Где родился рембрандт харменс ван рейн. Рембрандт – все, что надо знать о знаменитом голландском художнике. Проявление индивидуальности. Успех

Где родился рембрандт харменс ван рейн. Рембрандт – все, что надо знать о знаменитом голландском художнике. Проявление индивидуальности. Успех

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный, и получил образование в Латинской школе.

В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Многие ученые предполагают, что Рембрандт поступил в университет не для того, чтобы учиться, а чтобы получить отсрочку от армии.

Первым учителем Рембрандта был Якоб ван Сваненбюрх . В его мастерской будущий художник провел около трех лет, затем переехал в Амстердам на учебу к Питеру Ластману. С 1625 по 1626 гг. Рембрандт вернулся в свой родной город, и завел знакомства с художниками, и некоторыми учениками Ластмана.

Все же после долгих раздумий Рембрандт решил, что карьеру художника надо делать в столице Голландии, и снова перебрался в Амстердам.

В 1634 году Рембранд женился на Саскии . К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Так что это не был брак по расчету. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.

В 1635 – 1640 –х гг. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.

После смерти жены Рембрандт был сам не свой, он не знал что делать, и находил утешение в рисовании. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». С Титусом молодой отец не мог справиться и поэтому нанял няню для ребенка - Гертье Диркс, которая стала его любовницей. Прошло около 2 лет, и няня в доме поменялась. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс . А что же случилось с Гертье Диркс? Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор, и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет. Освободившись, умерла через год.

Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Их первый ребенок – мальчик, умер в младенчестве, а дочь Карнелия, единственная, которая пережила своего отца.

Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию , в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие.

Закат жизни Рембрандта

Дела Рембрандта шли плохо. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Поэтому часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, поэтому ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.

Тем временем Титус и его мать организовали фирму, которая занималась торговлей предметами искусства, чтобы хоть как-то помочь Рембрандту. По правде говоря, до конца своей жизни художник так и не расплатился со многими, но это не испортило Рембрандту репутацию, он оставался в глазах людей достойным человеком.

Смерть Рембрандта была очень печальной. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В 1669 году, 4 октября он сам покинул этот мир, но навсегда оставил след в сердцах людей, любящих его.

Искусство делает нашу жизнь интересней и прекрасней. Есть люди, которые останутся в памяти на долгие века, работа которых будет наследоваться все новыми поколениями.

Прочитав эту статью, вы станете ближе к пониманию наследия мирового искусства, которое оставил после себя великий мастер - художник Рембрандт ван Рейн.

Биография

Сегодня его называют мастером теней, а также человеком, который мог положить абсолютно любую эмоцию на полотно. Далее ознакомимся с тем жизненным путём, который ему пришлось пройти.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в Нидерландах, в городе Лейдене. С юных лет его интересовала живопись, и с 13 лет он учился изобразительному искусству у Якоба ван Сваненбюрха, который являлся историческим живописцем.

После этого, известно, что Рембрандт в 17 лет учился у Питера Ластмана, приехав в Амстердам. Его учитель специализировался на библейских мотивах и мифологии.

Занялся своим делом

Уже к 21 году Рембрандт ван Рейн вместе со своим другом открыл мастерскую по рисованию и проводил регулярные наборы учеников и занятия по изобразительному искусству. Прошло буквально несколько лет, и он стал популярен среди окружающих как мастер своего дела.

Вместе со своим другом Ливенсом они уже в то время творили шедевры, и их заметил Константин Гюйгенс, который был секретарём у принца Оранского. Картину с Иудой тот назвал одним из лучших произведений искусства античности. Он сыграл большую роль в становлении художника, помогая наладить контакты с богатыми клиентами.

Новая жизнь в Амстердаме

К 1631 году Рембрандт ван Рейн уже полностью переехал жить в Амстердам. Жизнь в этом городе была полна заказов весомых клиентов, которые увидели в нём великого молодого художника. В это время его друг уехал учиться в Англию, где также старался добиться успеха под покровительством нового педагога.

Тем временем художник начинает увлекаться изображением лиц. Его интересует мимика каждого человека, он пытается экспериментировать с нарисованными головами людей. Рембрандт ван Рейн умел точно передать всё то, о чём говорили глаза человека, с которого он писал шедевр.

