Как проходит домашнее обучение ребенка с дцп. Инновационные методы обучения детей с отклонениями в развитии на примере детей с дцп. Отставание психического развития

Как проходит домашнее обучение ребенка с дцп. Инновационные методы обучения детей с отклонениями в развитии на примере детей с дцп. Отставание психического развития

Инклюзивное образование.

Латынь- include -заключаю, включаю, вовлекаю

Альтернатива такой системы - совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

ДЦП церебральный паралич когнитивный психологический

Создание специализированных школ обусловлено реальной потребностью - более тысячи детей в возрасте от 6 до 18 лет нуждающихся в особых условиях и методиках обучения.

Цель создания таких школ - восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовая адаптация и интеграция в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Основные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом специализированных школ для детей с ДЦП: изучение психофизических особенностей детей с детским церебральным параличом; изучение возможностей их бытовой, учебной и социальной адаптации, выявление трудностей и причин, их обуславливающих; разработка системы психолого-педагогической поддержки учащихся на разных возрастных этапах; содержание специальных занятий по коррекции нарушенных функций, обоснование вариативности форм учебно-воспитательного процесса; разработка специальных учебных планов, адаптирование программного материала по основным предметам.

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ, в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру: специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Главные задачи таких классов - обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индивидуальных возможностей. Ученик специальной школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения.

Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты.

Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения, имеющие разные причины и разную степень выраженности, детский церебральный паралич, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей). Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

Я ступень - начальное общее образование (4-5 лет);

Я ступень - основное общее образование (6 лет);

Я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года).

В первый класс (группу) принимают детей с 7 лет, однако допускается прием детей и старше этого возраста на 1-2 года. Количество детей в классе (группе) не более 10 человек. В школе вида установлен специальный двигательный режим. Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребенка, его речь и познавательную деятельность в целом. Но специалистам необходимо психологическое обеспечение компенсаторного обучения. Так следует отметить, что успешность обучения по этой системе возможна при выполнении ряда важных психолого-педагогических условий, одно из которых - наличие высокопрофессионального психологического обеспечения. Нельзя согласиться с мнением, что диагностика и отбор в классы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения должны производиться только психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК).

Заключение

Детские церебральные параличи - это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

Важно вовремя определить, диагностировать заболевание и как можно раньше начать лечение. Раннее лечение - один из залогов успеха в лечении детских церебральных параличей. Очень важно правильно организовать лечение детских церебральных параличей. Оно должно основываться на следующих принципах: раннее начало, этапность, преемственность и комплексность.

Вместе с тем должна проводиться необходимая коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность, боязливость и т.п. Необходимо формировать познавательную деятельность малыша, воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более, что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.

Понятие «школа» соединяет в себе несколько значений, — от неодушевленной разновидности строения до обозначения направления деятельности группы специалистов-единомышленников. Когда речь заходит об интеграции особого ребенка, то оказание поддержки, признание потенциала ребенка и удовлетворение его индивидуальных потребностей - дело, напрямую касающееся школы в любом из ее значений. И на сегодняшний день дело это - непростое. Претворяя в жизнь инклюзию, среднестатистическая школа проживает все свойственные ей проблемы в увеличенном объеме. Что мешает? Скажем сейчас только об одном: неготовность социума. Социологические исследования говорят о низком уровне контактов взрослых и детей с детьми-инвалидами, плохой осведомленности про общие причины и проблемы инвалидности. Распространены стереотипы про неоправданность совместного обучения, опасения ухудшения его качества.

КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему: «Особенности обучения детей с ДЦП»

Подготовила: Федотова А.З.

Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича - от 2 до 6 больных на 1000 детского населения. Примерно половина детей, страдающих ДЦП, умственно отсталые. Дети с нарушением функции опорно - двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. Дети, имеющие физические или психические заболевания, имеют право получать квалифицированную педагогическую помощь на дому.

Хорошо построенная и тщательно разработанная программа надомного обучения должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи.

Все свои занятия с больным ребенком я провожу с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строю на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии. Усвоение учебного материала параллельно формирует коммуникативные качества, обогащает эмоциональный опыт, активизирует мышление, формирует личностную ориентацию. Психологическое состояние ребенка в конкретный момент является причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

Игровые ситуации;

Дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Я постоянно слежу за осанкой ребенка, правильным положением конечностей. При возникновении нежелательных патологических двигательных реакций способствую их преодолению путем пассивно-активных вмешательств. Каждую встречу я начинаю с пассивной гимнастики, которая способствует выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормозит содружественные реакции, предупреждает развитие контрактур и деформаций, стимулирует выработку изолированных движений. Пассивные движения повторяю многократно, фиксируя внимание ребенка на их выполнении.

Как только ребенок научится выполнять хотя бы часть движений, я перехожу к пассивно-активной гимнастике.

Пассивные упражнения кистей и пальцев рук:

    Делаю поглаживающие, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию.

    Похлопываю, перетираю кончики пальцев, а также области между основаниями пальцев.

    Поглаживаю и похлопываю тыльную поверхность кистей и рук (от пальцев до локтя).

    Похлопываю кистью ребенка по своей руке, по мягкой и жесткой поверхности.

    Вращаю пальцами ребенка, отдельно каждым.

    Делаю круговые повороты кистью ребенка.

    Произвожу отведение-приведение кисти вправо-влево.

    Поочередное разгибаю пальцы кисти, а затем сгибаю пальцы (большой палец располагается сверху).

    Делаю массаж с использованием различных массажеров.

    Противопоставляю большой пальца остальным (колечки из пальцев). Использую упражнения: сдавливание мягких игрушек большим и указательным пальцами, раздвигание ножниц, рукопожатие, игры с куклами, одевающимися на пальцы.

    Противопоставляю (соединяю) ладони и пальцы обеих рук.

Также, формирую функцию хватания, разжимания кисти, перекладывания предмета из одной руки в другую. Для стимуляции изолированных движений указательного пальца использую следующие упражнения: надавливание пальцем на пластилиновые шарики, рисование пальчиковыми красками.

