Конспект урока по МХК «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко. Разработка урока по мировой художественной культуре "искусство барокко" Эстетические принципы барокко презентация

Конспект урока по МХК «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко. Разработка урока по мировой художественной культуре

1 слайд

2 слайд

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини «…Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью…» Лоренцо Бернини

3 слайд

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь - 28 ноября 1680, Рим) - великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью» Автопортрет. 1598-1680

4 слайд

Экстаз Святой Терезы (итал. Estasi di santa Teresa d"Avila) - алтарная группа в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа, созданная в 1645-1652 годах Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро. Скульптура посвящена святой Терезе, испанской монахине и католической святой, жившей в XVI веке. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Бернини воплотил это мистическое видение в мраморе. Скульптуры, выполненные из белого каррарского мрамора, расположены в алтарной нише среди колонн из цветного мрамора, на фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизируют божественный свет. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, запрокинув голову, охваченная томлением святая лежит на облаках, стоящий рядом ангел направляет в ее сердце золотую стрелу. Экстаз Святой Терезы 1645-1652 гг.

5 слайд

Фонтан Четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) - один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648-1651 гг. по проекту Бернини. В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезённый в Рим императором Каракаллой. Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Его покровитель Людовизи, будучи женат на племяннице папы, поставил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Иннокентий был поражён неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана. Фонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведука Аква Вирго.

6 слайд

Фонтан Тритона - фонтан в Риме, созданный Джованни Лоренцо Бернини. Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Фонтан был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо. Постамент фонтана образуют 4 дельфина, на кончиках хвостов которых располагается огромная раковина. На раскрытых створках этой раковины находится статуя Тритона, сына бога Посейдона. Тритон выдувает из раковины струю воды, которая наполняет чашу фонтана. Фонтан Тритона

7 слайд

«Слон Минервы» перед Санта-Мария-сопра-Минерва Аполлон и Дафна (1622-1625 гг.) - мрамор, 243 см, галерея Боргезе, Рим.

8 слайд

Бюст Людовика XIV в Версале. Экстаз Блаженной Людовики Альбертини (1671-1674 гг.)- мрамор, Сан-Франческо-а-Рипа, Рим

9 слайд

Живопись барокко Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью, покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Главные ее темы - торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых, а также античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.

10 слайд

Монументальная живопись барокко получила широкое распространение в западноевропейских странах, особенно во Франции. Но здесь она развивалась в рамках уже сложившихся стилей - классицизма XVII в. и рококо, возникшего в начале XVIII столетия. Шарль Лебрен. Канцлер Сегье верхом на лошади. Около 1660 года. Масло, холст. Лувр, Париж.

11 слайд

Поражали своей парадной пышностью декоративные композиции Шарля Лебрена (1619-1690) в Версале и Лувре. Провозглашенный им «метод изображения страстей», предполагавший помпезное и льстивое восхваление высокопоставленных особ, принес художнику головокружительный успех. В 1662 г. он стал первым живописцем короля, а затем директором королевской мануфактуры гобеленов (вытканных вручную ковров-картин, или шпалер) и руководителем всех декоративных работ в Версальском дворце. В Зеркальной галерее дворца (см. ил. на с. 49) Лебрен расписал золоченый плафон множеством аллегорических композиций, прославляющих царствование и завоевания «короля-солнца» Людовика XIV. Нагромождаемые живописные аллегории и атрибуты, яркие краски и декоративные эффекты барокко явно контрастировали с архитектурой классицизма. Зеркальная галерея дворца в Версале. Франция.

12 слайд

Характерные черты барокко нашли отражение в жанре парадного портрета. Художники видели свою главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души. Вот почему среди портретов XVII в. нет профильных изображений, люди в них обращены лицом к зрителю. Чаще всего это монархи, государственные и общественные деятели, высшая знать - кавалеры и дамы, а также богатые купцы и священники. Величественные позы, гордые, надменные взгляды... Портреты изобилуют множеством символических атрибутов и аллегорических намеков. Сложные драпировки, яркие, запоминающиеся детали, занавесы из тяжелых тканей создают праздничную торжественную атмосферу. Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637

13 слайд

Рубенс- король живописи «История искусства не знает ни единого примера столь универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа». Питер-Пауль Рубенс. Художник с женой Изабеллой Брант на фоне куста жимолости. Около 1609 года. Холст на дереве. Старая Пинакотека, Мюнхен.

14 слайд

РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия - 30 мая 1640, Антверпен), фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. Рубенс. «Меркурий, Аргус и Ио». 1635-38. Картинная галерея. Дрезден.

