Как перейти на надомное обучение в школе. Домашнее обучение в школе, что это такое и каковы законные основания. Школа мешает социализации детей

Как перейти на надомное обучение в школе. Домашнее обучение в школе, что это такое и каковы законные основания. Школа мешает социализации детей

29780

Начальное, основное общее и полное среднее образование дети получают в школе. Но по закону «Об образовании в РФ» родители имеют право перевести ребенка на домашнее обучение. Расскажем, как это сделать.

Ч. 1 п. 2 cт. 17 закона «Об образовании в РФ» перечисляет основания для перевода ребенка на домашнее обучение: семейные обстоятельства; медицинские показания (проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы).

Переход на домашнее обучение по семейным обстоятельствам

Закон не конкретизирует, что это за «семейные обстоятельства», из-за которых родители переводят ребенка на домашнее обучение. Это только решение родителей. Чтобы учить ребенка дома, нужно выполнить несколько шагов.

Шаг 1. Уведомляем региональные органы управления образованием (Министерство/Департамент/Отдел), что вы переводите ребенка на семейное обучение. Сделать это родители обязаны в соответствии со ст. 63 ч. 5 нового Федерального закона «Об образовании в РФ». Заявление подается в письменной форме в двух экземплярах. Закон позволяет подать уведомление лично или по почте.

Если уведомляете лично - на втором экземпляре в учреждении поставят печать и дату приема документа. Заявление носит уведомительный характер. Вы просто информируете соответствующий орган о своем выборе. Чтобы контролирующие органы не решили, что ребенок прогуливает школу. Орган управления образованием может лишь принять к сведению ваше решение. У чиновников нет права запретить, не разрешить или не одобрить выбор.

Шаг 2. Идем в школу.

В школе родители пишут заявление, что переводят ребенка на домашнее обучение и просят отчислить его из школы. Заявление пишется в свободной форме. В течение недели школа обязана отдать личное дело и медицинскую карту учащегося.

Директор школы не имеет права отказывать в отчислении ребенка из школы для домашнего обучения. Если школа отказывает в отчислении - требуем письменное объяснение от директора и жалуемся на него в органы образования.

После того, как ребенка отчислили из школы, родители составляют индивидуальный план обучения.С этого момента ответственность за образование ребенка лежит на родителях.

Кстати, раньше (до 2012 года, когда приняли действующий закон «Об образовании») родители подписывали договор со школой. В нем прописывали формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Школьника приглашали на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы. Теперь договор заключать не нужно. Те родители, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением.

«Семейник» приобретает статус «экстерна» - в школу он ходит только на промежуточные и итоговые аттестации. Минус - те, кто регулярно приходил в школу за бесплатными консультациями, могут об этом забыть. Какие предметы изучать - решает школа, а как их преподавать - решают родители. Школа в этот процесс не вмешивается и не проверяет. Родители сами определяют методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.

Учебники не обязательно покупать - в школе «семейнику» должны выдать бесплатные.

Ребенок пользуется и другими правами обычного школьника: может участвовать в олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой школы и т.п. До 9-го класса родитель имеет право вообще не отчитываться перед школой, чему и как учит ребенка.

Первый обязательный экзамен - ГИА в 9-м классе. Следующий - ЕГЭ в 11-м. Список школ, где ребенок будет сдавать эти экзамены (обязательную аттестацию), запросите в управлении образованием.

Из списка школ родители выбирают ту, где ребенок будет сдавать экзамены - и пишут заявление на имя директора. Как и уведомление, заявление необходимо сдать в канцелярию школы под расписку на втором экземпляре или отправить по почте ценным письмом первого класса с уведомлением о вручении и описью вложения.

После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации. Такую аттестацию ребенок проходит бесплатно. По желанию ребенка и родителя экзамены (промежуточную аттестацию) можно сдавать и раз в год.

Переход на домашнее обучение по медицинским показаниям

Учиться дома по медицинским показаниям закон разрешает детям:

- с хроническими заболеваниями;

- с затяжной болезнью;

- которые длительно лечатся амбулаторно.

