Конспект логопедического занятия для детей с онр. тема: "фрукты" (с презентацией). Конспект группового занятия для детей подготовительной группы с ОНР на тему: Фрукты Конспект логопедического занятия в средней группе фрукты

Конспект логопедического занятия для детей с онр. тема:

Наталья Ахтямова
Конспект логопедического занятия в средней группе на тему «Фрукты»

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и расширить представления детей о фруктах ;

Формировать обобщающие понятия «фрукты » ;

Активизировать словарь по теме (фруктовый сад , плоды, слива, яблоко, груша, абрикос, персик, лимон, апельсин, срывать, плоды).

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы множественного числа существительных;

Совершенствовать грамматический строй речи;

Закреплять падежное согласование существительных;

Закреплять умение использовать в речи простое предложении.

Развивающие :

Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память, общую, тонкую и артикуляционную моторики.

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательные отношения, навыки сотрудничества, воспитание бережное отношение к природе.

Предшествующая работа :

Рассматривание фруктов , разучивание пальчиковой гимнастики «Фрукты » , чтение сказки В. Сутеева «Яблоко» .

Оборудование или материал :

Игрушка заяц, корзинка, фруктовые деревья , картинки с изображением фруктов , замок, мешочек, фрукты (яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мяч, подарки для детей.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам пришел? (Показываю Зайчика.) Зайка пошел в лес за фруктами , но не нашел их там. Он не знает где растут фрукты и как они выглядят . Поможем Зайке найти фрукты и узнать где они растут? (О. д.)

Сможем ли мы ему помочь? А куда же мы должны отправиться, чтобы найти фрукты ? Вот сегодня мы с вами отправимся в сад и узнаем, что же там растет. Посмотрите, на калитке висит замок. Чтобы его открыть нужно размять наши пальчики.

2. Пальчиковая игра «Фрукты » .

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один :

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос -

Высоко на ветке рос!

Этот пальчик - груша.

Просит : «…., скушай»

Этот пальчик - ананас,

Фрукт для нас

И для вас!

Вот наш замок и открылся!

Вокруг себя повернитесь и в саду окажитесь! (звучит музыка, дети поворачиваются вокруг себя и вместе с логопедом подходят к деревьям , (дереву) на которых есть фрукты ).

2. «Сказочное дерево» .

Ребята, посмотрите, какое сказочное дерево выросло в саду. (На дереве прикреплены картинки с изображением разных фруктов .) Ребята, почему я назвала это дерево сказочным? Ответы детей. А такое бывает? (Ответы детей.) Правильно, такого не бывает. Сейчас мы будем собирать плоды и говорить какой фрукт мы сорвали с дерева . А Зайка будет внимательно слушать и запоминать. (Дети срывают с дерева картинки с изображением фруктов и кладут их в корзину : яблоко, груша, апельсин, лимон, персик, банан и т. д.)

Я сорвал грушу,

Я сорвал яблоко,

Я сорвал апельсин

Я сорвал абрикос

Я сорвал сливу и т. д.

Как можно назвать одним словом то, что мы сорвали со сказочного дерева? (Фрукты .)

Повторите это слово со мной – ФРУКТЫ – и запомните .

Молодцы, мы хорошо потрудились!

5. Артикуляционная гимнастика :

«Раз, два, три, четыре, пять,

В сад пошли мы погулять!

Видим, растет яблонька, а на ней - наливные яблочки. (Дети выполняют упражнение «Щечки-яблочки» - ваши щечки круглые, как яблочки - надуть обе щеки).

Яблочки румяные, сладкие. Ползет мимо червячок, увидел яблочки : «Дай, - думает, - попробую!» (Дети выполняют упражнение «Червячок в яблочке» - высунуть язычок и спрятать его).

Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать. (Дети выполняют упражение «Жуем твердое яблочко» - имитация жевания).

Яблоки оказались очень вкусные : вдох, пауза, выдох - «Ах! Какое вкусное яблоко!»

Каждый из ребят съел по яблочку, остались от яблок только огрызки. (Дети выполняют упражнение «Огрызок яблока» - втянуть щечки - худышки).

Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались. (Упражнение «Банан» - улыбнуться, приподняв уголки губ вверх; губы сомкнуты.)

6. Физминутка.

А сейчас давайте поиграем. Выходите на ковер.

Мы сегодня в сад пойдем, (Дети шагают на месте.)

Фрукты разные найдем

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты собирать

Груши, яблоки и сливы, (Указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке.)

Виноград и апельсины.

Будем с дерева срывать. (Поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева.)

Всех знакомых угощать. (Протягивают руки вперед ладонями вверх.)

7. Д/ упражнение «Один - много» .

