Именное сказуемое. Предикативная основа сказуемого. Подлежащее и его структурно-семантическая классификация. Составное именное сказуемое Предложения с составным именным сказуемым

Именное сказуемое. Предикативная основа сказуемого. Подлежащее и его структурно-семантическая классификация. Составное именное сказуемое Предложения с составным именным сказуемым

Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, имеет две части: вспомогательную и основную. Основной компонент представлен формами имён или других категорий слов, по значению сближающихся с именами; он обозначает пассивный признак в различных частных проявлениях (качество, состояние и пр.) - вещественное значение сказуемого. Вспомогательный компонент выражает грамматическое значение .

Вспомогательный компонент представлен спрягаемыми формами глаголов (или устойчивых глагольных сочетаний), утрачивающих в данной функции своё конкретное вещественное содержание. Этот компонент называется связкой, а основной компонент - именной (присвязочной) частью. Оба компонента имеют разнообразные формы и частные значения.

Структура и семантика вспомогательного компонента

Связка выполняет следующие функции: выражает основные элементы предикативного значения - модальность и время; связывает сказуемое с подлежащим, выражает формально его зависимость от подлежащего; содержит модальную оценку отношения между предметом и признаком. Так, в предложении Зрелище становилось страшным (Куприн) связка становилось выражает модальное значение реальности, прошедшее время, указывает на зависимость от подлежащего посредством согласования в формах числа и рода, оценивает признак как возникающий. Все функции связки имеют грамматический характер. Связка не участвует в выражении вещественного значения сказуемого. Лексическое значение глаголов и неделимых глагольных сочетаний в позиции связки существенно меняется. Глаголы-связки и самостоятельно употребляемые глаголы в лексико-семантическом плане расходятся, образуя, как правило, ряды омонимов. Ср.: Была жара (Маяковский). - Дед был знахарь и крикун (Паустовский); Атаман Кузьма Псалом явился рано утром (Мамин-Сибиряк). - Будущее для него являлось покрытым грозными тучами (Пушкин); У Варвары Петровны оказались неожиданно свои понятия (А. Н. Толстой). - Пожилой человек оказался профессором-почвоведом (Паустовский). Глаголы-связки утрачивают значение действия, процесса; лексическое значение их грамматизируется, приспосабливается для выражения модальных оценок.

В составном именном сказуемом связки выражают следующие основные виды модально-оценочных значений:

  • 1) быть, являться, оставаться и др. - обладание признаком (значение констатирующее, нейтральное): А Волга была без блеска, тусклая, матовая, холодная на вид (Чехов);
  • 2) становиться, делаться и др. - возникновение признака, оценка его как меняющегося: Холод становился ощутительнее (Горький);
  • 3) оказаться, получиться, выйти и др. - обнаружение признака: Мечты о садах оказались очень глупы (Бунин); Так и вышли мы опять однофамильцы (Лесков);
  • 4) казаться, представляться, являться, называться и др. - оценка признака как предполагаемого, кажущегося, мнимого: Тебе не покажется странной и дерзкой моя просьба? (Чехов); Вершины далёкого хребта кажутся точно выкованными из серебра (А. Н. Толстой);
  • 5) считаться, слыть и др. - оценка признака как соответствующего чьему-либо мнению, представлению, установке: У нас в полку я считался одним из лучших стрелков (Пушкин); Кузнец слыл за человека очень рассудительного (Лесков) ;
  • 4) глаголы со значением движения, перемещения, положения в пространстве и времени с разной степенью ослабления лексического значения: приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и т.д.: Осень пришла дождливая, холодная (Вигдорова); Она вышла из бассейна свежая, холодная и благоухающая, покрытая дрожащими каплями воды (Куприн).

Вспомогательный компонент в составе сказуемого имеет определённую формальную связь с именной частью. Эта связь проявляется иначе, чем в словосочетании, и не может быть истолкована как управление либо примыкание. Форма именной части в известной степени может мотивироваться связкой. По крайней мере, выбор некоторых форм имени регулируется связкой. Это зависит от степени грамматизации связок. Одни связки достигли высокой степени грамматизации, они сочетаются с разнообразными категориями слов, выступающих в роли именной части ; не имеют ограничений ни в употреблении, ни в сочетаемости с различными формами имени. Это специализированные связки быть, являться, стать, сделаться, казаться, слыть, представляться, считаться, оказаться и др.

Другие связки допускают употребление только определённых форм именной части, притом может быть ограничен и лексико-семантический круг имён. Это неспециализированные связки. Лексическое значение их не полностью подверглось грамматизации, оно более конкретно, чем значение связок специализированных.