На всех уроках я использую стимулы различной модальности – зрительной, слуховой, тактильной и использую эту стимуляцию длительное время. Сочетаю стимулы различной модальности (музыки, цвета, запахов),что оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, укрепляющее, расслабляющее, успокаивающее. Таким образом, решаются разные задачи:

Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации.

Формирование представлений о цвете, форме и величине (используются разноцветные стаканчики, подушечки, мячики, тарелочки, коробочки и т.д).

Развитие тактильной чувствительности (вкладывание предметов в ладони ребенка).

Уроки проводятся в игровой форме. Особенности развития мышления у детей с умственной отсталостью, делают необходимым применение разнообразного наглядного материала. На уроках обучения грамоте я применяю приемы, исключающие необходимость письма, - использую разрезную азбуку, предметные картинки, лото, магнитную доску, пазлы, опорно-мнемонические таблицы.

Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдаю за ребенком, стараюсь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки. Стараюсь быть последовательной. Двигаюсь от простого к сложному, от одного навыка к другому. Ежедневно вношу новые элементы в свой урок. Стараюсь чаще хвалить и поощрять ребенка.

Больной ребенок живет в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребенка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого, доходящего до шепота.

Расписание посещений учителем ребенка согласовывается с родителями, при этом учитываются все факторы и особенности режима дня. Чаще всего это вторая половина дня, так как утренние процедуры, лечебный массаж, подготовка к занятиям занимают всю первую половину дня.

Только при создании благоприятных условий воспитания и обучения можно добиться положительной динамики развития ребенка с ДЦП.

Список используемой литературы

1. Детский церебральный паралич Хрестоматия /составители Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук. - СПб., «Дидактика Плюс», 2003.

2. Журнал «Начальная школа» N 38, 2003 г.

3. Основы специальной психологии под ред. Л.В. Кузнецовой 3-е изд. М.: «Академия»,2006

4. Специальная психология под ред. В.И. Лубовского - 2-е изд. Испр. - М.: 4.

5. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. М.:

Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни. Время воздействия вредоносных факторов определяет картину болезни в большей степени


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

КАФЕДРА РОМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Основы специальной педагогики и психологии»

на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С ДЦП»

Выполнил a студентка

3 курса, группы ФЯ-31,

Гусева Е.А.

Научный руководитель

Камнева О.А.

АСТРАХАНЬ 2013

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….………3

  1. Понятие о ДЦП. Виды и формы ДЦП…………………….…...5

Выводы по первой главе………………………………….……...........11

2.1. Инновационные методы обучения детей……………..……….13

2.2. Инновационные методы обучения детей с ДЦП….…..………20

Выводы по второй главе……………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования не вызывает сомнений. Рост заболеваемости детским церебральным параличом, один из наиболее инвалидизирующих заболеваний психоневрологического профиля. Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, клиницистов. В системе образования создана сеть специальных дошкольных и школьных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации этих детей с учетом специфики их заболевания. Однако, следует отметить, что многие образовательные до сих пор используют традиционные методы обучения детей с аномалией ДЦП, такие как, трудотерапия, библиотерапия, глинотерпия, музокотерпия и пр. Но, не стоит забывать, что наука не стоит на месте. В последнее десятилетие появляются новые формы и методы обучения (арт-терапия, игротерапия, лекотека, дататека, сказкотерапия, гидрокенезотерапия, биологическая обратная связь и пр), которые, к сожалению, не достаточно распространены в нашей стране. Это свидетельствует о том, что проблеме лечения детского церебрального паралича и обучения детей с ДЦП нужно уделять более пристальное внимание.

Объектом данного исследования являются инновационные методы обучения детей с ДЦП.

Целью работы является изучение инновационных методов обучения детей с отклонениями в развитии на примере детей с ДЦП.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть аномалию ДЦП в рамках специальной психологии.
  2. Изучить инновационные методы обучения детей.
  3. Проанализировать и изучить инновационные методы обучения детей с отклонениями в развитии на примере детей с ДЦП.

Методы исследования:

Теоритические (методы обобщения, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования)

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть применены непосредственно на практике обучения детей с ДЦП, а также могут быть использованы в учебном процессе курса специальной психологии в профессиональной подготовке специалистов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА (ДЦП)

1.1. Понятие о ДЦП. Виды и формы ДЦП.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни. Время воздействия вредоносных факторов определяет картину болезни в большей степени, чем характер воздействующих факторов. Заболевание сопровождается не только собственно грубыми двигательными нарушениями, но и извращением программы нормального развития движений. (Никитина, 2007)

Этиологическими факторами заболевания являются: (Бадалян, 2003)

  • глубокая недоношенность и гидроцефалия;
  • пороки развития головного мозга;
  • кровоизлияния (интравентрикулярные и субэпидермальные, в мозжечок);
  • гипоксически-ишемические повреждения серого вещества;
  • перивентрикулярная лейкомаляция;
  • гипогликемические и тромбоэмболические повреждения (в т.ч. вторичные васкулиты при инфекциях);
  • билирубиновая энцефалопатия;
  • гипоксия при дыхательных нарушениях (бронхолегочная дисплазия);
  • электролитные нарушения;
  • травматическое повреждение головного и спинного мозга (родовые травмы: преждевременные, стремительные, затянувшиеся роды, тугое обвитие пуповиной, асфиксия в родах, повреждение шейного отдела позвоночника в родах, наложение акушерских щипцов и т.д.);
  • внутриутробное инфицирование плода (токсоплазмоз, хламидиоз, уроплазмоз, вирус герпеса, краснухи и т.д.);
  • несовместимость резус фактора матери и плода с развитием ("резус-конфликт");
  • работа матери с токсическими агентами во время беременности (лакокрасочное производство, хлорсодержащие вещества и т.д.);
  • токсикозы беременности, инфекционные, эндокринные, хронические соматические заболевания (внутренних органов) матери;

Характерные для ДЦП двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. При ДЦП формируются устойчивые порочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформации опорно-двигатнльного аппарата (ОДА) и другие нарушения. Имеет место расстройство деятельности анализатора, что затрудняет нормальную адаптацию больных к окружающей среде. Типична повышенная эмоциональная возбудимость, инертность психики и т.п.

