Консультация для педагогов на тему: "Экспертиза эмоциональных состояний". Психологическая экспертиза эмоциональных состояний Экспертиза эмоциональных состояний

Консультация для педагогов на тему:

Практически во всех видах судебно-психологической и психиатрической экспертиз выводы экспертов касаются юридических (психологических) критериев той или иной способности подэкспертного лица, например, способности свидетелей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Когда наряду с юридическими определяются и вопросы патологии психики, это составляет предмет судебно-психиатрической экспертизы. Если речь не идет об отклонениях медицинского характера, то объект подвергается судебно-психологической экспертизе.

Известно, что функционирование сознания тесно связано с протеканием эмоций. В теории и практике СПЭ наиболее разработанными являются вопросы диагностики и оценки влияния на сознание и поведение субъекта физиологического аффекта. Между тем среди сильных и глубоких эмоциональных состояний, способных оказать деструктивное влияние на сознание и деятельность, психологи выделяют и ряд других, существенно ограничивающих, но не исключающих проявления юридически значимых способностей. Однако развернутого описания таких состояний в юридической психологии нет, характер и механизм их влияния на конечные формы поведения полностью неизвестен. Среди таких состояний мы выделили стресс (информационный и эмоциональный), аффект, острое горе и тревожность (беспомощность - безнадежность), ревность и разного рода состояния фрустрации, а также страсть .

В новом Уголовном кодексе РФ принята более широкая норма: смягчающим обстоятельством является не только аффект, но и любое другое состояние, которое ограничивает способность обвиняемого к осознанию и регуляции своих действий. Данное обстоятельство, разумеется, не только не снимает необходимость классификации и диагностики интересующих нас явлений, но и делает ее еще более актуальной. Однако в достаточной степени разработанными являются лишь понятие и способы диагностики физиологического аффекта.

Существует такой вид судебно-психологической экспертизы, который не имеет аналогов в судебно-психиатрической практике. При данном виде экспертизы предметом исследования является не та или иная способность подэкспертного, оцениваемая с помощью юридического критерия, зафиксированного в уголовном законодательстве, а психологическое понятие - физиологический аффект обвиняемого.

В практике правоохранительных органов данный вид судебно-психологической экспертизы применяется наиболее часто. В уголовном праве физиологический аффект связывается с сильным душевным волнением, под которым понимается «такая дезорганизация психической деятельности, при которой человек не теряет полностью понимания ситуации и совершаемых им действий, но в значительной мере теряет над ними контроль» . Если исходить из нововведений УК РФ, то понятие аффекта охватывает и такие эмоциональные состояния, которые не носят характера физиологического аффекта, но тем не менее существенно ограничивают свободу воли обвиняемого при совершении преступления. Отличие аффектов от эмоций не столько количественное, сколько качественное. Если эмоции воспринимаются субъектом как состояния своего «я», то аффекты - это состояния, возникающие помимо воли человека .

В психологии под аффектом обычно понимается сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, вызванное резким изменением жизненных обстоятельств личности и сопровождаемое двигательными проявлениями, нарушением сознательного контроля, изменениями в функциях внутренних органов. Одним из основных признаков аффекта является сужение сознания на раздражителях, вызывающих аффект. Оно проявляется в концентрации на аффективно окрашенных переживаниях и представлениях, связанных с травмирующей ситуацией, в снижении полноты и точности ее отражения. Это, в свою очередь, приводит к ослаблению способности человека контролировать свое поведение и управлять им.

Аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает стереотипный и неадекватный способ разрешения ситуации. Поэтому под влиянием аффекта человек совершает поступки, о которых впоследствии сожалеет и которые бы не совершил в более спокойном состоянии. Сужение сознания в состоянии аффекта не означает бессознательного характера его действий. Своеобразие поведения заключается в том, что отсутствует достаточное осознание его целей и затрудняется сознательный контроль за действиями. Обычно страдает осознание конечных целей, ослабляется критичность в отношении внешних воздействий, поведение становится негибким и непоследовательным.

В литературных источниках отмечается, что аффект оказывает влияние на все стороны психики человека. Особенно большим изменениям подвергаются сложные познавательные процессы и психические функции, такие, как восприятие, мышление, внимание, память и речь. В состоянии аффекта происходит высвобождение автоматических реакций, действия характеризуются беспорядочностью.

Аффективное состояние проявляется в специфических вегетативных сдвигах: изменяются частота дыхания и сердечных сокращений, артериальное давление, электрическое сопротивление кожи, уровень адреналина в крови и т.д. Эти сдвиги сопровождаются определенными проявлениями во внешнем виде человека: резком побледнении или покраснении лица, дрожании губ, неупорядоченных движениях рук, изменениях тембра голоса.

Возникновение аффективных реакций может провоцироваться двумя обстоятельствами:

  • 1) ситуацией, способствующей их появлению;
  • 2) личностными и возрастными особенностями человека, а также факторами, временно ослабляющими организм.

В литературе по психологии традиционной является точка зрения, что аффекту предшествует остроконфликтная ситуация, вынуждающая человека к немедленному реагированию (М.В. Кос- тицкий, М.М. Коченов, О.Д. Ситковская, Е.В. Конева и В.Е. Орел). Аффект возникает в результате противоречия между сильной потребностью немедленного разрешения конфликта, с одной стороны, и невозможностью найти адекватный выход - с другой. М.М. Коченов выделяет следующие признаки ситуации, могущие быть причинами аффекта: 1) обстоятельства, угрожающие жизни человека; 2) поступки окружающих, их высказывания, социальные оценки, глубоко затрагивающие или травмирующие личность.

Следует отметить, что не существует прямо пропорциональной связи между силой раздражителя и ответной реакцией на него. Одна и та же ситуация может по-разному отражаться в сознании субъекта в зависимости от его личностных особенностей и других психических характеристик. Одной из наиболее значимых личностных особенностей является агрессивность. В исследованиях отмечается, что чаще всего агрессивное поведение наблюдается у самоуверенных, экспансивных, несдержанных людей .

2. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний

Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта) и это состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений (см. статьи 107, 113 УК РФ).

Насильственные преступления против личности, в особенности убийства и нанесение телесных повреждений, нередко являются завершающей фазой конфликта, который происходил между преступником и потерпевшим. Развитие конфликтной ситуации между людьми обычно сопровождается возрастанием уровня эмоционального напряжения участников конфликта. При этом нередки случаи, когда один или несколько участников конфликта своими действиями провоцируют дальнейшее развитие конфликтной ситуации, и это обстоятельство, преломляясь через индивидуальные особенности личности, способствует возникновению состояния сильного душевного волнения на стадии, предшествующей совершению насильственного преступления. Подобные ситуации, как указывалось выше, учитываются законодателем, а для разрешения вопроса о соответствующей квалификации такого преступления работники правоохранительной системы должны получить заключение эксперта-психолога. Таким образом, уголовное право учитывает особенности состояний и условий, в которых находится лицо, совершившее преступление, причем эти обстоятельства существенно ограничивают меру его осознания, свободу волеизъявления и расцениваются как смягчающие обстоятельства.