Так связки отличаться, выделяться, славиться допускают употребление только существительных с качественным значением, соотносительных с качественными прилагательными, и только в форме творительного падежа: Общественное мнение здесь не отличалось особенной придирчивостью (Мамин-Сибиряк; ср.: не было придирчивым); Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием (Пушкин; ср.: был умён, отважен, великодушен). С аналогичной лексико-семантической группой существительных сочетается связка приобретать (обретать), но требует формы винительного падежа: Проблема обучения сотрудников учреждений сейчас приобретает особую остроту (газ.; ср.: становится острой). При связке представлять собой употребляются только существительные в форме винительного падежа: Дом Колпаковой представлял собой совершенную развалину (Мамин-Сибиряк). В число неспециализированных связок входят аналитические глагольно-именные сочетания иметь (носить) вид (характер), приобретать вид (характер, положение) и др. Они имеют целостное грамматизированное значение, аналогичное значению связок быть, стать, выглядеть и др. Вещественный компонент (обычно прилагательное) формально согласуется с существительным, входящим в связку (вид, характер и др.), но обозначаемый им признак соотнесён с подлежащим: Дело было гораздо сложнее и носило отчасти политический и национальный характер (Лесков; ср.: выглядело политическим). Неспециализированные связки выражают те же основные модально-оценочные значения, что и специализированные, хотя проявляются и дифференцируются эти значения менее чётко.

Сказуемое со специализированными и неспециализированными связками образуют полную парадигму модально-временных форм. Из всех связок только быть имеет в составе парадигмы нулевую форму (т.е. значимое отсутствие) как показатель формы изъявительного наклонения настоящего времени: Я весь в тревоге (Гончаров; ср.: был /буду в тревоге); Эта легенда едва ли справедлива (Чехов; ср.: была / будет справедлива).

Итак, вспомогательный компонент составного именного сказуемого - связка - имеет абстрактное значение, в выражении вещественного содержания сказуемого не участвует. Связка непременно содержит показатели спрягаемых глагольных форм (включая нулевую форму быть). Так называемые связки-частицы (это, вот, таков, как, точно, словно и др.) не заменяют глагольной связки, а только сочетаются с ней (в том числе с нулевой формой) и подкрепляют те или иные её функции: Знаки препинания - это как нотные знаки (Паустовский); Воспитать человека - это значит воспитать у него перспективные пути (Макаренко).

Составное глагольное сказуемое

В основных формах составного глагольного сказуемого вспомогательный компонент выражает одно из значений - модальное или фазисное. Грамматический характер этих значений проявляется также в сочетаемости с основным компонентом - инфинитивом. Он не имеет лексических ограничений, то есть соответствующими формами модальных и фазисных глаголов могут сочетаться любые полнозначные глаголы в инфинитиве.

Специализированные формы составного глагольного сказуемого представляют собой сочетание основного компонента - инфинитива - со вспомогательным, который выражен спрягаемыми формами фазисного или модального глагола.

Фазисные глаголы указывают на момент начала протекания действия, выраженного основным компонентом, и, таким образом, не осознаются самостоятельно. Они как бы сливаются с инфинитивом, играя при нем роль своеобразного показателя момента протекания действия (начало, продолжение, конец). Благодаря этому конструкция сказуемого обладает целостностью: оба глагола взаимно дополняют друг друга.

Слитность компонентов сказуемого проявляется и в выражении видовых значений и оттенков. Основной компонент сочетается с фазисными глаголами только в форме несовершенного вида.

Отец сызмальства начал по тайге с собой таскать.

Иногда случалось, что дед вдруг ни с того ни с сего начинал хохотать.

И тут - незаметно для себя - начинали слегка врать друг другу.

Шурыгин, прекрати своевольничать!

Глагол продолжать употребляется в составном глагольном сказуемом только в форме несовершенного вида: значение предельности формы совершенного вида несовместимо с функцией этого глагола в инфинитиве - выражать продолжение, то есть протекание действия:

Максим погасил о подошву цигарку и с интересом продолжал слушать.

Особое положение в составном глагольном сказуемом с фазисным значением занимают конструкции, в которых вспомогательный компонент выражен спрягаемыми формами глагола стать. По своему употреблению в составном глагольном сказуемом этот глагол отличается от собственно фазисных глаголов.

Иногда глагол стать может восприниматься как фазисный глагол со значением начала действия:

Я стал потихоньку снимать с чердака книги, украденные раньше в школьном шкафу.

В войну, с самого ее начала, больше всего стали терзать нас, ребятишек, две беды: голод и холод.

Митька стал подавать признаки жизни.

В других случаях глагол стать указывает на сам факт наличия действия:

Филипп стал думать про свою жизнь.

И эта глубокая тихая ненависть тоже стала жить в ней постоянно.

Я стал думать, что я опять не отдал должок Кольке Быстрову, чтоб не думать про Вия.

Санька был совершенно трезв, поэтому милицию вызывать не стали.

Ввиду крайней отвлеченности и неопределенности лексического значения глагола стать в составном глагольном сказуемом его роль сводится главным образом, к выражению общих грамматических значений наклонения, времени и отнесенности действия, выраженного основным компонентом, к субъекту.

Несмотря на указанные отличия глагола стать от фазисных глаголов, формы составного глагольного сказуемого, включающие данный глагол, по основным грамматическим свойствам близки к конструкциям с фазисными глаголами: во-первых, инфинитив сочетается со спрягаемыми формами стать только в несовершенном виде; во-вторых, форма составного глагольного сказуемого с глаголом стать характеризуется «слитностью», тесной спаянностью компонентов, выражающих действие, оформленное всеми основными грамматическими значениями.

Таким образом, составное глагольное сказуемое со спрягаемыми формами стать примыкает к конструкциям с фазисными глаголами, хотя сам глагол стать не имеет отчётливого фазисного значения.

Модальные глаголы выражают модальную оценку действия, название которого заключено в основном компоненте - инфинитиве.

