Краткая биография франческо петрарки. Петрарка Франческо – краткая биография В какой форме написал ф петрарка автобиографию

Краткая биография франческо петрарки. Петрарка Франческо – краткая биография В какой форме написал ф петрарка автобиографию

Великий итальянский поэт.

Родился в 1304 г. в семье флорентийского нотариуса. Петрарка улился в университетах Болоньи и Монпелье, где изучал право. В 1309 г. принял духовных сан в Авиньоне, где тогда располагалась резиденция римских пап. В начале 1330-х гг. путешествовал по Европе. В 1337 г. постил Рим.

В 1337-1341 гг. жил в селении Воклюз, где создал немало своих произведений. В это время Петрарка написал «Африку», грандиозное произведение на латинском языке, повествующее о завоевании Римом Карфагена . Петрарка мечтал об объединении Италии, пытался убедить императора Карла IV соединить разрозненные итальянские земли под своей власть. Уповал Петрарка и на римских пап , и на короля Неаполя. Поскольку его политическая приверженность была неопределённа, ему не удалось добиться успеха в своих попытках приблизить воссоединение страны.

Петрарка был большим знатоком античной литературы и филологии. Античная культура питала мысль и творчество Петрарки. Петрарка написал не сколько морально-этических трактатов, в которых призывал к совершенно разному образу жизни: в одном о воспевал «обеспеченный досуг», посвящаемый занятиям науками и искусствами в другом — монашеский аскетизм.

В трактате «О средствах против всякой фортуны» он пишет о бренности земной жизни, но обнаруживает интерес к человеческой личности. В работе «Об истинной мудрости» Петрарка оспаривает утверждение, что философия — служанка теологии, утверждая, что истинная цель философии — самопознание. В трактате «Тайна» Петрарка пытается разрешить главный конфликт, присутствующий в его душе — конфликт мирских устремлений и гуманистического мировоззрения с аскетическим идеалом, олицетворяемым св. Августином.

Несмотря на богатое латинское наследие Петрарки, если всемирная слава основана на его итальянских поэтических произведениях, задачу которых Петрарка видит в воспевании прекрасной и жестокой дамы. Петрарка написал множество сонетов, посвященных его возлюбленной, Лауре, которую он встретил в 1327 г. Петрарка посвящал стихи Лауре до самой ее смерти в 1348 г., а также десять лет после ее кончины.

Таким образом, собрание сонетов разделяется на две части: «на жизнь» Лауры и «на смерть». В стихах Петрарки Лаура, не теряя реальных черт, становится аллегорией чистоты и добродетели. Петрарка пишет о очищающем и облагораживающем влиянии любви к Лауре на его душу. Последние годы жизни Петрарка провел в Италии, много путешествуя. Поэт умер в 1374 г.

Сочинения:

Петрарка Ф. Избранные сонеты и канцоны в переводах русских писателей, СПБ, 1898;

Петрарка Ф. Автобиография, Исповедь, Сонеты. М., 1915.

Иллюстрации:

Портрет Петрарки.

Франческо Петрарка (1304-1374) – итальянский поэт эпохи Проторенессанса.

Детство и юность

Франческо появился на свет 20 июля 1304 года в городе Ареццо, расположенном неподалёку от Флоренции в итальянской области Тоскана.

Его отец, Пьетро ди сер Паренцо делл Инчези по прозвищу Петракко, жил до этого во Флоренции, работал юристом. По политическим убеждениям принадлежал к партии «белых», за что его изгнали из города вместе с мыслителем и богословом Данте. Пьетро с женой долгое время скитались по тосканским городам. Во время бесконечных скитаний у них родился сын, а когда уже Франческо было девять лет, родители добрались до Франции и наконец-то обосновались в юго-восточной коммуне Авиньон.

Здесь, в Авиньоне, мальчик пошёл в школу, где выучил латинский язык и особенно увлёкся древнеримской литературой, много трудился над изучением сочинений Цицерона. К этому времени относятся его первые поэтические пробы, юный лирик постепенно начал вырабатывать свой собственный стиль. Во время учёбы Франческо принял решение поменять фамилию с Паренцо на Петрарка, которая и стала знаменитой.

В 1319 году обучение в школе он окончил. Отец пожелал, чтобы сын продолжил династию юристов и занялся изучением права. Юноша отправился на учёбу в большой французский город Монпелье. Оттуда вернулся на родину – в Италию, где продолжил получать образование в старейшем европейском учебном заведении ‒ Болонском университете.