Посмотрите, пока мы с вами играли, Зайка собрал фрукты в мешочек и принес нам. Давайте посмотрим, какие фрукты лежат в мешочке . (Логопед достает фрукты по одному и кладет на одну тарелку 1 фрукт , на другую 2 фрукта ). Проговариваем.

Яблоко - яблоки

Груша – груши

Слива – сливы

Апельсин – апельсины

Лимон – лимоны

8. Игра с мячом «Назови ласково» .

(Дети выходят на ковер и встают в круг.)

Зайке очень понравились фрукты и он называет их ласково. Давайте покажем Зайке как вы умеете называть фрукты ласково . Я буду называть фрукт и бросать вам мяч , вы будете ловить мяч, называть этот же фрукт ласково и возвращать мяч мне. (Бросает мяч первому ребенку.)

Яблоко – яблочко

Лимон – лимончик

Апельсин – апельсинчик

Банан – бананчик

Абрикос – абрикосик.

Логопед . Отлично.

10. Рефлексия.

Ребята, где мы с вами побывали сегодня? Кому помогли? Интересно было? Что было самым интересным? Вам понравилось?

Молодцы! Мне также понравилось с вами путешествовать. Ребята, Зайке понравилось у нас, но ему пора возвращаться домой. Зайка говорит вам «спасибо» и дарит небольшие подарки. (Раздаю детям раскраски по теме) . И нам пришло время возвращаться в сад, но теперь уже в наш детский сад. Вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.

Публикации по теме:

Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г. Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе.

Тема: «Космос» Возраст воспитанников: старшая группа. Программные задачи: Познавательные: расширение представлений о космосе;.

Конспект логопедического занятия «Фрукты» в подготовительной группе Цель: расширение и уточнение знаний детей по теме. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Обучение составлению предложения.

Ход занятия 1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие. - Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое.

Тема: «Фрукты.Сад»

1. Назови фрукты, которые ты знаешь. (не менее 4 - 5). Расскажи, где они растут. (Фрукты растут в саду, на деревьях). Расскажи, что можно приготовить из фруктов? (Из фруктов можно приготовить варенье, фруктовый сок, джем, повидло, компот)

2. Отгадай загадку:
Само с кулачок,
Красный бочок,
Тронешь пальчиком - гладко,
А откусишь - сладко.
(Яблоко)
* подбери определения: (4 - 5) яблоко какое? - красное, ……….

3. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: лимон, апельсин, банан, яблоко, слива. (Например: 1 слива, 2 сливы, 3 сливы, 4 сливы, 5 слив)

4. Назови фрукты «ласково»: яблоко, лимон, апельсин, банан, мандарин, вишня. (Например: яблоко - яблочко, вишня - вишенка, банан - бананчик)

5. Какое варенье получилось? Какой сок получился?
- Варенье из персиков - это персиковое варенье
- варенье из яблок - это …………………………
- Варенье из вишен - …………………………….
- Варенье из слив - ………………………………
- Сок из яблок - это яблочный сок.
- Сок из лимона - ………………………………..
- Сок из винограда - ……………………………..
- Сок из апельсина - ……………………………..

6. Найти и вырезать картинки с изображением фруктов. Вклеить их в тетрадь. Рассказать о любом фрукте используя план. (Смотри план рассказа про овощ. Тема «Овощи. Огород.»



Тема: «Фрукты. Труд людей в садах»

1. Вспомни и назови фрукты, которые ты знаешь. (не меньше 6 названий). Назови фрукты которые ты знаешь в ед. и множественном числе. (Яблоко - яблоки). Назови свои фрукты ласково. (Яблоко - яблочко). Вспомни где они растут.

2. Вспомни и расскажи, какие бывают фрукты. (Подобрать определения (не меньше 4 определений для каждого фрукта)). ЯБЛОКО, ПЕРСИК,АБРИКОС. Раздели эти слова на слоги.

3. Скажи по образцу:
. Персик большой, а яблоко еще больше.
. Абрикос маленький, а слива ……………
. Груша сладкая, а банан ……………
. Мандарин сочный, а апельсин ……………
. Абрикос мягкий, а слива …………….

4. Измени слова по образцу:
. Сажают - сажал - сажала
. Копают -
. Поливают -
. Собирают -

5. Что приготовили?
. Сок из яблок - яблочный сок
. Пюре их бананов -
. Компот из персиков -
. Варенье из абрикосов -

6. Посчитай фрукты до 8, правильно согласовывая слова: 1 зеленое яблоко, 1 сочный апельсин, 1 кислый лимон.

7. Подготовь рассказ о своем любимом фрукте по плану: Рассказ должен быть связным. Предложения полными.
. Как твой любимый фрукт называется?
. Где он растет?
. Какого он цвета, формы?
. Какой он на вкус?
. Что из него можно приготовить?

