Имя существительное. Части речи. Имя существительное Именительный кто? что

 Имя существительное. Части речи. Имя существительное Именительный кто? что

Имя существительное как часть речи

Урок русского языка в 5 классе


Проверьте себя!

Словарный диктант

Б а ндероль, бут е рброд, в и негрет, в е рмишель, йо гурт, за в трак, к о рзина, крыж о вник, м о рковь, к о тлета, буль о н, м а кароны, п е льмени, б иф штекс, кренд е ль, в е тчина, в и н о град, ингр е д и ент, к а ртофель, к о пч ё ность


Тема урока

«Имя существительное как часть речи»


Знаменательные части речи

Существительное

Прилагательное

Числительное

Местоимение


Служебные части речи

В русском языке на каждые 100 слов, приходится 40 имён существительных


Морфология (от греч.«morphe форма»,

lоgos « учение, наука»)

Морфология - раздел науки о языке,

в котором слово изучается как часть речи


Имя существительное

Одушевлённое Неодушевлённое


Проверь себя

Имя существительное -

Обозначает –

В предложении бывает –

Изменяется по -

часть речи

подлежащим,

дополнением и обстоятельством

падежам, родам, числам


Одушевлённые существительные

Названия шахматных фигур

Фантастических существ:

русалка, леший, домовой, мертвец


Имена собственные и нарицательные

Имена собственные могут переходить в нарицательные:

город Пломбьер – мороженое пломбир

инженер Р. Дизель - дизель

архитектор Ф. Мансара – мансарда

изобретатель духовых инструментов А. Сакса – саксофон

город Тюль - тюль


Типы склонений имён существительных

Тип склонения

Примеры

1 м. р. - а , - я

ж. р. - а , - я

дедушк а , дяд я

бабушк а , семь я , арми я

2 м. р. -

ср. р. - о , - е

класс, камыш, гербарий

окн о , солнц е , удивлени е

3 ж. р. - ь

ноч ь , тен ь


Склонение существительных

Существительные имеют только множественное или единственное число:


Это интересно

Школьники Эстонии должны запомнить названия 14 падежей, а в Финляндии – 15 .В грамматике Венгрии целых 22 падежа. А вот в некоторых языках народов Дагестана свыше 50 падежей. В китайской грамматике нет никаких падежей.


Проверим себя

Падеж

Ед. ч.

Мн. ч.

Листва

Листвы

Сани

Листве

Саней

Листву

Саням

Сани

Листвой

(о) Листве

Санями

(о) Санях


Практическая исследовательская работа

Сделайте разбор каждого предложения, какую роль играет существительное дерево.

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко – зелёной кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Существительное может выступать в роли любого члена предложения


Наш урок подходит к концу

Не забудьте записать домашнее задание

1 слайд

2 слайд

Цели урока Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости. Учиться выделять в текстах, в учебном материале главное. Развивать устную речь (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).

3 слайд

А.Шибаев «Слова, слова, слова…» Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами,- И всё, что в памяти у нас,- Означено словами.

4 слайд

Доброта. Стираются лица и даты, Но все ж до последнего дня Мне помнить о тех, что когда – то Хоть чем – то согрели меня. Согрели своей плащ – п…латкой, Иль тихим шутливым сл…вцом, Иль чаем на столик… шатком, Иль попросту добрым лицом. Как праздник, как счастье, как чудо Идет Доброта по з…мле. И я про нее не забуду, Как я забываю о зле (Ю. Друнина) а о е е

5 слайд

Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?» Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет? Имя существительное сказало о себе так: «Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам???»

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

Ответить на вопросы, привести примеры Существительные могут обозначать людей и животных? Существительные могут обозначать географические названия? Существительные могут обозначать предмет признака? Существительные могут обозначать явления природы? Существительные могут обозначать события? Существительные могут обозначать качества человека? Существительные могут обозначать предмет действия? Существительные могут обозначать состояние человека?

12 слайд

Вывод: Существительное обозначает не только предмет. Гипотеза подтвердилась. Имена существительные – не только предметы. Существительные обозначают людей и животных, географические названия (Москва), явления природы (радуга, дождь), события (праздник, война), состояние человека (грусть, волнение), качества человека (смелость, доброта), предмет действия (бег, ходьба), предмет признака (желтизна, красота) .