Профессор К. А. Семенова вывела наиболее совершенную, всеохватывающую классификацию форм ДЦП с учетом развития не только двигательной, но и интеллектуальной, психоречевой и эмоциональной сфер:

  1. Двойная спастическая гемиплегия (выражены все тонические рефлексы с ригидностью мышц).
  2. Спастическая диплегия.
  3. Гемипарез.
  4. Гиперкинетическая форма с подформами:

а) двойной атетоз,

б) атетозный баллизм,

в) хориоатетозная форма,

г) хореический гиперкинез.

  1. Атонически-астатическая форма.

Форма ДЦП у ребенка определяется по наиболее ярко выраженной клинической картине заболевания, которую, как правило, дополняют сопутствующие синдромы.

Двойная гемиплегия (тетраплегия) – это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и в ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги. Основные клинические проявления двойной гемиплегии — преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Установочные выпрямительные рефлексы совсем или почти не развиты. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Функция рук практически не развивается. У всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой спастико-ригидной дизартрии (речь полностью отсутствует либо больной произносит отдельные звуки, слоги или слова) . Голосовые реакции скудные, часто недифференцированные. Речь может отсутствовать и в связи с тем, что у большинства детей (90%) отмечается выраженная умственная отсталость. Отсутствие мотивации к деятельности в значительной степени усугубляет тяжелые двигательные расстройства. Часто имеют место судороги (45 —60%) .

Спастическая диплегия - наиболее распространенная разновидность церебрального паралича, известная также под названием "болезнь Литтла". Поражает обе половины тела, причем в большей степени ноги, чем руки, манипуляционные возможности которых широко варьируются от выраженных парезов до легкой неловкости. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов, эквиноварусной или вальгусеной деформации стоп. У 30 - 40% детей выявляется патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха. Нарушения речи в виде задержки ее развития, псевдобульбарной дизартрии отмечаются у 70-80% больных. У 30-40% детей наблюдается снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностей менее благоприятный, чем при гемипарезе - лишь 20-25% больных ходят самостоятельно без подручных средств, 40-50% способны передвигаться с помощью различных опор или на коляске. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.

Гемиплегическая форма (спастическая гемиплегия, гемипарез) - характеризуется односторонним поражением конечностей. Рука обычно поражается больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Со временем формируется стойкая патологическая установка конечностей и туловища: приведение плеча, сгибание и пронация предплечья, сгибание и ульнарное отклонение кисти, приведение большого пальца руки, сколиоз позвоночного столба, перекос таза, эквиноварусная или вальгусная деформация стопы с укорочением пяточного (ахиллова) сухожилия. Паретичные конечности атрофируются, отстают в развитии, особенно при тяжелых формах поражения, рука обычно в большей степени, чем нога. Двигательные нарушения сочетаются с патологией черепных нервов — одно- или двусторонней атрофией зрительного нерва, гемианопсией, сходящимся косоглазием, слабостью мышц лица. Расстройства чувствительности проявляются обычно астереогнозом и нарушениями дискриминационной чувствительности: болевая, температурная и тактильная чувствительность нарушены реже. Степень умственной отсталости, выявляемой примерно у 40 % больных. Перцептивные расстройства осложняют процесс обучения даже при нормальном интеллекте: нарушено восприятие образцов, затруднены чтение, письмо, счет. Прогноз двигательного развития зависит от степени тяжести гемипареза, но в большинстве случаев при своевременно начатом и адекватном лечении он благоприятный. Практически все больные ходят самостоятельно. Возможность самообслуживания зависит от степени поражения руки, однако даже при выраженном ограничении ее функции, но сохранном интеллекте дети обучаются пользоваться ею.

Гиперкинетическая форма – при этой форме двигательные расстройства представлены гиперкинезами - атетозом, хореоатетозом, хореиформными движениями, торсионной дистонией. Гиперкинезы и мышечная дистония дестабилизируют позу. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. Произвольные движения дискоординированные, скачкообразные, размашистые. Гиперподвижность может быть причиной подвывихов тазобедренных, плечевых, челюстно-лицевых и других суставов. Стояние и ходьба формируются очень поздно и только в случаях, когда ноги поражены в меньшей степени, чем туловище и руки, а контроль головы и реакции равновесия достаточно развиты. Препятствовать стоянию и ходьбе могут сгибательные деформации в тазобедренных и коленных суставах, формирующиеся вследствие того, что большую часть времени больные проводят сидя. У большинства больных речь нарушена по типу экстрапирамидной дизартрии. В 60-73% случаев дети обучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, в особенности тонкая моторика, в значительной степени нарушены. В ряде случаев это делает невозможным процесс обучения. При умеренных двигательных расстройствах дети могут научиться писать, рисовать.

Атактическая форма (в раннем возрасте— гипотоническая форма) - в клинике атактической формы доминирует нарушение координации движений и равновесия. Однако на первом году жизни поражение проявляется лишь мышечной гипотонией и задержкой темпа возрастного психомоторного развития, и лишь по мере формирования статических и локомоторных функций, произвольной двигательной активности рук атаксия становится отчетливой. Функция удержания вертикальной позы в положениях сидя и стоя формируется с умеренной задержкой. К 2-3 годам дети начинают ходить. Мышечный тонус снижен. Атактическая форма церебрального паралича редко сопровождается патологией черепных нервов. Психическое развитие нередко задержано, хотя возможно и выраженное снижение интеллекта. Речевые нарушения проявляются умеренной задержкой развития и мозжечковой дизартрией. Прогноз двигательного развития и социальной адаптации у большинства больных благоприятный. Дети обучаются в специальных школах-интернатах или массовых школах и в дальнейшем осваивают профессии, не требующие тонкой дифференцировки движений рук.