Именно портреты в то время принесли художнику коммерческий успех. Кроме этого, увлекался он и автопортретами. Можно найти множество его работ, где он изображал себя в воображаемых костюмах и одеяниях, интересных позах.

Время славы

Всеобщее признание в Амстердаме Рембрандт Харменс ван Рейн обрел после написания картины “Урок анатомии доктора Тульпа” в 1632 году, где он изобразил хирургов, которых доктор учил препарировать на примере трупа.

Если посмотреть на эту картину, то можно заметить ту тонкую грань, с помощью которой мастер изобразил выражение лица каждого из них. Это не просто лица людей, он сумел передать общую настороженную эмоцию целой группы учеников.

А то, как он изобразил тень в картине, поразило многих экспертов того времени. Они в один голос начинали говорить о том, что Рембрантд Харменс ван Рейн повзрослел вместе со своими картинами.

Можно сказать, что это время считается одним из самых благоприятных в жизни молодого художника. После брака с Саскией ван Эйленбюрх в 1634 году заказы посыпались на голову с такой скоростью, с которой он не успевал рисовать.

В первые годы жизни в новом городе более 50 картин успел написать молодой Рембрандт ван Рейн. Картины были особенные и яркие, про его творения не раз вспоминали писатели. К примеру, Йост ван ден Вондел, тогдашний известнейший поэт и драматург, отдал дань уважения автору в своих стихах о написанном им портрете Корнелиса Ансло.

На тот момент денег ему хватило, чтобы купить собственный особняк. Увлекаясь искусством и изучением работ классиков и других мастеров, он заполнял свой дом известными как произведениями современников, так и творениями античных времён.

Семейная жизнь

Сегодняшние художественные критики отмечают хорошие работы того времени, которые писал Рембрандт ван Рейн. Картины его жены Саскии в различной одежде и на разном фоне говорят о том, что мастер полностью созрел и начал создавать своё искусство на полотнах.

Было и горе - трое детей, которые появились у него во время брака, умерли в маленьком возрасте. Но в 1641 году у пары родился сын Титус, который был отдушиной молодых родителей. То бурное время отлично отпечаталось на картине художника “Блудный сын в таверне”.

Неприятное событие

Как и в ранние годы, воображение великого художника всегда подталкивало его на создание картин с определёнными библейскими сюжетами. Чего только стоит его картина “Жертвоприношение Авраама”, которую он написал в 1635 году! Так чётко переданы эмоции и настроение, начинаешь переживать, что стоит моргнуть, как сразу нож вонзится в плоть.

В современном искусстве такое чувство удаётся передать только фотографам, которые делают чёткий снимок в движении. Действительно, поражает его умение отобразить атмосферу ситуаций, обработанных воображением великого мастера.

Начало проблем

На смерти жены не закончились неудачи художника. Взгляды художника постепенно менялись. Постепенно пропадал тот молодой Рембрандт ван Рейн, творчество которого восхищало современников.

В 1642 году получил великолепное предложение написать портрет мушкетёров, который должен был быть размещён в новопостроенном здании Стрелкового общества. Это была одна из самых больших картин, которую когда-либо писал мастер - она достигала четырёх метров.

По видению заказчиков художник должен был создать обычный портрет солдат, который бы излучал силу и уверенность. К сожалению, художник Рембрандт ван Рейн выполнил задание по-своему.

Как видно на картине “Ночной дозор”, которая приведена ниже, его произведение трудно назвать портретом. На полотне изображена целая сцена подготовки стрелковой роты к внезапному походу.

Причём можно заметить, как застыло движение в картине. Это отдельный кадр из жизни солдат. Было много негодования от заказчиков по этому поводу. Некоторые мушкетёры были отодвинуты на задний план, а кто-то и вовсе был запечатлён в неловкой позе.

Кроме того, резкая игра света и тени, которую, пожалуй, никто бы не смог так ярко и смело изобразить на полотне, также не вызвала восхищения.

После этого Рембрандт ван Рейн, произведения которого ещё вчера считались одними из наилучших, стал становиться не интересным высокопоставленной публике. А это значило в то время, что и дорогие заказы делать у него никто не будет.

Теперь представьте себе человека, который жил всю жизнь на широкую ногу, а потом резко потерял источник доходов. Разве он сможет уже отказаться от привычной жизни?

