Календарное планирование по развитию речи. Календарно-тематическое планирование по развитию устной речи класс ОР, (5 год обучения). на учебный год

Календарное планирование по развитию речи. Календарно-тематическое планирование по развитию устной речи класс ОР, (5 год обучения). на учебный год

Раздел I . Устная связная речь

Тема 1. Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы.

Тема 2. Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

Тема 3. Последовательный пересказ текстов от перво­го (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам.

Тема 4. Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.

Тема 5. Последовательный пересказ текстов описа­тельно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.

Тема 6. Последовательный пересказ с опорой на се­рию картинок и последовательность действий с исполь­зованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий.

Тема 7. Выборочный пересказ. Составление плана пе­ресказа.

Тема 8. Краткий пересказ. Составление плана пе­ресказа.

Тема 9. Творческий пересказ по обозначенному нача­лу рассказа.

Тема 10. Творческий пересказ по обозначенному кон­цу рассказа. Составление плана рассказа.

Тема 11. Творческий пересказ по обозначенной сере-дине рассказа. Составление плана рассказа.

Тема 12. Устное сочинение. Составление самостоя-тельных связных высказываний, рассказов повествова­тельного характера по демонстрируемым действиям и картинкам.

Тема 13. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.

Тема 14. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке.

Тема 15. Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.

Тема 16. Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы.

Тема 17. Устное сочинение. Составление сравнитель­ного рассказа описательного характера по предложен­ным предметам (картинкам) с использованием графи­ческих (знаковых) схем, вопросов.

Тема 18. Устное сочинение «Осень и весна». Состав­ление сравнительного рассказа описательного характе­ра с использованием графических (знаковых) схем.

Тема 19. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием опорных слов.

Тема 20. Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описа­ния, используя план-вопросы, опорные слова.

Раздел II . Лексика

Тема 1. Определение лексического значения слов. Тема 2. Определение и толкование лексического зна-: чения слова, употребленного в контексте.

Тема 3. Однозначные и многозначные слова.

Тема 4. Узнавание слова по толкованию его лекси­ческого значения. Работа с кроссвордами.

Тема 5. Омонимы.

Тема 6. Этимология слов. Работа с этимологическим словарем.

Тема 7. Антонимы. Подбор антонимов к слову.

Тема 8. Нахождение антонимов в тексте.

Тема 9. Синонимы. Подбор синонимов к слову.

Тема 10. Нахождение синонимов в тексте. Обоснова­ние выбора синонима в тексте.

Тема 11. Употребление синонимов в речи для пре­одоления неоправданного повторения слов.

Тема 12. Прямое и переносное значение слова.

Тема 13. Образные слова и выражения. Загадки.

Тема 14. Фразеологизмы. Фразеологические оборо­ты. Крылатые слова и выражения.

Тема 15. Пословицы и поговорки.

Раздел III . Предложение

Тема 1. Дифференциация понятий «слово», «слово­сочетание», «предложение». Признаки предложения.

Темы 2-3. Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.

Тема 4. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

Тема 5. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предло­жений.

Тема 6. Составление предложений - полных ответов на вопросы по тексту.

Тема 7. Составление предложений - - кратких отве­тов на вопросы по тексту.

Тема 8. Составление предложений по картинке с ис­пользованием опорных слов. Грамматическое оформле­ние предложений.

Тема 9. Составление предложений по картинке с ис­пользованием опорных слов, схем. Грамматическое офор­мление предложений.

Тема 10. Составление предложений из слов. Объеди­нение их в связный текст.

Тема 11. Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

Тема 12. Развитие восприятия и понимания слож­ных синтаксических конструкций. Аналитико-синтак-сические упражнения со сложносочиненными предло­жениями.

Тема 13. Развитие восприятия и понимания слож­ных синтаксических конструкций. Аналитико-синтак-сические упражнения со сложноподчиненными предло­жениями.

Тема 14. Работа с деформированными предложения­ми. Грамматическое оформление предложений с пропу­щенными словами.

Тема 15. Работа с деформированными предложения­ми. Редактирование, грамматическое оформление пред­ложений с повторяющимися словами.

Тема 16. Работа с деформированными предложения­ми. Редактирование, грамматическое оформление пред­ложений с нарушенным порядком слов.

Тема 17. Составление 4-5 предложений по материа­лам наблюдений на данную тему. Грамматическое офор­мление предложений. Редактирование, анализ состав­ленных текстов.

Раздел IV . Текст

Тема 1. Выделение признаков связного текста. Тема текста.

Тема 2. Текст. Основная мысль текста.

Тема 3. Текст. Опорные слова.

Тема 4. Восстановление деформированного текста по серии картинок.

Тема 5. Составление текста из отдельных предложе­ний. Определение темы, главной мысли текста.

Тема 6. Составление текста по данным вопросам. Грам­матическое оформление. Анализ составленных текстов.

Темы 7-8. Тип текста. Текст-повествование. Харак­терные признаки текста-повествования. Схема построе­ния повествовательного текста.

Темы 9-10. Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания.