15 слайд

Рубенс. «Союз Земли и Воды». Около 1618. Эрмитаж. Питер-Пауль Рубенс. Низвержение Сеннахериба. Первая половина 17 века. Дерево. Старая Пинакотека, Мюнхен. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Рубенс. «Охота на лису и волка».

17 слайд

Домашнее задание: 1. Темы рефератов (на выбор): «Изобразительное искусство барокко»; «Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини»; «Монументальная живопись итальянских и французских мастеров»; «Парадный портрет барокко»; «Традиции Возрождения в изобразительном искусстве барокко»; «Рубенс - «король живописи»; «Портретное искусство Рубенса»; «Творчество Антониса Ван Дейка»; «Живописные шедевры Якоба Йорданса»; «Натюрморты Франса Снейдерса»; «Произведения фламандских мастеров в собраниях российских музеев». 2. Задание всему классу (общее): Познакомьтесь с творчеством знаменитых учеников Рубенса Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса или Франса Снейдерса. Оформите презентацию от класса на тему «Фламандские живописцы барокко». Сопроводите живописные произведения краткими аннотациями (3-4 картины каждого художника).

Художественная культура барокко

Изменение мировосприятия в эпоху барокко

XVII век - одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило кру­шение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеоло­гии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С од­ной стороны, происходит революционный переворот в естество­знании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве - новые стили и жанры. С другой - преобладают политический консерватизм, песси­мистические взгляды на общество и человека, развиваются ир­рационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст,

«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её тра­гических противоречий. Прежняя вера уступает место скеп­сису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомне­ние относительно природы человека - действительно ли добрые начала главенствуют в ней».

Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно за­печатлел английский поэт Джон Донн (1572-1631):

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звёзд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Всё стало относительным для нас.

Перевод О. Румера

Прежде всего относительными стали представления о чело­веке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно ма­ленькой частицей мироздания, а с другой - великой силой, спо­собной управлять природой. Великий французский учёный, ре­лигиозный мыслитель и писатель Блез Паскаль (1623-1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». Человек воспринимался как сложная личность, переживающая драмати­ческие конфликты своего времени.

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,

Арена всех скорбей, превратностей поток,

Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,

Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.

А. Грифиус Перевод Л. Гинзбурга

Переменам в мировосприятии человека во многом способст­вовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о ми­ре как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно кон­цепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Все­ленной, а также сформулированные И. Кеплером законы дви­жения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.

Изобретение микроскопа (Антони ван Левенгук, 1673) и те­лескопа (Галилео Галилей, 1610) позволило заглянуть в голо­вокружительные бездны мироздания - в недоступные ранее бесконечно большие и малые миры. В том, что представлялось спокойным и неподвижным, человек обнаружил удивительное разнообразие... Пространственно-временная модель мира теперь строилась на балансировании упорядоченного космоса и хаоса. Человек всё глубже осознавал иллюзорность и неустойчивость пространства, грозящего в любой миг обернуться неожиданны­ми метаморфозами. Быстротечность жизни, бег времени он из­мерял не месяцами и днями, а часами, минутами и даже секун­дами. Парадокс текучести и постоянной изменчивости времен­ного потока рождал в душе мистический страх и сомнения, заставлял всё чаще задумываться над бренностью человеческого бытия.

Где и в чём человек искал спасение от бед и противоречий жизни? Душевное спокойствие, смысл и равновесие он пытался найти в интенсивной духовной и религиозно-мистической жиз­ни, в обращении к Богу и Вечности. Но, раздираемый сомнения­ми и противоречиями, он далеко не всегда находил ответы на интересующие его вопросы Бытия:

Ты смотришь в небеса? Иль ты забыл о том,

Что Бог - не в небесах, а здесь, в тебе самом?..

Постой! Что значит «Бог»? Не дух, не плоть, не свет,

Не вера, не любовь, не призрак, не предмет,

Не зло и не добро, не в малом он, не в многом,

Он даже и не то, что именуют Богом,

Не чувство он, не мысль, не звук, а только то,

О чём из всех из нас не ведает никто.

А. Силезиус Перевод Л. Гинзбурга

В тщетных поисках внутренней опоры в Боге человек всё от­четливее осознавал свою беспомощность перед мирозданием, об­ращался к мистическим видениям, чудесам, связанным с муче­ничеством и страданиями. Реальная жизнь восп­ринималась как сплошной обман, кошмарный сон, «суета сует». («Жизнь - есть сон» - так назвал свою пьесу испанский драматург Кальдерон.)

Новую, изменившуюся атмосферу духовной жизни особенно остро почувствовало искусство.