В составном глагольном сказуемом с модальными глаголами не обнаруживается той слитности значения, которая характеризует конструкции с фазисными глаголами. Модальные глаголы сохраняют самостоятельность своего содержания, они не указывают на момент протекания основного действия, не содержат видовой характеристики этого действия. В этом и нет надобности, так как с модальными глаголами инфинитив сочетается в двух видовых формах.

Лекант П.А. выделяет восемь основных типов модальных значений вспомогательного компонента, выражаемых модальными глаголами:

Долженствование (должен, обязан, принужден и т.д.);

Чего же мы решили, что добро должно победить зло?

Учитель вдруг сорвался с места, забежал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под стеной.

Возможность (мочь, уметь, успеть и др.);

А Никитич может рассуждать таким манером хоть всю ночь - только развесь уши.

Разве годы могут старить человека?

Федор сгоряча не мог сразу придумать, что бы такое посулить.

В остальное односельчане никак не могли поверить.

Волеизъявление (хотеть, желать, мечтать и т.д.);

Жара жарой, но еще смертельно хочется спать.

Хочу деревню подобрать на жительство.

Только парню не хотелось слушать.

С оттенком готовности, решимости совершить действие (решить, надумать, собраться и др.);

Решил не ждать милиции.

Люди заметили это, и никто не решался заговорить с ним в это время.

С оттенком приступа к действию, попытки совершить действие (пробовать, пытаться, стараться и др.);

Мы пошли за ними и тоже старались не смотреть на самолет: нельзя было показать, что мы - действительно такая уж совсем непролазная «деревня».

С оттенком согласия или «разрешения себе» совершить действие (согласиться, взяться и др.);

Вот скажи мне сейчас: разрешаем вам ремонтировать талицкую церковь.

Субъективно-эмоциональная оценка (любить, предпочитать, пристраститься и др.);

Вообще-то мне тоже нравится ехать.

Ну, навес какой-нибудь, завозня там - я построгать люблю в свободное время.

Оценка обычности действия (привыкнуть, научиться, приспособиться.

Потом я наловчился воровать книги из школьного книжного шкафа.

Люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день.

В рассмотренных типах модальных значений раскрывается общее понятие модальной оценки действия, отношений между субъектом и действием, - оценки, которая представляет собой обязательное грамматическое значение, выражающееся вспомогательные компонентом специализированных форм составного глагольного сказуемого. Это значение накладывается на общее грамматическое значение сказуемого.

В составном глагольном сказуемом среди неспециализированных форм выделяются две разновидности - формы синтетические и аналитические.

В синтетических формах вспомогательный компонент представлен в основном или глагольными фразеологизмами, или описательными глагольными оборотами.

Глагольные фразеологизмы выражают те же модальные значения, что и соответствующие модальные глаголы в специализированных формах. В выражении модального значения участвует весь состав глагольного фразеологизма. Общее грамматическое значение сказуемого выражается формальными показателями спрягаемого глагольного члена фразеологизма. Поскольку модальное значение свойственно фразеологизму в целом, то нужно считать, что выражение общих грамматических значений и модальных не распределяется между компонентами фразеологизма, т.е. осуществляется синтетически.

Уже ж посулился, нет, давай душу теперь травить!

Эдак, Ванечка, можно все царство небесное проспать.

А его, по-хорошему - то гнать бы надо в три шеи.

А я просто рыдай за тебя, пришел от души поздравить.

Ему страсть как захотелось посмотреть на избу.

В аналитических неспециализированных формах составного глагольного сказуемого вспомогательный компонент имеет двучленную структуру. Он состоит из связки и полнозначного слова из класса имен; каждый из членов выполняет свою функцию. Связка в спрягаемой форме выражает основное грамматическое значение сказуемого (значение настоящего времени изъявительного наклонения обнаруживается в нулевой форме связки быть). Именной член выражает модальное значение. Таким образом, в аналитических формах грамматические значения вспомогательного компонента выражаются раздельно. Однако аналитическая конструкция в целом функционально адекватна спрягаемому модальному глаголу (был согласен уехать - согласился уехать).

Именной член вспомогательного компонента может быть согласуемым - это формы кратких прилагательных или причастий (рад, готов, горазд, вынужден, согласен и др.)

Бронька некоторое время молчит, готов заплакать, завыть, рвануть на груди рубаху.

Он готов был плакать.

Аналитические конструкции вспомогательного компонента, хотя в принципе и дублируют основные модальные значения спрягаемых глаголов, могут в деталях отличаться от них как некоторыми оттенками, так и стилистической окраской. Некоторые аналитические конструкции не соотносительны по значению с модальными глаголами (должен был, рад был, вынужден был и др.)

Все отмеченные конструкции основных форм составного глагольного сказуемого имеют существенную общую черту - выражение одного из специфических грамматических значений, фазисного или модального, - а различаются способами передачи данных значений, средствами выражения вспомогательного компонента.

Осложненные формы составного глагольного сказуемого

В осложненных формах составного глагольного сказуемого выражается не одно, а два грамматических значения фазисного или модального типа. Это означает, что в состав осложнённой формы входят кроме основного, вещественного инфинитивного компонента, по меньшей мере, две единицы вспомогательного характера. Грамматическое осложнение составного глагольного сказуемого осуществляется за счет вспомогательного компонента.