Темы 11-12. Текст-рассуждение. Характерные при­знаки текста-рассуждения. Схема построения текста-рас­суждения.

Тема 13. Составление плана текста с обозначенными частями.

Тема 14. Деление текста на части. Работа над планом.

Темы 15-16. Редактирование текста.

Раздел У. Письменная связная речь

Изложение

Тема 1. Изложение-повествование на основе зритель­ного восприятия текста по вопросам к каждому предло­жению.

Тема 2. Изложение-повествование на основе зритель­ного восприятия текста по готовому плану, опорным словам.

Тема 3. Редактирование текста изложения.

Тема 4. Изложение-повествование по памяти. Сво­бодный диктант.

Тема 5. Изложение-повествование на основе слухово­го восприятия текста по обобщенным вопросам, опор­ным словам.

Тема 6. Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному пла­ну, опорным словам.

Тема 7. Изложение-описание по памяти.

Тема 8. Изложение-описание на основе слухового вос­приятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Тема 9. Изложение-повествование с элементами опи­сания на основе зрительного восприятия текста по пла­ну, опорным словам.

Тема 10. Изложение-повествование с элементами опи­сания по памяти. Свободный диктант.

Тема 11. Изложение-повествование с элементами опи­сания на основе слухового восприятия текста по крат­кому плану, опорным словам.

Тема 12. Изложение-рассуждение на основе слухово­го восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 13. Изложение-рассуждение по памяти. Свобод­ный диктант.

Тема 14. Изложение с элементами описания и рас­суждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 15. Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 16. Изложение с творческим заданием на ос­нове слухового восприятия текста по плану, опорным словам.

Сочинение

Тема 1. Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

Тема 2. Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

Тема 3. Коллективное сочинение по сюжетной кар­тине, плану, опорным словам.

Тема 4. Анализ и редактирование сочинений.

Темы 5-6. Сочинение-описание предмета «Моя лю­бимая игрушка».

Тема 7. Сочинение-описание на основе личного опы­та и по наблюдениям «Наша собака (кошка)».

Темы 8-9. Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна». Тема 10. Сочинение по картине И,И. Левитана «Вес­на. Большая вода».

Темы 11-12. Сочинение-рассуждение «Мое любимое занятие».

Тема 13. Письма.

Коррекционная работа при нарушениях чтения

Чтение - один из основных и важных видов деятель­ности каждого школьника.

Анализируя технику чтения у учащихся начальных классов, некоторые учителя чаще всего обращают вни­мание на количество прочитанных слов за 1 минуту и понимание прочитанного при пересказе. При этом они редко регистрируют допущенные ошибки, способ чте­ния. Это приводит к тому, что у детей автоматизирует­ся неправильное чтение. Ошибки, которые допускают дети, постепенно приобретают стойкий характер, и уча­щиеся уже не могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Таких детей быстро записывают в разряд неуспевающих. Это оказывает отрицательное влияние на эмоциональное состояние школьников. Постепенно у них формируется негативное отношение не только к чтению, но и к учебе в целом.

А.Н. Корнев, говоря о дислексии, выделял состоя­ния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллек­туального и речевого развития. Осевым нарушением при этом является неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что не­редко сопровождается недостаточным пониманием про­читанного.

Чтение - это сложный психофизиологический про­цесс. В его акте принимают участие зрительный, рече-двигательный и речеслуховой анализаторы. Как слож­ный вид деятельности, чтение состоит из ряда операций:

1) опознание буквы в ее связи с фонемой;

2) слияние двух букв в слог;

3) слияние нескольких слогов в слово;

4) интеграция нескольких прочитанных слов в за­конченную фразу или высказывание.

Согласно теории Н.А. Бертштейна (1947) об уровне-вом принципе формирования навыков, любой навык и операции, из которых он состоит, на начальном этапе своего формирования осуществляются под контролем сознания. По мере совершенствования навыка отдель­ные операции автоматизируются и их регуляция осу­ществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат.

Чтение характеризуется совокупностью следующих параметров:

способ (побуквенный, послоговой, смешанный -слог + слово или слово + слог, целыми словами, группами слов);

скорость;

правильность;

автоматизированностъ;

понимание прочитанного.

В начато обучения чтению ребенок учится соединять буквы в слоги и слова, и этот процесс является сложным умственным трудом (табл. 9). На этом этапе ученик тра­тит много времени и усилий на осознание выполняемых им действий, и постепенно навык автоматизируется.

Таким образом, процесс автоматизации правильного навыка чтения протекает по-разному, в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка.

Овладевая технической стороной чтения, ученик после­довательно переходит от одного этапа к другому: от чте­ния элементарных единиц (буквы, слоги) к более комп­лексным (слова, словосочетания).