Эстетика барокко

Перемены в мировосприятии, сознание распада прежних ос­нов жизни, отсутствие гармонии, путаница в понятиях породи­ли новые эстетические принципы искусства барокко - нового художественного стиля, по-новому увидевшего и отразившего мир.

Жаргонное словечко barocco (причудливый, странный, вы­чурный), которым португальские моряки обозначали бракован­ные жемчужины неправильной формы, в середине XVI в. появилось и в разговорном итальянском языке, где стало синонимом всего грубого, фальшивого и неуклюжего. Возможно, эта излиш­няя вычурность произведений искусства, выполненных в этом стиле, была одной из причин разногласий, возникших между специалистами в оценке барокко. Одни видели в нём «стилевое направление» в европейском искусстве конца XVI - середины XVIII в. Вторые объявляли искусство барокко «извращённо­стью», «незнанием правил», проявлением «дурного вкуса», про­тиворечащим гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Третьи, напротив, отмечали грандиозность, плас­тичность, стремление к красоте и воспринимали его как логич­ное продолжение традиций Возрождения. Некоторые иссле­дователи проводили параллель между античным эллинизмом и барокко, другие усматривали его связь со средневековым искус­ством, тяготевшим к выражению напряжённых, почти экстати­ческих религиозных чувств. Но как бы ни разнились оценки учёных, одно несомненно: барокко - большой самостоятельный стиль в искусстве, значительный этап в развитии мировой худо­жественной культуры.

В то же время были и общие, не вызывавшие разногласий взгляды на эстетику барокко. Они касались основных задач ис­кусства, понимания роли и места человека в окружающем мире. Главная цель барокко - стремление удивить, вызвать изумле­ние. Вот как об этом писал английский поэт А. Поуп (1688- 1744):

Лишь там, где полускрыта красота,

Достигнута искусства полнота.

Цель мастера - контрастами играть,

Скрывать границы, взоры удивлять.

Перевод С. Антонова

Человек и всё многообразие действительности становятся предметом творческого осмысления в искусстве. В произведени­ях барокко человек выступает как личность со сложным миром чувств и переживаний, вовлечённая в бурный водоворот собы­тий и страстей. Острая жажда жизни и наслаждений сочетается в нём почти с физическим страхом перед смертью и инстинктом самосохранения. Человек мечется между надеждой и отчаяни­ем, на каждом шагу его подстерегают случайности и превратнос­ти судьбы, его героические поступки находятся на грани тра­гедии и ужаса. Он постоянно оказывается перед нравственным выбором, всё чаще к нему приходит понимание тщетности чело­веческого бытия, бренности человеческой жизни. Это удиви­тельно точно выражено одним из героев У. Шекспира:

Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр,

Неистово шумящий на подмостках

И через час забытый всеми; сказка

В устах глупца, богатая словами

И звоном фраз, но нищая значеньем.

Перевод Т. Щепкиной-Куперник

Человека, одержимого желанием выявить и понять глав­ные законы развития жизни, уже не могла устроить лишь конс­татация её сложности и противоречивости. Вот почему в произ­ведениях барокко, с одной стороны, переданы напряжённость конфликтов, преодоление духа противоречий, раздвоенность и тревога, а с другой - стремление к возрождению гармонии в жизни. Главными темами искусства барокко становятся му­чения и страдания человека, мистические аллегории, соотноше­ние добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них, где реальность совмещается с причудливой фантазией. Для произведений барокко харак­терны синтез архитектуры, живописи и скульптуры, эмоцио­нальный накал страстей, динамизм и «тревожность силуэтов», картинная зрелищность, преувеличенная пышность форм, контрасты масштабов, цвета, света и тени, изобилие и нагромож­дение причудливых деталей, использование неожиданных мета­фор.

Несмотря на ярко выраженные принципы, барокко, как ис­кусство, не утратило связей с эстетикой Возрождения и продол­жало ренессансные традиции.

Хронологически стиль барокко оформлялся почти одновре­менно с классицизмом, нередко вступая с ним в борьбу. Приме­нительно к искусству термин «барокко» впервые был использо­ван в середине XVIII в., когда возникла необходимость критики вычурного стиля архитектурных сооружений XVII в.

В России отдельные черты барокко проявились во второй по­ловине XVII в., а его расцвет приходится на середину XVIII сто­летия. В большей мере влияние барокко испытала русская ли­тература XVII в. (например, поэтическое творчество Симео­на Полоцкого (1629-1680), в гораздо меньшей - архитектура и живопись).

Слайд 2

Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке. Во всех этих странах католическая церковь имела очень большое влияние и, таким образом, барокко стал стилем, который она взяла на вооружение.