Действия в состоянии патологического аффекта отличаются большой разрушительной силой, а в постаффективной стадии наблюдается глубокий сон. Патологический аффект - это болезненное состояние психики, и поэтому его экспертная оценка должна осуществляться врачом-психиатром.

В ряде случае, если у обвиняемого обнаруживаются признаки умственной отсталости, психопатические черты, если имеются данные о перенесенных им черепно-мозговых травмах, неврологических нарушениях и других отклонениях, не связанных с психическим заболеванием, является эффективным проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы, на разрешение которой ставятся вопросы, относящиеся к компетенциям обоих видов экспертиз.

Сложным является вопрос о диагностике физиологического аффекта в состоянии алкогольного опьянения. Сведения об употреблении обвиняемым алкоголя до совершения преступления не снимают с экспертов необходимости тщательно исследовать его индивидуально-психологические особенности, анализировать развитие ситуации деликта, другие обстоятельства дела, чтобы в каждом конкретном случае решать вопрос о наличии или отсутствии аффекта. Поэтому правомерно назначение СПЭ на предмет аффекта в отношении обвиняемого, находившегося в состоянии алкогольного опьянения. Квалифицированная оценка эмоциональных состояний подследственного или свидетеля в значительной степени зависит не только от опыта психолога, но также от объема информации о личности и поведении субъекта преступления в материалах уголовного дела. К сожалению, в процессе допросов и других следственных действий следователи редко фиксируют свое внимание на особенностях самочувствия, настроения подследственного перед случившимся. Очень важен также опрос свидетелей о том, как выглядел подследственный перед случившимся и в момент деликта, какие особенности в его поведении наблюдались после случившегося.

1. Как выглядел подследственный в момент деликта:

а) какой был цвет его лица?

б) как выглядели его глаза (бегающие зрачки, суженные или расширенные)?

в) наблюдался ли тремор рук или других частей тела?

г) каковы были особенности интонации его голоса?

2. Как выглядел подследственный и каковы были особенности его поведения после случившегося:

а) плакал?

б) сидел неподвижно?

в) пытался оказать помощь жертве?

г) адекватно отвечал на вопросы?

д) какой был темп его речи (ускоренный, замедленный, нормальный)?

е) каково было содержание его высказываний? и др.

3. Каковы были особенности взаимоотношений между подозреваемым и жертвой?

4. Каковы особенности личности и поведения подследственного?

5. Каковы личностные особенности жертвы?

В процессе допроса подследственного, особенно на первых этапах следственных действий, следователю необходимо выяснить у него следующие моменты:

Соматическое состояние (наличие соматических, нервных и других заболеваний, наличие хронической усталости, бессонницы и др.);

Особенности межличностных отношений подследственного с жертвой (наличие конфликтов, их специфику и способы их разрешения);

Особенности личности жертвы (особенности темперамента, характера, особенности взаимоотношений в семье и др.);

Особенности и динамику взаимоотношений с жертвой (что послужило источником конфликта, были ли раньше конфликты; если были, то как они разрешались; есть ли общие знакомые с жертвой, общие интересы и др.).

В материалах уголовного дела обязательно должны быть характеристики на подследственного, причем не только бытовые и производственные, но и характеристики свидетелей. При опросе свидетелей рекомендуется задавать такие, например, вопросы:

-«Является ли для вас неожиданным поступок подследственного? или: -«Соответствуют ли особенностям личности подследственного его поступки?»

Ответы свидетелей на эти вопросы имеют высокую информативную значимость для эксперта-психолога. По данным ряда исследований и нашим собственным данным, лица, совершившие преступления в состоянии физиологического аффекта, отличаются повышенной заторможенностью, уравновешенностью, отсутствием агрессивности и выраженной аффективности. Содержательная сторона их деяний не согласуется с их личностными характеристиками.

В постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний следователем ставятся следующие вопросы:

1. Каковы индивидуально-психологические особенности подследственного?

2. Каковы особенности межличностных отношений жертвы и подследственного (социально-психологическая характеристика динамики их межличностных взаимоотношений, их конфликта, анализ способов разрешения конфликтных ситуаций и др.)?

3. Как выявленные личностные характеристики могли повлиять на особенности поведения подследственного в исследуемой ситуации?

4. В каком психическом состоянии находился подследственный в момент совершения деликта?

5. Находился ли подследственный в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, оказавшем существенное влияние на его поведение?

Вопрос об ином эмоциональном состоянии уместен, так как подследственный в момент совершения преступления мог находиться в таком психическом состоянии, которое по своему дезорганизующему влиянию на поведение не достигало глубины физиологического аффекта, но оказало негативное влияние на сознательное регулирование его поведения. Такими эмоциональными состояниями, оказывающими дезорганизующее влияние на поведение человека в ситуации конфликта, могут быть стресс и фрустрация. Эти эмоциональные состояния диагностируются психологом и могут интерпретироваться юристом как состояния сильного душевного волнения и рассматриваться в качестве смягчающего ответственность обстоятельства.

В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, Включая даже полную ее дезорганизацию. Объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение артериального давления, изменение сердечнососудистой деятельности, мускульное напряжение, учащенное дыхание и др.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и др.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении. В результате такого большого напряжения человек может мобилизовать свои силы или, наоборот, в результате чрезмерного напряжения функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом. Различают физиологический и психологический стресс. Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руки в ледяную воду, и у нас возникают стереотипные реакции (мы отдергиваем руки). Психологический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации, с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида. Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом стрессе реакции индивидуальны и не всегда предсказуемы. Возникновение психологического стресса в определенных жизненных ситуациях может отличаться не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особеннocтями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессы и универсальные ситуации, вызывающие психологическое напряжение в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стресса или один даже очень сильный раздражитель не может вызвать стресса у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Эти факторы являются очень важными при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.

Г. в возрасте 58 лет, вечером, выйдя из собственной квартиры, нанес ножевой удар молодому человеку из компании, которая ежедневно, поздно вечером, собиралась под окнами квартиры Г, громко разговаривала, смеялась, пела песни и т.п. Это продолжалось в течение всех летних месяцев. Несмотря на неоднократные предупреждения жильцов дома, компания продолжала ночные посиделки и мешала отдыхать окружающим.

В последние месяцы Г. страдал бессонницей, что было обусловлено напряженной работой (перед пенсией), мелкими семейными неурядицами, общим невротическим состоянием в связи с климактерическим возрастом. В тот вечер Г. пришел домой, у него было плохое самочувствие, хотелось выспаться, отдохнуть, а в это время начались привычные возгласы с улицы, заиграла гитара, раздался смех. Г. схватил нож, которым жена резала картошку, выскочил на улицу. В это время навстречу из кустов вышел молодой человек (кстати, из этой компании). Г. нанес ему удар ножом в область руки (потерпевший, увидев человека с ножом, пытался обороняться, отмахиваться рукой). После чего Г. пришел домой и попросил жену вызвать «скорую помощь» и милицию. После судебно-психиатрической экспертизы, которая признала Г. вменяемым, была проведена судебно-психологическая экспертиза.