Атонически-астатическая форма (в раннем возрасте - гипотоническая форма) – при этой форме двигательные расстройства проявляются в неспособности больного удерживать вертикальную позую. Контроль головы, функции сидения, стояния и ходьбы практически не развиваются (астазия, абазия) или формируются очень медленно. Позу сидя дети начинают удерживать только к полутора-двум годам, при этом она долго остается нестабильной, отмечаются качательные движения туловища. Захват предмета осуществляется с пронацией кисти, дисметрией, интенционным тремором. Развитие манипулятивной деятельности рук задерживаетсяна длительное время из-за низкого уровня мотивации и боязни потерять равновесие. Стояние и ходьба начинают формироваться в возрасте 4-8 лет. Вначале ребенок может стоять только короткое время при поддержке взрослых или у стены. Самостоятельно дети не ходят или начинают ходить после 7-9 лет. Походка неустойчивая, неритмичная. Голова и туловище совершают избыточные качательные движения. Дети часто падают. У 87—90% детей с атонически-астатической формой церебрального паралича отмечается выраженное снижение интеллекта, сочетающееся с негативизмом, малой эмоциональностью, агрессивностью. У 40—50 % больных наблюдаются судороги. Патология черепных нервов проявляется атрофией зрительных нервов, косоглазием, нистагмом. Прогноз в отношении двигательных возможностей и социальной адаптации неблагоприятный.

Наряду с перечисленными, в клинической практике встречаются смешанные формы ДЦП - случаи сочетания двух или более типов церебральных параличей — спастико-атактическую, спастико-гиперкинетическую и атактико-гиперкинетическую формы. Смешанные типы церебральных параличей формируются обычно в старшем возрасте на основе спастических, гиперкинетичсской, атактической или атонически-астатической форм.

В тяжелых случаях ДЦП ребенок редко доживает до 1-2 лет, погибая обычно от пневмонии. В среднем у 25% бальных отмечается значительное улучшение, у 50% лечение дает более или менее выраженное смягчение моторных дефектов, у 25% оно неэффективно. Важным прогностическим моментом является также степень интеллектуального дефекта.

Больные ДЦП, начавшие ходить до достижения 2 лет, чаще имеют нормальный или пограничный IQ. В целом, чем выраженнее двигательный дефект, тем грубее нарушения интеллекта; однако из этой тенденции наблюдаются исключения. Свыше 90% младенцев с ДЦП доживают до взрослых лет. Полностью обездвиженные дети с выраженной умственной отсталостью, поучающие питание через зонд, не доживают до 5-летнего возраста.

Выводы по первой главе:

В первой главе было изложены теоретические основы работы и описана аномалия ДЦП, ее структура, этиология и формы.

1. Детский церебральный паралич — тяжёлое заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами.

2. К основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам, в большей части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и другие. У некоторых детей наблюдается судорожный синдром.

3. Нарушения двигательных функций, приобретенных в первые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти поддаются функциональной корректировке.

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НОРМОЙ И ПАТОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ

2.1. Инновационные методы обучения детей.

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация» (лат. «innovation») – нововведение, изменение, обновление, связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового. В то же время господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание и распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления.

Специфика инноваций проявляется в следующем:

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  • использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;
  • внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.

В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие как, модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов и т.д.

Итак, целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

1. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению этих заданий. Модуль - целевой функциональный узел, в который объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Модульно-технологическое обучение позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

  • гарантированное достижение результатов обучения;
  • паритетное отношение учителя и учеников;
  • возможность работы в парах, в группах;
  • возможность общения с товарищами;
  • возможность выбора уровня обучения;
  • возможность работы в индивидуальном темпе;
  • раннее предъявление конечных результатов обучения;
  • «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Возможности модульной технологии обучения огромны, так как, благодаря ей, центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

2. ЭЛЕКТРОННО-ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Электронно-интерактивное обучение – образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (интернет и корпоративные сети).

Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и т.п. Для образовательных проектов актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы.

Средства и методы электронно-интерактивного обучения:

  • интерактивные ресурсы и материалы, электронные библиотеки;
  • обучающие материалы и курсы;
  • обсуждения в реальном режиме времени;
  • чаты и видеочаты;
  • электронная почта;
  • видеоконференции;
  • видеоконсультации и программные приложения совместного использования.

Инструменты электронно-интерактивного обучения:

  • веб - конференции;
  • онлайн - семинар;
  • вебинар.

Преимущества электронно-интерактивных форм обучения:

  • обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения;
  • сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объём самостоятельной работы;
  • обучающиеся приобретают навыки владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;
  • вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень достоверности;
  • актуальность и оперативность получаемой информации;
  • гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключиться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;

С уверенностью можно сказать, что интерактивное обучение это основа развития познавательной компетенции.

3. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания и системы знаний, но и самого пути получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности ученика и развитие творческих способностей. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создаёт проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения.

Этапы проблемного обучения:

  • информационные, не требующие творческой активности личности;
  • тренировочные, включающие повторение действия и контроля за успешностью выполнения.

Цикл действий для решения проблемы:

  • возникновение проблемной ситуации
  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы
  • проверка правильности решения проблемы
  • нахождение способов решений
  • доказательство гипотезы

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности.

4. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Дистанционное обучение – технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого, возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения;
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счёт применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т.д.;
  • создать единую образовательную среду.

Формы организации дистанционных занятий:

  • Чат-занятия – это учебные занятия с использованием чат- технологий.
  • Веб- занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и т.д.
  • Телеконференции – проводятся на основе списков рассылки с использованием электронной почты.

Преимушества:

  • гибкость;
  • модульность;
  • параллельность;
  • экономичность;
  • охват;
  • технологичность;
  • социальное равноправие;
  • интернациональность;
  • новая роль преподавателя.

Дистанционное образование занимает всё большую роль в модернизации образования, является одним из быстроразвивающихся направлений системы образования.

5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И МЕТОД ПРОЕКТОВ.

Развитие у обучающихся способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути её решения возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности. Исследование один из видов познавательной деятельности. Исследовательской деятельности присущи характеристики активной, объективной, логической, гуманистической, ориентирующей и интегрирующей познавательной деятельности учащихся. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Основное достоинство проектного метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся познавательной мотивированности, развитие социальных навыков учащихся в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта исследовательской творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Задачи проектной и исследовательской деятельности:

  • Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы. Систематизация знаний, знакомство с комплексом материалов заведомо выходящим за пределы школьной программы.
  • Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, использовать ИКТ при оформлении результатов проведённого исследования, публично представлять результаты исследования.
  • Воспитательная: создание продукта востребованного другими.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели. Практика проведения учебных исследований рассматривается как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей.

