Как обозначается звук е. Обозначение звука с помощью букв Е, Ё,Ю, Я. Какие звуки обозначаются на письме буквами е, ё, ю, я

Как обозначается звук е. Обозначение звука с помощью букв Е, Ё,Ю, Я. Какие звуки обозначаются на письме буквами е, ё, ю, я

Пищевые добавки (ПД) - вещества, намеренно добавляемые в продукты питания с целью улучшения производственного процесса, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида продукта или изменения органолептических свойств (вкус, цвет, запах).

Все пищевые добавки кодируются при помощи буквы «Е» и четырех- или трехзначного номера. Почему «Е»? Специалисты связывают это как со словом Европа, так и с аббревиатурами ЕС/ЕУ, а также со словами ebsbar/edible, что в переводе на русский (соответственно с немецкого и английского) означает «съедобный».

Согласно предложенной системе цифровой кодификации пищевых добавок, их классификация, в соответствии с назначением, выглядит следующим образом (основные группы):

Е100-Е182 - красители;

Е200-299 — консерванты;

Е300-399 — антиокислители (антиоксиданты);

Е400-499 — стабилизаторы консистенции, загустители, эмульгаторы;

Е450, Е1000 - эмульгаторы

Е500-599 - регуляторы кислотности и вещества против слеживания;

Е600-699 - усилители вкуса и аромата, ароматизаторы;

Е700-800 — запасные индексы для другой возможной информации;

Плюсы и минусы «Е»

  1. Увеличенные сроки хранения продуктов.
  2. Улучшение технологий производства или, как в некоторых случаях, единственная возможность производства.
  3. Улучшение вкуса и привлекательности товара, его консистенции.
  4. Данное вещество проверено на безопасность.
  5. Для данного вещества установлены критерии чистоты, необходимые для достижения определенного уровня качества продуктов питания.

1. Применение ПД ставит вопрос об их безопасности. При этом учитываются ПДК (мг/кг) — предельно допустимая концентрация чужеродных веществ (в том числе добавок) в продуктах питания, ДСД (мг/кг массы тела) — допустимая суточная доза на среднюю величину массы тела — 60 кг. Например, предполагается, что среднестатистический человек питается копченостями реже, чем другими видами колбасных изделий, поэтому предельно допустимая концентрация нитратов в копченостях будет выше. Следовательно, при частом потреблении копченостей, легче суммарно превысить безопасную дозу.

2. Большинство пищевых добавок не имеет, как правило, пищевого значения, т. е. не является энергетическим или пластическим материалом для организма человека (из него нельзя что-то построить или получить энергию).

3. Пищевые добавки часто являются аллергенами.

4. Необходимо помнить и о том, что некоторые вещества обладают свойством кумулятивности, т.е. способностью накапливаться в организме и вызывать нежелательные явления.

Список вредных пищевых добавок

Код…воздействие Код воздействие

Е102……………О Е240……………Р

Е103……………З Е241……………П

Е104……………П Е242……………О

Е105……………З Е249……………Р

Е110……………О Е250-Е251……РД

Е110……………З Е252……………Р

Е120……………О Е270……………О

Е121……………З Е280-283………Р

Е122……………П Е310-Е312……С

Е123………ОО,З Е320-Е321……Х

Е124……………О Е330……………Р

Е125……………З Е338-Е343……РЖ

Е126……………З Е400-Е405………О

Е127……………О Е450-Е454……РЖ

Е129……………О Е461-Е466……РЖ

Е130……………З Е477……………О

Е131……………Р Е501-Е502……О

Е141……………П Е503……………ОО

Е142……………Р Е510……………ОО

Е150……………П Е513……………ОО

Е151…………ВК Е527……………О

Е152……………З Е620……………РК

Е153……………Р Е626-Е635………РК

Е154………РК,РД Е636……………О

Е155……………О Е637……………О

Е160…………ВК Е907……………С

Е171……………П Е951…………ВК

Е173……………П Е952…………З

Е180……………О Е954…………Р

Е201……………О Е1105………ВК

Е210-Е219……Р

Е220-Е228……О

Е230……………Р

Е321-Е232……ВК

Е233……………О

Е239…………… ВК

Условные обозначения вредных воздействий:

