Князь Владимир Мономах: биография и интересные факты. Владимир Мономах. Годы правления. Интересные факты Сообщение о мономахе кратко

Князь Владимир Мономах: биография и интересные факты. Владимир Мономах. Годы правления. Интересные факты Сообщение о мономахе кратко

III. ДЕЛЕНИЕ НА ВОЛОСТИ. ПОЛОВЦЫ И ВЛАДИМИР МОНОМАХ

(окончание)

Владимир Мономах в Киеве. – Поучение детям. – Усмирение непокорных князей. – Плен Володаря Ростиславича. – Столкновение с Греками на Дунае. – Политика Владимира Мономаха

Великий князь Владимир Мономах (1113–1125)

В апреле 1113 года скончался великий князь Святополк-Михаил на пути около Вышгорода. Его положили на лодку, привезли в Киев и похоронили в Златоверхом Михайловском монастыре, который был им самим основан. Ближайшее право на великокняжеский стол имели Святославичи, Давид или Олег; впрочем, старшинство их было спорное, так как их отец Святослав насильно отнял Киевский стол у своего старшего брата Изяслава и умер еще при его жизни. Вопрос о старшинстве решен голосом народным, который единодушно указывал на Владимира Мономаха, в действительности уже давно стоявшего во главе русских князей; а Святославичи были нелюбимы, особенно за свою дружбу с Половцами и многие разорения, причиненные ими Русской земле. Граждане киевские собрались на вече и послали в Переяславль к Владимиру просить его на стол отцовский и дедовский. Владимир медлил: может быть, старшинство Святославичей приводило его в раздумье. Между тем в Киеве, при отсутствии княжеской власти, начались беспорядки. Чернь бросилась на дворы нелюбимых сановников, именно тысяцкого Путяты и некоторых сотских, и разграбила их; потом пограбила дворы жидов, которые купили себе разные льготы у Святополка II и, по обыкновению своему, многих повергли в нищету в качестве жадных ростовщиков. Тогда лучшие граждане послали сказать Владимиру: "Князь, иди скорее в Киев, а если не придешь, то знай, что поднимется большое зло: уже не сотских и не жидов только будут грабить, а пойдут на вдовую княгиню, на бояр и монастыри, и ты будешь отвечать перед Богом, если разграбят монастыри". Владимир после того не медлил более и поспешил в Киев. Его встретили митрополит и епископы со всем народом, и он торжественно сел на столе своего отца и деда. Мятеж утих; настало твердое, умное правление Мономаха. Он достиг уже шестидесятилетнего возраста, когда занял великокняжеский стол.

Поучение Владимира Мономаха

Владимир Мономах написал для своих детей знаменитое Поучение, которое вместе с упомянутым письмом к Олегу служит наглядным памятником его ума, благочестия, начитанности и грамотности. Оно служит также ярким изображением его неутомимой деятельности. Судя по этому изображению, большую часть жизни своей он провел вне дома, значительную часть ночей спал на сырой земле; дома и в дороге все делал сам и за всем присматривал; до света поднимался с постели, ходил к обедне, потом думал с дружиною, судил людей, ездил на охоту и т.д. "Всех походов моих было 83, а других маловажных не упомню; с Половцами заключал мир 19 раз; до сотни князей их отпустил на свободу, а более двухсот изрубил и потопил. На охоте в лесах я вязал диких коней зараз по 10 и 20; дважды тур метал меня на своих рогах вместе с конем; одна лось топтала меня, а другая бодала, вепрь сорвал меч с бедра, медведь схватил зубами подклад у колена, лютый зверь (барс?) вскочил ко мне на бедра и повалил коня вместе со мною; но Бог сохранил меня невредимым". Убеждая детей жить в мире и согласии, он дает им, между прочим, следующие наставления: "Больше всего имейте страх Божий, не поддавайтесь лени; на войне не полагайтесь на воевод, а за всем смотрите сами; жен своих любите, но не давайте им над собою власти; старого человека почитайте как отца, а молодого – как брата; строго наблюдайте правосудие и крестное целование; гостей и послов чтите если не дарами, то питием и брашном, ибо они распускают в чужих землях и добрую и худую славу. Что знаете, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь; отец мой, и дома сидя, научился пяти языкам; в этом бывает честь от других земель".

Княжеские усобицы в правление Владимира Мономаха

Вообще летописец изображает нам Владимира Мономаха идеалом русского князя: он мирит враждующих, свято соблюдает крестное целование; подает пример набожности, правосудия, гостеприимства и превосходит всех воинскими доблестями. После Ярослава это был первый из его преемников, который на самом деле осуществил понятие о великокняжеской власти; младшие родичи повиновались ему, как отцу; а тех, которые пытались завести распри, он наказывал отнятием уделов. Внешние враги присмирели.

Однако при этом великом князе были две междоусобные войны, одна в Полоцкой земле, другая на Волыни. Какая была причина войны между Мономахом и старшим из полоцких князей, Глебом Всеславичем, в точности неизвестно. Летопись объясняет ее враждою, которую потомки Рогнеды питали к потомкам Ярослава. Очевидно, полоцкие князья, не получая доли в остальных русских землях, старались отделиться, не хотели признавать над собою старшинство киевского князя, слушаться его как отца, ездить к нему на поклон и по его требованию являться на помощь со своими дружинами. А Глеб Всеславич Минский, кроме того, подобно отцу своему, нападал еще на некоторые соседние волости, конечно, с целью увеличить свой наследственный удел. Владимир два раза ходил на Глеба; во второй раз он взял Минского князя в плен и привел в Киев, где тот и умер вскоре. Во Владимире Волынском сидел сын Святополка-Михаила Ярослав, женатый на внучке Мономаха, на дочери его старшего сына Мстислава. Неизвестно также из-за чего, собственно, Ярослав рассорился с Мономахом и отослал от себя свою супругу, а его внучку. Угрожаемый великим князем Ярослав убежал к своему союзнику и родственнику, королю польскому Болеславу Кривоустому, женатому на его сестре Сбыславе. Польские короли почти всегда охотно поддерживали междоусобия в Русской земле и помогали младшим князьям против старших, чтобы не дать усилиться последним. Кроме поляков, венгерский король Стефан II на просьбу Ярослава о помощи не только не отказал ему, но и лично привел свои полки. Таким образом, Ярослав с многочисленным ополчением из угров, поляков и русских явился под стенами Владимира Волынского, в котором сидел один из сыновей Мономаха, мужественный Андрей Владимирович. Великий князь начал собирать войско, чтобы идти на помощь сыну; но помощь оказалась излишнею. Однажды Ярослав подъехал близко к городским стенам и угрожал гражданам жестокой местью, если они не отворят ему ворота и не выйдут к нему с поклоном. Но в то время как он разъезжал около города, из последнего незаметно вышли два наемные ляха и спрятались в засаде; а когда Ярослав возвращался в лагерь, они внезапно бросились на него и нанесли ему смертельный удар копьем (1123 г.). Тогда и все союзники его принуждены были разойтись по домам. В числе последних находились на этот раз известные братья Ростиславичи, Володарь и Василько. Причина, почему они пристали к врагам Мономаха, была следующая.

