Как сделать в детском саду тропу здоровья. Мастер-класс «Тропа здоровья. Схема "Тропы здоровья"

Как сделать в детском саду тропу здоровья. Мастер-класс «Тропа здоровья. Схема

Подготовительная группа

Воспитатель Трофимова А.А.



«Забота о здоровье – это величайший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное и физическое развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский


  • Создание оптимальной двигательной среды с использованием природных факторов и нестандартного оборудования, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников ДОУ в летний период

Задачи проекта

  • Обеспечить двигательную активность дошкольников.
  • Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
  • Выявить уровень культуры здоровья детей, их потребности, функциональные возможности с учетом возрастных особенностей.

4. Спроектировать двигательную среду с целью воспитания культуры

здоровья у детей. Разработать план – схему площадки, смоделировать эскизы оборудования.

5. Осуществить комплексный подход к вопросу охраны и укрепления здоровья детей в летний период через формирование у них знаний, привычек и ценностей здорового образа жизни.

6. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.

7. Разносторонне и гармонично развивать детей в летний период.

8. Формировать у воспитанников, родителей, педагогов ответственность

за сохранение собственного здоровья.

9. Обобщить и распространить опыт работы по созданию и реализации

проекта «Тропа здоровья».


Этапы проекта «Тропа здоровья»

1. Постановка цели и задач.

2. Планирование работы, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3. Выполнение проекта.

4. Обобщение результатов работы, их анализ, выводы, составление рекомендаций, обобщение опыта работы для педагогов других учреждений.

В работе по данному проекту будут задействованы все участники образовательного процесса.


Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (аналитический) – поиск информационно-методических источников, создание творческой группы и проведение оргсовещаний по реализации долгосрочного проекта "Тропа здоровья".

май2017год

2. Организационный (информационно - методологический)– анализ психолого - педагогической литературы, поиск и приобретение различных материалов для «Тропы здоровья» и непосредственное ее строительство, в котором принимают участие сотрудники ДОУ, родители.

июнь 2017год

3. Практический (реализация намеченных планов)– апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.


«Тропа здоровья» делится на тематические блоки

1 . «Двигательная зона».

2. «Экологическая зона».

3. «Зона отдыха».


Блок «Двигательная зона»

Основные цели :

  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно – сосудистой и дыхательной систем;
  • повышение сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально – психического состояния детей;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни








Блок «Экологическая зона»

Цель:

  • воспитание осознанного отношения к своему здоровью через общение с природой;
  • воспитание навыков экологически грамотного и безопасного поведения.



Блок «Зона отдыха»

Цель

Формирование основ:

- личной безопасности и профилактики травматизма в летний период;

- гигиены труда и отдыха; питания и здоровья;

- эмоционально-положительного настроя;

- развитие познавательной сферы.












  • 1. Введение оптимального двигательного режима детей в летний период.
  • 2. 100%-ный охват летним отдыхом воспитанников детского сада.
  • 3. Снижение уровня заболеваемости детей в летний период.
  • 4. Положительная динамики ростовесовых показателей.
  • 5. Формирование правильной осанки, улучшение ее у детей с нарушением опорно - двигательного аппарата.
  • 6. Улучшение эмоционально - ­психического состояния дошкольников.
  • 7. Повышение компетентности педагогов и родителей в области
  • организации летнего отдыха детей.
  • 8. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья; овладение навыками самооздоровления.
  • 9. Разработка перспективных планов по проведению двигательной деятельности дошкольников на «Тропе здоровья» по всем возрастным группам.

Тропа здоровья на участке детского сада.

В течение 2013-2014 года в нашем детском саду был реализован прект «Детский сад –территория здоровья». Приоритетными направлениями в деятельности МК ДОУ Воронцовского детского сада являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.

В детском саду создана необходимая материально — техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами, оборудованы спортивный зал, спортивная площадка.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода.

Для укрепления здоровья детей в летний период в детском саду была создана «Тропа здоровья».

Это один из новых, но очень удобных здоровье-сберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процессе.

Длина дорожки 23 метра, состоит она из естественных, природных материалов и насыщена ярким цветовым эффектом, который привлекает вниманиеребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом и вызывает положительные эмоции. Тропа здоровья оборудована таким образом, чтобы детские босые ножки могли пройтись по разным на ощупь поверхностям, которые будут массировать ступни. Как известно, на ступнях человека расположено порядка шестидесяти активных зон, связанных с различными органами. Оказывая на них воздействие разной степени интенсивности, можно повысить иммунитет ребенка, энергетику, снять стресс и улучшить его общее психоэмоциональное состояние.