Разделы: Начальная школа , Коррекционная педагогика

1 класс

Сентябрь:

  • Диагностика.
  • Речь (устная и письменная) – общее представление.
  • Предложение и слово. Речь-предложение-слово-слог.
  • Слог, ударение. Деление слов на слоги, ударение, количество слогов.
  • Звуки и буквы. Гласные и согласные (твёрдые и мягкие, глухие и звонкие). Выделение в словах отдельных звуков, выделение ударных слогов, соотнесение со схемой. Знакомство с буквами а,о,и,ы,у. Правильное соотнесение звуков и букв.
  • Согласные и гласные звуки и буквы, обозначение твёрдости и мягкости.
  • Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву.
  • Составление слов из букв и слогов разрезной азбуки (после предварительного анализа и без него). Обучение чтению слов, коротких предложений и текстов.
  • Обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров, бордюров непрерывным движением руки.
  • Знакомство с начертанием больших и маленьких букв, основными типами соединений, обозначение звуков буквами рукописного шрифта. Написание букв и их соединений в словах, слов на строке, предложений (после предварительного разбора, затем самостоятельно).
  • Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка при помощи сличения с образцом и послогового орфографического чтения.
  • Большая буква в начале предложения, точка в конце. Большая буква в именах людей и кличках животных.
  • Безударные гласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  • Расширение словарного запаса. Правильное употребление слов (предметов, признаков, действий), объяснение их значения.
  • Диагностика.
  • Расширение обобщающих понятий.
  • Развитие умения посредством слова точно и грамматически правильно излагать собственные мысли.
  • Омонимы, синонимы, антонимы, образные выражения (без терминологии).
  • Построение правильного пересказа знакомой сказки или небольшого рассказа.
  • Составление по картинке или серии картинок определённого количества предложений или небольшого рассказа.
  • Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
  • Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов.
  • Составление рассказа по его началу или концу.
  • Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету предложенному учителем
  • Упражнения детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.
  • Практическое применение правил о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу, о большой букве в именах людей и кличках животных, о написании предложений.
  • Понятие о речи и её значении в жизни.
  • Составление предложений на определённую тему по картинке, устных небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям.
  • Знакомство с речевой этикой. Культура общения. Слова приветствия и прощания.
  • Слова с непроверяемыми написаниями: воробей, корова, Москва, ребята, учитель, ученик
  • Диагностика.

2 класс

Сентябрь:

  • Диагностика.
  • Звуки и буквы. Гласные и согласные, мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я. Различение й и и.
  • Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.
  • Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова между согласными.
  • Слог, деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Перенос слов с буквами й,ь.(майка, мальчик).
  • Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова (глаз-глаза, луг-луга).
  • Ударение. Выделение ударных и безударных слогов в слове. Правописание безударных гласных в словах.
  • Двойные согласные в простейших словах. Разделительный мягкий знак.
  • Алфавит. Название букв. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарём учебника.
  • Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что? Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделал? Умение ставить вопросы к словам.
  • Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек.
  • Предлог. Раздельное написание со словами наиболее распространённых предлогов (в, из, к, на, от, по, с, у).
  • Общее понятие о корне слова. Однокоренные слова. Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразным написанием корней (корм-кормить-кормушка, лес-лесник-лесной).
  • Правописание глухих и звонких согласных в корнях слов.
  • Диагностика.
  • Упражнения в формировании умения пользоваться словарём, данным в учебнике
  • Членение речи на предложения. Выделение в предложении слов, обозначающих о ком или о чём говорится, что говорится.
  • Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
  • Связь слов в предложении (по вопросам).
  • Наблюдение за значением предложений, употребление в конце предложений точки, вопросительного, восклицательного знаков.
  • Составление предложений, запись простых предложений, предварительно проанализированных в классе.
  • Речь и её значение в жизни. Наблюдение за особенностями устной и письменной речи.
  • Текст. Вычленение опорных слов в тексте. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Определение темы текста. Выделение частей текста. Озаглавливание небольшого текста и его частей.
  • Понятие об изложении. Изложение под руководством учителя текста по вопросам.
  • Составление и запись предложений (по вопросам, по сюжетной картинке).
  • Коллективное составление небольшого рассказа (сочинения) о труде, играх, учёбе, увлечениях.
  • Звуки и буквы. Звонкие, глухие, двойные согласные, ударные и безударные гласные, обозначение их буквами.
  • Разделительный мягкий знак. Слова, обозначающие предметы.
  • Слова, обозначающие признаки предметов.
  • Слова, обозначающие действия предметов.
  • Текст.
  • Диагностика.