Воинственные Ростиславичи много зла сделали своим соседям ляхам, с которыми постоянно имели споры о границах. Володарь, князь Перемышля, нередко с наемными Половцами разорял соседние польские области. Тщетно король Болеслав Кривоустый пытался смирить Володаря; последний особенно был страшен тем, что действовал против Польши в союзе с другими ее врагами, с языческими пруссами и поморянами. Усердие и ловкость одного из вельмож польских помогли Болеславу освободиться от этого опасного неприятеля. Некто Петр Власть, родом датчанин, вызвался захватить Володаря хитростью. Этот новый Зопир с тридцатью верными слугами отправился в Перемышль, выдал себя за человека, обиженного польским королем, вступил в службу Володаря и вкрался в его доверие. Однажды на охоте в лесу, когда дружина Володаря рассеялась в погоне за зверем, Петр с своими слугами напал на князя, схватил его и умчал в Польшу. Сын Володаря Владимир и брат Василько вступили в переговоры с королем, и только за огромный выкуп удалось им освободить князя. Они собрали все, что могли, и отправили в Польшу на возах и на верблюдах множество золота и серебра, драгоценных сосудов и греческих тканей; так что, по выражению одного латинского летописца, от этого выкупа "обедняла вся Русь" (конечно, Червонная). Кроме выкупа Володарь принужден был дать обязательство не только отступиться от союза с врагами Польши, но и помогать против них полякам.

Войны Руси с соседями в правление Владимира Мономаха

Прежними своими походами и подвигами Владимир Мономах настолько обезопасил пределы Руси, что во время своего княжения он уже не ходил лично на соседей, а посылал своих мужественных сыновей. Так, старший сын его Мстислав, княживший в Новгороде Великом, совершил с новгородцами и псковичами большой поход за озеро Пейпус в землю Ливонской Чуди и взял ее город Оденпе, или Медвежью голову (1116 г.). Другой его сын Юрий (Долгорукий), посаженный отцом в Ростовской земле, ходил на судах Волгою в землю Камских Болгар и возвратился с большим пленом и добычею (1120 г.). Третий сын Мономаха Ярополк и один из сыновей черниговского князя Давида по следам своих отцов ходили с их войсками за Дон, где погромили половцев и ясов, или алан (1116 г.). Ярополк в этом походе пленил одну красивую аланскую княжну, на которой и женился. Вероятно, не без связи с этим погромом часть хазар, а также некоторые орды печенегов и торков, порабощенные половцами, восстали против своих притеснителей; однако после кровопролитной борьбы были побеждены, бежали в русские пределы, и поселены великим князем на свободных землях. Впрочем, часть печенегов и торков вместе с берендеями вскоре была изгнана из Руси, конечно, за свои мятежи и разбои.

Поход на Дунай при Владимире Мономахе

Ко времени Владимира Мономаха относится еще одно столкновение Руси с греками.

По примеру отцов и дедов, великие князья киевские продолжали заключать родственные союзы с разными государями европейскими, именно польскими, угорскими, немецкими, скандинавскими и греческими. Мономах, как известно, был сын греческой царевны; сам он вступал в брак три раза, и первой супругой его была Гида, дочь английского короля Гарольда, павшего в битве при Гастингсе; а старший сын его Мстислав был женат на Христине, дочери шведского короля. Одна из дочерей Мономаха, Евфимия, сделалась супругою угорского короля Коломана (впрочем, старый и ревнивый муж потом отослал ее к отцу); а другая его дочь, Мария, находилась замужем за греческим царевичем Леоном. Этот царевич был сыном злополучного византийского императора Романа Диогена, который попал в плен к туркам и лишился престола. Леон в 1116 году появился на Дунае с войском, набранным, вероятно, из Руси и половцев, и завладел некоторыми болгарскими городами. Знаменитый византийский император Алексей Комнен поспешил отделаться от соперника с обычным своим искусством. Он подослал двух сарацин, которые пришли в Дористол к Леону с предложением своих услуг и, улучив минуту, убили его. Тогда Владимир Мономах, желая отомстить за смерть зятя или, вернее, вступаясь за права его маленького сына, а своего внука Василия, отправил на Дунай войско под начальством Ивана Войтишича, который и разместил в дунайских городах русских посадников. Но Дористол вскоре был захвачен греками. Владимир послал для взятия этого города одного из своих сыновей, Вячеслава, с воеводою Фомою, сыном известного боярина Ратибора; но и они не могли взять Дористола. А потом и остальные дунайские города снова перешли в руки греков, вероятно, по мирному договору с Владимиром. Во всяком случае, под конец Мономахова княжения мы видим его опять в дружеских отношениях с Византией; в 1122 г., уже по смерти Алексея Комнена при его сыне Иоанне Комнене, он выдает свою внучку, дочь Мстислава, замуж за какого-то греческого царевича. А несчастный его внук Василий Леонович воспитывался при Киевском дворе и впоследствии погиб в одной битве Мономаховичей с Ольговичами.

Внутренняя деятельность Владимира Мономаха

Как и все великие государственные люди, Владимир Мономах славен не одними военными доблестями; он был замечателен и на поприще мирной, гражданской деятельности. На его заботы о правосудии указывает Русская Правда, которую он дополнил новыми статьями. Владимир любил также строиться, и ему принадлежало несколько замечательных сооружений. Между прочим, летопись упоминает о мосте, устроенном через Днепр. В его княжение были расширены укрепления Новгорода Великого, а город Ладога обведен каменною стеною. Ему приписывают основание города Владимира в Ростовско-Суздальской земле, в которую он предпринимал довольно частые поездки. По примеру деда и прадеда, он много заботился о созидании храмов; при нем довершен в Вышгороде каменный храм Бориса и Глеба, куда и были перенесены останки этих мучеников. Памяти последних он оказывал особое уважение, и в честь их создал "прекрасную" церковь на самом месте убиения Бориса.

Великое княжение Мономаха, впрочем, ознаменовалось и некоторыми обычными бедствиями, посещавшими Древнюю Русь, каковы засуха и землетрясение (на юге), наводнение (в Новгороде) и пожары. Особенно страшный пожар разразился в Киеве в 1124 году. Он продолжался два дня, 23 и 24 июня, обратив в пепел Подол и часть Верхнего города; одних церквей, по словам летописи, сгорело будто бы до 600. Погорело и Жидовское предместье. Были, вероятно, и другие бедствия, не занесенные в летопись, например, саранча, которая тучами налетала на Южную Русь из стран, прилежащих к Дунаю и Черному морю; она пожирала все, что встречала на своем пути: хлеб, траву, древесные листья и пр. Судя по нашей летописи, особенно опустошительные набеги саранчи происходили в княжение предшественника Владимира Святополка-Михаила.

При всем своем стремлении к единству русских земель под верховною властью киевского князя Владимиру Мономаху не могла и в голову прийти мысль об уничтожении удельного порядка, который вполне сроднился с духом и понятиями того времени. Подобно своему деду и прадеду, он хлопотал только о том, чтобы соединить как можно более областей в руках своих и своего потомства. Черниговские Святославичи, галицкие Ростиславичи и отчасти полоцкие Всеславичи отстояли свои наследственные уделы; но зато Владимиру в качестве великого князя Киевского оружием и ловкой политикой удалось еще раз собрать под владением одного дома почти все остальные русские области.

Владимир Мономах скончался на 74-м году от рождения, 19 мая 1125 года, во время своей поездки в родной Переяславль. Там он наблюдал за окончанием упомянутой выше "прекрасной" церкви Бориса и Глеба, которую соорудил на берегу Альты, недалеко от самого города. Сыновья, внуки и бояре перенесли его в Киев и погребли в Софийском соборе, рядом с отцом его Всеволодом. Летописец прибавляет, что весь народ и все люди плакали по нем, как "дети по отце или по матери". По его выражению, это был "братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю", о котором слава прошла по всем странам; особенно он был страшен "поганым", т.е. Половцам .