Цели:

  • обучение выкладыванию слов из кубиков;
  • развитие речевого дыхания;
  • обучение интуитивному чтению слов;
  • подготовка к постановке звуков [р], [р`];
  • развитие артикуляторной моторики;
  • формирование грамматического строя речи;
  • расширение словарного запаса.

Оборудование: кубики и таблицы Н.А.Зайцева; диск с записью мелодии к песне “Рябина”; складовые карточки: ананас, лимон, банан, слива, апельсин, яблоко, рябина; фрукты: груша, банан, киви, лимон, мандарин, яблоко; индивидуальные зеркала.

Ход занятия

1. Организационный момент

Игра “Волшебный мешочек”

Дети поочерёдно достают из мешочка натуральные фрукты: груша, банан, киви, лимон, мандарин, яблоко. Нащупав рукой предмет, ребёнок называет попавшийся ему фрукт. Когда все фрукты будут выложены на общее блюдо, детям предлагается назвать тему занятия.

2. Пальчиковая гимнастика

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

3. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для формирования правильного произношения звуков [р], [р`] проводятся под руководством педагога за индивидуальными зеркалами.

“Грибок”.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

“Маляр”.
Рот открыт. Широким пальчиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

“Лошадка”.
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

“Автомат”.
Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчётливо произнося “т-т-т”. Убыстрять темп.

“Пулемёт”.
Напряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчётливо и могократно произнося “д-д-д”.

“Барабанщики”.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося “д-д-д”.

“Шмель”.
Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идёт воздушная струя, подключается голос.

4. Работа со складовыми карточками

Педагог предъявляет по одной складовой карточке лицевой стороной: “Прочитайте, что это? Лимон. МО выделено чёрным, значит стоит под ударением”. Аналогично проводится работа с остальными карточками (ананас, банан, слива, апельсин, яблоко, рябина). Затем карточки перемешиваются и предъявляются обратной стороной. Дети пытаются прочитать слова уже без опоры на изображённый рисунок. Кто прочитал – получает картинку. Победил тот, у кого наберётся больше картинок.

5. Пение по таблице

“Ещё раз внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая из них лишняя. Рябина относится не к фруктам, а к ягодам. Рябина из тех ягод, которая не отличается хорошим вкусом, зато она очень полезная и помогает при лечении многих заболеваний. Сегодня на занятии мы пропоём таблицу под мелодию песни “Рябина”. Дети внимательно следят за указкой, которую педагог передвигает по таблице сверху вниз и пропевают склады по таблице вместе с учителем.

6. Игра с мячом

Педагог бросает мяч детям, называя существительные, дети возвращают мяч и образуют от них имена прилагательные.

Яблоко – яблочный
Лимон - лимонный
Апельсин – апельсиновый
Банан – банановый
Груша – грушевый
Слива - сливовый

7. Письмо слов кубиками.

Игра “Карусель”

Стулья стоят по кругу. На каждом стуле по одному из фруктов, рядом заготовленные, но разложенные в беспорядке кубики. Например: если на стуле находится лимон, то рядом должно быть три кубика: ЛЮ-ЛЁ-ЛЯ-ЛЕ-ЛИ-ЛЬ, МУ-МО-МА-МЕ-МЫ-М, НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н. По команде педагога дети складывают слово из кубиков с опорой на рядом лежащий предмет, затем каждый ребёнок должен прочитать своё составленное слово, по следующей команде дети “разрушают” полученные ими слова и делают переход к следующему стульчику. Игра заканчивается, как только дети возвращаются к своим первоначальным стульям.

8. Итог занятия

“Как называлась тема нашего занятия? В какие игры мы смогли поиграть с помощью фруктов? На мелодию какой песни мы пропели нашу таблицу? Чем интересна рябина?”

Кириллова Ю., учитель-логопед .

Конспект фронтального занятия по лексической теме “Фрукты. Сад”

Цель: расширение и активизация словаря.

1. Учить образовывать от существительных прилагательные.

2. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах .
5. Развивать фонематическое восприятие, мышление.
6. Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать зрительно-предметный гнозис.
9. Развивать плавный речевой выдох.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч, фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках, план-схема для составления описательного рассказа, муляжи или картинки фруктов для счета.

  1. Организационный момент
  2. 1. Логопед: - Сядет тот, кто назовет фрукты.

    Логопед: - Молодцы! Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы Какой? Какая? Какое?

    Логопед: - Молодцы! Теперь поиграем с мячом.