Подэкспертный в контакт с экспертами вступал легко, охотно отвечал на поставленные вопросы, в том числе относящиеся к материалам уголовного дела. Анализ индивидуально-типологических особенностей Г. выявил достаточную силу со стороны нервных процессов, но некоторую заторможенность, т; е. преобладание тормозных процессов над возбудительными. Г. отличался умеренной общительностью, конформностью, была выявлена высокая фрустрационная напряженность, тревожность. В бытовых и производственных характеристиках отмечалось, что подэкспертный - уравновешенный, спокойный человек, отличается дисциплинированностью, трудолюбием, стойкими моральными принципами. Подэкспертный проявлял склонность избегать конфликтных ситуаций. Накануне (за две недели) перенес соматическое заболевание, были неприятности и на работе, связанные с уменьшением зарплаты и переменой начальства. Подэкспертный отличался импульсивным типом реагирования на конфликт (уход в себя с целью смягчения эмоционального напряжения). Подэкспертный достаточно подробно описывал ситуацию случившегося; амнезии, аффективной суженности сознания в исследуемой ситуации у подэкспертного не прослеживалось. Однако в момент деликта отмечались выраженные эмоциональные переживания гнева, обиды, глубокого недовольства. В протоколах допросов и в процессе экспертизы Г. описывал, в какой позе находилась жертва, помнил, куда попал нож, утверждал, что после этого сразу убежал вызывать «скорую помощь». Анализ динамики психического состояния подэкспертного в момент деликта не выявил у него состояния физиологического аффекта.

Судебно-психологическая экспертиза не ограничивается простой констатацией факта - был аффект или не был. Перед экспертом стоит задача установления причинных связей эмоциональных реакций подэкспертного. Описание психологических закономерностей возникновения эмоциональных реакций у подэкспертного помогает суду и следствию осветить важные аспекты юридического понятия «внезапно возникшее сильное душевное волнение».

Особая сложность при решении этой задачи возникает в случае кумулятивных аффективных реакций, что наглядно представлено в описанном выше случае с Г. Непосредственная, разрешающая причина эффективных реакций у Г. носила лишь провоцирующий характер, а подлинной психологической причиной его поступка являл ась вся конфликтная ситуация в целом. Аффективный взрыв у Г. последовал сразу за разрешающим поводом, а именно - появлением шумной компании под окнами в полночь, но рассматривать его изолированно, в отрыве от предшествующих психотравмирующих факторов, которые имели место у подэкспертного, нецелесообразно. Психологический анализ показал, что Г. в течение длительного времени находился в стрессовом состоянии, что было обусловлено множеством причин: неприятностями на работе на фоне хронической загруженности и напряженного трудового процесса, перенесенным незадолго до деликта соматическим заболеванием, способствовавшим развитию астенического синдрома, климактерическим возрастом. «Последней каплей» в формировании аффективного напряжения стали хронические бессонницы в связи с постоянным шумом под окнами. Анализируя внутреннюю картину деликта, т. е. субъективную значимость аффектогенного повода для подэкспертного, психолог ни в коем случае не должен смешивать ее с правовым понятием. Оценка объективной стороны содеянного - прерогатива юриста.

Важным является также разграничение физиологического аффекта от такого эмоционального состояния, как фрустрация.

Фрустрация, как уже отмечалось, - это психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности человека, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями. Несмотря на многообразие фрустрирующих ситуаций, они характеризуются двумя обязательными условиями: это наличие актуально значимой потребности и наличие препятствий для осуществления этой потребности. Необходимым признаком фрустрации является сильная мотивированность личности к достижению цели, удовлетворению значимой потребности и наличие преграды, препятствующей достижению этой цели.

Поведение человека в период фрустрации может выражаться в двигательном беспокойстве, в апатии, в агрессии и деструкции, в регрессии (обращении к моделям поведения более раннего периода жизни).

Необходимо отличать псевдофрустрационное поведение человека от истинного фрустрационного поведения. Для фрустрационного поведения характерно нарушение мотивированности и целесообразности, при псевдофрустрационном поведении сохраняется одна из перечисленных выше характеристик

Например, человек находится в состоянии ярости, стремясь достичь какой либо цели. Несмотря на ярость и агрессивность такого человека, его поведение целесообразно.

Двое молодых людей подошли к незнакомому человеку с целью ограбления и попросили его дать прикурить. Незнакомец грубо отказал в просьбе, и они стали его избивать, затем взяли кошелек и убежали. Один из них, который нанес первый удар пострадавшему, утверждал, что тот оскорбил его и он был в слепой ярости. Однако поведение этого молодого человека нельзя рассматривать как фрустрационное, так как он имел определенную цель - ограбить пострадавшего.

Такое псевдофрустрационное поведение характеризуется частичной утратой контроля со стороны воли человека, но оно целесообразно, мотивированно и сохраняет контроль со стороны сознания.

Фрустрационное поведение - это то поведение, которое не контролируется ни волей, ни сознанием человека, оно дезорганизовано и не имеет содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации. При таком поведении свобода осознания и волеизъявления ограничена. В связи с этим фрустрацию можно выделить как особое состояние, которое юристы могут рассматриваться как смягчающий фактор.

Подэкспертная Б., 26 лет, находясь в неприязненных отношениях со своим отцом Д., нанесла ему удар ножом в левую половину грудной клетки, отчего потерпевший скончался на месте. По заключению судебно-психиатрической экспертизы подэкспертная признана вменяемой, эксперты-психиатры рекомендовали провести судебно-психологическую экспертизу на предмет физиологического аффекта. На разрешение экспертов были поставлены три вопроса:

1. Каковы индивидуально-психологические особенности подследственной Б.?

2. Как они могли повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?

В процессе экспертизы выявлено, что Б. - второй ребенок в семье, есть сестра на 13 лет старше. Подэкспертная характеризовала свое детство как безрадостное из-за систематических пьянок отца. Старшая сестра также пьет, в связи с чем отношения с ней негативные. Подэкспертная закончила 8 классов, затем ПТУ, свою специальность (радиосборщица) очень любит. Имеет двоих детей. В материалах дела указывается на наличие длительных конфликтов в семье подэкспертной в связи с систематическим пьянством отца, его агрессивным и циничным поведением по отношению к ней. Основной жизненной потребностью для подэкспертной была ее семья (муж, которого она очень любила, и дети). Все это имело высокую личностную значимость для подэкспертной. Но хроническая психотравмирующая ситуация в доме отца в значительной степени препятствовала удовлетворению этой значимой потребности.