Слайд 3

Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церкви ордена иезуитов - Иль Джезу в Риме, начатое в 1568 г. по проекту Джакомо Виньолы. Процесс рождения нового стиля можно наблюдать на выходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. По проекту Джакомоделла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг к другу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхность фасада перегружается сильными ритмическими элементами.

Слайд 4

Самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме и другие постройки, включая многочисленные скульптуры и фонтаны,

Слайд 5

И Франческо Борромини, по проектам которого были построены церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане, церковь Сант- Иво алла Сапиенца в Риме и др.

Слайд 6

В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко - это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.

Слайд 7

Во Франции, создан один из самых замечательных Барочных дворцовых ансамблей - Версаль (1668- 1689), ставший образцом для роскошных загородных резиденций европейских монархов, включая и русских.

Слайд 8

Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево и АрдуэнаМансара, сочетает классическую ясность и строгость объемов с барочной организацией внутреннего пространства главной Зеркальной галереи, рамки которого иллюзорно расширяются за счет зеркал и росписей. Обилие позолоты, скульптуры и живописи в интерьерах в дальнейшем станет излюбленным приемом архитектуры барокко. В плафонной живописи изображение небесного свода с ангелочками и облаками в перспективе передано настолько точно, что трудно определить, где проходит граница реального пространства, а где начинается иллюзия реальности.

Слайд 9

В XVIIIв барокко приживается и в России. Новые манеры царского двора и нового русского дворянства, которые со времен Петра I настойчиво вводили в обиход на Руси, требовали и европейского типа дворцов, где можно было устраивать роскошные балы, торжественные приемы, давать богатые обеды. Сам Петр I больше тяготел к Протестантской сдержанности архитектуры Голландии, но его дочь, Елизавета Петровна, склонялась к формам пышного итальянского барокко. В годы ее правления (1741-1761) были созданы лучшие образцы русского барокко, отличавшегося от итальянского мирской жизнерадостностью и отсутствием религиозного мистицизма, а от немецкого или австрийского - подчеркнутой масштабностью и монументальным размахом архитектурных ансамблей.

Слайд 10

Самым выдающимся архитектором русского барокко был Франческо Бартоломео Растрелли. Только он смог построить для Елизаветы такой дворец в Царском Селе, который соответствовал бы ее запросам и вкусу. Сам фасад дворца настолько сильно ритмически расчленен мощными «ударами» белых колонн, выделяющихся на голубом фоне, что ни о какой монотонности не может быть и речи. Только присмотревшись, можно увидеть за хором колонн и пилястров традиционное трехризалитное построение здания дворца.

Слайд 11

Главный зал дворца - Большая галерея (17 м шириной, 47 м длиной, 7 м высотой, общей площадью 800 кв. м) без единой внутренней опоры. Помимо настоящих окон, здесь еще есть фальшивые - зеркала, искусственно расширяющие огромное внутреннее пространство. Узоры наборного паркета, деревянная позолоченная резьба, роспись плафона - все в этом зале поражает изысканностью, выдающейруку гениального мастера. Все комнаты во дворце разные, есть и китайская, и малиновая, и знаменитая

Слайд 12

и знаменитая Янтарная комната - чудо света, подаренное Петру I в 1716 г. прусским королем.

Слайд 13

Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый Зимний дворец с великолепной парадной лестницей, где архитектор использовал те же эффекты фальшивых окон - зеркал для зрительного расширения пространства, и Смольный собор в Петербурге. Стиль Растрелли невозможно не узнать. Даже в небольших постройках, таких, как собор Смольного монастыря, он сумел создать яркое, жизнерадостное, приподнятое настроение, живую игру света и цвета, торжественный ритм форм, изысканный силуэт пятиглавого завершения.

Слайд 14

В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых - в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.

Слайд 15

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature) - это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех. Мадам де Монтеспан, женщина эпохи барокко

  • Слайд 16

    Барокко в живописи

    Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо.

    • Рубенс.Венера и Адонис.
    • Караваджо. Святой Иероним
  • Посмотреть все слайды

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степуринская средняя общеобразовательная школа»

    Конспект урока по МХК «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко»

    МБОУ «Степуринская СОШ»

    Инжеватова Светлана Борисовна

    2014 г.

    Тема 10 – 13 уроков: «БАРОККО»

    Тема урока: «Новое мировосприятие в эпоху барокко и её отражение в искусстве»

    Цель урока:

      выявление особенностей основных направлений искусства эпохи барокко формирование навыков оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений

      формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов

    Задачи урока:

      выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.

      систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;

      формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;

      способствовать развитию творческих навыков;

      стимулировать развитие способностей к самообразованию.

    Форма урока : комбинированный: сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.

    Методы обучения: 1)эмоционально-образное погружение; 2)активизация восприятия воображения, творческого мышления; 3) создание проблемной ситуации.

    Понятия и термины: барокко, аффектация, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, гомофония.

    Музыкальный ряд: произведение А. Вивальди

    Оборудование:

    1. Учебник.

    2. Компьютер с мультимедийным проектором.

    3. Раздаточный материал

    Ход урока:

      Организационный момент.

      Актуализация опорных знаний.

    Сегодняшний урок очень важен в понимании процесса развития человеческой культуры. Мы будем говорить об особой ее составляющей – европейской культуре, которая оказала огромное влияние на развитие культуры в нашей стране. Поэтому нам необходимо систематизировать знания о европейской культуре и проанализировать основные понятии, оцениваться на уроке будет результат творческой работы..

      Фронтальный опрос:

    Назовите эпоху, с которой познакомились на прошлых уроках? (Эпоха

    «Возрождение»)

    Вспомните из курса МХК 10 класса о каком Новом искусстве Западной

    Европы изучали? (Арс Нова)

      Повторение. Введение в тему урока.

    Работа с таблицей (сл. 2)

    Задание: Проанализируйте и приведите в соответствие стили

    искусства европейской культуры.

    Стиль искусства

    Проверка: Выделение важных особенностей стилей.

    Какие опорные слова помогли вам восстановить последовательность развития эпохи Ренессанс. (Сл. 3)

    Вывод:

    Итак, какую эпоху мы проанализировали. Сделайте вывод об особенности эпохи Ренессанса европейской культуры.

      Определение темы урока. Целепологание и мотивация

    Назовите, с особенностями какого стиля мы незнакомы? (Барокко)

    Определите и назовите тему цикла уроков. («Барокко»)

    Запись темы урока на доске и в тетрадях: «Новое мировоззрение в эпоху Барокко и его отражение в искусстве» (Сл. 4)

    Наметьте цели и задачи урока. (Сл. 5-6)

    Учащимся раздаю , которую заполняем в процессе изучения темы.

      Изучение нового материала

      Вступительное слово учителя.

    Сегодняшний наш урок посвящен одной из самых ярких тем в искусстве. Эта эпоха не оставит равнодушным ни одного человека. Сегодня я предлагаю вам углубиться в этот волшебный мир причудливых образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся, по сей день.

    Формирование европейской культуры XVII в. было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения.

    Кругосветное плавание Фернана Магеллана и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ ренессансного замкнутого мироздания, центром которого являлся человек. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:

    /сл.№7/

    Так много новостей за двадцать лет

    И в сфере звезд и в области планет,

    На атомы Вселенная крошится,

    Все связи рвутся, все в куски дробится.

    Основы расшатались, и сейчас

    Все стало относительным для нас.

    {Перевод О. Румера)

    О чём свидетельствуют эти строки?

    Относительность, изменчивость, непостижимость пространства и времени приводили к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома. «Вчерашнего уж нет, а Завтра не явилось, / Сегодня движется вперед без передышки»,- восклицал в одном из сонетов испанский писатель Франсиско Кеведо-и-Вильегас, а французский мыслитель Блёз Паскаль сравнивал человека всего лишь с «мыслящим тростником, колеблющимся на грани бесконечности и небытия». Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие.

    О чем свидетельствуют стихи английского поэта Джорджа Уитера: /сл.№8/

    Возьми в свою святую длань

    Поводья, мой Господь,

    У нашего кормила стань,

    Чтоб волны побороть.

    Прямее паруса поставь

    И в этот грозный час

    Нас на надежный путь направь

    И якорь брось за нас.

    (Перевод О. Румера)

    Кто должен был разрешить сложившиеся противоречия? (Его разрешение искали в Боге)

    Католическая церковь решительно распространила власть на все сферы духовной и общественной жизни. Следствием этого явились чрезмерный рост мистических настроений, гиперболизация чувств, экзальтация на грани аффекта. Подобный духовный настрой нашел специфическое преломление в образах нового стиля – Барокко.

      Запуск проектов.

    Посмотрите на экран, попробуем сравнить два предложенных стиля в архитектуре и в искусстве. /сл.№9-11/. Определите какие явные черты отличия вы заметили?

    Работа с понятием «Барокко»

    Говоря о таком стиле в искусстве, как барокко , прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под этим термином . Кроме того, следует определить, с чем связано его появление.