«Тропа здоровья»- это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье. Проходя по тропе задается динамический темп. При этом вовлекаясь в игру ребенок не остается равнодушным исполнителем физических упражнений. Он начинает лучше понимать возможности своего тела, а значит, относится к нему бережнее.

Правильно оформленная и оборудованная тропа здоровья в нашем детском саду помогает увлечь детей игрой в здоровье. А там и до самого здоровья рукой подать.

Основными целями организации тропы здоровья являются:

— профилактика плоскостопия;

— улучшение координации движения;

— улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

— повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям»

— улучшение эмоционально-психического состояния детей;

— приобщение детей к здоровому образу жизни.

Создавалась «Тропа здоровья» поэтапно.

На первом этапе была организована работа творческой группы, в состав которой вошли: заведующий ДОУ, старший воспитатель, руководитель по физическому воспитанию, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

— методика оздоровления детей с помощью «Тропы здоровья»;

— охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

— ландшафтный дизайн;

— режим функционирования «Тропы здоровья».

На втором этапе администрацией ДОУ были разработаны следующие документы: инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья», график работы специалистов в летний период, ежедневный план закаливающих мероприятий. Наряду с этим было решено ознакомить воспитанников с назначением тропы здоровья. Включить объект в план воспитательно — образовательной работы. По мере привыкания детей постепенно усложнять упражнения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Использовать тропу здоровья в ходе спортивных мероприятий и соревнований,организуемых в ДОУ летом.

Третий этап предусматривал поиск и приобретение материалов для «Тропы здоровья» и непосредственно ее строительство, в котором принимали участие творческая группа.

Созданная тропа здоровья длиной 23 метра и шириной 30см делится на участки по 140 см, которые имеют разное покрытие:

— ребристая доска;

Песчаную поверхность;

Окрашенные кирпичики;

Крупный гравий;

Массажный коврик;

Срезы пластиковых бутылок;

Солевая дорожка;

Пластмассовые пробки;

Мелкий гравий;

Сосновые шишки;

Дубовые желуди;

— поверхность с керамзитом;

Спилы деревьев;

Плескательный бассейн.

«Тропа здоровья» расположена в солнечной части спортивной площадки. Солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные свойства организма. Прогулка детей по разным участкам поверхности тропы здоровья обеспечивает последовательное воздействие на биологически- активные зоны подошвенной части стопы.

Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды.

Закаливание детей на тропе здоровья проводится в теплое время года как руководителем физического воспитания, так и воспитателями.

Достаточно длинная тропа здоровья позволяет выходить на нее целой группой. Дополнительно дети проходят по буму, лабиринт, деревянным спилам разной высоты.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, тропа здоровья задействуется максимально в течение дня. Во время прогулки босяком дети выполняют различные дыхательные и двигательные игры и упражнения.

Тропа здоровья используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми..

Итогом совместной работы творческой группы и родителей воспитанников в ДОУ стала эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на тропе здоровья, которые реализуются по следующим направлениям:

Эколого-гигиеническое и закаливающее;

Эмоционально-психологическое;

Физкультурное;

Лечебно-профилактическое.

Таким образом, ежедневные занятия на тропе здоровья способствуют: снижению количества простудных заболеваний среди воспитанников, формированию правильной осанки, улучшению эмоционально-психического состояния дошкольников, положительного отношения к здоровому образу жизни, желанию ребят заниматься на свежем воздухе босиком.

Приложение 1

Режим функционирования «Тропы здоровья»

Время

Мероприятие

Группа

Ответственный

7.00–7.50

Игры малой подвижности

Физические упражнения

Все группы

Воспитатели групп

7.50–8.30

Утренняя гимнастика

Дыхательная гимнастика

Корригирующая гимнастика

Точечный массаж

Все группы

9.00–12.00

Физическое воспитание (физкультурные занятия, игры разной подвижности)

Закаливающие процедуры

(хождение босиком,солнечные ванны)

Психологическое сопровождение (психогимнастика, игры и упражнения, этюды, психотренинги, игротерапия)

Все группы

Руководитель физического воспитания

15.15–15.30

Гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Все группы

Воспитатели

16.00–19.00

Самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Развлечения, досуг

Праздники (по плану)

Встречи с родителями (на тропе).