  3. Игра “Найди быстро ошибку” (с мячом)

2. Логопед: - Я буду произносить предложение и бросать вам мяч, а вы будете находить ошибку, исправлять предложение и бросать мне мяч обратно.

На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве?

Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай мы собрали?

Мама купила дочке (сладко) персик. Какой персик купила мама?

Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?

В магазине купили (крупно) сливы. Какие сливы купили в магазине?

3. Логопед: - Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

Логопед: - Молодцы, ветер закончился. Положите фрукты в конвертик.

Теперь поиграем с пальчиками.

4. Пальчиковая гимнастика “В сад за сливами”

Палец толстый и большой Поочередно загибать палец,

В сад за сливами пошел. &nbs p; о котором рассказывается,

Указательный с порога &nbs p; а затем его разогнуть.

Указал ему дорогу.

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

5. Составление описательного рассказа о фруктах по плану. (картинка)

Какого цвета?

Где растет?

Какой формы

Какой на вкус?

1. Физминутка “Садовник”

Мы вчера в саду гуляли, &nb sp; Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. &nb sp; “Выкапывают” яму и “сажают” в нее куст.

Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.

Починили мы забор, &nbs p; “Ударяют” молотком.

Завели мы разговор: & nbsp; В круг выходит один ребенок.

Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

Дам в награду слив лиловых, &n bsp; Загибают по одному пальцу.

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

7. Игра “Какие ты видишь фрукты?”

Логопед: - Посмотрите на картинку и назовите какие фрукты вы видите.

8. Игра “Посчитаем фрукты”

9. Игра “Что мы приготовим из фруктов”

Логопед: - Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать что из него можно приготовить:
яблоко – яблочный сок, пирог, компот апельсин
слива – сливовый сок, варенье, компот арбуз

груша – грушевый сок, компот &nbs p; персик
ананас – ананасовый сок & nbsp;   ; виноград

10. Игра “Доскажи словечко”

Спорим мы с братом доныне, &nb sp; Ох, обманщики вы, вруши,

Что же вкусней: арбуз или … &nb sp; не растут на елках…

Если мы в гостях у Наты-   ; Спеет на ветке она горделиво,

Безопасные гранаты,Синяя с косточкой…

Не бросают их солдаты,

Ох, вкусны, сочны гранаты.

Гость тропический у нас & nbsp; Нужен сахара вагон,

Длиннохвостый … &nb sp; & nbsp; Чтоб с улыбкой съесть …

А в подарке у Марины &nbs p; &n bsp; Детвора и обезьяны

Вкусно пахнут… &nb sp; & nbsp; Любят сладкие…

11. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

Тема: “Составление простых предложений по картинкам” (тема “Фрукты”)

Коррекционно-образовательные цели:

Учить различать слова, обозначающие действие предмета;
- учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оздоровительные задачи:

Учить упражнениям дыхательной гимнастики, которая способствует восстановлению центральной нервной системы;
- развивать личность ребенка, эмоциональную сферу, эстетические чувства;
- активизировать фонационный выдох, т.е. связь голоса с дыханием.

Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. .

    Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.

    Картошка, ложка, окрошка.
    Апельсин, блин, мандарин.
    Конфета, котлета, ракета.
    Миска, сосиска, ириска.
    Банан, диван, барабан.
    Пироги, сапоги, утюги.
    Лимон, вагон, бульон.
    Мед, компот, плот.
    Сало, залы, хала.
    Виноград, мармелад, фотоаппарат.
    Пирожок, творожок, горшок.
    Солянка, полянка, склянка.
    Булочка, будочка, дудочка.
    Кабачок, крючок, значок.
    Ананас, квас, контрабас.
    Салат, халат, мармелад.
    Калач, кулич, циркач.
    Торты, шорты, корты.
    Пломбир, кефир, сыр.
    Жакет, букет, пакет.
    Суп, зуб, дуб.

  3. Основная часть.

Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно.

Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела - посинела.
(Слива)

Колобок висит все лето
Среди зеленых веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень.
(Яблоко)

Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти,
И от нас укрылись в листьях.
(Виноград)

Ты на лампочку похожа
И на Ваньку - встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь - брызнет сок.
(Груша)

Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

А) Игра “Маленький волшебник”. Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь “волшебной палочкой” до любой картинки, назвать фрукт и превратить его в маленький. Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это лимон. Я превращаю его в лимончик…

Б) Игра “ Спроси?”. Логопед предлагает детям спросить друг у друга, что у них в руках. Например: Маша, что это? Это лимон и лимончик. Вася спроси у Миши, что это.