Церковный сан

В 1326 году не стало отца Франческо. Теперь молодой человек смог признаться сам себе в том, что юриспруденция его вовсе не интересовала, он обучался этой науке исключительно по настоянию отца. Его больше увлекала литература, он зачитывался произведениями классических писателей.

Окончив университет, юридической практикой Петрарка так и не занялся. Но ему надо было на что-то существовать, так как после смерти отца наследства он никакого не получил, если не считать рукописи сочинений Вергилия. Молодой человек вернулся в Авиньон (здесь во французском плену находилась резиденция римских пап) и принял священный сан. Получив младший церковный чин, он обосновался при папском дворе. Младшие чины имели право пользоваться преимуществами сана, при этом не исполняя церковных обязанностей.

Лаура

6 апреля 1327 года произошло событие, изменившее жизнь Франческо. Этот апрельский, солнечный день он помнил до последнего своего часа. В маленькой церкви Святой Клары, расположенной в предместье Авиньона, шла служба (как раз была Страстная пятница). Он увидел молодую женщину Лауру де Новес.

Франческо – молодой, но уже довольно известный и признанный поэт при папском дворе. Лаура была старше его на три года (ей 26, ему 23), замужем, к тому времени она родила супругу несколько детей (всего у неё было одиннадцать сыновей и дочерей). Её светлые волосы и огромные глаза, светящиеся добром, очаровали Петрарку. Ему казалась, что Лаура воплощает абсолютную женственность и духовную чистоту.

Франческо полюбил Лауру всем сердцем. Эта женщина стала его музой, вдохновением, ей он посвящал все свои стихи. Чудесным образом он описал тот миг, когда впервые увидел её глаза. Для поэта ничего не смогло изменить отношения к этой женщине: ни испортившаяся от многочисленных родов фигура, ни поседевшие и утратившие былую красоту волосы, ни исказившие прекрасное лицо глубокие морщины. Он любил свою Лауру и такой, потерявшей красоту от забот и возраста. Она всё равно оставалась для поэта несбывшейся мечтой, ведь любовь была неразделённой.

Много раз он видел её на церковных службах, встречал на улицах Авиньона, когда она шла под руку с мужем. Франческо останавливался в эти моменты и не мог отвести от Лауры свой взгляд. За все годы, которые он её знал, им не удалось обмолвиться ни единым словом. Но каждый раз, когда он замирал при виде любимой женщины, она одаривала его нежным и тёплым взглядом. И тогда он мчался домой. Вдохновлённый поэт творил всю ночь, не ложась спать. Стихи лились из Петрарки, словно бурная река.

Зрелые годы

Во время учёбы в университете у Франческо был товарищ Джакомо Колонна, который принадлежал к могущественному и древнему итальянскому роду, сыгравшему в истории средневекового Рима значительную роль. Петрарка очень сблизился с этим фамильным кланом, в дальнейшем они помогли ему в продвижении его литературной карьеры.

В 1331 году Джакомо пригласил Петрарку в Болонью. Поэт приехал по приглашению и был принят на работу в качестве секретаря к брату Джакомо – кардиналу Джованни Колонна. Этот отъезд из Авиньона, скорее, был связан с неразделённой любовью к Лауре. Поэт мучился от того, что имел возможность только изредка видеть любимую, но заговорить с ней или прикоснуться он не мог.

Кардинал Джованни Колонна очень хорошо относился к Франческо, он видел в нём больше сына, нежели служителя. Поэт спокойно жил в Болонье и творил. Он занялся изучением классической литературы Рима и трудов отцов христианства. Много времени Петрарка путешествовал.

В 1335 году Франческо переехал на юг Франции и поселился в уединённом местечке Воклюз. Здесь он писал свои поэтические произведения, главным вдохновением которых по-прежнему была Лаура.

Рядом с местечком Воклюз расположена гора Ванту (1912 м над уровнем моря). Первым покорителем этой вершины был Петрарка со своим братом, это событие произошло 26 апреля 1336 года. Есть неуточнённые сведения о том, что до этого дня на вершине уже побывал французский философ Жан Буридан. Однако восхождение Петрарки было официально зарегистрировано.