Мономахово Поучение сохранилось только в одной Лаврентьевской летописи. Рассказ Владимира о своем деятельном, простом образе жизни подтверждается Посланием о Посте, которое митрополит Никифор написал для того же князя. Там говорится о Мономахе, что он "более на земле спит и дому бегает и светлое ношение порт отгонит, и по лесам ходя сиротину носит одежду и по пути в град входя, волости деля, в властительную ризу облачится" (Русские Достопамятности 1.68). Кроме рассуждения Погодина "О Поучении Мономаховом" (Известия 2 отд. А. Н. X. 294), оценку Поучения как "памятника религиозно-нравственных воззрений" см. в статье С.Протопопова (Журн. Мин. Нар. Пр., 1874. Февраль).

О Ярославе Святополковиче П. С. Лет. Т. II.

Летопись наша (именно Ипатьевская) только вкратце упоминает под 1122 годом: "И Володаря яша Ляхове лестью, Василькова брата". Подробности мы находим в латино-польских источниках, именно у Герборда в жизни Отгона, епископа Бамбергского, у Кадлубка и Богуфала. (См. Белевского Monumenta Poloniae Historica. T. II. стр. 2, 74, 350 и 508.) О захвате русского князя они сообщают не совсем согласно; по Кадлубку и Богуфалу, он был схвачен на пиру; но вероятнее и обстоятельнее других рассказывает о взятии его на охоте и выкупе Герборд. Длугош говорит, будто Володарь был пленен в сражении. Он прибавляет, что Болеслав взял за Володаря окупу 20 000 марок серебра и 500 сосудов, т.е. блюд, чаш и ковшей греческой работы. Ипатьевская летопись под 1145 годом сообщает о судьбе вероломного Петра Власта. Преемник Болеслава Кривоустого Владислав II велел его ослепить, урезать ему язык, разграбить его дом и выгнать его с женою и детьми. Он нашел убежище на Руси.

О брачных союзах Мономаха см. у Карамзина, т. II, глава VII и примеч. 240 и 241.

О предприятии Леона Диогеновича и посылке русского войска Владимиром Мономахом в дунайские города сообщают почти все списки русских летописей, которые при этом называют Леона зятем Владимира (за исключением Густынской, которая называет его зятем Володаря).

К тому же времени относится сомнительный рассказ некоторых позднейших летописных сводов о том, что русские войска разорили Фракию и осадили самый Константинополь. Тогда устрашенный император Алексей Комнен будто бы послал к Владимиру Мономаху эфесского митрополита Неофита и других знатных людей с просьбою о мире и с богатыми дарами, между которыми находились: крест из животворящего древа, золотой венец, золотая цепь и бармы (оплечье) императора Константина Мономаха, сердоликовая чаша императора Августа, скипетр и пр. Неофит торжественно возложил на Владимира венец и бармы и назвал его царем. (См. своды Никоновский, Воскресенский и Густынский, а также в рукописных повестях у Карамзина к т. И прим. 220.) По всей вероятности, этот рассказ сложился во времена гораздо более поздние, чем XII век, между прочим, для того, чтобы объяснить происхождение знаменитой Мономаховой шапки и других регалий, которые возлагались при короновании великих князей и царей московских. (Они хранятся в Московской Оружейной палате. Археолог Филимонов в еще неизданном своем исследовании доказывает, что так наз. Мономахова шапка работы мусульманско-египетских мастеров XIII века и была прислана в дар египетским султаном Калауном хану Золотой Орды Узбеку, а от последнего перешла к Ивану Калите. Академик Кондаков считает ее произведением византийским.)

Замечательно, что греческие источники совсем не упоминают ни о Льве Диогеновиче, как зяте Мономаховом, ни о войне последнего с греками. По их известиям, сын Диогена Константин еще ранее того погиб в сражении с турками близ Антиохии (см. у Вриенния и Анны Комнен); а после того явился какой-то самозванец, выдававший себя за этого сына Диогена. Он был сослан в Херсонес Таврический, оттуда бежал к Половцам и вместе с ними вторгся во Фракию, но был обманом захвачен в плен греками и ослеплен. О походе с Половцами на греческую землю и ослеплении его упоминают и все наши летописи под 1095 г., называя этого самозванца просто Девгеничем. По некоторым соображениям, и в предприятии этого Лжеконстантина участвовали не одни Половцы, но и Русь. Он действительно проник во Фракию и осадил Адрианополь. (См. Васильевского "Византия и Печенеги" в Журнале Мин. Нар. Просвещения, 1872 г. Декабрь.) Может быть, это предприятие и подало повод к вышеупомянутому рассказу о войне Руссов во Фракии (причем вместо Адрианополя назван Константинополь) и присылке даров Владимиру Мономаху. Но и другой сын Диогена Леон, по словам Анны Комнен, был убит не в Дористоле, а в сражении с Печенегами, в 1088 г. Итак, кто же был зятем Владимира, истинный царевич или самозванец? Вообще все эти известия довольно темны и сбивчивы. Г. Васильевский предлагает догадку, что Роман Диоген, кроме упомянутых имел и других сыновей, так как он женат был два раза; что, кроме Льва, родившегося от второго брака, у него, вероятно, был еще сын Лев от первого брака, и что этот-то последний, названный в нашей летописи зятем Владимира Мономаха, был женат не на дочери его, а на сестре ("Русско-Византийские отрывки". Журн. Мин. Н. Пр. 1875. Декабрь). Предположение о двух Львах, сыновьях Диогена от разных матерей, находим вполне вероятным; но полагаем, что, наоборот, Лев, убитый в 1088 г., происходил от первого брака, а Лев, погибший в 1116 г., рожден от второго, когда Диоген уже царствовал (1067 – 1071), и, следовательно, зять Владимира Мономаха был не только истинный царевич, но и "порфирородный". Что касается до предложения преемника Диогенова Михаила VII Дуки (1071 – 1078), который сватал для своего брата Константина дочь какого-то князя, то г. Васильевский основательно полагает, что этот князь был не кто иной, как Всеволод, отец Владимира Мономаха. (Об этом сватовстве идет речь в двух письмах Михаила VII, обнародованных ученым греком Сафою в Annuaire de l"essociation pour l"encouragement des etudes grèques en France. 1875). Но сватовство, очевидно, не состоялось, так же как, вероятно, не успело окончиться браком и то сватовство Михайлова предшественника, на которое есть намек в данных письмах. Может быть, в обоих случаях оно относилось к известной Янке, дочери Всеволода, которая недаром же осталась девицею и, будучи монахиней, предпринимала путешествие в Царьград.

О смерти Василька Леоновича Киевская летопись (по Ипатьевскому списку) упоминает под 1196 г. Иначе она называет его тут же "Василько Маричич, внук Володимира", т.е. по матери Марии. Очевидно, Леонович и Маричич – одно и то же лицо. Та же летопись сообщает и о браке Мономаховой внучки с греческим царевичем; о каком царевиче здесь говорится, неизвестно. Карамзин справедливо полагал, что это Алексей, сын императора Иоанна Комнена (т. II, прим. 242). См. ниже прим. 25.