О- опасный;

П - подозрительный;

РД - артериальное давление;

Р - канцерогенный;

ВК - вреден для кожи;

РК - кишечные расстройства;

Х - холестерин;

ОО - очень опасный;

РЖ - расстройство желудка;

З - запрещены

E250 (нитрит натрия) обычно применяют в колбасах, Хотя нитрит натрия и является общеядовитым токсичным веществом, но на практике его не запрещают, так как это «наименьшее зло», обеспечивающее товарный вид продукта и, следовательно, объём продаж (достаточно сравнить красный цвет магазинной колбасы с тёмно-коричневым цветом домашней колбасы).

Некоторые производители в маркетинговых целях не указывают ингредиенты с буквенным кодом E, заменяя это на название добавки, например, «глутамат натрия».

Часть добавок, ранее считавшихся безвредными (например, формальдегид E240 в шоколадных батончиках или E121 в газированной воде), позднее были признаны слишком опасными и запрещены; кроме того, добавки, безвредные для одного человека, могут оказать сильное вредное воздействие на другого. Поэтому рекомендуется по возможности оградить от пищевых добавок детей, пожилых людей и аллергиков.

Гласный [е] в начале слова на письме обозначается буквой э (ср. это, экий - произносится [ётъ], [ёкъі]). Тот же гласный после согласных, кроме немногих заимствованных слов, где после твердого согласного пишется э, обозначается буквой е: сел, пел, бел, зеркало, шест, честь, дельта, пюре и т.

Д. Примеры единичного употребления буквы э после твердого согласного: пэр, мэр, сэр, в собственных именах: Тэн, Бэкон, Улан-Удэ.

В начале слова и после гласного сочетание обозначается

буквой е. Ср. Пел], Цёс’т’], [пліёл], , [с’]ел], [ф-с’эм’]ё] (ел, есть, поел, поесть, съел, в семье).

Гласный [е] употребляется чаще всего после мягких согласных. Под ударением после мягких согласных гласный [е] имеет два основных оттенка - так называемое открытое, широкое [е] и закрытое, узкое.

Рассмотрим раньше первый из этих оттенков, который можно назвать нормальным, встречающимся и в изолированном произношении, например в междометии э. Он употребляется также после мягкого согласного перед твердым или на конце слова. Например: лето, дело, сёла, сено, посев, лепка, бегал, на столе, на коне. Произносится: [л’ётъ], [д’ёлъ], [с’ёлъ], [с’ёнъ], [плс’ёф], [л’ёпкъ], [б’ёгъл], [нъ-стлл’ё], [нъ-клн’ё]. Перед

твердым и велярным [л] гласный [е] имеет к концу своей длительности более.заднее и напряженное образование: [с’ёлъ], [б’ёлъі], [т’ёлъ].

В положении перед мягким согласным гласный [е] после мягкого согласного (иначе - в положении между мягкими согласными) звучит закрыто, узко. Такой [е] обозначаем знаком [ё]. Например: весело, дерево, север, ветер, лестница, наместник, лезвие, зверь, песня, рея, тесть, фея, ей, ель, поесть. Произносится:

[в’ёт’эр], [л’ёс’н’ицъ], [нл- [п’ёс’н’ъ], [р’ёіъ], [т’ёс’т’],

[в’ёс’элъ], [д’ёр’эвъ], [с’ёв’эр], м’ёс’н’ик], [л’ёз’в’иіъ], [з’в’ёр’],

[ф’ёіъ], Пёі], П"ёл’], ,

Чтобы заметить различие между [е] и [ё], полезно произнести

подряд такие, например, пары слов, как [с’ел] и [с’ёл’э], [п’ел] и [п’ёл’э], [злл’ёс] и [злл’із’л’э], [с’в’ет] и [с’в’ёт’эт].