Осложнение составного глагольного сказуемого заключается в добавочном выражении грамматического значения, специфического для вспомогательного компонента, т.е. модального или фазисного. Устранение осложняющего компонента ведет к утрате добавочного грамматического значения, но не затрагивает вещественного значения сказуемого.

Какую бы сложную структуру ни приобретало составное глагольное сказуемое, сколько бы грамматических значений модального или фазисного типа в нем ни выражалось, остается незыблемой основа грамматической формы данного структурного подтипа сказуемого - его принципиальная двучленность, двухкомпонентность. Осложнение происходит за счет вспомогательного компонента, который приобретает добавочное значение, но сохраняет неизменной основную функцию - выражение грамматических значений модальности, времени и отнесенности предикативного признака к субъекту. Грамматическое осложнение не касается основного компонента - инфинитива полнозначного глагола.

Основной компонент составного глагольного сказуемого может получать только лексическое осложнение - за счет инфинитива второго полнозначного глагола. Два инфинитива полнозначных глаголов, не связанные объектными или целевыми отношениями, могут входить в составное глагольное сказуемое лишь при условии, что они обозначают сопутствующие действия, значение сказуемого не меняется.

Таким образом, грамматическое осложнение составного глагольного сказуемого происходит только за счет вспомогательного компонента. Этот вид сказуемого выделяют не все ученые.

Девочка вера стала ложиться спать.

Составное именное сказуемое.

Инфинитив в функции именной части не утрачивает своего категориального значения. Оценочное, характеризующее значение инфинитив в составе сказуемого приобретает благодаря соотношению с подлежащим, представленным определенными разрядами существительных. Инфинитив употребляется в сказуемом при подлежащем - существительном с модально-оценочным значением (цель, задача, назначение, счастье, наслаждение и др.) или с общим значением деятельности (дело, занятие, работа и др.).

Между подлежащим и сказуемым устанавливаются отношения отождествления:

Если бы все начать сначала!

Осложненные формы составного именного сказуемого

Осложненные формы составного именного сказуемого строятся на базе основных форм и отличаются от них добавочными грамматическими значениями.

Осложнение форм составного именного сказуемого достигается с помощью глаголов (или других форм, в частности аналитических), употребляемых в качестве вспомогательного компонента составного глагольного сказуемого. Эти осложняющие средства вносят в составное именное сказуемое соответствующие грамматические значения - фазисные и модальные.

Она хочет быть похожей на маму.

Сашку затрясло, но он собрал все силы и хотел быть спокойным.

Лежу и стараюсь повеселей думать об этом.

А шофер, Миколай Игринев, годок мне, и так уж старается поровней ехать, медлить шибко тоже нельзя: отступаем.

Филипп привык утрами проделывать этот путь - от дома до парома, совершал его бездумно.

Обобщенное значение сменной части, выраженное инфинитивом, ориентируется на значение специализированных форм существительных - именительного и творительного падежей существительного в составе сказуемого. Однако говорить о дублировании указанного значения нет основания. Инфинитив обозначает не предмет, а действие вне его протекания и вне отношения к субъекту.

Осложненные формы сохраняют основные структурные особенности составного именного сказуемого: функциональное размежевание основного и вспомогательного компонентов, средства и формы выражения именной части. Осложнение затрагивает только вспомогательный компонент, и его следствием является выражение одного или нескольких добавочных грамматических значений.

Составное глагольное сказуемое - это сказуемое, содержащее: вспомогательную часть, в роли которой выступает вспомогательный глагол (спрягаемая форма), выражающий грамматическое значение сказуемого (наклонение, время), и основную часть - неопределенную форму глагола, которая выражает его значение с лексической стороны. Вот и получается такая формула: + инфинитив = СГС.

Условия сочетания спрягаемого глагола с инфинитивом

Поскольку не каждая комбинация из спрягаемого глагола и инфинитива выражается составным глагольным сказуемым, оно должно выполнять следующие два условия:

  • Вспомогательная часть должна быть лексически неполнозначной. Это означает, что без инфинитива одного вспомогательного глагола недостаточно для того чтобы понять смысл предложения. Например: я хотел - что делать?; я начинаю - что делать? Бывают и исключения: если глагол в сочетании «глагол + инфинитив» знаменательный, то идет речь о из чего следует, что инфинитив выступает второстепенным членом предложения. Например: "Руслан пришел (с какой целью?) поужинать".
  • Действие инфинитива обязательно должно иметь отношение к подлежащему, еще его называют субъектным инфинитивом. В ином случае, т. е. если действие инфинитива имеет отношение к другому члену предложения (имеется в виду, что инфинитив объектный), то данный инфинитив не является частью сказуемого, а выступает второстепенным членом. Для сравнения: 1) Он хочет петь. В данном примере составное глагольное сказуемое выражается глагольным сочетанием - хочу петь. Получается следующее, хочет - он, будет петь - он. 2) Я попросил его спеть. Данное предложение содержит простое глагольное сказуемое - попросил и дополнение - спеть. То есть попросил - я, а будет петь - он.