Анализ индивидуально-типологических и личностных особенностей, проведенный с помощью экспериментально-психологического обследования и изучения материалов уголовного дела, показал, что тип высшей нервной деятельности подэкспертной относится к сильному, подвижному, но неуравновешенному, с преобладанием возбудительных процессов над тормозными. Уровень интеллектуального развития соответствует возрасту и полученному образованию. Наблюдается снижение умственной работоспособности, что проявляется в снижении слухоречевой памяти, в повышенной утомляемости, лабильности. Это соответствует соматическому (беременность) и психическому состоянию Б. В структуре личности выявлены эмоциональная неустойчивость, что проявляется в недостаточном самоконтроле, в склонности к импульсивным реакциям. Наблюдается самостоятельность, ответственность, доверчивость, настойчивость в достижении поставленной цели. В ситуации конфликта склонна к внешне обвинительным реакциям с повышенной фиксацией на возникающих препятствиях. Анализ данных показал стойкую тенденцию подэкспертной к снятию эмоционального напряжения через повышенную раздражительность, недостаточную саморегуляцию, и слабую способность к поиску адекватных способов выхода из конфликта и в возбудимости, эмоциональной раздражительности, в недостатке самоконтроля и тревожной caмooцeнкe.

Тенденция оценивать индивидуальные потребности как высокозначимые у фрустрированньй личности обусловлена как внешними, так и внутренними факторами. Внутренний фактор определяется интеллектуальными и личностными характеристиками подследственных.

Исследования показали, что такие личности харaктеризуются неадекватной самооценкой, низким уровнем психической адаптации, эгоцентризмом, ригидностью, слабыми коммуникативными качествами. Причем если при физиологическом аффекте и стрессовом состоянии определяющую роль в развитии динамики этих состояний играет внешний фактор, то состояние фрустрации связано с внутренним фактором - с личностной структурой объекта. Состояние фрустрации может способствовать возникновению сильного душевного волнения, и его можно рассматривать как смягчающее вину обстоятельство.

Эффективная оценка этих состояний зависит от профессионального опыта психолога, а также от объема и качества информации о личности и поведении подследственного в изучаемых ситуациях деликта, представленных в материалах уголовного дела.


Заключение

Для наиболее объективного и квалифицированного решения множества вопросов, постоянно возникающих перед судебно-следственными работниками, наряду с юридической и общей эрудицией, профессиональным опытом, требуются также и обширные психологические знания.

Занимаясь исследованием теневых сторон жизни, иногда в самых отталкивающих ее проявлениях, следователи и судьи должны сохранять личную невосприимчивость (иммунитет) к отрицательным влияниям и избегать нежелательных искажений личности, так называемой профессиональной деформации (подозрительности, самоуверенности, обвинительного уклона и т. п.). Особенности труда этих работников делают необходимой морально-психологическую закалку, ибо они связаны со значительным напряжением умственных и моральных сил. Значительный рост преступности, а также развитие ее наиболее опасных форм: организованная преступность, убийства на сексуальной почве, заказные убийства и т. п. предъявляют требования к повышению эффективности деятельности правоохранительной системы. С другой стороны, усиливается охрана прав и интересов отдельных граждан в процессе привлечения их к уголовной ответственности и тенденция к гуманизации процесса расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, что определяет необходимость высокого уровня профессиональной компетентности работников правоохранительной системы как главного интегрального фактора, обеспечивающего как защиту интересов отдельных лиц и организаций от преступных посягательств, так и соблюдение всех законных прав и интересов граждан и коллективов, а также соблюдение этических норм. Сама профессиональная компетентность в значительной степени определяется личностным потенциалом правовика, т.е. системой психологических факторов, которые можно объединить общим понятием «психологическая культура».

Психологическая культура юриста - это комплекс психологических знаний, означающий психологию личности и деятельности, психологию юридического знания и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.

В значительной степени задачи юридической психологии определяются необходимостью совершенствовать практическую деятельность органов правосудия.


Литература

1. Аминов, И.И. Юридическая психология: учебное пособие для вузов по спец. «Юриспруденция». – М.: Юнити-Дана, 2007. – 414с.

2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2005. – 654с.

3. Психология / под ред. д.п.н. проф. Засл. деятеля науки РФ А.А. Крылова – М., «Проспект», 2001г. – 488с.

4. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ под ред. С.Ю. Циркина. – Спб.: Питер, 2001. – 752с.

Сам же пострадал. ГЛАВА IV. ОТГРАНИЧЕНИЕ ПРЕСТУШЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В СОСТОЯНИИ АФФЕКТА, ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. §1. Умышленное убийство, тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, совершенное в состоянии аффекта, и одноименные преступления без смягчающих обязательств. Большое значение для суда и следствия имеет практический вопрос разграничения аффективных преступлений от сложных...

Выше, чем у студентов других факультетов подтвердилась. Заключение Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы – Динамика социально-психологической адаптации студентов-психологов, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова. В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и...


Судебно-психологическая экспертиза

3. Психологическая экспертиза эмоциональных состояний

Назначается в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенное в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта) и это состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений.

Насильственные преступления против личности нередко являются завершающей фазой конфликта между преступником и потерпевшим. При этом нередки случаи, когда жертва спровоцировала преступное поведение обвиняемого.

"Целостный акт отражения всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов знания и отношения, интеллектуального и "аффективного", из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего", (Рубинштейн С.Л., Бытие и сознание, М., 1957, с.264). Высокая степень эмоциональных переживаний специфически воздействует на характер познавательных процессов и на структуру сознания субъекта. Это воздействие приводит к эффекту "сужения" сознания, что, в свою очередь, делает деятельность субъекта односторонней, не гибкой. К числу эмоциональных состояний, характеризующихся высоким эмоциональным напряжением, относятся состояния физиологического аффекта (сильное душевное волнение), стресс (психическая напряженность) и фрустрация. Рассмотрим последовательно характеристики каждого из них.
^

3.1. Состояние аффекта


Аффект. Характеризуется краткостью и "взрывным" характером, которое обычно сопровождается ярко выраженными вегетативными (изменение цвета лица, выражения глаз и т.п.) и двигательными проявлениями. Интенсивная реализация физических и психологических ресурсов человека. Обычно протекает в течение нескольких десятков секунд.

Состояние аффекта дезорганизующе воздействует на высшие психические функции, резко снижается контроль сознания за поведением в целом. Одним из последствий аффективного состояния является частичная утрата памяти (амнезия) в отношении событий, которые непосредственно предшествовали аффекту и происходили в период аффекта.
^

3.1.2. Механизмы возникновения аффекта


Существует несколько механизмов возникновения аффекта.


  • Длительный период "накопления" отрицательных эмоциональных переживаний до возникновения аффекта. Характерно длительное состояние внутреннего эмоционального напряжения, и иногда незначительное дополнительное отрицательное воздействие может явиться "спусковым крючком" развития и реализации аффективного состояния.

  • Воздействие одноразового чрезвычайно значимого для субъекта события.

  • Промежуточный механизм. Повторное отрицательное воздействие раздражителя отстрочено во времени (от нескольких минут до нескольких лет): встреча после длительного отсутствия давнего оскорбителя, который возобновляет травлю.
Особенностью физиологического аффекта является то, что он воспринимается как необычная, парадоксальная, чуждая личности подследственного форма реагирования. Зачастую подследственный положительно характеризуется по месту работы и в быту, имеет позитивные социальные установки и высокий самоконтроль поведения. Однако взаимоотношения с потерпевшим можно характеризовать как конфликтные, которые воспринимаются подследственным как безвыходные, неразрешимые.