Гласный [е] употребляется также и в начале слова. При этом перед твердым согласным произносится его широкий, открытый оттенок, а перед мягким - узкий, закрытый. Ср. [ётът] и [Іт’и] (этот и эти), [ёкъвъ] и [ёк’их] (экого и эких), [еі], [ёхъ], [ёпъс], [ёп’икъ], [ёл’инг] (эй, эхо, эпос, эпика, эллинг). Также после гласных: [с’илуёт} и [л-с’илует’э] (силуэт но силуэте).

Различие между этими двумя разновидностями [е] заключается прежде всего в степени поднятия языка: при произнесении [е] открытого, или широкого, средняя часть спинки языка поднимается к нёбу в меньшей степени, чем при произнесении [е] закрытого, или узкого. В последнем случае язык поднимается выше, но не настолько, чтобы образовался звук [и]. Таким образом, когда произносят [е] закрытый, язык Поднимается выше, чем это нужно для [е] открытого, и ниже, чем нужно для [и]: [е] закрытый до своему образованию - звук, средний между [е] открытым и [и]. Другое отличие этих звуков заключается в том, что языковое тело при образовании [е] закрытого находится в более напряженном состоянии, чем при [е] открытом. С этим связано то, что [е] открытое представляет собой звук, неоднородный в своей длительности: в конечной своей части этот звук заметно более открытый, чем в начальной - более закрытой.

Звук [е] образуется в русском литературном языке со слабым [и] -образным приступом, а в конечный момент своей длительности он заключает в себе заметно более задний и открытый элемент; он представляет собой как бы [иеъ]. Так произносится, как уже было отмечено, [е] под ударением после мягкого согласного перед твердым: [с’ёр]ый, [с’н’ёк] (снег), а[р’ён]да, [т’ём] а (другие примеры см. выше). Близко к этому произносится [е] после мягких согласных на конце слова: в воде- [в-влд’ё].

Эта норма нередко нарушается представителями части русских говоров, знающих в положении после твердого согласного перед

мягким или на конце слова звук [е] закрытый: [ё], т. е. произносящих [л’ёт]о, [с’ёл], [н’ёт], на сто [л’ё] и т. д. Особенно часто она нарушается в русской речи ряда народов как Советского Союза, так и зарубежных. Так, например, в русской речи марийцев или коми можно часто услышать: [л’ёт]о, [с’ёл], [н’ёт], на сто [л’ё], [гд’ё], а также [д’ёл]о, [слв’ёт], [хл’ёп] (хлеб),

[т’ёкст], конс[п’ёкт], [т’ём]а и т. д. Во многих случаях образование звука [е] в этом положении в речи нерусских не имеет описанного выше неоднородного характера - более узкого в начале и более широкого в конце, не имеет характерного для правильного русского произношения [и] -образного начала: произносится звук, однородный в своей длительности. Это связано частью с неполной мягкостью предшествующего согласного, частью - с более высокой и энергичной артикуляцией гласного, связанной с особой напряженностью языкового тела, в то время как русское [е] является гласным ненапряженным.

После твердых согласных образование гласного [е] уже с начальной фазы является более задним - языковое тело заметно отодвигается назад (обозначим такое [е] знаком [э]). Эта ото- движка назад происходит после твердых шипящих [ж], [ш] и после [ц], а в части слов иноязычного происхождения - также после других согласных. Чтобы заметить эту отодвижку назад в образовании [е], полезно обратить внимание на произношение соответствующего гласного, например в словах тесто и шест: [т’ёстъ] и [шэст]. При этом перед твердыми согласными, а также на конце слова гласный [э] имеет.открытое образование, а перед мягкими согласными - более закрытое. Закрытый гласный [э] в конце своей длительности имеет более переднее и верхнее, образование, т. е. уклад языка, близкий к [и]: произносится как бы [эи] . Подвинутый вперед в своей конечной фазе гласный [э] (т. е. с [и] -образным окончанием) обозначим знаком [§]. Чтобы заметить различие между [э] и [э], полезно понаблюдать произношение гласного в таких случаях, как [шэст] и [шёс’т’], [жэст] и [ж§с’т’]([цзп] и [ц§п’].