Перевезенцев С. В.

Владимир Всеволодович Мономах (в крещении Василий) (1053–1125) – князь смоленский, переяславский, великий князь киевский с 1113 г. Сын великого киевского князя Всеволода Ярославича и византийской принцессы Марии, от отца которой императора Константина IX Мономаха унаследовал свое почетное родовое прозвище «Мономах» (греч. - «единоборец»). Еще при жизни отца Владимир Всеволодович начал княжить в Смоленске, по поручению своего родителя участвовал в походах против врагов Руси. В 1093 г. после смерти Всеволода Ярославича, киевляне пригласили его на великое княжение. Но он отказался и, соблюдая принцип старшинства, уступил великокняжеский стол двоюродному брату Святополку Изяславичу.

В 1093 г., Владимир Мономах, вместе с другими молодыми князьями принял участие в битве с половцами на реке Стугне. В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха состоялся княжеский съезд в Любече. В 1103 г на Долобском съезде русские князья решили начать широкое наступление на половцев и отогнали степняков далеко за Дон и на Северный Кавказ. Вдохновителем и руководителем этих походов стал Владимир Всеволодович Мономах.

В 1113 г., после смерти киевского князя Святополка, в Киеве началось восстание против ростовщиков-иудеев и спекулянтов солью. Киевские бояре призвали на великокняжеский стол Владимира Мономаха. Чтобы успокоить киевлян, Владимир Всеволодович, не въезжая в охваченный восстанием Киев в пригородном селе Берестове повелел составить новый «устав». Этот устав вводил более справедливые правила взимания долгов, упорядочил правила взаимных денежных расчетов купцов, а также определил повинности крестьян-закупов, оградившие их от превращения в рабов-холопов. Новые законы облегчили положение должников и закупов, стали составной частью «Русской Правды», успокоили мятежное киевское простонародье и снискали Владимиру Мономаху славу мудрого законодателя и правителя, заботящегося о благе всех своих подданных.

Еще при жизни Владимир Мономах прославился своим полководческим талантом, совершив более восьмидесяти «великих» воинских походов, «малые» же походы исчислялись, видимо, сотнями. В историю Древней Руси Владимир Мономах вошел и как политический деятель, поставивший во главу угла идею единства Руси, которой он неизменно следовал в своих практических деяниях - он смог пресечь княжеские междоусобицы, возвысить авторитет великокняжеской власти, усмирить соседей-кочевников, объединить Русь под своим руководством.

Но, кроме того, что Владимир Мономах являлся крупнейшим военно-политическим деятелем Киевской Руси, он был и глубоким религиозно-философским мыслителем. Об это свидетельствует его знаменитое «Поучение» - наказ, завещание, которое Владимир Мономах предназначал для своих детей. «Поучение», с примыкающим к нему письмом Владимира Мономаха брату Олегу Святославичу, читается только в Лаврентьевской летописи, где вставлено между рассуждениями о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. В других летописях - Ипатьевской, Радзивилловской и др. - «Поучение» отсутствует, а текст, разорванный в Лаврентьевской летописи, читается без всякого разрыва. По поводу того, когда было написано «Поучение», существует большая литература, но вероятнее всего это произошло в 1117 г.

«Поучение» - это первая в нашей истории настоящая, очень подробная автобиография, помимо прочего представляющая собой выдающийся памятник древнерусской литературы, политической и религиозно-философской мысли.

Текст «Поучения» показывает, насколько глубоко к началу XII века христианское миросозерцание проникло в души и сердца мирских людей. Ведь, по сути дела, «Поучение» Владимира Мономаха - это первое известное нам в Киевской Руси светское произведение, основанное на христианском вероучение. Иначе говоря, это первое русское христианское сочинение, написанное светским человеком, а не монахом или священнослужителем.

Конечно, в «Поучении» можно увидеть, что на бытовом уровне в жизни русских людей XII века еще сохраняются языческие обычаи. Так, сам Владимир Мономах продолжает носить два имени - «нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир». Языческий образ ожидания смерти - «на санех седя» - используется великим князем для объяснения причин создания «Поучения». Именно по древней, но сохраняющейся еще на Руси языческой традиции, умершего везли либо в ладье, либо в санях. Следовательно, великий князь написал свое «Поучение», находясь на склоне лет, готовясь отойти в мир иной. Не чуждо Владимиру Мономаху и воспевание воинской доблести князей, своими корнями уходящее в языческую древность.

И, тем не менее, весь строй, вся основная символика и основные идеи «Поучения» Владимира Мономаха - глубоко христианские. Многочисленные и объемные цитаты из Псалтири и трудов Василия Великого, приведенные в тексте «Поучения», показывают не только хорошее знание Владимиром Мономахом христианской литературы, но и то, что именно христианские идеи были фундаментом всего мироощущения великого киевского князя. И главный наказ, который он обращает к своим детям, заключается в том, чтобы они всей душой приняли и исполняли правила христианского благочестия, хранили в своих сердцах истинную веру. И тогда у них сохранится надежда на избавление от грехов, обретения вечного спасения и вечную жизнь в Царствие Небесном, которая окрыляет душу всякого христианина и составляет главную цель земного бытия: "…Избыти грееховъ своихъ и Царствия не лишитися".

Красными нитями через текст всего «Поучения» проходят два глубинных христианских символа. Первый из них - символ сердца. В христианском понимании сердце - это вместилище и хранилище Божией благодати, средоточие и ядро всей человеческой личности. Поэтому именно к сердцам своих детей взывает Владимир Мономах, надеясь, что они примут его наказ «в сердце свое». И также к сердцам своих детей обращается он в надежде на то, что, истинно уверовав, они не будут лишены Божией благодати: «Аще вы Богъ умякчить сердце, и слезы своя испустите о гресех своих».

Второй символ - символ страха Божиего, который неразрывно связан с символом сердца. Уже в начале «Поучения» Владимир Мономах пишет: «Первое, Бога для и душа своея, страх имейте Божий в сердци своемь и милостыню творя неоскудну, то бо есть начатокъ всякому добру». По сути дела, здесь мы встречаемся с почти дословным прочтением библейской мудрости. «Начало мудрости - страх Господень», - говорится в Псалтири (111:10) и в Притчах Соломона (1:7, 9:10). Более того, в тех же Притчах утверждается - «страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (Пр. 10:27). Следовательно, испытание Страхом Господним - это один из важнейших путей к спасению. Ведь, согласно православному вероучению, Господь насылает Свои кары и страх Божий для того, чтобы очистить человека от скверны и избавить от грехов. Результатом же такого очищения является обретение премудрости и познание Божиих тайн. И недаром, завершая свои наказы детям, Владимир Мономах вновь возвращается к этому символу: «Се же вы конецъ всему: страхъ Божий имейте выше всего».

В этом отношении интересен тот факт, что идея страха Божиего уже вышла из монашеской среды и проникла в умы и души светских людей, даже властителей.

Необходимо отметить, что позднее символы сердца, как вместилища Божией благодати, и страха Божиего, как начала мудрости, станут одними из важнейших во всей древнерусской религиозно-философской мысли. Более того, эти символы будут сохранять свое значение и в XVIII–XX веках, став основой целого направления в отечественной философии, получившего именование «метафизика сердца».