Литературные труды

Лирические произведения Франческо были очень популярными, такая литературная известность, вдобавок с покровительством кардинала Колонна, позволила поэту собрать некую денежную сумму и приобрести в 1337 году домик на реке Сорг. Здесь у истока реки и был расположен Воклюз – Уединённая Долина. Петрарка обожал это место. В море житейских бурь его маленький домик в этом тихом местечке служил поэту пристанью, где он наслаждался возможностью быть одиноким и бродить по природным просторам. Он скрывался здесь от суеты и шума городов, которые утомляли творческую натуру.

Франческо вставал очень рано и выходил созерцать сельские долины: зелёные лужайки, прибрежные камыши, скалистые утёсы. Обожал уходить в леса, за это местные жители дали ему прозвище Сильван в честь мифического лесного персонажа. Петрарка не только вёл подобный образ жизни, но и походил на Сильвана одеждой. Поэт ходил в простых крестьянских одеяниях – шерстяном грубом плаще с капюшоном. Питался скромно: рыба, пойманная в Сорге и зажаренная на вертеле, хлеб и орехи.

Его поэтические труды были оценены по заслугам, и одновременно три города пригласили Франческо короноваться лавровым венком – Париж, Рим и Неаполь.

Он приехал в Рим, где на Капитолийском холме 8 апреля 1341 года в праздник Пасхи поэт был увенчан лавровым венком. Европа признала его непревзойдённый поэтический дар и глубокие знания античной литературы. С Петрарки началось зарождение современной поэзии, а его «Книга песен» признана образцом литературного творчества высшей пробы. А этот день, 8 апреля 1341 года, многие исследователи литературного наследия называют началом эпохи Возрождения.

Лучшие произведения Петрарки, дошедшие до наших времён:

  • эпическая поэма о Сципионе, победившем Ганнибала – «Африка»;
  • книга «О славных мужах», в ней были собраны биографии выдающихся античных личностей;
  • книга-исповедь «Моя тайна», она построена в форме диалогов между Петраркой и Святым Августином перед судом Истины;
  • трактат «О достопамятных событиях»;
  • «Покаянные псалмы»;
  • поэма «Триумф любви»;
  • поэма «Триумф целомудрия»;
  • сборник стихов «Без адреса»;
  • «Буколические песни»;
  • прозаические трактаты «Об уединённой жизни» и «О монашеском досуге».

После вручения венка Петрарка около года провёл в Риме, где жил при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио. Весной 1342 года поэт вернулся в Воклюз.

Смерть Лауры

Возлюбленная великого поэта умерла в тот же день, когда он первый раз увидел её, 6 апреля. Это был 1348 год, в Европе свирепствовала чума. Никто никогда так и не смог узнать, была ли Лаура счастлива в своём браке. Догадывалась ли она о пылкой любви поэта, который так и не решился сказать ей о своих чувствах?

Смерть Лауры Петрарка переживал мучительно и долго. Ночами он сидел в закрытой комнате и при тусклых свечах воспевал в сонетах свою прекрасную музу. Им были написаны:

  • «Стихи на смерть донны Лауры»;
  • «Триумф славы»;
  • «Триумф смерти».

Петрарке предложили кафедру во Флоренции, но он отказался. Франческо поселился при дворе аристократического рода Висконти в Милане. Он выполнил несколько дипломатических миссий, а в 1361 году уехал из Милана. Поэт хотел переселиться в Авиньон или в Прагу, однако эти попытки оказались неудачными, и он остановился в Венеции у своей незаконнорождённой дочери.

Несмотря на безумную платоническую любовь, у Петрарки было много страстных физических связей с женщинами. Некоторые из них имели от поэта внебрачных детей. В 1337 году родился его сын Джованни, а в 1343 году – любимица дочь Франческа. Она ухаживала за отцом до самой смерти.

Последние годы поэта прошли в небольшом итальянском городке Падуя. Ему покровительствовал местный правитель Франческо да Каррара. У Петрарки был собственный дом, где он спокойно жил с любимой дочерью, зятем и внуками. Единственное, чем были омрачены его старческие годы, ‒ это приступами лихорадки.
Петрарка скончался 19 июля 1374 года, до 70-летия ему оставалось дожить всего один день. Его обнаружили утром, мёртвый он сидел за своим рабочим столом с пером в руке. Наверное, истинные поэты умирают именно так: выводя на бумаге свои последние строки потомкам.

В честь великого итальянца Петрарки на планете Меркурий назвали кратер, а именем его единственной и несбывшейся мечты – Лаура – был назван астероид, который в 1901 году открыл немецкий астроном Макс Вольф.