В) Игра “В гостях у Гномов” Логопед выставляет перед детьми карточки с изображениями маленьких фруктов. Дети должны по цепочке составить предложения по образцу: “У Гнома в корзиночке есть апельсинчики, лимончики, грушки..”. Можно по образцу составить предложения, что у детей в корзинке. Далее логопед задает детям вопросы, а дети по предложенному образцу составляют свои. Например: Миша, что ты сделал? Положил в корзинку апельсинчик. Спроси Вика у Ярослава, что он сделал.

Г) Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой:

“Ладошки”

Ладушки-ладошки, (дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч)
Звонкие хлопошки. (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты)
Мы ладошки все сжимаем, (на счет “раз” - хватательные движения ладошками, сжатие)
Носом правильно вдыхаем. (одновременно с движениями шумно шмыгаем носом)
Как ладошки разжимаем, (сразу после короткого вдоха ладошки разжимаем)
То свободно выдыхаем. (выдох уходит самостоятельно)

На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха - движения 3-4 мин перерыв.

Д) Составление предложений по картине. Логопед вновь приглашает детей на стульчики, стоящие перед мольбертом, вновь помещает картину на мольберт.

Сейчас мы будем составлять предложения по картине. Начну я, а вы продолжите. Нужно сказать кто, что делает. Например: Маша собирает красные яблоки.

Пальчиковая гимнастика “Фруктовая ладошка”

Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша,
Просит: “Ну-ка, скушай!”
Этот пальчик - ананас, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя)

Е) Игра “Поварята”. Логопед раздает детям картинки с изображениями фруктов, просит детей приготовить два вкусных блюда из этих фруктов и составить предложение по образцу: “На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок и яблочный пирог ”.

Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла.

“Таня плачет”

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка не плач:
- Не утонет в речке мяч. (Дети имитируют плач, громко всхлипывая, дыхание “рыдающее”.

Повторение слоговых цепочек:

ап-та-ква,
ла-па-дма;
оп-то-кво,
да-на-ква;
уп-ту-кву,
га-ту-квы;
ып-ты-квы,
ба-па-кма;
два-хва-сва.

Г) Игра “Вспомни и назови”. Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты, их цвет и форму. Следить за тем, чтобы дети не повторялись.

Например: Красное круглое яблоко. Синяя овальная слива.

3. Итог занятия.

Игра “Какого фрукта не стало?” (закрепление категории родительного падежа единственного числа).

На доске четыре - пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: “Какого фрукта не стало?” Дети отвечают: “Не стало лимона” и т.д.

Задания по теме Фрукты

  • Рассмотреть дома с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом “фрукты”
  • Обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус.
  • Рассказать и показать ребёнку, что можно приготовить из фруктов.

2. Подбери родственные слова:
яблоко – яблочко, яблонь, яблочный;
(вишня, груша, персик, ананас, слива)

3. Составь описательный рассказ о любом фрукте по плану:
(фрукт нарисуй и заштрихуй)

Что это?
Где растёт?
Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?
Каков на вкус?
Что из него готовят?

4. Отгадай описательную загадку:

Это фрукт. Он растёт на дереве. Он круглый, сладкий, румяный

4. Выучи пальчиковую гимнастику “Компот”

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат “ковшиком”)
Фруктов много нужно. Вот: (правой имитируют помешивание в нём)
Будем яблоки крошить, (начиная с большого, загибают пальцы на правой руке)
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (опять “варят” и “помешивают”)
Угостим честной народ.

5. Вырежи картинки с изображением фруктов и вклей их.

Конспект занятия “Фрукты”

Цель: Расширение и активизация словаря.

Учить образовывать существительные Р.п. множественного числа.

Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.

Развивать фонематическое восприятие, мышление.

Развивать мелкую моторику.

Развивать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, альбом, карандаши.

Ход занятия.

    1. Организационный момент:
    2. Логопед: – Сядет тот, кто назовет фрукты.

      2.Тема нашего занятия “Фрукты”

      Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы какой? какая? какое?

      Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

      Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

      Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

      Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

      Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

      Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

      Логопед:- Молодцы!

      Логопед:- Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы?

      Что это? (фрукты)

      Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

      Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).

      Где растут фруктовые деревья? (в саду).

      Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

      Логопед: - Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

      (Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

      Логопед: - Молодцы!

      Логопед: - Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)

      Чего много на яблоне? (яблок).

      Чего много на грушевом дереве? (груш).

      Чего много на сливовом дереве? (слив).

    3. Пальчиковая гимнастика “В сад за сливами”

Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)

В сад за сливами пошел. &nbs p;

Указательный с порога &nbs p; (а затем разгибать)

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает

4. Игра “Посчитаем фрукты”

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Логопед: - Все фрукты сосчитали, молодцы.

5. “Отгадывание загадок про фрукты”

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный.

(Арбуз).

Весит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок.

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его...

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет...

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

(Груша).