В «Поучение» Владимира Мономаха перед нами разворачивается настоящая, яркая и образная картина христианского благочестия. И это тоже не случайно. Ведь одна из целей «Поучения» - показать идеальный образ христианского властелина. Покаяние, милосердие, молитва, попечение о слабых, справедливость, упование на Бога объявляются Владимиром Мономахом теми «малыми делами», которые доступны всем, и которые должны служить основными принципами управления государством: «Да то вы, дети мои, не тяжька заповедь Божья, оже тееми делы 3-ми избыти грееховъ своихъ и Царствия не лишитися». Среди этих принципов - и обязательный союз с Церковью, уважительное отношение к священнослужителям. Но при этом, Владимир Мономах постоянно делает акцент на главной для него в этом случае идее, - инициатива истинного христианского благочестия должна исходить от правителя.

Интересно в этом отношении, что Владимир Мономах, будучи светским правителем, довольно-таки скептически относится ко все более нараставшему с конца XI века аскетизму. Наоборот, он утверждает, что исполнение Божиих заповедей не составляет больших трудностей, а включает в себя всего лишь «три малых добрых дела»: покаяние, слезы и милостыня. Он призывает своих детей: «А Бога для не леенитеся, молю вы ся, не забывайте 3-х деелъ теехъ: не бо суть тяжка; ни одиночьство, ни чернечьство, не голодъ, яко иние добрии терпять, но малым деломь можно улучити милость Божию».

Идея «спасения малыми делами», столь ярко представленная в «Поучение» Владимира Мономаха - это явный отголосок все еще сохраняющего свое влияние раннего древнерусского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. Ведь и само христианское мироощущение великого князя - достаточно светлое и оптимистичное, даже несмотря на то, что ему близка идея страха Божиего. В этом смысле «Поучение» Владимира Мономаха - это пересечение двух христианских традиций внутри православной веры. А, по сути дела, даже трех традиций, если учитывать некоторой влияние языческих верований.

Важнейшей задачей истинного христианского правителя, помимо насаждения христианского благочестия, является сохранение единства своего государства. Поэтому, когда Владимир Мономах излагает в «Поучение» историю своей жизни, столь ярко вырисовывается идея единства Руси. Именно этой идее и служил сам Владимир Мономах. Понимая неизбежность процесса дробления Руси на отдельные княжества, он стремился убедить своих наследников сохранить их политическое, военное и культурное единство. Любопытен приведенный Владимиром Всеволодовичем пример: прилетающие весной из рая птицы, занимают свое, принадлежащее лишь им место; слабые занимают свое, а сильные - свое. И ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место - каждая довольствуется своим уделом. Так, считал Мономах, должны поступать и князья-рюриковичи. Так всю свою жизнь поступал и сам Владимир Всеволодович, правивший в согласии со своей совестью, чувствуя нужды родной земли.

Об этом свидетельствует еще одно его произведение, дошедшее до нас - «Письмо к Олегу Святославичу», внуку Ярослава Мудрого и многолетнему сопернику Мономаха. В этом письме Владимир Мономах призывает своего соперника отказаться от кровопролитной борьбы и мести, несмотря даже на то, что Олег Святославич убил в междоусобной борьбе за город Муром сына Мономаха - Изяслава.

Это письмо - свидетельство того, как сам Владимир Мономах, обуреваемый жаждой мести, подавляет в себе это низменное начало и пытается замириться с братом. Интересно, что в этом послании вновь важное место занимает символ сердца: «О многострастный и печалны азъ! - восклицает Владимир Мономах. - Много борешися сердцемъ, и одолевши, душе, сердцю моему, зане, тленьне сущи, помышляю, како стати пред Страшным Судьею, каянья и смиренья не приимшим межю собой».

Источником его мирных намерений служат, во-первых, идея Христовой любви, а, во-вторых, забота о единстве Русской земли. Даже со смертью сына готов примириться Владимир Мономах, во имя прекращения междоусобицы. Поэтому и обращается он к Олегу Святославичу с призывом к смирению и покаянию, утверждая: "…Не хочю я лиха, но добра хочю братьи и Русьской земли".

Произведения Владимира Мономаха - «Поучение» и «Письмо к Олегу Святославичу» - дошли до нас в единственном экземпляре в составе Лаврентьевской летописи. Но это не значит, что они не были известны современникам и потомкам. Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина и князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе. Более того, в XVI веке, когда встал вопрос о принятии московскими великими князьями царского титула, именно Владимир Мономах, как внук константинопольского императора, стал важнейшим звеном в генеалогическом древе, обосновывающим царские претензии московских государей. И недаром, царский венец, которым стали венчаться на царство, получил название «шапки Мономаха», хотя, как известно, не имел к историческому Мономаху абсолютно никакого отношения.

др.-рус. Володимиръ Мономахъ; в крещении Василий

князь ростовский (1066-1073), князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель

Владимир Мономах

Краткая биография

Государственный деятель, князь смоленский, черниговский, переяславский, великий князь киевский, полководец, мыслитель, писатель, автор произведения, известного как «Поучения Владимира Мономаха», одного из первых известнейших светских литературных памятников Древней Руси.

Появившись на свет в 1053 г., был потомком знатных родов. Отцом Владимира Мономаха был переяславский князь Всеволод Ярославич, который, в свою очередь, приходился сыном великому киевскому князю Ярославу Мудрому. Мать, вероятно, приходилась дочерью либо племянницей Константину IX Мономаху, византийского императора (отсюда и берет начало его прозвище).

Детские и юношеские годы Владимира Мономаха прошли в Переяславе-Южном, при отцовском дворе. Опыт участия в государственном управлении и военном деле был ранним: 13-летний Владимир самостоятельно княжил в Ростово-Суздальской земле, с 1073 по 1078 гг. являлся князем смоленским, не раз отправлялся с отцовской дружиной в военные походы. В 1076 г. он вместе с Олегом Святославичем был участником похода в поддержку поляков, воевавших с чехами; ходил два раза против Всеслава Полоцкого со Святополком Изяславичем и отцом.

В 1078 г. Всеволод Ярославич становится великим князем киевским, и его сын, которому тогда было 25 лет, становится правителем Чернигова, отражает половецкие набеги на свои земли в 1080 г. В течении полутора десятков лет нахождения у власти отца сын всегда был его правой рукой в решении военных и политических вопросов, много раз стоял во главе великокняжеских дружин в походах против не желавших подчиняться князей и половцев.

Когда великий князь Всеволод в 1093 г. умер, у его сына был хороший шанс стать преемником, однако старшим из рода Рюриковичей оставался его двоюродный брат Святополк Изяславич. Чтобы не спровоцировать новый виток междоусобной вражды, Мономах признал его право на престол, а сам отправился к себе в Чернигов.

Эти два десятка лет жизни, пока страной с 1093 по 1113 гг. правил Святополк Изяславич, были для Мономаха весьма насыщенными, он познал горечь жестоких поражений и побед, которые помогли ему снискать славу выдающегося полководца. Ему довелось потерять младшего брата, старшего сына, уступить в 1094 г. черниговские земли Олегу Святославичу, после чего он остался в статусе князя переяславского. На его новые владения также постоянно нападали половцы; общаясь с другими князьями, он призывал к сплочению перед лицом врага, выступил идейным вдохновителем. С 1103 г. русские войска постоянно предпринимали походы в Половецкую степь. После знаменитого успешного выступления 1111 г. набегов не было еще очень долго.