Современность требовала детализации картин

От него постепенно уходят ученики. Видение Рембрандта постепенно становится не соответствующим моде того времени - новые веяния шли в сторону максимальной детализации. То есть если бы художник начал рисовать так, как он это делал в молодости, то на него был бы немалый спрос.

Но жизнь непредсказуема, так же, как и настоящая творческая личность. Его рука обретала твёрдость, ему нравилось играть с тенью, размывая чёткие грани объектов.

Невозможность хорошо зарабатывать сказалась на его финансовом положении. Учитывая то, что его покойная жена была дамой из богатой семьи, её приданое перешло полностью в его владения. И, не имея заработка, он просто его тратил, или “прожигал”, на свои нужды.

В завершение сороковых годов 17 века он сошёлся со своей служанкой Хендрикье. Её можно заметить на некоторых его картинах. В то время законы были строги по отношению к семейным узам, и его муза была осуждена судом, когда у них появилась на свет малышка Корнелия.

Трудно найти известные полотна этого периода жизни художника. Он постепенно отходил от много содержащих мотивов и сцен, которые писал в недалёком прошлом.

Но он, как творческий человек, проявлял себя и в других сферах. На тот момент он уже мастерски выполнял офорты. Ему понадобилось целых 7 лет, чтобы завершить шедевр под названием “Христос, исцеляющий больных”.

Он смог продать его за достаточно большие для того времени 100 гульденов. считается самым лучшим из тех, которые смог сотворить Рембрандт.

Закат Рембрандта

Пожилой художник всё чаще сталкивался с материальными проблемами. В 1656 он стал полным банкротом, передав всё своё наследство сыну. Жить стало не на что. Год спустя ему пришлось продать своё поместье. Вырученные деньги помогли ему перебраться на тихую окраину Амстердама. Он устроился в еврейском квартале.

Самым близким для него человеком во время его старости был сын. Но Рембрандту не повезло, ведь он дожил до его смерти. Больше выносить удары судьбы он не смог и через год также скончался.

Сегодняшний Рембрандт

Искусство никогда не умирает. Творцы живут в своих работах, в частности, художники всегда являются частью их полотен. Сущность человека передаётся в его стиле и мастерстве написания картин.

На сегодняшний день Рембрандт ван Рейн считается художником с большой буквы и признан всеми критиками. Его работы достаточно высоко ценятся. К примеру, в 2009 году на аукционе его картина “Поясной портрет неизвестного мужчины, стоящего подбоченясь”, написанная в 1658 году, была продана за рекордную цену - 41 миллион долларов США (в пересчёте по курсу того времени).

Также по достоинству оценена его картина “Портрет пожилой женщины”, которую в 2000 году удалось продать примерно за 32 млн дол. Это полотно язык даже не поворачивается назвать “картиной”. Оно похоже просто на большую фотографию - так сильно детализировать лицо мог только великий мастер.

Такие люди, как Рембрандт Харменс ван Рейн, действительно вдохновляют. И необязательно становиться именно художником, нужно просто делать то, что тебе нравится, и главное - от души.

Великий голландец Рембрандт Харменс ван Рейн появился на свет в 1606 году в городе Лейден. После учебы в подмастерьях уже в 19 лет он начал работать самостоятельным художником.

В его первых библейских композициях заметно влияние итальянского барокко: в резких контрастах светотеней и динамике композиции. Но вскоре Рембрандт нашёл свой стиль в использовании светотени для выражения эмоций на портретах.

В 1632 году живописец переехал в Амстердам и взял в жёны богатую патрицианку. В этот период он был особенно успешен, знаменит и счастлив. И его работы насыщены сочными красками и дышат радостью. Он пишет большие религиозные композиции, много портретов и автопортретов с любимой женой.

Особенно Рембрандт прославился как портретист, написав за свою карьеру более сотни портретов и десятки автопортретов. Именно в изображении себя художник смело экспериментировал в поисках особой выразительности лица.

Рембрандт первый решил проблему скучных групповых портретов, объединив изображённых людей общим действием, что придавало лицам и фигурам естественную непринуждённость.

Прославил художника групповой портрет под названием «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором изображены не ровные ряды помпезных лиц, а герои увлекательной истории, словно застигнутые художником в разгар действа.