3 класс

Сентябрь:

  • Диагностика.
  • Звуки и буквы. Звуки гласные, согласные, их обозначение буквами. Ударение, различение ударных и безударных слогов. Перенос слов. Слоговой и звукобуквенный анализ слов, его роль в формировании письма без пропусков, замены, искажений, перестановки букв.
  • Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Двойные согласные.
  • Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
  • Предложение, главные члены предложения
  • Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании.
  • Корень, однокоренные слова. Окончание. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением, в корне слова.
  • Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под- и в соответствующих предлогах. Умение отличить приставку от предлога. Разделительный твёрдый знак.
  • Суффикс. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами. Умение находить суффикс в простых по составу словах.
  • Общее знакомство с частями речи: существительным, прилагательным, глаголом, местоимением, предлогом.
  • Имя существительное, его значение, вопросы. Род имён существительных (мужской, женский, средний). Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное).
  • Изменение имён существительных по падежам в единственном числе (склонение), умение различать падежи.
  • Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода (рожь-нож, ночь-мяч, вещь-плащ, мышь-камыш).
  • Имя прилагательное, его значение, вопросы. Изменение по родам, числам, при сочетании с существительными.
  • Диагностика.
  • Правописание окончаний –ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.
  • Глагол, его значение, вопросы. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Не с глаголами.
  • Словарные упражнения. Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Слова близкие и противоположные по смыслу. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли.
  • Словосочетание. Связь слов в словосочетании, в предложении по вопросам.
  • Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания), восклицательные по интонации.
  • Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды).
  • Упражнения в составлении предложений с изученными частями речи и их распространение второстепенными членами.
  • Текст. Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание. Составление плана текста сюжетного характера под руководством учителя
  • Изложение текста повествовательного характера по готовому или коллективно составленному плану.
  • Сочинения устные и письменные по серии сюжетных картин, по одной картине, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту.
  • Текст и предложение. Предложения повествовательные, побудительные и вопросительные. Восклицательные предложения.
  • Состав слова.
  • Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корнях слов.
  • Разделительный твёрдый и мягкий знаки.
  • Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
  • Диагностика.

4 класс

Сентябрь:

  • Диагностика.
  • Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения.
  • Звуки, буквы, слог, ударение. Звукобуквенный анализ слов более сложной слоговой структуры.
  • Состав слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Разделительный ь.
  • Части речи: существительное, прилагательное, глагол, предлог.
  • Имя существительное. Три склонения имён существительных. Словарные упражнения. Выбор сходных и противоположных по значению имён существительных, имён прилагательных, глаголов при составлении предложений. Выбор наиболее точного и яркого слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
  • Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 и 3-го склонения в единственном числе, кроме имён существительных на –мя, -ий, -ие, -ия..
  • Склонение имён существительных во множественном числе. Упражнения в правильном употреблении предлогов с именами существительными в различных падежах
  • Имя прилагательное. Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода. Склонение имён прилагательных во множественном числе.
  • Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе, кроме имён прилагательных с основой на шипящие, -ц, -ий; оканчивающихся на -ья,-ье, -ов, -ин.
  1. Местоимение. Местоимения 1,2, и 3-го лица единственного и множественного числа.
  2. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Употребление местоимений в речи.
  3. Глагол. Общее понятие о неопределённой форме глагола.
  4. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
  • Диагностика.
  • Глаголы I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме “I и II спряжение глаголов”.
  • Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
  • Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
  • Словарные упражнения. Выбор сходных и противоположных по значению имён существительных, имён прилагательных, глаголов при составлении предложений. Выбор наиболее точного и яркого слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
  • Предложение. Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и (без перечисления), а, но и без союзов; интонация при перечислении, запятая при перечислении.
  • Составление предложений с однородными членами.
  • Текст. Тема и основная мысль текста. Строение (композиция) текста.
  • Составление плана к изложению и сочинению (коллективное и самостоятельное). Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно и самостоятельно составленному плану. описания и рассуждения.
  • Сочинение повествовательного характера по картине, эпизодам кинофильма. Небольшой рассказ с элементами.
  • Текст и предложение.
  • Состав слова.
  • Правописание звонких, глухих, двойных согласных, безударных гласных в корне слова.
  • Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.
  • Правописание личных окончаний глаголов.
  • Повторение.
  • Диагностика.
Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 8-9 классов разработана в соответствии с приказом департамента образования и науки Костромской области №1312 от 10.08.2014 г. «Об утверждении регионального базисного плана для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования» и в соответствии с учебным планом МОУ Пыщугская СОШ.

Актуальность программы «Русский язык и культура речи» связана с падением уровня речевой культуры в обществе. В содержании современного практико-ориентированного обучения акценты перемещаются с изучения языковой системы, с формирования языковой (лингвистической) компетентности на речевое развитие учащихся, на формирование коммуникативной компетентности, иначе говоря – на личностное развитие, на социализацию и выработку коммуникабельности как способности к речевому общению, на осознание ценностей культуры и норм общества, закрепленных в языке.

Рабочая программа также направлена на решение основных проблем, связанных с развитием культуры устной и письменной речи учащихся при подготовке к ГИА.

Цели курса

  1. Привить учащимся интерес к культуре речи как одному из средств их обучения, воспитания и развития.
  2. Научить учащихся владеть правильной и уместной речью.

Задачи курса

  1. Познакомить учащихся с основами знаний о речи, о её важнейших коммуникативных качествах.
  2. Дать представление о правильности как основном критерии хорошей речи, познакомить с основными нормами современного русского литературного языка, добиться их соблюдения.
  3. Обучить школьников владеть речевым аппаратом, техникой речи.
  4. Дать представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях, подготовить к созданию различных текстов.
  5. Научить школьников анализировать речь чужую и свою собственную.
  6. Помочь в определении стиля общения и формы речевого поведения.
  7. Подготовить учащихся к написанию экзаменационного изложения, сочинения-рассуждения и сдаче ГИА.