    (Учащимся предлагается на основе знаний полученных при изучении курса истории и МХК, а так же знаний, полученных при работе с учебником с. 69 – 70. и , сформулировать ответы на поставленные вопросы)

    /сл.№12/

      пояснить термин «Барокко »

      объяснить когда и почему он возник

      В чем заключается особенность стиля?

    Проверка /сл.№13-14/

    Словарная работа (Сл. № 15-21)

    Звучит музыка А.Вивальди. Подготовленный ученик читает стихи.

    Но пред красой и зданья, и фасада
    Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
    В орнаменте витом увидишь тут и там
    Победоносный шлем и вазы фимиам,
    Колонны, капитель, пилястры и аркады
    Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
    Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
    И головы ягнят, увитые шнурком,
    И статую найдешь в великолепной нише,
    В узорах, в резьбе карниз под самой крышей…

    - Так описывал свои впечатления от архитектуры этого стиля французский поэт 17 века Жорж де Сюдери.

    - Как вы думаете, о каком стиле искусства эти поэтические строки?

    - Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?

    - Какие архитектурные детали стиля барокко запечатлел Жорж де Сюдерн в своих поэтических строчках?

    - Какие изменения были привнесены в архитектуру барокко?

    Вывод учителя: . Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, динамизм, пышность, причудливость.

    Часто встречаются развернутые масштабные колоннады , изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты , большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры .

    Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.

    Характерные детали барокко – теламоны , кариатиды, маскароны .

    Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

    Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

    Формы: сводчатые, куполообразные, прямоугольные; башни, балконы, эркеры.

    Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

    Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

    Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

    Групповая работа .() 1группа. Используя словарь основных понятий, найдите на карточках и подпишите основные архитектурные элементы барокко.

    2 группа. Опишите архитектурное убранство здания в стиле барокко.

    Представления работы групп.

    Работа с текстом учебника с.69-70.

    Задание: Определите характерные черты барокко.

    Характерные черты барокко : (Слайд 22) (Запись в тетрадь)

      масштабность, контрастность, обилие декора,

      напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,

      стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);

      совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);

    Посмотрите на экран /сл.№23/.

    Иллюстрации показывают разнообразие направлений, которые подверглись изменениям. Перечислите.

    Составьте схему в тетрадях

    Барокко

    архитектура живопись наука и литература музыка и театр

    Итак, выясним, чем они отличаются друг от друга, в чём их особенности, чтобы уметь определять стиль Бароко из большого разнообразия стилей художественной культуры.

    Я предлагаю вам это сделать самостоятельно, о каждом направлении рассказано в учебнике уроки 10 - 13.

    Каждый из вас посмотрите на слайд /сл.№24/ и выберите тему, о которой вы узнаете всё и расскажите своим одноклассникам на следующем уроке. Это будет ваш индивидуальный проект, он будет краткосрочным, над ним вы поработаете на следующих уроке и дома. Давайте распределим, кто над какой темой будет работать. (Слушаю, кто что выбрал)

      Архитектура и скульптура эпохи барокко.

      Живопись эпохи барокко.

      Наука и литература эпохи барокко

      Музыка и театр эпохи барокко.

      Русское Барокко

    Запишите в тетрадь выбранную тему и параграфы (10 - 13), среди них вы найдете нужный вам параграф, где рассказано именно по той теме, которую вы выбрали.

    Помимо того, что вы изучите каждый свой параграф, разберётесь в своей теме, я ещё предлагаю каждому из вас поработать в библиотеке и использовать возможности Интернет. (Раздаю список литературы отдельно по каждой теме проекта) Предупреждаю сразу, вы должны приготовить свой индивидуальный проект.

    Итак, каждый из вас выбрал тему индивидуального проекта. Что будем делать дальше? С чего начнём? Давайте составим

    (Учащимся предлагается проранжировать алгоритм работы над проектом – работают парами)

    Проверка правильности выполнения задания Слайд 25

      Определить тему проекта

      Поставить цель

      Определить задачи(Изучить параграф, найти примеры, поработать с другими средствами информации)

      Собрать нужную информацию для проекта

      Оформление проекта

      Представление проекта (Обсудить каждый пункт алгоритма)

    Самостоятельная работа учащихся : Составление плана индивидуальных проектов и формулировка гипотезы.

    Проверка выполненного планирования и гипотезы. Выставление отметок.

    Критерии:

    Критерии

    Высший балл ставится, если ученик определяет и четко описывает цели своего проекта, дает последовательное и полное описание того, как он собирается достичь этих целей, причем реализация проекта полностью соответствует предложенному им плану.