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА
(1304-1374)

Эра Ренессанса в сознании наших современников обычно ассоциируется с именами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, Дюрера, Брейгеля, Рабле, Сервантеса, Шекспира, Боккаччо, Эразма Роттердамского, Монтеня. Но своим культурным возрождением Европа, может быть, сначала, должна величавому итальянцу, Франческо Петрарки. Это был 1-ый выдающийся гуманист, поэт, которому удалось узреть целостность течения мыслей, которые предшествовали Возрождению, и соединить их в поэтическом синтезе, который стал программкой последующих европейских поколений.

Петрарка — основоположник новейшей современной поэзии, человек, решившейся во мраке средневековья зажечь пламя не сколько божественного, как земного, людского чувства.

Родился Франческо Петрарка в городке Ареццо в семье нотариуса, который в 1302 году был вкупе с Данте изгнан из Флоренции за принадлежность к партии белоснежных гвельфов. В 1312 году семья переехала в город Авиньон на юге Франции, где в то время находилась резиденция папы. С пяти-шести лет Петрарка уже занимался грамматикой, риторикой и логикой.

По настоянию отца Франческо изучает право поначалу в Монпелье, потом в Болонье, но испытывает к этому неприязнь, отдавая предпочтение юридическим наукам, занятиям по старой литературы, серьезно увлекается поэтами-классиками. Отец не одобрял увлечение отпрыска и как-то даже бросил в огонь сочинения Цицерона, Вергилия и других традиционных создателей. В 1318 году погибает мама Франческо. В 1320 году отец отсылает Петрарку в Болонье, известного центра исследования римского права. Юноше приглянулись жизнерадостность и пышность Болонье. Бессчетные знакомые уже читали стихи поэта, но отец не лицезрел в этом будущей славы отпрыска. Но Франческо продолжал потаенно писать, так как ощущал омерзение к юриспруденции. В юношеские годы происходит становление личности Петрарки: любовь к свободе, к природе, спокойствия, рвение к познаниям, активная актуальная позиция. Он всей душой терпеть не может феодальные междоусобицы, братоубийственные войны, деспотию правителей. В это время у юноши появилось желание к моральной философии. Смерть отца (1326) сходу всё изменила.
Став вскоре лирическим поэтом, Петрарка не растерял энтузиазма к традиционной древности. Наоборот, этот энтузиазм всё рос, пока не перевоплотился в реальную страсть. Петрарка увлеченно изучал заслуги древних создателей, открывавших перед ним новый и красивый мир, таковой непохожий на мир средневекового религиозного фанатизма, церковных догм и аскетического изуверства. Древняя культура с того времени для него уже не виделась служанкой богословия. Он 1-ый с замечательной ясностью увидел, что в ней было вправду самым основным: живой энтузиазм к человеку и окружающему миру; в его руках традиционная древность стала боевым знаменем ренессансного гуманизма.

Жгучая любовь Петрарки к старому миру была неизменной. Он писал на языке традиционного Рима; с редчайшим энтузиазмом разыскивал и изучал античные рукописи и радовался, если ему удавалось отыскать некий потерянный смысл произведения Цицерона либо Квинтилиана. У него была уникальная библиотека традиционных текстов. Его умопомрачительная эрудиция вызывала заслуженное почтение и экстаз современников. Деянием древней-римского предводителя Сципиона Африканского Старшего он предназначил свою поэму «Африка», написанную в подражание «Энеиде» Вергилия. Цицерона и Вергилия он считал величайшими писателями мира, а их произведения — непревзойденными эталонами литературного мастерства. Петрарка так сроднился со старым миром, так вошел в него, что этот мир перестал быть старым, мертвым. Он всегда чувствовал его живое дыхание, слышал его глас.