13 слайд

14 слайд

Определи значение существительного. Упр № 441. Работа в парах. Найти в упражнении существительные, обозначающие Землю, ее недра, водную поверхность Космические тела и явления Растения Животных Явления природы Вещества Факты, события Океан, родник, низменность, водопад, предгорье, река, дорога Затмение солнца, заря, рассвет, Метель, ветер, иней, мороз Каникулы, олимпиада, праздник Черешня, пшеница, рожь Змея, крокодил Молоко, золото, железо,

15 слайд

Обоснуй ответ. Распределительное письмо. Упр. № 440 (записать слова в 3 столбика: 1 – сущ., 2 – прил., 3 – глагол). Образец: слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бега, бегу и т. д.), относится ко 2 склонению. По перечисленным признакам можно сделать вывод, что это имя существительное, действие обозначено как предмет.

Слайд 1

Имя существительное как часть речи
Парушкина Г.Н. МБОУ «Бородинская ООШ Омского муниципального района Омской области»

Слайд 2

Десятое февраля Классная работа

Слайд 3

Работа с текстом. Найти имена существительные и определить их роль в предложении. Я изловил в лесу у пенька ящерицу и принёс её домой. Жила она в большой широкой банке, куда я насыпал песку и камешков. Каждый день я переменял в банке дёрн и воду и пускал туда мух, жучков, личинок, червячков, улиток. Ящерица с жадностью их поедала, схватывала широким ртом. Особенно ей нравились белые капустные бабочки. (В.Бианки).

Слайд 4

Проверь себя! Я изловил в лесу у пенька ящерицу и принёс её домой. Жила она в большой широкой банке, куда я насыпал песку и камешков. Каждый день я переменял в банке дёрн и воду и пускал туда мух, жучков, личинок, червячков, улиток. Ящерица с жадностью их поедала, схватывала широким ртом. Особенно ей нравились белые капустные бабочки. (В.Бианки).

Слайд 5

Проверь себя!
В предложении у существительных своя функция: они играют роль подлежащего и второстепенных членов.

Слайд 6

Установите отличия существительных Небо, сосна, дуб, солнышко, гроза, осень, тополь. Осина, ясень, дерево. Котёнок, подарок, журнал, игрушка, малыш, журналистка, кукла, пенал, дневник, ученик, попугай, клетка, старушка. Листья, книги, ручка, ноты, программа, глагол, уроки, упражнения, классы, взгляд, рассказ, тетрадь. Им. собств. Мурка, Артём, девочка, Ванюшка, Волга, Москва, город, птица, Земля, бабушка.

Слайд 7

Проверь себя! РОД Небо, сосна, дуб, солнышко, гроза, осень, тополь. Осина, ясень, дерево ОДУШ.(жив. предм.) Котёнок, подарок, журнал, игрушка, малыш, журналистка, кукла, пенал, дневник, ученик, попугай, клетка, старушка. ЧИСЛО. Листья, книги, ручка, ноты, программа, глагол, уроки, упражнения, классы, взгляд, рассказ, тетрадь. Им. собств.Названия.Мурка, Артём, девочка, Ванюшка, Волга, Москва, город, птица, Земля, бабушка.

Слайд 8

Проверь себя!
Имена существительные различаем по родам, числам. Они могут называть предметы живой и неживой природы Они называют предметы собственным именем.

Слайд 9

Во время первого прослушивания подумайте над содержанием песни. Во время второго выпишите услышанные существительные. после третьего чтения устно восстановить текст песни по выписанным словам

Слайд 10

Один солдат на свете жил, Красивый и отважный, Но он игрушкой детской был. Ведь был солдат бумажный. Он переделать мир хотел, Чтоб был счастливым каждый. А почему? Да потому, Что был солдат бумажный. А он, судьбу свою кляня, Не тихой жизни жаждал И всё просил; «Огня! Огня!» Забыв, что он бумажный. Не доверяли вы ему Своих секретов важных. В огонь? Ну что ж! Иди! Идёшь? И он шагнул однажды. И там пропал он ни за грош, Ведь был солдат бумажный.

Слайд 11

Глупо ли погиб солдат? А, может быть, был великий смысл в его гибели? Или лучше выбрать «тихую жизнь»? Смелость, доброта, отвага, доблесть, бесстрашие, равнодушие, эгоизм, хитрость, глупость, жадность, храбрость, злоба, нежность, холодность.

Слайд 12

Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, общественным интересам.

