объяснение изучаемых явлений, а также выявление законов изучаемой области или аспекта действительности. Наиболее важной функцией теории является объяснение. Часто, например, даже говорят, что объяснить явления некоторого класса -- это значит построить теорию этих явлений; можно сказать и наоборот: построить теорию -- значит объяснить какие-то явления. Важность функции объяснения очевидна в естественно-научных теориях. В физике мы объясняем суть тепловых, световых, электрических явлений, явлений магнетизма и звука и т. д. В химии -- суть химических реакций или имеющихся результатов химических процессов. Законы движения в механике также объясняют нам, каким образом взаимосвязаны такие факторы, как сила, масса, ускорение, путь и скорость движения и т. п.

Правда, при более широком употреблении термина «теория» в практике научного познания выделяются и такие теории, которые ограничиваются лишь описанием и систематизацией некоторого эмпирического материала и возможно содержат те или иные индуктивные обобщения, -- эмпирические теории (минералогия, ботаника, география, анатомия). Иногда такие теории называют феноменологическими.

Заметим, что в математической и логической литературе теорию принято определять как множество (совокупность) высказываний, замкнутое относительно логической выводимости. Это значит, что в ту или иную теорию включаются не только уже известные высказывания, но и те, которые могут быть выведены из известных. Конечно, это определение выделяет важную характеристику теории и в некоторых исследованиях теорий логического и математического характера является вполне достаточным. Но оно не отражает другие, существенные с гносеологической точки зрения характеристики этой формы знания. И в особенности именно то, что теория представляет собой некоторую систему знания. И при этом знания, в большей или меньшей степени обоснованного.

Состав теорий

В составе теории, особенно естественнонаучной, хотя и не только таковой, выделяют обычно эмпирический базис -- совокупность фактов, устанавливаемых посредством наблюдений. Например, к эмпирическому базису молекулярно-кинетической теории строения вещества относятся знания о наличии в действительности явлений диффузии жидкостей и газов, а также (в определенной мере) и твердых тел; испарение жидкостей; различие и изменения агрегатных состояний тел; броуновское движение и т. п.

Научные данные, относящиеся к эмпирическому базису, составляют исходный материал для теоретических построений. Поэтому, употребляя термин «теория» в более строгом смысле, его отделяют от собственно теории, не включая в состав последней.

Как уже было сказано, теория есть совокупность взаимосвязанных понятий и высказываний. Среди понятий теории различаются два основных типа:

1. В понятиях первого типа выделяются и обобщаются основные характеристики и компоненты изучаемых явлений. Например, в механике выделяются такие характеристики механического движения предметно-функционального типа, как траектория, скорость, ускорение, а также сила, масса, импульс, кинетическая энергия и т. п.

2. Другую группу понятий -- понятий классификационного характера -- составляют понятия, в которых выделяются классы изучаемых предметов и явлений (объектов вообще). Посредством этих понятии осуществляется классификация этих явлений. Причем, основаниями этих классификаций являются обычно упомянутые выше характеристики. Например, в механике, наряду с основным понятием «механическое движение» выделяются такие его виды, как «прямолинейное», «криволинейное», «колебательное», а также «равномерное», «неравномерное», «равноускоренное» и «неравноускоренное» и т.д.

На два этих типа делятся как эмпирические, относящиеся к эмпирическому базису, так и, соответственно, теоретические понятия теории. На теоретическом уровне познания мы, в частности, детализируем, углубляем эмпирические понятия. В той же механике на этом уровне при использовании методов математического анализа появляются такие понятия, как «равнозамедленное» и «равноускоренное движение», «импульс», «кинетическая энергия», «мгновенная скорость» и «мгновенное ускорение» и т. д.

Основную роль в теориях играют высказывания. Они так же, как и понятия, могут относиться к эмпирическому базису и к собственно теоретическому уровню теории. Среди последних особо выделяются два вида:

1. Высказывания, в которых выражается знание законов изучаемой действительности и которые называются законами данной теории или науки (законы физики, химии, математики и т. д.).