Со смертью в 1113 г. Святополка Изяславича в биографии Владимира Мономаха начинается новый этап, связанный с его правлением Киевской Русью в качестве великого князя. Его восшествие на престол проходило в условиях народного восстания, которое Мономах подавил, но при этом провел реформы, частично облегчающие положение низших слоев населения. Период нахождения у власти характеризовался усилением Киевской Руси, последним в ее истории. С помощью сыновей Владимир Мономах контролировал 3/4 территории всех древнерусских земель. Способствовавшими этому факторами были огромный авторитет Мономаха, концентрация всей власти в его руках, необходимость сплочения перед лицом половцев. В «Слове о погибели Русской земли» именно эти годы называют самым счастливым временем для Руси.

Владимир Мономах оставил след в истории как автор литературных произведений, из которых до наших дней дошло три: письмо к Олегу Святославичу, рассказ автобиографического характера о военных походах, а также прославленное «Поучение Владимира Мономаха», настоящий кладезь житейского опыта, который правитель хотел передать своим пятерым сыновьям. Скончался Мономах 19 мая 1125 г.

Биография из Википедии

Влади́мир Все́володович Монома́х (др.-рус. Володимиръ (-мѣръ) Мономахъ; в крещении Василий ; 1053-19 мая 1125) - князь ростовский (1066-1073), князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. На сохранившихся печатях Владимир Мономах также использовал титул архонт всея земли Русской , на манер византийским титулам.

Владимир Мономах был сыном князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая, предположительно, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.

В Русской Православной Церкви почитается как благоверный князь в соборе Всех святых в земле Российской просиявших (второе воскресенье после Пятидесятницы) и в соборе Киевских святых (15 июля (28 июля)).

От ранних лет до княжения Святополка Изяславича

Своё детство и юность провёл при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславле-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далёкие походы, воевал против половцев.

В 1076 году вместе с Олегом Святославичем участвовал в походе в помощь полякам против чехов, также дважды ходил с отцом и Святополком Изяславичем против Всеслава Полоцкого. Во время второго похода произошло первое использование наёмного войска из половцев для междоусобной войны. На момент смерти киевского князя Святослава Ярославича (декабрь 1076 года) был смоленским князем.

В 1078 году его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1080 году отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.

В начале 1080-х подавил восстание вятичей, произведя два похода (две подряд зимы между 1078 и 1084 годами).

В 1093 году после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая войны, не препятствовал двоюродному брату Святополку занять престол, сказав: «Если сяду на столе отца своего, то буду воевать со Святополком, так как стол этот был его отца». Сам же остался княжить в Чернигове. Однако Владимир сохранил свою власть в Ростове и распространил её на Смоленск (1097). Также ему удалось не допустить замены своего сына Мстислава в Новгороде сыном Святополка (1102), и тем самым он нарушил традицию, по которой в Новгороде княжил старший сын киевского князя.

При Святополке Изяславиче (1093-1113)

Сразу после смерти Всеволода Ярославича Владимир и его брат Ростислав вместе со Святополком Изяславичем в мае 1093 года потерпели тяжёлое поражение у Треполя, на реке Стугне, от половцев. Во время бегства через реку Ростислав Всеволодович утонул. Пытаясь спасти его, Владимир едва не утонул сам. После нового поражения Святополка у Желани Владимир вместе со Святополком бился с половцами ещё раз - у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него был заключён мир, скреплённый женитьбой Святополка на дочери хана Тугоркана.

Картина С. В. Иванова. Русские князья заключают мир в Уветичах.

В условиях киевско-половецкого мира Владимир оказался один на один с поддержанным половцами Олегом Святославичем, изгонявшим из Чернигова ещё его отца, и вынужден был после 8-мидневной осады уступить ему Чернигов (июль 1094). В следующем году в Переяславле Владимир Мономах после споров прислушался к советам дружинников Славяты и Ратибора и согласился убить во время мирных переговоров двух половецких ханов (Итларя и Кытана), после чего Святополк выступил на стороне Владимира в войне за левобережные волости. Изгнание Олега из Чернигова в мае 1096 года обернулось вторжением Тугоркана и Боняка соответственно на левый и правый берега Днепра, но Тугоркан был разгромлен на Трубеже (19 июля 1096) и погиб.

Тем временем Олег занял Муром (в битве у города погиб сын Мономаха Изяслав Владимирович), Ростов и Суздаль. Тогда на него двинулся Мстислав Владимирович из Новгорода, а Вячеслав Владимирович (уже в союзе с половцами) был послан отцом ему на помощь с юга. Олег был разгромлен на Колокше и изгнан из Рязани. Однако, несмотря на военные поражения, по решению Любечского съезда (1097) Святославичи получили всё отцовское наследство: Чернигов, Новгород-Северский, Муром, Рязань, Курск, Тмутаракань, после чего междоусобица на левобережье Днепра утихла.

А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком».

Владимир Мономах по решению Любечского съезда получил все волости Всеволодовы, то есть Переяславль, Смоленск, Ростовскую область. Новгород также остался за сыном его Мстиславом.

Вскоре после Любечского съезда началась война за Волынь, Перемышль и Теребовль. Формальным поводом к войне послужило ослепление Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским, но то, что это произошло во владениях Святополка, едва не привело к его свержению Владимиром с киевского престола в 1098 году. В результате войны Святополк отобрал у Давыда Волынь себе, а претензии Святополка на владения Ростиславичей провалились после битв на Рожном поле и на Вагре. Заключение мира и распределение волостей произошло на съезде в Уветичах (1100).

В 1101 году Владимир Мономах, Олег и Давыд Святославичи на съезде у Сакова заключают мирное соглашение с половцами, подтверждённое обменом заложниками. Мир с половцами был нарушен Святополком и Мономахом в 1103 году.

Начиная с 1103 года, Владимир Мономах стал вдохновителем и одним из руководителей совместных наступательных военных походов против половцев (сражения на Сутени в 1103 году, на Сальнице в 1111), также были разбиты Боняк и Шарукан на переяславской земле (1107).

Великое княжение

После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; киевское боярство 4 мая 1113 года призвали на княжение Владимира Мономаха:

А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день [среда, 23 по н. ст.] за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. […] После того на десятый день [суббота, 26 апреля / 3 мая] устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху), говоря: «Пойди, князь, на стол отчий и дедов». Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а ещё нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев. Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье . Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой.

Восстание утихло, но в то же время князь вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение холопов и закупов.

Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 её территории. Туров Мономах получил по смерти Святополка как киевскую волость. В 1117 году Мономах отозвал своего старшего сына Мстислава из Новгорода в Белгород, что стало вероятной причиной выступления сына Святополка Изяславича Ярослава, правившего на Волыни и опасавшегося за свои наследственные права на Киев. В 1118 году Мономах вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге. В 1118 году Ярослав был изгнан с Волыни, после чего пытался вернуть княжество с помощью венгров, поляков и разорвавших союз с Мономахом Ростиславичей, но безуспешно. В 1119 году Мономах силой оружия завладел также Минским княжеством. При Владимире Мономахе начали заключаться династические браки между Рюриковичами. Ярослав Святополчич (убит в 1123 году при попытке вернуть Владимир-Волынский) и Всеволод Ольгович (черниговский князь с 1127 года) были женаты на дочерях Мстислава Владимировича (внучках Мономаха), на дочери Мономаха Агафье был женат Всеволодко городенский, Роман Владимирович был женат на дочери Володаря Ростиславича Перемышльского. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, который он заслужил в борьбе с половцами, а также концентрации большей части земель Древнерусского государства в руках киевского князя.