      Рефлексия.

    Ребята, до конца урока осталось несколько минут. Давайте подведем предварительный итог нашей сегодняшней работы. (Сл. №26)

      Что изучали сегодня на уроке?

      Чему вы научились?

      Что понравилось на уроке?

      Что получилось?

      В чём были проблемы?

    Художник и искусствовед И.Э.Грабарь утверждал: «Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко».

    Вопросы для обсуждения:

    - Сохранило ли барокко черты Возрождения?

    - Появилось ли что-то действительно новое?

    Высказывания учащихся, дискуссия.

    В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному.

    Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:

      сложные криволинейные планы;

      мощная пластика стен;

      создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;

      создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых – в загородных резиденциях;

      обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур;

      богатая игра цвета и света.

    Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.

    В заключение урока хотелось бы процитировать слова П.П. Муратова: «…Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».

      Записываем дом. задание: работа над индив. проектом – подготовить информацию

      Подводим итог урока

    Список литературы:

      Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996.

      Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.

      Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.

      Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. - Т.2. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - С.53-84.

      Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. - Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. - С.7-104.

      Герман Вейс . История культуры народов мира. М.:Эксмо, 2005

      Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. - С. 280. - .

      Арган Дж.К. История итальянского искусства. Пер. с ит. В 2 т. Москва, «Радуга», 1990.

      Архитектура. Краткий справочник. Гл. ред. М.В. Адамчик. Минск, «Харвест», 2004.

      Афонькин С.Ю. Всё о чудесах архитектуры. СПб, ООО СЗКЭО «Кристалл», 2009.

      Вёльфин Г. Ренессанс и барокко. Пер. с нем. Е.Г. Лундберга. СПб, «Азбука-классика», 2004.

      Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. Москва, «Наука», 1978.

      Всеобщая история архитектуры. Гл. ред. Баранов Н.В. В 12 томах. Москва, «Стройиздат», 1970.

      Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. Москва, «Астрель», 2002.

      Замки. Дворцы. Вед. ред. Е. Ананьева. Москва, «Аванта», 2003.

      Кильпе Т.Л. Основы архитектуры. Москва, «Высшая школа», 1984.

      Локтев. В.Л. Барокко от Микеланджело до Гварини. Москва, «Архитектура-С», 2004.

      Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. Ленинград, Издательства АН СССР, 1957.

      Любимов Л. Искусство Западной Европы. Москва, «Просвещение», 1982.

      Мески Жан. Замки. Москва, «Астрель АСТ», 2003.

      Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. Пер с чеш. В.К. Иванова. Москва, «Стройиздат», 1987.

      Саваренская Т.Ф. Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков. Москва, «Стройиздат», 1987.

      Талепоровский В. Русские архитекторы. Москва, Ленинград, Детгиз, 1953.

      Шёрбер У. Замки и дворцы Европы. Пер. с нем. Москва, БММ АО, 2003.

      Эрмитаж. История и архитектура зданий. Ленинград, «Аврора», 1

    Интернет-ресурсы:

    • mou41.togliatty.rosshkola.ru

    • slovari.yandex.ru

      ru.wikipedia.org

      Презентация к уроку Подготовила учитель МХК и ОПК МБОУ «Степуринская СОШ» Инжеватова Светлана Борисовна

      Тема: «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко

      Повторение. Введение в тему урока. Работа с таблицей Задание: Проанализируйте и приведите в соответствие стили искусства европейской культуры

      Стиль искусства

      Особенности

      Возрождение

      Проверка

      Стиль искусства

      Особенности

      Проторенессанс – время, когда ломались старые вековые устои и зарождались новые социальные и художественные идеи, где целиком сохранялась традиционная религиозная подоснова и связь с поздней готикой.

      Возрождение

      Ренессанс – особый комплекс культуры, основанный на соединении идеальной античной формы с чистотой христианской души, телесной красоты с духовностью.

      Постренессанс - отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил

      Барокко

      Тема урока: «Новое мировоззрение в эпоху Барокко и его отражение в искусстве»

      Цели урока:

      • выявление особенностей основных направлений искусства эпохи барокко формирование навыков оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений
      • формирование умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов
      Задачи урока:
      • Выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
      • Систематизировать знания по теме, дополнив их новыми сведениями;
      • Формировать навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
      • Способствовать развитию творческих навыков;
      • Стимулировать развитие способностей к самообразованию.
      • Запустить индивидуальный проект
      Так много новостей за двадцать лет И в сфере звезд и в области планет, На атомы Вселенная крошится, Все связи рвутся, все в куски дробится. Основы расшатались, и сейчас Все стало относительным для нас. {Перевод О. Румера) Возьми в свою святую длань Поводья, мой Господь, У нашего кормила стань, Чтоб волны побороть. Прямее паруса поставь И в этот грозный час Нас на надежный путь направь И якорь брось за нас. (Перевод О. Румера)
      • Лоренцо Бернини
      • Собор Св. Петра
      • Филиппо Брунеллески Собор Санта-Мария дель Фьоре
      Возрождение Возрождение Барокко

      Екатерининский дворец

      ЦАРСКОЕ СЕЛО

      Церковь Сантиссимо Аннунциата.