2. Так называемые предложения соответствия (точнее, интерпретационные высказывания). -- Их характеризуют обычно как предложения, выражающие связи между терминами, обозначающими нечто наблюдаемое, и теоретическими терминами. Например: «Теплота тела (наблюдаемое) -- это кинетическая энергия хаотического движения частиц, составляющих это тело (теоретическое)», «Температура тела -- показатель средней скорости движения его молекул», «Электрический ток -- это поток электрически заряженных частиц».

Точнее, как можно видеть из примеров, предложения соответствия -- это утверждения, раскрывающие сущность наблюдаемых явлений. С логической точки зрения это реальные определения соответствующих явлений. В них содержится объяснение наблюдаемых явлений.

Высказывания того и другого вида представляют собой утверждения необходимого характера, в отличие от утверждений фактического характера, каковыми являются утверждения, относящиеся к эмпирическому базису теории.

Истинность теорий

Важной характеристикой теории является степень ее обоснованности, ее практическая подтверждаемость. Каждый ученый, который действительно стремится иметь знания о явлениях изучаемой им области (а не просто произвольные построения, хотя бы и позволяющие решать некоторые задачи и удовлетворяющие определенным эстетическим требованиям), всегда стремится иметь истинные теории, то есть такие теории, утверждения которых соответствуют изучаемой действительности. Хотя случается и так, что теории оказываются и ложными. Таковыми, например, являются известные в истории теории флогистона, теплорода, неправильно объясняющие явления горения и тепловые процессы.

Основным и наиболее общим критерием истинности теорий, как и высказываний вообще, является общественная практика, включающая производственную деятельность, эксперименты и вообще применение теоретических знаний в той или иной деятельности людей. При этом деятельность не обязательно должна быть материальной. Так, конкретная научная деятельность, в которой применяются результаты математики и логики, является сферой их практического применения, а тем самым и сферой проверки этих знаний.

Вместе с тем практика не является абсолютным критерием истинности наших знаний. Это верно в трех отношениях. Во-первых, он не всегда применим -- по крайней мере, непосредственно -- для проверки высказываний. Например, для проверки высказываний о необходимости каких-то явлений, о будущих событиях. Во-вторых, практика может подтверждать и некоторые ложные высказывания (до некоторых пор в опыте подтверждались утверждения указанных ложных теорий теплорода, флогистона). И, наконец, как уже было сказано, практика лишь подтверждает, но не доказывает истинность утверждений теории. В лучшем случае они обеспечивает практическую, но не логическую достоверность, то есть близкую к единице, но не равную единице, вероятность их истинности.

Необходимым условием и том самим важным логическим критерием истинности теорий является их логическая непротиворечивость, то есть взаимная согласованность утверждений теории между собой, последовательность в объяснении явлений.

Однако и истинные теории, как правило, не представляют собой абсолютно точного знания своего предмета. Сказанное прежде всего относится к теориям естественнонаучного характера, предметом которых являются некоторые области или аспекты реальной действительности. Это означает, что теория не представляет собой законченного образования. В истории познания наблюдается постоянная смена теорий, связанная с углублением нашего знания: Эвклидова геометрия получила дальнейшее развитие в неэвклидовых, классическая механика (Галилея, Ньютона) -- в релятивистской и квантовой теориях.

Виды теорий

Теории различаются, прежде всего, по своему предмету, по характеру изучаемой или области или аспекта действительности, а тем самым и по характеру рассматриваемых объектов.

Среди существующих теорий большой класс составляют теории, изучающие те или иные области или аспекты реальной действительности (конкретные науки). К другому классу относятся теории, имеющие дело с идеальными областями или вообще с явлениями ненаблюдаемого характера (абстрактные науки).