Выдающиеся римские писатели стали его близкими друзьями и наставниками. Цицерона он почтительно называл папой, а Вергилия — братом. Он писал им всем дружественные письма, как будто они жили с ним. Он даже признался, что мемуары о древних и их деяния возбуждают в нем «красивое чувство радости» в то время, как конкретно только созерцание современников вызывает омерзение.
Но на основании схожих признаний не нужно представлять для себя Петрарку таким педантом, что растерял всякую связь с реальностью. Ведь античные создатели учили его, как писать, как жить. В их он находил ответы на актуальные вопросы, волновавшие его. Так, увлекаясь, величием Старого Рима, он в то же время горько пенял по поводу политического кавардака в современной ему Италии. Государственным бедствием, как и Данте, считал политическую раздробленность, что порождала нескончаемые распри и междоусобные войны, но не знал, ну и не мог в тогдашних исторических критериях указать пути, которые привели страну до муниципального единства. Потому Петрарка то жарко приветствовал антифеодальное восстание в Риме 1347 года, во главе которого стоял народный трибун Кола ди Риенци, который назначил в Риме республику и объявил политическое объединение Италии, то возлагал свои надежды на пап Бенедикта XII и Климента VI, то на неаполитанского короля Роберта Анжуйского, то на правителя Карла IV. Его политические эталоны не отличались четкостью и последовательностью. Было в их много доверчивого и утопического, но одно не вызывает колебаний — это искренняя любовь Петрарки к родине, желание узреть ее окрепшей и освеженной, достойной былого римского величия. В известной канцоне «Моя Италия» он с большой страстью вылил свои патриотические чувства.

У Петрарки был любознательный дух, на который в средние века смотрели как на один из самых тяжких грехов. Он объездил ряд государств, побывал в Риме и Париже, Германии и Фландрии, везде внимательно изучал характер людей, услаждался созерцанием незнакомых мест и ассоциировал увиденное с тем, что было ему отлично понятно. Круг его интересов очень велико: он филолог и историк, этнограф, географ, философ и моралист. Все, что имеет отношение к человеку, его разуму, деяний, ее культуры завлекает пристальное внимание Петрарки. Книжка «О именитых парней» содержит биографии именитых римлян от Ромула до Цезаря, также Александра Македонского и Ганнибала. С обилием исторических анекдотов, выражений и острот, взятых у Цицерона. Трактат «О средствах против счастья и несчастья» касается самых различных актуальных ситуаций, проводит читателя всеми степенями тогдашних соц лестниц. Меж иным, в нареченном трактате Петрарка бросил вызов вековым феодальным представлениям, согласно которым реальная благородство заключается в авторитетном происхождении, в «голубой крови».

Если в средние века путь от человека, ну и все другие пути и вели обязательно к Богу, то в Петрарки все пути ведут к человеку. При всем этом человек для Петрарки — это сначала он сам. И он анализирует, взвешивает, оценивает свои поступки и внутренние побуждения. Церковь добивалась от человека смирении и мудрости, прославляя И тех, кто отрекался от себя во имя Бога. Петрарка осмелился заглянуть в себя и преисполнился гордостью за человека. В самом для себя он отыскал неистощимые богатства людского мозга и духа. С ним, отпрыском умеренного нотариуса, говорили как с ровней знатные вельможи, венценосцы и князья церкви. Его слава была славой Италии. Но средневековья оказало упрямое сопротивление напору гуманизма. Оно надвигалось на Петрарку в видах статуи, живописи и архитектуры, напористо напоминало о для себя с церковных и институтских кафедр, иногда оно звучно откликалось в нем самом. Тогда выдающемуся гуманисту, экзальтированному фанату языческой древности начинало казаться, что он идет греховным и небезопасным методом. В нем оживал средневековый аскет, который отстраненно увидел земные искушения.

Он откладывал в сторону произведения Вергилия и Цицерона, чтоб углубиться в Библию и писания отцов церкви. Эти внутренние противоречия Петрарки коренилися в глубочайших противоречиях того переходного времени, у него они только резче были выражены. При всем этом он с опаской следил за своим «внутренним расстройством» и даже попробовал выложить его в книжке «О презрении к миру» (1343), этом интересном исповеди волнующей души.
Вескую роль в судьбе Петрарки не много знакомство с семьей Колонна. После погибели отца он остался без средств. Решение принять духовный сан сделало Петрарку капелланом домашней церкви авиньонского кардинала Джованни Колонна. У Петрарки появилась возможность заняться творчеством.

Авиньонский период» (1327-1337) был плодотворным для поэта. Конкретно в это время он начинает усиленно учить древних классиков; готовит научное издание узнаваемых «Декады» Тита Ливия, а в Льеже в монастырской библиотеке он находит две речи Цицерона «В защиту поэта Архия». А в конце 1336 году по приглашению семьи Колонная он в первый раз оказался в Риме, который полюбил всем сердечком. Петрарка с радостью принял в 1341 году почтенное звание римского гражданина, но считал собственной Родиной всю Италию.
Последующий период в жизни Петрарки исследователи именуют «Первой остановкой в Воклюзи» (1337-1341). Петрарка неприспособился к жизни в Авиньоне и потому оказался в Воклюзи. Тут он пишет много сонетов, удачно продвигается поэма «Африка» на латинском языке, которая ведает о геройском прошедшем Италии и про известную личность Сципиона. Тут он берется За трактат «О выдающихся парней»: в 1343 году было написано 23 биографии древних деятелей.