После второго похода русских дружин в верховья Северского Донца с разгромом находящихся под властью половцев городов (1116) половцы откочевали от русских границ (частично ушли на службу в Грузию), и посланное в конце правления Мономаха за Дон войско не нашло там половцев.

В 1116 году по поручению Владимира Мономаха Сильвестром, игуменом Выдубицкого монастыря, была создана 2-я редакция «Повести временных лет», затем в 1118 для переведённого отцом на юг Мстислава Владимировича - 3-я. Согласно предположению ряда учёных (Алешковский М. Х. и др.), в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвёртый раз отредактировал текст «Повести временных лет». Именно эта редакция летописи дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи 1377 года.

Война с Византией

В конце XI - начала XII века на Руси появился византийский самозванец Лжедиоген II, выдававший себя за давно убитого сына императора Романа IV - Льва Диогена. Владимир II Мономах из политических соображений «признал» претендента и даже выдал за него свою дочь Марию. Великому князю удалось собрать значительные силы, и в 1116 году под предлогом возвращения престола «законному царевичу» он пошёл войной против Византии - последней в истории двух государств. При поддержке Мономаха и половцев Лжедиогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наёмных убийц, посланных византийским императором Алексеем I. Это, однако, не остановило Мономаха. Он продолжал действовать - теперь уже в интересах сына Лжедиогена II - Василия и организовал новый поход, пытаясь удержать города на Дунае. Во главе войска встал воевода Иван Войтишич, которому удалось «посадить посадников по Дунаю».

Византия, по всей видимости, смогла вернуть себе придунайские земли, так как вскоре Мономах послал на Дунай ещё одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое безуспешно осаждало Доростол и вернулось обратно.

Только в 1123 году, уже после смерти императора Алексея I (15 августа 1118 г.), русско-византийские переговоры увенчались заключением династического брака: внучка Мономаха стала женой сына византийского императора Иоанна II - Алексея.

В «Слове о полку Игореве»

Упоминание в «Слове о полку Игореве»:

Были века Трояна, минули годы Ярослава, были и войны Олеговы, Олега Святославича. Тот ведь Олег мечом раздоры ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в городе Тмуторокани, звон же тoт слышал давний великий Ярославов сын Всеволод, а Владимир каждое утро уши закладывал в Чернигове.

В «Слове о погибели Русской земли» (1238-1246 гг.)

Упоминание в «Слове о погибели Русской земли»: «То всё покорено было Богом крестияньскому языку [народу] поганьскыя страны <…> Володимеру Манамаху, которым то половцы дети своя страшаху в колыбели, а Литва из болота на свет не выникываху, а Угры твердяху каменныи горы железными вороты, абы на них великый Володимир тамо не въехал. А Немци радовахуся, далече будуче за синим морем…»

Писатель

До нас дошли четыре произведения Владимира Мономаха. Первое - «Поучение Владимира Мономаха», второе - автобиографический рассказ о «Путях и ловах», третье - письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу, четвёртое (предполагаемое) - «Устав Владимира Всеволодовича».

Браки и дети

В отношении большинства детей Владимира Мономаха точно определить, когда (и, соответственно, от какой из жён) они были рождены, не представляется возможным. «Гюргева мати» (то есть мать Юрия Долгорукого), как писал сам Владимир, умерла 7 мая 1107 г., тогда как дата смерти его первой жены Гиты - 10 марта, скорее всего - 1098 г. Это соображение позволило А. В. Назаренко отнести рождение Юрия к более позднему времени и ко второму браку Владимира. Все дети от первого брака носили славянские имена, все дети от второго брака - имена греческие.

  • В 1074 году женился на принцессе-изгнаннице Гите Уэссекской, дочери короля Гарольда II Английского.
    • Мстислав Владимирович Великий (1076-1132), великий князь Киевский с 1125
    • Изяслав Владимирович (1077/1078-1096), князь курский
    • Святослав Владимирович (-1114), князь смоленский и переяславский
    • Ярополк Владимирович (1082-1139), великий князь киевский с 1132
    • Вячеслав Владимирович (-1154), князь туровский, великий князь киевский в 1139, 1150, 1151-1154
  • (ок. 1099 г.) Ефимия, возможно гречанка (ум. 7 мая 1107)
    • Мария (Марица) Владимировна (1146/1147), замужем за Лжедиогеном II
    • Евфимия Владимировна (1139), вышла замуж за Кальмана І, короля Венгрии
    • Агафия Владимировна
    • Юрий Владимирович Долгорукий (ок. 1099-1157), князь суздальский, великий князь киевский в 1149-1150 и с 1155
    • Роман Владимирович (-1119)
    • Андрей Владимирович (1102-1142), князь волынский, князь переяславский
  • (после 1107 г.) дочь половецкого хана (11 июля 1127)

Спорная генеалогия

В. Н. Татищев упоминает сына Владимира Мономаха Глеба Владимировича, князя смоленского и переяславского. Сообщения о нём в настоящее время считаются недостоверными и признаются только частью исследователей.

Существует гипотеза, что София, жена Святослава Всеславича и мать Василько Святославича, была дочерью Владимира Мономаха. Если это так, то София Владимировна должна быть дочерью от первого брака Владимира.

А. В. Назаренко на основании сведений о разорванной помолвке между венгерским принцем Белой и дочерью византийского императора Мануила Комнина Марией обосновал предположение, что у Владимира Мономаха была дочь, в западных источниках известная как Юстиция, жена Оттона II, графа диссенского, и прабабка Марии Комниной. На Руси у неё могло быть христианское имя Евпраксия или Евномия, переведённое с греческого на латынь как Юстиция. Исследователь считает, что брак между Мономаховной и Оттоном II был заключён примерно в 1094-1096 годах и был связан с переориентацией Владимира Мономаха на союз с пропапской партией Вельфов после скандального развода его сестры Евпраксии-Адельгейды и германского императора Генриха IV. Надо заметить, что гипотеза Назаренко требует пересмотра традиционной генеалогии графов диссенских.

Память

  • В 2002 году была выпущена памятная монета Украины, посвящённая Владимиру Мономаху.
  • В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвящённая Владимиру Мономаху.
  • Владимир Мономах увековечен на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
  • В городе Прилуки Черниговской области установлен памятник Владимиру Мономаху.
  • В честь князя названа атомная подводная лодка проекта «Борей» ВМФ России.

В. М. Васнецов. Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты.

Борис Чориков Венчание на царство князя Владимира Мономаха

Завещание Владимира Мономаха детям, 1125. Литография по рисунку художника Бориса Чорикова. 1836 год

В литературе

Владимиру Мономаху и его эпохе Александр Грибоедов посвятил замысел одной из своих трагедий (до наших дней сохранился лишь её отрывок - сцена «Диалог половецких мужей»). Из современных литераторов о князе писали Борис Васильев, Антонин Ладинский (роман «Последний путь Владимира Мономаха»), Евгений Санин и Василий Седугин.


Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), великий князь киевский (с 1113 г.).

Сын князя Всеволода Ярославича, по линии матери - внук византийского императора Константина IX Мономаха, отсюда и его прозвание.

Впервые получил самостоятельное княжение в 13 лет в Ростово-Суздальской земле.

В 1069 г. стал править Смоленской землёй.