Рекомендации перейти на домашнее обучение дает лечащий врач. Иногда родители принимают такое решение самостоятельно. Школа отпустит ребенка учиться дома на время болезни при наличии справки, оформленной через контрольно-экспертную комиссию (КЭК). Ее выдают в обычной поликлинике, к которой прикреплен ребенок.

Обязательно проверьте! На справке должна быть подпись врача, который выдал документ; врача, наблюдающего ребенка; заведующего детской поликлиникой; главного врача детской поликлиники. На документе ставится круглая печать поликлиники.

После того, как родители получили справку на руки, нужно идти в школу. На имя директора школы пишется заявление в свободной форме с просьбой перевести учащегося на домашнее обучение. К заявлению прикрепляется справка.

Максимальный срок обучения на дому - один год (учебный), минимальный - месяц (как правило, при травмах и операциях).

Ольга Сластухина

2017-11-10 14:23:02 Княжна Т.В.

Статья самое главное не огласила: в первом случае вы сами своими силами обучаете ребенка, а во втором учителя предоставляет школа за свой счет. По мед показаниям оказалось перевести ребенка не так уж и просто!Существует список из 60диагнозов с которыми переводят, с остальными- мимо. Хоть как ваш ребенок болеет, никого не волнует. Пусть ходит и зарабатывает с каждой болезнью себе диагноз посложнее.(Это очень печально, приходится много пропускать из-за затяжных болезней и потом наверстывать за свой счет. Все для людей, как всегда.

2017-10-31 16:35:53 Пуцко Марина Николаевна

Спасибо за информацию, очень полезна, т.к. нам вероятно придется забрать из школы внука первоклассника. Учится в школе №14, класс с экспериментальной программой "Гармония". Ребенок бегло читает, пересказывает, считает достаточно быстро примеры 2-го класса программы "Планета знаний". А вот программа "Гармония" с квадратиками и ноликами вводит его в ступор. Внук категорически не хочет ходить в школу, хотя до этой программы учился с большим удовольствием. За два месяца посещения школы не вынес и крупицы знаний. Наша семья в ужасе. Удивляемся, почему разрешили экспериментировать на наших детях без согласия родителей и калечить психику малолетних детей.

2017-09-07 14:09:04 Музыка В.А.

Наконец -то люди могут оторватся от тоталитаризма.Хватит делать наших детей общестатистической массой.Загнали этими новыми стандартами образования людей тупик.Надели шоры на глаза и думают прокатит.НЕТ! Господа.Наши дети то-же имеют право на свободную жизнь, а не только Ваши МАжоры.Ещё посмотрим - кто из кого вырастет.СПАСИБО Справедливой РОССИИ.!От всей души, желаю им удачи.Хотелось -бы сказать нам удачи,но я к сожалению ни член этой партии.

Сперва нужно разобраться с терминологией и понять, . Например, надомное и семейное образование - это разные вещи. Здесь мы поговорим о семейном, чтобы ответить на главные вопросы, которые возникают у родителей, которые понимают, что обычная школа их детям не подходит.

1. Можно ли по собственному желанию перевести ребёнка на семейное обучение?

Только так это и делается. Чем младше ребёнок, тем больше в этом собственного желания родителя, чем старше - тем больше это его выбор.

Если говорить конкретно, то согласно ст.17 действующего Закона «Об образовании» есть несколько путей обучения: в школе очно (т.е. как большинство ребят), не в школе (семейное образование), в школе очно-заочно или заочно (как серьёзные дети-спортсмены, например). Для выбора формы образования не нужно ничьих разрешений и одобрений, только взвешенное и осознанное решение семьи.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

2. В каких случаях это целесообразно?

Каждая семья приходит к решению своим путём. Общий ответ, пожалуй, звучит так: когда цели семьи и школы настолько расходятся, что мирно взаимодействовать уже никак нельзя. Сложно привести примеры, поскольку всегда найдётся человек, который сочтёт их неубедительными - дескать, это не повод уходить из школы, можно потерпеть.

Скажу в общих чертах: одни хотят больше времени проводить с семьёй, другим важно более гибко выстраивать свою образовательную программу вне школы (утром - фигурное катание, днём - театральная студия, вечером - курсы испанского), третьи поняли, что качество образования в массовой школе никуда не годится, и, если попробовать самим, хуже уже не будет.

3. К кому обращаться, когда решение назрело?