6. Игра “Что мы приготовим из фруктов”

Логопед: - Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить:

яблоко – яблочный сок, пирог, компот;

слива – сливовый сок, варенье, компот;

груша – грушевый сок, компот; &nb sp;

ананас – ананасовый сок; &nbs p;

апельсин – (апельсиновый сок.);

виноград - (виноградный сок);

персик – (персиковый сок, персиковое варенье).

7. Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки: апельсин, виноград, киви, вишня)

Какого цвета?

Где растет?

Какой формы

Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

8. Рисование фруктов.

Логопед: - А теперь я предлагаю вам нарисовать ваши любимые фрукты.

(Самостоятельная работа).

9 Игра. “Четвертый лишний”

Логопед: - Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

Груша, картошка, яблоко, персик.

Огурец, арбуз , кабачок, тыква.

Апельсин, мандарин, помидор , слива.

Яблоко, груша, лук , слива.

10.Итог занятия.

Логопед:- Скажите, ребята, что мы делали сегодня на занятии?

ТЕМА: “ФРУКТЫ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: -образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить согласовывать существительные с числительными;

- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент . Пальчиковая гимнастика “КОМПОТ”.
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат


начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.

Угостим честной народ.

2. Введение в тему. (Картинки с изображением фруктов).
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом (фрукты).
Какие ещё фрукты вы знаете?
Где растут фрукты? (на деревьях, на кустарниках; в жарких странах, в нашей местности; в садах).

3. Игра “Подбери признак”
Груша (слива) - (какая?) – вкусная, полезная, мягкая, зелёная, овальная, сладкая, сочная, крупная, мелкая….
Банан (лимон, персик, апельсин)- (какой?) – вкусный, кислый, жёлтый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий,….
Яблоко (какое?)- сочное, сладкое, спелое, твёрдое,….

4. Игра “Большой- маленький”
Яблоко – яблочко лимон – лимончик
Апельсин – апельсинчик банан – бананчик
Абрикос – абрикосик мандарин – мандаринчик
Слива – сливочка(сливка) груша – грушка

5. Игра “Один- много”
Яблоко – яблоки лимон – лимоны
Апельсин – апельсины банан – бананы
Абрикос – абрикосы мандарин – мандарины
Слива – сливы груша – груши
Персик – персики фрукт - фрукты


На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.

7. Игра “Посчитай фрукты”.
Один лимон, два лимона,…пять лимонов (апельсин, банан, персик,
абрикос).
Одна груша, две груши,…пять груш (слива).
Одно яблоко, два яблока,…пять яблок.

8. Игра “Догадайся что я хочу сок или варенье.”
Я хочу яблочный….
Я хочу яблочное….
Я хочу грушевый….
Я хочу грушевое….
Я хочу абрикосовое….
Я хочу абрикосовый….
Я хочу апельсиновый….
Я хочу персиковое….
Я хочу сливовое….
Я хочу банановый….

9. Игра “Что приготовим?”.
Из лимона – лимонный сок;
Из банана – банановое пюре;
Из яблока – яблочное повидло;
Из груши – грушевый компот (апельсин, персик, слива).
Из фруктов – фруктовый салат.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Чего больше яблок или
помидор?

ТЕМА: “ФРУКТЫ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить составлять рассказ-описание(по схеме);
-развивать внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент . Отгадывание загадок. (картинки с изображением
фруктов)
Очень любят обезьяны кушать спелые …(бананы)

Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

Спелый, сочный, ароматный я на яблоко похож.
Если по полам разрежешь, внутри ты косточку найдешь.(персик)

На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

У нас “фамилия” одна: цитрусовых мы семья.
Я апельсина младший брат, я витаминами богат. (мандарин)

2. Игра “Чего не стало”
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом. (фрукты)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)

3. Игра “Угадай про какой фрукт я говорю”
Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная.(груша)
Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный.(лимон)
Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (яблоко)
Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный.(банан)
Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая.(слива)
Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный.(апельсин)

4. Игра “Угостим зверюшек”.
Дети по очереди угощают зверюшек фруктами.“Я дам яблоко мишке” (зайке, слоненку,….).

5. Игра “Что приготовим?”(по картинкам)
Дети по очереди говорят, что приготовят.
“Я приготовлю яблочный сок. Я приготовлю яблочное варенье.
Я приготовлю грушевый компот. Я приготовлю грушевое варенье.
Я приготовлю абрикосовое варенье. Я приготовлю абрикосовый сок.
Я приготовлю апельсиновый сок. Я приготовлю персиковое варенье.
Я приготовлю сливовое варенье. Я приготовлю банановый сок”.

6. Физкультминутка.(импровизация движений в такт стихотворения)
На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.