Венцом таланта Рембрандта-портретиста исследователи считают «Ночной дозор» (1642) – заказной портрет стрелкового общества. Однако заказчики не приняли картину, отвергнув новаторскую идею, где вместо выстроенных в ряд стрелков, была изображена героическая композиция на тему освободительной борьбы. Стрелкам, среди которых были и знатные, эти образы показались чуждыми и политически несвоевременными.

Это неприятие стало первым трагичным аккордом в жизни художника. А когда умерла любимая жена, творчество Рембрандта потеряло радостные нотки. 1640-е годы становятся периодом спокойных библейских мотивов, где художник всё тоньше раскрывает оттенки душевных переживаний героев. В его графике ещё изящнее играют светотени, создавая драматическую атмосферу.

В «Данае» (1647) художник выявил свои эстетические взгляды на женскую красоту, бросив вызов эпохе Возрождения. Его обнажённая Даная подчёркнуто далека от классических идеалов, но чувственна и тепла, как живая женщина.

Период творческой зрелости Рембрандта пришёлся на 1650-е годы – время тяжёлых жизненных испытаний. Его имущество за долги было продано на аукционе, но живописец практически не выполнял заказов. Он писал портреты близких, простых людей и стариков. Особое внимание художника с помощью пятен рассеянного света сосредоточивалось на лицах с богатыми, но едва уловимыми эмоциями, и натруженных руках.

Библейские образы Рембрандт трактовал по-своему, явно «приземляя» религиозные легенды, лишая их потустороннего. Нередко лицам святых он придавал черты конкретных людей, которые ему позировали для картин.

К середине 1650-х годов живописец стал настоящим мастером, умело покоряя свет и цвет ради эмоциональной выразительности образов. Но доживал свой век он в нищете и одиночестве, похоронив вторую жену и сына. Последние работы художника посвящены размышлению о столкновении в человеческой душе зла с добром. Завершающим аккордом стал главный шедевр мастера – «Возвращение блудного сына», написанный в 1669-м, в год смерти художника. Раскаявшийся сын, стоящий на коленях, выразил весь трагизм жизненного пути человека, а в образе отца можно увидеть саму любовь и бесконечное всепрощение.

Атрибуция картин Рембрандта проставлена согласно последним исследованиям группы авторитетных ученых по его творчеству и обновляется по ходу исследований, проходящих в настоящее время. "Исследовательский проект Рембрандт" был основан 1968 году и поставил для себя цель проверку подлинности и принадлежности кисти мастера картин на основе детального изучения каждой с применением последних искусствоведческих и технических достижений в этой области.

Компановка альбома и перевод - Константин (koschey)

О том, что по-настоящему любишь, всегда тяжело говорить. Тщательно выбираешь нужные слова, обороты речи, не знаешь с чего начать... Поэтому начну с небольшого откровения: Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn) − мой любимый художник, и я узнавал его очень долго.

В детстве − в Эрмитаже, с рассказами профессора-отца. В юности − на уроках МХК в институте, со старыми слайдами в темной аудитории в долгие декабрьские вечера. В молодости - в удивительном Амстердаме, радостно смеющимся в лучах заходящего августовского солнца. Я прочел про Рембрандта уже сотни лекций, провел не один десяток экскурсий, а все равно остается ощущение, что сейчас тебе предстоит окунуться в нечто неведомое, огромное, непостижимое.

Это, как прыжок с пирса в воды моря, на котором ты оказался впервые. Ты не знаешь, холодная ли там вода, сколько камней на дне. Это предвкушение и сомнение, заставляющее нервно дрожать твои руки. Победить это можно только одним способом - прыгнуть с разбега, ощущая, как колотится сердце и как в один момент весь мир вокруг тебя уносится куда-то вдаль, и ты теперь наедине с чем-то абсолютно новым... Ну, что же! Прыгаем, открываем глаза и смотрим!

В 27 лет у него было все, о чем только может мечтать художник. Слава, известность, деньги, любимая женщина, сотни заказов. Он считался лучшим мастером портретной живописи в одном из самых богатых городов своего времени, в жемчужине северной Европы − Амстердаме.