Все группы

Воспитатели

Приложение 2

График работы

специалистов в летний период

Специалист

Дни недели

Часы работы

Музыкальный руководитель

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Педагог- психолог

Вторник, пятница

9.00–13.00

Инструктор по физической культуре

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Воспитатели

Понедельник –пятница

15.30-19.00

Приложение 3

Ежедневный план

закаливающих мероприятий в период летней оздоровительной кампании

Мероприятия

группа

Гигиенические и закаливающие утренние процедуры

Утренний прием на воздухе

Утренняя гимнастика на воздухе

Солнечные ванны

Ходьба босиком

Гигиенические и закаливающие процедуры после дневной прогулки

Обширное умывание прохладной водой

Мытье ног

Игры в плескательном бассейне

Сон без маек

Дыхательная гимнастика

Точечный массаж

Сухое растирание

Влажное растирание

Полоскание рта и горла

Шунина Людмила

В этом году жаркая погода позволила детям не только много времени проводить на улице, но и выполнять оздоровительные упражнения босиком . Вот такую замечательную тропу здоровья мы совместно с родителями воспитанников организовали на прогулочном участке группы. Она использует методику хождения босиком для профилактики здоровья детей в игровой форме. Тропа здоровья помогает предупреждать возникновение плоскостопия, улучшает координацию движений, укрепляет организм физически и эмоционально и приобщает дошколят к здоровому образу жизни . Кроме того, она способствует улучшению настроения детей и является веселым видом времяпрепровождения на свежем воздухе.

Тропа здоровья очень понравилась детям, они с удовольствием проходили полосу испытаний босиком и делились впечатлениями друг с другом : кому какая зона показалась самой сложной, а какая самой интересной.

Для оформления тропы здоровья родители принесли еловые шишки, пластиковые бутылки, мелкий гравий, опилки, коврики, березовые поленца и бордюрную ленту. Папы аккуратно сняли дерн и сделали основу дорожки из песка,


а затем мамы выложили различные сегменты дорожки из принесенных материалов.

Результатом все остались довольны.


Публикации по теме:

В студии «Вундеркинд» закончились занятия, и с приходом долгожданного лета в лагере «Альтаир» началась веселая пора. Задорным праздником.

Ведущий мастер класса: Здравствуйте! – Ты скажешь человеку. - Здравствуй! - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым.

Мастер – класс для родителей. «Дорожка здоровья» своими руками. Что такое «дорожка здоровья»? Это самый простой, но при этом невероятно.

Цель: изготовление поделок в технике тестопластика. Материал: соленое тесто, краски, кисть, форма для лепки (сердце, стека, доска для лепки.

Проект «Экологическая тропа» Проект 1 Название проекта: «Тропа здоровья» 2 Тема проекта: экология 3 Проблемное поле проекта: К сожалению, с каждым годом здоровье.

Дорога начинается с первого шага. И наша тропа здоровья тоже начинается с первого шага. Дошкольники учатся ходить, преодолевая препятствия,.

Недавно к нам в группу принесли целую коробку с конструктором лего. Но для игры в группе он был не пригоден, многие детали были треснуты.

Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому.

Наталия Ненашева
Тропа здоровья в детском саду

Тропа здоровья в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 муниципального образования Усть - Лабинский район

Тропа здоровья

Составила

Ненашева Наталия Васильевна инструктор по физкультуре

МБДОУ №35

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей . Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.

По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось : снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%) .

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым , нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья , это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Приоритетными направлениями в деятельности МБОУ №35 являются охрана жизни и укрепление здоровья детей , приобщение их к ценностям здорового образа жизни , развивающее обучение и воспитание.

В ОУ создана необходимая материально - техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей . В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, спортивные уголки в группах, спортивная площадка, групповые площадки.

Деятельность ОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно - правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами : Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами. Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании , в которую вовлечены все участники образовательного процесса : педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы : солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2016–2017г. в МДОУ№35 была организована "Тропа здоровья ".

"Тропа здоровья " позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Целью организации «Тропы здоровья » является : организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.

Основными задачами организации "Тропы здоровья " являются :

Профилактика плоскостопия;

Улучшить координацию движений;

Улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;

Повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

Улучшить эмоционально-психическое состояния детей;

Приобщить детей к здоровому образу жизни .

Администрацией МБДОУ были разработаны следующие документы : приказ об организации функционирования "Тропы здоровья " в летний период (приложение 1, инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья " (приложение 2) .

Организация "Тропы здоровья ".

Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений . Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы это время провести с пользой для здоровья , мною была создана на участке детского сада «Тропа здоровья » . Создание "Тропы здоровья " позволило проводить с детьми оздоровительную работу , а также через игровую деятельность дать возможность детям, укрепить свое здоровье .