7. Пальчиковая гимнастика “КОМПОТ”.
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат
Фруктов нужно много. Вот: “ковшиком”, указательным
пальцем правой руки “мешают”.)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному
начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять “варят” и “мешают”.)
Угостим честной народ.

8. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: “Это лимон. Он желтый. Лимон растет на дереве. Он кислый, овальный. Лимон полезный. Его кладут в чай. Из лимона можно приготовить лимонный сок”.
Анализ рассказов.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Четвертый лишний”.
Яблоко, помидор, лимон, банан.
Слива, груша, персик, огурец.
Груша, банан, лимон, яблоко.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 филиал» города Алейска

Конспект

фронтального логопедического занятия

по теме «Овощи-фрукты»

(в старшей группе для детей с ОНР)

Учитель-логопед: Степаненко Е. М.

2017г.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи-фрукты» в старшей группе

Цели :

Образовательные :

закрепить знания об овощах и фруктах, местах их произрастания;

уточнить и расширить знания о витаминах, их пользе для организма;

закрепить знания детей основных характеристик овощей и фруктов (цвет, формы, ощущения, что из них можно приготовить) .

учить составлять описательный рассказ о фруктах по предложенной схеме.

Воспитательные :

развивать культуру речевого общения детей друг с другом, педагогом.

Коррекционно-развивающие :

закрепление умения образовывать относительные прилагательные;

развитие связной речи;

развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения;

развитие фонематического слуха;

развитие мелкой моторики, координации речи с движением;

развитие тактильных ощущений;

развитие плавного речевого выдоха.

Здоровьесберегающие :

создание эмоционального комфорта.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Здравствуйте, гости!

Рады вас встречать!

Все, что мы умеем,

Хотим вам показать!

2. Беседа о витаминах.

Ребята, к нам в детский сад пришло какое-то письмо. Давайте его послушаем.

Есть волшебная страна,

Витаминов там гора.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо вам туда спешить!

В той стране едят продукты –

Это овощи и фрукты.

Все содержит витамины :

Помидоры, мандарины,

Груши, сливы, ананас,

В общем, ждем, ребята, вас!

Поскорее приезжайте

И здоровье укрепляйте!

Это письмо вам прислали Витаминки из волшебной страны Овощей и Фруктов . Витаминки вам напомнили о том, как они для вас важны. А для чего нам всем нужны витамины? (Для того, чтобы питался наш организм, и дети росли сильными и здоровыми).

Ребята, хотите отправиться к Витаминкам в волшебную страну Овощей и Фруктов ? Ехать нам далеко, а машин у нас нет. Давайте немножко пофантазируем и что-нибудь придумаем! Превратим наши стулья в машины!

3. Речевая зарядка.

Превращаем стулья в машины

(махи руками – «колдуют» ).

Накачаем дружно шины

(с – с – с – с ….) .

Заведем мотор мы громко,

Здесь, друзья, нужна сноровка!

(р – р – р – р) .

Подольем бензин чуть – чуть

(буль – буль – буль) .

Можно трогаться нам в путь!

(Звучит музыка) .

4. Развитие слухового внимания, логического мышления.

Ребята, пока мы едим в страну Овощей и Фруктов , давайте вспомним, что вы о них знаете.

Где растут фрукты? (В саду на деревьях) .

Где растут овощи ? (В огороде на грядках) .

Чтобы вы вспомнили овощи и фрукты , я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушайте и отвечайте!

Д/И «Доскажи словечко» .

1. Собираем мы в лукошко очень крупную …

(картошку) .

2. Весной на грядках было пусто, потом выросла …

(капуста) .

3. Из земли за чуб плутовку тянем сочную …

(морковку) .

4. От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

5. Для Андрюши и Катюши соберем в корзину …

(груши) .

6. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (лук)

Молодцы! А теперь дам вам задачу потруднее :

Назовите фрукты по размеру больше сливы, но меньше ананаса. (Яблоко, груша, апельсин…) .

У каких овощей красный нос ? (редиска, свекла) .

У какого овоща есть глазки ? (картошка).

Хорошо, вы справились со всеми моими заданиями! Ну вот мы и приехали в волшебную страну!

Попасть в страну Овощей и Фруктов не легко . Но я вам открою один секрет :

В той стране нужны билеты –

Разноцветные береты.

(Одеваю детям береты).

Это не простые береты, а волшебные!

Стоит детям пожелать,

Всем на свете могут стать!

Вокруг себя повернитесь,

Быстро в фрукты превратитесь!

Скажите, ребята, каким фруктом вы стали?

(Дети называют фрукт, подбирают несколько признаков) .

Вы стали фруктами, теперь вам можно заходить!