Среди первых особо выделяются естественнонаучные (физика, биология, теории, составляющие медицину, химия и т. п.) и гуманитарные теории (философия, социология, этика, эстетика -- науки в более широком смысле). Грань между ними провести вообще довольно трудно. Вторые связаны с человеком и с различными аспектами его жизнедеятельности, хотя и среди естественнонаучных есть такие, которые также изучают человека: его анатомию, физиологию и т. д. По-видимому, деление идет здесь по степени наблюдаемости изучаемых явлений. В первом случае -- это непосредственно наблюдаемые явления. Во втором -- это явления, наблюдаемые некоторым опосредованным образом, через те или иные проявления их в жизни. В последнем случае речь идет собственно о явлениях, связанных с человеком, о таких его проявляемых в жизни характеристиках, как психика, эстетические или этические взгляды и убеждения, характеристики употребляемого им языка, явления и объекты культуры, миропонимание и т. п.

Среди наук, изучающих области идеальной действительности, следует прежде всего выделить математику и логику, вернее, теории, относящиеся к математике и логике. Это теории, изучающие абстрактные и идеальные объекты и методы научного познания.

Другим основанием деления теорий на виды является способ их построения.

Наиболее четко выделяются по своему строению аксиоматические теории. Само их название говорит о том, что в них выделяется особая часть -- системы аксиом. Это совокупность высказываний, которые принимаются за истинные (постулируются как истинные). Наряду с аксиомами в них первоначально выделяются некоторые понятия, необходимые для точной формулировки аксиом.

Аксиомы иногда определяют как очевидно истинные утверждения, не требующие доказательств. Однако в науке дело обстоит не так. Аксиомы бывают далеко не очевидными и более того, они сами в большей или меньшей степени обосновываются, но не внутри самой теории. Например, аксиомы геометрии принимаются в результате некоторого их обоснования в практической деятельности, в которой мы имеем дело с теми или иными фигурами и телами. Кстати, к вопросу об обосновании аксиом заметим, что аксиомы логических исчислений, как правило, строгим образом обосновываются в семантике соответствующих дедуктивных теорий. Важную часть аксиоматической теории составляет совокупность утверждений, логически выводимых из аксиом -- производные утверждения теории.

Примерами таких теорий являются рассмотренные выше аксиоматически построенные логические исчисления, аксиоматическая теория множеств и аксиоматическая арифметика в математике. В настоящее время аксиоматизирована геометрия, аксиоматизированы некоторые физические теории, например, механика.

Однако большинство теорий не являются аксиоматизированными, хотя в них тоже есть некоторые исходные утверждения, но нет четкого разделения на исходные и производные -- выводимые из них. Причем даже те, которые более или менее выделяются как исходные, имеют определенное обоснование в самой теории. Эти теории называют гипотетико-дедуктивными. Хотя следует уточнить, что эта характеристика указывают не на особенность их строения, а на способ, методы их формирования и развития; таковым является гипотетико-дедуктивный метод познания. Он состоит в том, что, исходя из какого-то множества наблюдаемых явлений, мы строим вначале некоторые гипотезы, объясняющие эти явления, В ряде случаев, когда речь идет об установлении законов между явлениями, эти гипотезы получаются посредством индуктивных обобщений. Объяснительные гипотезы обычно являются результатами мыслительной творческой деятельности человека, которая не сводится к каким-либо известным логическим приемам, не регламентируется теми или иными правилами: основную роль в них играет интуиция, изобретательность. Далее идет проверка, обоснование выдвинутых гипотез. Как говорилось уже ранее, основную роль в этом процессе обоснования гипотез играют дедуктивные «извлечения» из них следствий, которые проверяемы путем наблюдения, и собственно проверка этих следований. Особую надежность теории придает реализация каких-то ее следствий в практической деятельности и оправдание при этом ожидаемых результатов.

Такой процесс дедукции и проверки ее результатов расширяет круг известных нам явлений. При этом зачастую открываются явления, не объясняемые данными гипотезами и даже противоречащие им. В таких случаях происходит корректировка гипотез, их уточнение, обобщение и т. д., а иногда, конечно, и просто отбрасывание их как ложных. Таким образом, гипотетико-дедуктивный метод -- это форма постоянного взаимодействия теоретического и эмпирического исследования.