После утверждения на великокняжеском престоле в Киеве Всеволода Ярославича Владимир Мономах получил Черниговское княжение. На протяжении всех 15 лет правления отца в Киеве (1078-1093 гг.) Владимир был главной его опорой в политических и военных делах. Многократно возглавлял воинские походы как против половцев, так и против мятежных князей, не желавших подчиняться великому князю.

Всеволод, умерший в 1093 г., видел своим преемником Владимира, но иначе решило киевское вече, с волей которого князья не могли не считаться. Формально старшим в роде Рюриковичей после смерти Всеволода Ярославича был Святополк Изяславич, внук Ярослава Мудрого.

Мономах во избежание междоусобной брани добровольно удалился в Чернигов, признав правившего до 1093 г. в Турове Святополка Изяславича великим князем на киевском престоле.

20-летнее правление Святополка Изяславича (1093-1113 гг.) было для Владимира Мономаха временем как великих побед, так и серьёзных неудач, личных трагедий. В 1093 г. он потерпел жестокое поражение от половцев на реке Стугне. Во время бегства разбитой русской рати прямо на глазах у потрясённого Владимира утонул его младший брат Ростислав.

В 1096 г. Владимир потерял старшего сына Изяслава, погибшего в Муроме во время боя с дружиной князя Олега Святославича, которому в 1094 г. Мономах добровольно уступил черниговское княжение. Сам он остался князем переяславским в Переяславле Русском на реке Трубеж.

С 1103 г. начались регулярные походы русских ратей в Половецкую степь. Крупнейшим стал поход 1111 г. Русская летопись утверждает, что ещё спустя десятки лет после этого половецкие матери пугали маленьких детей грозным именем Мономаха. Великим князем киевским Владимир Всеволодович стал в 1113 г.

Его правление на Руси - время последнего расцвета её могущества как единого государства, простиравшегося от Нижнего Дуная до Ладоги и от Карпат до Волги. Не случайно в трагическом «Слове о погибели Русской земли» именно время Мономаха выделено как самое счастливое для Руси.

Владимир Мономах стал вторым, вслед за своим прадедом Владимиром I Святым, прототипом былинного Владимира Красное Солнышко. Славные деяния Ильи Муромца также восходят к эпохе Мономаха. В историю Древней Руси князь Владимир вошёл и как автор трёх незаурядных произведений литературы: письмо к Олегу Святославичу (1096 г.); рассказ о своей жизни, где описаны его воинские походы, которых, по словам Мономаха, «было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших»; а также Поучение, обращённое к сыновьям-восприемникам.

После кончины 19 мая 1125 г. Владимир Мономах оставил пять сыновей и третью жену. Первой его женой была королева Гита, дочь последнего саксонского короля Англии Гарольда II, погибшего в 1066 г. в битве с норманнами у Гастингса.

Наследником князя стал его сын Мстислав, который ещё семь лет, до самой смерти в 1132 г., следуя заветам отца, сохранял единство Руси.

Сын Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина 9-го Мономаха, Анны, Владимир Всеволодович Мономах родился в 1052 г., 26 мая. С 1067 г. стал князем смоленским, а позже, с 1078 г., - черниговским. В период с 1113 по 1125 г. Мономаху принадлежал великий киевский престол. Он показал себя не только сильным правителем, но и удачливым военачальником, а также писателем.

Князь Владимир Мономах стремился поддерживать мирные отношения, избегать усобиц между русскими удельными князьями. Но, как это ни парадоксально, миротворческие устремления часто приводили Мономаха в самый центр . Первое серьезное военное столкновение в биографии Владимира Мономаха произошло в 1077 г. Тогда он выступил против по приказу Изяслава, киевского князя. В 1078 г. Мономах принял участие в междоусобном споре о киевском княжении, которое досталось в итоге его отцу. В том же году он получил от отца в княжение Черниговские земли, где отстроил замок (в Любече), способный выдержать серьезную осаду. Но, когда в 1094 г. под его стены пришел Олег Святославич с войском половцев, захотевший вернуть княжение своего отца, Владимир не стал сражаться. Он ушел с дружиной в Переяславль, который после занятия смоленского престола передал своему брату.

Будучи смоленским князем, Владимир не только стремился наладить мирные отношения с соседними князьями, но и помогал им в борьбе с врагами. Он являлся организатором (1097 г.) и в Витичеве (Уветичах) (1100 г.).

Хотя отец завещал великое киевское княжение именно ему, Владимир Мономах отказался от этой великой чести и назвал князем киевским Святополка 2-го Изяславича, своего двоюродного брата. Позже Мономах оказывал Святополку помощь в походах на кочевников-половцев. Завещание Всеволода осуществилось только после смерти Святополка 2-го в 1113 г. На правление Владимир Мономах был призван верхушкой киевской знати, устрашившейся разгоревшегося народного восстания против ростовщиков. Князь не только подавил смуту, но и счел необходимым разобраться в причинах ее возникновения. Стремясь предотвратить повторение подобного, он способствовал урегулированию норм долгового права, что было отражено в Уставе Владимира Мономаха. Этим Уставом отменялось холопство за долги, устанавливался точный размер взимаемых процентов, что улучшало положение должников и наемных работников (закупов).

Годы правления Владимира Мономаха ознаменовались непрерывной борьбой с половцами. Стремясь укрепить мир в русских землях, Владимир помогал удельным князьям в . Немногим менее 20 раз заключал с половцами мир. Был сторонником наступательной политики и организовывал рейды вглубь половецких территорий. Активно использовал для организации своих походов народное ополчение. И такая позиция приносила свои плоды. В те периоды, когда кочевники уходили от границ Руси и на пограничных землях наступал мир, популярность князя была невероятно высока.

В 1116 г. Мономах участвовал в войне против Византии, поддерживая свергнутого императора Диогена, женатого на Марии, его дочери. Война прекратилась после гибели Диогена. В том же году сын Владимира Мономаха Мстислав был отправлен в поход на половцев. В 1120 г. с русских земель были изгнаны .

Правление князя Владимира Мономаха привело к серьезному экономическому и политическому усилению Руси. Это был период расцвета культуры и литературы. Стоит отметить, что для своего времени Владимир был прекрасно образованным человеком и обладал несомненным литературным талантом. На закате жизни он создал дошедшее до нашего времени «Поучение Владимира Мономаха детям».

Рассказ князя о своей жизни, письмо к князю черниговскому и мудрые советы потомкам - вот краткое содержание «Поучения Владимира Мономаха». Обращаясь к читателю, русский князь призывает творить добро и иметь страх божий в сердце. Дает Владимир и вполне практические советы: не полагаться в войне на воевод, устанавливать строгий порядок и требовать соблюдения его, не расставаться с оружием в неспокойные времена, любить жену, но не давать ей власти над собой и т.д. Важнейшее значение этого произведения заключено не в его литературных достоинствах и практической полезности, а в прозвучавшем из уст князя призыве к объединению русских земель и прекращению усобиц.

Умер Владимир Мономах в 1125 г., 19 мая. Князь был похоронен в киевском Соборе Святой Софии. После смерти Мономаха на киевский престол взошел его сын, .


Самое обсуждаемое
Как зимуют речные раки. Где зимуют раки. Раки в наше время Как зимуют речные раки. Где зимуют раки. Раки в наше время
"вавилонское столпотворение" - значение фразеологизма Вавилонское столпотворение антоним фразеологизм
Крупнейшие наводнения в мире Крупнейшие наводнения в мире


top