В Воклюзи у Петрарки родился отпрыск Джованни, который погиб еще в юности. Потом родилась дочь Франческа, благодаря которой сохранилось много черновиков и личных вещей поэта.
Результатом всех творческих усилий было коронование Петрарки на Капитолии 8 апреля 1341 года. Это был личный триумф поэта и попытка поставить поэзию на тот уровень, который она занимала в старом Риме. Ему был вручен диплом, он получил звание магистра, доктора поэтических искусств и истории.
Очень увлекателен тот факт, что неаполитанский повелитель Роберт не считал себе унизительным попросить Петрарку стать его наставником в поэзии, но поэт отказался от такового знатного долга. На этом короновании Петрарка произнес «Слово», в каком выложил свое осознание поэзии и ее задач.

В 40-е годы началось формирование нового миропонимания. В «Моей тайне», раскрывается вся сложность борьбы нового со старым в сознании поэта. Декабрь 1343-начало 1345 лет — «Остановка в Парме». 1-ые девять месяцев были периодом творческой активности: он продолжал работать над поэмой «Африка», над сонетами, окончил одну из книжек трактата «О памятных дела». Но когда город окружили войска маркиза Ferrari, Петрарка обязан был бежать из Пармы и возвратиться к Воклюза.

Начинается «2-ая остановка в Воклюзи», в эти годы Петрарка пишет трактат «О уединенную жизнь» (1346), «Буколическую песнь» (1346-1348), «О монашеское досуге» (1347).

Когда в 1350 году Петрарка приезжает в Рим, Боккаччо предлагает ему должность доктора поэзии и истории во Флорентийском институте, но гуманист отказался, видимо, чтоб не растрачивать времени, так как впереди были новые творческие планы.

Лето 1351 — май 1353 лет — 3-я остановка в Воклюзи», где Петрарка кончает свои произведения. Пишет 12 новых биографий древних парней, работает над «Триумфами», где поэтическим словом выложил свои суждения о славе, время, любовь и погибель.

В 1353 году Франческо Петрарка ворачивается в Италию и остается там до конца жизни. Начинается «Миланский период» (1353 — 1361). Поэт взял на себя ответственную обязанность переговоров с царем. У него уже созрело понимание необходимости объединения всей Италии.

Кое-где в мае 1354 года была начата работа над трактатом «О средствах против всякой судьбы», в каком изложены независящие идеологические позиции гуманиста. Сюда было включено несколько диалогов против деспотии, в каких миланские правители имели возможность выяснить средства собственного правления. Самая увлекательная часть этих произведений — защита поэзии, искусства, античности от нападений схоластов.

В 1361 году Петрарка едет из Милана из-за эпидемии чумы и оказывается в Венеции. Весь «венецианский период» (до 1368 года) поэт работает над сборником «Старческих писем». Тамошние философы признавали только Аристотеля и распространяли сплетни о необразованности Петрарки, на что поэт достойно ответил в собственном трактате «О своем и многих других необразованность» (1367), где жарко полемизирует с местными философами.
В протяжении последних лет (1369-1374) Петрарка находился в Арквии, куда его уговорил переехать правитель городка Франческо Каррара, лично навищавший поэта, которому докучали заболевания.

В «Падуанский период» Петрарка торопится окончить свои произведения: трактат «О именитых парней», «Триумфы», «Старческие письма» и известную «Книжку песен» либо «Канцоньере». «Канцоньере» поделены на две части: «При жизни мадонны Лауры» и «После погибели мадонны Лауры». Не считая 317 сонетов и 29 канцон, в ней содержатся эталоны других лирических жанров.
Но истинной славы Петрарка получил, как создатель лирических стихов, посвященных золотоволосой Лауры, (6 апреля 1327 года в церкви св. Клары поэт повстречал свою любовь — молоденькую, очень симпатичную даму, которая вошла в мировую литературу под именованием Лауры. Лаура погибла во время эпидемии чумы в 1348 году). О этот сборник сам создатель писал, как о поэтические «мелочи», как будто извинялся, что написана она не на традиционной латыни, а ежедневной итальянском языке. Но по сути Петрарка значительно дорожил этим вдохновенным произведением, хранил и кропотливо обрабатывал его.