      Сравните стили. Возрождение Барокко

      Рубенс Питер Пауль

      Марс и Рея Сильвия

      Рафаэль Санти «Святое семейство под дубом» Ответьте на поставленные вопросы

      • пояснить термин «Барокко»
      • объяснить когда и почему он возник
      • В чем заключается особенность стиля?
      Понятие и происхождение
      • Барокко (От итал. barocco - причудливый, странный) - один из больших стилей. Главенствовал в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII в. Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.
      Особенности стиля Барокко
      • Главными характеристиками барокко стали масштабность, обилие декора, бурная динамика, стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера - увеличение размеров помещений с помощью зеркал; высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы.
      • Все это отвечало новой картине мироздания - изменчивой, конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.

      …Но перед красотой и зданья и фасада

      Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

      …В орнаменте витом увидишь тут и там

      Победоносный шлем и вазы фимиам,

      Колонны, капитель, пилястры и аркады

      Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,

      Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

      И головы ягнят, увитые шнурком,

      И статую найдешь в великолепной нише,

      В узорах и резьбе карниз под самой крышей

      ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

      • Грандиозность
      • Пышность и динамика
      • Интенсивность чувств
      • Пристрастие к эффектным зрелищам
      • Обилие декора
      • Совмещению иллюзорного и реального,
      • Сильные контрасты масштабов и ритмов материалов и фактур, света и тени.
      1. Живопись

      4. Архитектура и скульптура

      3. Наука и литература

      2. Музыка и театр

      Темы проектов:

      • Архитектура и скульптура эпохи барокко.
      • Живопись эпохи барокко.
        • Наука и литература эпохи барокко
      • Музыка и театр эпохи барокко.
      • Русское барокко
      План работы над проектом 1) Определить тему проекта 2) Поставить цель 3) Определить задачи 4) Собрать нужную информацию для проекта 5) Оформление проекта 6) Представление проекта Рефлексия
      • Что изучали сегодня на уроке?
      • Чему вы научились?
      • Что понравилось на уроке?
      • Что получилось?
      • В чём были проблемы?
      • - Сохранило ли барокко черты Возрождения?
      • - Появилось ли что-то действительно новое?
      Список источников 1. Арган Дж.К. История итальянского искусства. Пер. с ит. В 2 т. Москва, «Радуга», 1990 2. Вёльфин Г. Ренессанс и барокко. Пер. с нем. Е.Г. Лундберга. СПб, «Азбука-классика», 2004 3.Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996. 4.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999. 5.Новая российская энциклопедия, том 2, М., 2005 6.Герман Вейс . История культуры народов мира. М.:Эксмо, 2005 7.Афонькин С.Ю. Всё о чудесах архитектуры. СПб, ООО СЗКЭО «Кристалл», 2009. 8.Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. Москва, «Астрель», 2002. 9. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Москва, «Просвещение», 1982 10. Локтев. В.Л. Барокко от Микеланджело до Гварини. Москва, «Архитектура-С», 2004.

      Интернет-ресурсы:

      1. www.rusedu.ru

      2. mou41.togliatty.rosshkola.ru

      3. imc.rkc-74.ru

      4. www.rusedu.ru

      5. www.openclass.ru

      6. www.arhitekto.ru

      8. slovari.yandex.ru

      10. www.citywalls.ru

      11. ru.wikipedia.org

      12. arx.novosibdom.ru

      13. zodchestwo.info

      14. www.facade-project.ru

      15. viimiracula.ru


    Самое обсуждаемое
    Директория во Франции: бегство от диктатуры к диктатуре Директория во Франции: бегство от диктатуры к диктатуре
    Как выучить португальский язык самостоятельно Изучение бразильского языка Как выучить португальский язык самостоятельно Изучение бразильского языка
    Наркомания в России и борьба с ней: идеология, тюрьма и «очищение» городов от наркоманов Основные способы борьбы с наркоманией Наркомания в России и борьба с ней: идеология, тюрьма и «очищение» городов от наркоманов Основные способы борьбы с наркоманией


    top