Общая характеристика учебного предмета

Занятия данного учебного курса включают в себя лекционный курс, большой объем дидактического материала, различные практические и контрольные задания, необходимые обучающимся как при изучении русского языка, так и других общеобразовательных предметов, а также при подготовке и сдаче русского языка на государственной (итоговой) аттестации. Для успешного овладения материалом используется коллективная, групповая и индивидуальная деятельность учащихся; значительное место отводится самостоятельной работе.

Следует помнить, язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. А под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических (знания языковой системы), социолингвистических (владение социальными нормами: речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп) и прагматических (навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях, распознавания разных типов текстов, умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.) знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.

В ходе реализации Программы обучающиеся смогут не только познакомиться с такими понятиями, как: языковые нормы (орфографические, пунктуационные, орфоэпические, лексические и др.), - но и создавать конкретные тексты в устной и письменной речи в соотношении с нормами.

Обучение русскому языку и культуре речи необходимо осуществлять на коммуникативно-деятельностном подходе, который заключается в уподоблении учебного процесса процессу коммуникации, что предполагает речевую направленность преподавания, приближенность учебной деятельности к естественным условиям общения.

Место предмета в учебном плане

« Русский язык и культура речи» является предметом регионального компонента. В 8-9 классе на изучение отводится 67 часов: из них в 8 классе -34 часа (по 1 часу в неделю), в 9 классе – 33 часа (по 1 часу в неделю). Из них на выполнение контрольных работ 4 часа: по 2 часа в каждом классе.

Требования к уровню подготовки выпускников

1. По окончании изучения курса учащиеся должны получить общее представление об истории развития языка, функциях языка и речи и приобрести следующие базовые знания :

о языковых нормах:

орфографических, пунктуационных, орфоэпических, лексических

О коммуникативных качествах речи;

О видах речевой деятельности и значении слушания;

о тексте и некоторых методах разработки темы;

об основных риторических приемах как средствах организации выразительности речи.

2. В процессе обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями :

  • видения в тексте орфографических, пунктуационных ошибок;
  • умения отбирать лексические средства при составлении текстов;
  • применения орфоэпических норм литературного языка в речи;
  • разработки темы и развернутого плана выступления (сочинения);
  • использования некоторых риторических приемов для улучшения восприятия выступления (сочинения);
  • группового взаимодействия в процессе подготовки и произнесения публичного выступления.

3. В процессе обучения школьники должны приобрести следующие навыки :

  • грамотного письма;
  • написания сочинения на лингвистическую тему и по заданной фразе;
  • написание сжатого изложения
  • публичного выступления и межличностного общения;
  • анализа текста;
  • активного слушания;
  • установления контакта с аудиторией.
  • Обучение культуре речи и формирование мотивации учения при овладении нормами литературного языка.
  • Обучение сочинению-рассуждению по тексту на лингвистическую и морально-нравственную тему.
  • Обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся:
  • обучение лексике и фразеологии;
  • изучение и практическое освоение тропов и фигур речи.
  • Обучение речевой деятельности. Умение пользоваться всеми видами речевой деятельности как основой коммуникативной компетентности личности. Развитие связной речи в ходе реализации текстоцентрического принципа обучения:
  • текст как образец для языкового анализа;
  • текст как образец для изложения;
  • текст творческой работы для редактирования.

Словари

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык. 1986.
  2. Граудина Л.К., Мцкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М. 1976.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1986 и другие издания.
  4. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. М. 1989 и другие издания.
  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М. 1976.
  6. Словарь иностранных слов. М. 1987.
  7. Жуков В.П. школьный фразеологический Словарь русского языка. М. ,Просвещение, 2008

Оборудование

  1. Компьютер.
  2. Принтер.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Экран на треноге.
  5. Электронная папка с презентациями по русскому языку.
  6. Папка с электронными модулями к урокам русского языка.
  7. Электронные тесты.

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Русский язык и культура речи»

8 класс.

Тема урока

Ключевые компетенции

Виды учебной деятельности учащихся

дата

Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма.

Знать историю развития русского языка.

Уметь применять данные знания на практике.

Работа с мультимедийной презентацией, работа с Интернет-ресурсами,

составление опорных конспектов,

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире.

Знать историю развития русского языка

Составление опорных конспектов,

работа в рабочих тетрадях, ответы на вопросы

Язык и речь. Функции языка

Знать различие между языком и речью;

знать стилистические фигуры и другие средства выразительности языка; уметь определять их роль в тексте

Работа с мультимедийной презентацией,

работа с таблицей,

Выполнение упражнений,

Работа со словарями анализ текста

ответы на вопросы

Язык и культура. Культура и этика общения

Воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм;
развивать коммуникативные навыки, способность понимать,

Составление конспекта лекции, беседа по теме, написание мини-сочинений

Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка.

Нравственность человека и речевая культура.