Пусковым стимулом аффекта может служить как агрессивное, угрожающее действие потерпевшего, так и незначительное, внешне безобидное воздействие, играющее роль "последней капли", переполнившей чашу терпения.

Подверженности аффекту способствуют предшествующие неблагоприятные условия, воздействующие на обвиняемого - бессонница, хроническая усталость, перенапряжение, болезненное состояние и др.

Момент аффективной разрядки наступает неожиданно для самого обвиняемого, помимо его волевого контроля. Происходит частичное сужение сознания - ограничивается поле восприятия, внимание целиком концентрируется на предмете насилия. Сознание переполняется слепой яростью, гневом, обидой; изменяется внешний вид - искажаются черты лица, изменяется его цвет, расширяются глаза. Обвиняемый слабо реагирует на внешнее воздействие, может не обращать внимания на собственные раны. Поведение приобретает негибкость, становится упрощенным, утрачиваются сложные моторные навыки, требующие контроля сознания, действия стереотипизируются, доминируют двигательные автоматизмы - отсюда множественность наносимых ударов, их однотипность, скученность и явная избыточность. Произвольность при этом снижается, но усиливается энергетика, движения приобретают резкость, стремительность, непрерывность, большую силу.

Длительность этого состояния может колебаться от нескольких секунд до нескольких минут, после чего наступает резкий и стремительный спад эмоционального возбуждения, нарастает состояние опустошенности, крайней усталости, происходит медленное осознание содеянного, часто сопровождающееся чувством раскаяния, растерянности, жалости к потерпевшему.

Необходимо различать физиологический и патологический аффект (острое кратковременное психическое расстройство) , для которого характерно: глубокое помрачение сознания; бурное двигательное возбуждение; полная (или почти полная) амнезия.

Действия в состоянии патологического аффекта отличаются большой разрушительной силой, а в постаффектной стадии наблюдается глубокий сон. Патологический аффект - это болезненное состояние психики, а поэтому его экспертная оценка должна осуществляться врачом-психиатром.

Состояние алкогольного опьянения. Правомерно назначение СПЭ на предмет аффекта в отношении обвиняемого, находившегося в состоянии алкогольного опьянения, особенно в случае легкой степени опьянения.
^

3.1.3. Вопросы, рекомендуемые для получения информации от свидетелей или потерпевших


Рекомендуется в процессе допроса свидетелей или потерпевших задать им следующие вопросы:


  1. Как выглядел подследственный в момент деликта:
а) цвет его лица?

б) глаза (бегающие зрачки, суженные или расширенные)?

в) тремор рук или других частей тела?


  1. Как выглядел подследственный и каковы были особенности его поведения после случившегося?
а) плакал;

б) сидел неподвижно;

в) пытался оказать помощь жертве;

г) адекватно отвечал на вопросы;

д) каков был темп его речи (ускоренный, замедленный, нормальный);

е) каково было содержание его высказываний.


  1. Каковы были взаимоотношения между потерпевшим и подследственным?

  2. Каковы особенности личности и поведения подследственного?

  3. Каковы личностные особенности жертвы?
Также в процессе допроса следователем необходимо выяснить:

  • соматическое состояние накануне деликта;

  • особенности межличностных взаимоотношений подследственного с жертвой (наличие конфликтов, специфику и способы их разрешения);

  • особенности личности жертвы (темперамент, характер, особенности взаимоотношений в семье и т.д.);

  • выяснить особенности и динамику взаимоотношений с жертвой (источник конфликта, были ли раньше конфликты, и т.д.).
^

3.1.4. Типовые вопросы, выносимые следователем в постановлении о назначении СПЭ эмоциональных состояний:


  1. Каковы индивидуально-психологические особенности подследственного?

  2. Каковы особенности межличностных отношений жертвы и подследственного?

  3. Как выявленные личностные характеристики могли повлиять на особенности поведения подследственного в исследуемой ситуации?

  4. В каком психическом состоянии находился подследственный в момент совершения деликта?

  5. Находился ли подследственный в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, оказавшем существенное влияние на его поведение?
Эмоциональными состояниями, дезорганизующими поведение подследственного, однако, не достигающими глубины физиологического аффекта, могут быть стресс и фрустрация.

3.2. Стресс

В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особо экстремальных состояниях. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, включая даже полную его дезорганизацию.

Объективные признаки, по которым можно судить о стрессе: физиологические проявления (повышенное артериальное давление, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение дыхания и пр.); психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении. В результате такого большого напряжения человек может мобилизовать свои силы, или, наоборот, в результате эмоционального напряжения, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.

Различают физиологический и психологический стресс. Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Психологический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации, с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида. Возникновение психологического стресса в определенных жизненных ситуациях может отличаться в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия человеком ситуации. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессы и универсальные ситуации, вызывающие психологическое напряжение у всех людей. Эти факторы являются очень важными при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.

СПЭ не ограничивается простой констатацией факта, был аффект или не был. Перед экспертом стоит задача установления причинных связей эмоциональных реакций подэкспертного. Описание закономерностей возникновения этих реакций у подэкспертного помогает суду и следствию осветить важные аспекты, отражающие юридическое понятие "внезапно возникшее сильное душевное волнение".

Важным является также отграничение физиологического аффекта от фрустрации.

3.3. Фрустрация

Фрустрация - это психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности человека, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями. Фрустрационные ситуации характеризуются двумя обязательными условиями: наличие актуально значимой потребности и наличие препятствий для осуществления этой потребности. Необходимым признаком фрустрации является сильная мотивированность личности к достижению цели, удовлетворению значимой потребности и наличие преграды, препятствующей достижению этой цели.

Поведение человека в состоянии фрустрации может характеризоваться в двигательном беспокойстве, в апатии, агрессии и деструкции, в регрессии.

Для фрустрационного состояния характерно нарушение мотивированности и целесообразности, при псевдофрустрационном поведении сохраняется одна из вышеперечисленных характеристик (например, находясь в состоянии ярости, человек ведет себя целесообразно).

Псевдофрустрационное поведение характеризуется частичной утратой контроля со стороны воли человека, однако, оно целесообразно, мотивированно и сохраняет контроль со стороны сознания.

Фрустрационное поведение - это то поведение, которое не контролируется ни сознанием, ни волей человека, оно дезорганизовано и не имеет содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации. При таком поведении свобода осознания и волеизъявления ограничена. В связи с этим фрустрацию можно выделить, как особое состояние, которое может рассматриваться юристами как смягчающий фактор.

Исследование лиц, совершивших преступление в состоянии фрустрации, выявили у них основные личностные и поведенческие характеристики, предрасполагающие к преступлению. Это глубокая эмоциональная вовлеченность в ситуацию, тенденция оценивать свои потребности как высокозначимые, недостаточная адекватность поведения.

Фрустрация проявляется не только в агрессивных формах поведения. В некоторых случаях наблюдается уход в себя (эмоциональное замыкание) с целью ослабления эмоционального дискомфорта. Иногда наблюдаются регрессивные формы поведения.