Да, еще никогда в мире не было художника, способного создать такое! Портрет должен был быть идеальным, должен был скрашивать все недостатки человека, но Рембрандт думал иначе. Его портреты были живые. Они передавали характер, в них был конфликт. Перед вами фрагмент портрета главного сборщика налогов провинции Голландия Яна Втенбогарта.



Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. И его одежда - воздушный кружевной воротник, длинная шуба из русского соболиного меха - явно свидетельствует о его состоянии. А теперь просто посмотрите на эти глаза. В них вы видите печаль... И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта - . Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе? Этот портрет - история очень богатого, но очень несчастного человека, и голландский живописец способен был показать это в одном застывшем мгновении.

Все свободное время Рембрандт Харменс ван Рейн тратил на изучение мимики. Он часами стоял у зеркала и строил рожи, которые потом переносил углем на бумагу. Ему важно было поймать малейшие оттенки эмоций.

Лицо человека, по мнению художника, было зеркалом души, это он осознал еще задолго до Оскара Уайлда с его «Портретом Дориана Грея». Но портреты не единственное, в чем преуспел Рембрандт. Его большие полотна впечатляют нас не меньше. Игра светотени, которую так развивал в своей живописи Караваджо, у нашего мастера приобретает поистине гигантских размах.

Ему было всего 28 лет, когда он создал свой первый абсолютный шедевр. Это полотно «Снятие с креста». Вы просто не можете пройти мимо этой картины в Эрмитаже. В одном моменте художнику удалось изобразить всю суть христианства, рассказать одну из величайших человеческих историй максимально честно и трогательно, так, как не делал никто ни до, ни после него.



Иерусалим на заднем плане тонет во тьме. Спаситель мертв. Его безжизненное тело мы и видим в центре картины. Это момент наивысшего отчаяния, никто еще не верит в воскресение. Люди видят только труп человека, которого любили и которому поклонялись как богу, и Дева Мария падает в обморок, её кожа мертвенно-бледна - только что она потеряла своего единственного сына.

Есть на этом полотне одна деталь, которая не сразу бросается в глаза. Это освещение. Источник света - это фонарь в руках мальчишки, но тело Христа и одежда апостола, держащего его на руках, отражают свет подобно зеркалу. И именно через свет здесь рассказывается истинная история, раскрывается философский смысл картины.

Свет фонаря - это свет веры, а то, что мы видим на картине, это приобщение к ее тайне. Создается ощущение, что источником света здесь становится само тело Спасителя. Из мрака выделяется еще лицо Богоматери и подсвеченная тусклым светом свечи плащаница, в которую должны завернуть тело Христа. На этом полотне Рембрандт впервые применил прием, который в последние годы жизни стал основным в его творчестве.

И вот мы видим, как человек, идеально владевший техникой письма, в мельчайших деталях выписал все центральные фигуры на полотне, но, по мере удаления от света, лица людей становились все более размытыми, почти неразличимыми. Все очень просто - таинство происходящего прошло мимо них.

Впрочем, на этом полотне есть и еще один персонаж, который не заметен с первого взгляда. Несмотря на то, что он находится в тени, Рембрандт изображает его очень четко. В правом нижнем углу полотна, из самого темного места, скрываясь за стеблями чертополоха, смотрит на вас Дьявол в образе собаки и как будто задает вам вопрос:

«А ты приобщился к происходящему?»

Да, голландскому мастеру всегда было мало рамок картины, он мечтал о том, чтобы его полотна стали частью этого мира, а зритель - непосредственным участником происходящего. Но именно это желание и низвергло его с вершин славы в пучину векового забвения.

Несчастье и забвение приходят столь же стремительно, как удача и слава. Рембрандт Харменс ван Рейн ощутил это на себе в 1642 году. Конечно, огорчения были и до этого: его дети умерли во младенчестве. Выжил только один сын, Титус, рожденный в 1641 году. Но год спустя покинула этот мир его любимая жена Саския, с которой он прожил долгие годы. А вместе с этой утратой от художника отвернулась и удача, отвернулась в тот момент, когда он создал одну из величайших своих картин.

О «Ночном Дозоре» Рембрандта можно говорить бесконечно. Это полотно настолько масштабно по своему содержанию, настолько уникально по выстроенной композиции, что история его создания вполне достойна отдельной книги, а не статьи. Но, как часто бывает в жизни, именно это творение, впоследствии в корне изменившее все развитие мировой живописи, было отвергнуто современниками.