Примеры на [з] после твердых шипящих и [ц]: женский, жертва, жемчуг, шедший, шенкель, ценный, цех, на ноже, в шалаше. Произносится: [жэнскъі], [жэртвъ], [жэмчук], [шэтшъі], [шэнк’эл’], [цэн:ъі], [цэх], [нъ-нлжэ], [ф-шълашэ]. После других согласных в словах иноязычного происхождения: тент, терция, дерби, секс, темп, тембр, безе, пюре. Произносится: [тэнт], [тэрцыіъ], [дэрб’и], [сэкс], [тэмп], [тэмбр], [б’езэ], [п’ урэ].

Примеры на [§] после твердых шипящих и [ц]: женин, женьшень, жерех, шелест, шельма. Произносится: [жін’ин],

[ж§н’шён’], [жёр’эх], [шёл’эст], [шёл’мъ]. После других согласных в словах иноязычного происхождения: дельта, теннис,

отель, сепия. Произносится: [д§л’тъ], (гён’ис), о [тЗл’], [сэп’иіъ].

Гласный [е] в нейтральном стиле произношения употребляется только в ударном слоге. В высоком стиле, а также в сценической речи, в пении он может употребляться также и в безударных слогах (см. выше, § 2.2).

Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.

Задачи урока:

  • создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и после гласного и звук [э] в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой е;
  • развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
  • расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование:

Учебник “Букварь” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева); схемы; карточки с вопросительными знаками; картинки; карточки с изображениями мимики человека; картина В.Д.Поленова “Заросший пруд”.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

– Вижу, что настроение у вас радостное, деловое.

Мы пришли учиться в школу,
Чтобы знать всё назубок.
Сядем мы за парту дружно,
Будем думать, рассуждать.
И читать нам тоже нужно,
Чтобы грамотными стать.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Начинаем урок обучения грамоте. А начнём его сегодня с игры “Дополни предложение” :

а) Звуки бывают… (гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
б) Звуки… (слышим), буквы… (пишем).
в) В слове столько слогов, сколько… (гласных).
г) Гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного… (а, о, у, ы).
д) Гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного… (и).

– Как отличить согласный звук от гласного? (Гласный можно пропеть, тянется, струя воздуха не встречает во рту преграды…).

(Чтение учителем стихотворения В.Берестова о гласных и согласных)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

– Соотнесите рисунки и схемы. (На доске оса и ели, ниже схемы слов)

Рисунок 1

(Дети выполняют задание: 1 чел. у доски, остальные – на месте).

– Какая схема соответствует слову оса? (Вторая, т.к. в слове оса 3 звука, 3 буквы…).

– У кого по-другому? (У всех должны быть одинаковые ответы).

– Какая схема соответствует слову ели? (Первая, т.к. в слове ели 3 звука, 3 буквы…).

– Другие мнения в классе есть? (4 звука, 3 буквы; 3 звука, 3 буквы).

3. Постановка учебной задачи.

– Почему задание мы выполняли одно и то же, а ответы разные? (Мы ещё не знакомились с буквой, с которой начинается слово ели).

– Произнесите слово ели по слогам. (Е -ли)

– Сколько слогов в слове ели?

– Произнесите с ударением. Какой слог ударный?

– Произнесите первый слог протяжно.

– Сколько слышим звуков? (Два)

– Какие? ([й’]и [э], дают им характеристику).

(Дети выставляют схему 1 слога, один учащийся у доски).

– Произнесите 2 слог. Из каких звуков он состоит?

(Дети выставляют схему 2 слога, один учащийся у доски).

– Обозначьте звуки в нашей схеме буквами.

– Что мы поставим под первым слогом? (Дети не могут ответить на вопрос).

– Два звука [й’] [э] на письме принято обозначать одной гласной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’] [э], а пишем одну букву е.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

– Сформулируйте тему нашего урока. (Буква е).

– Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы. (На доске опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов).

– Познакомиться с… звуком и с новой …;

– Учиться отличать новые … и …от других звуков и букв;

– Для чего мы изучаем букву е? (Чтобы уметь читать, писать слова с этими буквами).

– А ещё мы узнаем 3 работы, которые умеет выполнять буква е.

? Три вопроса – это три работы буквы е.
?
?

– Посмотрите на букву е и скажите, на что она похожа? (Предположения детей, учитель читает стихи).

Рисунок 2

1. На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква е зато осталась.

(Е.Тарлапан)

2. Ева гребнем причесалась –
В нём три зубчика осталось.

3. Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

(В. Степанов)

– Составьте букву е из пуговичек. Кто выложил, напечатайте её в тетради.

– Найдите букву е в кассе букв и слогов.

– Теперь мы можем написать первый слог? (Да)

– Где стоит буква е? (Вначале слова)

– Вернёмся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели? (4 звука, 3 буквы)

– Исправьте ошибку, если вы её допустили.

– На с. 102 Букваря есть схема – человечек буквы е. Давайте её завершим.

– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом. Эта буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [э] – гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).

Физкультминутка.

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!

– Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали? (Познакомились с буквой е и её звуками).

– А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой е слоги).

– На с.102 учебника прочитайте слоги с буквой е в 1 строчке.

– Какие слоги одновременно являются и словами? (ел, ем)

– Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – слова ел, 2 вариант – слова ем).

– Рассмотрите картинку и назовите действие, которое видите (воет).

Рисунок 3

– Произнесите протяжно слово воет . Сколько звуков слышите в этом слове? (5)

– А сколько в нём букв? (4)

– Почему так? (Буква е обозначает два звука)

– После какого звука следует е? (После гласного).

– Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).

(Аналогично проводится работа со словом роет)

Рисунок 4

– Составьте предложение с этими словами.

– О какой работе буквы е мы узнали? (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласной).

– Прочитайте слоги, записанные в 3 строчке. На что вы обратили внимание? (Перед е согласные мягкие, только звук [ш]– твёрдый).

– Какой вывод можно сделать? (Буква е обозначает мягкость предыдущего согласного).

– Это и есть вторая работа буквы е. (Открываю 2 карточку, где написано: е- показатель мягкости согласного на письме ).

– Какой гласный звук слышится в данных слияниях? (Звук [э] ).

– Звук [э] гласный или согласный? (Гласный)

– Какой сделаем вывод? (Если буква е стоит после согласного, то она обозначает звук [э]).

– Мы узнали 3 работу, которую выполняет буква е. (Переворачиваю карточку, где написано: буква е обозначает звук [э] после согласного).

– Назовите 3 работы, которые выполняет буква е.

– Можно ли назвать букву е особой, хитрой? Почему? (Может обозначать один или два звука).

5. Первичное закрепление.

– Прочитайте 1-й столбик слов. Что общего у этих слов? (Эти слова состоят из одного слога, буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного) .

– Прочитайте 2-ой, 3-ий, 4-ый столбики слов. Что у них общего? (Эти слова, кроме слова мел, состоят из двух слогов. Буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного).

– Какие слова различаются одним слогом? (Дева-дети).

– Прочитайте слова, которые состоят из 4 букв; из 5 букв.

– Прочитайте 5-ый и 6-ой столбики слов про себя. На что обратили внимание? (Буква е обозначает звук [э]. Согласный звук [ш] твёрдый ).

– Прочитайте однокоренные слова. (Шест, шесток).

– А шествие? Одинаковое ли значение у корня? (Нет разное).

– Назовите звуки в этом слове. Что заметили? (Буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного).

– Прочитайте 7-ой столбик слов, найдите ошибку и попробуйте объяснить её. (Чтение вслух). (Лишнее слово леска (тонкая нить на удочке). Это слово не является однокоренным).

– Найдите в словах суффиксы. Выделите их.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

а) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название текста, сделайте предположение, о чём будет текст.