Развивать адекватное понимание

литературного языка, воспитывать речевую культуру учащихся

Запись лекционного материала.

Индивидуальная выборочная проверка работ.

Урок-лекция.

Виды и классификация речевых и грамматических ошибок.

Знать виды ошибок.

Практическая работа с текстами

Практическая работа по редактированию текста с ошибками.

Знать виды ошибок.

Уметь отличать речевые и грамматические ошибки, предупреждать их на практике.

Запись предложений, устранение речевые (Р) и грамматических (Г) ошибок. Указание разновидности недочёта.

Языковые нормы. Орфоэпия. Норма ударения и акценты смещения в русском языке.

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

Запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы, работа с орфоэпическим словарем.

Изобразительно-выразительные средства речи.

Знать виды тропов

Уметь находить и определять средства выразительности, указывать их роль в тексте

Анализ текста. Практическая работа

Стилистические фигуры речи.

Знать функции речи;

Уметь находить и определять стилистические фигуру, указывать их роль в тексте

Анализ текста,

ответы на вопросы

решение кроссворда, выполнение заданий ГИА А3

Р.Р. Стили речи. Урок-практикум.

Уметь анализировать тексты разных стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства знать стилистические фигуры и другие средства выразительности языка; уметь определять их роль в тексте

Анализ текста

ответы на вопросы, определение принадлежности текстов к определенному стилю

Языковые нормы. Орфография. Трудные случаи орфографии

Знать орфограммы-буквы (безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, парные согласные в корне, непроизносимые согласные в корне и др.)

Уметь видеть данные орфограммы в тексте

Орфограмма– буква

Знать орфограмму-пробел (правописание существительных и местоимений с предлогами, наречий, производных предлогов и др.)

Уметь находить данные орфограммы в самостоятельно созданных текстах

Решение тренировочных и тестовых упражнений повышенной сложности, словарный диктант со взаимопроверкой

Орфограмма - дефис

Знать правила дефисного написания слов

Словарно-орфографическая работа

Выполнение письменных упражнений

Анализ предложений

Орфограмма - пробел

Уметь находить выход из трудных орфографических ситуаций

Словарно-орфографическая работа

Творческий диктант

Контрольная работа по теме: «Нормы правописания»

Уметь применять на практике орфографические правила

Выполнение контрольных заданий

Анализ контрольной работы.

Уметь данные правила применять на практике

Словарно-орфографическая работа

Понятие о тексте.

Уметь определять признаки текста. Проба в роли художника. Нарисовать ситуации, в которых используется текст.

Чтение текстов, определение их признаков. Составление текстов, анализ

Тема. Основная мысль. Проблема

Знать понятие темы, основной мысли.

Уметь определять тему, основную мысль, проблему

Чтение текстов, определение их темы, основной мысли.

Типы речи.

Повторить основные типы речи. Уметь отличать тексты разных типов, тексты с комбинацией разных типов.

Работа с текстом, комплексный анализ текста.

Р/р Рассуждение. Структура рассуждения.

Знать композиционные части рассуждения: вступление, тезис, аргументы, заключение

Запись материала. Отработка понятия на примере текстов. Подготовка к части С 2 ГИА.

Р/р Выдвигаем тезис

Знакомство с понятием тезис. Обсуждение

Работа с текстами. Комментарий предложенных тезисов

Р/р Приводим доказательства. Аргументация

Знакомство с понятием аргументации. Способы аргументации. Приведение аргументов по тексту.

Подбор аргументов на предложенные теме. Выбор примеров. Оформление аргументов

Р/р Композиционные приемы построения высказывания на лингвистическую тему.

Знать композиционные части высказывания на лингвистическую тему: вступление, тезис, аргументы, заключение

Уметь применять знания композиции на практике

Работа с текстом. Составление текстов рассуждений, подбор аргументов. Подготовка к части С 2 ГИА.

Р/рОбучение сочинению на лингвистическую тему.

Уметь строить рассуждение на лингвистическую тему

Рассуждение на лингвистическую тему.

Пунктуация. Выделительные знаки препинания. Интонация предложений с данными знаками препинания

Знать выделительные знаки препинания и условия их применения в предложениях

Уметь определять границы предложений, где необходима постановка выделительных знаков препинания; интонационно показывать границы оборотов речи с выделительными знаками препинания

Р/р Знакомство со способами сжатия текста. Сжатое изложение.

Уметь сопоставлять применять способы сжатия текста, выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании и тексте-рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать сжатое изложение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному

Работа с презентацией. Тренировочные упражнения с применением способов сжатия текста.

Р/Р Сжатое изложение текста по Ю. Аракчееву.

Знать основные способы сжатия текста

Виды компрессии, использование их для сжатого изложения. Написание изложения.

Языковые нормы. Пунктуация. Разделительные знаки препинания

Уметь определять границы предложений, где необходима постановка разделительных знаков препинания; интонационно показывать границы оборотов речи с разделительными знаками препинания

Комплексный анализ текста

Практикум «Языковые нормы. Пунктуация.»