Вспомогательный глагол. Его значение

У вспомогательного глагола могут быть такие значения:

  • Фазовое - обозначает начало, продолжение, окончание действия. Это значение могут носить такие типичные глаголы: стать, пуститься, начать, продолжать, остаться, кончить, прекратить, бросить, перестать и другие.
  • Модальное - обозначает необходимость, желательность, предрасположенность, способность, эмоциональную оценку действия и т. д. Это значение могут иметь следующие глаголы и фразеологизмы: уметь, хотеть, мочь, желать, намереваться, отказаться, стараться, пытаться, рассчитывать, ухитриться, суметь, стараться, предполагать, спешить, привыкнуть, стесняться, любить, терпеть, ненавидеть, страшиться, бояться, трусить, стыдиться, гореть желанием, задаться целью, иметь намерение, иметь честь, иметь привычку, дать обещание и др.

Предложения с составным глагольным сказуемым:

  • Она стала готовиться к переезду. Она продолжала готовиться к переезду. Дмитрий бросил курить. Они опять начали рассуждать о тяготах современной жизни.
  • Он умеет петь. Он хочет петь. Он боится петь. Он любит петь. Он стыдится петь. Он рассчитывает спеть эту песню.

Составное глагольное сказуемое. Примеры способов его выражения

Данное сказуемое можно выразить:

Связки в составном глагольном сказуемом

Ранее мы ознакомились, какие значения может иметь вспомогательная часть, а теперь рассмотрим, какие еще могут быть связки в глагольном сказуемом:

  • Краткие прилагательные, выполняющие роль вспомогательных глаголов. Они обязательно употребляются со связкой - глаголом быть: Они должны были повернуть через два километра налево.
  • Слова состояния, имеющие значение возможности, необходимости, желательности: Надо расширять свои знания. Надо учиться языку.
  • Слова, которые выражают эмоциональную оценку действия, которое названо инфинитивом, а именно: весело, грустно, противно, горько и др. Например, в летние дни хорошо бродить по березовой роще.

Простое и составное глагольное сказуемое. Основное отличие

Каждое сказуемое в обязательном порядке несет такие две нагрузки:

  • грамматическую, которая указывает время, число, наклонение, род, лицо;
  • смысловую, которая называет действие;

Но что касается простого сказуемого, то оно легко может справиться с обеими нагрузками при помощи одного глагола. А в глагольном сказуемом два слова делят эти нагрузки между собой. К примеру:

  • грамматическую и смысловую нагрузку несет глагол, выраженный в одном из наклонений: играю;
  • грамматическую смысловую нагрузку несет вспомогательный глагол - начал, а смысловую нагрузку несет инфинитив - играть.

Как разобрать сказуемое?

Во-первых, необходимо указать тип имеющегося сказуемого. И, во-вторых, обозначить субъектный инфинитив, которым выражена основная его часть, значение вспомогательной части (модальное, фазовое), форму глагола, которой выражена вспомогательная часть.

Старуха опять пустилась стонать.

Составное глагольное сказуемое - пустилась стонать. Стонать - это основная часть, выраженная субъектным инфинитивом. Пустилась - вспомогательная часть, имеющая фазовое значение, а также выраженная в изъявительном наклонении.

Глагольное и именное сказуемые. Основное отличие

Как и составное глагольное, именное сказуемое содержит две составляющие:

  • связку (глагол в спрягаемой форме) - вспомогательную часть, которая предназначена для выражения грамматического значения (наклонения, времени);
  • именную часть (имя или наречие) - основную часть, выражающую лексическое значение.

Приведем примеры с именным сказуемым: она стала врачом, она была врачом, она была больна, она была больной, она пришла первой.

Ознакомившись с составляющими именного сказуемого, можно их сравнить с составляющими глагольного сказуемого. Итак, что именное, что глагольное сказуемое содержат две составляющие. Общая черта заключается в том, что и в первом, и во втором случае вспомогательной частью глагола выступает спрягаемая форма глагола. А вот что касается основной части, то в глагольном сказуемом ею выступает инфинитив, а в именном - имя существительное или наречие.

Осложнение глагольного сказуемого

Глагольное сказуемое может усложняться сочетанием:

  • двух глаголов;
  • глагола совместно с различными частицами.

Рассмотрим примеры осложнения глагольного сказуемого. Оно может происходить за счет:

Нетипичные случаи построения глагольного сказуемого

Такой особый тип глагольного сказуемого может быть представлен в тех предложениях, где главные члены выражены глаголами неопределенной формы. Вспомогательная часть такого сказуемого является нетипичной для составного глагольного, поскольку она представляется глаголом-связкой "быть", встречающимся в составных именных сказуемых. Если в настоящем времени, то связка "быть" опускается (волков боишься - в лес не ходи). Также, кроме глагола "быть", вспомогательную часть может представлять глагол "значить" (не придешь - значит обидишь).

Кроме этого, в качестве вспомогательной части глагольного сказуемого могут выступать глагол-связка "быть" (нулевой формы в настоящем времени) и "готов", "обязан", "рад", "намерен", "способен", "должен", также наречия и существительные, несущие модальное значение (был готов подождать).

Подведем итоги

В первую очередь нужно различать простое и составное глагольные сказуемые. Мы уже знаем, чем они отличаются, поэтому приведем для закрепления темы «Составное глагольное сказуемое» примеры предложений с ними.

  • Останемся еще на недельку. Останемся - простое сказуемое.
  • Я не хочу тебя обидеть. Не хочу обидеть - составное сказуемое.