2.2. Инновационные методы обучения детей с ДЦП

Также как современное образование немыслимо без инновационных процессов, немыслимо без них и обучение детей с ДЦП. В настоящее время насчитывается около десятка современных методов обучения детей с патологией развития. К их числу можно отнести такие методы, как: игротерапия, лекотека, хоббитерапия, арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, пескотерапия, гарденотерапия, гидрокенезотерапия, дататека, биологическая обратная связь (БОС).

Рассмотрим подробнее вышеупомянутые методы обучения.

1. Игротерапия

Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Игровую терапию можно описать как опыт, чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и различные материалы, такие как песок, краска и вода. Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных нарушений, а также метод развития познавательной сферы у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.

Специалисты, работающие с детьми, имеющими проблемы в развитии (в частности с ДЦП), психологи, дефектологи, логопеды, психотерапевты и педагоги, уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе. Основная цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания через игру, проявить творческую и социальную активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» в игровом процессе, а также развивать мыслительные процессы, формировать активное воображение, произвольность памяти и внимания.

Исследования С.В. Григорьева показали, что хорошо зарекомендовали себя многие настольные игры, головоломки, занимательные задачи, которые могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с детьми. Всегда полезно значительное разнообразие игр, что дает возможность переключать внимание воспитанников от одной игры к другой в рамках отведенного на игровые занятия времени. Обычно игры подбираются так, чтобы обеспечивалась разносторонность игровых задач (например, игры на развитие мелкой моторики рук сочетаются с интеллектуальными играми-головоломками), чтобы у детей была возможность проявить себя как индивидуально, так и в небольших группах

Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребенка в дошкольном возрасте. Дети с ДЦП обнаруживают большую потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре. Поэтому особое значение в психокоррекции познавательных нарушений детей с ДЦП имеют игровые методы. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется личность в целом.

В настоящее время свое распространение получила новая форма дошкольного образования - лекотека . Лекотека подразумевает под собой индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом. Педагоги лекотеки помогают детям с нарушениями развития, формирования у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей и даже оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в форме игры.

Материальная база лекотеки должна включать в себя:

  • оборудование для развития общих движений
  • игрушки для развития движений рук и ручных навыков
  • игрушки для развития тактильного восприятия
  • игрушки и средства для развития зрительного восприятия
  • игрушки для развития слухового восприятия
  • игрушки для развития мышления
  • игрушки для развития речи и языка
  • средства для развития альтернативной коммуникации
  • игрушки для социально – эмоционального развития
  • материалы для изобразительного творчества
  • средства для музыкального развития
  • книги для детей
  • книги для родителей
  • фонотека
  • видеотека
  • выставка самодельных игрушек
  • компьютерные игры
  • специальное оборудование для детей с нарушением движений

2. Арт-терапия

Довольно мощным фактором для «запуска» двигательной деятельности может стать потребность ребенка в самовыражении, самоутверждении, для реализации которой дети широко используют творчество. Поэтому среди современных возможностей совершенствования реабилитационных технологий особое внимание уделяется арт-терапии.

Арт-терапия – это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам. При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства. Он имеет возможность самостоятельно выказывать свои чувства, потребности и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для полноценного развития и приспособления к окружающей среде (Киселева,2006) .

Основное внимание при проведении коррекционной арт-терапии отводится отношению ребенка к своей деятельности, своим рисункам, игре на музыкальных инструментах и т.п. Главная задача педагога направлена на развитие мотивации ребенка к деятельности, отбор приемов арт-терапии для лучшего формирования мотивационной сферы у детей с различными формами органического поражения нервной системы.

Арт-терапию, как методику коррекции, целесообразно использовать в комплексе функционально-системной медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Кроме того, арт-терапия позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохраненных функциональных систем.

Педагогическая коррекция с помощью арт-терапии у детей с ограниченными возможностями здоровья (клинико-синдромологическими формами органического поражения нервной системы) имеет свои особенности и определяет целесообразность учета общих и индивидуальных направлений и условий работы, а именно: возраста ребенка, степени зрелости всех функциональных систем, индивидуальных свойств его личности.

Общие направления и условия проведения арт-терапии похожи на другие методики педагогической коррекции, использующиеся в реабилитации детей с органическим поражением нервной системы. Педагог обязан:

  • осознавать и помнить о трудностях ребенка в реализации возможностей своих функциональных систем;
  • установить направления и задачи коррекционной работы по арт-терапии;
  • подобрать те виды арт-терапии, которые конкретный ребенок способен выполнить и получить результат;
  • дать возможность ребенку самостоятельно выбрать задание;
  • установить с пациентом доброжелательный двусторонний контакт;
  • регламентировать работу ребенка, что дает возможность повысить сосредоточение внимания.

Такие правила проведения коррекции и арт-терапии стимулируют познавательную активность ребенка, организуют его поведение, повышают самооценку.

3. Сказкотерапия

Одной из наиболее доступных технологиий для детей с ДЦП является сказкотерапия.

Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способностей. Погружение в сказку снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы. Сказки наполняют ребенка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло, и вместе с героями сказок ребенок приобретает уверенность в их и своей силе.

Сказкотерапия для данных групп детей является наиболее продуктивной в развитии адаптивных механизмов в окружающем мире.

Во время прослушивания сказки нервная система находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка собственных проблем ребенка, его внутренний мир восстанавливается и гармонизируется.

Целью коррекционной работы является развитие эмоциональной сферы.

К задачам данной терапии можно отнести следующее:

  • Снижение тревожности.
  • Развитие умения распознавать и передавать базовые эмоции.
  • Развитие вербальных и невербальных средств общения.
  • Развитие адаптивных механизмов к изменениям в социуме.
  • Развитие дружеских чувств.
  • Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, моторики).

Для решения этих задач используются дополнительные технологии: музыкотерапия, релаксация, арт-терапия, библиотерапия, театрализация, драматизация.