Согласно пункту 5 статьи 63 Закона «Об образовании» о переходе ребенка на семейную форму получения образования, нужно проинформировать либо городское управление образования, либо орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания. Кого именно информировать, зависит от размеров вашего населённого пункта. Для начала нужно позвонить в орган управления образования, а там направят.

5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учёт детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

4. Могут ли не разрешить перевод на семейное обучение?

Постановка вопроса неверна в корне. Родители не спрашивают разрешения, они информируют о своём решении органы местного самоуправления. Поэтому не разрешить не могут.

5. Остаётся ли ребёнок «прикреплённым» к конкретной школе?

Учителя обязаны приходить к тем детям, которые постоянно учатся в школе, где эти учителя работают - если в силу каких-то причин (например, по болезни) дети не могут посещать занятия. Если же родители выбрали семейное образование, учителя ничего семье не должны и приходить не будут.

Вопрос с «прикреплением» встаёт только в связи с прохождением аттестации. Для этого действительно нужно прийти к директору заранее, познакомиться и рассказать о ваших планах аттестоваться в этой школе. Накануне экзаменов директор своим приказом зачислит ребёнка в школу на период сдачи промежуточной аттестации, а после прохождения отчислит.

Ребёнка можно не прикреплять до момента аттестации, сегодня это ГИА после 9 класса. Но всё-таки большинство родителей организует экзамены раньше, например, после каждого года обучения или после 4 класса. Но далеко не все обращаются для этого в ближайшие школы. Среди «семейников» очень популярны онлайн-контакты со школами. В интернете есть предложения школ, которые могут принять у вашего ребёнка экзамены за плату.

6. В каком возрасте можно перейти на семейное обучение?

Теоретически в любом, при этом нужно понимать, что решение не с возрастом связано, а с теми задачами развития и организации жизни ребёнка, которые становится слишком трудно решать, посещая школу.

Также существует риск, что, «прожив» несколько лет в школе, ребёнок не сможет понять, зачем и как можно жить без школы.

7. Нужно ли писать контрольные?

Обязательно нужны только те работы, которые вы обговорили с вашим центром аттестации. А уж что это именно, ближайшая школа или экстерн-офис в Новосибирске, - не важно. Однако писать контрольные для самопроверки, безусловно, полезно. Хотя и не обязательно.

8. Нужно ли отчитываться по квалификации нанятых учителей?

Момент ответственности родителей возникнет в период аттестации. Если ребёнок аттестацию проходит на отметки «3» и выше - всё отлично, и никого не волнует, как именно вы этого добились.

9. Как сдавать ЕГЭ?

Единый государственный экзамен - это форма прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА). Как и при любой аттестации, ребёнку нужно заблаговременно выбрать предметы и написать заявление в ближайшей школе.

Если у вас остались вопросы, вот ещё несколько материалов Newtonew, посвящённых альтернативному образованию: , .

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически - это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого из них, раскроем преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность - учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не являетсяформой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное, иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба - не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  1. Это полноценная форма получения образования.
  2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы - от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  3. Доступно всем.
  4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  1. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  2. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение - форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают, потому что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

Онлайн-школа «Фоксфорд» - помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождает интерактивное домашние задание и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

В большинстве случаев дети в возрасте от семи до 17-ти лет получают начальное, основное общее, а также среднее образование, посещая школу. Форма образования, при которой ребенку не нужно посещать школу, является формой домашнего или индивидуального обучения. Такая возможность появилась благодаря Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года, которым надомное обучение регламентируется до настоящего момента.

Существует две ситуации, в которых допускается обучение детей на дому. В первую очередь - по медицинским показаниям, если ребенок не в состоянии находиться в школе по причине слабого здоровья. Во-вторых, по решению родителей ребенка. Сегодня многие родители оставляют ребенка дома, аргументируя это желанием и возможностью самостоятельно организовать процесс учебы лучше, чем это делает школа.

Обучение на дому детей по медицинским показаниям

Учиться на дому могут дети, которые имеют такие проблемы со здоровьем, как хронические или затяжные заболевания, а также находящиеся на долгом лечении в амбулатории.