– Рассмотрите иллюстрацию. Что ещё можно добавить к сказанному?

б) Работа с текстом во время чтения.

(После чтения 1-го предложения).

– В какой деревне есть пруд?

(После чтения 2-го предложения).

– Какое слово подсказывает нам, что пруд был небольшим? (Прудик, суффикс -ик придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение).

(После чтения 3-го предложения).

(После чтения 4-го предложения).

– Что растёт у пруда?

(После чтения 5-го предложения).

– Что растёт в пруду?

(После чтения 6-го предложения).

– Благодаря чему видны водоросли?

(После чтения 7-го предложения).

– Почему у рассказчика возникают такие чувства?

в) Работа с текстом после чтения.

– Можно ли сказать, что перед нами весь текст? (Нет начала текста).

– Как вы думаете, когда и кому это могло присниться?

– Соответствует ли заглавие тексту?

– Как озаглавили бы вы этот текст? (Работа с вариантами заглавий).

– Какое заглавие не подходит?

– Давайте рассмотрим картину известного русского художника В.Д.Поленова “Заросший пруд”. Что общего в этих двух произведениях? (Зелёный берег весь в цветах, лилии и кувшинки в пруду…)

Рисунок 5

– Какое у вас создалось настроение при виде картины?

– Если бы вы оказались в этих местах, что бы вам захотелось сделать? (Побегать по траве, посидеть, опустить ноги в воду…)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

буква е обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного.

– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, где буква е обозначает два звука [й’] [э], когда стоит после гласного.

– Сейчас поиграем в игру “Узнайте звук” (Хлопаем в ладоши 1 раз, если услышим звук [э] и 2 раза, если услышим два звука – [й’] [э]). Самая низкая школьная отметка. (Единица)

  • Зимой и летом одним цветом. (Ель)
  • Небольшой зверёк с ценным мехом. (Енот)
  • Как называется по-другому пища или её приём? (Еда)
  • Кто ездил на печи? (Емеля)
  • Эту сказку ты прочтёшь тихо, тихо, тихо…
    Жили-были серый ёж и его… (Ежиха)
  • Сизо-чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика)

    8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    – Что вы дома расскажите своим родителям о новой букве?

    – Где можно применить новые знания?

    – Что на уроке у вас хорошо получилось?

    – Над чем ещё надо поработать?

    – Какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали? На доске изображены ступеньки лестницы знаний. Поместите свои фигурки человека на ту ступеньку знаний, на которой вы сейчас находитесь.

    • 1 ступенька – пока испытываю трудности.
    • 2 ступенька – всё понятно.
    • 3 ступенька – хочу знать больше.

    Урок …

    Тема: Обозначение звука [й"] с помощью букв Я, Е, Ё, Ю

    Проектная группа: Кузина А.В., Ширяева Г.В.

    Консультант: Восторгова Е.В.

    Цель: Обнаружить новый способ обозначения звука [й’] c помощью букв Я, Е, Ё, Ю.

    Результат: Учащиеся должны прийти к выводу о том, что звук [й’] в позиции перед гласным нужно обозначать гласными буквами Я, Е, Ё, Ю.

    Вводный комментарий: На данном уроке дети впервые сталкиваются с позиционным характером обозначения звука [й’]. До настоящего момента учащиеся обозначали этот звук лишь буквой Й на конце слова или перед согласным звуком, т.е. в позиции НЕ ПЕРЕД ГЛАСНЫМ звуком. При этом, т.к. у учеников был только один способ обозначения звука [й’] (в обоих случаях с помощью буквы Й), позиции данного звука не анализировалась, в этом не было никакой необходимости. На предстоящем уроке ученики должны обнаружить, что звук [й’] может обозначаться разными способами – с помощью своей буквы Й (если данный звук находится не перед гласным) и с помощью гласных букв Я, Е, Ё, Ю (если данный звук находится перед гласным). Сложность этого урока состоит именно в противопоставлении указанных позиций и разных способов обозначения одного и того же звука. Данный урок чрезвычайно важен, т.к. на нем дети еще раз осознают важнейший принцип русской графики – позиционности.