Также очень легко различать составное именное и составное глагольное сказуемое. Предложения с ними имеют абсолютно разный смысловой оттенок, поскольку выражаются эти сказуемые различными членами предложения. Для закрепления материала приведем сравнение:

  • Она должна обучаться. Должна обучаться - составное глагольное сказуемое.
  • Погода была плохая. Была плохая - именное сказуемое.

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть - связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть - именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

СИС = связка + именная часть

Примеры: Он был врачом ; Он стал врачом ; Он был болен ; Он был больным ; Он был ранен ; Он пришёл первым .

Виды глаголов-связок

Вид связки по значению Типичные глаголы Примеры
1. Грамматическая связка - выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет. Глаголы быть, являться . В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Он был врачом .
Он будет врачом .
Он врач .
Он был больным .
Он будет больным .
Он больной .
Он является больным .
Лирика есть самое высокое проявление искусства.

2. Полузнаменательная связка - не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может. а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться ;
б) сохранение признака: остаться ;
в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться ;
г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть ;
д) название признака: зваться, называться, почитаться .

Он стал больным .
Он остался больным .
Он бывал больным каждую осень.
Он оказался больным .
Он считался больным .
Он казался больным .
Он является больным .
Он слыл больным .
Их называли больными .

3. Знаменательная связка - глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого). а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять ;
б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить ;
в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть .

Она сидела усталая .
Он ушёл сердитый .
Он вернулся расстроенный .
Он жил отшельником .
Он родился счастливым .
Он умер героем .

Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:

У него было три сына; У него было много денег.

Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:

Он оказался в центре города; Он стал у стены.

Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна ). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом (Он сидел усталый ; более важным является то, что он был усталым , а не то, что он сидел , а не стоял или лежал ).

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:

    знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть :

    Он сидел усталый - Он был усталый ; Он родился счастливым - Он был счастливым ; Он пришёл первым - Он был первым ;

    связку можно сделать нулевой:

    Он сидел усталый - Он усталый ; Он родился счастливым - Он счастливый ; Он пришёл первым - Он первый .

Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой? ), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым ). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

Способы выражения именной части

Форма Примеры
1. Имя существительное
1.1. Существительное в именительном или творительном падеже

Он мой брат .
Он был моим братом .

1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога

Штурман был в забытьи .
Я без гроша .
Этот дом - Мешкова .

1.3. Цельное словосочетание с главным словом - существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)

Зять был молчаливой породы .
Эта девушка высокого роста .

2. Имя прилагательное
2.1. Краткое прилагательное

Он весел .
Он стал весел .

2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже

Он весёлый .
Он стал весёлым .

2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени
3. Причастие
3.1. Краткое причастие

Он ранен .
Стекла были разбиты .

3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже

Стекла были разбитые .
Стекла были разбитыми .

4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

Вся рыба - ваша .
Это что-то новенькое .

5. Числительное в именительном или творительном падеже

Их изба - третья с краю.
Их изба была третьей с краю.

6. Наречие

Я был настороже .
Его дочь замужем за моим братом.

Обратите внимание!

1) Даже если сказуемое состоит из одного слова - имени или наречия (с нулевой связкой), это всегда составное именное сказуемое;

2) краткие прилагательные и причастия всегда часть составного именного сказуемого;

3) именительный и творительный падежи - основные падежные формы именной части сказуемого;

4) именная часть сказуемого может быть выражена цельным словосочетанием в тех же случаях, что и подлежащее.

Наиболее типичные ошибки при разборе составного именного сказуемого:

1. Краткую форму прилагательного и особенно причастия принимают за глагол, поэтому сказуемое ошибочно считают простым глагольным. Чтобы не ошибиться, поставьте сказуемое в прошедшее время: в глаголе появляется суффикс -л , а у краткого прилагательного или причастия появится связка был (была, было, были ).

Например:
Он болеет (ПГС). - Он болел ;
Он болен (СИС). - Он был болен ;
Город взят (СИС). - Город был взят .

2. Краткое прилагательное среднего рода (именную часть сказуемого) путают с наречием на -о . Чтобы не ошибиться, обратите внимание на форму подлежащего:

    если подлежащего нет (предложение односоставное), то именная часть сказуемого - наречие.

    Ср.: На море спокойно ;

    если подлежащее - инфинитив, существительное женского, мужского рода, существительное во множественном числе, то именная часть сказуемого - наречие:

    Жить - это хорошо ; Жизнь - это хорошо ; Дети - это хорошо ;

    если подлежащее - существительное среднего рода, измените число подлежащего или подставьте другое подлежащее - существительное женского или мужского рода: форма наречия не изменится; окончание краткого прилагательного изменится; можно также заменить краткое прилагательное на полное.

    Ср.: Море спокойно (СИС; именная часть выражена кратким прилагательным). - Река спокойна ; Моря спокойны ; Море спокойное ).

3. Именную часть сказуемого, выраженную полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, ошибочно разбирают как второстепенный член - определение. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на то, от какого слова ставится вопрос какой? к данному имени.

4. Именную часть сказуемого, выраженную существительным, местоимением в именительном падеже, часто путают с подлежащим. Особенно трудно разграничить подлежащее и сказуемое, если оба члена выражены формами именительного падежа.