При наличии проблем со здоровьем домашнее обучение может посоветовать врач, который регулярно осматривает ребенка и контролирует состояние его здоровья, однако часто родители принимают такое решение самостоятельно. Надомное обучение станет возможным после того, как родители или опекуны ученика получат соответствующую справку, которая выдается контрольно-экспертной комиссией. От законных представителей школьника следует принять заявление на имя руководителя учебного учреждения вместе с соответствующей справкой.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Другие случаи, когда возможно организовать обучение детей на дому

Одна из форм получения индивидуального обучения на дому - семейное обучение. Перевести учащегося на семейную форму освоения школьной программы можно только с согласия Управления образования. Этот орган может принять положительное решение в таких ситуациях:

  • ребенок вынужден часто менять место жительства в связи с постоянными переездами родителей или опекунов;
  • ученик профессионально занимается спортом или другим видом деятельности;
  • учащийся в значительной мере опережает учебную программу;
  • ребенок часто бывает в разъездах – соревнования, конкурсы, смотры и т.д.

Право родителей или законных представителей ребенка обучать его в условиях семьи регламентировано ст. 63, п. 2 нового Закона «Об образовании».

В случае перевода ребенка на домашнюю форму образования выполняются следующие условия:

  • ученик закрепляется за определенным учреждением;
  • родители учат ребенка сами или нанимают репетиторов;
  • тестирования и экзамены ученик сдает в школе, за которой он закреплен.

Финансирование семейного обучения по желанию родителей осуществляется самостоятельно семьей учащегося. Обучение школьника могут проводить как сами родители, так и приглашенные репетиторы.

Особенности домашнего обучения: количество часов в неделю

Родители могут полностью перевести ребенка на домашнее обучение при обнаружении серьезных проблем со здоровьем, препятствующих посещению школы, или инвалидностью. Нормативно-правовым основанием получения индивидуального обучения на дому является Письмо Министерства образования РСФСР от 14.11.1988 года за № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

По закону в такой ситуации ребенку отводится определенное количество учебных часов в неделю, содержащееся в его индивидуальном образовательном плане:

  • 8 часов: с 1-го по 4-й классы;
  • 10 часов: с 5-го по 8-й классы;
  • 11 часов: в 9-м классе;
  • 12 часов: в 10-м и 11-м классах.

Такие нормативы устанавливаются запиской к учебному плану каждого учебного учреждения. Общее количество учебных занятий за 4 учебных года начальной школы не может составлять менее 2 900 часов и более 3 345 часов. Итоговое количество учебных занятий за 5 лет средней школы не может составлять менее 5 265 часов и более 6 020 часов

Для образовательного учреждения это значит, что в график учителей должно быть включено посещение такого ребенка на дому. Для каждого ребенка составляется индивидуальный учебный план, который должен согласуется с родителями и утверждается руководством школы. Услуги педагога будут бесплатными, тетради и книги предоставляются школой ученику на общих основаниях.

Существует вариант, при котором выполняется смешанное обучение ребенка: надомное и в школе. При улучшении самочувствия учащегося и возможности посещать школу, ребенок приходит на уроки и может дополнительно заниматься с учителем для получения необходимого количества знаний. При дефиците учебных часов и отставании от программы родители могут попросить дополнительные часы занятий. В том случае, если состояние здоровья учащегося ухудшается, педагоги вновь посещают его на дому.

Также существует дистанционное образование , которое, как правило, предоставляется детям с ограниченными возможностями здоровья или тем, кто живет слишком далеко от школы. Для того, чтобы ученик мог перейти на дистанционное обучение, его интеллект должен быть в сохранности, не должно быть противопоказаний к использованию монитора, а также должен быть интернет и программа с возможностью видео- и голосовой связи.

Регламентируется такая форма обучения письмом Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2009 года за номером 06-1254 «Рекомендации по организации дистанционного обучения». Школа предоставляет ребенку компьютер, подключают интернет, устанавливают все необходимые программы для обучения и связи, а также обслуживают технику в случае ее поломок.

Дистанционный вид обучения стал одним из самых востребованных на сегодняшний день. Он может комбинироваться с другими видами обучения, и организовывается областным центром дистанционного обучения. Учебной базой становится программа общеобразовательной школы.