    Проектируемый ход урока:

    Этапы

    Содержание

    Примечания

    1.Организационный момент.

    2. Постановочная часть.

    3. Решение проблемы

    У: Ребята, здравствуйте!

    Д: Здравствуйте! (хором, все поднимаются)

    У: Присаживайтесь, пожалуйста!

    Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать. И полученное слово соотнести с его звуковой моделью:

    Запевает соловей.

    В белый цвет оделся сад,

    Пчёлы первые летят

    Гром грохочет. Угадай,

    Что за месяц это?... (МАЙ)

    Освещает темноту,

    И сигналит кораблям:

    У детей могут возникнуть следующие варианты написания слова МАЯК: МАЙАК, МАЙЯК. Давайте поставим вопрос рядом с этим словом.

    У: Почему же мы написали слово МАЙ, МАЙКА одинаково, а слово МАЯК – по-разному?

    С каким звуком в слове маяк проблема? (с 3 звуком).

    Какой это звук? [й"]

    А мы разве раньше не умели обозначать звук [й"]? (умели)

    Какой буквой? (Й)

    Давайте, обратим внимание на слова МАЙ, МАЙКА. Может, сосед виноват?

    В слове МАЙ какой сосед справа? (нет гласного)

    В слове МАЙКА? (нет гласного). Хорошо!

    Давайте сделаем следующую запись у себя в тетради:

    А в слове МАЯК назовите соседа? (гласный). Верно! Получается следующая запись:

    Получается, что звук [й"] в этих словах занимает разную позицию, т.е. место. Как же все-таки правильно писать это слово? (МАЙАК, МАЙЯК, МАЯК)

    Но в русском языке принято только одно написание! Осталось только узнать, какое именно.

    Давайте откроем наши Буквари на странице 6 и посмотрим, как же там записано это слово:

    У: Что же особого в имени буквы Я? (она обозначает два звука [й"а])

    Верно! А сколько звуков в слове МАЯК (5)

    А букв? (4)

    Вывод: одна буква может обозначать два звука. Назовите работу буквы Я?

    У: А как вы думаете, есть ли еще в ленте буквы, которые обозначают 2 звука? (Е,Ё,Ю)

    Какую же работу выполняет буква Я? (обозначает 2 звука)

    В каком случае? (если сосед справа гласный)

    На доске:

    Учащиеся работают у себя в тетради, один ученик у доски

    Фронтальное обсуждение

    Учащиеся работают в тетради

    Анализ проекта и его реализации:

    Этапы 1-2. Организационный момент. Постановочная часть.

    На втором этапе учитель загадывает детям загадки, ребята называют слова и соотносят их с моделями на доске. По поводу первого слова между детьми разворачивается дискуссия о том, подходит ли слово май к определенной схеме. Т.к. дети отвечают с места, им нелегко убедить друг друга – конечно, было бы намного удобней, если бы учитель пригласил ребят к доске и попросил их прочитать слово по модели, непосредственно сравнивая произносимые звуки в слове и значки для звуков в словесной звуковой модели. После того, как нужная модель выбрана, дети записывают ее в тетрадь и обозначают каждый звук соответствующей буквой. С точки зрения организации работы это хорошо – дети не успевают устать от дискуссии и коллективная работа перемежается индивидуальной работой первоклассников.

    Слово маяк , как и предполагалось при проектировании, было записано детьми по-разному: МАЯК и МАЙАК. Учитель, как и было запланировано в проекте, перешел к анализу и фиксации двух разных позиций в записанных словах: перед гласным (в слове маяк ) и не перед гласным (в словах май, майка ). Однако, возникает впечатление, что учитель несколько поторопился обозначить проблематичность новой позиции – не все дети осознали обозначение звука [й’] перед гласным как проблему. Вместе с тем, один ребенок сразу предположил, что такая же ситуация возникает с буквами Ю, Е, Ё – они тоже могут обозначать звук [й’]. Жаль, что учитель не зафиксировал на доске это предположение в тот момент, когда оно возникло – ведь вторая часть урока была посвящена именно этому вопросу.