Для разграничения подлежащего и сказуемого, выраженных формами именительного падежа, учитывайте следующее:

    подлежащее обычно предшествует сказуемому:

    Москва - столица России; Столица России - Москва .

    Однако в русском языке сказуемое тоже может предшествовать подлежащему.

    Ср.: Хороший человек Иван Иванович ;

    указательная частица это стоит или может быть поставлена перед сказуемым:

    Обратите внимание , что в предложениях типа: Это хорошо ; Это мой брат - это является подлежащим, выраженным указательным местоимением в именительном падеже;

    подлежащее может быть выражено только формой именительного падежа; у сказуемого две основные падежные формы - именительный и творительный падежи. Если поставить в предложении связку быть в прошедшее время (был, была, было, были ) или связку являться , то форма именительного падежа сказуемого изменится на форму творительного, а у подлежащего она останется прежней.

    Ср.: Москва была столицей России; Москва является столицей России; Иван Иванович был хорошим человеком ; Иван Иванович является хорошим человеком .

План разбора составного именного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена именная часть, в какой форме стоит глагол-связка.

Образец разбора

Жизнь - это хорошо .

Хорошо хорошо выражена наречием; грамматическая связка быть

Я пришёл первый .

Пришёл первый - составное именное сказуемое. Именная часть первый выражена порядковым числительным в именительном падеже; знаменательная связка пришёл выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Этот парень среднего роста .

Среднего роста - составное именное сказуемое. Именная часть среднего роста выражена цельным словосочетанием с главным словом - существительным в родительном падеже; грамматическая связка быть - в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а)вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение); б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.К составным глагольным сказуемым относятся сказуемые, выраженные личной формой глагола и примыкающим к нему инфинитивом. Вещественное значение и грамматическое подаются в таком сказуемом расчлененно. С инфинитивом, в котором и заключается вещественное значение, могут сочетаться глаголы, обозначающие начало, продолжение или конец действия, а также модальные глаголы, обозначающие намерение, волеизъявление, способность, предрасположенность, желание и т. д. К первой группе относятся такие глаголы, как начать, начинать, стать, приниматься (в значении "начать"), продолжать, кончать, прекратить, бросить("в значении "кончить"); ко второй группе - глаголы хотеть, желать, уметь, мочь, намереваться, ухитряться, разучиться, суметь, готовиться, мечтать, надеяться, бояться и т. п. Примеры: 1) Оганесян начал выкликать поодиночке пленных (Казак.); Он и бросился обездруживать (Шол.); Парабукин не стал есть (Фед.); 2) Хотел объехать целый свет (Гр.); Порой голова отказывалась думать за двоих (Гонч.).

К составным глагольным можно отнести и сказуемые с фразеологизированным сочетанием на месте модального глагола; во второй части такого сказуемого употребляется инфинитив. Например: гореть желанием видеть, иметь намерение отдохнуть, изъявить согласие приехать и др.

Вместо модального глагола в составном глагольном сказуемом может употребляться и предикативное прилагательное, к которому примыкает инфинитив. Это прилагательные типа: рад, горазд, намерен, должен, готов, способен, волен. Например: Он готов подождать; Ученик способен выучить все.

Составное глагольное сказуемое может осложняться третьим компонентом. Такие сказуемые принципиально от составных глагольных не отграничиваются и отличаются лишь некоторым наращением смысла. Чаще всего это такие сказуемые, в которых соединяются глагол в личной форме и два зависимых инфинитива. Глаголы в личной форме (те же, что и в сказуемых составных) обозначают начало, продолжение или конец действия или имеют модальные значения. Составным компонентом такого сказуемого может быть и предикативное прилагательное.

Как правило, в трехчленном глагольном сказуемом объединяются глагол модальный и глагол, указывающий на начало, продолжение или конец действия (один из них в форме инфинитива), например:хотел (хочу) начать заниматься; решил начать лечиться, надеялся бросить курить; мог (могу) начать петь; хотел кинуться бежать, да не смог. На месте глагола в личной форме может быть предикативное прилагательное: готов начать заниматься; рад бросить курить, да не может; согласен остаться, работать. Отнесение к составным сказуемым объединения глаголов типа решил начать учиться, обещала прекратить разыскивать некоторыми лингвистами ставится под сомнение, предлагается расчленить подобное сочетание на два сказуемых: основное и второстепенное инфинитивного типа. Однако к таким трехчленным глагольным сочетаниям надо подходить дифференцированно, т. е. учитывать степень лексической знаменательности глаголов в составе этих сочетаний. Если основное значение сказуемого передается только последним инфинитивом, а первые два глагола обозначают лишь начало, конец, продолжение действия в сочетании со значениями волеизъявления, возможности, невозможности действия, желательности или склонности, то такие сказуемые не следует расчленять, так как в конечном счете они обозначают одно действие или состояние: хочу начать учиться, не мог броситься бежать; если же оба глагола-инфинитива в трехчленном сочетании обозначают самостоятельные, раздельно существующие действия, то сказуемым следует считать два первых глагола, а третий - второстепенным членом предложения (обстоятельством или дополнением).