«Тропа здоровья » начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли - не ниже 20С-22 С, и заканчивает свою работу во второй половине сентября. Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе .

"Тропа здоровья " длиной 28м и шириной от 1,5м делится на участки от 1м до 1,5м, которые имеют разное покрытие : большая часть поверхности «Тропы здоровья » представляет собой : травяной покров; песчаную поверхность; короба с галькой, бутовым камнем, еловыми шишками; вкопанными деревянными пеньками

"Тропа здоровья " расположена в юго-западной части территории МДОУ, по периметру ограждения. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, одновременно хорошо освещается солнцем. На территории «Тропы здоровья » дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма , лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, приемы закаливания.

Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные :

Ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;

Хождение босиком по траве;

Принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;

Принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;

Выполнение упражнений на осанку;

СХЕМА «ТРОПЫ ЗДОРОВЬЯ »

Приложение 3

На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей , как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

На "Тропе здоровья " используется различное оборудование : балансир для равновесия, скамейки, дуги для подлезания, рукоход, турники для разного возраста, лестница для лазанья, мишени для метания, подвесная лестница - это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей; игровое (пеньки, мостик, брёвна) – всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы. Кроме того, на тропе установлены сказочные герои (заяц, медведь, ёжик, конь) и атрибуты (грибы, цветы) . Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья " задействуется максимально в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения :

упражнения без предметов : ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде) ; "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра) ; "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног) ;

Упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями : ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки) ; захват предметов стопами ног.

Планируется "Тропу здоровья " использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в "Зоне отдыха", размещаются полезные материалы для взрослых : "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Мама и папа, поиграйте со мной". Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на "Тропе здоровья ", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня :

Посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

Вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

Сделать несколько дыхательных упражнений;

Походить босиком по песку, траве;

Покатать шишки ступнями ног;

Полюбоваться красотой цветущих растений;

Просмотреть памятки и листовки.

Убеждаю воспитанников в том, что природные факторы помогают сохранять и укреплять здоровье на всю жизнь . Не просто учу детей правильно дышать, выполнять оздоровительные упражнения , а воспитываю у каждого из них потребность в движении, приобщая к здоровому образу жизни .

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования

Тропы здоровья”

Организация здоровьесберегающего режима на “ Тропе здоровья ” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада . Старшая медицинская сестра систематически осуществляет контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья " в летне-оздоровительный период , ежедневно проверяет санитарное состояние “Тропы здоровья” , делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья” . Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “ Тропе здоровья ” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.

Система оздоровительной работы и её результативность

На наш взгляд в нашем ОУ сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на “ Тропе здоровья” в летний период , включающая в себя следующие факторы :

Эколого-гигиенические и закаливающие факторы

Психологические факторы

Средства физического и музыкального воспитания

Лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов :

Снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;

Положительной динамики росто-весовых показателей;

Формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

Улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Оздоровительная деятельность на “ Тропе здоровья ” продолжается и в холодный период года : ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Долгое

Вейделевского района Белгородской области

«Тропа здоровья»

2017г

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

В последние 10-15 лет наблюдается резкое ухудшение в состоянии здоровья дошкольников. Снижение двигательной активности, увеличение умственной нагрузки в дошкольных учреждениях также отрицательно сказываются на физическом развитии.

Одним из приоритетных направлений в деятельности МДОУ детский сад с. Долгое является оздоровительная работа: профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и воспитанники. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных природных и целительных факторов организована "Тропа здоровья».

При организации закаливающих процедур педагогами строго учитывались возрастные и индивидуальные особенности каждого воспитанника – его состояние здоровья, физическое развитие, особенности нервной системы.

"Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Целью организации «Тропы здоровья» является: организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.

Основными задачами организации "Тропы здоровья" являются:

Профилактика плоскостопия;

Улучшить координацию движений;

Улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;

Повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

Улучшить эмоционально-психическое состояния детей;

Приобщить детей к здоровому образу жизни.

Администрацией МДОУ были разработаны следующие документы:

Приказ об организации функционирования "Тропы здоровья"

в летний период (приложение 1) ,

Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей

на "Тропе здоровья" (приложение 2) .

Паспорт «Тропы здоровья» на участке детского сада

Приоритетным направлением в деятельности ДОУ является охрана и укрепление жизни и здоровья детей, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности.

Особое внимание работе с детьми уделяется в летний оздоровительный период, в нее вовлечены все участники образовательного процесса: дети, педагоги, родители.