На специфику поведенческих реакций существенное влияние оказывают личностные характеристики, особенно степень эмоциональной устойчивости. Эмоциональная неустойчивость проявляется у субъекта в повышенной чувствительности и эмоциональной раздражительности, в повышенной возбудимости, недостатке самоконтроля, тревожной самооценке.

Внутренние факторы, обуславливающие завышенную значимость потребностей, определяются интеллектуальными и личностными характеристиками подследственного. Такие личности характеризуются неадекватной самооценкой, низким уровнем психической адаптации, эгоцентризмом, ригидностью, слабыми коммуникативными способностями.

Состояние фрустрации может способствовать возникновению сильного душевного волнения, и его можно рассматривать как смягчающее вину обстоятельство.
^

4. Посмертная судебно-психологическая экспертиза


Необходимость проведения посмертной СПЭ может возникнуть при расследовании дел различной категории. Прежде всего, она проводится в отношении лиц, совершивших самоубийство, когда возникает вопрос о доведении до самоубийства. Посмертная СПЭ может быть назначена при проверке фактов насильственной смерти, когда следствие разрабатывает версии о возможности убийства, замаскированного под самоубийство, или, наоборот, самоубийства, замаскированного под убийство. Заключение данного вида экспертизы может также помочь разграничить самоубийство и смерть в результате несчастного случая.

Объектом посмертной СПЭ всегда является погибший человек, и эксперты всегда решают следующие задачи:


  • исследование личности, индивидуально-психологические особенности погибшего;

  • исследование психического состояния погибшего, в котором он находился в период, предшествовавший его смерти; решение вопроса о том, являлось ли оно предрасполагающим к самоубийству;

  • исследование причин и условий развития у погибшего психического состояния, спровоцировавшего его самоубийство.
Данный вид экспертизы по праву относится к числу наиболее сложных и ответственных, поскольку эксперты лишены возможности проведения очного экспериментально-психологического обследования подэкспертного.

Решение экспертных задач целиком основывается на собранных следствием материалах уголовного дела, и от их качества, полноты, объективности зависит обоснованность, надежность и эффективность выводов экспертов.

Материалы уголовного дела, подготовленные к производству данной экспертизы, должны содержать не только показания лиц, знавших погибшего, но и его письма, записные книжки, личные дневники, записки, а также рисунки, стихи, прозу и т.п. важная информация может содержаться на видео- и аудиокассетах, в памяти компьютера и на дискетах.

Для обоснованного ответа на вопросы эксперты должны располагать по возможности исчерпывающими сведениями о личности погибшего, его характере, особенностях эмоционального реагирования, стиле поведения в конфликтных ситуациях, а также о ситуации, сложившейся вокруг погибшего накануне расследуемого события и его отношении к этому.

По мнению исследователей, суицид является следствием социально-психологической дезадаптации личности, когда человек не видит для себя возможности дальнейшего существования в сложившихся условиях.

Так, вероятность дезадаптации повышается в периоды социально-экономической нестабильности в обществе. Особенно критическим оказывается "время потери надежд", когда общественный подъем сменяется упадком, что усугубляет кризис общественного сознания, угнетающе действует на членов общества и способствует добровольному отказу от жизни наиболее слабых из ее членов. Наиболее сильно это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем перспективы для развития (Фоменко: " У России есть два шанса выйти из кризиса: реальный и фантастический. Реальный - это если прилетят инопланетяне и помогут выйти из кризиса. И фантастический - россияне сами справятся с этой проблемой").

Неприспособленными в этой ситуации являются социально незащищенные и те, кто больше других подвержен депрессии, подавленности, безнадежности, кто больше других уязвим в отношении стресса, импульсивен, не уверен в себе, склонен к сомнениям, зависим от окружающих. Слабыми в этой ситуации оказываются и те, кто недостаточно гибок, бескомпромиссен, обладает повышенной требовательностью к себе.

Острое состояние дезадаптации может возникнуть вследствие тяжелой болезни, жизненных неудач, потери близкого человека. В любом случае при оценке тяжести и глубины социально-психологической дезадаптации личности рассматриваются три компонента:


  • серьезность нарушений привычных условий жизни;

  • их интерпретация человеком;

  • желание или готовность проявить усилия, чтобы приспособиться.
Самоубийства различаются по своему значению психологическим мотивам. В их основе часто осознанно или неосознанно содержится мотив-аппеляция к чувствам близких людей или к общественному мнению, стремление получить помощь или поддержку. В таком случае они могут принимать вид демонстрации, являться истинными или шантажом, имитацией.

По своему значению суицид может принимать парадоксальный характер поступка, выхода из конфликтной ситуации (как последний неоспоримый аргумент в споре).

При сборе информации о личности погибшего не следует пренебрегать сведениями о его развитии в детстве, школьной успеваемости, характере взаимоотношений в родительской семье. ***

Если возникнет предположение, что погибший был не вполне психически полноценным, здоровым человеком - имел травмы головного мозга, отличался странностями в поведении и т.п., то необходимо назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

В генезисе суицида нельзя не учитывать роли семьи - ближайшего окружения человека. Внутрисемейная обстановка способна успешно компенсировать суицидогенные проявления человека, но может и усиливать или даже провоцировать их.
^

5. Методы судебно-психологической экспертизы


В СПЭ диагностика приобретает особую важность в связи с тем, что ее результаты, как и результаты экспертизы в целом, существенно влияют на возможность применения наказания, его вид и размер, принимаемое по делу решение.

Психодиагностика индивида может применяться как диагностика личности, интеллекта, способностей и деятельности.

Одним из классических методов научного исследования, в частности диагностического, является метод наблюдения. Он состоит в планомерном и целенаправленном восприятии субъекта наблюдения, его деятельности. Перед наблюдением как методом СПЭ ставится ряд требований: оно должно быть объективным, характеризоваться однозначностью замысла, допускать возможность контроля. Может быть постоянным или временным, сплошным или выборочным. Хорошие результаты дает в естественных условиях без вмешательства эксперта в обычное протекание событии. Недостатки: наблюдатель находится в пассивной позиции, вынужден ждать, когда появится интересующие его явление или состояние. Не дает возможности количественного анализа полученных результатов; с его помощью нельзя установить причины того или иного психического явления, процесса или состояния.

Для изучения личности и психологических особенностей человека применяют метод беседы. С его помощью выявляют отношение обследуемого к людям, социальным ценностям, событиям, собственному поведению, определяется общеобразовательный и культурный уровень, интересы, мировоззрение, личностные особенности поведения, тип темперамента, эмоциональные, волевые признаки, т.е. социально-психологические особенности.

Информация анализируется в нескольких аспектах:


  • логико-семантическом (определение особенностей речи испытуемого, свидетельствующих об отношении выраженной логической речи к обозначаемым ею объектам и выражаемому ими содержанию);

  • фонетическом (характер произношения и ударения (этническое или национальное происхождение), совершенство владения языком);

  • мимико-пантомимическом (способность передавать информацию вербально или невербально);

  • эмоциональном (удовольствие, раздражение, умиротворенность или злость, добродушие-озлобленность, спокойствие - страх и т.п.).
беседа результативнее всего тогда, когда она максимально приближена к естественным для испытуемого условиям.