4. Гидрокинезотерапия

Важное значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде – гидрокинезотерапия . Гидрокинезотерапия – является современным методом лечения в бассейне с теплой водой для достижения более полного расслабления мышц под наблюдением и под руководством опытных методистов по лечебной физкультуре по индивидуально спланированным комплексам. Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период начального формирования активных движений. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей. Обычно лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными движениями. Эффективность гидрокинезотерапии — активного метода консервативного лечения — ограничивает лишь наблюдающееся у данной группы больных снижение интеллекта. (Дубровский, 2007)

Водолечение благодаря своей эффективности и доступности считается одним из наиболее часто используемых больными ДЦП методов физиотерапии. Вода является естественным биологическим раздражителем, с которым человек постоянно встречается в повседневной жизни. Ее высокая теплопроводность и теплоемкость, способность растворять важнейшие для организма органические и неорганические вещества и газы, а также некоторые другие физические свойства делают воду уникальной средой, через которую могут осуществляться разнонаправленные воздействия на организм.

В практике водолечения больных ДЦП наиболее часто используются ванны индиферентной температуры (35-37°С), существенно не отличающейся от внутренней температуры тела. При действии таких ванн на организм больного уменьшается количество импульсов, поступающих в центральную нервную систему. В результате тормозится активность коры головного мозга, что ведет к снижению мышечного тонуса, болевых ощущений и гиперкинезов.

При проведении водолечения используется игровой метод, который позволяет добиться хороших результатов у всех детей с ограниченными возможностями. Игровая деятельность формирует у детей познавательный интерес, характер, волю. Для коррекции мелкой моторики, координации движений применяются элементы спортивных игр (броски и ловля больших и малых мячей).

Сочетание закаливающего и игрового метода в воде позволяет решить следующие задачи по оказанию медико-социальной помощи детям с любой формой ДЦП: укрепление здоровья ребёнка, снижение спастики, развитие двигательных способностей, улучшение психо-эмоционального состояния, адаптация к ежедневным физическим нагрузкам.

Большое значение имеет общение ребёнка с ДЦП с другими детьми на фоне радостных эмоций во время проводимых занятий. Известно, что общение – главный источник психического развития ребёнка. Дефицит общения с окружающими, недостаток тепла, любви нарушают формирование личности ребёнка. Недостаточность социальных контактов, неспособность к общению проявляется во время процесса обучения детей, имеющих грубое недоразвитие когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Простота, доступность, естественность позволяет применять водолечение у детей в любое время года.

5. Биологическая обратная связь.

Сущность метода биологической обратной связи (БОС) заключается в организации тренировок активных движений с использованием зрительной и звуковой информации о выполняемом движении в режиме реального времени. Информация об усилиях переключается с проприоцептивного канала (глубокое мышечное чувство) на зрительный и слуховой анализаторы, обладающие большей осознаваемостью воспринимаемых сигналов. Ориентируясь на такую информацию, пациент получает возможность сознательно корректировать выполняемое движение. Метод получил теоретическое обоснование и развитие в трудах проф. О.В. Богданова и других отечественных и зарубежных авторов.

Ведущим является процесс ассоциации, основанный на формировании временной связи между изменениями регулируемой функции и предъявляемых сенсорных сигналов БОС. Произвольные двигательные акты могут характеризоваться особой сложностью. В их основе лежат не просто реакции на определенный сигнальный раздражитель, а стремление к удовлетворению потребностей (у человека и социальных потребностей) по определенной программе, составляемой в мозге на основании обширного афферентного синтеза всех тех сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма, которые поступают в мозг по различным чувствительным путям (зрительным, слуховым, тактильным, проприоцептивным и пр.), а также на основании использования аппаратов памяти, сохраняющих и воспроизводящих сведения о прошлом опыте.

Известно, что, приступая под влиянием определенных мотиваций к действию, человек обычно прогнозирует его результаты. В связи с этим П. К. Анохин (1898—1974) выдвинул гипотезу о существовании физиологического аппарата предвидения и оценки результатов действия, который формируется на основе предшествующего опыта, мотиваций и избранной программы предстоящего действия, а также текущего афферентного синтеза.

Совпадение или несовпадение прогнозируемых и реальных результатов действия оказывает влияние на характер сопутствующих действию эмоциональных реакций. При совпадении реальных результатов с прогнозом они обычно положительны, при несовпадении — отрицательны. Последнее обстоятельство является стимулом к занятиям лечебной физкультурой, включающими компьютерные игры, которые позволяют пациенту выполнять единичные или построенные на взаимодействии частей тела упражнений. Визуальный контроль на экране монитора за качеством выполняемых упражнений помогает планировать и направлять движения, а также предотвратить развитие моделей компенсаторных движений.

Выводы по второй главе:

  1. «Инновация» – нововведение, изменение, обновление, которая связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового.
    1. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
    2. Такие инновационные методы обучения детей с ДЦП как игротерапия, арт-терапия, лекотека, сказкотерапия, биологическая обратная связь, гидрокинезотерапия и др. являются важной частью обучения и реабилитации детей с патологией в развитии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детский церебральный паралич является одним из наиболее серьезных заболеваний психоневрологического профиля. Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, клиницистов.

Изучение структуры дефекта детей с ДЦП показало, что задержка в развитии ребенка начинается с первых недель жизни. Большая роль в отклонениях психомоторного развития детей принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Эти отклонения в основном обусловлены ограниченностью коммуникативных связей детей с ДЦП. Спонтанное развитие таких детей задерживается в темпе и патологически искажается по содержанию.

Именно своевременное и комплексное лечение и обучение детей с ДЦП имеет положительный характер.