Заказчикам не понравилось, как они были изображены, и многие из них отказались оплачивать работу художника. Такого унижения самый известный живописец Нидерландов не испытывал никогда. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов), и вскоре имущество художника распродали за долги. Из огромного особняка в самом центре Амстердама он был вынужден перебраться на окраину города, в Еврейский квартал, где снимал несколько комнат со своим любимым сыном Титусом.

Самое интересное, что Рембрандт легко бы мог приспособиться под последние модные тенденции в искусстве и вновь получать большие деньги за свои полотна. Но живописец был убежден в том, что должен создать абсолютно новый стиль. На его портретах теперь были не богатые люди, а самые обычные граждане города Амстердама. Таков, например, «Портрет старика еврея».



Рембрандту стало не интересно детальное изображение всех предметов одежды, он стремился к большей абстракции, стремился в идеальной точности показать чувства своих персонажей. За свое упорство он получал только страдание и пощечины. Так произошло с его картиной «Заговор Юлия Цивилиса».

Вместо классического, помпезного, исходящего патриотизмом изображения старый мастер представил на суд общественности вот это.



Перед нами картина варварского пира, грубого, неприглядного. Это полотно почти на 300 лет опередило свое время, предвосхищая живопись экспрессионизма. Не удивительно, что шедевр мастера был отвергнут, а его имя было покрыто несмываемым позором. Но именно эти последние восемь лет жизни, проведенные в абсолютной, непроглядной нищете, являются одним из самых плодотворных периодов в творчестве Рембрандта.

Я думаю, что про картины того периода, в том числе про его «Возвращение блудного сына» я напишу в отдельной статье. Сейчас же я хочу рассказать о другом. Меня всегда поражало, как мог Рембрандт работать и развивать свой талант, когда отовсюду на него сыпались удары судьбы. Долго так продолжаться не могло, и художник предчувствовал это.

Завершающий удар всегда наносится в самое больное место. Им был единственный сын Титус - очень болезненный мальчик, похожий на свою умершую мать. Именно его Рембрандт изображал тогда чаще всего: и в виде ангела на картине «Матфей и ангел», и за чтением, и в различных костюмах. Возможно, живописцу казалось, что с помощью своего таланта ему как-то удастся отсрочить неизбежное... Не удалось...

На мой взгляд, «Портрет Титуса в монашеской рясе» − одна из самых проникновенных картин Рембрандта. В ней проявилась вся отцовская любовь, весь талант живописца. Во всех этих грубых мазках, в этой тьме, наступающей слева на юношу, в растениях, уже окружающих его тело, выделяется одно - бледное лицо сына художника с опущенными, полными смирения глазами.



Титус умер в 1668 году, Рембрандт пережил его только на год.

Он умирал на окраине Амстердама, абсолютно один, получив в этой жизни все и все потеряв. О его полотнах забыли надолго... Но прошло 150 лет, и уже другие художники услышали то, о чем пытался рассказать своим современникам мастер, вместо славы и денег выбравший свой уникальный путь.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669 годы жизни) — голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество проникнуто стремлением к глубокому, философскому постижению действительности и внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний.

Реалистическое и гуманистическое по своему существу оно знаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII века, воплотив в ярко индивидуальной и совершенной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей.


Рембрандт. Рисунок » Хижины под небом, предвещающим бурю» (1635 год)

Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и .


Рембрандт. Офорт » Мельница» (1641 год)

Будущий великий художник родился в семье мельника. После кратковременного обучения в Лейденском университете в 1620 году, он посвятил себя искусству. Учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (с 1620 — 1623 годы) и П. Ластмана в Амстердаме в 1623 году. В период с 1625 — 1631 годы работал в Лейдене. Примером ластмановского влияния на творчество художника может служить картина » Аллегория музыки «, написанная Рембрандтом в 1626 году.

Рембрандт » Аллегория музыки»

В картинах » Апостол Павел » (1629 — 1630 годы) и » Симеон во храме » (1631 год) Рембрандт впервые использовал светотень в качестве средства для усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.