    При анализе позиций существенным недостатком работы было то, что не был развернут анализ работ букв в словах (дети не проводили стрелочек, обозначающих эти работы) – это бы существенно упростило восприятие детьми позиций и их противопоставление. На уроке же момент анализа и фиксации позиций выглядит несколько натянуто, как лекция. Т.к. не был развернут в полной мере звуко-буквенный анализ (не были проанализированы работы букв), акценты сместились: в большей степени на уроке речь шла о правильности или неправильности того или иного варианта написания слова маяк, а не о том, что в данном слове нам встретилась принципиально новая позиция, допускающая эти варианты. В сущности, надо было привести детей к выводу, что в каждом из вариантов написания (МАЯК и МАЙАК) звук [й’] обозначен – только по-разному. А уже затем можно было обратиться к учебнику,чтобы выяснить, как принято обозначать данный звук в этой ситуации. Кроме того, необходимо отметить, что на доске появилась очень неудачная схема: от буквы Я отходят две стрелочки к буквам Й и А, которые, конечно же символизируют звуки. Такая путаница звуков и букв затрудняет содержательный анализ на уроке.

    Этапы 3-4. Решение проблемы. Итог.

    Любопытно, что в проекте фактически не была разработана часть урока, связанная с обсуждением работы букв Е, Ё, Ю. Однако на уроке эта часть урока заняла значительное место.

    Ребенок, который сам в первой части урока предложил букву Я для обозначения звука [й’], на данном этапе урока вдруг написал в слове каюта буквы ЙУ. Это еще раз подтверждает, что новая позиция данного звука не стала главным объектом внимания детей. Вместе с тем, нельзя не отметить, что, разобрав несколько слов к концу урока, учащиеся все же разобрались в том, почему в новой позиции нужно использовать гласные буквы Я, Е, Ё и Ю.

    Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи:

    Этапы

    Содержание

    Примечания

    1.Организационный момент.

    2. Постановочная часть.

    3. Решение проблемы

    У: Ребята, здравствуйте!

    Д: Здравствуйте! (хором, все поднимаются)

    У: Присаживайтесь, пожалуйста!

    У: На доске висят 3 звуковые модели слов.

    Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать. И полученное слово соотнести с его звуковой моделью (чтобы доказать свою точку зрения ребенку необходимо выйти к доске и прочитать это слово по звуковой модели).

    Загадка №1: Зеленеет даль полей,

    Запевает соловей.

    В белый цвет оделся сад,

    Пчёлы первые летят

    Гром грохочет. Угадай,

    Что за месяц это?... (МАЙ)

    Учащиеся записывают у себя в тетради звуковую модель к слову - МАЙ, а затем учитель предлагает сделать и буквенную запись.

    Загадка №2: Что одевают люди под свитер, рубашку? (МАЙКА)

    Аналогичная работа проводится и с этим словом, сначала учащиеся составляют звуковую модель, затем обозначают звуки буквами.

    Загадка №3: Великан стоит в порту,

    Освещает темноту,

    И сигналит кораблям:

    «Заходите в гости к нам!» (МАЯК)

    Работа проводится аналогично предыдущим словам.

    (Если есть ошибки, обсуждаем с детьми).

    У детей могут возникнуть следующие варианты написания слова МАЯК: МАЙАК, МАЙЯК, и даже такой вариант как: МАЯАК (обращаем внимание на звуковую модель, и выясняем, что это избыточный вариант, необходимо выяснить, как работает каждая буква). Давайте поставим вопрос рядом с этим словом.


  • Самое обсуждаемое
    Словарь морфем С одним н
 пишется суффикс
 -ин
-
 в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница Словарь морфем С одним н пишется суффикс -ин - в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница
    Виды связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте
    Анализ японских свечей – сборник фигур разворота Анализ японских свечей – сборник фигур разворота


    top