Необходимая документация для обучения на дому по новому закону об образовании

Для обучения ребенка на дому по состоянию здоровья, родители или законные представители обязаны сделать справку о невозможности посещения школьником учебного заведения и написать заявление об изменении формы обучения на имя руководителя школы. Вся необходимая информация о том, какие медицинские показания являются основанием для надомного обучения, содержится в Письме Министерства просвещения РФ от 08.07.1980 года за №281 и Министерства здравоохранения от 28.07.1980 года за № 17-13-186.

Для получения медицинской справки родители получают рекомендации для осмотра ребенка на контрольно-экспертной комиссии. После обследования ученика ПМПК дает рекомендацию о необходимости надомного обучения и оформляет необходимый документ для предоставления в учебное заведение. В заключении прописывается диагноз, а также указывается рекомендуемая длительность надомного обучения. Минимальный срок домашнего обучения составляет один месяц, что рекомендуется при получении учениками травм или при операциях. Максимальный период, который может рекомендоваться для обучения на дому, – один учебный год.

После получения медицинской справки заполняется заявление. В нем излагается причина просьбы родителей или опекунов о переводе ученика на домашнее обучение. К заявлению обязательно прикладывается медицинскую справку.

Скачать образец заявления для перевода школьника на индивидуальное обучение на дому
Скачать в.docx

После получения этих документов образовательное учреждение не может отказать родителям в переводе ребенка на индивидуальное обучение. Однако необходимым условием является принадлежность общеобразовательного заведения к микрорайону, в котором фактически проживает ученик.

После приема документов руководство школы составляет индивидуальный учебный план. Учебный план в этом случае будет зависеть от:

  • психического и физического состояния ученика;
  • готовности ребенка к усвоению учебной программы и его успехов;
  • того, каким является учебный процесс – полностью домашним или смешанным (учеба и на дому, и в образовательном учреждении).

Основные отличия семейного обучения и обучения на дому

Важно знать, что эти виды получения образования совершенно разные и имеют ряд существенных отличий. Домашнее индивидуальное обучение – необходимость, а семейное – решение родителей и самого ученика.

Семейное обучение является формой получения образования вне стен школы, в то время как домашнее образование ребенка с ОВЗ – особый метод организации учебного процесса. Обучение на дому производится по итогам медицинской комиссии, а для того чтобы перевести ученика на семейную форму нужно получить разрешение соответствующих органов, как правило это Управление образованием. Разрешение может даваться в случае, если ребенок профессионально занимается спортом и любой другой деятельностью, часто бывает в разъездах, часто меняет место жительства по причине переезда родителей или усваивает программу, опережая сверстников.

В случае организации надомного обучения детей с ОВЗ они не исключаются из списков учеников общеобразовательной школы, а дети на семейном обучении выбывают из ОО и поступают в нее экстерном каждый раз, когда необходимо проходить аттестацию и сдавать экзамены.

Обучение детей с ОВЗ производится за счет государства: педагоги посещают ученика на дому. Если же ребенок перешел на семейное обучение, родители должны сами позаботиться и решить, как организовать обучение на дому. Если у ученика возникает академическая задолженность, он должен будет вернуться к обучению в школе. Родители могут получать компенсацию затрат на обучение ребенка, если на то дадут разрешение органы местного самоуправления.

Преимущества и недостатки обучения ребенка на дому

К недостаткам надомного обучения относится отсутствие коллектива, школьник лишается возможности получить навыки работы в команде, сотрудничества, не социализируется должным образом. У учащегося в такой ситуации отсутствует мотивация делать уроки каждый день, также не будет необходимых умений выступать на публике и доказывать свою точку зрения.

К основным преимуществам индивидуального обучения на дому относится возможность учителя корректировать содержание программы и способы преподнесения информации ученику. В этом случае педагог сможет контролировать и свои собственные действия, и действия ученика, а ребенок будет получать знания в комфортной для себя обстановке и в удобное время без лишних энергозатрат. Можно растянуть программу или же наоборот изучить материал нескольких классов за один год.

У ребенка появляется возможность углубленно заниматься интересующими его предметами. Учащийся привыкает рассчитывать только на свои знания. Родители или опекуны ученика могут контролировать процесс и корректировать учебную программу.


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top