Так появилась «Книга песен», состоящая из 317 сонетов, 29 канцон, также секстин, баллад и мадригалов. Эта книжка также является исповедью Петрарки, лишь на сей раз — лирической исповедью. В ней отразилась любовь поэта к прекрасной замужней дамы, которая происходила из знатной авиньйонськой семьи. Она родилась около 1307 года, в 1325 году вышла замуж и погибла ужасного 1348 года, когда в почти всех странах Европы свирепствовала чума. Встреча с Лаурой заполнила душу Петрарки огромным чувством, что затронули самые нежные, самые мелодичные струны его души. Когда Петрарка вызнал о безвременной кончине собственной любимой, он записал в экземпляре Вергилия: «Лаура, популярная своими добродетелями и длительное время прославленная в моих стихах, в первый раз стала перед моими очами в лета моей ранешней молодости, в 1327 году, днем 6 апреля, в церкви св. Клары в Авиньоне; и в том же городке, такого же месяца и в тот же денек и час 1348 года этот светоч потух, когда я был в Вероне, не ведая собственной судьбы».

На самом деле, «Книжка песен» — это сначала картина разных чистосердечных состояний Петрарки. В течение десятилетий он воспевал даму, которая не произнесла ему ни 1-го нежного слова. В зеркале любви всегда отбивался его непростой внутренний мир. В стихах Лаура воспринимается как вправду жива: у нее легкая походка, ласковый глас, золотые волосы. Новшество Петрарки состоит в том, что он не только лишь делает образ любимой, да и открывает внутренний мир собственного героя, который любит и мучается. Так Петрарка становится творцом новейшей, психической лирики, стала драгоценным вкладом в сокровищницу мировой поэзии.

Поэтический триумф Лауры стал сразу и триумфом Петрарки. Не случаем в «Книжке песен» имя Лаура (Laura) так плотно сплетено со словом лавр (lauro). Временем стирается даже граница, отделяющая Лауру от дерева славы, красивая дама преобразуется в знак земной славы для поэта. Она венчает его чело веткой зеленоватого лавра, и через тысячу лет люди будут держать в голове о певца Лауры.

В России Петрарка был отлично известен уже в XIX веке. Его экзальтированным фанатом был поэт К. Н. Батюшков.

Итальянского поэта высоко ценил Пушкин, который именовал Петрарку из величайших европейских лириков в собственном сонете о сонеты. «С ней обретут уста мои язык Петрарки и любви»,- писал он в первой главе «Евгения Онегина», а стихотворный отрывок из Петрарки поставь эпиграфом к VI главы этого романа.
Столетия отделяют нас от Италии XIV века. Но через пучину лет признательное население земли почтительно пронесет имя Петрарки как 1-го из основоположников гуманизма, поэта, который воспел не так божественное, как удовлетворенность людского бытия, земную любовь к прелестной дамы, его обыкновенные и потому такие высочайшие мысли и чувства.


— знаменитый итальянский поэт, философ, создатель гуманистической культуры Возрождения. Родился 20 июля 1304 года в Италии, город Ареццо. Отец будущего поэта был флорентийским нотариусом, однако, как и Данте, был изгнан из Флоренции, как член партии «белых». Когда мальчику было девять лет, родители переехали в Авиньон. Обучаясь в школе, Франческо проявлял особый интерес к латыни и римской литературе. В 1319 году по желанию отца Петрарка начал изучать право, в 1320 году он поступил в Болонский университет. Обучаясь в университете, Петрарка все больше убеждался, что юриспруденция абсолютно его не интересует. Его все больше интересует литература, произведения великих классиков. К моменту окончания университета умирает его отец (1326 г.), Петрарка отказывается от карьеры юриста.

Чтобы иметь средства к существованию, Петрарка в возрасте 22 лет принимает духовный сан. В наследство от отца Петрарка получил лишь рукопись сочинений Вергилия. В Авиньоне Петрарка поселился при папском дворе. Здесь он сблизился с весьма богатой и влиятельной фамилией Колонна благодаря своему университетскому товарищу Джакомо, который был членом этой семьи. 6 апреля 1327 г. произошло самое главное, самое яркое и возвышенное событие в жизни Петрарки. В церкви святой Клары он впервые увидел и полюбил восхитительную и прекрасную, словно ангел, юную даму, которую звали Лаура. Любовь к прекрасной даме он пронесет через всю жизнь и останется верен ей даже после ее смерти. Неразделенная любовь к Лауре заставит его удалиться из Авиньона и уединиться в Воклюзе.