Основными средствами оздоровления являются естественные факторы: солнце, воздух и вода. Для этих целей в детском саду разработана и ежегодно реконструируется «Тропа здоровья».

На «Тропе здоровья» педагоги проводят профилактику, коррекцию и закаливание в игровой форме, с привлечением разных сказочных персонажей.

Основные цели организации «Тропы здоровья»:

Приобщение детей к здоровому образу жизни;

Улучшение координации движения;

Профилактика плоскостопия;

Улучшение функций дыхательной и сердечно - сосудистой систем;

Улучшение положительно - эмоционального состояния детей;

Повышения социализации ребенка.

Основные этапы организации «Тропы здоровья»:

1. Создание творческой группы и проведение информационных совещаний по реализации проекта. На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

Охрана жизни и здоровья детей во время пребывания на «Тропе здоровья»;

Методы и средства оздоровления детей;

Участники оздоровительного процесса;

Включение объекта в ландшафтный дизайн ограниченной территории.

Режим функционирования с учетом режима дня групп.

2.Обеспечение финансовой поддержки со стороны администрации управления образования Вейделевского района Белгородской области.

3. Изготовление и закупка оборудование и материалов.

4.Обустройство площадки силами коллектива и родительской общественности, спонсорами.

Характеристика «Тропы здоровья»

«Тропа здоровья» длиной 10 м, шириной от 1 метра имеет разное покрытие:

Поверхность с пробками

Поверхность с деревянными бревнышками

Поверхность с песком

Поверхность с деревянными брусами

Поверхность с керамзитом

Поверхность с крупным щебнем

Поверхность с керамзитом

Поверхность с березовыми спилами

Поверхность с гранитным отсевом

Поверхность с керамической плиткой

«Тропа здоровья» расположена в нижней части территории ДОУ, вдоль входа в детский сад. Это наиболее подходящий маршрут для подобного объекта на участке: она прилегает к лекарственным травам, стадиону и хорошо освещается солнцем. «Тропа здоровья» окружена шестью деревянными скамейками, по бокам стоят четыре деревянных вазона с лекарственными травами и имеет вход и выход. Такой дизайн дает возможность отдохнуть ребенку и насладиться аромотерапией.

Как известно, солнечный свет является важным фактором закаливания организма, стимулирует деятельность иммунной системы, повышает защитные силы детского организма. Под прямыми солнечными лучами дети находятся под наблюдением медицинского персонала.

Весной и летом на «Тропе здоровья» дети оздоровляются в течение всего дня и выполняют следующие игры и упражнения:

Упражнения без предметов: ходьба и бег по песку, перекаты с пятки на носок, ходьба на внутреннем своде стопы, ходьба в полуприсядке «утиная ходьба», ходьба с высоким подниманием бедра «журавль на болоте» ходьба со скользящим движением ноги «конькобежец».

Упражнения с оборудованием, различными приспособлениями: ходьба по бревну, ребристой поверхности, «следам», канату, узкой скамейке, ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, желудям, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки), лазание по лестнице, лазание под гимнастическую скамью, натянутую веревку, захват предметов стопами ног;

Подвижные игры: «Салочки», «Перебежки», «Дорожки», «Кошка и мышки», «Добеги и убери», «Скороходы», «Канатоходцы», «Карусель», «Прыжки-считалочки», «Достань веточку».

Ежедневные занятия с детьми на «Тропе здоровья» позволили добиться следующих результатов:

Дети в 2 раза реже болеют в летний период;

Положительная динамика росто - весовых показателей;

Желание заниматься босиком на свежем воздухе

Улучшение положительно - эмоционального состояния детей.

Планируется "Тропу здоровья" использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в уголке для родителей, размещаются полезные материалы для взрослых: "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Мама и папа, поиграйте со мной". Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на "Тропе здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

Посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

Вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

Сделать несколько дыхательных упражнений;

Походить босиком по песку, траве;

Покатать шишки ступнями ног;

Полюбоваться красотой цветущих растений;

Просмотреть памятки и листовки.

Педагоги убеждают родителей и воспитанников в том, что природные факторы помогают сохранять и укреплять здоровье на всю жизнь. Воспитатели не просто учат родителей и детей правильно дышать, выполнять оздоровительные упражнения, а воспитывают у каждого из них потребность в движении, тем самым приобщают к здоровому образу жизни.

План-схема «Тропы здоровья»

МДОУ детский сад с. Долгое


Самое обсуждаемое
Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами Модальный глагол Can (Could) – детальное руководство с примерами
В чем разница между drive и ride? В чем разница между drive и ride?
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра "Какое время года?


top