Среди многообразия современных средств восстановительного лечения, абилитации и реабилитации больных с ДЦП все более устойчивые позиции занимают высокотехнологичные и инновационные методы, основанные на изучении патогенеза этого заболевания и на синхронном коррекционном воздействии на многочисленные его звенья. Можно надеяться на дальнейшее их развитие и широкое внедрение в практику. Не стоит забывать и о том, что каждый ребенок индивидуален в силу своих психических, психологических, физиологических возможностей и особенностей, особенно ребенок с ДЦП. Поэтому в процессе лечения и обучения детей с данным диагнозом следует осуществлять дифференцированный и комплексный подход.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими детским церебральным параличом. - Дефектология. №3, 2001
  2. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 2000.
  3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи / Л.О.Бадалян, Л.Т.Журба, - Киев, 2003
  4. Брязгунов, И. Детский церебральный паралич – Первое сентября, 2007
  5. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения». - №5, 1999
  6. Выготский Л.С. Психология развития человека – М.: Эксмо, 2006.
  7. Дубровский В.Я. Лечебный массаж. - ГЭОТАР-Медиа, 2005
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2002
  9. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – Спб.: Речь, 2006
  10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: МГУ, 2000.
  11. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. / И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. – М. Академия, 2001
  12. Левченко И.Ю. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с детским церебральным параличом. - Коррекционная педагогика, 2008.
  13. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 2001.
  14. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.
  15. Малашина, Н. А. Использование игр и упражнений в развитии ручных умений дошкольников с детским церебральным параличом (спастическая диплегия). - Коррекционная педагогика, 2007.
  16. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. - М.: Просвещение, 2007.
  17. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М.: Академия, 2001.
  18. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии – Компьютерра, 2002
  19. http://science.crimea.edu/zapiski/2012/biology_chemistry/uch_25_2b/08grabov.pdf
  20. Электронный ресурс [режим доступа]: http://www.lekoteka.ru/
  21. Электронный ресурс [режим доступа]: http://www.biosvyaz.com/

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

21313. Психологические проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии 16.03 KB
Психологические проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Интеграция как процесс обучения детей с проблемами в образовательных учреждениях общего типа в настоящее время находится в центре внимания. В указанном смысле интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Но оно оказывается невозможным для...
12548. ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 93.19 KB
Неправильное его строение неразвитость вялость мышц языка нижней челюсти мягкого неба губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения что влечет за собой проблемы в дальнейшем обучении детей с отклонениями в нервнопсихическом развитии их школьная и социальная адаптация во многом зависят от своевременности выявления нарушений в речевом развитии. На этом уровне происходит переход от активности мышц к активности легких гортани языка и т. Большинство ротовых артикуляций связано с...
1332. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КУНГУРСКОГО РАЙОНА) 39.93 KB
Объектом исследования данной курсовой служат дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Таких в России – несколько десятков миллионов. На территории города Кунгура и Кунгурского муниципального района на сегодняшний день насчитывается порядка 700 детей.
9708. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ОФОРМЛЕНИИ УВОЛЬНЕНИЯ РАБОТНИКА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» 71.13 KB
В жизни большинства людей наступает момент, когда приходится принимать решение об увольнении. Психологи говорят: «Если вы никогда не испытывали сложностей при увольнении - значит, вам повезло». Конечно, зачастую увольнение - это крайняя мера, когда человек не может решить накопившиеся проблемы другим способом. Тем не менее, не всегда это решение дается просто - люди увольняются по совершенно разным причинам. Однако, каковы бы ни были причины, сам процесс увольнения бывает достаточно болезненным. Часто сотрудники допускают ошибки, которые сильно затрудняют процесс ухода из компании.
18942. Реабилитации детей-инвалидов в отделении дневного пребывания (на примере Республиканского центра реабилитации детей с ограниченными возможностями «Идегел» республики Тыва) 63.62 KB
Именно поэтому решение проблем детей-инвалидов на сегодняшний день является одним из важнейших необходимых действий социальной политики государства социальных учреждений специалистов по социальной работе и общественных организаций. Создание условий для успешной социализации детей-инвалидов в современном обществе - это задача не только государственных и социальных учреждений но и общественных организаций. В России как и во всем мире наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. в органах социальной защиты населения состояло на...
21847. Роль взрослого в развитии игровой деятельности у детей дошкольного возраста 44.9 KB
Для овладения детьми умениями игры воспитатель или родители должны тоже участвовать в игре. А вот дома ребенка нужно попросить рассказать что он делал во что играл какие были правила игры понравилось ему это или нет. Для достижения цели нашего исследования перед нами были поставлены следующие задачи: - охарактеризовать игровую деятельность дошкольников; - рассмотреть сюжетно-ролевые игры для дошкольников; - определить роль взрослых в играх дошкольников; - провести эксперимент на определение важной роли взрослого в играх дошкольников....
11001. Роль педагога в развитии творческих способностей у детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности 101.81 KB
Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей в процессе игровой деятельности Развитие творческих способностей в процессе игровой деятельности у детей 79 лет как психолого-педагогическая проблема. Роль педагога в развитии творческих способностей у детей 79 лет в процессе игровой деятельности...
14771. ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ММД 9.86 KB
Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. И если физическое развитие и общая жизнедеятельность ребенка достаточно быстро нормализуются то нарушения и отклонения в работе мозга остаются еще надолго. Легкие нарушения в созревании и функционировании мозга могут вызываться очень широким кругом причин. Такое неблагоприятное состояние осложняющее рост развитие и деятельность мозга может продолжаться сколь угодно долго пока не будут устранены причины.
15537. Обучения счетной деятельности детей дошкольного возраста 48.63 KB
Психолого-педагогические основы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста. Возрастные особенности развития количественных представлений у детей дошкольного возраста. Этапы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста. Методические основы обучения счетной деятельности детей дошкольного возраста.
11005. Процесс обучения одаренных детей в младшем школьном возрасте 253.68 KB
Наблюдения свидетельствующие о том что умственные возможности людей неравны старо как мир. Также было замечено что различия их часто проявляются уже в детстве. Бытует мнение что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых в особом внимании и руководстве они сами пробьют себе дорогу. Но не следует забывать что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны и ранимы.

Лидия КОВАЛЕВА,учитель начальных классовсредней школы № 4,г. Краснознаменск,Московская областьМы с тобой говорим глазами...Надомное обучение детей с ДЦП

Мы с тобой говорим глазами, ведь глаза – это нить между нами.

Введение

Глава 1. Понятие и причины ДЦП.

Глава 2. Особенности надомного обучения детей с ДЦП.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича - от 2 до 6 больных на 1000 детского населения.

Среди больных ДЦП имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.

Дети с нарушением функции опорно - двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. В структуре заболеваемости детей от 0до14 лет данные болезни составляли в 1990 г. - 91,7 тыс. случаев (впервые установленный диагноз), в 1995 г. - 547 тысяч, а в 1999 г. - 720 тысяч случаев, а в 2007г. - 1570 тысяч случаев.