Знать разделительные знаки препинания и условия их применения в предложениях

Выполнение тренировочных и тестовых упражнений

Контрольная работа

на учебный год

Составлено учителем

Тема урока.

Кол-во часов.

Наглядность.

Характеристика деятельности или видов деятельности учащихся.

Методы и приёмы обучения.

Примечание.

Школа. Школьное задание. Классы, коридоры, зал, столовая, гардероб.

Знать и находить в школе классы, коридоры, зал, столовая, гардероб по заданию учителя.

Составлять рассказ по картинке и вопросам учителя.

Беседа, наблюдение.

Обогащение знаний и представлений детей о предметах ближайшего окружения.

Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты. Поддержание порядка в классе. Обязанности дежурного.

Знать и называть части комнаты.

Знать обязанности дежурного, выполнять их с помощью учителя.

Беседа, убеждение, объяснение.

Развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.

Сезонные изменения в природе (экскурсия). Погода (ясно, пасмурно, осадки). Погода сегодня, вчера. Изменения в жизни растений и животных.

Календарь природы, картинки.

Наблюдать за природой.

Определять погоду.

Формирование элементарных представлений и понятий. Расширение представлений об окружающем мире.

Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.

Учебные вещи, игра «Четвёртый лишний».

Знать и называть учебные вещи.

Знать их назначение.

Уметь ими пользоваться.

Беседа, познавательная игра.

Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машина и другие.

Группировать предметы по заданию учителя.

Беседа, рассказ.

Обогащение и уточнение словаря.

Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

Индивидуальный раздаточный материал.

Выбирать и группировать предметы по назначению.

Играть в лото.

Сравнение, беседа.

Овладевать лексическим запасом родного языка.

Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры.

Фотографии, рисунки.

Знать и называть членов семьи (своей семьи).

Составлять рассказ по картинке.

Беседа, фронтальный опрос.

Сезонные изменения в природе (экскурсия). Жизнь растений и животных. Погода (похолодание, листопад). Отлёт птиц.

Календарь природы, иллюстрация.

Наблюдать за природой.

Определять погоду.

Заполнять календарь природы с помощью учителя.

Наблюдение, беседа, иллюстрация.

Активизация речевой деятельности.

Одежда. Школьная форма девочек (платье), форма мальчиков (пиджак, брюки , рубашка).

Бумажная одежда, игра «Четвёртый лишний».

Знать и называть одежду и обувь мальчиков и девочек.

группировать виды одежды.

Знать назначение одежды и обуви.

уметь за ней ухаживать.

Беседа, познавательная игра.

Учить классифицировать предметы по образу и показу.

Одежда. Школьная форма мальчиков и девочек. Уход за школьной формой (чистка сухой щёткой, хранение).

Беседа, объяснение, демонстрация.

Развитие познавательного интереса на уроке. Активизация внимания.

Обувь. Туфли. Ботинки тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щёткой, протирка).

Картинки, пазлы.

Объяснение, демонстрация.

Учить правильно строить предложения; связанному высказыванию.

Экскурсия в природу: начало зимы. Погода (холод, мороз, снег, лёд, снежинки).

Календарь природы, картинки.

Наблюдать за природой.

Определять погоду.

Заполнять календарь природы с помощью учителя.

Наблюдение, поощрение.

Расширение и обогащение представления о непосредст-венно окружающем мире.

Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.

Муляжи, картинки.

Выделять овощи из группы предметов.

Сравнивать овощи по признакам.

Беседа, познавательная игра.

Классифицировать предметы со словесной инструкцией.

Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.

Муляжи, индивидуальный раздаточный материал.

Выделять фрукты из группы предметов.

Сравнивать фрукты по признакам.

Знать правила употребления в пищу.

Беседа, познавательная игра.

Развитие вопросно-ответной, диалогической речи.

Комнатные растения. Узнавание и называние. Уход (полив).

Комнатные растения, календарь природы, картинки.

Знать части растения и правила ухода за ними.

Беседа, наблюдение, демонстрация.

Развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся.

Сезонные изменения в природе: разгар зимы. Погода. Птицы зимой, подкормка птиц. Экскурсия.

Календарь природы, таблица

«Зимующие птицы».

Наблюдать за природой.

Определять погоду.

Заполнять календарь природы с помощью учителя.

Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям.

Расширение и обогащение представления о непосредственно окружающем мире. Развитие связанного высказывания.

Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание и называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение.

Картинки, рисунки, фотографии.

Знать и называть домашних животных.

Сравнивать их.

Беседа, индивидуальный опрос, поощрение.

Обучение способности видеть, сравнивать, конкретизировать, делать элементарные выводы.

Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид, образ жизни, питание. Сравнение.

Диафильм, книги о жизни диких животных.

Узнавать диких животных.

Определять по внешнему виду.

Составлять рассказ по картинке.

Беседа, демонстрация, наблюдение.

Учить анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

Экскурсия в природу: начало весны. Весенние месяцы. Погода (потепление, сосульки). Изменение в жизни растений и животных.