а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение); б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

Именное сказуемое состоит из глагольной связки в личной форме и именной части. Связка может быть трех видов: 1) отвлеченная - это глагол быть в различных формах времени и наклонения; связка называется отвлеченной потому, что имеет чисто грамматическое значение и лишена вещественного содержания, например: Все реже был слышен голос незнакомки (Пауст.) 2) полуотвлеченная , или полузнаменательная, - это глагол с ослабленным лексическим значением; такой глагол передает грамматические значения (время, наклонение), связывая сказуемое с подлежащим, кроме того, этот глагол вносит в сказуемое частично и лексическое значение - называния, перехода из одного состояния в другое и т. д., например: Я самый смирный стал теперь человек (Т.);; 3) знаменательная , или вещественная,- это глагол, полностью сохраняющий свое лексическое значение, обозначающий состояние, движение и т. д., например: Никто не родится героем, солдаты мужают в бою.

Такие полнозначные глаголы включаются в сказуемое вместе с именными формами и только поэтому условно считаются связками. По существу же эти глаголы, полностью сохраняя лексическое значение, не грамматикализируются и выражают самостоятельный признак субъекта. Недаром А. А. Шахматов считал сказуемые с такими глаголами двойными.

Глаголы-связки третьей группы могут свободно употребляться в качестве самостоятельных сказуемых: вернуться, прийти, возвратиться, родиться, уходить, жить, стоять, лежать, сидеть, умереть, работать, остаться.

В результате наличия глагола-связки и именной части сказуемые называются составными : грамматические значения такого сказуемого заключены в связке (быть; называться, стать, становиться; начать, кончать, казаться, приходиться; приехать, возвратиться, стоять, жить), а вещественные - в именной части.

Если сказуемое имеет значение настоящего времени, отвлеченная связка есть может отсутствовать, сказуемое в таком случае называется либо простым именным, либо составным с нулевой связкой, например: Извозчик - малый удалой. Роль предикативной связки могут выполнять указательные частицы это, вот, значит, это значит. Сказуемое может присоединяться к подлежащему и при помощи сравнительных слов как, словно, будто, точно, как будто.

Составное именное сказуемое может осложняться третьим компонентом - в таком случае оно состоит из предикативного прилагательного, связки и именной части: Ты должен быть нашим первым драматургом (Фед.)

Все именные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное) могут выступать в качестве именной части сказуемого.

    Имя существительное в роли именной части употребляется обычно в формах именительного или творительного падежа: Дочь Марина была высокая смуглянка (Кожевн.). Творительный предикативный является формой развивающейся, активной. Эта форма постепенно вытесняет именительный предикативный. Обе формы в настоящее время различаются семантически и стилистически. Именительный обозначает признак постоянный, устойчивый, обычно он употребляется в сказуемом без связки, мыслимом в настоящем времени: Брат - учитель, я - инженер. При отнесенности к плану прошлого, такой именительный воспринимается как архаичный: Конечно, мы были приятели (Л.). Признак временный, непостоянный передается чаще при помощи формы творительного падежа:...Уж в Роще Огонек становится Огнем (Кр.). Именная часть может быть выражена существительным в форме родительного падежа, например: Философ Хома Брут был нрава веселого (Г.). Особенность такого сказуемого заключается в том, что круг слов, способных выступать в этой функции в форме родительного падежа, ограничен и само сказуемое всегда имеет значение либо качественной характеристики, либо внутреннего состояния, причем при родительном имени обязательно употребляется прилагательное, которое и заключает в себе указание на качественный признак: Руки были пухлые, маленькие, но безукоризненной формы (Казак.). Родительный падеж имени может иметь значение отношения или принадлежности (в таком случае прилагательное при нем необязательно): Чья коляска? Моего господина (Л.). В роли именной части сказуемого может употребляться и родительный падеж имени с предлогом, например: А говорят - лилии без запаха (Фед.).

    Имя прилагательное в роли именной части сказуемого употребляется в полной и краткой формах, в формах разных степеней. Для прилагательных полной формы характерны и именительный и творительный падежи. Например:Загадочны и потому прекрасны темные чащи лесов (Пауст.)\

    причастием : кратким и полным, страдательным и действительным. Например: Брови ее были сдвинуты (Т.); Чай стоял нетронутый (Дост.). Полное причастие может быть и в форме творительного падежа: Стаканы с чаем стоят нетронутыми (С. - Щ.).

    В роли именной части сказуемого употребляются различные местоимения : личные, притяжательные, вопросительно-относительные, указательные, определительные, отрицательные и неопределенные. Возможны фомы как именительного, так и творительного падежей. Например: Вы ли это, вы ли это, Рудин? (Т.); - Она моя! - сказал он грозно. Как и существительные, местоимения могут выступать в качестве сказуемых в формах разных падежей с предлогами, представляя собой свободные именные сочетания или сочетания фразеологизированного типа, например: Можешь поселиться у меня, пока дом за мной (Фед.).

    Именная часть может быть выражена именем числительным или количественно-именным сочетанием . Например: Оно [здание] было в два этажа (Г.), Дважды два - четыре.


Самое обсуждаемое
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра "Какое время года?
Где пуп земли. Зачем человеку пупок. Смотреть что такое Где пуп земли. Зачем человеку пупок. Смотреть что такое "Пуп земли" в других словарях
Главные герои произведения маугли Главные герои произведения маугли


top