Наконец-то мы в волшебной стране Овощей и Фруктов .

Сейчас мы с вами оказались в саду. Почему? (Вокруг фруктовые деревья) .

Назовите, какие вы видите деревья. (Яблоня, груша) .

Ребята, какие фрукты привозят к нам из жарких стран? (Бананы, киви, ананасы) .

5. Развитие мелкой моторики, профилактика нарушения зрения.

Поскольку у нас в городе не растут апельсины, давайте их нарисуем. Но рисовать мы будем необычно. Сначала нарисуем пальчиками в воздухе. (Дети «рисуют» в воздухе точками круг влево, затем вправо).

А теперь нарисуем глазами.

(Дети вращают глазами, голова должна быть на месте) .

6. Развитие связной речи.

Давайте посмотрим на схему и составим рассказ.

Недавно в сад приходил Незнайка. Он услышал, что фрукты очень полезные, нарвал яблок, груш, слив и наелся. Но он почему-то заболел – отравился. Какими фруктами мог отравиться Незнайка? (Грязными, немытыми, испорченными) .

А вы всегда ли моете фрукты перед едой?

А сейчас на минутку давайте станем деревцами.

7. Упражнение на координацию движений и равновесие «Деревце» .

Упражнение «Деревце» .

1. Потянуться вверх, ладони сомкнуты.

2. Покачаться корпусом вперед – назад, сохраняя равновесие.

3. Приподняться на носки и снова покачаться влево – вправо, как деревце на ветру.

8. Дифференциация понятий « овощи » - «фрукты» .

А теперь Витаминки приглашают вас в огород. Что в огороде растет? (Овощи ) . Поэтому вам надо скорее превращаться в овощи :

Вокруг себя повернитесь,

Быстро в овощ превратитесь !

(Дети говорят, каким овощем они стали ) .

Одни овощи растут на земле , а другие овощи растут под землей . Давайте поиграем в игру «Вершки и корешки» .

Д/И «Вершки и корешки» .

Я буду называть овощи . Если овощ растет на земле , вы должны будите подпрыгнуть вверх, а если под землей растет овощ , вы должны присесть. (Морковка, капуста, картошка, свекла, огурцы, помидоры) .

Молодцы, вы хорошо знаете и овощи и фрукты ! Ребята, Витаминки немного загрустили. Когда они пригласили вас в гости, то решили приготовить что-нибудь вкусное. Витаминки пошли собирать урожай, но неожиданно пошел дождь и пришлось спешить, и все овощи и фрукты смешались . Помогите разложить отдельно овощи и фрукты в две корзины.

П/И «Собери урожай» .

Овощи и фрукты лежат в одной корзине. Дети берут по одному овощу или фрукту и кладут в соответствующую корзину.

(Звучит музыка) .

Молодцы! Хоть немножко и устали, урожай вы весь собрали! А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Волшебный мешочек» .

9. Развитие тактильных ощущений.

Д/И «Волшебный мешочек» .

Дети на ощупь отгадывают овощи и фрукты . Говорят, что находится внутри.

Ребята, а зачем люди выращивают так много овощей и фруктов ? Ведь если их не съесть сразу, они могут испортиться. Как можно заготовить овощи и фрукты на зиму ? (Их консервируют , варят, замораживают, маринуют, сушат) .

А из чего варят компот – из овощей или фруктов ? (Из фруктов) .

10. Образование относительных прилагательных.

Посмотрите, какие соки заготовили Витаминки на зиму. (Дети называют соки : яблочный, сливовый, грушевый,) .

11. Подведение итогов.

Вам понравилось наше путешествие в волшебную страну Овощей и Фруктов ? (Да) . Теперь вы знаете, что все овощи и фрукты очень полезные и необходимые для вас.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо фрукты, овощи любить .

Все без исключения,

В этом нет сомнения!

А теперь нам пора возвращаться назад, в детский сад. Вы очень понравились жителям этой страны. Они решили подарить на память волшебный апельсин. Вот он. Нам надо его разделить на всех.

Пальчиковая игра «Апельсин» .

Мы делили апельсин,

Много нас, а он – один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура!

Разделить мы этот апельсин не сможем. Но вы не расстраивайтесь, ведь этот апельсин волшебный. Давайте его положем в волшебный мешочек! Закроем глаза и посчитаем до 10. Ой, ребята смотрите у нас получилось разделить апельсин.

(достают конфеты).



Самое обсуждаемое
Словарь морфем С одним н
 пишется суффикс
 -ин
-
 в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница Словарь морфем С одним н пишется суффикс -ин - в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница
Виды связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте
Анализ японских свечей – сборник фигур разворота Анализ японских свечей – сборник фигур разворота


top