Литература

проблема гипотеза теория

1. Ивлев Ю.В. Логика. М., «Логос», 2009.

2. Афанасьева О.В. Логика. М., «Мастерство», 2010.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., «Высшая школа», 1982.

4. Курбатов В.И. Логика. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

5. Иванов Е.И. Логика. М., «БЕК», 2001.

6. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. «Владос-Пресс ИМПЭ им. А.С. Грибоедова» 2007.

7. Гетманова А.Д. Логика. М., «Новая школа», 1995.

8. Григорьев Б.В. «Классическая логика» «Гуманитарный издательский центр Владос», 1996.

9. Ивин А.А. Логика. М., «Аспект-Пресс», 2008.

10. Кондаков Н.И. Введение в логику. М., «Наука», 1967.

Размещено на Allbest

Подобные документы

    Определение сущности гипотезы как предположения или предугадывания чего-либо, выраженного в форме суждения. Роль гипотез в развитии научных знаний, правила их выдвижения и проверки. Классификация гипотез по познавательным функциям и объекту исследования.

    реферат , добавлен 10.12.2011

    Гипотеза как форма развития знания. Виды гипотез. Способы доказательства гипотез. Дедуктивные умозаключения. Непрямые (косвенные) выводы. Их виды. Понятие логической формы. Краткая история логики. Понятие знака, виды знака. Понятие как форма мышления.

    краткое изложение , добавлен 28.03.2009

    Понятие логики и ее развитие. Аристотель – отец логики. Формы мысли, их структурные особенности и зависимости, законы и распространенные ошибки при нарушении этих законов. Роль гипотез в науке, логическая структура, этапы разработки и виды гипотезы.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2009

    Изучение логической структуры доказательства - логической процедуры установления истинности какого-либо утверждения при помощи других утверждений, истинность которых уже установлена. Виды доказательства и опровержение. Условия и правила доказательства.

    реферат , добавлен 20.09.2010

    Гипотеза как форма развития знаний, ее виды. Построение гипотезы и этапы ее развития. Роль умозаключения и опытных данных при построении предположений. Основной способ подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация. Вопросы и ответы, их виды.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2013

    Понимание научного знания как набора догадок о мире. Рост научного знания в логико-методологической концепции Поппера. Схема развития научного знания. Теория познания К. Поппера. Выдвижение теорий, их проверка и опровержение. Возрастание сложности теорий.

    реферат , добавлен 24.06.2015

    Логическая характеристика понятий. Отношения между понятиями. Состав и виды простых суждений. Определение истинности по логическому квадрату. Умозаключения из суждений с отношениями. Методы установления причинных связей; доказательство и опровержение.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2015

    Гнесеологическая проблематика и двойственность истины. Ступени познания. Класификация видов познания. Виды абстракций и виды души. Проблема возможности познания. Проблема общего и единичного. Критика томистского и скотистского пониманий универсалий.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2010

    Доказательство – логическая операция по обоснованию истинности суждений с помощью других истинных суждений. Опровержение - вид доказательного процесса, направленного на уже существующие доказательства для того, чтобы показать их несостоятельность.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2008

    Специфика отношений, связующих человека и мир как основная проблема мировоззрения. Проблема человека как центральная задача мировоззренческих поисков. Состав и структура мировоззрения. Мифологическое, религиозное, научное и философское мировоззрение.


Самое обсуждаемое
Софья Палеолог: путь от последней византийской принцессы до великой московской княгини Курбский грозному о его бабке Софья Палеолог: путь от последней византийской принцессы до великой московской княгини Курбский грозному о его бабке
Китайские хакеры: война за мировое господство США и Великобритания обвинили РФ в масштабной кибератаке Китайские хакеры: война за мировое господство США и Великобритания обвинили РФ в масштабной кибератаке
Жена Хрущева Никиты: биография, история и интересные факты Хрущёв с женой Жена Хрущева Никиты: биография, история и интересные факты Хрущёв с женой


top