Недостатки : выводы о психических особенностях испытуемого приходится делать на основании ответов самого испытуемого. Однако в комплексе с другими методами может быть достаточно информативной.

Метод интервью. Может применяться на начальном этапе экспертизы в целях выработки рабочей гипотезы и определения психологических переменных (процессов, состояний, явлений), интересующих эксперта, а также для дополнения, уточнения, расширения данных, полученных с помощью других методов. От беседы отличается большей формализованностью, стандартностью вопросов, наличием главной темы. Недостатки : подавление непосредственности ответов, потеря эмоционального контакта, активизация механизмов защиты испытуемого.

Биографический метод. Состоит в собирании и анализе материалов, характеризующих жизненный путь и развитие психических процессов, свойств и явлений обследуемого. Позволяет проследить процесс формирования конкретного человека, глубже понять его индивидуально-психологические качества, черты характера, склонности, способности и т.д. Объектом выступают прежде всего письменные источники: автобиография, докладные записки, рапорты, выступления в прессе, дневники, письма, жалобы, мемуары. Анализ этих документов в некоторой степени совпадает с технологией такого метода, как анализ продуктов деятельности. Отличие между этими методами касается круга источников: в биографическом методе объектом анализа выступают источники, выполненные как самим испытуемым, так и документы о нем, во втором случае - это только документы, материалы, выполненные самим испытуемым.

Предусматривает использование контент-анализа как средства реконструкции того, что в тексте письменных источников, особенно автобиографических документов, не отображено, не представлено прямо. Контент-анализ может использоваться как самостоятельный метод; при применении биографического метода используется как вспомогательный.

Если СПЭ проводится в отношении лиц с задержками, отставаниями или патологиями развития, применяют метод анамнеза. Совокупность сведений о жизни исследуемого, перенесенных им заболеваниях, начале и течении болезни, условиях жизни, работы и лечении испытуемого. Источником информации служит сам испытуемый или его близкие и родственники. Анамнез может быть субъективным и объективным. Первый имеет место в медико-психологических исследованиях и состоит в получении информации от самого испытуемого. Второй может иметь место в тех случаях, когда субъективный анамнез затруднен или невозможен вследствие временного или хронического психического расстройства, сенсорных затруднений восприятия и передачи информации испытуемым. Оба анамнеза дополняют друг друга. Недостатки: значительный момент субъективизма в наличной информации, поскольку она получена от самого испытуемого и близких ему лиц, возможность целенаправленного или преднамеренного искажения ими имевших место обстоятельств.

Кроме приведенных выше, в СПЭ могут применять стандартизированные отечественные и зарубежные методы исследования личности и ее структуры, интеллекта, познавательных процессов. Они базируются, в основном, на двух подходах к диагностированию особенностей личности. Один из них реализуется в опросниках, предназначенных для описания и оценки человеком самого себя, другой - в применении проективных методов, предназначенных для получения информации от испытуемого и оценки экспертом с ее помощью психологических особенностей личности.

Опросник - это набор вопросов, каждый из которых должен быть логически связан с основной проблемой исследования. Формулировка вопросов значительно влияет на содержание ответов. К опросникам предъявляется ряд требований: они должны поддаваться статистической обработке, допускать возможность интерпретаций, быть надежными, и валидными.

Опросник Айзенка. Состоит из двух параллельных форм А и В, что позволяет проводить повторное исследование, исключив запоминание исследуемым данных ранее ответов. Содержит 57 вопросов, требующих альтернативных ответов "да" и "нет".

Имеет шкалу "лжи", с помощью которой возможно выявление тенденций испытуемого на сокрытие, обман, симуляцию.

Рассматривает структуры личности, как состоящую из трех факторов: интроверсии-экстраверсии, нейротизма-эмоциональной устойчивости, психотизма-нормальности.

ММРI. Состоит из 556 утвердительных высказываний, на которые испытуемый отвечает "верно", "неверно", "не могу сказать". Рассчитан на лиц, старше 16 лет. Содержание вопросов охватывает такие сферы личности как здоровье, социальные, политические, сексуальные отношения, образование, семью, работу, а также наиболее известные невротические и психотические типы поведения (маниакальные состояния, галлюцинации, фобии, садистские и мазохистские наклонности).

Опросник Р.Кеттела. 16 факторов, характеризующих структуру личности.

Опросник А.Е.Личко ( патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)), который базируется на концепции акцентуаций характеров (для подростков 14-18 лет).

^ Проективные методы ориентированы на изучение не вполне осознаваемых проявлений личности с помощью неопределенных стимулов.

Тест Роршаха.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ).

Тест Розенцвейга. Изучение реакций на фрустрацию.

Метод “незаконченных предложений”.

Ассоциативный тест.

Метод пиктограмм.

Метод самооценки.

Исследования познавательной сферы: метод объяснения сюжетных картинок

Восприятие: метод отыскивания чисел с помощью таблиц Шульте.

Внимание: метод Бурдона (корректурная проба).

Мышление: метод исключения предметов, метод сравнения понятий, метод классификаций.

Данный вид экспертизы относится к числу достаточно разработанных, но также и наиболее дискуссионных в среде юристов и психологов. Существуют различные мнения о точном содержании частного предмета экспертизы, о соотношении юридической и психологической терминологии.

Так, на сайте stdexp.ru Центра независимых экспертиз в Москве, оказывающего профессиональные услуги по организации и производству экспертиз и исследований (как в судебном, так и в досудебном порядке), судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний в отдельную разновидность экспертизы не выделена, а включена в такие разновидности эспертизы как психолого-психиатрическая и психолого-автотехническая.

Само название вида экспертизы до конца не устоялось: в юридической литературе чаще можно встретить термин “экспертиза аффекта” (или психологического аффекта, физиологического аффекта, простого аффекта). В психологическом смысле все эти определения аффекта синонимичны и употребляются для того, чтобы отграничить установление аффекта и патологического аффекта.

Основная задача судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний:

    • выявление определенного психического (эмоционального) состояния и его воздействия на способности человека к осознанию своих действий и сознательному руководству ими.

Понятие “экспертиза аффекта” пришло из уголовного процесса (при рассмотрении уголовных дел доказательственное значение имеет выявление того, не находилось ли лицо в момент правонарушения в состоянии “внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта)” - ст. 113 УК РФ). Однако, кроме аффекта, на способность сознавать содержание действий и сознательно руководить ими могут влиять и иные эмоциональные состояния (стресс, фрустрация, состояния психической напряженности и пр.). При рассмотрении гражданских дел важна не столько квалификация эмоционального состояния (имел ли место именно аффект), сколько степень воздействия того или иного эмоционального состояния на осознанность содержания действий и волеизъявление.

Поэтому представляется более точным именовать данный вид экспертизы (как это и предполагают в последнее время психологи) экспертизой эмоциональных состояний , а не аффекта.

Характеристика рассматриваемого экспертного исследования и его частного предмета, который первоначально сформировался как определение аффекта, предполагает уточнение содержания ряда терминов.