В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого - педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом. Это составляет 89% случаев от общего числа заболеваний опорно - двигательного аппарата.

Глава 1. Понятие и причины ДЦП.

Детский церебральный паралич тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.

Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

При ДЦП имеет место раннее, обычно внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Причины этих нарушений могут быть разными:

Различные хронические заболевания будущей матери;

Перенесенные матерью инфекционные, особенно вирусные заболевания, интоксикации;

Несовместимость матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;

Ушиба во время беременности и др.

Предрасполагающими факторами могут быть - недоношенность или переношенность плода.

В отдельных случаях причиной ДЦП могут быть:

Акушерский травматизм;

Затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток головного мозга ребенка в связи с недостатком кислорода;

Иногда ДЦП возникает после рождения в возрасте до одного года в результате инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспалением мозгового вещества), после тяжелых ушибов головы.

ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием.

Глава 2. Особенности надомного обучения детей с ДЦП.

Очень часто нарушения опорно - двигательного аппарата являются следствием детского церебрального паралича (ДЦП). Прежде чем обучать детей с таким диагнозом, учителю нужно знать, что же такое ДЦП.

ДЦП - заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела. Оно возникает в результате поражения мозга до рождения ребенка, во время родов или в младенческом возрасте. Поражается не весь мозг, а главным образом отделы, управляющие движением. Нарушенные функции мозга не восстанавливаются, но и не ухудшаются.

Примерно половина детей, страдающих ДЦП, умственно отсталые. Однако нельзя торопиться с выводами. Дети с последствиями ДЦП двигаются неуклюже - либо слишком медленно, либо слишком быстро. Их лица перекашиваются из - за слабости лицевых мышц или затруднения с глотанием, на них появляются гримасы. Поэтому ребенок, обладающий нормальным умственным развитием, может показаться умственно отсталым.

Такой ребенок нуждается в особой помощи при обучении. Ведь очень часто он понимает гораздо больше, чем может сказать или показать.

Благодаря интенсивным занятиям в дошкольном возрасте ребенок, достигший школьного возраста, оказывается вполне нормальным в умственном отношении и практически обучаемым.

Главными постулатами жизни больного ребенка должны быть:

Уверенность в себе и умение нравиться себе;

Умение общаться с другими людьми;

Навыки самообслуживания.

Дети, имеющие физические или психические заболевания, имеют право получать квалифицированную педагогическую помощь на дому.

Хорошо построенная и тщательно разработанная программа надомного обучения должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи.

Все занятия с больным ребенком имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии.

В процессе занятия с больным ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

Игровые ситуации;

Дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Развитие активного мышления идет двумя путями: от наглядно -действенного к наглядно - образному и логическому. Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, и это играет особую роль в познавательной деятельности ребенка.

Важным приемом осмысления новых фактов и явлений стало обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак - все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Все это обеспечивает союз разума и чувства.

По согласованию с Министерством здравоохранения на надомное обучение ученика начальной школы отводится 8 часов в неделю: по 2,5 часа на русский язык и математику, 2 часа - чтение и по 0,5 часа на историю и природоведение.

Расписание посещений учителем ребенка согласовывается с родителями, при этом учитываются все факторы и особенности режима дня. Чаще всего это вторая половина дня, так как утренние процедуры, лечебный массаж, подготовка к занятиям занимают всю первую половину дня.

Занятия с больным ребенком рекомендовано проводить в форме урока. Урок - это общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.

Учебные занятия целесообразно начать с урока чтения. В процессе работы над текстом устанавливается контакт с ребенком, идет установка рабочей атмосферы. Диалог учителя с учеником является как бы интеллектуальной разминкой, трамплином перед новым, более трудным испытанием. Но при построении диалогового урока необходимо помнить, что это «место встречи людей, думающих по - разному». Поэтому коррекция структурного построения ответа должна происходить ненавязчиво и очень тактично, не задевая самолюбия ребенка. Следует помнить, что больной ребенок очень раним, остро реагирует на критические замечания.

После урока чтения целесообразно перейти к уроку русского языка. У детей с диагнозом ДЦП, как правило, уроки русского языка не вызывают особых затруднений. Обладая хорошей памятью, они успешно усваивают правила, грамотно пишут. И основная трудность здесь заключается в том, что скорость письма у таких детей очень незначительна. «Непослушная» ручка в любой момент готова выпрыгнуть из слабых пальчиков. И здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальчиков, ведь «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим массажем являются, по мнению В.В. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

К трудным заданиям по русскому языку относится творческая работа, так как зачастую больной ребенок проводит все время в четырех стенах своей квартиры и ему трудно описать весенний день, зимние забавы, походы в лес. Поэтому темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации:

Моя любимая игрушка;

Описание дерева под окном;

Любимый человек.

Подробно составленный план, наводящие вопросы помогут ребенку при такой работе, но, как правило, на вопросы дети отвечают простыми предложениями, в них отсутствуют средства литературной выразительности, творческие работы получаются краткими и очень сжатыми. Хотя внутренний мир ребенка, больного ДЦП, как правило, богат. Такие дети с удовольствием рисуют, используя всю палитру красок, и этот положительный момент в работе следует использовать как минутки отдыха между основными уроками. Но особенно он эффективен на уроках естествознания. Выполнение заданий в виде рисунка на темы «Растения тундры», «Животные леса», а также работа с географическими картами дают положительные результаты, хорошие оценки и моральное удовлетворение от сделанной работы.


Самое обсуждаемое
Софья Палеолог: путь от последней византийской принцессы до великой московской княгини Курбский грозному о его бабке Софья Палеолог: путь от последней византийской принцессы до великой московской княгини Курбский грозному о его бабке
Китайские хакеры: война за мировое господство США и Великобритания обвинили РФ в масштабной кибератаке Китайские хакеры: война за мировое господство США и Великобритания обвинили РФ в масштабной кибератаке
Жена Хрущева Никиты: биография, история и интересные факты Хрущёв с женой Жена Хрущева Никиты: биография, история и интересные факты Хрущёв с женой


top