Календарь природы, картинки.

Наблюдать за природой.

Определять погоду.

Заполнять календарь природы с помощью учителя.

Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям.

Наблюдение, беседа, фронтальный опрос.

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Воспитание любви к природе.

Птицы. Голубь. Внешний вид. Где живёт, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

Индивидуальный раздаточный материал, картинки.

Знать название птиц.

Узнавать их.

Знать где живут, чем питаются, какую пользу приносят людям.

Выполнять задания учителя.

Беседа, наблюдение, поощрение.

Расширение представления об окружающем мире; развитие внимания.

Птицы. Синица. Внешний вид. Где живёт, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

Демонстрация, беседа, наблюдение.

Учить участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса.

Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, тулови-ще, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая.

Таблица, дневник наблюдения, рисунки.

Знать и называть части тела человека.

показывать на себе.

Принимать участие в игре.

Беседа, познавательная игра.

Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связанного высказывания.

Уход за руками (мытьё рук).

Знать правила ухода за руками

пользовать ими.

Практическая работа.

Учить выражать свои впечатления и суждения в словесной форме.

Экскурсия в природу: весеннее потепление. Таяние снега, прилёт птиц, распускание почек.

Календарь природы, картинки.

Наблюдать за природой.

Определять погоду.

Заполнять календарь природы с помощью учителя.

Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям.

Наблюдение, беседа, индивидуальный опрос.

Развитие познавательных процессов. Обогащение знаний и представлений о предметах ближайшего окружения.

Повторение пройденного. Семья, одежда и обувь, овощи и фрукты.

Индивидуальный раздаточный материал,

Сравнивать времена года по картинкам, наблюдениям.

Выполнять задания учителя.

Составлять рассказ по картинке.

Рисовать понравившийся предмет.

Беседа, самостоятельная работа.

Распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.

Повторение пройденного. Сезонные изменения в природе. Комнатные растения.

Календарь природы, картинки.

Беседа, наблюдение, самостоятельная работа.

Коррекция мышления.

Повторение пройденного. Домашние и дикие животные. Птицы.

Диафильм «Домашние и дикие животные».

Беседа, демонстрация.

Обогащение словаря. Расширение представлений об окружающем мире.

Планирование уроков развития речи.

Количество часов.

Текст. Тема текста. Главная мысль.

Тема. Главная мысль текста. Редактирование текста.

Зрительное изложение «Галка»

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

Коллективное составление текста после экскурсии по теме «Зима».

Составление текста по диафильму «Зима»

Свободный диктант.

Ответы на вопросы с использованием слов для справок.

Составление текста по картине.

Составление текста по серии сюжетных картинок.

Выборочное изложение.

Творческое списывание.

Сочинение-описание.

Зрительное изложение «Лиса»

Изложение с языковым анализом текста.

Восстановление деформированного текста.

Коллективное составление рассказа на тему «Май».

Сочинение по картине.

Сочинение «Весна»

Сочинение «Летом»

Уроки 1-4.

Текст (от лат. textus - «ткань; сплетение, связь, сочетание») - зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

Текст - это высказывание на определённую тему;

В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;

Текст любого размера - это относительно автономное (законченное) высказывание;

Предложения логически связаны между собой;

К тексту можно подобрать заголовок;

Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Высотская О.И.
Одуванчик

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

Что значит - солнце уронило лучик золотой?

Прочитайте стихотворение. О чём оно? А вы собирали когда-нибудь одуванчики? Найдите слова: какой у нас одуванчик? Опишите его.

Вы составили текст.

Все предложения в нём связаны по смыслу. Все они про одуванчик. Одуванчик-тема текста.

Среди травы спрятался белый воздушный одуванчик. Ножка у него тоненькая. А сам цветок красив. Он жёлтый, как солнышко.

Уроки 5-6.

Тема. Главная мысль текста. Редактирование текста.

(1 вариант)

Рассказ учителя.

Однажды летом я была в лесу. Собираю грибы и вдруг слышу шорох. Посмотрела: ёжик бежит! Захотела взять его домой. Но подумала: ёжик в лесу живёт, а дома ему будет тоскливо. Пусть живёт на свободе.

Понравился мой текст?

О чём я вам рассказала?

Встреча в лесу-это тема моего рассказа.

Как озаглавим текст?

Название рассказа раскрывает тему текста.

Анализ структуры текста:

В первом предложении я рассказала вам,кто, где и когда был. Первое предложение важно построить интересно. Потом я начала рассказ про ёжика. При этом я попыталась передать своё изумление и страх. Потом я рассказывала о своих размышлениях - брать или не брать ёжика. А потом своё –решение.


Самое обсуждаемое
История Первые олимпийские виды спорта в древней греции История Первые олимпийские виды спорта в древней греции
Мировой океан Характеристика минеральных ресурсов мирового океана Мировой океан Характеристика минеральных ресурсов мирового океана
Директория во Франции: бегство от диктатуры к диктатуре Директория во Франции: бегство от диктатуры к диктатуре


top