Рембрандт » Апостол Павел»

В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. Творческие поиски художника в этот период выражены в серии автопортретов и портретов членов семьи художника. Вот таким Рембрандт изобразил себя в возрасте 23 лет.

Рембрандт » Автопортрет «

В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбрюх. 30 — е годы XVII века для художника — это годы семейного счастья и огромного художественного успеха. Семейная чета изображена на картине » Блудный сын в таверне » (1635 год).

Рембрандт » Блудный сын в таверне» (1635 год)

В это же время художник пишет полотно » Христос во время шторма на море Галилейском » (1633 год). Картина уникальна тем, что это единственный морской пейзаж художника.

Рембрандт » Христос во время шторма на море Галилейском»

Картина » Урок анатомии доктора Тульпа » (1632 год), в которой художник по — новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность, и объединив людей на портрете единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он получал много заказов, в его мастерской работали многочисленные ученики.


Рембрандт » Урок анатомии доктора Тульпа»

В заказных портретах состоятельных бюргеров художник тщательно передавал черты лица, мельчайшие детали одежды, блеск роскошных драгоценностей. Это можно заметить на полотне » Портрет бургграфа «, написанном в 1633 году. При этом модели нередко получали меткую социальную характеристику.

Рембрандт » Портрет бургграфа»

Более свободными и разнообразными по своей композиции являются его автопортреты и портреты близких людей:

  • » Автопортрет «, написанный в 1634 году. В настоящий момент полотно находится в экспозиции Лувра.

Рембрандт » Автопортрет» (1634 год)
  • » Улыбающаяся Саския «. Портрет написан в 1633 году. На сегодняшний день находится в Картинной галерее Дрездена.
Рембрандт » Улыбающаяся Саския»

Эти работы отличаются живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой.

Смелый вызов классическим канонам и традициям в творчестве художника можно проследить на примере полотна » Похищение Ганимеда «, написанного в 1635 году. В данный момент работа находится в Картинной галерее Дрездена.


Рембрандт » Похищение Ганимеда «

Картина » Даная»

Ярким воплощением новых эстетических взглядов художника явилась монументальная композиция » Даная » (написана в 1636 году), в которой он вступает в спор с великими мастерами Итальянского Возрождения. Художник пошел против общепринятых канонов изображения, и создал прекрасную картину, выходящую за рамки тогдашних представлений об истинной красоте.

Обнаженную фигуру Данаи, далекую от классических идеалов женской красоты, Рембрандт выполнил о смелой реалистичной непосредственностью, а идеальной красоте образов итальянских мастеров художник противопоставил возвышенную красоту духовности и теплоты интимного чувства человека.


Рембрандт » Даная» (1636 год)

Тонкие оттенки душевных переживаний были выражены живописцем в картинах » Давид и Ионафан » (1642 год) и » Святое семейство » (1645 год). Качественные репродукции картин Рембрандта можно использовать для оформления во многих стилях.

В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, и все его имущество было продано на публичном аукционе. Он вынужден был переселиться в еврейский квартал Амстердама, где и провел остаток своей жизни.

Рембрандт » Святое семейство » (1645 год)

Картина » Возвращение блудного сына».

Холодное непонимание голландского бюргерства окружало Рембрандта в последние годы его жизни. Однако художник продолжал творить. За год до смерти он приступил к созданию своего гениального полотна » Возвращение блудного сына » (1668 — 1669 годы), в котором воплотилась вся художественна и морально — этическая проблематика.

В этой картине художник создает целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств. Основная идея картины — это красота человеческого понимания, сострадания и прощения. Кульминация, напряжение чувств и следующий за ним момент разрешения страстей воплощены в выразительных позах и скупых, лаконичных жестах отца и сына.

Рембрандт » Возвращение блудного сына»

Самое обсуждаемое
Сенсорные раздражители. Сенсорные рецепторы. Клеточная и сенсорная рецепция Сенсорные раздражители. Сенсорные рецепторы. Клеточная и сенсорная рецепция
Заложники радиоволн – влияние радиоволн на организм человека Заложники радиоволн – влияние радиоволн на организм человека
Болезни X-сцепленные: общие сведения Общие закономерности характерные для y сцепленных заболеваний Болезни X-сцепленные: общие сведения Общие закономерности характерные для y сцепленных заболеваний


top