Слайд 13

Ещё раз обратимся к тому, какими словами мы охарактеризовали бумажного солдата. Возвратимся к морфологии. Какую часть речи представляют слова на экране? «Имя существительное». А есть у имени существительного один секрет. И связан он со значением. В чём же секрет? И попробуем его разгадать. Существительное должно обозначать предмет, а слова смелость, храбрость, доброта и т.п. обозначают признаки героя. Есть существительные, которые обозначают признак как предмет.

Цель урока :

Контроль за степенью усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных по данному учебному материалу.

Задачи:

    Образовательная .
    Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, работа с наглядным и дидактическим материалами, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости.

    Развивающая .
    Обучать выделять в текстах, учебном материале главное.
    Обеспечить развитие устной речи обучающихся (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).

    Воспитательная .
    Осуществлять нравственное воспитание обучающихся, обеспечит в ходе урока понимание слов: гуманизм, патриотизм, товарищество, этические нормы поведения.

Ход урока

    Оргмомент

    Вступительное слово учителя.
    Зачитывается стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»:

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.

К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?

Вспомните определение этой части речи

    Работа с текстом. Текст записан на доске. Прочитать, вставить и объяснить пропущенные буквы. Определить общее значение существительных в тексте. Найти слова, которые не обозначают конкретных предметов, но отвечают на вопрос Что? и имеют значение предметности.

Доброта.

Стираются лица и даты ,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда – то

Хоть чем – то согрели меня.

Согрели своей плащ – п…латкой ,

Иль тихим шутливым сл…вцом ,

Иль чаем на столик… шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник , как счастье , как чудо

Идет Доброта по з…мле .

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле (Ю. Друнина)

    Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?»

    Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет?

Имя существительное сказало о себе так:

«Давно живу я в мире этом.

Даю названия предметам???»

    Гипотеза

Предполагаем, что имя существительное обозначает не только предметы.

    Ход исследования

    Проанализировать определения имени существительного

    Провести наблюдения в окружающем мире .

    Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи

    Анализ определений имени существительного

    Имя существительное - часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто»/«что» . Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения (Определение из Википедии)

    Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

( Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя )

    Вывод: В словаре Д.Э. Розенталя более точное определение, чем в учебнике и в Интернете.

    Ответить на вопросы, привести примеры

    Существительные могут обозначать людей и животных ?

    Существительные могут обозначать географические названия ?

    Существительные могут обозначать явления природы ?

    Существительные могут обозначать события ?

    Существительные могут обозначать качества человека ?

    Существительные могут обозначать предмет действия ?

    Существительные могут обозначать состояние человека ?

    Существительные могут обозначать предмет признака ?

    Вывод: Существительное обозначает не только предмет.

Гипотеза подтвердилась. Имена существительные – не только предметы.

Существительные обозначают людей и животных,

географические названия (Москва),

явления природы (радуга, дождь),

события (праздник, война),

состояние человека (грусть, волнение),

качества человека (смелость, доброта),

предмет действия (бег, ходьба),

предмет признака (желтизна, красота) .

    Определи значение существительного. Упр № 441. Работа в парах. Найти в упражнении существительные, обозначающие

    Землю, ее недра, водную поверхность

    Космические тела и явления

    Растения

    Животных

    Явления природы

    Вещества

    Факты, события

    Обоснуй ответ. Распределительное письмо.

Упр. № 440 (записать слова в 3 столбика: 1 – сущ., 2 – прил., 3 – глагол).

При проверке слова из первого столбика сопровождаются комментарием.

Образец: слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бега, бегу и т. д.), относится ко 2 склонению. По перечисленным признакам можно сделать вывод, что это имя существительное, действие обозначено как предмет.

    Подбери имя, определи признаки. Коллективная работа

К названным нарицательным именам существительным подберите собственные. Запишите в два столбика. Определи все признаки существительного

Город, река, деревня, озеро, журнал, собака, поэт, кошка, писатель, сказочник, книга, имя, фамилия, мультфильм, отчество, океан, государство, газета, передача.

Какие существительные относятся к нарицательным, а какие – к собственным?

Как они пишутся?

    Подведение итога

Что нового вы узнали сегодня об имени существительном?

    Домашнее задание.

Составить рассказ из 7-10 предложений, используя существительные: праздник, победа, память, подвиг, мужество, патриотизм

Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.


Самое обсуждаемое
Разработка урока Разработка урока "История создания и жанр романа М
Развитие Души и её парапсихических способностей (теория и практика) Развитие Души и её парапсихических способностей (теория и практика)
Античные философы о роли женщины в греческом обществе Особенности женской философии Античные философы о роли женщины в греческом обществе Особенности женской философии


top