Любовная лирика в творчестве Петрарки занимает особое место. Свое глубокое чувство к Лауре он передает в стихах «Канцоньере», состоящих из двух частей. Первая — «На жизнь мадонны Лауры», вторая — «На смерть мадонны Лауры». В «Канцоньере» 317 сонетов, 9 секстин, 29 канцон, 4 мадригала и 7 баллад. Лирика Петрарки стала новым этапом в развитии не только итальянской, но и европейской поэзии в целом. Стихотворная форма Петрарки совершенна, образы изящны, стих музыкален. Используемые им стилистические приемы, которые отражают смятение в его душе и придают сонетам драматизм, абсолютно не нарушают плавности и гармоничности его стиха.

В 1354 году Петрарка написал терцинами аллегорическую поэму «Триумфы», которую также посвятил Лауре. Литературные произведения Петрарки сыграли огромную роль в развитии европейской поэзии. Его, наряду с Данте и Боккаччо, считают создателями потрясающего итальянского литературного языка. Среди лирических стихов имеются у поэта и политические. В канцоне «Моя Италия» с болью и горечью Петрарка раскрывает раздробленность страны, анархию и междоусобицу, царящую в ней. Спасти итальянский народ он призывает Кола ди Риенцо, которому посвятил канцону «Благородный дух». В 1339—1342 годах Петрарка создает в стиле «Энеиды» латинскую поэму «Африка», рассказывающую о второй Пунической войне. В 1342—1343 годах Петрарка написал философский трактат на латыни «О презрении к миру».

Литературные произведения Петрарки и его письма принесли ему успех и известность. Почти в одно и то же время Петрарка получил приглашение из Неаполя, Парижа и Рима короноваться лавровым венком. Выбрав Рим в 1341 году, Петрарка был торжественно коронован лавровым венком. Богат и многогранен его талант. Писатель и поэт, удостоившийся любви, славы и признания еще при жизни, Петрарка был неутомимым путешественником, прекрасным знатоком античной литературы, ценителем природы и всего прекрасного, ученый, мыслитель. Он стал первым, кто в 1336 году официально зарегистрировал свое восхождение (вместе с братом) на вершину Мон-Ванту. Петрарка в последние годы жизни находился в Падуе при дворе Франческо да Каррара или в загородной деревне Арква, где и скончался 19 июля 1374 года, не дожив одного дня до своего 70-ти летия.

Франческо Петрарка краткая биография и интересные факты из жизни итальянского поэта изложены в этой статье.

Франческо Петрарка краткая биография

Франческо Петрарка появился на свет в 1304 году в городке Ареццо в семье нотариуса. Известно, что его семья в 1312 году переехала в Авиньон. Первоначальное образование он получил вначале в Монпелье. После обучался юриспруденции в университете Болоньи. Но в душе он ненавидил свою будущую профессию. После кончины близких, Петрарка бросает учебу и возвращается в Авиньой.

В 1326 году Франческо принимает духовное звание и получает доступ ко двору Папы Римского. Пребывая во дворе, он сильно увлекся блеском и красотой местной жизни. Спустя год около церкви святой Клары он повстречал молодую, красивую женщину. Впоследствии ее поэт воспевал на протяжении всей жизни и даже после смерти. Поэтому самое известное произведение Петрарки «Сонеты» и сборник «Книга песен» были посвящены Лауре, той, которая покорила его сердце. Но им н было суждено быть вместе, ведь она была счастлива в браке с мужем и 11 детьми, поэтому любовницей стать отказалась.

Слава пришла к нему внезапно, и Петрарка получил покровительство многих влиятельных лиц. В 1330 году поэт поступает на службу к Дж. Колонна, который дал ему возможность изучать книги античных писателей. Франческо начал собирать библиотеку, переписывать рукописи древних авторов. Он даже в подражание Теренцию сочинил комедию «Филология», не сохранившеюся до наших дней.

В 1333 году Петрарка решил путешествовать – он посетил Францию, Германию, Фландрию. В странах он занимался поиском древних рукописей и осматриванием памятников. Возвратившись домой, поэт все свои дни проводил уединенно у себя дома в Воклюзе.


Самое обсуждаемое
Пинкертон — это кто такой? Пинкертон — это кто такой?
2 педагогическая наука определение 2 педагогическая наука определение
Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография Строганов, граф павел александрович Ю п строганов биография


top