Аффект

Аффект (в психологии) - временные эмоциональные состояния, характеризующиеся быстротой, силой и кратковременностью возникновения и протекания, при которых происходят сужение поля , замедление интеллектуальных процессов, нарушения волевого контроля над действиями. Аффект как особое эмоциональное состояние есть результат взаимодействия двух составляющих: психологических особенностей самой личности и ситуации.

Следствием аффекта нередко бывает кратковременная амнезия (потеря памяти). Состояние аффекта может возникнуть у любого, в принципе психически здорового человека в особых, так называемых аффектогенных ситуациях, которые “накладываются” на некоторые психологические особенности личности. Аффектогенна та ситуация, в которой человек испытывает настоятельную потребность в действии (субъективно знает и чувствует, что должен что-то сделать), но адекватных ситуации способов действия не находит (если же способ действия избран и осуществлен, то аффекта не наступает).

Основные предрасположенности образуют базовые свойства личности, которые постоянны и сами непосредственной причиной аффекта не являются (к ним относят слабый тип центральной нервной системы, повышенную возбудимость, невыносливость к раздражителям, инертность нервных процессов, завышенную самооценку и ряд других). Играет роль и возраст: более подвержены аффекту дети и пожилые люди.

Актуальные предрасположенности непосредственно предшествуют аффекту и представляют собой временные функциональные психофизиологические состояния, вызываемые различными причинами (постинтоксикация, переутомление, эмоциональное потрясение, бессонница, восприимчивость к фену и т. п.).

Взаимодействие основных и актуальных предрасположенностей с аффектогенной ситуацией порождает аффект. Аффект не всегда наступает при первом воздействии раздражителя - он может быть следствием повторяющихся аффектогенных ситуаций, а непосредственно предшествующая аффекту может быть по силе слабее предыдущих (аффект “последней капли”).

Специальные психологические задачи, которые решает эксперт-психолог:

    1. выявление основных и актуальных предрасположенностей к аффекту;
    2. выявление вида воздействия внешнего раздражителя;
    3. выявление роли окружающей среды как фактора поведения (диагностика аффекта);
    4. анализ действия субъекта во время аффекта и после него, а также анализ отношения самого действующего лица к своим действиям.

Решение этих задач позволяет эксперту сделать затем вывод о том, повлияло ли (и если да, то каким образом) состояние аффекта на способность лица в конкретной ситуации осознавать фактическое содержание своих действий и на возможность лица в полной мере осознанно руководить ими.

В отличие от аффекта, диагностика и определение последствий патологического аффекта составляют предмет компетенции психиатра в рамках психиатрической экспертизы.

Патологический аффект

Представляет собой болезненное эмоциональное состояние, характеризуемое как острое кратковременное психическое расстройство, в основе которого лежат психопатологические изменения личности (например, маниакально-депрессивный синдром, различные навязчивые идеи).

Особенностями такого аффекта являются:

    • глубокое помрачнение сознания (сумеречное состояние),
    • бурное двигательное возбуждение, сопровождаемое автоматическими действиями (так называемое висцереальное возбуждение),
    • полная амнезия совершенных действий.

Аномальный аффект

В последнее время в психологии высказывается мнение (И. А. Кудрявцев), что двучленное деление аффекта упрощенно, необходимо выделять третий вид аффекта - аномальный аффект. Определение аномального аффекта включает диагностику таких аффективных реакций, которые характеризуются некоторыми патологически измененными закономерностями развития и аномалиями механизма течения аффекта, вызванными определенными внешними раздражителями (алкоголь, наркотики, интоксикация). Введение понятия аномального аффекта не влияет на объем патологического аффекта, но сужает объем психологического аффекта. Его диагностика входит в сферу комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Определение состояния аффекта в уголовном процессе позволяет верно решить вопрос о вменяемости и ее критериях, об разграничении составов преступлений. , в большинстве случаев юристами признавалась значимость лишь патологического аффекта, установление которого вызывает потребность в психиатрической, но не в психологической экспертизе. И лишь в последнее время в разрешении названных вопросов начинают признаваться возможности психологической экспертизы (В. В. Мельник, В. В. Яровенко).

Экспертиза эмоциональных состояний

Вместе с тем не только с психологической, но и с процессуальной точки зрения более правильно говорить не об экспертизе аффекта, а об экспертизе эмоциональных состояний (которые не исчерпываются аффектом). В психологии используется ряд психологических понятий - таких, как стресс, фрустрация, конфликт, кризис, эмоциональная напряженность, наконец, аффект. Однако точные границы каждого понятия, их объем, соотношение друг с другом до сих пор отчетливо не определены. Например, состояние стресса тоже может влиять на способность лица в полной мере осознанно и свободно руководить своими действиями. От аффекта его отличает меньшая степень интенсивности, взрывчатости; как эмоциональное состояние стресс встречается гораздо чаще (может возникнуть при неожиданном раздражителе, дефиците времени для принятия решения, при помехах в работе). Следствием стресса является потеря гибкости поведения, нарушение процесса принятия решения, выбора цели действия, последовательности совершения действий. Нередко при проведении экспертизы аффекта выявляется, что испытуемый в момент совершения юридически значимых действий находился не в состоянии аффекта, а в ином эмоциональном состоянии (стресса, фрустрации и пр.). По точному смыслу экспертной задачи (выявление аффекта) эксперт в таком случае вправе ограничиться отрицательным ответом на вопрос о наличии состояния аффекта и не устанавливать иного состояния и степени его влияния на поведение испытуемого. Понятно, что и в этой ситуации, по существу, будет проведена именно экспертиза эмоциональных состояний: такое название более точно отражает частный предмет исследования.

Вопросы экспертизы эмоциональных состояний

В рамках судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний на разрешение эксперту могут быть поставлены следующие группы вопросов:

    1. находился ли испытуемый (указывается конкретное лицо, направленное на экспертизу) в момент совершения действия (называется само действие и время его совершения) в состоянии аффекта и, если находился, отразилось ли оно и каким образом на способности лица в полной мере осознавать фактическое содержание совершаемых действий и на способности лица в полной мере сознательно руководить ими;
    2. находился ли испытуемый в ином, помимо аффекта, эмоциональном состоянии (каком именно) и как оно повлияло на способность лица в полной мере отдавать отчет в своих действиях и в полной мере сознательно руководить ими.

Поводы к назначению психологической экспертизы эмоциональных состояний

Поводами к назначению психологической экспертизы эмоциональных состояний могут быть:

    1. сведения о наличии аффектогенной, стрессовой ситуации, в которой действовал субъект;
    2. сведения об иных психологических особенностях ситуации действия, а также данные о психологических особенностях личности (неуравновешенности, повышенной возбудимости, ранимости, агрессивности);
    3. данные о специфическом эмоциональном или ином психофизическом состоянии лица в момент совершения действия (физическая слабость, соматическое заболевание, подавленное состояние из-за психической травмы и т. п.).

Самое обсуждаемое
Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра "Какое время года?
Где пуп земли. Зачем человеку пупок. Смотреть что такое Где пуп земли. Зачем человеку пупок. Смотреть что такое "Пуп земли" в других словарях
Главные герои произведения маугли Главные герои произведения маугли


top